Текст книги "Массаж и гимнастика для самых маленьких от рождения до года". Гимнастика самых маленьких


Гимнастика для самых маленьких (1–3 месяца). Мама и малыш. От рождения до трех лет

Гимнастика для самых маленьких (1–3 месяца)

Для правильного развития массаж необходимо сочетать с лечебной гимнастикой. Она поможет укрепить мышцы малыша, нормализовать их тонус, получить необходимые двигательные навыки, подготовиться к очередному этапу психомоторного развития, повысить настроение и вам, и ребенку.

Скрещивание рук. Положите кроху на спинку. Пусть он захватит большие пальцы ваших рук и, придерживая кисти, скрещивайте его ручки перед грудью, а затем отводите в стороны. Повторить 6–8 раз.

Отведение ручек наверх. Исходное положение то же. Заводите ручки младенца наверх: сначала по очереди, затем вместе. Выполните 6–8 повторов.

Бокс. Совершайте руками ребенка боксерские движения вперед, сжимая кисти в кулачок и придерживая их. Повторить 6–8 раз.

Бабочка. Выполняйте круговые движения обеими ручками в плечевом суставе: сначала в одну сторону, затем – в разные по 6–8 раз в каждую сторону.

Сгибание ножек. Исходное положение – лежа на спине. Нежно возьмите стопы малыша в свои руки, мягко зафиксируйте их. Приводите ножки к животу, сгибая их в коленном суставе. Повторите 6–8 раз.

Упражнение с маленьким мячиком. Возьмите небольшой, но яркий мяч. Держите его неподвижно на расстоянии 20 см от лица вашего ребенка. Когда он будет пробовать тянуться ручкой, зафиксируйте ее на мяче и подведите к мячу вторую ручку. Похвалите кроху за достижение. Очень скоро ребенок начнет тянуться к мячу двумя руками одновременно. Когда у него уже будет хорошо получаться захватывать неподвижный мяч, начните перемещать его по горизонтали перед глазами крохи.

Это упражнение учит младенца брать игрушку двумя руками и одновременно фиксировать на ней взгляд; расширяет его поля зрения; готовит к перевороту со спины на живот; тренирует раскрытие кисти, благодаря чему он учится сам брать игрушки.

Упражнение для стоп. Исходное положение – лежа на спине. Кончиком указательного пальца нажмите на ступню чуть ниже основания пальцев, вызывая сгибание подошвы. Затем этим же пальцем «пройдитесь» по всему наружному краю подошвы: от пальцев к пятке. Ребенок реагирует на это рефлекторным разжиманием пальцев стопы. Повторить 4–6 раз.

Упражнение для туловища. Возьмите малыша двумя руками за подмышки, приподнимите до положения «полусидя» и легко покачивайте влево и вправо, не нажимая на ребра, 6–8 раз.

Ползание на животе (рефлекторное). Переверните младенца на живот. Согните его ноги и, соединив стопы, уприте их в свою ладонь. В ответ на это он будет отталкиваться и стремиться продвинуться вперед. Проделать 2–4 раза.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Динамическая гимнастика для самых маленьких.

 

 dinampauza.jpgВ последнее время встречается много вопросов, мнений и размышлений по детской гимнастике, в частности по детской динамической гимнастике. Хотелось бы подчеркнуть, что такая гимнастика ориентирована не на достижение каких-то спортивных результатов своего необыкновенного малыша, а в первую очередь на общение Ребёнка с Родителями, с новым для него Миром. Причём здесь проходит обучение не столько новорожденного, сколько самих родителей: они учатся бережно чувствовать малейшие оттенки желаний и эмоций своего ребёнка.

Если Вы только решили приступить к освоению первых упражнений, на этом этапе первые шаги должны быть особенно мягкими и внимательными. Начать стоит с покачиваний, поглаживания малыша. Кстати, на Руси издавна повитухи и сами матери правили, ладили новорожденных, исправляя родовые травмы, микрозащемления нервов, подвывихи. Дальнейшие упражнения основаны на врожденных рефлексах новорожденного. Например, развивая навыки шагательного, хватательного и ползательного рефлекса, мы способствуем координации работы полушарий головного мозга, укрепляем опорно-двигательный аппарат. Гимнастика в целом стимулирует работу сердечно-сосудистой системы.Освоение последующих упражнений направлено на работу вестибулярного аппарата. Восприятие малыша, который осваивает динамическую гимнастику и совершает трёхмерные перемещения гораздо ярче, и значительно отличается от восприятия ребёнка, которого заботливая мама туго запеленала и положила в свою кроватку (чтобы "не приучать к рукам"). Ребёнок, с которым занимаются, по другому чувствует силу тяжести, окружающие предметы, Мир в целом.

Если говорить о влиянии такой гимнастики на развитие ребёнка в целом, то замечено, что гимнастика развивает уверенность в себе, быстроту реакции, координацию. Подрастая, ребёнок более совершенно владеет своим телом, падения для него менее травматичны — дети гораздо лучше группируются. Конечно, подход к гимнастике у каждой семьи должен быть строго индивидуален. Одним деткам динамическая гимнастика показана с самого рождения, другим стоит подождать. В некоторых случаях к ней не готовы сами родители. Поэтому лучше всего, если освоение и первых упражнений и последующих будет проходить под наблюдением опытного инструктора, который сможет видеть развитие Ваших навыков в динамике.

Возвращаясь к своему опыту, вспоминаю, как пять лет назад мы выбирали спорт для своего семилетнего сына, и попали в секцию спортивной гимнастики школы олимпийского резерва. Тренер уныло посмотрел на Ваню, спросил год рождения и заключил: "Для нас он "староват"… Наши дети тренируются с четырёх лет" … Мы возмутились, и он сдался: "А ну-ка подтянись! А теперь "уголок"! Молодец, хорошо подготовлен. Зачислен в группу!"

Так что очень многое — ловкость, выносливость, спортивную форму — можно заложить в самом раннем возрасте и тем самым действительно во многом помочь вашему малышу.

Автор: Дмитрий Акимов.

playroom.ru

Зарядка в стихах для самых маленьких | Материнство

Как часто мы делаем зарядку? А как часто мы делаем ее с нашими детьми? На эти вопросы, наверное, многие ответят: «Редко. Еще реже». Между тем, пользу физических разминок трудно переоценить как для малышей, так и для их родителей.

Регулярные занятия физкультурой делают организм выносливее, повышают его сопротивляемость различным вирусам и инфекциям, укрепляют мышцы. Недаром, в детских воспитательных и оздоровительных учреждениях зарядка – это обязательная составляющая ежедневной программы.

 

 

Зарядка – это весело

Основная причина неделания зарядки – наша лень. Это кажется скучным занятием, к тому же мы знаем не так много движений для нее.

На помощь нам придут наши чада. Начните делать детскую зарядку вместе со своим ребенком и параллельно вы выполните весь комплекс необходимых упражнений вместе с ним.

А, чтобы не тратить много времени на поиск нужных движений, и не заскучать во время домашней физкультуры, попробуйте провести с малышом веселую зарядку в стихах.

На просторах Интернета вы сможете найти великое множество текстов для таких занятий. Заранее выберете то, что придется по душе вам и вашему малышу и начинайте свои чудесные разминки. Можно подготовить разные тексты, чтобы изо дня в день ребенку не надоело делать одни и те же упражнения. Предлагаем вам несколько эксклюзивных «зарядочных» стихов с пояснениями движений.

На зарядку становись На зарядку становись! Потянись (руки тянем вверх) и улыбнись (улыбаемся). Спинку ровно, шире шаг – Маршируем мы вот так! (начинаем шагать по кругу, выпрямив спину). Мы на месте вдруг замрем (останавливаемся) – Шею разминать начнем (делаем вращательные движения головой). Мы присядем на чуть-чуть (садимся на корточки) , А потом - уж снова в путь (снова начинаем шагать по кругу) . Землю всю мы обойдем, Чтоб опять прийти в свой дом (останавливаются).

Колосок(Исходное положение – на корточках) На поле зеленом растет колосок (медленно начинаем вставать) Не низок уже он, но и не высок (продолжаем медленно выпрямляться) Он к солнышку руки протянет свои (постепенно поднимаем руки вверх) И станет он выше цветов и травы (вытянули руки вверх и встали на носочки). А над колоском полетят журавли (бегаем и машем руками, как крыльями), В далекие страны прекрасной Земли, А под колоском поползет муравей (становимся на четвереньки и ползаем) – Готовит он на зиму корм для детей. Поспеет наш колос, тяжел станет вдруг (встаем и поднимаем руки вверх), И голову низко опустит наш друг (опускаем туловище, держа ноги прямыми) . На мельницу мы отнесем колосок (шагаем на месте и изображаем, как несем на спине колос) , Чтоб много муки намололи нам впрок. Потом пирожки из нее испечем (изображаем руками, как лепим пирожки), И будем довольны своим колоском (хлопаем в ладоши).

На кого я похож Я плаваю в море, как рыба (руками изображаем, как плавают рыбы), я прыгаю резво, как мяч (высоко подпрыгиваем), Мне нравится быстро кружиться, как кружится в цирке ловкач (кружимся вокруг себя). Как бабочка в небе летаю (машем руками, как крыльями, бегая и подпрыгивая), ползу по земле, как змея (ложимся на живот и изображаем движения змеи, или садимся на корточки и руками изображаем ползущую змею), Скачу, как лошадка на воле (скачем, как лошадка, перебирая ногами), Как поезд чух-чухаю я (бежим по кругу, изображая руками движение колес, и произносим: «Чух-чух!») Как дерево я наклоняюсь (делаем наклоны в разные стороны), под ветром, что дует с реки, Мигать я умею, красиво, (то зажмуриваем, то открываем глаза) как летом в лесу светляки. И также как Васька, котенок, (становимся на четвереньки и бегаем) подолгу играть я могу, А после уставший и сонный в постель поскорее бегу (ладошки делаем под щеку, изображая сон).

 

 

 

 

Для тела и ума

Зарядка в стихах будет способствовать не только физическому развитию вашего ребенка, но и развитию его речи. Многие слова, которые детям еще непонятны, например, «впрок», «ловкач», «маршировать» и т.п., вы можете объяснять им и тем самым обогащать их словарный запас.

Некоторые слова бывают не совсем понятны даже взрослым людям. Какие-то слова и выражения не употребляются в той местности, где мы живем, какие-то - в нашей семье или обществе, в котором мы находимся.

Прежде чем начать зарядку в стихах, прочтите все тексты и приготовьте объяснение всем новым и непонятным для ребенка словам. Для этого воспользуйтесь словарями в интернете и перефразируйте их на язык малыша. Что-то вы легко сможете объяснить без помощи специальной литературы.

Таким образом, вы получите не только веселое время зарядки с ребенком, но и отличную возможность пообщаться с ним.

Спросите малыша, как он думает, что означает то, или иное слово, как он представляет себе то или иное выражение. Узнайте, что понимает ваш ребенок из прочитанного вами, и что необходимо ему разъяснить.

 

 

 

 

Где искать свежие идеи для зарядки

Помимо готовых зарядок в стихах, для домашней физкультминутки можно использовать обычные детские стихи. Возьмите подходящие тексты и на ходу изображайте то, о чем в них говорится. Это выручит вас, когда вы окажетесь с ребенком на природе или у бабушки в деревне, где нет доступа к интернету.

Вот, как можно превратить детские стишки в зарядку:

Жираф (Елена Благинина) Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, (сидим на корточках и изображаем сбор цветов) Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок (встаем, выпрямив ноги, на носочки, и «собираем цветы», наклоняясь, но не сгибая коленок).

Кораблик (Агния Барто) Матросская шапка, Веревка в руке (маршируем на месте), Тяну я кораблик По быстрой реке (начинаем двигаться, как будто тянем кораблик), И скачут лягушки За мной по пятам (приседаем и подпрыгиваем) И просят меня: - Прокати, капитан! (машем рукой).

Слон (Агния Барто) Спать пора! Уснул бычок (подставляем ладошки под одну щеку, как будто спим), Лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать (подставляем ладошки под другую щеку), Только слон не хочет спать (становимся на четвереньки). Головой качает сон (стоим на четвереньках и качаем головой), Он слонихе шлет поклон (кланяемся).

 

 

 

 

 

Два в одном

Если вам наскучила просто зарядка, а малыш просит вас поиграть с ним, проведите зарядку-игру. Такие разминки начинаются как физкультура в стихах, а заканчиваются игровым элементом.

Лучше, когда в зарядке-игре участвуют несколько детей. При составлении детского праздника вы также можете использовать в программе такие игровые физкультминутки.

Крошка и Машка Маленькую мышку Крошкою зовут (сели на корточки и пищим, как мышки). Маленькая мышка прячется вот тут (показываем на себя пальчиком). Мышка выбегает ночью погулять (бегаем в разные стороны), Начинает шумно прыгать, хохотать (бегаем, прыгаем, смеемся). Но, как только кошка «Мяу» скажет вдруг (все замирают на месте), Мышка замирает – тихо все вокруг… Представьте, наша Крошка Боится Машки-кошки! (все разбегаются в разные стороны, а ведущий исполняет роль кошки и, мяукая, догоняет «мышек»)

Цапля Мишка ходит косолапый, Сильно расставляя лапы (изображаем, как, переваливаясь, ходит мишка), Белка прыгает по лесу – Рыжехвостая принцесса (подпрыгиваем). Очень плавно и без страха Ходит в поле черепаха (становимся на четвереньки и медленно передвигаемся). Лошадь бегает рысцою И прокатит нас с тобою (бегаем, перебирая ногами, как лошадь). Ну, а цапля, чудо-птица, Длинноногая девица, Простояла, словно свечка, На одной ноге весь вечер!(Все поджимают одну ногу и стоят так, кто сколько выдержит. Ведущий считает: один, два, три и т.д., дожидаясь проигравших. Кто дольше всех продержался, стоя на одной ножке, тот и выиграл).

Будьте активными в занятиях с детьми, покажите свою заинтересованность, чтобы дети вовлеклись в веселую физкультуру с радостью. Показывайте все движения четко, помогайте малышам правильно изобразить их, давайте достаточно времени на каждое новое упражнение.

Если малышам понравилась, например, строчка из стиха, где нужно прыгать, дайте им возможность подольше делать это. Повторяйте понравившуюся детям зарядку, а тексты, которые пришлись ребятишкам не по вкусу, заменяйте другими.

 

 

 

Дата публикации 17.10.2012 Автор статьи: Наталья Ворожцова

materinstvo.ru

Читать книгу Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей Л. Г. Голубевой : онлайн чтение

Лидия Георгиевна ГолубеваГимнастика и массаж для самых маленьких: Пособие для родителей и воспитателей

Уважаемые коллеги!

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Г. С. Комаровой.

Поэтому все пособия, выпущенные ранее к «Программе воспитания и обучения в детском саду», рекомендуются авторами к использованию при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» при условии, что педагоги будут использовать выпущенные ранее методические пособия и конспекты занятий, учитывая основные требования ФГТ. А именно: педагогам следует полностью исключить из своей работы занятия урочного типа и использовать формы организованной образовательной деятельности, соответствующие дошкольному возрасту, указанные в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Рецензент – И. В. Чижевская, врач Московской городской клинической больницы № 15

Лидия Георгиевна Голубева – врач-педиатр, доцент кафедры поликлинической педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования, кандидат медицинских наук. Сфера деятельности – диагностика и коррекция ранних отклонений в состоянии здоровья ребенка. Автор книг «Растем здоровыми», «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» и др.

Предисловие

Приступая к любому делу, вы, наверное, мысленно задаете себе вопросы: «Зачем мне все это? Что я буду делать для решения данной задачи? Как я буду это делать?».

По такому принципу и построена эта книга. Она посвящена физкультуре для самых маленьких детей (от рождения до 3 лет).

Наберитесь терпения и внимательно прочитайте раздел «Значение движений в жизни ребенка». Из него вы узнаете, зачем нужно заниматься физкультурой с ребенком.

Если вас беспокоит будущее ребенка, если вы хотите, чтобы, несмотря на все современные трудности (плохая экология, эмоциональные стрессы и многое другое), ему удалось в будущем избежать многих болезней, не откладывайте «на потом» и прочитайте раздел «Формы двигательной деятельности», из которого вы узнаете о том, что нужно делать для воспитания двигательной сферы и укрепления мышц малыша.

Если вы убедились в том, что профилактический массаж и специальные упражнения необходимы вашему малышу как еда, сон, гигиенические процедуры, то приступайте к изучению раздела «Техника массажа и гимнастических упражнений». В нем описано, как делать массаж и гимнастику и как оценивать результаты.

Автор данной книги, много лет занимающийся проблемами оздоровления самых маленьких граждан, рекомендует обратиться к традиционной школе физического воспитания малышей, давно уже существующей в нашей стране и ничуть не уступающей зарубежным. Читайте книгу, старайтесь выполнять рекомендации, и ваш малыш никогда не будет страдать от недостатка движений, убегать от физкультуры, забывать о зарядке и в ряде случаев сможет обойтись без лекарств.

Значение движений в жизни ребенка

Давайте вспомним известную фразу древнего философа: «Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».

Дети в отличие от взрослых испытывают органическую потребность в движении (как поется в песенке: «А у меня в ногах вечный двигатель, вечный бегатель и вечный прыгатель…»). И чем младше ребенок, тем труднее ему эту потребность подавить, так как всякая органическая потребность нуждается в удовлетворении. Стоит задуматься, а не лишаем ли мы малыша важного фактора здоровья и формирования личности, когда постоянно одергиваем его: «Не вертись! Посиди спокойно! Не бегай! Не прыгай!..» Ведь нам никогда не приходит в голову лишить ребенка еды или сна. Почему же мы ограничиваем его движения?

Движения ребенка первых лет жизни формируются постепенно. Не все участники двигательного акта созревают одновременно.

Раньше всего созревают клетки центральной нервной системы. Проводящие пути спинного мозга развиваются в течение первого года жизни. Клетки и ткани периферической нервной системы формируются к 3–3,5 годам, а костно-мышечная система окончательного развития достигает к 12 годам (хотя многие специалисты утверждают, что формирование костно-мышечной системы не заканчивается и к 22 годам). Нагрузка на опорно-связочный аппарат довольно высока уже с первых дней жизни ребенка, когда созревают и формируются различные двигательные умения:

• умение удерживать голову в положении лежа на животе. С первых дней жизни это движение доступно ребенку вследствие имеющегося у него безусловного рефлекса, но всякий рефлекс истощается, и малыш не продержит голову долго, если у него не окрепнут мышцы шеи. Поэтому одним из самых первых гимнастических упражнений является частое (2–3 раза в день) выкладывание малыша на живот на короткое время;

• умение держать голову в вертикальном положении. Оно требует работы передней группы мышц шеи. Поэтому одним выкладыванием на живот не обойтись, нужно обеспечить ребенку возможность держать голову вертикально;

• умение сидеть самостоятельно, которое требует огромной работы всех мышц спины, грудной клетки, плечевого пояса. Рано сажая ребенка (иногда с помощью подушек, стульчиков и др.), мы только увеличиваем нагрузку на еще незрелые мышцы;

• умение стоять и ходить самостоятельно. Оно требует не только напряженной, но и хорошо согласованной работы всех мышц ребенка.

Мышцы ребенка имеют свои особенности: относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость и, главное, невысокую статическую выносливость, то есть неспособность к длительному сокращению. Длительное сокращение приводит к перенапряжению мышц. А чередование легкого сокращения и расслабления дает мышцам отдых и улучшает кровообращение в них.

Новорожденный ребенок в отличие от детенышей млекопитающих совершенно беспомощен. Движения его не сформированы. Следовательно, мы, взрослые, в ответе за то, на сколько совершенна и полноценна будет двигательная система ребенка в будущем.

Слабые мышцы малыша (речь идет в первую очередь о мышцах спины) легко утомляются. Он сильно сутулится и опирается грудной клеткой о живот, чтобы «распределить» нагрузку на большее количество мышц. Аналогичное состояние возникает, когда вы усаживаете малыша или ставите на ноги еще до того, как его мышцы созрели для длительного сокращения. Следовательно, наказывая ребенка стоянием в углу или сидением на стуле, вы наказываете его и физически, так как заставляете мышцы перенапрягаться.

Слабое физическое развитие ведет к нарушениям осанки, которые, в свою очередь, затрудняют работу внутренних органов, ухудшая и без того плохое здоровье и развитие ребенка.

В частности, слабость брюшных мышц не обеспечивает правильного дыхания, и ребенок часто болеет респираторными заболеваниями. Неправильное дыхание приводит к разрастанию аденоидной ткани и увеличению миндалин у детей, предрасположенных к этому.

Слабость брюшной стенки – это постоянные запоры и другие дисфункции желудочно-кишечного тракта.

Во время движения мышцы потребляют больше кислорода и питательных веществ, их способность сокращаться и расслабляться улучшается, объем увеличивается. Во время упражнений повышается теплопродукция, в связи с чем усиливается деятельность потовых желез, мышечная ткань более обильно снабжается кровью, насыщенной кислородом и другими питательными веществами, увеличиваются легочная вентиляция и объем крови, выталкиваемой сердцем.

Движения обеспечиваются согласованной работой многих систем организма: нервной, дыхательной, кровообращения, терморегуляции и др. В результате систематической тренировки ни одна система организма не останется без изменений. Следовательно, своевременно занимаясь физическими упражнениями с ребенком, мы помогаем ему избежать рахита, различных расстройств питания, частых простудных заболеваний, повышаем уровень его закаленности.

Исследования академика Н. И. Аринчина показали, что скелетные мышцы (всего их 600) являются периферическими помощниками сердца, так как заложенные в них микронасосные системы облегчают его работу. В противном случае мышцы становятся иждивенцами сердца, и оно быстро изнашивается. Следовательно, занимаясь с ребенком физкультурой с первых дней жизни, мы предохраняем его от стенокардии и инфаркта в будущем.

Движения крайне необходимы и для развития познавательной деятельности ребенка. Лучше закрепляются те из них, которые связаны с каким-то результатом. Недаром английская поговорка гласит: «Чтобы постигнуть, нужно достигнуть». Следовательно, занимаясь с ребенком физкультурой, вы помогаете ему лучше развиваться умственно.

Движения благотворно влияют на весь организм ребенка, но прежде всего укрепляют его нервно-мышечный аппарат. Это очень важно для того, чтобы ваш малыш в будущем не страдал от одного из самых распространенных заболеваний – остеохондроза.

Позвоночный столб является осью тела, обеспечивающей, с одной стороны, прочность, жесткость и устойчивость, а с другой – гибкость, подвижность и амортизирующие качества. Эти функции позвоночного столба и его строение дают возможность человеку передвигаться в вертикальном положении.

Все функции позвоночника (опорная, двигательная и амортизационная) в большой степени зависят от состояния мышц. Чем лучше их развитие, тем легче позвоночник справляется с нагрузками. И наоборот, чем хуже первоначальное состояние мышц, тем скорее возникает их перенапряжение, которое ведет к преждевременному старению.

Функциональные возможности мышц ребенка неразрывно связаны с состоянием его здоровья и физическим развитием. Если принять за основу, что дети уже с момента рождения могут быть отнесены к одной из трех групп – здоровые, больные и рискующие заболеть какими-либо хроническими болезнями, то картина в раннем возрасте будет приблизительно такой: больных хроническими заболеваниями мало, абсолютно здоровых тоже, к сожалению, мало. Большинство детей относятся к группе риска. А при поступлении в школу выясняется, что болезни опорно-двигательного аппарата занимают значительное место.

Казалось бы, выводы очевидны: нужно так физически развивать ребенка, чтобы его мышцы получали достаточное питание (то есть движение) с первых дней жизни. Значит, если вовремя подкреплять еще не созревшие мышцы малыша, можно помочь им формироваться более качественно. Тогда в дальнейшем ему не потребуется коррегирующая (лечебная) гимнастика, как это часто бывает в дошкольном возрасте. В противном случае мы окажемся в положении бухгалтера, о котором рассказывал детский писатель Джанни Родари.

Однажды незадачливый бухгалтер получил из деревни посылку с помидорами. Для начала он перебрал все плоды, отложил в сторону помятые, а остальные положил в корзину, сказав себе: «Сегодня я съем подпорченные, а с завтрашнего дня начну с прекрасных спелых помидоров». На следующий день он снова перебрал помидоры и съел несколько помятых, решив, что со следующего дня он начнет есть хорошие. Нетрудно догадаться, что бедный бухгалтер так и не съел ни одного хорошего помидора.

Так и в нашем случае. «Ребенок мал, – думают родители, – еще нескоро он будет сидеть, стоять, ходить. Слава Богу, родился здоровым и сердце в порядке. Зачем с ним сейчас заниматься физкультурой? Придет время – сам научится». Далее события развиваются примерно по следующей схеме. Малыш растет, круг его общения расширяется. Он поступает в детский сад и начинает болеть. Для того чтобы укрепить здоровье у ослабленного ребенка, врачи советуют заняться лечебной физкультурой (ЛФК). Родители усердно водят ребенка на ЛФК, не отдавая себе отчета в том, что поезд уходит все дальше и дальше и они все больше уподобляются бедному незадачливому бухгалтеру.

Небольшая иллюстрация. В детских поликлиниках на вопрос: «Вы занимаетесь физкультурой со своим ребенком?» – утвердительно ответили 57 % родителей, а на вопрос: «Как делать то или иное упражнение?» – правильно ответили только 12 % (из 57 %).

Мало кто из родителей вообще задумывается над тем, что у малыша слабые мышцы, снижен тургор (упругость) тканей, не соответствует возрасту физическое развитие. А ведь если ребенок отстает от сверстников, то и нагрузка на его костно-мышечную систему должна быть не возрастной, а соответствующей функциональным возможностям.

Проведенный анализ посещений комнат здорового ребенка в детских поликлиниках, где мать может получить исчерпывающую консультацию по вопросам гимнастики и массажа, показывает, что полную программу гимнастики и массажа получают только 1,5 % детей раннего возраста.

Итак, воспитание двигательной сферы – это помощь в качественном созревании всех «участников двигательного акта», подбор специальных воздействий (гимнастических упражнений и массажа) на все мышцы, начиная с первых месяцев жизни.

Формы двигательной деятельности
Краткая предыстория

Впервые применение специальных упражнений в грудном возрасте (с 4 месяцев) рекомендовал немецкий преподаватель физической культуры Д. Нейман-Нейроде в 1925 году. В нашей стране гимнастика грудных детей начала применяться в детских учреждениях с 1926–1927 годов под руководством К. Д. Губерт и Р. Г. Сорочек. Была создана и апробирована система физического воспитания здоровых детей с 1 месяца до 3 лет, которую по праву можно считать отечественной школой физического воспитания детей раннего возраста. Главное положение этой школы таково: «Здоровый ребенок нуждается в воспитании движений с помощью различных форм двигательной деятельности».

Немецкий врач лечебной физкультуры Барбара Цукунфт-Губер в книге «Гимнастика для грудных детей» писала, что, занимаясь с больными детьми, она еще в 1970-е годы поняла, что здоровым нужна своя физкультура, а не общепринятая лечебная.

Для полноценного развития двигательной сферы ребенка необходимы специальные приемы гимнастики и массажа. Подчеркиваем: и массажа (в современных зарубежных школах массаж практически исключен из физического воспитания). В данном случае речь идет не о кинезотерапии1   Кинезотерапия – один из видов лечебной физической культуры.

[Закрыть], когда мы ищем способы приспособить ребенка к практической жизни, а об обеспечении качественного созревания всех структур, участвующих в двигательном акте. Речь идет о мышцах, костях, связках хрящевой ткани, нервных волокнах и нервных клетках.

В 1986 году в НИИ осязания при медицинском факультете университета Майами были проведены исследования в области тактильной терапии, которые дополнили уже известные данные. Массаж полезен всем новорожденным. Так, у детей, родившихся от матерей, находящихся в депрессии, массаж привел к снижению уровня кортизола2   Кортизол – гормон, вырабатываемый надпочечниками.

[Закрыть] в слюне (что свидетельствовало о снижении уровня стресса), сокращению времени засыпания и углубению сна (Акобер и др.). По данным Т. М. Филд, благодаря массажу недоношенные дети на 47 % прибавили в весе.

Массаж оказывает благотворное влияние (отмечается прибавка в весе, готовность к ответной реакции): на родителей-подростков, у которых отсутствует привязанность к детям; родителей, плохо обращающихся с детьми; В ИЧ – инфицированных новорожденных; способствует укреплению связи между матерью и новорожденным, родившимся с помощью кесарева сечения; уменьшает число приступов кишечной колики и облегчает тяжесть ее протекания; снижает чувство тревожности у родителей за жизнь и здоровье ребенка. При проведении массажа отмечается положительная динамика показателей здоровья и развития у детей, родившихся от матерей, употреблявших наркотики во время беременности.

Массаж оказывает положительное влияние и на детей более старшего возраста: перенесших плохое обращение, аутичных3   Аутизм (от греч. autos – сам) – состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.

[Закрыть], находящихся в посттравматическом состоянии, больных диабетом, ювенильным артритом4   Ювенильный артрит – заболевание суставов у детей.

[Закрыть], онкологическими заболеваниями, госпитализированных в состоянии депрессии, с нарушенной способностью к адаптации.

Массаж способствует привязанности отца к ребенку (Р. Рабарба, 1994; К. Джехол, Ц. Лемюэль, 1992).

Как бы ни отличались друг от друга приемы и упражнения, рекомендуемые разными авторами5   В настоящем пособии материал излагается на основе теоретических и практических рекомендаций К. Д. Губерт и М. Г. Рысс.

[Закрыть], выводы одинаковы: полноценное развитие двигательной сферы ребенка невозможно без своеобразной двигательной «прививки» – определенного набора гимнастических упражнений и массажа в определенные возрастные периоды. Как говорила К. Д. Губерт: «Гимнастика – это не масло для каши, а хлеб насущный для ребенка».

Различные формы двигательной деятельности включают движения во время бодрствования, движения под музыку, подвижные игры, зарядку, гимнастику и массаж. Каждая форма имеет свои воспитательные и физиологические задачи и способствует развитию определенных двигательных качеств. Нельзя удовлетворить органическую потребность в движении, занимаясь только одной зарядкой или играя только в подвижные игры.

Удовлетворение потребности в движении

Как уже говорилось выше, в отличие от взрослого, которого необходимо постоянно убеждать в пользе движений и стимулировать к занятиям физкультурой, ребенок, особенно в раннем возрасте, испытывает органическую потребность в движении.

На Востоке существует притча: «Однажды эмир бухарский, решив наказать своего визиря, приказал ему в течение недели повторять движения маленького ребенка. Говорят, что несчастный визирь приполз к эмиру через три дня на коленях и умолял заменить наказание смертной казнью».

Японцы подсчитали, что нормальный ребенок раннего и дошкольного возраста, свободно двигаясь, приседая и бегая, преодолевает за день 23 км. Следовательно, не нужно ничего специально придумывать. Задача взрослых состоит лишь в том, чтобы создать ребенку необходимые условия для нормального физического развития. Для этого требуется совсем немного: место, удобная одежда и пособия, побуждающие ребенка к движению.

Очень часто считается ненормальным, если ребенок находится в постоянном движении: ни минуты не сидит на месте. Но большее беспокойство должны вызывать другие ситуации: малыш не пытается ползти, чтобы достать игрушку, он подтягивает пеленку или достает вещь с помощью другого предмета. А на пол ребенка не спускают потому, что там ходят взрослые и можно подцепить какую-нибудь инфекцию. Проблему пребывания ребенка на полу можно легко решить, поэтому многие педиатры советуют спускать на пол детей с 4–5 месяцев (именно на пол, а не в манеж!).

Да, не у всех есть просторные квартиры, многие живут тесновато, но автор знает семью, где ребенок весь первый год жизни бодрствовал на чертежной доске (когда мама на ней не чертила), а когда стал постарше, то много времени проводил на лесенке-стремянке, сколоченной из двух боковинок кроватки. Сейчас во многих семьях эти проблемы решаются проще, за счет различных мини-стадионов.

В любом случае, когда ребенок, играя, ползет на четвереньках, на животе, он разгружает позвоночник. В положении виса вниз головой, со свободно опущенными руками (рис. 1), ребенок разгружает мышцы верхних конечностей и углубляет дыхание. Такое упражнение можно рекомендовать только абсолютно здоровым детям. Узнайте у врача, нет ли у вашего ребенка повышенного внутричерепного давления.

Рис. 1

Оптимальной верхней одеждой для детей является легкий или утепленный комбинезон. А для самых маленьких – спальный мешок или шерстяной костюм; сверху ребенка можно накрыть пуховой периной или одеялом. Грустно видеть на прогулке 7—8-месячного ребенка, закутанного в шубу, купленную «на вырост». Представьте себе, если сам ребенок весит 8—10 кг, а его одежда 3–4 кг, что он испытывает. В крайнем случае специалисты рекомендуют вшивать в детские пальто специальные наплечные подушечки, чтобы его тяжесть приходилась не на мышцы, а на костные выступы.

Дома самых маленьких нужно чаще держать распеленутыми или в ползунках, то есть всегда следует одевать ребенка так, чтобы он мог свободно двигаться.

Подвижные игры

Очень часто можно наблюдать такую ситуацию: ребенок вырвался от мамы, побежал и никак не может остановиться, несмотря на то, что она кричит ему: «Стой! Стой сейчас же!». Такое поведение не всегда связано с непослушанием маленького человека. У него еще не сформировалась связь движения со словом, то есть ребенок не в состоянии начать и окончить движение по слову взрослого. Часто малыши травмируются о разные препятствия, сталкиваются друг с другом во время игр. Это происходит оттого, что взрослые мало занимались с ними в свое время и не придавали значения воспитанию движений в первый год жизни.

В игре формируются и закрепляются целенаправленные движения, умение связывать свои действия с действиями окружающих. Сначала малыш играет с мамой, а с 1 года 6 месяцев – с другими детьми.

Первые подвижные игры можно проводить уже в 10–12 месяцев. Например, прикройте на минуту лицо ребенка платком, а затем сдерните его («Где Катя? Вот она!»). Малыш быстро научится этой игре. Или можно поиграть в такую игру: «Покажи, какой ты большой», – говорите вы. Малыш поднимает руки вверх. «А теперь покажи, какой ты маленький» – ребенок приседает. А можно научить ребенка поднимать ноги и доставать ими сначала до вашей руки, а затем и до гимнастической палки.

С 1 года 6 месяцев малыши уже могут действовать согласованно в паре – нужно этим пользоваться. Поиграйте с детьми на прогулке, например, в такие игры: «Все бегите ко мне!», «Беги к маме…», «Догоню, догоню!».

В ходе подвижных игр дети могут научиться быстро бегать, ловко прыгать и бросать мяч. Самое главное – не пользоваться лишними объяснениями и рассказами, так как ребенок их все равно не поймет, нужно сразу включать его в игру.

Подвижные игры для маленьких могут быть и тематическими, например: изображаем транспорт, перепрыгиваем через лужи с кочки на кочку, прыгаем, как зайчик, как мячик, ходим, как мишка косолапый, летаем, как самолет, как жук и т. д. Важно, чтобы ребенок был знаком с тем предметом, который он изображает.

Если на детской площадке, в парке, куда вы ходите гулять с ребенком, есть качели, карусели, горки, не проходите мимо. Это хорошее средство для тренировки вестибулярного аппарата. Кроме того, усиливается работа сердечно-сосудистой системы, легких, улучшается мозговое кровообращение ребенка. Но самое главное – он получит большое удовольствие. Конечно, вы должны подстраховать малыша, чтобы он не получил травмы.

Различные подвижные игры для детей раннего возраста вы найдете в приложении 3.

iknigi.net

О пользе гимнастики для самых маленьких

Опубликовано Мама Артурки в Развитие детей | 2 коммент.

Гимнастика для самых маленькихС самого рождения человек взаимодействует с окружающим миром и влияет на него с помощью скелетных мышц. Именно они являются тем механизмом, той движущей силой, которая заставляет наше тело двигаться.

Все мышцы нашего организма опираются на скелет (костно-суставной аппарат) и управляются нервной системой, которая посылает нервные импульсы через нервные пути от головного и спинного мозга непосредственно к той или иной мышце. Это дает возможность нашему телу осуществлять множество разнообразных движений, а именно: ходить, бегать, прыгать, жестикулировать, владеть речью и письмом.

Благодаря мышцам мы можем передавать наши чувства, мысли и эмоции, которые так необходимы для контакта с окружающим миром.

Условием правильного развития ребенка первых лет жизни является совпадение генетической программы и своевременной информации, которую он получает в этот период.

Существует генетическая программа вертикализации тела – поэтапного отрыва частей тела от земли. Она имеет так называемых «командиров», которые руководят этим сложным процессом, и исполнителей – мышечно-суставной аппарат. Последний должен иметь соответствующий уровень готовности, силу и тонус, чтобы выполнить программу вертикализации тела, преодолеть силу земного притяжения, удержать равновесие, совершать движения на четырех или двух ногах в пространстве.

Этот сложный антигравитационный механизм обеспечивается разнообразными рефлексами. Одни осуществляют вертикализацию, поднимая вверх голову, плечи, туловище, другие – обеспечивают реакцию опоры, «шаговые движения», которые затем гаснут, и появляется осознанная ходьба в год жизни.

Развитие ребенка от рождения до 3 лет

За первый год жизни от рождения у ребенка появляется контроль головы, повороты и сидение, ползание, ребенок начинает вставать, стоять и ходить. После года ребенок продолжает совершенствовать свою моторику – в год и 3 месяца начинает бегать, после 1 года и 6 месяцев – подниматься по лестнице, в 1 год и 8 месяцев – опускаться.

Очень важно заниматься гимнастикой с детьми в возрасте от 1 до 3 лет. Это период раннего детства, и он характеризуется быстрым развитием центральной и периферической нервной систем. Дети в этом возрасте подвижные, активно контактируют, совершенствуется речь, развивается психика, расширяются границы эмоциональных проявлений. Продолжает совершенствоваться и развиваться двигательный анализатор головного мозга, центры которого размещены рядом с центрами языка.

Современные методики развития детей раннего возраста основываются на представлениях кинезиологии (науки, изучающей движения) и способствуют правильному развитию движений и их совершенствованию, приносят радость общения родителям и детям, а также ставят детям правильную осанку, развивают мышечную силу и двигательный опыт.

Активное развитие движений в раннем детстве и в период роста способствует предотвращению нарушений осанки (асимметричная осанка, сутулость и т.п.).

Гимнастика для самых маленьких – развитие в игре

Прыжки на батуте для детейМотивацией для ребенка раннего возраста может быть только игра, ведь игра для малыша – это то же самое, что для взрослых работа. Исключительно важным является также принцип коллективности – группы детей позволяют использовать различные игровые ситуации. Поэтому, не избегайте возможности как можно раньше начать заниматься с малышом в детском развивающем центре, который предлагает подвижные игры, бэби-спорт или просто гимнастику для самых маленьких ребятишек.

Благодаря применению таких игровых средств, как батут, качели и т.п., у ребенка происходит развитие чувства равновесия (вестибулярного аппарата), ведь это первая форма движения, которая развивается у плода в период беременности. От этого зависят правильная осанка, двигательная активность, изменение положения тела, ощущение времени.

Терапевтический мяч, кроме ощущения равновесия, укрепляет мышечный корсет и мышцы. Развиваются так называемые «большие шаги», затем – мелкая моторика. Как только ребенок родился, купите гимнастический мяч – фитбол, и начинайте с простых покачиваний, а затем, когда младенец немного подрастет, перейдите к упражнениям на фитболе для малышей. Позже фитбол для детей станет любимой игрушкой, а для мамы – простым и доступным средством укрепить мышечную систему своего малыша.

После 2-х лет можете смело отправляться в спортивный магазин за шведской стенкой в детскую комнату вашего ребенка. Он уже сможет ее осваивать.  Учите ребенка прыгать, кувыркаться, выполнять несложные упражнения и трюки.

Советуем купить вместе со шведской стенкой кариомат, который послужит и в целях безопасности, и для большей эффективности гимнастики с малышами.

Помните, что только веселые и забавные игры могут увлечь малышей, поэтому и его физическое, и умственное развитие проводите исключительно в игровой форме, со стишками и музыкой. К примеру, вы можете освоить логоритмику по методике Железновых – развивающие игры под музыку.

Инна Иволгина, специально для Две Мамы.

dvemamy.ru

Читать книгу Массаж и гимнастика для самых маленьких от рождения до года Валерии Фадеевой : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Валерия ФадееваМассаж и гимнастика для самых маленьких от рождения до года

© ООО Фадеева В. В. Текст

© ООО «Издательство Астрель»

* * *
От автора

Большинство людей любит массаж, так как эта процедура не только полезна и благотворна по своему влиянию на организм и мышечную структуру, но и очень приятна. Вашему новорожденному младенцу тоже очень понравятся нежные ласковые прикосновения маминых рук. Всего 15 или 20 минут в день, уделенных вашему малышу, и потрясающие результаты не заставят себя долго ждать.

Во время массажа малыш привыкает к маминым прикосновениям, познает границы собственного тела, узнает, что можно не только шевелить ручками и ножками, а проделывать ими много необычных движений. Учеными уже давно доказано, что детки, которым регулярно делают массаж и занимаются с ними гимнастикой, гораздо быстрее развиваются и намного раньше других малышей начинают активно изучать окружающий мир.

Детские психологи и врачи-педиатры считают, что массаж и физические упражнения с крошкой должны обязательно сопровождаться улыбками и разговорами. Разговаривать с ребенком во время массажа нужно обязательно, так как это отличная стимуляция речевого развития и, конечно же, общение.

Особенность массажа – это воздействие на весь организм в целом при помощи определенных прикосновений и воздействий на кожный покров. У совсем маленьких новорожденных малышей еще недостаточно развиты как зрительные, так и слуховые анализаторы, зато кожный анализатор созрел полностью. Поэтому массаж для новорожденных деток в первую очередь полезен тем, что он стимулирует физическое и речевое развитие, координацию движений, сенсорное восприятие, слух и даже внимание. Нежные, бережные прикосновения маминых рук вызывают у крохи не только двигательные, но и эмоциональные, а чуть позже и предречевые реакции (гуление, гуканье, попытки открывать рот точно так же, как мама, как бы пытаясь повторить сказанное ею).

Тем малышам, у которых нет никаких отклонений в здоровье и физическом развитии, до года жизни обычно назначают три курса массажа в день. Процедуру массажа можно доверить специалисту, а можно делать и дома самостоятельно.

Для того, чтобы мама могла самостоятельно проводить сеансы массажа своему малышу, и написана эта книга.

Общайтесь со своим ребенком, делайте массаж и гимнастику и будьте здоровы!

Валерия Фадеева

Возраст с 0 до 3 месяцев

Для стимуляции физического развития детей первого года жизни профессионалами разработаны специальные комплексы упражнений массажа и гимнастики, с которыми должны ознакомить родителей в любой детской поликлинике, где педиатр наблюдает за здоровьем и развитием их ребенка.

Роль массажа в развитии

Массаж способствует здоровому росту младенца и играет важную роль в его физическом и психическом развитии. Улучшается кровообращение и укрепляется иммунная система ребенка.

Именно массаж позволяет ребенку и родителям лучше узнать друг друга и, таким образом, способствует укреплению связи между ними. А тому, кто делает массаж, становится легче обращаться с ребенком.

Поэтому, дорогие родители, регулярно делайте массаж своему крохе. И все будут счастливы!

С 2-3-недельного возраста и до 1,5 месяца при массаже рекомендуется применять только легкие поглаживания рук, ног, спины, живота. Полезно проводить массаж стоп и ладошек.

Полезные подсказки

Если вы массаж и гимнастику проводите сами, не привлекая для этой цели опытного массажиста, постарайтесь соблюдать следующие условия:

• Процедуры проводить не раньше, чем через час-полтора после кормления, во время активного бодрствования новорожденного, желательно утром.

• Ребенок должен лежать на пеленальном столике или другой твердой поверхности и быть здоровым и спокойным в этот момент.

• Массаж надо проводить регулярно, постепенно увеличивая продолжительность его воздействия.

• Ваши движения должны быть медленными и ритмичными, от периферии к центру.

• Руки должны быть теплыми. Украшения с них лучше снять. Начинать надо с самых простых приемов, обращаясь с ребенком осторожно.

• Не отвлекайтесь на другие дела и разговоры, даже по телефону.

Основные приемы массажа

Для массажа младенцев используется четыре основных приема классического массажа:

• поглаживание;

• растирание;

• разминание; вибрация.

Самый щадящий прием массажа – это поглаживание, поэтому с него чаще всего и начинают процедуру массажа младенцу, учитывая, что у ребенка очень тонкая и нежная кожа.

После поглаживания уже можно использовать и остальные приемы классического массажа, но очень осторожно, с учетом того, что массаж проводится ребенку первого года жизни, а не более взрослым детям.

Как проводить поглаживание

Начиная массаж младенца с поглаживания, мы подготавливаем массируемую область для других элементов массажа. А сам прием поглаживания состоит в том, что рука, производящая массаж, скользит по коже, не сдвигая ее в складку, и при этом надавливает на массируемую область.

В зависимости от степени давления руки массажиста на массируемую поверхность тела поглаживание может быть поверхностным и глубоким.

Благодаря поверхностному поглаживанию расслабляются мышцы, улучшается питание кожи, оказывается успокаивающее влияние на нервную систему.

Глубокое поглаживание, активизируя кровообращение, улучшает кровоснабжение органов и тканей, усиливает обмен веществ, в связи с чем повышается аппетит младенца и увеличивается масса тела, что особенно важно при замедленной прибавке веса.

Поглаживание осуществляется медленно и ритмично, начиная с небольшого давления на тело, которое постепенно усиливается, и снижается вновь по мере завершения процедуры.

Производят поглаживание ладонью или тыльной поверхностью кисти, учитывая направление лимфотока, в сторону направления его к близлежащим лимфатическим узлам. Например, на руках – от кисти к подмышечным впадинам, а на ногах – от стопы к паховой области.

Поглаживанием не только начинают, но и заканчивают процедуру.

Как поглаживать ручки малыша

Ребенка укладывают на спинку, а мама-массажист (или папа) становится к его ножкам. Левую ручку младенца приподнимают правой рукой, после чего, двигаясь от кисти к плечу, мама левой рукой производит поглаживание внутренней и наружной поверхности ручки ребенка.

Точно так же поглаживают и правую ручку ребенка.

Научившись правильному поглаживанию ручек младенца, вы можете использовать и прием обхватывающего поглаживания, благодаря которому можно одновременно поглаживать внутреннюю и наружную поверхности верхних конечностей ребенка.

При обхватывающем поглаживании внутренняя поверхность руки массируется большим пальцем, в то время как наружная поверхность этой же ручки массируется остальными пальцами.

Как поглаживать ножки малыша

Младенец должен лежать на спинке. На ладонь своей левой руки маме надо положить правую ножку ребенка. Своей правой рукой мама должна произвести поглаживание наружной и задней части голени и бедра младенца в направлении от стопы к бедру.

Коленную чашечку при этом не поглаживают. После поглаживания правой ножки производят поглаживание левой ножки.

Массаж ножек можно также произвести и обхватывающим поглаживанием. При обхватывающем поглаживании большой палец поглаживает боковую поверхность ножки ребенка, в то время как остальные пальцы поглаживают заднюю поверхность этой же ножки.

Как поглаживать животик и грудь младенца

Животик, лежащего на спине ребенка, поглаживают ладонной поверхностью кисти руки или ее тыльной поверхностью по часовой стрелке.

Круговые поглаживания в области правого подреберья, в том месте, где находится печень, надо производить без особого надавливания.

При поглаживании животика необходимо также уделять внимание косым мыщцам живота младенца. Чтобы это осуществить на деле, поглаживание должно быть направлено в сторону позвоночника и в сторону пупка.

После поглаживания животика переходят к груди. Это поглаживание надо производить ладонными или тыльными поверхностями пальцев обеих рук.

Кругообразные движения вокруг сосков должны направляться правой рукой по часовой стрелке, а левой – против часовой стрелки.

Как поглаживать спинку младенца

Для поглаживания спинки младенца его выкладывают на животик. Мама-массажист должна находиться у ног ребенка. Поглаживать можно только вдоль позвоночника, и ни в коем случае не по самому позвоночному столбу.

Пока малыш еще не в состоянии сохранять устойчивое положение, желательно одной рукой придерживать его, одновременно поглаживая другой. Однако уже с 3 месяцев можно массировать сразу двумя руками.

Массирование тела от ягодиц к голове выполняют тыльной стороной кисти, а от головы к ягодицам – внутренней стороной кисти.

Как проводить растирание младенца

Растирание отличается от поглаживания применением большей силы давления. При растирании рука массажиста уже не скользит по коже, а сдвигая ее, образует впереди руки кожную складку.

Растирание – один из приемов классического массажа, при котором происходит расслабление мышц и улучшается кровообращение тканей.

Растирание обладает успокаивающим действием на нервную систему младенца и оказывает благотворное влияние не только на кожу и подкожно-жировую клетчатку, но и на опорно-двигательный аппарат малыша.

Растиранием обычно подготавливают к другому приему классического массажа – к разминанию.

Растирают ребенка более медленно, чем поглаживают. Причем растирать малыша можно в любых направлениях. Эту процедуру производят подушечками пальцев.

При массаже ручек и голени используют кольцевое растирание. Пальцы как бы сдвигают кожу, а не скользят по ее поверхности. Движения производятся быстро, но надавливание при этом не сильное. Такое же кольцевое растирание применяется и при массаже ножек в направлении от стоп к животу. Подошвенные части стопы растирают кругообразно подушечкой большого пальца.

При растирании ножки большим и указательным пальцем обеих рук, расположенных одна над другой, надо обхватить голень, после чего уже производить кольцевые растирания, но только до колена младенца.

Следующий этап – растирание наружной поверхности бедра, но уже подушечками 4-х пальцев.

Растирание ручек производят так же, как кольцевые растирания голени, по направлению от запястья к плечу.

Подушечками больших пальцев или подушечками 2 или 4 пальцев прямолинейно или спиралевидно растирают спинку, грудь, животик и бедра младенца.

Как разминать младенца

Благотворное влияние разминания на нервную систему младенца и его опорно-двигательный аппарат не уступает эффектам от приема растирания. Причем при помощи разминания можно воздействовать также и на глубоко расположенные ткани, улучшая тонус мышц, и на бронхо-легочную систему ребенка, и на крово– и лимфообращение младенца.

Разминание бывает прерывистым и непрерывистым. Его можно производить в продольном и поперечном направлениях, а также – спиралевидно или полукружно, в восходящем и нисходящем направлениях.

Воздействие должно быть глубоким, но безболезненным. При этом интенсивность воздействия необходимо увеличивать постепенно, день за днем.

Разминание обычно повторяют 2 раза, без рывков, медленно и плавно. При приеме разминания массируемую мышцу вначале захватывают, затем приподнимают и оттягивают, после чего сдавливают так, как будто бы отжимают.

При массаже младенцев применяется прием валяния или щипцеобразное разминание. Мама-массажист должна выполнять движения энергично, но мягко и очень нежно.

Щипцеобразное разминание производится указательным, средним и большим пальцами путем смещения кожи, при этом указательный и средний пальцы должны находиться напротив большого пальца. Таким образом разминают длинные мышцы спины, располагающиеся вдоль позвоночного столба. При разминании этих мышц движения должны быть направлены от поясницы к области шеи.

Разминают обычно и ягодицы ребенка. Помимо разминания тремя пальцами можно разминать и двумя пальцами – указательным и средним, одной или двумя руками, кругообразно или спиралевидно.

Разминание ног обычно проводится щипцеобразным разминанием или валянием. Для разминания ног необходимо положить ногу младенца на свою ладонь, придерживая ее этой же рукой в нижнем участке голени (попросите профессионального массажиста, чтобы он показал вам, как правильно разминать ножки ребенка).

Большим, указательным и средним пальцами необходимо захватить мышцы, расположенные на наружной поверхности голени, а затем произвести круговые движения по направлению к бедру, а после этого массажировать уже в обратную сторону. Причем захваченные ткани должны будут смещаться в сторону большого пальца.

Валяние надо производить обеими руками. При этом одну ладонь кладут на заднюю поверхность голени, а вторую ладонь – на наружную поверхность голени. Ладони должны одновременно смещать ткани по часовой стрелке. Такое разминание выполняется от стопы к бедру, а затем от бедра к стопе.

Не разминают младенцам заднюю поверхность шеи, внутренние поверхности плеч и бедер, а также болезненную при запорах переднюю брюшную стенку.

Как проводить прием вибрации младенцу

При приеме вибрации массируемые части тела приводят в колебательные движения, имеющие различную интенсивность, частоту, скорость и амплитуду. Вибрация бывает прерывистой, выражающейся в похлопывании и поколачивании, во время которых на тело младенца наносятся одиночные и ритмично следующие друг за другом удары, и непрерывной, когда рука массажиста не отрывается от участка тела, на котором проводят массаж.

До 3–4 месяцев младенцу рекомендуются такие приемы вибрации, как потряхивание или встряхивание. После 4 месяцев жизни, как только нормализуется мышечный тонус, уже можно использовать и легкое поколачивание пальцами.

Вибрацию проводят мягко, ритмично и быстро. Каждую вибрацию завершают поглаживанием. Нужную точку можно вибрировать не более 5-10 раз. На точку тела, подвергаемую вибрации, в местах выхода нервов воздействуют не более 5 секунд. Продолжительность давления на все остальные точки от 5 до 10 секунд.

Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка и улучшает не только обмен веществ в организме младенца, но и обладает даже легким обезболивающим эффектом.

Приемы вибрации – потряхивание и встряхивание. Прием потряхивания обычно используется при массаже груди. Массаж производят следующим образом: ладони обеих рук нужно наложить на нижнюю часть грудной клетки ребенка, как бы обхватив ее, при этом большие пальцы правой и левой руки должны находиться рядом друг с другом. Вибрацию необходимо производить легкими ритмичными надавливаниями.

При массаже конечностей ребенка или при выполнении упражнений для конечностей лучше всего воспользоваться приемом встряхивания.

Прием вибрации – поколачивание. В течение 11,5 минуты не более 2–3 раз в течение процедуры между другими приемами можно производить поколачивание, выполняемое одной или двумя руками. При этом движения массажиста могут быть направлены как продольно, так и поперечно, и даже зигзагообразно и по спирали.

При массировании младенца поколачивание можно производить тыльной стороной слегка расставленных пальцев, благодаря чему оно будет безболезненным для ребенка. Помимо этого вы можете выполнять поколачивание и тыльной стороной пальцев, согнутых в кулак.

Поколачивание и похлопывание не применяют в поясничной и воротничковой областях и проводят с большой осторожностью в межлопаточной области.

Особенности массажа и гимнастики младенца до 1,5 месяца жизни ребенка

Известно, что на протяжении первого года жизни массаж и гимнастика – это основные формы физических упражнений, стимулирующих физическое развитие ребенка. Однако в периоде новорожденности и с массажем и с гимнастикой можно повременить. Ну а правильное проведение их в конце первого месяца жизни и на протяжении всего первого года ребенка в дальнейшем дает хорошие результаты.

Начинать массаж и гимнастику в самой элементарной форме, тем не менее, можно уже и со 2 недели жизни новорожденного.

Первое упражнение, рекомендуемое родителям, – это выкладывание новорожденного на животик по нескольку раз в день сначала на 1 минуту, а потом все дольше и дольше. Это упражнение улучшает кровообращение мозга и доставляет удовольствие малышу от теплоты и нежности ваших рук, перекладывающих его на животик.

Учитывая, что новорожденный еще пассивен в положении лежа и не в состоянии сам переворачиваться с бока на бок или на спинку, это должны за него делать его родители, ухаживающие за ним, в периоды бодрствования.

Помимо отдельных элементов массажа, новорожденному показана также рефлекторная гимнастика, базирующаяся на наличии у него массы безусловных рефлексов. Преимущества этой гимнастики в том, что практически нет никакой опасности травмирования мышечно-связочного аппарата ребенка, т. к. все движения новорожденного рефлекторны и являются просто ответом на прикосновение и раздражение массажистом различных участков тела.

Так как новорожденные зажимают в свой кулачок большой палец, желательно проводить им также и гимнастику для пальцев. Массировать пальчики надо от периферии к центру, начиная с кончика. Эту процедуру желательно делать ежедневно не менее 4 раз в день, пытаясь разогнуть большие пальцы.

Родителям надо знать о взаимодействии мелкой моторики ребенка и развитии его речи. Чем больше младенец производит разнообразные движения пальчиками, тем быстрее он потом заговорит. Массируя пальчики, не забывайте массировать также ладошки, чтобы ребенок быстрее разомкнул пальчики.

Благодаря уже первым процедурам массажа и гимнастики, ребенок учится использовать мышцы и управлять ими.

Помните, что по мере взросления ребенка, элементы массажа постепенно начнут усложняться и вам надо будет твердо усвоить важные принципы его: от простого нежного поглаживания кожи младенца с учетом расположения лимфатических сосудов до разминки круговыми движениями мышц, за исключением мышц живота.

Прежде чем приступить самостоятельно к проведению этих процедур дома, необходимо правильно научиться их делать в условиях детской поликлиники.

Особенности массажа и гимнастики для детей от 1,5 до 3 месяцев

С первого дня жизни и до 2 месяцев ребенок очень много спит. Его сон может продолжаться до 22 часов в сутки. По этому, чтобы организм ребенка развивался правильно, во время его бодрствования следует делать ему массаж и самые простые гимнастические упражнения.

Когда ребенку исполняется 1 месяц, он впервые начинает реагировать на голос матери. В этом возрасте ребенок очень слаб. Он не умеет держать головку, руки и ноги почти не разгибаются, судорожно прижаты к телу. Ладошки, как правило, сжаты у него в кулаки. Однако уже в 2 месяца он ровно держит головку, а его реакция распространяется не только на голос матери, но и на другие звуки и предметы. Если с ним кто-нибудь начинает разговаривать, то он в ответ улыбается, двигает руками и ногами и т. д. Эти положительные эмоции очень полезны для нервной системы ребенка. Чтобы его ручки и ножки как можно больше двигались, родители должны чаще обращаться к малышу и разговаривать с ним ласковым голосом.

В 3 месяца малыш уже самостоятельно переворачивается на бок или даже на живот. При этом все его движения рефлекторные и бессознательные.

Пищевые и защитные движения являются рефлекторными. К пищевым рефлексам относится слюноотделение, сосание и глотание. К защитным – положение частей тела, повороты головы и т. д. Когда ребенок лежит на животе, он отклоняет головку назад, на спине – вперед, а при повороте головы отклоняет ее в противоположную сторону.

Родители должны следить за правильным положением ребенка во время сна. Необходимо знать, что расположение его ног зависит от того, в каком положении находятся его руки. Когда ребенок спит, он, как правило, лежит на боку, его ноги подтянуты к животу, а руки прижаты к груди. Чтобы у него не произошло нарушение осанки, ребенка нужно приучить спать в положении, когда руки подложены под голову. В этом случае тело ребенка будет находиться в ровном горизонтальном положении. Ребенка следует приучить спать только в указанной позе.

Все двигательные рефлексы малыша связаны с кожными рефлексами. Например, если дотронуться до спинки лежащего грудного ребенка, он начинает переползать с места на место, а если приложить руки к его пяткам, он начинает сучить ногами и его движения напоминают передвижение ног при ходьбе. Как правило, эти рефлексы утрачиваются на 4-й месяц жизни ребенка. У него развивается так называемый спинной рефлекс, сущность которого заключается в изменении положения тела при поглаживании позвоночного отдела.

Следует отметить, что дети от первого дня рождения до 4 месяцев подвержены гипертонусу сгибателей рук и ног. При появлении этого симптома нужно назначать такие упражнения, которые позволяют расслабить сгибательные мышцы. Среди них основное внимание следует уделять упражнениям, направленным на сгибание и разгибание конечностей. При гипертонусе рук и ног физические упражнения нужно сочетать с оздоровительным массажем, основным приемом которого должно стать поглаживание, благотворно влияющее на расслабление мышц ребенка.

Все упражнения, связанные со сгибанием и разгибанием конечностей, ребенок должен выполнять с помощью взрослых. Родители должны следить, чтобы ребенок не получил травму. Однако лучше всего упражнения начинать на 5-м месяце жизни ребенка, когда мышцы ребенка окрепнут.

Чтобы не нарушались двигательные способности ребенка, его не рекомендуется очень туго пеленать. Не реже 1 раза в день следует проводить теплые ванны. Уже в этом возрасте ему можно начать прививать первые навыки плавания. Чтобы у ребенка развивались двигательные мышцы, ему надо уделять много внимания, почаще с ним разговаривать и вызывать положительные эмоции.

Гимнастические упражнения, сочетающиеся с массажем, должны проводиться не более 15 минут в день. В том случае, если ребенок по какой-либо причине противится выполнению того или иного упражнения, то от него следует отказаться или же выбрать такие, которые будут приносить ребенку положительные эмоции. Во время проведения процедур нужно постоянно ласково разговаривать с ребенком: тогда упражнения будут приносить ему радость и желание заниматься гимнастикой снова и снова.

iknigi.net

гимнастика для самых маленьких Видео

Гимнастика в стихах для самых маленьких!

5 г. назад

Как сделать физические занятия с вашим малышом простыми и радостными вы увидите в этом видео!

Весёлая МУЛЬТ-зарядка / Morning exercises cartoon. Наше_всё!

4 г. назад

Делайте упражнения, занимайтесь спортом, укрепляйте здоровье вместе с героями весёлой МУЛЬТ-зарядки! Физ-м...

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

1 г. назад

В этом видео я покажу развивающие артикуляционные упражнения для маленьких детей (от 2,5 лет). Все упражнения...

Упражнения на гибкость для детей

5 г. назад

Развивающие мультики для маленьких детей.

Зарядка (гимнастика) для малышей 1-3.5 года - часть 1.

6 г. назад

Веселая и интересная утренняя зарядка для детей от годика-полутора до трех-трех с половиной.

Гимнастика ребенку от 1 месяца

3 г. назад

Динамическая гимнастика ребенку. Результат спустя месяц занятий: https://youtu.be/DyYXL1NGxCI Подписаться на канал:...

Первые, в жизни малышей, детские групповые выступления по художественной гимнастике

10 мес. назад

Детские групповые выступления по художественной гимнастике. 2011 год рождения, клуб "Весенняя Ласточка"....

Спортивная гимнастика. Разминка для самых маленьких.

6 мес. назад

Общая разминка на ковре, которая включает в себя различные упражнения на все группы мышц.

Гимнастика для самых маленьких малышей с 1-2 месяцев

7 мес. назад

ГИМНАСТИКА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ . Спасибо что сразу поставили лайк 🤗 . ✍️Данный комплекс гимнастики являет...

Головач Марія (БП) 18.10.2015 Художественная гимнастика. Турнир ДЮСШ "Чернигов" Дети 4-5 лет

3 г. назад

Головач Марія (БП) 2011г.р. Турнир по художественной гимнастике ДЮСШ "Чернигов" "Золота осінь 2015" 18 октября...

Художественная гимнастика дети "Весенняя Ласточка"

2 г. назад

Тренировки малышей по художественной гимнастике в зале и на улице, а так же заключительное внутриклубное...

Утренняя гимнастика. Зарядка для самых маленьких

5 г. назад

Больше новостей 33 региона на www.6tv.ru.

Зарядка для детей малышей

1 г. назад

Зарядка для малышей с Джуди Хопс. Упражнения для самых маленьких.

1 Часть.Урок. Развитие данных у детей 3-4х лет. Первые шаги в хореографии. Растяжка детей 3-х лет

2 г. назад

Вконтакте - https://vk.com/chris_revolution Instagram - https://www.instagram.com/kulturnaya_revoluciya/ Я вконтакте - https://vk.com/tinakrotova ...

Художественная гимнастика для малышей

5 г. назад

Центр "Феникс"

Утренняя гимнастика. Зарядка для самых маленьких

5 г. назад

Больше новостей 33 региона на www.6tv.ru.

turprikol.com