Образовательная кинезиология в практике улучшения состояний. Кинезиология умная гимнастика


Гимнастика мозга (образовательная кинезиология) | Виктория Штельмах

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев (В. Сухомлинский)

Рука является вышедшим наружу головным мозгом. (И.Кант)

Данная методика разработана психологом Полом Дэннисоном еще в 60-х годах. Пол Дэннисон не просто психолог, а педагог по образованию. Отсюда и методика «Гимнастика мозга». Он очень много практиковал с детками, которым в обычных школах ставили диагноз «слабоумие».  И практиковал успешно, доказав что любого ребенка можно «включить». Да, кто-то включится на полную мощь, а кто-то только учится осваивать физические движения и задействовать два полушария мозга. Но! Никто не остается на месте. При всей своей простоте методика дает удивительные результаты.

Дети познают окружающий мир через личные ощущения и движения. Впрочем, и взрослые новые знания получают через органы восприятия. Мыслеформы, тело и чувства тесно связаны между собой. Всё движется эмоциями – работа мозга,  внимание, фокусировка, память, восприятие, усердие, собранность и прочее. Поэтому и  процесс обучения школьников подвластен эмоциям и движется по спирали.

Кинезиология, это наука, которая помогает восстановить баланс ребенку, т.е. равновесие между мышлением, телом и эмоциями, где каждая часть вносит свой вклад в развитие. В условиях дисбаланса (стресса) приток крови к коре головного мозга либо блокируется, либо ухудшается, что приводит к плохой взаимосвязи между собой двух полушарий и к  непроизвольному отключению некоторых органов чувств. В результате ребенку тяжело думать и действовать одновременно.

Для восстановления равновесия «мозг – тело» нужно разблокировать доступ к двум полушариям, высвободить застоявшуюся энергию, чтобы привести к восстановлению каналов взаимосвязи. Кинезиология –  это учение о развитии умственных способностей и  улучшению всего здоровья через физические  упражнения. Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движениях.

На основе «Прикладной кинезиологии», была сформулирована  «Образовательная кинезиология» и составлены упражнения  «Гимнастики мозга». Эти упражнения  помогают снизить стрессовый прессинг и улучшить процесс обучения. Образовательная кинезиология - современное направление психотерапии, при котором проводится энергетическая коррекция, используя движения и дыхание, с помощью которой устраняются проблемы в обучении и психоэмоциональном развитии школьников.

С помощью физических нагрузок в кинезиологии можно решить ряд проблем в школе, улучшить сообразительность, память и внимание, навыки письма, счета и чтения, раскрыть творческие способности и внутренний потенциал.

Гимнастика мозга – это уникальный метод, при котором развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Нас раньше учили нужно вначале подумать, а потом сделать. Так вот, можно иначе, если речь идет о методах в кинезиологии. Начните вначале работать руками, ногами и телом, как умные мысли сами начнут посещать голову. Многочисленные исследования в этой области доказали стопроцентную правоту этих слов. Как следствие - кинезиология прочно внедряется в педагогическую практику.

Суть упражнений состоит в том, что они позволяют создавать новые нейронные связи и улучшают совместную работу двух полушарий головного мозга. А что происходит, когда левое полушарие работает в полную силу с правым и наоборот? Правильно – крепнет интеллект и расширяется разум.

Правое полушарие отвечает за гуманитарные науки, образное мышление, творческий подход,  координацию движений и пространственное восприятие.

Левое полушарие отвечает за математический и аналитический склад ума, речь, за восприятие слуховой информации, постановку целей и проработку четких программ.

Баланс – это работа сразу двух полушарий тесно связанных между собой системой нервных волокон, которое называют мозолистым телом. Именно оно является связующим звеном по обмену информации между полушариями. Если нарушается проводимость энергии через мозолистое тело, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. В результате ребенок может либо не думая делать, либо размышляя и не делать. Обычно блокируется именно левое полушарие и ребенок не способен мыслить, повышать эрудицию, быстро соображать, у него не срабатывает смекалка и конструкторская мысль.

Цель упражнений «Гимнастика мозга»:

·  Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей;

·  Развитие мелкой моторики, способностей, памяти и внимания;

·  Развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;

·  Устранение дислексии, стресса, апатии;

·  Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста.

Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:

  1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог (лучше, если это будет опытный кинезиолог) должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям. 
  2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.
  3.  Заниматься ежедневно.
  4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.
  5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.
  6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
  7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

Лучше, пусть ваш ребенок на 5-10 минут меньше посидит над выполнением задания, но выполнит эти движений. Поверьте, в будущем это принесет отличные плоды, и скоро ваше чадо будет тратить в два раза меньше времени на выполнение «домашки».

Итак, разберем несколько упражнений в системе «Гимнастика мозга».

Упражнение № 1. «Думательная шляпа»

Упражнение «включает» кратковременную память и активизирует работу мозга. Его очень полезно выполнить перед выходом к доске или сдачей экзамена.

Выполнение

Ребенок должен ухватиться за свои ушки таким образом, чтобы его большой палец оказался с тыльной стороны, а все остальные - спереди. Пусть помассируйте ушки сверху вниз, а затем чуть развернет их к затылку.

Упражнение № 2. «Кнопки мозга»

Родители точно помнят, что у Электроника была кнопка, вернее так казалось злому Ури. А ведь была! Надо просто нажать на неё и вспомнить ответ на вопрос. Включиться, одним словом. А находится она под ключицами, слева и справа от грудной клетки, между первым и вторым ребром.

Выполнение

Ребенок должен просто помассировать эту область с одной стороны большим, а с другой — средним и указательным пальцем. Или же просто погладить всю область ладонью.

Упражнение № 3. Восьмерки и узоры

Знак восьмерки, это бесконечность, взаимосвязь и цикличность. Поэтому упражнение помогает развить творческий потенциал, заглянуть вглубь себя и открыть уникальные способности.

Выполнение

Ребенок должен рисовать пальцем в воздухе знак бесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача усложняется – нужно нарисовать восьмерки сразу обеими ручками. Кстати восьмерки можно заменить кругами, спиралями или любыми узоры.

Упражнение № 4. Позитивные точки

Данное упражнение помогает ребенку сосредоточиться, сконцентрироваться, вспомнить нужный ответ, ослабить эмоциональную нагрузку и найти выход из запутанной ситуации.

Выполнение

Ребенок ставит средний и указательный палец двух рук на точки, которые находятся между бровями и волосами, т.е. посередине лба. Пальцы нужно держать до тех пор пока, ребенок по почувствует тепло.

Упражнение № 5. Перекрестные шаги

Это основа походки, танцевальных «па» и маршировки. Перекрестные шаги помогают связать левое и правое полушария, что помогает активизироваться речевым и языковым центрам.

Выполнение.

Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.

Упражнение № 6. «Крюки Кука»

Упражнение снимает напряжение, убирает «хватку стресса» и помогает прийти к логическому мышлению и привести мысли в порядок.

Выполнение

Ребенок садится и укладывает правую стопу на левое колено. Затем правую руку на пятку, а левой рукой обхватывает правый голеностоп. Нужно посидеть пару минут, затем опустить ножку на пол и раздвинуть стопы. Далее следует разомкнуть ручки и  соединить кончики пальцев обеих рук друг с другом, по принципу «домика». И еще посидеть пару минут. Затем поменять локти и колени.

Упражнение № 7. «Крюк Деннисона»

Если ребенок не уверен в себе, застенчив, боится собственного голоса и взгляда класса, то это упражнение поможет ему раскрепоститься и поверить в себя.

Упражнение помогает выйти из стресса, успокоиться, расслабиться и блистательно ответить возле доски или прочесть выученный стих. Для гиперактивных детей, это поможет сгруппироваться и унять свои эмоции.

Выполнение

Ребенок встает и скрещивает ножки. Затем скрещивает ручки и вытягивает их вперед таким образом, чтобы две ладошки переплелись и вышел «замочек». Сгибает локти (вывернув  кисти вовнутрь так чтобы они «смотрели» вниз) и прижмает их к груди. Глазки поднимает вверх и «цепляется» за недвижимую мишень, оставляя подбородок опущенным.

Упражнение № 8. Растяжение

Упражнение улучшает память, помогает сконцентрироваться и развивает усидчивость.

Выполнение. 

Ребенок опирается на спинку стула и делает выпад вперед, при этом согнув в колене правую ногу, тогда как левая  - остается прямой. Затем нужно встать. После чего надо поменять ножку  и повторить упражнение.

Хотите, чтобы ваши детки стали вундеркиндами? Даже если нет, то научить их быстро воспринимать информацию, обрабатывать её и выдавать в нужное время – очень полезный навык для детей. А раскрытие потенциала, творческой жилки и лидерских качеств – безусловно, поможет вашему ребенку в будущем.

Будьте счастливы!

Виктория Штельмах

www.kinesiovita.com

8 упражнений для отличника — Miraman.ru

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», — говорил легендарный педагог-новатор Василий Сухомлинский. Это очевидная и общепринятая истина — дети познают мир через ощущения и движение!

Методы, которые применяют кинезиологи, помогают детям с помощью движения решить проблемы в школе, улучшить память и внимание, навыки письма и чтения, развить внутренний потенциал и творческие способности.

Детская кинезиология — современное направление телесно ориентированной психотерапии, которое использует двигательные, дыхательные и энергетические упражнения для коррекции проблем в обучении и психоэмоциональном развитии детей и подростков.

Благодаря предложенному комплексу упражнений, который разработал американский психолог Пол Дэннисон, можно легко, быстро, играючи скорректировать психоэмоциональное состояние ребенка, избавив его от стресса, робости или гиперактивности. Хотите помочь своему чаду? Тогда вперед! Выполняйте эти упражнения вместе с ним каждый день.

Александр Кирьянов, кинезиолог:— Гимнастика мозга — уникальный метод, потому что речь идет об обучении, а также развитии ребенка через движение. Это может показаться неожиданным, но развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Многочисленные исследования неопровержимо доказывают это. Именно поэтому кинезиология все активнее внедряется в педагогическую практику. Но мне кажется, намного важнее осознать развивающий потенциал кинезиологии родителям.

Упражнение № 1. Перекрестные шаги

8 упражнений для отличника8 упражнений для отличника

Правая рука — левая нога, а потом левая рука — правая нога — это основа нашей походки. Танцевальные па, основанные на перекрестных движениях, подтягивание локтей к коленям помогают связать левое и правое полушария, активизируют речевые и языковые центры.

Как делать: Подтяните правое колено к левому локтю и наоборот. Затем согните правую ногу, как это делается при беге с захлестыванием голени, коснитесь лодыжки левой рукой. Повторите это же упражнение для левой ноги и правой руки.

Упражнение № 2. Растяжение

8 упражнений для отличника8 упражнений для отличника

Упражнение улучшает память, способствует концентрации внимания, развивает усидчивость. Пусть лучше ребенок на пять минут меньше посидит над домашним заданием, но выполнит пару таких движений. Поверьте, в будущем это поможет ему использовать свое время куда продуктивнее!

Как делать: Опираясь на спинку стула, сделайте выпад вперед, согнув в колене правую ногу. Левая при этом остается прямой. Встаньте. Повторите упражнение для левой ноги.

Упражнение № 3. «Крюк Деннисона»

8 упражнений для отличника8 упражнений для отличника

У вашего ребенка есть проблемы в общении со сверстниками? Страшно отвечать у доски, поднимать руку, даже если он знает материал? Помогите чаду поверить в себя! Упражнение помогает отойти от стресса, расслабиться и успокоиться. Для гиперактивных, беспокойных детей это просто находка.

Как делать: Встаньте, скрестив ноги. Скрестите руки, вытяните их перед собой таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок. Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди, чтобы локти оказались направленными вниз. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен. Уже через несколько минут выполнения этого упражнения вы почувствуете спокойствие и прилив сил.

Упражнение № 4. Позитивные точки

8 упражнений для отличника

Упражнение помогает сосредоточиться, вспомнить нужный ответ на экзамене, ослабить эмоциональное напряжение и найти выход из сложной ситуации.

Как делать: Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся посередине лба, между линиями бровей и волос. Почувствуйте тепло.

Упражнение № 5. «Думательный колпак»

8 упражнений для отличника

Упражнение помогает активизировать кратковременную память, стимулировать работу мозга и мышц. Способствует концентрации внимания, придает чувство уверенности в себе. Очень полезно делать это упражнение перед выходом к доске.

Как делать: Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы — спереди. Помассируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.

Упражнение № 6. «Крюки Кука»

8 упражнений для отличника8 упражнений для отличника

Упражнение снимает напряжение, помогает привести мысли в порядок.

Как делать: Сядьте удобно, положите правую стопу на левое колено. Положите правую руку на пятку, а левой рукой обхватите правую ногу в области голеностопа. Посидите так несколько минут, затем опустите ногу на пол и раздвиньте стопы. Разомкните руки, соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Посидите так еще несколько минут.

Упражнение № 7. Восьмерки и узоры

8 упражнений для отличника

Упражнение помогает развить творческие способности, связать левое и правое полушария.

Как делать: Рисуйте пальцем в воздухе горизонтальную восьмерку (знак бесконечности) и следите взглядом за своими движениями. Попробуйте делать симметричные движения двумя руками — например, чертите в воздухе круги, спирали, произвольные узоры.

Упражнение № 8. «Кнопки мозга»

8 упражнений для отличника

Нажми на кнопку — и вспомни урок! Оказывается, есть упражнение, выполнив которое ребенок сможет лучше понять новый материал и без труда рассказать все, чему его учили на прошлом уроке. А еще — расширить угол зрения, увеличить приток крови к мозгу, снизить напряжение.

Как делать: Под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребрами, находятся так называемые кнопки мозга. Их нужно помассировать с одной стороны большим, а с другой — средним и указательным пальцами или гладить эту область всей ладонью.

Из истории вопроса 

Гимнастика мозга — коррекционно-развивающий метод, предложенный Полом Дэннисоном в 60-х годах прошлого столетия.

Пол Дэннисон, будучи педагогом по образованию, успешно применил свои знания в области кинезиологии в отношении детей, диагностированных как «неспособные к обучению».

Дальнейшие исследования привели его к разработке системы по улучшению обучения чтению, письму, математике, запоминанию и пр. Так появилась известная в мире программа обучения под названием «Гимнастика мозга».

Гимнастика мозга представляет собой систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. При всей своей простоте она дает удивительные результаты.

Текст: Наталья Тюменцева

Фото: Игорь Мазутский

miraman.ru

Кинезиологическая коррекция за 5 минут: 3 простых упражнения для

Экология здоровья: Кинезиология – это метод, который выявляет и устраняет психоэмоциональную причину практически любого психосоматического заболевания. Быстро избавляет организм от стресса, может быть как методом лечения, так и профилактики. И при появлении стресса или стрессовой ситуации сам человек может быстро снять его на начальном этапе с помощью простых упражнений.

Общеизвестная фраза: все болезни от нервов давным – давно никого не удивляет, мы привыкли к стрессу, практически сроднились с ним, и невдомек нам, что жизнь в стрессе - это постоянное хождение по лезвию бритвы, начало большинства заболеваний, которых можно было бы избежать, если бы каждый из нас, мог на минутку остановиться и задуматься, как помочь себе справиться с проблемами прямо сейчас. А выход есть, и он очень простой.

Кинезиология – это метод, который выявляет и устраняет психоэмоциональную причину практически любого психосоматического заболевания. Быстро избавляет организм от стресса, может быть как методом лечения, так и профилактики. И при появлении стресса или стрессовой ситуации сам человек может быстро снять его на начальном этапе с помощью простых упражнений.

Стресс в жизни человека и его проекции не только на душу, но и на тело

Стресс, полученный однажды остается в нашей памяти, если ситуация имеет место постоянно и повторяется, то переживание из душевного переходит в тело и начинает вызывать нарушения в работе организма – болезни.

Ну, например, с детства на нас кричат, вначале родители дома, потом учителя в школе, потом начальник на работе. Да не просто кричат, а еще и рассказывают нам, какие мы нехорошие, глупые и вредные. Это вначале начинает накапливаться в нашей памяти, мы внутренне сжимаемся. 

Замечали, да, голова уходит в плечи, мы становимся ниже ростом и пытаемся, как бы спрятаться. Мы напряжены: все – стресс вошел в наши мышцы из нашей головы. Как только он превышает допустимые нормы в мышцах – он начинает провоцировать ту или иную болезнь, в зависимости от того, в каких мышцах находится. 

Это довольно примитивное, неврачебное объяснение, но оно наиболее доступно для понимания нам, обычным людям. Конкретный пример. Девочка постоянно подвергается критике и обидам со стороны других людей, она маленькая, и стресс, как ей кажется, пройдет, когда она подрастет. А что нужно делать, чтобы быстрее вырасти? – Правильно, много есть! И она начинает заедать стресс! Отсюда во взрослом возрасте накапливается лишний вес, и куча сопутствующих ему заболеваний: гипертония, диабет, гормональный дисбаланс. А убери мы этот стресс в самом начале – никаких болезней бы и не было. И вес был бы в норме. Конечно, когда ситуация зашла уже далеко, сами мы не справимся, необходимо обратиться к врачу психотерапевту – кинезиологу.

НО! Если вы чувствуете, что стресс только подкрадывается к вам, есть достаточно простые упражнения, чтобы сразу избавить себя от этих неприятностей САМОМУ!

А теперь давайте разберем классификацию страхов и их проекцию на тело человека. Это очень важно.

Страхи, их проекция на тело и  классификация: три основных вида (страхи, связанные с душевной болью, страх боли, страх самих страхов).

Существуют три основных вида страха:

Первое – страхи, связанные с душевной болью. Ну, кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда нам кажется, что мы здоровы, а душа болит и болит, ноет и ноет. Нас обидели, оскорбили, предал любимый человек.

Вот следующий список страхов душевной боли: перед родителями, знакомыми, коллективом, потерей авторитета (чувство горя и вины, неоправдания надежд). Страхи непредсказуемости жизни, одиночества, отношений с противоположным полом, недоверия другим и т. д. Они очень выматывают, порой человек просто живет « по накатанной», не совсем понимая, что он делает в данный момент. Страх настолько сковывает, что он становится «биороботом», не способным адекватно оценить свою жизненную ситуацию.

Второе - страхи боли. Ну, это в первую очередь страх от разных болезней, которые могут нас настигнуть, потенциальных операций, со  всеми, вытекающими отсюда последствиями, и заражения опасными инфекциями, от которых, например, написано в интернете, умерло 2 человека в центральной Африке, но наш у себя это тоже  почти нашел!

Третье – страх самих страхов. Страшно находиться в лифте или летать на самолете, плыть на пароходе, еще более страшно встретиться с инопланетянами или покойниками, и т. д. Эти страхи есть у людей, но большинство из них не хочет говорить об этом ни с кем. Им очень стыдно признаться в таких страхах даже самим себе. Но жить они мешают! Человек, например, садясь в самолет, напивается или просто покрывается холодным потом, и страх сковывает его по рукам и ногам. Такое, кстати, происходит и с теми, кто испытывает вторую категорию страхов при посещении стоматолога, например.

Не стоит беспокоиться, вы можете сами  помочь себе справиться с этим, быстро и эффективно сделав несколько несложных упражнений.

 

Это называется - Кинезеологическая самостоятельная коррекция в домашних условиях за 5 минут.

Как только вы почувствовали, что вас охватывает страх, паника или вы испугались, нужно сразу:

Первое упражнение

Сделать 12 глубоких вдохов через  нос и выдохов через рот. По возможности, лучше сделать это сидя, может вначале немного закружиться голова.

Потом сделать себе самому позу ФОП (фронтально – опциптальная коррекция), но для простоты назовем ее лобно- затылочная. Вам необходимо обхватить свою голову руками самому так, чтобы одна ваша рука лежала у вас на лбу, а другая на затылке. Держите руки до тех пор, пока не сделаете глубокий вдох и пока тело не выпрямится, а голова не отклонится немного назад.

Еще один знак, что коррекция прошла успешно – равномерное синхронное биение в двух точках на лбу и в двух на затылке.

Все утверждают, что после того, как вы подержали СВОЮ ГОЛОВУ В СВОИХ РУКАХ, вы успокаиваетесь, страх полностью уходит, и вы начинаете адекватно оценивать проблему. 

 

Следующую позу, можно выполнять дома для профилактики, если вы знаете, что предстоит решить сложную и «страшную» для вас проблему, или вы уже столкнулись с нею. Она называется ПОЗА КУКА.

Изобрел ее доктор Кук, и эффект от ее исполнения длительный, при 5-минутном временном исполнении позы он действует более суток. Итак:

1. Сядьте на стул и наложите правую руку поверх левой.

2. Положите правый голеностоп на колено.

3. Ваши руки сами займут правильное естественное положение на правой ноге. Левая рука, которая была под правой, кистью ложится на подъем правой ноги.

4. Правая кисть подходит со стороны стопы, охватывая ее так, чтобы пальцы правой руки обхватили пальцы правой ноги.

5. Держим, как и в первой позе, до пульсации в руках.

6. Поменяйте руку и ногу и повторите упражнение в зеркальном варианте.

7. В конце соедините пальцы рук домиком и держите до появления пульсации на пальцах обеих рук. При выполнении упражнения глубоко вдыхайте через нос и выдыхайте через рот.

 

Третье упражнение – поза Марширующий солдат.

1. Встаньте прямо и найдите точку на уровне глаз, дышите, как в предыдущих упражнениях.

2. Определите для себя, сколько раз вы будете выполнять данное упражнение, и начинайте дышать и считать про себя. 

3. Поочередно поднимайте колени, касаясь их противоположным локтем, как солдаты при маршировке, только более усиленно. Левый локоть касается правого колена, правый – левого, туловище наклоняется по диагонали.

 

Это Вам будет интересно:

О чем говорит хроническая головная боль в определенной части головы

О чем говорит потливость во время сна

 

Три этих простых упражнения обязательно помогут вам снять стресс и напряжение. Ну, а если проблемы вы запустили и сами осознаете это, то, как и при любом другом заболевании, не стоит заниматься самолечением, лучше обратиться к врачу. 

И помните, мы сами, своими привычными ожиданиями, формируем счастливые или несчастные события, которые с нами происходят. Каждый человек может стать здоровым, спокойным и  успешным, и сделать раз и навсегда свой выбор БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ! Счастье – внутри нас!опубликовано econet.ru

 

Автор: Наталья Шароха

 

econet.ru

Образовательная кинезиология в практике улучшения состояний

В наше время очень популярны темы увеличения эффективности, достигаторства, КПД при той или иной деятельности. Выше, больше, сильнее – наш мир заточен на успех, и, если есть желание чего-то достичь, надо приложить усилия. В том числе (и в первую очередь) поработать головой.

 

 

Хочу рассказать вам об опыте работы с кинезиологией. По роду своей деятельности (организационный психолог) функциональными состояниями людей в работе я занимаюсь более 10 лет и все время ищу интересные и эффективные инструменты: как можно в сжатые сроки, легко и просто улучшить, изменить состояние человека, подготовить его к достижению цели, снять излишнее напряжение, расслабить и пр. С 2012 года я знакома с кинезиологическими балансами как клиент. Почувствовала на себе эффективность и действенность этого способа повышения своей производительности.

 

На самом деле, в рамках кинезиологии существуют различные течения и направления, не все они одинаково полезны.

С 2015 года я прошла ряд курсов:

— Интегративная кинезиология Ольги Троицкой,

— Кинезиология развития (в том числе интеграция первичных рефлексов)

— Оптимальная организация мозга

— Круги зрения (гимнастика зрения)

— Целебное прикосновение (Touch For Health по программе Международного Колледжа Кинезиологии (International Kinesiology College, IKC)

— AMSTAR (Amazingly Simple Trauma Release) – техника работы с травмой и постравматическим стрессом

— Семь измерений интеллекта

— Brain Gym (или так называемая «гимнастика мозга») – я являюсь международным сертифицированным инструктором по с правом выдачи сертификата международного образца.

 

В своей практической работе я комбинирую упражнения из этих курсов, понимая какой запрос у клиента, с чем будем работать, ориентируясь, в первую очередь, на основы психологического консультирования и глубокое понимание функциональных состояний человека.

 

В чем же суть образовательной кинезиологии?

Научные исследования в области психологии и нейрофизиологии обнаружили, что определенные физические движения влияют на состояние мозга и его отдельных структур. Таким образом, зная, как и что делать, мы можем сами осознанно улучшать работу мозга, а, следовательно, и достигать лучших результатов.

Это не медицина, не стоит путать гимнастику для мозга с лечебными процедурами. Ее цель – улучшение деятельности мозга для обучения и развития. Сферы применения широки: обучение детей и взрослых, бизнес, спорт, межличностные отношения и т.д.

Эти простые и эффективные упражнения помогают тренировать осознанность, отслеживать свои состояния, эмоции, помогая нам проживать «здесь и сейчас». Для выполнения упражнений не требуется специальная подготовка, одежда и условия, легко делать дома, в дороге, на природе, в офисе.

 

В образовательной кинезиологии есть понятие интегрированного человека, и вам это состояние хорошо знакомо: когда все получается, информация усваивается легко, эмоциональный фон ровный, движения легкие и изящные.

Эта интеграция достигается за счет налаженных связей между мыслями, эмоциями и телом, когда все согласовано мы чувствуем себя энергично, полными сил. И наоборот, вы замечали, как быстро вы теряете энергию и чувствуете себя плохо, если только что поссорились с кем-то (испытываете эмоции грусти, обиды) и, как бы вы ни старались мыслить позитивно в этот момент, как бы вы ни хотели искусственно заставить себя думать хорошо, вы будете тратить на это силы, однако высокой эффективности таким путем не заполучить.

То же самое с телом: где-то что-то болит, зажато, дискомфортно, как бы вы ни пытались поднять себе настроение вкусной едой или думать о хорошем, вы не достигнете хорошего самочувствия и высокой эффективности. Вам так или иначе придется обратить свое внимание на тело.

Так вот, в образовательной кинезиологии есть простой комплекс упражнений, который приводит вас в состояние «здесь и сейчас», убирая излишний стресс предыдущего дня, снимая излишнее напряжение, приводя вас в высоко интегрированное состояние.

 

РАСЕ – комплекс простых упражнений для ежедневного самобаланса.

P – positive.

A – active.

C – clear.

E-energy.

Упражнения выполняются в обратном порядке: ECAP. Эти упражнения вы можете выполнять дома самостоятельно и отслеживать свои ощущения.

 

1. E-energy. Энергетизирующие упражнения

Упражнение «Стакан воды»

Эффективность: Все электрохимические процессы, происходящие и в мозге, и в теле, зависят от проходимости нервных импульсов. Вода – наилучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для оптимальной работы лимфатической системы, выполняющей защитную функцию организма. Вода наполняет клетки крови кислородом, что снижает нагрузку на сердце и легкие. Для работоспособного и энергичного состояния необходимо пополнять свои водные запасы. Внимание! Соки, чаи и другие напитки не выполняют тех замечательных функций, которые несет вода.

Как делать: пить воду небольшими глотками. Важно, чтобы вода была комфортной температуры

NB: воды должно быть достаточное количество на рабочем столе в течение дня. Если вы пришли на совещание, и оно обещает быть долгим (более 1 часа) принесите с собой воды.

Как только вы чувствуете утомление, ваши глаза начинают слипаться и вы теряете суть разговора – выпейте воды.

 

2. C – clear. Ясность

Упражнение «Кнопки мозга»

Эффективность: Помогает проснуться и настроиться на работу. Приводит в готовность вестибулярный аппарат, активизирует деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации. Обеспечивает приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Вследствие этого лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма.

Как делать: выполняется стоя, сидя, лежа.

Одна рука – большим и указательным пальцами – массирует углубления между первым и вторым ребрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука лежит на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

После того, как движения станут привычными, попробуйте дополнить их слежением глазами слева направо и наоборот. Голова при этом остается неподвижной. Это поможет расширить угол зрения, что необходимо ученикам для быстрого усвоения нового материала.

NB: Упражнение балансирует левую и правую стороны тела, выравнивает таз, положение головы, повышает общий уровень энергии, улучшает координацию глаз, помогает уменьшить нагрузку на глаза, помогает расслабить мышцы шеи и плеч.

Стоит выполнять при необходимости быстро включиться в процесс, а также для настройки на активную деятельность в течение дня.

 

3. A – active. Активизирующие упражнения

«Перекрестные шаги»

Эффективность: Активизируют зону обоих полушарий. Если выполнять упражнение регулярно, в мозолистом теле образуется и миелинизируется большее количество нервных путей, связывающих оба полушария быстрее и более интегрировано, делая возможным причинно-обусловленный уровень мышления.

Перекрестные шаги должны выполняться очень медленно. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Как делать: стоя, сидя, лежа.

Поднимите и согните левую ногу в колене, локтем правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

NB: Упражнение интегрирует работу левого и правого полушария, а также левой и правой половины тела, что позволяет телу и мозгу действовать более скоординировано, легче справляться с задачами, поддерживать хороший тонус и активный темп работы.

Стоит выполнять перед новым проектом, перед публичными выступлениями, а также чтобы настроиться на динамичный рабочий день.

 

4. P – positive. Упражнения для позитивного отношения

«Крюки»

Эффективность: Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело.

Как делать: можно выполнять стоя, сидя, лежа.

1 часть: скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вдох через нос, выдох через рот. Вас может слегка покачивать – это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть.

2 часть: ноги врозь. Соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз. Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык по-прежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного.

NB: Упражнение необходимо использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Если вы охвачены тревогой предстоящего события, сделайте это упражнение 1 минуту.

 

Отзыв о сессии Brain Gym от Яны Жуковой, главного редактора Organic Woman:

«Я давно слышала про книзеотерапию, и, когда познакомилась с Марией, решила попробовать. Была удивлена, узнав о множестве методик, ждала работу специалиста с конечностями и телом в принципе, а получила в итоге коуч-сессию и навык самостоятельных упражнений по системе Brain Gym.Сначала я сформулировала запрос, причем, из большой, абстрактной и труднодостижимой идеи мы пришли к четкой, понятной и конкретной цели. Дальше мы стали выполнять упражнения PACE, отслеживая каждый раз изменение состояния и отношения к цели: что мне мешает на пути ее достижения, какие ограничения проявляются или, наоборот, снимаются.Мне очень понравилось упражнение «Перекрестные шаги» — причем, делать его можно, используя не только локти, но и ладони, а можно так же перекрестно хлопать ладонями по пяткам за спиной – так еще делают футболисты, готовясь к матчу. А еще, если делать это упражнение 64 раза, оно превращается в зарядку не только для мозга, но и для тела – с похудательным эффектом. В общем, я добавила его в свою утреннюю разминку.

К концу сессии цель была близка и ощущалась телом, как выполненная. Проверить действие метода можно было на этой же неделе. И да, я смогла сделать те микро-шаги, которые вызывали у меня страх и сопротивление. Это не привело пока к достижению большой цели, но что-то в моем мозгу сдвинулось – в правильном направлении».

 

 

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram Facebook VKTelegram

organicwoman.ru

Нейрогимнастика - упражнения для мозга |

Добрый вечер, уважаемые читатели блога  Прокачай свой мозг.  Ранее я рассказывал вам о нейробике и выкладывал видео с одним простым, но очень эффективным упражнением для мозга. Сегодня в сферу нашего внимания попала нейрогимнастика — гимнастика для мозга универсальная для детей и взрослых, а также ее теоретическое обоснование — образовательная кинезиология.

Упражнения для мозга. НейрогимнастикаОбразовательная Кинезиология – это учение о развитии человека через естественные, обычные для него физические движения. Она предлагает нам определенным образом организованные движения, направленные на оптимизацию деятельности мозга и тела.

Вся наша жизнь проходит в движении, и во время этого движения в течение всей своей жизни человек переживает множество различных проблем. Психологи долгое время пытались найти способ помочь людям, часто сталкивающимся с различными экстремальными ситуациями и испытывающими нервно-мышечные перегрузки. И решение было найдено после разработки образовательной кинезиологии, которая как раз и была направлена на изучение связей ум-тело.

Образовательной ее назвали потому, что в процессе занятий мы узнаем самих себя, получаем знания о собственных проблемах и о том, что же нам делать дальше, чтобы компенсировать перенесенный ранее стресс. С помощью специально подобранных упражнений наш организм балансирует процессы, происходящие в нем, координирует работу правого и левого полушарий, развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Разработана нейрогимнастика была более сорока лет назад американским психологом Полом Деннисоном. А в начале 90-х годов прошлого века совместно с доктором Гейлом Деннисоном была создана программа «Гимнастика Мозга», посвященная естественному развитию человека и методике активации созданных природой механизмов работы мозга посредством физических движений тела.

 

Пол и Гейл Деннисоны увидели огромный потенциал, заложенный в физические движения и который можно использовать для развития человека. Ими были выявлены два типа движений:

· первый тип – это движение, пересекающее среднюю линию тела. Эти движения наиболее полно объединяют мысль и движение, активизируют естественные механизмы нашего тела и в десятки раз ускоряют передачу информации, способствуя оптимизации работы нервной системы, открывая возможность непроизвольности, непосредственности психофизических функций и обеспечивая легкость обучения.

· второй тип – это одностороннее движение тела. Эти движения наоборот способствуют разъединению мысли и движения. Они требуют напряженной работы ума, приложение значительных усилий и затрат энергии тела и мозга. Этот тип движения приводит к статическому поведению, требующему сосредоточения и концентрации сознания, а также к стрессу.

Нам необходимы оба вида движения, поскольку обеспечивают механизмы, стоящие в основе познавательной деятельности мозга. Механизм, направленный на разъединение мысли и движения, используется на начальном этапе создания любого навыка. Затем, когда наступает этап автоматизации, он уступает место механизму объединения мысли и движения. К сожалению, сейчас чаще всего практикуется обучение, ориентированное на обездвиженность и линейную абстрактную логику. Мы забываем о природных способах формирования навыка  и  чаще всего используем механизм разъединения движения и мысли.

Исследования, проведенные авторами, позволили им создать программу «Гимнастика Мозга», в которой они представили ряд упражнений, направленных на активацию механизма объединения движения и мысли.

Каждое из упражнений для мозга, способствует возбуждению определенного его участка и механизма объединения мысли и движения. В результате этого, новое учение становится более естественным и лучше запоминаемым. Помимо этого упражнения для мозга способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Упражнения для мозга собраны в четыре группы

Первая группа объединяет движения, которые пересекают среднюю линию тела. Они оказывают стимулирующее действие на крупную и мелкую моторику. Механизм, объединяющий движение и мысль, заложенный в основу этих движений, способствует повышению эффективности связей между правым и левым полушариями мозга, качества восприятия материала.

Вторая группа движений – это упражнения, направленные на растягивание мышц тела. Эти упражнения способствуют снятию напряжения с мышц и сухожилий. В результате применения этих упражнений мышцы принимают нормальное состояние и посылают в мозг сигнал о том, что они находятся в спокойном расслабленном состоянии и человек готов к познавательной работе. Если рассматривать это с точки зрения работы мозга, это означает возможность свободного перехода информации из задних отделов мозга (зон выживания) в передние (причинно-обусловливающие) через лимбическую систему, пропускающую знание в высшие отделы мозга.

Третья группа – это группа упражнений, направленных на энергетизацию тела, то есть обеспечивающих нужную интенсивность и скорость протекания процессов между нервными клетками головного мозга.

Четвертая группа представляет собой позовые упражнения, которые оказывают влияние на лимбическую и  эмоциональную системы мозга. Они оказывают ритмическое и стабилизирующее действие на нервные процессы, способствуя эффективному обучению.

Одной из важнейших характеристик упражнений Гимнастики Мозга является их влияние на активизацию так называемого базового опыта человека, поддерживают его развивающие навыки, лежащие в основе всех других более сложных навыков.

Каждое упражнение выполняется не более 2-х минут. Их можно делать в различных сочетаниях.

Упражнения для мозга универсальны для детей и взрослых. Они просты и не требует какой-либо специальной физической подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность.

В следующих статьях мы перейдем непосредственно к практике и познакомимся со всеми четырьмя группами упражнений для мозга.

fitnessbrain.ru

Тренинг кинезиология 2 | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Кинезиология – гимнастика для мозга. Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения данных задач, является образовательная кинезиология. С помощью кинезиологических упражнений активизируются природные механизмы работы головного мозга, развиваются уникальные возможности человека, его индивидуальные способности, формируются навыки самопомощи и самокоррекции в учебной и повседневной жизни детей и взрослых. Кинезиология по другому «Умная гимнастика» эффективна для всех, улучшает способность к обучению и качество исполнения любой деятельности и на любом уровне. Благодаря тому, что упражнения кинезиологии снижают стресс, они также улучшают общее состояние здоровья. Многолетняя практика применения методики "Умной гимнастики" показывает, что достигается полное устранение или значительное исправление различных форм неспособности к обучению, хронических стрессовых состояний, нарушение зрения, слуха, координации движений, снижение проблем речевого развития. Кинезиология обучения является наиболее экологичной психотерапевтической техникой по отношению к внутреннему миру человека на сегодняшний день. Комплекс упражнений облегчает обучение и особенно эффективна для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, ка

educontest.net

Образовательная кинезиология –метод развития

Кинезиология – это особая система, изучающая вопросы взаимосвязи тела и ума. Выполняя специальные упражнения, специалистам удается «вытянуть» из детей потенции, которые до сих пор были заключены в теле.

Регулярная практика по данной системе позволяет оптимизировать деятельность не только тела, но и мозга.

Содержание статьи

Кинезиология для маленьких детей используется для улучшения познавательного процесса детьми дошкольного и школьного возраста. Еще в 60-х годах прошлого века методика перекрестного движения позволяла организовать взаимосвязь между мозгом и телом школьников с определенными нейрофизиологическими отклонениями.

Группа упражнений, разработанная Полом и Гейл Деннисом в 90-х годах, посвящена природному развитию человека и активации некоторых механизмов деятельности мозга посредством совершения определенных движений. Практикуя кинезиологические упражнения, американский психолог понял, что в самих движениях заложен огромный потенциал.

Ведь через них удается повлиять на психоэмоциональное состояние ребенка.

«Гимнастика мозга», созданная для устранения проблем с вестибулярным аппаратом у детей, использует два основных вида движений:

  1. Пересекающие вертикальную среднюю линию всего тела. Благодаря им удается достаточно быстро интегрировать мысль и движение тела;
  2. Движения одностороннего типа, которые способствуют «разъединению движений с мыслями.

Кинезиологический метод развития детей использует два основных механизма, которые являются «китами» познавательной деятельности мозга. Движения, нацеленные на разъединение мыслей с движениями, необходимы на первых этапах занятий, поскольку они формируют учебный навык. На практическом этапе задействуется уже механизм автоматизации навыков, который «тренируется» упражнениями интеграции движений и мыслей.

Образовательная кинезиология позволяет сформировать «здоровый фундамент» ментального и физического здоровья дошкольника. В возрасте до 7-8 лет каждый человек проходит очень важный отрезок пути, на котором происходит развитие двигательной и речевой активности.

Уровнем развития природных потребностей дошкольника в движении определяется степень развития:

  • Памяти;
  • Мыслительного процесса;
  • Восприятия;
  • Навыков системы моторики.

Чтобы пополнить багаж двигательных навыков малыша, необходимо выполнять упражнения кинезиологии для развития мозга для детей. Сберегающая здоровье технология устранит имеющиеся отклонения в развитии и позволит предупредить новые.

Чтобы достичь хороших результатов, важно правильно выполнять кинезиологические комплексы. Желательно, чтобы перед обучением малышей педагог в совершенстве освоил принцип специфических движений тела.

Для чего можно использовать подобную методику?

  1. Гармоничного развития взаимодействий и связей между полушариями мозга;
  2. Синхронизации деятельности правого и левого полушарий;
  3. Лучшего развития восприятия и памяти;
  4. Устранения проблем с концентрацией внимания и мышлением;
  5. Ликвидации дислексии и нарушений в работе вестибулярного аппарата;
  6. Развития речи и позитивного мышления;
  7. Повышения стрессоустойчивости и раскрытия творческого потенциала.

Очевидно, что практические занятия позволяют справиться с адаптационными проблемами у малышей дошкольного и школьного возраста.

Благодаря специальным упражнениям, молодой организм учится правильно координировать работу левого и правого полушарий мозга. Таким образом, существенно улучшается взаимодействие интеллекта малыша с телом. Данный принцип позволяет использовать кинезиологию в детской логопедии.

Методика контролирует не только определенные действия посредством влияния на вестибулярный аппарат, но и речь. Комплекс упражнений, разработанный для малышей с проблемами речи, нацелен на правильную постановку нарушенных звуков и доведении их до автоматизма. Чтобы добиться положительных результатов, нужен самоконтроль, а ведь именно этого и не хватает очень многим школьникам.

Какие виды упражнений используют педагоги?

Чаще всего в уроках по нейрокинезиологии для детей можно встретить следующие упражнения, направленные на улучшение дикции:

  • Колечко. Необходимо в быстром темпе соединить большой палец с указательным, а затем с другими пальчиками по порядку. На обратном пути ребенок должен свести вместе сначала большой палец с мизинцем и осуществить процедуру уже в противоположном порядке. После усвоения алгоритма, упражнение выполняют на двух руках одновременно;
  • Лезгинка. Нужно развернуть правую руку к себе так, чтобы все пальцы, кроме большого, были сжаты в кулачок. При этом ладошка левой руки должна располагаться перпендикулярно ребру правой ладошки. Указательный палец левой руки уприте в противолежащую ладонь в области мизинца. Повторите такую же позицию, но со сменой рук, а затем вернитесь в исходное положение. Проделайте упражнение не менее 8 раз;
  • Зеркальное рисование. Дайте малышу лист бумаги и попросите его нарисовать геометрическую фигуру (треугольник, ромб, квадрат) двумя руками сразу. По такому же принципу можно рисовать буквы алфавита, цифры или изображать предметы.

Кинезиология, как метод улучшения развития речи, использует принцип межполушарного взаимодействия. В процессе выполнения упражнений специалисты рекомендуют произносить детские речевки или стихотворения. Таким образом, для школьников создаются условия бессознательного доведения только что приобретенных навыков до автоматизма.

Чтобы гармонизировать работу мозга у детей дошкольного и школьного возраста, в первую очередь, нужно научить ребенка справляться со стрессовыми ситуациями и дезадаптацией в образовательном процессе.

В кинезиологии для развития школьников разработан специальный комплекс упражнений, который нацелен на преодоление всех перечисленных проблем:

  1. Рубим капусту. Расслабив кисти рук, постучите по столу сначала правой, а затем левой рукой, имитируя нарезку капусты;
  2. Столбики. Дайте ребенку пластилин и попросите его раскатать каждым из пальцев левой и правой руки на вертикальной доске;
  3. Домик. Соедините концы пальцев левой и правой руки, после чего сожмите их с небольшим усилием. «Проработайте» по отдельности каждую пару пальцев;
  4. Маятник. Расслабившись, посмотрите сначала в правый, а затем в левый угол комнаты. Проделайте данную процедуру несколько раз подряд;
  5. Жонглер. Возьмите карандаш и начните его поочередно перемещать между указательным, средним и большим пальцами левой и правой руки.

Упражнения кинезиологии для развития детей направлено на улучшение взаимосвязей между полушариями мозга.

Методика позволяет развить речь, мышление и мелкую моторику у малыша. С помощью нейрокинезиологических упражнений специалисты успешно борются с дисграфией и дислексией.

Видео: Детская кинезиология для развития мозга

Понравиласьстатья?

Вам понравилась статья?

Рейтинг из

ДаНет

Спасибо за голос

mjusli.ru