Консультация для воспитателей "Гимнастика пробуждения как один из компонентов оздоровительной работы". Гимнастика пробуждения это


Консультация для воспитателей "Гимнастика пробуждения как один из компонентов оздоровительной работы"

МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

Консультация для воспитателей

«Гимнастика пробуждения как один из компонентов оздоровительной работы»

Подготовила:

воспитатель

Батяева О.П.

Здоровье - это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования.

Здоровье - важнейшая предпосылка к формированию характера, развития воли, природных способностей.

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Важно на этом этапе сформировать у детей базу практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ.

Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в детском саду - это важные кирпичики в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Гимнастика пробуждения помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

Важно проводить гимнастику после дневного сна в игровой форме, как и все оздоровительные мероприятия. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоравливание детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.

Гимнастика пробуждения имеет определённую структуру:

- пробуждение;

- разминка;

- упражнения в постели;

- массаж «точечный»;

- дыхательная гимнастика;

- хождение по массажной дорожке;

- водные процедуры.

Во время проведения гимнастики целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песенки или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.

Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна: улыбающееся лицо воспитателя, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, независимо от того, каким голосом произносит их взрослый. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу, как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня.

intolimp.org

Гимнастика пробуждения после сна для детей. Комплекс. Видео

В дошкольных заведениях в последнее время очень частым явлением стало проведение гимнастики пробуждения для детей. С помощью ее дети быстрее отходят от фазы сна и с новыми силами готовы покорять новые вершины.

Гимнастика пробуждения после сна

Как правильно проводить гимнастику пробуждения детямКомплекс гимнастики пробуждения в дошкольном заведении выполняется воспитателем,gimnastika probuzdeniy который в то время пока дети спят, подготавливает помещение, в котором будет проводиться гимнастика, с помощью снижения температуры. Хорошо подходит проветривание комнаты, так же можно подобрать музыку, которая будет сопровождать выполнение гимнастика пробуждения для детей. Музыку необходимо выбирать спокойную и включать на небольшую громкость.

Проводить  гимнастику пробуждения для детей воспитатель может с теми кто уже бодрствует, таким образом постепенно проснувшиеся дети смогут присоединяться к упражнениям. Комплекс гимнастики пробуждения можно выполнять с детьми, которые еще находятся в постели, используя различного рода потягивания, подъемы рук и ног, применяя методики самомассажа и массажа направленного на глаза.

Главное что должны помнить те, кто проводит комплекс гимнастики пробуждения это то, что лучше не использовать резких и внезапных движений, которые могут предоставить перевозбуждение и головокружение, а в неподготовленном теле ребенка вызвать различного рода растяжения. Оптимальное время, которое необходимо отвести гимнастике в кровати составляет от двух до трех минут. После выполнения гимнастики в кровати желательно переместить детей в другую комнату, где во время их сна проводилось проветривание. Главным условием есть нахождение их там, в носочках и трусиках. Далее дети должны заниматься ходьбой. Ходьба может быть различная, с использованием носков и пяток, высокие подъемы коленей, приседания, полуприседания. Так же дети могут выполнять группу упражнений, которые направлены на борьбу с возможным плоскостопием. Внимание нужно обращать не только на то, на сколько, правильно дети выполняют различные упражнения, а и следить за их осанкой во время занятий, во избежание искривления позвоночника.

Гимнастика оздоровления для дошкольников

С уверенностью можно сказать, что комплекс гимнастики пробуждения направлен как на пробуждение детей, так и на укрепление общего состояния организма и конкретных органов. Так гимнастика пробуждения для детей способствует профилактике и улучшению осанки у ребенка, позволяет правильно поставить дыхание и освоить основные правила. Регулярно применяя гимнастику можно увидеть, что дети стали меньше подвергаться простуде и заболеваниям.

Комплекс гимнастических упражнений, который проводится для детей, способствует ряду положительных и необходимых нагрузок на организм. Которые помогают в значительной мере улучшить работу шеи, рук, спины, хорошо развивать мышцы находящиеся на руках и ногах. С помощью гимнастики так же есть возможность улучшить кровообращение по всем органам и организму в целом и поправить общее состояние организма.

Напрашивается вывод о том, что используя гимнастику пробуждения для детей, длительностью не белее пятнадцати минут ежедневно можно в значительной мере улучшить здоровье и физическое состояние ребенка. Ребенок будет в отличной форме со здоровым, нормально функционирующим организмом, который закаливается во время проведения гимнастики. И самое главное, что после гимнастики ребенок находиться в отличном состоянии, веселом настроение, готов вершить великие дела. Ведь в здоровом теле — здоровый дух.

Видео «Гимнастика пробуждения в детском саду»

Похожие статьи:

Утренняя Зарядка Для Ребенка

Физминутки Для Детей 3 Лет

Формирование Правильной Осанки У Детей

 

razvitiedetei.info

"Развивайка": Гимнастика пробуждения

Добрый день!

        Скорей проснись! 

               Солнцу шире улыбнись!

Такими словами я приветствую просыпающихся детей. Подготовить организм ребенка к двигательной активности после сна, осуществляя плавный, естественный переход от состояния покоя к бодрствованию помогает зарядка в постели. Она создает положительный эмоциональный настрой, дает оздоровительно-закаливающей эффект. Гимнастика после сна проводится воспитателем с детьми всех возрастных групп ежедневно после дневного сна.  Она необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности; профилактики плоскостопия; закрепления навыков осознанного поведения, самомассажа головы, лица, рук, живота, ног, активизируя биологически активные точки.

Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. Дети охотно перевоплощаются в разных животных, изображая их движения и повадки, с удовольствием выполняют упражнения и с предметами и без. Например, с поролоновым мячом, который на время превращается в снежок, или со звездами, вырезанными из упаковочной бумаги. А если предмет спрятать под подушку или в детскую обувь, то проведение зарядки начнется с сюрпризного момента.

Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.  Потянутся, вытягивая позвоночник. Тихо-тихо колокольчик позвени, Всех мальчишек и девчонок разбуди. Все проснулись, потянулись И друг другу улыбнулись.

НАРИСУЙ РАДУГУ

Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо и справа налево. Повторить то же левой ногой. Ноги в коленях не сгибать. Что за чудо-красота, Расписные ворота! В небе радуга повисла, Как цветное коромысло! Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к груди, обхватить руками. Перейти в исходное положение. По дорожкам пыль летит! Гром грохочет, гром гремит! Спрячемся от грома, Громкого такого! Исходное положение: лежа на животе, ноги вместе, руки под подбородком.  Приподняться, прогнуть спину. Вытянуть прямые руки перед собой и покачаться. В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка Веселый ручеек. Запустим мы кораблики, Бумажные кораблики, И путь их так далек. КИСОНЬКА-МУРЫСОНЬКА Педагог произносит слова, дети выполняют движения. На скамейке у окошка Улеглась и дремлет кошка. -Дети изображают кошку, свернувшуюся калачиком. Киска, глазки открывай! День зарядкой начинай! Перекатываются с одного бока на другой. Лежа на спине, поднимают голову, затем поворачивают ее вправо-влево. Захотела наша кошка Когти поточить немножко. Лежа на спине, поджимают согнутые ноги, подтягивая колени к животу. Подняв рук вверх, делают пальцами царапающие движения. Потянула кошка лапки, Убедилась: все в порядке. Стоя на коленях и опираясь на ладони, дети поочередно поднимают выпрямленные ноги. Кошка хвостиком махнет,-Поворачивают голову вправо-влево. Спинку плавно разогнет.- Прогибают и выгибают спину. После разминки – надо подкрепиться, Молока из блюдечка следует напиться. Дети изображают, как кошка лакает молоко: стоя на четвереньках, сгибают руки и опускают голову и плечи. Кошка умывается, лапкой утирается. Сидят, скрестив ноги «по-турецки», и имитируют движения умывающейся кошки. Чешется за ухом. Может, это муха? Муху надо бы поймать. Не мешает пусть играть. Приподнимаясь на коленях, выполняют хватательные движения руками, сначала медленно и плавно, затем более активно. Со скамейки кошка – прыг! И поймала муху вмиг!

ПРОСЫПАЛОЧКА-ЗАРЯЖАЛОЧКА

Педагог произносит слова, дети выполняют движения. Глазки открываются, Реснички поднимаются,                        Легкий массаж лица Дети просыпаются, Друг другу улыбаются.                        Поворачивают голову вправо-влево Дышим ровно, глубоко И свободно, и легко.                        Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот Что за чудная зарядка – Как она нам помогает, Настроенье улучшает И здоровье укрепляет.                        Растирают ладонями грудную клетку и предплечья Крепко кулачки сжимает, Руки выше поднимаем.                        Медленно поднимают руки вверх, быстро сжимая  и разжимая кулаки. Сильно-сильно потянись. Солнцу шире улыбнись!                        Вытягивают руки, потягиваются.   Потянулись! Улыбнулись! Наконец-то мы проснулись! Пора вставать! Заправлять свою кровать.                Встают с кровати «Пробуждение солнышка» первая часть.

 1. «Солнышко просыпается» - И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо. (4 раза)

 2. «Солнышко купается» - и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза)  3. «Солнечная зарядка» - и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед. (4 раза)  4. «Солнышко поднимается» - и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)  5. «Солнышко высоко» - и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги. (4 раза)

 6. «Я – большое солнышко» - и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)

 Обычная ходьба босиком.  «Пробуждение солнышка» вторая часть.  1. «Вот как солнышко встает» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед-вверх на каждое слово.  2. «Выше, выше, выше» - и. п.: стоя в вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.  3. «К ночи солнышко зайдет» - и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.  4. «Ниже, ниже, ниже» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз- вверх-вниз.  5. «Хорошо, хорошо» - и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.  6. «Солнышко смеется» - и.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

 7. «А под солнышком таким веселей живется» - и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону. (Повторить 2 раза)

«Заинька – зайчишка»

1. «Заинька, подбодрись, серенький, потянись» 

И. п.: стоя, руки вдоль туловища. Приподняться на носки, руки через стороны вверх.

2. «Заинька, повернись, серенький, повернись»

 И. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево, затем в и. п.

3. «Заинька, попляши, серенький, попляши» 

И. п.: то же. Мягкая пружинка.

4. «Заинька, поклонись, серенький, поклонись»

 И. п.: то же. Наклоны туловища вперед.

5. «Заинька, походи, серенький, походи»

 И. п.: то же. Ходьба на месте.

6. «Пошел зайка по мосточку» 

Ходьба по ребристой доске.

7. «Да по кочкам, да по кочкам»

 Ходьба по резиновым коврикам. 3 притопа.

 1. «Ветерок» - и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».

 2. «Полет ветерка» - и. п.: то же. Развести руки в стороны.

 3. «Ветерок играет» - и. п.: то же, упор руками на локти.  4. «Ветерок гонит тучи» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.  5. «Большие серые тучи» - и. п.: то же. Подняться на высокие четвереньки.

 6. «Ветер дует на полями, над лесами и садами» - обычная ходьба переходящая в легкий бег.

«Лесные приключения» часть первая.  1. «Медведь в берлоге» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.  2. «Зайчики – побегайчики» - и. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.  3. «Зайчишки – трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».  4. «Любопытные вороны» - и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».  5. «Белочки на веточках» - и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.  6. «Благородные олени» - и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени. «Лесные приключения» часть вторая.  1. «Медведь в берлоге» - и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.  2. «Зайчишки-трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались», вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».  3. «Волчок-серый бочок» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Поочередное вытягивание ног вверх.  4. «Лисички-сестрички» - и. п.: стоя возле кровати. Имитация движений лисички на месте.  5. «Елочки большие и маленькие» - и. п.: то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову; затем выпрямиться, встать на носки, потянуться, руки вверх. «Путешествие снежинки» часть первая.  1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.  2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.  3. «Снежинки-балеринки» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.  4. «Снегопад» - и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.  5. «Танец снежинок» - и. п. то же. Кружение на месте на носках.  «Путешествие снежинки» часть вторая.  1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево вправо.  2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п.  3. «Клубок снежинок» - и. п.: сидя на кроватке. Колени согнуть и обхватить руками, голову опустить; затем выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть, голову вверх.  4. «Снежинки-самолетики» - и. п.: сидя на коленях, руки опущены. Приподняться на коленях, руки в стороны.  5. «Метель заметает снежинки» - и. п.: стоя возле кровати. Наклоны туловища вперед, взмахи руками – «метель».  6. «Снегопад» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Мелкие приседания с опусканием рук вниз.  Ходьба по ворсистому коврику с притопом и поглаживанием ступни о коврик.

gnomikikd.blogspot.com

Гимнастика пробуждения после дневного сна в режиме ДОУ

ГИМНАСТИКА пробуждения ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА В РЕЖИМЕ ДЕТСКОГО САДА

ГИМНАСТИКА пробуждения ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА В РЕЖИМЕ ДЕТСКОГО САДА

Здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, это возможность оптимально выполнять адекватные возрасту биологические и социальные функции.

Василий Александрович Сухомлинский  говорил:

«Я не боюсь ещё раз повторить:

Забота о здоровье-

это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

Зависит их духовная жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие,

Прочность знаний, вера в свои силы».

 

Итак: предметом нашего обсуждения станет такая форма  работы, как гимнастика после дневного сна. Звери птицы всегда отдыхают, когда устают, так они накапливают силы. Так же и людям, а особенно детям необходим отдых. Во сне восстанавливается затраченная детским организмом энергия, нормализуется деятельность нервных клеток головного мозга, создаются условия для дальнейшего развития ребёнка.  Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Для того чтобы совместно укреплять здоровье ребенка, необходимо четко знать: возрастные особенности физиологии детского организма на каждом этапе его развития и те мероприятия, необходимые для поддержания и улучшения его здоровья.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна это:

  • Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения , способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.
  • Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.
  • Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку.

Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей:

1. Гимнастика в постели.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Звучит музыка 1-1,5 мин. (время на индивидуальное пробуждение) Или под словесное сопровождение Музыкальное сопровождение вызывающие приятные положительные эмоции (пение птиц, шум леса, моря, классическая

музыка для детей), которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей . В течение месяца музыка не меняется, а упражнения выполняются разными сказочными героями, и только через 1 – 1,5 месяца музыкальная композиция и комплекс упражнений должны быть заменены полностью.

Начинаете будить детей нежным голосом, зовя их в сказку, предлагая лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, ….(релаксация). Педагог начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам.

После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.

Однако не стоит забывать о   задачах профилактики простудных заболеваний и повышение устойчивости организма к природным воздействиям, которые решаются в процессе выполнения гимнастики после дневного сна. Если упражнения гимнастики после сна сочетать с воздействием различных температурных раздражителей (например, холодного воздуха или воды), поток импульсов в центральную нервную систему увеличивается весьма значительно. Совокупное действие физических упражнений и температурных влияний чрезвычайно эффективно ускоряет процесс пробуждения организма.

2. Затем выполняется дыхательная гимнастика.

Для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей в комплексы гимнастики пробуждения необходимо  включать дыхательные упражнения, наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточном длительном выполнении этих упражнений. Дозировку их нужно увеличивать постепенно от -1 до 3-4 минут. Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения.

3. Проводится индивидуальная работа с детьми .

Педагог организует её как самостоятельную деятельность детей. Например, дать детям задание собирать жёлуди, камушки и т. п. поочерёдно правой и левой ногой.

Комплекс гимнастики после дневного сна для профилактики нарушений осанки и плоскостопия начинается с небольшой разминки, которая включает разные виды ходьбы, бега, прыжков ,различные упражнения с простейшими тренажерами (с диском «Здоровье», ) ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др. заканчивают пробежкой по массажным дорожкам .

Общая длительность оздоровительной гимнастики

после дневного сна должна составлять

  • Подготовительная группа – 10-12 минут
  • Старшая группа – 8-10 минут
  • Средняя группа – 6-8 минут
  • 2 младшая группа – 5-6 минут
  • 1 младшая группа – 4-5 минут

Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после гимнастики. Если в результате выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и самочувствии, значит, нагрузка была близкой к оптимальной.

Закаливание организма   можно осуществлять  только при отсутствии воспалительных процессов в организме.   В противном случае закаливающие процедуры могут спровоцировать обострение заболеваний . Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.

4. Водные процедуры.

Заканчивается гимнастика водными процедурами (умывание, обливание рук прохладной водой и т.п.)

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины  дня.  Гимнастика после сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус  центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма. Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать.

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины  дня. 

Гимнастика после сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус  центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма. Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать.

multiurok.ru

«Гимнастика пробуждения как один из компонентов оздоровительной работы»

Консультация для воспитателей

«Гимнастика пробуждения как один из компонентов оздоровительной работы»

 

Здоровье - это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования.

Здоровье - важнейшая предпосылка к формированию характера, развития воли, природных способностей.

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Важно на этом этапе сформировать у детей базу практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ.

Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в детском саду - это важные кирпичики в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Гимнастика пробуждения помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

Важно проводить гимнастику после дневного сна в игровой форме, как и все оздоровительные мероприятия. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоравливание детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.

Гимнастика пробуждения имеет определённую структуру:

- пробуждение;

- разминка;

- упражнения в постели;

- массаж «точечный»;

- дыхательная гимнастика;

- хождение по массажной дорожке;

- водные процедуры.

Во время проведения гимнастики целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песенки или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.

Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна: улыбающееся лицо воспитателя, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, независимо от того, каким голосом произносит их взрослый. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу, как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособностьв течение второй половины дня.

 

rocutova-ds6asha.educhel.ru

Рекомендации для воспитателей по проведению гимнастики пробуждения после дневного сна используя методику Н.Н. Ефименко

Рекомендации для воспитателей по проведению гимнастики пробуждения после дневного сна используя методику Н.Н. Ефименко

Подготовил инструктор по ФК:

Смагулова С.А.

Гимнастика пробуждения по методике Н.Н.Ефименко. Особенности. Схема.

Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека. Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лёжа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно. Эта поза, выбрана не случайна, все позы и движения подчиняются законам филогенеза, т.е. историческому становлению животного мира и человека, как части этого мира: от лёжа к стоя, от расслабления к напряжению.

В течение дня ребёнок большую часть времени проводит в вертикальных положениях, что с одной стороны (ходьба, бег, прыжки, приседания) тренируют мышцы ног, а с другой стороны это колоссальная нагрузка на позвоночник, особенно это сказывается на детях с различными искривлениями позвоночника. И в горизонтальных, и в вертикальных положениях тела работа над мышцами ведётся сверху вниз, т.е. от темечка до пят, и от центра к периферии.

Есть ещё несколько обязательных моментов при проведении гимнастики пробуждения. Музыкальное сопровождение, которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Чтобы пробуждение было мягким, добрым и желанным используйте относительно тихую, нежную, лёгкую обещающую радость музыку. Комплекс гимнастики пробуждения должен быть относительно постоянным, для того чтобы у детей выработался рефлекс – пробуждение. Услышав звучание привычной мелодии, малыши легче и эффективнее будут переходить от состояния полного покоя и расслабления к активной деятельности. В течение месяца музыка не меняется, а упражнения выполняются разными сказочными героями, и только через 1 – 1,5 месяца музыкальная композиция и комплекс упражнений должны быть заменены полностью. Стоит отметить, что пробуждение после дневного сна должно быть индивидуальным, т.е. в зависимости от типа нервной системы, но не больше положенного:

1 младшая группа 4-5 минут

2 младшая группа 5-6 минут

Средняя группа 6-8 минут

Старшая группа 8-10 минут

Подготовительная группа 10-12 минут

Ещё один не маловажный момент – это голосовые модуляции, т.е. ваш голос во время гимнастики пробуждения должен быть ласковым, мягким, относительно эмоциональным, не громким и бодрым.

Во время гимнастики пробуждения не в коем случае не давите на ребёнка, ребёнок должен заниматься по собственной воле; сегодня у него нет желания качать головой как «часики», есть мёд как «мишка», барабанить в барабан как «зайка», но завтра он обязательно будет ждать момента пробуждения, ведь вы снова отправитесь в неизвестный удивительный мир сказки.

Н.Н. Ефименко предлагает три ступени сложности гимнастики пробуждения:

1. «по подражанию» - самый лёгкий, простой уровень для детей, когда они просто повторяют за воспитателем все его движения и упражнения. Применяется в начале, при ознакомлении с данной формой работы, освоении детьми последовательности двигательных действий.

2. «самостоятельный» - но с необходимой помощью воспитателя дети выполняют соответствующие движения и упражнения тексту, демонстрируя освоенные раннее умения и навыки.

3. «полное самовыражение» (свободный стиль) – самый зрелый, сложный и заключительный уровень. Здесь дети самостоятельно, без участия воспитателя, создают свою двигательно-музыкальную композицию, полностью выражая своё понимание музыки и движений.

На какой бы ступени сложности гимнастики пробуждения ваши дети не находились, алгоритм один:

- звучит музыка 1-1,5 мин. (время на индивидуальное пробуждение)

- начинаете будить детей нежным голосом, зовя их в сказку, предлагая лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, глаза закрыть и представить… (релаксация)

- комплекс гимнастики от лёжа к стоя, но без ходьбы, бега и прыжков

И последнее, в качестве темы гимнастики пробуждения лучше использовать знакомые детям сказки, сказочных героев, животных и т.п.

Схема оздоровительной гимнастики после сна

Гимнастика в постели;

Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки;

Дыхательная гимнастика;

Индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа;

Водные процедуры.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

В течение года желательно использовать разные варианты гимнастики.

1-й вариант. Разминка в постели и самомассаж. Воспитатель привлекает внимание детей и выполняет вместе с ними комплекс общеразвивающих упражнений (3—5), повторяя каждое упражнение 3—4 раза.

Повороты головы вправо-влево, слегка приподнимая её и опуская.

Поглаживание рук (правой, левой от пальцев к плечу) и разведение рук в стороны, вперёд, сжимание и разжимание кистей рук.

Сгибание ноги в колене. Выпрямление её вперёд, сгибание и опускание (поочерёдно правой и левой ногой).

После выполнения упражнений в постели дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия: ходьба на месте с разными положениями рук — на пояс, в стороны, за спину; подскоки на месте в чередовании с ходьбой (со сменой темпа). Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.

2-й вариант. Пробежки по игровой дорожке (массажные коврики, ребристые доски, модуль «змейка», резиновые кольца, расположенные между ковриками, и другие плоские мелкие предметы).

Дети спокойно обычным шагом проходят по всей игровой дорожке, по сигналу легко друг за другом бегут со средней скоростью за воспитателем (1—1,5 мин). Затем выполняется ходьба с дыхательными упражнениями. После этого воспитатель предлагает детям собрать кольца. Звучит сигнал — дети легко бегут по массажной дорожке, собирают кольца и кладут их в ящик.

3-й вариант. Комплекс общеразвивающих упражнений с тренажёрами (эспандеры, резиновые кольца, гантели, гири весом (0,3—0,5 кг, массажёры), аналогичный комплексу утренней гимнастики.

4-й вариант. Гимнастика игрового характера. Дети произвольно под мелодичную музыку выполняют с любимой игрушкой или пособием различные действия: ходьба с подскоками, подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча в «воротики», танцевальные и ритмические движения и т. д. Звучит музыкальный сигнал — воспитатель предлагает детям убрать все пособия и разложить мелкие предметы разного цвета по всему свободному пространству.

Игровое упражнение «Собери предметы одного цвета»: дети под музыку танцуют, выполняют различные ритмические движения. По сигналу быстро собирают предметы одного цвета. Участники игры считают количество собранных предметов. Воспитатель поощряет их, подводит итоги.

Игровая гимнастика может состоять из комплекса упражнений имитационного характера (например, комплекс «Лошадки»).

Слова воспитателя: «Эй, лошадки, все за мной, поспешим на водопой. Вот широкая река. В ней холодная вода. Пейте, пейте! Хорошая водица! Постучим копытцем. Ну, лошадки, все за мной и поскачем все домой!»

Действия детей: Учащённая ходьба в чередовании с бегом, высоко поднимая колени, подскоки. Плавное разведение рук в стороны и наклоны — «лошадка пьёт воду». Поочерёдное притопывание правой, левой ногой — «лошадка стучит копытцем». Лёгкий бег с подскоками в чередовании с ходьбой (дети произносят «И-го-го»).

Гимнастика после дневного сна может включать игровые упражнения для развития и совершенствования координации движений у детей. Предлагаем игры-упражнения:

«Удержись»: стояние на носках, руки вверх; на одной ноге, вторая согнута в колене перед собой или в сторону, руки на поясе.

«Кто дольше»: носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впередистоящей, сохраняя равновесие.

«С кочки на кочку»: прыжки с одного предмета на другой (резиновые кольца, массажные коврики и т. д.).

«Не закружись!»: кружение поочерёдно в одну и другую сторону, руки на поясе, руки в стороны.

«Ласточка»: стойка на одной ноге, другая отведена назад. Наклоны вперёд, руки в стороны.

«Ёжики»: ходьба на четвереньках, опираясь на стопы и ладони, на спине предмет (мешочек с грузом, массажный мячик и др.).

infourok.ru

Детский сад №193 — Берегиня » Archives » Гимнастика пробуждения

Гимнастика пробуждения

images42SLYS45

Заглядывая в детскую спальню, каждый родитель с замиранием сердца и умилением видит только своего самого любимого и самого родного «зайчика», «медвежонка» или «ягодку». Каждый из них превосходно знает особенности пробуждения своего «чада». Одни детки встают после дневного сна бодрыми и веселыми. Другие еще длительное время остаются в полусонном состоянии, всем своим видом и поведением, показывая собственное недовольство и раздражение.

Гимнастика пробуждения в детском саду как раз и разработана, чтобы детки любой возрастной категории смогли безболезненно, без слез и капризов, перейти от дневного сна к полноценной игровой деятельности.

Гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo — тренирую, упражняю) — система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, выносливости. Эти упражнения позволяют воздействовать либо на весь организм, либо способствовать развитию отдельных групп мышц и органов.

Гимнастика — это не только физические упражнения, не только способ помочь организму перейти от сна к бодрствованию, к активной деятельности. Гимнастика — это еще и способ эмоциональной зарядки на весь день.

Гимнастика, которую можно провести в форме игры, начинается еще в кроватках. Например, воспитатель неторопливо говорит (и показывает движения) проснувшимся детям:

— Наши детки все проснулись! (дети открывают глаза, откидывают одеяла)

— На кроватке потянулись!  (потягиваются ручками и ножками)

— Дружно сели! (садятся на кроватке)

— Вместе встали! (дети встают с кроваток)

— И коленки мы достали! (дети наклоняются и достают до колен)

Наклоняться ниже не стоит, так как совершать сразу после сна резкие движения нежелательно из-за возможности получить малышами растяжение.

 А так же можно и в стихотворном варианте:

Мы проснулись, улыбнулись,

Посильнее потянулись.

Первый разик на спине.

А потом на животе,

На бочок перевернулись,

И еще раз потянулись.

Ноги вверх мы поднимаем

И тихонько отпускаем,

А теперь мы с вами дети

Поедем на велосипеде.

Подбородком грудь достанем,

К потолку глаза подняли-

Влево – вправо посмотрели,

На кроватку тихо сели.

Руки в стороны подняли,

Крепко так себя обняли.

Наклонились, потянулись,

До носочков дотянулись,

Распрямились и опять

Будем ножки поднимать.

А теперь пришла пора

Дружно встать нам детвора!

Комплекс № 3 (Дождь)

Что такое, что мы слышим?

 Это дождь стучит по крыше.

 А теперь пошел сильней,

 И по крыше бьет быстрей

(ударяют подушечками пальцев одной руки по ладошке другой).

 Вверх поднимем наши ручки

 И дотянемся до тучки

(поднимают руки вверх, потягиваются)

 Уходи от нас скорей,

 Не пугай ты нас, детей

(машут руками)

Вот к нам солнышко пришло,

 Стало весело, светло

(поворачивают голову направо, налево).

 А теперь на ножки встанем,

 И большими станем

(И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова Ух-х-х).

После подъема гимнастика пробуждения в детском саду продолжается в игровой комнате, в которой по кругу могут быть разложены специальные коврики-дорожки. По ним дети несколько минут ходят в спокойном темпе. Учитывая, что детишки одеты только в трусики и маечки, одновременно  проводятся элементы закаливания, а именно воздушные процедуры. Однако при этом должен обязательно соблюдаться температурный режим.

Далее проводится комплекс упражнений (с головы до ног), также направленных на плавный переход к бодрствованию. Замечательно будет, если упражнения произносятся воспитателем (показывающим движения),  в стихотворной форме.  Гимнастика пробуждения дает хорошие результаты, если используется нестандартный комплекс упражнений (поза дерева, кузнечика, гуся и т.д.). Заканчивается приемами восстановления дыхания.

«Заинька – зайчишка»

1. «Заинька, подбодрись,

 серенький, потянись»

 И. п.: стоя, руки вдоль туловища. Приподняться на носки, руки через стороны вверх.

2. «Заинька, повернись,

 серенький, повернись»

 И. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево, затем в и. п.

3. «Заинька, попляши,

 серенький, попляши»

 И. п.: то же. Мягкая пружинка.

4. «Заинька, поклонись,

 серенький, поклонись»

 И. п.: то же. Наклоны туловища вперед.

5. «Заинька, походи,

 серенький, походи»

 И. п.: то же. Ходьба на месте.

6. «Пошел зайка

 по мосточку»

 Ходьба по ребристой доске.

7. «Да по кочкам,

 да по кочкам»

 Ходьба по резиновым коврикам.

Комплекс № 1. (Медвежата)

Проснись дружок, и улыбнись.

 С боку на бок повернись

 И в медвежонка превратись

(поворачиваются направо, затем налево).

Медвежата в чаще жили,

 Головой своей крутили!

 Вот так. Вот так

 Головой своей крутили

(повороты головой).

Вот мишутка наш идет,

 Никогда не упадет.

 Топ-топ, топ-топ,

 Топ-топ, топ-топ.

(имитация ходьбы).

Мед медведь в лесу нашел –

 Мало меду, много пчел

(махи руками).

Мишка по лесу гулял,

 Музыканта повстречал.

 И теперь в лесу густом

 Он поет под кустом.

 Дыхательная гимнастика.

 Глубокий вдох,

 На выдох: «М-М-М».

 Были медвежатами,

 Станьте же ребятами.

Комплекс № 2. (Я на солнышке лежу)все включено

Солнышко проснулось

 И нам всем улыбнулось

 (дети улыбаются).

 Вспомним солнечное лето,

 Вспомним вольную пору.

 Вспомним речку голубую

 И песок на берегу

(Воспитатель говорит: «Повернитесь на живот, пусть ваши спинки погреются на солнышке»).

Я на солнышке лежу,

 Я на солнышко гляжу.

 Только я все лежу,

 И на солнышко гляжу

(лежа на животе, движения ногами).

А теперь поплыли дружно,

 Делать так руками нужно

(движения руками).

 Вышли на берег крутой,

 И отправились домой

(имитация ходьбы).

Дыхательная гимнастика:

 «Гребля на лодке» (сидя, ноги врозь)

 вдох – живот втянуть (руки вперед),

 выдох – живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).

А теперь гуськом, гуськом

 К умывальнику бегом.

Комплекс №5

Проснись дружок, и улыбнись.

 С боку на бок повернись

 И в зайчишку превратись

(поворачиваются направо, затем налево).

Чтобы прыгнуть дальше всех,

 Зайка лапки поднял вверх.

 Потянулся и ….  прыжок

(тянутся, лежа на спине, опускают руки вниз).

На спине лежат зайчишки,

 Все зайчишки шалунишки:

 Ножки дружно все сгибают,

 По коленкам ударяют.

Вот увидел он лисичку,

 Испугался и затих

(прижать руки к груди,

 затаить дыхание).

Мы лисичку обхитрим,

 На носочках побежим

(лежа на спине, движение ногами, имитирующие бег).

Были вы зайчишками,

 Станьте ребятишками.

В результате такого подхода к этому режимному моменту видим:

– пробуждение проходит безболезненно для ребенка;

 – он легко включается в игровые упражнения;

 – получает положительный эмоциональный настрой;

 – легко переходит к игровой деятельности.

Все родители хотят видеть своих детей крепкими и здоровыми, и именно гимнастика пробуждения,  кроме закаливающего, оздоровительного эффекта, имеет еще одно замечательное преимущество. В процессе повторения движений детки запоминают слова, что тренирует и развивает их память.

dou193.ru