/ Гимнастика / Гимнастика М.Н.ЖУРАВИНА М.К.МЕНЬШЕКОВА. Гимнастика журавин


Гимнастика М.Н.ЖУРАВИНА М.К.МЕНЬШЕКОВА

6.4. Практическая реализация принципов дидактики

 

146

при обучении упражнениям .................................................

 

6.5. Методы, приемы и условия успешного обучения

:

148

гимнастическим упражнениям..................................

Глава 7. Физкультурные залы, гимнастические площадки

 

 

и их оборудование.........................................................................

 

153

7.1. Физкультурные залы и их оборудование.............................

 

153

7.2. Многокомплексные гимнастические снаряды....................

 

157

7.3. Гимнастические площадки и их оборудование...................

 

159

7.4. Технические средства, используемые на занятиях

 

 

по гимнастике в общеобразовательной школе ...................

 

161

Глава 8. Научная работа по гимнастике....................................................

 

163

8.1. Научная работа учителя физической культуры..................

 

163

8.2. Гимнастика как научная дисциплина ..................................

 

164

8.3. Вопросы гимнастики, требующие исследований ...............

 

165

8.4. Выбор темы для исследования .............................................

 

169

8.5. Научная проблема, проблемность исследуемого вопроса 170

8.6. Гипотеза..................................................................................

 

174

8.7. Цель и задачи исследования .................................................

 

180

8.8. Методы исследования ...........................................................

 

180

8.9. Анализ и обобщение опыта передовой практики

 

181

и литературных данных........................................................

 

8.10. Педагогическое наблюдение ..............................................

 

183

8.11. Анкетирование, интервью, беседа......................................

 

185

8.12. Индуктивный и дедуктивный методы ..............................

 

186

8.13. Педагогический эксперимент.............................................

 

186

8.14. Формулирование выводов и предложений. Подведение

188

итогов исследования............................................................

 

8.15. Оформление научного труда ...............................................

 

190

8.16. Требования, предъявляемые к языку и стилю....................

 

192

Часть вторая. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ.....................

 

195

Глава 9. Строевые, общеразвивающие и прикладные

 

 

упражнения.....................................................................................

 

195

9.1. Строевые упражнения............................................................

 

195

9.2. Общеразвивающие упражнения............................................

 

204

9.3. Прикладные упражнения.......................................................

 

210

Глава10. Упражнениягимнастическогомногоборья .................................

 

223

10.1. Вольные упражнения ...........................................................

 

223

10.2. Упражнения на коне.............................................................

 

229

10.3. Упражнения на кольцах.......................................................

 

235

10.4. Опорные прыжки..................................................................

 

245

10.5. Упражнения на брусьях .......................................................

 

257

10.6. Упражнения на перекладине ...............................................

 

270

10.7. Упражнения на брусьях разной высоты.............................

 

282

442

 

 

studfiles.net

Гимнастика М.Н.ЖУРАВИНА М.К.МЕНЬШЕКОВА

Хатха-йогапредусматривает не только физическое совершенство тела, но и совершенство ума и духа человека: в здоровом теле

— здоровый дух. Она является «дисциплиной тела» и служит подготовительным этапом к раджа-йоге.

Раджа-йогапредусматривает освобождение души путем физических, этических и психических упражнений. Ее рекомендации используются в спортивной педагогике, психологии, медицине в системе психорегулирующей тренировки. Частью этой разновидности йоги являетсяхатха-йога.

Карма-йогапозволяет достичь совершенства посредством труда и активных действий человека. Он должен всегда добросовестно выполнять свою работу, стараясь сделать ее как можно лучше, не ожидая поощрения или награды. Эта йога занимается еще изучением кармы, которую современные специалисты отождествляют с генетическим кодом.

Джани-йоганаправлена на совершенствование человека путем обогащения его знаниями о всем том, что способствует обретению мудрости и духовного совершенства, и рассматривается йогами как гармония знаний.

Бхакти-йогапроповедует любовь и преданность высшим идеалам.

Лая-йогаизучает воздействие на человека ритмов и вибраций, идущих из космоса (космическая йога). Она призывает человека жить в гармонии со Вселенной, помогает предупреждению и лечению болезней, вызванных нарушением биоритмов.

Мантра-йога— это наука о воздействии звуковых вибраций на организм человека. При произнесении или пении некоторых гласных, слогов или слов возникают определенные колебания, которые положительно воздействуют на организм человека.

Существование различных разновидностей йоги в методическом плане дает возможность заниматься по этой системе всем людям независимо от пола, возраста, национальности, профессии. Предусматривается учет индивидуальных особенностей занимающихся йогой.

Высокая эффективность упражнений йоги объясняется следующими особенностями:

они естественны, взяты у самой природы в результате длительного наблюдения за поведением всех живых существ;

каждое упражнение сопровождается определенным типом дыхания: то на задержке после вдоха, то на произвольном дыхании, то на задержке после выдоха, то со сменой ноздрей и т.д.;

выполняя то или иное упражнение, необходимо направлять импульсы из коры головного мозга на тот орган или на ту часть тела, на которую воздействует данное упражнение. Свою мысль надо как бы «материализовать», т. е. представить ее себе или в виде луча света, или в виде потока мельчайших атомов либо пузырьков.

При этом нет надобности представлять себе сам орган, его устройство — достаточно знать, где он находится.

Каждое упражнение имеет свое название и назначение. Указывается, на какой орган оно воздействует, на терапевтический эффект от его применения и возможные противопоказания. Отдельные упражнения объединяются в комплексы также с определенным назначением (например, «Комплексные упражнения для мышц рук и плечевого пояса», «Упражнения для развития мышц живота», «Упражнения, улучшающие работу пищеварительного тракта»).

Каждое упражнение имеет свое название, отличающееся от принятой у нас терминологии гимнастических упражнений. Например: «поза плуга» — это положение лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони касаются пола, ноги подняты вперед под прямым углом; «поза кобры» — в положении лежа на животе, с согнутыми в локтевых суставах на уровне пояса руками надо, разгибая руки, прогнуться, голову отвести назад; «поза для всех частей тела» — стойка на лопатках и т. п.

В Индии существует много различных школ, направлений в преподавании йоги. Они имеют незначительные методические различия. Наилучшими школами являются Центр йоги в Дели и Институт йоготерапии и йогокультуры в городе Лакхнау — столице индийского штата Уттар-Прадеш.

Йога как система оригинальных средств и методов воздействия на человека возникла в Индии в середине III тысячелетия до н. э. По мере развития знаний о человеке, о его взаимоотношениях с внешним миром разрабатывались комплексы гимнастических упражнений. Веками они проходили апробирование, испытание в различных условиях и разными людьми. В результате сохранилось все самое ценное и полезное. Так постепенно сложилось стройное учение — йога — путь психофизиологического самосовершенствования человека. В Индии, как и вообще на Востоке, существует традиция, по которой любое учение передается лишь от учителя к ученику, следуя строгому правилу: от простого к сложному. Такая непосредственная передача позволяет сохранить учение в неприкосновенности и оградить его от искажений. Йога, имеющая тысячелетний эмпирический опыт, заслуживает бережного отношения, сохранения традиционных методических приемов воздействия на человека.

Йога получила большое признание и распространение во многих странах мира, в том числе и в России. Почти во всех странах созданы общества, секции, клубы, институты йоготерапии и йогокультуры. Достижения индийских йогов внимательно изучаются.

В Индии в 1965 г. принято правительственное постановление о введении йоги в программы учебных заведений, в подготовку служащих армии и полиции. В ряде стран хатха-йогавведена в систему физической подготовки военнослужащих, в первую оче-

studfiles.net

Гимнастика М.Н.ЖУРАВИНА М.К.МЕНЬШЕКОВА

щью специальной тележки или приподнимая их над полом; проверить устойчивость снаряда.

При установке брусьев разной высотысоблюдаются правила,

установленные для брусьев и перекладины.

При подвеске колец высоту устанавливают в соответствии с ростом занимающихся; проверяют состояние тросов, ремней и пряжек, а также надежность крепления цепи в металлическом стержне, наличие трещин на кольцах. Периодически проверяют прочность крепления блоков к потолку. Если установка колец состоит из специальной рамы, прикрепленной тросами к полу, то обеспечение прочности ее крепления аналогично требованиям к установке перекладины.

При установке бревна необходимо следить, чтобы его поверхность была в горизонтальном положении, без царапин и других повреждений; основание стоек плотно прилегало к полу; винты и другие виды крепления были исправны и удерживали бревно на соответствующей высоте.

При установке прыжковых снарядовобеспечивается: исправное состояние снаряда и его прочное крепление к полу; исправное состояние мостика, покрытого специальным синтетическим материалом, и его установка на специальную синтетическую дорожку для разбега гимнаста. При отсутствии последних используют мостики с покрытием ребристой резиной и резиновую дорожку для разбега.

Канаты, шесты, лестницы, гимнастические скамейки и стенки

должны быть крепкими, надежно прикрепленными к потолку, стене или полу. На канатах не допускается завязывания узлов. Шесты, рейки гимнастической стенки и лестницы должны иметь гладкую поверхность, прочно прикрепляться к боковым плоскостям. Гимнастическая лестница устанавливается в наклонное положение с помощью двух крюков. Гимнастическая скамейка должна плотно стоять на полу, иметь гладкую поверхность. Необходимо следить за исправностью металлических креплений, которые часто выходят из строя.

Во всех случаях тщательно проверяется правильность установки и крепления снарядов, укладка матов и дорожек (рис. 101).

Маты кладут без промежутков и с таким расчетом, чтобы приземление приходилось на середину одного из них, при этом учитывается и возможность падения занимающихся. При выполнении относительно сложных соскоков с большой высоты маты укладывают в несколько слоев. Они должны быть целыми, ровными, без бугристостей.

Надо постоянно следить за тем, чтобы рабочая поверхность снарядов (гриф перекладины, жерди брусьев, ручки на коне, кольца) была гладкой, очищенной от магнезии и не имела раковин и трещин. В гимнастическом зале обязательно должны быть

88

89

Утомление и переутомление должны быть своевременно обнаружены в процессе занятий. Его основные признаки следующие: снижение внимания к учебному процессу, вялость, апатия; ухудшение качества исполнения упражнений; нарушение координации движений; побледнение, дрожание рук, ног и др. В этих случаях необходимо снизить нагрузку; не разучивать сложнокоординированные, требующие риска движения; использовать методические приемы, облегчающие исполнение упражнения, в отдельных случаях надо прекратить тренировку, а занимающегося направить к врачу.

После болезни или длительного перерыва в занятиях занимающемуся необходимо пройти тщательное врачебное обследование и получить разрешение на допуск к учебно-тренировочнымзанятиям. В этом случае педагог должен в процессеучебно-трениро-вочной работы учесть рекомендации врача и не форсировать подготовку (заниматься ОФП, снизить нагрузку, уменьшить количество подходов, рекомендовать выполнять упражнения, хорошо изученные ранее, или их отдельные элементы), усилить внимание к страховке, оказывать физическую помощь и постепенно подвести занимающегося к выполнению полного объема работы. Категорически запрещается допускать учащихся к учебным или учеб-но-тренировочнымзанятиям без разрешения врача.

Особое значение для предотвращения травматизма имеет самоконтроль. В специальном дневнике регистрируются самочувствие, настроение, степень утомления, вес, пульс, аппетит, сон, болевые ощущения; учитывается соблюдение правильного режима работы, отдыха, питания.

Значительную роль в профилактике травматизма играет агита- ционно-пропагандистскаяработа по врачебному контролю и самоконтролю. Все это позволяет педагогу методически правильно строить учебный процесс.

Итак, для предупреждения спортивных травм при занятиях гимнастикой необходимо применять комплексные профилактические меры. К ним относятся методика проведения учебноспортивной работы, гигиенические требования и медицинское обеспечение.

Наряду с важностью всех профилактических мероприятий основное внимание следует уделять устранению методических погрешностей, поскольку большинство травм вызвано недостатками в методике обучения и тренировки. Методические и организа- ционно-педагогическиемеры профилактики травматизма должны учитываться в документах планированияучебно-тренировочнойработы. Студентам физкультурных учебных заведений надо тщательно изучать меры профилактики травматизма и использовать их в своей педагогической деятельности, добиваясь полного исключения травм из практики (схема 1).

94

95

studfiles.net

Гимнастика М.Н.ЖУРАВИНА М.К.МЕНЬШЕКОВА

К способам управления занимающимися относятся также: помощь, утешение, одобрение, поощрение, напоминание, совет, подбадривание, доверительное общение, убеждение, порицание. Во всех случаях нужен индивидуальный и личностный подход к занимающимся.

Место учителя перед учащимися на уроке выбирается с таким расчетом, чтобы он мог видеть всех учеников, наблюдать за действиями каждого из них, чтобы учащиеся хорошо видели и слышали своего педагога и не мешали друг другу при выполнении упражнений.

Примерными критериями качества урока могут быть следующие:

1.Умелый, творческий подход к подбору упражнений, методических приемов и к их планированию; успешность решения поставленных перед уроком задач.

2.Способность учителя давать систему знаний о вновь изучаемых упражнениях: о технике исполнения и требованиях, которые они предъявляют к занимающимся; о потенциальных возможностях упражнений для эффективного использования их при решении оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных задач, для развития способностей, необходимых в учебной, спортивной и будущей профессиональной деятельности^учащихся.

3.Соблюдение принципов дидактики, воспитания и спортивной тренировки.

4.Хорошо продуманная и практически осуществленная организация урока, уверенное управление занимающимися, хорошая дисциплина, организованность, полноценное решение задач урока.

Каждый из указанных критериев и урок в целом могут оцениваться дифференцированно. В зависимости от вида урока (учебный, тренировочный, контрольный и др.) эти критерии могут несколько видоизменяться или дополняться.

15.2. Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп

На основании медицинского заключения все школьники распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную.

Косновной медицинской группе относятся учащиеся без откло-

нений в состоянии здоровья и физическом развитии. Им разрешаются занятия в полном объеме по программе физического воспитания, а также тренировочные занятия и участие в соревнованиях по гимнастике и другим видам спорта.

Кподготовительной медицинской группе относятся школьники,

не имеющие существенных отклонений в состоянии здоровья, но слабо физически подготовленные. Они занимаются по школьной

программе при условии исключения некоторых видов физических упражнений (в зависимости от характера и степени отклонений) и дифференцированного дозирования нагрузки. Программный материал они осваивают постепенно; нормативы, по которым определяется их успеваемость, разрабатываются учителем индивидуально, с учетом имеющихся у каждого из них отклонений в состоянии здоровья. Занятия в каких-либосекциях им не разрешаются, но настойчиво рекомендуются дополнительные занятия в группах специальной физической подготовки или самостоятельно. Для них составляются индивидуальные комплексы упражнений, направленные на расширение функциональных возможностейсердечно-сосудистойи дыхательной систем, на развитие силы, координации движений и быстроты, гибкости, выносливости, внимания, памяти на движения, воли и др.

При улучшении состояния здоровья, физической подготовленности учащиеся переводятся в основную медицинскую группу. Обычно школьники основной и подготовительной медицинских групп занимаются вместе. Это, безусловно, усложняет работу учителя, поэтому приходится изыскивать такой способ организации совместных учебных занятий, который бы в меньшей мере снижал их качество. Однако в любом случае дети подготовительной группы должны чувствовать себя наравне со всеми, и излишняя опека может снизить их активность.

Наибольшее внимание уделяется учащимся со значительными отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии. Эти отклонения обычно не мешают выполнению учебной работы по другим предметам, но являются противопоказанием к занятиям физической культурой по школьной программе. Такие дети определяются в специальную медицинскую группу. С большей частью этих школьников (спецгруппа А) занятия физической культурой должны строиться по особым программам с учетом характера и степени отклонений в состоянии здоровья. Меньшая часть детей (спецгруппа Б) направляется на специальные занятия лечебной гимнастикой влечебно-профилактическиеучреждения.

Поскольку возраст, характер и степень проявления болезни, Уровень адаптации к физическим нагрузкам у каждого ребенка различны, то комплектование групп рекомендуется вести по возрастному принципу с учетом особенностей заболеваний. Объединение в одну группу школьников, страдающих различными заболеваниями, допустимо и целесообразно, так как характер приспособления здорового организма и с отклонениями к физической нагрузке во многих отношениях сходен. Однако необходимо осуществлять индивидуальный подход в подборе упражнений и Методике их выполнения, учитывать влияние изучаемого упражнения на лечение заболеваний, показания и противопоказания

(табл. 4).

studfiles.net

Гимнастика М.Н.ЖУРАВИНА М.К.МЕНЬШЕКОВА

Глава 3. ТЕРМИНОЛОГИЯ ГИМНАСТИКИ

3.1. Характеристика гимнастической терминологии

Во многих областях знаний и практической деятельности пользуются специальной терминологией с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий. Гимнастика охватывает безграничное множество движений, положений, упражнений, включая такие, которые совсем не характерны для повседневной жизни человека, поэтому у нее своя специальная терминология, свой язык.

Гимнастическая терминология — это система терминов для крат-

кого и точного обозначения используемых в гимнастике понятий, предметов и упражнений, а также правила образования и применения терминов, установленных сокращений и формы записи упражнений.

Термином в гимнастике принято называть краткое условное наименованиекакого-либодвигательного действия или другого понятия из этой области человеческой деятельности.

До 1938 г. в отечественной гимнастике частично использовались термины шведской, немецкой, сокольской (чешской) гимнастических систем, переведенные на русский язык, а также цирковые, балетные и анатомические термины. Русское происхождение имели термины прикладных и строевых упражнений, а также некоторые жаргонные наименования элементов. В 1938 г. в СССР

была введена советская гимнастическая терминология, построенная на основе литературного русского языка с частичным использованием терминологии вольных и общеразвивающих упражнений П.Ф.Лесгафта. В дальнейшем на всесоюзных конференциях и дискуссиях в гимнастическую терминологию вносились небольшие изменения, в результате которых она приняла современный вид.

Система специальных, но понятных и доступных гимнастических терминов облегчает общение между преподавателем и учениками во время занятий, помогает упростить описание упражнений при издании литературы по гимнастике. Владение терминологией приобретает особое значение во время обучения гимнастическим упражнениям. Словесные указания преподавателя должны быть краткими и понятными. По мере овладения навыками выполнения изучаемых упражнений значение терминов возрастает. Они начинают играть роль условных сигналов при образовании временных рефлекторных связей. При этом каждый термин должен одинаково пониматься любым занимающимся независимо от степени освоения объясняемого упражнения.

К гимнастическим терминам предъявляются следующие требования:

1)краткость — позволяет заменить длинное словесное описание, указать не все, а только необходимые характеристики упражнения;

2)точность — способствует созданию отчетливого представления об изучаемом упражнении, дает однозначное определение его сущности или указываемой особенности;

3)доступность — достигается использованием словарного запаса

изаконов родного языка, терминов из смежных областей знания, из практики и интернациональных терминов из данной области.

Приведенные требования взаимно противоречивы, т.е. максимальное удовлетворение одного из них мешает выполнению остальных. Доступность достигается введением общеизвестных слов

ивыражений, применяемых, например, в радиопередачах гигиенической и производственной гимнастики. Более сложные упражнения уже невозможно описать бытовыми выражениями. Запись гимнастического упражнения должна содержать минимум слов, понятных без дополнительной расшифровки.

Таким образом, в гимнастической терминологии используются специальные слова, условные выражения, смысл которых необходимо раскрывать в процессе обучения. Краткость обозначений вызывает необходимость в создании словарей гимнастических терминов.

Гимнастическая терминология руководствуется правилами не только русского языка, но и своими собственными. С изучения этих правил и начинается знакомство с содержанием современной русской гимнастической терминологии.

3.2.Правила гимнастической терминологии

3.2.1. Способы образования терминов

Существует несколько способов образования новых терминов: i) использование корней слов, б) переосмысление, в) заимствование, г) словосложение, д) присвоение имени первого исполнителя.

Использование корней слов русского языка положено в основу создания отечественной гимнастической терминологии. Корнями слов являются такие термины, как: мах, кач, сед, шаг, бег, вис, хват.

Переосмысление, или придание нового значения уже существующим словам, — наиболее распространенный способ образования терминов. Примеры переосмысления: мост, шпагат, круг, вход, выход, переход.

Заимствование терминов и выражений из смежных областей деятельности, а также из прежних терминологических систем позволяет сохранить ставшие популярными в гимнастике, например, цирковые термины: рондат, курбет, твист.

studfiles.net

Гимнастика М.Н.ЖУРАВИНА М.К.МЕНЬШЕКОВА

зависит от совокупности свойств обучаемого, вовлеченных в активную работу. С точки зрения теории познания в ходе обучения педагог активизирует у учащихся чувственную, рациональную и практическую формы познания, опирается на законы высшей нервной деятельности человека, принципы дидактики, воспитания и спортивной тренировки, на теорию информации.

Такой подход к процессу обучения оправдан как в теоретичес-

ком, так и в практическом плане.

В теоретическом плане расширяются возможности для дальнейшего совершенствования методики преподавания гимнастики, более эффективного применения ее средств и методов в оздоровительных, образовательных, воспитательных, спортивных, про-фессионально-прикладныхцелях путем более полного использования сведений из смежных дисциплин естественнонаучного, пси-холого-педагогического,социально-экономическогои спортивнопедагогического циклов. На основании изложенных выше принципиальных положений оказывается возможным упорядочение понятийного аппарата, повышение научности преподавания гимнастики, систематизация учебного материала, а следовательно, и облегчение его усвоения занимающимися.

В практическом плане открываются новые возможности, значительно более широкие по сравнению с существующими,для-со-вершенствования программ, нормативных требований, форм организации и методики проведения занятий гимнастикой с различными по возрасту, полу, учебной и профессиональной деятельности категориями занимающихся; для использования средств и методов гимнастики в оздоровительных, образовательных, воспитательных целях, а также для изучения, развития и прогнозирования способностей, необходимых занимающимся в учебной, трудовой деятельности и предстоящей службе в армии, в подготовке молодых женщин к детородной функции и материнству.

Обучение — это педагогический процесс, направленный на обучаемых лиц с целью обогащения их знаниями, умениями, навыками и опытом: двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным, трудовым идр-Впроцессе обучения упражнениям педагог оказывает помощь своим ученикам не только в овладении упражнениями, но и в познании самих себя, своих способностей и стимулирует их развитие. Новый опыт учащиеся приобретают разными способами: путем подражания педагогу методом проб и ошибок, благодаря обучающим и воспитывающим воздействиям педагога. Грамотное в научном и методическом отношении обучение носит воспитывающий

характер.

В процессе обучения активно (или пассивно) взаимодействуют две личности — педагог и ученик. Эффективность обучения зависит от глубоко осознанной активности каждого из них при веду-

щей роли учителя. Он изучает способности ученика, создает ему благоприятные условия для успешного овладения системой знаний, умений, навыков, формирует у него сознательное и активное отношение к занятиям гимнастикой.

В овладении гимнастическими упражнениями должен быть заинтересован прежде всего сам ученик. Его обязанность состоит в том, чтобы создать у себя благоприятные внутренние условия для восприятия и осознания полезности педагогических воздействий со стороны учителя. Ему необходимо активизировать свое внимание, память, мыслительную деятельность, волю и создать положительное и активное отношение к гимнастике, к данному занятию и к изучаемому упражнению. К исполнению этих обязанностей ученик готовится заранее родителями и учителем.

Задача педагога состоит в том, чтобы методически грамотно преподнести учебный материал, возбудить у учеников интерес к овладению изучаемым упражнением, убедить их в полезности занятий для здоровья, учебы и труда (схема 2).

Необходимость занятий гимнастическими упражнениями с детьми диктуется следующими обстоятельствами.

1.Потребности общества. Целью любого общественного устройства людей является разностороннее физическое и духовное развитие личности, ее способностей. Успешное продвижение к этой Цели возможно благодаря физическому и умственному образованию и воспитанию детей. Большими возможностями в этом отношении располагают занятия гимнастикой.

2.Закономерности возрастного развития человека. Дети по сравнению со взрослыми быстрее и с меньшими затратами нервноМышечной энергии овладевают двигательным опытом. Чем более Разносторонний опыт они приобретают, тем больше знают об

123

studfiles.net

Гимнастика М.Н.ЖУРАВИНА М.К.МЕНЬШЕКОВА

вперед и активно нажимают на кольца. Затем начинается мах впе-

упражнение, закончив его выкрутом в положение виса стоя сзади;

ред. Активными движениями руками назад и вперед обеспечива-

из виса присев или виса стоя на низких кольцах с прямыми руками,

ется постоянное натяжение колец, необходимое для эффективного

разводя их в стороны и поворачивая наружу, толчком ног

размахивания (см. рис. 177). При обучении размахиванию вначале

выполнить выкрут в вис согнувшись; выкрут прогнувшись с

изучают правильный вис, потом оказывают помощь в выполнении

помощью вначале под бедро, в конце под спину. Страховка и по-

махов, постепенно увеличивая их амплитуду, затем предоставляют

мощь оказываются стоя сбоку под грудь и бедра.

возможность выполнить размахивание самостоятельно.

Подъем махом вперед выполняется из размахивания в висе. В ко-

Выкрут вперед из виса согнувшись выполняется только махом

нечной точке маха назад ОЦМ тела предельно удаляется от опоры,

назад. После прохождения телом вертикали тотчас же делается

создается возможно больший момент инерции тела. На махе

хлестовое движение ногами назад-вверх,руки постепенно разво-

вперед при подходе тела к вертикали грудь и живот обгоняют ноги,

дятся в стороны, нажимают на кольца и поворачиваются наружу;

натягиваются мышцы передней поверхности тела. Затем за счет их

плечи подаются вперед, голова отводится назад. В конце маха, когда

энергичного сокращения ноги хлестовым движением посылаются

ОЦМ будет выше горизонтали, делается выкрут в плечевых суста-

вперед-вверх.Ими создается наибольший момент количества

вах (см. рис. 178). Завершается упражнение висом согнувшись или

движения. Далее, опираясь на ноги и нажимая на кольца прямыми

прогнувшись. Успех его выполнения зависит от момента количе-

руками, делается рывковое движение вниз. Теперь уже туловище

ства движения, созданного в первой части упражнения, от силовых

обгоняет ноги и за счет этого перемещается вверх, в упор (рис.

возможностей мышц задней поверхности туловища и ног, работы

180).

мышц рук и подвижности в плечевых суставах. Изучать это

При обучении рекомендуется выполнять: из виса лежа на низ-

упражнение рекомендуется в следующей последовательности: из

ких кольцах (стопы вытянутых ног на гимнастическом коне) резкое

положения наклона вперед руки вверх, кисти сжаты в кулак, по-

прогибание и сгибание в тазобедренных суставах с одновременным

ворачивая кисти большими пальцами внутрь и затем вниз (про-

нажимом руками на кольца с последующим выходом в упор;

нируя кисти рук), развести руки в стороны и далее с одновремен-

подъем силой в быстром темпе со значительным сгибанием в

ным наклоном головы вперед привести руки к бедрам, еще больше

тазобедренных суставах; соскок махом вперед на кольцах, на

сгибаясь в тазобедренных суставах; исходное положение то же, но,

перекладине и на брусьях; то же на наклонных жердях, лицом к

захватив кистями кольца на высоте плеч, проделать это же

высоким концам; подъем махом вперед на кольцах с помощью и

 

самостоятельно. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку под

 

спину и ноги.

 

Подъем махом назад выполняется из размахивания в висе. В ко-

 

нечной точке маха вперед ОЦМ тела предельно удаляется от опоры

 

за счет отведения колец назад за голову, выпрямления тела с

 

положением ног выше колец, закрытого положения груди, втя-

 

нутого живота, округлой спины и опущенной головы. При этом

 

создается возможно больший момент инерции тела. На махе назад,

 

двигаясь по инерции, при подходе тела к вертикали гимнаст,

 

активно провисая в плечевых суставах, выполняет замах. При этом

 

спина опережает движение ног. Затем ноги опережают движение

 

туловища, за счет чего делается мощное бросковое движение

 

(хлест) ногами назад, вверх, при этом руками выполняется ак-

 

тивный нажим на кольца вниз через стороны (рис. 181). При обу-

 

чении этому упражнению рекомендуется выполнять: переход в

 

Упор толчком двух ног, с постепенным уменьшением силы толчка

 

и увеличением высоты колец; из виса лежа ноги сзади переход

 

силой в упор с помощью; соскок махом назад из размахивания и

 

виса согнувшись; из размахивания подъем махом назад с помощью

 

и самостоятельно. Страховка и помощь оказываются стоя сбоку Под

 

бедра и живот.

studfiles.net


Смотрите также