«Методические рекомедации для воспитателей «Гимнастика пробуждения» по Н.Н. Ефименко». Гимнастика пробуждения ефименко


«Методические рекомедации для воспитателей «Гимнастика пробуждения» по Н.Н. Ефименко»

Методические рекомендации для воспитателей

Гимнастика пробуждения.(по методическим рекомендациям Н.Н. Ефименко)

Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека. Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно. Эта поза выбрана не случайна, все позы и движения подчиняются законам филогенеза, т.е. историческому становлению животного мира и человека, как части этого мира: от лежа к стоя, от расслабления к напряжению. В течение дня ребенок большую часть времени проводит в вертикальных положениях, что с одной стороны (ходьба, бег, прыжки, приседания) тренируют мышцы ног, а с другой стороны это колоссальная нагрузка на позвоночник, особенно это сказывается на детях с различными искривлениями позвоночника. И в горизонтальных, и в вертикальных положениях тела работа над мышцами ведется сверху вниз, т.е. от темечка до пят, и от центра к периферии.Есть еще несколько обязательных моментов при проведении гимнастики пробуждения. Музыкальное сопровождение, которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Чтобы пробуждение было мягким, добрым и желанным используйте относительно тихую, нежную, легкую обещающую радость музыку. Комплекс гимнастики пробуждения должен быть относительно постоянным, для того чтобы у детей выработался рефлекс – пробуждение. Услышав звучание привычной мелодии, малыши легче и эффективнее будут переходить от состояния полного покоя и расслабления к активной деятельности. В течение месяца музыка не меняется, а упражнения выполняются разными сказочными героями, и только через 1 – 1,5 месяца музыкальная композиция и комплекс упражнений должны быть заменены полностью. Стоит отметить, что пробуждение после дневного сна должно быть индивидуальным, т.е. в зависимости от типа нервной системы, но не больше положенного:1 младшая группа 4-5 минут2 младшая группа 5-6 минутСредняя группа 6-8 минутСтаршая группа 8-10 минутПодготовительная группа 10-12 минутЕще один не маловажный момент – это голосовые модуляции, т.е. ваш голос во время гимнастики пробуждения должен быть ласковым, мягким, относительно эмоциональным, не громким и бодрым. Во время гимнастики пробуждения не в коем случае не давите на ребенка, ребенок должен заниматься по собственной воле; сегодня у него нет желания качать головой как «часики», есть мед как «мишка», барабанить в барабан как «зайка», но завтра он обязательно будет ждать момента пробуждения, ведь вы снова отправитесь в неизвестный удивительный мир сказки. Н.Н. Ефименко предлагает три ступени сложности гимнастики пробуждения:«по подражанию» - самый легкий, простой уровень для детей, когда они просто повторяют за воспитателем все его движения и упражнения. Применяется в начале, при ознакомлении с данной формой работы, освоении детьми последовательности двигательных действий.«самостоятельный» - но с необходимой помощью воспитателя дети выполняют соответствующие движения и упражнения тексту, демонстрируя освоенные раннее умения и навыки. «полное самовыражение» (свободный стиль) – самый зрелый, сложный и заключительный уровень. Здесь дети самостоятельно, без участия воспитателя, создают свою двигательно-музыкальную композицию, полностью выражая свое понимание музыки и движений. На какой бы ступени сложности гимнастики пробуждения ваши дети не находились, алгоритм один:звучит музыка 1-1,5 мин. (время на индивидуальное пробуждение)начинаете будить детей нежным голосом, зовя их в сказку, предлагая лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, глаза закрыть и представить (релаксация).комплекса гимнастики от лежа к стоя, но без ходьбы, бега и прыжков.

И последнее, в качестве темы гимнастики пробуждения лучше использовать знакомые детям сказки, сказочных героев, животных и т.п. 15

schoolfiles.net

Инновационная форма проведения гимнастики пробуждения

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №15 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Инновационная форма проведения гимнастики пробуждения

Подготовила: Маркова О.А.воспитатель

Санкт-ПетербургаИнновационная форма проведения гимнастики пробуждения(по методическим рекомендациям Н.Н. Ефименко)Инновационные технологии в оздоровительной работе ДОУ«Здоровье детей – это будущее нашей страны» - в последнее время часто приходится слышать и говорить. А сегодня в эпоху XXI века, проблема здоровья актуальна, как никогда. И это понятно, поскольку стране нужны личности здоровые, гармонично развитые, активные и творческие.За последние годы ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Понимая огромный объем ответственности, возложенный на педагогов, работники ДОУ стали создавать свои системы физкультурно-оздоровительной работы.Контингент воспитанников нашего дошкольного учреждения – дети с тяжелыми речевыми нарушениями, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, так как нуждаются в специальной коррекционной помощи. Как правило, речевое недоразвитие сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. У таких детей выражены нарушения памяти, внимания, восприятия, снижена работоспособность, у некоторых детей выявляются двигательные нарушения. Это все определяет оздоровительную направленность работы учреждения. А оздоровительная направленность образовательной деятельности, в свою очередь, диктует необходимость поиска эффективных моделей организации педагогического процесса. Такой поиск привел к освоению и внедрению инноваций, к инновационным преобразованиям в учреждении. Освоение инноваций в оздоровлении детей привело нас к авторской программе совершенно нового методического уровня, научно обоснованной системе физического оздоровления, коррекции, профилактике и творческого самовыражения детей – «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» кандидата педагогических наук, доцента Николая Николаевича Ефименко. В реализации образовательной области «Физическая культура мы используем одну из форм работы по физическому воспитанию, предложенную Н.Н.Ефименко – гимнастика пробуждения после дневного сна, проходящая в условиях спальни, на кровати. Данная форма работы по физическому воспитанию является составляющим компонентом методики Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» В данной работе я представляю «Гимнастику пробуждения»- технологию направленного действия, как инновацию в образовательной области «Физическая культура». Нетрадиционная форма проведения гимнастики пробуждения после дневного

educontest.net

Рекомендации для воспитателей по проведению гимнастики пробуждения после дневного сна используя методику Н.Н. Ефименко

Рекомендации для воспитателей по проведению гимнастики пробуждения после дневного сна используя методику Н.Н. Ефименко Подготовил инструктор по ФК: Смагулова С.А. Гимнастика пробуждения по методике Н.Н.Ефименко. Особенности. Схема. Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека. Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лёжа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно. Эта поза, выбрана не случайна, все позы и движения подчиняются законам филогенеза, т.е. историческому становлению животного мира и человека, как части этого мира: от лёжа к стоя, от расслабления к напряжению. В течение дня ребёнок большую часть времени проводит в вертикальных положениях, что с одной стороны (ходьба, бег, прыжки, приседания) тренируют мышцы ног, а с другой стороны это колоссальная нагрузка на позвоночник, особенно это сказывается на детях с различными искривлениями позвоночника. И в горизонтальных, и в вертикальных положениях тела работа над мышцами ведётся сверху вниз, т.е. от темечка до пят, и от центра к периферии. Есть ещё несколько обязательных моментов при проведении гимнастики пробуждения. Музыкальное сопровождение, которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Чтобы пробуждение было мягким, добрым и желанным используйте относительно тихую, нежную, лёгкую обещающую радость музыку. Комплекс гимнастики пробуждения должен быть относительно постоянным, для того чтобы у детей выработался рефлекс – пробуждение. Услышав звучание привычной мелодии, малыши легче и эффективнее будут переходить от состояния полного покоя и расслабления к активной деятельности. В течение месяца музыка не меняется, а упражнения выполняются разными сказочными героями, и только через 1 – 1,5 месяца музыкальная композиция и комплекс упражнений должны быть заменены полностью. Стоит отметить, что пробуждение после дневного сна должно быть индивидуальным, т.е. в зависимости от типа нервной системы, но не больше положенного: 1 младшая группа 4-5 минут 2 младшая группа 5-6 минут Средняя группа 6-8 минут Старшая группа 8-10 минут Подготовительная группа 10-12 минут Ещё один не маловажный момент – это голосовые модуляции, т.е. ваш голос во время гимнастики пробуждения должен быть ласковым, мягким, относительно эмоциональным, не громким и бодрым. Во время гимнастики пробуждения не в коем случае не давите на ребёнка, ребёнок должен заниматься по собственной воле; сегодня у него нет желания качать головой как «часики», есть мёд как «мишка», барабанить в барабан как «зайка», но завтра он обязательно будет ждать момента пробуждения, ведь вы снова отправитесь в неизвестный удивительный мир сказки.Н.Н. Ефименко предлагает три ступени сложности гимнастики пробуждения: 1. «по подражанию» - самый лёгкий, простой уровень для детей, когда они просто повторяют за воспитателем все его движения и упражнения. Применяется в начале, при ознакомлении с данной формой работы,

weburok.com

Гимнастика пробуждения утром по программа Ефименко Н.Н. по казачьим сказкам

Методический кабинет Управления образованияАдминистрации города Новочеркасска Городская тематическая неделя«Организация деятельности педагога по проектированию здоровьесберегающего пространства развития ребёнка в ДОУ и семье – фестиваль – презентация проектов и мини – проектов»

Открытый показ непосредственно образовательной деятельности (горизонтальный пластический балет)«Волшебница Осень» 

Разработала и провела: инструкторпо физической культуре МБДОУ д/с №27Сысоева Надежда Николаевна

Новочеркасск2013год

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПЛАСТИЧЕСКИЙ БАЛЕТ «Волшебница Осень»ПЛАСТИК-ШОУ «КЛАССИК» С ПРЕДМЕТАМИ (СУЛТАНЧИКАМИ)БТИ: Времена годаСМИ: «Волшебница Осень»Возраст: 5-7 лет(старшая, подготовительная группы)Автор сценария: Сысоева Н.Н. инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 27 г. Новочеркасска тел. 9-67-06Консультант: к.п.н. Ефименко Н.Н. (г. Одесса)Атрибуты: султанчики или листочки

Цель - Создание условий для физического развития детей в соответствии с индивидуальными способностями каждого.

ЗАДАЧИ:Создавать условия для самостоятельного познания окружающей действительности в двигательной сфере, развивать уважение и любовь к окружающему.Способствовать гармоническому пропорциональному развитию тела, стойкости, формированию осанки, изяществу, ловкости, грациозности и уверенности в движениях.Коррекция нарушений осанки и профилактика плоскостопия.

Зал украшен осенними листьями, звучит спокойная музыка подгруппа детей заходит в зал. Везде лежат красивые осенние листья. Педагог рассказывает детям о послании Осени. Предлагает поиграть с её подарками -осенними листьями.Пришла к нам в город Осень. Деревья одела в красивые разноцветные наряды. На каждом дереве листья своего особенного цвета.Упражнение № 1 «Осенние листья»И.п. лежа на спине, руки с султанчиками вдоль туловища, поочередное поднимание рук вверхУпражнение № 2 «Листопад»И.п. то же. Волнообразные движения двумя руками с поднятием головы.Осенний ветерок, пролетая, играет с листочками, раскачивает и шуршит ими.Упражнение № 3 «Ветер играет с листочками»И.п. лежа на спине. Одновременное поднятие ног с разведением рук в стороны и дрожанием султанчиков. А осенний дождик старается их умыть.Упр-е №4«Дождик». И.п. тоже. Махи прямыми руками и ногами, имитируя дождь Повторить 4-6 раз.В садах яркими красками горят кусты калины, рябина.Упражнение № 5 «Яркие кусты калины»И. п. то же, ноги согнуты в коленях. Повороты ног вправо -прямо, влево -прямо. Давайте споём осеннюю песенку ВетраДыхательное упражнение «Осенняя песенка» И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдохё развести руки в стороны, обнять себя на выдохе, пропевая звук «Ш-Ш-Ш»Часто осенью идёт дождь. Но мы дождя не боимся.Упр-е №6 «Не боимся мы дождя» И.п.- то же. Сгибать поочерёдно ноги, имитируя ходьбу. Повторить 4-6 раз.Тучи ходят по небу самые разные.Упр-е7. «Туча»И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. Принять позу группировки, вернуться в и.п.Как только выглянет из-за тучки солнышко, все радуются ему – и взрослые и дети.Упражнение №8 «Ласковое солнышко»И.п. лежа на животе, руки согнуты в локтях. Поднять голову вверх, прогнувшись слегка, ноги выполняют ритмичные движения вверх-вниз.А в степи трава пожухла, стала тёмно-коричневая, как земля. И только перекати –поле выделяется на ней своим песочным цветом.Упражнение № 9 «По полю путешествует «перекати-поле»И.п. лежа на животе. Правая рука вверх, левая вдоль туловища. Переворот на спину через правое плечо с одновременным поднятием левой руки вверх. То же в другую сторону.Дыхательное упражнение «Осенняя песенка» И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдохё развести руки в стороны, обнять себя на выдохе, пропевая звук «с-с-с»Все в природе стараются впитать солнышка как можно больше, вот и ящерка легла на камешек, подставив солнышку свою спинку.Упражнение № 10 «Ящерка греется на солнышке»Стоя на низких четвереньках вытягивание ног в стороны.А вот богомол греется на солнышке.Упражнение № 11 «Богомол»

profhelp.net

Гимнастика пробуждения после дневного сна (методика проведения)

Просмотр содержимого документа «Гимнастика пробуждения после дневного сна (методика проведения)»

Гимнастика - это слово греческое и значит обнаженный. В Древней Греции какое-то время физическими упражнениями занимались без одежды. Владимир Маяковский сказал: «В мире нет прекрасней одежды, чем бронза мускулов и свежесть кожи».

Гимнастика - это слово греческое и значит обнаженный.

В Древней Греции какое-то время физическими упражнениями занимались без одежды.

Владимир Маяковский сказал: «В мире нет прекрасней одежды, чем бронза мускулов и свежесть кожи».

Главной целью гимнастики пробуждения является: Создание педагогом двигательно - игровых условий, при которых естественным образом могли бы вывести организм ребёнка из состояния сна. Улучшение настроения детей. Поднятие мышечного тонуса. Профилактика нарушений осанки и стопы.

Главной целью гимнастики пробуждения является:

  • Создание педагогом двигательно - игровых условий, при которых естественным образом могли бы вывести организм ребёнка из состояния сна.
  • Улучшение настроения детей.
  • Поднятие мышечного тонуса.
  • Профилактика нарушений осанки и стопы.
 Гимнастика пробуждения после дневного сна проводится регулярно в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Использование тематических записей (упражнения выполняются под сопровождение спокойной музыки) Использование кроватей по кругу, чтобы посреди спальни действовала функциональная полянка.
  • Гимнастика пробуждения после дневного сна проводится регулярно в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
  • Использование тематических записей (упражнения выполняются под сопровождение спокойной музыки)
  • Использование кроватей по кругу, чтобы посреди спальни действовала функциональная полянка.
Гимнастика пробуждения после сна в спальне предусматривает: - не спящие вообще, упражнения выполняют первыми

Гимнастика пробуждения после сна в спальне предусматривает:

- не спящие вообще, упражнения выполняют первыми

 - спящие в пол глаза, подключаются постепенно к выполнению упражнений

- спящие в пол глаза, подключаются постепенно к выполнению упражнений

- сони, просыпаются с помощью дотрагиваний, поглаживаний, и 2-3 упражнения выполнят обязательно.

- сони, просыпаются с помощью дотрагиваний, поглаживаний, и 2-3 упражнения выполнят обязательно.

Проветривание спальни, чтобы к концу дневного сна температура достигла 16 - 18градусов. В 15.00 дети просыпаются со звуками музыки, под ласковый голос воспитателя Самостоятельно раскрывают одеяла и лёжа в постели выполняют физические упражнения.
  • Проветривание спальни, чтобы к концу дневного сна температура достигла

16 - 18градусов.

  • В 15.00 дети просыпаются со звуками музыки, под ласковый голос воспитателя
  • Самостоятельно раскрывают одеяла и лёжа в постели выполняют физические упражнения.
2. После выполнения упражнений лёжа в постели по указанию воспитателя, дети встают и выполняют в разном темпе несколько упражнений: ходьба на месте, гимнастическим шагом, скрестным шагом, ходьба по массажным дорожкам. 19 – 17 градусов. .

2. После выполнения упражнений лёжа в постели по указанию воспитателя, дети встают и выполняют в разном темпе несколько упражнений:

  • ходьба на месте,
  • гимнастическим шагом,
  • скрестным шагом,
  • ходьба по массажным дорожкам.

19 – 17 градусов. .

3. Затем переходят все в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена, температура 19 – 17 градусов.

3. Затем переходят все в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена, температура 19 – 17 градусов.

В групповой комнате дети под музыку могут выполнять произвольные танцевальные движения. 5.
  • В групповой комнате дети под музыку могут выполнять произвольные танцевальные движения.

5.

Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями. 6.
  • Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.

6.

 В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики: Пробуждение на кровати, из положения лёжа с постепенным выпрямлением, разгибанием, разведением и игровым одеванием. Упражнения выполняются из разных положений: на спине, на боку, на животе, сидя.

В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

  • Пробуждение на кровати, из положения лёжа с постепенным выпрямлением, разгибанием, разведением и игровым одеванием.
  • Упражнения выполняются из разных положений: на спине, на боку, на животе, сидя.
состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям: птиц, животных, растений, создают различные образы: петрушки, гимнаст, цветок и т. д.

состоит из 3-6 имитационных упражнений.

Дети подражают движениям:

  • птиц,
  • животных,
  • растений,
  • создают различные

образы:

петрушки, гимнаст,

цветок и т. д.

 Упражнения с использованием тренажёров проводятся в спальне, в группах. Этот комплекс достаточно сложен, т.к. он рассчитан на большую самостоятельность детей и на их достаточный двигательный опыт. Данный комплекс начинается с небольшой разминки на кровати, с переходом в положении стоя у кровати, ходьбу с корригирующими упражнениями на профилактику плоскостопия и нарушения осанки с тренажёрами.
  • Упражнения с использованием тренажёров проводятся в спальне, в группах.
  • Этот комплекс достаточно сложен, т.к. он рассчитан на большую самостоятельность детей и на их достаточный двигательный опыт. Данный комплекс начинается с небольшой разминки на кровати, с переходом в положении стоя у кровати, ходьбу с корригирующими упражнениями на профилактику плоскостопия и нарушения осанки с тренажёрами.
Гимнастика на массажных дорожках, желательно сочетать с контрастными воздушными ваннами и проводить не менее двух раз в неделю по 5 – 7 мин.
  • Гимнастика на массажных дорожках, желательно сочетать с контрастными воздушными ваннами и проводить не менее двух раз в неделю по 5 – 7 мин.
Массажную дорожку можно расположить в любом месте – в спальне, игровой комнате. Массажная дорожка состоит из предметов, способствующих массажу стопы. Этот инвентарь располагается т.о., чтобы дети всей группой могли заниматься одновременно.
  • Массажную дорожку можно расположить в любом месте – в спальне, игровой комнате.

Массажная дорожка состоит из предметов, способствующих массажу стопы. Этот инвентарь располагается т.о., чтобы дети всей группой могли заниматься одновременно.

Во всех группах имеются индивидуальные мешочки, дорожки с набором предметов для выполнения коррекционных упражнений. · Ходьба по массажным дорожкам · Упражнения стоя: подъём на носках, на пятках, подъём пальцев ног, «рисование» фигур на полу пальцами ног, помашем платочком, ленточкой. · Самомассаж стоп: растирание, поглаживание, пощипывание, поколачивание, надавливание. Закончить обязательно растиранием и поглаживанием.

Во всех группах имеются индивидуальные мешочки, дорожки с набором предметов для выполнения коррекционных упражнений.

· Ходьба по массажным дорожкам

· Упражнения стоя: подъём на носках, на пятках, подъём пальцев ног, «рисование» фигур на полу пальцами ног, помашем платочком, ленточкой.

· Самомассаж стоп: растирание, поглаживание, пощипывание, поколачивание, надавливание. Закончить обязательно растиранием и поглаживанием.

Педагог проводит индивидуальную или  дифференцированную оздоровительную работу с нуждающимися детьми (например, с часто болеющими). Организует самостоятельную деятельность детей по оздоровлению (например, дать задание детям с диагнозом  «плосковальгусные стопы» собирать каштаны то правой, то левой ногой). В это время остальные дети выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой и т.п.).
  • Педагог проводит индивидуальную или  дифференцированную оздоровительную работу с нуждающимися детьми (например, с часто болеющими).
  • Организует самостоятельную деятельность детей по оздоровлению (например, дать задание детям с диагнозом  «плосковальгусные стопы» собирать каштаны то правой, то левой ногой).
  • В это время остальные дети выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой и т.п.).
Гимнастика пробуждения с применением водных закаливающих процедур с помощью игры выполнять обливание ног, обтирание всего тела влажной салфеткой, варежкой с последующим растиранием сухим полотенцем, контрастное обливание.

Гимнастика пробуждения с применением водных

закаливающих процедур

  • с помощью игры выполнять обливание ног, обтирание всего тела влажной салфеткой, варежкой с последующим растиранием сухим полотенцем, контрастное обливание.
: дети друг другу улыбаются. рассказывают о своём состоянии. воспитатели дают установку на добро, т.е. должны заряжать детей положительной светлой энергией радости и удовольствия.

:

  • дети друг другу улыбаются.
  • рассказывают о своём состоянии.
  • воспитатели дают установку на добро, т.е. должны заряжать детей положительной светлой энергией радости

и удовольствия.

Прыжки Подскоки Бег в быстром темпе Сильные натуживания Резкие повороты Сгибание позвоночника.
  • Прыжки
  • Подскоки
  • Бег в быстром темпе
  • Сильные натуживания
  • Резкие повороты
  • Сгибание позвоночника.

multiurok.ru

Презентация гимнастики пробуждения по Ефименко Н.Н в средней группе

Слайд 1 Гимнастика пробуждения ( утренняя и дневная ) является инновационной формой физического воспитания , которые рекомендуются для дошкольного образовательного учреждения. В их основе лежат идентичные подходы: просто утренняя ГП чаще проводится в зале (группе), а дневная ГП в условиях спальни, на кроватях(у кроватей) . В основу гимнастики пробуждения положена сюжетная игра, позволяющая не только тренировать тело, но и развивать интеллект, а также формировать у малышей необходимые духовные качества. По сути это увлекательные сказки – в них много мудрого и полезного. Автор программы считает, что «зарядка» - это неудачный термин для пробуждения. Пробуждающая гимнастика проводится в русле больших тематических игр, а педагогу предлагается в формате этих тем придумывать свои ситуационные мини – игры на каждый день. Автором приведены примеры физкультурных сказок, которые можно использовать в своей практике, но можно придумывать и свои, вместе с детьми, развивая их фантазию, воображение, а затем воплощать придуманное в двигательно-игровом действии. Целью ГП является создание таких двигательно- игровых условий, при которых дети смогли бы естественным образом перейти от состояния сна, к состоянию оптимальной психофизической готовности в первой и второй половине дня. Такой подход по мнению автора позволит правильно пробудить детей от сна , оптимизировать их психический и биологический тонус. Для содействия этому можно включать музыкальное сопровождение – спокойные, плавные , легкие мелодии пробуждения. Не следует поднимать всех детей одновременно, так как всех детей дошкольников по особенностям их сна можно условно разделить на три подгруппы: -«живчики» не спящие вообще; -«партизаны» спящие в полглаза; -«сони-просони» крепко спящие и не желающие быстро вставать. Включив негромкую музыку, ласково обращаясь к детям, педагог должен постепенно осуществлять пробуждение всех подгрупп детей, сохраняя их эмоциональный комфорт, а значит, и психическое здоровье. Легко просыпающиеся и активные дети начинают выполнять первые упражнения , а остальные постепенно присоединяются к сказочному действию. Частота смены одного комплекса на другой будет зависеть от нашего умения играть с детьми и конечно от самих детей- насколько им будет интересна предложенная тема. Слайд 2 Приведу небольшой фрагмент ситуационной мини игры «Путешествие дождевой капельки» которую мы провели с ребятами средней группы. Жила себе в поднебесье одинокая дождевая капелька по имени Капа. Домом ее была большая синяя туча, любившая путешествовать по небу вокруг Земли. Вместе с ней путешествовала и любознательная Капа. Упражнение 1 «Уютная перина». Из и.п. лежа на спине сгруппировавшись медленно перекатываться из стороны в сторону. Особенно нравились капельке островерхие разноцветные крыши домов. Однажды большая синяя туча так низко летела над старым городом, что при этом задевала антенны и натянутые между домами бельевые веревки. Дождевая капелька, сгорая от любопытства так перегнулась через край, что не удержалась и свалилась вниз. Упражнение 2 «Свободный полет» Из и.п. лежа на спине приподнять верхнюю часть туловища и ноги, разводить руки и ноги в стороны, имитируя свободное парение в воздухе. Слайд 3 Не успела Капа опомнится, как ее тут же подхватил на свои прозрачные крылья резвый ветер. И понес, и помчал капельку над крышами домов. Упражнение 3 «Резвый ветер» Из и.п лежа на животе кратковременно поднимать одновременно руки и ноги на доступную высоту( в данном упражнении прогиб позвоночника не должен вызывать дискомфорта) Слайд 4 На одной такой крыше на мокром карнизе и оказалась запыхавшаяся Капа. Она больше не хотела падать вниз и поэтому, цепко ухватилась за водосточный желоб и стала раскачиваться вместе с ним на ветру. Упражнение 4 «На водосточном желобе» Из и.п. стоя на низких четвереньках раскачиваться вперед – назад, увеличивая амплитуду движения. Слайд 5 Из-за кирпичного дымохода на Капу смотрело что-то пушистое и черное и вдруг оно страшно замяукало. Упражнение 5 «Черное и пушистое» Из и.п. стоя на средних четвереньках поочередно поднимать ноги и медленно поворачивать голову влево- вправо. Слайд 6 Наконец Капелька слетела с трубы и с разгон

profhelp.net

Методические рекомедации для воспитателей "Гимнастика пробуждения" по Н.Н. Ефименко

Автор материала: Каракаш Наталия Евгеньевна

Методические рекомендации для воспитателей

Гимнастика пробуждения.

(по методическим рекомендациям Н.Н. Ефименко)

Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека. Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно. Эта поза выбрана не случайна, все позы и движения подчиняются законам филогенеза, т.е. историческому становлению животного мира и человека, как части этого мира: от лежа к стоя, от расслабления к напряжению.

В течение дня ребенок большую часть времени проводит в вертикальных положениях, что с одной стороны (ходьба, бег, прыжки, приседания) тренируют мышцы ног, а с другой стороны это колоссальная нагрузка на позвоночник, особенно это сказывается на детях с различными искривлениями позвоночника.

И в горизонтальных, и в вертикальных положениях тела работа над мышцами ведется сверху вниз, т.е. от темечка до пят, и от центра к периферии.

Есть еще несколько обязательных моментов при проведении гимнастики пробуждения. Музыкальное сопровождение, которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Чтобы пробуждение было мягким, добрым и желанным используйте относительно тихую, нежную, легкую обещающую радость музыку. Комплекс гимнастики пробуждения должен быть относительно постоянным, для того чтобы у детей выработался рефлекс – пробуждение. Услышав звучание привычной мелодии, малыши легче и эффективнее будут переходить от состояния полного покоя и расслабления к активной деятельности. В течение месяца музыка не меняется, а упражнения выполняются разными сказочными героями, и только через 1 – 1,5 месяца музыкальная композиция и комплекс упражнений должны быть заменены полностью. Стоит отметить, что пробуждение после дневного сна должно быть индивидуальным, т.е. в зависимости от типа нервной системы, но не больше положенного:

1 младшая группа 4-5 минут

2 младшая группа 5-6 минут

Средняя группа 6-8 минут

Старшая группа 8-10 минут

Подготовительная группа 10-12 минут

Еще один не маловажный момент – это голосовые модуляции, т.е. ваш голос во время гимнастики пробуждения должен быть ласковым, мягким, относительно эмоциональным, не громким и бодрым.

Во время гимнастики пробуждения не в коем случае не давите на ребенка, ребенок должен заниматься по собственной воле; сегодня у него нет желания качать головой как «часики», есть мед как «мишка», барабанить в барабан как «зайка», но завтра он обязательно будет ждать момента пробуждения, ведь вы снова отправитесь в неизвестный удивительный мир сказки.

Н.Н. Ефименко предлагает три ступени сложности гимнастики пробуждения:

  1. «по подражанию» - самый легкий, простой уровень для детей, когда они просто повторяют за воспитателем все его движения и упражнения. Применяется в начале, при ознакомлении с данной формой работы, освоении детьми последовательности двигательных действий.

  2. «самостоятельный» - но с необходимой помощью воспитателя дети выполняют соответствующие движения и упражнения тексту, демонстрируя освоенные раннее умения и навыки.

  3. «полное самовыражение» (свободный стиль) – самый зрелый, сложный и заключительный уровень. Здесь дети самостоятельно, без участия воспитателя, создают свою двигательно-музыкальную композицию, полностью выражая свое понимание музыки и движений.

На какой бы ступени сложности гимнастики пробуждения ваши дети не находились, алгоритм один:

  1. звучит музыка 1-1,5 мин. (время на индивидуальное пробуждение)

  2. начинаете будить детей нежным голосом, зовя их в сказку, предлагая лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, глаза закрыть и представить… (релаксация).

  3. комплекса гимнастики от лежа к стоя, но без ходьбы, бега и прыжков.

И последнее, в качестве темы гимнастики пробуждения лучше использовать знакомые детям сказки, сказочных героев, животных и т.п.

vseuroki.pro