Особенности проведения ЛФК для детей при диагнозе ДЦП. Гимнастика при дцп


ЛФК для детей с ДЦП: комплекс упражнений с видео

Здравствуйте уважаемые читатели! Однажды я публиковала статью о методике лечения ДЦП В. А. Бандурина. Он разработал свою систему по правильному питанию и проведению лечебной гимнастики для детей с ограниченными возможностями. Обязательно почитайте этот пост, если возникает вопрос о лечении таких деток. Сегодня мы поговорим об основных принципах и целях лечебной физкультуры при ДЦП.

Лфк при дцпЛфк при дцпДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. Заболевание может начать свое развитие в период беременности, родов или новорожденности.

При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей.

Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств реабилитации является ЛФК для детей с ДЦП.

Содержание статьи

Что это?

Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними. Упражнения позволяют улучшить координацию, увеличивают амплитуду движений.

Потому основные цели и задачи ЛФК для детей таковы:

  • Обучение ребенка бытовым умениям;
  • Познание больным элементарной трудовой деятельности;
  • Самообслуживание без помощи родителей, сиделок и т.д.

Результат – выработка новых навыков, а также правильных движений.

Очень важно, чтобы занятия ЛФК начинались вскоре после рождения ребенка, с постепенным усложнением. Причем занятия стоит начинать, даже если у ребенка нет признаков ДЦП, но есть предрасположенность к его развитию.

Принципы методик

ЛФК, как и другие распространенные методики, базируется на ряде принципов:

  1. Регулярное и систематическое выполнение упражнений;
  2. Отсутствие длительных перерывов;
  3. Постепенное увеличение физической нагрузки;
  4. Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;
  5. Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его психологического состояния.

Особенно важна коррекционно-воспитательная работа, ведь она позволяет компенсировать нарушенные функции. Занятия рекомендуется проводить с ранних лет. Запомните – чем раньше, тем лучше для ребенка!

Роль занятий

ЛФК для детей с ДЦП играет важную роль:

  • Оказание оздоровительного воздействия на общее состояние организма;
  • Способствование укреплению тканей и органов в организме ребенка;
  • Активизирование ослабленных мышц;
  • Борьба с искривлением позвоночного столба;
  • Улучшение метаболизма и других процессов обмена;
  • Активизация работы головного мозга, ускорение кровообращения.

Лечебная физкультура выступает отдельным компонентом целостного комплекса, способного справиться с заболеванием.

Какие занятия включает в себя?

Все комплексы ЛФК для детей с ДЦП подбираются в индивидуальном порядке, но в него в любом случае будут входить следующие упражнения:

  1. Для расслабления;
  2. Для улучшения динамики;
  3. Для стимуляции действий;
  4. Упражнения в положении лежа, сидя;
  5. Занятия игрового типа и др.

Комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП от инструктора с многолетним стажем – Кириченко Валентины Анатольевны

Также можно добавить то, что не вошло в фильм, это:

  • Если ребенок с трудом ходит сам или не ходит совсем самостоятельно, занятия нужно начинать близ брусьев или жесткой опоры, затем чередовать с натянутого каната на ослабленный. Потом все это проделывать возле стены.
  • Чтобы центр тяжести равномерно распределялся на обе стороны тела, упражнения нужно проделывать сначала одной ногой и рукой, затем другой.
  • На ослабленную часть (или сторону) давать большую нагрузку.
  • Упражнения на приседания не должны быть глубокие, в большинстве случаев только на высоту голени…

Занятия для стимулирования двигательного аппарата

разгибательные упражненияразгибательные упражнения

Специалисты разработали ряд упражнений ЛФК при ДЦП, которые позволяют развивать и укреплять двигательные способности больного. К ним относится:

  1. Ребенок должен принять исходную стойку – сесть на пятки. Встаньте перед ним, его руки положите на плечи, зафиксируйте пациента в тазовой области, постепенно стимулируйте вставание на колени;
  2. Ребенок должен встать на колени. Поддерживайте его под мышки, начните передвигать в разные стороны, чтобы он учился без чьей-либо помощи переносить массу тела на одну ногу. Другую ногу он должен самостоятельно отрывать от опорной точки и разводить руки в стороны;
  3. Ребенок должен сесть на стул. Встаньте к нему лицом. Своими ногами зафиксируйте его ноги к полу, возьмите за руки. Руки тяните вперед и вверх, чтобы он учился вставать без помощи посторонних;
  4. Ребенок должен встать так, чтобы одна нога была размещена впереди другой. Попеременно подталкивайте пациента в спину, потом в грудь. Это научит его сохранять равновесие;
  5. Ребенок должен встать. Возьмите его за одну руку, начините тянуть и толкать в разные стороны, чтобы он сам сделал шаг;
  6. Следующее начальное положение для занятия – лечь на спину. Он должен надавливать стопами на прочную поверхность. Это упражнение развивает опороспособность.

Занятия для развития движений в суставах

Упражнения, необходимые для развития и укрепления суставов:

  1. Ребенок должен лечь на спину. Одну его ногу требуется держать в положении разгиба, вторую начать медленно сгибать в коленном суставе. Если имеется возможность, бедро нужно прислонить к животу, затем отвести его;
  2. Ребенок ложится на бок, начинает медленно отводить бедро, при этом колено ноги находится в согнутом состоянии;
  3. Пациент ложится на живот, на край стола, чтобы обе ноги свешивались с него. Необходимо медленно разогнуть конечности;
  4. Ребенок лежит на спине, затем начинает сгибать коленку, после чего максимально её разгибает;
  5. Больной ложится на живот, под грудную клетку ему нужно положить валик. Необходимо приподнять ребенка за вытянутые руки, произвести пружинящие движения легкими рывками. Это упражнение позволит укрепить верхнюю часть туловища;
  6. Ребенок ложится на спину. Его руку необходимо сгибать так, чтобы лицо пациента было повернуто в эту сторону. Затем проводится сгибание руки при положении головы ребенка в другую сторону.

ЛФК для детей с ДЦП видео:

Занятия для живота

Приведем ряд упражнений, необходимых для развития и укрепления мышц живота:

  1. Ребенок садится на колени к матери. Его спинку необходимо прижать к груди мамы, затем провести наклон вместе с ним. Это требуется, чтобы малыш ощущал уверенность. Далее зафиксируйте ножки и тазобедренную область малыша, чтобы он смог подниматься самостоятельно. Если подъем затруднен, мама оказывает ему помощь;
  2. Ребенок ложится на спину, прижимает обе руки к туловищу. С помощью маховых движений он совершает попытку перевернуться на живот и затем обратно. Главное – запрещается помогать руками;
  3. Ребенок ложится на спину, затем начинает делать вдохи и выдохи, втягивая живот на выдохе.

Занятия, необходимые для растяжки

Для развития растяжки рекомендуется выполнять регулярно следующие упражнения:

  1. Ребенок садится на пол и вытягивает перед собой ноги, чтобы тело было расположено под прямым углом. Пациент вытягивает руки перед собой, делает вдох. На выдохе старается согнуть тело, чтобы удалось ладонями достать до пальцев ноги. Можно помочь ребенку и наклонить туловище еще больше, чтобы его лоб также коснулся ног.
  2. Ребенок ложится на живот, руки должны быть расположены вдоль туловища. Пациент опирается на ладони, затем медленно приподнимает грудную клетку. При этом необходимо следить, чтобы его голова была запрокинута назад, дыхание медленное.
  3. Принять исходное положение – лечь на спину, ноги соединить вместе. Приподнять выпрямленные ноги над головой, колени запрещается сгибать, руки должны лежать на полу. Постараться дотронуться пальчиками пола над головой.
  4. Сидя на полу, нужно согнуть правую ногу, чтобы пятка дотрагивалась до левого бедра. Левую стопу необходимо расположить с правой стороны противоположного колена, перевести правую руку вокруг левой коленки, удерживать с ее помощью левую стопу.

Затем левую руку завести за область спины к противоположной стороне талии, голову при этом требуется повернуть налево и наклонить, чтобы подбородок коснулся левого плеча. Следите, чтобы у ребенка правое колено не отрывалось от поверхности пола!

Все эти упражнения на растяжку направлены на: 

  • Корректировку дефектов области спины и позвоночного столба;
  • Укрепление спинного мозга, спинных нервов;
  • Укрепление мышц рук и ног.

Занятия для расслабления

Для расслабления верхних конечностей требуется лечь на голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать с использованием мешочков с песком. Свободную руку требуется согнуть в колене, предплечье фиксируется инструктором (мамой). Инструктор (мама) удерживает руку пациента до ослабления тонуса мышц, затем потряхивает кисть, чередует пассивные движения (сгибание, вращение, отведение и др.).

Для расслабления нижних конечностей требуется лечь на голову, зафиксировать руки, ноги должны касаться живота. Мама удерживает голени, осуществляет движение отведения в тазобедренном суставе. После этого, зафиксировав одну ногу, производит движения по кругу с разгибанием ноги. Затем это же упражнение необходимо осуществить для второй ноги.

Занятия для корректировки дыхания

Упражнения, направленные на коррекцию дыхания (перед выполнением этих занятий требуется лечь на спину, затем медленно переходить к положению сидя и стоя):

  1. Покажите, как сделать глубокий вдох и выдох через нос, а так рот. Надувайте игрушки, пускайте пузыри;
  2. Научите произносить звуки (а, о, э и т.д.) с разной громкостью, играйте на губной гармошке, пойте;
  3. Осуществляйте вдох на счет, поднимая руки вверх, затем также на счет делайте выдох и опускайте руки. Выдох рекомендуется делать, опустив голову в ванну с водой.

Чтобы увидеть результат, занятия ЛФК для детей с ДЦП рекомендуется проводить регулярно. И помните, ДЦП – это не приговор!

На этом у меня все, но к данной теме мы еще вернемся в следующей статье, где одна наша читательница поделится личным опытом оздоровления ребенка с ДЦП.

blog-travuscka.ru

Лечебная физкультура при ДЦП

06 июля 2015

Просмотров: 5502

Помочь нормально жить может ЛФК при ДЦП, ведь детский церебральный паралич — это самое тяжелое нарушение двигательной функции, которое может возникнуть по разнообразным причинам, которых насчитывают примерно четыреста. При ДЦП нарушается тонус мышц и координация. ДЦП делает людей инвалидами.

Проблема ДЦП

ДЦП встречается у деток, которым меньше трех лет. Статистические данные очень печальные: в основном дети не доживают до более старшего возраста. Но все же если вовремя начать принимать какие-то меры по лечению паралича, то ребенок будет иметь шанс на хорошее будущее.

Лечить ДЦП необходимо на протяжении многих лет. Само лечение направлено на восстановление функций двигательного аппарата, запоминание элементарных движений. Это очень-очень тяжелый труд мамы и папы, а также и самого ребенка.

Одними лекарственными препаратами невозможно вылечить эту болезнь. Необходимо постоянно заниматься лечебной физкультурой, которая позволит малышу научиться правильно двигаться. Лечебная физкультура при ДЦП дает положительный результат в любом случае. Родители детей, страдающих детским церебральным параличом, должны определиться с возрастом, с которого необходимо проводить различные упражнения при ДЦП. Ответ очень прост: с рождения, но под тщательным присмотром врача.

Влияние ЛФК на здоровье детей

Распределение детей с различными формами детского церебрального паралича по полу

Лечебная физкультура имеет положительное влияние на человеческий организм. Она дает стимул тканям и мышцам в теле укрепиться. В организме происходит регулирование обменных процессов. Деятельность мозга и сердечно-сосудистой системы намного улучшается.

Но стоит помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Необходимо создать целостный комплекс, в который будет входить массаж, лечебная физкультура, мануальная терапия, различные закаливания организма.

Для каждого малыша разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений. Во все комплексы входят следующие виды занятий: с мячом, в положении лежа и сидя, расслабляющие упражнения, стимулирующие упражнения.

Советы и рекомендации по поводу правильности выполнения лечебной физкультуры

Абсолютно все методики, когда проводится лечебная физкультура при ДЦП, имеют общие рекомендации. Занятия должны иметь системный характер, они должны проводиться регулярно и непрерывно. Только такой график проведения гимнастики поможет добиться хорошего положительного результата. Комплекс упражнений должен подбираться квалифицированным специалистом для каждого маленького пациента индивидуально.

Типы ДЦППри этом необходимо учитывать сложность заболевания и все особенности протекания болезни. Физические нагрузки должны постепенно увеличиваться.

Упражнения для деток, которые имеют детский церебральный паралич, должны развивать абсолютно все мышцы, суставы. Для этого в комплекс гимнастики должны входить упражнения:

  • для растяжки мышц;
  • чтобы выработать силу и чувствительность мышц;
  • для развития чувствительности нервной системы;
  • для укрепления основных групп мышц, которые принимают участие во всех движениях;
  • чтобы все органы имели хорошую выносливость;
  • чтобы расслабить мышцы, снять судороги и спазмы;
  • чтобы научить ребенка правильно ходить;
  • чтобы органы чувств были развиты;
  • для улучшения равновесия пациента и чувства опоры.

Упражнения, которые необходимо проводить, для того чтобы развивать навыки двигаться

Упражнения для ребенка с ДЦП до годаСуществует наиболее распространенная форма ДЦП — атоническая. Она проявляется тем, что у ребенка сильно нарушена координация и наблюдается низкий тонус мышц. При этой форме паралича особое внимание необходимо уделить тем занятиям, которые способны укрепить мышцы, в особенности мышцы туловища. Ведь именно мышечный корсет — основной стержень двигательной системы человека в целом.

Эффективными в данном случае являются элементарные упражнения, например, поднимать и опускать туловище из исходного положения лежа на спине. Также можно совершать эти движения, лежа на животе. Можно делать разнообразные наклоны из сидячего положения. С этого же положения можно пытаться делать круговые повороты туловища. В этот комплекс можно включить и упражнения, которые будут укреплять руки и ноги.

Необходимо понимать, что ДЦП затрагивает также и функциональность головного мозга ребенка.

Лечебная физкультура должна помочь мозгу научиться отвечать за те движения, которые напрямую зависят от его работы: движения рук и ног, ползание на четвереньках, приседание, бег, ходьба. Развитие участков мозга, отвечающих за эти движения, достигается посредством регулярного, многоразового повторения одних и тех же действий.

В результате этого возникает эффект «прочувствования», после которого можно выполнять ряд конкретных упражнений:

Упражнения при ДЦП на фитболе

  1. Исходное положение: ребенок сидит на пятках. Необходимо стать перед малышом, взять его руки и положить их на плечи себе. Зафиксировав ребенка в тазовой области, начать ставить его на колени.
  2. Исходное положение: ребенок стоит на коленях. Необходимо поддерживать малыша под мышками. Переносить массу его тела с одной ноги на другую, поочередно отрывая их от пола.
  3. Исходное положение: ребенок сидит на стульчике. Брать малыша за руки, а ноги его зафиксировать на полу. Пробуждайте в ребенке желание встать, потягивая его за руки вверх и вперед.
  4. Исходное положение: ребенок стоит с выставленной вперед одной ногой. Очень легко подталкивать малыша в спину и грудную клетку, чтобы вырабатывался навык равновесия.
  5. Исходное положение: ребенок стоит. Брать его за руки и толкать в разные стороны, чтобы он мог сделать шаг самостоятельно.
  6. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Опороспособность малыша улучшается, если ребенок надавливает своими стопами на какую-нибудь твердую поверхность.

Упражнения, которые применяют для разработки суставов

  1. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Одну ногу необходимо удерживать в разогнутом положении, а вторую — сгибать. Желательно, чтобы бедро доставало до живота.
  2. Ребенок лежит на боку. Согнуть ногу ребенка в колене и аккуратно отводить бедро.
  3. Ребенок лежит на животе на какой-либо поверхности так, что его ноги свисают вниз. Очень медленно конечности необходимо разогнуть.
  4. Ребенок лежит на спине. Нужно сгибать и разгибать колени малыша.

Дополнительные упражнения

Упражнения, которые тренируют мышцы живота:

Консультация врача

  1. Исходное положение: посадить ребенка к себе на колени. Прижать его спинку к себе. Производить вместе с малышом наклоны, а подниматься он должен самостоятельно.
  2. Исходное положение: ребенок лежит на спине с прижатыми к телу руками. Малыш должен попытаться перевернуться со спины на живот, при этом не задействовать руки.
  3. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Необходимо делать глубокий вдох, а на выдохе малыш должен втянуть в себя живот.

Комплекс упражнений на растяжку:

  1. Ребенок сидит на полу. Ноги вытянуть вперед, спина ровная. Руки вытянуть вперед параллельно ногам. Малыш должен сделать глубокий вдох , а на выдохе согнуться и прикоснуться пальцами рук к пальцам ног.
  2. Исходное положение: ребенок лежит на животе с вытянутыми руками. Делая упор на ладони, малыш должен приподнять верхнюю часть тела над полом.

Что касается упражнений на развитие мелкой моторики, то здесь просто необходимо выполнять повороты кисти руки ребенка в разные стороны.

Упражнения с мячом:

  1. Необходимо поставить ребенка спиной к мячу. Ножки должны опереться на игрушку. Посадить ребенка в центре мяча и откатить немножко назад. Это упражнение хорошо развивает равновесие.
  2. Положить ребенка животом на мяч, который подходит малышу по размеру. Руки должны быть протянуты вперед. Держите ребенка за бедра, а мяч немножко толкайте вперед.
  3. Если положить малыша на мячик и легко покачивать его взад-вперед, то отлично снижается тонус мышц.

http:

Упражнения на развитие ходьбы:

  1. Возьмите ребенка за бедра, стойте позади него. Понемногу поворачивайте малыша за бедра в разные стороны, чтобы спровоцировать его сделать самостоятельный шаг.
  2. Помогайте ребенку совершать приседания — 50 в день.

Прекрасным помощником является специальное приспособление, под названием вертикализатор. Он может фиксировать малыша в стоячем положении. Он просто незаменим при тренировках или же при подготовке ребенка к самостоятельному выполнению основных функций. Вертикализатор фиксирует туловище ребенка, а при необходимости его стопы и колени.

Можно сделать вывод, что упражнения для ДЦП достаточно разнообразные и подбираются для каждого пациента индивидуально. Особое внимание при составлении комплекса упражнений необходимо обратить на развитие координации, на улучшение мелкой моторики рук, на мимику лица. Чтобы облегчить жизнь ребенка, можно использовать различные тренажеры, которые помогут прогуливаться на свежем воздухе. Не стоит забывать об упражнениях, которые помогут вашему ребенку самому совершать необходимые гигиенические процедуры.

Автор:

Иван Иванов

Поделись статьей:

Оцените статью:

Загрузка...

Похожие статьи

nervzdorov.ru

ЛФК при ДЦП. Лечение ДЦП.

Пожалуй одним из важных средств реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является лечебная физкультура. Цели ЛФК при ДЦП - это развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах. Также в задачи ЛФК  при ДЦП входит обучение детей бытовым навыкам, элементам трудовых процессов, самообслуживанию. Благодаря занятиям лечебной физкультурой, у ребенка вырабатываются новые навыки и правильные движения.

Методика ЛФК при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.

Важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП обуславливается особенностями развития детского мозга, его пластичностью и способностью к компенсации нарушенных функций. Ранние занятия должны проводиться в самом раннем детстве, чем раньше, тем лучше, и должны способствовать восстановлению нарушенных функций, потому что замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития ребенка. Занятия, проводимые с детьми, включают в себя артикуляционную гимнастику и логопедический массаж.

Что касается логопедического массажа, то он состоит из массажа лицевых и артикуляционных мышц, способствует нормализации тонуса мышц и стимуляции двигательных ощущений. Как правило, в конце первого месяца жизни ребенка происходит нарастание тонуса его артикуляционных мышц.

Методика данного массажа состоит в следующем: а) Разглаживание. Разглаживаем лоб от середины к вискам, затем от бровей к волосистой части головы, от мочек уха по щекам к крыльям носа, по верхней губе, по нижней губе и т.д.б) Расслабление языка. Массируем точку в подчелюстной ямке, совершаем вибрирующие движениея по углам челюсти.в) Расслабление оральной мускулатуры. Мягкими движениями массируем мышцы лба, щек, шеи, губ и языка. Поглаживаем носогубные складки.г) Расслабление мышц шеи. Проводим массаж шеи и делаем пассивные повороты головы.д) Точечный массаж при гиперкинезах языка. Массируем область губ, область нижней челюсти и точки в подколенной области.

В артикуляционной гимнастике используются пассивные упражнения, включающие в себя растягивание губ, собирание их в трубочку, опускание нижней губы. Лечебная гимнастика в первые недели ее проведения должна задействовать нужные мышцы, что будет способствовать правильному распределению тонуса мышц. Также в задачи лечебной гимнастики входит коррекция неправильной постановки шеи и конечностей. В целях предотвращения сокращения подвздошной мышцы и сгибательной контрактуры ребенка необходимо положить на живот, при этом на область таза надо положить мешочек с песком. Таким образом, производится выработка рефлекса с таза на туловище, с головы на туловище, а также рефлекс ползания и т.д.

С детьми до двух лет проводятся упражнения, которые способствуют нормализации работы вестибулярного аппарата. К таким упражнениям относятся следующие движения: лежа на спине и на животе - поднимать голову, наклонять туловище и т.д. Также в комплекс упражнений входит ходьба, при которой надо поворачивать голову, поднимать руки вверх, вперед, закрывать глаза и т.п.

Лечебная гимнастика (ЛГ) при ДЦП.

Перед началом занятий лечебной гимнастикой применяется криомассаж по В.И. Дубровскому для того, чтобы расслабить мышцы рук и ног. Для того, чтобы уменьшить гипертонус используется точечный массаж, сегментарный массаж, криомассаж и упражнения на растягивание. Также в комплекс ЛФК при ДЦП с успехом включается гидрокинезотерапия (аквааэробика), которая состоит из плавания, гимнастики и игр в воде. При этом температура воды должна быть не меньше 36-37 градусов. Упражнения проводятся по 15-20 минут. Курс - 20-30 процедур через день.

Большое значение имеют упражнения на расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц.

Для снятия гипертонуса мышц рекомендуется использовать упражнения на мяче:1. И.П. - лежа на животе и боку, на спине. Покачивание ребенка. Также можно в этом положении проводить ему классический массаж.2. И.П. - лежа на животе. Ребенок должен поднять и опустить руки, затем отвести их в стороны, попытаться расслабить и с силой опустить.

Примерный комплекс упражнений для детей с ДЦП в раннем возрасте

Растягивания, специальные положения и укладки.

Согнуть или разогнуть конечность, удерживая ее в таком положении не менее 5-8 секунд, затем провести поглаживание, разминание и потряхивание напряженных мышц до тех пор, пока они не расслабятся. Укладки выполняются при помощи мешочков с теплым песком. Можно сделать криомассаж спазмированных мышц. Ребенок укладывается в позу, противоположную той, при которой возникает повышенный мышечный тонус (гипертонус), и это приводит к тому, что патологический двигательный стереотип постепенно разрушается, патологическая афферентация с рецепторных полей патологически активного рефлекса снижается, и нормализуется регуляция мышечного тонуса в покое и при произвольных движениях.

При обучении бытовым навыкам (самообслуживанию) широко используются такие виды деятельности, как занятия рисованием, письмом, также у ребенка вырабатываются умения держать ложку, вилку, карандаш, зубную щетку, умываться, причесывать волосы и т.д. В тренировки включают ходьбу по ровной поверхности, по ступенькам лестницы, передвижения в специальной коляске. У ребенка вырабатывается способность стоять между брусьями (для этого устанавливаются параллельные рейки на уровне тазобедренных суставов), ходить с преодолением препятствий (в виде препятствий используются кубики, мячи, палки и др. предметы). Что касается обучения ходьбе, то сначала следует провести массаж спазированных мышц.

Также в занятия лечебной физкультурой при ДЦП необходимо включать упражнения на координацию движений, сохранение равновесия и нормализации подвижности в суставах. Упражнения выполняются в различных положениях - стоя, сидя, лежа. Также очень полезны упражнения с передвижением на четвереньках и на коленях, с их помощью устраняются тонические рефлексы. В освоении акта ходьбы это является важным этапом

Развитию координации способствуют упражнения, в которых задействованы руки и ноги. Эти упражнения выполняются на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами, а также с изменением ритма и темпа выполнения.

При наличии гипертонуса мышц быстрота движений, их координация резко снижаются. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению упражнений, необходимо сделать массаж (можно криомассаж), а также вибромассаж стоп. Когда придет время непосредственно приступить к упражнениям, то сначала следует выполнять более простые упражнения в медленном темпе, с малым числом повторений. Затем постепенно следует усложнять упражнения и ускорять ритм их выполнения. Упражнения выполняются на месте и в движении (например, ходьба, бег и пр.)

Примерный комплекс упражнений ЛФК при ДЦП, направленный на восстановление нарушенной координации движений:

  1. И.П. - сидя на стуле. Взять мяч, лежащий на полу, поднять его над головой и опустить на то же место. Выполнить 3-5 раз.
  2. И.П. - сидя на стуле, руки вытянуты, в руках мяч. Правую руку с мячом отвести в сторону. Сделать то же самое в другую сторону. Выполнить 3-5 раз для каждой стороны.
  3. И.П. - сидя на стуле, руки с мячом вытянуты над головой. Опустить руки с мячом вперед. Сделать то же самое, только уже без мяча. Затем руку с мячом отвести в сторону, а другую руку - вперед. Повторить 5-8 раз.
  4. И.П. - сидя на стуле, ноги выпрямлены. Правую ногу согнуть, при этом левую руку поднять вверх. Выполнить то же самое другой ногой и рукой. Повторить 3-5 раз.
  5. И.П. - стоя, руки вытянуты прямо перед собой. Выполнять ходьбу с вытянутыми вперед руками. Делая шаг левой ногой, правую руку согнуть к плечу. Повторить то же самое с другой ногой и рукой. Выполнить 5-8 раз.

Также в занятия ЛФК можно включать различные танцевальные упражнения, упражнения на равновесие (к примеру, ходьба по начерченной на полу линии, ходьба по гимнастической скамейке, ходьба между мячами и булавами и др.), можно проводить разные эстафеты с мячами, кубиками, можно выполнять упражнения с элементами баскетбола (например, бросание мяча в корзину).

Для того, чтобы развивать подвижность позвоночника рекомендуется выполнять упражнения с использованием мячей, гимнастической палки, у гимнастической стенки. При этом можно переходить из одного исходного положения в другое: лечь - сесть, переворачиваться с боку на бок, наклониться вперед, сесть - лечь и т.п.

Больные ДЦП часто не могут делать достаточно полный выдох. Поэтому с детства это нужно исправлять, а именно - учить детей удлиненному выдоху. Для этого очень полезно надувать игрушки, шары, можно надувать волейбольную камеру, причем на выдохе надо произносить звуки: а, о, э, эх, ух и другие, особенно это надо делать, выполняя упражнения лечебной гимнастики. А если у больного имеется нарушение речи, то в этом случае комплекс лечебной гимнастики пополняется упражнениями для губ, языка и мимической мускулатуры.

Примерный комплекс лечебной гимнастики при нарушениях функции легких и речевой функции:

  1. Задуть свечу
  2. Произносить звуки А, У, О, МУ, при этом широко растянув губы.
  3. Высовывать и втягивать язык.
  4. Дуть на клочок бумаги (можно ваты). При этом сначала сделать глубокий вдох, растягивая губы, а затем протяжно выдохнуть воздух. Повторить 2-3 раза.
  5. Приоткрыть рот и двигать челюстями вправо и влево, при этом произносить звуки А, У.

Дети школьного возраста с ДЦП, занимаясь лечебной физкультурой, тренируют определенные трудовые навыки. Если поражены верхние конечности (спастическая диплегия, атонически-астатическая форма ДЦП), то ребенку рекомендуется выполнять следующие действия: умывание, чистка зубов, лепка из пластилина, печатание на машинке и др. А если у ребенка гиперкинетическая форма ДЦП или двойная гемиплегия, то тогда занятия дополняются переплетными работами, шитьем, лепкой и т.п.

Для того, чтобы разработать движения в суставах и для тренировки мышц верхних конечностей включаются пиление, строгание, пользование отверткой, стирку белья, причесывание, одевание и раздевание, садовые работы и т.д. Если у больного гиперкинетическая форма церебрального паралича, то в этом случае лечебная физкультура ставит своей целью добиться нормализации поз больного и его движений, улучшения координации движений, торможения гиперкинезов, а также проводится обучение бытовым навыкам. Очень популярны упражнения с предметами, корригирующие упражнения, а также упражнения, обучающие правильному дыханию.

При атонически-астатической форме ДЦП рекомендуется выполнять упражнения, способствующие улучшению координации, вырабатывающие умение сохранять равновесие, а также упражнения на сопротивление и упражнения для языка и мимической мускулатуры.

При двойной гемиплегии необходимо уделить особое внимание упражнениям, при выполнении которых работает кисть - это упражнения на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, а также используются упражнения с отведением нижних конечностей. Причем для выполнения данных упражнений создаются облегченные условия. Что касается спастической диплегии, то при этом заболевании широко используются упражнения на координацию и равновесие, на расслабление, а также лечение положением. Немаловажное значение имеет обучение больных ходьбе.

Необходимо учитывать тот факт, что дети с ДЦП устают значительно быстрее, поэтому очень важно включать в занятия ЛФК при ДЦП упражнения на расслабление, делать отдых, когда это необходимо. Рекомендуется также дополнять занятия дыхательными упражнениями, а сами упражнения и игры по возможности сопровождать музыкой, делать массаж. В зависимости от того, насколько поражен нервно-мышечный аппарат ребенка, а также какого возраста ребенок, процедуры должны длиться от 8-15 минут до 30-45 минут.

Также занятия лечебной физкультурой при ДЦП проводятся, сочетая физио- и гидропроцедуры, массаж (криомассаж), медикаментозные средства.

Важно знать - при гиперкинетической форме ДЦП, занимаясь ЛФК, необходимо делать некоторые ограничения, а именно: ограничить занятия на тренажерах, упражнения с гантелями и другими тяжелыми предметами, а также прыжковые упражнения, бег на короткие дистанции. Все эти упражнения способствуют еще большему повышению мышечного тонуса, поэтому к их выполнению надо подходить с осторожностью. Вообще, надо сказать, что больным детям нельзя заниматься на тренажерах. С возрастом ребенка возрастает формирование контрактур, повышается мышечный тонус. А занятия на тренажерах приводят к еще большим контрактурам, мышцы "забиваются", нарушается координация движений. Также происходит увеличение спастики мышц, а это часто способствует появлению боли, мышцы невозможно расслабить. Учитывая все эти факторы, лучше детям с ДЦП воздерживаться от занятий на тренажерах.

В занятия ЛФК с детьми лучше всего включать различные игры: подвижные, малоподвижные, разные эстафеты, некоторые элементы спортивных игр и т.д. Дети с ДЦП вполне могут сыграть в футбол, правда для этого им понадобится площадка с уменьшенными размерами футбольного поля, и, конечно же, время игры должно быть ограничено.

Что касается комплексного лечения ДЦП, то оно состоит из сегментарно-рефлекторного массажа, облучения лампой соллюкс, ортопедического лечения, ЛФК и др. 

В задачи массажа входит: нормализация произвольных движений, мышечного тонуса, улучшение крово- и лимфотока. Также массаж способствует стимуляции ослабленной функции мышц, усилению метаболизма тканей, предупреждает возникновение контрактур.

Методика массажа состоит в следующем: Массаж следует начинать со спины, постепенно движения рук идут от поясничной области к шее (особое внимание следует уделить массажу паравертебральным областям, для этого используется сегментарный и точечный массаж). Сначала нужно провести подготовительный массаж: поглаживание, растирание, неглубокое разминание спинных мышц. Затем проводится сегментарно-рефлекторный массаж, и, наконец, опять делается поглаживание. После завершения массажа спины, переходят на массаж ягодичных мышц и нижних конечностей (ноги массируются с проксимальных отделов), затем делают массаж рук, груди и живота. После массажа следует воздействовать на моторные точки спазмированных мышц (причем, после каждого воздействия на точку, ее следует погладить, растереть), это нужно сделать для того, чтобы снять гипертонус тех или иных мышц. При выполнении массажа грудной клетки включаются приемы активизации дыхания.

Надо отметить, что при ДЦП нельзя применять в массаже приемы рубления, поколачивания и выжимания. Также не советуется применять ЛФК в ванне, потому что это чревато переохлаждением ребенка и ведет к дополнительной спастике. Можно в стационарных условиях или условиях, исключающих переохлаждение, применять гипертермическую ванну (с температурой воды выше 38,5 градусов), но это показано лишь тем больным, у которых нет изменений со стороны сердечно-сосудистой системы. После приема ванны больному ребенку рекомендуется лечение положением (различные укладки). Также во время выполнения массажа рекомендуется делать упражнения на растяжение мышц. Продолжительность процедуры должна составлять не более 15 минут (8-15 минут). Курс составляет 20-30 процедур. В течение года следует следует выполнять 4-6 курсов. Ортопедическое лечение детей с ДЦП ставит перед собой цель добиться устранения и профилактики контрактур, деформаций, а также добиться восстановления функциональных и компенсаторно-приспособительных возможностей ОДА. Предупреждение развития и устранение умеренных контрактур выполняется при использовании ортопедических укладок (лечение положением), протезно-ортопедических аппаратов, шин, ортопедической обуви, массажа, плавания, физио- и гидропроцедур и, конечно же, ЛФК.

К примеру, с целью устранения сгибательных контрактур в тазобедренном и коленном суставах используются мешочки с песком, шины и т.п. Если в наличии имеются спастические фиксированные котрактуры, то тогда лечение осуществляется с помощью ЛФК, фармакологии (мидокалм, аминазин, трентал и др.), физиотерапии, массажа, грязевых аппликаций. Также применяют лечение с помощью этапных гипсовых повязок (интервал использования - 7-14 дней), используются упражнения на растягивание соединительно-тканных образований, часто - вытяжение (только при том случае, если удается снять повышенный тонус мышц, так как при спастике вытяжение делать нельзя). Для того, чтобы снять мышечный тонус, используют новокаиновые блокады, миорелаксанты, а также выполняют криомассаж спазмированных мышц, сегментарно-рефлекторный массаж и пр.

Комплекс лечебной гимнастики при ДЦП  включает в себя общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения, а также упражнения на координацию, растягивание и различныые игры. Повторяемость выполнения упражнений должна быть уменьшена, а период отдыха - увеличен. Между выполнениями упражнений, в паузах, следует включать массаж (куда входит разминание, потряхивание, поглаживание спазмированных мышц, особенно мест прикрепления). В неделю следует проводить 3-4 занятия по 2 раза в день. После занятий, два раза в неделю, рекомендуется посещать сауну (баню), выполнять 1-2 захода по 3-5 минут, лежа на полке.

Надо отметить, что при таком заболевании, как ДЦП, классический массаж с его принципом физиологического расслабления мышц и придания суставам среднего физиологического положения не проводится. Поэтому, выполняя массаж больным с ДЦП следует придерживаться методики массажа произвольно напряженных мышц.

Детям с ДЦП следует делать общий массаж, используя подогретое ароматическое масло (пихтовое, оливковое, эвкалиптовое и т.п.), в массаже следует выполнять премы разминания, поглаживания, потряхивания. Особое внимание следует уделить массажу мышц спины (паравертебральным областям). Массаж нижних конечностей осуществляется с проксимальных отделов.

Детям, имеющим атонически-астеническую форму ДЦП, рекомендуется делать гидромассаж с температурой воды 37-38 градусов (давление 1,2-1,8 атм) по 5-8 минут. Курс составляет 10-12 процедур через день.

Если у ребенка вялый паралич, снижен мышечный тонус, то тогда следует делать вибрационный массаж игольчатыми вибраторами, а также массаж стоп. Курс составляет 10-15 процедур по 5-10 минут (в зависимости от возраста ребенка).

Учитывая форму болезни, течение заболевания, возраст больного и его функциональное состояние, больному назначается бальнеотерапия. Благодаря такой терапии происходит благоприятное влияние на нервно-мышечный аппарат, улучшается кровообращение, обменные процессы в тканях и т.п. Теплая вода уменьшает спастичность мышц, гиперкинезы, болевые ощущения и пр. Поэтому больным рекомендуется применять такие ванны, как: хлоридно-натриевые, радоновые, сульфидные, хвойно-рапные, йодо-бромные, валериановые, углекислые. Температура воды в этих ваннах должна быть 36-37 градусов. Причем, хлоридно-натриевые ванны (концетрация 10 г/л) назначаются через день по 8-15 минут. Курс составляет 10-12 процедур. Радоновые ванны (радон - от 740 до 1480 Бк/л) назначаются через день, продолжительность - 5-8 минут детям 3-6 лет и 8-12 минут детям 7-14 лет. Курс - 8-12 ванн. Йодно-бромные ванны (концетрация 90 мг/л брома и 40 мг/л йода) - продолжительность 10-15 минут. Курс составляет - 10-12 процедур. Валериановые ванны (2 л настоя валерианы на ванну) назначаются через день по 5-10 минут. Курс составляет 10-12 процедур. Хвойно-рапные ванны (в рапной или морской воде надо растворить 50 г порошка, 100 мл жидкости или 1-2 таблетки хвойного экстракта), продолжительность приема - 10-15 минут. Курс - 8-10 ванн. Сульфидные ванны (сероводород от 5 до 50мг/л), при температуре воды 35-36 градусов, продолжительность - 6-10 минут. Курс - 10-12 ванн.

Если у ребенка атонически-астатическая форма ДЦП, то ему назначаются восходящий, мелко- и крупноигольчатые души. Также рекомендуются грязевые аппликации на воротниковую зону (температура - 38-42 градуса), продолжительность процедуры - 8-15 минут, через день. Курс составляет 8-10 процедур. При наличии контрактур делаются грязевые аппликации в виде "перчаток", "трусов", "чулок", "брюк". Температура грязи должна быть 38-42 градуса, длительность процедуры - 8-15 минут, делать через день. Курс составляет 10-12 процедур.

Также больным детям показаны солнечные и воздушные ванны, после принятия которых ребенка обтирают нагретой солнцем морской водой. Плавать в море можно по истечении 7-14 дней. После того, как ребенок поплавает, его необходимо вытереть насухо, а затем можно выполнить двигательные упражнения или провести игры. Очень полезно купаться в лимане, где температура воды не ниже 28 градусов, а температура воздуха составляет 22 градуса.

Также, если есть показания, то проводятся гальванизация, электрофорез, индуктотерапия, УФ-облучение и электростимуляция.Выполнение гальванизации проводится по лобно-затылочной и глазнично-затылочной методике, продолжительность процедуры составляет 20-30 минут. Курс - 15-20 процедур. Гальванический воротник с бромом и кальцием накладывается на 10-15 минут. Курс составляет 8-12 процедур.

Электрофорез применяют для того, чтобы снизить спастичность мышц нижних конечностей, а также повысить их функциональные возможности. Применяется электрофорез 2-3%-ного раствора бромистого натрия, 3-5%-ного раствора новокаина, 2-3%-ного раствора йодистого калия по общей методике Вермеля. Данная методика состоит в том, что один электрод, имеющий площадь 300 квадратных сантиметров, располагается в межлопаточной области, а два электрода, площадью 150 квадратных сантиметров каждый, помещаются на область икроножных мышц. Продолжительность процедуры составляет 15-20 минут при плотности тока 0,05-0,08 мА/см2. Курс - 15-20 процедур через день, можно ежедневно. Для электрофореза с успехом используются лекарственные вещества (галантамин, инвалин, прозерин, тропацин, гумизоль, 5-10% водный раствор мумие и пр.), благодаря которым происходит снижение спастичности мышц и активизация репаративных процессов в тканях.

С помощью наложения электрод-диска или электрод-кабеля (сила тока 180-200 мА) проводится индуктотермия на область грудных позвонков. Продолжительность процедуры составляет 10-20 минут. Курс - 10-12 процедур через день.Для того, чтобы избежать неприятных, болезненных ощущений при электростимуляции, сила тока должна подбираться индивидуально. Продолжительность процедуры составляет 10-12 минут через день. Курс - 20-30 процедур.

Что касается медикаментозного лечения, то оно осуществляется с учетом клинической картины. При этом широко применяются препараты, способствующие снижению мышечного тонуса, а также активизирующие обменные процессы. Эти препараты представляют собой антихолинэстеразные, седативные и другие средства. Для того, чтобы снизить мышечный тонус, применяются центральные и периферические холинолитики, такие как мидокалм, циклодрол, тропацин и другие.

Если у больного спастическая диплегия, двойная диплегия или гемипаретическая форма ДЦП с выраженным повышенным мышечным тонусом, то тогда ему следует применять: мидолкалм (0,025 г в день, дозировка постепенно должна увеличиваться до 0,05-0,1 г, курс - 3 недели), циклодол (по 0,01-0,002 г в день, курс - 4-5 недель), тропацин (дозировка зависит от возраста ребенка - разовая доза детям до 3 лет составляет 0,001-0,002 г, 3-5 лет - 0,003-0,005 г, 6-9 лет - 0,005-0,007 г, 10-12 лет - 0,007-0,01 г. Курс составляет 3-4 недели), амизил (по 0,001-0,002 г, 3 раза в день), метамизил (от 0,001 г до 0,003 г, учитывая возраст больного, 2-3 раза в день), галантамин (нивалин) (от 0,1-0,2 мл 0,25%-го раствора детям в возрасте 1-2 лет, 3-5 лет - 0,02-0,4 мл, 6-8 лет - 0,3-0,4 мл, 9-14 лет - 0,5-0,7 мл, 15-16 лет - 0,2-0,7 мл 0,5-1%-ного раствора).

Больным с синдромом адинамии и астеническими проявлениями назначают препараты-антидепрессанты (например, ипразид, нуредал) для стимулирующего и антидепрессивного влияния на ЦНС. Причем, нуредал назначают от 0,006 г до 0,0012 г 1-2 в день (учитывая возраст больного).

Если у больного гиперкинетическая форма ДЦП, то ему назначают лекарственный препарат - карбамазин, учитывая возраст назначают в количестве от 0,025 г до 0,6-0,8 г в день, курс составляет 2 недели.Для того, чтобы активизировать обменные процессы в тканях мозга, больным назначают церебролизин, аминалон (гаммалон) и другие препараты этой группы. Церебролизин принимают внутримышечно по 1 мл 3 раза в день. Курс - 10-15 инъекций. Аминалон надо принимать 3 раза в день по 1 таблетке. Курс приема аминалона составляет 30-40 дней.

В целях активизации обменных процессов в организме применяют витамины группы В, биогенные стимуляторы АТФ и др. Также назначается прием поливитаминных комплексовс микроэлементами, солями, больные принимают большие дозы аскорбиновой кислоты (по 1 таблетке з раза в день, продолжительность - 7-10 дней). А в осенний и зимний периоды проводится кварцевание стоп (доза составляет 5-10 биодоз). Курс - 3-5 процедур.

Детям с двигательными расстройствами легкой и средней тяжести в поздней резидуальной стадии, а также детям с умеренной степенью дебильности, которые способны самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, проводят санаторно-курортное лечение. В курс лечения входят: гидробальнеотерапия, грязевые аппликации, трудотерапия, массаж, лечебная физкультура. Причем, в первые дни нахождения в санатории (период адаптации) необходимо соблюдать щадящий двигательный режим, а затем постепенно его следует расширять, включать в занятия различные игры, плавание, ходьбу по воде вдоль берега моря и т.п. 

orto-v.ru

МЕДЛАБ.РФ: традиционная медицина, народная медицина, первая помощь, консультации врачей

26.10.2016, 11:15

Кристина, возраст: 34

Задержка 10 дней(должны были начаться 16.10.16)

Ответов: 1

24.10.2016, 18:26

Кристина, возраст: 34

Добрый вечер!20.10.16 хгч 672, 24.10.16 1911, низкий прирост гормона?

Ответов: 2

21.10.2016, 20:07

Екатерина, возраст: 26

Здравствуйте Андрей Евгеньевич! У меня 19 недель монохор. диамн. двойня, ставят ФФТС. Говорят чтобы ехала в клиники, где занимаются ФФТС (я из Нижнего Новгорода) и чтоб делали операцию. В 5 недель желточные мешки были разного размера. В 6 недель КТР был 3,6мм и 4,2мм. В 9-10 недель КТР 29,4мм и 26,3 мм. Амнионы появились в 10 недель, до этого моно моно двойня была. В 12 недель тахикардия у маленького (194ЧСС), КТР 57мм и 60мм. У маленького явн...

Ответов: 1

21.10.2016, 18:03

Кристина, возраст: 34

Добрый вечер!подскажите пожалуйста, 21.09.16 были последнии М. 20.10.16 хгч 672, прогестерон 111, это нормальные показатели?или низковатл?немного тянет правый бок, спасибо

Ответов: 2

17.10.2016, 11:57

Ирина, возраст: 35

Андрей Евгеньевич, добрый день. У меня подтвержденный по УЗИ диагноз полип эндометрия, 15Х5Х5 мм с нечеткими ровными контурами, при ЦДК регистрируется кровоток. Лечащий гинеколог предложила мне 2 варианта удаления полипа: гистероскопию с раздельным диагностическим выскабливанием или гистероскопию, но удаление полипа лазером в ЛРЦ Минздрава на Иваньковском шоссе. По ее словам, удаление лазером более щадящий метод, т.к не оставляет рубцов и сох...

Ответов: 1

14.10.2016, 19:49

Юля, возраст: 34

Здравствуйте. Подскажите, когда тест показывает беременность после оплодотворения? Предположительная дата зачатия на 11-й д.ц.

Ответов: 1

12.10.2016, 01:32

Екатерина, возраст: 37

Здравстуйте, Андрей Евгеньевич! Можно ли при грудном вскармливании сдавать анализы на антимюллеров и ингибин В?

Ответов: 1

xn--80achd5ad.xn--p1ai

Упражнения на развитие координации движений при ДЦП

  1. Сидя на стуле или стоя. Взять с пола мяч, поднять его над головой и опустить точно на то же место.
  2. Сидя на стуле или стоя. В руках мяч (медбол), повороты туловища в стороны с отведением в ту же сторону рук с мячом.
  3. Сидя или стоя. Руки на уровне плеч. Сгибание и разгибание в локтевых суставах, затем сгибание в локтевом суставе одной руки с одновременным разгибанием другой руки в том же суставе.
  4. Лежа на спине. Поднимать одноименную руку и ногу.
  5. Лежа на спине с поднятой рукой (руками), опуская руку, поднимать разноименную ногу. Легче выполняется при поднимании одноименной ноги.
  6. Стоя. В руках гимнастическая палка. Перевод палки из горизонтального положения в вертикальное и обратно.
  7. Поднять палку вверх над головой и опустить на лопатки.
  8. Из и. п. руки с палкой на уровне груди, коснуться краем палки носка, подняв второй конец палки к плечу. Асимметрические упражнения с точки зрения координации являются более сложными.
  9. Поднимание одной руки вверх, другой в сторону.
  10. Поднимание рук и разведение ног.
  11. Парные упражнения. Бросать друг другу мяч. Броски выполнять под руку, под ногу, из-за спины, над головой и т. д.
  12. Одновременное сгибание ц, разгибание пальцев рук и ног.
  13. Одновременные сгибания пальцев рук и разгибание пальцев ног.
  14. Все упражнения, рекомендованные для тренировки равновесия.

С. А. Бортфельд (1971) полагает, что все эти упражнения рассчитаны в основном на детей, которые могут самостоятельно передвигаться и должны широко применяться при гемипарезах, а также в легких случаях гиперкинетической формы, спастической диплегии. А. Е. Штеренгерд (1972, 1980) наблюдал хороший терапевтический эффект при применении этих упражнений в сочетании с массажем и бальнеогрязелечением у больных с указанными выше формами заболевания, а также при атонически-астатической

Развитию координации способствуют различные упражнения с мячами, попадания в цель, упражнения с гимнастическими палками, использование элементов трудотерапии, выполнение танцевальных шагов. Чем больше неодинаковых Элементов составляют упражнения, тем оно сложнее. В успехе занятий важное значение имеет внимание занимающегося. Поэтому упражнения следует выполнять в виде игры, Соревнований и проводить в первой половине процедуры. Эмоционально, с большим вниманием тренируется координация и точность выполнения задания с помощью тремоскопов, сконструированных в санатории им. Октябрьской революции (А. Е. Штеренгерд, В. Г. Катков). Металлическая пластинка, размером 30X40 см с прорезями различной толщины (1—3 см) и игольчатый электрод с ручкой соединяется с источником электрического питания и лампочкой. Каждое соприкосновение электрода с краем прорези пластинки сигнализируется зажиганием лампочки и считается ошибкой. Дети с большим удовольствием выполняют эти упражнения, стараясь сделать как можно меньше ошибок. Задание усложняется изменением толщины электродов. Учет ошибок ведется автоматически с помощью специального счетчика.

Улучшение координации наступает также при назначении упражнений на точность выполнения тренировки равновесия, совершенствование ритма движений, на сочетание движений разного характера, упражнения с предметами, в лазаньи, на развитие пространственных отношений. Нередко препятствием для выполнения движений является наличие повышенного тонуса мышц. Поэтому очень важно уметь расслабить мышцы, что легче удается после бальнеогрязевой процедуры. Произвольному расслаблению мышц больного начинают обучать со здоровой или менее пораженной конечности. Могут быть использованы также приемы массажа (поглаживание, потряхивание, точечный и сегментарный массаж). Важно привлечь внимание больного к ощущению расслабления. В этой связи представляется целесообразным процедуру лечебной гимнастики проводить после релаксации, связанной с приемом бальнеогрязевых процедур.

При выполнении массажа особое внимание должно быть уделено созданию правильного физиологического положения больного и соблюдению ортопедического режима. Под плечи, коленные суставы следует подложить валики, стопа не должна свисать.

Процедуру массажа следует начинать и заканчивать, приемом поглаживания (легкое, поверхностное). В зависимости от формы заболевания применяют различные приемы массажа, техника выполнения которых подробно описана Н. А. Белой (1979, 1982), А. Е. Штеренгерцем (1983, 1985) и др.

В период роста у ребенка, больного ДЦП, может быть нарушено развитие костей, и тогда «паралитический инбаланс усугубляется ортопедическим инбалансом» (А. Гроссиор, 1967), что способствует образованию деформаций позвоночного столба (М. С. Жуховицкий, 1959).

Стойкое нарушение нервно-мышечного тонуса, наблюдаемое у больных ДЦП, также способствует появлению нарушения осанки и различных деформаций позвоночного столба. Зачастую дети с поражением ЦНС даже не представляют себе, что такое правильная осанка. Поэтому в комплекс лечебной гимнастики надо всегда включать корригирующие упражнения, направленные на коррекцию деформаций позвоночного столба. Методики их выполнения подробно описаны в работах В. Н. Мошкова (1949), Е. И. Янкелевич (1960), А. Т. Лихварь, А. А. Путилова и А Е. Штеренгерц (1968) и др.

Напомним, что под термином «осанка» подразумевают, привычное удержание туловища, головы в покое и при движении. Осанка — это сложный акт координированных динамических и статических напряжений и расслаблений в нервно-мышечном аппарате, осуществляемых процессами торможения и возбуждения в ЦНС.

Осанка, или привычная поза, приобретается в течение всего периода роста ребенка. Она во многом зависит от положения позвоночного столба и развития силы мышц спины и живота. Когда ребенок начинает ходить, у него появляются физиологические изгибы вперед (лордоз) в области шейных и поясничных позвонков и назад (кифоз) — в области грудных и копчиковых позвонков. Вследствие слабого развития мускулатуры, нарушения мышечного баланса эти кривизны могут изменяться и иметь патологический характер.

При нормальной осанке отмечается подтянутость, собранность, равномерная кривизна физиологических искривлений в переднезаднем направлении. Голова держится прямо, плечи расправлены, живот подтянут. У детей с круглой спиной, что часто встречается при ДЦП, голова наклонена несколько вперед, грудная клетка втянута, плечи наклонены вперед, лопатки крылоподобны, живот выпячен. Нередко указанные выше патологические деформации позвоночного столба (И. С. Андрушко, А. Б. Данилова, 1967) сочетаются с искривлением его в сторону (сколиоз). У больных ДЦП сколиоз может образоваться не только в результате паралича и пареза, но и вследствие укорочения одной конечности.

Сколиоз может быть простым — искривление только в одну сторону или сложным — искривления в разные стороны. Профилактикой и лечением сколиоза является соблюдение правильной позы при сидении, стоянии, сон на твердой постели, укрепление мышц, борьба с близорукостью и т. д.

Наиболее выгодным и. п., при котором достигается разгрузка позвоночного столба, является положение на четвереньках. Влияние тяжести тела снимается в и. п. лежа. В зависимости от положения рук и. п. на четвереньках имеет несколько разновидностей: больной стоит, опираясь на колени и ладони, руки и ноги перпендикулярны по отношению к туловищу, голова несколько запрокинута назад,- спина незначительно прогнута, глаза смотрят вперед. Это горизонтальное положение на четвереньках. Если же руки согнуты в локтях под прямым углом с опорой на кисти или предплечья, то это полуглубокое положение. При глубоком положении плечи касаются кистей. Самым легким положением считается горизонтальное, самым тяжелым — глубокое. Наибольшая физическая нагрузка на поясничный и нижнегрудной отделы позвоночного столба достигается в горизонтальном положении, на среднегрудной — в полуглубоком, на верхнегрудной и шейный отделы — в глубоком положении.

Из и. п. на четвереньках назначают прогибание позвоночного столба вниз и выгибание его кверху, ползание, поочередное и одновременное отставление ноги назад и одноименной или разноименной руки вперед, переход из одного положения на четвереньках в другое, предлагают коленом коснуться груди, не отрывая ног от опоры, сесть на колени и др.

При назначении упражнений из облегчающего положения лежа, следят, чтобы голова и ноги находились на одном уровне. Лежа на спине выполняют различные упражнения с выпрямленными или согнутыми конечностями, переходы в сидячее положение. При этом не только тренируются мышцы туловища, увеличивается подвижность позвоночного столба, но и укрепляются мышцы живота. При выполнении упражнений из и. п. лежа на животе (поднимание туловища с опорой и без опоры на руки, движения конечностей) в основном укрепляются разгибатели позвоночного столба.

Все эти упражнения можно выполнять не только в зале ЛФК, но и на песке, после купания в море. Пребывание в море, движения в воде облегчают выполнение любых движений и на суше. Начинать упражнения следует через 15—30 мин после купания. Быть в этот промежуток времени на солнце не рекомендуется.

В положении стоя движения позвоночного столба более свободны, чем сидя. Широко должны быть использованы упражнения с гимнастическими палками, различные наклоны туловища, ходьба и др.

В тех случаях, когда ДЦП осложнен сколиозом или кифосколиозом, необходимы также деторсионные упражнения. Остистые отростки при этом должны поворачиваться в сторону вогнутости позвоночного столба. Сгибание ноги (укорочение рычага) уменьшает напряжение мышц при выполнении деторсионных упражнений. Последние противопоказаны при двойной гемиплегии, тяжелой спастической диплегии и гиперкинетической формах заболевания.

Пассивное противовыгибание достигается с помощью методиста или подкладывания мяча в положении лежа на боку. Подбор соответствующего положения используется как вытяжение позвоночного столба, его назначают за 5—7 мин до начала занятия. Например, при сколиозе с выпуклостью дуг в грудном отделе позвоночного столба влево, а поясничном — вправо больному предлагают лечь на живот с вытянутой вдоль головы правой рукой, отведенной в правую сторону правой ногой.

Для выработки правильной осанки полезны различные виды ходьбы. Целесообразно назначать ходьбу с предметом на голове.

Корригирующие упражнения, как и все другие, нужно проводить, особенно с детьми дошкольного возраста, в виде игр, имитации, движений животных, машин. Например, растягивание пружины — стоя, руки согнуты перед грудью, пальцы сжаты в кулак, отводить локти в стороны, имитируя растягивание пружины. При этом плечи отводят назад, а лопатки сближают. Приседание на всей ступне с согнутыми в локтях руками и кистями на плечах выполняют как игру «зайчик готовится к прыжку». Приседание же на всей ступне с наклоном туловища вперед и отведением рук назад имитирует лыжника. «Конькобежец» — стоя с широко расставленными ногами, попеременно сгибать ноги с полуоборотом и наклоном туловища. Стоя на четвереньках, ребенок сгибает и прогибает спину, подражая кошке, потягивающейся после сна. «Кошка лезет под забор» — из горизонтального положения на четвереньках ребенок переходит в глубокое или полуглубокое, прогибаясь вперед и вытягивая голову между рук. «Велосипедист» из и. п. лежа на спине с поднятыми и прижатыми к животу ногами имитируют движение ног велосипедиста. «Рыбку» выполняют лежа на животе с вытянутыми вперед руками: одновременное поднимание рук и ног.

Эти игровые занятия-упражнения целесообразно проводить после купания в море, а некоторые — во время купания, так как в воде целенаправленные произвольные движения детей становятся более свободными.

Наш опыт работы показал нецелесообразность назначения висов и раскачивания (на гимнастической стенке), так как и без того растянутые мышцы не удерживают позвоночного столба. Кроме того, при подобных упражнениях повышается тонус мышц.

Для каждого больного методист подбирает индивидуальный комплекс. Ниже приводятся общие методические указания для проведения корригирующей гимнастики.

  1. Выполняют ее длительно и систематически.
  2. Упражнения делают несколько раз в день (в том числе во время пребывания на море).
  3. Отдельные упражнения комплекса корригирующей гимнастики включают в УГГ.
  4. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка, регулярности занятий, в среднем от 25 до 50 мин.
  5. Темп движений медленный или средний.
  6. Особое внимание должно быть обращено на обучение больного правильному дыханию. В комплекс должны быть включены упражнения для развития как динамического, так и статического дыхания.
  7. Больного нужно научить расслаблять мышцы.
  8. Обязательны упражнения со снарядами и на снарядах.
  9. Рекомендуется все упражнения проводить в виде игр и подражания движениям животных и машин.
  10. Нагрузку увеличивают постепенно.
  11. Следует придерживаться принципа рассеивания нагрузки, т. е. чередовать упражнения для различных мышечных групп.
  12. Увеличивать нагрузку можно как за счет повторения упражнения, так и за счет введения в комплекс новых упражнений, ускорения ритма, использования снарядов, предметов и др. Особое внимание должно быть уделено обучению ребенка расслаблять мышцы.
  13. Полезно проводить ЛГ в сочетании с водными закаливающими процедурами.
  14. Все упражнения проводить симметрично, но по указанию врача или методиста ЛФК разрешается увеличивать количество повторений упражнения в определенную сторону.
  15. Наиболее облегченными исходными положениями для проведения корригирующей гимнастики являются: и. п. на четвереньках, лежа на спине, лежа на животе.

www.souzserdec.com