Детский массаж и гимнастика в 9-12 месяцев. Комплекс упражнений. Гимнастика по красиковой


Массаж и гимнастика по И. Красиковой

В этом варианте массаж и гимнастика усложняются по мере взросления ребенка. 

Главная особенность предложенных упражнений - их комплексность, то есть каждое упражнение представляет собой сложное комбинированное движение, в котором участвуют многие группы мышц и не менее двух суставов. Эти комбинированные движения соответствуют естественному развитию малыша, что отражено в названии упражнений («ползание», «шаги» и др.). Отдельные суставные движения в этой системе отсутствуют, так как считается, что они не свойственны ребенку раннего возраста.

 

 

Комплекс для ребенка в возрасте 1-3 месяцев

Упражнение 1. Массаж рук

Положите ребенка на спину, ногами к себе. Удерживайте руку ребенка за кисть, вложив ему в ладонь ваш большой палец. Поглаживайте сначала внутреннюю, а затем внешнюю поверхность его руки в направлении от кисти к плечу (рис. 1). Повторите то же с другой рукой. Удобнее массировать правую ручку ребенка правой рукой, левую - левой.

 

Рис. 1

 

Упражнение 2. Массаж ног

Поддерживайте ногу ребенка в полусогнутом положении, держа своей рукой его пятку. Поглаживайте задненаружную поверхность в направлении от стопы к бедру (рис. 2).

Повторите то же с другой ногой. Не рекомендуется массировать переднюю поверхность голени, внутреннюю поверхность бедра, следует избегать толчков в коленные суставы.

 

Рис. 2

 

Упражнение 3. Массаж спины

Положите ребенка на живот. Если малыш еще не удерживает голову, то поверните ее набок сначала в одну, потом в другую сторону. Можно подложить ему под грудь сложенную пеленку. Погладьте спинку ребенка несколько раз в направлении от ягодиц к голове и обратно (рис. 3).

 

 

Рис. 3

 

Упражнение 4. Разгибание позвоночника

Положите ребенка на бок. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, двумя пальцами другой рукой проведите вдоль позвоночника от крестца к шее (рис. 4). В ответ малыш прогибает спинку. Если этого не происходит, повторите поглаживание, чуть усилив нажим. Затем повторите движение, перевернув ребенка на другой бок.

 

Рис. 4

 

Упражнение 5. Массаж живота

Ребенок лежит на спине. Взрослый поглаживает его животик круговым движением по ходу часовой стрелки. Постарайтесь на надавливать на область печени (правое подреберье). Затем проведите встречное поглаживание: левая рука лежит в нижней части живота ребенка, а правая - в верхней. Одновременно руки движутся в противоположных направлениях: левая вверх, правая вниз (рис. 5). Затем проведите поглаживание косых мышц живота: ладони рук лежат под поясницей ребенка, обхватывающими движениями руки направляются навстречу друг другу, пальцы соединяются над пупком.

 

 

Рис. 5

 

Упражнение 6. Укрепление мышц живота

Подведите ладони обеих рук под спину ребенка, поддерживая его голову. Медленно поднимайте малыша почти до вертикального положения, затем медленно опускайте (рис. 6). Следите, чтобы ребенок упирался стопами в живот взрослого и не запрокидывал головку.

 

 

Рис. 6

 

Упражнение 7. Массаж стоп

Удерживайте ногу ребенка одной рукой в области голени. Указательный и средний пальцы другой руки приложите к тыльной стороне стопы, создавая опору. Подушечкой большого пальца энергично поглаживайте подошву круговыми движениями или рисуя «восьмерку». Затем, не меняя положения рук, несколько раз согните и разогните ножку ребенка в голеностопном суставе. Повторите упражнения с другой ногой.

 

Упражнение 8. Рефлекторное ползание

Положите ребенка на живот, согните ему ножки, разведя в сторону колени. Осторожно, не прикасаясь к подошвам, обхватите стопы ребенка с тыльной стороны (рис. 7).

 

Рис. 7

 

Затем прикоснитесь большими пальцами к обеим подошвам одновременно. В ответ малыш рефлекторно разгибает ноги, энергично отталкиваясь и продвигаясь вперед. Следите, чтобы ваши руки создавали хорошую опору и малыш мог бы оттолкнуться от них. Уложите руки ребенка под грудью, чтобы они не мешали ему.

 

Упражнение 9. Эмбрион

Положите ребенка на спину, «сгруппируйте» его: сложите ручки крест-накрест на груди, подтяните согнутые ноги к животу, широко разведя в стороны колени, наклоните головку к груди (рис. 8).

Одной рукой придерживайте ему руки и ноги, другой - голову под затылком. В таком «эмбриональном» положении покачайте ребенка взад-вперед, из стороны в сторону и по кругу.

 

Рис. 8

 

Упражнение 10. Рефлекторная ходьба

Возьмите малыша под мышки в вертикальном положении. Дайте ему прикоснуться стопами к твердой поверхности стола. Ведите его, слегка наклоняя вперед и как бы перенося вес его тела с одной ноги на другую, закрепляя тем самым врожденный рефлекс ходьбы (рис. 9).

 

Рис. 9

 

Держа ребенка на весу, старайтесь не сдавливать ему грудную клетку и следите, чтобы он полностью ставил стопу на опору, а не «ходил» на цыпочках.

 

Комплекс для ребенка в возрасте 3-4 месяцев

Вышеперечисленные упражнения сохраняются (при этом некоторые из них усложняются) и добавляются новые.

 

Упражнение 11. Кольцевое растирание

К упражнениям 1-2 в этом возрасте добавляется кольцевое растирание: вложите свой большой палец в кисть ребенка, а большим и указательным пальцем другой своей руки обхватите его руку в области запястья. Делайте энергичные кольцевые растирания, в 3-4 оборота продвигаясь до локтя, а затем в 5-6 оборотов до плечевого сустава (рис. 10). Повторите упражнение на другой руке. Аналогично проводится кольцевое растирание ног, но ноги растираются обеими руками, которые движутся от стопы к бедру.

 

 

Рис. 10

 

Упражнение 12. Повороты со спины на живот

Повороты выполняют 2-3 раза в каждую сторону. Вложите указательный палец своей руки в ладонь ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. Указательным и большим пальцем другой руки обхватите снизу одну ногу ребенка, а другими пальцами той же руки - вторую ногу (захват «вилочка») (рис. 11). Поверните таз ребенка вперед, малыш самостоятельно повернет верхнюю часть тела и голову. Задержите малыша в этом положении на несколько мгновений, затем выведите ручку немного вперед - и он перевернется на живот.

 

Рис. 11

 

Упражнение 13. «Боксер»

Ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладошки ребенка, остальными пальцами слегка придерживайте его кисти.

Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, как бы боксируя ими (рис. 12). Избегайте резких рывков.

 

 

Рис. 12

 

Упражнение 14. «Пловец»

Поверните малыша на живот. Поддерживая его ноги «вилочкой» и поднимая их, подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору, и поднимите ребенка над столом (рис. 13). Малыш в течение нескольких секунд просто лежит на вашей ладони, как на площадке.

 

Рис. 13

 

Упражнение 15. Покачивание на мяче.

Положите ребенка животом на надувной мяч, широко разведя его ноги в стороны. Покачайте его в различных направлениях (рис. 14). Побуждайте его самостоятельно отталкиваться руками и ногами от поверхности стола. Затем положите ребенка на мяч спиной и покачайте в разные стороны.

 

Рис. 14

 

 

Комплекс для ребенка в возрасте 4-6 месяцев

К предыдущим упражнениям добавляются новые.

 

Упражнение 16. Скользящие шаги

Малыш лежит на спине. Удерживайте его ножки в нижней части голеней. Выпрямите одну ногу, скользя при этом стопой по поверхности стола.

Таким же образом выпрямите другую ногу. Сгибайте ноги ребенка вместе или поочередно, широко разводя колени в стороны (рис. 15). Можно менять темп движений: медленно - быстро - медленно, и сопровождать шаги ритмичным счетом или присказкой.

 

 

Рис. 15

 

Упражнение 17. Присаживание с прогибанием позвоночника

Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными слегка придерживайте его кисти. Выпрямите руки ребенка, слегка разведя их в стороны. Легким потягиванием руки и словами «садимся» побуждайте ребенка оторвать голову и верхнюю часть тела (рис. 16). Приведите ребенка в сидячее положение. Перехватите своей левой рукой обе руки малыша, соединив их спереди. Проведите двумя пальцами правой руки вдоль его позвоночника снизу вверх. Ребенок будет разгибать спину.

 

Рис. 16

 

Упражнение 18. Круговые движения руками

Малыш держится за большие пальцы ваших рук. Медленно, плавно разведите руки ребенка в стороны, поднимите через стороны к голове и опустите вперед и вниз (рис. 17). Затем измените направление движения: вперед, вверх, в стороны и вниз.

 

 

Рис. 17

 

Комплекс для ребенка в возрасте 6-9 месяцев

К предыдущим упражнениям добавляются новые.

 

Упражнение 19. Ползание на четвереньках

Если ребенок еще не начал ползать, поставьте его на четвереньки, согнув ножки под животиком, и, заинтересовав его игрушкой и слегка подталкивая сзади, побуждайте его передвигаться вперед.

 

Упражнение 20. «Тачка»

Приподнимите малыша над столом горизонтально так, чтобы он опирался на выпрямленные руки. Ноги захватите «вилочкой», свободной рукой поддерживайте его под живот (рис. 18). Положите вперед игрушку и слегка покачивая вперед ребенка, побуждайте его передвигаться на руках.

 

Рис. 18

 

Комплекс для ребенка в возрасте 9-12 месяцев

В этом возрасте дети активно ползают и начинают ходить, поэтому занятия массажем и гимнастикой часто приходится прекращать - сложно заставить ребенка делать то, что хочет взрослый, а не он сам. Сохраняются все предыдущие упражнения в любых сочетаниях. Побуждайте ребенка к самостоятельной ходьбе - например, поставьте его ноги на свои и ходите вместе с ним.

Если вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, ею с другими! Спасибо 

Последние новости:

Предыдущие новости:

allmammy.ru

Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет

Красикова И. С.

Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет

Содержание

Предисловие

Массаж и гимнастика для здорового ребенка до года

Особенности детского массажа

Особенности гимнастики

Противопоказания к массажу и гимнастике

Условия для проведения массажа и гимнастики

Массаж и гимнастика здорового ребенка

1-3 месяца

Краткая характеристика умений и возможностей

I комплекс упражнений.План занятий

Методические замечания

3—4 месяца

Краткая характеристика умений и возможностей

II комплекс упражнений.План занятий

Методические замечания

4-6 месяцев

Краткая характеристика умений и возможностей

III комплекс упражнений.План занятий

Методические замечания

6-9 месяцев

Краткая характеристика умений и возможностей

IV комплекс упражнений.План занятий

Методические замечания

9-12 месяцев

Краткая характеристика умений и возможностей

V комплекс упражнений.План занятий

Методические замечания

Массаж и гимнастика для здорового ребенка

от года до трех лет

Первые шаги. Физическое воспитание детей второго и третьего

года жизни

Психомоторное развитие детей 1-3 лет (помесячно)

Краткая характеристика умений и возможностей детей в возрасте

от одного года до трех лет

Массаж и гимнастика для детей в возрасте от одного года

дотрех лет

Особенности массажа

Упражнения для детей в возрасте от одного года до трех лет

Упражнения для воспитания правильной ходьбы

Упражнения в равновесии

Упражнения в лазанье

Упражнения в ползанье

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для рук и плечевого пояса

Упражнения для ног

Упражнения для туловища

Упражнения с флажками

Упражнения с мячом

Дыхательные упражнения

Пальчиковая гимнастика

Массаж и гимнастика для здоровых недоношенных детей

Недоношенные дети

Значение массажа и гимнастики для недоношенных детей

Подбор величины нагрузки в комплексе лечебной гимнастики

Лечебная гимнастика и массаж для детей до 1 года 4 месяцев

I комплекс упражнений

II комплекс упражнений

III комплекс упражнений

IV комплекс упражнений

V комплекс упражнений

VI комплекс упражнений

VII комплекс упражнений

VIII комплекс упражнений

IX комплекс упражнений

Лечебная гимнастика и массаж для детей с нарушениями

развития и некоторыми заболеваниями

Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функций

центральной нервной системы

Некоторые приемы массажа и упражнения, способствующие

общему расслаблению мышц тела ребенка

Приемы и упражнения, способствующие расслаблению

мышц-сгибателей рук, развитию хватательной и опорной

функций рук

Приемы и упражнения, способствующие расслаблению приводящих

мышц бедра, задней группы мышц голени,

развитию опорной функции стоп

Некоторые приемы массажа и упражнения, способствующие

укреплению мышц

Некоторые упражнения и приемы массажа при асимметрии

мышечного тонуса туловища и конечностей

Некоторые упражнения, способствующие развитию чувства

равновесия

Лечебная гимнастика и массаж при врожденной мышечной

кривошее

Лечебная гимнастика и массаж при врожденном вывихе бедра,

дисплазии тазобедренного сустава

Лечебная гимнастика и массаж при врожденной косолапости

Особенности массажа при врожденной косолапости

Лечебная гимнастика и массаж при пупочной грыже

Гипотрофия

Рахит

Острые респираторные вирусные инфекции и их осложнения

Плоскостопие и плоско-вальгусная установка стоп

Искривление ног

Вальгусная (х-образная) деформация ног

Варусная (о-образная) деформация ног

ПЛАВАНИЕ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ

ДНЕВНИК ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

ЛИТЕРАТУРА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми.

Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние

оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького

человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное

и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых — все это та

благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное,

но и душевное.

Правда, и сегодня многие недооценивают значение движений для

детей раннего возраста. Часто можно услышать: "У меня замечательный

малыш, такой спокойный". Да, это удобно, когда ребенок тихо лежит в

кроватке, спокойно сидит в креслице или стоит в манеже, послушно идет

со взрослым за ручку. Но ограничение естественной подвижности, недостаточная

физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказывается как

на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Особенно

актуальна эта проблема для городских детей, вынужденных большую

часть времени проводить в помещениях.

Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные

занятия. Массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивает все

органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский

организм.

Кроме того, ласковые прикосновения родительских рук, упражнения

в виде игры доставляют большое удовольствие малышу, укрепляют эмоциональную

связь между ним и взрослыми.

В результате регулярных занятий здоровый ребенок станет более совершенным,

а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.

Предложенная в этой книге система массажа и гимнастики основана

на методиках известных петербургских педиатров: К. Д. Губерта,

М. Г. Рысса, А. Ф. Тура, которые давно и с большим успехом применяются

в детских оздоровительных и лечебных учреждениях.

3

Основная часть книги посвящена массажу и гимнастике для здорового

ребенка, в ней подробно изложены особенности психомоторного

развития детей от первых дней жизни до трех лет, в соответствии с которыми

предложены возрастные комплексы упражнений.

Далее даны методики занятий с недоношенными детьми и с детьми,

страдающими наиболее распространенными заболеваниями, которые требуют

длительного лечения с обязательным участием родителей.

Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством

профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих

заболеваний. Естественно, в этом случае родители должны проконсультироваться

с врачом.

Эта книга может быть полезна как родителям, так и всем, кто

работает с маленькими детьми. Доступная форма изложения и большое

количество рисунков позволяют освоить массажные приемы и

специальные упражнения и применять полученные знания как в домашних

условиях, так и в детских оздоровительных учреждениях.

Пусть наши дети будут здоровы!

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА ДО ГОДА

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО МАССАЖА

Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно

благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по

нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые,

достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на

центральную нервную систему, в связи с чем улучшается ее основная

функция — контроль над работой всех органов и систем.

Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном

возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на

развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций.

Поглаживание, легкое похлопывание по щечке вызывает у младенца

улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный

(улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда способны

ее стимулировать. Педиатры называют эту улыбку физиологической,

в отличие от улыбки в ответ на обращение. Психологи, изучающие

развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции (гуление)

чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как

другие формы общения со взрослым не вызывают у ребенка оживления.

Эти наблюдения получили теоретическое обоснование в работах физиологов,

которые свидетельствуют, что проводящие пути кожного анализатора

созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы

уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее доступен

воздействию через кожу; прикосновение вызывает не только эмоциональные,

но и определенные двигательные реакции.

Мозг человека растет и развивается исключительно благодаря его

использованию. Чем чаще используются чувствительные и двигательные

окончания мозга в данный момент времени, тем больший объем занимает

мозг в процессе своего роста. В этом смысле рост мозга ничем не отличается

от роста мышц.

7

В детском массаже используются все приемы классического массажа:

поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные

приемы, некоторые приемы точечного массажа.

Различные приемы массажа оказывают различное действие на н е р-

в н у ю с и с т е м у : поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают

тормозные процессы — успокаивают нервную систему. Покола-

чивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.

Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и системы,

которые расположены ближе к коже: это прежде всего л и м ф а т и ­ч

е с к а я с и с т е м а . Массаж активно влияет на лимфообращение,

ускоряя ток лимфы и тем самым содействуя освобождению тканей от

продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают

быстрее, чем при полном покое.

Под влиянием массажа периферическая к а п и л л я р н а я с е т ь

расширяется, что проявляется порозовением кожи (эффект, которого следует

добиваться при массаже). Приток крови к массируемому участку

обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи:

она становится розовой, блестящей, эластичной.

Действие различных приемов массажа на мышцы различно: поглаживание,

растирание, разминание вызывает расслабление мышц; покола¬

чивание и пощипывание — сокращение.

При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой

сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), массаж

живота механически содействует освобождению кишечника от газов

и приобретает в этих случаях особое значение.

При проведении массажа необходимо помнить, что у младенца кожа

первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая. Поэтому вначале приемы

массажа должны быть щадящими (поглаживание), потом постепенно

можно вводить и другие: растирание, легкие ударные приемы (поколачи¬

вание 1-2 пальцами), разминание. Медленно нарастает интенсивность и

длительность процедуры.

Во время массажа тело ребенка должно находиться в горизонтальном

положении (лежа), а при массаже конечностей — их следует удерживать

в состоянии легкого полусгибания.

При массаже ног следует избегать толчков в коленные суставы,

обходя коленную чашечку снаружи, и не затрагивать переднюю поверхность

голени.

При массаже живота необходимо щадить область печени (правое

подреберье) и не задевать половых органов, при похлопывании спины

надо обходить область почек (поясницу).

8

ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ

Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка,

в результате систематической тренировки ни одна из систем не останется

без изменений. Эти изменения касаются, в первую очередь мышц, костей,

сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в

период их формирования и наибольшей пластичности.

Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ

в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во

время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несущей

ей питательные вещества и кислород. Мышцы становятся округлыми,

эластичными, сильными и выносливыми.

При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раздражение

надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся

толще, шире и крепче.

Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то

во время движений объем крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, увеличивается,

вместе с этим усиливается и легочная вентиляция, т. е. насыщение

крови кислородом.

Чем продолжительнее физическая активность, тем глубже дыхание.

Для ребенка проползти длинный отрезок без остановки — то же, что для

взрослого прогуляться пешком несколько километров.

Во время движений в организме вырабатывается тепло; известно, что

в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в

противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы

хорошо они ни были одеты. Во время движений, в связи с повышением

теплопродукции, усиливается работа потовых желез, которые являются

механизмом теплорегуляции.

Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыхания,

кровообращения, теплорегуляции. Все это требует взаимной согласованности

в работе всех физиологических систем, что зависит от соответствующей

нервной регуляции.

Так, в тренировку включается и нервная система. Русский физиолог

И. М. Сеченов писал, что «работа мышц есть работа мозга», и

этим определил взаимозависимость мышечной работы и нервной системы*.

Данные физиологии говорят, что там, где двигательный аппарат находится

в неблагоприятных условиях, задерживается и общее развитие

высшей нервной деятельности.

* См. И. М. Сеченов. Рефлексы головного мозга. М., 1961.

9

Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой является

нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основные

свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность —

совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного

развития личности.

В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются

для них основным источником радости, а хорошее бодрое настроение —

основа крепкого здоровья.

Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер

работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев)

вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для

питания тканей, радость расширяет сосуды, и при этом создаются благоприятные

условия для питания и работы органов. Мы привыкли все

наши чувства приписывать сердцу, отсюда выражения «сердце замирает

от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Эта связь эмоций

с работой сердца и сосудов была отмечена еще в глубокой древности:

«сердце холодное, горячее, доброе, злое, черствое, отзывчивое» и т. д.,

или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и т. д. Происхождение

этой связи И. П. Павлов находил у наших отдаленных предков, каждое

«чувствование» выражалось движением: страх переходил в бег, гнев — в

драку, радость выражалась пляской (а движения, естественно, отражаются

на работе сердца и сосудов), и таким образом и «установилось точное

согласование между чувствованиями и сердечной деятельностью»*.

Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится

не только к гимнастике, но и к движению вообще — будь то

самостоятельная активная деятельность или организованные подвижные

игры.

В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собственной

инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует

деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наименее

утомительная из всех форм двигательной активности детей.

Однако в ней главным образом удовлетворяется свойственная ребенку

чрезвычайно большая потребность в движениях. Ни одна из всех других

форм двигательной активности (организованные подвижные игры,

зарядка, гимнастика) и даже все они, вместе взятые, не покрывают эту

потребность так полно, как самостоятельная деятельность при условии,

конечно, соответствующей обстановки, обеспечивающей активность детей

данного возраста. Поэтому организация условий (площадь, пособия,

*И. П. Павлов. Поли. собр. соч., т. 5. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1952, с. 330-332.

10

игрушки) для подвижных игр должна быть на первом месте в плане

воспитания движений детей.

Кому не известна детская непоседливость и кажущаяся на первый

взгляд неутомимость? Обездвижение причиняет ребенку страдание, и плохие

педагоги часто использовали его как наказание: «стань в угол, к стенке»

и т. п. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любознательность

ребенка, создавая условия для его активной деятельности.

К сожалению, и педагогика, и медицина, говоря о физическом развитии,

имеют в виду вес, рост, заболеваемость и недостаточно внимания

уделяют телосложению, пропорциональности, красоте детского тела,

которые в очень большой степени зависят от правильности движений, а

этому ребенка надо обучить.

Правильное выполнение движений является непременным условием

правильного формирования тела (телосложения): «функция творит орган».

Ни в самостоятельной деятельности, ни в организованных подвижных

играх мы не можем, да и не должны добиваться точности движений,

так как тогда это будет не игра, а упражнение.

Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия —

гимнастика. В этих занятиях формирование правильного двигательного стереотипа

проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения постепенно

уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей

затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве

составляют основу всех жизненно необходимых движений.

Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте — в

период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать правильный

динамический стереотип и тем устойчивее результаты.

Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным

навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в

первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться

со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов

ведет к деформации позвоночника.

После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом

правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате

чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.

После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует

хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если

она правильная, может быть отличным средством физической культуры

на протяжении всей жизни человека.

Гимнастика является самой напряженной формой двигательной активности

детей, направленной на развитие статических и динамических

11

функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмичности

в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспечивающих

меньшую утомляемость.

Ниже предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют

собой сложные комбинированные движения с вовлечением в

работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что соответствует

характеру жизненно необходимых движений человека.

По форме эти упражнения соответствуют в огромном большинстве

естественным наиболее употребительным движениям, что отчасти видно

из их названий: «ползание», «скользящие шаги» и пр.

В предлагаемой системе отсутствуют изолированные суставные движения;

такие движения не представляют для детей интереса и не свойственны

ребенку раннего возраста, который на внешние раздражения

отвечает главным образом общей двигательной реакцией.

В связи с основной задачей гимнастики — улучшать качество движений

— правильность и точность движений в гимнастических упражнениях

должна контролироваться руками того, кто проводит занятие, или специальными

приспособлениями. Только при этом условии в гимнастике

ребенок получит то, чего он не получает в свободных и организованных

подвижных играх. В этом и заключается отличие гимнастики от всех

других форм двигательной активности ребенка, основанных на свободных

движениях, точность и правильность которых не обусловлена.

Может ли ребенок, помимо гимнастики, в свободных и организованных

играх приобрести правильный динамический стереотип? Может, хотя далеко

не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае

длинный путь. Гимнастика же представляет собой более короткий и верный

путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей.

Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, так как

двигательная полноценность ребенка в большой степени определяет его

место и самочувствие в детском коллективе. Общительность и положительное

отношение ребенка к другим детям отчасти зависит от этого.

Ребенку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями

товарищей, он становится помехой и нежеланным партнером в играх.

Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности

ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений: в

грудном возрасте — руками родителей, в более старшем — специальными

приспособлениями (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, элементы

домашней обстановки).

Для того, чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо

соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org

Массаж и гимнастика по И. Красиковой

В этом варианте массаж и гимнастика усложняются по мере взросления ребенка. 

Главная особенность предложенных упражнений - их комплексность, то есть каждое упражнение представляет собой сложное комбинированное движение, в котором участвуют многие группы мышц и не менее двух суставов. Эти комбинированные движения соответствуют естественному развитию малыша, что отражено в названии упражнений («ползание», «шаги» и др.). Отдельные суставные движения в этой системе отсутствуют, так как считается, что они не свойственны ребенку раннего возраста.

 

 

Комплекс для ребенка в возрасте 1-3 месяцев

Упражнение 1. Массаж рук

Положите ребенка на спину, ногами к себе. Удерживайте руку ребенка за кисть, вложив ему в ладонь ваш большой палец. Поглаживайте сначала внутреннюю, а затем внешнюю поверхность его руки в направлении от кисти к плечу (рис. 1). Повторите то же с другой рукой. Удобнее массировать правую ручку ребенка правой рукой, левую - левой.

 

Рис. 1

 

Упражнение 2. Массаж ног

Поддерживайте ногу ребенка в полусогнутом положении, держа своей рукой его пятку. Поглаживайте задненаружную поверхность в направлении от стопы к бедру (рис. 2).

Повторите то же с другой ногой. Не рекомендуется массировать переднюю поверхность голени, внутреннюю поверхность бедра, следует избегать толчков в коленные суставы.

 

Рис. 2

 

Упражнение 3. Массаж спины

Положите ребенка на живот. Если малыш еще не удерживает голову, то поверните ее набок сначала в одну, потом в другую сторону. Можно подложить ему под грудь сложенную пеленку. Погладьте спинку ребенка несколько раз в направлении от ягодиц к голове и обратно (рис. 3).

 

 

Рис. 3

 

Упражнение 4. Разгибание позвоночника

Положите ребенка на бок. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, двумя пальцами другой рукой проведите вдоль позвоночника от крестца к шее (рис. 4). В ответ малыш прогибает спинку. Если этого не происходит, повторите поглаживание, чуть усилив нажим. Затем повторите движение, перевернув ребенка на другой бок.

 

Рис. 4

 

Упражнение 5. Массаж живота

Ребенок лежит на спине. Взрослый поглаживает его животик круговым движением по ходу часовой стрелки. Постарайтесь на надавливать на область печени (правое подреберье). Затем проведите встречное поглаживание: левая рука лежит в нижней части живота ребенка, а правая - в верхней. Одновременно руки движутся в противоположных направлениях: левая вверх, правая вниз (рис. 5). Затем проведите поглаживание косых мышц живота: ладони рук лежат под поясницей ребенка, обхватывающими движениями руки направляются навстречу друг другу, пальцы соединяются над пупком.

 

 

Рис. 5

 

Упражнение 6. Укрепление мышц живота

Подведите ладони обеих рук под спину ребенка, поддерживая его голову. Медленно поднимайте малыша почти до вертикального положения, затем медленно опускайте (рис. 6). Следите, чтобы ребенок упирался стопами в живот взрослого и не запрокидывал головку.

 

 

Рис. 6

 

Упражнение 7. Массаж стоп

Удерживайте ногу ребенка одной рукой в области голени. Указательный и средний пальцы другой руки приложите к тыльной стороне стопы, создавая опору. Подушечкой большого пальца энергично поглаживайте подошву круговыми движениями или рисуя «восьмерку». Затем, не меняя положения рук, несколько раз согните и разогните ножку ребенка в голеностопном суставе. Повторите упражнения с другой ногой.

 

Упражнение 8. Рефлекторное ползание

Положите ребенка на живот, согните ему ножки, разведя в сторону колени. Осторожно, не прикасаясь к подошвам, обхватите стопы ребенка с тыльной стороны (рис. 7).

 

Рис. 7

 

Затем прикоснитесь большими пальцами к обеим подошвам одновременно. В ответ малыш рефлекторно разгибает ноги, энергично отталкиваясь и продвигаясь вперед. Следите, чтобы ваши руки создавали хорошую опору и малыш мог бы оттолкнуться от них. Уложите руки ребенка под грудью, чтобы они не мешали ему.

 

Упражнение 9. Эмбрион

Положите ребенка на спину, «сгруппируйте» его: сложите ручки крест-накрест на груди, подтяните согнутые ноги к животу, широко разведя в стороны колени, наклоните головку к груди (рис. 8).

Одной рукой придерживайте ему руки и ноги, другой - голову под затылком. В таком «эмбриональном» положении покачайте ребенка взад-вперед, из стороны в сторону и по кругу.

 

Рис. 8

 

Упражнение 10. Рефлекторная ходьба

Возьмите малыша под мышки в вертикальном положении. Дайте ему прикоснуться стопами к твердой поверхности стола. Ведите его, слегка наклоняя вперед и как бы перенося вес его тела с одной ноги на другую, закрепляя тем самым врожденный рефлекс ходьбы (рис. 9).

 

Рис. 9

 

Держа ребенка на весу, старайтесь не сдавливать ему грудную клетку и следите, чтобы он полностью ставил стопу на опору, а не «ходил» на цыпочках.

 

Комплекс для ребенка в возрасте 3-4 месяцев

Вышеперечисленные упражнения сохраняются (при этом некоторые из них усложняются) и добавляются новые.

 

Упражнение 11. Кольцевое растирание

К упражнениям 1-2 в этом возрасте добавляется кольцевое растирание: вложите свой большой палец в кисть ребенка, а большим и указательным пальцем другой своей руки обхватите его руку в области запястья. Делайте энергичные кольцевые растирания, в 3-4 оборота продвигаясь до локтя, а затем в 5-6 оборотов до плечевого сустава (рис. 10). Повторите упражнение на другой руке. Аналогично проводится кольцевое растирание ног, но ноги растираются обеими руками, которые движутся от стопы к бедру.

 

 

Рис. 10

 

Упражнение 12. Повороты со спины на живот

Повороты выполняют 2-3 раза в каждую сторону. Вложите указательный палец своей руки в ладонь ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. Указательным и большим пальцем другой руки обхватите снизу одну ногу ребенка, а другими пальцами той же руки - вторую ногу (захват «вилочка») (рис. 11). Поверните таз ребенка вперед, малыш самостоятельно повернет верхнюю часть тела и голову. Задержите малыша в этом положении на несколько мгновений, затем выведите ручку немного вперед - и он перевернется на живот.

 

Рис. 11

 

Упражнение 13. «Боксер»

Ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладошки ребенка, остальными пальцами слегка придерживайте его кисти.

Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, как бы боксируя ими (рис. 12). Избегайте резких рывков.

 

 

Рис. 12

 

Упражнение 14. «Пловец»

Поверните малыша на живот. Поддерживая его ноги «вилочкой» и поднимая их, подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору, и поднимите ребенка над столом (рис. 13). Малыш в течение нескольких секунд просто лежит на вашей ладони, как на площадке.

 

Рис. 13

 

Упражнение 15. Покачивание на мяче.

Положите ребенка животом на надувной мяч, широко разведя его ноги в стороны. Покачайте его в различных направлениях (рис. 14). Побуждайте его самостоятельно отталкиваться руками и ногами от поверхности стола. Затем положите ребенка на мяч спиной и покачайте в разные стороны.

 

Рис. 14

 

 

Комплекс для ребенка в возрасте 4-6 месяцев

К предыдущим упражнениям добавляются новые.

 

Упражнение 16. Скользящие шаги

Малыш лежит на спине. Удерживайте его ножки в нижней части голеней. Выпрямите одну ногу, скользя при этом стопой по поверхности стола.

Таким же образом выпрямите другую ногу. Сгибайте ноги ребенка вместе или поочередно, широко разводя колени в стороны (рис. 15). Можно менять темп движений: медленно - быстро - медленно, и сопровождать шаги ритмичным счетом или присказкой.

 

 

Рис. 15

 

Упражнение 17. Присаживание с прогибанием позвоночника

Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными слегка придерживайте его кисти. Выпрямите руки ребенка, слегка разведя их в стороны. Легким потягиванием руки и словами «садимся» побуждайте ребенка оторвать голову и верхнюю часть тела (рис. 16). Приведите ребенка в сидячее положение. Перехватите своей левой рукой обе руки малыша, соединив их спереди. Проведите двумя пальцами правой руки вдоль его позвоночника снизу вверх. Ребенок будет разгибать спину.

 

Рис. 16

 

Упражнение 18. Круговые движения руками

Малыш держится за большие пальцы ваших рук. Медленно, плавно разведите руки ребенка в стороны, поднимите через стороны к голове и опустите вперед и вниз (рис. 17). Затем измените направление движения: вперед, вверх, в стороны и вниз.

 

 

Рис. 17

 

Комплекс для ребенка в возрасте 6-9 месяцев

К предыдущим упражнениям добавляются новые.

 

Упражнение 19. Ползание на четвереньках

Если ребенок еще не начал ползать, поставьте его на четвереньки, согнув ножки под животиком, и, заинтересовав его игрушкой и слегка подталкивая сзади, побуждайте его передвигаться вперед.

 

Упражнение 20. «Тачка»

Приподнимите малыша над столом горизонтально так, чтобы он опирался на выпрямленные руки. Ноги захватите «вилочкой», свободной рукой поддерживайте его под живот (рис. 18). Положите вперед игрушку и слегка покачивая вперед ребенка, побуждайте его передвигаться на руках.

 

Рис. 18

 

Комплекс для ребенка в возрасте 9-12 месяцев

В этом возрасте дети активно ползают и начинают ходить, поэтому занятия массажем и гимнастикой часто приходится прекращать - сложно заставить ребенка делать то, что хочет взрослый, а не он сам. Сохраняются все предыдущие упражнения в любых сочетаниях. Побуждайте ребенка к самостоятельной ходьбе - например, поставьте его ноги на свои и ходите вместе с ним.

Если вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, ею с другими! Спасибо 

Последние новости:

Предыдущие новости:

www.allmammy.ru

Гимнастика и массаж | Happymomsplace

физическое развитие ребенка с года до двух

Добрый день, дорогие читатели. Вот наш ребеночек перешагнул рубеж в один годик. Вы занимались гимнастикой, массажем, грудничковым плаванием, фитболом… Или не занимались — тогда пора начинать! :). Ребёночек подрос и возникают вопросы, что же делать дальше, как правильно и хорошо позаботиться о его физическом развитии. Сегодня у нас в гостях Ирина Семеновна КРАСИКОВА и она поможет нам разобраться в вопросах физического развития ребенка с года до двух.

... Читать далее. Массаж ребенка до года. Интервью с инструктором по раннему детскому массажу

У нас в гостях сертифицированный инструктор Младенческого Массажа IAIM — Елена Савельева. И с ней мы будем говорить о массаже ребенка до года: а именно, что нужно помнить, делая массаж ребенку до года; каких ошибок стоит избегать; как правильно создать комфортную атмосферу во время массажа; что делать, если ребенок не хочет делать массаж и многие другие интересные вопросы. В двух словах расскажу об организации IAIM — Международной Ассоциации Раннего Детского Массажа.

... Читать далее. детский массаж и гимнастика в 9-12 месяцев

Итак, детский массаж и гимнастика по методике Ирины Красиковой для здорового ребенка в возрасте 9-12 месяцев.  Перед этим Вам будет полезно прочесть «Особенности массажа», «Противопоказания и условия проведения массажа», а также «IV комплекс упражнений», автор периодически ссылается на него.  V комплекс упражнений детского массажа и гимнастики для ребенка в 9-12 месяцев План занятий 1. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой. 2. Сгибание и разгибание ног, попеременно 5-6 раз каждой ногой. 3. Поворот со

... Читать далее. Детский массаж и гимнастика в 6-9 месяцев

Итак, детский массаж и гимнастика по методике Ирины Красиковой для здорового ребенка в возрасте 6-9 месяцев. Перед этим Вам будет полезно прочесть «Особенности массажа», «Противопоказания и условия проведения массажа», а также «II комплекс упражнений», «III комплекс упражнений», автор периодически ссылается на них. IV комплекс упражнений детского массажа и гимнастики для ребенка в 6-9 месяцев План занятий 1. Скрещивание рук на груди 6-8 раз. 2. Упражнения для ног: — одновременное сгибание и

... Читать далее. Что умеет ребенок в 6-9 месяцев

Вот наш малыш и перешагнул рубеж в 6 месяцев. Повзрослел, и каждый день приобретает все новые и новые навыки. Каждый день для него – полон ярких открытий, а для нас – возможность научить чему-то новому нашего ребенка. И в этот период, 6-9 месяцев, мы научим кроху новым играм и новым элементам массажа по методике Ирины Красиковой. Читайте также «Что умеет ребенок в 4-6 месяцев» и «Комплекс упражнений для детского массажа в 4-6 месяцев». Итак… Что умеет ребенок в 6-9 месяцев Полугодовалый малыш умеет самостоятельно поворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, при потягивании за ручки поднимается на ноги. И, самое важное, ползает. Если к 6-7 месяцам ребенок ползает, то

... Читать далее. детский массаж и гимнастика Ирины Красиковой

Итак, детский массаж и гимнастика по методике Ирины Красиковой для здорового ребенка в возрасте 4-6 месяцев. Перед этим Вам будет полезно прочесть «Особенности массажа», «Противопоказания и условия проведения массажа», а также «II комплекс упражнений», автор периодически ссылается на него. III комплекс упражнений детского массажа и гимнастики для ребенка в 4-6 месяцев План занятий 1. Массаж рук: — поглаживание, 3-4 раза по каждой руке; — кольцевое растирание, 3—4 раз по каждой руке; — поглаживание, 2-3 раза по каждой руке. 2. Скрещивание рук на груди, 6-8 раз. 3. Массаж ног: — поглаживание, 2-3 раза по каждой ноге; — кольцевое растирание, 3-4 раза по всей длине ноги;  — поглаживание, 2-3 раза; — разминание:

... Читать далее. Что умеет ребенок в 4,5,6 месяцев

Мы стали еще старше:) Благодаря новым возможностям нашего тела, мы готовы к ежедневным увлекательным исследованиям окружающего мира и новым элементам в наших занятиях по массажу и гимнастике Ирины Красиковой. Читайте также «Что умеет ребенок в 3-4 месяца» и «Комплекс упражнений для детского массажа в 3-4 месяца». Что умеет ребенок в 4,5 и 6 месяцев. Малыш становится все более активным, он живо интересуется окружающим миром. Утоляйте его все возрастающее любопытство, беря на прогулки по квартире, пусть ребенок наблюдает за жизнью взрослых, общается с ними. В то же время у ребенка должна быть возможность для самостоятельных занятий с игрушками, которые развешиваются перед ним на 55 расстоянии вытянутой руки или вкладываются в ручку.

... Читать далее.

happy-people.org.ua

Детский массаж и гимнастика в 9-12 месяцев. Комплекс упражнений. - запись пользователя Алена (id1347149) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Разное

Девочки, выкладываю технику массажа Ирины Красиковой. Мне ее посоветовала невролог.

Итак, детский массаж и гимнастика по методике Ирины Красиковой для здорового ребенка в возрасте 9-12 месяцев.

V комплекс упражнений детского массажа и гимнастики для ребенка в 9-12 месяцев

План занятий

1. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой. 

2. Сгибание и разгибание ног, попеременно 5-6 раз каждой ногой.

3. Поворот со спины на живот, по 1 разу в каждую сторону.

4. Массаж спины и ягодиц.

5. Поднимание туловища из положения на животе, 1-2 раза.

6. Массаж живота.

7. Поднимание выпрямленных ног до палочки, 3-4 раза.

8. Наклоны, 2-3 раза.

9. Приседания, 4-6 раз.

10. Массаж груди.

11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно, 1-2 раза.

12. Круговые движения руками, 4-6 раз.

13. «Тачка» (ходьба на руках).

14. Обучение ходьбе.

15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию.

Практика детского массажа и гимнастики для здорового ребенка в возрасте 9-12 месяцев Ирины Красиковой

1. «Бокс» в положении сидя или стоя

Сгибайте и разгибайте руки ребенка, вложив ему в кисти кольца или другие удобные для захвата игрушки.

Во время выполнения этого упражнения малыш сидит или стоит.

 

2. Сгибание и разгибание ног

попеременно делаются в различном темпе, имитируя ходьбу и бег (см. IV комплекс № 2). Ребенок выполняет эти упражнения самостоятельно или с помощью взрослого.

 

3. Поворот со спины на живот в обе стороны

В возрасте 9-10 месяцев ребенок поворачивается самостоятельно по просьбе взрослого: «Повернись на живот», и в ту сторону, где лежит интересующая его игрушка.

 

4. Массаж спины

Напомним план массажа спины и ягодичной области:

— поглаживание по всей спине ребенка, 2-3 раза,

— растирание подушечками пальцев и пиление по всей спине и ягодицам (до легкого порозовения кожи),

— поглаживание, 2-3 раза,

— разминание длинных мышц спины (вдоль позвоночника), используя щипцеобразное разминание,

— разминание ягодичных мышц, поочередно 5-6 раз каждую,

— поглаживание, 2-3 раза,

— стимуляция ягодичных мышц поколачиванием или

 

Полный вариант статьи с картинками читайте здесь http://happy-people.org.ua/sample-post/detskij-massazh-i-gimnastika-v-9-12-mesyatsev-kompleks-uprazhnenij/. На сайте Вы также найдете массаж для других возрастов! 

Растите здоровенькими! 

Делитесь опытом проведения массажа с Вашими детками!

www.babyblog.ru

Ирина Красикова. Гимнастика для лентяек

Гимнастика для лентяек

Даже лентяйки хотят быть стройными и красивыми. Но как этого достичь без спорта или тренажеров? Очень просто — уникальная методика Ирины Красиковой поможет вам заниматься между делом так, что вы просто этого не заметите! Специально для лентяек (и не только!): как стать КРАСИВОЙ, СТРОЙНОЙ и СЧАСТЛИВОЙ! Ирина Семеновна Красикова, врач ЛФК (лечебной физической культуры) с более чем двадцатилетним опытом работы в области восстановительной терапии. Закончила Первый медицинский институт им. акад. И. П. Павлова по специальности терапия. Специализировалась в Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии по специальности лечебная физкультураи мануальная терапия. Преподаватель курсов повышения квалификации массажистов, автор популярных книг по лечебной физкультуре и детскому массажу.

Издательство: "Астрель-СПб, АСТ, Астрель" (2013)

Формат: 70x90/16, 160 стр.

ISBN: 978-5-17-077298-8, 978-5-9725-2432-7

Другие книги схожей тематики:

АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
    Ирина КрасиковаГимнастика для лентяекДаже лентяйки хотят быть стройными и красивыми. Но как этого достичь без спорта или тренажеров? Очень просто — уникальная методика Ирины Красиковой поможет вам заниматься между делом так, что вы… — АСТ, Астрель, (формат: 70x90/16, 160 стр.) Подробнее...2013200бумажная книга
    Гимнастика для лентяекДаже лентяйки хотят быть стройными и красивыми. Но как этого достичь без спорта или тренажеров? Очень простоуникальная методика ирины красик — АСТ, (формат: 70x90/16, 160 стр.) Подробнее...2013139бумажная книга
    Дитер ГраббеГимнастика для лентяек. Стройная за 10 минут в деньЭта книга адресована читательницам, преисполненным желания изменить свою внешность. С помощью простой ежедневной тренировки мышц в короткие сроки можно смоделировать фигуру своей мечты и добиться… — Мой Мир, ГмбХ&Ко. КГ, (формат: 70x90/16, 96 стр.) Подробнее...2007300бумажная книга

    См. также в других словарях:

    • Фейсбилдинг — (англ. facebuilding) лицевая гимнастика, одно из направлений фитнеса, применяемое в косметологии. Состоит из определенного комплекса упражнений, частично избавляющего от морщин и складок на лице, а также придающего ему эффект омоложения без… …   Википедия

    dic.academic.ru

    Красикова ирина семёновна Детский массаж Массаж и гимнастика для детей от рождения до трёх лет

    скачать файл

    Красикова ирина семёновна Детский массаж Массаж и гимнастика для детей от рождения до трёх лет.

    5-е издание, Санкт-петербург, Корона принт, 2005 год.

    Книга посвящена массажу и гимнастике для здорового ребёнка, в ней подробно изложены особенности психомоторного развития детей от первых дней жизни до трёх лет, в соответствии с которыми предложены возрастные комплексы упражнений. Далее даны методики занятий с недоношенными детьми и с детьми, страдающими наиболее распространёнными заболеваниями, которые требуют длительного лечения с обязательным участием родителей. Предложенная в этой книге система массажа и гимнастики основана на методиках известных петербургских педиатров: К. Д. Губерта, М. Г. Рысса, А. Ф. Тура, которые давно и с большим успехом применяются в детских оздоровительных и лечебных учреждениях.

    Содержание

    • Предисловие
    • Массаж и гимнастика для здорового ребёнка до года
    • Особенности детского массажа
    • Особенности гимнастики
    • Противопоказания к массажу и гимнастике
    • Условия для проведения массажа и гимнастики
    • Массаж и гимнастика здорового ребёнка одного-трёх месяцев
    • Краткая характеристика умений и возможностей
    • Первый комплекс упражнений
    • План занятий
    • Методические замечания
    • Массаж и гимнастика здорового ребёнка трёх-четырёх месяцев
    • Краткая характеристика умений и возможностей
    • Второй комплекс упражнений
    • План занятий
    • Методические замечания
    • Массаж и гимнастика здорового ребёнка четырёх-шести месяцев
    • Краткая характеристика умений и возможностей
    • Третий комплекс упражнений
    • План занятий
    • Методические замечания
    • Массаж и гимнастика здорового ребёнка шести-девяти месяцев
    • Краткая характеристика умений и возможностей
    • Четвёртый комплекс упражнений
    • План занятий
    • Методические замечания
    • Массаж и гимнастика здорового ребёнка девяти-двенадцати месяцев
    • Краткая характеристика умений и возможностей
    • Пятый комплекс упражнений
    • План занятий
    • Методические замечания
    • Массаж и гимнастика для здорового ребёнка от года до трёх лет
    • Первые шаги: физическое воспитание детей второго и третьего года жизни
    • Основные двигательные навыки детей в возрасте до трёх лет (психомоторное развитие детей одного-трёх лет помесячно)
    • Массаж и гимнастика для детей в возрасте от одного года до трёх лет
    • Особенности массажа
    • Упражнения для детей в возрасте от одного года до трёх лет
    • Упражнения для воспитания правильной ходьбы
    • Упражнения в равновесии
    • Упражнения в лазании
    • Упражнения в ползании
    • Общеразвивающие упражнения
    • Упражнения для рук и плечевого пояса
    • Упражнения для ног
    • Упражнения для туловища
    • Упражнения с флажками
    • Упражнения с мячом
    • Дыхательные упражнения
    • Пальчиковая гимнастика
    • Массаж и гимнастика для недоношенных детей
    • Недоношенные дети
    • Значение массажа и гимнастики для недоношенных детей
    • Подбор величины нагрузки в комплексе лечебной гимнастики
    • Лечебная гимнастика и массаж для детей до четырнадцати месяцев
    • Первый комплекс упражнений
    • Второй комплекс упражнений
    • Третий комплекс упражнений
    • Четвёртый комплекс упражнений
    • Пятый комплекс упражнений
    • Шестой комплекс упражнений
    • Седьмой комплекс упражнений
    • Восьмой комплекс упражнений
    • Девятый комплекс упражнений
    • Лечебная гимнастика и массаж для детей с нарушениями развития и некоторыми заболеваниями
    • Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функций центральной нервной системы
    • Некоторые приёмы массажа и упражнения, способствующие общему расслаблению мышц тела ребёнка
    • Приёмы и упражнения, способствующие расслаблению мышц-сгибателей рук, развитию хватательной и опорной функций рук
    • Приёмы и упражнения, способствующие расслаблению приводящих мышц бедра, задней группы мышц голени, развитию опорной функции стоп
    • Некоторые приёмы массажа и упражнения, способствующие укреплению мышц
    • Некоторые упражнения и приёмы массажа при асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей
    • Некоторые упражнения, способствующие развитию чувства равновесия
    • Лечебная гимнастика и массаж при врождённой мышечной кривошее
    • Лечебная гимнастика и массаж при врождённом вывихе бедра, дисплазии тазобедренного сустава
    • Лечебная гимнастика и массаж при врождённой косолапости
    • Лечебная гимнастика и массаж при пупочной грыже
    • Гипотрофия
    • Рахит
    • Острые респираторные вирусные инфекции и их осложнения
    • Плоскостопие и плосковальгусная установка стоп
    • Искривление ног
    • Вальгусная (x-образная) деформация ног
    • Варусная (о-образная) деформация ног
    • Плавание грудных детей
    • Список литературы

    Предисловие

    Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых- всё это та благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное, но и душевное. Правда, и сегодня многие недооценивают значение движений для детей раннего возраста. Часто можно услышать: " у меня замечательный малыш, такой спокойный" . Да, это удобно, когда ребёнок тихо лежит в кроватке, спокойно сидит в креслице или стоит в манеже, послушно идёт со взрослым за ручку. Но ограничение естественной подвижности, недостаточная физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказывается как на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Особенно актуальна эта проблема для городских детей, вынужденных большую часть времени проводить в помещениях. Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия, массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения родительских рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие малышу, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми. В результате регулярных занятий здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников. Предложенная в этой книге система массажа и гимнастики основана на методиках известных петербургских педиатров. Основная часть книги посвящена массажу и гимнастике для здорового ребёнка, в ней подробно изложены особенности психомоторного развития детей от первых дней жизни до трёх лет, в соответствии с которыми предложены возрастные комплексы упражнений. Далее даны методики занятий с недоношенными детьми и с детьми, страдающими наиболее распространёнными заболеваниями, которые требуют длительного лечения с обязательным участием родителей. Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих заболеваний, естественно, в этом случае родители должны проконсультироваться с врачом. Эта книга может быть полезна как родителям, так и всем, кто работает с маленькими детьми, доступная форма изложения и большое количество рисунков позволяют освоить массажные приёмы и специальные упражнения и применять полученные знания как в домашних условиях, так и в детских оздоровительных учреждениях. Пусть наши дети будут здоровы!

    Массаж и гимнастика для здорового ребёнка до года

    Особенности детского массажа

    массаж оказывает на организм ребёнка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем улучшается её основная функция- контроль над работой всех органов и систем. Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций. Поглаживание, лёгкое похлопывание по щёчке вызывает у младенца улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный (улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), ещё не всегда способны её стимулировать. Педиатры называют эту улыбку физиологической, в отличие от улыбки в ответ на обращение. Психологи, изучающие развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции (гуление) чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как другие формы общения со взрослым не вызывают у ребёнка оживления. Эти наблюдения получили теоретическое обоснование в работах физиологов, которые свидетельствуют, что проводящие пути кожного анализатора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы уже к рождению. Поэтому ребёнок первых месяцев жизни наиболее доступен воздействию через кожу, прикосновение вызывает не только эмоциональные, но и определённые двигательные реакции. Мозг человека растёт и развивается исключительно благодаря его использованию, чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания мозга в данный момент времени, тем больший объём занимает мозг в процессе своего роста, в этом смысле рост мозга ничем не отличается от роста мышц. В детском массаже используются все приёмы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, лёгкие ударные приёмы, некоторые приёмы точечного массажа. Различные приёмы массажа оказывают различное действие на нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают тормозные процессы- успокаивают нервную систему, поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие. Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и системы, которые расположены ближе к коже: это прежде всего лимфатическая система. Массаж активно влияет на лимфообращение, ускоряя ток лимфы и тем самым содействуя освобождению тканей от продуктов обмена, поэтому утомлённые мышцы при массаже отдыхают быстрее, чем при полном покое. Под влиянием массажа периферическая капиллярная сеть расширяется, что проявляется порозовением кожи (эффект, которого следует добиваться при массаже). Приток крови к массируемому участку обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи: она становится розовой, блестящей, эластичной. Действие различных приёмов массажа на мышцы различно: поглаживание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц, поколачивание и пощипывание- сокращение. При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), массаж живота механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особое значение. При проведении массажа необходимо помнить, что у младенца кожа первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая, поэтому вначале приёмы массажа должны быть щадящими (поглаживание), потом постепенно можно вводить и другие: растирание, лёгкие ударные приёмы (поколачивание одним-двумя пальцами), разминание, медленно нарастает интенсивность и длительность процедуры. Во время массажа тело ребёнка должно находиться в горизонтальном положении (лёжа), а при массаже конечностей- их следует удерживать в состоянии лёгкого полусгибания. При массаже ног следует избегать толчков в коленные суставы, обходя коленную чашечку снаружи, и не затрагивать переднюю поверхность голени. При массаже живота необходимо щадить область печени (правое подреберье) и не задевать половых органов, при похлопывании спины надо обходить область почек (поясницу).

    Особенности гимнастики

    Движения крайне важны для нормального развития и роста ребёнка, в результате систематической тренировки ни одна из систем не останется без изменений. Эти изменения касаются, в первую очередь мышц, костей, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в период их формирования и наибольшей пластичности. Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несущей ей питательные вещества и кислород, мышцы становятся округлыми, эластичными, сильными и выносливыми. При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раздражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще, шире и крепче. Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то во время движений объём крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, увеличивается, вместе с этим усиливается и лёгочная вентиляция, то есть Насыщение крови кислородом. Чем продолжительнее физическая активность, тем глубже дыхание, для ребёнка проползти длинный отрезок без остановки- то же, что для взрослого прогуляться пешком несколько километров. Во время движений в организме вырабатывается тепло, известно, что в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы хорошо они ни были одеты. Во время движений, в связи с повышением теплопродукции, усиливается работа потовых желёз, которые являются механизмом теплорегуляции. Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыхания, кровообращения, теплорегуляции. Всё это требует взаимной согласованности в работе всех физиологических систем, что зависит от соответствующей нервной регуляции. Так, в тренировку включается и нервная система, русский физиолог И. М. Сеченов писал, что «работа мышц есть работа мозга», и этим определил взаимозависимость мышечной работы и нервной системы. Данные физиологии говорят, что там, где двигательный аппарат находится в неблагоприятных условиях, задерживается и общее развитие высшей нервной деятельности. Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой является нормализация нервных процессов возбуждения и торможения, основные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность- совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности. В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источником радости, а хорошее бодрое настроение- основа крепкого здоровья. Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создаёт неблагоприятные условия для питания тканей, радость расширяет сосуды, и при этом создаются благоприятные условия для питания и работы органов. Мы привыкли все наши чувства приписывать сердцу, отсюда выражения- сердце замирает от страха, сжимается от жалости, пылает гневом и так далее. Эта связь эмоций с работой сердца и сосудов была отмечена ещё в глубокой древности: «сердце холодное, горячее, доброе, злое, чёрствое, отзывчивое» и так далее, или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и так далее. Происхождение этой связи И. П. Павлов находил у наших отдалённых предков, каждое чувствование выражалось движением: страх переходил в бег, гнев- в драку, радость выражалась пляской (а движения, естественно, отражаются на работе сердца и сосудов), и таким образом и установилось точное согласование между чувствованиями и сердечной деятельностью. Всё вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но и к движению вообще- будь то самостоятельная активная деятельность или организованные подвижные игры. В свободных подвижных играх ребёнок двигается согласно собственной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наименее утомительная из всех форм двигательной активности детей. Однако в ней главным образом удовлетворяется свойственная ребёнку чрезвычайно большая потребность в движениях, ни одна из всех других форм двигательной активности (организованные подвижные игры, зарядка, гимнастика) и даже все они, вместе взятые, не покрывают эту потребность так полно, как самостоятельная деятельность при условии, конечно, соответствующей обстановки, обеспечивающей активность детей данного возраста. Поэтому организация условий (площадь, пособия, игрушки) для подвижных игр должна быть на первом месте в плане воспитания движений детей. Кому не известна детская непоседливость и кажущаяся на первый взгляд неутомимость? Обездвижение причиняет ребёнку страдание, и плохие педагоги часто использовали его как наказание: «стань в угол, к стенке» и тому подобное. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любознательность ребёнка, создавая условия для его активной деятельности. К сожалению, и педагогика, и медицина, говоря о физическом развитии, имеют в виду вес, рост, заболеваемость и недостаточно внимания уделяют телосложению, пропорциональности, красоте детского тела, которые в очень большой степени зависят от правильности движений, а этому ребёнка надо обучить. Правильное выполнение движений является непременным условием правильного формирования тела (телосложения): «функция творит орган». Ни в самостоятельной деятельности, ни в организованных подвижных играх мы не можем, да и не должны добиваться точности движений, так как тогда это будет не игра, а упражнение. Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия- гимнастика. В этих занятиях формирование правильного двигательного стереотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения постепенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений. Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте- в период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать правильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты. Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребёнка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведёт к деформации позвоночника. После шести месяцев жизни надо научить ребёнка ползать, и при этом правильно, то есть На четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии. После года надо научить ребёнка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей, ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека. Гимнастика является самой напряжённой формой двигательной активности детей, направленной на развитие статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмичности в широком значении, то есть Пластичности и экономии энергии, обеспечивающих меньшую утомляемость. Ниже предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что соответствует характеру жизненно необходимых движений человека. По форме эти упражнения соответствуют в огромном большинстве естественным наиболее употребительным движениям, что отчасти видно из их названий: ползание, скользящие шаги и прочие. В предлагаемой системе отсутствуют изолированные суставные движения, такие движения не представляют для детей интереса и не свойственны ребёнку раннего возраста, который на внешние раздражения отвечает главным образом общей двигательной реакцией. В связи с основной задачей гимнастики- улучшать качество движений- правильность и точность движений в гимнастических упражнениях должна контролироваться руками того, кто проводит занятие, или специальными приспособлениями. Только при этом условии в гимнастике ребёнок получит то, чего он не получает в свободных и организованных подвижных играх. В этом и заключается отличие гимнастики от всех других форм двигательной активности ребёнка, основанных на свободных движениях, точность и правильность которых не обусловлена. Может ли ребёнок, помимо гимнастики, в свободных и организованных играх приобрести правильный динамический стереотип? Может, хотя далеко не всегда, путём так называемых проб и ошибок, но это в лучшем случае длинный путь. Гимнастика же представляет собой более короткий и верный путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей. Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, так как двигательная полноценность ребёнка в большой степени определяет его место и самочувствие в детском коллективе, общительность и положительное отношение ребёнка к другим детям отчасти зависит от этого. Ребёнку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями товарищей, он становится помехой и нежеланным партнёром в играх. Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребёнка, должны быть обусловлены точность и правильность движений: в грудном возрасте- руками родителей, в более старшем- специальными приспособлениями (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, элементы домашней обстановки). Для того, чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть доступны, то есть Соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребёнка, во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, также должна соответствовать возрасту. Для детей, имеющих нарушения психомоторного развития, или страдающих какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика ещё более важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим движений часто становится основным элементом комплексного лечения, наиболее эффективным средством реабилитации. Однако, в этом случае необходимо посоветоваться с педиатром и строго следовать его указаниям и рекомендациям. скачать файл

    voeto.ru