Текст книги "Оздоровительные упражнения Древнего Китая". Китайская гимнастика тайцзицюань упражнения


Гимнастика тайцзи – цигун это восточная эффективная практика для оздоровления и долголетия (Продолжение)

 Дорогие читатели, сегодня мы с вами продолжим знакомство с комплексом упражнений китайской гимнастики тайцзи – цигун. 

Напомню всем, что главное ее преимущество: комплекс занимает всего 15 минут, очень простой, очень эффективный, подходит для людей всех возрастов и в том числе для людей старше 50 лет. Начало утреннего комплекса такой гимнастики можно прочитать здесь.

Об этом комплексе на блоге рассказывает Вилия Колосова, которая сама давно занимается, освоила его и решила многие проблемы со здоровьем. Передаю слово Вилии.

Здравствуйте, дорогие читатели! Если вас заинтересовала эта простая китайская гимнастика цигун, о которой я рассказывала в прошлый раз, то вы, скорее всего, уже освоили первые восемь упражнений.

Сегодня мы с вами продолжим изучать движения тайцзи – цигун и разучим оставшиеся десять упражнений. Повторю главные условия – это медленный темп, согласованный с дыханием, плавность перехода из одного упражнения к следующему. К правильному дыханию нужно подходить постепенно, со временем на вдохе ваш живот будет втягиваться, а на выдохе выпячиваться.

Поначалу сложно даже синхронизировать дыхание с движениями, поэтому я не советую обращать внимание на тип дыхания, пока вы не разучите сами движения. Потом уже можно подключить и дыхание.

Возможно, медленный темп на первых порах тоже сложно выдерживать, все – таки мы привыкли делать упражнения в быстром темпе, но старайтесь дышать спокойно, медленно и движения вслед за дыханием будут получаться медленными и плавными. Каждое упражнение делаем по 6 раз.

Утренняя китайская гимнастика цигун для начинающих. Упражнения. Польза

Вы, наверное, заметили, что при выполнении упражнений рекомендуется не только синхронизировать движения с дыханием, но и концентрировать свое внимание на какой – либо части тела, при этом в некоторых упражнениях предлагается взглядом следить за движением рук.

Может возникнуть резонный вопрос, как это возможно, ведь обычно движения глаз и концентрация внимания совпадают.

Цитата Однако в цигун есть такое правило – смотреть, но не видеть, видеть, но не обращать внимания. То есть взгляд через прикрытые глаза должен просто фиксировать движения рук, а внимание должно быть направлено на ту область тела, которая рекомендуется в конкретном упражнении.

И обратите внимание, что в конце каждого упражнении описывается польза предлагаемых движений.

Упражнение 9. Повороты корпуса и выталкивание рук

 В положении четверть присед руки согнуть, вытянуть вперед, ладони развернув вверх, локти прижаты к бокам. Делая вдох левую руку с силой отвести назад, поворачиваясь корпусом влево. На выдохе так же с силой правую руку вытолкнуть вперед.  Проделываем те же движения с поворотом корпуса вправо. Внимание при выполнении упражнения необходимо сконцентрировать на ладони выталкиваемой руки.

Польза: упражнения укрепляет мышцы бедер, поясницы, благотворно сказывается на работе почек и селезенки.

Упражнение 10. Разведение рук в позе наездника

 В исходном положении (это у нас положение четверть присед) поднимаем левую руку до уровня глаз, разворачивая ладонью внутрь, правая рука при этом согнута в локте,  находится на уровне середины живота и повернута вправо ладонью внутрь.

На вдохе разворачиваем корпус максимально влево, при этом руки сохраняют свое положение относительно друг друга и относительно корпуса. На выдохе поменяйте положение рук и плавно повернитесь вправо. Постарайтесь, чтобы движения были плавными без рывков, а глаза следили за поднятой вверх рукой.

Польза: упражнение полезно при болезнях пищеварительной системы, при расстройстве нервной системы

Упражнение 11. Поймать рыбу руками и посмотреть в небо

 Не прекращая движение, на вдохе сделайте выпад левой ногой вперед, колени при этом согнуты. На выдохе наклоните корпус вперед, руки при этом скрестите перед левым коленом.

Делая вдох, выпрямить корпус, скрещенные руки поднять над головой, отклонив немного назад, и развести их в стороны, ладонями друг к другу, при этом “посмотреть в небо”. На выдохе снова наклонитесь вперед, скрестив руки перед коленом.

Руки при движении вверх вытягивайте максимально, при наклоне корпуса вниз делайте выдох, при подъеме  вверх – вдох. Внимание сосредоточьте на плечах и грудной клетке.

Польза: терапевтический эффект упражнения направлен на работу почек, желудка, кишечника, а также на укрепление мышц в области ног и поясницы.

Упражнение 12. Раскачивание волн

 

 Закончив  движения предыдущего упражнения на вдохе левая нога выдвигается немного вперед и касается пола пяткой, носок при этом приподнят, центр тяжести – на правой ноге. Руки согнуты в локтях перед грудью. На выдохе центр тяжести перенести на выдвинутую вперед левую ногу, при этом стопа полностью прилегает к полу. Корпус подать вперед, одновременно пятка правой стопы отрывается от пола и касается его только носком. Ладони выполняют толкающее движение вперед на уровне глаз. Внимание – на кисти.

Польза: рекомендуется при заболеваниях органов дыхания, при межреберной невралгии, при болезнях печени и селезенки.

Упражнение 13. Голубь расправляет крылья

 Как и в предыдущем упражнении, левая нога выдвинута вперед, не  прекращая движение перенести тяжесть тела на правую ногу, носок левой ноги приподнят, а руки на вдохе максимально развести в стороны.

На выдохе переносим тяжесть тела на левую ногу, пятка правой ноги приподнимаем, а руки сводим перед грудью параллельно друг другу ладонями внутрь. Внимание при выполнении упражнения сосредоточьте на грудной клетке.

Польза: упражнение полезно для органов дыхания и сердца, печени, при болях невралгического характера.

Упражнение 14. Попеременные удары кулаком

 Из предыдущего упражнения плавно перейдите в четверть присед, на вдохе сожмите кисти в кулаки, согнутые в локтях руки прижмите к бокам костяшками пальцев вверх. Из этой позиции на выдохе с силой вытолкните правую руку вперед на уровне плеча, разворачивая ее пальцами вниз,  а на вдохе верните руку в исходную позицию. Повторите движения левой рукой. Внимание сосредоточено на кулаках, глаза следят за выталкиваемой рукой.

Польза: упражнение оказывает общеукрепляющее воздействие, помогает при бессоннице и неврозах, полезно для людей с бронхиальной астмой.

Упражнение 15. Полет дикого гуся

 Закончив предыдущее упражнение, разведите руки в стороны ладонями вниз и на выдохе присядьте так, чтобы колени выходили за пределы пальцев ног, опустите руки, подражаю взмаху крыльев птицы. Корпус держите прямо. На вдохе поднимите руки и разогните колени. Внимание сосредоточьте на руках.

Польза: упражнение снимает нервное напряжение, полезно при головокружениях и нервных расстройствах.

Упражнение 16. Вращение колеса

 Закончив «полет гуся» присядьте в четверть присед, руки опустите, Поднимая руки вперед параллельно друг другу, проделайте руками вращательное движение, очерчивая ими большой круг через голову по часовой стрелке. Корпус при этом наклоняется вправо, все движение должно быть плавным.

При подъеме рук делаем вдох, при опускании – выдох. Круговые движения проделываем 3 раза в одну сторону, затем 3 раза в другую, внимание сосредотачиваем на пояснице.

Польза: упражнение укрепляет мышцы рук, ног и поясницы, препятствует отложению жиров в области талии.

Упражнение 17. Удары мячом о землю

 Продолжая предыдущее упражнение, приподнимите левую ногу, одновременно поднимая правую руку до уровня плеча. На вдохе сделайте движение правой рукой, напоминающее удар по мячу, одновременно с этим ногу поставьте на пол, на выдохе повторите движение симметрично правой ногой и левой рукой.

Движения легкие, пружинистые, внимание сосредоточьте на ногах, представьте, что вы играете с мячом легко и весело.

Польза: упражнение улучшает подвижность суставов стоп и кистей, оказывает тонизирующий эффект.

Упражнение 18. Уравновешивание энергии

И наконец, последнее упражнение комплекса, которое, по словам китайских специалистов, уравновешивает энергию и стабилизирует дыхание.

Закончив предыдущее упражнение, станьте прямо, руки опустите вниз. На вдохе поднимите руки до уровня глаз, направив кисти друг к другу, ладонями вниз. На выдохе поверните ладони вверх и надавливающим движением опустите руки до нижней части живота, слегка согнув колени. Внимание – на ладони.

Польза: успокаивающе действует на нервную и сердечно – сосудистую системы, полезно при повышенном давлении крови.

Закончить комплекс упражнений рекомендуется легким массажем лица, для чего ладони потрите друг о друга раз 20, затем в течение минуты легкими поглаживающими движениями проводите руками по лицу от подбородка вверх и далее до макушки головы.

Возможно, кому – то комплекс покажется большим и сложным, но на самом деле он занимает всего 15 минут, после него не ощущается никакой усталости, напротив,  а только бодрость и подъем сил.

Гимнастика цигун. Видео

Предлагаю посмотреть видео, в котором китайский мастер показывает комплекс тайцзи–цигун, так вам будет легче понять его и освоить.

Будьте здоровы!

Я благодарю Вилию за комплекс упражнений. И несколько слов от меня. Каждый из нас выбирает посильную нагрузку для себя. Двигаться надо обязательно. Что выберите вы? Решать, конечно, только вам. Для тех, кто не занимается в системе можно порекомендовать ходить хотя бы побольше пешком-тоже очень и очень полезно для здоровья. Кому-то подходит больше свой комплекс упражнений. Кто-то пойдет в зал, и там будет заниматься. Я хочу только сказать одно: делайте небольшие шаги в сторону здоровья. Пусть они будут пока небольшими, но обязательно будут!

 

podruzhkii.ru

Тайцзицюань. Тай-чи. | Everlive.ru

В последние годы древнейшая техника тайцзицюань, известная также под названием тай-чи или тай-цзи приобрела огромную известность и популярность. Это произошло из-за того, что это китайское учение о гармонии человека и природы очень многогранно. В нее входят медитативные техники, способствующие расслаблению организма; лечебно-оздоровительная гимнастика, позволяющая человеку добиться высокой степени координации и оздоровления организма. Если говорить о тай-чи, как о способе самозащиты и боевом искусстве – эта техника буквально не имеет границ. Не стоит также забывать о том, что тай-чи еще и система совершенствования самосознания.

В древних трактатах говорилось, что тай-чи помогает восстановить связь нашего ума с нашим телом, совершенствует дух и дает возможность личностного роста. Бойцы, изучающие боевые возможности тай-чи успешно противодействовали последователям других боевых искусств. В современном мире тай-чи используется не только как боевое искусство – медики заявляют, что используя упражнения тай-чи, как гимнастические, человек может улучшить работу сердечнососудистой системы, снизить кровяное давление и улучшить работу органов дыхания.

Эта гимнастика была придумана даосскими монахами, еще в позапрошлом тысячелетии, по крайней мере, так гласят древние легенды. Они считали, что в этой гимнастике гармонично сливаются две космические энергии – Инь и Янь. Поэтому упражнения в тай-чи направлены на физическое совершенствование тела и медитации, которые управляют нашим сознанием. Упражнения совершаются очень плавно, физическая нагрузка сочетается с душевным покоем и расслаблением, что действует положительно на наши мышцы и нервную систему.

Один из принципов тай-чи гласит, что из мягкости и пластики рождается настоящая сила. Китайские мудрецы понимали, что не любой человек может выдерживать максимальные физические нагрузки для обладания умениями защитить себя и восстановить свое здоровье. Медитация плюс движение вот два основополагающих принципа данной гимнастики, которые дают человеку силу, здоровье и гармонию с окружающим миром. Не секрет, что практически все китайские гимнастики свои упражнения берут из единоборств. А еще раньше люди подсмотрели данные движения у животных и птиц, осмыслили их и адаптировали для своих нужд.

Выполнять упражнения тай-чи нужно обязательно в медленном темпе. Так тело быстрее запоминает все тонкости выполняемых упражнений. Движения становятся привычными и понятными нашему телу. С помощью плавных движений человек старается аккумулировать жизненную энергию, а медитацией направляет ее течение в правильное русло.

Плавность движений тай-чи делает ее незаменимой при реабилитации людей, получивших травмы. Щадящие упражнения позволяют мышцам и связкам становиться эластичными и сильными. Они снимают излишнюю нагрузку с позвоночника, улучшают координацию движений. Скептики, сомневающиеся в возможностях древних гимнастик, могут обратиться к официальным медицинским исследованиям, которые подтверждают благотворность подобных физических упражнений для всех категорий людей. Известны исследования, которые подтверждают полезность тай-чи для людей страдающих гипертонией, артритом и даже депрессией.

Полезна такая гимнастика и для профилактики переломов костей и травм мышц у людей среднего и старшего возраста. Для укрепления суставов и профилактики остеопороза. В конце концов, в наш век стресса и малоподвижного образа жизни большей части населения любые физические упражнения способствуют хорошему самочувствию и общему чувству бодрости от активного образа жизни.

Если к занятиям гимнастикой приступает человек со слабым здоровьем – ему следует получить консультацию у специалиста. Любые физические нагрузки для такого человека должны быть дозированы и определены их правильные комбинации. Начинать нужно с простых упражнений, сложные упражнения могут нанести вред слабому, запущенному здоровью.

Еще одним важным условием успеха, является длительность тренировок. Человек не должен бросать занятия после первых результатов. Работа над собой должна продолжаться как можно дольше. Минимальный срок для улучшения состояния физического здоровья, по оценкам специалистов – не менее полугода.

Заниматься можно не только в помещении спортивного зала, китайские специалисты рекомендуют и занятия на свежем воздухе, где слияние с природой происходит быстрее. Одежду для занятий тай-чи стоит выбирать свободного кроя. Лучше всего, если он будет изготовлен из натуральных тканей. Занятия рекомендуется проводить босиком. Закрытое помещение должно очень хорошо проветриваться.

Сложно сделать выбор в пользу той или иной гимнастики, не попробовав ее на «вкус». Вот пара несложных упражнений, которые дают некоторое представление о гимнастике тай-чи:

Водопад свежести – упражнение выполняется в положении ног на ширине плеч, причем ноги немного согнуты в коленях, а расслабленные руки вытянуты вдоль туловища. Очень плавно и медленно наклоняем голову, затем плечи, туловище вперед и вниз. Вспомните, как струятся потоки воды в водопаде, медленно и плавно. Не напрягайте свои мышцы. Дойдите до максимальной точки наклона и медленно вернитесь в исходное положение. Выполнять упражнение нужно максимально комфортное количество раз. Данное упражнение позволяет хорошо снять усталость после трудного рабочего дня.

Круги по воде – из прежнего исходного положения кладем руки на живот и поясницу. Начинаем вращать тазом, медленно и плавно, сначала делаем три круговых движения, затем колебательные: вперед и назад, затем в стороны. После окончания трехразовых колебаний, упражнение повторяется. Мысленно представьте, как по воде расходятся круги. Грациозно и спокойно. Постарайтесь представить себя в центре зарождающегося круга на воде.

Упражнений в тай-чи много и вы легко подберете для себя самые гармоничные. Гимнастика без насилия над своим телом дает необыкновенную бодрость, свежесть и тягу к жизни.

www.everlive.ru

Читать книгу Оздоровительные упражнения Древнего Китая Джета Лина : онлайн чтение

Текущая страница: 8 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

Тайцзицюань получил распространение в Китае более трехсот лет назад в начале династии Цин. Временем возникновения этого вида боевого искусства считают 1660-е годы, а его создателем – Чэнь Вантина, родившегося в деревне Чэньцзягоу в провинции Хэнань, воина, возглавлявшего отряды народного ополчения, защищавшие уезд Вэнь за три года до падения династии Мин (1644). После поражения минской династии Чэнь Вантин под влиянием даосизма удалился от общества и стал отшельником.

РАЗВИТИЕ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

Чэнь Вантин создал комплексы тайцзицюань на базе 32 форм, содержавшихся в «Каноне о боевом искусстве» Ци Цзигуана, жившего на полвека раньше мастера Чэня и внесшего выдающийся вклад в изучение и распространение боевого искусства в народе. Невозможно с точностью сказать, что Чэнь Вантин взял из других школ, однако можно предположить, исходя из характера движений в семи его комплексах, что им были использованы достижения многих школ боевого искусства, существовавших в то время. Вклад Чэнь Вантина заключается в следующем:

1. Соединил боевое искусство с техникой даоинь (использование «внутреннего усилия») и туна (метод глубокого дыхания). Таким образом, возникла система упражнений, в которой у занимающегося тайцзицюань сознание, дыхание и движение оказались скоординированны.

2. Создал спирале– и дугообразные движения, плавные и изящные, связанные одно с другим в единую цепь. Соединил движения с теорией каналов из арсенала китайской традиционной медицины. Во время выполнения движений ци управляется с помощью мысли.

3. Создал парные упражнения – туйшоу («толкающие руки»). С древних времен существовали виды борьбы, в которых использовались удары ногами, руками, захваты, опрокидывание соперника на землю и т. д. «Толкающие руки» – комбинированный метод, относящийся к традиционному китайскому боевому искусству. Суть его в том, что соперники сцепленными друг с другом руками выполняют обвивающие движения таким образом, чтобы их руки находились в постоянном контакте («прилипшие руки»). Упражнение развивает чувствительность к действиям напарника, его намерениям. Обманув «прилипшую» руку, легким толчком или рывком соперника повергают наземь. Этот метод не только вобрал в себя существовавшие виды борьбы, но и усовершенствовал их. Кроме того, он не требовал специального места, специальной защитной одежды, что позволяло проводить занятия в любое время и в любом месте. В настоящее время метод туйшоу имеет тенденцию к тому, чтобы стать видом спортивного единоборства.

4. Создал комплекс упражнений с копьем, в котором копье постоянно находится рядом с напарником («прилипшее копье»). При выполнении этого комплекса соперники совершают круговые, обвивающие движения копьями, делают выпады и отводят назад «прилипшие копья» с невероятной быстротой.

5. Развил теоретические положения, содержавшиеся в «Каноне о боевом искусстве» Ци Цзигуана, и создал теории о «жестком, скрывающемся в мягком», и об использовании различных движений в зависимости от меняющейся тактики соперника.

Принцип тайцзицюань заключается в том, что все тело расслаблено, акцент делается на умственном усилии, а не на мускульном.

Весь процесс таков: от расслабленности к мягкости, которая, будучи собранной, становится жесткостью, а затем жесткость вновь сменяется мягкостью. Быстрым движениям должны предшествовать медленные, после быстрых – вновь следовать медленные. Медленные движения должны быть медленнее, чем у соперника, быстрые – быстрее.

В настоящее время тайцзицюань стал одним из наиболее популярных видов китайских гимнастик, принесшим большую пользу делу улучшения здоровья народа и привлекшим внимание как спортивных, так и медицинских научных кругов. Все большее число людей занимается тайцзицюань, который становится международным видом спорта, обладающим оздоровительным действием.

Вслед за появлением огнестрельного оружия 100 лет назад роль искусства рукопашного боя стала постепенно уменьшаться, что заставило мастеров ушу пересмотреть цели боевого искусства и направления его развития. Был выдвинут лозунг: «Высшая цель занятий тайцзицюань – поддерживать здоровье и продлевать жизнь» (эта цель была сформулирована Яо Ханьчэнем в «Правилах выполнения 13 форм тайцзицюань в стихах»). Очевидно, именно с этого начался процесс постепенного превращения тайцзицюань из боевого искусства в комплекс оздоровительных упражнений. Другой причиной изменения являлась сложность упражнений, для выполнения которых требовалась большая физическая сила, что было не по плечу даже мастерам высокого уровня в пожилом возрасте.

Когда семь комплексов, созданных Чэнь Вантином, были переданы пять поколений спустя Чэнь Чансину (1771–1853) и Чэнь Юбэну, мало кто в деревне Чэньцзягоу владел «108 формами» (один из семи комплексов). Мастера в семье Чэнь были специалистами лишь в первых двух комплексах, а также в парных упражнениях «толкающие руки» и упражнениях с копьем. Начиная с этого времени, первый комплекс стал развиваться в двух направлениях: первое, близкое к оригиналу, получило название «лаоцзя» («старый стиль»), а второе, приспособленное путем замены некоторых особо трудных движений более простыми к оздоровительным целям, стало именоваться «синьц-зя» («новый стиль»). Племянник Чэнь Юбэна Чэнь Цинпин создал еще одно направление, отличавшееся компактностью, медленным темпом движений и наличием дополнительных циклов, к которым ученик мог приступать после овладения основным комплексом. Это направление стало известно как «стиль чжаобао», по названию города Чжаобао, находящегося недалеко от деревни Чэньцзягоу.

Ян Лучань (1799–1872), изучивший «старый стиль» под руководством Чэнь Чансина, постепенно изменил его, придав ему преимущественно оздоровительную направленность. В результате появился после некоторой его корректировки, созданный Ян Цзяньхоу (1839–1917), третьим сыном Ян Лучаня, «средний стиль» (чжунцзя), который после неоднократной доработки сыном Ян Цзяньхоу Ян Чэньфу (1883–1936) окончательно оформился как основной стиль школы Ян, получивший название «большой стиль» (дацзя). Этот грациозный стиль пользуется в настоящее время наибольшей популярностью в Китае.

Одновременно с развитием тайцзицюань школы Ян во второй половине XIX века возникли две школы тайцзицюань с названием У. Первая была создана Цюань Ю, учеником Ян Лучаня и его второго сына Ян Баньхоу (1837–1892). Стиль этой школы также называется сяоцзя или «малый стиль» и характеризуется, как и стиль школы Ян, медленным, ровным темпом, отсутствием прыжков и резких движений. Вторая школа У (другой иероглиф), была создана У Юйсяном (18121880) на основе «старого стиля» школы Чэнь, которому его обучил Ян Лучань примерно в 1851 году и «нового стиля» школы Чэнь, который он освоил в 1852 году под руководством Чэнь Цинпина. Тайцзицюань этой школы делает упор на использование внутренней силы, точнее, «внутреннего усилия» (нэйцзинь). Изучив этот стиль с помощью Ли Июя (1832–1892) и Хау Вэйчжэна (1849–1920), известный мастер синъи («кулак – форма») и багуачжан («ладонь восьми триграмм») Сунь Лутан (1861–1932) в начале XX века создал направление тайцзицюань, сочетавшее достоинства трех школ и получившее название Сунь.

Все направления тайцзицюань, несмотря на различия в стиле, схожи в одном и главном: расслабленные движения создают мягкость, которая, накапливаясь, порождает твердость. Замечательной чертой тайцзицюань является его способность к эволюционированию, его гибкость, приспособляемость.

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

Реформа тайцзицюань была предпринята в рамках общей реформы ушу, проведенной в начале 50-х годов ХХ века. Разработки новых комплексов и научно-обоснованных методик продолжаются и по сей день, однако начало было положено в 1956 году. Тогда на основе самого популярного в КНР стиля Ян тайцзицюань был создан комплекс в 24 формы, выполняемый в течение 5–6 минут. Он был и технически, и психологически намного проще своих предшественников. Устранены многие повторы движений, а также ряд форм и промежуточных фаз. Книга, где был опубликован этот комплекс, разошлась тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров! Комплекс широко распространился в Японии, а затем и в странах Запада. Он был введен в программу средних учебных заведений, и сегодня практически каждый китаец способен выполнить его. По телевидению и радио проводились специальные программы, популяризирующие новую форму тайцзицюань. Вместе с формированием комплексов ведутся и серьезные научные исследования с применением новейших технологий. Было установлено несомненное положительное влияние древней системы на здоровье. Тайцзицюань способен излечить такие болезни, как гипертония, астма, туберкулез, дисфункции желудочно-кишечного тракта, дыхательной, кровеносной и опорно-двигательной систем. Он способствует обретению общего психического здоровья, излечивает различные формы неврозов и снимает стрессы, устраняет бессоницу, противостоит старческим изменениям в сосудах и костях – действительно, как говорили древние трактаты, изгоняет вредное ци, и сотни болезней не рождаются. Но все это возможно лишь при соблюдении точной методики и исключительной корректности формы.

После ставшего знаменитым комплекса тайцзицюань в 24 формы, названного «упрощенный тайцзицюань» (цзяньхуа тайцзицюань) был создан комплекс в 88 форм, выполняемый почти 20 минут. Он практически полностью повторяет базовый комплекс стиля Ян в 85 форм, который преподавался Ян Чэнфу, но все же несколько проще по траектории движений и психоконцентрации. В 1979 году группа ведущих мастеров тайцзицюань сформировала еще один комплекс в 48 форм, соединив в нем характерные движения из четырех стилей – Ян, Сунь, Чэнь и У. Одновременно вошел в обиход и упрощенный комплекс тайцзицюань с мечом в 32 формы.

Упрощение в качестве способа популяризации стало характерной чертой тайцзицюань в наше время. Созданы упрощенные комплексы по стилю Чэнь в 37 форм известным мастером, чемпионом КНР по стилю Чэнь Чэнь Сяованом – учеником Чэнь Факэ. Практикуется упрощенный комплекс по стилю У в 37 форм, созданный мастером Ван Пэйшэном, учеником Ян Юйтина. Наконец, тайцзицюань вышел и на соревновательные арены и был включен в обязательную программу соревнований по ушу. В мае 1988 года были составлены специальные соревновательные комплексы тайцзицюань – один общий в 42 движения и четыре комплекса по стилям Ян, Сунь, Чэнь и У. Они отвечают всем спортивным требованиям – выполняются не более 5–6 минут, включают в себя четыре удара ногой, не менее шести различных форм. Сегодня лишь на немногих состязаниях демонстрируются исключительно традиционные комплексы, например, в ассоциации чистых боевых искусств (традиционного ушу) Цзиньу.

Во многих местах созданы различного уровня ассоциации и научно-исследовательские общества современного и традиционного тайцзицюань. На улицах китайских городов, в парках и на берегах рек каждый день можно встретить сотни занимающихся тайцзицюань. Одни практикуют в группе, другие уединяются в укромных уголках парка, тренируясь, как и повелось издревле, индивидуально. Многие пекинские мастера регулярно собираются у Храма Земли на совместные занятия, считая это место благотворным для циркуляции ци. Большинство занимающихся не состоят в какой-либо секции или организованной группе, а просто присоединяются к другим занимающимся. Число поклонников тайцзицюань приближается уже к 200 миллионам человек в КНР!

В эту огромную цифру включены и те, кто практикует традиционные формы, и те, кто занимается лечебно-оздоровительными комплексами. Лишь в одном Пекине в 1981 году в официальных секциях зарегистрировано 50 тысяч занимающихся. Немалую роль в пропаганде тайцзицюань сыграли китайцы, переселившиеся на Запад, в основном в США.

ТАЙЦЗИЦЮАНЬ И ЗДОРОВЬЕ

Расслабление всего тела, глубокое и естественное дыхание, плавные дугообразные движения, источником которых является поясница и которые управляются мыслью, – все это приводит к гармонии «внешнего» и «внутреннего», прочищает каналы, кровеносные и лимфатические сосуды, улучшает состояние костной, мышечной и пищеварительной систем, дает возможность отдыха нервной системе и, как следствие, улучшается координация функций различных органов тела. Как показала практика последних десятилетий, занятия тайцзицюань дают оздоравливающий эффект при лечении таких хронических заболеваний, как неврастения, невралгия, гипертония, гастрит, болезни сердца, артрит, диабет, геморрой и другие. Однако тяжелобольным людям следует заниматься под наблюдением врача.

Особенности техники тайцзицюань

1. Движения должны быть округлыми и непрерывными.

Руки и корпус должны двигаться согласованно, в движении должно принимать участие все тело, и особенно важно, чтобы в движении участвовали таз и бедра.

Все движения выполняются без пауз, даже тогда, когда выполняется движение и затем как бы возникает пауза, на самом деле в этот момент начинается следующее движение. Все движения начинаются мягко и расслабленно, но это не значит, что они слабые – в мягкости всегда должна таиться жесткость, в жесткости рождается мягкость.

2. Поясница является основой; туловище начинает движение, руки его продолжают.

Поясничная область как бы соединяет верхнюю и нижнюю части тела. Подвижная поясница обеспечивает подвижность всего тела. В области поясницы располагается центр тяжести.

Не может быть сильного и энергичного движения при слабой пояснице. В тайцзицюань движение в поясничной области играет очень большую роль. Движение зарождается в пояснице, затем переходит в плечи, проходит через руки и достигает кистей и пальцев. Аналогичным образом движение распространяется вниз: начинается в пояснице, опускается в колени и наконец достигает стоп. Существует такая поговорка: «Сила тела и девяти суставов исходит из поясницы». Чередование состояния «опустошенности» и «наполненности» происходит благодаря попеременному сокращению боковых мышц в области поясницы. Когда сокращаются мышцы левой стороны, тогда ощущение «наполненности» возникает в левой ноге, а ощущение «опустошенности» – в правой, и наоборот.

Всякое движение начинается с движения в пояснице, а затем передается в руки, которые двигаются вперед и назад, сгибаются и выпрямляются, перемещаются по дугообразным траекториям.

3. Симметрия, согласованность, подвижность. Корпус во время всех движений должен быть прямым, мышцы – расслабленными, все движения должны быть легкими, согласованными, положения устойчивыми. Одним из способов достигнуть этого состояния является следующий: «Если хочешь подняться, сначала опустись; если хочешь пойти влево, сначала сделай шаг вправо; двигаясь вперед, опирайся на то, что сзади; если сначала тянешь, то потом толкай. Сгибая, думай как выпрямить». В тайцзицюань каждое движение как бы уравновешивается другим. Это создает огромный внутренний потенциал в теле и устойчивость его положения.

Когда положение устойчивое, то движения сами собой выполняются легко и мягко, все тело становится подвижным.

4. Жесткое и мягкое друг друга дополняют; ритм четкий. Если правильно чередовать напряжение и расслабление, жесткость и мягкость, быстрые и замедленные движения, то возникает ощущение внутреннего ритма. У каждого движения свой характер и своя логика, говорят: «Убирай руку, как будто натягиваешь лук, выпрямляй руку, как будто пускаешь стрелу».

5. Движения четкие, удары точные.

В тайцзицюань все движения выполняются очень четко. Любое движение глаз, рук, корпуса или ног имеет оборонительный или атакующий характер. Поэтому, поняв назначение даже самого сложного движения, его легко выучить. В любом случае движение должно выполняться четко и удар или блок должны быть точными.

6. Дыхание естественное.

При выполнении движений тайцзицюань дыхание – глубокое, долгое, тонкое, ровное и мягкое. Начинающим не следует специально контролировать свое дыхание, сохраняйте естественный ритм. Конечно, дыхание должно быть связано с движениями, но происходить естественным образом.

Обычно, когда движение направлено к себе, туловище поднимается, а рука или нога сгибаются, выполняется вдох; когда движение направлено от себя, туловище опускается, рука или нога выпрямляются, выполняется выдох.

Изучение комплекса можно разбить на три этапа.

Первый этап.

Сначала надо освоить базовую технику: перемещения, движения рук и ног. Надо овладеть правильным положением тела во время движений и подготовиться физически к выполнению комплекса. Это самый важный этап в изучении тайцзицюань, он закладывает основу.

Второй этап.

Далее следует изучить каждое движение комплекса отдельно. Добиться автоматизма и легкости в выполнении каждого движения, соединить все движения и стремиться к легкости в исполнении.

Третий этап.

На этом этапе следует и дальше работать над движениями комплекса, стремиться выполнять их легко, свободно, естественно. Особое внимание следует уделять внутренней наполненности движения, работе мысли и дыханию. Надо пытаться соединить воедино мысль, энергию, силу, «внутреннее» и «внешнее». Необходимо также изучать теорию тайцзицюань и применять ее на практике.

В этой главе мы познакомим вас с комплексом упражнений3   Эти упражнения впервые на русском языке были представлены профессором Г.И. Красносельским в 1958 г. (прим. редактора).

[Закрыть] составленном на основе элементов гимнастики тайцзицюань, который легок в освоении и дает эффект, сопоставимый с эффектом от занятий гимнастики тайцзицюань.

ОПИСАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

Упражнение 1

Исходное положение – стоя на слегка расставленных и полусогнутых ногах. Руки полусогнуты в локтях и выставлены вперед, ладони раскрыты, повернуты друг к другу, пальцы разведены в стороны, голова слегка опущена.

Выполнение упражнения: попеременное качание туловища в стороны с переносом центра тяжести тела с одной ноги на другую и одновременным медленным, плавным отведением одной руки в противоположную сторону (имитация отталкивания ладонью от воображаемой стены). Вторая рука делает плавное вращательное движение в кисти, постепенно поворачивая ладонь кверху (как бы подает воображаемое блюдо).

Движение повторяется ритмично то в одну, то в другую стороны. Отводить руку можно в сторону наклона туловища и в противоположную (рис. 1).

Упражнение 2

Исходное положение – стоя на слегка расставленных и полусогнутых ногах. Руки полусогнуты локтях, слегка разведены в стороны и вытянуты вперед, кисти разогнуты, повернуты ладонями вниз, пальцы разведены. Голова полуопущена.

Выполнение упражнения: винтообразное, медленное вращение туловища в обе стороны с одновременным плавным продвижением обеих рук за спину в сторону поворота. Вращение осуществляется преимущественно в поясничной области и напоминает движения косаря (рис. 2).

Упражнение 3

Исходное положение – стоя на слегка расставленных и полусогнутых ногах. Руки полусогнуты в локтях и разведены в стороны, кисти на уровне плеча, пальцы собраны в кулак, указательные пальцы выпрямлены.

Выполнение упражнения: попеременный подъем полусогнутой расслабленной ноги с одновременным подъемом одноименной полусогнутой, полурасслабленной руки. Поднимающаяся рука как бы тянет за собой одноименную ногу, она как бы связана с ногой воображаемой нитью. При подъеме руки кверху ладони, постепенно вращаясь наружу, раскрываются, поворачиваясь кверху, пальцы разводятся в стороны (рис. 3).

Упражнение 4

Исходное положение – стоя на слегка расставленных и полусогнутых ногах. Руки полусогнуты в локтях, слегка разведены в стороны и подняты до уровня плеча, ладони обращены вниз, пальцы разведены в стороны. Голова слегка опущена.

Выполнение упражнения: одновременное вытягивание рук в сторону, вверх и слегка назад с одновременным вращением туловища в ту же сторону, выпрямлением и вытягиванием ног. Стараться дотянуться пальцами до максимально возможной точки, расположенной вверху, в стороне и слегка сзади. Движение делается то в одну, то в другую стороны (рис. 4).

Упражнение 5

Исходное положение – стоя на слегка расставленных и полусогнутых ногах. Туловище расслаблено и слегка согнуто в пояснице, голова опущена вниз, руки расслаблены и, как плети, висят вдоль туловища.

Выполнение упражнения: попеременный подъем полурасслабленной ноги, согнутой в колене, с одновременным подъемом одноименной расслабленной руки. Расслабленная висячая кисть поднимается до уровня головы, за ней следует одноименная согнутая расслабленная нога. Между поднимающейся кистью руки и коленом имеется как бы связующая нить. Во время подъема руки и ноги голова слегка откидывается назад (рис. 5).

Упражнение 6

Исходное положение – стоя на расставленных и согнутых ногах. Руки полусогнуты в локтях, выставлены вперед, кисти на уровне живота, обращены ладонями книзу, пальцы разведены в стороны. Голова слегка опущена.

Выполнение упражнения: сгибание туловища слегка вперед и в стороны с одновременным вытягиванием выпрямленной ноги, отведением таза в противоположную сторону и доставанием обеими руками области колена вытянутой ноги. Голова поворачивается в сторону вытянутой ноги. Движение повторяется попеременно в обе стороны (рис. 6).

Упражнение 7

Исходное положение – стоя на полусогнутой правой ноге, откинувшись назад. Левая нога выпрямлена, руки согнуты в локтях, кисти прижаты к плечам, ладони открыты наружу, пальцы слегка расставлены в стороны.

Выполнение упражнения: качание туловища с последующим перенесением центра тяжести тела вперед на противоположную ногу (выпад вперед). В фазе движения кисти рук опустить до уровня живота, повернув ладони кверху, и медленно, плавно произвести выпад вперед, постепенно перенося центр тяжести тела с правой ноги на левую. Во время выпада вперед полусогнутые в локтях руки одновременно выводятся вперед и поворачиваются постепенно в ходе движения ладонями наружу. Оттолкнувшись ладонями от воображаемой стены, откинуться назад и перенести постепенно центр тяжести тела опять на правую ногу, проделать обратный цикл движений руками до исходного положения. Приставить левую ногу к правой, принять исходное положение. Затем повторить цикл этих движений, но откидываться назад уже не на правую, а на левую ногу, а выпад вперед делать правой ногой (рис. 7).

Упражнение 8

Исходное положение – стоя на полусогнутых и слегка расставленных в стороны ногах. Руки полусогнуты в локтях, слегка выставлены вперед, обращены ладонями вниз, пальцы разведены в стороны. Голова слегка опущена.

Выполнение упражнения: круговое вращение в горизонтальной плоскоти таза и живота с одновременным круговым вращением в той же плоскости, но в противоположную сторону от обеих рук. Обе полурасслабленные руки, выставленные вперед, описывают медленные круги в горизонтальной плоскости (параллельно полу). Таз и живот одновременно описывают медленные круги в той же плоскости, но в противоположную сторону. Направление вращения рук и таза следует чередовать: 6–8 кругов в одну сторону и 6–8 кругов – в противоположную. В связи с некоторой трудностью координации данного упражнения (противоположное направление вращения рук и таза) рекомендуется усвоить это упражнение сначала раздельно, т. е. вначале вращать только одним тазом или только одними руками, а затем уже соединять эти два элемента в один слитный (рис. 8).

Упражнение 9

Исходное положение – стоя на согнунутых и расставленных в стороны ногах. Обе руки полусогнуты в локтях, слегка разведены в стороны, локти приподняты, кисти слабо сжаты в кулаки, указательные пальцы концами касаются друг друга. Голова полуопущена.

Выполнение упражнения: раскачивание соединенных рук в стороны и вверх с одновременным приседанием и последующим выпрямлением ног. Полурасслабленные руки, соединенные концами указательных пальцев с отведенными в стороны и слегка вперед локтями, маятникообразно раскачивать то в одну, то в другую сторону. Когда соединенные руки проходят центр описываемой дуги, т. е. находятся в точке, наиболее близкой к полу, произвести максимально глубокое приседание на обеих ногах. В момент максимального выбрасывания рук в стороны и вверх ноги выпрямляются (рис. 9).

Упражнение 10

Исходное положение – стоя на полугогнутых и расставленных в стороны ногах. Руки разведены в стороны, слегка полусогнуты и расслаблены, ладонями обращены кверху, пальцы разведены и полусогнуты. Голова повернута в сторону предполагаемого поворота.

Выполнение упражнения: попеременные выпады в стороны с одноименным вращением (поворотом) тела на 180°. При наклоне туловища в сторону, например, влево, постепенно переносить центр тяжести тела на левую ногу, затем сделать широкий шаг (выпад) и вращательное движение в левую сторону правой ногой, сделав одновременно вращательное движение туловищем вокруг вертикальной оси и выбросив вперед правую руку. Положение тела к концу цикла оказывается повернутым на 180° в сравнении с исходным.

Оттолкнувшись правой рукой от воображаемой стены и сделав вращательное движение туловища и рук в обратном направлении, принять исходное положение и сделать аналогичный выпад в противоположную сторону другой ногой (рис. 10).

Упражнение 11

Исходное положение – сидя на табурете с расставленными в стороны ногами, максимально согнувшись вперед (фазы выдоха). Обе руки полусогнуты в локтях, слегка разведены в стороны; кисти слабо сжаты в кулаки, указательные пальцы концами касаются друг друга.

Выполнение упражнения: производя глубокий вдох одновременно медленно выпрямиться, слегка поворачиваться в сторону, разводя руки в обе стороны и поднимая одну слегка согнутую ногу до положения параллельно полу и несколько выше. При разведении рук в стороны обе ладони постепенно раскрываются и поворачиваются наружу. Принять исходное положение (согнуться) и повторить упражнение с подъемом другой ноги, слегка поворачиваясь в другую сторону (рис. 11).

Встать с табурета и медленно в течение 3–5 минут походить по комнате (саду, веранде), производя дыхательные движения средней глубины.

iknigi.net

Китайская гимнастика тайцзи – здоровье ума и тела

Тайцзи (еще говорят “тай цзи” , “тай чи” и “тайцзицюань” ) – это китайская гимнастика и одновременно военное искусство, история которого уходит далеко в глубину веков.

китайская гимнастика тайцзи, тай цзи, тай чи, тайцзицюань Часть современных исследователей полагает, что тайцзи (тайцзицюань) как боевое искусство возникло в каменном веке. А иные историки придерживаются версии, что тайцзи является плодом трудов даосского мудреца и отшельника Чжан Саньфэна, который жил в эпоху Сун (примерно 1100 год). Существует множество стилей тайцзицюань (или тайцзи, как привыкла называть китайскую гимнастику я). Не стану подробно на них останавливаться. Скажу только, что достаточно изучить хотя бы один стиль – и вы получите ключ если не к постоянному здоровью, то, по крайней мере, к спокойствию и осознанию себя здесь и сейчас. И хотя многие утверждают, что тайцзи, в первую очередь, боевое искусство, я возьму на себя смелость заявить: редко кому в наше время, полное суеты и спешки, захочется оттачивать боевые навыки, которые пригодятся лишь в борьбе с людьми. Мое мнение таково: в современном мире человеку занятому, а порой и загнанному обстоятельствами в угол, просто необходимо оттачивать несколько иные навыки. Навыки противостояния стрессу. Стрессы случаются у всех: и у преподавателей, и у офисных работников, и даже у тех, кто пишет детские книги. Именно здесь китайская гимнастика тайцзи может сослужить нам добрую службу.

китайская гимнастика тайцзи, тай цзи, тай чи, тайцзицюань Представьте, что жизнь с ее хлопотами, суетой, непрестанным бегом – это карусель. А теперь подумайте: где находитесь на этой карусели вы? Наверняка на периферии, где в лицо дует хлесткий ветер жизненных неурядиц или, наоборот, головокружительных успехов, от которых сносит крышу. Китайская гимнастика тайцзи станет вашим лучшим другом или даже тренером, который переведет вас – плавно, без напряжения – с периферии в центр неумолимо вращающейся карусели.

Там, в центре вы сможете оглядеться и понять, что вам в действительности нужно, а что - всего лишь бесполезные камешки с водорослями, прибитые волнами к берегу вашей мечты. Осознать себя, почувствовать свежесть жизни, освободиться от тягостных мыслей – вот, что позволила мне сделать китайская гимнастика тайцзицюань. Я не призываю сейчас бегом бросаться к книжным прилавкам в поисках книг о тай чи или срочно записываться на курсы тайцзицюань. Отнюдь нет. Принимать решение – заниматься ли тайцзи или оставить всё как есть – можете только вы. Одно могу сказать: если вы решите приступить к китайской гимнастике, ваша жизнь изменится. И может статься так, что изменится на все сто восемьдесят градусов. Вы сможете в прямом смысле ощутить легкость бытия и начнете радоваться каждому новому дню. А проблемы превратятся для вас в возможности. китайская гимнастика тайцзи, тай цзи, тай чи, тайцзицюань

Но поговорим теперь собственно об упражнениях китайской гимнастики тайцзи. Тайцзи похоже на танец. Да-да, на плавный, неспешный танец. Любой стиль тайцзицюань включает в себя ряд поз, перетекающих одна в другую. При этом основное, за чем нужно следить, - дыхание и центр равновесия. Все упражнения тайцзи совершаются без усилий. Не нужно напрягать мышцы. Напротив, стоит вообразить, что воздух, в котором вы движетесь, уплотняется и легко несет вас от упражнения к упражнению. Шаг китайской гимнастики тайцзи – осторожный, как если бы вы ступали по траве босыми ногами. В траве могут попадаться колючие веточки, сосновые иголки, выпуклые корни деревьев. Вот почему шагать нужно с осторожностью – с пятки на носок. И постоянно следить за равновесием. Когда вы заняты равновесием, глубоким дыханием и шагами, все прочие мысли – быть может, чересчур радостные или, напротив, угнетающие – отступают. А когда уходят мысли, в ум и тело вселяется целительный покой.

Вот, друзья, чем я хотела с вами поделиться. Ранним утром, когда все еще спят, я встаю на разминку вместе со своим давним другом тайцзи, занимаюсь китайской гимнастикой, пока восходит солнце, и начинаю новый день.

С теплом, Юлия Флоренская

timerry.org