Техника дыхания по А. Н. Стрельниковой. Гимнастика стрельниковой википедия


Рецензия. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

на книгу Михаила Щетинина

«Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой»

Главного специалиста по функциональной диагностике г. Москвы, пульмонолога, доктора медицинских наук, профессора кафедры детских болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова М.И. Анохина

Тысячи больных подтвердили высокую эффективность гимнастики Стрельниковой.

В отношении физиологического обоснования методики можно сказать следующее: различных систем дыхательной гимнастики множество, и, очевидно, все они полезны, так как иначе бы их не практиковали. Положительный фактор, свойственный им всем, — движение. Необходимость и полезность движения неоспоримы.

И.М. Сеченов в своей последней работе «К вопросу о влиянии раздражения чувствующих нервов на мышечную работу человека» показал значение импульсов, возникающих в работающих мышцах, для состояния нервной системы. И.П. Павлов писал о «мышечной радости». «Кинезофилия», «аэробика», «гипокинезия» — лишь некоторые из физиологических терминов, относящихся к изучению мышечной активности. Со своей стороны, психологи подчеркивают роль движения в развитии психических функций, и М.Н. Щетинин пишет, что по тому, как пациент выполняет упражнение, иногда можно поставить диагноз. С этим наблюдением сопоставимо указание знаменитого актера М.А. Чехова о том, что для вхождения в образ персонажа важно понять, как тот держит голову. Взаимосвязи психики с движением в французских мединститутах посвящен специальный курс под названием «psychomotrise».

Интенсивные физические нагрузки, создаваемые при занятиях дыхательной гимнастикой, важно правильно дозировать. Лучше и безопаснее, когда больной занимается с методистом. Тот подсчитывает пульс, чтобы не возникла аритмия и частота сердцебиений не превысила допустимой величины, контролирует артериальное давление (опытный методист умеет ориентировочно оценивать его по пульсу) и следит за общим состоянием больного. В идеале необходимы регистрация электрокардиограммы, измерение потребления кислорода и многое другое, хотя даже самые сложные измерения вопрос оптимизации нагрузки до конца не решают.

Движение полезно всем. В стрельниковской гимнастике оно циклическое, повторяющееся, что наиболее адекватно для вегетососудистой дистонии.

Специфический элемент гимнастики Стрельниковой — изменение стереотипа дыхания. Показано, что любое обучение оказывает трофическое укрепляющее воздействие на нервную систему. Леонардо да Винчи сравнивал мозг с бритвой, которая от неупотребления ржавеет. Трофическое действие может быть объяснено даже на уровне нервной клетки. Та имеет несколько дегенеративных коротких отростков и один длинный, работающий. Длинный отросток — это тот, который обогнал другие в конкурентной борьбе. Передавая нервные импульсы, он подпитывается от клетки, которую иннервирует. Так что для здоровья почти одинаково хорошо учить и астрономию, и астрологию. Другой пример: если шизофреника заставлять говорить на иностранном языке (как бы плохо он его ни знал), у него бред ослабляется. По аналогии, изменение стереотипа дыхания может быть патогенетической терапией логоневроза (заикания), бронхиальной астмы (поскольку при ней нарушена координация дыхательной мускулатуры и, в частности, наступает диафрагмальный спазм) и случаев потери голоса.

Третий элемент гимнастики Стрельниковой — психотерапевтический (в медицине его называют эффектом плацебо). Это эффект веры в исцеление (вспомним евангельское «вера твоя спасла тебя»). Психотерапевтический фактор присутствовал, когда в древности лечили при храмах, он имеет место и сейчас при любом лечении, в том числе медикаментозном и хирургическом. Само по себе обращение к врачу уже часто обеспечивает психотерапевтическое влияние, хотя врачом оно обычно не осознается. Почему трудно лечить самих врачей? Потому что они недоверчивы или даже в глубине души «почти не верят в медицину», т.е. выражаясь научно плацебонегативны. В книге есть знаменательное признание. Хирург, направляя больного к М.Н. Щетинину, говорит: «Только без фанатизма». На что Щетинин отвечает: «Если я буду заниматься без фанатизма, вы не будете присылать своих больных ко мне. Потому что они тогда не будут так быстро выздоравливать!»

Исключительно важен психотерапевтический фактор в ликвидации ощущения одышки, головной боли и других неприятных ощущений. Одышку удается «заговорить» так же, как «заговаривают» зубную боль. Этим объясняется известный факт, что больные астмой, получающие немедикаментозное лечение (по Бутейко, гомеопатию, рефлексотерапию и др.), чувствуют себя неплохо, в то время, как по данным спирографии бронхоспазм сохраняется. При тяжелых формах бронхиальной астмы исключить медикаментозное лечение на фоне немедикаментозного ни в коем случае нельзя. И вообще, любое лечение астмы следует контролировать функциональными методами (простейший из них — пикфлоуметрия).

Книга является также документом, отражающим вечную борьбу таланта с окружающей его посредственностью. Эта борьба была, — перефразируя поговорку, — «не на смерть, а на жизнь». Запоминается сцена осады квартиры целительницы, когда та, наперекор судебно-охранительным органам, раскрывает дверь и впускает больных. И конечно, замечателен портрет автора методики Александры Николаевны Стрельниковой — необыкновенно одаренной артистичной женщины, сохранившей благодаря своей гимнастике молодость в 77 лет!

«Вдох, приводящий в экстаз» — таков заголовок одной из газетных публикаций о гимнастике Стрельниковой. Мать Александры Николаевны занималась у ученицы Полины Виардо. «Если ты, — говорила великая певица, — приготовляясь петь, взяла дыхание и не пришла в экстаз — ты неверно его взяла. Ищи!»

В числе отзывов, приведенных в книге, профессор ларинголог говорит так: «Мы видим до сих пор, а Стрельникова — до сих!» И показывает первый раз до основания шеи, а второй раз до пояса. Правильно было бы показать ниже пояса и выше шеи, тем более, что гимнастика помогает не только при патологии органов дыхания.

Касаясь труднейших вопросов лечения хронических заболеваний, автор напоминает читателю, что болезнь не ограничивается лишь явно пораженным органом, что важно и состояние нервной системы, и половая функция и т.д. Такая позиция соответствует гиппократовскому «лечить больного, а не болезнь». «Холистический», как теперь называют, подход (от английского whole — целый) — едва ли не самая впечатляющая сторона данной книги.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Особенности методики А. Н. Стрельниковой

Лечение заикания

Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой успешно применяется при лечении заикания. В этой гимнастике, как уже говорилось, основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, – это уметь затаить дыхание, «спрятать» его. О выдохе совершенно не нужно думать, он происходит самопроизвольно. Вот это особое свойство дыхания по Стрельниковой и оказывает помощь при заикании.

Особенно полезны упражнения «Насос» и «Обними плечи». Их нужно делать 2 раза в день. При выполнении первого упражнения происходит автоматическое заполнение легких воздухом и, что очень важно для страдающих заиканием, нижней их части, которая у заикающихся в дыхании вообще не участвует. Второе упражнение работает на смыкание голосовых связок, восстанавливает автоматизм действия, речь начинает течь свободнее.

Заикающимся А. Н. Стрельникова советует сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе.

Во время выполнения упражнения «Насос» при каждом наклоне на выдохе произносятся гласные звуки или звуковой ряд. Затем рекомендуется произносить следующие звукосочетания: «три», «тре», «тра», «тру»; «кри», «кре», «крам, „кру“; „при“, „пре“, „пра“, „пру“ и т. п.

На следующих тренировках добавляются и другие сочетания (произвольно): «рир», «рур», «рер», «рар»; «лил», «лул», «лел», «лал»; «мим», «мум», «мем», «мам»; «нин», «нун», «нен», «нан»; «вив», «вув», «вев», «вав»; «фиф», «фуф», «феф», «фав»; «зиз», «зуз», «зез», «заз»; «жиж», «жуж», «жеж», «жаж»; «шиш», «шуш», «шеш», «шаш»; «чич», «чуч», «чеч», «чач»; «щищ», «щущ», «щещ», «щащ».

Далее следует специальная тренировка «затаенного» дыхания: сделайте короткий вдох с наклоном, потом дыхание максимально задержите; теперь, не разгибаясь, надо вслух сосчитать до восьми. Постепенно количество произнесенных на одном выдохе «восьмерок» увеличивается.

На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше «восьмерок». С третьей или четвертой тренировки произнесение заикающимися «восьмерок» сочетается не только с наклонами, но и с упражнениями «Полуприседы». Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, почувствовать «схваченное в кулак» дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество «восьмерок» на крепко задержанном дыхании. Разумеется, этому упражнению на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.

Кроме того, выполняются специальные упражнения для постановки голоса.

Упражнение 1

Примите удобную позу стоя, проверьте мышечную свободу шеи и плеч. Теперь слегка подтяните внутрь и вверх нижнебрюшные мышцы живота, сделайте бесшумный вдох носом, слегка расширяя нижнюю часть ребер. При правильном вдохе диафрагма не делает резких движений.

Упражнение 2

Выдох производится медленно, при ощущении легкого давления со стороны нижнебрюшных мышц внутрь и вверх. Губы ощущают тепло выдыхаемого воздуха. Это упражнение формирует правильную опору дыхания. Его нужно делать по несколько раз в день.

Упражнение 3

Когда упражнение 2 станет для вас привычным, а его выполнение будет доведено до автоматизма, подключите звук. Затем, делая это упражнение, произносите фразы. Следующий этап тренировки – выполнение упражнения одновременно с движениями: ходьбой, танцем, бегом.

Упражнение 4

Специальное упражнение на контроль вдоха и выдоха.

Приложите ладонь к середине живота, чтобы контролировать его движение во время дыхания. В другую руку возьмите пропитанный духами платочек или цветок с сильным запахом, поднесите его к лицу и носом спокойно вдыхайте аромат.

Тем временем наблюдайте за собой в зеркало. Плечи не должны приподниматься, а верхняя часть грудной клетки пусть двигается как можно незаметнее. Потом воздух медленно выдохните сквозь зубы со звуком «ш-ш-ш» или «с-с-с». Достаточно сделать 5-6 таких вдохов и выдохов.

Упражнение 5

Учитесь владеть голосом в полной мере. Уподобьтесь певцу.

Приложите сложенные вместе пальцы рук к носу с двух сторон. Наберите немного воздуха, затем произнесите протяжный согласный звук «м-м-м» или «н-н-н», направляя его вверх, в полость носа. Под пальцами должна ощущаться вибрация.

Если не получается, то попробуйте повторять в нос слова «дон-н-н» или «бом-м-м». Постарайтесь, чтобы при этом звук отозвался колебаниями также в области верхней губы и в крыльях носа.

Упражнение 6

На следующем этапе тренировок, выдыхая воздух, начинайте протяжно произносить целые буквосочетания: «ми-ми-ми», «мо-мо-мо» или «ма-ма-ма». Именно так, распеваясь, делают певцы. Можно еще напевать «ни-на-но», «би-ба-бо». В дальнейшем, используя звуки «м» или «н», можно «напевать» носом целые мелодии.

Упражнение 7

Учитесь опускать голос. Расширяйте его диапазон.

Опустите голову на грудь и, прижав к ней подбородок, вместе с выдохом произносите глубоким голосом звуки «о-о-о» или «у-у-у». Звук тяните, пока хватает дыхания.

На верхнюю часть грудной клетки положите руку, можно слегка похлопать по груди ладонью. Это увеличит вибрацию голосовых связок и силу их колебаний.

Упражнение 8

Учитесь пользоваться глубоким нижнереберным типом дыхания, в котором активно участвует диафрагма. Она должна так регулировать давление под голосовыми связками, чтобы им не приходилось перенапрягаться.

Самое главное – не бойтесь говорить. Как только вы освоите дыхательную гимнастику, пройдет панический страх перед возможностью запинки в речи. Ваши легкие раскроются, ваши голосовые связки станут вас слушаться, и спазмы отступят.

Ваша речь станет красивой и плавной.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Техника дыхания по А. Н. Стрельниковой

Техника дыхания по А. Н. Стрельниковой

Разминка

1. Станьте прямо, руки по швам. Начинайте шумно нюхать воздух. Вдохи повторяйте в темпе прогулочного шага. Не забывайте спрашивать себя: «Гарью пахнет! Откуда?» Делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом – вдох. Правой – левой, правой – левой, вдох – вдох, вдох – вдох. И ни в коем случае после первого вдоха не выдыхайте воздух! Вдох требует продолжения! И так 4 раза подряд! Вдох-выдох делается в обычной гимнастике, а вы осваиваете парадоксальную.

2. Итак: шаг на месте и одновременно с каждым шагом – вдох. Правой – левой, правой – левой, вдох – вдох, вдох – вдох.

3. Теперь поставьте одну ногу вперед, другую – назад и переминайтесь с ноги на ногу, повторяя одновременно с каждым шагом короткие шумные вдохи. Обратите внимание, что вдох должен быть коротким и резким, вы должны ощутить его только в крыльях носа, которые двигаются очень активно. Следите, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Вдох должен быть «пробивным», словно воздух проходит через голову насквозь, прочищает не только нос, но и мозг. Делайте подряд столько вдохов, сколько сможете сделать без особого напряжения (30-50). Между сериями вдохов отдыхайте, закрыв глаза и по возможности расслабившись (лучше – совсем не дыша), в течение 10-15 с.

4. Сделайте 96 (12 раз по 8) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно делать вдохи стоя на месте, при ходьбе по комнате, переминаясь с ноги на ногу: вперед – назад, вперед – назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом – вдох, короткий, резкий и шумный. 5. Освоив движение, поднимите правую ногу, чуть-чуть присядьте на левой, затем поднимите левую, присядьте на правой. Получится легкое танцевальное движение. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выдохам после каждого вдоха. Не выпячивайте живот, не надавливайте на грудную клетку, не сутультесь. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать без труда.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Метод стрельниковой. Целительное дыхание для вашего здоровья

Метод стрельниковой

Свою систему дыхательных упражнений Александра Николаевна Стрельникова назвала «парадоксальной дыхательной гимнастикой» и упор сделала на четыре правила.

Правило 1. Думайте: «Гарью пахнет! Тревога!» И не делайте вдох, а шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественней, тем лучше. Делая вдох, не стремитесь раздуваться что есть силы, это самая грубая ошибка – тянуть вдох, чтобы набрать воздуха побольше. Вдох должен быть короткий и активный. Думайте только о вдохе. Следите только за тем, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох – результат вдоха. И от природы вдох слабее выдоха. [На самом деле наоборот. – Примеч. автора. ] Тренируйте активный вдох и самопроизвольный, пассивный выдох, так как это поддерживает естественную динамику дыхания.

Правило 2. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно – лучше через рот, чем через нос. Не помогайте ему. Думайте: «Гарью пахнет! Тревога!» И выдох уйдет самопроизвольно. Увлекайтесь вдохом и движением, и все выйдет. Чем активнее вдох, тем легче уходит выдох. Невозможно накачать шину, действуя по принципу: пассивный медленный вдох – активный медленный выдох. Следовательно, невозможно по такому принципу наполнить воздухом мельчайшие дыхательные пути легких. [Дыхание человека нельзя сравнивать с накачиванием шины. Тем более что оно состоит из газообмена в легких, транспортировки газов кровью и клеточного дыхания. Это лишний раз указывает на то, что Стрельникова абсолютно не понимает механизма оздоровления собственной методики.]

Правило 3. Накачивайте легкие, как шины, в ритме песен и плясок. Все фразы песен и плясок идут на 8, 16 и 32 такта. Следовательно, этот счет физиологичен. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 4 и 8, а не на 5 и 10. Скучно считать мысленно – пойте. Норма урока – 1000–1200 вдохов, можно и больше – 2000 (для инфарктников – 600).

Комментарии. Я разъясню, что имела в виду Стрельникова, говоря: «Накачивайте легкие, как шины». Когда вы делаете резкий вдох носом и преодолеваете сопротивление вдоху, которое происходит из-за сознательного затруднения ему (наклон вперед, обхват себя руками и т. п.), у вас возникает ощущение давления, сжатия в грудной клетке, в легких. Именно это давление позволяет «трамбовать», «вдавливать» энергию, поступающую с вдохом в полевую форму жизни. В результате подобного уплотнения происходит восстановление полевых структур и излечение от болезней. Именно поэтому надо обязательно добиваться ощущения сопротивления, давления со стороны грудной клетки от каждого вдоха.

Правило 4 (очень важное). Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко. В тяжелом состоянии – по 2, 4, 8 вдохов, сидя или лежа; в нормальном – по 8, 16, 32 вдоха стоя. Доходите до 1000–1200 вдохов постепенно. Чем хуже самочувствие, тем дольше делайте гимнастику, но отдыхайте чаще. 4000 вдохов в день, а не за один раз – норма для оздоровления.

Суть этого метода можно изложить в нескольких пунктах.

1. Необходимо делать короткие, как укол, вдохи с громким шмыганьем носом с сильным акцентом на обоняние. Именно такое дыхание позволяет пропускать наибольшее количество воздуха через нос, раздражать обоняние поля и производить регулирующее действие на весь ферментативный аппарат человека.

2. Вдохи короткие и проделываемые на сжатой грудной клетке не позволяют вымываться углекислому газу – он накапливается в организме, нормализуя внутреннюю среду для протекания биологических реакций.

3. Выполнение движений стимулирует выработку углекислого газа и подзаряжает организм энергией – свободными электронами, которые активизируются и поступают в акупунктурную систему в результате мышечной деятельности. Именно эти эффекты и обеспечивают подкачку организма энергией.

Распространено мнение, что дыхательную гимнастику надо делать тогда, когда человек заболел. Сама Стрельникова говорила: «Гимнастика может быть хорошим продолжением оздоровительной работы над собой. Убеждена: дыхательная гимнастика – отличная профилактика болезней и доступная всем оздоровительная процедура. Я, к примеру, вынуждена проделывать ее почти каждый день, демонстрируя ее новичкам, и чувствую себя очень хорошо. А ведь мне уже 77-й год».

Для того чтобы выполнить норму, рекомендуемую Стрельниковой, – 2000 движений, ей самой требовалось 37 минут. Как правило, от такого занятия не возникает ни напряжения, ни усталости. Наоборот, организм полон энергии. Помните: вдохи должны быть резкие, активные, чтобы в носу жгло, будто закапали едкие капли.

С помощью этой дыхательной гимнастики можно быстро снимать сильные аллергические приступы, ведь аллергия вызывает застой в организме, а дыхательная гимнастика его ликвидирует.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru