Вольные упражнения (гимнастика). Гимнастика вольные упражнения


Вольные упражнения. Гимнастика - реферат

Похожие главы из других работ:

История российского фитнеса

Упражнения

Приседание. Возьмите штангу на плечи. Держите руками сверху. Опираясь на пятки, отведите таз назад. Сгибая ноги в коленях, приседайте до тех пор, пока бедра не окажутся параллельны с полом. Спину держите прямой...

Комплексы упражнений на отдельные группы мышц

1. Упражнения для мышц рук

...

Комплексы упражнений на отдельные группы мышц

4. Упражнения для мышц ног, упражнения для икр ног, икры ног

...

Основные средства физического воспитания и их влияние на здоровье человека

1. физические упражнения;

2. гигиенические факторы. Различными комплексами данных средств, многообразных формами и методами их использования и принято добиваться нужного тренировочного эффекта...

Основные средства физического воспитания и их влияние на здоровье человека

1. Физические упражнения

Физические упражнения представляют собой двигательные действия человека, выполняемые так, как это необходимо для решения задач физического воспитания. Или, иначе говоря, это есть двигательная активность человека...

Основы бодифлекса

Упражнения

"Лев" Это упражнение тренирует не только тело, но и лицо с шеей. Начальная поза: Это обычная поза стоя, ноги на ширине 30-35 сантиметров, руки опираются ладонями на ноги на два с половиной сантиметра выше коленей. Будто вы собираетесь сесть...

Пилатес: "Тело создается разумом"

Упражнения

Лодка. Сядьте, согнув колени и поставив стопы на пол, ноги на ширине таза. Обхватите руками бедра. Выпрямите спину, потянитесь макушкой наверх. Поднимите ноги так, чтобы лодыжки были параллельны полу. Задержитесь немного в этом положении...

Развитие общей физической подготовки боксеров 14 лет

2.2 Упражнения для боксера

Для общей физической подготовки следует выбирать из других видов спорта упражнения, наиболее отвечающие характеру действий боксера и способствующие развитию физических качеств. Некоторые виды физических упражнений...

Развитие скоростных качеств у пловцов в учебно-тренировочных группах 2–3-го года обучения

2.1 Общеподготовительные упражнения

...

Специальные физические упражнения борцов на примере нового стиля борьбы

3.2 Специальные упражнения

Специальные упражнения направлены на развитие мышечных групп, участвующих в непосредственном проведении приемов. Структура их движения и динамика близки к техническим действиям дзюдо...

Средства физической культуры и спорта

2.1 Физические упражнения

Физические упражнения - двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития...

Упражнения для восстановления зрения по М.С. Норбекову

Упражнения для суставов рук и ног

Кисти Каждое движение повторяем 8-10 раз! Упражнение № 1 Сжимаем_разжимаем кулаки (несколько раз. Вы уже знаете примерно сколько), ритмично, как можно быстрее...

Утомление и восстановление организма, роль физических упражнений в регулировании этих состояний

4. Упражнения на расслабление

Эти упражнения помогут вашему организму восстановиться. Упр. 1. И.п. -- стоя прямо, поднимите руки вверх. Встряхивание рук с последующим опусканием их вниз и наклоном туловища вперед. Упр. 2. И.п. -- стоя прямо, руки опущены вдоль туловища...

Утренняя гимнастика как главный способ правильного начала дня

Гимнастические упражнения

Гимнастические упражнения оказывают действие не только на различные системы организма в целом, но и на отдельные группы мышц, суставы, позволяя восстановить и развить ряд необходимых двигательных качеств, а также координацию движений...

Утренняя гимнастика как главный способ правильного начала дня

Общеразвивающие упражнения

Направлены на оздоровление и укрепление всего организма человека. Они используются по "принципу рассеянности физической нагрузки", т.е. упражнения для верхних конечностей сочетаются с упражнениями для туловища и нижних конечностей...

sport.bobrodobro.ru

Вольные упражнения (гимнастика) Википедия

Гимнастка, выполняющая вольные упражнения

Вольные упражнения — один из видов упражнений в спортивной гимнастике.

Описание[ | код]

Вольные упражнения проходят на «ковре» — квадратном помосте, размерами 12 на 12 метров с дополнительным бордюром безопасности шириной 1 метр. Помост должен обладать определённой эластичностью для смягчения приземления спортсмена при выполнении акробатических прыжков. Специальное покрытие ковра должно исключать ожоги кожи при трении об него.

Вольные упражнения входят в программу как женских, так и мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по вольным упражнениям, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командного и абсолютного первенства.

Вольные упражнения длятся, как правило, 70 секунд у мужчин и 90 секунд у женщин. Женские вольные упражнения — единственный вид программы спортивной гимнастики, выполняющийся под музыку. Выступление спортсмена оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. В женских соревнованиях судьи также учитывают уровень хореографической подготовки. Акробатические элементы вольных упражнений включают в себя кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках и другие, а также их связки. Характерным элементом вольных упражнений является акробатическая связка — серия прыжков и кульбитов, выполняемая по диагонали ковра от одного угла до другого. У женщин в программу входят отдельные танцевальные па, схожие с упражнениями из художественной гимнастики. Грубыми ошибками считаются падения и выход спортсмена за пределы ковра. В ходе выступления спортсмен должен максимально использовать площадь ковра.

У мужчин на вольных упражнениях гимнаст должен включить в свою комбинацию элементы из различных структурных групп. Всего таких групп 4 плюс соскок (соскоком на вольных упражнениях считается заключительная акробатическая диагональ).

Структурные группы элементов (мужчины)[ | код]

I. Элементы гимнастики (без использования акробатики)[ |

ru-wiki.ru

Вольные упражнения — Википедия РУ

1950-е 

Комбинации гимнастов 50-х годов представляли собой совокупность акробатических элементов и элементов гимнастики. Эта традиции будет продолжена и в дальнейшем.  Гимнасты исполняли акробатические линии типа рондат – фляк – фляк – пируэт назад или сальто назад прогнувшись. Иногда потом ещё добавлялся фляк. Т.е. максимум сложности «задней» акробатики было сальто назад прогнувшись с поворотом на 360.  Гимнасты исполняли также и сальто вперёд. Частым было соединение сальто вперёд в переход – рондат – фляк – сальто. Иногда исполнялся и такой элемент как твист, т.е. прыжок назад, в воздухе поворот на 180 и сальто вперёд.  Гимнастические элементы представляли собой кувырки назад в стойки или наоборот, со стойки на руках перекаты вперёд. Также обязательным элементом была стойка на руках силой из шпагата, упора лёжа или положения стоя. Иногда можно видеть горизонтальные упоры ноги врозь или на согнутых руках.  Одним словом, вольные упражнения мужчин состояли в основном из переворот вперёд/назад с «вкраплением» несложного сальто, а также из гимнастических силовых элементов. 

Комбинации гимнасток проходили под музыку. Уровень акробатики не сильно отличается от мужской. Разве что, нет длинных связок типа рондат – фляк - сальто – фляк – сальто. Как правило в своей программе гимнастка исполняет две диагонали типа рондат – фляк – бланш назад и рондат – фляк – винт назад. Отметим, что в середине комбинации гимнастки часто использую маховое сальто вперёд, а в заднем часто разводят для красоты ноги.  Гимнастическая часть содержит не сложные прыжки с поворотами на 360 или же прыжок в шпагат. Также обязательным элементом является сам по себе шпагат на ковре.  

1960-е 

Что интересно, на 10 десять лет гимнасты так и не уходят в сложности акробатики вперёд. По прежнему, предел сложности – пируэт назад. Правда, заметим, что гимнасты исполняют акробатические элементы с большим количеством простых элементов. Например, Франко Миникелли [1] в 1964-м году начинает с переворота вперёд - сальто вперёд в переход с последующим рондат – фляком – пируэтом назад. А заканчивает программу рондат – фляк – темповое сальто назад – фляк – сальто назад прогнувшись. Такой уровень сохранится и до конца 60-х.  Но помимо сальто вперёд и назад все гимнасты должны ещё включить твисты и сальто боком. Также популярными являются, казалось бы, тривиальные перевороты боком, но с длительной фазой полёта. Или же перевороты-авербахи, т.е. с использованием противотемпа. Оригинальным сальто сгибаясь-разгибаясь входит в историю японский гимнаст Юкио Эндо[2].  Гимнастические элементы те же: горизонтальные упоры на согнутых локтях или локте, стойка на руках силой, различные равновесия с удержанием ноги рукой и без. 

Комбинации женщин рассмотрим на примере программы Натальи Кучинской 1968 года[3]. Начало рондат – три фляка – сальто назад прогнувшись ноги врозь с поздним поворотом на 90 градусов. Далее, хореографическая композиция в ритм музыки. После чего выполянется поворот на ноге на 360 и маховое сальто вперёд. Вторая диагональ рондат – фляк – пируэт назад. После чего идут подряд простые прыжки, хореографическая композиция со шпагатом и элементами гибкости. И концовка рондат – фляк – сальто назад прогнввшись. 

Как мы видим, уровень сложности акробатики в конце 60-х у гимнасток и гимнастов практически одинаков. 

1970-е 

Если прогресс в акробатике 60-х годов был незаметен, то в 70-е годы гимнасты совершили огромные качественный скачок вперёд! Уже в 1972 году[4] на Олимпийских играх в Мюнхене ведущие гимнасты мира исполняют в первой диагонали двойное сальто назад в группировке, а в заключительной(третьей) диагонали – двойной пируэт назад. Оба этих движения были недоступны гимнастам предыдущего десятилетия, но новая смена гимнастов уже в массах начала овладевать как кратными вращениями, так и сложными пируэтами.  В основном в начале 70-х гимнасты развивают именно акробатику назад. Акробатика вперёд представлена простыми сальто вперёд прогнувшись максимум с поворотом на 180, а боковые элементы – это сальто боком согнувшись ноги врозь. Гимнасты исполняют сальто боком как с прямого разбега, так и после рондата или фляка.  К списку гимнастических элементов добавляются круги на полу. Эта новинка надёжно закрепится в программах спортсменов и в последующие годы. А после исполнения Филиппом Деласалом и Куртом Томасом[5] оригинальных кругов ноги врозь на коне в 1976 году, эти круги появляются в комбинации просто каждого гимнаста высокого уровня.  Также ряд гимнастов исполняет в качестве гимнастического элемента не простую стойку на руках силой, а после исполнения высокого угла. Этот сложный элемент также вносит разнообразие в гимнастическую часть спортсменов. 

Где-то с 1974 года гимнасты начинают включать в свои комбинации новый тип элементов – акробатические элементы с приходом не на ноги[6], а в кувырок. Популярным является либо полёт-кувырок с поворотом на 360, либо рондат и прыжок назад с поворотом на 540 в кувырок.  А после середины 70-х это направление акробатики начинает активно развиваться и чуть ли не обязательным является наличие полуторного сальто в кувырок. Гимнасты исполняют либо 1.5 сальто с разбега, либо рондат – 1.5 твиста в кувырок. Выдающимся мастером таких элементов, стал американец Курт Томас он впервые исполнил полтора сальто назад в группировке с поворотом на 540 градусов в кувырок, которое и по сей день носит его имя. 

Следующим витком эволюции элементов было исполнение выдающимся японским гимнастом Мицуо Цукахарой двойного сальто назад в группировке с поворотом на 360. и, что показательно, к 1976 году эта новинка была в программах почти всех ведущих гимнастов!  А к 1979 году гимнасты осваивают и двойное сальто назад прогнувшись. Путь к нему был долог и труден. Гимнасты вначале пробовали выполнять «двойной бланш», сгибая и разводя ноги, исполняя его в положении полупрогнувшись-полусогнувшись и т.д. Но в конце концов пришли к верной технике исполнения именно в положении тела прогнувшись без дополнительных технических изъянов.  Если рассматривать комбинации гимнастов в целом, то к концу 70-х программа каждого спортсмена включала в себя три акробатические диагонали. Первая из них – как правило, двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360 или двойной бланш назад, вторая диагональ – как правило, полуторный акробатический элемент в кувырок. Ну и заключительная диагональ чаще всего была двойным сальто назад в группировке, или реже двойным пируэтом назад. Гимнастическая часть состояла из кругов, стойки силой в различном типе исполнения, а также включала в себя различные элементы «для красоты» типа перекидок, кувырков в стойку и т.д. 

Женщины старались не отставать в прогрессе от мужчин. Но по понятным причинам отставали, конечно. Но тем не менее к 1972[7] году гимнастки уже освоили двойной пируэт назад. Также гимнастки стали в обязательном порядке включать в свои программы сальто вперёд в диагонали. К примеру, гимнастки исполняют сальто вперёд или твист в переход, затем рондат – фляк и сальто назад в группировке или прогнувшись.  Двойное сальто назад впервые было исполнено советской гимнасткой Нелли Ким[8] в 1976 году. С этого периода времени уровень сложности акробатики у гимнасток поднимается на совершенно новый уровень. И уже скоро гимнастки в массах начинают исполнять в комбинациях двойные сальто.  Прогресс настолько был велик, что уже через год(!) Елена Мухина[9] выполняет двойное сальто назад в группировке с пируэтом.  Также гимнастки окончательно догоняют гимнастов, начиная включать в свои комбинации полуторные сальто в кувырок. К примеру, Елена Давыдова[10] выполняет полуторный твист в кувырок, а Елена Мухина исполняет рекордное сальто Томаса! Но при исполнении этого сложнейшего элемента получает травму позвоночника и будет прикована к постели на последующие годы…  В итоге к концу 70-х[11] гимнастки выполняют два различных двойных сальто – в начале и в конце программы. А вторая диагональ часто включает в себя оригинальные соединения с пируэтами. К примеру, выполняется полуторный пируэт назад в переход или после фляка исполняется пируэт, а затем фляк и двойной пируэт. Это большой прогресс по отношению к началу десятилетия. 

1980-е 

В 80-е годы прогресс в освоении более сложных элементов ещё более заметен. К 1983 году гимнасты в массах осваивают двойной бланш назад, а двойное сальто назад с поворотом на 360 исполняется практически всегда в положении согнувшись.  Также гимнасты начинают включать в свои комбинации и сложные элементы других структурных групп. Юрий Королёв[12] показывает двойное сальто вперёд в группировке, а Тонг Фэй[13] двойное сальто боком.  Гимнасты как правило исполняют в комбинации три различных диагонали. Помимо них, частым гостем программ является полёт кувырок с поворотом на 360.  В качестве гимнастических элементов гимнасты в массах делают круги Делалса в стойку на руках. Также начинает набирать популярность «японская стойка» или стойка на руках силой с широко разведёнными в стороны руками.  К Олимпийским играм 1988 года гимнасты в массах уже исполняют двойной бланш с пируэтом. Также стоит отметить, что ещё в 1986 году советским гимнастом Юрием Порпленко на союзных соревнованиях было исполнено тройное сальто назад в группировке. Годом позже Валерий Люкин демонстрирует его на чемпионате мира, а ещё годом позже Владимир Гоголадзе исполняет его на Олимпийских играх. Что примечательно, в последующие годы тройное сальто практически полностью исчезнет из арсенала гимнастов как сверхрискованное и будет уделом лишь единиц.  Акробатика вперёд практически не развивается. Двойное сальто вперёд в группировке с прямого разбега – пока предел сложности. Но зато развивается направление двойных твистов. Более того, на юниорском чемпионате Европы 1988 года неизвестный советский гимнаст исполняет рекордный по сложности элемент – тройной твист в группировке![14] До сих пор он ни разу не был никем повторён и является самым сложным акробатическим элементом вольных упражнений.  Двойные сальто боком получают продолжение. Сначала азиатские гимнасты предлагают миру пример выполнения с прямыми ногами согнувшись, а чуть позже Лоу Юн[15] добавляет в него и поворот на 360 градусов.  Ещё одной особенностью вольных упражнений мужчин является практически полное отсутствие пируэтов. К концу 80-х количество гимнасток, исполняющих тройной пируэт, превосходило количество гимнастов, его выполняющих!  И лишь в самом конце 80-х гимнастов заставляют включать в комбинацию пируэтные элементы. Как правило спортсмены выбирают связку из двойного пируэта назад и в контртемп сальто вперёд на ноги или в упор лёжа.  Гимнастические элементы усложняются также. Гимнасты не просто исполняют круги Деласала в стойку, но также добавляют в них поворот на 360 градусов в противотемп, а также возвращаются со стойки опять в круги. 

Гимнастки также старались не отставать в прогрессе от мужчин, но по понятным причинам, сложные акробатические элементы появились в их арсенале значительно позднее. К 1983 году гимнастки в массах исполняют в программе два-три двойных сальто[16], при том, что одно из них с поворотом на 360. Также гимнастки включают в свои программы пируэтные вращения назад – как правило, полуторный или двойной пируэт назад.  Двойное сальто назад прогнувшись стало исполняться гимнастками где-то в 1985 году. Одной из первых гимнасток, замахнувшихся на такой сложный акробатический элемент, была советская спортсменка Елена Шушунова[17]. Также отметим, что Елена включила в свою комбинацию сложнейший полуторный твист прогнувшись в кувырок, а также полуторное сальто боком ноги врозь в кувырок. Вершиной сложности таких элементов в комбинации женщин и мужчин является полуторный пируэт прямым телом в кувырок. Он также был выполнен Еленой[18]. Это уникальный случай. Ведь дело в том, что данный элемент вообще впервые был исполнен Игорем Коробчинским в самом конце 80-х и до сих пор является максимально-сложным элементом из данной структурной группы. Т.е. в освоении сальто в кувырок женщины практически не отставали от мужчин. А после 1988 года эти элементы полностью исчезли из комбинаций гимнасток, как травмоопасные.  Также к 1985 году гимнасты в массах исполняют тройной пируэт назад[19]. А в 1987 году Оксана Омельянчик исполняет суперсложную связку тройной пируэт назад и контр-сальто вперёд в группировке[20]! Напомним, что гимнасты-мужчины вообще не включают тройной пируэт в свои комбинации.  В 1987 году гимнастки ещё повышают планку сложности акробатики и ещё ближе приближаются к уровню мужчин. Советская гимнастка Татьяна Тужикова[21] включает в свою программу двойное сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 в первом сальто. А румынская спортсменка Даниэла Силиваш[22] выполняет сложнейшее двойное сальто назад в группировке с двумя пируэтами. 

Это что касается акробатики назад. А как же акробатика вперёд? Она развивалась медленными темпами. В основном, двойные сальто вперёд можно было встретить в программах советских спортсменок – Ольги Стражевой[23] или Татьяны Тужиковой. Пируэтные вращения вперёд оставались делом будущего. 

Но самый сложный элемент женской акробатики и поныне был показан выдающейся советской гимнасткой Татьяной Грошковой[24] в 1989 году. Она смогла выполнить двойное сальто назад с двумя пируэтами, но уже в совсем другой форме. Первое сальто было выполнено прямым телом с двумя пируэтами, а второе согнувшись. Странно, но в нынешних Правилах этот элемент совсем не значится, как будто его не было. Хотя по сложности он превышает и двойное сальто назад в группировке с двумя винтами, и двойной бланш с винтом. Такая вот несправедливость истории. А ведь данный сложнейший элемент до Татьяны исполняли лишь единицы лучших мужчин-гимнастов, а из женщин он до сих пор не был повторён никем! 

Также отметим, что помимо акробатики, гимнасток обязывают выполнять и гимнастические элементы. А именно различные прыжки в шпагат, в том числе и с поворотами на 180-540 градусов, а также повороты на ноге. Гимнасты усложняют прыжки в шпагат тем, что выполняют его со сменой ног в полёте, а повороты исполняют в различных положениях тела. 

1990-е

С 1992 года начинают действовать новые правила. Теперь появляются прибавки за соединения элементов групп «С» и выше. Гимнастика у мужчин на вольных начинает приобретать совсем новый вид. Если в 1980-е пируэтную акробатику встретить можно было крайне редко, то в 90-е комбинация гимнастов будет на 90 % состоять именно из связок различных пируэтов между собой.

Гимнастам пришлось перестраиваться. До этого все силы тратились на изучение отдельных сложных элементов типа двойного бланша с двумя пируэтами или тройного сальто, а теперь нужно соединять элементы в связки по два-три подряд. Очень скоро выяснилось, что это намного проще, чем изучать сложную акробатику. В этом видят минус новых правил — гимнастика перестала эволюционировать в сложности, а стала развиваться в направлении соединений не очень сложных элементов между собой.

Но всё происходило не быстро. Гимнаст всё равно обязан был включить в комбинацию один сложный элемент — как правило, двойной бланш с пируэтом или двумя, а остальные две-три диагонали составляли связки типа рондат — 1.5 пируэта назад — сальто вперёд прогнувшись — пируэт вперёд прогнувшись. Хотя сразу заметим, что ведущие мастера акробатики продолжали включать в комбинации сверх сложные элементы. Например Ли Сяошуан[25] начинает с двойного сальто назад прогнувшись с двумя пруэтами, а заканчивает двойным сальто назад прогнувшись. Или Мелиссанидис[26] в 1999 году оригинально подходит к вопросу сочетания супер-сложных элементов 80-х и связок 90-х. Он исполняет такие связки элементов как рондат — темповое сальто назад — двойной бланш назад — в контр-темп пируэт вперёд в группировке, а также двойное сальто назад в группировке с пируэтом и в контр-темп сальто вперёд в группировке. Но всё таки, таких исполнителей становилось всё меньше и меньше. В основном, гимнасты набирали сложности до 10-балльной отметки именно соединениями типа 2,5 пируэта назад + сальто вперёд, или двойной пируэт назад + в контр-темп сальто вперёд в упор лёжа.

За 1990-е годы гимнасты освоили новый тип построения комбинаций. Стали включать в свои программы множество пируэтных вращений, чего не было в 80-е, в том числе с вязки с 2.5 пируэтами назад, но одинарные сложные элементы стали проще и встречаться реже. Также возросло число диагоналей в программе спортсменов. В большинстве случаев гимнасты используют 4, а не 3 акробатические линии.

Гимнастический элемент, как правило, представлял собой высокий угол, японскую стойку силой или горизонтальный упор. Многие гимнасты исполняет каскады из кругов Деласала в стойку с возвращением в круги и поворотами на 360 в противотемп. Также в конце 90-х Сергей Федорченко исполняет на вольных три русских круга подряд. Этот элемент в будущем станет самым популярным гимнастическим элементом.

Гимнастки в 90-е годы продолжают наращивать сложность своих элементов. Уже в 1991-м году Татьяна Гуцу и Оксана Чусовитина также осваивают двойной бланш с пируэтом. Оксана впервые исполнила двойное сальто назад прогнувшись с пируэтом во втором сальто. Также отметим, что гимнастки, как и гимнасты, проводят эксперимент — исполняют двойной бланш ноги врозь[27]. Но прибавку за такой вариант исполнения не дают, и в будущем эта тенденция не будет продолжена. После 1992-го года от гимнасток также требуют соединение элементов акробатики. А также гимнастки обязаны выполнять акробатические элементы вперёд. Причём получается так, что соединять простые акробатические элементы вперёд даже выгоднее, чем исполнять элементы назад.

К 1995-му году появляется целый ряд гимнасток, которые составляют свою программу практически из одних передних сальто. К примеру, Елена Продунова[28] вообще не включила в свою программу акробатику назад, зато исполняет крайне редкий двойной твист в группировке и даже соединяет его с сальто вперёд. Также включает не очень сложную, но поощряемую связку — твист согнувшись — сальто вперёд прогнувшись — сальто вперёд согнувшись.

Вторым новым веянием в комбинациях спортсменок стали пируэты вперёд. Гимнастки очень быстро освоили полуторный пируэт вперёд, а затем и двойной.

Двойное сальто вперёд с прямого разбега тоже не стало преградой для лучших спортсменок мира. Лилия Подкопаева[29] в 1995-м году исполняет уже не просто двойное вперёд, а усложняет его ещё и поворотом на 180 во втором сальто. Что необычно так это то, что Лилия исполняет своё сальто после двух переворотов вперёд. Сначала следует переворот с одной на одну, а потом с двух ног на две. Такой техникой кроме неё, не пользуются другие гимнастки, так как после второго переворота теряют нужный импульс, который должен уйти на исполнение двойного сальто. Лилия же, наоборот наращивает мощность импульса и двойное сальто получается очень высоким и достаточным для выполнения в высшей мере техничного поворота на 180. возможно, такая техника разгона ещё заинтересует гимнасток будущего и откроет новые горизонты в освоении акробатики вперёд.

После 1996-го года правила ещё раз корректируются. Становится ясно, что комбинация, целиком состоящая только из акробатики вперёд или назад, смотрится негармонично. И с этого момента гимнастки обязаны включать в программу как элементы вперёд, так и назад, как двойные сальто, так и пируэты, как отдельные элементы, так и связки сальто между собой. Помимо этого, усложняется гимнастическая часть программы. Гимнастки обязаны соединять прыжковые элементы между собой для получения прибавки.

К концу 90-х годов комбинации гимнасток действительно принимают другой оттенок. Они вбирают в себя мощь акробатики назад начала 90-х, и связки элементов между собой, а также акробатику вперёд.

Первый элемент программы как правило очень сложен — в большинстве случаев, это двойное сальто назад прогнувшись или двойное сальто назад в группировке с пируэтом. Многие гимнастки даже исполняют после двойного бланша сальто вперёд в контр-темп[30]! Вторая диагональ, как правило темповое соединение элементов. Вариантов тут было много. Исполнялись как пируэтные соединения между собой, темповое сальто назад + 2.5 пируэта назад + сальто вперёд[31], так и с использованием двойных сальто — темповое сальто + двойное сальто назад согнувшись.

2000-2012 годы 

После 2000-го года правила изменяются в очередной раз, но не кардинально. Чтобы набрать базу 10.0 по прежнему нужно исполнять как можно больше элементов в связках. Прибавки за связки даются и за гимнастические элементы. Поэтому в период с 2000-го по 2005-й годы популярными являются связки кругов Деласала в стойку с тремя русскими кругами, как например в комбинации Алексея Бондаренко[32].  Максимальную прибавку дают связки из трёх элементов, включающих в себя группы С и D. Очень популярны связки темповое сальто + 2,5 винта назад + пируэт вперёд, а также 1,5 пируэта назад + пируэт вперёд + 1,5 пируэта вперёд. У большинства гимнастов эти две связки есть в программе  Правила обязывают исполнять в программе не только элементы назад и вперёд, но и боком или твисты. Т.к. достаточно выполнить такой элемент всего группы В, то все как правило так и поступают – исполняют либо твист в группировке, либо сальто боком прогнувшись.  Но помимо двух связок по три элемента нужно исполнить 1-2 сложных прыжка. У большинства гимнастов это либо двойное сальто назад в группировке с двумя винтами, либо двойной бланш с винтом.  Но были и исключения. К примеру, выдающийся гимнаст Мариан Драгулеску[33] в 2004-м году исполняет двойной бланш с пируэтом и в контр-темп сальто вперёд в упор лёжа, также он пробовал исполнять оригинальную связку из трёх элементов – двойной бланш – сальто вперёд – 1,5 сальто вперёд в кувырок, а чуть позже освоил и двойной бланш с винтом и 1,5 сальто вперёд в кувырок. 

После 2006-го года правила меняются глобально. Теперь гимнастам не только нужно исполнять 10 сложнейших элементов в программе, но и спецтребования должны быть также максимально сложными.  К 2010-му году гимнасты включают в свою комбинацию 6-7 акробатических линий элементов не ниже группы D! Ничего подобного до этого не исполнялось никогда. Настоящий марафон. Но в этом кроется и минус новых правил. Комбинация выглядит затянуто.  Гимнасты в массах овладевают полуторными сальто в кувырок с полутора винтами как в группировке, так и прямым телом, что до этого считалось уделом единиц. Очень выгодным становится исполнять двойные твисты, т.к. им поднимают сложность, по сравнению с 2004-м годом. В результате, двойной твист согнувшись есть почти в каждой программе. А некоторые спортсмены выполняют его с поворотом на 360[34] и даже на 540 градусов!  Наиболее ценными с точки зрения прибавки, являются связки элементов групп D между собой. Поэтому можно встретить такие шедевры как двойной пируэт вперёд + двойное сальто вперёд и т.д.  Если в период с 2006 по 2008 годы давались связки за элементы групп С, то можно было заметить, что гимнасты нисколько не продвинулись в освоении новых типов соединений, т.к. связка 1,5 пируэта назад + пируэт вперёд + 1,5 пируэта вперёд так и осталась популярной. То с 2009-го года правила скорректировались и три элемента в связке канули в лету. С 2009-го года гимнасту бесполезно соединять три элемента между собой, т.к. прибавку дают лишь за два из них. И это сподвигло спортсменов к освоению сложных соединений из двух элементов. Надо отметить, что до 2009-го года 2.5 пируэта вперёд встретить в чьей либо программе было нереально, а к 2010-му году, это почти рядовой элемент программ гимнастов. 

В итоге можно сказать, что гимнастика на вольных у мужчин претерпевала множество метаморфоз. В 80-е – это больше цирковой номер, в котором 1 сверх-сложный элемент типа тройного сальто, а в 2010-м это марафон из множества сложных элементов, хотя тройные сальто уже не выгодно исполнять, т.к. слишком велики сбавки за технические ошибки. 

Комбинации гимнасток в период с 2000-го по 2005-й практически неотличимы в акробатической части от конца 90-х годов. Всё также 4 диагонали. Первая – как правило двойное сальто назад с пируэтом, вторая и третья тройной пируэт и 2,5 пируэта + сальто вперёд, и концовка двойное сальто назад согнувшись.  Были конечно исключения, типа Дайяны Дос Сантос, которая в одной программе выполняет двойной твист согнувшись и двойной бланш. Но это исключения.  Вот что изменилось, так гимнастические элементы. Гимнастки стали включать в свои программы связки прыжков между собой и получать за это прибавки. Наибольшей популярностью пользуется связка прыжков в группировке на 720 и 540 градусов. Повороты на ноге уже как минимум двойные, а прыжки в шпагат всё чаще встречаются с поворотом на 540 градусов. 

Период с 2006 по 2008-й годы это попытка заставить гимнасток исполнять 10 сложнейших элементов, как и мужчин. Это произвело как положительный, так и отрицательный эффекты. К положительному отнесём, что двойное сальто с двумя винтами стали исполнять чаще, чего в предыдущее четырёхлетие не встретишь почти ни у кого. Также гимнастки в массах освоили двойной твист и связку 2,5 пируэта назад + пируэт вперёд. Но комбинация была затянутой и подчас включала аж 6 линий. А часть элементов были вообще выполнены «для галочки», чтобы добрать эти самые 10 элементов.  С 2009-го года гимнасткам достаточно исполнить 8 сложных элементов, из которых не менее трёх гимнастических. Это делает программу более сложной и яркой. Гимнастки не только поднимают уровень акробатики в массах – теперь двойной бланш уже норма, но и сильно прибавляют в гимнастических прыжках и поворотах. Теперь выполнить повороты и прыжки в шпагаты также важно, как и акробатику и гимнастки стремятся, чтобы эти элементы были групп D, благодаря чему, мы становимся свидетелями четвертных и тройных поворотов на ноге, двойных поворотов в вертикальном шпагате и д.р.  Связки акробатических элементов должны также быть сложными. Гимнастки обязательно исполняют пируэт вперёд после 2,5 назад, а также связки двойного пируэта вперёд и сальто вперёд с поворотом на 360. В конце 2010-го года некоторыми гимнастками предпринимаются попытки включать в программу 3,5 пируэта назад, что да этого могли делать только мужчины.  Женская гимнастика развивается. Конечно, в 2010-м году нет таких «трюков», какие были в 1992-м, когда двойной бланш с пируэтом был нормой. Но гимнастика развивается, и возможно к таким сложным элементам гимнастки вернутся на новом витке эволюции.

2013 год - н.в.

Комбинации гимнастов этого отрезка времени уже отчётливо можно поделить на два больших класса: с использованием двойных сальто и только винтовые.

Первый тип гимнастов набирает сложность за счёт нескольких сложных двойных сальто с винтами. А второй тип сформировался благодаря фантастическому гимнасту из Японии - Кензо Шираи. В 2013-м году он сумел набрать базу в 7.4[35] только используя уникальные винтовые связки: 3.5 винта назад + двойной винт вперёд; винт вперёд + тройной винт вперёд; 2.5 винта назад + 2,5 винта вперёд. И в заключительной диагонали свой именной элемент - четвертной винт назад.

Пример Шираи сподвиг многих гимнастов последовать такой структуре составления программы и целый ряд спортсменов стал достигать очень высоких баз только за счёт сложных винтовых элементов, что в прочем привело к однообразности таких комбинаций.

Чуть позже, в 2015 году[36], Кензо Шираи усложняет свою комбинацию до 7.6 за счёт добавления ультра-элемента - двойное сальто назад в группировке с тремя пируэтами! А на тренировках он с высоким качеством исполнения выполняет совершенно невероятные "трюки": 4.5 винта назад + полвинта вперёд[37], 3.5 винта вперёд и двойной бланш назад с тремя винтами![38]

Так же с 2013 гимнастам разрешено использовать в комбинации только одно полуторное сальто в кувырок, и нельзя соединять его в связке с другим элементом. Это сделано из соображений безопасности, т.к. подобные элементы крайне травмоопасны.

http-wikipediya.ru

Книга: Вольные упражнения

Сергеева ТатьянаВольные упражненияНи звука. Ни вздоха. Лишь отдалённый гул трибун и шершавое тепло брусьев. Анюта шла к этому невероятные десять лет: у неё есть шанс стать чемпионкой Европы! Две третивсей прожитой жизни - сплошные… — КомпасГид ИД, (формат: Твердая глянцевая, 240 стр.) Подросток N Подробнее...2018595бумажная книга
Сергеева ТатьянаВольные упражненияНи звука. Ни вздоха. Лишь отдалённый гул трибун и шершавое тепло брусьев. Анюта шла к этому невероятные десять лет: у неё есть шанс стать чемпионкой Европы! Две третивсей прожитой жизни - сплошные… — КомпасГид ИД, (формат: Твердая глянцевая, 240 стр.) Подросток N Подробнее...2018344бумажная книга
Михаил АндросовВольные упражнения (сборник)Поздравительные речи, дорогие подарки, громадные букеты цветов, вспышки фотоаппаратов, пресс-конференции и официальные приёмы. Теперь всё это в прошлом. Совсем ещёюная гимнастка, став чемпионкой… — Написано пером, электронная книга Подробнее...201279.99электронная книга
Михаил АндросовВольные упражнения (сборник)Поздравительные речи, дорогие подарки, громадные букеты цветов, вспышки фотоаппаратов, пресс-конференции и официальные приёмы. Теперь всё это в прошлом. Совсем ещёюная гимнастка, став чемпионкой… — Написано пером, Подробнее...2012бумажная книга
Карикатура "вольные упражнения, автор Кокарев Сергей (17409-7499)" — (формат: Твердая глянцевая, 240 стр.) Подробнее...672бумажная книга
Карикатура "вольные упражнения, автор Кокарев Сергей (17409-7500)" — (формат: Твердая глянцевая, 240 стр.) Подробнее...672бумажная книга
Мини-конструктор "Гимнастика"Объект из коллекции "Спорт", объединяющей олимпийские виды спорта. Наноблок" Гимнастика" состоит из 3 видов спорта: Конь, Кольца, Вольные Упражнения. Выступает японская сборная по художественной… — Подробнее...429бумажная книга
Сергей Федорович БурухинМетодика обучения физической культуре. гимнастика 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПОВ учебном пособии раскрываются основные вопросы теории и методики обучения гимнастическим упражнениям. Представлены гимнастические комбинации, отдельные элементы в акробатике и на гимнастических… — ЮРАЙТ, Профессиональное образование электронная книга Подробнее...2016539электронная книга
Сергей Федорович БурухинМетодика обучения физической культуре. гимнастика 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриатаВ учебном пособии раскрываются основные вопросы теории и методики обучения гимнастическим упражнениям. Представлены гимнастические комбинации, отдельные элементы в акробатике и на гимнастических… — ЮРАЙТ, Университеты России электронная книга Подробнее...2016539электронная книга
Бурухин С.Ф.Методика обучения физической культуре. Гимнастика. Учебное пособие для СПОВ учебном пособии раскрываются основные вопросы теории и методики обучения гимнастическим упражнениям. Представлены гимнастические комбинации, отдельные элементы в акробатике и на гимнастических… — Юрайт, Профессиональное образование Подробнее...697бумажная книга
Бурухин С.Ф.Методика обучения физической культуре. Гимнастика. Учебное пособие для академического бакалавриатаВ учебном пособии раскрываются основные вопросы теории и методики обучения гимнастическим упражнениям. Представлены гимнастические комбинации, отдельные элементы в акробатике и на гимнастических… — Юрайт, Университеты России Подробнее...2017697бумажная книга
Бурухин С.Методика обучения физической культуре. Гимнастика. Учебное пособиеВ учебном пособии раскрываются основные вопросы теории и методики обучения гимнастическим упражнениям. Представлены гимнастические комбинации, отдельные элементы в акробатике и на гимнастических… — Юрайт, (формат: Твердая глянцевая, 240 стр.) Подробнее...2016804бумажная книга
Методика обучения физической культуре. гимнастика. Учебное пособиеВ учебном пособии раскрываются основные вопросы теории и методики обучения гимнастическим упражнениям. Представлены гимнастические комбинации, отдельные элементы в акробатике и на гимнастических… — Неизвестный, (формат: Твердая глянцевая, 240 стр.) Университеты России Подробнее...2016837бумажная книга
Бурухин С.Ф.Методика обучения физической культуре. Гимнастика. Учебное пособие для академического бакалавриатаВ учебном пособии раскрываются основные вопросы теории и методики обучения гимнастическим упражнениям. Представлены гимнастические комбинации, отдельные элементы в акробатике и на гимнастических… — ЮРАЙТ, (формат: Твердая глянцевая, 240 стр.) Подробнее...2017837бумажная книга
Кроссовки ASICSСмело двигайтесь к цели Стильная обувь GEL- DEFIANT создана специально для упражнений со свободными весами. Когда вы поднимаете вес над головой, стопы испытывают огромную нагрузку, так что они точно… — (формат: Твердая глянцевая, 240 стр.) Подробнее...6890бумажная книга

dic.academic.ru

вольные упражнения - это... Что такое вольные упражнения?

 вольные упражнения free exercises

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • вольные каменщики
  • вольный

Смотреть что такое "вольные упражнения" в других словарях:

  • Вольные упражнения — Гимнастка, выполняющая вольные упражнения …   Википедия

  • Вольные упражнения (гимнастика) — Гимнастка, выполняющая вольные упражнения Вольные упражнения один из видов упражнений в спортивной гимнастике. Вольные упражнения проходят на «ковре» квадратном помосте, размерами 12 на 12 метров с дополнительным бюрдюром безопасности шириной 1… …   Википедия

  • Чусовитина, Оксана Александровна — Оксана Чусовитина …   Википедия

  • Оксана Александровна Чусовитина — Олимпийские награды Спортивная гимнастика (женщины) Золото 1992 Командное первенство Серебро 2008 Опорный прыжок Оксана Александровна Чусовитина (род. 19 июня …   Википедия

  • Оксана Чусовитина — Олимпийские награды Спортивная гимнастика (женщины) Золото 1992 Командное первенство Серебро 2008 Опорный прыжок Оксана Александровна Чусовитина (род. 19 июня …   Википедия

  • Чусовитина — Чусовитина, Оксана Александровна Олимпийские награды Спортивная гимнастика (женщины) Золото Барселона 1992 Командное первенство …   Википедия

  • Чусовитина, Оксана — Олимпийские награды Спортивная гимнастика (женщины) Золото 1992 Командное первенство Серебро 2008 Опорный прыжок Оксана Александровна Чусовитина (род. 19 июня …   Википедия

  • Чусовитина Оксана Александровна — Олимпийские награды Спортивная гимнастика (женщины) Золото 1992 Командное первенство Серебро 2008 Опорный прыжок Оксана Александровна Чусовитина (род. 19 июня …   Википедия

  • Голоцуцков, Антон Сергеевич — Антон Голоцуцков …   Википедия

  • Спортивная гимнастика на летних Олимпийских играх 2008 — Соревнования по спортивной гимнастике на летних Олимпийских играх 2008 проходили с 9 по 19 августа. 196 спортсменов из 41 страны разыграли 14 комплектов медалей …   Википедия

  • ГИМНАСТИКА — (от греч. gymnos обнаженный) в современном понимании этого слова представляет ту или другую систему специально подобранных телесных упражнений, имеющих определенную целевую установку и определенное воздействие на организм. В зависимости от этого… …   Большая медицинская энциклопедия

dic.academic.ru

Глава 10. УПРАЖНЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКОГО МНОГОБОРЬЯ

ТОП 10:

Вольные упражнения

Вольные упражнения представляют собой комбинацию гимна­стических элементов, выполняемых на горизонтальной поверхно­сти — на полу, сцене, поле стадиона и т. п. Они могут предназна­чаться для того или иного контингента занимающихся (мужчин, женщин, школьников, дошкольников, спортсменов любого раз­ряда и т.д.), быть индивидуальными или групповыми, выполняться с музыкальным сопровождением или без него.

Групповые вольные упражнения составляются из хорошо разу­ченных, обычно простых элементов, выполняются с предметами и без них, как правило, под музыку. Основная сложность состоит в сохранении определенного взаимного расположения участни­ков на помосте или площадке и в согласованности их движений. Оценивается не каждый исполнитель в отдельности, а исполне­ние упражнения группой в целом, точность и ритмичность дви­жений, оригинальность перестроений.

Индивидуальные вольные упражнения подразделяются на спортив­ные упражнения и учебные комбинации (комплексы упражне­ний).

Спортивные вольные упражнения являются одним из видов как мужского, так и женского гимнастического многоборья. Выпол­няются они индивидуально на специальном гимнастическом ков­ре размером 12х 12 м. В младших разрядах разрешается выполнять упражнения вдвоем или втроем, но качество исполнения оцени­вается индивидуально. У мужчин в младших разрядах вольные уп­ражнения могут выполняться на акробатической дорожке. Для Женских вольных упражнений музыкальное сопровождение явля­ется обязательным.

 

Учебные комбинации составляются не более чем на 32 счета, но не менее чем на 8. В отличие от общеразвивающего упражнения конечное положение в учебной комбинации не обязательно со­впадает с исходным. Если комбинация составлена более чем на 16 счетов и выполняется на оценку, то ее можно считать спортив­ным вольным упражнением. Учебные комбинации могут состоять из элементов общеразвивающих упражнений, включать в себя движения, характерные для гигиенической и производственной гимнастики, простые акробатические элементы.

Вольные упражнения в целом содействуют развитию всех двигательных способностей: ловкости, быстроты, силы, под­вижности в суставах, выносливости, повышению функциональ­ных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и сен­сорных систем. Последнее выражается в том, что занимающие­ся усваивают такие характеристики движений, как амплитуда, темп, ритм, положение тела и его частей в пространстве, вели­чина и направление прилагаемых мышечных и волевых усилий. Вольные упражнения обычно располагают для этого более ши­рокими и разнообразными возможностями, чем упражнения на снарядах.

Совершенствование навыков выполнения вольных упражнений содействует формированию правильной осанки, пополняет воле­вой, эмоциональный и главным образом двигательный опыт гим­настов. Не только женщины, но и мужчины благодаря занятиям этими упражнениями развивают пластичность и выразительность движений всех звеньев тела. Групповые вольные упражнения, кроме того, содействуют воспитанию общительности, чувства товари­щества, ответственности за свои действия, взаимопомощи, фор­мированию сплоченности коллектива.

С предметами могут выполняться как групповые упражнения, так и учебные комбинации. Спортивные вольные упражнения с предметами относятся к художественной гимнастике. Кроме пред­метов, используемых в художественной гимнастике, в вольных упражнениях могут применяться также флажки, гантели, гимна­стические палки, шесты, канаты и др. При выполнении этих уп­ражнений дополнительно приобретаются и совершенствуются навыки движений кистью, что имеет еще и прикладное значение при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста письму, игре на пианино и других музыкальных инструментах, при овладении бытовыми, трудовыми, спортивными двигатель­ными навыками. Разнообразие используемых предметов содействует развитию координации движений.

Вольные упражнения включают в себя элементы различных видов упражнений — общеразвивающих, художественной гимна­стики, акробатики, хореографии и др. — и составляются с учетом требований композиции.

Под композицией вольных упражнений понимают последователь­ность выполнения гимнастических элементов и соединений, их расположение относительно ковра и взаимосвязь частей упражне­ния. Последнее означает стройность, осмысленность сочетаний и последовательность элементов и движений. Композиция должна быть гармоничной, динамичной, включать элементы разнообраз­ного характера, задавать направление движения исполнителя. На­личие слишком простых, примитивных элементов или соедине­ний нарушает гармоничность композиции. В групповых вольных упражнениях композиция определяет также взаимное расположе­ние и перемещение самих исполнителей.

Индивидуальные вольные упражнения могут быть столь же оригинальны и неповторимы, как и свойства личности каждого отдельного исполнителя. Включение простого, но редко исполня­емого элемента создает порой лучшее впечатление, чем последо­вательное выполнение трудных, но не очень оригинальных эле­ментов. В любом случае композиция упражнения должна подчер­кивать достоинства исполнителя. Мужским вольным упражнени­ям присущи использование движений прямыми руками и нога­ми, строгость движений, больший удельный вес силовых и стати­ческих элементов. Композиции женских вольных упражнений свой­ственна плавность движений, подчеркивание грациозности, пла­стичности, элегантности, танцевальное™ исполнительницы. В дет­ских упражнениях отражаются задор, игривость и подвижность юных спортсменов. В основе их упражнений может лежать какая-либо сценка или картинка.

Композиция спортивных вольных упражнений может быть обяза­тельной или произвольной. Последняя составляется из необходимо­го числа элементов и соединений определенной сложности с учетом требований правил соревнований. Композиция обязательных упраж­нений либо является строго заданной, либо составляется из элемен­тов заданного типа (для I и II разрядов по категории Б). Например, требования к акробатической комбинации, выполняемой мужчина­ми в качестве вольных упражнений II разряда, таковы.

1. Любое равновесие.

2. Стойка на руках — обозначить.

3. Переворот вперед или назад.

4. Соединение из 2 — 3 акробатических элементов.

При создании композиции элементы, указанные в требовани­ях, чередуются с простыми элементами и движениями для созда­ния целостного, логически завершенного упражнения.

Гармоничность спортивных вольных упражнений предполагает равномерность распределения трудных элементов внутри упраж­нения. Упражнение должно заканчиваться акробатическим соеди­нением указанной или большей трудности. У женщин после ко­нечного соединения следуют несколько движений, завершающихся

 

Гимнастика

 

принятием конечной позы. Для вольных упражнений спортсменов высоких разрядов характерно разнообразие направлений передви­жений, поворотов, использование большей части ковра, значи­тельные перемещения. При этом в композициях вольных упраж­нений мужчин передвижение исполнителя происходит, как пра­вило, по сторонам и диагоналям ковра (рис. 167), гимнастки же передвигаются не только по прямым линиям (рис. 168).

В вольных упражнениях для массовых разрядов и в учебных ком­бинациях (комплексах упражнений) направлений передвижения по ковру обычно немного. Например, при выполнении мужских вольных упражнений III разряда по программе категории Б спорт­смен перемещается вдоль одной прямой линии (рис. 169). Иногда композиция спортивных вольных упражнений намеренно приво­дится к линейной, чтобы упражнение можно было выполнить на акробатической дорожке.

В групповых вольных упражнениях участники выполняют обычно несложные элементы. Трудность состоит в требовании синхрон­ности движений исполнителей, единства характера их движений.

Если от начала до конца группового упражнения взаимное рас­положение участников, выполняющих одинаковые движения, сохраняется неизменным, то упражнение такого типа называется синхронным. В более сложных упражнениях этого типа применяют­ся одновременные перемещения участников на определенное число шагов и одновременные повороты.

Групповые упражнения называются ролевыми, если участники в едином ритме выполняют разные упражнения в зависимости от их принадлежности к той или иной группе, колонне, шеренге и от места в ней. Исполнители разного пола распределяются обыч­но в разные группы. Ролевые упражнения выглядят эффектно, если между движениями разных групп участников наблюдается кон­траст, например: соседние группы выполняют выпады в разные стороны; одни выполняют присед, другие встают и т.п. Контраст подчеркивается также различием костюмов участников и предме­тов, с которыми выполняется упражнение. Самым трудным из ролевых упражнений является «волна», при выполнении которой каждый участник в ряду выполняет то же движение, что и ДРУ"

гие, но с запаздыванием на определенную часть амплитуды от предыдущего участника.

Еще более сложными являются групповые вольные упражне­ния с перестроением, например, смыкания и размыкания, раз­бивка на группы, перестроение из шеренг в круги и т.д. Поддер­живать четкость строя особенно трудно при перестроениях типа «прочесывания», когда одна колонна движется навстречу другой, или с пересечением путей участников.

Если упражнение в целом состоит из частей разного типа, то оно называется составным.

Упражнение, в котором часть участников выполняет упражне­ния одного типа, а другая одновременно — упражнения другого типа, называется комплексным. Групповые вольные упражнения могут использоваться для выступлений на физкультурных празд­никах (подробнее об этом см. разд. 15.3 «Массовые гимнастические выступления»).

Для обучения вольным упражнениям первым этапом при ра­боте с начинающими является формирование «школы движений», т.е. навыков выполнения движений, элементов и простых соеди­нений чисто, безупречно, строго в гимнастическом стиле. Сред­ством для этого являются не всякие, а правильно выбранные об-щеразвивающие упражнения. Для постановки «школы движений» не следует использовать такие движения, как, например, из стойки руки в стороны-вперед мах правой вперед-влево, носком коснуться левой руки (то же левой ногой) или: из стойки ноги врозь с на­клоном вперед, руки в стороны — повороты туловища.

Улучшению качества движений при выполнении вольных уп­ражнений содействуют контроль и самоконтроль. Последний в пол­ной мере возможен при использовании зеркала, а лучше — ви­деосъемки. Контроль может осуществлять сам педагог либо он орга­низовывает работу учащихся в парах для взаимоконтроля. При ра­боте с начинающими и с занимающимися младшего возраста кон­троль педагога должен обязательно преобладать. Постоянно следу­ет обращать внимание на их осанку, положение головы, рук, ки­стей, пальцев. Например, при выполнении наклона вперед, руки в стороны контролируется, чтобы туловище учащегося было про­гнутым и находилось в горизонтальном положении, голова под­нята, руки в стороны (на уровне плеч) и слегка кверху (относи­тельно туловища, а не пола), ладонями вперед (т.е. к полу), паль­цы вытянуты и прижаты. Большое значение для формирования «школы движений» имеет хореографическая подготовка.

Обучение вольным упражнениям проводится как в подготови­тельной, так и в основной части урока.

В подготовительной части разучиваются простые элементы и соединения, совершенствуется «школа движений». Более сложные элементы разучиваются в упрощенном и измененном виде. На-

пример, вместо шагов в сочетании с движениями рук выполня­ются выставления ног с теми же движениями рук. Организуется выполнение частей вольных упражнений в различных направле­ниях, для чего применяются повороты и перестроения.

В подготовительной части чаще всего используется фронталь­ный метод. Учащиеся выполняют упражнения на ковре или на полу. Разучиваемые части вольных упражнений выполняются вна­чале в медленном темпе, по разделениям, с фиксацией внимания на более трудных движениях, при контроле правильности их вы­полнения. Затем темп, амплитуда движений постепенно увеличи­ваются, повышаются требования к точности, совершенствуется стиль исполнения разучиваемого элемента, соединения, комби­нации, подключается музыкальное сопровождение.

В основной части урока разучиваются более сложные элемен­ты: равновесия, стойки, перевороты, сальто, прыжки, поворо­ты, перемахи и т. п. Разучивание проводится индивидуальным или проходным методом. Если в подготовительной части урока уча­щиеся выполняют упражнения главным образом на полу или на ковре, то в основной части используются также маты, акробати­ческая дорожка, мостик, лонжи (страховочные пояса), пороло­новая яма и другие снаряды и приспособления.

Совершенствование техники исполнения отдельных элементов вольных упражнений и их соединений осуществляется также пу­тем выполнения несложных учебных комбинаций, составленных из разученных частей упражнения. Педагог может составлять эти комбинации сам на 8, 16, 24 счета, а более подготовленным уче­никам предложить составить такие комбинации самостоятельно.

Вольные упражнения, составленные для исполнения под му­зыкальное сопровождение, разучиваются по «восьмеркам». При добавлении вновь разученной «восьмерки» к ранее освоенной ча­сти упражнения темп исполнения вначале задается более медлен­ный, а затем постепенно ускоряется. Если упражнение не сопро­вождается музыкой (для старших разрядов мужчин), то оно разу­чивается в произвольном разделении на части. В конечном итоге все части, или «восьмерки», упражнения соединяются в единое целое и выполняются слитно.

На этапе совершенствования вольные упражнения выполня­ются целиком, при этом более трудные фрагменты продолжают совершенствоваться отдельно. При выполнении упражнения в це­лом иногда делаются остановки для уточнения отдельных поло­жений тела или его звеньев. Для развития двигательной памяти и выносливости разученные вольные упражнения выполняются по 2 и даже по 3 раза подряд без остановки. Применение указанного метода в вольных упражнениях более эффективно, чем в других видах гимнастического многоборья, особенно в плане развития выносливости.

Упражнения на коне

Упражнения на коне (высота 105 см от поверхности мата) — махи и перемахи одной и двумя ногами, скрещения прямые и обратные, круги одной и двумя ногами, соскоки — считаются наиболее трудными из всех видов гимнастического многоборья. Они усложняются введением поворотов, выходов и переходов, изменением условий опоры на две и одну ручку, внутри ручек, на ручку и тело коня, на тело, и могут выполняться продольно и поперек. Упражнения на коне должны выполняться в ровном тем­пе без задержек и остановок, без касаний и отталкивания ногами о снаряд. Успешное овладение упражнениями на коне требует хо­рошего развития мышечной силы рук, плечевого пояса, тулови­ща, координации движений, подвижности в тазобедренных сус­тавах, равновесия. Упражнения изучаются целостным методом, в обе стороны, с применением поддержек и проводок, с помощью подготовительных и подводящих упражнений на стандартном и нестандартном оборудовании, на тренажерах.

Перемахи могут быть однонаправленными (одноименными) и разнонаправленными (разноименными). В первом случае перемах правой ногой начинается в правую сторону, а левой — в левую. Во втором случае перемах правой ногой начинается в левую, а ле­вой — в правую сторону.

Однонаправленные перемахи выполняются из упора стоя, из упора сзади и из упора ноги врозь. Так, для выполнения перемаха левой из упора стоя (с прыжка) делается бросковое движение ногами и туловищем влево, при этом левая нога обгоняет правую и подни­мается до уровня левого плеча и выше. Образовавшееся широкое разведение ног на мгновение фиксируется. В это время левая рука снимается с опоры, а тело приподнимается на правой руке, таз и бедро левой ноги посылаются вперед, обгоняя движение голени, левая нога быстро переносится вперед над конем и левой ручкой, после чего левая рука вновь опирается на левую ручку. В двухопор-ной фазе движения тела и ног происходят под воздействием силы тяжести без особых усилий со стороны занимающегося. После прохождения вертикали движение подхватывается и делается мах ногами вправо, правая нога опережает левую и продолжает дви­жение до уровня правого плеча и выше. При движении в обратном направлении, по мере приближения ОЦМ тела к вертикали, уси­ливается движение правой ноги влево до уровня поверхности коня. Далее проекция ОЦМ тела смещается вправо ближе к центру площади опоры правой руки, левая рука приподнимается над опорой, а левая нога, обгоняя своим движением правую ногу, перемахивает над телом коня и левой ручкой. Начинается мах вправо до последующего перемаха, но теперь уже правой ногой (рис. 170).

 

 

Разнонаправленные перемахи выполняются из тех же исходных положений, что и однонаправленные. Например, для перемаха левой ногой вправо из упора стоя (или из упора) в упор ноги врозь надо сделать маятникообразное бросковое движение туло­вищем и ногами вправо. При этом правая нога опережает движе­ние левой и поднимается в сторону по возможности выше над конем, ноги широко разводятся, в крайней точке маха правая рука отталкивается от ручки, а левая нога выполняет перемах. За­тем рука снова ставится на ручку, и гимнаст приходит в упор ноги врозь левой (рис. 171).

При выполнении этого же упражнения левой ногой вправо, но из упора сзади предварительно делается небольшой замах тулови­щем и ногами влево. Затем проекция ОЦМ тела перемещается на левую ручку, что позволяет выполнить маятникообразное брос­ковое движение туловищем и ногами вправо. При этом правая нога опережает движение левой и поднимается по возможности выше над конем, таз слегка поворачивается навстречу движению, ноги широко разводятся. Правая рука приподнимается над руч­кой, а левая нога в это время проносится над конем, правая рука снова ставится на ручку и гимнаст переходит в положение упора ноги врозь правой.

Наиболее трудным разнонаправленным перемахом является перемах из упора ноги врозь в упор сзади. Так, например, для выполнения этого упражнения левой ногой проекция ОЦМ тела предварительно смещается на правую ручку, а ногами делается небольшой мах в левую сторону. Затем тяжесть тела переносится на левую ручку и выполняется сильный мах ногами в правую сто­рону, правая нога опережает движение левой и поднимается до уровня плеча гимнаста и выше. В конечной точке маха ногами пра­вая рука приподнимается над ручкой, а левая нога проносится над конем и правой ручкой. В этот момент таз слегка поворачива­ется навстречу перемаху и подается вперед. Правая рука ставится на опору, и гимнаст переходит в положение упора сзади.

При обучении перемахам в качестве подводящих и подготови­тельных упражнений применяются: различные размахивания и пе­ремахи в упоре ноги врозь и в упоре сзади, перемахи в упоре вне (рис. 172) с помощью и самостоятельно; махи ногами во всех на­правлениях, размахивания в висе широким хватом спиной к гим­настической стенке ноги вместе и врозь пошире с фиксированным положением ног в конце маха; размахивания в стороны в упоре и в упоре на руках на средних брусьях в положении ноги вместе и врозь без задержки и с задержкой в конце маха; отталкивание руками в упоре лежа на полу; рукохождение в упоре на брусьях не разводя ног и не размахивая туловищем из стороны в сторону; махи в упоре

 

 

 

на коне с ручками и другие разновидности махов и перемахов но­гами; прыжки через коня в ширину боком; соскоки на брусьях бо­ком и углом без поворотов и с поворотами; разнонаправленные перемахи в упор с помощью и самостоятельно.

Однонаправленные круги одной ногой представляют собой со­единение двух перемахов: однонаправленного вперед или назад и разнонаправленного из упора ноги врозь. От того, насколько пра­вильно освоены эти перемахи, зависит успешность выполнения данного элемента. Он выполняется из тех же исходных положе­ний, что и перемахи (рис. 173).

Разнонаправленные круги одной ногой выполняются из упора стоя (с прыжка), из упора сзади и из упора ноги врозь. Они пред­ставляют собой два последовательных перемаха, один из которых разнонаправленный, а другой — однонаправленный.

Прямое скрещение — это соединение двух перемахов, однона­правленного и разнонаправленного, выполненных одновременно правой и левой ногой навстречу друг другу. После перемаха пра­вой вперед надо перенести тяжесть тела на правую руку, сделать энергичный взмах левой ногой как можно повыше и оттолкнуться левой рукой от ручки, удерживая левую ногу в крайнем верхнем положении, выполнить перемах правой ногой над конем и левой ручкой, а с движением тела вниз таз слегка вывести вперед, сде­лать перемах левой вперед, быстро пронести руку над левым бед­ром и поставить ее на ручку между широко разведенными ногами (рис. 174). При изучении этого упражнения рекомендуется: пра­вильно выполнять разнонаправленные перемахи из упора ноги врозь, медленные скрещения с помощью, поднимая и удерживая левую ногу обучаемого в момент перемаха правой влево; выпол­нять скрещение со второго-третьего взмаха. Помощь оказывается по ходу движения подталкиванием левой ноги вверх.

Обратное скрещение представляет собой соединение двух пере­махов — однонаправленного и разнонаправленного, выполняе­мых одновременно из упора ноги врозь. После предварительного взмаха влево при движении ног к вертикали тяжесть тела переда-

ется на левую руку и выполняется мах ногами вправо с энергич­ным движением правой ноги в сторону и отталкиванием правой рукой от ручки. Мах ногами сочетается с разгибанием в тазобед­ренных суставах и широким разведением ног. После перемаха ле­вой ногой вперед, правой назад правая рука ставится на ручку между широко разведенными ногами и гимнаст переходит в упор ноги врозь левой. Для успешного овладения этим упражнением надо предварительно научиться правильно выполнять разнонап­равленные перемахи из упора ноги врозь в упор сзади, обратное скрещение из упора вне, медленное скрещение с помощью. По­мощь оказывается подниманием и удержанием правой ноги обу­чаемого в момент перемаха левой вперед.

Круги двумя представляют собой два перемаха обеими ногами. Они выполняются последовательно друг за другом прямыми но­гами и туловищем. Их можно начинать с прыжка из упора стоя хватом за ручки, после однонаправленных перемахов вперед или назад из упора ноги врозь, из упора вне или из упора одна рука на ручке, другая — на теле коня. Круги могут выполняться как в правую, так и в левую сторону. Так, при выполнении кругов в левую сторону из упора стоя надо, отталкиваясь от опоры, туло­вище и ноги круговым движением направить влево над конем, при этом спину приподнять над ручками, а плечи слегка подать вперед. Когда таз окажется над левой ручкой, следует оттолкнуть­ся от нее левой рукой и завершить перемах, затем руку снова поставить на опору и перейти в упор сзади. Оказавшись в этом положении, выполнить круговое движение тазом и ногами впра­во. Когда ноги окажутся над правой ручкой, оттолкнуться от нее правой рукой, тазом и ногами выполнить перемах назад, не пово­рачивая таз налево, быстро поставить руку на опору и завершить упражнение (рис. 175).

Соскок однонаправленным перемахом одной вперед с поворотом налево {направо) выполняется из упора ноги врозь правой (левой). Активным махом левой ноги влево и вперед оттолкнуться левой рукой и перенести вес тела на правую руку, повернуться направо

 

с одновременным прогибанием тела и приземлиться между лини­ями ручек.

Последовательность изучения: стоя спереди, удерживать гимна­ста за левую ногу в момент ее активного взмаха; из стойки боком опорой о ручку коня или гимнастическую стенку прыжок прогнув­шись; выполнение соскока в обе стороны из упора ноги врозь пос­ле нескольких взмахов, а затем после перемаха без поворота (в стойку спиной к коню) и с поворотом. Помощь оказывается стоя сзади под плечо опорной руки и под бедро маховой ноги.

Соскок разнонаправленным перемахом с поворотом внутрь из упора ноги врозь правой {левой) выполняется активным махом левой ноги с одновременным толчком левой рукой и передачей тяжести тела на правую руку, перемахом правой ноги влево назад с поворотом направо и присоединением ее к ведущей ноге. В момент поворота левая рука ставится на правую ручку, а правая быстро отводится в сторону для удержания тела в вертикальном положении при при­землении между линиями ручек. Для изучения соскока рекомен­дуется выполнить: из упора ноги врозь взмахи с высоким подни­манием ведущей ноги; разноименный перемах в упор и в соскок с поддержкой и самостоятельно. Помощь оказывается стоя сзади подхватыванием ведущей ноги в верхнем положении.

Соскок углом назад выполняется из упора ноги врозь левой (пра­вой). После перемаха правой, замедляя ее движение и одновре-

менно подавая таз вперед и вправо, быстро поставить правую руку на ручку, перенося на нее вес тела. Продолжая мах правой ногой в направлении справа налево по кругу, как можно раньше соеди­нить ноги, снять левую руку с опоры и приземлиться правым боком к снаряду (рис. 176). При обучении этому упражнению пред­варительно выполняются: из упора сзади соскок углом влево на­зад с помощью и самостоятельно; из упора ноги врозь левой, пе­ремах левой назад и соскок с поворотом налево. Помощь оказыва­ется стоя сзади двумя руками за пояс.

Упражнения на кольцах

Упражнения на кольцах (высота 255 см от поверхности матов) относятся к одному из наиболее сложных видов гимнастического многоборья. Основными из них являются: подъемы, выкруты, обо­роты, статические положения и силовые элементы, соскоки. Из сочетания этих упражнений состоят комбинации, выполняемые гимнастами на соревнованиях. Непременным условием современ­ных комбинаций является сочетание разнообразных силовых пе­ремещений, сложных статических поз, резких переходов маховых упражнений в статические. Диапазон их трудности очень большой. Поэтому для овладения такими упражнениями необходимо соче­тание хорошо развитой мышечной силы, гибкости, ориентиров­ки в пространстве и чувства равновесия, эмоциональной устой­чивости, решительности и смелости. Перечисленные способности развиваются в процессе овладения упражнениями на кольцах.

Конструктивные особенности этого снаряда представляют со­бой подвижную опору свободно перемещающихся, в зависимости от движения гимнаста, колец, причем всегда в противоположном направлении. Это создает специфические трудности при выпол­нении упражнений и требует формирования прочных, устойчи­вых помехам умений и навыков, присущих упражнениям на дан­ном снаряде.

При выполнении упражнений на кольцах все точки тела дви­жутся не по дугам окружностей, как на перекладине, а описыва­ют сложные кривые, приближающиеся к параболам. Общий центр тяжести тела гимнаста перемещается в вертикальной плоскости, проходящей через точки подвеса колец. При выполнении движе­ний большим махом в момент прохождения телом нижней верти­кали создаются центробежные силы, в результате чего резко воз­растает нагрузка на кисти рук гимнастов, особенно при выполне­нии хлестовых (бросковых) движений.

Неправильное выполнение упражнений на этом снаряде при­водит к нежелательному раскачиванию колец. Чтобы приостано­вить его, надо сделать движения ногами и туловищем в сторону, Противоположную направлению раскачивания. Целесообразно спе-

циально обучать занимающихся умению предупреждать и оста­навливать раскачивание колец.

На начальном этапе обучения упражнениям на кольцах зани­мающиеся сначала овладевают основными положениями (поза­ми), которыми в дальнейшем могут начинаться или заканчивать­ся более сложные упражнения, висом, правильным размахивани­ем, техникой исполнения основных статических поз из размахи­вания, переходом из одних статических положений в другие. Многие упражнения разучиваются на низких кольцах, а сложные упраж­нения — с применением лонжи различных конструкций и специ­альных тренажеров.

В школьной программе по физической культуре упражнения на кольцах не предусмотрены. Однако простейшие из них (висы, упоры, размахивания, выкруты и легкие соскоки) с успехом мо­гут использоваться для формирования осанки, развития двига­тельных и психических способностей школьников. При этом сле­дует обеспечивать требования безопасности выполнения упраж­нений.

Вис — основное статическое упражнение, выполняется про­стым и глубоким хватом. При правильном висе тело выпрямлено во всех суставах, голова между руками, живот подтянут, ноги вместе, носки оттянуты, кольца параллельны или повернуты внутрь (кисти пронированы). Техника исполнения виса обусловлена не­обходимостью предельного удаления всех звеньев тела от опоры, а при маховых упражнениях — созданием возможно большего момента инерции тела в первой части упражнения. Это достигает­ся за счет главным образом подвижности в плечевых суставах и изгибов позвоночника (рис. 177).

Висы смешанные характеризуются дополнительной опорой о снаряд или пол каким-либо звеном тела. Наиболее распростра­ненными упражнениями являются: вис стоя, лежа, присев, при­сев сзади (спиной к снаряду), стоя сзади и лежа боком (продоль­но и поперек), вис стоя согнувшись и прогнувшись, вис лежа сзади и лежа ноги назад, вис на левой (правой) и на подколен­ках, вис на носках и завесом в кольца (то же в одно кольцо, то же ' отпуская одну руку), вис прогнувшись опорой стопами о тросы.

Висы простые являются исходными положениями для выпол­нения многих упражнений. В середине комбинации они носят са­мостоятельный характер. Наиболее распространенными из них яв­ляются: вис на прямых и согнутых руках, вис сзади, согнувшись, прогнувшись и углом, горизонтальный вис сзади и спереди.

Вис на согнутых руках характеризуется предельным сгибанием рук, кисти поворачиваются и прижимаются пальцами к груди.

Вис сзади выполняется из виса согнувшись опусканием ног и туловища до предела назад и вниз, требует значительных мышеч­ных усилий и подвижности в плечевых суставах.

Вис согнувшись является основным исходным или конечным положением при выполнении многих простых элементов, связок и комбинаций. На начальном этапе обучения он выполняется как самостоятельное упражнение из размахивания в висе, толчком двух ног, махом одной и толчком другой, силой. Во время виса руки должны быть прямыми (кольца параллельно туловищу), го­лова наклонена к груди, ноги прямые и подняты в положение согнувшись под углом 45° к продольной оси туловища, ОЦМ тела — в плоскости тросов (рис. 178). Страховка и помощь оказываются стоя сбоку поддержкой обучаемого за руку или под шею и пояс­ницу.

Вис прогнувшись также может быть исходным или конечным положением при выполнении многих элементов, связок и комби­наций. Он выполняется из виса согнувшись, из размахивания в

 

висе и силой. В висе прогнувшись тело должно быть слегка прогну­тым или прямым, головой вниз, руки прямые, кольца прижаты к туловищу, таз в плоскости колец, пятки и голова на одной линии. Страховка и помощь оказываются сбоку за руку или под живот и поясницу.

Вис углом выполняется из виса подниманием ног до прямого угла. Основную работу выполняют мышцы подвздошно-пояс-ничные, передней и внутренней поверхности бедра и брюшно­го пресса.

Горизонтальный вис сзади — силовое упражнение, несложное по технике исполнения, но требующее хорошо развитой силы мышц шеи, спины, задней поверхности бедра и кистей рук. Ис­пользуется как самостоятельное упражнение и для развития мы­шечной силы. При выполнении упражнения тело находится в го­ризонтальном положении в висе сзади, кольца повернуты нару­жу, руки супинированы и соприкасаются с широчайшими мыш­цами спины. Голова слегка приподнята (см. рис. 103). Страховка и помощь оказываются поддержанием под грудь и ноги.

Горизонтальный вис спереди — наиболее трудное из висов сило­вое упражнение, требующее хорошо развитой силы грудных, широчайших мышц спины, брюшного пресса, подвздошно-пояс-ничных, передней и внутренней поверхности бедра. Напряжение ягодичных мышц способствует удержанию тела в выпрямленное положении. Эта разновидность виса используется как самостоя­тельное упражнение в программах гимнастов старших разрядов и для развития у них мышечной силы. При выполнении упражне­ния тело находится в горизонтальном положении, руки в локте­вых суставах выпрямлены, голова и туловище составляют прямую линию, кольца повернуты внутрь — большие пальцы обращены друг к другу, кисти рук несильно сжимают кольца, опора в ос­новном приходится на пальцы (см. рис. 104). Страховка и помощь оказываются стоя сбоку поддержанием под спину и бедра.

Упор служит основным элементом начальной подготовки гим­настов. При его выполнении тело и руки должны быть выпрямле­ны, плечи опущены, локти приближены к туловищу, кисти слег­ка супинированы, живот подтянут, голова прямо, кольца удер­живаются у середины бедер, основные усилия направлены на со­здание надежной опоры. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку, на низких кольцах под живот и спину, на высоких — за ноги.

Упоры смешанные характеризуются дополнительной опорой ногами о снаряд: упор завесом бедрами в кольца и на руку. Они сложны по затратам мышечных усилий при переходе из одного упора в другой.

Упоры простые довольно трудны для исполнения без предвари­тельной тренировки, так как требуют хорошо развитой силы мыши

рук и туловища, способности сохранять равновесие на подвиж­ной опоре. Ими начинаются или заканчиваются как простые, так и сложные элементы и связки. При разучивании этих упоров у занимающихся развивается сила мышц рук, способность сохра­нять равновесие. Наиболее простыми являются упор и упор уг­лом, наиболее сложными — горизонтальный упор на руках, упор руки в стороны («крест») и упор руки в стороны вниз головой.

Упор углом характерен удержанием ног в положении прямого угла по отношению к туловищу. Выполняется за счет подвздошно-поясничных мышц, мышц брюшного пресса, передней и внут­ренней поверхности бедра, подвижности в тазобедренных суста­вах. При выполнении этого упора руки должны быть выпрямле­ны, кисти слегка развернуты наружу, спина прямая, голова слег­ка приподнята (рис. 179). Подвижная опора усложняет выполне­ние элемента. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку, в слу­чае необходимости возможна поддержка под ноги и спину.



infopedia.su