Хореографическая лечебная гимнастика. Хореографическая гимнастика


Хореографическая лечебная гимнастика. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах

Физкультура Физкультура

Одной из форм групповых занятий лечебной гимнастикой является хореографическая гимнастика, предложенная О. А. Стерник в 1970 г. Ее несомненным достоинством является высокое положительное эмоциональное напряжение, появляющееся у детей, желание научиться танцевать так или почти так, как и здоровые дети, удовольствие, получаемое в процессе обучения. Примерные типы хореографической гимнастики. 1. Упражнения для освоения осанки, исходной для каждого танца. Исходное положение у стойки, перед зеркалом, рука обхватывает рейку стойки, четыре пальца сверху, большой охватывает ее снизу, ноги слегка расставлены, стопы опираются полностью, голова в среднем положении. Ребенок должен, удерживаясь руками за стойку, откинуть туловище назад, удерживая при этом голову в среднем положении, не запрокидывая ее назад. Методист корригирует положение головы. Интенсивно прогибается позвоночник, ноги не должны сгибаться в коленных суставах. Коррекция правильного положения туловища и таза происходит с помощью точечного массажа. 2. Разучивание элементов танца «вприсядку». Удерживаясь руками за стойку в том же положении, ребенок должен присесть, затем выпрямиться. Это упражнение может быть очень сложным для освоения в тех случаях, когда имеет место недостаточность мышц разгибателей бедер и больших отводящих мышц бедер. Их неравномерная слабость обусловливает перекос таза. Методист корригирует движения, указывая ребенку на то, какие мышцы надо напрягать. 3. Элементы испанского танца: а) из того же исходного положения ребенок, стоя на одной ноге, медленно поднимает вторую, прогибая спину и удерживаясь в этом положении 30—60 с; б) из того же исходного положения — подскоки на двух ногах сразу. Целью этого упражнения являются подскоки на носках. Дети с церебральными параличами с трудом, даже при поддержке рук, выполняют подскоки. Часто они заменяют это движение толчкообразными движениями таза без отрыва ног от пола. Методист должен обучить ребенка с помощью пассивно-активного метода соответствующих схем движения; в) исходное положение то же, что и в пункте б)— обучение подскокам на одной ноге. Элементы испанского и русского танца. 4. Ребенок стоит боком у стойки, удерживаясь за нее одной рукой, ноги слегка расставлены. Противоположная рука упирается в бок. Задачей упражнения является максимальное разгибание позвоночника; из того же исходного положения, что и в пункте 3, а, при разгибании позвоночника ребенок должен под музыку делать шаг на месте. Методист следит за положением таза и позвоночника, корригируя его точечным массажем. 5. Ребенок стоит у стойки, держась за нее двумя руками, ноги широко расставлены. Методист следит за тем, чтобы разведение ног было равным с обеих сторон. Задача упражнения — прыжки на месте, с разведением и сведением ног. 6. Элементы русского и испанского танца: а) исходное положение стоя боком у стойки, ноги слегка расставлены, одна рука опирается на стойку, другая разогнута в плечевом суставе и в локтевом суставе. Ребенок держит в пальцах платок. Задача упражнения — отклоняясь в сторону, проделывать помахивающие движения платком. Разворот плеч должен быть равномерным, без компенсаторных движений туловища и таза; б) исходное положение то же, что и в пункте а. Вторая рука разогнута и вытянута вперед, кисть и предплечье — в положении пронации. Под определенный ритм производится супинация — пронация предплечья, кисти и разогнутых пальцев при различных положениях головы. Туловище все время удерживается прямо. 7. Ребенок стоит спиной, к стойке, держась за нее отведенными назад руками. Голова в среднем положении, ноги слегка расставлены. Задачей является вис тела на вытянутых руках с удержанием головы в правильном положении. 8. Элементы испанского и узбекского танца: а) исходное положение боком к стойке, аналогичное занимаемому при упражнении 10. Методист отрабатывает щелчок I—II пальцами вытянутой руки, рука разогнута во всех суставах, при разных положениях головы; б) исходное положение то же, что и в пункте а, свободная рука упирается в бок. Задача — приседание под определенный ритм, со сменой темпа приседания; в) исходное положение то же, что и в пункте а. Задача — приседание с максимальным отведением таза назад, гиперлордозированием; г) исходное положение то же, что и в пункте а. Ребенок полностью стоит на одной стопе, нагружая пятку. Вторая нога сгибается в тазобедренном и коленном суставах, носок стопы по возможности оттянут вниз. Упражнение совершается на счет: «раз», «два», «три»; на счет «три» — нога опускается и приставляется к опорной. Затем повторяется то же упражнение с опорой на вторую ногу; д) исходное положение то же, что и в пункте а. Под счет: «раз», «два», «три»; «раз», «два», «три» ребенок топает одной ногой, затем второй. 9. Несколько детей (3—4) стоят боком к стойке, слегка расставив ноги, удерживаясь одной рукой за стойку, положив свободную руку на плечо впереди стоящего. Под счет «раз», «два» производится шаг на месте, затем подскоки на одной, затем на второй ноге. 10. Исходное положение то же, что и в пункте 3; опорная нога стоит на полной стопе, вторая нога согнута в тазобедренном, коленном суставах под углом 90°. Под счет: «раз», «два» дети разгибают на 15—20° ногу в коленном суставе, удерживая ее на 30—60 с в этом положении. Затем угол изменяется и нога снова фиксируется в принятом положении. Таким образом отрабатываются в многочисленных вариантах упражнения, предназначенные для коррекции осанки, порочных установок в суставах конечностей и, что особенно важно, тренируется подвижность, активная моторика, возможность переключения с одного движения на другое (рис. 42).

Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах

Музыкальный аккомпанемент является в этом плане важным терапевтическим средством, способствующим двигательной активности. После отработки отдельных элементов танца следует переходить к обучению танцам с учетом возможностей ребенка: дети, которые могут стоять, но для которых еще трудно передвигаться, обучаются танцам стоя, с преимущественными движениями рук (индийские танцы), затем танцам, при которых может иметь место медленная, плавная ходьба., опять-таки с максимальным использованием движений рук и т. д. Обучению танцам не должны препятствовать имеющиеся деформации, выраженные нарушения осанки. В процессе работы они постепенно корригируются.

Критерии эффективности восстановительной терапии расстройств моторики

Критерием эффективности восстановительной терапии расстройств моторики служит переход от одного уровня двигательного развития к другому (хороший результат) или улучшение возможности движения в пределах того же уровня, какой был у ребенка до начала лечения (удовлетворительный результат). Выделяют следующие уровни развития моторики, независимо от возраста ребенка. 1. Отсутствие врожденных двигательных рефлексов или их глубокая задержка, наличие (или патологическая активность) тонических рефлексов, отсутствие развития установочных рефлексов, произвольной моторики. 2. Наличие некоторых основных врожденных двигательных рефлексов, а также тонических (шейных и лабиринтного), которые ребенок начинает преодолевать. Начало развития основных установочных рефлексов; ребенок начинает сидеть (с поддержкой или без нее), сохраняет приданную позу сидя, но не стоит и не удерживает позу стоя с поддержкой. 3. Наблюдаются только остаточные тонические рефлексы: установочные рефлексы распространяются на верхние конечности и туловище. Появляется ручная умелость. Удерживает приданную позу сидя и стоя, но торсии туловища еще нет или она недостаточна. Продолжается развитие ручной умелости, начинает рисовать, овладевать первыми элементами письма. Шаговые движения неправильны. Тугоподвижность в суставах нижних конечностей. Остается остаточное влияние тонических рефлексов на мышцы нижних конечностей, формируются контрактуры в них. 4. Развиты установочные рефлексы, ходит с поддержкой или сам, при патологической установке нижних конечностей, наличии контрактур и деформаций (на полусогнутых в коленных и тазобедренных суставах ногах или при явлении переразгибания в коленных суставах при эквиноварусной и вальгусной установке стоп), ручная умелость неполноценная в связи с пронационно-сгибательной установкой предплечья, кистей и пальцев, но ребенок преодолевает ее, хотя и с трудом — пишет, лепит, рисует. 5. Сидит и ходит самостоятельно или с палочкой, при умеренно выраженных контрактурах или при отсутствии таковых, пишет, рисует без патологических установок в руках, но движения неловки, замедленны. 6. Ходит самостоятельно, без поддержки, походка нормальная. Произвольные движения рук соответствуют возрасту. При оценке постепенного развития функции мышц, участвующих в работах, указанных в табл. 4, не рассматриваются мышцы, осуществляющие фиксацию положения тела, необходимые для выполнения данных работ, постуральные рефлексы. Между тем освоение ребенком этих положений является столь же трудной, сколько и необходимой задачей, освоение которой в процессе работы происходит значительно быстрее и успешнее, чем на занятиях лечебной физкультурой.

Заключение

Работа по восстановлению двигательных функций ребенка, страдающего детским церебральным параличом, чрезвычайно сложна, должна проводиться систематически в течение ряда лет. Она требует большого терпения и выносливости и от маленького больного и от того, кто с ним работает. Несомненно, что наибольшая эффективность достигается, если с ребенком работает опытный методист лечебной физкультуры. Однако, с одной стороны, далеко не всегда методисты лечебной физкультуры, работающие в обычных стационарах неврологического, ортопедического, педиатрического профиля, знакомы с рассматриваемым разделом работы, с другой — методисты не могут уделять ребенку столько времени, сколько нужно для полноценной восстановительной работы — 30—40 мин в день. И, наконец, 75—80% детей не могут ежегодно получать санаторное лечение или лечение в одном из стационаров. Поэтому в семье, где растет ребенок, больной детским церебральным параличом, должен быть человек, в той или иной степени знакомый с лечебной физкультурой и массажем. Предлагаемая книга поможет овладеть необходимыми в этом плане знаниями и помочь ребенку. Основным условием эффективности лечебной физкультуры является работа в плане последовательного онтогенетического развития моторики, своевременность, полноценность и рациональность коррекции дефектов моторики при всех формах заболевания.

aupam.ru

Связь художественной гимнастики с хореографией

Как известно, родина художественной гимнастики – Россия. И как для канадцев визитная карточка – это хоккей, для британцев – футбол, так и для нашей страны этот вид спорта является предметом национальной гордости. Но чтобы гимнастика приобрела по-настоящему эстетический вид, ей помогла хореография. Тренеры Регионального центра развития видов гимнастики рассказали о связи художественной гимнастики с хореографией.

Эстетику и грацию гимнастике придали основы хореографии, более того педагоги российского балета участвовали в создании этого вида спорта: сделать ее красивой, изящной, выразительной помогли ведущие мастера балета Мариинского театра.

В этом виде двигательной пластики присутствуют сила, выносливость, гибкость и растяжка. Хореография же помогает развивать юным спортсменам чувство ритма, музыкальность, тонкую координацию, выразительность движений. Также умение работать синхронно и слаженно – это неотъемлемая часть групповых гимнастических упражнений и танцевальных композиций.

гимнастика

В хореографической подготовке гимнасток можно выделить несколько наиболее характерных этапов по освоению хореографической «школы»: базовая хореографическая подготовка, «профилирующий этап», «этюдный» этап.

К элементам хореографической «школы», т.е. простейших навыков, с которых начинается хореографическая подготовка, относятся простейшие ритмико-пластические навыки: воспитание чувства ритма, темпа, музыкальной динамики на простейших движениях (ходьбы, бега подскоках), в музыкальных играх, а также различные умения: равновесие на двух ногах, на полупальцах, разновидности ходьбы и бега, элементы классического танца у опоры, затем на середине в усложненном варианте.

К базовой хореографической подготовке относятся:

    • Подготовительные движения классического танца (плие, батманы, рон де жамбы, девлоппэ и их разновидности).

    • Народно-сценический экзерсис у опоры, танцевальные соединения на середине.

    • Историко-бытовой и современный танцы (соединения из простых шагов на 16-32 такта).

    • Современный танец (освоение подготовительных упражнений).

    • Владение техническим правильным навыком равновесия в основных положениях на полупальцах и на одной ноге.

    • Владение техникой отталкивания и приземления.

    • Владение техникой приземления после прыжка перекатом пальцев на всю ступню («мягкое приземление»).

    • Владение техникой расслабления последовательными движениями рук и тела.

    • Владение техникой поворота на двух ногах.

Следующий этап хореографической подготовки – профилирующий. Основным содержанием данного этапа становится освоение профилирующих элементов, т.е. ключевых движений, ведущих к освоению целого семейства родственных по структуре движений.

Например, прыжок шагом находится в центре семейства структурно-родственных упражнений: прыжка шагом кольцом, прыжка шагом сгибая-разгибая ногу, прыжка шагом с поворотом на 90°, 180°, прыжка шагом в аттитюде и др. Он является наиболее простым по сравнении с другими прыжками в техническом отношении. В то же время техническая основа, приобретенная при его освоении, достаточна для изучения упражнений данного типа.

На этапе разносторонней технической подготовки осваиваются разновидности профилирующих элементов, умения выполнять их в различных сочетаниях.

гимнастика

Для заключительного этапа характерна этюдная работа. Выбор музыкальных жанров для композиций групповых упражнений определяет характер этюдной работы.

Можно выделить несколько типичных для гимнастики видов этюдной работы:

  • Эмоциональный (героический, лирический, романтический, гротексный).

  • Характерно-образный (русский, испанский, цыганский, восточный).

  • Современный.

Следует отметить, что на всех этапах элементы школы движения базовой хореографической подготовки (в виде экзерсиса у опоры на середине) приобретают вспомогательную функцию. С помощью хореографии решается одна из основных и наиболее сложных задач становления мастерства в гимнастике – это проблема воспитания выразительности движений.

Детская хореография и детская художественная гимнастика – это чуть ли не самые распространенные и гармоничные виды деятельности для дошкольников. Дети, занимающихся этими направлениями развиваются быстрее, имеют красивую фигуру, гордую осанку, пластичные движения. А это очень важно даже, если девочка не пойдет по пути большого спорта. Умения и навыки, приобретенные в детском возрасте, останутся с ребенком на всю жизнь!

кнопка

gym-central.ru

Хореографическая лечебная гимнастика — МегаЛекции

Одной из форм групповых занятий лечебной гимнасти­кой является хореографическая гимнастика, предложен­ная О. А. Стерник в 1970 г. Ее несомненным достоин­ством является высокое положительное эмоциональное напряжение, появляющееся у детей, желание научить­ся танцевать так или почти так, как и здоровые дети, удовольствие, получаемое в процессе обучения. Примерные типы хореографической гимнастики.

1. Упражнения для освоения осанки, исходной для каждого танца. Исходное положение у стойки, перед зеркалом, рука обхватывает рейку стойки, четыре паль­ца сверху, большой охватывает ее снизу, ноги слегка расставлены, стопы опираются полностью, голова в среднем положении. Ребенок должен, удерживаясь ру­ками за стойку, откинуть туловище назад, удерживая при этом голову в среднем положении, не запрокидывая ее назад. Методист корригирует положение головы.

Интенсивно прогибается позвоночник, ноги не дол­жны сгибаться в коленных суставах.

Коррекция правильного положения туловища и та­за происходит с помощью точечного массажа.

2. Разучивание элементов танца «вприсядку».

Удерживаясь руками за стойку в том же положе­нии, ребенок должен присесть, затем выпрямиться. Это упражнение может быть очень сложным для освоения в тех случаях, когда имеет место недостаточность мышц разгибателей бедер и больших отводящих мышц бедер. Их неравномерная слабость обусловливает перекос таза.

Методист корригирует движения, указывая ребенку на то, какие мышцы надо напрягать.

3. Элементы испанского танца: а) из того же ис­ходного положения ребенок, стоя на одной ноге, медленно поднимает вторую, прогибая спину и удерживаясь в этом положении 30—60 с; б) из того же исходного положения — подскоки на двух ногах сразу. Целью этого упражнения являются подскоки на носках. Дети с церебральными параличами с трудом, даже при поддержке рук, выполняют подскоки. Часто они заме­няют это движение толчкообразными движениями таза без отрыва ног от пола. Методист должен обучить ре­бенка с помощью пассивно-активного метода соответст­вующих схем движения; в) исходное положение то же, что и в пункте б)— обучение подскокам на одной ноге. Элементы испанского и русского танца.

4. Ребенок стоит боком у стойки, удерживаясь за нее одной рукой, ноги слегка расставлены. Противопо­ложная рука упирается в бок. Задачей упражнения яв­ляется максимальное разгибание позвоночника; из того же исходного положения, что и в пункте 3, а, при раз­гибании позвоночника ребенок должен под музыку де­лать шаг на месте. Методист следит за положением та­за и позвоночника, корригируя его точечным массажем.

5. Ребенок стоит у стойки, держась за нее двумя ру­ками, ноги широко расставлены. Методист следит за тем, чтобы разведение ног было равным с обеих сторон.

Задача упражнения — прыжки на месте, с разведе­нием и сведением ног.

6. Элементы русского и испанского танца: а) исход­ное положение стоя боком у стойки, ноги слегка рас­ставлены, одна рука опирается на стойку, другая разо­гнута в плечевом суставе и в локтевом суставе. Ребенок держит в пальцах платок. Задача упражнения — от­клоняясь в сторону, проделывать помахивающие дви­жения платком. Разворот плеч должен быть равномерным, без компенсаторных движений туловища и таза; б) исходное положение то же, что и в пункте а. Вторая рука разогнута и вытянута вперед, кисть и предпле­чье — в положении пронации. Под определенный ритм производится супинация — пронация предплечья, кисти и разогнутых пальцев при различных положениях головы.

Туловище все время удерживается прямо.

7. Ребенок стоит спиной, к стойке, держась за нее отведенными назад руками. Голова в среднем положе­нии, ноги слегка расставлены.

Задачей является вис тела на вытянутых руках с удержанием головы в правильном положении.

8. Элементы испанского и узбекского танца:

а) исходное положение боком к стойке, аналогичное занимаемому при упражнении 10. Методист отрабаты­вает щелчок I—II пальцами вытянутой руки, рука разо­гнута во всех суставах, при разных положениях головы;

б) исходное положение то же, что и в пункте а, сво­бодная рука упирается в бок. Задача — приседание под определенный ритм, со сменой темпа приседания;

в) исходное положение то же, что и в пункте а. За­дача — приседание с максимальным отведением таза назад, гиперлордозированием;

г) исходное положение то же, что и в пункте а. Ребе­нок полностью стоит на одной стопе, нагружая пятку. Вторая нога сгибается в тазобедренном и коленном су­ставах, носок стопы по возможности оттянут вниз.

Упражнение совершается на счет: «раз», «два», «три»; на счет «три» — нога опускается и приставляется к опорной. Затем повторяется то же упражнение с опо­рой на вторую ногу;

д) исходное положение то же, что и в пункте а. Под счет: «раз», «два», «три»; «раз», «два», «три» ребенок топает одной ногой, затем второй.

9. Несколько детей (3—4) стоят боком к стойке, слегка расставив ноги, удерживаясь одной рукой за стойку, положив свободную руку на плечо впереди стоя­щего. Под счет «раз», «два» производится шаг на месте, затем подскоки на одной, затем на второй ноге.

10. Исходное положение то же, что и в пункте 3; опорная нога стоит на полной стопе, вторая нога со­гнута в тазобедренном, коленном суставах под углом 90°. Под счет: «раз», «два» дети разгибают на 15—20° ногу в коленном суставе, удерживая ее на 30—60 с в этом положении. Затем угол изменяется и нога снова фиксируется в принятом положении.

Таким образом отрабатываются в многочисленных вариантах упражнения, предназначенные для коррек­ции осанки, порочных установок в суставах конечно­стей и, что особенно важно, тренируется подвижность, активная моторика, возможность переключения с одного движения на другое (рис. 42).

Музыкальный аккомпане­мент является в этом плане важным терапевтическим средством, способствующим двигательной активности.

После отработки отдельных элементов танца следу­ет переходить к обучению танцам с учетом возможностей ребенка: дети, которые могут стоять, но для кото­рых еще трудно передвигаться, обучаются танцам стоя, с преимущественными движениями рук (индийские тан­цы), затем танцам, при которых может иметь место медленная, плавная ходьба., опять-таки с максимальным использованием движений рук и т. д.

Обучению танцам не должны препятствовать имею­щиеся деформации, выраженные нарушения осанки. В процессе работы они постепенно корригируются.

megalektsii.ru


Смотрите также