Гимнастика художественная - Техника. Гимнастика предмет


УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ в художественной гимнастике

Упражнениями с предметами можно эффективно развивать все физические качества и дифференциро­ванно влиять на укрепление определенных мышц и различных частей тела человека. Правильная техника владения предметами не позволяет занимающимся длительное время оставаться в статическом положении, заставляет их непрерывно двигаться. Поэтому упраж­нения с предметами приобретают высокую насыщенность и эмоциональность; отвлекают внимание занима­ющихся от нагрузок и тем самым помогают им легко переносить большое количество повторений однообраз­ных движений.

Каждый предмет, применяемый в гимнастических упражнениях, имеет свою специфику и поэтому воздействует преимущественно на развитие определенных фи­зических качеств. Упражнения с гимнастическими пред­метами вместе с тем развивают общую ловкость, осо­бенно ловкость рук и кистей, координацию движений, мышечную чувствительность, чувство ритма, зрение и внимание. Все это особенно важно для специалиста, которому необходимо быстро осваивать профессиональ­ные трудовые навыки, правильно распределять внима­ние.

К разучиванию упражнений с предметами следует приступать на втором курсе после того, как студентка­ми полностью усвоен предшествующий программный материал с упражнениями без предмета, и они при­обрели определенную физическую и техническую под­готовку.                    *

Преподавателю для правильной организации заня­тий и умелого использования специальной литературы необходимо иметь в виду следующее.

Предмет находится в воздухе в различных положе­ниях (вертикально, горизонтально, наклонно), его дер­жат или захватывают определенным способом держа-

ния или хвата (сверху, снизу, сбоку, скрестно, обратно, узко и т. д.), и он находится или двигается по отноше­нию к занимающемуся скрестно или продольно (по от­ношению к лицевой стороне занимающегося).

Предмет находится скрестно, если концы или края предмета располагаются на равном расстоянии от вы­полняющего упражнения. Это положение предмета в записи читается так: «обруч вперед», «палка за телом», «шарф вправо».Предмет находится продольно по отношению к гим­настке, в таком положении, когда надо различать его ближний или дальний конец или край. Например, «об­руч вперед продольно», «палка за спиной продольно», «шарф вправо продольно».

Безымянный

При описании упражнений принято указывать го­ризонтальное положение предмета (обруч вперед гoризонтально) ; вертикальное положение предмета не указывается, оно подразумевается («обруч вперед»). Исключением является палка — ее горизонтальное по­ложение считается основным и не описывается.Если предмет можно держать как двумя руками, так и одной, то вариант держания двумя руками не указывается, так же как и хват сверху. Исключением является мяч — описывается хват сверху, а хват сни­зу (на ладони, ладонях) считается закономерным.

мяч вперед                             —            руки           вперед, мяч на ладонях перед телом

обруч вперед                  —                   обруч вертикально впереди хва­том обеими руками за боковые края сверху

скакалка вперед              —                руки вперед, держать скакалку за концы

шарф вперед                  —                  шарф вертикально впереди, дер­жать двумя руками за широкий край

палка вперед — палка горизонтально впереди хва­том обеими руками сверху за концылента в правой — правая рука в сторону, лента в руке    вправо

Еще несколько похожих статей с нашего сайта:

xn--80aqqdgddhbb4i.xn--p1ai

Правила выбора предметов для упражнений в художественной гимнастике

При подготовке программы в художественной гимнастике нужно тщательно продумывать как цвет самого купальника для выполнения каждой композиции, так и выбор цвета и отделки гимнастического предмета, с которыми спортсменка выступает. Только в этом случае образ будет законченным и гармоничным, и девушка на соревнованиях сможет продемонстрировать свое мастерство, достигнутое годами напряженных тренировок.  Выигрышно смотрится сочетание, в котором цвет предмета и костюма отличаются на несколько тонов. Для расстановки цветовых акцентов используют цветной скотч, при помощи которого создаются оригинальные орнаменты, яркие блестки для оформления мяча и других предметов экипировки.

Мяч для художественной гимнастики

Выбирая мяч для художественной гимнастики, нужно помнить несколько основных правил:

1. Во многом выбор этого гимнастического предмета зависит от возраста спортсменки. Для девочек младше 7 лет и ниже 130 см лучше выбирать юниорские мячи небольшого диаметра (15 см). Для спортсменок постарше (9-10 лет) оптимальны гимнастические мячи диаметром 18,5 см, предназначенные для взрослых.

2. Кроме самого мяча, каждой девушке понадобятся насос для подкачивания предмета и чехол для хранения и транспортировки.

Лента для гимнастических выступлений

Лента для выступления – самый легкий (по весу, естественно Smile) предмет в художественной гимнастике, она изготавливается из вискозного волокна или сатина. Выбирая и готовя этот предмет к выступлениям, нужно помнить, что:

1. Длина ленты напрямую зависит от возраста спортсменки и уровня ее мастерства – лента гимнастки моложе 9 лет не превышает 4,5 метра, спортсменка 9-14 лет выступает со снарядом длиной 5 метров, старше этого возраста – 6 метров.

2. Лента для художественной гимнастики может быть однотонной или раскрашиваться с помощью специальных анилиновых красок. После этого вся лента обрабатывается заранее заваренным крахмалом, подсушивается и проглаживается горячим утюгом. Непосредственно перед тренировкой или соревнованиями ленту нужно по всей длине обработать антистатиком в аэрозольной упаковке.

3. Палочка для гимнастической ленты изготавливается из пластика или оргстекла. Цвет палочки выбирается произвольно – он должен  совпадать с цветом самой ленты или цветом гимнастического купальника. Длина палочки напрямую зависит от длины предмета – для ленты 4-4,5 метра палочка должна быть 50 см, для 5-метровой ленты – 57 см, для взрослой спортсменки оптимальная длина палочки – 60 см.

4. Для транспортировки и хранения также потребуются барабан для плотного скручивания ленты, запасной карабин для крепления и общий чехол.

Скакалка для художественной гимнастики

Скакалка, предназначенная для выступлений на гимнастическом ковре, подбирается по таким правилам:

1. Скакалка для художественной гимнастики представляет собой тонкую веревку из натуральной пеньки или синтетического волокна. Промышленность выпускает все изделия в стандартном размере – 3 метра, а уже затем снаряд подгоняется под рост гимнастки.

2. Для того чтобы подготовить предмет, спортсменка должна встать ногами на его середину и развести руки с зажатыми концами в сторону и обрезать – в этом случае длина скакалки для гимнастики с завязанными узлами будет достигать плечей девушки.

3. Для закрепления узлы скакалки из пеньки нужно хорошо прошить, тогда как нейлоновую скакалку лучше обжечь на открытом огне.

Гимнастические булавы

Для выступления каждая спортсменка должна иметь две булавы, изготавливаемые из пластика, натурального или синтетического каучука. Выбирая булаву нужно помнить следующее:

1. Для начинающих спортсменок (до 10 лет) рекомендуется длина булавы для гимнастики не менее 41 см, причем для начинающих проще работать с пластиковыми снарядами. Для спортсменок старше 10 лет подбираются стандартные булавы длиной 50 - 60 см.

2. При выборе материала для изготовления снаряда нужно помнить, что булавы из пластика проще в обращении – при падении на пол они не дают сильного отскока, но при случайном падении на спортсменку могут нанести достаточно болезненную травму.

3. Для предупреждения скольжения рекомендуется использовать снаряды с бархатными ручками.

Обруч для выступлений

При подборе обруча нужно помнить следующие правила:

1. Для тренировок и соревнований обручи для гимнастики могут изготавливаться из ПВХ, пластика и полиэтилена. Цветовая гамма подбирается каждой спортсменкой индивидуально – эти снаряды могут быть однотонными или многоцветными – для этого обручи могут окрашиваться акриловыми красками или обклеиваться цветной лентой.

2. Обруч для художественной гимнастики подбирается в зависимости от роста спортсменки – от снаряда диаметром 70 см для девочек ростом до 135 см, и до обруча диаметром 90 см для взрослых гимнасток выше 170 см.

r-gymnastics

r-gymnastics.com

Гимнастика художественная - Техника

Гимнастика относится к технико-композиционным видам спорта. Спортивное достижение в значительной мере определяется степенью владения и сложностью технических навыков (техники). При этом нужно различать технику упражнений с предметом и без предмета.

Кажущееся благодаря различным вариациям и комбинациям многообразие техники сводится к нескольким характерным техническим и структурным группам упражнений.

Структурные группы упражнений без предмета. Различаются следующие группы упражнений без предмета: шаговые комбинации, прыжки, стойки, повороты, маховые движения, волны, наклоны корпуса и элементы, выполняемые на полу.

Шаговые комбинации

Общими техническими признаками этих элементов являются продвижение вперед и цикличность. Комбинированные шаги, основу которых составляют ходьба, бег, подскоки, придают упражнению широту движений и разнообразие и хорошо подчеркивают характер и ритм музыки. Возможны разнообразные комбинации шагов с участием головы и рук, а также круговые движения вокруг оси корпуса.

Прыжки

Структура движения в прыжках характеризуется толчком, полетом и фазой приземления. Прыжки выполняются как нецикличные элементы по определенным правилам эстетики движения. Толчок начинается с определенного в зависимости от прыжка сгиба суставов ног, колен, корпуса. Силовой толчок всегда должен заканчиваться напряжением всех суставов и переходить в вертикальный прыжок, прыжок с продвижением вперед или прыжок с поворотом.

Многообразие прыжков и их специальные названия следуют из характерного положения тела в фазе полета. В этой фазе достигается полное выражение техники прыжка в соответствии с требованиями и фиксируется на короткое время положение корпуса, головы, рук.

Основной задачей при приземлении является достижение посредством сгиба суставов ног, колен и бедер бесшумного приземления, что приводит гимнастку в состояние покоя или создает переход к следующему элементу. Участие ног в толчке и приземлении точнее характеризует имеющееся разделение прыжковых элементов.

Различают прыжки с толчком двумя ногами и приземлением на две ноги (заключительные прыжки), прыжки с толчком одной ногой и приземлением на ногу, производящую маховые движения (прыжки с перешагиванием), прыжки с толчком одной ногой и приземлением на опорную ногу (подбивной прыжок).

Стоики и повороты

Стоики и повороты предъявляют высокие требования к умению держать равновесие. Гимнастка должна держать корпус в равновесии, имея незначительную площадь опоры, а также при постоянном перемещении центра тяжести тела и преодолевая при этом действие силы тяжести и центробежной силы.

Характерные движения проявляются в начальной фазе, фазе стойки или вращения и в заключительной фазе. К начальной фазе элементов на равновесие предъявляются различные технические требования. При этом различают подъем на носок с полусогнутой ноги в колене после предшествующего перемещения вперед массы тела и подъем напряженной опорной ноги на носок с полусогнутого колена.

Маховые движения

Маховые движения требуют дифференцированного приложения силы и хорошей координации движений участвующих в махах частей тела с движением прямых ног, сообщающих импульс телу. При этом важно правильно выбрать момент приложения силы. В зависимости от участия тех или иных частей тела различают маховые движения рук, корпуса и всего тела, которые выполняются в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Волны

Волны характеризуются незначительным движением тела вверх и вниз при сохранении точки опоры. Сгиб и распрямление участвующих в волне суставов приводят к противоположно направленным и относительно закругленным перемещениям определенных точек тела. Различают волны корпуса, спины, рук.

Наклоны туловища

Являясь наиболее трудными элементами, наклоны с большой амплитудой требуют максимального прогиба спины вперед и назад. Тело при этом не должно быть закреплено.

Элементы, выполняемые на полу

Элементы, выполняемые на полу, состоят из многих следующих друз за другом и быстро сменяющихся элементов, которые характеризуются нижним упором, образованным с помощью ступней или отталкиванием от ступней (прыжок). В настоящее время на соревнованиях допускаются следующие элементы: стойки на коленях, положения лежа, сидя, смешанные упоры, кувырки, взмахи из положения упора.

Элементы или целые комбинации, выполняемые на полу, играют всевозрастающую роль на современных соревнованиях. Трудность и оригинальность этих эффектных упражнений и комбинаций повышаются благодаря применению техники упражнений с предметом, как, например, взмахи, броски, перекат и подбрасывание.

Структурные группы упражнений с предметом

Композиции упражнений с предметом предъявляют к спортсменкам особые требования, которые состоят из уверенного владения предметом, гармоничного соединения с техникой упражнений без предмета и музыкального сопровождения. Различают следующие структурные группы упражнений: взмахи и круги, круги руками, вращения кисти, броски и ловля, перекат, подбрасывание, вращения предмета, а также спиральные и волнообразные движения.

Взмахи, круги, круги руками

При выполнении взмахов и кругов характерен перенос импульса тела на предмет. Величина и динамика вызывающих импульс движений должны соответствовать массе, величине, форме и материалу предмета.

Круговые вращения кисти.

Под этим понимаются вращения кисти от предмета (например, обруч), а также вращения предмета с помощью кисти (например, мяч). Такие упражнения требуют ловкости и точной координации движений. Эти вращения осуществляются воронкообразным вращением кисти руки при относительно неподвижном лучезапястном суставе. Вращениям способствует пружинное напряжение всего тела.

Броски и ловля

Броски и точный прием предмета требуют высокой точности, хорошей координации и реакции. Путь ускорения и торможения при броске и приеме должен соответствовать нужной высоте броска и характеристике предмета. Время и место броска и приема предмета определяется предусмотренной траекторией полета (вертикально, дугообразно).

Бросок можно сделать в стойке, во время разбега, в прыжке или перед началом вращения. Бросок предмета начинается обычно с глубокого приседания или размахивания и переходит в движение всего тела вверх. При приеме предмета гим-настка вытягивает руку навстречу предмету, опускает его под действием скорости падения предмета или делает вымах.

Перекат.

Мяч, булаву и обруч можно перекатывать по полу или отдельным частям тела. Элементами, которые выполняются при перекате, являются: разведение ног в стороны, стойка, вращения, прыжки и элементы, выполняемые на полу. Размашистая, с участием всего корпуса техника переката является условием точного по времени и месту переката (по прямой линии, дугообразно, с кручением). При перекате предмета по отдельным частям тела необходима наклонная площадь опоры, что возможно при точном приспособлении тела к движению мяча.

Подбрасывание и подскоки.

Подбрасывание может выполняться в соединении с самой разнообразной техникой владения телом и в различных ритмических вариантах с мячом или обручем, по полу или отдельным частям тела. Сгиб и распрямление отдельных суставов, а также движение частей тела вверх и вниз (например, руки, ноги, плечи) постоянно приспосабливаются к движению предмета.

Вращения.

Вращение обруча, мяча и булавы является исключительно упражнением на ловкость. Получив импульс, предмет свободно вращается по полу, на руке или, после дополнительного усилия со стороны спортсменки, в воздухе.

Волны и спирали.

Это упражнения с лентой. Хорошее владение техникой этих упражнений требует дифференцированного приложения силы, большой подвижности и интенсивного участия всего тела. Волнообразные линии возникают при вертикальном или горизонтальном дугообразном движении палки-держателя. Спирали – это следующие друг за другом круговые витки, которые возникают в результате комбинации вращательного и поступательного движения палки-держателя.

world-sport.org


Смотрите также