Пальчиковая гимнастика для малышей. Капуста пальчиковая гимнастика


Пальчиковая гимнастика для малышей.

 Упражнение №1. «Фонарики».

   Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами (Фонарики зажглись! – пальцы выпрямить; Фонарики погасли! – пальцы сжать).

   Мы фонарики зажжём,

   А потом гулять пойдем!

   Вот фонарики сияют,

   Нам дорогу освещают!

Упражнение №2. «Заготавливаем капусту».

   Руками имитируем соответствующие действия:

Мы капусту рубим-рубим!   (прямыми, напряженными ладонями имитируем движения  топора: вверх – вниз).

Мы капусту режем-режем! (энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад).

Мы капусту солим-солим! (пальцы собраны «щепотью», «солим капусту»).

Мы капусту жмем-жмем! (энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно).

Мы морковку трем-трем! (пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные  движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки).

Упражнение №3. «Моем руки».

1.     «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

2.     «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

3.     «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

Упражнение №4. «Месим тесто и печем пирожки».

Руками имитируем процесс вымешивания теста.

Тесто мнем, мнем, мнем! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки)

Тесто жмем, жмем, жмем!     (одновременно и поочередно)

Пироги мы испечем! (руками совершаем движения, как будто лепим снежки).

Упражнение №5. «Флажки».

   Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если дети легко выполняют это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

   Я в руках флажки держу

   И ребятам всем машу!

Усложненный вариант: поочередно менять положение рук на счет: «раз-два».

«Раз»: левая рука – выпрямлена, поднята верх, правая рука – опущена вниз.

«Два»: левая рука – опущена вниз, правая рука – поднята вверх.

Упражнение №6. «Шарик».

Пальчики обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками.

«Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик.

«Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

   Я надул упругий шарик,

   Укусил его комарик.

   Лопнул шарик – не беда,

   Новый шар надую я.

Упражнение №7. «Ёжик».

Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.

   Маленький колючий ёж.

   До чего же он хорош!

Упражнение №8. «Лодочка».

Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

   Маленькая лодочка по реке плывет,

   На прогулку лодочка малышей везет.

Упражнение №9. «Пароход».

Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба».

   Пароход плывет по речке,

   И труба дымит, как печка.

Упражнение №10. «Деревья».

Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напрядены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

  В поле дерево стоит,                           (покачивать руками из стороны в сторону)

   Ветер ветки шевелит.

   Дует ветер нам в лицо,                  (покачивать руками вниз - вверх, не сгибая пальцы)

   Закачалось деревцо!

Упражнение №11. «Корни».

Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки в таком положении на счет до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками.

   Высокие, красивые деревья здесь растут, (показать руками «деревья»)

   А корни под землею для них водичку пьют. (показать руками «корни»).

Упражнение №12. «Птичка пьет водичку».

Пальцы сложить «щепотью» - это «клюв». Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать «клювом».

   Наклонилась, захватила,

   Подняла и проглотила.

Упражнение №13. «Птичка летит».

Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими.

   Птички полетели,         (помахать «крыльями»)

   Сели – посидели,          (прижать ладони к груди)

   Дальше полетели.

Упражнение №14. «Цветок».

Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.

   Солнце поднимается –

   Цветочек распускается!

   Солнышко садится –

   Цветочек спать ложится.

Упражнение №15. «Кошечка».

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3 -5 раз.

   Кулачок – ладошка.

   Я иду, как кошка.

Усложненный вариант. При выполнении руки располагаются на столе. Попеременная смена положений на счет «раз - два».

«Раз»: левая рука – кулачок, правая – ладошка.

«Два»: левая рука – ладошка, правая рука – кулачок.

Повторить несколько раз.

Упражнение №16. «Дом».

1.Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».

   Посмотри на дом с трубой.

   В нем мы будем жить с тобой.

2.Руки поднять над головой, пальцы соединить под углом.

   Вот стоит огромный дом,

   Дом ужасно важный.

   Сто окошек в доме том!

   Он многоэтажный.      (Н.Тегипко)

Упражнение №17. «Труба».

Руки сжать в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз, - получается длинная «труба».

   Дом стоит с большой трубой.

   В нем мы будем жить с тобой.

   Смотрит ввысь труба на крыше

   И дымит, как будто дышит.

Упражнение № 18. «Стул».

Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это «спинка» стула. К ней приставить кулачок правой руки – это «сиденье».

   Спинка и сиденье –

   Стул на удивленье!

   Мы на стульях посидим,

   Друг на друга поглядим!

Упражнение № 19. «Стол».

Левую руку сжать в кулак – это «ножка» стола. Сверху накрыть «ножку» выпрямленной ладонью правой руки – это «крышка» стола.

   Кулачок – это толстая ножка.

   Сверху крышка – наша ладошка.

   Маленький столик. Время идет…

   Вместе с ладошкой и стол подрастет.

Упражнение №20. «Ворота».

1.Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены.

   Ворота крепко мы запрем –

   Не сможет волк проникнуть в дом!   (Н.Тегипко)

2.Ворота открываются и закрываются.

Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены. Затем развернуть ладони параллельно друг другу, пальца направлены от себя. Вернуться в исходное положение.

   Ворота открыты всегда для друзей,

   Мы рады вам, гости! Входите скорей!   (Н.Тегипко)

Упражнение № 21. «Замок».

Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

   На двери висит замок.   (быстро соединять пальцы в замок и разъединять)

   Кто его открыть бы смог?

   -Потянули!   (пальцы – в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их).

   -Покрутили!   (подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе).

   -Постучали!   (пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга)

   И - открыли!  (расцепить пальцы).

Упражнение №22. «Зайчик».

1.Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Удерживать пальцы в таком положении на счет до 5 – 10. Упражнение выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.

   Кто там скачет на лужайке?

   Это длинноухий зайка!

2.Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы (вниз - вверх) на счет «раз - два».

   Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

   Раз – два, раз – два. И ушами шевелит!

Упражнение № 23. «Ножницы».

Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперед. Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми.

   Режу, режу, ткань верчу,

   Научиться шить хочу!

Упражнение № 24. «Вилка».

Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать пальцы в таком положении до счета 5 – 10.

   Вилкой мы едим сосиску,

   Макароны и редиску.

Упражнение №25. «Колечко».

Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Удерживать в таком положении до счета 5 – 10. Выполнять упражнение каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.

   На узорное крылечко

   Кто-то уронил колечко.

   И оно с крыльца скатилось,

   За ступеньку закатилось.

   Дети смотрят там и тут,

   Но колечко не найдут.

Упражнение № 26. «Очки».

Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам, имитируя очки.

   Вот колечки – посмотри!

   Превращаются в очки!

Упражнение № 27. «Коза».

Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный – прижать большим к ладони. Сначала упражнение выполнять каждой рукой по очереди.

    Вижу у козочки острые рожки.

   Я убегу от нее по дорожке.

Потом можно выполнять упражнение двумя руками, изображая козу и козла:

   Идет коза рогатая,

   Идет коза бодатая.

   Навстречу ей козел спешит.

   Дорогу уступить велит.

Упражнение № 28 «Мостик».

Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать к друг другу и удерживать в таком положении.

   Шла коза по мостику

   И виляла хвостиком,

   Зацепилась перила –

   Прямо в речку угодила.

Упражнение № 29. «Дружные пальчики».

1.Пальцы одной руки выпрямить, прижать друг к  другу и удерживать напряженные пальцы до счета 10. Выполнить сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно. После упражнения – встряхнуть кисти рук.

   Пальцы очень крепко дружат,

   Мне помощниками служат.

2.Это упражнение можно предварить небольшим рассказом о том, какое название имеет каждый палец: большой, указательный, средний, безымянный и мизинчик.

   Все пять пальцев вытянуты и разведены в стороны – пальчики «поссорились». Затем все пальцы прижать друг к другу – «помирились». Чередовать эти две позиции, сопровождая словами: «Поссорились – помирились!»

chyrsina-ozgdou44.edumsko.ru

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» — КиберПедия

 

Так капусту мы рубили Попеременные удары ребрами ладоней по столу. И вот так ее солили. Имитация посыпания солью из щепотки. Отжимали ручками Интенсивное сжимание-разжимание кулачков.

И сложили кучкою. Ладошки ребрами скользят по столу к центру. В банку затолкали, Попеременные удары кулачками по столу. Крышкой закрывали. Один удар по столу ладонями.

 

Складывание картинок из двух частей по теме «Овощи»

 

Логопед раздает детям разрезные картинки. Дети складывают картинки, затем называ-г изображенные на них овощи.

 

Итог занятия

З а н я т и е 3

 

 

Задачи:активизация словаря по теме;

развитие тактильного восприятия;

развитие слухового внимания и понимания небольших стихотворных текстов; развитие мелкой моторики.

 

Оборудование:муляжи овощей, мешочек, картинка «Зайчики в огороде», игрушки (мяч, зайка, бычок, лошадка, мишка).

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

На столе у логопеда лежат муляжи овощей, известных детям. Логопед складывает их в мешочек, дети припоминают названия овощей. Затем каждый ребенок вынимает из мешочка один овощ и называет его.

 

Закрепление обобщающего понятия «овощи»

 

Демонстрируется картинка «Зайчики в огороде». Логопед задает детям вопросы:

- Что растет у зайчиков в огороде? ( — Морковь, капуста.)

- Как назвать это одним словом? ( - Овощи.)

 

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

 

Он под кустиком сидит Пальчики одной руки вытянуты, напряжены («кустик»).

И ушами шевелит. Шевелить вытянутыми указательным и средним пальцами

Вот так, вот так другой руки, остальные пальцы прижаты к ладошке

Он ушами шевелит. большим пальцем.

 

Прослушивание стихов А. Барто из серии «Игрушки»

 

Вызванный ребенок выбирает из предложенных игрушек ту, о которой говорится в прочитанном логопедом стихотворении, и называет ее: Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка, Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок. И т.д.

 

Имитация движений по словесной инструкции

 

Логопед предлагает детям вспомнить и перечислить те игрушки, которые они выбирали, когда читались стихи. Далее дети по просьбе логопеда изображают, как неуклюже шагает косолапый мишка, как скачет и цокает лошадка, как прыгает зайчик, как идет, качаясь, бычок.

 

Итог занятия

ЗАНЯТИЕ 4

 

ЗАДАЧИ:уточнение произношения гласных звуков;

 

развитие ротового выдоха;

упражнение детей в понимании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

развитие мелкой и общей моторики.

 

Оборудование:два зайца-перчатки (разные по величине), парные картинки с изображением боль-It и

маленьких овощей, натуральные овощи (капуста, морковь), нож, терка, салатник, соль.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Упражнение «Потянем ниточки»

Подражая логопеду, дети тянут гласные звуки «А», « О », « И » или произносят их отрывисто. Во время длительного произнесения сложенные щепоткой пальчики правой руки «тянут длинную ниточку» ото рта вперед на уровне лица. Аналогично, но отрывистым движением «тянут короткую ниточку».

 

Дидактическая игра «Два зайца»

 

Логопед демонстрирует детям двух зайцев (зайцы-перчатки надеты на руки логопеда) и объясняет, что у большого зайца-папы большие овощи, а у маленького зайчика - маленькие. Далее логопед предлагает детям внимательно послушать:

- У зайца-папы огурец. У зайчика огурчик.

Покажите, у кого огурец?

Дети показывают жестом на большого зайца.

- А у кого огурчик?

Дети показывают на зайчика.

Затем логопед подходит к каждому ребенку и задает аналогичные вопросы на понимание значения и различение слов: помидор - помидорчик, репа - репка, лук - лучок, морковь -морковочка, картошка - картошечка.

 

Дидактическая игра «Угостим зайцев»

 

Логопед раздает детям по одной картинке с изображением большого или маленького овоща, просит каждого ребенка подойти к нему и отдать свой овощ или папе-зайцу, или зайчику. Логопед произносит название отданной картинки, а ребенок должен повторить за ним. Так несколько раз.

 

cyberpedia.su

Пальчиковая гимнастика для малышей — Руфут.ру

Этот пальчик-дедушка, Этот пальчик - бабушка. Этот пальчик- мамочка. Этот пальчик - папочка. Ну а этот пальчик - я, Вот и вся мой семья

Мы капусту рубим, рубим, Мы капусте режем, режем Мы капусту солим, солим, Мы капусту мнем, мнем, А морковку трем, трем.

Гуси песню распевали - гагага, гагага. Посидели, покливали Маму с Борей пощипали Но от них мы убежали.

Сожми кулак – раскрой ладошку. Теперь меняй их быстро, крошка! Опять – ладошка и кулак, Давай быстрее делать так!

Тянут, тянут внучку с дедкой Из земли большую репку Вот пришел бы пес Барбос И помог решить вопрос. Где же кот наш, Где же мышка? Собрались все вместе, Обхватили крепко, Вытянули репку. На каждую строчку «Вытягивая» пальчики за ногтевые фалани

Где ладошка? Тут? Тут! На ладошке пруд? Пруд! Палец большой, гусь молодой. Указательный поймал, Средний гуся ощипал, Безымянный печь топил, А мизинчик суп сварил.

1, 2, 3, 4, 5, Будем листья собирать. Листья березы, листья рябины, Листики тополя, листья осины. Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет принесем.

Мы играем на гармошке – ля – ля – ля. Громко хлопаем в ладошки – хлоп – хлоп. Головой слегка качаем – кач – кач – кач. Руки к верху поднимаем – тач – тач – тач. Мы в ладошки – хлоп – хлоп. Мы ногами – топ – топ. Вниз ладошки опускаем. Отдыхаем, отдыхаем.

Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой. Этот пальчик для того, Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине Этот пальчик безымянный Он избалованный самый. А мизинчик хоть и мал Очень ловок и удал!

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.

Наша елка велика, Наша елка высока, Выше мамы, выше папы, Достает до потолка. Будем весело плясать, Будем песни распевать, Чтобы елка захотела В гости к нам прийти опять!

Раз, два, три, четыре, пять. Мы пошли во двор гулять. Бабу снежную лепили. Птичек крошками кормили. С горки мы потом катались. А еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. (загибаем пальчики по одному)

Трата – та, трата – та, (хлопаем в ладоши) Рада снегу детвора, Трата – та, трата – та, Лепим мы снеговика, Мы на ком, поставим ком. Глазки подведем, Нос – морковку вставим, Шапочку найдем. Вот какой снеговичок, Белый, снежный толстячок.

Тесто круто замесили, Ух-тух, ух-тух. Сковородки раскалили, Ух-тух, ух-тух. Испечем оладушки, Лады, лады ладушки. Горячи оладушки!

Есть у нас игрушка: Это – погремушка, Это – толстый мишка, Это – чудо-книжка, Это – неваляшка, Это – кукла Машка! Раз, два, три, четыре, пять, Будем снова проверять!

Мальчик – пальчик, где ты был? Долго по лесу бродил. Встретил я медведя, волка, зайку, ёжика в иголках, встретил белочку, лисичку, встретил лося и синичку, Всем подарки подарил, всяк меня благодарил.

Это птичка- соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка - злой орлан. Птички, птички по домам.

Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка, тут живот. Это ручки - хлоп-хлоп. Это ножки-топ-топ. Ой, устали вытрем лоб.

Пальчик – мальчик, где ты был? С этим братцем - в лес ходил. С этим братцем - щи варил. С этим братцем – кашу ел. С этим братцем – песни пел.

Этот пальчик хочет спасть, Этот пальчик лег в кровать. Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора!

1,2,3,4,5 Мы друзей идем искать. Этот мальчик под кроватью, Этот мальчик под диваном, Этот мальчик под столом, Этот мальчик за углом. Этот мальчик стал у стенки, У него дрожат коленки.

Можешь пальцы сосчитать: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. 10 пальцев – пара рук. Вот твое богатство, друг!

Я сидел, что было сил Пальчиками шевелил, А когда совсем устал, «хватит» - строго я сказал. Не хотят они уняться, Все быстрее шевелятся, Мы тогда поступим так: Мы прогоним шевеляк.

Палец толстый и большой В сад за сливами пошел, Указательный с порога Показал ему дорогу. Средний палец-самый меткий Он сбивает сливы с ветки. Безымянный подает, А мизинчик-господинчик В землю косточки кладет.

Дай ладошечку, моя крошечка. Я поглажу тебя по ладошечке. На ладошечку, моя крошечка, И погладь ты меня по ладошечке.

Шла купаться черепаха И кусала всех от страха Кусь-кусь-кусь-кусь. Никого я не боюсь! Шагают ладошками по столу.

Щипают ручки маме. Стучат кулачками по груди.

Ивану-большому — дрова рубить, Ваське-указке — воду носить, Мишке-среднему — печку топить, Гришке-сиротке — кашу варить, А крошке Тимошке — песенки петь, Песни петь и плясать, Родных братьев потешать.

Этот пальчик - маленький, Этот пальчик - слабенький, Этот пальчик - длинненький, Этот пальчик - сильненький, Этот пальчик - толстячок, Ну а вместе кулачок!

С ветки ягодки снимаю И в лукошко собираю. Будет полное лукошко. Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть. Легким будет к дому путь!

Этот пальчик большой - Это папа дорогой. Рядом с папой - наша мама. Рядом с мамой - брат старшой. Вслед за ним сестренка - Милая девчонка. И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш.

Паучок, паучок, Аню хвать за бочок. Лягушка, лягушка, Аню хвать за ушко. Олени, олени, Аню хвать за колени. Песик, песик, Аню хвать за носик. Бегемот, бегемот, Аню хвать за живот. Оса, оса, Аню хвать за волоса. Кузнечики, кузнечики, Аню хвать за плечики.

Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки – Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущипнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай!

Солнышко встало, здравствуй сказало. Эй! Братец, Федя, разбуди соседей! Вставай Большак! Вставай Указака! Вставай Середка! Всавай Сиротка! И крошка-Митрошка! Здравствуй, ладошка!

Поехали, поехали С орехами, с орехами, Поскакали, поскакали С калачами, с калачами! Вприпрыжку, вприприскочку По кочкам, по кочкам — Бултых в ямку!

У Алёнки в гостях Два цыпленка в лаптях, Петушок в сапожках, курица в серёжках Селезень в кафтане, Утка в сарафане. А корова в юбке, В тёплом полушубке.

Вот большой, смешной толстяк, Любит хвастать просто так. Как дела? — спроси его. Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

Тесто pучками помнем (сжимаем- pазжимаем пальчики) Сладкий тоpтик испечем (как будто мнем тесто) Сеpединку смажем джемом (кpуговые движения ладошками) А веpхушку сладким кpемом (по плоскости стола) И кокосовою кpошкой Мы пpисыплем тоpт немножко...(«сыплем кpошку» пальчиками обеих pук) А потом заваpим чай, В гости дpуга пpиглашай.

Маленький мизинчик — плачет, плачет, плачет, Безымянный не поймет, что все это значит, Средний пальчик — очень важный, не желает слушать, Указательный спросил: «Может хочешь кушать?» А большой бежит на кухню, тащит каши ложку, говорит: «Не надо плакать, на, поешь немножко!»

Рыбка плавает в водице (Сложенные вместе ладони дети изображают, как плывет рыбка) Рыбке весело играть Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком) Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони) Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла (Делают хватательное движение) Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла (Снова плывут)

Сколько знаю я дождей? Сосчитайте поскорей. Дождик с ветром, Дождь грибной, Дождик с радугой-дугой, Дождик с солнцем, Дождик с градом, Дождик с рыжим листопадом. 

rufut.ru

Пальчиковая гимнастика - Начальные классы

Засолка капусты

Мы капусту рубим. (Ребром ладони показывается, как рубят капусту).

Мы капусту трем. (Кулак правой руки трет о ладонь левой руки).

Мы капусту солим. (Пальцами имитируется посыпание солью).

Мы капусту жмем. (Пальцы обеих рук интенсивно сжимаются в кулаки).

Пальчиковая гимнастика на тему «Овощи»

1. С базара однажды хозяйка пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу)

С базара хозяйка домой принесла: (по-очереди загибаем на руках пальцы)

Капусту,

Картошку,

Морковку

Свеклу,

Петрушку и горох.

Ох!.. (хлопок в ладоши)

2. Овощи спор завели на столе (пальцы на обеих руках сжимаем в кулаки и потом разжимаем)

Кто лучше, нужней и вкусней на земле: (загибаем пальцы на руках по-очереди)

Капуста?

Картошка?

Морковка?

Свекла?

Петрушка или горох?

Ох!..(хлопок в ладоши)

3. Тем временем ножик хозяйка взяла (ладонь раскрываем, другую ладонь ставим ребром и делаем режущие движения)

И этим ножом крошить начала: (загибаем пальцы на руках по-очереди)

Капусту,

Картошку,

Морковку,

Свеклу,

Петрушку и горох.

Ох!..(хлопок в ладоши)

4. Крышкой накрытые в душном горшке (раскрываем ладонь и накрываем другую руку, которая в это время сжата в кулак)

В крутом кипятке кипели, кипели: (по-очереди загибаем пальцы на руках)

Капуста,

Картошка,

Морковка,

Свекла,

Петрушка и горох.

Ох!...(хлопаем в ладоши)

Супчик овощной оказался неплох! (гладим себя по животу ладошкой)

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять, (ударить пальцами обеих рук по коленям. С мизинца - левой рукой, с большого пальца — правой рукой)

Дождик вышел погулять. (беспорядочные удары)

По привычке шел неспешно, (указательным и средним пальцами шагаем вперед)

Ведь спешить ему куда?

На табличке вдруг читает: (ударяем то кулачками, то ладонями)

"Не ходите по газону!"

Дождь тихонечко вздохнул: "Ох!» (часто и ритмично хлопаем в ладоши)

И ушел. Засох газон. (ритмично хлопаем по коленям)

  Дом

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

0Кораблик

По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик") Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль") На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца) У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам) У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны) И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки") В конце этой игры можно спросить у ребёнка: -Что за моряки были на кораблике? Ответ: мышки

     Лодочка

Две ладошки прижму, И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы) Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт") Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы) Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой") А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

       Мышка

Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками) В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко) На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

       Апельсин

(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин. (Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один! (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа, (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят, (Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят, (Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра, (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку - кожура. (Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас - беда! (Складываем руки домиком) В домик прячемся - сюда!

       Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить) Надуваем быстро шарик. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут) Он становится большой. (Соприкасаем ладошки друг с другом полностью) Вдруг шар лопнул, воздух вышел - (Смыкаем вместе пальчики) Стал он тонкий и худой!

       Летела сова

(Машем руками) Летела сова, Весёлая голова. Летела-летела, (Кладём руки на голову) На головку села. Села, посидела, Головой повертела (Снова машем руками) И опять полетела.

       Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо) Поросенок Пятачок Отлежал себе бочок! (Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся) Встал на ножки, Потянулся! (Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой) А потом присел, Нагнулся! (Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте) И немножко поскакал, И на месте пошагал. (Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево) А потом опять прилёг, - Но уже на левый бок!

       Белка

(В самом начале кулачек сжат) Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: (Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому…

      Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого) Этот пальчик большой - Это папа дорогой. Рядом с папой - наша мама. Рядом с мамой - брат старшой. Вслед за ним сестренка - Милая девчонка. И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш.

       Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному) Раз, два, три, четыре, пять ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками) Мы во двор пришли гулять. ("Лепим" комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Съели суп и спать легли.

        Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.) Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.) Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.) Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.) Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.) Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.) А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.

        Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх) Берёза моя, берёзонька. (То же, но левой рукой) Берёза моя кудрявая. (подъём рук вверх, вдох) Стоишь ты, берёзонька, (Опустить руки, выдох) Посредь долинушки, (подъём рук, вдох) На тебе, берёзонька, (Опустить руки, выдох) Листья зелёные, (Подъём рук, вдох) Под тобой, берёзонька, (Опустить руки, выдох) Трава шёлковая, (Подъём рук, вдох) Вокруг тебя, берёзонька, (Опустить руки, длительный выдох) Девицы красные Венки вьют, плетут…

        Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.) Пять маленьких рыбок играли в реке, (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.) Лежало большое бревно на песке, (Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.) И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!" (Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).) Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко." (Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.) А третья сказала: "Мне хочется спать!" (Быстро качаем ладонями – дрожь.) Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.) А пятая крикнула: "Здесь крокодил! (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.) Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

       Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.) Шла кукушка мимо рынка, (Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.) У неё была корзинка, (Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.) А корзинка на пол - бух! (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.) Полетело десять (девять, восемь) мух!

        Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".) Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Заглядываем в "улей".) Надо в дом постучать, (Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.) Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, Где же, Где же эти пчёлки? (Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.) Стали вдруг вылетать: (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.) Раз два, три, четыре, пять!

        На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы. (Ночь, в избе все спят. Раздается стук.) Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.) Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.) Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.) Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.) Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.) Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.) Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.) Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.) Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.) Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.) Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.) Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.) Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения.) Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.) (Руки вытягиваются вперед.)

       Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.) Две огромные медузы Прилепились пузом к пузу. (После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.) Выгнем щупальца сильнее- Вот как гнуться мы умеем!

      Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.) Мыли мылом ручки. Мыли мылом ножки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Наварили кашки Помешали ложкой. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!

Строили ладошки Домик для матрешки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке Накрошили крошек. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки Танцевали ножки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки Отдохнуть немножко. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!

 

multiurok.ru


Смотрите также