ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ. История российской гимнастики


История российской художественной гимнастики — Спортивная школа олимпийского резерва им. Л.А. Тихомировой

Россия – родина художественной гимнастики. Это наш подарок олимпийскому движению. Для России художественная гимнастика – предмет национальной гордости. Когда на ковер чемпионата мира выходят представительницы более пятидесяти государств, мы можем гордиться – они дети российской идеи. Художественная гимнастика – гармоничное сочетание искусства и спорта. Она делает окружающий мир мягче, теплей, ласковей. Она необходима людям как символ красоты, и наш долг сберечь эту красоту. Глядя на юных, очаровательных, изящных девушек – гимнасток, понимаешь: они, их подруги – генофонд нации. Пока они есть, будет существовать и Россия.

Художественная гимнастика это не только ловкость, сила и выносливость. Благодаря унаследованной от балета связи с музыкой и хореографией, она требует от спортсменок чувства ритма и музыкальности, вырабатывает тонкую координацию и выразительность движений, способствует эстетическому воспитанию гимнасток.

Она вобрала в себя ранее существовавшие «эстетическую гимнастику», где главенствующей была выразительность человеческого тела, «ритмическую гимнастику», где все было подчинено темпо-ритму музыкального или звукового сопровождения, «женскую гимнастику», где доминировала танцевальность движений, «свободную пластику» Айседоры Дункан.

Термин «художественная гимнастика» родился в открывшейся в 1934 году «Высшей школе художественного движения» Ленинградского государственного института физической культуры им. П.Ф.Лесгафта. Она объединила усилия теоретиков и преподавателей ведущих студий пластики и художественного движения, существовавших в 20-30 годы: Петроградского института ритма (1920 г.), школы пластики Зинаиды Вербовой (1923 г.), студии художественного движения Елены Горловой (1923 г.), пластического отделения студии «Темас» Александры Семеновой-Найпак (1927 г.) и многих других.

Первыми педагогами Высшей школы стали Елена Николаевна Горлова, Роза Абрамовна Варшавская, Анастасия Михайловна Невинская, Зинаида Давыдовна Вербова, Александра Михайловна Семенова-Найпак. Вместе с первыми ученицами – Анной Николаевной Ларионовой, Юлией Николаевной Шишкаревой, Татьяной Тимофеевной Варакиной, Татьяной Петровной Марковой, Лидией Ниловной Кудряшовой, Ариадной Ричардовной Башниной, Софьей Васильевной Нечаевой, Галиной Александровной Бобровой они сотворили чудо, разработали основы нового вида спорта для женщин – «художественной гимнастики», ныне имеющей своих поклонниц уже почти в 60 странах мира.

Сделать ее красивой, изящной, привлекательной во многом помогли ведущие мастера балета Мариинского театра. Классический танец в Высшей школе преподавал будущий Народный артист СССР Ростислав Захаров, характерный танец – выдающийся мастер характерного танца Сергей Корень, историко-бытовой танец – будущий художественный руководитель нынешней Санкт-Петербургской академии хореографии им. А.Вагановой Николай Ивановский.

В этот же период ленинградскими специалистами было проведено уточнение классификации, систематизация средств выразительности художественной гимнастики, определен объем программного материала, разработаны первичные правила соревнований.

В 1941 году в Ленинграде проходит первый чемпионат города по художественной гимнастике. Первой чемпионкой города на Неве стала Юлия Шишкарева. Спустя 7 лет здесь же, в нашей северной столице стартует первый чемпионат России. Первой примадонной российской гимнастики стала москвичка Людмила Зотова. Начиная с 1948 года ежегодно проводятся чемпионаты России, и определяется первая леди отечественной художественной гимнастики.

Популярность этого красивого девичьего вида спорта росла с каждым годом. В 1963 году в Будапеште прошел первый чемпионат мира. Спустя 15 лет в Мадриде состоялся первый чемпионат Европы, еще через 6 лет художественная гимнастика дебютировала в программе Олимпийских игр и с тех пор является одним из самых дорогих украшений в олимпийской короне.

Современные состязания «художниц» — это в первую очередь состязания многоборок. Многоборье состоит из четырех произвольных упражнений с предметами, которые каждый сезон выбираются из пяти возможных (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не менее 1 мин. 15 сек. и не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) – главная олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). А вот групповые упражнения, впервые появившиеся на чемпионате мира 1967 г. входят в олимпийскую программу с 1996 года. Только теперь это групповое двоеборье. Пять гимнасток сначала выполняют упражнение с однородными предметами (например, 5 мячей), а потом второе упражнение с разнородными предметами (скажем 2 обруча и 3 ленты). Продолжительность каждой композиции от 2 минут до 2 минут 30 секунд. Первый комплект олимпийских наград в групповом двоеборье был разыгран в Атланте в 1996 году. Его получили испанки.

Позади 32 чемпионата мира.

Наконец, 8 раз «художницы» стартовали в Олимпийских играх. Четыре последние Олимпиады принесли восхитительные победы российским гимнасткам: в Сиднее – Ю.Барсуковой, в Афинах прелестной А.Кабаевой, в Пекине, Лондоне Е.Канаевой. Победили в эти годы россиянки и в групповых упражнениях. Олимпийскими чемпионками в групповых упражнениях стали в Сиднее (2000 г.) в составе сборной России астраханка Е.Шаламова,. в Афинах (2004 г.) ,в Пекине (2008) , в Лондоне (2012).

Таким образом, период, начиная с конца 90-х годов прошлого века, когда гимнастки суверенной России выступали уже национальной командой, а руководителем сборной страны назначена Ирина Александровна Винер-Усманова, можно считать поистине «золотым».

Россиянки стали стабильно обладательницами всех высших мировых титулов.

В преддверие летней олимпиады 2016 года, которая пройдет в Бразилии, Олимпийский Сочи 14 апреля принимает чемпионат России по художественной гимнастике, по итогам которого будет сформирована сборная команда России для участия в олимпийских играх.

В составе сборной команды Южного Федерального округа выступает воспитанница СШОР им. Л.А. Тихомировой Фадеева Кристина ( тренер Романовская Т.Г.).

school-grace.ru

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ | Министерство физической культуры и спорта Астраханской области

Россия – родина художественной гимнастики. Это наш подарок олимпийскому движению. Для России художественная гимнастика – предмет национальной гордости. Когда на ковер чемпионата мира выходят представительницы более пятидесяти государств, мы можем гордиться – они дети российской идеи. Художественная гимнастика – гармоничное сочетание искусства и спорта. Художественная гимнастика это не только ловкость, сила и выносливость. Благодаря унаследованной от балета связи с музыкой и хореографией, она требует от спортсменок чувства ритма и музыкальности, вырабатывает тонкую координацию и выразительность движений, способствует эстетическому воспитанию гимнасток.

Термин «художественная гимнастика» родился в открывшейся в 1934 году «Высшей школе художественного движения» Ленинградского государственного института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Она объединила усилия теоретиков и преподавателей ведущих студий пластики и художественного движения, существовавших в 20-30 годы.

В этот же период ленинградскими специалистами было проведено уточнение классификации, систематизация средств выразительности художественной гимнастики, определен объем программного материала, разработаны первичные правила соревнований.

В 1941 году в Ленинграде проходит первый чемпионат города по художественной гимнастике. Первой чемпионкой города на Неве стала Юлия Шишкарева. Спустя 7 лет здесь же, в нашей северной столице стартует первый чемпионат России. Первой примадонной российской гимнастики стала москвичка Людмила Зотова. Начиная с 1948 года ежегодно проводятся чемпионаты России, и определяется первая леди отечественной художественной гимнастики.

Популярность этого красивого девичьего вида спорта росла с каждым годом. В 1963 году в Будапеште прошел первый чемпионат мира. Спустя 15 лет в Мадриде состоялся первый чемпионат Европы, еще через 6 лет художественная гимнастика дебютировала в программе Олимпийских игр и с тех пор является одним из самых дорогих украшений в олимпийской короне. Современные состязания «художниц» - это в первую очередь состязания многоборок. Многоборье состоит из четырех произвольных упражнений с предметами, которые каждый сезон выбираются из пяти возможных (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Каждое упражнение должно быть не менее 1 мин. 15 сек. и не более полутора минут. Классическое многоборье (4 упражнения) – главная олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). А вот групповые упражнения, впервые появившиеся на чемпионате мира 1967 г. входят в олимпийскую программу с 1996 года. Только теперь это групповое двоеборье. Пять гимнасток сначала выполняют упражнение с однородными предметами (например, 5 мячей), а потом второе упражнение с разнородными предметами (скажем 2 обруча и 3 ленты). Продолжительность каждой композиции от 2 минут до 2 минут 30 секунд. Первый комплект олимпийских наград в групповом двоеборье был разыгран в Атланте в 1996 году. Его получили испанки.

Позади 32 чемпионата мира.

Наконец, 8 раз «художницы» стартовали в Олимпийских играх.

Четыре последние Олимпиады принесли восхитительные победы российским гимнасткам: в Сиднее – Ю.Барсуковой, в Афинах прелестной А.Кабаевой, в Пекине, Лондоне Е.Канаевой. Победили в эти годы россиянки и в групповых упражнениях. Олимпийскими чемпионками в групповых упражнениях стали в Сиднее (2000 г.) в составе сборной России астраханка Е. Шаламова, в Афинах (2004 г.), в Пекине (2008), в Лондоне (2012). Таким образом, период, начиная с конца 90-х годов прошлого века, когда гимнастки суверенной России выступали уже национальной командой, а руководителем сборной страны назначена Ирина Александровна Винер-Усманова, можно считать поистине «золотым». Россиянки стали стабильно обладательницами всех высших мировых титулов.

В преддверие летней олимпиады 2016 года, которая пройдет в Бразилии, Олимпийский Сочи 14 апреля принимает чемпионат России по художественной гимнастике, по итогам которого будет сформирована сборная команда России для участия в олимпийских играх.

В составе сборной команды Южного Федерального округа выступает воспитанница СШОР им. Л.А. Тихомировой Фадеева Кристина (тренер Т.Г. Романовская).

minsport.astrobl.ru

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ - Городской портал Астрахани


 ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

Россия – родина художественной гимнастики. Это наш подарок олимпийскому движению. Для России художественная гимнастика – предмет национальной гордости. Когда на ковер чемпионата мира выходят представительницы более пятидесяти государств, мы можем гордиться – они дети российской идеи. Художественная гимнастика – гармоничное сочетание искусства и спорта. Художественная гимнастика это не только ловкость, сила и выносливость. Благодаря унаследованной от балета связи с музыкой и хореографией, она требует от спортсменок чувства ритма и музыкальности, вырабатывает тонкую координацию и выразительность движений, способствует эстетическому воспитанию гимнасток.

Термин «художественная гимнастика» родился в открывшейся в 1934 году «Высшей школе художественного движения» Ленинградского государственного института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Она объединила усилия теоретиков и преподавателей ведущих студий пластики и художественного движения, существовавших в 20-30 годы.

В этот же период ленинградскими специалистами было проведено уточнение классификации, систематизация средств выразительности художественной гимнастики, определен объем программного материала, разработаны первичные правила соревнований.

В 1941 году в Ленинграде проходит первый чемпионат города по художественной гимнастике. Первой чемпионкой города на Неве стала Юлия Шишкарева. Спустя 7 лет здесь же, в нашей северной столице стартует первый чемпионат России. Первой примадонной российской гимнастики стала москвичка Людмила Зотова. Начиная с 1948 года ежегодно проводятся чемпионаты России, и определяется первая леди отечественной художественной гимнастики.

Популярность этого красивого девичьего вида спорта росла с каждым годом. В 1963 году в Будапеште прошел первый чемпионат мира. Спустя 15 лет в Мадриде состоялся первый чемпионат Европы, еще через 6 лет художественная гимнастика дебютировала в программе Олимпийских игр и с тех пор является одним из самых дорогих украшений в олимпийской короне. Современные состязания «художниц» — это в первую очередь состязания многоборок. Многоборье состоит из четырех произвольных упражнений с предметами, которые каждый сезон выбираются из пяти возможных (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Каждое упражнение должно быть не менее 1 мин. 15 сек. и не более полутора минут. Классическое многоборье (4 упражнения) – главная олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). А вот групповые упражнения, впервые появившиеся на чемпионате мира 1967 г. входят в олимпийскую программу с 1996 года. Только теперь это групповое двоеборье. Пять гимнасток сначала выполняют упражнение с однородными предметами (например, 5 мячей), а потом второе упражнение с разнородными предметами (скажем 2 обруча и 3 ленты). Продолжительность каждой композиции от 2 минут до 2 минут 30 секунд. Первый комплект олимпийских наград в групповом двоеборье был разыгран в Атланте в 1996 году. Его получили испанки.

Позади 32 чемпионата мира.

Наконец, 8 раз «художницы» стартовали в Олимпийских играх.

Четыре последние Олимпиады принесли восхитительные победы российским гимнасткам: в Сиднее – Ю.Барсуковой, в Афинах прелестной А.Кабаевой, в Пекине, Лондоне Е.Канаевой. Победили в эти годы россиянки и в групповых упражнениях. Олимпийскими чемпионками в групповых упражнениях стали в Сиднее (2000 г.) в составе сборной России астраханка Е. Шаламова, в Афинах (2004 г.), в Пекине (2008), в Лондоне (2012). Таким образом, период, начиная с конца 90-х годов прошлого века, когда гимнастки суверенной России выступали уже национальной командой, а руководителем сборной страны назначена Ирина Александровна Винер-Усманова, можно считать поистине «золотым». Россиянки стали стабильно обладательницами всех высших мировых титулов.

В преддверие летней олимпиады 2016 года, которая пройдет в Бразилии, Олимпийский Сочи 14 апреля принимает чемпионат России по художественной гимнастике, по итогам которого будет сформирована сборная команда России для участия в олимпийских играх.

В составе сборной команды Южного Федерального округа выступает воспитанница СШОР им. Л.А. Тихомировой Фадеева Кристина (тренер Т.Г. Романовская).

cod30.ru

История гимнастики. Часть вторая. | Путешествия во времени

Гимнастика

Брусья как гимнастический снаряд возникли сравнительно недавно — в начале XIX века в Германии: их создал также Ф. Ян. Первоначально брусья служили вспомогательным снарядом, облегчавшим изучение упражнений на коне. Первые экземпляры снаряда состояли из двух параллельных горизонтальных брусьев длиною около 2,5 метра, покоившихся на двух стойках. Каждый брус имел в высоту 7,5 см и в ширину — 6 см; сверху они были закруглены. Концы брусьев были закруглены и снизу.

На таких брусьях выполнялись совсем несложные упражнения: передвижения в упоре на руках, размахивания и др. Снаряд этот имел вспомогательное значение и был задуман для ускорения освоения упражнений на коне. Лишь позднее он стал играть самостоятельную роль. Специалистам, сконструировавшим брусья и разработавшим упражнения на них, пришлось выдержать серьезную борьбу с рядом деятелей физического воспитания (в том числе и с директором Берлинского института физической культуры Ротштейном), которые отвергали пользу указанного снаряда. Вмешательство в спор ряда ученых положило в 1862 году конец этим сомнениям, и брусья быстро приобрели популярность как один из основных гимнастических снарядов.

Первоначально конструкция брусьев часто менялась: предлагались, например, крестообразные брусья и брусья, состоящие из трех жердей. Но эти модификации не получили распространения. Следует упомянуть лишь одну из разновидностей — двенадцатиметровые брусья А. Шпасса — основателя немецкой школьной гимнастики. Такие брусья позволяли нескольким гимнастам заниматься одновременно. Позднее, в начале XX века, появились брусья, напоминающие современные, а так как в каждом брусе был уже вмонтирован стальной стержень, то рабочая часть снаряда вместо толстых брусьев превратилась в довольно тонкие жерди. Такое новшество резко увеличило возможности гимнастов, и упражнения на этом снаряде стали быстро усложняться.

Гимнастика

Чтобы закончить историю возникновения снарядов, надо сказать лишь несколько слов о кольцах. Этот интересный снаряд ввел Л. Шписс, один из создателей немецкой системы гимнастики. Он же применил упражнения с гантелями. Его особая роль в развитии гимнастики состояла в том, что он впервые стал проводить занятия под музыку. Параллельно с созданием снарядов, направленных в первую очередь на воспитание ловкости, шло становление общеразвивающих и оздоровительных упражнений. Еще за три тысячи лет до нашей эры на Древнем Востоке стали складываться системы гимнастических упражнений, которые были направлены на общее физическое развитие, на укрепление здоровья занимающихся. Упражнениями, развивающими силу, гибкость, ловкость, предусматривалось одновременно и улучшение деятельности внутренних органов. Так возникла древнекитайская общеразвивающая и лечебная гимнастика, а позднее — и индийская система йогов.

йог

Эта гимнастика переходила из поколения в поколение, из одной эпохи в другую, и когда гуманисты стали возрождать древнюю систему физического воспитания, то наряду с упражнениями на снарядах начали широко применять и обще развивающие упражнения. Вот почему современная гимнастика использует не только упражнения на снарядах, но и обще развивающие.

Примерно теми же путями, по которым шла история гимнастики в Западной Европе, развивалась она и в России. Еще Петр I ввел в русской армии занятия телесными упражнениями: солдат учили преодолевать препятствия, встречающиеся в боевой обстановке, выполнять общеразвивеющие упражнения. Великий русский полководец А. В. Суворов, кроме этих упражнений, проводил по утрам с солдатами утреннюю гимнастику. Тридцатые годы 19-го века ознаменовались введением обязательных занятий по гимнастике в кадетских корпусах и гвардейских полках. Здесь юноши занимались уже общеразвивающими упражнениями и на снарядах.

Постепенно получала распространение гимнастика и среди гражданского населения. Так, в 1882 году писатель А. П. Чехов, художник И. И. Левитан, доктор А. И. Постников и другие создали в Москве «русское гимнастическое общество». Через три года это общество провело первое соревнование по гимнастике, в котором приняли участие 11 человек. В программу соревнований вошли упражнения на снарядах и опорные прыжки. Наряду с этим под покровительством правящих кругов создаются и другие общества, типа «Сокол», «Богатырь».

Представители передовой русской интеллигенции начинали активно участвовать в деятельности демократических гимнастических обществ. Подлинными энтузиастами гимнастики были Л. Н. Толстой, И. П. Павлов и многие другие; они не только сами увлекались гимнастикой, но и вовлекали в это дело окружающих.

Мы рассказали об истории возникновения средств гимнастики, но рассказ оставался бы незаконченным, если не дополнить его тем, что в конце XIX века окончательно сложилась одна из основных разновидностей гимнастики — спортивная гимнастика, прочно вошедшая в программу Олимпийских игр нашего времени. Уже на первых Олимпийских играх в 1928 году проводились соревнования по гимнастике.

Участники этих игр, так же как и Других официальных состязаний, в настоящее время выступают с комбинациями на коне, перекладине, брусьях, кольцах, прыгают через коня и выполняют вольные упражнения.

Женщины-гимнастки впервые выступили на Олимпийских играх в 1928 году; для них программа соревнований тогда была не такой, как сейчас. В результате ряда изменений в настоящее время у них сложилось четырехборье, состоящее из упражнений на брусьях разной высоты, бревне, опорных прыжков и вольных упражнений.

Автор: М. Укран.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А теперь, уже в наши времена развивается все больше и больше новых видов гимнастики, например, аквааэробика для похудения, говорят очень эффективная и полезная вещь.

travel-in-time.org