ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ. Художественная гимнастика прыжки


Прыжки в гимнастике - Дети и спорт

Прыжки в гимнастике

Подробности Категория: Художественная гимнастика Просмотров: 4750

Прыжки

Прыжки в художественной гимнастике характеризуются разнообразием поз, принимаемых в фазе полета. Изучению прыжка всегда предшествует освоение соответствующей позы. Перед толчком в прыжке обычно выполняется полуприсед. Взмах руками во время взлета способствует усилению толчка. Приземление перекатом с носков в мягкий полуприсед на всю стопу делает его бесшумным и легким.

Для развития прыгучести необходимо систематически укреплять мышцы ног, используя для тренировки пружинные движения ногами, небольшие прыжки на носках, силовые упражнения для ног и прыжки обще-развивающего характера. Разбегом перед прыжком в большинстве случаев служат танцевальные шаги, легкий бег, вальсовый бег и т. д. Прыжки, вошедшие в программу для старших классов, требуют предварительной подготовки, поэтому рекомендуется сначала изучить формы прыжков, описанные в уроках для младших классов.

Прыжок толчком одной, махом другой с приземлением в полуприсед на две ноги. 1. Подводящие упражнения: а) стоя левым боком к опоре, правая рука в сторону. 1. Шаг левой, мах правой ногой вперед. 2. Приставляя правую к левой, полуприсед, правая рука вниз. 3. Выпрямить ноги, правую руку в сторону. 4. Держать. 5—6. Скрещением правой перед левой поворот на носках налево кругом. 7—8. Опуститься на всю стопу, левая рука в сторону. Повторить упражнение с другой ноги; б) то же на середине.

2. Основная форма прыжка. И. п.—руки в стороны. 1—2. Приставной шаг с левой вперед. 3. Шагом левой прыжок, правая вперед, руки дугами вперед-вверх. 4. Приземление в полуприсед, приставляя правую к левой, руки вниз. 5—8. Выпрямляя ноги, повторить движение с другой ноги. Данный прыжок как самостоятельная форма прыжка применяется редко. Чаще он является подготовительным для прыжков толчком двух ног. Особенно это относится к прыжкам с разбега.

Прыжок толчком двух с разведением ног в полете и с последующим приземлением на две ноги. 1. П п. — о. с.

на носках лицом к опоре, локти слегка согнуты, кисти хватом сверху за рейку на уровне талии (рис. 66).

подпись:

1. Полуприсед. 2. Прыжок ноги в стороны, опираясь руками на рейку. 3. Приземление в полуприсед, ноги вместе. 4. Встать на носки.

2. И. п.— то же. «И», полуприсед. 1. Встать на носки. «И» —2. Повторить пружинное движение ногами. «И». Полу-присед. 3. Прыжок ноги

в стороны. «И». Приземление в полуприсед. 4. Встать на носки.

Дальнейшая тренировка этого прыжка проводится на середине в сочетании либо с пружинными движениями ног, либо с шагами, бегом и т. д. (см. уроки 5, 6 для III классов, уроки 5, 6 для IV классов).

3. И. п.— о. с, руки в стороны. 1. Толчком левой прыжок на правую вперед-вправо, левую согнуть назад коленом в сторону. 2. Повторить движение на другую ногу. 3. Толчком левой и небольшим махом правой вперед-вниз прыжок в полуприсед на обе ноги, рука вниз. 4. Прыжок ноги в стороны (пошире), руки вперед, слегка прогнуться с последующим приземлением в полуприсед и выпрямлением в стойку на носках, руки дугами книзу-в стороны.

4.  Полька. И п.— то же. Такты 1—2. Два шага польки вперед с левой. 3. Небольшим прыжком наскок на две ноги в полуприсед, руки вниз с после-дЗ’ющим прыжком, ноги в стороны, руки вперед. 4. Приземление в полуприсед с последующим переходом в и. п.

Освоение прыжка с разведением ног в полете в боковой плоскости происходит аналогичным путем, но при первой фазе обучения и. п. не лицом, а боком к опоре. В сочетаниях этого прыжка с пружинным движением ногами и взмахами руками и. п. для рук — скрестно перед грудью, чтобы во время прыжка руки были в стороны.

5.   И п. — о. с, руки на пояс. Такты 1—2. Два шага

польки вперед с левой, руки дугами вперед – в сто-

роны. 3. Наскок в полуприсед на две ноги с после-

дующим прыжком с разведением ног: правая вперед,

левая назад. 4. Приземляясь в полуприсед, встать на

носки, руки на пояс.

Прыжок толчком двух ног с приземлением в вертикальное равновесие на одной ноге. 1. Подводящие упражнения: 1. Прыжок выпрямившись у опоры (рис. 67) и на середине (см. упражнения 7, 8 урока 3 для I классов).       ^

2.  И. п.— стойка лицом к опоре, руки хватом сверху на рейке на уровне талии. I. Прыжок выпрямившись толчком двумя с последующим приземлением на правую, левую согнуть назад. 2. Толчком правой прыжок в полуприсед на обе ноги. 3—4. То же, что на счет 1—2, но на другую ногу. Упражнение выполняется у опоры и на середине.

3.  То же, но свободная нога назад прямая. Выполнить у опоры и на середине.

4.  Основная форма прыжка. И. п.— о. с, руки в стороны. 1. Скользящий шаг левой вперед. 2. Приставить правую к левой в полуприсед, руки вниз. 3. Толчком двух прыжок вверх, руки вперед, приземление в полуприсед на левую, правая назад-вниз. 4. Выпрямить левую ногу, держать. Повторить движение с левой ноги. Подсчет в ритме спокойного вальса.

5.  Полька. II п. — о. с. Такт I. Шаг польки вперед с левой, левая рука дугой вперед-в сторону. 2. Шаг польки вперед с правой, правая рука дугой вперед-в сторону. 3. На первую четверть «наскок» в полуприсед, ноги вместе, руки вниз, на вторую четверть прыжок с последующим приземлением на правую, левая назад, левая рука вперед, правая в сторону. 4. Выпрямить правую ногу—держать (вертикальное равновесие на правой ноге). Повторить упражнение с приземлением после прыжка в вертикальное равновесие на левой ноге, правая рука вперед, левая в сторону.

Подбивные прыжки. Все формы подбивных прыжков требуют высокого вылета вверх, чтобы успеть в воздухе подбить толчковой ногой маховую. Поэтому приступать к изучению их следует после предварительной работы над развитием прыгучести средствами прыжков обще-развивающего характера и несложных форм прыжков художественной гимнастики.

Подбивной прыжок вперед. Подводящие упражнения: 1. Построение в круг левым боком к центру. И п.— III позиция, левая впереди, руки в стороны.

1.  Шаг левой, мах правой вперед. 2. Приставить правую

перед левой в III позицию. 3—4. То же с другой ноги.

Упражнение выполнять с продвижением по кругу, пре-

дельно вытягивая маховую ногу.

2. И п.— то же. 1. Шаг левой, мах правой вперед.

2.  Опуская правую, легким ударом коснуться ею опорной

ноги у голеностопного сустава и вернуть ногу обратно

в положение вперед (движение короткое и быстрое, нога предельно вытянута). 3. Приставить правую перед левой в III позицию. 4. Держать. 5—8. Повторить упражнение с другой ноги.

3.  И. п. — стойка левым плечом к опоре в III позиции,

левая нога впереди, правая рука в сторону. 1. Шагом

левой и махом правой вперед прыжок с последующим

приземлением на левую, правая нога вперед. 2. Опу-

ская правую, легким ударом коснуться ею опорной ноги у

голеностопного сустава и вернуть ногу обратно в поло-

жение вперед. 3. Правую скрестно перед левой, поворот

налево кругом, поменять положение рук. 4. П п. —

III позиция, правая впереди. То же с другой ноги.

4.  Подбивной прыжок у опоры при помощи рук. И. п.— стойка левым боком к опоре, левая рука хватом снизу за рейку на уровне талии, правая хватом сверху за рейку на уровне головы, левая нога сзади на носке. 1. Шаг левой вперед в полуприсед. 2. Толчком левой прыжок с одновременным махом правой вперед и последующим приземлением на левую ногу. В фазе полета левая (толчковая) подбивает правую (маховую). Зависая на руках, задержаться в воздухе, чтобы успеть выпрямить обе ноги в момент подбива. 3. Шаг правой назад. 4. Левую назад на носок. Направление толчка при прыжке—вверх. Приземление с возвращением толчковой ноги на то же место, где был сделан толчок. 11осле нескольких повторений повернуться правым плечом к опоре и выполнить упражнение с другой ноги.

5.  Тренировка подбивного прыжка при помощи партнера. Построение по кругу парами левым боком к центру. Наружный круг: и. п.—руки в стороны. Внутренний круг —каждый, стоя чуть сзади своего партнера, левой рукой берется за его левую кисть, правой хватом снизу под его левое плечо и помогает во время прыжка взлететь повыше. Наружный круг: 1—2. Шагом левой вперед подбивной прыжок. 3—4. Приставной шаг с правой вперед. 5—8. Подбивной прыжок шагом правой и приставной шаг с левой и т. д.

6.  Самостоятельное выполнение подбивного прыжка. И п.— III позиция, левая впереди, руки в стороны. 1—2. Приставной шаг с левой вперед. 3—4. Подбивной прыжок шагом левой (слегка приседая на ней перед прыжком). 5—6. Приставной шаг с правой вперед. 7—8. Подбивной прыжок шагом правой и г. д.

При самостоятельном выполнении прыжка, требующего энергичного толчка зверх, маховую ногу поднимать вперед, туловище в полете слегка отклонять назад, голову поворачивать в сторону толчковой ноги. Можно сочетать прыжок с различными движениями рук. Например, поднимать в полете округлые руки вперед-вверх или одну руку округло в сторону-вверх ладонью вниз, другую в сторону ИТ. д.

При тренировках следить, чтобы приставной шаг, являющийся как бы разбегом к прыжку, выполнялся широким скользящим движением и без паузы переходил в следующий шаг в полуприсед для прыжка. При наличии музыкального сопровождения подбивные прыжки выполняются под вальс или мазурку.

Подбивные прыжки в сторону. Подводящие упражнения: 1. И. п.— о. с. лицом к опоре, руки на рейке на уровне талии. 1. Шагом левой влево (перед правой) полуприсед с последующим прыжком на ней, правая нога в сторону. 2. Приземляясь в полуприсед на левую, правая в сторону, держать. 3—4. То же другой ногой.

2.  И. п. —то же. 1. Шагом левой скрестно перед правой прыжок, правая в сторону с последующим приземлением на левую. 2. Опуская правую ногу, короткий удар ею о левую с возвращением в сторону (маховая нога коленом наружу). 3—4. То же в другую сторону.

3.  Подбивной прыжок в сторону при помощи опоры. И, п. — стойка лицом к опоре, левая рука хватом снизу за рейку на уровне груди, правая хватом сверху на уровне головы. 1—2. Шагом левой влево прыжок, подбивая правую в полете. Слегка зависая на руках, проследить за выворотным положением маховой ноги во время под-бива. 3—4. Повторить движение в другую сторону.

4.  Выполнение подбивного прыжка с помощью партнера. Построение парами в затылок друг другу (в шахматном порядке). Впереди стоящий держит руки в стороны. Сзади стоящий поддерживает партнера, подставляя ладони под его плечи. 1—2. Шагом левой скрестно перед правой подбивной прыжок в сторону. 3—4. То же вправо.

5.  Самостоятельное выполнение прыжка. Построение в колонну по три лицом к основному направлению. Интервал и дистанция 1 м. И. п. — III позиция, левая нога впереди, руки в стороны. 1—2. С полуповоротом направо приставной шаг левой вперед. 3—4. Шагом левой влево подбивной прыжок в сторону, правая нога в сторонувниз. 5—6. С поворотом налево приставной шаг с правой вперед. 7—8. Шагом правой вправо подбивной прыжок, левая в сторону-вниз и т. д. Голову поворачивать в сторону маховой ноги. Положение рук может быть различным: на приставных шагах — в стороны, в прыжке — на пояс, скрестно перед грудью, одна в сторону-вверх (одноименная с толчковой ногой) и т. д.

Подбивной прыжок назад. Это наиболее трудный прыжок из перечисленных выше. Чтобы обеспечить высокий вылет, следует научить занимающихся хорошо приседать перед прыжком на толчковой ноге (на всей стопе), слегка наклоняя туловище вперед (спина прямая), а в фазе полета мгновенно закреплять все мышцы, стараясь зафиксировать необходимую позу. Подводящие упражнения: 1. И. п.— стойка левым боком к опоре в III позиции, левая рука впереди, правая в сторону.

1.  Шаг левой в полуприсед, правая назад на носок.

2.  Прыжок на левой, правая назад с последующим приземлением на левую. 3—4. Приставной шаг с правой назад в и. п. Повторить несколько раз и повернуться кругом для выполнения упражнения другой ногой.

2.  И п. — то же. Предыдущее упражнение, но подби-

вая в полете толчковой ногой находящуюся сзади ма-

ховую.

Как и предыдущие подбивные прыжки, подбивной назад следует потренировать с помощью опоры о гимнастическую стенку и с помощью партнера. Принцип поддержки такой же, как в подбивном прыжке вперед.

3.  Выполнение подбивного прыжка назад на сере-

дине. Построение в круг, левым боком к центру. И. п. —

III позиция, левая нога впереди, руки в стороны.

1—2. Приставной шаг левой вперед. 3. Шаг левой в полу-

присед, слегка наклоняя туловище вперед. 4, Подбивной

прыжок назад, руки дугами книзу вперед-вверх.

5—8. То же с другой ноги.

Руки, как и в предыдущих прыжках, могут находиться в различных положениях. Все три вида подбивных прыжков могут быть соединены в одну прыжковую связку. Их можно чередовать с вальсовыми шагами.

Повороты

Прежде чем приступать к изучению различных поворотов, занимающимся следует овладеть стойкой на высоких полупальцах, сохраняя подтянутое положение ног и туловища. Успешное выполнение поворотов зависит от умения сохранять равновесие тела во время вращательных движений. Следовательно, упражнения в равновесии являются подготовительными к поворотам. Повороты выполняются на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением. Положение рук, туловища и свободной от опоры ноги во время поворота бывает различным и изучается предварительно. Повороты выполняются вперед и назад. Поворот вперед, т. е. одноименный, выполняется на правой ноге направо. Поворот назад, т. е. разноименный, выполняется на правой ноге налево. Тренировка сложных поворотов требует большого упорства и многократных повторений. Простейшими видами поворотов являются повороты переступанием и повороты скрещением одной ноги перед другой.

Поворот переступанием выполняется на высоких полупальцах, руки в стороны, плечи развернуты, голова слегка приподнята. Плотно держа ноги вместе, мелкими шажками поворачиваться вокруг своей оси, сохраняя правильную осанку и прямые ноги.

Учебные задания: 1. И. п.— о. с. 1—2. Подняться на носки, руки в стороны. 3-«и»— 4-«и». Поворот направо, переступая на 180° (четыре мелких шажка). 5—6. Полуприсед с последующим подъемом на носки. 7—8. И. п. То же налево.

2.  То же с поворотом на 360° направо.

3.  То же с поворотом налево.

4.  Повороты переступанием можно сочетать с танцевальными шагами, например полькой.

Скрестные повороты на 180 и 360°.

Начинать обучение скрестным поворотам следует из основной стойки. Поставив одну ногу скрестно вперед, надо подняться на носки, выполнить поворот на 180 или на 360°, затем опуститься на всю стопу, приняв и. п.

Для выполнения разноименного поворота нога ставится скрестно назад.

Повороты скрестно можно выполнять с различными движениями рук: лицевыми кругами кверху и книзу, переводами рук слева направо и т. д.

Повороты переступанием и скрестные часто делают с предварительного шага в сторону, что придает движению динамичность и легкость.

Для тренировки вестибулярного аппарата скрестные повороты полезно выполнять поточно (по 3—4 поворота подряд).

Зачетная комбинация без предмета

Вальс. Темп медленный. Построение в колонну по четыре. Интервал и дистанция 1 м. И п. — о. с.

прыжок назад, руки дугами книзу вперед-вверх.

Источник: гимнастам ру

detivsporte.ru

АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКИХ ОШИБОК ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРЫЖКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ - Физкультура и спорт. Здоровье - Каталог статей

Е.А.Чупрова, Н.Л.Горячева. Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград

На основании педагогических наблюдений проведен анализ количественного состава прыжков в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки. Изучение двигательной деятельности юных гимнасток позволило выявить основные виды ошибок при исполнении прыжков в соревновательных упражнениях и определить их причины.

Ключевые слова: художественная гимнастика; базовые прыжки; ошибки исполнения.

 

Упражнения в современной художественной гимнастике представляют собой сложнокоординационные разнохарактерные двигательные действия, которые включают в себя прыжки, повороты, равновесия и элементы на гибкость.

Прыжки представляют собой один из наиболее ярких элементов композиции из разряда самых трудных категорий движений [4]. Длительность полетной фазы, формообразующие действия в полете, а также устойчивое приземление определяют качественные характеристики прыжка.

Специальными требованиями правил соревнований предусмотрено выполнение не менее двух прыжков в композиции. При этом, как правило, тренерами предпочтение отдается наиболее сложным из них.

С целью определения количественного состава исполняемых прыжков был проведен анализ видеозаписи 30 композиций юных гимнасток. Результаты данного анализа представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Количественное соотношение прыжков в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки

На основе анализа соревновательных композиций выявлено, что наибольшее предпочтение отдается прыжкам «подбивному в кольцо» (31%), «касаясь» (25%). Популярность выбора данных элементов объясняется высокой оценкой за трудность исполнения. Реже в композициях гимнастки выполняют прыжки «шагом» (19%) и «ножницы» (13%). Наименьшее предпочтение отдается «подбивному» прыжку (6%) и «прыжку касаясь в кольцо» (6%).

Выполнение соревновательной композиции требует точности и выразительности исполнения двигательных действий. Появление двигательных ошибок, как правило, строго наказывается судьями.

Предметом оценки в сложнокоординационных видах спорта является точность воспроизведения наперед заданной формы упражнения согласно стилевым, трудностным и другим исторически сложившимся требованиям правил соревнований [1]. В процессе работы над ошибкой важно понимать истинную первопричину возникшего нарушения. Следовательно, в каждом движении телу спортсмена предписывается проходить последовательный ряд положений в пространстве, где как бы задается программа движения. Характерным здесь является выбор из большого числа возможных движений только такого, которое, при совершении ряда ограничений, наилучшим образом удовлетворяет указанным требованиям [2; 3].

Преодоление ошибок - одна из важнейших задач спортивной тренировки, самая сложная задача технической подготовки. Успех в освоении и совершенствовании движения во многом зависит от того, насколько правильно определены причины происхождения двигательных ошибок и насколько методы их исправления соответствуют истинным причинам их возникновения.

С целью выявления наиболее типичных двигательных ошибок в вышеперечисленных прыжках, возникающих у юных гимнасток, был проведен анализ 30 соревновательных композиций.

В результате исследования были выделены наиболее характерные технические ошибки, а именно: ошибки при выполнении формообразующих действий в полете; ошибки приземления; несогласованность действий рук и ног; недостаточная натянутость ног; низкая амплитуда исполнения.

Результаты анализа техники исполнения и возникновения двигательных ошибок представлены на диаграмме (рис. 2.).

Анализ двигательных действий гимнасток при выполнении прыжков в соревновательных композициях показал, что самой распространенной шибкой является отсутствие натянутости ног гимнасток (31,4%). Следовательно, большое внимание тренеры должны уделять на данном этапе формированию гимнастического стиля движений. Значительное количество ошибок (25,7%) связано с выполнением формообразующих действий в полете. Данная ошибка является следствием недостаточной фазы полета, что в итоге и определяет форму прыжка.

Рис. 2. Анализ двигательных ошибок при исполнении прыжков юными гимнастками на этапе начальной подготовки

Поэтому необходимо уделять пристальное внимание развитию скоростно- силовых качеств, а именно прыгучести. Реже у юных гимнасток встречаются ошибки приземления (17,1%), что указывает на необходимость развития вестибулярной устойчивости, а также формирования навыка устойчивого приземления. Низкая амплитуда исполнения прыжка встречается в 14,3% случаев. Это ошибка общего впечатления, связанная с каждой из вышеперечисленных ошибок. Ошибки, связанные с несогласованностью действий рук и ног во время фазы разбега зафиксированы в 11,4% случаев. Это указывает на недостаточное развитие координационных способностей.

Изучение двигательной деятельности юных гимнасток позволило выявить основные технические ошибки при исполнении прыжков в соревновательных упражнениях, а также определить причины, связанные с возникновением каждой из ошибок.

Знание специфических особенностей исполнения прыжков юными гимнастками позволяет грамотно подойти к разработке методики обучения прыжкам на этапе начальной подготовки.

Литература

1. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 912 с.2. Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С. 30-39.3. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 208 с.

4. Пшеничникова Г.Н., Власова О.П. Обучение элементам без предметов на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: учебное пособие. - Омск: СибГУФК, 2013. - 187 с.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (20) - 2017

vuzirossii.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ - Физкультура и спорт. Здоровье - Каталог статей

Е.А.Чупрова, Н.Л.Горячева, кандидат педагогических наук, Е.Г. Борисенко, кандидат педагогических наук, доцент Волгоградская государственная академия физической культуры

В статье представлен анализ научно-методической литературы по вопросу обучения прыжкам в художественной гимнастике. Рассматриваются различные подходы, средства, методы, используемые авторами в прыжковой подготовке гимнасток.

Ключевые слова: художественная гимнастика; прыжки; проблема обучения.

 

В современной художественной гимнастике упражнения представляют собой сложнокоординационные разнохарактерные двигательные действия, которые включают в себя прыжки, повороты, равновесия и элементы на гибкость.

Как отмечают Г.Н. Пшеничникова и О.П. Власова [10], прыжки представляют собой один из наиболее ярких элементов композиции из разряда самых трудных категорий движений. Длительность полетной фазы, формообразующие действия в полете, а также устойчивое приземление определяют качественные характеристики прыжка.

Современные правила соревнований предлагают многообразие прыжковых элементов. По своей динамичности, яркой эмоциональной окраске прыжки являются прекрасным средством выразительности, что позволяет им занимать важное место в композиционных построениях гимнасток [1].

В работах О.В. Власовой и Г.Н. Пшеничниковой [3; 10] говорится о содержании и последовательности обучения базовым и профилирующим элементам различных структурных групп трудности тела (в том числе прыжков) на этапе начальной специализированной подготовки с применением элементов «школы», базовых движений, базовых действий и специальных упражнений в художественной гимнастике. Авторы отмечают высокую взаимосвязь между оценкой сложности выполнения элементов различных структурных групп и их ценностью по правилам соревнований. Именно поэтому подавляющее большинство тренеров считают целесообразным обучать более сложным прыжкам, имеющим высокую трудность, что даст возможность бороться за место на пьедестале.

Ряд авторов [9; 10], анализируя выполнение прыжка шагом в шпагат, единодушно считают, что данный элемент является базовым в художественной гимнастике и составляет основу многочисленных более сложных элементов. Существенным моментом в оценке эффективности выполнения прыжка гимнастками является не только учёт биомеханических характеристик, но и степени электрической активации работающих мышц и координационных взаимоотношений системы «агонист-антагонист», предопределяющих кинематику движений. Именно последние характеризуют реактивность мышечного аппарата, позволяющего своевременно и с нужной амплитудой фиксировать позу, то есть обеспечивают условия управляемости системой.

По утверждению других специалистов [7; 9], прыжкам всегда отводится важнейшая роль в упражнениях художественной гимнастики. В произвольных композициях наиболее широко представлена именно эта структурная группа движений. Прыжки придают упражнениям динамичность, во многом определяют трудность упражнений. Выполнение прыжков, по сравнению с другими элементами художественной гимнастики, требует значительного уровня развития физических качеств.Работы, посвященные изучению методики совершенствования прыжков в художественной гимнастике, представляют разнообразие средств и методов.

Как утверждает Э.В. Ветошкина [1], место прыжков определяется задачей урока и целью, с которой он проводится. Обучать и совершенствовать прыжки необходимо в основной части урока, так как они требуют наибольшего напряжения физических сил и концентрации внимания, а в подготовительную часть включают знакомые и хорошо освоенные - для подготовки двигательного аппарата к предстоящей работе.

Рекомендуется в конце подготовительной части занятий разнообразить условия исполнения прыжков и выполнять их с целевой установкой на максимальный результат. Для этого использовать всевозможные ориентиры (подвешенные предметы, указатели на стенах и пр.), препятствия в виде начерченных на полу линий или натянутых над полом веревочек, которые необходимо преодолеть в прыжке, соскоки с небольших возвышений с последующим отскоком, принимая различную форму прыжка.

С.А. Кувшинникова [6] рекомендует в конце основной части занятий применять комплексы упражнений общей и специальной скоростно-силовой направленности. Упражнения общей скоростно-силовой направленности должны состоять из различных прыжков, бега, упражнений на силу мышц разгибателей бедра, голени, упражнений на развитие подвижности и укрепления голеностопного сустава и мышц свода стопы. Для специальной скоростно-силовой подготовки, как отмечает автор, рекомендуется выполнять прыжки на упругой и жесткой опоре, прыжки в глубину с отскоком, прыжки через препятствия. Все упражнения обязательно выполнять с целевой установкой на быстроту отталкивания и высоту.

По определению А.В. Головко [4], прыжки - одно из основных движений классического танца. Они делятся на маленькие и большие, в высоту, длину и по траектории (где одинаково важны высота и длина).

По характеру исполнения прыжки подразделяются на четыре вида: с двух ног на две, с двух ног на одну, с одной ноги на две, с одной ноги на другую. Все прыжки начинаются и заканчиваются в demi plie. Ввиду того, что упражнения данного раздела техники сложны, каждый элемент разучивается сначала у станка, затем - на середине зала.

По мнению В.С. Костровицкой и А.А. Писарева [5], на первом этапе разучивания элементов на середине зала не следует увлекаться составлением композиций, так как внимание занимающихся должно быть сосредоточено в первую очередь на методике их исполнения. Только после полного освоения элемента можно постепенно включать их в композиции.

С.В. Вишнякова [2] отмечает, что при изучении прыжков следует обращать особое внимание на развитии баллона, то есть способности задерживаться в воздухе в определенной позе. Для этого необходимо достигать предельной точки прыжка, что помогает «повисать» в воздухе. Баллон особенно эффектен у танцовщиц с большим прыжком.

При обучении прыжкам юных гимнасток подавляющее большинство специалистов [2; 7] указывают на многочисленные трудности, связанные с выполнением сложных по координации двигательных действий, с взаимодействием различными частями тела при исполнении разбега, отталкивания, формообразующих действий в полете и приземления и соединением этих действий в единое целое.

Анализируя допускаемые двигательные ошибки при исполнении прыжков в художественной гимнастике, авторы Е.Н. Медведева и Р.Н. Терехина [8] отмечают, что основными двигательными ошибками являются типовые, к которым можно отнести: несогласованность рук и ног во время разбега, длительное отталкивание. Одной из главной ошибок является то, что гимнастки не решают двигательную задачу амортизации, что связано как с качеством выполнения предыдущих стадий, так и с отсутствием автоматизированного навыка приземления. Авторы указывают, что тренеру необходимо сразу делать акцент на данные типовые ошибки, потому что в результате их постоянного выполнения они могут привести к травматизму гимнастки и заучиванию неправильной техники.

Изучение научно-методической литературы по художественной гимнастике показало многообразие подходов к обучению прыжкам. Авторы единодушно отмечают, что, несмотря на большое разнообразие прыжков, в них есть много общего. В частности, длительность полетной фазы, формообразующие действия в полете, а также устойчивое приземление определяют качественные характеристики прыжка. Выполнение прыжков на высоком техническом уровне возможно при соответствующем развитии физических качеств.

Литература

1. Ветошкина Э.В. Определение критерия технического мастерства в прыжках в художественной гимнастике // Вопросы теории и практики: сборник статей. - Минск, 1985. - Вып. 15. - С. 92.2. Вишнякова С.В. Прыжковые упражнения в художественной гимнастике: учебно-методическое пособие. - Волгоград: ВГАФК, 2002. - 35 с.3. Власова О.П., Пшеничникова Г.Н. Последовательность обучения базовым и профилирующим элементам без предмета спортсменок 6-7 лет на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике. - Омск: СГУФКиС, 2009. - 33 с.4. Головко А.В. Хореография в современных видах спорта // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 6. - С. 62.5. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца. - Л.: Искусство, 1968. - 262 с.6. Кувшинникова С.А. Система оценивания СФП в художественной гимнастике: методические рекомендации. - М.: ГЦОЛИФК, 1991. - 31 с.7. Куценко Ю.Е., Тарасова Л.В. Применение упражнений для развития прыгучести в группах начальной подготовки в художественной гимнастике // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 5. - С. 26-27.8. Медведева Е.Н., Терехина Р.Н. Инновационный подход к профилактике травматизма при освоении прыжков в художественной гимнастике // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 160-1639. Медведева Е.Н., Крючек Е.С., Пухов А.М. Факторы, предопределяющие синхронность исполнения прыжков в групповых упражнениях художественной гимнастики // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 102-106.10. Пшеничникова Г.Н., Власова О.П. Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: учебное пособие. - Омск: СибГУФК, 2013. - 187 с.

Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (22) - 2017

vuzirossii.ru


Смотрите также