Спортивная электронная библиотека. Гимнастика вальсет


Гимнастика девушки- 9-11

Гимнастика.

Общие требования 9-11 класс.

Испытания для девушек состоят из акробатического упражнения, упражнений на разновысоких брусьях, бревне и опорном прыжке.

Испытания для юношей состоит из акробатического упражнения, упражнения на перекладине, брусьях и опорном прыжке.

Каждый участник обязан из четырёх предложенных видов испытаний выбрать ДВА.

Все упражнения носят строго обязательный характер. В случае изменения установленного порядка выполнения упражнения, оно не оценивается, и участник получает 0,0 баллов.

Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, включённый в упражнение, или заменил его другими, оценка снижается на указанную в программе стоимость.

Упражнения должны иметь чётко выраженное начало и окончание, выполняться слитно, динамично, без неоправданных пауз.

Максимальная возможная оценка 10,0 баллов.

Девушки 9-11 класс.

Акробатика.

Элементы и соединения

Стоимость

И.п. –«старт пловца»

1

Прыжок на одну (вальсет) - два переворота в сторону с поворотом на 90º в стойку ноги вместе спиной к направлению движения

1

2

Упор присев – кувырок назад в широкую стойку ноги врозь с наклоном прогнувшись, руки в стороны.

1

3

Кувырок вперёд в стойку на лопатках, держать – перекат вперед согнувшись в сед углом руки в стороны, держать.

2

4

Лечь на спину, согнуть ноги и руки – мост, держать –лечь- перекат в упор присев.

1

5

Встать, дугами внутрь руки в стороны и шагом правой (левой) вперёд равновесие («ласточка»), держать

1

6

Шаг левой (правой) вперёд и поворот направо (налево) кругом, сгибая свободную ногу вперёд

1

7

Приставить ногу –кувырок вперёд прыжком – прыжок вверх ноги врозь – кувырок вперед – прыжок вверх с поворотом на 180º

2

Регламент испытания.

Участники.

Девушки могут быть одеты в купальники, комбинезоны или футболки с «лосинами». Раздельные купальники запрещены.

Юноши могут быть одеты в гимнастические майки, ширина лямок которых не должна превышать 5 см, трико или спортивные шорты, не закрывающие колени.

Футболки и майки не должны быть одеты поверх шорт, трико или «лосин».

Упражнение может выполняться в носках, чешках или босиком.

Использование украшений и часов не допускается.

Нарушение требований к спортивной форме наказывается сбавкой 0,5 балла с итоговой оценки участника.

Порядок выступлений.

Для выполнения упражнений на всех видах испытаний участникам предоставляется только одна попытка.

Прежде чем участник начнёт своё выступления, должны быть чётко объявлены его фамилия и имя. После вызова у участника есть 20 секунд, чтобы начать выполнение упражнение.

Если акробатическое упражнение выполняется более 60 секунд, оно прекращается и оценивается только выполненная часть.

Продолжительность выполнения упражнений на гимнастических снарядах не лимитирована.

Оценка действий участника начинается с момента принятия исходного положения на акробатической дорожке или перед гимнастическим снарядом и заканчивается фиксацией основной стойки после окончания упражнения. Сигналом готовности участника к началу выступления служит поднятая вверх рука.

Оказанная при выполнении упражнения поддержка или помощь наказывается сбавкой 1,0 балл.

Повторное выступление.

Выступление участника может быть начато повторно в случае непредвиденных обстоятельств, к которым относятся: поломка гимнастического оборудования, произошедшая в процессе выступления; неполадки в работе общего оборудования – освещение, задымление и т.п., появление на гимнастическом оборудовании и ли в непосредственной близости от него посторонних предметов, создающих травмоопасную ситацию.

При возникновении указанных выше ситуаций, участник должен немедленно прекратить выступление. Если выступление будет завершено, оно будет оценено.

Разминка.

Перед началом выступлений участникам предоставляется общая разминка на акробатической дорожке и гимнастических снарядах из расчёта не более 30 секунд на одного человека.

Оценка исполнения.

Все элементы должны выполняться участниками технически правильно, в соответствии с требованиями гимнастического стиля.

Судьи оценивают качество выполнения упражнения в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике исполнения отдельных элементов.

При выставлении оценки за исполнение каждый из судей вычитает из 10,0 баллов сбавки, допущенные участником при выполнении элементов и соединений.

Ошибки исполнения могут быть: мелкими – 0,1 балла, средними 0,3 балла, грубыми – 0,5 балла. Ошибка невыполнения элемента – 0,5 балла. Падение на снаряд или со снаряда наказывается сбавкой 1,0 балл.

К основным ошибкам, которые наказываются сбавкой, равной стоимости элемента, относятся:

- нарушение техники исполнения элемента или соединения, приводящее к сильному, до неузнаваемости его искажению;

- падение со снаряда;

- фиксация статического элемента менее 2 секунд;

- при выполнении соскоков и акробатических прыжков приземление в сед или на спину.

В случае неоправданной паузы более 5 секунд при выполнении упражнения, оно прекращается и не оценивается.

Обеспечение безопасности.

Для обеспечения безопасности при выполнении упражнений на гимнастических снарядах судейской коллегией назначается лицо, обеспечивающее надёжную страховку участников. Лицо, обеспечивающее страховку, не имеет право разговаривать с участником и оказывать ему помощь.

Оборудование

Акробатическое упражнение выполняется на дорожке не менее 12 м в длину и 1,5 м в ширину. Для выполнения остальных упражнений используется комплект типового школьного гимнастического оборудования.

studfiles.net

Как сделать колесо? | Школа трикинга (Владивосток)

На пятом уроке школы трикинга Slenergy наш эксперт Максим Русанов и его ученица Кристина помогут освоить новый элемент акробатики — колесо. Также вы узнаете о вариантах набора скорости перед выполнением колеса и о секретах правильного вылета из него.

Чтобы освоить колесо, необходимо вспомнить наш второй урок и хорошенько отработать стойку на руках. Особое внимание нужно уделить этому упражнению с выходом на ноги с разворотом на 180 градусов, потому что оно будет стимулировать вторую часть вашего колеса.

Пятый урок нашей школы будет полезен не только новичкам, но и спортсменам, имеющим опыт в трикинге. Ведь не какой-то дилетант, а сам президент общественной организации по развитию трикинга во Владивостоке поделится своими личными секретами вылета из колеса :) . Его ученица Кристина прогрессирует в познании дисциплины. Из ее исполнения вы поймете, как отрабатывать колесо правильно и не совершать распространенных ошибок новичков.   Помните о разминке перед тренировкой! О ее необходимости и порядке выполнения мы подробно рассказывали в предыдущих уроках.  1. Учимся делать колесо- первая фаза- вторая фаза- третья фаза  2. Учимся набирать скорость перед колесом- вальсет- шаг через спину  • Секреты вылета из колеса• Пошаговая инструкция пятого урока

1. Колесо

Залог правильного исполнения гимнастического колеса — точечное выполнение, т. е. все четко: рука — рука — нога — нога. Красоту вашему колесу придаст максимальная растяжка ног при выполнении.   Техника отработки колеса проходит в три фазы. Приступим!

Первая фаза

Первая фаза выполнения колеса аналогична выходу в стойку на руках. Напомним.   - Наклоните корпус вниз. - Плечи направьте ровно по ходу движения. - Поставьте руки на пол, при этом одна из ладоней должна быть направлена вбок от себя, а вторая — прямо, образуя прямой угол. Это позволит в дальнейшем сделать правильный разворот корпуса.     - Сделайте мах ногой за спину. - Выйдите в стойку на опорной руке.    

Вторая фаза

Вторая фаза выполнения колеса — это разворот ровно на 180 градусов.   - Переставьте ладонь на полу так, чтобы с опорной ладонью они образовывали прямой угол.     - Разворачивайте плечо по ходу движения. - Выходите из разворота спиной по ходу движения.    

Третья фаза

Третья фаза выполнения колеса — это постановка ног. Происходит, как первая фаза, только в обратном порядке.   - Маховая нога уходит в пол первая. - Затем в пол уходит толчковая нога. - Примите первоначальное положение, только развернувшись на 180 градусов.  

Основные ошибки   1. Ранний разворот корпуса.   Если вы начнете заход на колесо делать боком, то вы не сможете завершить элемент в правильном положении, т. е. развернуться на 180 градусов.     Выход в колесо должен идти прямым корпусом. Не нужно сразу наклоняться вбок.   2. Неправильная постановка рук и ладоней.   Если руки вы поставите вбок, то мах пойдет через сторону и вас завернет в другую плоскость.     Руки должны стоять на полу четко по линии движения. Ладони также должны быть направлены по движению, а не влево или вправо.   3. Неровный мах ногой.   Если вы сделаете мах ногой неправильно, то вас также завернет и ваше колесо будет выполнено не по прямой линии, а по зигзагу.     Мах ногой за спину нужно делать прямо, а не вбок и стараться выполнить его с максимальной растяжкой ног для красоты элемента в целом.  Важно! Вас не должно болтать в разные стороны и разворачивать.

2. Набор скорости перед колесом

Для прогрессирования вашего колеса необходимо научиться набирать скорость перед выполнением элемента. Однако на скорости достаточно сложно контролировать технику, поэтому ее набор должен осуществляться постепенно.   Знакомимся с вариантами набора скорости!

Вальсет

Сначала разберем разбег и следующий за ним вальсет. Вальсет — достаточно сложный акробатический элемент, чтобы его освоить, нужно начать с упражнений на месте и небольшого прыжка.   - Натяните пальцы рук и поднимите их ровно над головой. - Подпрыгните на одной ноге, при этом вторую ногу согните в колене.     - Из прыжка выходите вперед на согнутую ногу. - При этом прямые руки опускайте вниз, готовясь к первой фазе колеса.    

Шаг через спину

Еще один заход, который используют в трикинге, — это шаг через спину. Он эмитирует базовый удар ногами hook kick, с которым вы знакомились на нашем третьем уроке. Отличие этого элемента в том, что ударная нога ведется не поверху, а понизу. За счет этого вы достаточно сильно себя раскручиваете и набираете хороший темп.   - Сделайте шаг по направлению к цели с реверсом корпуса.     - Сделайте шаг другой ногой по направлению к цели с реверсом корпуса.     - Выдерживайте вертикальную ось движения. - Выходите на первую фазу выполнения колеса.  Важно! Не торопитесь, тогда контроля над техникой исполнения элемента будет больше.  Особенность в том, что шаг через спину закручивает корпус немного в другую плоскость. Однако в элементах трикинга очень часто винты исполняются не в идеальной вертикальной оси. Этот нюанс важен для того, чтобы включать в винтовую часть трикинга ударную его часть. Этот элемент вас хорошо разгонит и выведет в плоскость выполнения ударных элементов.

Секреты вылета из колеса от эксперта   Отличительной особенностью колеса является вылет после его исполнения. В отличие от рондада, который мы будем изучать на следующем уроке, нет отбивки двумя ногами, а есть постановка одной ноги и следом второй. Поставив быстро первую ногу на пол, вы, как маятник, поднимаете свое тело.   Для правильного вылета и набора хорошей высоты для ваших последующих элементов необходимо:   - достаточно резко поднять руки наверх; - отбиться ногой, т. е. совершить довольно сильный удар ногой об пол; - при этом ноги должны находиться близко друг к другу и иметь минимальный сгиб в коленях, чтобы минимизировать нагрузку на суставы и вы могли сделать хороший толчок.

Сегодня вы познакомились с техникой выполнения колеса с вальсета и с шага через спину.

Пошаговая инструкция пятого урока

- Помните об обязательной разминке перед каждой тренировкой.

- Отработайте стойку на руках с выходом на ноги с разворотом на 180 градусов. - Выполняйте колесо в четыре точки: рука — рука — нога — нога. - Выход в колесо должен идти по вертикальной линии, т. е. корпус прямой, ладони направлены по ходу движения, мах ногой прямой. - Учитесь набирать скорость перед колесом при помощи разбега и следующего за ним вальсета или шага через спину. Но при этом набор скорости осуществляйте постепенно, тогда контроля над техникой исполнения элемента будет больше. - Чтобы вылет из вашего колеса позволял набрать хорошую высоту для последующих элементов, резко поднимайте руки вверх при заходе на колесо, отбивайтесь ногой об пол и с усилием отталкивайтесь.

Тренируйтесь, друзья!   А на следующем уроке вы с помощью Макса и Кристины научитесь делать рондад.

В видео использована музыка: Gramatik – “I’m doint’ my thang (original mix)”.

slenergy.ru

Исследование параметров внешнего дыхания у гимнастов во время выполнения акробатических упражнений

Аннотация

Целью настоящего исследования было рассмотрение использования метода эргоспирометрии при выполнении акробатических элементов связанных с отталкиванием руками на движении вперед. В исследовании применялся эргоспирометрический комплекс «Oxycon Mobile» для определения частоты и глубины дыхательных циклов. Полученные в ходе проведенных исследований результаты свидетельствуют об использовании гимнастами 2-х разновидностей работы дыхательной системы.

Ключевые слова: базовые навыки, видеоанализ, эргоспирометрия.

ВВЕДЕНИЕ

Современная спортивная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательной деятельности и тренировочного процесса, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надежных технических навыков, ранней специализацией и другими факторами. Ключевым моментом в структуре подготовки спортсменов является совершенствование функциональной готовности [2,5,7].

Для контроля уровня ее развития в настоящее время используют пульсометры, которые позволяют вести мониторинг и записывать в память прибора данные частоты сердечных сокращений во время выполнения упражнения с возможностью дальнейшего ее анализа после загрузки полученных данных в память компьютера. Применение подобных приборов дало возможность количественно оценивать один из важнейших показателей сердечной производительности и, основываясь на результатах углубленного тестирования спортсменов в лаборатории, более или менее точно определять длительность работы спортсменов в той или иной зоне энергетического обеспечения. Значительно большую информацию о зонах энергетического обеспечения и времени нахождения в них спортсменов представляют показатели газообмена и внешнего дыхания. К сожалению, до настоящего времени измерять эти показатели, было возможно только в лабораторных условиях при специальном тестировании спортсменов. В связи с этим в значительной степени повышается значение исследования механизмов дыхательной системы при выполнении упражнений в естественных условиях, когда закладывается база дальнейшего роста функциональных возможностей и спортивно-технического мастерства [8].

Мы предположили, что изучение параметров внешнего дыхания гимнастов, тренирующихся на этапе специализированной подготовки, во время выполнения гимнастических упражнений позволит выявить закономерности работы дыхательной системы и использовать полученные результаты в тренировочном процессе, при обучении и совершенствовании гимнастических упражнений различной сложности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения параметров внешнего дыхания гимнастов при выполнении упражнений, связанных с проявлением базового навыка «отталкивание руками на движении вперед» (отталкивание в стойке на руках на возвышение, темповой переворот вперед, с вальсета - переворот на одну - переворот на две) использовалась телеметрическая эргоспирометрическая система «Oxycon Mobile» компании VIASYS Heathcere (торговой марки Erich Jaeger, Германия) и специализированный пакет программного обеспечения Jaeger Laboratory (J lab), установленный на операционной системе Windows XP. Два блока прибора крепились на спине спортсмена с помощью системы рюкзачного типа. На спортсмена надевалась дыхательная маска, к которой крепился датчик турбинного типа с низким сопротивлением потоку воздуха. (Рис.1).

По телеметрической связи прибора с ПК регистрировались частота и глубина дыхания. Параллельно с этим проводилась запись выполнения упражнений на видеокамеру. Синхронизация видеозаписи с параметрами внешнего дыхания позволила проследить работу дыхательной системы при выполнении вышеперечисленных упражнений (рис. 2). Точкой отсчета считался момент включения записи программы J Lab и вспышки светодиодной лампочки, которая загоралась в момент запуска программы. Технику выполнения элементов оценивали 3 судьи первой категории. Каждый элемент (связка) оценивался из 10 баллов. Средние оценки за упражнения, выполненные гимнастами, представлены в таблице 5.

А) эргоспирометрический комплекс«Oxicon Mobile»

Б) «Oxicon Mobile» на спортсмене

Рис. 1. Эргоспирометрический комплекс «Oxycon Mobile»

Рис. 2. Синхронизация параметров внешнего дыхания с видеозаписью темпового переворота вперед

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты проведенных исследований показали, что при выполнении отталкивания в стойке на руках на возвышение, из исходного положения стойка руки вверху, спортсмены делают глубокий вдох. Затем в фазе, предшествующей отталкиванию руками, интенсивность вдоха значительно уменьшается, и акт вдоха заканчивается в момент постановки рук на опору. Само отталкивание руками проходит, в большинстве случаев, на задержке дыхания. Без задержки данное движение выполняли двое испытуемых. После приземления гимнасты делают выдох. Параметры внешнего дыхания (при выполнении отталкивания в стойке на руках на возвышение) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Параметры внешнего дыхания при выполнении отталкивание в стойке на руках на возвышение

 

Отталкивание руками

Испытуемые

Вдох, л/с

Задержка дых. при отталкивании руками, с

Выдох, л/с

Время цикла, с

1 Г

2,4/1,1

0

2,5/0,6

1,7

2 О

2,4/1,3

3,4

2,6/0,8

2,1

3 Т

2,1/1,4

1,9

1,9/0,6

2

4 Х

2,1/1,5

2

2,4/1

2,5

5 К

1,9/1,3

0,8

1,3/0,5

1,8

6 И

2,6/1,3

0

2,4/0,9

2,2

При выполнении переворота вперед с вальсета наблюдается аналогичная картина. Во время подскока (вальсета), гимнасты вытягиваются вперед-вверх и делают интенсивный вдох, который, как и в предыдущем упражнении продолжается до постановки рук на опору.

Непосредственно отталкивание руками происходит на задержке дыхания. Без задержки дыхания данное упражнение выполнили те же гимнасты. Данные из таблиц 1 и 2, вероятно, могут свидетельствовать о функциональной преемственности двух данных элементов.

Таблица 2

Параметры внешнего дыхания при выполнении темпового переворота вперед

Переворот вперед

Испытуемые

Вальсет

Переворот

Время выполнения, с

Вдох, л/с

Выдох, л/с

Вдох, л/с

Задержка дых. при отталкивании руками, с

Выдох, л/с

1 Г

 

 

2,8/ 2

0

1,7 / 2,1

4,1

2 О

1,9/0,8

0,9/0,6

1,8/0,4

1,5

2/0,7

4

3 Т

 

 

1,5/0,9

1,3

2,1/1,1

3,3

4 Х

2,1/1,1

1/1,6

1,7/0,9

1,8

2,2/0,8

6,2

5 К

1,4/0,8

1,2/0,8

1,6/0,7

2,9

1,4/1,2

6,4

6 И

 

 

3,1/2,1

0

1,9/2,0

4,1

Однако, здесь проявляются различия в работе дыхательной системы. Трое из испытуемых, во время выполнения вальсета, успевают сделать полный дыхательный цикл (вдох-выдох). В то время как трое других выполняли его только на вдохе, после чего шла постановка рук на опору.

При анализе выполнения связки элементов: темповой переворот на одну - переворот на две, выявлены следующие особенности работы дыхательной системы у исследуемых гимнастов. Три гимнаста выполняли данную связку на задержке дыхания (таблица 3), а трое других во время переворотов продолжали совершать дыхательные циклы (таблица 4).

Таблица 3

Параметры внешнего дыхания при выполнении связки элементов: переворот на одну - переворот на две, выполняемых на задержке дыхания

Переворот вперед на одну - переворот на две

Испытуемые

Вальсет

Перевороты

Время выполнения, с

Вдох, л/с

Выдох, л/с

Вдох, л/с

Задержка дых. при отталкивании руками, с

Выдох, л/с

2 О

 

 

1,7/0,5

1,5

1,9/0,8

2,8

3 Т

 

 

2,2/1,4

3

1,7/1,4

5,8

5 К

1,2/0,9

1,3/1

1,9/1

1,5

1,8/1,9

6,3

Такой экспериментальный факт может быть объяснен большими функциональными возможностями дыхательной системы трех гимнастов, выполняющими связку на задержке дыхания.

Таблица 4

Параметры внешнего дыхания при выполнении связки элементов: переворот на одну - переворот на две с двумя дыхательными циклами

Переворот вперед на одну - переворот на две

 

Вальсет

Переворот на одну

Переворот на две

Время выполнения, с

Испытуемые

Вдох, л/с

Выдох, л/с

Вдох, л/с

Задержка дых. при отталкивании руками, с

Выдох, л/с

Вдох, л/с

Задержка дых. при отталкивании руками, с

Выдох, л/с

1 Г

 

 

0,9/1

0

2,1/1

1,4/1

0

1,6/1,2

6,3

4 Х

0,6/0,6

1,1/0,7

1,5/0,6

0

0,8/0,3

1,2/0,3

1,1

1,7/0,6

5,2

6 И

 

 

2,1/0,9

0

1,9/1

1,5/0,8

0,8

1,7/0,9

4,4

Наивысшую оценку в выполнении упражнения отталкивание в стойке на руках на возвышение получил гимнаст Т, выполнявший его на непродолжительной задержке дыхания.

В оставшихся упражнениях этот гимнаст показал так же наивысший результат, исполняя отталкивание руками на задержке дыхания после вдоха. Данные, полученные в результате настоящего исследования, согласуются с данными научно-методической литературы [3,4].

Таблица 5

Средние оценки за выполнение исследуемых элементов (в баллах)

Испытуемые

Упражнение 1 Отталкивание руками в стойке на возвышение

Упражнение 2 Переворот вперед

Упражнение 3 Переворот на одну - переворот на две

О

8,4

8,9

8,7

Г

8,4

8,6

8,9

Т

8,9

9,1

9,2

Х

7,5

7,6

7,3

К

8,6

8,1

7,8

И

8,5

8,8

8,9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При выполнении элементов, связанных с отталкиванием руками на движении вперед, гимнасты используют, как минимум, две разновидности работы дыхательной системы.

В первом случае, основные действия выполняются на выдохе, позволяющем максимально напрячь скелетные мышцы, что положительно сказывается на мощности действий [1,6].

Во втором случае наблюдается кратковременная задержка дыхания в фазе реализации упражнения, что, возможно, позволяет исключить дополнительное включение мышц и приводит к экономизации работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атлетическая гимнастика / авт.-сост. И. Кренев. - Северо-Запад, 2008. - С. 8.

2. Винер, И. А. Медико-биологическое сопровождение в системе интегральной подготовки гимнасток высокого класса / И. А. Винер, Р. Н. Терехина, Н. К. Першина // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 23-26.

3. Воробьев, А.Н. Анатомия силы / А.Н. Воробьев, Ю.К. Сорокин. - 2-изд., доп. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 80 с.

4. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - 3-е изд. - М. : Советский спорт, 2009 - 200 с. : ил. - (Серия «Спорт без границ»).

5. Семенов, Д.В. Исследование биомеханических параметров и биоэлектрической активности мышц при выполнении акробатических переворотов вперед и назад / Д.В. Семенов, В.Н. Шляхтов, А.А. Румянцев // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2009. - № 3 (49). - С. 75-79.

6. Солопов, И. Н. Дыхание при спортивном плавании / И. Н. Солопов. - Волгоград : Изд-во ВГАФК, 1988. - 52 с.

7. Терехина, Р. Н. Совершенствование исполнительского мастерства гимнасток в спортивной гимнастике / Р.Н. Терехина, С.И. Борисенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 80-83.

8. Царькова, Н.И. Управление тренировочными нагрузками спортсменок высших разрядов в художественной гимнастике : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Царькова Н.И. - М., 1980. - 22 с.

Контактная информация: [email protected]

sportfiction.ru


Смотрите также