Грамматические и словообразовательные упражнения. Гимнастика словообразование


Словообразование (упражнения и тест)

Упражнение 1.

 

Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.

 Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.Упражнение 2.

 

Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.

 Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.Упражнение 3.

 

Запишите несколько примеров слов, образованных:

 

а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения.

Упражнение 4.

 

Прочитайте текст и выполните задания.

 Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.(Н. В. Гоголь)

 

Задания к упражнению 4

 1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания;  б) слова с нулевым окончанием;  в) слова с формально выраженным окончанием.  Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.

 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.

 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.

 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

Тест по теме "Словообразование"

1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?А) приехать, Б) читатель,    В) неизбежный,    Г) виднеться.

2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) восход  Б) заповедник   В) выполнение      Г) насухо

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) по-хорошему,    Б) новизна,  В) охотник,   Г) отнести.

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) прочитать, Б) преодолеть, В) походка, Г) разрушение.

5. Какое слово образовано суффиксальным способом? 

 А) сторожка,  Б) нерешительный,  В) по-зимнему,  Г) полив.

6. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный,  Б) где-нибудь,  В) доверху,  Г) размешать.

7. Какое слово образовано приставочным способом?  

А) синь, Б) управляемый, В) распланировать, Г) семилетка.8. Какое слово образовано бессуффиксным способом?   

А) кожаный,  Б) отлет,  В) водолаз,  Г) напольный.9. Какое слово образовано бессуффиксным способом 

 А) синеть, Б) наладчик,  В) лесоруб,  Г) подъезд.

10.  Какое слово образовано способом сложения?

А) международныйБ) обороноспособныйВ) перекрестокГ) сверхъестественный11. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) пересчитать – приставочный,  Б) разбег – бессуффиксный,  В) лесоруб – бессуффиксный,  Г) зевота – суффиксальный.

12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) усиленно – приставочный,  Б) пробежать – приставочный,  В) выход – бессуффиксный,  Г) горение – суффиксальный.

13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ  

 А) приставочный, Б) суффиксальный,   В) бессуффиксный,   Г) переход14. Укажите способ образования слова  ВОСХОД

А) приставочный,    Б) бессуффиксный,   В) суффиксальный,   Г) переход15. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?

А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

 

 

                                                                                          Ответы:

 

 

 

videotutor-rusyaz.ru

Словообразование (упражнения и тест)

Упражнение 1.

 

Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.

 Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.Упражнение 2.

 

Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.

 Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.Упражнение 3.

 

Запишите несколько примеров слов, образованных:

 

а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения.

Упражнение 4.

 

Прочитайте текст и выполните задания.

 Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.(Н. В. Гоголь)

 

Задания к упражнению 4

 1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания;  б) слова с нулевым окончанием;  в) слова с формально выраженным окончанием.  Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.

 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.

 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.

 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

Тест по теме "Словообразование"

1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?А) приехать, Б) читатель,    В) неизбежный,    Г) виднеться.

2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) восход  Б) заповедник   В) выполнение      Г) насухо

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) по-хорошему,    Б) новизна,  В) охотник,   Г) отнести.

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) прочитать, Б) преодолеть, В) походка, Г) разрушение.

5. Какое слово образовано суффиксальным способом? 

 А) сторожка,  Б) нерешительный,  В) по-зимнему,  Г) полив.

6. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный,  Б) где-нибудь,  В) доверху,  Г) размешать.

7. Какое слово образовано приставочным способом?  

А) синь, Б) управляемый, В) распланировать, Г) семилетка.8. Какое слово образовано бессуффиксным способом?   

А) кожаный,  Б) отлет,  В) водолаз,  Г) напольный.9. Какое слово образовано бессуффиксным способом 

 А) синеть, Б) наладчик,  В) лесоруб,  Г) подъезд.

10.  Какое слово образовано способом сложения?

А) международныйБ) обороноспособныйВ) перекрестокГ) сверхъестественный11. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) пересчитать – приставочный,  Б) разбег – бессуффиксный,  В) лесоруб – бессуффиксный,  Г) зевота – суффиксальный.

12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) усиленно – приставочный,  Б) пробежать – приставочный,  В) выход – бессуффиксный,  Г) горение – суффиксальный.

13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ  

 А) приставочный, Б) суффиксальный,   В) бессуффиксный,   Г) переход14. Укажите способ образования слова  ВОСХОД

А) приставочный,    Б) бессуффиксный,   В) суффиксальный,   Г) переход15. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?

А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

 

 

                                                                                          Ответы:

 

 

 

videotutor-rusyaz.ru

Тема № 5. Словообразование слов разных частей речи

Приступая к выполнению упражнений по словообразованию слов различных частей речи, студенты должны помнить о своеобразии каждой из них как в отношении способов образования, так и в отношении деривационных аффиксов и характерных для каждой части речи словообразовательных значениях.

словообразование имен существительных

Упражнение 69. Сделайте морфный и словообразовательный анализ существительных и определите способ их образования.

Краснота, вялость, белизна, мелочь, свежесть, свежевание, пение, кройка, уход, удар, сортировка, мытье, учительница, киевлянка, активистка, директриса, стюардесса.

Упражнение 70. От приведенных глаголов образуйте существительные со значением "носитель процессуального признака" с помощью суффиксов -тель-, -ник- (-еник-, -льник-), -ик, -чик / -щик- (-льщик-), -ец-, -лец-, -ак-, -ач-, -ун, -атор-, -ø-.

Мыть, резать, точить, сидеть, учиться, выключать, клеветать, холодить, толкать, бегать, организовать, лгать, критиковать.

Упражнение 71.Сделайте морфный и словообразовательный анализ, определите способ образования слов, укажите их производящую основу:

Ловушка, стойка, кукушка, служака, облепиха, волокуша, швея, препятствие, курильня, жилище, мельница, ливень, зимовье, подкидыш, царапина, варево, заболеваемость, задолженность, подспорье, обман, донышко.

Упражнение 72.От данных глаголов суффиксальным способом образуйте существительные со значением отвлеченного процессуального признака.

Курить, петь, подозревать, созревать, прикоснуться, склонять, шить, путешествовать, кокетничать, ныть, варить, чистить, стричь, мыть, зубрить, экранизировать,ампутировать, контузить, баловаться, тошнить, косить, болтать, инструктировать, грабить, трусить, надеяться, сеять.

Упражнение 73.Проведите морфный анализ. Распределите слова по характеру мотивирующей основы (отсубстантивные, отадъективные) и определите способ образования. Укажите случаи двойной мотивации.

Озорник, поселенец, коровник, сверхсрочник, орешник, почасовик, цветник, влажность, чайник, газовщик, терновник, подлец, туберкулезник, любимец, пехотинец, киевлянин, фигурист, десантник, украинизм, плантатор, очеркист, лечебница, умница, презрительность, учительство, ректорат.

Упражнение 74. Определите производящую основу выделенных слов и способ образования. Можно ли считать производными подчеркнутые слова?

Знаете ли вы, что самая высокая на Западной Европе горная система – Альпы? От этого названия образованы слова «альпинизм» – вид спорта – восхождение на труднодоступные горные вершины; «альпинист» – тот, кто восходит; «альпеншток» – снаряжение альпиниста – палка (немецкое «шток») с острым металлическим наконечником.

Упражнение 75.Проведите морфный анализ слов. Определите словообразовательную структуру данных слов, укажите, какие слова образованы нулевой суффиксацией:

1. Консультация, перестук, борьба, обмен, заболевание, перезвон, травля, пилотаж, заика, пропажа, пристань, катанье, побои, кокетство, раба.

2. Большевик, сушь, муть, старик, ультрафиолет, наглец, добро, толстяк, толща, супруга.

3. Помощник, голубятня, Петрова, телятник (место), телятница (работница), перенос, переносица, дежурная, кума.

Упражнение 76.От данных слов аффиксальным способом образуйте слова со значением «нечто противоположное или противодействующее тому, что названо мотивирующим существительным»:

Герой, фашист, циклон, милитаризм, музыка, сыворотка, эстетичность.

Упражнение 77.Сделайте морфный и словообразовательный анализ слов, указав способ образования.

Антимилитаризм, антилопа, антифашист, антисоветчик, антиквар, антипатия, антициклон, «Антимоль», антитеза.

Упражнение 78. Определите способ образования данных слов. В каких случаях после приставок пишется ы, в каких и?

Пред…стория, пре…мущество, про...ск, на...грыш, роз...грыш, сверх...зобилие, сверх...нтеллигентность, дез... нформация, пост.. .мпрессионизм, супер.. .нтендант, супер... грок.

Упражнение 79. Сделайте морфный и словообразовательный анализ слов, определите средство выражения словообразовательного значения производного слова. Укажите слова, образованные с помощью иноязычных приставок. Обратите внимание на правописание приставок вице-, экс-, обер-:

Антидарвинизм, безбудущность, беспристрастие, вице-адмирал, деэтимологизация, дисквалификация, заграница, контрразведка, надзаголовок, несчастье, обер-лейте-нант, отзвук, перерегистрация, подкласс, подполковник, подлещ, прадед, праславяне, предыстоки, привкус, профашист, проректор, противовес, раскрасавец, редеривация, сверхзадача, суперзвезда, соавтор, субпродукты, ультразвук, экс-чемпион, экстракласс.

Упражнение 80.Проведите морфный и словообразовательный анализ. Найдите слова, образованные суффиксально-префиксальным способом.

Ядовитость, подруга, юношество, подснежник, навес, поверхность, забастовщик, поговорка, женитьба, езда, пригорок, ущемление, приморье, цветочница, собеседник, расцветка, сотрудник, затемнение, перетяжка, бездельник, безделье, безропотность, безработица, подрез, беспартийность, напильник.

Упражнение 81. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ выделенных слов. Определите способ словообразования и словообразовательное значение форманта:

Вариант 1: 1. Голь на выдумки хитра. 2. Долг платежом красен. 3. На чужом пиру похмелье. 4. На безрыбье и рак рыба. 5. За морем телушка – полушка, да рубль – перевоз. 6. Кто старое помянет, тому глаз вон. 7. Лежачего не бьют. 8. Молчание – знак согласия. 9. На всякое хотенье есть терпенье. 10. Не было бы счастья, да несчастье помогло. 11. Не дорог подарок, дорога любовь. 12. Недосол на столе, а пересол на спине. 13. Овчинка выделки не стоит. 14. Своя ноша не тянет. 15. Слышал звон, да не знает, где он.

Вариант 2: I. Безумству храбрых поем мы песню (М. Горький). 2. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они (А. С. Пушкин). 3. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью (П. Герман). 4. Без руля и без ветрил (М. Ю. Лермонтов). 5. Театр начинается с вешалки. (К. Станиславский). 6. Я планов наших люблю громадье, размаха шаги саженьи (В. Маяковский). 7. Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре (А. С. Пушкин). 8. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты (А. С. Пушкин). 9. Легкость в мыслях необыкновенная (Н. Гоголь). 10. Сказка – ложь, да в ней намек (Фольклор). 11. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник (И. А. Крылов). 12. Есть еще порох в пороховницах (Н. Гоголь). 13. Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой (А. С. Пушкин). 14. Горбатого могила исправит (Поговорка).

Упражнение 82.Проведите морфный и словообразовательный анализ. Слова разбейте на группы по способу образования:

а) сложение с опорным компонентом, равным самостоятельному слову;

б) сложение со связными опорными компонентами;

в) суффиксально-сложные слова;

г) сложные существительные с нулевым суффиксом:

Лесопарк, филолог, полушубок, градостроитель, тайнопись, фонограмма, солнцепек, звукорежиссер, библиография, стеклодув, новостройка, социолог, конькобежец, снегопад, водогрязелечебница, мореплаватель, самообслуживание, чернозем, многостаночник, лесопильня, взаимовыручка, сталеплавильщик, самосвал, местожительство, домосед, однофамилец, биохимия, острослов, аэровокзал, рентгеноскопия, пустоцвет, себялюбие, мышеловка, лизоблюд, пустомеля.

Упражнение 83.Приведенные аббревиатуры распределите по типам: 1) звуковой; 2) буквенный; 3) слоговой; 4) полуслоговой; 5) телескопический; б) другие.

Торгпредство, завмагазином, районо, вуз, подлодка, ЖЭК, СБУ, ПТУ, главк, Минздрав, хозмаг, военкомат, детдом, женсовет, грамзапись, профсоюз, НИИ, танцплощадка, рация, мопед, виброплуг, юннат, эсминец, ТУ-114.

Упражнение 84.Определите тип аббревиатур:

Местком, МХАТ, поммастера, эсминец, ООН, роддом, завмаг, угрозыск, филфак, физкультминутка, страхагент, ГИТИС, начфин, военком.

Упражнение 85.Иноязычные лингвистические термины замените, если это возможно, соответствующими русскими. Проанализируйте морфную и словообразовательную структуру тех и других, выделите формант:

Билингвизм, орфография, лингвистика, вибрант, дифтонг, диахрония, плюсквамперфект, префикс, палатализация, конфикс, редеривация.

Упражнение 86.Найдите в тексте производные, образованные путем субстантивации. Слова каких частей речи являются мотивирующими?

1. По щербатой мостовой медленно шла колонна военнопленных. 2. В столовой для рабочих спиртного не продавали, но стаканы из-под «третьего» часто пахли не компотом. 3. Никита был потомственным военным, а Алексей остался на сверхсрочную. 4. Часть комнат занимали отдыхающие, а часть командированные, хозяйка жила во флигеле. 5. Ей к лицу было голубое, но она чаще носила черное и от этого казалась старше. 6. В учительской студентки-практикантки проверяли контрольные и обсуждали, трудно ли учиться на заочном. 7. Прошлого как будто не было, настоящее казалось скучным, а вот будущее, уже даже близкое завтра, обещало быть интересным. 8. Один в поле не воин. 9. Семеро одного не ждут.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Назовите способы словообразования, свойственные только имени существительному.

2. Какой способ словообразования наиболее продуктивен при образовании имен существительных? От каких частей речи чаще всего образуются имена существительные таким способом?

3. Какие словообразовательные категории наиболее характерны для префиксальных существительных?

4. Какими способами осуществляется производство сложных существительных?

5. Что такое аббревиация, в чем заключается специфичность этого способа образования новых слов?

6. Что является формантом при субстантивации?

словообразование имен прилагательных

Связь упражнений по словообразованию с другими разделами языкознания (орфографией, лексикой, морфологией) обеспечивает преемственность и взаимосвязь читаемых в вузе языковых курсов, способствует лучшему усвоению материала, повышает грамотность студентов.

В результате выполнения упражнений по словообразованию имен прилагательных студенты должны самостоятельно сделать вывод о специфичности способов образования слов данного грамматического класса. При этом они должны дифференцировать используемые словообразовательные средства в зависимости от частеречной принадлежности производящей основы.

Упражнение 87. Проанализируйте морфную и словообразовательную структуру прилагательных с суффиксом -ин-.

Звериный, кукушкин, воробьиный, ласточкин, львиный, курицын, куриный, кошкин, мышиный.

Упражнение 88. Подберите к следующим словам однокоренные антонимы, определите способ их образования:

Вооруженный, обыкновенный, симпатичный, рентабельный, подвижный, полезный, моральный, вредный, восходящий, выигранный, деловой.

Упражнение 89. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ данных слов. Сгруппируйте по общности производящей основы (отнесенность к той же части речи). Определите способ образования, выделите слова с нулевым суффиксом.

Двойной, транспортабельный, заметный, квалифицированный, действенный, полевой, почтенный, юношеский, шлифованный, августовский, освежительный, украинский, замужняя, глазастый, слабоватый, холодноватый, бледненький.

Упражнение 90. Сделайте морфный и словообразовательный анализ приведенных слов. Разделите их на 2 группы, образованные: а) суффиксальным способом; б) префиксальным способом. Укажите случаи двойной мотивации:

Дедов, аморальный, папин, бесполезный, старушечий, внутрифакультетский, муравьиный, надбровный, хлебный, околосолнечный, предынфарктный, ведомственный, внутриведомственный, привокзальный, предвесенний.

Упражнение 91. Определите способ образования слов, взятых из «Словаря лингвистических терминов» О. С. Ахмановой:

Бесприставочный (способ), десемантизированный, двухфокусный, губно-зубной, давнопрошедшее (время), грассирование, гортанный, глагольно-видовой, второстепенные (члены предложения), вспомогательный, народноэтимологический, мягконебный, произносительный (вариант).

Упражнение 92. От приведенных слов образуйте прилагательные всеми возможными способами:

Год, бровь, весна, зимний, зуб, ухо, вина, рука, скромный, печатать, забыть

Упражнение 93.Приведенные слова сгруппированы по признаку «общность способа словообразования». Найдите допущенные ошибки:

а) суффиксальный способ: чугунолитейный, крючковатый, золотистый, золотой, игривый, отсталый.

б) префиксальный способ:заезженный, надеванный, аморальный, безводный, безвинный, безбородый, поисковый, полупрозрачный;

в) префиксально-суффиксальный:старомосковский, одноламповый, бесстыжий, бездумный, совместный, заморский, позапрошлый, предгрозовой.

Упражнение 94. Произведите морфемный и словообразовательный анализ прилагательных в тексте. Объясните слитное написание с не:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру –

душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит...

(А. С. Пушкин).

Упражнение 95.От приведенных глаголов образуйте причастия и прилагательные. Объясните правописание одного и двухнв отглагольных образованиях:

Задумать, накурить, высмеивать, прочитать, лишить, сузить, выписать, мочить, решать, укусить, штукатурить, обещать, желать, студить, ранить, баловать, смыслить, красить, жевать, асфальтировать, жарить.

Упражнение 96. Из приведенного текста выпишите прилагательные и сгруппируйте их по способам словообразования:

В широкой долине над Прутом, у дороги, которая стремительно врывается в пределы города, земляная подкова валов хранит руины древнего поселения Черн – предшественника современных Черновцов. Основанный в ХП веке галицкими князьями, Черн был крепостью, охраняющей рубежи Киевской Руси от нападения многочисленных врагов.

Во времена монголо-татарского нашествия крепость была сожжена, а ее жители переселились на противоположный правый берег реки...

... На протяжении шести веков (с середины XIV века) Северная Буковина находилась под гнетом чужеземных поработителей, пережив и тяжкую турецкую неволю, и полуторастолетнюю австрийскую оккупацию.

Непрерывно вели буковинцы неравную борьбу за социальное и национальное освобождение.

Упражнение 97.Замените данные словосочетания сложными прилагательными. Какой способ при этом используется? Какова структура новообразований?

Мясные и молочные продукты; поезд с товарными и пассажирскими вагонами; стойкий к морозам; платье из чистой шерсти; имеющий одну лампу; предназначенный для уборки хлопка, блузка яркого синего цвета; серые глаза с голубым оттенком; имеющий много детей; говорящие на разных языках; бывший в средние века; питающийся насекомыми; имеющий черные брови; смотрящий вперед.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

  1.  Какие способы словообразования применимы при создании имен прилагательных? Назовите самые продуктивные.

  1.  Какой способ словообразования используется только при словообразовании имен прилагательных?

  1.  Основы слов каких частей речи служат производящими для производных, относящихся к синтаксическим дериватам?

4. Основы слов каких частей речи служат производящими для производных, относящихся к области лексической деривации?

5. Как осуществляется образование сложных прилагательных?

studfiles.net

Грамматические и словообразовательные упражнения

Конечной целью изучения в школе теоретического языкового материала является осознанное его использование для грамматически правильного и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной форме. Но применению знаний необходимо учить, причем учить целенаправленно и систематически.

Система упражнений предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии с этапом усвоения понятия и его спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся. Система основана на связи упражнений.

Виды упражнений. Классификация грамматических упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого получаются разные типы упражнений. Если в основу деления положить характер формируемых знаний, то грамматические упражнения делятся на две большие группы: морфологические (включая и лексико-морфологические) и синтаксические. Если же в качестве основы выступает характер деятельности учащихся (точнее, характер умственных операций, которые выполняют учащиеся в ходе упражнения), то выделяются упражнения аналитические, синтетические, упражнения на сравнение классификацию, обобщение.

В целях более точного определения специфики упражнения характеризуются с учетом обоих указанных выше оснований. Например, задание в упражнении требует восстановить деформированное предложение (из слов составить предложение) и разобрать их по членам. По типу формируемых знаний это синтаксическое упражнение, по характеру действий данное упражнение синтетико-аналитическое.

При характеристике упражнений необходимо исходить из того, что в чистом виде синтаксические или морфологические упражнения в начальных классах используются редко; поэтому при классификации учитывается ведущая сторона задания. Например, в текст требуется вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, указать род и падеж. Это упражнение по преимуществу лексико-морфологическое. Однако оно является и синтаксическим, так как учащимся для определения рода и падежа имен прилагательных необходимо установить связь с именами существительными (выделить словосочетания).

К аналитическим упражнениям относится грамматический разбор, включающий разбор по частям речи (морфологический) и по членам предложения (синтаксический разбор).

Разбор по членам предложения несколько углубляется от класса к классу, по мере того как учащиеся овладевают новыми синтаксическими знаниями.

Согласно действующей программе, учащиеся I класса не пользуются в процессе анализа предложения терминами «подлежащее» и «сказуемое», но практически они подводятся к овладению умением выделять в предложении его главные члены: находят слово, которое показывает, о ком или о чем говорится в предложении, и слово, которое указывает, что о нем говорится. Например, при разборе предложения Ребята катались с горы на санках учащиеся рассуждают так: «В предложении говорится о ребятах. Кто? — ребята (подчеркивают слово одной чертой). Ребята — что делали? — катались (подчеркивают слово двумя чертами).

Ребята катались — основная часть предложения; катались — с чего? — с горы, катались на ч е м? на санках».

Во II классе ход рассуждения остается прежним, только содержательная сторона углубляется. Пример синтаксического разбора предложения учеником II класса: «Над озером кружились чайки. В предложении говорится о чайках. Кто? — чайки — подлежащее (подчеркивает одной чертой). Что говорится о чайках? Кружились — что делали? — сказуемое (подчеркивает двумя чертами). Кружились г д е? н а д чем? Над озером — второстепенный член, поясняющий сказуемое (подчеркивает волнистой линией). Кружились чайки — основа предложения. Кружились над озером — словосочетание».

В III классе в синтаксический разбор качественных изменений не вносится, но больше внимания уделяется связи слов в предложении.

Как убеждает школьный опыт и специальные исследования С. Ф. Жуйкова, Г. А. Фомичевой, А. М. Орловой и др., на формирование у учащихся умения анализировать предложения по членам положительное влияние оказывает целенаправленная работа над развитием у детей грамматического подхода к предложению. На начальном этапе обучения дети нередко отождествляют грамматическое подлежащее с логическим, а также расширяют границы сказуемого и вместо одного слова называют два и даже три, т. е. сказуемое вместе с поясняющими словами; например: растут на поляне, живет в глубокой норе и т. п. В процессе анализа специально отрабатывается постановка вопроса к каждому члену предложения; обращается внимание на то, что сказуемое обычно выражено одним словом.

Сущность морфологического разбора выражается в указании, какой частью речи является слово, в каких грамматических формах оно употреблено в предложении.

При проведении полного морфологического разбора ученик характеризует в предложении каждое слово, указывая все известные ему особенности данного слова как части речи. Например, учащиеся I класса называют вопрос, на который отвечает слово, и указывают, что оно обозначает: предмет, признак предмета или действие предмета.

Во II классе после изучения частей речи морфологический разбор проводится в следующем порядке:

Имя существительное:

1. Часть речи.

2. Вопрос, на который отвечает имя существительное.

3. Род.

4. Число.

Имя прилагательное:

1. Часть речи.

2. С каким существительным связано и на какой вопрос отвечает.

3. Род.

4. Число.

Глагол:

1. Часть речи.

2. Начальная форма.

3. Время.

4. Число.

5. Род (для глаголов прошедшего времени).

Пример устного разбора: В школу приехал известный писатель. В — предлог; (в) школу — имя существительное, что? — школа, женского рода, стоит в единственном числе; приехал — глагол, начальная форма что сделать?— приехать, стоит в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде; известный — имя прилагательное, связано с существительным писатель, стоит в мужском роде, в единственном числе; писатель — имя существительное мужского рода, стоит в единственном числе.

В III классе в разбор вносятся некоторые дополнения в связи с изучением склонения имен существительных и имен прилагательных, а также спряжения глаголов; в частности, в порядок разбора имен существительных и имен прилагательных включается начальная форма, падеж; у глаголов указывается спряжение и лицо.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

1. Часть речи.

1.Часть речи.

1. Часть речи.

2. Начальная форма (им. н. ед. ч.).

2. Начальная форма (им. п., муж. р., ед. ч.).

2. Начальная форма (неопр. форма).

3. Род.

3. С каким существительным связано.

3. Спряжение.

4. Склонение.

4. Род.

4. Время.

5. Падеж.

5. Падеж.

5. Лицо.

6. Число.

6. Число.

6. Число.

 

 

7. Род (для глаголов прошедшего времени).

Для осознания учащимися порядка разбора учитель вместе с детьми выясняет, почему удобно соблюдать такую последовательность при характеристике слова. Вначале указывается, какой частью речи является слово, его начальная форма; с опорой на начальную форму распознается род и склонение имен существительных, спряжение глаголов. После того как установлены постоянные особенности, отмечаются изменяемые: падеж и число у имен существительных, время, лицо и число у глаголов. Специфика прилагательных, формы которых зависят от существительных, обусловливает необходимость установления связи прилагательного с существительным (учащиеся должны хорошо понимать зависимость рода, падежа и числа прилагательных от рода, числа и падежа существительных).

Разбор по частям речи проводится как в устной, так и в письменной форме. Он может представлять собой самостоятельный вид упражнения, но может и сопутствовать другим видам работы (точнее, включаться в них в виде составной части). Например, разбор выступает как обоснование написанию безударного окончания имени существительного, имени прилагательного или глагола. Частичный разбор проводится ежедневно также в целях решения разнообразных грамматических задач как на этапе ознакомления с новым материалом, так и на этапе его закрепления.

Задача морфемного анализа — установить морфемный состав слова, т. е. определить, из каких значимых частей состоит слово в современном русском языке. При проведении морфемного анализа учителю необходимо исходить из особенностей данного анализа по сравнению со словообразовательным и этимологическим. Авторы многих исследований (В. А. Богородицкий, Е. С. Кубрякова, А. М. Пешковский, Ы. М. Шанский, 3. А. Потиха и др.) подчеркивают, что при морфемном анализе определяется состав слова с точки зрения современного русского языка (в синхронном плане). Словообразовательный анализ также рассматривает слово в плане современного языка, но его задача заключается в том, чтобы установить словообразовательную структуру слова, т. е. выделить производящую основу слова и последовательность присоединения (или отсечения) аффиксов. С помощью этимологического анализа устанавливается образование и структура слова в историческом аспекте (в диахронном плане). Например, в результате морфемного анализа в слове учительская выделяются значимые части: окончание -ая, корень уч-, суффиксы -и-, -тель-, -ск-. В процессе словообразовательного анализа устанавливается, что данное слово имеет следующую словообразовательную структуру: производящую основу учитель + суффикс -ск-; иначе говоря, данное слово образовалось путем присоединения суффикса к производящей основе (суффиксальный способ).

В начальных классах школы из трех указанных видов используется морфемный (разбор слова по составу). Проводится он начиная со II класса. Однако, как показали проводимые нами исследования, морфемный анализ наиболее эффективен при сочетании его с элементами словообразовательного. В процессе элементарного словообразовательного анализа учащиеся практически знакомятся с наиболее употребительными в русском языке приставками и суффиксами, а также с наиболее продуктивными моделями словообразования. Пропедевтические наблюдения учащихся над тем, как от одного слова образовалось другое, создают возможность для сознательного членения на морфемы слов, имеющих ту же модель образования. Например, на уроках учащиеся под руководством учителя выяснили, что глагол перестроить образовался от глагола строить с помощью приставки пере-; от глагола перестроить с помощью суффикса -кобразовалось имя существительное перестройка (аналогично: перевозка, засолка, посадка и т. п.). Естественно, что разбор по составу слов, имеющих ту же модель образования (например, переписка, покраска, обкатка), будет носить более осмысленный характер, так как учащиеся как бы «введены» в морфемную структуру слова.

В методической литературе относительно порядка морфемного разбора младшими школьниками нет единого мнения. Предлагается начинать разбор с выделения в слове корня, затем находят приставку, суффикс и окончание. Согласно второму варианту пред лагается начинать разбор с выделения окончания, что одновременно, как известно, является и выделением основы слова. После этого учащиеся находят корень, приставку и суффикс, т. е. анализируется основа слова1.

Однако правильность и осознанность морфемного анализа слов обусловлена не только порядком выделения морфем. Ведущее значение имеет осознание учащимися операций, которые необходимо выполнять для того, чтобы найти морфему. Выбор операции определяется существенными признаками морфемы. Поскольку каждой морфеме свойственны свои особенности, то и операции будут специфичны.

Окончание— изменяемая часть слова. Оно является ' средством выражения грамматических значений числа, рода, падежа, лица. Младшие школьники раньше, чем с другими формами слова, знакомятся с формой числа. Поэтому учащиеся II класса в целях выделения окончания в слове пользуются операцией изменения слова по числам. Позднее для распознавания окончания в именах прилагательных используется изменение слов по родам, в III классе — склонение имен существительных и имен прилагательных, спряжение глаголов.

Для выделения корняоперация изменения формы слова неприменима. Исходя из сущности корня, для его вычленения необходимы операции, включающие подбор однокоренных слов, их сравнение в целях распознавания общей части. При этом важно нацелить учащихся на подбор однокоренных слов с приставками и без приставок. Несоблюдение данного условия может привести к ошибке, выражающейся в том, что учащиеся, подбирая однокоренные слова с одной и той же приставкой, включают ее в корень: записать, запись, записка.

Для распознавания в слове приставкииспользуются те же операции, что и при нахождении корня, т. е. подбор однокоренных слов с разными приставками и без приставок. Сравнение однокоренных слов в этом случае направлено на вычленение части, которая стоит перед корнем. Возможна в целях выделения приставки и операция подбора неоднокоренных слов с одной и той же приставкой (забежать, заехать, зашить, залить, заговорить и т. п.).

Однако, как показывает опыт обучения во II—III классах, операция подбора слов с одной и той же приставкой менее эффективна, чем подбор однокоренных слов с разными приставками. Объясняется это тем, что для подбора слов с одной и той же приставкой надо уже знать ее в слове. Поэтому операцию подбора слов с одной и той же приставкой уместно использовать в целях доказательства того, что приставка выделена правильно.

В целях распознавания в слове суффиксаэффективнее всего использовать сравнение двух слов: производного и производящего (например: пионер—пионер-ск-ий, стол—стол-ик, школа—школъ-ник). Но эта операция трудна для учащихся начальных классов, не изучающих способы словообразования. Поэтому на начальных этапах изучения состава слова выделение суффикса проводится под руководством учителя. Для самостоятельного анализа слово дается после того, как подобная модель словообразования уже встречалась в практике учащихся (например, учащиеся наблюдали над тем, как от имен существительных с помощью суффикса -скобразовались имена прилагательные; после этого имена прилагательные с данным суффиксом даются для самостоятельного разбора). Учащиеся опираются на функцию суффикса, который служит для образования слов и тем самым отличается от окончания, с помощью которого изменяется форма слова.

Указанные операции выполняются в определенной последовательности. Программа действий составляется вместе с учащимися, что способствует ее сознательному применению. Разбор начинается с выяснения, какой частью речи является слово. Приводим возможный вариант памятки, которой пользуются учащиеся в процессе разбора слов по составу:

1. Узнаю, на какой вопрос отвечает слово и что оно обозначает (какой частью речи является).

2. Найду в слове окончание. Для этого изменяю слово по числам или по вопросам (по падежам).

3. Найду в слове корень. Для этого подберу родственные слова с разными приставками и без приставки. Сравню слова и найду общую часть. Это и будет корень.

4.Найду приставку. Для этого сравню однокоренные слова с разными приставками и без приставки. Часть, которая стоит перед корнем,—приставка.

5. Найду суффикс. Эта часть стоит после корня и служит для образования слова.

Пример устного полного разбора по составу имени прилагательного октябрятский (значок) учеником II класса в конце учебного года:

1. Узнаю, какая это часть речи. Слово октябрятский отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета. Это имя прилагательное.

2. Найду в слове окончание. Для этого изменю слово по родам: октябрятский, октябрятская, октябрятское. Изменяется часть -ий. Это окончание. (Обводят рамочкой |ий|.)

3. Найду корень. Для этого подбираю однокоренные слова. Октябрята, октябрь, октябренок. Сравниваю. Общая часть октябр-. Это корень. (Обозначает сверху значком —).

4. Приставки в слове нет.

5. Нахожу суффикс. Слово октябрятский образовалось от слова октябрята с помощью суффикса -ск-. (Обозначает /\.) Слово октябрята образовалось от слова октябрь с помощью суффикса -ат-, (Обозначает л.) В слове октябрятский два суффикса: -ат-, -ск-. После разбора слово приобретает следующий вид: октябрятск\ий\.

Пример устного разбора по составу имени существительного поездка учащимися III класса:

1. Поездка — имя существительное.

2. Нахожу окончание. Изменяю слово по падежам: поездки, поездкой. Окончание -а. (Обводит -рамочкой.)

3. Нахожу корень. Подбираю однокоренные слова с приставками и без приставок: поезд, переезд, еыезд, заезд, ездить. Общая часть езд-. Это корень. (Ставит значок.)

4. Нахожу приставку. Сравниваю однокоренные слова: ездить, поездить, переезд, выезд. Постоит перед корнем -езд-. Это приставка. (Обозначает —.)

5. Нахожу суффикс. Слово поездка образовалось от слова поездить с помощью суффикса -к-.

Поезд к / а /.

Пример устного разбора глагола прочитала учащимися III класса.

1. Прочитала. Что сделала? Глагол. Стоит в прошедшем времени, в единственном числе, в женском роде.

2. Нахожу окончание. Изменяю глагол по числам: прочитала, прочитали. Окончание -а.

3. Нахожу корень. Подбираю однокоренные слова с приставками и без приставок: читать, перечитать, зачитать, читка. Общая часть — чит-. Это корень.

4. Нахожу суффикс: -а— суффикс глагольный, -л— суффикс прошедшего времени.

Прочитал / а .

При разборе возвратных глаголов выделяется суффикс -ся. При разборе глаголов неопределенной формы -ть выделяется как окончание. Такой подход принят в V—VIII классах, хотя вопрос о том, чем является -тъ (суффиксом или окончанием), по-прежнему в лингвистической литературе остается дискуссионным.

Разбор слов по составу может использоваться в качестве самостоятельного упражнения, но он более эффективен в сочетании с другими видами. Морфемный анализ слова — важное средство, способствующее пониманию учащимися лексического значения слова, правильности написания его морфем. Поэтому он применяется учителем в целях раскрытия лексического значения мотивированных слов, например, таких, как памятник, теплица, парник, подорожник, подснежник, подарок, пограничник, содружество, собеседник, побелка, поливка и т.п. У учащихся II и III классов необходимо вырабатывать потребность, прежде чем написать слово, требующее проверки, выяснить, из каких частей оно состоит, поскольку каждая морфема имеет свои правила проверки.

В начальных классах школы наряду с грамматическим (морфологическим и синтаксическим) и морфемным разборами находит применение и звукобуквенный разбор, который ставит своей задачей выяснение последовательности звуков в слове, их характерных особенностей и установление соответствия между звуками и буквами. Применение фонетического (звукового) разбора в полном значении этого слова в начальных классах ограничено, так как в соответствии с учебной программой младшие школьники не знакомятся с тем, что буквы е, ё, я, ю в начале слова и перед гласными обозначают два звука (йэ, по, йа, йу). Учитывая это, учитель использует звуко-буквенный анализ только применительно к словам с гласными буквами а, о, и, ы, у, э, например: мир, шар, буква, сыр, сом, сосны, сила, шишка, жир, коньки, дом, школа, класс, морковь, трамвай, овощ, обувь, трактор, дождь, ходьба, дружба, храбрый, друг, подружка и т. п.

Порядок проведения звукобуквенного разбора в начальных классах:

1. Сколько в слове слогов, какой (по счету) слог ударный?

2. Сколько в слове звуков и сколько букв? (Если букв больше — почему?)

3. Сколько гласных звуков? Сколько согласных?

4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается звук на письме?

Пример разбора слова морковь:

1. В слове два слога. Второй слог — ударный.

2. Шесть звуков, семь букв. Мягкий знак звука не обозначает.

3. В слове два гласных звука и три согласных: м — согласный, звонкий, твердый. Обозначен буквой »м; а-о — гласный звук, средний между я и о, обозначен буквой о; р — согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой ар; к — согласный, глухой, твердый, обозначен буквой во; о — гласный звук, обозначен буквой о; ф' — согласный, глухой, мягкий, обозначен буквами вэ и ь.

Частичный звуко-буквенный анализ широко используется при обосновании написания слов. (Например: в слове шина в первом слоге произносится согласный твердый звук ш и гласный звук ы, они обозначаются буквами ши, так как после буквы ша не пишется буква ы. В слове сдал слышится звук з, обозначается он буквой зс, потому что с — приставка и т. п.). Частичный звуко-буквенный анализ необходим и в целях орфоэпически верного произношения слов: что [што], конечно [конешно], у красного [-ова] знамени и др.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое грамматическое понятие? В чем его специфика по сравнению с нелингвистическими понятиями?

2. Опираясь на программу, укажите, над формированием каких понятий вы будете работать во II и в III классах на уроках русского языка. Какие существенные признаки этих понятий будут изучать школьники?

3. Какие трудности встречают младшие школьники при овладении лингвистическими понятиями и чем они обусловлены?

4. Охарактеризуйте процесс формирования лингвистических понятий у учащихся. Каково содержание и цели работы на каждом из этапов?

5. Составьте фрагмент урока, на котором учащиеся изучают новое грамматическое понятие.

6. Приведите примеры разноуровневого владения школьниками грамматическими понятиями.

7. Какие условия способствуют более эффективному формированию грамматических понятии?

8. Как учитель способствует активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения грамматического понятия?

9. Как организовать работу с учебником на разных этапах изучения грамматического материала? (Приведите конкретные примеры.)

10. Укажите виды грамматических, лексических и словообразовательных упражнений. Составьте свои упражнения разных видов.

11. Как обеспечивается системность знаний в процессе обучения русскому языку?

studfiles.net

Тренировочные упражнения по словообразованию и словоизменению

Титульный лист

Словообразование -

  • ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ, ОСОБЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ СЛОВОРЯ И ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА, ТАК КАК СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРОИСХОДИТ ПУТЕМ СОЕДИНЕНИЯ, КОМБИНИРОВАНИЯ МОРФЕМ.

  • ОБРАЗОВАНИЕ ОТ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НОВЫХ, ПРИОБРЕТАЮЩИХ НОВЫЙ СМЫСЛ.

КАСТРЮЛЯ-КАСТРЮЛЬКА.

Словоизменение –

  • ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВОФОРМ ТОЙ ЖЕ ЛЕКСЕМЫ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНЧЕНИЯ.

  • ИЗМЕНЕНИЕ СЛОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ГРАММАТИЧЕСКИМ КАТЕГОРИЯМ: СКЛОНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ (СТОЛ, СТОЛЫ, СТОЛОМ), СПРЯЖЕНИЯ ПО ЛИЦАМ (ИДУ, ИДЕШЬ, ИДЕТ), ИЗМЕНЕИЕ ПО РОДАМ, ВРЕМЕНАМ, ЧИСЛАМ.

Переходим к практике. Я покажу вам несколько упражнений. Первое упражнение можно использовать как вводное в ознакомлении с корнем.

Корень.

1. Как растут слова.

Как-то много лет назад Это слово, слово-корень,

Посадили странный сад. Разрастаться стало вскоре

Не был сад фруктовым- И плоды нам принесло-

Был он только словом. Стало много новых слов.

Вот из сада нам рассада. Очень интересно

Вот еще посадка рядом. Гулять в саду словесном.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

«Дерево». Цель: формировать навыки словообразования и словоизменения, умения подбирать однокоренные слова.

Запишите однокоренные слова. Дается дерево с корнем в данном случае «ЛИСТ».

Дети в прямоугольниках должны записать однокоренные слова. Потом идет проверка, сначала дети называют то, что они записали, потом показывается правильный ответ.

hello_html_m1516e0cc.jpg

все слова выплывают.

Видео сразу включается.

После того как разобрали, усвоили основную часть слова, переходим к составным частям.

Приставка.

  1. «Помогите сделать домашнее задание».

Цель: учить подбирать более точное слово, используя нужную приставку.

Выберите из данных слов подходящие по смыслу и выпишите их в предложения.

Выплывают слова. Переписать, списать, выписать, подписать.

Выплывают предложения.

переписать

списать

подписать

выписать

«Подберите подходящее слово».

Цель: развитие пространственных представлений и практическое употребление слов с пространственными приставками.

- вылетают слова.

- навести курсор на слово.

«Цветок».

Цель: развитие навыков словообразования при помощи приставок.

Выберите нужную приставку и присоедините ее к корню КРЫТЬ, чтобы получилось новое слово.

Навести курсор на лепестки.

Составьте с новыми словами словосочетания и запишите их в тетрадь.

«Исправьте ошибки.»

Цель: закрепление умения различать приставку от предлога.

Определите, какая допущена ошибка, обратите внимание на приставки.

- наводить курсор на приставки.

«Образуйте антонимы от данных слов заменяя приставки.»

Цель: развитие умения в правильном употреблении приставок.

- выплывают все слова сразу. Дети называют по очереди ответ.

Развернул ушел

откатил

открыл

вылетел

- видео.

Цель: развитие навыков словоизменение слов при помощи суфф..

hello_html_m30529f4b.jpg

Домики прономерованы, выберите цифру того домика в котором вы считаете, будет жить это слово. (Если выбрали неправильную цифру звучит гудок).

- навести курсор га цифру.

- время.

- навести курсор на цифру.

- дед.

- навести курсор на цифру.

«Соберите яблоки.»

Цель: упражнять детей в образовании слов при помощи суффиксов.

infourok.ru

Упражнения на словообразование (с ответами)

слова

1. Добавьте один из суффиксов (-er, -r, -ian, -ist, -man) к словам, чтобы образовалось название профессии. Переведите образовавшиеся слова.

Н-р:    police (полиция) – policeman (полицейский)

  1. music (музыка)                                 8. science (наука)
  2. journal (журнал)                                9. art (искусство)
  3. post (почта)                                      10. sports (спорт)      
  4. drive (водить машину)                      11. manage (управляться)
  5. reception (встреча)                           12. photograph (фотография)
  6. electric (электрический)                    13. interpret (переводить)
  7. politics (политика)                             14. build (строить)

                                                                15. fire (огонь)

 

2. Посмотрите на суффиксы существительных и прилагательных. Образуйте недостающие слова в столбцах и переведите образовавшиеся слова.

Существительные: -ness, -ion, -ation, -ment, -ance, -ition

Прилагательные: -al, -y, -ly, -ful, -ous, -tific

 

        1)  Прилагательное                                         Существительное

1.         lucky (удачный)                                             luck (удача)

2.         ……                                                               happiness (счастье)

3.         wonderful (чудесный)                                     ……

4.         ……                                                               speed (скорость)

5.         greedy (жадный)                                            ……

6.         ……                                                               friend (друг)

7.         ……                                                               danger (опасность)

8.         traditional (традиционный)                              ……

9.         ……                                                               science (наука)

10.       ill (больной)                                                  ……

11.       ……                                                               truth (правда)

12.       ……                                                               profession (профессия)

13.       ……                                                               business (бизнес)

14.       healthy (здоровый)                                         ……

15.       ……                                                               wealth (богатство) 

 

         2)  Существительное                                                Глагол

  1. investigation (расследование)                          investigate (расследовать)
  2. ……                                                               invite (приглашать)
  3. discussion (обсуждение)                                 ……
  4. ……                                                               appear (выглядеть)

     5.  ……                                                               organize (организовать)

     6.  ……                                                               relax (расслабляться)

     7.  competition (соревнование)                              ……

  1. ……                                                               invent (изобретать)

 

3. Составьте как можно больше слов, добавляя к основе приставки и суффиксы. Используйте словарь. Переведите образовавшиеся слова.

Н-р: help (помогать) – helpful (услужливый), helpfulness (услужливость), unhelpful (неуслужливый), helpless (беспомощный), helplessness (беспомощность)

      Приставка                       Основа/корень слова                                    Суффикс

                                            1. possible

                                            2. polite                                                          -ful

          un-                              3. stress

                                            4. thought

                                            5. agree                                                          -ity

          mis-                             6. use

                                             7. like

                                             8. taste                                                          -less

          im-                               9. understand

                                            10. hope

                                            11. care                                                          -ness

           in-                              12. mortal

                                            13. human

                                            14. success                                                     -ment

           dis-                            15. conscious

                                            16. popular                                                     -able

                                            17. profit                                                

 

4. Образуйте сложные слова и переведите их.

Н-р:   clock (часы) + work (работа) = clockwork (часовой механизм)

Clock, pocket (карман), place (место), ball (мяч), dish (тарелка), sun (солнце), pool (водоем), head (голова), bird (птица), ice (лед), fire (огонь), work, black (черный), cream (сливки), pick (вынимать), swimming (плавание), ache (боль), foot (ступня), washer (мойка), glasses (стекла)

 

Ответы:

1.

 

  1. musician (музыкант)                          8. scientist (ученый)
  2. journalist (журналист)                        9. artist (художник)
  3. postman (почтальон)                        10. sportsman (спортсмен)
  4. driver (водитель)                               11. manager (менеджер)
  5. receptionist (администратор)             12. photographer (фотограф)
  6. electrician (электрик)                        13. interpreter (переводчик)
  7. politician (политик)                           14. builder (строитель)

                                                                15. fireman (пожарный)

2.

1)

  1. lucky   (удачный)                               9. scientific (научный)
  2. happy  (счастливый)                          10. illness (болезнь)
  3. wonder (чудо)                                   11. truthful (правдивый)
  4. speedy (скоростной)                          12. professional (профессиональный)
  5. greed (жадность)                               13. busy (деловой)
  6. friendly (дружелюбный)                      14. health (здоровье)
  7. dangerous (опасный)                          15. wealthy (богатый)
  8. tradition (традиция)

2)

  1. investigation (расследование)                      5. organization (организация)
  2. invitation (приглашение)                              6. relaxation (расслабление)
  3. discuss (обсуждать)                                   7. compete (соревноваться)
  4. appearance (внешность)                              8. invention (изобретение)

3. 

  1. impossible (невозможный), possibility (возможность), impossibility (невозможность)
  2. impolite (невежливый), politeness (вежливость), impoliteness (невежливость)
  3. stressful (стрессовый), distress (недомогание), distressful (печальный)
  4. thoughtful (задумчивый), thoughtfulness (задумчивость), thoughtless (бездумный), thoughtlessness (бездумность)
  5. disagree (не соглашаться), agreement (соглашение), disagreement (расхождение),  agreeable (соответствующий), disagreeable (неприятный)
  6. disuse (перестать употреблять), useful (полезный), misuse (неправильно использовать), useless (бесполезный), uselessness (бесполезность)
  7. dislike (не любить), likeness (сходство), unlikeness (несходство), unlike (непохожий)
  8. tasteless (безвкусный), tasteful (со вкусом), tastefulness (хороший вкус), distaste (отвращение), distasteful (противный)
  9. misunderstand (невернопонять), understandable (понятный), understandability (понятность)
  10. hopeless (безнадежный), hopeful (оптимистический), hopelessness (безнадежность), hopefulness (надежда)
  11. careless (беззаботный), careful (заботливый), carelessness (беззаботность), carefulness (тщательность)
  12. immortal (бессмертный), mortality (смертность), immortality (бессмертие)  
  13. humanity (гуманность), inhuman (бесчеловечный), inhumanity (бесчеловечность)
  14. successful (успешный) , unsuccessful (безуспешный)
  15. consciousness (сознательность), unconscious (бессознательный), unconsciousness (бессознательность)
  16. popularity (популярность), unpopular (непопулярный), unpopularity (непопулярность)
  17. profitable (прибыльный), profitability (прибыльность), unprofitable (нерентабельный)

 4.

fire-place (камин), blackbird (черный дрозд), swimming-pool (бассейн), dishwasher (посудомоечная машина), ice-cream (мороженое), pick-pocket (карманный вор), sunglasses (солнечные очки), football (футбол), headache (головная боль)

Упражнения на словообразование (с ответами) - 4.8 out of 5 based on 318 votes

Добавить комментарий

s-english.ru

Грамматические и словообразовательные упражнения

Конечной целью изучения в школе теоретического языкового материала является осознанное его использование для грамматически правильного и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной форме. Но применению знаний необходимо учить, причем учить целенаправленно и систематически.

Система упражнений предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии с этапом усвоения понятия и его спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся. Система основана на связи упражнений.

Виды упражнений. Классификация грамматических упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого получаются разные типы упражнений. Если в основу деления положить характер формируемых знаний, то грамматические упражнения делятся на две большие группы: морфологические (включая и лексико-морфологические) и синтаксические. Если же в качестве основы выступает характер деятельности учащихся (точнее, характер умственных операций, которые выполняют учащиеся в ходе упражнения), то выделяются упражнения аналитические, синтетические, упражнения на сравнение классификацию, обобщение.

В целях более точного определения специфики упражнения характеризуются с учетом обоих указанных выше оснований. Например, задание в упражнении требует восстановить деформированное предложение (из слов составить предложение) и разобрать их по членам. По типу формируемых знаний это синтаксическое упражнение, по характеру действий данное упражнение синтетико-аналитическое.

При характеристике упражнений необходимо исходить из того, что в чистом виде синтаксические или морфологические упражнения в начальных классах используются редко; поэтому при классификации учитывается ведущая сторона задания. Например, в текст требуется вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, указать род и падеж. Это упражнение по преимуществу лексико-морфологическое. Однако оно является и синтаксическим, так как учащимся для определения рода и падежа имен прилагательных необходимо установить связь с именами существительными (выделить словосочетания).

К аналитическим упражнениям относится грамматический разбор, включающий разбор по частям речи (морфологический) и по членам предложения (синтаксический разбор).

Разбор по членам предложения несколько углубляется от класса к классу, по мере того как учащиеся овладевают новыми синтаксическими знаниями.

Согласно действующей программе, учащиеся I класса не пользуются в процессе анализа предложения терминами «подлежащее» и «сказуемое», но практически они подводятся к овладению умением выделять в предложении его главные члены: находят слово, которое показывает, о ком или о чем говорится в предложении, и слово, которое указывает, что о нем говорится. Например, при разборе предложения Ребята катались с горы на санках учащиеся рассуждают так: «В предложении говорится о ребятах. Кто? — ребята (подчеркивают слово одной чертой). Ребята — что делали? — катались (подчеркивают слово двумя чертами).

Ребята катались — основная часть предложения; катались — с чего? — с горы, катались на ч е м? на санках».

Во II классе ход рассуждения остается прежним, только содержательная сторона углубляется. Пример синтаксического разбора предложения учеником II класса: «Над озером кружились чайки. В предложении говорится о чайках. Кто? — чайки — подлежащее (подчеркивает одной чертой). Что говорится о чайках? Кружились — что делали? — сказуемое (подчеркивает двумя чертами). Кружились г д е? н а д чем? Над озером — второстепенный член, поясняющий сказуемое (подчеркивает волнистой линией). Кружились чайки — основа предложения. Кружились над озером — словосочетание».

В III классе в синтаксический разбор качественных изменений не вносится, но больше внимания уделяется связи слов в предложении.

Как убеждает школьный опыт и специальные исследования С. Ф. Жуйкова, Г. А. Фомичевой, А. М. Орловой и др., на формирование у учащихся умения анализировать предложения по членам положительное влияние оказывает целенаправленная работа над развитием у детей грамматического подхода к предложению. На начальном этапе обучения дети нередко отождествляют грамматическое подлежащее с логическим, а также расширяют границы сказуемого и вместо одного слова называют два и даже три, т. е. сказуемое вместе с поясняющими словами; например: растут на поляне, живет в глубокой норе и т. п. В процессе анализа специально отрабатывается постановка вопроса к каждому члену предложения; обращается внимание на то, что сказуемое обычно выражено одним словом.

Сущность морфологического разбора выражается в указании, какой частью речи является слово, в каких грамматических формах оно употреблено в предложении.

При проведении полного морфологического разбора ученик характеризует в предложении каждое слово, указывая все известные ему особенности данного слова как части речи. Например, учащиеся I класса называют вопрос, на который отвечает слово, и указывают, что оно обозначает: предмет, признак предмета или действие предмета.

Во II классе после изучения частей речи морфологический разбор проводится в следующем порядке:

Имя существительное:

1. Часть речи.

2. Вопрос, на который отвечает имя существительное.

3. Род.

4. Число.

Имя прилагательное:

1. Часть речи.

2. С каким существительным связано и на какой вопрос отвечает.

3. Род.

4. Число.

Глагол:

1. Часть речи.

2. Начальная форма.

3. Время.

4. Число.

5. Род (для глаголов прошедшего времени).

Пример устного разбора: В школу приехал известный писатель. В — предлог; (в) школу — имя существительное, что? — школа, женского рода, стоит в единственном числе; приехал — глагол, начальная форма что сделать?— приехать, стоит в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде; известный — имя прилагательное, связано с существительным писатель, стоит в мужском роде, в единственном числе; писатель — имя существительное мужского рода, стоит в единственном числе.

В III классе в разбор вносятся некоторые дополнения в связи с изучением склонения имен существительных и имен прилагательных, а также спряжения глаголов; в частности, в порядок разбора имен существительных и имен прилагательных включается начальная форма, падеж; у глаголов указывается спряжение и лицо.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

1. Часть речи.

1.Часть речи.

1. Часть речи.

2. Начальная форма (им. н. ед. ч.).

2. Начальная форма (им. п., муж. р., ед. ч.).

2. Начальная форма (неопр. форма).

3. Род.

3. С каким существительным связано.

3. Спряжение.

4. Склонение.

4. Род.

4. Время.

5. Падеж.

5. Падеж.

5. Лицо.

6. Число.

6. Число.

6. Число.

 

 

7. Род (для глаголов прошедшего времени).

Для осознания учащимися порядка разбора учитель вместе с детьми выясняет, почему удобно соблюдать такую последовательность при характеристике слова. Вначале указывается, какой частью речи является слово, его начальная форма; с опорой на начальную форму распознается род и склонение имен существительных, спряжение глаголов. После того как установлены постоянные особенности, отмечаются изменяемые: падеж и число у имен существительных, время, лицо и число у глаголов. Специфика прилагательных, формы которых зависят от существительных, обусловливает необходимость установления связи прилагательного с существительным (учащиеся должны хорошо понимать зависимость рода, падежа и числа прилагательных от рода, числа и падежа существительных).

Разбор по частям речи проводится как в устной, так и в письменной форме. Он может представлять собой самостоятельный вид упражнения, но может и сопутствовать другим видам работы (точнее, включаться в них в виде составной части). Например, разбор выступает как обоснование написанию безударного окончания имени существительного, имени прилагательного или глагола. Частичный разбор проводится ежедневно также в целях решения разнообразных грамматических задач как на этапе ознакомления с новым материалом, так и на этапе его закрепления.

Задача морфемного анализа — установить морфемный состав слова, т. е. определить, из каких значимых частей состоит слово в современном русском языке. При проведении морфемного анализа учителю необходимо исходить из особенностей данного анализа по сравнению со словообразовательным и этимологическим. Авторы многих исследований (В. А. Богородицкий, Е. С. Кубрякова, А. М. Пешковский, Ы. М. Шанский, 3. А. Потиха и др.) подчеркивают, что при морфемном анализе определяется состав слова с точки зрения современного русского языка (в синхронном плане). Словообразовательный анализ также рассматривает слово в плане современного языка, но его задача заключается в том, чтобы установить словообразовательную структуру слова, т. е. выделить производящую основу слова и последовательность присоединения (или отсечения) аффиксов. С помощью этимологического анализа устанавливается образование и структура слова в историческом аспекте (в диахронном плане). Например, в результате морфемного анализа в слове учительская выделяются значимые части: окончание -ая, корень уч-, суффиксы -и-, -тель-, -ск-. В процессе словообразовательного анализа устанавливается, что данное слово имеет следующую словообразовательную структуру: производящую основу учитель + суффикс -ск-; иначе говоря, данное слово образовалось путем присоединения суффикса к производящей основе (суффиксальный способ).

В начальных классах школы из трех указанных видов используется морфемный (разбор слова по составу). Проводится он начиная со II класса. Однако, как показали проводимые нами исследования, морфемный анализ наиболее эффективен при сочетании его с элементами словообразовательного. В процессе элементарного словообразовательного анализа учащиеся практически знакомятся с наиболее употребительными в русском языке приставками и суффиксами, а также с наиболее продуктивными моделями словообразования. Пропедевтические наблюдения учащихся над тем, как от одного слова образовалось другое, создают возможность для сознательного членения на морфемы слов, имеющих ту же модель образования. Например, на уроках учащиеся под руководством учителя выяснили, что глагол перестроить образовался от глагола строить с помощью приставки пере-; от глагола перестроить с помощью суффикса -кобразовалось имя существительное перестройка (аналогично: перевозка, засолка, посадка и т. п.). Естественно, что разбор по составу слов, имеющих ту же модель образования (например, переписка, покраска, обкатка), будет носить более осмысленный характер, так как учащиеся как бы «введены» в морфемную структуру слова.

В методической литературе относительно порядка морфемного разбора младшими школьниками нет единого мнения. Предлагается начинать разбор с выделения в слове корня, затем находят приставку, суффикс и окончание. Согласно второму варианту пред лагается начинать разбор с выделения окончания, что одновременно, как известно, является и выделением основы слова. После этого учащиеся находят корень, приставку и суффикс, т. е. анализируется основа слова1.

Однако правильность и осознанность морфемного анализа слов обусловлена не только порядком выделения морфем. Ведущее значение имеет осознание учащимися операций, которые необходимо выполнять для того, чтобы найти морфему. Выбор операции определяется существенными признаками морфемы. Поскольку каждой морфеме свойственны свои особенности, то и операции будут специфичны.

Окончание— изменяемая часть слова. Оно является ' средством выражения грамматических значений числа, рода, падежа, лица. Младшие школьники раньше, чем с другими формами слова, знакомятся с формой числа. Поэтому учащиеся II класса в целях выделения окончания в слове пользуются операцией изменения слова по числам. Позднее для распознавания окончания в именах прилагательных используется изменение слов по родам, в III классе — склонение имен существительных и имен прилагательных, спряжение глаголов.

Для выделения корняоперация изменения формы слова неприменима. Исходя из сущности корня, для его вычленения необходимы операции, включающие подбор однокоренных слов, их сравнение в целях распознавания общей части. При этом важно нацелить учащихся на подбор однокоренных слов с приставками и без приставок. Несоблюдение данного условия может привести к ошибке, выражающейся в том, что учащиеся, подбирая однокоренные слова с одной и той же приставкой, включают ее в корень: записать, запись, записка.

Для распознавания в слове приставкииспользуются те же операции, что и при нахождении корня, т. е. подбор однокоренных слов с разными приставками и без приставок. Сравнение однокоренных слов в этом случае направлено на вычленение части, которая стоит перед корнем. Возможна в целях выделения приставки и операция подбора неоднокоренных слов с одной и той же приставкой (забежать, заехать, зашить, залить, заговорить и т. п.).

Однако, как показывает опыт обучения во II—III классах, операция подбора слов с одной и той же приставкой менее эффективна, чем подбор однокоренных слов с разными приставками. Объясняется это тем, что для подбора слов с одной и той же приставкой надо уже знать ее в слове. Поэтому операцию подбора слов с одной и той же приставкой уместно использовать в целях доказательства того, что приставка выделена правильно.

В целях распознавания в слове суффиксаэффективнее всего использовать сравнение двух слов: производного и производящего (например: пионер—пионер-ск-ий, стол—стол-ик, школа—школъ-ник). Но эта операция трудна для учащихся начальных классов, не изучающих способы словообразования. Поэтому на начальных этапах изучения состава слова выделение суффикса проводится под руководством учителя. Для самостоятельного анализа слово дается после того, как подобная модель словообразования уже встречалась в практике учащихся (например, учащиеся наблюдали над тем, как от имен существительных с помощью суффикса -скобразовались имена прилагательные; после этого имена прилагательные с данным суффиксом даются для самостоятельного разбора). Учащиеся опираются на функцию суффикса, который служит для образования слов и тем самым отличается от окончания, с помощью которого изменяется форма слова.

Указанные операции выполняются в определенной последовательности. Программа действий составляется вместе с учащимися, что способствует ее сознательному применению. Разбор начинается с выяснения, какой частью речи является слово. Приводим возможный вариант памятки, которой пользуются учащиеся в процессе разбора слов по составу:

1. Узнаю, на какой вопрос отвечает слово и что оно обозначает (какой частью речи является).

2. Найду в слове окончание. Для этого изменяю слово по числам или по вопросам (по падежам).

3. Найду в слове корень. Для этого подберу родственные слова с разными приставками и без приставки. Сравню слова и найду общую часть. Это и будет корень.

4.Найду приставку. Для этого сравню однокоренные слова с разными приставками и без приставки. Часть, которая стоит перед корнем,—приставка.

5. Найду суффикс. Эта часть стоит после корня и служит для образования слова.

Пример устного полного разбора по составу имени прилагательного октябрятский (значок) учеником II класса в конце учебного года:

1. Узнаю, какая это часть речи. Слово октябрятский отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета. Это имя прилагательное.

2. Найду в слове окончание. Для этого изменю слово по родам: октябрятский, октябрятская, октябрятское. Изменяется часть -ий. Это окончание. (Обводят рамочкой |ий|.)

3. Найду корень. Для этого подбираю однокоренные слова. Октябрята, октябрь, октябренок. Сравниваю. Общая часть октябр-. Это корень. (Обозначает сверху значком —).

4. Приставки в слове нет.

5. Нахожу суффикс. Слово октябрятский образовалось от слова октябрята с помощью суффикса -ск-. (Обозначает /\.) Слово октябрята образовалось от слова октябрь с помощью суффикса -ат-, (Обозначает л.) В слове октябрятский два суффикса: -ат-, -ск-. После разбора слово приобретает следующий вид: октябрятск\ий\.

Пример устного разбора по составу имени существительного поездка учащимися III класса:

1. Поездка — имя существительное.

2. Нахожу окончание. Изменяю слово по падежам: поездки, поездкой. Окончание -а. (Обводит -рамочкой.)

3. Нахожу корень. Подбираю однокоренные слова с приставками и без приставок: поезд, переезд, еыезд, заезд, ездить. Общая часть езд-. Это корень. (Ставит значок.)

4. Нахожу приставку. Сравниваю однокоренные слова: ездить, поездить, переезд, выезд. Постоит перед корнем -езд-. Это приставка. (Обозначает —.)

5. Нахожу суффикс. Слово поездка образовалось от слова поездить с помощью суффикса -к-.

Поезд к / а /.

Пример устного разбора глагола прочитала учащимися III класса.

1. Прочитала. Что сделала? Глагол. Стоит в прошедшем времени, в единственном числе, в женском роде.

2. Нахожу окончание. Изменяю глагол по числам: прочитала, прочитали. Окончание -а.

3. Нахожу корень. Подбираю однокоренные слова с приставками и без приставок: читать, перечитать, зачитать, читка. Общая часть — чит-. Это корень.

4. Нахожу суффикс: -а— суффикс глагольный, -л— суффикс прошедшего времени.

Прочитал / а .

При разборе возвратных глаголов выделяется суффикс -ся. При разборе глаголов неопределенной формы -ть выделяется как окончание. Такой подход принят в V—VIII классах, хотя вопрос о том, чем является -тъ (суффиксом или окончанием), по-прежнему в лингвистической литературе остается дискуссионным.

Разбор слов по составу может использоваться в качестве самостоятельного упражнения, но он более эффективен в сочетании с другими видами. Морфемный анализ слова — важное средство, способствующее пониманию учащимися лексического значения слова, правильности написания его морфем. Поэтому он применяется учителем в целях раскрытия лексического значения мотивированных слов, например, таких, как памятник, теплица, парник, подорожник, подснежник, подарок, пограничник, содружество, собеседник, побелка, поливка и т.п. У учащихся II и III классов необходимо вырабатывать потребность, прежде чем написать слово, требующее проверки, выяснить, из каких частей оно состоит, поскольку каждая морфема имеет свои правила проверки.

В начальных классах школы наряду с грамматическим (морфологическим и синтаксическим) и морфемным разборами находит применение и звукобуквенный разбор, который ставит своей задачей выяснение последовательности звуков в слове, их характерных особенностей и установление соответствия между звуками и буквами. Применение фонетического (звукового) разбора в полном значении этого слова в начальных классах ограничено, так как в соответствии с учебной программой младшие школьники не знакомятся с тем, что буквы е, ё, я, ю в начале слова и перед гласными обозначают два звука (йэ, по, йа, йу). Учитывая это, учитель использует звуко-буквенный анализ только применительно к словам с гласными буквами а, о, и, ы, у, э, например: мир, шар, буква, сыр, сом, сосны, сила, шишка, жир, коньки, дом, школа, класс, морковь, трамвай, овощ, обувь, трактор, дождь, ходьба, дружба, храбрый, друг, подружка и т. п.

Порядок проведения звукобуквенного разбора в начальных классах:

1. Сколько в слове слогов, какой (по счету) слог ударный?

2. Сколько в слове звуков и сколько букв? (Если букв больше — почему?)

3. Сколько гласных звуков? Сколько согласных?

4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается звук на письме?

Пример разбора слова морковь:

1. В слове два слога. Второй слог — ударный.

2. Шесть звуков, семь букв. Мягкий знак звука не обозначает.

3. В слове два гласных звука и три согласных: м — согласный, звонкий, твердый. Обозначен буквой »м; а-о — гласный звук, средний между я и о, обозначен буквой о; р — согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой ар; к — согласный, глухой, твердый, обозначен буквой во; о — гласный звук, обозначен буквой о; ф' — согласный, глухой, мягкий, обозначен буквами вэ и ь.

Частичный звуко-буквенный анализ широко используется при обосновании написания слов. (Например: в слове шина в первом слоге произносится согласный твердый звук ш и гласный звук ы, они обозначаются буквами ши, так как после буквы ша не пишется буква ы. В слове сдал слышится звук з, обозначается он буквой зс, потому что с — приставка и т. п.). Частичный звуко-буквенный анализ необходим и в целях орфоэпически верного произношения слов: что [што], конечно [конешно], у красного [-ова] знамени и др.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое грамматическое понятие? В чем его специфика по сравнению с нелингвистическими понятиями?

2. Опираясь на программу, укажите, над формированием каких понятий вы будете работать во II и в III классах на уроках русского языка. Какие существенные признаки этих понятий будут изучать школьники?

3. Какие трудности встречают младшие школьники при овладении лингвистическими понятиями и чем они обусловлены?

4. Охарактеризуйте процесс формирования лингвистических понятий у учащихся. Каково содержание и цели работы на каждом из этапов?

5. Составьте фрагмент урока, на котором учащиеся изучают новое грамматическое понятие.

6. Приведите примеры разноуровневого владения школьниками грамматическими понятиями.

7. Какие условия способствуют более эффективному формированию грамматических понятии?

8. Как учитель способствует активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения грамматического понятия?

9. Как организовать работу с учебником на разных этапах изучения грамматического материала? (Приведите конкретные примеры.)

10. Укажите виды грамматических, лексических и словообразовательных упражнений. Составьте свои упражнения разных видов.

11. Как обеспечивается системность знаний в процессе обучения русскому языку?

studfiles.net


Смотрите также