Упражнения для глазодвигательных мышц. Глазодвигательная гимнастика


Лучшие упражнения для тренировки глазодвигательных мышц

Полностью этот комплекс упражнений следует выполнять 2 раза в день - утром и вечером, а днем достаточно выполнять только основную часть. Обязательно выполняйте упражнения на пустой желудок, так как больший эффект достигается, когда кровь "голодная". 

Перед упражнениями быстро поморгайте легко, без зажмуривания секунды три. Моргание - расслабляет глаза. Когда из-за усталости глаз зрение немного ухудшается, то морганием можно расслабить глаза, и они станут видеть гораздо лучше. Обязательно поморгайте также после каждого упражнения! 

Упражнения для тренировки глазодвигательных мышц

Упражнения выполняются без очков. Лицо неподвижно, двигаются одни глаза. Делаются упражнения медленно, без напряжения, в спокойном темпе. 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 

1. Двигайте глазами максимально ВВЕРХ-ВНИЗ. Одно движение влево-вправо считается за один раз. 8-10 раз. 

2. Поворачивайте глаза максимально ВЛЕВО-ВПРАВО. Один поворот влево-вправо считается за один раз. 8-10 раз. 

3. Движения глаз максимально ПО ДИАГОНАЛИ. Двигайте глаза из правого верхнего угла в левый нижний 8-10 раз. Поморгали, и повторите в направлении из левого верхнего угла в правый нижний опять 8-10 раз. 

4. Рисуем глазами ПРЯМОУГОЛЬНИК. Смотрим в левый верхний угол, потом в правый верхний, в правый нижний и левый нижний. Один прямоугольник считается за один раз. Поморгали. И в другую сторону. В каждую сторону 4-5 раз.

5. Рисуем БАНТИК. Смотрим в левый верхний угол, правый нижний, правый верхний, левый нижний, и опять левый верхний… 4 угла - это один раз. Выполните это упражнение 4-5 раз. 

6. Рисуем ВОСЬМЕРКУ. Смотрим в левый верхний угол, правый верхний, левый нижний, правый нижний, и опять левый верхний… 4 угла - это один раз. 4-5 раз. 

7. Рисуйте глазами круг, ЦИФЕРБЛАТ. Смотрите в самый верх и постепенно вращайте глаза по часовой стрелке. Один круг - это один раз. Поморгали. И против часовой стрелки. По 5-8 раз в каждую сторону. 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: 

8. ЗМЕЙКА. Рисуете 7 диагональных отрезков слева-направо. Поморгали. И потом обратно. Одного раза достаточно. 

9. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СПИРАЛЬ. Представляете перед собой бревно и наматываете на него своим пальцем "проволоку", следя за движением пальца, как и во всех упражнениях. Делаете 5 витков слева-направо. Поморгали, и сделайте справа-налево. 

10. ВЕРТИКАЛЬНАЯ СПИРАЛЬ. То же самое что в 9-ом упражнении. Только по вертикали: виток на уровне живота, на уровне груди, на уровне носа, на уровне волос и последний виток над головой (всего пять). Поморгали. И делайте в обратном порядке сверху вниз. 

11. СПИРАЛЬ. Из центра начинаете делать витки, постепенно увеличивая их диаметр. Последний виток должен охватывать все поле зрения ваших глаз. Всего 5 витков. Поморгали. И теперь наоборот, скручивайте спираль, тоже в 5 витков.

12. ЭКВАТОР. Рисуете круг в горизонтальной плоскости, на уровне своего носа. Так чтобы дальняя точка была на вытянутую руку, а ближняя почти касалась носа. По 8 раз в одну и другую сторону, с морганием в промежутке. 

13. Раздвигание ПАЛЬЦЕВ В СТОРОНЫ. Соедините два пальца вместе, смотрите на них. Теперь раздвиньте их примерно на 5 сантиметров, пытаясь при этом смотреть на оба глаза одновременно. И, фиксируя взгляд на них, сдвигайте пальцы обратно. Задержка в разных положениях примерно на 1 секунду. Не обязательно видеть оба пальца четко, показателем правильно выполняемого упражнения будет раздваивание картинки на заднем плане. Выполнить упражнение 8 раз. 

14. То же что и в 13-ом, только раздвигайте ПАЛЬЦЫ ПО ДИАГОНАЛИ, сначала 8 раз в одной диагонали. Потом поморгали и 8 раз в другой. 

15. Как в 13 упражнении, только раздвигайте ПАЛЬЦЫ ПО ВЕРТИКАЛИ 8 раз. 

16. Рисуйте ПАЛЬЦАМИ маленькие КРУГИ, сначала 8 раз наружу, поморгали и 8 раз вовнутрь. 

После выполнения всех упражнений сделайте обязательно ПАЛЬМИНГ. 

Для наглядности посмотрите иллюстративную демонстрацию упражнений:

Упражнения для тренировки глазодвигательных мышц

ВНИМАНИЕ!  

Упражнения этого комплекса не рекомендуется делать много за один раз, так как может появиться боль в глазах, и в связи с этим возникнуть временные неудобства. А это помешает систематическому выполнению упражнений. Делайте упражнения по 4 повторения, если через 3 дня глаза не будут болеть, то можете увеличить количество повторений, постепенно дойдя до 10 раз (нет смысла делать больше). 

 

Это Вам будет интересно: 

Вы удивитесь! 9 типов боли, которые связаны с нервами, а не болезнями

7 простых способов очищения сосудов

У кого близорукость больше -4 можно выполнять не более 3-4 повторов каждого упражнения. Особенно тех, у кого есть микроразрывы сетчатки, должны соблюдать все вышесказанные предостережения. А также если вы делали операцию на глазах, то это комплекс упражнений можно делать только спустя полгода! При необходимости проконсультируйтесь с вашим врачом. опубликовано econet.ru

 

 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Глазодвигательная гимнастика. - Borgul.ru - сайт воспитателя

А.В.Боргуль 09 Ноя 2016

«Глаза – зеркало души»  «Так устроен человек. Он может сдержать мимику лица, мысленно связать себе руки, но глаза… Вот, что скрыть невозможно. Они отражают всё, что происходит внутри»

«Тренировка»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз –налево, два – направо,Три –наверх, четыре — вниз.А теперь по кругу смотрим,Чтобы лучше видеть мир.Взгляд  направим ближе, дальше,Тренируя мышцу глаз.Видеть скоро будем лучше,Убедитесь вы сейчас!А теперь нажмем немногоА теперь нажмем немногоТочки возле своих глаз.Сил дадим им много-много,Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.Поднять взгляд  вверх. Опустить взгляд вниз.Быстро поморгать.

***

«Осень»

Осень по опушке краски разводила,По листве тихонько кистью поводила.Пожелтел орешник и зарделись клены,В пурпуре осинки, только дуб зеленый.Утешает осень: не жалейте лета,Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — внизПосмотреть влево – вправо.Посмотреть вверх – вниз.Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).

***

«Елка»

Вот стоит большая елка,Вот такой высоты.У нее большие ветки.Вот такой ширины.Есть на елке даже шишки,А внизу – берлога мишки.Зиму спит там косолапыйИ сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.Посмотреть снизу вверх.Посмотреть слева направо.Посмотреть вверх.Посмотреть вниз.Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

***

«Овощи»

Ослик ходит выбирает,Что сначала съесть не знает.Наверху созрела слива,А внизу растет крапива,Слева – свекла, справа – брюква,Слева – тыква, справа – клюква,Снизу – свежая трава,Сверху – сочная ботва.Выбрать ничего не смогИ без сил на землю слег.

Обвести глазами круг.Посмотреть вверх.Посмотреть вниз.Посмотреть влево- вправоВлево — вправо.Посмотреть вниз.Посмотреть вверх.Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, (Повторить 2 раза.)

 

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали,Глазки у ребят устали.(Поморгать глазами.)Посмотрите все в окно,(Посмотреть влево-вправо.)Ах, как солнце высоко.(Посмотреть вверх.)Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза ладошками.)В классе радугу построим,Вверх по радуге пойдем,(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)Вправо, влево повернем,А потом скатимся вниз,(Посмотреть вниз.)Жмурься сильно, но держись.(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

 

«Бабочка»

Спал цветок(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)И вдруг проснулся,(Поморгать глазами.)Больше спать не захотел,(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)Встрепенулся, потянулся,(Руки согнуты в стороны (выдох).Взвился вверх и полетел.(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

 

«Волшебный сон»

Реснички опускаются…Глазки закрываются…Мы спокойно отдыхаем…Сном волшебным засыпаем…Дышится легко…Ровно… глубоко…Наши руки отдыхают…Отдыхают… Засыпают…Шея не напряженаИ расслаблена…Губы чуть приоткрываются…Все чудесно расслабляется…Дышится легко… ровно… глубоко…(Пауза.)Мы спокойно отдыхаем…Сном волшебным засыпаем…(Громче, быстрей, энергичней.)Хорошо нам отдыхать!Но пора уже вставать!Крепче кулачки сжимаем.Их повыше поднимаем.Потянулись! Улыбнулись!Всем открыть глаза и встать!

 

 

Поделиться Глазодвигательная гимнастика.

borgul.ru

Глазодвигательная гимнастика для детей с нарушениями зрения

Раньше считали, что у детей со зрительными нарушениями зрение развивается и без тренировки на столько, на сколько оно может развиться у данного ребенка. Теперь известно, что зрение – это функция организма, поддающаяся обучению, и что оно может быть улучшено с помощью тренировки.

Дети с ослабленным зрением, как и нормально видящие дети, должны научиться аккомодировать (аккомодация и конвергенция – поворот глаз внутри  при рассматривании близких предметов – это тесно связанные функции). Все эти функции необходимы, для того чтобы  получить на сетчатке четкое изображение и обеспечить слияние изображений от двух сетчаток в глаз.

У нормально видящего младенца время от времени на сетчатке возникает четкое изображение. Его нормальные зрительные пути передают это изображение в мозг. Ребенок получает удовольствие от четкого изображения, и постепенно функция становится автоматической.

Дети с нормальным зрением и дети с нарушением зрения могут иметь одни и те же нейронные  механизмы, необходимые для фокусировки изображения и удержания получающихся картинок на соответственных областях сетчаток обоих глаз. Однако, у детей с нарушением зрения на уровне сетчатки изображение получается не четким или зрительные пути не правильно передают изображение в высшие отделы мозга. Таким образом, ребенок не может научиться точной аккомодации. Часто координация глазодвигательных мышц не столь точна, как у нормально видящих детей и развивается нистагм (непроизвольные быстрые движения глазных яблок, которые могут быть горизонтальными, вертикальными, вращательными или комбинированными). В этом случае у ребенка отмечаются не только первичные сенсорные ухудшения зрения, но и несовершенная глазодвигательная функция.

Тренировка зрения – это неотъемлемая часть ранней абилитации. Главная цель – помочь ребенку как можно эффективнее использовать зрение, поскольку даже слабое зрение очень важно для обучения.

Ребенок с нарушенным зрением или с задержкой развития нуждается в усиленной стимуляции и игровой терапии, адекватной его способностям.

В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие  его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Как же можно помочь формирующему детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша.

Превратите гимнастику для глаз в ежедневную, увлекательную игру.

Методические приемы и глазодвигательная гимнастика.

 

I  ЭТАП: Глазной профилактический комплекс.

 

ЦЕЛЬ: Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов. Укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре. Повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.

Описание упражнений:

1. Расслабление

 

плотно закрыть глаза и постараться расслабиться. Вспомнить что-то очень приятное, радостное. Круговые движения открытыми глазами по часовой стреле и против часовой стрелки.

 

2. Движения по прямым линиям интенсивно подвигать глазами по горизонтали: напрваво-налево, и по вертикали: вверх-вниз.

 

3. Моргание интенсивное сжимание и разжимание глаз.

 

4. Диагонали направить взгляд на левое плечо и сосредоточить взгляд на этой точке. После трех морганий повторить в правую сторону.

 

5. «Темное расслабление» положите на закрытые глаза теплые ладони, пальцы скрещены на лбу, расслабьтесь.

 

6. Моргание поморгайте легко и быстро, как «бабочка машет крылышками» в течение 30 секунд.

 

7. Близко — далеко подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую деталь, (это может быть листок или наклеенная специально бумажная точка на стекло), затем направьте свой взгляд далеко вперед, стараясь увидеть предметы вдалеке.

 

I I – ЭТАП.

Наши глазки отдохнут.

Комплекс простых упражнений отлично формирует глазную мышцу, предотвращает ее спазмы.

Описание упражнений:

Все упражнения выполняются сидя за столом. Сесть прямо. Руки на затылке. На вдохе локти развести в стороны, как можно сильнее прижать голову к ладоням: на выдохе локти свести вперед (выполнять 2-3 раза).

 

Сесть прямо. Взяться руками за сидение стула и поднять плечи вверх как можно выше и опустить их, расслабив  (выполнять 2-3 раза).

 

Руки на столе, спина прямая. Прогнуться в груди, свести лопатки и расслабиться (исходное положение). Выполнить 2-3раза.

 

Сидя за столом, кистями  рук сожмите изо всех сил  какой-нибудь предмет и отпустите, расслабив руки (выполнять 2-3 раза).

 

Медленные повороты головы вправо-влево, вверх-вниз (выполнять 2-3 раза).

 

Наклоны головы медленно к плечам

 

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их на 3-5 секунд (выполнить 2-3 раза).

 

Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца  в течение 1 минуты.

 

Плотно закрыть и широко открыть глаза.(2-3 раза медленно).

 

Посмотреть вниз, вверх, вправо, влево не поворачивая головы (выполнять упражнение медленно).

 

Вращать глаза по кругу, стараясь как можно больше увидеть по сторонам.

 

Закрыть глаза и расслабить веки и глазное яблоко.

 

Заключительное упражнение: закрыв глаза сделать глубокий вдох и открыв глаза – глубокий выдох.

 

I I ЭТАП   Гимнастика для глаз.

Описание упражнений:

Голова не подвижна. Движутся  только глаза. В вытянутой руке карандаш.

 

Движения карандаша: влево – вправо-вверх – вниз. Глазами следить за кончиком карандаша.

 

Встать у стены. Быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний (20раз).

 

Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты вправо-влево. Взгляд по ходу движения (10 раз).

 

3 секунды смотреть на яркий свет, затем закрыть глаза рукой (10 раз).

 

Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза (20 раз).

 

Взглянуть на отдаленный предмет, пристально рассмотреть его перевести взгляд на ближний предмет. (10раз)

 

Крепко зажмурить глаза на 5 секунд. Затем открыть их.(5 раз).

 

Быстро моргать 15сек. (3-4 раза).

 

Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.

 

Круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении (4-6 раз).

 

 

xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai

Упражнения для глазодвигательных мышц. / Медикус. Посольство медицины

17 ноября 2002 09:43   |   Г.Г. Демирчоглян, В.И.Янкулин. – Гимнастика для глаз. Москва.

Еще в древ­ние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами (повороты, круговые движения и т. п.). Несомненно, они приносят пользу, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области. Поэтому хорошо снимают умственное утомление. После таких упражнений люди чувствуют себя значительно бод­рее. Кроме того, подобные упражнения помогают изба­виться от так называемых мешков в области нижних и верхних век (как правило, это — примета старения кожи и потери ее упругости).

В основе положительного эффекта, о котором идет речь, лежат определенные функциональные связи между глазо­двигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

Приведем несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старение. Выполнять их следует примерно в течение 10 минут (рис. 4).

1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повто­рить 5—6 раз с интервалом в 30 с.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не пово­рачивая головы.

83. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнения 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое 3—4 раза с интервалом в 1—2 мин.

Упражнения, снимающие утомление глаз (рис. 5).

1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 с, а затем открыть их на 3—5 с. Повторить 6—8 раз.

Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улуч­шению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

2. Выполняете сидя. Быстро моргать в течение 1— 2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообра­щения.

3. Выполняется стоя.  Смотреть прямо перед собой 2—3 с. Затем поставить палец руки на расстоянии 25— 30  см   от  глаз,   перевести  взор  на  кончик  пальца  и смотреть   на   него   3—5   с.   Опустить   руку.   Повторить 10—12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется   очками,   надо   выполнять   упражнение,   не   снимая их.

4. Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массиро­вать их круговыми движениями пальца в течение 1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучша­ет кровообращение.

5. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки   легко   нажать   на   верхнее   веко,   спустя   1—2   с.   снять пальцы с века. Повторить 3−4 раза. Упражнение улучша­ет циркуляцию внутриглазных жидкостей.

Тренировка цилиарных мышц. Тренировку цилиарной мышцы одним из первых предложил и начал применять в  своей  практике  украинский  офтальмолог  профессор  А. И. Дашевский. Это были ежедневные упраж­нения   по   15—20   мин    с   вогнутыми   линзами.   Перед глазом (каждым в отдельности) он ставил слабую линзу (начиная с — 0,5Д) на столько времени, пока снизившаяся вначале  острота зрения  не  повышалась  до  исходного уровня. Постепенно сила линз увеличивалась до такой степени, какую мог преодолеть глаз. Обычно вскоре после тренировки острота зрения улучшалась, и с каждым днем исходная сила линз, а также сила линз, с которой закан­чивается упражнение, увеличивалась. Такую тренировку можно проводить как для одного глаза, так и для каждо­го глаза поочередно.

В настоящее время тренировочные упражнения с линзами проводят обычно в условиях специализированного глазного кабинета под руководством врача.

В недавно вышедшем втором издании книги Э. С. Аветисова, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпана «Занятия физи­ческой культурой при близорукости» (М.: «Физкультура и спорт», 1983 г.) приводится интересный комплекс общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз, который включает и коррегирующие упражнения для укрепления мышц шеи и спины.

Для лиц, страдающих близорукостью, авторы реко­мендуют упражнения с меткой на стекле. Для его выполнения на оконном стекле укрепить круглую метку (или обвести круг фломастером), встать у окна на расстоянии 30—35 см и поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на удаленные предметы (дом, дерево и т. д.). Занимаясь подобной физзарядкой для глаз, необходимо соблюдать основные принципы:

— системность воздействий упражнений и последо­вательность их применения;

— регулярность воздействий;

— длительность применения упражнений;

— постепенное увеличение физической нагрузки на протяжении как отдельной процедуры, так и всего лечеб­ного курса;

— индивидуализацию физических упражнений в зависи­мости от возраста, пола, состояния здоровья;

— сочетание общей и специальной тренировки во время курса лечения.

Гимнастика «Зоркость». В гимнастике «Зоркость», авто­ром которой является Ю. А. Утехин, есть два основных положения: она тренирует либо зрение вдаль, либо зрение вблизи.

Гимнастика «Зоркость» для лиц, страдающих возраст­ной дальнозоркостью, сводится к чтению одним глазом на минимально близком расстоянии от текста, а при близорукости — на максимально удаленном расстоянии. Предполагается, что такое чтение поочередно каждым глазом не должно вызывать перенапряжения глазодвига­тельных мышц или вести к повышению внутриглазного давления. Вместе с тем в случае неприятных ощущений следует обратиться к врачу. Рекомендуется также в ходе тренировок периодически кратковременно отводить книгу дальше от глаз (своеобразный «массаж хрусталика»).

Ю. А. Утехин считает, что регулярные тренировки по этой методике могут повысить резервы аккомодации глаза и способствуют задержке развивающейся дально­зоркости.

Релаксация механизмов зрения. Несомненный интерес представляет методика тренировки и восстановления зрения, разработанная английским врачом М. Корбетт. В ее основу положены принципы расслабления глазо­двигательных и цилиарных мышц, на которые приходит­ся основная доля нагрузок при восприятии зрительных образов.

М. Корбетт считает, что мышцы, окружающие глазное яблоко, обеспечивают не только движения самого глаза, но могут влиять и на размер его продольной оси. А по­тому путем специальных тренировочных упражнений, приближая фокусное расстояние к сетчатке при близо­рукости или дальнозоркости, можно добиться того же эффекта, который дают очки. Конечно, как отмечает сам автор, эти упражнения не дают столь быстрого резуль­тата, как надевание очков. Но зато их воздействие глубже и естественнее, а благотворное влияние распро­страняется даже на характер человека, способствуя хоро­шему настроению.

Практические рекомендации М. Корбет сводятся к следующему:

1. Ни в коем случае при чтении нельзя держать книгу на груди или коленях. В этом положении шейные позвон­ки чрезмерно наклонены вперед, сонные артерии несколь­ко сплющены, что затрудняет кровоснабжение, кроме того, сжимается гортань, а это уменьшает глубину дыхания.

2. Расстояние от глаз до книги необходимо варьиро­вать. При этом совсем необязательно сохранять непод­вижность позы. Наоборот, стул рекомендуется передвигать, инстинктивно откидываясь на спинку или, выпрямляясь, подтягивать ноги, чтобы избежать их «одеревенения» и спазмов.

3.  Еще  очень  многие  считают,  что  чтение  лежа  в постели до погружения в сон совершенно безвредно. Однако при этом человек засыпает неожиданно: веки тяжелеют, глаза закрываются все чаще, и, наконец, запе­чатлев напоследок изображение нескольких уже непонят­ных слов, он отключается совсем. Засыпать неожиданно не следует, так как после внезапного прекращения чтения глаза находятся еще в состоянии вызванного им напряжения мышц и зрительных центров.

4. Полезно выполнять следующие упражнения. При­держиваясь руками за какую-нибудь опору, надо закрыть глаза и, глубоко дыша, раскачиваться так, чтобы лицо попеременно оказывалось то на солнце, то в тени. Очень быстро возникает иллюзия колебания солнца. Это упражнение можно назвать соляризацией. Оно значи­тельно увеличивает устойчивость органов зрения по отношению к вредным воздействиям современного искусст­венного освещения — мигающим электрическим огням, флюоросценции, лучам автомобильных фар, подрагиваю­щему свечению телевизионных экранов.

5. При ухудшении видимости рекомендуется пользо­ваться приемом «затяжное дыхание», способствующим увеличению полноты вдоха и как следствие существен­ному расслаблению пояса верхних конечностей, туловища и шейных позвонков. Прием состоит в удалении воздуха из легких через сжатые губы с легким шипением при одновременном наклоне туловища вперед. Естественно, что предварительно должен быть произведен соответствую­щий глубокий вдох.

Глубина зрительного восприятия обычно улучшается уже со второго медленного вдоха. Если сопровождать правильным дыханием все упражнения для глаз, то их результаты будут проявляться быстрее и ощутимее.

6. Если пальцы рук сложить в центре лба козырь­ком, то ладони прикроют глазные впадины, исключая доступ света. При этом не следует сжимать глазные ябло­ки и как-то ограничивать возможность свободно двигать веками. Подобное искусственное затемнение значительно ускоряет процесс расслабления мышц и улучшает крово­обращение.

 7. Систематически во время утреннего туалета (мужчи­ны во время бритья, женщины во время косметических процедур) полезно проделать перед зеркалом несколько движений веками и бровями. В большинстве случаев у лиц, обладающих слабым зрением, это сопровождается ощущением тяжести. Эти упражнения расширяют и углуб­ляют циркуляцию крови, производят массаж слез­ных желез и их выводных каналов, а потому необык­новенно полезны, особенно после ночного бездействия, когда в уголках глаз скапливаются густые слизистые вещества.

После достижения сорокалетнего возраста, как уже было сказано выше, интенсивность освещения при рабо­те следует увеличить, однако многие обнаруживают, что чтение оказывается для них возможным не более чем с расстояния вытянутой руки. Эта аномалия называется возвратной дальнозоркостью или пресбиопией.

При появлении у Вас первых признаков пресбиопии весьма полезно выполнять следующие правила:

1. Выполняя работу вблизи от глаз, дышать глубоко и ритмично.

2. При чтении стараться расслаблять свои веки и при­давать мягкость взгляду, мигать неторопливо, но часто.

3. Следить за надлежащей увлажненностью роговой оболочки глаз, поддерживая это миганием век.

4. Переводите взгляд на некоторое время вдаль, чере­дуя его с рассматриванием ближайших к вам объектов, например ногти ваших рук, браслет и др.

При выполнении последнего правила следует помнить, что резкая смена световых контрастов утомляет наше зрение. Можно поэтому, например, рекомендовать подстав­лять солнцу закрытые глаза при выходе из темных поме­щений или сидя за рулем машины во время оста­новок. Подобная соляризация глаза увеличивает стойкость зрительных органов к слепящему действию яркого света (автомобильные фары, яркие теле­визионные экраны и др.), который может иметь место как в светлое, так и в темное время суток.

www.medicus.ru

зрительная зарядка, упражнения, разминка при нарушении зрения

Большое количество информации ребенок получает именно через органы зрения, именно поэтому даже у дошкольников могут возникать зрительные нарушения. Гимнастика для глаз для детей поможет избежать ухудшения зрения, которое сказывается на физическом и интеллектуальном развитии. Зарядка хорошо тренирует глазодвигательные мышцы.

Специально подобранные комплексы помогают успокоить нервную систему малыша, снять усталость и облегчить нагрузку. Зарядка для глаз для детей способна замедлить или даже вовсе остановить падение зрения. В итоге головному мозгу легче перерабатывать информацию, которую он получает из органов зрения.

В первые десять лет жизни происходит интенсивное развитие органов зрения. В этот период глаза уязвимы для негативного влияния различного рода факторов: компьютер, телевизор, инфекционные процессы, неблагоприятная экология и другое. Неудивительно, что в наш век технологий зрение ухудшается, именно поэтому глаза нуждаются в отдыхе и расслаблении.

Детская гимнастика для глаз очень проста. В некоторых случаях достаточно посчитать вместе с ребенком растущие на дереве плоды или проезжающие мимо машины. Для этого не нужно слишком много времени. Одна такая разминка может длиться от трех до пяти минут.

Разминка для глаз для детей показана уже с двух-трех лет. Специалисты рекомендуют проводить ежедневные упражнения и обращают внимание на тот факт, что зрение формируется до двенадцатилетнего возраста.

Цель зрительной тренировки

Упражнения для глаз для детей не только повышают остроту зрения, они способны снимать спазм глазодвигательных мышц, поддерживать общий тонус и снимать усталость. Более того, такая зарядка даже убирает мешки под глазами, обогащает глазное яблоко притоком крови. Специалисты утверждают, что если каждый день проводить упражнения для глаз утром и вечером, то уже через месяц вы ощутите результат.

Не забывайте о том, что любая двигательная активность поможет глазам вашего ребенка лучше работать. Поощряйте ребенка больше двигаться, бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Немаловажно следить за осанкой ребенка. Неправильная посадка за столом может привести к нарушению кровоснабжения головного мозга, что в свою очередь влечет за собой проблемы со зрением. Также важно контролировать времяпрепровождение ребенка перед экраном телевизора или компьютера. Не допускайте, чтобы он подолгу, не отрываясь, пользовался гаджетами. Специалисты не рекомендуют смотреть телевизор в темной комнате. Из-за этого органы будут перенапрягаться, для того чтобы адаптироваться к свету.

Не стоит самоуверенно полагать, что если у вашего чада нет проблем со зрением, то и гимнастика ему не нужна. Зарядка применяется как в лечебных, так и в профилактических целях, она поможет предотвратить проблемы со зрением.

Детская гимнастика для глаз Комплекс упражнений для детей, которые ходят в детский сад, может проводиться в игровой манере

Специалисты могут порекомендовать зрительную гимнастику в следующих случаях:

  • миопия – близорукость;
  • дальнозоркость;
  • жалобы на усталость глаз;
  • амблиопия;
  • наследственная предрасположенность – кто-то в семье имеет проблемы со зрением;
  • серьезные внутренние патологии;
  • косоглазие;
  • астигматизм. Дети жалуются на то, что картинка расплывается и двоится.

Комплекс упражнений

Рассмотрим ряд упражнений, которые снимают усталость с глаз и укрепляют мышцы органов зрения. Крайне важно создание спокойной атмосферы, не нужно заставлять ребенка делать эти упражнения, необходимо его заинтересовать. Не забывайте о регулярности. Один месяц можно делать один комплекс, а потом для разнообразия попробовать другие варианты.

Офтальмолог осматривает ребенка Упражнения для детей с нарушением зрения подбираются офтальмологом

Выделим наиболее действенные методики:

  • голова ребенка должна быть зафиксирована. Для этого он должен положить подбородок на руки. Затем глазные яблоки следует поднять максимально вверх к потолку, а потом вниз. Необходимо сделать четыре подхода и немного отдохнуть. Далее делается аналогичное упражнение, только глаза направляются по горизонтальной оси в левую и правую стороны;
  • при косоглазии рекомендуется разводить зрачки в разные стороны, а затем сводить их к носу;
  • вместе с ребенком смотрите в окно и найдите рядом расположенный и отдаленный предмет. Задача ребенка попеременно фиксировать свой взгляд то на одном, то на другом предмете;
  • упражнение «Уголки» заключается в том, что ребенок попеременно смотрит в левый верхний угол комнаты, затем переводит взгляд в правый нижний угол. Далее он смотрит в правый верхний и левый нижний угол;
  • ребенок может закрыть глаза и аккуратными движениями их погладить. Необходимо объяснить, что надавливать на глазки не нужно;
  • для расслабления глаз в темной комнате следует закрыть глаза и попытаться представить темную или даже черную поверхность. Такое упражнение снимает возбуждение с сетчатки и расслабляет глазодвигательные мышцы;
  • упражнение «Воображаемая гимнастика» развивает восприятие и воображение, оно выполняется с закрытыми глазами. Ребенок должен сесть, успокоиться и представить приятную картину. Это может быть красивый остров с пальмами, чайками и глубоким океаном. Необходимо представить, что вы сидите на берегу и смотрите вдаль без очков. Мысленно переводите взгляд от одного предмета к другому.
Гимнастика для глаз для детей Хорошо сочетать гимнастику в ДОУ с домашней зарядкой

Снять зрительное напряжение помогут и другие советы. Встаньте в ровное положение и поднимите плечи вверх, а затем отведите их максимально назад, после чего верните в исходное положение. Необходимо сделать десять таких повторений. Также можно усложнить это упражнение тем, что после отведения назад вы не возвращаетесь в исходное положение, а отводите плечи вперед.

Также можно положить подборок на грудную клетку, при этом расслабив шею, после чего голова запрокидывается максимально назад. Усложните это задание, делая его в сидячем положении. Сначала подбородок опускается на грудь, затем голову нужно отвести в сторону и запрокинуть назад.

Пальминг

Ребенок должен сесть прямо и максимально расслабиться. Далее он берет две ладошки и трет их одну о другую. Затем правую ладонь следует приложить к правому глазу и, соответственно, левая рука располагается возле левого глаза. Необходимо объяснить ребенку, что прижимать ладони к глазам сильно не нужно, пальминг не должен причинять никакого дискомфорта. Главным моментом является то, что между пальцами не должно быть щелочек, которые бы пропускали свет.

Во время пальминга шея и позвоночник должны находиться на одной прямой линии. Локти лучше поместить на стол. Это упражнение можно выполнять на перемене между уроками для снятия напряжения. Не стоит резко убирать ладони с глаз. Можно постепенно их приоткрывать, для того чтобы глаза привыкли к свету.

Пальминг Пальминг можно проводить перед каждым комплексом упражнений

Упражнения для детей дошкольного возраста

Примерно с трехлетнего возраста органы зрения начинают испытывать значительные нагрузки, поэтому зарядка послужит хорошим профилактическим методом для предотвращения зрительных нарушений. Если ребенок носит очки, то во время зрительной тренировки необходимо надевать очки с более слабыми диоптриями.

Рассмотрим эффективный комплекс:

  1. из картона вырежьте два круга и прикрепите их к двум углам на потолке. Для того чтобы ребенок обратил на них внимание, можно использовать цветной картон. Суть задания заключается в том, что ребенок должен в течение десяти секунд зафиксировать взгляд на одном круге, а затем на другом. Все движения должны осуществляться глазными яблоками, следует объяснить ребенку, что головой крутить нельзя. Ребенок должен сделать пять подходов, после чего делается пятнадцатисекундный перерыв;
  2. для этого упражнения родителям следует заранее подготовиться. Понадобится яркий рисунок, это может быть змейка, спираль или шахматная доска. Крепится картинка на потолке. Задача ребенка – пройти весь путь от начала и до конца. Родители сами могут определять траекторию движения;
  3. для улучшения кровоснабжения и развития глазодвигательных мышц используется упражнение с маятником. Его рекомендуют выполнять детям, чьи родственники страдали косоглазием. Оно помогает синхронно фиксировать движущиеся предметы и является хорошей профилактикой косоглазия. В качестве маятника можно использовать пуговицы на нитке, шарик или бусинку. Родитель должен стать за спиной у ребенка и расположить маятник примерно на расстоянии 40 см. Его задача заключается в том, чтобы следить за движением маятника, при этом голова должна оставаться неподвижной. После этого ребенок должен посмотреть на отдаленные предметы за окном и постараться описать в деталях все, что он видит. Специалисты утверждают, что по мере улучшения остроты зрения ребенок начнет описывать все больше деталей;
  4. для улучшения зрения на близком расстоянии возьмите обычные наручные часы с крупным циферблатом. Ребенок должен сказать, сколько времени, когда часы расположены в 30–40 см от него, затем вы отходите на метр и в конце на полтора метра. После этого в таком же порядке приближаете часы к лицу ребенка.
Зрительная гимнастика Не нужно заставлять ребенка проводить зрительную тренировку, он должен ее делать с приятными эмоциями

Глазная тренировка для детей школьного возраста

Школьники испытывают колоссальные нагрузки, поэтому в этом возрасте нельзя пренебрегать важностью зрительной тренировки. После каждого упражнения необходимо закрывать глаза на несколько секунд. Все движения выполняются без усилий.

Рассмотрим быстрый комплекс для детей школьного возраста:

  1. это упражнение называют «скорой помощью», так как оно расслабляет глазодвигательные мышцы, улучшает остроту зрения и повышает четкость изображения. Очень важно правильно выполнять упражнение, а для этого вы должны в первую очередь сами освоить технику. Поставьте стул примерно в метре от стены. Лицо должно быть максимально расслабленным, а голова – неподвижной. Глазными яблоками необходимо прорисовать латинскую букву V. Для этого вы поднимаете глаза в правый верхний угол и опускаете их вниз. Далее на пять секунд глаза необходимо закрыть. Затем вы смотрите в левый верхний угол и опускаете их вниз;
  2. посмотрите на область между бровями и задержите взгляд на несколько секунд. Со временем задержку в верхнем положении можно постепенно увеличивать;
  3. это упражнение выполняется с открытыми глазами. Представьте перед собой циферблат и прорисовывайте глазным яблоком все цифры сначала по часовой, а затем против часовой стрелки;
  4. для расслабления мышц необходимо сильно зажмурить глаза, а затем открыть и расслабить;
  5. еще одно упражнение в форме игры поможет восстановить зрение и расслабить шею. Для этого ваш ребенок должен представить, что его нос – это речка или указка, и он должен им нарисовать цифру, букву или что-то еще, а окружающие будут угадывать.
Ребенок в очках С помощью зрительной гимнастики дети будут видеть гораздо лучше

Гимнастика для глаз по Аветисову

Эдyapд Cepгeeвич Aвeтиcoв – это авторитетный профессор медицины в области офтальмологии. Долгие годы он работал над вопросами улучшения зрения и доказал, что проблему гораздо легче предупредить, чем лечить. Тем более что офтальмологические заболевания имеют склонность к хронизации процесса.

Профессор считает, что заботиться о зрении необходимо еще с раннего детского возраста. Он разработал комплекс несложных упражнений, на которые особое внимание должны обратить родители, чьи дети страдают миопией и подолгу находятся перед компьютером.

Профессор заверяет, что положительную динамику можно заметить уже через несколько дней. Нагрузку следует постепенно увеличивать. Аветисов предложил три тренировочных комплекса.

Рассмотрим, что входит в первый комплекс:

  • сожмите веки на три секунды, после чего их следует разжать. Рекомендуется сделать по шесть-восемь таких подходов;
  • в течение двадцати секунд активно моргайте, после чего сделайте перерыв на несколько секунд. Помассируйте глаза через закрытые веки подушечками пальцев;
  • легонько придавите подушечками пальцев глазное яблоко;
  • указательными пальцами надавите на область между бровями.

Укрепить внутренние мышцы глаз поможет второй тренировочный комплекс:

  • переводите взгляд с пола на потолок, при этом не двигайте головой. Сделайте по десять подходов;
  • опускайте глазные яблоки с потолка на пол по диагональной оси;
  • перемещайте взгляд по горизонтальной оси;
  • вращайте глаза по кругу сначала в одном, затем в другом направлении. Старайтесь не упускать из поля зрения попадающие предметы.

Завершающий этап способствует не только укреплению зрения, но и совершенствованию аккомодации:

  • перемещайте взгляд с пальца вытянутой руки на отдаленный предмет;
  • согните руку в локте и поместите указательный палец к кончику носа. Постепенно выравнивайте руку, а глазами следите за ходом направления пальца;
  • упражнение аналогично предыдущему, только сейчас, если вы отводите правую руку, то закрываете левый глаз. Только правый глаз должен следить за указательным пальцем правой руки. Затем необходимо закрыть правый глаз;
  • нарисуйте на оконном стекле точку. Зафиксируйте взгляд сначала на нем, а затем на каком-нибудь уличном предмете.

Итак, зрительная гимнастика для детей – это хороший способ предотвратить многие офтальмологические нарушения, а также избавиться от уже имеющихся проблем. На проведение вышеупомянутых упражнений не нужно много времени. Главное, это хорошая организованность и сила воли. Ребенка важно заинтересовать, не нужно его принуждать делать зарядку. Если вы подумаете, как выполнить упражнения в форме игры, ваше чадо будет просить вас поиграть и заодно укрепит мышцы глаз. Прежде чем начинать гимнастику для глаз, отведите ребенка к офтальмологу и посоветуйтесь в отношении того, какой комплекс будет наиболее эффективен в вашем конкретном случае.

glaziki.com

Глазодвигательные упражнения.

megapredmet.ru

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

СЕНСОСОТОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ.

Нейропсихология — это наука о мозговой организации психической деятельности. Ее ответвлением является нейропсихология детского возраста, которая изучает формирование мозговой организации психических процессов (мышления, памяти, внимания, эмоций). Внешними показателями работы мозга являются речь и поведение.

Нейропсихолог —специалист, который в своей работе учитывает, что успешность человека обусловлена качеством протекания мозговых процессов.

Психическая функция -психический процесс (движение, внимание, мышление, память, речь и т.д.).

Когнитивный процесс- инструмент интеллекта, способ приобретения, обработки и хранения информации (внимание, память, мышление).

Онтогенез- индивидуальное развитие организма.

Фактор -принцип работы зоны головного мозга.

Синдром -совокупность симптомов, вызванных нарушением определенного фактора.

 

Проблема.

Часто приходится видеть родителей, которые приводят детей младшего дошкольного и школьного возраста к специалисту, испытывающие те или иные трудности. Жалобы на поведение ребёнка в детском саду или в школе. Трудности обучения, речевые нарушения, недостаточность мелкой и крупной моторики. Различные виды невротических реакций: нарушение сна, страхи, тики, энурез, заикание, тревожность. Эмоциональная неустойчивость, сложность в общении со взрослыми и детьми в коллективе, им свойственная быстра смена настроения (раздражительность, импульсивность, плаксивость). Дети бесцельно активны, испытывают затруднения, если надо сосредоточиться на задании, часто отвлекаются.

В школе ребята могут трудно поддаваться обучению: чтению, письму, счёту. Например, недостаточно различают близкие по написанию буквы «п» и «т», «и» и «у», «б» и «д», не пишет с «красной строки», «залезает» на поля, не может запомнить сколько клеточек надо отступить, детям сложно приступить к выполнению домашнего задания.

Перечисленные трудности прослеживаются у детей с нормальным интеллектом. При анализе динамики развития детей, при изучении медицинских карт замечены проблемы беременности и родов у их мам. Например, асфиксия, скоротечные роды и т.д.

Во младенческом возрасте, в периоде развития от 0 до года дети могут непоследовательно проходить стадии моторного развития ( пропуск момента ползания, гуления и лепета).

 

Коррекция.

Вашему вниманию, уважаемые родители, представляем информацию о помощи детям с перечисленными проблемами. МЕТОД ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА. ( А.В Семенович, Б.А.Архипов)

Метод, позволяющий в специально организованном двигательном процессе, основанном на телесно – ориентированных упражнениях, ребёнку пройти все стадии сенсомотроного развития, которые он должен бы пройти в период от рождения до года. Наряду с телесными методами используем и когнитивные.

В процессе занятий у ребёнка формируются основные, базовые функции для концентрации внимания, памяти, мышления, речи, овладения навыками управления собственным поведением. Активизируем ребёнку психическую активность, воздействуем на энергетический потенциал. В процессе занятий у детей формируются нужные мозговые связи, на которых основывается, например, письмо, чтении и счёт.

Методика представляет собой трёхуровневую систему:

1. Уровень активизации, энергоснабжения и становления кинестетического баланса психических процессов;

2. Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром;

3. Уровень произвольной регуляции и смыслообразующих функций психомоторных процессов.

 

Обязательным условием успешности являются занятия со специалистом 2 раза в неделю и отработка домашних заданий.

 

Первый, сенсомоторный, курс занятий рассчитан от 6 месяцев до года. Ребёнок проходит стадии развития лёжа, сидя, стоя. На каждом занятии основными составляющими являются упражнения: ДЫХАНИЕ, ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ, РАСТЯЖКИ, УПРАЖНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА (ПОЛЗАНИЕ).

Дыхание.

Дыхание - одна из самых важных функций организма и только в редких случаях человек способен управлять им по собственному желанию. Дыхание оказывает релаксирующую функцию, способствует концентрации внимания. Оно отражает эмоциональное состояние, с помощью дыхания можно не просто следить за своими эмоциями, но и управлять ими.

Современные дети чаще время проводят за компьютером, это не требует активного включения волевых усилий, как при письме, счёте. Ребёнок дышит и не о чём не задумывается.

Например, ребёнок на занятиях в школе во время выполнения трудного задания начинает волноваться и задерживать дыхание. Сбой в дыхании влияет на обделение кислородом головного мозга, т.к. не выстроено правильное дыхание и синхронизация дыхания с движением.

Коррекция.

Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, также в комплексе с различными движениями. Это способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости и улучшению общего состояния ребёнка. Дыхание способствует обильному насыщению кислородом головного мозга.

В начале курса по сенсомоторной коррекции уделяется большое внимание выработке правильного дыхание для оптимизации кровообращения, вентиляции лёгких и улучшению самочувствия. Дыхательные упражнение состоят из ритмов, которые подчиняются сознательной и активной регуляции со стороны человека. Научив детей контролировать дыхание, можно включить функции произвольной регуляции у ребёнка. Так, дети постепенно переносят усвоенные правила дыхания на правила в жизни. Детям проще контролировать своё поведение и эмоциональные реакции. Это происходит не сразу, но базой для осознания ребёнка своих ощущений и состояния закладывается в правильном дыхании.

Перевод дыхания из непроизвольной в произвольную функцию происходит через включение дыхательных упражнений в двигательные упражнения.

Ребёнок учиться регулировать своё дыхание, делая его на разный счёт, с задержкой, подъёмом одноимённый и разноимённых рук и ног на вдохе и на выдохе. Под контролем взрослого и самостоятельно.

 

Глазодвигательные упражнения.

Часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Ребёнок видит, что находится перед ним. Остальные предметы ребёнок замечает с помощью поворота головы, в познавательной деятельности это приводит к быстрому утомлению. Сведение глаз к переносице, слежение за предметом в горизонтальной и вертикальной плоскости становится трудновыполнимо для детей.

К 3 годам ребёнку надо освоить навык оценивать пространство на 180 градусов по вертикали и горизонтали, отслеживая его без поворота головы. Движения слежения глазами за предметом должны автоматизироваться у ребёнка к 3 месяцам.

При фрагментарности зрительного восприятия страдают и другие сферы познавательной деятельности, например речь. Если ребёнок видит фрагментарно, то он будет слышать фрагментарно. Фраза учителя будет услышана не полностью. « Зимой во время оттепели снег превратился в лужи» , - а ребёнок услышит либо «лужи», либо «во время оттепель», а что было в предложении до или перед не воспринял, ребёнок додумывать то, чего учитель не говорил.

У детей при письме, чтении и речи прослеживаются одновременные движения разных частей тела: крутиться или высовывается язык, ребёнок перебирает предметы руками, раскачивается всем телом, качает или дёргает ногой – это называется неадекватная синкинезия. Ребёнок компенсирует трудности концентрации внимания, что является очень энергозатратным процессом.

Синкинезия – это содружественное движение. Адекватная синкинезия проявляется во время ходьбы, одновременное движение руки и ноги.

Коррекция.

Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Упражнения слежения за предметом помогают разбить патологические синкинезии, которые во младенчестве были выгодны ребёнку, а теперь мешают. Выполняется в положениях лёжа, сидя и стоя.

В комплекс включены упражнения на отслеживание за предметом на разных уровнях. Направление право – лево, верх – низ, к переносице ( сведение глаз к центру) и от переносицы. По 4 ём вспомогательным диагональным направлениям. Используются для отработки внимания яркие предметы или ручки с ярким кончиком.

Во время усвоения упражнений ребёнком добавляются движения языка. Упражнения выполняются сначала отдельно глазами, потом глаза и язык вместе и врозь. Желательно добавить дыхательные упражнения. Сведение глаз к переносице получается не сразу, чаще когда ребёнок выполняет упражнения стоя.

 

Растяжки.

Растяжки – система специальных упражнений, основанных на естественных движениях. В мышцах должно быть ощущения мягкого растягивания, делать медленно не рывками, в щадящем режиме. Выполнение растяжек способствует преодолению мышечного пониженного или повышенного тонуса, зажимов; оптимизации и стабилизации мышечного тонуса, повышение мышечной активности.

Осознание собственного желания, сильнее потянуть, помогает в становлении саморегуляции. Развитие способности к расслаблению, релаксации решает задачу умения контролировать свой тонус. Комплекс упражнений позволяет научить ребёнка чувствовать и перераспределять напряжение и снимать его.

Любое отклонение в мышечном тонусе может стать причиной изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребёнка.

Диагональное, перекрещивание конечностей при растягивании выравнивает тонус обеих половин туловища, происходит правильная выработка двигательного стереотипа (снижение неадекватных синкенезий). Упражнения способствуют регуляции вегетативной структуры нервной системы, это актуально, например, для детей с перенатальной энцефалопатией, коррекция патологических изменений, создаётся фундамент активной мышечной деятельности. Оптимизация работоспособности. Растяжки подготавливают ребёнка к этапу ползания и ходьбы.

Осознание ребёнком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела. Работа с пространством на уровне тела начинается с проработки верхней, нижней, задней, передней, правой, левой частей тела. Упражнения выполняются в 3 ёх пространственных направлениях. Осваивается положение лёжа, сидя и стоя.

 

Упражнения для восстановления зрения

жданов восстановление зрения упражненияИспользуйте творчески то время и место, где вы находитесь – и, разучив упражнения для глаз, вводите их в свою жизнь. В транспорте, на остановке, на улице «гуляйте» глазами, обводите взглядом дома, «подметайте» опавшие листья, следите за проезжающими машинами, протирайте окна….

Да, поначалу придется напоминать себе о необходимости тренировать глаза. Но, через некоторое время вы почувствуете, что мышцы ваших глаз окрепли, стали более упругими. Упражнения не только будут тренировать мышцы глаз, они улучшат приток питательных веществ к зрительной системе.

И, если поначалу, будет некоторая слезоточивость, усталость, болезненность глаз (как с любыми мышцами при более интенсивной нагрузке), то примерно через 1-2 недели глаза откликнутся на вашу заботу: они станут живыми, подвижными, морщинки вокруг глаз начнут разглаживаться. Пальминг и другие упражнения на расслабление можно делать всем, и чем больше – тем лучше, а для упражнений по тренировке ослабленных глазодвигательных мышц есть противопоказания.

 Упражнения для глаз делать нельзя, если:

1.Проводилась операция на глаза менее, чем полгода назад. То есть надо подождать, чтобы после операции все зажило, и только после этого начинать тренировать глазки.

2.При отслоении сетчатки – это может спровоцировать ее дальнейшее отслоение. Сейчас есть методики, сетчатку приваривают, после надо подождать полгода, чтобы она прижилась, и приступать к тренировке глаз.

Делаем упражнения, постепенно увеличивая нагрузку, глаза не должны уставать и ощущать дискомфорт (особенно при сильной близорукости). Начинаем с трех и постепенно доводим до семи повторений каждое упражнение. И весь комплекс делаем 3 раза в день – утром, днем и вечером. После него – обязательно пальминг! Все движения делаем легко, без резких движений. Представьте, что ваши ресницы – словно крылья бабочки, и вы порхаете ими в ритме вальса, совершая различные движения.

Чуть ниже в статье есть 2 видео с комплексом упражнений Они помогут запомнить все нужные рекомендации и сделают ежедневные тренировки более увлекательными и разнообразными. Итак:

Снимаем очки, глазками поморгали, расслабили их, и начинаем делать упражнения!

  •  1.Поднимаем глазки вверх – опускаем вниз.упражнения для восстановления зрения
  • 2.Глазки идут вправо – влево
  • 3.По диагонали вправо вверх – влево вниз, и обратная диагональ влево вверх – вправо вниз.
  • 4.Рисуем глазами прямоугольник сначала в одну сторону, потом в обратную.
    • 5.Бантик рисуем в одну и другую сторону, фиксируем все угловые точки.
    • 6.Идем глазками по кругу, представляем циферблат. Стараемся вести глаза мягко, без резких движений, обводим круг, фиксируем четыре стороны на цифрах 12, 3, 6, 9. И в обратную сторону.
    • 7.Восьмерка, лежащая на боку, или знак бесконечности рисуем.
    • 8.Змейка, или синусоида – идем глазами вверх-вниз-вверх-вниз – обводим округлости мягко и постепенно идем справа налево. Потом обратно.
  • 9.Раскручиваем спираль. Рисуем один круг, второй побольше, и третий максимально большой. Обратно идем, постепенно сужая круги.
  • 10.Скосили глазки на кончик носа – посмотрели вдаль, вверх на потолок – вдаль, на пол – вдаль, на одно плечо – вдаль, на другое – вдаль.
  • 11.Представьте, что перед вами качается маятник, а вы следите за его движениями взглядом, рисуя дугу. Маятник опускается то вверх, то вниз, а вы продолжаете провожать его глазами. Потом дуга наоборот – арка над вашей головой, вы рисуете ее глазами от потолка к полу.

Вот такой ежедневный комплекс. Перед тем, как приступить к тренировке глазных мышц, очень полезно сделать несколько движений в шейном отделе позвоночника, снимая напряжение и улучшая кровообращение и приток питательных веществ к голове.

Наклоняем голову вперед, плавно откидываем назад. Пытаемся коснуться ухом плеча, наклоняя голову вправо и влево.  Стараемся увидеть, что за спиной,  уводя при этом голову вправо — влево. Круговые движения головой.  Плечи подняли — опустили, вращение плечами.  После разомнем, пробудим лицо: построим гримасы, подвигаем ушами. Глазодвигательные мышцы — это лицевые мышцы, и чем лучше развиты все мышцы лица, тем лучше будут работать и глазные мышцы. 

Когда мы делаем упражнения для глаз, подключаем воображение, и мысленно продолжаем движение глазами за пределы их фактических возможностей: глаза вверх поднимаем к самой макушке, вниз опускаем до груди и так далее.

Гимнастика для глаз на улучшение зрения

Тренировку глазных мышц можно совмещать с пальмингом. Накрываем глаза ладошками, делаем комплекс упражнений с открытыми или закрытыми глазами. И после еще минут 5-10 даем отдых глазам, не снимая ладоней.   Под пальмингом представляем и ощущаем: как тепло идет от ладоней к глазам, мышцы расслабляются, глаза приобретают способность видеть четко и ясно как вдали, та и вблизи, спокойствие передается головушке и всему телу…

Под пальмингом можно сделать прекрасное упражнение «Эфирные глазки»

Закрываем ладошками глаза. Представьте, что перед вами в пространстве два эфирных глаза, которые абсолютно свободно могут перемещаться в любом направлении. И мы поднимаем их мысленно вверх, опускаем вниз, по диагонали, разводим в стороны…

Формируем эфирные глаза округлой формы и они прекрасно видят вдаль, а теперь вытягиваем их вперед огурчиком, и они видят все четко вблизи… Наполняем глазки солнечном светом, жизнью, красками. Посмотрите, какие эластичные глазные мышцы, чистые, подвижные. Промываем глаза чистой прохладной водой и соединяем со своими реальными глазами!

Когда мы мысленно воспроизводим те или иные движения, мозг посылает соответствующие импульсы в мышцы, и они испытывают те же нагрузки, что и при реальном действии. И во время тренировки виртуальных глаз, с реальными мышцами наших глаз будут происходить изменения, мышцы начнут наливаться силой и приобретать подвижность!

Упражнение для глаз ПИРАТСКИЕ ГЛАЗА

гимнастика для улучшения зрения При помощи пиратских очков мы выключаем один глаз из зрительного восприятия, даем передышку сильному глазу за счет стимуляции более слабого. Представляете пиратские очки? Один глаз прикрыт, и человек (не всегда пират) смотрит только одним глазом.

Такие очки можно сделать из старых оправ без стекол, прикрыв одно отверстие плотным картоном или другим непрозрачным материалом. Можно придумать свои варианты — главное, чтобы повязка не давила на закрытый глаз, и он мог свободно моргать. Дома, одеваем повязку, прикрыв один глаз, и делаем свои обычные дела — читаем, смотрим телевизор, моем посуду… Начинаем с 10-20 минут на каждый глаз, постепенно увеличивая время.

Если оба глаза видят одинаково, повязку носим день на одном, день на другом глазу. Если же зрение  неодинаково, то чаще и дольше носим повязку на более сильном глазу, давая ему передышку и стимулируя работу слабого, «ленивого» глаза. Таким образом, перекладывая ответственность за восприятие на этот глаз, мы заставляем его активно работать, дотягиваем его до более сильного.

Проводя тренировку глаз, помним, что глазодвигательные мышцы — это одни из самых нежных в нашем организме! Все упражнения делаем плавно, медленно, не доводя до дискомфорта. Если глазки заболели, то количество повторов упражнений не увеличивайте, и больше внимания уделяйте расслаблению глаз.

Главное – не превращать упражнения в рутинную работу, творческий подход – и вы получите удовольствие от заботы со своими глазами!

zerkalodyshi.ru


Смотрите также