3. Развитие гимнастики в России. Гимнастика в россии


Гимнастика в России | Российская цивилизация в пространстве, времени и мировом контексте

Гимнастика в дореволюционной России

Различные гимнастические упражнения были известны еще в древней Руси – как составная часть народных праздников.

Широкое развитие гимнастики в России началось в XVIII веке. Серьезное внимание гимнастике, как прикладной дисциплине, уделял Петр I и А.В.Суворов. Содержание внедрявшихся – по его инициативе – в армии гимнастических упражнений Суворов изложил в Полковом учреждении.

Как и в других странах, в России спортивная гимнастика первоначально культивировалась в основном в армейской среде. В 70-е XIX в известный российский ученый и педагог П.Ф.Лесгафт открывает в Санкт-Петербурге двухгодичные гимнастические курсы (ныне – Институт физической культуры им. Лесгафта). Первые в нашей стране соревнования по гимнастике, организованные Русским гимнастическим обществом, прошли в 1885 в Москве. В них приняли участие всего 11 человек, но начало было положено.

В 1889 гимнастика вводится в программу мужских учебных заведений. В конце XIX – начале XX века в различных городах России создаются гимнастические общества и кружки, начинают регулярно проводиться чемпионаты страны.

В 1912 российские гимнасты впервые приняли участие в Олимпийских играх, но составить конкуренцию более опытным соперникам не смогли.

Гимнастика в СССР

В СССР гимнастика стала по-настоящему массовым видом спорта, хотя поначалу отношение к этому «пережитку буржуазного прошлого» было настороженным, – и даже враждебным.

Развитие спортивной гимнастики в СССР в 20-е связано, прежде всего, с осуществлением всеобуча. Первый чемпионат страны прошел в 1928 (в рамках Всесоюзной Спартакиады). В командном зачете победила сборная Украины, а абсолютным чемпионом страны стал Мечислав Мурашко. В программу первых соревнований по гимнастике включались не только «классические» ее дисциплины, но и бег, лазанье по канату, метание гранаты и другие прикладные упражнения.

В начале 30-х создается Всесоюзная секция по гимнастике, позже преобразованная в Федерацию спортивной гимнастики СССР. В 1932 было разыграно второе по счету абсолютное первенство страны, – на этот раз в соревнованиях приняли участие и женщины. Первой абсолютной чемпионкой стала Татьяна Вощинина. А с 1939 на национальных первенствах стали также разыгрываться награды в отдельных видах программы.

Дебют советских гимнастов на международной арене состоялся в 1937 – на 3-й Рабочей Олимпиаде в Антверпене. Наша мужская и женская сборные выиграли командное первенство, а Николай Серый и Мария Тышко завоевали звание абсолютных чемпионов.

В 1949 Федерация гимнастики СССР вступила в ФИЖ. А в 1952 советские гимнасты впервые участвовали в Олимпийских играх. Дебют оказался успешным: наши спортсмены стали чемпионами и в командном (мужская и женская сборные), и в личном (Виктор Чукарин и Мария Гороховская) зачете. Столь же убедительным был дебют советских гимнастов на мировом первенстве два года спустя: победы в командных зачетах и титулы абсолютных чемпионов мира у мужчин (Виктор Чукарин и Валентин Муратов) и женщин (Галина Рудько (Шамрай)).

В общей сложности советские гимнасты завоевали на Олимпийских играх более 300 наград: около половины из них – золотые. А на 14 чемпионатах мира, прошедших с их участием, наши спортсмены выиграли более 400 медалей, среди которых тоже немало «золота».

Советская школа гимнастики подарила миру немало выдающихся спортсменов: Лариса Латынина, Людмила Турищева, Борис Шахлин, Виктор Чукарин, Михаил Воронин, Юрий Титов, Валентин и Софья Муратовы, Наталья Кучинская, Полина Астахова, Юрий Титов, Николай Андрианов, Ольга Корбут, Александр Дитятин, Юрий Королев, Нелли Ким, Виталий Щербо, Елена Шушунова, Дмитрий Билозерчев, Елена Мухина, Ольга Бичерова и мн. др.

Российская гимнастика сегодня

Федерация спортивной гимнастики России основана в 1991. Она объединяет организации 71 субъекта РФ. Возглавляет Федерацию профессор Л.Я.Аркаев, он же является главным тренером национальной сборной России по гимнастике. В России регулярно проводятся чемпионаты страны, региональные, общероссийские и международные турниры и др. мероприятия. Федерация входит в состав ФИЖ и УЕЖ.

Нынешние «звезды» отечественной гимнастики продолжают победную эстафету своих предшественников на международной арене. А. Немов стал абсолютным чемпионом Олимпийских игр в Сиднее-2000, а также выиграл «золото» в упражнениях на перекладине. С.Хоркина – абсолютная чемпионка мира (дважды) и Европы (трижды), в ее коллекции также олимпийское и мировое «золото» на отдельных снарядах. Н.Крюков – абсолютный чемпион мира, А.Бондаренко – абсолютный чемпион Европы. Е.Замолодчикова – победитель (в отдельных видах программы) чемпионатов мира и Олимпийских игр.

По данным на конец 2002 А.Немов и С.Хоркина возглавляли мировой гимнастический рейтинг.

xn----ptblgjed.xn--p1ai

2.8. Гимнастика в дореволюционной России

В русском государстве физическому воспитанию молодежи, под­готовке ее к жизни и трудовой деятельности всегда уделялось боль­шое внимание. Этой цели служил прежде всего сам труд крестья­нина, ремесленника, рабочего, который требовал больших физи­ческих усилий. Поэтому трудовое воспитание сочеталось с физи­ческим воспитанием. Для этого применялись различные народные игры, танцы, пляски, бег, прыжки, лазания и др.

Осознавалась польза занятий гимнастикой и для детей школьно­го возраста. Это нашло отражение в педагогических трудах Н. И. Но­викова (1744 — 1818), В.Г.Белинского (1811 — 1848) и А.И.Герце­на (1812 — 1870). Физическое воспитание и развитие детей они рас­сматривали в связи с социальными и естественными условиями жизни и закономерностями формирования личности. В 1840 — 1850-х гг. делается попытка внедрить гимнастику как учебную дис­циплину в систему школьного образования в Москве и Петербурге.

Ценный опыт применения физических упражнений с целью боевой подготовки войск был накоплен в эпоху Петра I. Многие

36

из применявшихся упражнений относятся к числу гимнастичес­ких: ходьба, бег, метания, прыжки в длину, в высоту, в глубину, опорные, переползание по-пластунски, подползание, лазание по лестнице, канату, шесту, перелезание через различные препят­ствия и др.

Воинским уставом 1716 г. предусматривалось формировать у сол- , дат и офицеров те способности, которые потребуются на войне. У солдат и офицеров развивались выносливость, сила, быстро­та, решительность и смелость, умение быстро и сноровисто вы­полнять приемы штыкового боя, преодолевать наземные и вод­ные препятствия, метко стрелять, совершать продолжительные марши. Офицеры, организующие физическую подготовку сол­дат, должны были принимать во внимание их индивидуальные особенности, заботиться об их здоровье, учить словом и личным примером.

А.В.Суворов (1730 — 1800) ввел регулярную физическую под­готовку для развития у солдат и офицеров силы, быстроты, вы­носливости, уверенности в своих силах как основы решительных и смелых действий на поле боя. Впервые в войсках была введены утренняя физическая и боевая тренировки. К офицерам предъяв­лялись следующие требования: забота о здоровье солдат; непре­рывность тренировки; обучение рассказом, личным показом, без торопливости и жестокости; последовательность обучения двига­тельным действиям, постепенное повышение испытываемых на­грузок; высокая эмоциональность процесса обучения.

Принципы боевой и физической подготовки войск, разрабо­танные и подтвержденные на поле боя в эпоху Петра 1 и А.В.Су­ворова, были использованы М.И.Кутузовым и другими передо­выми полководцами России.

После восстания декабристов (1825) встал вопрос о пересмотре системы воспитания защитников престола. Поэтому в 1826 г. занятия гимнастикой вводятся в кадетских корпусах, в 1838 г. — в гвардей­ских полках, а затем и во всей армии. Потребовались руководите­ли занятий, методическая литература, спортивная база. Занятия проводились по французской, немецкой и шведской системам гим­настики. Утверждается руководство «Военная гимнастика и фех­тование на штыках и на саблях верхом», в котором предусматри­валось развитие способностей, необходимых для успешного овла­дения боевыми приемами с оружием.

В 1827 г. директором военно-учебных заведений издается цир­кулярное предписание, где говорится: «Для развития сил физи­ческих весьма нужно, чтобы воспитанники военно-учебных заве­дений в свободное от занятий время занимались гимнастически­ми упражнениями». Издается книга Гутс-Мутса «Гимнастика для юношества». С целью популяризации гимнастики вводятся сорев­нования с награждением победителей.

37

w

В русской армии простейшие упражнения на снарядах впервые стали применяться в 40-х гг. XIX в.

После поражения России в Крымской войне (L853 —1856) была усилена роль гимнастики в боевой подготовке личного состава армии и флота. В военных училищах вводятся гимнастика и фехто­вание (5 ч в неделю) и утренняя гимнастика (10 — 15 мин). В 1858 г. Морское ведомство издает «Урочные таблицы вольных гимнас­тических упражнений и первоначального фехтования». В 1859 г. вводятся правила обучения гимнастике. Урок проводился в произ­вольной форме.

После отмены крепостного права в 1861 г. на развитие гимна­стики оказали влияние следующие факторы: становление Рос­сии на путь капиталистического развития; выводы, сделанные из поражения в Крымской войне; отмена рекрутской системы комплектования армии и сокращение срока службы с 25 до 6 лет, увеличение численности армии; оснащение армии более даль­нобойным и скорострельным нарезным оружием. Все это потре­бовало от военнослужащих высокой физической подготовлен­ности.

В 1861 г. вводятся в действие «Правила для обучения гимнас­тике». Гимнастика включала упражнения приготовительные (воль­ные, силовые, парные и упражнения в сопротивлении), бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, упражнения в равновесии на бревне, в висе на перекладине, различные виды лазания, пе-релезания и др. К «Правилам» были приложены таблицы упраж­нений, распределенных по урокам, давались методические ука­зания к проведению занятий.

Со временем «Правила» были усовершенствованы и на их ос­нове создано и в 1879 г. утверждено первое официальное настав­ление по физической подготовке — «Наставление для обучения войск гимнастике». Проводилась проверка физической подготов­ленности солдат, которая делилась на разряды. К первому разряду были отнесены солдаты, ловко и правильно выполнившие упраж­нения на всех снарядах и справившиеся со следующими нормати­вами: 1) правильно подняться на руках по наклонной лестнице на 10 ступеней и на последней из них подтянуться 3 раза; 2) пере­прыгнуть через ров шириной 4,25 аршина; 3) выполнить прыжок боком через горизонтальное бревно высотой 1,75 аршина. Ко вто­рому разряду относились солдаты, хорошо выполнившие упраж­нения на всех или большинстве снарядов и, кроме того, оказав­шиеся способными: 1) подняться по лестнице на 5 ступеней и три раза подтянуться; 2) перепрыгнуть через ров шириной в 4 аршина; 3) перепрыгнуть через бревно высотой 1,5 аршина.

В 70-х гг. в ряде крупных городов России появляются немецкие гимнастические общества, для проведения занятий приезжают инструкторы из Германии. В программу занятий включаются бо-

лее сложные упражнения на снарядах, разрабатываются техника их исполнения и методика обучения.

Во второй половине XIX в. во многих странах мира получает распространение спорт. Развитие его в России было вызвано об­щекультурным подъемом в этот период, а следовательно, и повы­шением интереса к физическому воспитанию народа.

В 1910 г. вводится в действие «Наставление для обучения войск гимнастике». Задачами гимнастики были: развитие силы, вынос­ливости, быстроты в действиях, сообразительности, уверенности в своих силах, решительности и смелости, способности сноровисто преодолевать препятствия и др. Упражнения объединялись в пять разделов: 1) вольные упражнения и упражнения с палками и ружья­ми; 2) упражнения на снарядах, прыжки в длину, глубину, высо­ту, лазание; 3) ходьба, бег в различных сочетаниях без снаряже­ния и в снаряжении; 4) полевая гимнастика; 5) групповые уп­ражнения, пирамиды, игры, перетягивание каната, лапта, фут­бол, бой стенка на стенку, метание копья, толкание ядра, лыж­ная подготовка и др.

Занятия продолжительностью от получаса до часа проводились ежедневно в течение всей службы. Для занятий оборудовались гим­настические залы и площадки.

Занятие по гимнастике делилось на три части: 1) строевые, вольные упражнения; 2) упражнения на снарядах; 3) ходьба, бег.

«Наставлением» предусматривалось проведение индивидуаль­ных и командных соревнований по гимнастике в подразделениях.

В России из всех национальных систем гимнастики предпочте­ние отдавалось сокольской системе. В 1900 г. появляются первые организации «Сокол». Особенно бурно сокольское движение ста­ло развиваться после революционных событий 1905 —1907 гг. В 1907 г. были разрешены сокольские гимнастические общества. Соколь­ское движение использовалось для сближения интересов всех сла­вянских народов. Правительство России использовало сокольское движение с целью отвлечения молодежи от революционной борьбы и подготовки ее к службе в армии. Общества «Сокол» создавались во всех крупных городах России. Для руководства занятиями при­глашались чешские специалисты, готовились и свои национальные кадры. Уроки русских и чешских обществ «Сокол» в принципе были одинаковыми. На них изучались упражнения, доступные для занимающихся. Занятия проводились с музыкальным сопровож­дением, пением. Устраивались соревнования, красочные массо­вые выступления. Постепенно росло количество занимающихся гимнастикой.

Первые кружки сокольской гимнастики появились в 1897 г. в Тифлисе, в 1903 г. — в Петербурге и Баку. 7 марта 1903 г. в Петер­бурге проходил Всероссийский любительский чемпионат, вклю­чавший борьбу, поднятие тяжестей, бокс, фехтование и гим-

38

39

настику. Гимнасты выступили на брусьях и завоевали уважение публики. В 1910 г. был утвержден Союз русского сокольства и начал издаваться журнал «Сокол». В 1913 г. Россия вступила во Всеславянский сокольский союз. Русские гимнасты участвовали во Всесокольских слетах, проводимых в Праге каждые 5 лет. Го­товились свои национальные кадры, росло спортивное мастер­ство гимнастов.

Специалисты по физическому воспитанию для армии готови­лись в Главной гимнастическо-фехтовальной школе Петербурга (теперь это Военный институт физической культуры). Инструкто­ры этой школы в 1914 г. выступили с показательными упражнени­ями на съезде французских гимнастов настолько блестяще, что местные газеты писали про них: «Гимнастика русских — чудо!» После этого они выступили в столице Сокольской гимнастики — Праге, где покорили зрителей виртуозностью, красотой, граци­озностью и своеобразием исполненных упражнений.

В 1911 г. состоялся первый съезд делегатов Союза русского со-кольства. В основу его работы была положена идея о том, что рус­ское сокольство «должно явиться средством спаяния племен Рос­сийской империи во имя блага и мощи России как великого сла­вянского государства».

В конце XIX столетия в Россию проникли европейские нацио­нальные системы гимнастик: французская, немецкая и шведская. Они внедрялись главным образом в армию, но попытка применить немецкую систему гимнастики в русской школе встретила гневный протест революционных демократов и просветителей, передовых педагогов и врачей. Ярыми противниками ее были Д.И.Писарев, К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Е.М.Дементьев и др.

Самый большой удар по авторитету немецкой системы гимна­стики нанес отечественный ученый П.Ф.Лесгафт. Он убедитель­но доказал ненаучность ее основ, отсталость и непоследователь­ность ее педагогических идей. Он показал, что ни одна система гимнастики Запада не соответствует рациональным началам ана­томии, физиологии, гигиены и педагогики и поэтому не может быть рекомендована в русской школе.

Педагогическая гимнастика П. Ф.Лесгафта (1837 — 1909). Боль­шой интерес к гимнастике, с одной стороны, и неудовлетвори­тельное ее преподавание, — с другой, побудили передовых воен­ных и общественных деятелей, ученых к созданию подлинно на­учной системы гимнастики в России. По заданию военного ве­домства эту задачу блестяще выполнил П.Ф.Лесгафт. Изучив по­становку физического воспитания во многих государствах Евро­пы, он опубликовал труд «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы». В нем он дал критический анализ зарубежных систем гимнастики и разработал свою систему, кото­рая характеризуется следующими особенностями:

  1. Целью физического образования является всестороннее, гар­моническое развитие личности, а не приобретение каких-либо навыков или достижение спортивного результата.

  2. Подбирать средства физического образования необходимо в зависимости от задач, стоящих перед ним. Упражнения должны полностью соответствовать анатомическому строению человечес­кого тела, его физиологическим функциям и педагогическим тре­бованиям. Физические упражнения должны систематизироваться в зависимости от педагогических задач, а не от формы движений и снарядов, как это было в других системах.

  3. При подборе упражнений надо строго учитывать возрастные, половые и другие индивидуальные особенности занимающихся лиц.

  4. При любых условиях необходимо соблюдать принцип посте­пенности и последовательности. Нарушение его приносит вред.

  5. Сами физические упражнения должны быть естественными, взятыми из практики.

  6. Физическое образование должно быть тесно связано с ум­ственным образованием и нравственным воспитанием молодежи. Очень важно, чтобы занимающиеся осознавали все движения. Поэтому основным методом обучения П. Ф. Лесгафт считал объяс­нение, а не показ, при котором возможно подражание.

В своей системе физического образования П.Ф.Лесгафт выде­лял следующие ступени обучения и соответствующие им группы упражнений.

  1. ступень. Изучаются простые упражнения. Овладевая ими, ребенок научается сравнивать их между собой, устанавливать общ­ность и различия между ними, осознает их. Упражнения выполня­ются только после объяснения, а не после показа.

  2. ступень. Выполняются упражнения с увеличивающимся напряжением. Повышается вес метаемых предметов, скорость ходь­бы и бега, увеличивается расстояние, повышаются и усложняют­ся препятствия для прыжков, усложняется характер движений.

  3. ступень. Применяются упражнения, вызывающие необхо­димость соразмерения движений и действий во времени и в про­странстве, т.е. проходить, пробегать заданную дистанцию в уста­новленное время, метать предметы на заданное расстояние, в Цель и т.п.

  4. ступень. Игры, экскурсии, трудовые действия. Здесь вос­питанники применяют усвоенные ранее двигательные умения и на­выки, учатся действовать просто, ловко, энергично и экономно расходовать энергию.

П.Ф.Лесгафт утверждал необходимость специального подбора Упражнений в зависимости от профессиональной специализации военнослужащего. По его инициативе открывались и работали раз­личные школы и курсы, где готовились руководители занятий гим-

40

41

настикой для армии и школ. Он разрабатывал методические указа­ния по обучению физическим упражнениям, призывал ученых и педагогов к творческой активности, к борьбе против некритичес­кого перенесения в практику учащейся молодежи зарубежных си­стем гимнастики и спорта.

В конце XIX в. в мире получила развитие спортивная гимнасти­ка. Стали проводиться международные соревнования. Для руко­водства ими в 1881 г. образуется Международная федерация гим­настики. Организацию международных соревнований по всем ви­дам спорта стал возглавлять Международный олимпийский ко­митет (МОК), организованный в 1894 г.

В России соревнования по гимнастике начали проводиться с 1885 г. В первом соревновании участвовало 11 человек. Они были организованы русским гимнастическим обществом, основанным в 1883 г. Гимнасты соревновались в упражнениях на снарядах, прыжках в длину и высоту. Победители (Шустов, Кристи, Горо­жанин) получили призы и серебряные жетоны. В последующие годы общество продолжало проводить соревнования и устраивало показательные выступления гимнастов, которые привлекали боль­шое количество зрителей.

На развитие гимнастики особенно большое влияние оказали международные турниры. Первый турнир был проведен в 1903 г. в Антверпене (Бельгия). Вначале они проводились каждые два года, а затем, после включения гимнастики в программу Олимпийских игр (1912), стали проводиться через каждые четыре года в проме­жутках между Олимпиадами.

Уроки русско-японской (1904 — 1905) войны показали, что фи­зическая подготовка солдат не соответствует требованиям боя. По­этому в послевоенный период широкие массы населения привле­каются к занятиям гимнастикой и спортом. Чтобы повысить инте­рес к занятиям, за успехи в спорте награждали призами, значка­ми, медалями. Издаются законы о всеобщей военно-физической подготовке молодежи. Вводится обязательное обучение военно-прикладным упражнениям.

Подытоживая сказанное, можно выделить три периода до­революционного развития гимнастики.

Первый период (до 1863 г.) — гимнастика ипользуется в системе военного ведомства как средство общей физической под­готовки военнослужащих.

Второй период (1863 — 1907) — происходит образование и развитие спортивных обществ, кружков, развитие спортивной направленности занятий гимнастикой.

Третий период (1907 — 1914) — происходит становление спортивной гимнастики, выход ее на международную арену; про­должается использование гимнастики в качестве средства воен­но-физической подготовки учащейся молодежи.

studfiles.net

3. Развитие гимнастики в России

Самобытная система физического воспитания, издревле сложившаяся в России, содержала множество различных упражнений гимнастического характера. Идеи всестороннего, в том числе и физического, воспитания, оказавшие большое влияние на общественное мнение, содержались во взглядах полководца А.В. Суворова (1799-1880), педагога К.Д. Ушинского (1824-1876). Собственно гимнастика, как средство физического воспитания, утвердилась лишь в конце XVIII века, когда в 1774 году по приказу Екатерины II была включена в программу обучения в сухомлинском кадетском корпусе.

В 30-е гг. XIX в. гимнастика была введена в обучение войск гвардии, а в 50-е гг. и всей русской армии, в программы средних учебных заведений. В 1855 г. в Санкт-Петербурге был открыт гимнастическо-фехтовальный зал, где офицеры, а за плату и все желающие, могли заниматься гимнастикой. Военным ведомством организуется ряд курсов ("кадров"), готовивших преподавателей гимнастики для армии, которым предоставлялось право преподавать ее и в учебных заведениях: гимназиях и реальных училищах.

Также в 1875 г. Военное ведомство посылает ученого-анатома, врача и педагога профессора П.Ф. Лесгафта, известного своими работами в области физического воспитания, в страны Западной Европы для изучения опыта преподавания гимнастики. Результатом командировки стала разработка и обоснование отечественной научной системы гимнастики, внедрение ее в практику физического воспитания. И в 1896 г. Лесгафт открыл в Санкт-Петербурге двухгодичные курсы руководительниц гимнастики, на базе которых в 1918 г. был создан институт физической культуры, носящий его имя.

Педагогическая гимнастика П.Ф. Лесгафта (1837-1909). В труде «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европе» он дал критический анализ зарубежных систем гимнастики и разработал свою систему.

Ее особенности:

1. Целью физического образования является всестороннее гармоническое развитие личности, а не приобретение каких-либо навыков и результатов.

2. Подбор средств должен соответствовать педагогическим задачам, анатомическому строению человека, его физиологическим функциям.

3. Строго учитывать возрастные, половые и другие индивидуальные особенности занимающихся.

4. При любых условиях необходимо соблюдать принцип постепенности и последовательности.

5. Упражнения должны быть естественные.

6. Физическое образование должно быть тесно связано с умственным образованием и нравственным воспитанием молодежи. Основным методом обучения П.Ф. Лесгафт считал объяснение, а не показ.

7. В своей системе физического образования П.Ф. Лесгафт выделил следующие ступени обучения и соответствующие им группы упражнений:

1 ступень – изучаются простые упражнения, ребенок учится сравнивать их;

2 ступень – выполняются упражнения с увеличивающимся напряжением;

3 ступень – применяются упражнения, вызывающие необходимость соизмерять движения и действия во времени и пространстве;

4 ступень – применять изученные приемы и действия в процессе игр, экскурсий, трудовой деятельности.

В России из всех национальных систем гимнастики предпочтение отдавалось сокольской гимнастике. Первые кружки появились в 1887 году в Тифлисе, в 1903 в Петербурге и Баку. К концу XIX - началу XX вв. гимнастические общества создаются во многих городах России. Их участники - "соколы" - в 1907 и в 1912 гг. участвуют в сокольских слетах в Праге, на которых проводились соревнования по гимнастике.

В 1891 г. образуется международная федерация гимнастики, для организаций международных соревнований по всем видам спорта образован Международный Олимпийский комитет (МОК) в 1894 году. Первый международный турнир был проведен в 1903 в Антверпене. В 1912 г. гимнастика включена в программу Олимпийских игр.

В 1912 г. гимнастика включена в программу Олимпийских игр. Команда гимнастов России - Ф. Забелин, Ф. Яснов, С. Куликов, А. Ахун и П. Кушников - участвовала в этих, 5-х по счёту Олимпийских играх в Стокгольме (Швеция), но высоких результатов не показала.

Подытоживая сказанное, можно выделить три периода дореволюционного развития гимнастики в России.

Первый - до 1863 – военно-прикладная гимнастика

Второй - 1863-1907 – образование и развитие спортивных кружков

Третий - 1907-1914 – становление спортивной гимнастики.

Развитие гимнастики в России после 1917 года. После революции 1917 года была создана Красная Армия. В программу допризывной военно-физической подготовки входила гимнастика (из 576 часов 480).

В 1927 г. на 3-й Спартакиаде РККА впервые проводятся соревнования по гимнастике. В 1929 г. на научно-методической конференции по гимнастике она была разделена на отдельные виды: спортивная, художественная, акробатика.

С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике - системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке - лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье - опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения - и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид - шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

studfiles.net


Смотрите также