Упражнения дыхательной гимнастики при заикании у детей. Гимнастика при заикании


Игры и упражнения для детей при заикании

        Артикуляционная гимнастика– позволяет тренировать мышцы артикуляционного аппарата, а значит делает речь четкой и красивой.

 

        1. Покусывание  сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

 

        2.«Улыбка – Трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

 

        3. «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга.

 

        4.«Часики».  Язык из одного уголка рта переходит к другому, словно маятник часов.

 

        5. «Лошадка фыркает.» Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

 

        6. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

 

        7. Надуть и втянуть щеки.

 

        8. Рот закрыт. Ударять кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит изо рта с силой и шумом.

 

         9. «Орешки.» Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 

       10. «Почистим зубы». Рот открыт. Погладить языком за нижними зубами, за верхними зубами.

 

       11. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.

 

       12. «Вкусное варенье». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

 

      13. Для мягкого неба:

- открыть рот, покашливать. (4-6 раз)

- открыть рот, позевать (4-6 раз)

 

        Гимнастику можно выполнять перед зеркалом, можно под музыку. Упражнения можно осваивать постепенно, делать несколько движений для губ, несколько для языка и неба. Общая продолжительность гимнастики может быть 3-4 минуты.

 

       Упражнения для развития чувства темпа и ритма

 

      Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные темпы и ритмы, в том числе и музыкальные, а затем пропевание слогов, слов, стихов на заданные ритмы.

 

      Вы можете предложить ребенку отхлопать вместе с вами (сопряженно), а потом вслед за вами (отраженно) такие ритмы:

///

//    ///

//    //    ///

 

      Число палочек соответствует числу хлопков, расстояние между палочками означает паузу.

 

      Можно «отхлопывать» и стихи. При этом хлопок делается не на каждом слоге, а на сильной доле стиха. Например, НАшаТАняГРОмкоПЛАчетУроНИла вРЕчкуМЯчик.

      Рекомендуется в качестве речевого материала использовать хорошо знакомые детские стихотворения, написанные стихотворным размером хорей. Это стихи А. Барто «Наша Таня громко плачет», «Зайку бросила хозяйка», С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», считалка «Аты-баты, шли солдаты». Многие стихи К. Чуковского, русские народные потешки, колыбельные песни написаны этим размером.

 

      Я искренне надеюсь, что эти упражнения помогут вам в долгой и кропотливой работе по лечению заикания у детей.

      Желаю крепкого здоровья вашим детям, а уважаемым родителям вдохновения и творчества. О том, как можно заниматься с малышами в домашних условиях и о других секретах логопедической работы можно прочесть в других статьях моего блога.

 

С уважением, Наталья Свинина

кандидат педагогических наук,

логопед для детей, подростков и взрослых

blog1.xn-----dlckcd4dvap4a3i.xn--p1ai

Дыхательная гимнастика от заикания

 К школьному возрасту у заикающегося возникает страх собственной речи, появляется ряд уловок и сопутствующих движений, которые не только не помогают, но и усугубляют многочисленные запинки, остановки, повторения звуков, слогов и слов.

К сожалению, какие бы страдания не приносил бы речевой недостаток, практика показывает, что заикающиеся люди часто пассивны, они обращаются за помощью уже в достаточно взрослом состоянии и ищут такие приемы и методы, которые сделали бы их речь идеальной без каких-либо собственных усилий. Устранение заикания — дело длительное и сложное, требующее упорной и систематической работы не только над своей речью, но и над собой.

Так как в большинстве случаев заиканию предшествуют невротические расстройства, считается, что даже после полного устранения речевого дефекта в связи с любым стрессом часты рецедивы. Кроме того, существует точка зрения, что заикание взрослых неизлечимо. В любом случае, необходимо приложить достаточно усилий, чтобы научиться контролировать свою речь и значительно улучшить её.

Методика устранения заикания включает в себя психотерапию, режим молчания и шепотной речи, логопедические занятия с дыхательными, артикуляторными и голосовыми упражнениями, сеансы гипнотерапии, приемы самовнушения и др.

В данной статье речь пойдет о тренировке одного из важнейших условий правильной плавной речи — дыхании. При заикании оно почти всегда бывает нарушенным. Объем выдыхаемого воздуха настолько мал, что его не хватает на произнесение фразы, а часто заикающийся и вовсе говорит на вдохе или задержанном дыхании, что абсолютно неправильно. Поэтому овладение правильным речевым дыханием является для заикающегося человека важным и необходимым фундаментом для дальнейшей коррекции речи.

Речевое и жизненное дыхание: отличия

Необходимо понимать разницу между речевым и основным физиологическим дыханием. Назначение речевого дыхания — участие в создании голоса на плавном и равномерном выдохе. Основная функция жизненного дыхания — поддержание жизни человека путем непрерывного газообмена в организме (при вдохе в организм поступает кислород, при выдохе выделяется углекислый газ).

В отличие от физиологического речевое дыхание произвольно. Человек сам контролирует необходимую для той или иной фразы дозу воздуха и сопоставляет моменты вдоха с речевыми паузами.

При обычном дыхании мы дышим носом, вдох и выдох имеют одинаковую продолжительность, при речевом — дыхание происходит одновременно через рот и нос, вдох при этом в разы короче, чем выдох. Жизненное дыхание бывает ключичное, грудное и брюшное. Наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное (нижне-диафрагмальное) дыхание.

У людей, не страдающих заиканием, правильное речевое дыхание вырабатывается автоматически, при возникновении заикания оно нарушено и его необходимо вырабатывать сознательно.

Лечение заикания: развитие речевого дыхания

При речевом типе дыхания диафрагма (груднобрюшная перегородка) быстро опускается, увеличивая объем легких, а при выдохе поднимается. Тренировку нижне-диафрагмального дыхания лучше всего отрабатывать за полчаса до еды утром и вечером перед сном. Одежда не должна стеснять движения. После упражнений необходим небольшой отдых.

1. Упражнение «Воздушный шарик»

Лежа на спине положите одну руку на живот, а другую на грудь. Спокойно и плавно вдохните. Живот при вдохе должен надуваться как воздушный шарик, рука при этом поднимается. Затем медленно выдохните, слегка нажимая рукой на живот. Грудная клетка во время совершения вдоха и выдоха находиться в спокойном состоянии.

Первое время для избежания головокружения от излишка кислорода количество вдохов не должно превышать пяти. Затем число вдохов можно увеличить до пятнадцати.

Упражнение «Воздушный шарик» необходимо закреплять в течении двух-трех недель. По истечении этого срока рука может уже не оказывать механическую помощь, а осуществлять контроль за правильным дыханием. Затем данное упражнение закрепляется уже стоя и сидя.

2. «Буря в стакане»

При выполнении этого упражнения левой рукой также осуществляется контроль правильного дыхания. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан. Необходимо следить, чтобы губы были при этом неподвижны, а щеки не надуты.

Аналогично предыдущим упражнениям можно дуть на кусочек ваты, полоску бумаги, вертушку, перо, выпускать мыльные пузыри и т. п.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой часто применяется при коррекции заикания. Особенностью данной методики является сочетание короткого и резкого вдоха с движениями. Активные движения всех частей тела вызывает сильнейшую потребность в кислороде. Вдох производится мгновенно и эмоционально, выдох — самопроизвольно.

В работе с заикающимися я часто использую упражнения «Насос» и «Обними плечи». С их помощью уже за два месяца можно добиться возникновения глубокого и плавного дыхания, а голосовые связки становятся более гибкими и подвижными.

1. «Насос»

Выполняется из вертикальной позы, руки опущены. Вдох короткий, резкий и осуществляется параллельно с наклоном вниз, спина при этом круглая, голова опущена.

После этого следует слегка приподняться и выдохнуть воздух через нос или через рот. В норме упражнение составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами в 3-5 секунд.

Но прежде чем совершать такое большое количество вдохов-движений, необходимы ежедневные тренировки в течение 2-3 недель, начиная с того количества движений, которое не вызывает напряжения в области поясницы, головокружения и плохого самочувствия. В тяжелом состоянии упражнение можно выполнять из положения сидя.

Противопоказаниями к выполнению данного упражнения являются травмы головы и позвоночника, смещение межпозвонковых дисков, наличие позвоночных грыж, повышенное артериальное, внутричерепное и внутриглазное давление, камни в почках, печени и мочевом пузыре, высокая степень миопии, хронический радикулит и остеохондроз, беременность, плохое самочувствие до или во время выполнения упражнений.

2. «Обними плечи»

Выполняется также из вертикального положения, руки при этом согнуты, подняты на уровне плеч кистями друг к другу. Короткий шумный вдох осуществляется в момент сведения рук навстречу друг другу, обнимая себя за плечи, локти при этом сходятся на груди. Необходимо, чтобы руки находились параллельно друг другу, а не крест-накрест. В момент выдоха через рот или нос руки слегка расходятся, образовывая перед собой квадрат.

Количество вдохов-движений составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами между ними, после 2-3 недель ежедневных тренировок можно увеличить количество вдохов-движений до 32 по 16 раз и делать их уже без остановок.

При сердечной недостаточности и других тяжелых заболеваниях упражнение выполнять не следует. Тренироваться можно также в положении сидя и даже лежа.

Лечение заикания: памятка для закрепления речевого дыхания

  • Прежде чем заговорить, сделайте вдох.
  • Говорить можно только на выдохе.
  • Вдох всегда короткий, а выдох — плавный и длительный. Выдох необходимо «экономить».
  • Дышать нужно «животом», грудная клетка при этом неподвижна, плечи неподвижны и не поднимаются.
  • На одном выдохе нужно произносить не более трех-четырех слов.
  • Слова в предложении нельзя разрывать на слоги, произносить их следует слитно. Делать вдох следует в смысловых паузах.
  • Во время произнесения речи необходимо следить за тем, чтобы в мышцах голосового аппарата, шеи, лица не было напряжения.

При коррекции заикания необходимо запастись терпением. Улучшение речи происходит медленно и имеет скачкообразный характер. Иногда для коррекции заикания требует больше усилий и времени, нежели ожидал пациент, что ведет к отчаянию, он бросает тренировки и еще больше замыкается в себе. Однако опыт показывает, что правильные и регулярные занятия помогают справиться с заиканием, каким бы сильным оно ни было.

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

doctor.kz

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционная

В лечении заикания немаловажную роль играет темп дыхания. Специально разработанные гимнастические упражнения для дыхательной системы позволяют эффективно справляться с логоневрозом и контролировать состояние нервной системы. При условии выполнения всех правил и регулярного проведения сеансов у пациентов появляется возможность забыть о проблеме навсегда.

Дыхательная гимнастика от заикания

Цели занятий

Дыхательные упражнения при заикании у детей предназначены:

  • для обучения ребенка самоконтролю;
  • для укрепления носоглоточных мышц и диафрагмы;
  • для повышения насыщаемости крови и головного мозга кислородом;
  • для восстановления биоритмов организма;
  • для укрепления мышечных структур брюшной полости.

Разновидности дыхательных гимнастик

Упражнения дыхательной гимнастики для детей при заикании подбираются в индивидуальном порядке, исходя из анамнеза, поведенческих особенностей и интенсивности проявлений речевой патологии. Изначально занятия проводятся только со специалистом. В процессе родителей вводят в курс дела и поясняют им суть каждого упражнения.

Дыхательную гимнастику делят на 3 вида:

  • статическая — успокаивающий комплекс упражнений;
  • динамическая — предназначена для обучения правильному дыханию во время движения;
  • специальная — проводится при помощи дренажей, требует обязательного присутствия узкопрофильного специалиста.

В лечении заикания может использоваться весь комплекс упражнений, т. к. ребенка необходимо обучить правильному дыханию во время движения и расслаблению в стрессовой ситуации.

Часто используется техника, разработанная Стрельниковой. Она предполагает комплекс довольно сложных манипуляций, которые не подойдут малышам 3 лет.

Правила проведения

Оденьте малыша в свободную одежду, не стесняющую движения. Приберите в комнате, сделайте влажную уборку. Не занимайтесь с ребенком в течение часа после еды и не давайте есть еще час после.

Консультация специалиста

Не переутомляйте его. Это плохо отразится на нервной системе. Занятия не проводятся при простудных заболеваниях, когда малыш плохо себя чувствует, нервничает, плачет. Все движения выполняются на вдохе.

В зависимости от возраста ребенка упражнения можно выполнять в положении стоя, лежа, сидя.

Упражнения для малышей

Первое упражнение проводят в положении лежа на спине. Предложите крохе покачать любимую игрушку на качелях. Положите ее на живот и попросите малыша надуть его, вдохнув, а затем шумно выпустить воздух. Дыхание ровное, плавное, без пауз способствует расслаблению мышц тела.

Игра в ветерок. Малыш и вы — ветер, который решил пошалить. Запаситесь предварительно ватой и сделайте из нее шарики. Уложите их на ровную, гладкую поверхность и дуйте. Посоревнуйтесь, чей шарик дальше улетит. Со временем усложните задание. Укладывайте шарики на ворсистое полотенце.

Игра Ветерок

Отлично прорабатывается диафрагма при надувании воздушных шаров и мыльных пузырей. Этим можно заниматься хоть целый день. Еще один вариант — дуть в стакан с водой через соломинку.

Логоритмика как способ исцеления

Дети с плохим выговором часто не принимают однообразные картинки, артикуляционную гимнастику. Некоторым малышам сложно воспринимать речь и воспроизводить собственные мысли. В таких случаях необходимы специальные упражнения — логоритмика. Техника основана на сочетании физических упражнений (движений рук и тела) с произношением речевого задания. Она дает возможность наладить гармоничную работу речевого и слухового анализаторов, развить моторику. Продолжительность занятий — 20–40 мин. Проводятся в небольших группах с целью развития коммуникативных навыков.

Логоритмические упражнения

Начальное и конечное упражнение — маршевая ходьба в разных направлениях. Упражнение позволяет скоординировать движения и научиться ориентироваться в пространстве. Выполняется оно так:

  • малыши под барабанную дробь маршируют вокруг стульчиков, делая шаги в ритме, вокруг разбросаны предметы, через которые на один хлопок нужно перешагнуть, поднимая поочередно одно и второе колено, на 2 хлопка — перепрыгнуть преграду;
  • детей садят в круг и включают музыку, им дается задание хлопать в ладоши, когда звук становится громче; стучать по полу кулачком, когда звук еле слышен;
  • ребят ставят около стульчиков и дают задание вставать на цыпочки, услышав громкие звуки, приседать при тихом звуке, когда музыка играет на средней громкости — вытягиваться, как солдатики.

Артикуляционная гимнастикаАртикуляционная гимнастика при заикании у детей в сочетании с дыхательной гимнастикой позволяет научить малыша распределять правильно силу, продолжительность выдоха, сделать выразительным тон голоса и корректировать его по высоте, работая мышцами речевого аппарата.

Для занятия используют вертушки на палочках. Ребенку дают задание изобразить ветерок, продолжительно, непрерывно выдувая потоки воздуха. Затем усложняют упражнение регуляцией дуновения.

Упражнение «Вкусняшка»: ребенку предлагают представить, что его губы измазаны вареньем или медом, их нужно облизать. Высунув язык, малыш делает круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.

Упражнение «Говорим па»: развести руки в стороны, держа их напротив бедер. По мере подъема нужно произносить «Па», сначала тихо, затем громче и громче, выходя на звуковой максимум, когда руки достигнут максимальной высоты.

Надувание шариков

Логопедические упражнения при заикании у детей в сочетании с активными действиями (маршированием или прыжками) позволяют развить чувство ритма, улучшить произношение. За основу берут легко запоминающийся рифмованный стихотворный текст. Он задает ритм шага или прыжков, упражнение проводится без музыкального сопровождения.

Логоритмические занятия для детей с заиканием включают ритмические техники разбора слова.

Это позволяет правильно произносить слова из 3 и более слогов. К примеру, произносится слово «бе-ге-мот» с разделением на слоги, выделением интонацией ударения и ритмичными хлопками в такт голосу.

Комплекс упражнений Стрельниковой

Александра Стрельникова была оперной певицей. Она часто страдала от приступов удушья и, чтобы избавиться от проблемы, разработала специальную технику дыхания, включающую целый комплекс упражнений. Доктора до сих пор считают ее методику лучшей для лечения логоневроза у детей школьного возраста.

Система базируется на резких коротких вдохах носом в момент, когда начинаются спазмы диафрагмы. Упражнения способствуют активизации всех мышц, которые находятся в бездействии. В результате таких действий усиливается давление внутри тканей, что способствует лучшему усвоению кислорода.

Упражнения Стрельников

Практику выполняют 2 раза: утром и вечером. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании у детей предполагает использование 3 упражнений:

ладошки;

погончики;

насос;

скороговорки.

Комплекс подходит больше для детей 6–8 лет.

Ладошки

Попросить ребенка сжимать и разжимать ладошки, шумно втягивая носом воздух. Далее следует пауза в 10 сек. На протяжении этого времени дыхание осуществляется в обычном режиме. Вдохи повторяются. Должно быть 4 повтора по 8 вдохов.

Вдох осуществляется при полностью сжатых губах. На выдохе их нужно приоткрыть и выпустить воздух из легких. В процессе работы обязательно отслеживайте правильное положение осанки и плеч ребенка: спина прямая, плечи опущены, при вдохе остаются на месте. Следите за состоянием малыша. Лучше его усадить на время тренировки в кресло, т. к. резкие вдохи-выдохи могут спровоцировать головокружение и потерю сознания. Сначала техника выполняется только в присутствии инструктора.

Погончики

Ручки плотно сжаты в кулаки и не подымаются выше пояса. Вдохи активные, без пауз, на 8 счетов.

Повторяют упражнение 32 раза. Выполняется сидя.

Насос

Руки нужно сложить в кулаки и поставить вместе. Опуская их, делать выдох, поднимая — короткий вдох, как будто накачивается шина.

Упражнение повторяют 4 раза по 8 вдохов-выдохов. Проводится оно стоя.

Скороговорки

Упражнение начинают проводить только после полной адаптации к первым трем. Скороговорки при заикании у детей в сочетании с правильным дыханием помогут приспособиться к произношению сложных фраз, чувствовать себя комфортно и расслабленно в любой ситуации.

Упражнение "задувание свечи"

Перед проговариванием фразы пациент делает вдох и говорит ее на выдохе. На 1 цикл дыхания приходится 3–4 слова. Дыхание выполняется через брюшную полость. Ребенок привыкает делать вдох при логической паузе, соответствующей смыслу речи.

Детям с заиканием логопед выдает обязательные к выполнению домашние задания.

Это различные стихи и скороговорки, которые необходимо произносить перед зеркалом как можно чаще.

Противопоказания к техникам по Стрельниковой

Комплекс упражнений включает интенсивные сложные упражнения. Противопоказаниями являются:

  • повышение АД и ВД;
  • дисфункция почек, мочеполовой системы;
  • травмы позвоночника;
  • состояния острые.

Относительным противопоказанием является порок сердца. После консультации врач может снизить интенсивность упражнений и откорректировать их, не запрещая полностью.

Заключение

Упражнения для коррекции заикания у школьников и дошкольников с использованием дыхательной гимнастики будут отличаться. В лечении малышей от 3 лет используют простые упражнения, преподнося информацию в игровой форме. Школьникам подбирают программу посложнее. Основная цель гимнастики — повысить сопротивляемость организма стрессам, научившись контролировать свое тело. Правильное выполнение манипуляций позволит улучшить кровообращение и повысить уровень насыщения мозговых центров кислородом.

psyhoday.ru

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения

Лечение нарушенной речи при заикании у детей в раннем возрасте проходит достаточно трудно, так как еще не изучены все механизмы патологии. Чтобы у детей не возникло страха во время речи ил закомплексованности, необходимо проводить специальные комплексы упражнений, направленных на восстановление речевого центра и нервной системы больного ребенка. В данной статье мы расскажем о наиболее эффективных комплексах упражнений, включая точечный массаж, дыхательную гимнастику, логоритмику, а также занятия с песнями и играми.

Как помогут дыхательные упражнения

На данный момент в медицине широко используется методика дыхательной гимнастики, которая была разработана Стрельниковой А. Н. Методика лечения по курсу Стрельниковой при наличии заикания направлена на развитие правильного дыхания в процессе нарушенной речевой функции. Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой подойдет, как детям в 3 года, так и в возрасте от 5 лет.

Дыхательная гимнастика на рисунке

Дыхательная гимнастика на рисунке

Стрельникова считает, что лечение заикания без предварительно налаженного нормального дыхания не может быть эффективным, поскольку от этого зависит работа голосовых связок, частота вдохов и выдохов. Обычно у детей с нарушенной речью разговор идет при ключичном дыхании. В это время перед репликой они делают глубокий вдох так, что при этом поднимаются плечи, а шейные и лицевые мышцы сильно напряжены. Речь же происходит на выдохе короткими фразами или словами.

В результате проведения дыхательных упражнений можно будет восстановить правильное речевое дыхание у больного ребенка. Это позволит запасаться воздухом, прежде чем начать произносить речевые отрезки различной длины.

Правила и техника выполнения

При создании методики дыхательной гимнастики для детей с заиканием Стрельникова ставила несколько основных задач. В первую очередь терапия была направлена на то, чтобы научить дышать больного глубоко. Это позволило бы им заполнять легкие воздухом полностью.

Упражнения по лечению заикания мамы и дочки

Затем дыхательные упражнения нужно, чтобы регулярно тренировать диафрагму больного, заставляя ее активно работать при голосообразовании. Также при тесном смыкании голосовых связок в период фонации, сделать их более подвижными и эластичными.

Самая эффективная и распространенная техника выполнения упражнений, чтобы избавить больного ребенка от заикания, является «насос» и «обхват плеч». По правилам их нужно проводить не менее 2 раз в день перед приемом пищи или через полтора часа после еды.

Упражнение «насос» может помочь заполнить кислородом легкие в большем объеме, при котором вдох сопровождается шумом. Так как у заикающихся детей легкие плохо вентилируются, то процедура это оказывает хорошее действие.

Упражнение «обхват плеч» по Стрельниковой при вдохе через нос верхняя часть легких сужается, что позволяет проникнуть воздуху в наиболее объемные места. При таком дыхании будет заполняться большая часть альвеол, которые ранее могли не принимать участие в газообмене организма. Такой гимнастикой можно избавить детей от признаков кислородного голодания.

Мальчик смеется и держится за рот

При вдохе голосовые связки будут делать встречное движение, а при обхвате своих плеч в момент вдоха связки будут еще теснее смыкаться. Кроме дыхательной гимнастики Стрельникова рекомендует использовать методику для постановки голоса. Занятия будут проходить с песнями в детском репертуаре.

Терапия с песнями для укрепления голосовых связок должна проходить после дыхательной гимнастики, чтобы подготовить все органы, которые принимают участие в дыхании и образовании речи. Использование песенных репертуаров позволит детям больше раскрепоститься и расслабиться. Нужно стать ровно, поставив ножки на ширине плеч, положить ладони на животик.

Исполняя песню, затягивая гласные буквы, нужно будет при каждом звуке постепенно наклоняться, и при этом надавливать на живот руками и напрягать брюшные мышцы. Для этого можно подобрать песни, репертуар которых будет ассоциироваться у ребенка с играми и положительными эмоциями. Избавить больного от дефекта речи можно при регулярном проведении подобных процедур.

Видео «Логопедическая гимнастика для детей»

Комплекс упражнений при заикании

Чтобы избавить больного ребенка от заикания можно использовать и другие методики, которые также оказывают немалый эффект при лечении. Избавить больного от симптомов недуга можно при помощи упражнений, которые проводятся под руководством специалиста. Комплекс занятий включает логоритмику, проведение точечного массажа, отдельные упражнения с песнями и чистоговорками, а также расслабляющие ванны. Занятия обычно рассчитываются на то, чтобы активировать, а затем расслабить группу мышц, которые связаны с построением речи.

Одним из наиболее эффективных способов помочь больному в раннем возрасте – придерживаться упражнений логоритмики. Логоритмика позволит избавить ребенка от признаков заикания, но начинать такое лечение следует после 6 лет. Логоритмика подразумевает использование упражнений, которые будут сопровождаться музыкой и в движении. Такая терапия может помочь расслабить мозговой центр больного и мышцы. При расслабленных мышцах у детей лучше получится воспроизводить полноценные звуки, слова или предложения.

Девочка дует на бумажку

Чтобы избавить ребенка от симптомов заикания можно делать специальный массаж. Помочь устранить заикание можно акупрессурой. Это точечный массаж, который направлен на восстановление и регулирование речевого центра. Точечный массаж проход с надавливанием на акупунктуру (особые чувствительные точки) в области головы, шеи и плеч. Надавливать на точки при массаже нужно только подушечками пальцев, выполняя массирующие круговые движения.

Точечный массаж может помочь снять напряжения с лицевых мышц, успокаивает нервную систему. Важно, чтобы движения были плавными и осторожными, чтобы не повредить связки и не причинить боль. Точечный массаж можно применять даже для маленьких детей при первых признаках заикания. В качестве общей оздоровительной терапии можно проводить массаж всего тела, а не отдельных частей.

Кроме массажа хорошо может помочь расслабляющая ванна. Для этого не нужно проводить никаких упражнений. Проводить данную процедуру можно с играми. Игры хорошо подходят для детей любого возраста. С играми они более охотно проводят любые упражнения, так как это позволяет их заинтересовать и приковать все внимание. Подход с использованием игр улучшает эффективность лечения, так как мозговая деятельность ребенка при этом увеличивается.

Мама проводит гимнастику с мальчиком

В теплое время года можно проводить занятия на свежем воздухе. Также на улице можно разнообразить игры.  Занятия во время прохождения курса терапии у больного ребенка должны быть регулярными. Только при частых занятиях восстановление речевого аппарата будет эффективным.

Занятия могут проходить с использованием специальных игр, которые направлены на выработку плавной и четкой речи. Также такие игры позволяют снимать нагрузку с лицевых мышц. К логопедическим занятиям можно причислить игру «Путешествие Кроша», чистоговорки. Занятия также проводятся в определенном темпе и должны быть активными.

Чтобы избавить ребенка от дефекта речи также в комплексе можно использовать лекарственные препараты. Они будут случить в качестве дополнения до курса реабилитации. При таком лечении избавить больного от недуга можно значительно быстрей.

Видео «Дыхательные упражнения при работе с заиканием»

В данном ролике опытный врач-логопед представит вашему вниманию несколько действенных и практических упражнений по лечению заикания. Не поленитесь ознакомиться и взять на вооружение полезные советы.

lechimdetok.ru

Упражнения при заикании подростков — RusPsiholog.ru

ЛЕЧИМ ЗАИКАНИЕ У РЕБЕНКА: ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Дыхательные упражнения – один из популярных методов лечения заикания. Этот традиционный метод хорошо влияет на всю дыхательную систему, тренирует диафрагму и голосовые связки. Чтобы проследить, правильно ли малыш выполняет упражнения, можете делать их вместе.

Встаньте прямо и согните руки в локтях так, чтобы ладони были направлены от себя. Сгибайте ладони, хватая воздух, и во время этого делайте короткий шумный вдох. Затем тихонько выдыхайте. Выполняйте это дыхательное упражнение от заикания 2 раза, затем делайте остановку на 4 секунды.

Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Наклоняйтесь вперед и тянитесь к полу прямыми руками. Спина при этом округлая. Одновременно делайте шумный вдох. Выдох спокойный. Выполняйте четыре наклона, повторите 12 раз.

Станьте ровно, руки расположите вдоль туловища, а ноги – на ширине плеч. Во время приседания поворачивайтесь в правую сторону и делайте шумный вдох. Выпрямитесь и спокойно выдохните. Затем приседайте с поворотом в левую сторону. Делайте 8 приседаний по 12 раз.

Исходное положение – прямо, ноги на ширине плеч. Наклоняйтесь вперед и тянитесь прямыми руками к полу. Делайте шумный вдох. Затем наклоняйтесь назад тоже с шумным вдохом. Выдох спокойный и бесшумный.

Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Поверните голову вправо и сделайте шумный вдох, затем влево – тоже шумный вдох. Спокойный выдох делайте во время поворота. Выполняйте 8 поворотов по 12 раз.

Наклоняйте голову вправо, коснитесь ухом плеча и сделайте шумный вдох носом. Затем наклоните голову в левую сторону. Повторяйте это упражнение от заикания 8 раз по 12 подходов.

Опустите голову вперед и одновременно сделайте резкий вдох. Поднимите голову и снова сделайте вдох. Выдох должен быть спокойным и бесшумным.

Эти дыхательные упражнения от заикания нужно выполнять дважды в день по 15 минут. Через 2-3 месяца вы увидите первые результаты.

  • СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ!

    На указанный e-mail в течение минуты должно прийти письмо активации. Просто перейдите по указанной ссылке и наслаждайтесь неограниченным общением, удобными сервисами и приятной атмосферой.

    ПРАВИЛА РАБОТЫ С САЙТОМ

    Даю свое согласие на обработку и использование веб-порталом UAUA.info (далее – «Веб-портал») моих персональных данных, а именно: имя, фамилию, указанные даты рождения, страну и город проживания, адрес электронной почты, IP-адрес, файлы cookie, информацию о регистрации на веб-сайтах – социальных Интернет-сетях (далее – «Персональные данные»). Также даю свое согласие на обработку и использование Веб-порталом моих Персональных данных, взятых с указанных мною веб-сайтов — социальных Интернет-сетей (если указывались). Предоставленные мною Персональные данные могут использоваться Веб-порталом исключительно с целью моей регистрации и идентификации на Веб-портале, а также с целью осуществления мною пользования сервисами Веб-портала. Подтверждаю, что с момента моей регистрации на Веб-портале, уведомлён(-на) о цели сбора моих Персональных данных и о включении моих Персональных данных в базу персональных данных пользователей Веб-портала, с правами, предусмотренными ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных», ознакомлен(-на). Подтверждаю, что в случае необходимости получения данного уведомления в письменном (документарном) виде, мною будет выслано соответствующее письмо по адресу [email protected], с указанием своего почтового адреса.

    На указанный e-mail отправленно письмо. Для смены пароля просто перейдите по указанной в нем ссылке

    www.uaua.info

    Работа над дыханием у заикающихся подростков

    Логопед отделения логоневрозов ЦПРиН

    Асташева С.Ю.

    Как правило физиологическое дыхание у заикающихся не отличается от дыхания нормально говорящих людей. Основные трудности возникают у них при необходимости что-то сказать. При нормальной речи существует экономия экспираторного воздуха. Т.е. речевой выдох рассчитан на длину фразы. При заикании же воздух расходуется нерационально. Одни пациенты выдыхают часть воздуха перед фонацией, другие – используют воздух при преодолении артикуляторных судорог и говорят на остаточном воздухе. При вдохе поднимаются плечи, живот втягивается, возникает “перебор” взятого воздуха.

    Можно попросить пациента долго и протяжно произнести звук “ооооо…”. В норме человек может тянуть звук до 20 сек. и более. Заикающиеся часто не могут это сделать даже в течении 10 секунд.

    Перед логопедом встает задача по выработке у пациентов правильных дыхательных кинестезий, включающая в себя работу по:

  • нормализации тонуса дыхательной мускулатуры;
  • постановке диафрагмального типа дыхания (отработке вдоха, формированию силы и целенаправленности воздушной струи при выдохе, управляемой волей пациента).
  • В значительной мере нормализации мышечного тонуса способствуют упражнения по снятию мышечных зажимов (описаны в предыдущей статье).

    Положение лежа самое оптимальное для постановки диафрагмального дыхания. В этом положении мышцы всего тела расслабляются и нижнереберное дыхание устанавливается спонтанно.

    Заикающиеся обычно забирают слишком много воздуха при вдохе. Возникает “перебор” воздуха, что провоцирует смыкательную голосовую судорогу. Чтобы этого избежать, необходимо научиться делать быстрый, но глубокий вдох (“как укол”). Для того, чтобы это лучше прочувствовать, надо начинать с выдоха. Во время тренинга нужно дать заикающимся ощущение процесса дыхания: выдох – пауза – вдох, обращая внимание на “точку дыхания”, которая находится в области живота. Лежа на спине, нужно приложить ладонь к нижней части живота и почувствовать, как живот уходит внутрь в момент выдоха. Губы слегка сомкнуты, как будто сдувают пушинку. Как только пациент приоткроет рот, не вдыхая специально, возникает пауза и воздух втекает сам. Пауза должна быть прочувствована заикающимся. При вдохе живот слегка выпячивается.

    Далее идет работа над фиксированным выдохом (с сомкнутыми губами). При работе с заикающимися необходимо использовать образы, и учить их доверять собственному воображению, поскольку излишняя фиксация на логопедических приемах для них вредна. Отрабатывая выдох, представляем, что дуем на одуванчик, надуваем воздушный шар, маленький, а потом большой мячи и т. п. Паузу специально не контролируем. Контролем вдоха является ощущение отдыха в момент паузы и возникающая потребность дышать.

    Автоматизировать приемы диафрагмального дыхания нужно в разных позициях: лежа, сидя, стоя, при ходьбе. Важно обращать внимание на осанку пациентов. Осанка должна быть прямая, плечи развернуты и опущены, голова не закинута назад и не опущена вперед. Тело “подвешено” за макушку.

    Динамические дыхательные упражнения проводятся в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Если у пациента наиболее выражены дыхательные и вокальные судороги, то начинать надо с плавных движений в сочетании с фиксированным выдохом. Если у пациента более выражена астения, то движения более резкие (наклоны, повороты туловища, толкательные движения) в сочетании с форсированным выдохом. Позже логопед может чередовать расслабляющие и активизирующие движения со всеми пациентами, приближая их к естественным (подъем по лестнице, рубка дров, спортивные игры и т.п.).

    Как только заикающиеся освоят приемы диафрагмального дыхания вне речи, в тренинг можно последовательно включать фонационные дыхательные упражнения. Формирование фонационного выдоха является опорой в дальнейшей работе. Начинается она с глухих щелевых согласных и гласных звуков. К этому времени заикающиеся уже должны уметь тянуть гласный 20 сек. Пациентам важно сказать, что продление времени фонации тренирует не только дыхание, но и волю. Фонаторный период (время звучания) зависит не столько от глубины вдоха, сколько от всей мускулатуры, управляемой волей.

    Постепенно работа над дыханием тесно переплетается с голосовым тренингом.

    Тренировка дыхания длится не более 10 минут и является одним из этапов логопедического занятия.

    Хотелось бы привести примеры нескольких упражнений, применяемых в практике на логопедических занятиях:

    1. Исходное положение – стоя, ладони лежат на нижних ребрах. Очень резко вдохнем через нос в живот. Плечи неподвижны. Не задерживая дыхания, резко выдохнем через рот. Выдох энергичный. Делаем упражнение 1-2 минуты (важно следить, чтобы у пациентов не закружилась голова).

    2. Исходное положение – стоя, ладони на нижних ребрах. Вдохнем через нос в живот. Плечи неподвижны. Не задерживая дыхания, плавно выдыхаем, как будто греем замерзшие руки. Делаем упражнение 1-2 минуты.

    3. Пациенты встают в круг, изображая дикарей. Делая вдох через нос, подняв руки перед собой, они ходят вокруг воображаемой жертвы, форсированно выдыхая воздух, как в первом упражнении. Лица выражают гнев (как бы пугают жертву). Делаем упражнение 2 минуты.

    4. Пациенты изображают тигренка. Поза аналогично упражнению №3. Выдох сопровождается звуком близким к “рычанию “. Обращается внимание на активную работу мышц живота. Рот широко открыт. Делаем упражнение 1 минуту.

    5. Пациенты изображают водолазов, снимающих скафандр. Руки плавно и энергично снимают скафандр со всего тела, заканчивая ногами. Начинаем с головы. Движения энергичные, сопровождаемые звуком похожим на -а-, идущим из живота на нижнем регистре.

    6. Пациенты “вытягивают воображаемую веревку из болота”, сопровождая движение звуком «аааа» (с хрипотцой), аналогичным предыдущим упражнениям. Заканчиваем упражнение отбрасыванием воображаемой веревки в сторону с расслаблением рук.

    7. Пациенты сидят. Дыхание под счет. На счет: “раз-два”-вдох; “раз-два-три-четыре”- форсированные выдохи. Аналогично дышим в соотношении 3:6, 4:8; 5:10.

    Таким образом, заикающиеся учатся фонационному дыханию, которое в определенных ситуациях может произвольно регулироваться (задерживаться, учащаться). Такое дыхание становится активным мускульным процессом, управляемым волей. Это умение позволит в дальнейшем заикающемуся подростку изменять дыхание согласно внутреннему речевому программированию и его эмоциональному состоянию.

    www.logolife.ru

    Упражнения при заикании подростков

    По звуку угадай предметОборудование; ширма, набор звучащих предметов — колокольчик, барабан, погремушка и др. Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети, отгадывая звучавший предмет, называют его.

    Упражнения при заикании
    Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков слогового анализа и синтеза

    МолчанкаОборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика. Сначала из числа игроков выбирается помощник ведущего — «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.

    Упражнения при заикании

    Согласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

    Содержание имеющихся в данном материале упражнений:

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА ПРИ ЗАИКАНИИ

    Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2 — 3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

    Задуй свечку. Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

    Лопнула шина. Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

    Накачать шину. Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

    Воздушный шар. Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

    Жук жужжит. Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

    Ворона. Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

    Гуси. Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, произвести вдох.

    Источник: Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. «Логопедические технологии».Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с. (стр.217-220).

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ ПРИ ЗАИКАНИИ

    Упражнение 1. Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука [А] (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке [А] сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.

    Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.

    Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела; гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного течения звука. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке [М] струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и «ударяется» в верхние передние зубы. Звук должен быть легким и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.

    Упражнение 2. Вывести в маску звук [М], который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком [А]. Нижняя челюсть естественно опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что небная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков [МА] взять в разных высотах.

    Упражнение 3. На одном дыхании вывести сочетание звука [М] с тремя гласными — [А], [О], [У] и [И], [Э], [Ы]. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.

    Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть «распевной интонацией», так как это звучание приближается к протяжному певческому. В отличие от «распевной интонации» в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется «речевой интонацией». «Речевая интонация» отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.

    Упражнение 4. Задача упражнения — добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука [М] с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох — и новое сочетание. Последовательность упражнения:

    б) на одном вдохе — МА, МО, МУ или НА,

    г) на одном выдохе — МИ, МЭ, МЫ или НИ. В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.

    Проделать упражнение в различных высотах.

    Упражнение 5. Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ — 3333333333 — НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж — ближе грудному звучанию, 3 — середине или «смешанному», среднему резонатору, НЬ — верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.

    Упражнение 6. На звуке [У] воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука [У]. Три услышанные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени определять диапазон вашего речевого голоса.

    Упражнение 7. Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал» от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу — звук голоса ниже, мяч вверху — звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

    Упражнение 8. Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза: один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово «Бобик» на одном дыхании десять раз (собака далеко) — остановка — произнести слово «Бобик» десять раз (собака подошла ближе) — остановка — повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.

    Упражнение 9. Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.

    Упражнение 10. Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

    Упражнение 11. Произнести фразу «Я вам приказываю» с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).

    Упражнение 12. В упражнении участвуют два человека. У первого фраза «Накажу!», у второго «Нет!». Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Необходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.

    psmetodiki.ru

    ruspsiholog.ru

    Упражнения при заикании

    Согласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

    Содержание имеющихся в данном материале упражнений:

    1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА ПРИ ЗАИКАНИИ

    2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ ПРИ ЗАИКАНИИ

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА ПРИ ЗАИКАНИИ

     Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2 - 3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

    Задуй свечку. Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

    Лопнула шина. Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

    Накачать шину. Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

    Воздушный шар. Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

    Жук жужжит. Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

    Ворона. Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

    Гуси. Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, произвести вдох.

    Источник: Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. «Логопедические технологии».Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с. (стр.217-220).

     

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ ПРИ ЗАИКАНИИ

    Упражнение 1. Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука [А] (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке [А] сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.

    Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.

    Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела; гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного течения звука. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке [М] струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и «ударяется» в верхние передние зубы. Звук должен быть легким и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.

    Упражнение 2. Вывести в маску звук [М], который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком [А]. Нижняя челюсть естественно опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что небная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков [МА] взять в разных высотах.

    Упражнение 3. На одном дыхании вывести сочетание звука [М] с тремя гласными - [А], [О], [У] и [И], [Э], [Ы]. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.

    Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть «распевной интонацией», так как это звучание приближается к протяжному певческому. В отличие от «распевной интонации» в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется «речевой интонацией». «Речевая интонация» отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.

    Упражнение 4. Задача упражнения - добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука [М] с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох - и новое сочетание. Последовательность упражнения:

    а)     вдох носом;

    б)     на одном вдохе - МА, МО, МУ или НА,

    в)     вдох носом;

    г) на одном выдохе - МИ, МЭ, МЫ или НИ. В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.

    Проделать упражнение в различных высотах.

    Упражнение 5. Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ - 3333333333 - НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж - ближе грудному звучанию, 3 - середине или «смешанному», среднему резонатору, НЬ - верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.

    Упражнение 6. На звуке [У] воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука [У]. Три услышанные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени определять диапазон вашего речевого голоса.

    Упражнение 7. Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал» от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу - звук голоса ниже, мяч вверху - звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

    Упражнение 8. Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза: один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово «Бобик» на одном дыхании десять раз (собака далеко) - остановка - произнести слово «Бобик» десять раз (собака подошла ближе) - остановка - повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.

    Упражнение 9. Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.

    Упражнение 10. Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

    Упражнение 11. Произнести фразу «Я вам приказываю» с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).

    Упражнение 12. В упражнении участвуют два человека. У первого фраза «Накажу!», у второго «Нет!». Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Необходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.

    Источник: Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. «Логопедические технологии».Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с. (стр.217-220).

    Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

    www.psmetodiki.ru

    Заикание у детей - лечение в домашних условиях, дыхательная гимнастика

    Как вылечить заикание у ребенкаЗаикание (логоневроз) у детей появляется из-за напряжения или судороги в речевом аппарате, которые способствуют запинанию, растяжке и повтору слов. Плавность речи нарушается.

    Заикание у детей сопровождается судорогами голосовых связок, языка, губ, нарушением дыхания. Дети мучаются при разговоре.

    В попытках справиться с заиканием самостоятельно, дети усугубляют ситуацию. Перед началом лечения родители должны показать малыша логопеду, психологу, неврологу.

    Какое лечение заикания у детей выбрать в домашних условиях?

    Общие сведения

    При заикании нарушается ритм, темп, плавность голоса, речи, дыхания. Часто появляется внезапно и усиливается. Логоневроз может долго не проявляться и возникнуть в стрессовой ситуации.

    Причины заикания:

    1. Причины заиканияФизиологические. Заболевания нервной системы, которые связаны с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и прочими факторами. Заикание возникает вследствие нарушения в подкорковых отделах мозга. Заболевание провоцируют и болезни речевых недугов (глотки, гортани, носа), перенесенные тиф, корь, коклюш, рахит.
    2. Психологические. Внезапно сильное психоэмоциональное потрясение. Многие случаи заикания у детей старше трех лет связывают с неадекватным поведением животных.
    3. Социальные. Недостаточная работа родителей над формированием речи малыша провоцирует скороговорение. Нарушается звукопроизношение, произнесение слов на выдохе. Заикание может проявиться при одновременном изучении нескольких языков, перегрузки ребенка учебным материалом. Особенно в том случае, если материал не соответствует возрасту. Слишком строгое отношение родителей к ребенку.
    4. Иногда переучивание левши в правшу тоже может быть причиной заикания.

    Провоцирующие факторы:

    • переутомление;
    • болезни;
    • неприятности в семье, школе;
    • избыток белковой пищи;
    • нарушение происходит в период роста зубов, в переходном возрасте;
    • инфекционные заболевания;
    • разрастание аденоидов, затрудняющее носовое дыхание.

    Что делать, если ребенок заикается?

    Симптомы

    Внешние проявления отличаются в зависимости от причины, степени тяжести. Но есть и общие признаки:

    1. Общие признакиРечевые судороги. Малыш начинает повторять первые буквы или слоги в словах: м-м-машина, к-к-корова. Также возможно формирование стойкого заикания с паузами, провалам в речи: «п...ривет, к…ошка».
    2. Нарушается дыхание. Заикающиеся дети не работают диафрагмой, дыхание поверхностное.
    3. Неправильная интонация. Речь становится монотонной, невыразительной, неэмоциональный. Интонация и содержание не совпадают. Человек с заиканием иногда кажется раздражительным и грубым.
    4. Изменения в психической сфере, которые выходят наружу определенными реакциями организма: потливость, щеки краснеют, учащается сердцебиение, страх говорить на публике, энурез, нервные тики, гиперактивность, синдром дефицита внимания, плохой аппетит, резкие смены настроения.

    Как вылечить заикание у ребенка?

    Лечение

    Лечение заикания у детейЛечение заикания у детей дошкольного возраста включает ряд мероприятий, которые направлены на укрепление нервной системы ребенка и развитие речевых навыков.

    Благоприятная атмосфера в семье — главный аспект, который должен помогать малышу лечиться. Обстановка должна быть дружеской, спокойной. Если родители будут полноценно общаться с заикающимся ребенком, ему это поможет быстрее, чем лекарства.

    Часто заикание проявляется во время интенсивного развития речи, в 2-3 года, когда очень сложно продиагностировать наличие проблемы. Как избавить ребенка от заикания в домашних условиях?

    Важные рекомендации:

    1. Необходимо избавить ребенка от травмирующей психику ситуации. Если это произошло в детском саду, необходимо временно отказаться от его посещения (минимум на 1-2 месяца). Рано предпринятые меры улучшат прогноз.
    2. Иногда ребенку помогает смена обстановки, переезд, поездка на дачу, путешествие, море.
    3. Дома должен быть щадящий речевой режим. При ухудшении симптомов можно играть в «Молчанку», общаться с ребенком жестами.
    4. Важные рекомендацииНе следует читать детям книги, которые не соответствуют его возрасту. Нельзя читать ему на ночь страшные сказки. Ребенок будет постоянного чего-то бояться. Начать нужно с рассматривания картинок. Можно выдумывать свои истории.
    5. Телевизионные передачи и мультики утомляют и перевозбуждают ребенка. Особенно просмотренные перед сном или не соответствующие его возрасту.
    6. Если родители чрезмерно балуют ребенка и исполняют все его прихоти, даже незначительное противоречие его желаниям может травмировать его психику.
    7. Требования к ребенку должны соответствовать его возрасту.
    8. Нельзя перегружать его большим количеством впечатлений в период выздоровления. Также несоблюдение режима в это время может привести к заиканию.
    9. Родители не должны запугивать малыша, оставлять одного в помещении, особенно если оно плохо освещено, наказывать. В качестве наказания можно заставить его некоторое время посидеть спокойно на стуле или лишить участия в любимой игре.
    10. В детском саду или школе воспитатели или учителя должны наладить с заикающимся ребенком контакт, постараться устранить причины этого заболевания, не акцентировать на этой патологии внимание. Нужно следить, чтобы его не дразнили другие дети.
    11. Говорить с ребенком нужно четко, плавно, не отрывать слово от другого, не торопиться. Но нельзя говорить по слогам или нараспев.
    12. К нему следует относиться ровно, не завышать требований. Ему пойдет на пользу сближение с наиболее уравновешенными детьми. Он будет подражать им и учиться говорить выразительно и плавно.
    13. Заикающихся детей не вовлекают в игры, которые могут перевозбудить или требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Но, в то же время, таким деткам пойдут на пользу хороводные игры или игры, которые требуют хоровых ответов.
    14. Заикающегося ребенка нельзя спрашивать на уроках первым. Лучше спросить его после ученика, который хорошо ответил на вопрос. Если ребенок отвечает, запинаясь, или не может начать, учитель должен помочь выговорить фразу или отвлечь его другим вопросом.
    15. Занятия музыкой, пением, танцамиОчень полезны занятия музыкой, танцами, пением. Они развивают правильное речевое дыхание, чувство темпа, ритма.
    16. Дети с заиканием должны все время находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
    17. Если заикание началось из-за ревности к младшему брату или сестре, мать должна уделять достаточно внимания старшему, вовлечь его в семейные дела. Можно отдать ему его старые игрушки, если он захочет.
    18. Помогают настольные игры, кубики, лото, мозаика, конструкторы, рисование (чем угодно и где угодно). Можно рисовать пальцем на запотевшем стекле, мелом, ладошкой, акварелью, гуашью, кисточкой и без. Улучшается моторика пальцев рук. Полезна лепка из глины, пластилина. Глина податливее, пластилин может активизировать некоторые физические препятствия. Успокаивают забавы с водой, песком или снегом.
    19. Очень многие заикающиеся детки могут говорить без запинок с маленькими детьми, игрушками, животными или с маской на лице. Можно выдумывать спектакли и отдать ребенку роль мужественного и независимо человека. Можно использовать маски животных или сказочных персонажей. Такие спектакли применяются в технике игровой терапии. Нервное напряжение и страхи устраняются, личностные конфликты решаются.
    20. Если малыш на пределе истерики или плачет, ему не следует говорить вслух. Всхлип провоцирует повторение слогов и слов даже у взрослых людей. Ребенка нужно успокоить, отвлечь, взять на руки. Он должен знать и ощущать, что мама всегда рядом и защитит его.
    21. Ребенка не надо торопить. Если нужно поспешить, чтобы куда-либо не опоздать, необходимо лучше организовывать время или помочь ему побыстрее поесть или одеться.
    22. Если малыш категорически не хочет спать днем, не стоит его заставлять.
    23. Некоторые заикающиеся дети вертят в руках небольшие предметы. Это помогает им освободиться от напряжения.

    Дыхание

    Дыхательная гимнастика при заикании у детей сделает голос естественнее и свободнее. Упражнения оказывают благоприятное влияние на всю дыхательную систему.

    Тренируется диафрагма, вовлекается процесс голосообразования, дыхание становится более глубоким, а голосовые связки более подвижными.

    Правила:

    • Дыхательная гимнастика при заиканиинельзя заниматься в пыльной или сырой комнате.
    • нельзя заниматься после еды;
    • ребенок должен быть одет в свободную одежду, которая не будет стеснять движений;
    • ребенку нельзя переутомляться, при болезни занятия нужно отложить;
    • дозировать занятия и темп;
    • вдох должен быть коротким и резким, выдох — спокойным, бесшумным;
    • движения должны быть только на вдохе, в маршевом ритме;
    • счет в гимнастике на 8, считают мысленно;
    • дыхательные упражнения выполняют стоя, сидя, даже лежа.

    Комплексы упражнений для коррекции заикания:

    1. «Ладошки». Встают прямо, руки сгибают в локтях, показывая ладони зрителям и направляя локти вниз. Делают шумный короткий вдох, сгибая ладони. Затем свободный бесшумный выдох. Выполняют 2 раза по 4 вдоха. Пауза между ними в 4 секунды, руки опустить.
    2. «Погончики». Встают прямо, сжимают кулаки, прижимают к талии. Толкают кулаки вниз при вдохе, напрягают плечи, вытягивают руки к полу. Выполняют по 8-12 раз. Не следует поднимать кулаки выше пояса.
    3. Комплексы упражнений для коррекции заикания«Насос». Встают прямо, ноги немного разводят на ширину плеч. Нужно потянуться прямыми руками к полу, одновременно наклониться вперед и сделать шумный вдох. Спина округлая. Выполняют по 4 движения, повторяют 12 раз.
    4. «Кошка». Встают прямо, руки вдоль туловища, ноги расставляют на ширину плеч. Приседают, будто танцуя, одновременно делают поворот вправо и шумный вдох. Выпрямляются и делают спокойный выдох. Снова приседают с поворотом влево. Повторять 12 раз по 8 вдохов.
    5. «Обнять плечи». Руки сгибают в локтях и направляют их вниз. Шумный вдох, руками резко обнимают себя за плечи, свободный выдох. Выполняют по 12 раз по 8 вдохов.
    6. «Маятник». Ноги на ширине плеч. Наклоняются вперед, тянутся руками к полу, делают резкий шумный вдох. Наклоняются назад, резко вдыхая.
    7. «Поворот головой». Ноги на ширине плеч. Голову поворачивают вправо одновременно с шумным вдохом. Поворачивают голову влево одновременно с незаметным выдохом. Не следует делать с перерывами и паузами.
    8. «Уши». Ноги на ширине плеч. Выполняют наклоны головой вправо, ухом к плечу, с шумным вдохом носом. После левое ухо к плечу, вдох. Немного качают головой из стороны в сторону. Смотрят прямо перед собой.
    9. «Маятник головой». Голову опускают, переводят взгляд в пол с резким вдохом. Поднимают голову, взгляд в потолок, шумный вдох. Незаметный выдох одновременно с переведением головы в другое положение.
    10. «Перекат». Левую ногу ставят вперед, правую сзади на носок. Приседают, переносят тяжесть тела на правую ногу с шумным вдохом. Выдыхаю, приседают, переносят тяжесть на левую руку с резким вдохом.
    11. «Передний шаг». Ноги на ширине плеч. Левую ногу поднимают до пояса, сгибают в колене. Носок левой ноги тянут к полу. Легко приседают на правой ноге одновременно с резким вдохом. То же делают с правой ногой. Спина должна быть прямая, взгляд перед собой, голову не наклоняют. Резкий вдох должен идти с резким движением, выдох должен быть спокойным и незаметным.
    12. «Задний шаг». Левую ногу резко отводят назад, на правой ноге легко приседают. Шумный вдох. То же с правой ногой. Делать по 4 упражнения, 8 подходов.

    Как убрать заикание с помощью логопедических и логоритмических упражнений?

    Логопедия и логоритмика

    Логопедические упражнения направлены на улучшение подвижности артикуляционного аппарата. Речь становится четкой.

    Упражнения нужно повторять при каждом удобном случае, и ребенку эти занятия должны нравиться.

    При логоритмике используются упражнения в сопровождении музыки и движений. Начать нужно с дыхательной гимнастики:

    1. Логопедия и логоритмикаНадувать мыльные пузыри.
    2. Сдувать одуванчики, пушинку или ватку с тетрадного листа.
    3. Дуть на бумажный кораблик. Его пускают в таз с водой, затем ребенок должен дуть, соревнуясь, чей кораблик сможет уплыть дальше. Если дуть дольше 7 секунд, у ребенка начнется головокружение.
    4. Надуть щеки и подержаться за ушки. Показать и спрятать язычок. Немного погримасничать перед зеркалом.
    5. Надувать шары. Приобрести разноцветные шары и надувать их вместе с ребенком. Затем сдувать их и снова надувать.

    Упражнения при заикании:

    1. Ребенок ходит по кругу и на каждый шаг произносит «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
    2. Прыгает на правой и левой ноге, произнося попеременно: ««Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
    3. Родитель ритмично делает взмахи руками (как дирижер), и ребенок произносит нараспев любые слова, слоги, гласные.
    4. Ребенок хлопает в ладоши на каждый гласный звук. Если это сделать получается, добавляют топот ногой на каждый гласный звук. Ребенок не должен бояться или стесняться.
    5. Предлагают ребенку прочесть короткое детское стихотворение под спокойную музыку. Ребенок не должен нарушать ритм. Постепенно, при условии успешного выполнения этого упражнения, берут все более длинные и сложные стихи. Ребенок может рассказать известное ему стихотворение, но должен попадать в такт классической или инструментальной музыке.
    6. Стихи полезно «отхлопывать». Хлопок делать на сильной доле стиха: «НАшаТаняГромкоПлачет…»

    Также в комплексе с другими упражнениями помогут голосовые и артикуляционные упражнения.

    Прочие рекомендации

    Для избавления ребенка от заикания делают специальный массаж. Он поможет устранить логоневроз акупрессурой. Точечный массаж при заикании у детей восстанавливает и регулирует речевой центр.

    Специалист надавливает на акупунктуру (чувствительные точки) на голове, шее и плечах. Надавливает только подушечками пальцев, выполняет массирующие круговые движениям.

    Такой массаж снимет напряжение с лицевых мышц, успокоит нервную систему. Движения должны быть плавными и осторожными, иначе можно повредить связки.

    Массаж при заиканииМассаж делают маленьким деткам при первых симптомах заикания. Для общей оздоровительной терапии также проводят массаж всего тела.

    Поможет расслабляющая ванна. Во время купания можно сделать упражнения, но с игрой. Так будет легче заинтересовать ребенка.

    Во время игры мозговая деятельность ребенка увеличивается. Теплой весной и летом полезно выполнять упражнения на свежем воздухе.

    Занятия должны быть регулярными. Только так можно будет восстановить речевой аппарат.

    Эти материалы будут вам интересны:

    Похожие статьи:

    1. Как научить ребенка выговаривать букву Р? К шести годам словарный запас ребенка должен насчитывать более двух...
    2. Лечение ветрянки у ребенка в домашних условиях Многие из нас ещё в раннем возрасте переболели ветряной оспой....
    3. Как правильно вырвать молочный зуб у ребенка? Для того, чтобы вырвать зуб, необходимо пойти к стоматологу. Особенно...

    lechenie-narodom.ru