Лечение движением. Как восстановить координацию и равновесие. Гимнастика при атаксии


Основные правила выполнения и виды гимнастики при атаксии

Главная » Болезни » Неврология

  ·   Вам понадобится на чтение: 4 мин

Немаловажную роль в комплексном лечении неврологических заболеваний играет гимнастика при атаксии.

Основной целью упражнений при этой патологии является обретение больным уверенности в практике повседневного самообслуживания.

Правила выполнения

Для того чтобы добиться необходимых результатов, следует придерживаться определенных правил в выполнении упражнений:

  • Нельзя выполнять упражнения слишком сильно перегружая себя, они должны делаться легко.
  • Для атаксий не следует уделять много внимания накачиванию мышц.
  • Постепенное нарастание нагрузки осуществляется за счет скорости выполнения и увеличения сложности задания.
  • Для того чтобы получить положительную динамику, любое упражнение следует доводить до совершенного исполнения.
  • Вначале выполняются размашистые движения, требующие работы крупных суставов, а затем к ним подключаются более мелкие, требующие большей точности.
  • Вначале движение делается быстро, а затем его необходимо повторить в замедленном темпе.
  • Для восстановления вначале комплекс состоит из упражнений из позиции лежа, спустя определенное время — сидя, а уже потом — стоя.
  • На начальном этапе следует каждое движение контролировать при помощи зрения, а уже позднее следует выполнять их с закрытыми глазами.
  • Степень увеличения нагрузки может определяться только врачом, и его решение зависит от диагноза и изначального состояния больного.
  • Тип упражнений, применяемых при атаксии

    В любую схему лечебной гимнастики входит комплекс необходимых движений для улучшения состояния больного и повышения адаптационных механизмов. Рассмотрим общие принципы таких движений при атаксиях.

    Общеукрепляющие

    Заключаются в поворотах и наклонах туловища. Производятся махи конечностями с вовлечением крупных суставов.

    Для развития точности

    Основные правила выполнения и виды гимнастики при атаксииДается задание попасть в определенную цель рукой или ногой. Каждое упражнение производится медленно и плавно, с остановками, которые назначает тренер. Нагрузка возрастает по мере затихания симптомов заболевания. Для этого применяются различные утяжеления грузами, повтор движения при низком освещении, толчки со стороны.

    Для усложнения скорость выполнения ускоряется и замедляется, затем движение меняет направленность. Неподвижная цель сменяется подвижной. Практикуется смена исходных положений и степень освещения.

    Выработка согласованности в суставах

    При помощи лонгеты из движения выключается один или два сустава. Выполняются любые целенаправленные движения для рук или ног, например, поднять предмет, лежащий у ног и перенести его на поверхность, которая находится выше головы. При этом локтевой сустав фиксируется, поднятие производится при помощи кисти, а перенос осуществляется плечевым суставом.

    Постепенно фиксация должна ставиться менее жесткой, для этого уже используется эластичный бинт. Это позволит локтевому суставу постепенно включаться в процесс движения. По мере затихания признаков атаксии повтор упражнения рекомендуется с различными нагрузками.Основные правила выполнения и виды гимнастики при атаксии

    Баллистика

    Используются броски, толчки определенного предмета с выбором цели, или имитация такого вида движения. Постепенное усложнение заключается в удалении цели на большее расстояние, уменьшение ее площади, повышение массы и смена формы бросаемого предмета, а также метание из разных положений.

    Улучшение равновесия

    Поддержание равновесия тела, в положении сидя, а затем и стоя. Усложнение за счет уменьшения опорной площади, добавлением дополнительных движений в руках, наружными точками. Затем следует переход на ходьбу. Равновесие поддерживается сначала при обычной ходьбе, затем — по неравномерной поверхности, перемещение осуществляется боком или спиной вперед.

    Далее — усложняется задача путем применения тяжестей. Движение в первое время проходят в пределах параллельных брусьев, а затем уже и без них, уменьшается опорная площадь, используются ее дополнительные разновидности.Основные правила выполнения и виды гимнастики при атаксии

    Выработка мышечно-суставного чувства

    В руки берутся предметы, и угадывается их форма и приблизительный вес.

    Тренировка для глаз

    Глазами фиксируется выбранная неподвижная точка, при этом выполняются медленные повороты и наклоны головы, при этом точка не должна теряться из поля зрения. Упражнение повторяется при всех исходных положениях (лежа, сидя и стоя). Затем, при успешном выполнении предыдущих заданий, то же самое повторяется во время ходьбы.

    Другим видом тренировки является движение глаз по заданному направлению. Голова при этом остается неподвижной. Такие действия рекомендуются для самостоятельного выполнения. Делать их нужно недолго, но часто. Особенно помогают при головокружениях, сопровождающих вестибулярную атаксию. Число повторов и амплитуда глаз увеличивается по мере улучшения состояния больного.

    Для разных видов атаксии упор делается на различные виды комплекса тренировок. При статической форме мозжечкового поражения преобладают упражнения, позволяющие улучшить равновесие, а динамический вариант требует уделить больше внимания на выработку согласованности в движении. При сенситивном варианте атаксии большую часть времени занимаются тренировкой для усиления проприорецептивной импульсации.

    ЛФК при атаксии помогают в восстановлении функций центральной нервной системы, и осуществляется по мере возможности при активном и сознательном участии пациента. Упражнения помогают повысить общий тонус, что значительно помогает в компенсации утраченных функциональных навыков.

    Источник

    03-med.info

    Нарушение координации движений (атаксия) при инсульте

    Атаксия – один из видов двигательных расстройств, который встречается у пациентов после инсульта. Это сборное понятие, которое включает несколько видов нарушений координации движений. В клинической практике чаще всего встречается мозжечковая атаксия, причина которой – нарушение кровообращения в мозжечке. Согласно статистическим данным, мозжечковый инсульт встречается не так часто – примерно в 10% случаев.

    СодержаниеСвернуть

    Однако, более половины эпизодов этого типа инсульта заканчиваются летально, а среди выживших регистрируется очень большой процент потери работоспособности.

    Нарушение согласованности движений различных мышц

    Атаксия – это нарушение координации движений и моторики

    Классификация атаксий

    В норме координация движений регулируется такими отделами головного мозга:

    • продолговатый и средний мозг;
    • мозжечок;
    • вестибулярный аппарат;
    • лобно-височная кора больших полушарий.

    В задней части ствола головного мозга проходят пучки Голля и Бурдаха. Они отвечают за глубокую мышечную чувствительность. Основная задача мозжечка – дополнение и согласование работы двигательных центров. Благодаря ему, движения становятся плавными, четкими и соразмерными. Червь мозжечка поддерживает нормальный тонус мышц и равновесие. Благодаря согласованной деятельности вестибулярных ядер, достигается поддержание равновесия во время движений. Кора лобной доли отвечает за произвольные движения.

    Тяжело сказать, какой из этих отделов является самым важным в координации движений. Все они связаны многочисленными синаптическими связями, что обеспечивает нормальную двигательную активность. В зависимости от того, где произошел инсульт, врачи-клиницисты различают такие виды нарушений координации движений, или атаксий:

    • сенситивная;
    • мозжечковая;
    • вестибулярная;
    • корковая.

    Сенситивная атаксия

    Этот вид атаксии развивается после инсульта в задних столбах спинного мозга, таламуса. Она может проявляться в обеих конечностях, одной руке или одной ноге. Этот вид двигательного расстройства характеризуется потерей проприоцептивной чувствительности. Пациент не может оценить положение собственных частей тела. Наблюдается так называемая штампующая походка – больной чрезмерно сгибает ноги и очень сильно ступает на пол. Часто жалуется на ощущение ходьбы по мягкому ковру. Пострадавший постоянно смотрит себе под ноги, пытаясь таким образом смягчить патологические симптомы. При закрывании глаз проявления атаксии усиливаются.

    Мозжечковая атаксия

    Развивается после мозжечкового инсульта. Наблюдается шаткость при ходьбе. Пациент отклоняется в сторону очага поражения, в тяжелых случаях падает. Если поражён червь мозжечка, падение возможно в любую сторону и назад. Ходьба шаткая, с широко расставленными ногами. Ходьба приставным шагом невозможна или резко нарушена. Движения рук несоразмерны, замедлены. В большей степени страдают рука и нога со стороны поражения. Речь замедляется, становится растянутой, скандированной. В отличие от афазий, где в основе речевых расстройств лежит гибель нейронов корковых центров, у пациентов после мозжечкового инсульта нарушается координация движений. Изменяется почерк – буквы стают размашистыми, крупными.

    Шаткая походка

    Отличительные особенности походки больного с атаксией

    Вестибулярная атаксия

    Вестибулярная атаксия проявляется при движении, в положении сидя или стоя. Симптомы усиливаются при поворотах головы, туловища, глаз. Человек отказывается выполнять эти движения, заменяет их другими или выполняет в медленном темпе. Благодаря зрительному контролю удается значительно компенсировать нарушения координации. При одностороннем поражении вестибулярных ядер шаткость и отклонения тела происходят в сторону поражения. Особенно заметны двигательные расстройства при ходьбе с закрытыми глазами. Вестибулярная атаксия сопровождается выраженными вегетативными нарушениями – тошнотой, головокружением, нистагмом.

    Корковая атаксия

    Специфическое нарушение координации движений, которое развивается у пациентов после инсульта в лобной доле больших полушарий головного мозга. В основном в таких ситуациях страдают ноги. Руки при этом не задействованы. Походка больного неуверенная, шаткая, по одной линии. Корпус отклоняется назад. Пациент не может стоять и ходить, при том что у него нет признаков пареза или паралича.

    Лобная атаксия

    Клинические проявления корковой атаксии

    Диагностические тесты

    Диагностика нарушений координации движений у пациентов после инсульта основывается на таких моментах:

    • жалобы больного;
    • данные осмотра;
    • результаты диагностических тестов;
    • данные результатов дополнительных методов исследования.

    Координаторные пробы позволяют определить вид атаксии, установить место локализации инсульта.

    Первой определяется статическая атаксия. Пациента ставят в позу Ромберга – ноги вместе, руки вперед, глаза закрыты. Оценивается устойчивость больного. После обычной пробы Ромберга проводится усложненная – руки просят протянуть перед собой на уровне плеч, пальцы растопырить в стороны, ноги поставить так, чтобы носок одной касался пятки второй конечности.

    Усложненная поза Ромберга (справа)

    Исследование функции мозжечка

    Затем оценивается походка. Пациента просят пройти обычной походкой по прямой линии, приставляя пятку к носку и фланговой походкой.

    После этого проводится диагностика динамической атаксии. Пациента просят вытянуть руки перед собой и достать указательным пальцем кончика носа или молоточка. Проба проводится с открытыми и закрытыми глазами.

    Оценить симметричность и синхронность движений можно с помощью пробы на асинергию – пациента просят вытянуть руки перед собой и сделать движения, похожие на вкручивание лампочек. Еще одна диагностическая проба – на дисметрию. Больному необходимо поднять обе руки до уровня плеч и вытянуть их перед собой. После этого нужно одну руку поднять вертикально вверх и опустить до уровня второй. Пробу повторяют с противоположной стороны.

    Пяточно-коленная проба – в положении лежа больной должен коснуться пяткой одной ноги колена противоположной.

    Асинегрия Бабинского – пациента просят сесть, скрестив руки на груди. Если причина нарушения координации движений в мозжечке – поднимается не корпус, а ноги.

    Лечение

    К сожалению, четких рекомендаций по поводу лечения различных видов атаксий нет. Основополагающая лечебного процесса – это лечение основного заболевания.

    У больных после инсульта в первые часы после заболевания на первый план выходит возобновление кровообращения в очаге некроза. Затем назначаются ноотропные и сосудистые средства. Основная их задача – уменьшить размер очага, помочь выжившим нейронам интегрироваться в общую деятельность ЦНС.

    Как только станет возможным, пациент начинает двигательную гимнастику.

    Чтобы улучшить координацию, необходимо выполнять сложные целенаправленные действия – поднимать небольшие предметы с пола, открывать замки, «догонять» руками движущиеся объекты, нажимать кнопки, расположенные на некотором расстоянии от больного. Если нужно согласовать движения двух суставов, то один из них фиксируют и проводят движения без него.

    При вестибулярной атаксии проводят упражнения с увеличением и уменьшением площади опоры, с устранением зрительного контроля – в темноте, с завязанными глазами, с наушниками. Рекомендуется ходьба по неровной местности, спиной вперед, по трафарету. Очень полезно комбинировать подобные упражнения с гимнастикой для глаз.

    Немаловажную роль играют массаж, пассивная гимнастика, физиотерапевтические процедуры.

    golovalab.ru

    Лечение движением. Как восстановить координацию и равновесие | Здоровая жизнь | Здоровье

    Вкривь и вкось

    Патологическое состояние, при котором нарушается нормальное движение мышц, суставов и связок, появляется дрожь или нарушение равновесия, называется атаксия. Причин у неё может быть много: травмы, неврологические, обменные и ревматоидные заболевания, нарушающие координацию движений. Но суть всегда одна: информация, идущая от мышц, связок и суставов в центральную нервную систему и в конечном счёте к головному мозгу, поступает с затруднением, является неполной.

    При атаксии человек делает неловкие движения, ощущает постоянную дрожь в мышцах, часто теряет равновесие и не может выполнить те движения, которые для здоровых людей не представляют трудностей. Ему сложно сделать повороты, быстро останавливаться или ускорять движение, ударить по мячу, размахнуться или наклониться. Тем более неразрешимой задачей кажется провести ровную линию карандашом или вдеть нитку в иголку. При тяжёлых случаях нарушается также ходьба, прыжки, чувство равновесия.

    Под контролем

    Основное заболевание должно находиться под контролем врача и поддер­живаться с помощью соответствующих медикаментозных препаратов. Но немалую роль в восстановлении при атаксии играют и лечебные упражнения.

    Упражнения на точность и меткость. Движения должны быть сначала медленными, а затем быстрыми, с внезапными, по команде инструктора или кого-то из родных, остановками, сменой направления.

    Очень важны тренировки типа «прицеливания» — перед точным уколом иглой, циркулем, перед разрезом ножницами, ножом, перед началом письма, перед ударом по мячу, бильярдному шару, тренировка в попадании указательным пальцем в неподвижную, а затем движущуюся цель.

    После того как движение удалось в простом варианте, его повторяют в «смущающих» условиях: меняют исходное положение, увеличивают массу предмета, которым нужно манипулировать, повторяют в темноте. Отличной тренировкой служат метания, толчки, броски разных предметов, а также имитация этих движений. Меняя мяч на палку, камень, копьё, надувной круг, изменяют дальность броска, размер цели, исходное положение (лёжа, сидя, стоя, на ходу). Так развивают точность и меткость движения в предвидении изменяющегося полёта предмета. Смена исходного положения бросающего восстанавливает правильные отношения между мышцами, выполняющими противоположные движения, а также увеличивает объём движений в суставах и силу мышц.

    Упражнения с отягощением. При дрожи в пальцах тренируются с карандашом или авторучкой, утяжелёнными в несколько раз и привязанными к предплечью. В стационаре используют свинцовые полукруглые пластины, прикреплённые к голени и бедру. Такой метод приводит к тому, что мышцы «посылают» в центр усиленные сигналы, при этом тяжесть чисто механически препятствует излишней амплитуде движения, так называемому зашкаливанию в крайних точках.

    Есть способы утяжеления для всего корпуса, их применяют для улучшения статики и ходьбы. Самый простой из них — обычная наплечная сумка-рюкзак, наполненная грузом. Расположенный за спиной и плечами рюкзак смещает центр тяжести, изменяет оси расположения плечевых и тазобедренных суставов, усиливает вертикальное давление на суставы и конечности.

    Упражнения для повышения координации движений. Иногда движения в суставе не ограничены, а наоборот, избыточны, он как бы «вихляет». В таких случаях рекомендуют на время исключить этот сустав из движений. Его закрепляют короткой лонгетой. Если требуется, например, взять предмет с пола и положить на полку выше уровня головы, то захват предмета будет осуществлён суставами кисти, а перенос предмета — движениями плечевого сустава.

    Полезно совершать и более целенаправленное действие в этом положении. Например, взять вытянутой рукой ключ, вставить в скважину и открыть-закрыть замок. Это действие может быть выполнено благодаря движению только в плечевом и лучезапястном суставах. Затем постепенно уменьшают жёсткость фиксации сустава, чтобы он постепенно и с большей долей участия включался в выполнение перечисленных действий.

    Упражнения на уменьшение дрожи зависят от заболевания. Для борьбы с дрожью используют упражнения с коротким («мгновенным») способом воздействия (удар, рывок, скачок, щелчок). Эти действия препятствуют развитию тремора, изменяют привычный ритм и тем самым увеличивают возможность борьбы с ним. Кроме того, они помогают осуществлять бытовые действия, которые из-за дрожи были больному недоступны. Наливание воды в стакан, переворачивание страниц, пользование застёжкой-молнией будут гораздо эффективнее при «рывковом», быстром исполнении.

    Упражнения на обучение ходьбе чаще всего применяют при головокружениях. Больному предлагают при ходьбе и стоянии увеличить площадь опоры, поставив ноги на ширине или шире плеч, затем, наоборот, поставить ступни плотно вместе, использовать дополнительную опору — брусья, трости.

    Полезна также гимнастика на движения глазными яблоками, особенно она эффективна при головокружении. Рекомендуется также стояние, ходьба с закрытыми глазами или в тёмных очках, в наушниках, в воде, в обуви со сверхтолстой подошвой, стояние и ходьба на неровной плоскости, передвижение спиной или боком вперёд, ходьба по трафарету (следы, линии, ориентиры), стояние и ходьба на «высоких» платформах.

    Полезна также тренировка в угадывании формы и назначения предмета вслепую, использование во время занятий тугого эластичного чулка и наколенников, напульсников, налокотников: они плотно обтягивают руку или ногу, прижимая кожу к подкожной клетчатке и мышцам, и дают новую информацию мышцам и нервам.

    www.aif.ru

    Атаксии и апраксии

    Атаксии и апраксии

    Атаксии и апраксии

    Атаксия (от греческого taxis — порядок, а — отрицательная частица) — это нарушение точности, слаженности, соразмерности движений, возникающее в результате несогласованного действия мышц агонистов, антагонистов, синергистов. Развитие атаксии связано с поражением либо мозжечка, либо нервных проводников, связывающих мозжечок с мышцами, вестибулярным аппаратом, корой головного мозга. В зависимости от локализации очага поражения различают несколько видов атаксий.

    Сенситивная атаксия, возникающая при поражении спинно-таламо-коркового пути, обусловлена прекращением проприоцептивной сигнализации от мышечно-связочного аппарата и поэтому всегда сочетается с расстройством глубокой чувствительности, усиливается при закрывании глаз (при выключении зрительного контроля).

    Мозжечковая статико-локомоторная атаксия наблюдается при поражении червя мозжечка и характеризуется в первую очередь расстройством стояния и ходьбы.

    Мозжечковая динамическая атаксия возникает при поражении полушарий мозжечка и проявляется при выполнении движений конечностями. При страдании лобной и височной долей коры головного мозга либо кортико-мосто-мозжечкового пути развивается лобная или височная атаксия, сочетающаяся с другими признаками поражения соответствующих долей больших полушарий. Нарушение функции проприорецепторов лабиринта приводит к развитию вестибулярной, или лабиринтной атаксии, которая обычно сочетается с системным головокружением, тошнотой и рвотой.

    В комплексе реабилитационных мероприятий при атаксиях основная роль отводится лечебной гимнастике (при этом, конечно, кинезотерапия проводится на фоне лечения основного неврологического заболевания, которое привело к расстройству координации). Напомним, что основой противоатактических упражнений являются сложные комбинации элементарных движений либо простые, но новые для больного движения. По направленности противоатактические упражнения условно подразделяют на тренирующие равновесие в положении стоя и при ходьбе, вырабатывающие точность и меткость движений конечностей, улучшающие мышечно-суставное чувство. В комплекс гимнастики включается весь набор вышеуказанных упражнений, при этом в зависимости от формы атаксии делается акцент либо на тренировке равновесия (при статической мозжечковой атаксии), либо на повышении точности и согласованности действий между различными мышечными группами и суставами конечностей (при динамической мозжечковой атаксии), либо на повышении импулъсации от проприорецепторов (при сенситивной атаксии), либо на глазодвигательной гимнастике (при вестибулярной атаксии).

    АПРАКСИЯ

    Апраксия — это нарушение произвольных движений и действий, обусловленное поражением коркового уровня двигательных функциональных систем и не сопровождающееся четкими элементарными двигательными расстройствами (параличами и парезами), изменением мышечного тонуса, тремором. Апраксией обозначают прежде всего нарушения произвольных действий с предметами. У больного, страдающего апраксией, теряются навыки одевания и пользования бытовыми предметами, представления о пространственных соотношениях. При атаксии нарушается множество различных двигательных актов, но остаются сохранными

    1. понимание сути двигательной задачи
    2. критическое осознание безуспешности ее решения
    3. сила, амплитуда, скорость движений

    То есть апраксия — это такое нарушение психофизиологической двигательной деятельности, при котором сохранены как исполнительные механизмы действия (элементарные двигательные функции), так и и сознание того, какое действие надо выполнять.

    Сложность понимания природы апраксий отразилась в отсутствии общепринятой классификации этого вида двигательных расстройств. Основоположник учения об апраксиях Н. Liepmann [1920] исходил в своей концепции из господствующих в его время представлений об отдельных центрах мозга, хранящих различные образы. Согласно этой концепции, действие вначале замышляется в "сенсориуме", затем создается целенаправленный план действий, который передается в "моториум", где формируются соответствующие моторные образы, реализующиеся в виде двигательного возбуждения к мышцам. В соответствии с этим автор выделял три формы апраксий: идеаторную, предполагающую поражение сенсориума и распад "идеи" о движении, его замысла; моторную, связанную с поражением моториума и распадом кинетических "образов" движения, идеомоторную, связанную с трудностью передачи "идей" о движении в "центры исполнения" движений. Дальнейшее развитие представлений об апраксиях связано с исследованиями А.Р. Лурии, который в основу понимания этих двигательных нарушений положил учение И.П. Павлова о корковых анализаторах и выделил 4 формы апраксий: кинестетическую, пространственную, кинетическую и регуляторную [1973]. Согласно этим представлениям, в основе кинестетической апраксий лежит нарушение проприоцептивной кинестетической афферентации. Вследствие этого движения становятся плохо управляемыми, нарушается возможность правильного воспроизведения различных поз руки, больные не могут показать без предмета, как совершается то или иное действие (как зажечь спичку, как налить воду в стакан и т.д.). При пространственной апраксии в первую очередь нарушается зрительно-пространственный синтез и пространственные представления, возникают затруднения при выполнении пространственно-ориентированных действий (трудно застелить постель, одеться и т.д.), при конструировании целого из отдельных частей. Кинетическая апраксия проявляется в нарушении последовательности, временной организации двигательных актов (нарушение предметных действий, графических проб, персеверации, или бесконтрольное продолжение раз начавшегося движения). Регуляторная апраксия характеризуется нарушением программирования движений, отключением сознательного контроля за их выполнением, заменой нужных движений моторными шаблонами и стереотипами.

    Существуют также характеристики апраксий в соответствии с пораженным двигательным органом (апраксия туловища, оральная апраксия, или апраксия губ, языка, щек и т.д.) либо в соответствии с характером нарушенных движений и действий (апраксия позы, апраксия подражательных движений).

    Ведущим средством реабилитации при апраксиях является кинезотерапия.

    1. Занятия проводятся строго индивидуально, с учетом общего состояния, уровня интеллекта, сопутствующих нарушений высших корковых функций (афазия, агнозия).
    2. Тщательный инструктаж пациента, по мере необходимости — повторение объяснений (иногда многократное) в спокойном тоне. Больному рекомендуется сопровождать выполнение упражнений самостоятельными словесными объяснениями того, что он делает.
    3. Поскольку для пациентов характерна быстрая утомляемость, первоначальная длительность занятий не должна превышать 15—20 минут, в дальнейшем — не более 35—40 минут, обязательно чередование упражнений с отдыхом. При этом рекомендуется многократное повторение восстанавливаемого движения на протяжении всего дня.
    4. Постепенный переход от простых заданий к более сложным. Закрепление каждого нового приобретенного навыка многократным повторением и отработка более сложных действий только поcле усвоения предыдущих.
    5. (5) Длительность курса кинезотерапии (от 2—3 месяцев до 2 и более лет) с привлечением к обучению родственников пациента.

    При нарушении замысла действия и последовательности отдельных движений (при идеаторной или, по А.Р. Лурии, регуляторной апраксии) обучение сложным действиям начинают с расчленения этого действия на более простые. Например, при обучении одеванию рубашки или халата вначале дается задание научиться надевать рукав на одну руку, по освоении этого действия переходят к обучению надевания рукава на другую руку, затем к тренировке застегивания пуговиц.

    При утрате выполнения действий по заданию вначале больному предлагают осуществить несложные бытовые действия (типа "перевесить полотенце со спинки кровати на спинку стула") с постепенным их усложнением (например, перевесить полотенце, предварительно сложив его по ширине или длине).

    При нарушении действий не только по заданию, но и по подражанию (моторная, или, по А.Р. Лурии, кинетическая апраксия) обучение начинают с использования простых поз (например, скрестить руки на груди, вытянуть руки вперед и т.д.) с постепенным усложнением поз (скрестить вытянутые вперед руки, положить правую кисть на левую и т.п.).

    При нарушении конструктивного праксиса, или, по А.Р. Лурии, при пространственной апраксии, пациенту сначала даются простейшие задания по составлению из частей целого (построение тупого или острого угла из двух спичек) с дальнейшим их усложнением (построение треугольников, квадратов, составление из спичек букв).

    При кинестетической апраксии больного тренируют в определении консистенции и формы предмета (под зрительным контролем и без него), создают направленную компенсацию со стороны зрительного анализатора, используют аппараты биологической обратной связи.

    altreabel.by


    Смотрите также