8.4. Упражнения с предметами. Гимнастика с предметами


13.4. Упражнения с предметом

Выполнение упражнений с предметами придает большую эмо­циональность и насыщенность занятиям. Они позволяют развивать подвижность лучезапястного, локтевого, плечевого суставов, раз­вивать силу мелких групп мышц плечевого пояса, совершенствовать координацию движений.

Классификация основных движений с предметами представлена в табл. 4.

Наиболее характерными структурными движениями являются броски, махи, круги и каты. При выполнении упражнений в парах, тройках, в групповых комбинациях помимо приведенных движений возможны передачи, переброски, перекаты предмета друг другу.

Для упражнений с мячом характерна мягкость движений, округ­лость форм, слитность и плавность перехода от одного движения к другому. В упражнении с мячом исключается жесткий захват предмета, поэтому все приемы мяча сопровождаются выраженной фазой амортизации, пальцы кисти, удерживающей мяч, при этом сомкнуты.

При выполнении бросков обращается внимание на согласованную работу ног и активное маховое движение рукой.

Ловля осу­ществляется с ярко обозначенной фазой амортизации, выражаю­щейся в полуприседе и проводке рукой по направлению падения

мяча.

На занятиях художественной гимнастикой исполь­зуются резиновые мячи диаметром 15—18 см, а так­же 20 см.

Упражнения со скакалкой способствуют развитию скоростно-силовых качеств, выносливости. Скакал­ка — мягкий предмет, что определяет специфику ра­боты с ней. Возможно применение веревочной ска­калки, что позволяет выполнять броски, различного рода переводы. Необходимый размер скакалки опре­деляется следующим образом: в стойке ноги врозь скакалка натягивается до подмышечных впадин (рис. 174). Наиболее характерными движениями со скакал­кой являются прыжки через нее. Вращение скакалки осуществляется кистями рук при относительно жесткой фиксации в локтевых суставах.

Для снижения скорости вращения скакалки при прыжках с промежуточным под­скоком, при выполнении прыжков через сложенную вдвое, втрое скакалку радиус вращения увеличивается за счет включения в ра­боту плечевых суставов.

Упражнения с обручем ши­роко используются на занятиях гимнастикой. Применяются пластмассовые или деревянные обручи диаметром 80—90 см, толщиной 0,8—1,2 см. При за­нятиях с детьми могут быть ис­пользованы обручи меньшего размера.

Благодаря большому разно­образию движений с этим предметом возможно целенаправленно развивать физические качества, воспитывать точность двигательных действий, подвижность в лучезапястных, плечевых суставах. Одним из важных технических прие­мов владения обручем является правильный хват. Маховые дви­жения, вращения обруча, как скакалки, выполняются в жестком хвате (рис. 175). Свободный хват применяется при различного рода вращениях обруча на руке (рис. 176). Обе формы хвата техниче­ски связаны.

Упражнения с лентой доступны различным контингентам занимающихся. Лента — традиционный предмет художественном гимнастики. Длина ленты — 5 м, длина палочки — 50—60 см, ширина ленты — 2,5 см. Для начинающих рекомендуется 3-метровая лента. С целью сохранения колебательного движения по всей ленте предмет утяжеляют за счет дополнительного слоя ленты у места прикрепления палочки и подкрахмаливания. Ленту прикрепляют к палочке (бамбуковой) с помощью шнура и металлических колец (рис. 177). Лента как предмет отличается малой авто­номностью. Усложнение упражнений с лентой происходит главным образом за счет движений самой исполнительницы. При выполне­нии движений с лентой важное значение имеет правильный хват. Палочку свободно держат большим, указательным и средним паль­цами, конец ее слегка упирается в ладонь у основания большого пальца. Указательный палец располагается вдоль палочки. Не­прерывными колебательными или круговыми движениями руки выполняются большие, средние, малые единичные махи, круги, а также многократные малые махи и круги в форме змеек (рис. 178) и спиралей (рис. 179).

Упражнения с булавами* лишь недавно стали культивироваться в художественной гимнастике. Они пришли на смену упражнениям с вымпелами. Особенностью упражнений с булавами является не­обходимость одновременно манипулировать двумя предметами. Фак­тура предмета позволяет выполнять различные по форме движения. Наиболее характерными являются махи и круги (большие, средние, малые), мельницы, которые представляют собой последовательные малые круги, выполняемые в различных плоскостях. Возможно выполнение различного рода бросков, жонглирование. Реже при­меняются каты булавами по полу, рукам, телу.

Помимо стандартных предметов, утвержденных Международной федерацией гимнастики, в массовой художественной гимнастике применяются нестандартные: шарф, гимнастическая палка, флажки и др. При проведении занятий с женщина­ми особой популярностью пользуется шарф, который подчеркивает слитность, мягкость движений без предмета, в то же время придает им динамичность. Для упражнений с шарфом характерны махи, круги и броски. Различные способы удержания шарфа разнообра­зят и усложняют работу с ним. Наиболее характерными являются хваты за узкий край двумя руками, за широкий край двумя руками, одной рукой за угол, за собранный узкий край.

Обучение упражнениям с предметами. Освоение упражнений с предметами начинается с обучения элементам «школы». Простей­шие из них — это хваты, переводы, махи, передачи. Затем присту­пают к освоению вращений (обручем, скакалкой, булавами) в ли­цевой, боковой, горизонтальной плоскостях.

Более сложными базовыми навыками владения предметами яв­ляются броски и ловля. Освоение этих элементов следует начинать с освоения навыка ловли, которая встречается как при выраженных бросковых движениях, так и при катах, передачах и т. п. Осваи­вать навык ловли в жесткий хват рекомендуется с применением до­полнительных предметов, в частности теннисного мяча после отби­ва о пол, стенку, броска преподавателем, партнером. Постепенно задания усложняются — осваивается ловля во вращении, за спи­ной, за головой и др.

Как только освоены основные простейшие виды ловли, присту­пают к обучению броскам. Освоение их начинается с постановки навыка вертикального броска (с маха, толчком, с вращения), затем высоко-далекого. Рекомендуется при обучении бросковым движе­ниям применять зрительные ориентиры и обучать броскам на строго заданную высоту. Эффективно обучать броскам и ловле в парах, тройках.

Одновременно с изучением махов, кругов, вращений, бросков и ловли осваиваются и каты: по полу, по рукам, телу, ноге. Лишь после приступают к освоению отдельных элементов, соединений и комбинаций в сочетании с прыжками, поворотами, равновесиями, волнами, взмахами.

При освоении упражнений с предметами, так же как и без пред­метов, применяются целостный и расчлененный методы обучения. Простейшие движения, как, например, кат обруча, отбивы мяча, махи лентой, изучаются целостным способом. Более сложные — расчлененным. Расчлененный метод применяется при разучи­вании комбинаций, соединений с опережением освоения движений без предмета.

Среди методических приемов обучения упражнениям художест­венной гимнастики возможно выделить следующие: метод коммен­тария, проводники по движению, самоконтроля (работа перед зер­калом).

Музыкальное сопровождение также можно рассматривать как один из приемов обучения, способствующий освоению ритмической структуры движения.

studfiles.net

8.4. Упражнения с предметами

Выполнение упражнений с предметами (скакалкой, мячом, обручем, лентой, булавами) придает большую эмоциональность и насыщенность занятиям. В процессе овладения техникой упражнений с предметами совершенствуют умения управлять движениями рук, и особенно кистей. Умение это имеет большое прикладное значение в овладении профессионально–трудовыми навыками.

8.4.1. Упражнения со скакалкой

Упражнения со скакалкой – это прыжки, махи и круги, переводы, броски и ловли.

Прыжки выполняются с вращением скакалки вперед, назад и в боковой плоскости.

Формы прыжков могут быть самыми разнообразными на двух, на одной, другая вперед (назад), с ноги на ногу и т.д. Прыжки через скакалку выполняются на носках с мягким приземлением.

Махи и круги со скакалкой можно выполнять одной или двумя руками в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях. Малые круги выполняются только кистью, средние – выполняются предплечьем и большие – всей рукой от плеча.

Переводы скакалки выполняются вперед или назад перемахом или круговым движением руки над головой («петлей»).

При выполнении махов, кругов и переводов нельзя нарушать целостность скакалки, допускать сломанного положения скакалки.

Музыкальное сопровождение упражнений со скакалкой благоприятно сказывается на развитии выносливости, так как создаваемый эмоциональный фон заметно понижает ощущение усталости и помогает занимающимся выполнять интенсивные прыжковые серии.

8.4.2. Упражнения с обручем

Упражнения с обручем развивают подвижность в лучезапястных, плечевых суставах, воспитывают точность двигательных действий.

Упражнения с обручем – это повороты, вращения, махи и круги, перекаты. Более сложные разновидности – прыжки в обруч и через него, броски и ловли.

Прыжки в обруч и через него. При выполнении прыжка в вращающийся как скакалка обруч, кисть с обручем прижимается к туловищу на уровне пояса. После «выпрыжки» из обруча – прямая рука с обручем отводится вперед (в сторону) параллельно полу.

Броски и ловля обруча – сложные в координационном отношении задания. Чтобы обруч сохранил правильное положение в полете, необходимо придать ему нужное направление движения в исходном положении.

Броски одной рукой выполняются после маха или с вращения. Сложность выполнения бросков зависит от исходного положения – «отхода», от условий ловли и дополнительных движений (например, вращения) во время полета обруча.

Начинать обучение следует с бросков двумя руками. Броски двумя руками выполняются в наклонной плоскости (вперед–кверху), в горизонтальной плоскости (хватом обруча сбоку или снизу), в вертикальной плоскости (хват обруча снизу). Броски сопровождаются пружинным движением ног.

Рекомендуемые упражнения:

– махи обручем по дуге, по кругу и восьмеркой в различных плоскостях и направлениях; то же, но в сочетании с приставными и переменными шагами;

– повороты обруча вправо и влево в различных плоскостях и направлениях одной или двумя руками;

– вращение обруча в боковой плоскости вперед, назад; то же с передачей спиной в другую руку;

– перекат обруча вперед, дожать его;

– бросок обруча горизонтально вперед с вращением «на себя», заставляя возвратиться назад;

– прыжки в обруч и из него, качая обруч вперед и назад, вправо и влево, одной и двумя руками.

studfiles.net

Пальчиковая гимнастика с предметами из конского волоса

Разделы: Логопедия

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук [М.М. Кольцова].

В настоящее время в дошкольных учреждениях для стимулирования речевого развития стали уделять большое внимание тренировки движений пальцев рук. В нашем саду мы применяем пальчиковые упражнения с предметами из конского волоса для развития мелкой моторики. Упражнения с предметами из конского волоса проводятся в игровой форме. Это доставляет удовольствие детям, снимает общую усталость, уменьшает психологическую нагрузку и дает возможность переключиться на другой вид деятельности. Такие упражнения являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Выполняя пальчиками различные упражнения с предметами из конского волоса, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Конский волос оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояния мышц и суставов кистей руки. Также создает благоприятный эмоциональный фон для повышения речевой активности ребенка.

В нашу разработку входят три комплекса упражнений.

  1. Упражнения с шариком.

  2. Упражнения с веревочкой.

  3. Упражнения с «дейбиир».

Удерживание шарика, веревки во время выполнения упражнений, плетение косичек из дейбиир, повышает координацию движений.

Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные способности ребенка.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения с речевым сопровождением(четверостишия), которые развивают память и внимание.

Научился шарик я Между пальцами катать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать.

Я маленький ёжик Без головы и ножек – Спрятал их в клубок От тебя, дружок!

Я катаю мячик влево Я катаю мячик вправо Я катаю мячик вверх Я катаю мячик вниз

Змея ползет своей тропою. Как лента по земле скользит. А мы движение такое Рукою можем с вами повторить

Веревочку в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.

Пальчики перебираем. И цепочку получаем Длинная цепочка нигде не расплетется

Змейка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты разведи

В детский сад в июле Пошла наша Юля Бантики, косички Заплели сестрички

Волосы за висок между пальцев бегут, как волны, наискосок, и не видно рук

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Предлагаемые пальчиковые упражнения пригодятся и родителям и педагогам.

Пальчиковая гимнастика с предметами из конского волоса способствует стимулированию речевого развития детей путем тренировки движений пальцев рук, а также влияет на хорошую подвижность и гибкость пальцев рук, что в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai