Артикуляционные упражнения для губ и языка. Губы артикуляционная гимнастика


Артикуляционная гимнастика для губ

Артикуляционная гимнастика для губ

Данные упражнения по технике речи помогут вам освободить губные мышцы, а также развить их.

Упражнение «Улыбка» На счет «раз» - губы вытянуть как для поцелуя. На счет «два» - растянуть в улыбку, не обнажая зубов.

Упражнение «Уголки» Собрать губы в «пятачок» (вытянуть губы вперед, но не так сильно как для поцелуя). На счет «раз» - «пятачок» двигается вправо. На счет «два» - «пятачок» двигается влево, т.е. «пятачок» стремиться то к правому, то к левому уголкам губ.

Упражнение «Вертикаль» На счет «раз» - «пятачок» двигается вверх, к носу. На счет «два» - «пятачок» двигается вниз, к подбородку, т.е. «пятачок» совершает движения по вертикали.

Упражнение «Крест» На счет «раз» - «пятачок» двигается вверх. На счет «два» - «пятачок» двигается вниз. На счет «три» - «пятачок» двигается влево. На счет «четыре» - «пятачок» двигается вправо.

Упражнение «Круги» Собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.

Упражнение «Шторки» На счет «раз» - верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы. На счет «два» - губа возвращается на место. На счет «три» - нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы. На счет «четыре» - губа возвращается на место. Движения губ напоминают движение шторок, которые поочередно открываются и закрываются. Упражнение рекомендуется делать в медленном темпе.

Упражнение «Почесывание» На счет «раз» - нижние зубы почесывают верхнюю губу. На счет «два» - верхние зубы почесывают нижнюю губу. Упражнение можно делать довольно быстро, если проводить зубами по губе одним почесывающим движением, с быстрой сменой губ.

Упражнение «Жвачка» На счет «раз» - губы вытягиваются вперед. На счет «два» - растягиваются в улыбку, обнажая верхние зубы, челюсти размыкаются. Движения губ и челюстей напоминают активное жевание.

Упражнение «Вибрация» Губы слегка сомкнуты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, которым извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья: тпр-р-р-у. На каждый счет – выдох с вибрацией.

www.sibkursy.ru

Артикуляционные упражнения для губ и языка

  1. «Улыбка» — растянуть губы в улыбке, зубы сомкнуты.
  2. «Трубочка» — вытянуть губы вперед, зубы не видны.
  3. «Бублик» — вытянуть губы вперед, зубы видны.
  4. «Накажи непослушный язычок» — губы в улыбке, рот приоткрыт, широкий спокойный язык положить на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя».
  5. «Лопатка» — рот открыт, губы в улыбке, широкий спокойный язык положить на нижнюю губу и удерживать под счет от1до10
  6. «Качели»— I. Широкий язык поднимать к носу и опускать к подбородку – 5 -10 раз.— II. Широкий язык поднимается к бугоркам (альвиолам) за верхними резцами и опускается за нижние.
  7. «Перешагни заборчик» — широким языком перешагивать нижние резцы вперед – назад.
  8. «Желобок» — рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка загнуть вверх, образуя впадину посередине.
  9. «Горка» — рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в нижние резцы, язык выгибается вверх.
  10. «Маляр» — рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка провести от верхних резцов к горлу и назад.
  11. «Грибок» — рот открыт, губы в улыбке, широкий язык «присосать» к верхнему небу и удерживать до 10 сек.
  12. «Вкусное варенье» — рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.
  13. «Чашечка» — рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка загнуть вверх в виде чашки и удерживать до 10 сек.
  14. «Лошадка» — рот открыт, губы в улыбке, громко щелкать языком при открытом рте.
  15. «Пароход» — рот открыт, губы в улыбке, широкий маленький кончик языка слегка зажать зубами и произносить «ы-ы-ы».
  16. «Пулемет» — рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка поднять за верхние резцы и произносить «т-т-т».
  17. «Дятел» — рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка поднять за верхние резцы и произносить «д-д-д».
  18. «Окошечко», « Птенчик» — открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении под счет до 5, потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
  19. «Змейка» — улыбнуться, открыть рот, высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.
  20. «Парус» — улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить за верхними зубами на бугорки (альвеолы). Удерживать язык в таком положении под счет до 8-10. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
  21. «Комарик», «Моторчик» — улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык и упереть его в бугорки (альвеолы). Протяжно произносить «дззз», рот при этом не закрывать, в течении 10 -15 сек.
  22. «Расческа» — улыбнуться, закусить язык зубами. Протаскивать язык между зубами вперед — назад, как бы «причесывая» его.
  23. «Часики» — улыбнуться, открыть рот, тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
  24. «Орешек» — рот закрыт, кончик языка сильно давит на внутреннюю сторону щеки, покатать «орешек» по щечке, затем тоже на другой щеке.
  25. «Футбол» — рот закрыт, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой появлялись «мячики».
  26. «Индюк» — улыбнуться рот открыть, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед – назад, произнося: Была-была-была…
  27. «Чистим зубки» — улыбнуться открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубками снизу – вверх, как бы что-то вычищая из-за зубов. 8 -10 раз.
  28. «Гармошка» — улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу (упр. «Грибок»), не отпуская язык закрыть рот, затем открыть, не меняя положение языка. Повторить 4-5 раз.
  29. «Иголочка» — улыбнуться, рот широко открыть, вытянуть острый тонкий язычок как можно дальше вперед. Удерживать под счет до 5-10.
  30. «Фокус» — язык сделать «чашечкой»,на кончик носа положить кусочек ватки, сильно дунуть в «чашечку», чтоб ватка подлетела вверх.
  31. «Прятки» — широкий край языка положить на верхнюю губу ,спрятать ее под языком, рот при этом открыт.

Мошкина Анна Юрьевна учитель — логопед МДОУ «Детский сад №176»г. Ярославль

smollogoped.ru

Артикуляционная гимнастика для губ. Часть 2. Динамические упражнения

Детский речевой аппарат развивается неравномерно. Кто-то уже в 1,5 годика, строит предложения из нескольких слов, а кто-то до 3-х лет упорно молчит.

Неоценимую помощь в укреплении мышц, отвечающих за речь ребенка,  смогут оказать чудесные упражнения  артикуляционной гимнастики.

Выполнять такие упражнения, необходимо и бойко говорящим малышам, и деткам, чьи слова пока далеки от совершенства. 

Что может быть приятней, чем корчить разнообразные рожицы перед зеркалом. Лучше делать это вдвоем и желательно несколько раз в день. 

ЧАСИКИ

Рот приоткрыть. Губы  растянуть в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянуть под счет взрослого (раз-два) к уголкам  рта. Повторить 5-10 раз.

ЗМЕЙКА

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. Рот не закрывать. Делать под счет взрослого (раз-два) 5-10 раз.

КАЧЕЛИ

Рот широко открыт.  Узким напряженным языком на счет «раз» тянуться  к носу, на счет «два» — отпустить  к подбородку. Повторить 5-7 раз.

ФУТБОЛ

А) Рот закрыт. Напряженным кончиком языка упирать то в одну щеку, то в другую. Делать под счет взрослого (раз-два) 5-10 раз.

Б) На столе поставить два кубика (ворота) и положить перед ними ватный шарик (мячик). Губы вытянуть вперед и подуть на  ватный шарик так, чтобы  он попал в ворота.

ЧИСТИМ ЗУБКИ

А) Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка провести за нижними зубами (влево-вправо) под счет взрослого 7-8 раз. Затем поднять язык вверх и провести за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

Б) Рот закрыт. Круговыми движениями языка, провести между зубами губами, по верхним, затем по нижним зубам, в одну сторону (6-8 раз) и в другую.

ГЛАДИМ КИСКУ

Язык  в положении «сердитая киска«; прижать его верхними зубами и погладить в направлении от корня  языка к кончику. Повторить 5-8 раз.

ЛОШАДКА

Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком медленно, сильно и громко, тянуть подъязычную  связку.

ГАРМОШКА

Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к небу (см. упр. «ГРИБОК«). Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть нижнюю челюсть. Повторить 5-8  раз.

МАЛЯР

Широко открыть рот. Язык поднять вверх кончиком  языка проводить по небу от верхних резцов до мягкого неба и обратно. Выполнять под счет взрослого (раз-два), повторить 5-8 раз.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

А) Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а  затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну сторону, а затем в другую по 5-8 раз.

Б) Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу  от носа и убрать в глубь рта. Стараться нижней губой язык не поддерживать. Повторить 5-8 раз.

ИНДЮК

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: была-была-была…

ДЯТЕЛ

Улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх. кончиком языка с силой «ударать» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звук: «д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а  сам язык не прыгал.

xn----dtbeep0dd8j.xn--p1ai

Артикуляционная гимнастика для губ

Упражнение 1.

«Почесать» нижними зубами верхнюю губу. Повторите 7-9 раз.

«Почесать» верхними зубами нижнюю губу. Повторите 7-9 раз.

 

Упражнение 2.

Поднимите верхнюю губу. Челюсть в данном случае должна оставаться на месте. Повторите 7-9 раз.

Опустите нижнюю губу. Челюсть должна оставаться на месте. Повторите 7-9 раз.

Во время выполнения этого упражнения лучше всего воспользоваться зеркальцем, чтобы можно было проследить правильность выполнения упражнения.

 

Упражнение 3.

Вытяните губы в «трубочку», а затем растяните в улыбку. Повторите 10 раз.

 

Упражнение 4.

Положите нижнюю губу на нижние зубы и «почешите» зубы губой.

То же самое сделайте с верхней губой и верхними зубами. Повторите 10 раз.

 

 

Артикуляционная гимнастика для языка

Упражнение 1.

Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая. Покусывания должны быть легкими.

 

Упражнение 2.

Рот широко открыт, губы растянуты – оскал. Высовывайте широкий язык как можно дальше изо рта, а затем втягивайте его как можно глубже в рот, чтобы образовался лишь мышечный комок; кончик языка становится незаметным. Следите за тем, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

 

Упражнение 3.

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка оближите верхнюю губу от одного уголка рта до другого, стараясь кончик языка доводить до верхнего внешнего края губы. Следите, чтобы губы не натягивались на зубы, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, челюсть не двигалась.

 

Упражнение 4.

Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делается движение языком по щеке вверх-вниз. Следите, чтобы челюсть не двигалась.

 

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

Упражнение 1.

Откидывайте челюсть вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке.

 

Упражнение 2.

Открывайте рот с поворотами головы вправо-влево.

 

Упражнение 3.

Выдвигайте нижнюю челюсть вперед при закрытом рте.

 

Упражнение 4.

Двигайте челюстью вправо-влево при закрытом рте, при открытом рте.

 

Упражнение 5.

Максимально часто открывайте рот с произнесением звуков па-па-па.

Упражнения для активизации мышц мягкого нёба

Упражнение 1.

Позевывайте, широко открывая рот.

 

Упражнение 2.

Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.

 

Упражнение 3.

Покашливайте с высунутым языком.

 

Упражнение 4.

Храпите на вдохе и выдохе.

 

Упражнение 5.

Произносите, удерживая кончик высунутого языка пальцами, н… а, н… а (звук н отделяется от а паузой).

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ

Существуют основные способы постановки звуков, которые используются при формировании всех или почти всех звуков языка. Применительно к постановке конкретных звуков эти способы по разному видоизменяются и приспосабливаются, а также комбинируются между собой.

Ниже изложены лишь некоторые из них.

Постановка звука С

Постановка звука с от звука т

ü Зубы должны быть в форме правильного прикуса (прикрыты, а не сжаты). Нужно вдохнуть воздух и длительно произносить звук т. На ладони струйкой должен ощущаться выдох.

ü Затем нужно вытянуть губы в улыбку и в таком положении продолжать длительно произносить звук т. Возможно, вторым звуком после т будет слышаться правильный звук с.

ü Если после звука т будет слышаться неясный свистящий звук, то сильно улыбнитесь, вытянув губы в «ниточку». От этого свистящий звук будет звучать тоньше.

ü В дальнейшем тренируйте только этот звук. Время от времени контролируйте ладонью направление воздушной струи, при тонком тихом свисте она будет едва ощущаться.

ü После этого переходите к произнесению слогов са-сэ-сы-со-су. Первое время гласные нужно произносить без особого округления губ.

Постановка звука с на вдохе

ü Приоткрыв рот, разместите плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами. Затем сомкните (но не сжимайте) зубы в форме правильного прикуса и вытяните губы в улыбку.

ü В этом положении после выдоха ( плечи должны быть опущены ) «всосите» в себя немного воздуха, так мало, чтобы он попал на самый кончик языка и почувствовался на нем холодком. В результате послышится более или менее внятный, очень тихий звук с.

ü Если звука не получится, значит вы сделали слишком глубокий вдох.

ü После этого тот же самый воздух «выдуйте» наружу. Губы должны оставаться в широкой улыбке. В результате произнесется тихий звук с.

ü В дальнейшем на вдохе и выдохе произносите этот звук. Воздух при вдохе должен точно попадать на кончик языка.

ü Когда звук с будет получаться достаточно устойчиво, на выдохе «свистите» подольше.

ü Затем «свистеть» только на выдохе – прерывисто, с паузами.

ü После этого переходите к произношению слогов са-сэ-сы-со-су.

 

Постановка звука Ц

.Постановка звука ц от правильно произносимых звуков т и с.

ü Повторяйте звукосочетание тс раздельно и внятно, как можно быстрей.

ü В результате такого произнесения (тстстс) звуки сольются воедино и будет слышаться звук ц.

ü Далее закрепляйте звук на слогах.

 

Постановка звука Ш

Постановка звука ш от звука т.

ü Длительно произносите звук т, приставив широкий кончик языка к верхним резцам, вторым звуком будет слышаться свистящий звук. Этим вторым звуком «цельтесь» себе в ладонь.

ü Затем, широко улыбнувшись, длительно произносите звук т, прикасаясь широким языком к внешней поверхности альвеол. Следите, чтобы язык не отрывался от альвеол. Вторым звуком будет слышаться шипящий звук, этим звуком также нужно «целиться» себе в ладонь.

ü Предварительно можно ощупать пальцем то место во рту, куда нужно будет поставить язык, можно выполнять упражнение перед зеркалом.

ü При длительном произнесении звука т рот окажется немного приоткрытым. В то время пока вы тянете шипящий звук, прикройте рот (расположите верхние резцы над нижними). Послышится почти полноценный звук ш.

ü «Шипите». Губы должны быть в широкой, открывающей верхние и нижние резцы, улыбке.

ü Во время длительного произнесения звука ш большим и средним пальцами руки нажмите на щеки около углов рта так, чтобы губы выступили вперед (рупором). От этого произношение звука станет совсем точным.

ü В дальнейшем сами округляйте губы (можно перед зеркалом).

ü Закрепляйте звук в слогах.

Постановка звука ш на вдохе

ü Длительно произносите звук т, прикасаясь кончиком языка к верхним резцам и ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемый воздух. Верхние резцы находятся над нижними, между ними небольшой просвет.

ü Выдохните воздух и произнесите этот же звук на коротком вдохе. Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. На верхних резцах должен чувствоваться холодок от «просачивающегося» внутрь воздуха.

ü После этого, произнесите на вдохе звук т, нужно всасывать вглубь рта вместе с воздухом и язык, пока он не окажется прислоненным к передней поверхности альвеол. Предварительно можно ощупать это место пальцем.

ü Когда язык попадает на альвеолы, слышится «шорох», потому что воздух в этом месте трется об альвеолы. От этого на альвеолах чувствуется холодок.

ü Теперь «всосите» немного воздуха, так чтобы послышался «шорох» и на альвеолах почувствовалось движение воздуха, а потом этот же воздух с тем же «шорохом» «выдуйте» обратно (так, чтобы воздух при этом «просочился» между языком и альвеолами). Послышится немного смягченный звук ш.

ü После этого нужно произносить этот звук попеременно на коротком вдохе и выдохе, между альвеолами и языком должно ощущаться движение воздушной струи.

ü Во время произнесения на выдохе звука ш выдвиньте вперед губы, нажав пальцами на углы рта. Послышится полноценный звук ш.

ü В дальнейшем округляйте губы самостоятельно и без предварительного вдоха сразу на выдохе произносите звук ш.

ü Закрепляйте звук в слогах.

Постановка звука Ж.

Ставится так же, как и звук ш, только к выдоху прибавляется голос.

 

Постановка звука Щ

Постановка звука щ от правильного ч

ü Тяните звук ч. При таком произнесении вторым звуком после него будет слышаться щ.

ü В дальнейшем произношение идущего после ч звука щ должно прерываться короткими паузами.

ü Паузы следует удлинять.

ü Тренируйте произношение на слогах.

Постановка звука Ч

Постановка звука ч от правильного ть

ü Раскройте губы рупором (как при произношении звука ш), сомкните зубы в форме правильного прикуса и быстро произносите слоги ти-ти-ти-ти. Кончик языка должен прикасаться к нёбу примерно посередине между основаниями верхних резцов и альвеолами.

ü Большим и средним пальцами руки надавите на щеки, прижимая их к коренным зубам. В этом положении вместо ти-ти-ти будет слышаться чи-чи-чи.

ü В дальнейшем пробуйте произносить звук без надавливания на щеки.

ü Тренируйте звук на слогах че-чу-чё-ча.

Постановка звука Р

Постановка звука р от правильного д

ü Очень звонко произносите звук д, прижимая кончик языка спереди к альвеолам. Звук нужно произносить максимально длительно (то есть язык как можно дольше не должен отрываться от альвеол). Когда вы произносите звук д, воздух должен выдуваться так, чтобы язык «надувался» как парус.

ü В дальнейшем дуйте в язык сильнее, так чтобы он затрепетал.

ü Закрепляйте звук на слогах дру-дро-дрэ-дры.

ü Переходите к произнесению слов, начинающихся со звукосочетания др: драка, друг, дрова и т.п.

ü Тренируйте звук в словах, начинающихся на сочетание тр: трава, труд, трон и т.п.

ü Для усиления вибрации плотнее прижимайте язык к альвеолам.

ü Вибрация усиливается при произнесении звука р между гласными. Произносите сочетания ара-ара-ара с ударением на последнем гласном.

 

Постановка звука Л

Прежде всего потренируйте речевой выдох на фоне произнесения звука д. Этот звук нужно произносить, чуть приоткрыв зубы и прислоняя язык одновременно к верхним и нижним резцам.

Постановка звука л на фоне произнесения гласного а

ü Негромко и низким голосом тяните звук а. Рот широко открывать не нужно. Выдох должен ощущаться на подставленной ко рту ладони.

ü Во время такого произнесения нужно «стучать» языком в верхние резцы (или одновременно в верхние и нижние зубы, если звук от этого будет получаться четче). Выдох должен быть горячим, ровным и непрерывным. Получится такое произношение: ла-ла-ла (гласный будет звучать усеченно).

ü Такие же упражнения выполняйте на фоне произнесения гласных о, у, э, ы. На первых порах нельзя сильно вытягивать или округлять губы, от этого гласные будут звучать несколько усеченно.

Постановка звуков ТЬ, ДЬ

Произношение этих звуков нарушается из-за неправильного речевого выдоха, поэтому при их постановке тщательно контролируйте его направление. Следите, чтобы звуки произносились самым кончиком языка, а не передней частью его спинки.

Постановка звука ть от правильного нь

ü Вытянув губы в улыбку, произносите слоги ни-ни-ни. Кончик языка при этом прикасается к верхним резцам, рот слегка приоткрыт (между зубами должна виднеться узкая щель). Произнося слоги, пощелкивайте кончиком языка (отрываясь от места произнесения звука, язык должен издавать «чавкающий» звук).

ü В дальнейшем произносите слоги ни-ти-ни-ти тихо, слитно, на одном дыхании. Звук ть произносится в том же месте, что и звук нь. На ладони должна ощущаться струйка выдыхаемого воздуха.

ü Закрепляйте звук в слогах, а затем в словах.

(звук дь ставится по этому же принципу)

 



infopedia.su