Гимнастика для… языка! Гимнастика языка для детей


Гимнастика для губ и языка для детей 2,3,4 лет

Все мы знаем о пользе утренней гимнастики: сделает малыш несколько несложных упражнений – и ходит бодрый и веселый весь день. Но мало кто слышал о не менее полезной речевой гимнастике. А между прочим, любой логопед согласится с тем, что именно она может помочь ребенку дошкольного возраста научиться правильно произносить все звуки родного языка. Кроме того, такая «зарядка для ротика» хорошо тренирует интонацию, выразительность речи и даже умение общаться! К тому же это просто и весело, потому что каждое упражнение похоже на занимательную игру. Но обо всем – по порядку.

Сегодня многие дошколята почти не говорят, шепелявят и картавят. Большинству можно поставить невеселый диагноз: задержка речевого развития. Именно поэтому уже с двухлетнего возраста стоит начать занятия по речевой гимнастике. В этом нет ничего сложного: главное, чтобы упражнения делались регулярно и были интересны малышу.

 

Вот набор упражнений, которые и разовьют речевой аппарат и развлекут малыша:

1. Песенка-разминка

Как и любую гимнастику, зарядку для языка (а также губ, щек, неба и легких) нужно начинать с разминки. Предложите малышу сыграть веселую мелодию... на губах! Скажите: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». А теперь покажите ребенку, как можно исполнить мелодию, перебирая указательным пальцем по губам и произнося одновременно звук: «Б-б-б». Это не только полезно, но и забавно: ребенку обязательно захочется почувствовать себя таким необычным музыкантом-шутником.

2. Давай подразнимся!

Теперь самое время размять язычок. Предложите ребенку поиграть в дразнилки:

пусть он, просунув язычок между губами, произнесет звуки: «Бе-бе-бе», «Пе-пе-пе». Предложите ему поэкспериментировать: пусть попробует произносить любые звуки – скорее всего, смешно будет и вам, и самому малышу.

3. Клоун Петрушка

Поиграйте в цирк. Пусть ребенок представит себя веселым клоуном, который строит зрителям разные уморительные гримасы: то улыбается, то грустно опускает вниз уголки рта, то складывает губы трубочкой... Это упражнение, если его делать несколько минут подряд, может немного утомить ребенка: поэтому поддержите его, похлопайте малышу, как настоящему веселому циркачу.  Ведь он очень старался!

4. Лялечка плачет

Предложите ребенку подурачиться и изобразить совсем маленького младенца. Для этого надо произносить: «Уа-уа». Но так, чтобы губки активно работали. Чтобы не было скучно, чередовать это упражнение можно с «Эхом», произнося на такой же манер: «Ау-ау».

5. Запасливый хомячок

Расскажите малышу, что многие животные перед зимовкой делают запасы. Хомячки запасают зерно, а для этого носят его в норку не в лапках, а за щеками. А теперь малыш, словно хомячок, должен хорошенько вдохнуть, надуть щеки и удержать воздух в течение 3–5 секунд. Для реалистичности можно предложить ребенку пройтись так по комнате: «от амбара с зерном — к норе».

6. Любопытная улитка

У хомячка есть подружка – улитка. Она любит высовываться из своего домика и глядеть, что творится в мире. Пусть малыш сложит губы в трубочку (это будет голова улитки) и просунет через них кончик языка (это будут улиткины рожки).

Высунуться улитка должна 8–10 раз.

7. Рыбка-молчунья

Всем известно, что рыбки, хоть и открывают рот, но говорить совсем не умеют. Разве что пузыри могут в море пускать. Чтобы стать похожим на рыбку, надо открывать и резко закрывать рот, крепко смыкая губки: «иначе вода в рот затечет, а вода в море соленая, не-вкусная».

8. Злой волк

А теперь из соленого моря самое время перебраться в теплую волчью берлогу, которую охраняет сам ее хозяин – Серый Волк. Всех проходящих мимо он пугает страшным оскалом. Пусть и ребенок попробует «обнажить клыки»: для этого надо  сомкнуть зубы и развести губы в стороны. Теперь-то никто не осмелится потревожить сон серого охотника!

9. Веселая обезьянка

Чтобы изобразить смешную мартышку, надо просунуть язык между верхней губой и верхними зубами, а затем – между нижней губой и зубами. Обезьянки ужасно любят хвастаться тем, что могут дотянуться языком до носа, а потом до подбородка. Пусть ребенок попробует выполнить и это упражнение. А еще мартышки любят прятать за щекой бананы: только у нас вместо банана будет язычок: то он упрется в левую щечку, а то – в правую. Пусть малыш сделает это упражнение, а вы попробуете угадать – за какой щекой банан.

10. Говорящий ветерок

Чтобы изобразить говорящий ветерок, надо поднести кончик языка к небу и произнести: «Т-р-р, т-р-р, ветерок». И смешно, и весело, и полезно. Благодаря такому забавному упражнению автор этой статьи научилась в пять-шесть лет говорить букву «р». Каждое упражнение нужно повторять по 5–10 раз.

 

 Стихи и скороговорки – лучшие тренеры

Порой достаточно нескольких недель, чтобы после логопедической гимнастики малыш начал говорить четко и правильно. Обычно после этого ребенку хочется похвастаться своими умениями. Поможем ему в этом! Ведь лучший способ продемонстрировать свою речь – это публичное выступление. Для этого достаточно выучить несколько скороговорок и коротких стихов, а затем устроить домашнее представление. Раскрыть ораторские способности помогут эти веселые скороговорки и стишки.

 

Забавные скороговорки:

Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок.

Шесть мышат шумно в камышах шуршат.

 Отрывки из стихов с непростым произношением:

Носорог бодает рогом –

Не шутите с носорогом.

(С. Маршак)

 

Милый, милый Михаил

Мыться с мылом не любил.

Говорил: не надо мыла,

Я без мыла очень милый!

(Т. Павлова-Заленская)

 

Из загона две газели

На густой газон глазели.

– Вот бы сигануть с разгона

Через изгородь загона!

(В. Борисов)

 

Подойдут и любые другие короткие стихи известных малышу поэтов: Остера, Чуковского, Заходера, Барто... Практически все их тексты смешные, интересные и легко запоминаются — благодаря звонкой рифме и заводной ритмике.

 

Заниматься желательно не реже чем 3–4 раза в неделю, а отдельные упражнения можно повторять в любой удобный момент: в автобусе, в долгой очереди, во время прогулки... Главное, чтобы речевая гимнастика не наскучила малышу, иначе он однажды просто откажется ее делать. А разнообразить занятия и закрепить результат можно при помощи прибауток и  рифмованных куплетов.

Главное – интерес и старание

Помните: даже если у малыша пока не выходит проговаривать отдельные звуки, но зарядка для языка ему нравится, – это уже хорошо. А навыки правильного произношения обязательно придут. Главное – почаще общаться с ребенком и порой просто слушать его, не перебивая.

Почти в любом детском саду есть логопед, который даст вам  дельные советы и поможет ребенку справиться с непослушным язычком. А в продаже имеется много подробных и недорогих пособий по речевой гимнастике, которые сумеют каждое занятие сделать занимательным и неповторимым.

www.nanya.ru

Логопедические упражнения для языка для детей.

 

 

Логопедические занятия с детьми обычно проводятся в игровой форме — они направлены на развитие подвижности губ, щек и языка.

 

1 упражнение: Открой широко рот – вот какие большие ворота у нас получились. Подержи их открытыми и закрой. Несколько раз повторить упражнение «Ворота».

2 упражнение: Улыбнись и спрячь губы – подожмите так, чтобы их не было видно. А теперь отопрем замок: расслабь губы, слегка разожми их, чтобы между ними была маленькая щелочка. Несколько раз повторить упражнение «Замок».

3 упражнение: Улыбнись, покажи зубки. Положи верхние зубы на нижнюю губу. Вот какой славный ключик у нас получился. Слегка расслабь, разожми губы, чтобы между ними была маленькая щелочка. Несколько раз повторить упражнение «Ключик».

4 упражнение: Приоткрой рот и положи язык внизу нижних зубов свободно, спокойно. Язык должен быть расслаблен. Спокойной ночи, язычок! Несколько раз повторить упражнение «Спать пора».

5 упражнение: Положи язычок на нижнюю губу. Смотри, какая хорошая «лопатка» у тебя получилась. Подержать язык в таком положении.

6 упражнение: «Замесим тесто». Улыбнись, покажи зубки. Просунь между ними широкий кончик языка. Покусай кончик языка, приговаривая «та-та-та-та», словно тесто месишь.

7 упражнение: «Блинчики». Удержи широкий кончик языка между зубами неподвижно. Какой хороший блинчик у тебя получился! Нужно испечь еще. Повтори последние три упражнения 10 раз.

Пора отдохнуть.

8 упражнение: Улыбнись, положи широкий язычок на верхнюю губу. Вот получилась «вазочка». Спрячь язык. Повтори упражнение несколько раз.

9 упражнение: Какие вкусные блины с вареньем! Оно еще осталось на твоих губах. Слижи варенье с губ: оближи языком сначала верхнюю губу вправо-влево. Затем нижнюю губу вправо-влево. Положи широкий язык на верхнюю губу и «слижи» с нее варенье сверху вниз (проведите языком по губе и уберите его за верхние зубы). Положите язык на нижнюю губу, «слижите» с нее «варенье» снизу вверх и уберите язык за нижние зубы.

10 упражнение: Сделаем для чая чашечку. Улыбнись, широко открой рот. Края языка прижми к верхним зубам. Сделай еще чашечку для мамы и папы. Повторить упражнения 3 раза.

Пора отдохнуть.

11 упражнение: Надуй щеки, как будто надуваешь воздушный шарик. Нажми на щеки пальцами и… шарики лопнули, пропали! Здорово! Весело надувать шарики, а потом их лопать! Поиграй еще раз.

12 упражнение: А шарик решил поиграть с тобой в «догонялки»: то водной щеке надуется, то в другой. Так и перекатывается шарик из щеки в щеку. Шарик и тебя зовет в догонялки поиграть.

13 упражнение: Твой язычок хочет покататься «на каруселях». Покружим его, только медленно, неторопливо. Выполняй круговые движения языком по часовой стрелке и против часовой по губам. Повтори несколько раз.

14 упражнение: А на качелях еще веселее кататься! Вверх – вниз! Вверх – вниз! Крепче держись! И язычок катается вместе с тобой. Рот широко открой, язык то поднимается верх за верхними зубами, то опускается вниз за нижними зубами. Повтори 4 раза.

15 упражнение: Давай покатаемся на лошадке. Сели на лошадку и поскакали. А язычок рад стараться, цокает, как лошадка копытами, прищелкивая.

16 упражнение: Весело! Широко «улыбнись», а потом спрячь улыбку и улыбнись снова. Повторить упражнение несколько раз.

Пора отдохнуть!

17 упражнение: Давай соберем грибы! Нужно присосать язык к небу, словно шляпку гриба. Крепкий гриб получился. Щелкнул язычок – сорвали гриб. Новый грибок нашли и опять сорвали. Вот целая корзинка и набралась.

18 упражнение: На полянке стоит избушка. В избушке «старушки-болтушки» живут. Целый день болтают: «Бл-бл-бл». Язык быстро делает движения взад-вперед. Включая голос. Совсем заболтали старушки язычок.

19 упражнение: Вдруг затикали часы: «тик-так, тик-так». Рот малыша приоткрыт, язык делает движения вправо-влево к уголкам губ, а взрослый синхронно озвучивает движение: так-так. Кукушка из часов выскочила и закуковала: тонкий напряженный язычок вытянуть вперед и убрать 10 раз под родительские «ку-ку». Пора отдохнуть.

20 упражнение: Покажи, как ты хмуришь брови. Вот так. Губы надуй. Вот так. Покажи несколько раз.

21 упражнение: Вытяни вперед тонкий и крепкий язычок. Посмотри, какая чудесная иголочка получилась! Теперь нитки нужны.

22 упражнение: Подогни кончик языка вниз, как можно глубже вовнутрь. Вот и получилась катушка с нитками. Повторить упражнения 10 раз. Давай постучим язычком как молоточком. Кончик язычка ударяет за верхними зубами, подражая молоточку. Включается голос: т-т-т-т-т… 

 

 

— Кра! — кричит ворона. — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку! — Стой, ворона, не кричи! Не кричи ты, помолчи! Жить не можешь без обмана! У тебя ведь нет кармана! — Как! — подпрыгнула ворона И моргнула удивленно. - Что ж вы раньше не сказали?! Каррраул! Карррман укрррали!

svetik126.mypage.ru

Зарядка для языка для детей

Упражнения для языка

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

1. Нужно проводить артикуляционную гимнастику так, чтобы видеть, как каждое упражнение выполняет каждый ребенок.

  1. Воспитатель рассказывает, используя игровые приемы, о предстоящих упражнениях.
  2. Показывает выполнение этого упражнения.
  3. Упражнение выполняют все дети.
  4. Воспитатель проверяет выполнение упражнения по подгруппам (не более 5 чел.).

2. Если дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал.

3. Если воспитатель увидит, что в основном группа справляется с выполнением упражнения, и только некоторые дети выполняют его недостаточно хорошо, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать это движение дома, отводя на его выполнение 2-3 мин. ежедневно.

4. На одно занятие берется 4-5 упражнений на 10-15 минут.

5. Проводя артикуляционную гимнастику, надо следить, чтобы движения каждого органа артикуляционного аппарата выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне. Если у ребенка язык или губы отклоняются влево или вправо, то необходимо индивидуально, перед зеркалом, отработать эти движения. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».

Значение гимнастики для языка

  • Укрепление мышц языка.
  • Отработка правильных движений языка.
  • Выработка умения владеть языком, правильно изменяя его положение и быстро находя нужное положение.
  • Подготовка к правильному произношению звуков речи.

Упражнения для языка (для подготовки к произношению свистящих звуков: с, з, ц).

«Иголочка» – язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким. Держать 10-15 с. «Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу. Держать 10-15 сек..

«Качели» – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. Выполнять 10-15 сек.

«Змейка» – открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 сек.).

«Кто дальше загонит мяч?» – с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).

«Горка» – рот открыт. Кончик языка за нижними резцами. Спинку языка поднять вверх «горкой». Посередине языка – желобок (желобок можно сделать, приложив посередине языка спичку). Удержать 10-15 сек. Подуть по «горке» — появится звук «с-с-с».

«Катушка» – рот открыт. Кончик языка – за нижними резцами. Язык широкий. Язык «выкатывается» вперед и убирается в рот (как катушка) 10-15 раз. (Сначала большая катушка, затем маленькая).

«Насос» – дышать носом с открытым ртом (язык при этом рефлекторно выгибается «горкой»). Затем «подуть» по язычку, выгнутому горкой (10-15 сек.).

«Трубочка» – язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).

«Птенчик в гнезде» – рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).

«Кто сильнее подует?» — дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Не шуметь» – произносим «тс-тс-тс-ц-ц-ц», прикладывая палец к губам (10 – 15 раз).«Почистим зубы» – кончиком языка водим по нижним зубам с внутренней стороны вверх-вниз (10-15 сек.).

«Подметаем пол» — выгнуть язык горкой, двигать кончиком языка вперёд к нижним резцам и назад в глубь ротовой полости (10 – 15 сек.).«Кошка сердится» — улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.«Упрямый ослик» — губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы (10 –15 сек.).«Сильный язычок» — с силой упираться кончиком языка в нижние резцы, выгибая язык горкой (10 – 15 сек.).

«Обезьянка» – поместить кончик языка под нижнюю губу, держать 10 – 15 сек.«Вкусное варенье» — движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы (10 – 15 сек.).«Оближи ложку». Облизывая ложку снизу вверх, язык выгибается горкой. (10-15 раз).«Прятки». (Спрячем язычок, чтобы его никто не увидел.) Язык отодвигается назад. Кончик языка расположен вниз. (10-15 раз).«Хоккей». Язык – клюшка, витаминка – шайба, рот – поле. Шайбу (витаминку) нужно гонять по полю (во рту) клюшкой (языком). (10-15 сек).«Кашлюны». Язык при кашле рефлекторно выгибается горкой (10-15 раз).«Погреем руки» — произнести: «Х-Х-Х», воздушную струю при этом направить на ладони. Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 раз).«Гудок». Произнести: «У-у-у». Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 сек).«Расческа». Кончик языка упирается в нижнюю десну. «Причесывание» спинки языка зубами. (Язык при этом выкатывается, как «катушка»). (10-15 сек).

Упражнения для языка (для подготовки к произношению Р).

«Качели» – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам.«Змейка» — открыть рот, язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз).«Иголочка» – язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким (10-15 сек.).«Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).

«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно.«Грибок» – присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.).«Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз).«Маляр» – медленные движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно (10-15 раз).«Кто дальше загонит мяч?» – с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).

«Ветерок» — дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Приклей конфетку» – широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами (10-15 сек.).«Обезьянка» – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек.«Сильный язычок» – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с).«Почистим зубки» – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.).

«Индюк» – а) широким кончиком языка быстро водить по верхней губе вперед-назад, б) за зубами быстро водим языком вперед-назад (10 – 15 сек.).«Барабанщики» – быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз.«Моторчик» –1) произносить «ж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью,2) произносить «ж» с открытым ртом и задевать язык пальцем (10–15 с). «Балалайка» – кончик языка – вверх за зубы, задевать язык пальцами а) без голоса; б) с голосом (10 – 15 сек.).

«Кучерское «тпру»» — (упражнение для выработки напора воздуха и вибрации языка). Язык широко распластать и положить на нижнюю губу. Сильно выдувать воздух, чтобы язык стал вибрировать. Язык и губы не напряжены, расслаблены (Если не получается – сначала попробовать сомкнуть расслабленные губы и сильно выдувать воздух, заставляя губы вибрировать (с голосом)). Потом снова выполнить «кучерское «тпру»» (10-15 сек.).«Лошади скачут» – быстро произносим «тд-тд-тд-тд», задевая пальцем язык каждый раз (10 – 15 сек.).

«Вилка» – чтобы не было сильной вибрации краев языка, язык с боков придерживаем пальцами: под язык подкладываем 2 пальца, прижимаем снизу его к коренным зубам. Используем при выполнении упражнения «Лошадка», при произношении [р-р-р].«Учимся играть на арфе» – произносим «д-д-д-д», каждый раз задевая язык пальцем.«Забиваем мяч» – рот закрыт, упругий язык упирается то в одну, то в другую щеку.«Стреляем» – медленно произносим: «дж-дж-дж», сильно выдыхая воздух, стараясь, чтобы язык задрожал (10 – 15 сек.).«Играем на гуслях» (или «заводим мотор») – медленно водим языком за верхним резцами «дрл-дрл-дрл» (10 – 15 сек.).«Стрекоза» – шепотом произносить «тр-р-р», а затем громко (10 – 15 сек.).

Упражнения для языка (для подготовки к произношению Л).

«Вкусное варенье» – выдвинуть язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз).«Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).«Иголочка» – рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким.«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно.«Грибок» – присосать язык к небу, открыть широко рот (10-15 сек.).«Качели» – высунуть язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку; убрать язык в рот, рот оставить открытым, тянуться попеременно то к верхним, то к нижним резцам.«Пароход гудит» — произносить «ы», кончик языка поднять за верхние резцы, продолжать гудеть «л-л-л» («ы-л-ы-л»).«Змейка» – рот открыть, язык выдвигать далеко вперед и убирать вглубь рта. Медленно (10-15 раз).

«Маляр» – кончиком языка движения по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз).«Приклей конфетку» – кончиком языка коснуться верхних резцов с внутренней стороны, держать язык в таком положении (10-15 сек.). Погудеть «л-л-л».«Чашечка» – рот раскрыть, язык сделать «чашечкой», загнуть его края и кончик (10-15 сек.). Чашечку убрать вверх за зубы, подключить голос «л-л-л-л-л» – «Пароход гудит».«Трубочка» – язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).«Птенчик в гнезде» – рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).

«Пьем росинку» – верхняя губа – это лепесток цветка с росинкой. Росинку нужно «выпить» (присосать края языка к губе, оставить посередине языка щель, и засасывать воздух в себя; кончик языка постепенно убираем в рот за верхние зубы.).«Вилка» – если воздух идет не по центру языка, а между боковыми краями языка и щеками, то широкий язык поднять за верхние резцы, боковые края языка погладить и прижать пальцами к коренным зубам (пальцы — это «вилка»).

«Индюк» — задевать верхнюю губу языком (медленно), затем убрать язык за верхние резцы и задевать бугорки (10 – 15 сек.).

«Ветерок» -дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Фокус» – на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз).

«Самолет гудит» – зажать кончик языка между зубами и гудеть «л-л-л-л-л». Можно при этом расправить руки и «летать» по комнате.«Учимся гудеть» – 1) зажать зубы, кончик языка прижать к верхним резцам с внутренней стороны, гудеть «л-л-л»; 2) произнести «н-н-н», зажать нос, продолжать гудеть (воздух пойдет через рот, получится «л-л-л») (10 – 15 сек.).«Выталкиваем языком зубы» – сильно прижимаем кончик языка к верхним резцам с внутренней стороны и гудим «л-л-л-л-л» (10 – 15 сек.).

Произнести «ж-ж-ж», плотнее прижать язык к небу (пальцем или зондом, кончиком ложки), продолжать гудеть «л-л-л» (10 – 15 сек.).«Обезьянка» – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек.«Сильный язычок» – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с).«Почистим зубки» – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.).

Упражнения для языка (для подготовки к произнесению шипящих звуков: ш, ж, ч, щ).

«Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).«Иголочка» – язык напрячь, сделать узким (10-15 сек.).«Качели» – 1) открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. 2). Убрать язык в рот. Тянуться языком попеременно то к верхним, то к нижним резцам (10-15 раз).

«Змейка» — открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз).«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно (10-15 раз).«Грибок» – присасываем язык к небу, широко открывая рот (10-15 сек.).«Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз).

«Маляр» – движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз).«Приклей конфетку» – широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами, держать язык в таком положении (10-15 сек.).

«Кто дальше загонит мяч?» – с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).

«Ветерок» — дуем с языка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Фокус» – на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз).

«Чашечка» – рот широко раскрыть, широкий язык сделать «чашечкой», загнув его края и кончик (10-15 сек.). Позднее «чашечку» убрать в рот, за верхние резцы, подуть – появится звук.«Трубочка» – язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).«Птенчик в гнезде» – рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).«Щеткой чистим ботинки» — произносим «чш-чш-чш-щ-щ-щ» (10–15 сек.).«Обезьянка» – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек.«Сильный язычок» – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с).«Почистим зубки» – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.).

«Пьем росинку» – верхняя губа – это лепесток цветка с росинкой. Росинку нужно «выпить» (присосать края языка к губе, оставить посередине языка щель, и засасывать воздух в себя; кончик языка постепенно убираем в рот за верхние зубы.).«Вилка» – если воздух идет не по центру языка, а между боковыми краями языка и щеками, то широкий язык поднять за верхние резцы, боковые края языка погладить и прижать пальцами к коренным зубам (пальцы — это «вилка»).

Список литературы, использованной при составлении артикуляционной гимнастики.

  1. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». — М. 1989 г.
  2. Хватцев М.Е. «Логопедия». — М. 1959 г.
  3. Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие»./ Под ред. Е.А. Логиновой. – С.-Пб. Издательство «Союз», 2005 г.
  4. Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми». – М. Владос, 1994 г.
  5. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – М. Просвещение, 1984 г.
  6. З.А. Репина, В.И. Буйко «Уроки логопедии». – Екатеринбург: Изд. «Литур», 2002 г.
  7. Н.В. Новоторцева «Рабочие тетради по развитию речи на звуки…». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  8. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми». – ТОО «Издательство «Библиополис»». С.-Пб. 1994 г.
  9. М.А. Поваляева «Справочник логопеда». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 г.
  10. Г.А. Волкова «Логоритмическое воспитание детей с дислалией». – С.-Пб. 1993 г.
  11. Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М. Гуманит. изд. центр Владос, 1999 г.

Зарядка для языка для детей Автоматизация звуков

Зарядка для языка для детей Артикуляционная гимнастика

Зарядка для языка для детей Видео

Зарядка для языка для детей Дисграфия

Зарядка для языка для детей Дифференциация звуков

Зарядка для языка для детей Доска объявлений

Зарядка для языка для детей Графомоторика

Зарядка для языка для детей Игры

Зарядка для языка для детей Конспекты групповые

Зарядка для языка для детей Конспекты индивидуальные

Зарядка для языка для детей Литература по дефектологии

Зарядка для языка для детей Логопед

Зарядка для языка для детей Логопедические тетради

Зарядка для языка для детей Логопедический массаж

Зарядка для языка для детей Мелкая моторика

Зарядка для языка для детей Нарушение письма

Зарядка для языка для детей Развитие речи

Зарядка для языка для детей Работа с родителями

Зарядка для языка для детей Сказки

Зарядка для языка для детей Советы родителям

Зарядка для языка для детей Словарь

Зарядка для языка для детей Статьи логопедов

Зарядка для языка для детей Сценарии детских праздников

При копировании материалов с сайта, ссылка на сайт logoped18.ru обязательна© 2010-2017 Школьный логопед

Посетителям* Консультации специалистов на форуме* Профессиональные логопеды, дефектологи и др. специалисты ответят на ваши вопросы.Специалистам* Возможность создания личных страниц* Публикация материалов с получением электронного свидетельства

Зарядка для языка для детей

Упражнения и рекомендации по артикуляционной гимнастике для детей

Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

Зарядка для языка для детей

Общие рекомендации

Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.

Зарядка для языка для детей

Комплекс для детей 1-4 лет

Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.

Зарядка для языка для детей

Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.

Зарядка для языка для детей

Комплекс упражнений для развития артикуляции

Блок упражнений для развития мышц губ.

  • «Улыбочка». Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
  • «Хоботок». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
  • «Бегемотик». Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
  • «Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
  • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик». Выполняется 5 раз.

Блок для развития мышц языка.

  • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
  • «Сердитая киска». Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
  • «Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
  • «Змейка». Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
  • «Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
  • «Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
  • «Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
  • «Индюки». Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
  • «Часики». Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
  • «Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
  • «Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
  • «Дятел». Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
  • «Мотор». Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
  • «Замесили тесто». Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

Для подъязычной связки языка.

  • «Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
  • «Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
  • «Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

Упражнения для мышц щек.

  • «Шарики». Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
  • «Сытый хомячок». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
  • «Голодный хомячок». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.

Зарядка для языка для детей

Родители или педагоги?

Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.

Поделитесь в социальных сетях!

Гимнастика для языка

Малыши прекрасно знают, что для того, чтобы стать сильными и ловкими, они должны каждое утро делать зарядку. Тренируя наше тело, мы учим его быть «послушным»: быстро бегать, высоко прыгать, ловить мяч и ставать на мостик.Точно так же, мы можем научить и наш язычок правильно произносить слова, если будем каждый день его тренировать.

Зарядка для язычка или, как говорят логопеды, артикуляционная гимнастика. является обязательным условием для правильного развития речевого аппарата и чёткой постановки произношения отдельных звуков.

Ребёнок, который неправильно выговаривает отдельные звуки, с возрастом начинает отмечать, что его произношение отличается от произношения сверстников, начинает из-за этого страдать, что серьёзно отягощает его эмоционально-психическое состояние.

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой уже через небольшой промежуток времени дадут желаемый результат. А если начать выполнять упражнения для язычка ещё до появления проблем, то их и вовсе можно избежать.

При помощи артикуляционной гимнастики малыши двух-четырёх лет быстро научатся правильно произносить даже самые сложные звуки, а дети пяти-шести лет – исправить уже сформировавшиеся нарушения.

Очень важно, чтобы ребёнок во время артикуляционной гимнастики мог контролировать движения своего язычка. Для этого необходимо проводить занятия напротив зеркала. Зрительное восприятие положения языка позволит быстрее освоить все упражнения, почувствовать то, что видят глаза.

Некоторые упражнения артикуляционной гимнастики могут вызвать сложности и у взрослого. Но уже через несколько занятий даже малыш сможет их освоить.

Заниматься артикуляционной гимнастикой следует каждый день 5-7 минут.

Упражнение 1. «Форточка». Когда на улице жарко, мы широко открываем форточку – ребёнок открывает рот как можно шире. Когда на улице холодно, мы плотно закрываем форточку – ребёнок старается сомкнуть губы как можно плотнее.

Упражнение 2. «Чистим зубки». Ребёнок открывает рот, улыбается, стараясь показать все зубки. С внутренней стороны кончиком языка проводим поочередно по каждому зубу нижней челюсти и каждому зубу верхней челюсти.

Упражнение 3. «Месим тесто». Просим ребёнка растянуть губы в улыбке. Язык следует вытянуть вперёд, чтобы он разместился между губами. «Месим» язык губами – интенсивно произносим «пя-пя-пя», язык между губами. «Месим» язык зубами – аккуратно покусываем зубами кончик языка.

Упражнение 4. «Чашечка». Просим ребёнка растянуть губы в улыбке и широко открыть рот. Язык следует высунуть вперёд и немного приподнять вверх его кончик, тем самым, придав ему форму чашки.

Упражнение 5. «Дудочка». Зубы и губы следует плотно сомкнуть. Потом, не разжимая зубы, надо постараться вытянуть губы в трубочку.

Упражнение 6. «Забор». Плотно сомкнуть зубы. Растянуть губы в улыбке, обнажив забор из белых ровных зубов.

Упражнение 7. «Маляр». Растянуть губы в улыбке, слегка приоткрыть рот. Представляем, что язык – это кисть маляра. Кончиком кисти (языка) раскрашиваем верхнее нёбо в любимый цвет малыша.

Упражнение 8. «За грибами». Сначала едем в лес на лошадке – языком прицокиваем в такт движению. Изображаем гриб, для этого кончиком языка прикасаемся к верхнему нёбу в центре, формируя ножку гриба, а верхнее нёбо будет его шляпкой.

Упражнение 9. «Кошечка потягивается». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Упереться кончиком языка в зубы нижней челюсти — «кошечка спит». Продолжая упираться кончиком языка в зубы, приподнять среднюю часть языка вверх – «кошечка потягивается».

Упражнение 10. «Ловим мышку». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Высовываем язык и произносим «а-а-а» — мышка выглянула из норки, потом осторожно прикусываем кончик языка – мышку схватили за хвостик.

Упражнение 11. «Лошадка». Приоткрыть рот и вытянуть губы в трубочку. В таком положении воспроизвести звук, который издаёт лошадка во время движения (поцокать).

Упражнение 12. «Пароход». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. На выдохе произнести с напряжением долгое «Ы-ы-ы».

Упражнение 13. «Слоны на водопое». Изобразить хобот слона при помощи вытянутых в трубочку губ. Через трубочку «втягивать воду», причмокивая.

Упражнение 14. «Индюк». Быстро постучать языком по верхней губе, воспроизводя звук «ба-ба-ба».

Упражнение 15. «Где орешек?» Плотно сомкнуть губы. Упираться кончиком языка по очереди то в одну, то в другую щёку, немного выпирая её, формируя «орешки».

Упражнение 16. «Качели». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Кончик языка спрятать за верхние зубы — качели полетели вверх, кончик языка спрятать за нижние зубы – качели полетели вниз.

Упражнение 17. «Часики». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Переводить кончик языка из левого в правый уголок рта и обратно – «ти-так».

Упражнение 18. «Блинчик». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Поместить на нижнюю губу широкий язык.

Упражнение 19. «Вкусное варенье». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Облизать широким языком верхнюю губу.

Упражнение 20. «Воздушный шарик». Сомкнуть губы, надуть щёки – «шарик надули». Сдуть щёки – «шарик лопнул».

Упражнение 21. «Гармошка». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Поднять язык к нёбу. Не меняя положение языка, смыкать и размыкать губы, при этом зубы не смыкаются.

Упражнение 22. «Барабанная дробь». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Постучать кончиком языка по внутренней стороне верхних зубов, воспроизводя «дэ-дэ-дэ».

Упражнение 23. «Парашют». Небольшой кусочек ватки положить на нос. Язык вытянуть вперёд и расплющить, прижать к верхней губе и слегка подуть, чтобы сдуть ватку с носа.

Упражнение 24. «Гол». Широкий язык разместить между губами. Из такого положения постараться «задуть» мяч в ворота, при этом щёки не следует надувать.

Источники: http://logoped18.ru/logopedist/artikulyatsionnaya-gimnastika-ot-logopeda-uprazhneniya-dlya-yazyka.php, http://agushkin.ru/razvitie/fizicheskoe/artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-detej.html, http://kotikit.ru/qanda/gimnastika-dlya-yazyka/

vospitanye.ru