О классификации видов гимнастики. Классификация видов гимнастики


III. Классификация видов гимнастики

Виды гимнастики– относительно самостоятельные разновидности гимнастики, обусловленные различной направленностью, вытекающей из социальных и индивидуальных потребностей занимающихся, их половых и возрастных особенностей. Различают оздоровительные, образовательно-развивающие и спортивные виды гимнастики.

Целью оздоровительных видов гимнастики является укрепление здоровья, профилактика профессиональных заболеваний, восстановление работоспособности и функций организма при заболеваниях, повышение эмоционального тонуса.

Типичные формы занятий оздоровительными видами гимнастики – комплексы упражнений продолжительностью от 5-10 до 15-20 минут: зарядка, физкультпаузы и физкультминутки, сеансы лечебной гимнастики.

К образовательно-развивающим видам гимнастики относятся: основная гимнастика для различного возрастного контингента (гимнастика в детском саду, в школе, в вузе, для мужчин и женщин), профессионально-прикладная гимнастика, в том числе спортивно-прикладная и военно-прикладная гимнастика. Разновидностями гимнастики этой группы являются ярко выраженные музыкально-ритмические формы: ритмическая гимнастика – аэробика, шейпинг, а также специализированные на более узких задачах стретчинг и атлетическая гимнастика.

Основной формой занятий данными видами гимнастики являются уроки продолжительностью о 35-40 до 90 минут.

Спортивные виды гимнастики – родственные виды спорта, относящиеся к группе видов спорта со сложной координацией движений: спортивная гимнастика, художественная гимнастик, спортивная акробатика, прыжки на батуте, спортивная аэробика. Данные виды спорта находятся под патронажем Международной федерации гимнастики. Конечной целью занятий является участие в соревнованиях по правилам, разрабатываемым в каждом виде спорта национальной федерацией гимнастики.

Овладение упражнениями происходит на тренировочных занятиях продолжительностью в среднем от полутора до трех часов каждое.

IV. Гимнастика как учебно-педагогическая

И НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Гимнастика является дисциплиной педагогической. Она имеет свое содержание, теорию, историю, методы преподавания, область научных исследований.

Содержанием гимнастики являются специфические для нее средства и методы физического воспитания занимающихся.

Гимнастика как педагогическая дисциплина предъявляет к педа­гогу специфические требования. Он должен хорошо знать ее оздо­ровительные, образовательные и воспитательные возможности, ис­торию; уметь пользоваться гимнастической терминологией, обеспе­чивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и психологических перегрузок; хорошо владеть методами обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока; уметь использовать гимнастические упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастикой как видом спорта, другими спортивными дисциплинами, трудовыми, военно-прикладными двигательными действиями и др.

Важное значение имеет умение подбирать наиболее эффек­тивные гимнастические упражнения, методику их исполнения, му­зыкальное сопровождение, использовать имеющиеся в распоряже­нии средства восстановления работоспособности, повышения ин­тереса к занятиям, тщательно подбирать слова, правильно форму­лировать мысли и выражать их четко, доходчиво и эмоционально.

Для того чтобы успешно преподавать гимнастику, необходимо не только хорошо знать ее содержание, владеть средствами и мето­дами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обу­чения: механику и биомеханику гимнастических упражнений, био­химию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, психологию, педагогику, уметь использовать их в учебно-тренировочном и воспитательном процессе.

Теория гимнастики рассматривает вопросы, связанные с содер­жанием гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и практической деятельности, с ее задачами, местом и значением в системе физического и духовного воспита­ния людей. По всем изучаемым в курсе гимнастики темам прово­дится научная и научно-методическая работа. Изучаются потенци­альные возможности гимнастики в подготовке человека к здорово­му образу жизни, к учебной трудовой деятельности и воинской службе.

История гимнастики раскрывает основные этапы ее развития на основе общих законов развития общества, культуры и физи­ческой культуры. В научной разработке теории и методики гимнас­тики большое значение имеет изучение не только опыта прошлого, но и современной теории и практики, предвидение путей дальней­шего развития гимнастики и отдельных ее видов, их оздоровитель­ных и прикладных, образовательных, воспитательных возможно­стей.

Методика преподавания гимнастики является частью методики физического воспитания, изучает общие основы обучения и воспи­тания применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и груп­пам упражнений. Частные разделы этой проблемы — методика проведения уро­ка и других форм занятий гимнастикой, методический разбор от­дельных групп упражнений, разрядных нормативов, методы и при­емы обучения и спортивной тренировки, классификационные про­граммы и другие вопросы.

Научно-исследовательская и научно-методическая работа по гим­настике может проводиться по всем изучаемым темам, включая особенности питания гимнастов, закаливание, массаж, применение сауны, фармакологических и других восстанавливающих средств, а также оборудование гимнастических залов, площадок, инвентарь, применение тренажеров, технических средств обучения, вычислительной техники и др.

studfiles.net

О классификации видов гимнастики

О КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ

Лагутин А.Б.

к.п.н., доцент кафедры теории и

методики гимнастики РГУФКСиТ

В основу общепринятой в настоящее время классификации видов гимнастики, утверждённой решением Всесоюзной конференции 1984года, как известно, был положен принцип масштаба задач, смысл которого заключается в том, что занятия отдельными видами гимнастики, благодаря особенностям двигательного содержания и способам организации, позволяют получать различный уровень технико-физической подготовленности занимающихся. Опираясь на него, классификация строилась на основе иерархии потенциальных возможностей того или иного вида гимнастики. Имелось в виду, что занимаясь утренней гигиенической гимнастикой едва ли можно рассчитывать на заметные сдвиги в уровне физической подготовленности и, наоборот, преодолевая большие физические нагрузки в процессе подготовки и участия в соревнованиях по спортивным видам гимнастики, можно добиться заметного повышения своих физических кондиций. (Смолевский В.М., 1982)

Можно предположить, что создавая свою классификацию, авторы, пытаясь объять необъятное, руководствовались девизом: «Гимнастика есть там, где применяются гимнастические (искусственно созданные) упражнения, и эти упражнения используются в соответствии с правилами, выработанными в процессе многолетнего опыта, накопленного специалистами по гимнастике».

В соответствии с принципом «масштаба задач», все известные к тому времени виды гимнастики были разделены на три группы: оздоровительно-гигиенические, образовательно-развивающие и спортивные.

К первой группе были отнесены утренняя, производственная, ритмическая, а также разновидности лечебной физической культуры: корригирующая, реабилитационно-восстановительная, мануальная гимнастика.

Во вторую группу вошли основная гимнастика, использующая в образовательно-воспитательном процессе в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях и прикладная гимнастика, в её производственно, военно и спортивно прикладных вариантах.

В третью группу вошли виды гимнастики, включённые в ЕВСК (единую всероссийскую (тогда всесоюзную) спортивную классификацию – спортивная, художественная, акробатическая, аэробическая.

Однако, если взглянуть повнимательнее на данную классификацию, то можно увидеть ряд натяжек, явных условностей и противоречий

Так например, стоящие на одной ступеньке женскую и атлетическую разновидности гимнастики едва ли можно сравнивать «по уровню энергозатрат и потенциальных возможностей» занимающихся. Утренняя оздоровительная, производственная и ритмическая гимнастики, объединённые в группу гигиенической гимнастики, явно различаются по направленности основных задач, а следовательно, и ориентации мотивационных установок занимающихся. В связи с постоянной эскалацией требований к росту сложности упражнений в спортивных видах гимнастики, появлением института профессионального спорта, обоснованные сомнения вызывает правомочность разделения спортивной, художественной гимнастики и спортивной акробатики на массовую и специализированную. В классификации (что, впрочем, понятно) не указаны новые спортивные виды гимнастики, появившиеся в последнее время.

Вместе с тем, возможен и иной подход к классификации видов гимнастики, в основу которого может быть положен принцип целесообразности физкультурно-спортивной деятельности по отношению к потребностной сфере основных субъектов общественных отношений: личности, общества и государства.

В этой связи, основными факторами, позволяющим говорить о гимнастике, как социальной практике, реально «выгодной» для трёх выше перечисленных субъектов, являются следующие: фактор воздействия гимнастических упражнений на физические кондиции человека; фактор обогащения индивидуального моторного опыта прикладно-полезными и, в первую очередь, жизненно-важными формами двигательных действий, а также фактор влияния педагогически-целесообразно организованных занятий гимнастическими упражнениями на формирование позитивных черт психики и социально приемлемых поведенческих реакций.

С позиции личности занятия гимнастикой позволяют сохранять и преумножать здоровье, влиять желаемым образом на соматические характеристики, развивать физические качества и расширять функциональные возможности организма, удовлетворять потребность в новых двигательных ощущениях через освоение новых форм движений.

С точки зрения общества, гимнастика позволяет воспитывать в человеке социально-приемлемые, не агрессивные формы поведения, разумно проводить досуг, опираясь на самодеятельные (клубные) формы его организации, расширять межнациональные и межгосударственные контакты, используя для этого возможности, предоставляемые национальными и международными федерациями и союзами.

Наконец, государственная поддержка развитию гимнастики обусловлена её незаменимостью как эффективного средства физического воспитания и физической подготовки всех категорий учащейся молодёжи, использованием средств гимнастики для подготовки личного состава ВС РФ, формированием положительного имиджа государства путём достойного выступления российских гимнастов на международной спортивной арене.

Опираясь на эти соображения, можно рассмотреть деление гимнастики на личностно- , общественно-, и государственно – ориентированные группы видов гимнастики, о чём пойдёт разговор ниже.

Направленность Группа Разновидность

Личностно-ориентированные виды

Индивидуальные

Утренняя гигиеническая гимнас-тика

Атлетическая гимнастика по индивидуальным программам

«Восточные» разновидности гимнастики: ушу, хатка-иога

Групповые

Ритмическая гимнастика и разновидности оздоровительной фитнес-аэробики, в т.ч. с использованием элементов единоборств.

Общественно-ориентированные виды

Массовые «Театры» гимнастики

Гимнастические «шоу-студии»

Спортивно-массовые

Снарядовая гимнастика

Фитнес-аэробика

Командная гимнастика

Эстетическая гимнастика

Государственно-ориентированные виды

Профессионально-прикладные

Учебно-прикладная (основная)

Спортивно-прикладная

Производственная

Лечебная гимнастика

Военно-прикладная

Профессионально-спортивные

Мужская и женская спортивная гимнастика

Художественная гимнастика

Спортивная акробатика: парно-групповая и прыжковая.

Спортивная аэробика

Как видно из таблицы, к первой группе – личностно-ориентированных видов гимнастики, относится совокупность оздоровительно – направленных разновидностей гимнастических упражнений, в первую очередь связанных с удовлетворением потребности отдельного индивида в здоровом образе жизни, хорошем самочувствии, коррекции телосложения, а также рациональной организации своего досуга. Главным источником ресурсного обеспечения занятий являются личные средства занимающихся.

Эту группу видов гимнастики можно разбить на две подгруппы: индивидуальные и групповые.

К первой подгруппе можно отнести утреннюю гигиеническую гимнастику, атлетическую гимнастику по индивидуальным программам, «восточные» типы гимнастики оздоровительной направленности – ушу (форма 24, 48, 96), хатку-иогу, занятия которыми проводятся индивидуально и не требуют специально приспособленных помещений и дорогостоящего оборудования. Такого рода занятия доступны всем категориям населения - от дошкольников до лиц пожилого возраста. К этой же группе можно отнести занятия разного рода гимнастическими фитнес-практиками под руководством персональных инструкторов.

Для второй подгруппы, характерно включение занимающихся в систему специально организованных занятий на базе разного рода фитнес-центров, студий и клубов, где занятия проводятся по специальным программам, учитывающим индивидуальные особенности и запросы клиентов. Ведущую роль в них играют инструкторы групповых занятий, прошедшие специальную подготовку.

К группе общественно-ориентированных видов гимнастики можно отнести разновидности гимнастических упражнений массовой и спортивной направленности. Они выполняют социальный заказ на реализацию общественно-значимого потенциала человека. Такие виды гимнастики имеют статус вида спорта или его дисциплины и занесены в Единый всероссийский классификатор видов спорта (ЕВСК).

Для развития этих видов гимнастики по инициативе самих занимающихся создаются физкультурно-спортивные организации, общества, союзы, федерации по видам спорта. Названные общественные организации, выполняя свои управленческие функции, организуют проведение соревнований, определяют требования к инвентарю и оборудованию, проводят подготовку судей и тренеров и т.п.

Источниками ресурсного обеспечения занятий здесь являются аккумулированные на счетах общественных организаций средства занимающихся, спонсорские и иные пожертвования, а также средства федеральных и муниципальных целевых и комплексных Программ развития физической культуры и массового спорта.

^ характеризуются отсутствием явно выраженного соревновательного компонента, так как направлены на подготовку занимающихся к участию в различного рода фестивалях, гимнастических слётах и показательных шоу программах. Сюда же можно отнести и так называемые «театры гимнастики», в которых гимнастические упражнения служат средством выражения художественно-сюжетной линии, создаваемой хореографами-постановщиками.

В отличие от собственно - массовых видов, спортивно-массовые виды гимнастики характеризуются регулярно проводимыми соревнованиями и присвоением спортивных разрядов. Однако, подготовка к соревнованиям в этих видах гимнастики не требует значительных затрат времени, их двигательное содержание доступно для широкого контингента занимающихся с обычным уровнем физической подготовленности и позволяет совмещать тренировки с учебной или производственной деятельностью, так как проводятся в режиме 3-4-разовых в неделю по 2-2,5 часа.

Массовая спортивная (снарядовая) гимнастика в её традиционной индивидуально-снарядовой и более новой – командно-групповой формах, используются в системе дополнительного образования молодёжи для проведения внеклассных секционных занятий и соревнований. Продолжительность таких занятий, колеблется от 90 до 120 мин в зависимости от решаемых задач, используемых средств и уровня подготовленности занимающихся. При этом периодичность занятий может составлять от 2 до 4 в неделю. Занятия проводят преподаватели физического воспитания или тренеры по гимнастике.

К государственно-ориентированным видам гимнастики относятся её разновидности профессиональной направленности. Они делятся на две подгруппы: профессионально-прикладные и профессионально-спортивные.

В этой группе видов главным источником ресурсного обеспечения занятий являются средства госбюджетного финансирования, регулируемые посредством ЕВСК и ЕКП, а также целевое финансирование по линии финансо-промышленных акционерных структур, где государство владеет контрольным пакетом акций.

Ведущее место в первой подгруппе занимает учебно-прикладная или основная гимнастика, являющаяся содержанием государственных программ по физической культуре - нормативной основы процесса физического воспитания школьников и учащейся молодёжи.

К разновидностям спортивно-прикладной гимнастики относятся виды упражнений, используемых другими видами спорта в целях проведения подготовительной части учебно-тренировочных занятий, акробатической, специальной физической и функциональной подготовки.

К подгруппе профессионально-прикладных относятся виды гимнастики ориентированные на запросы отдельных отраслей производства и военного дела.

Задача этой подгруппы гимнастики – обеспечить эффективную адаптацию двигательных возможностей человека к условиям, и зачастую достаточно сложным условиям, их профессиональной деятельности.

Особое место в списке профессионально-прикладных видов гимнастики занимает лечебная гимнастика, которая ставит своей задачей активизацию резервных возможностей организма человека для ускорения процесса реабилитации после заболеваний и травм, а также коррекцию отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата как врождённого так и приобретённого в процессе жизнедеятельности характера.

К подгруппе профессионально-спортивных видов гимнастики относятся её разновидности, имеющие многолетние традиции и получившие признание Международной федерации гимнастики (FIG) и Международного олимпийского комитета, и функционирующие по законам спорта высших достижений. Прежде всего это мужская и женская спортивная гимнастика, художественная гимнастика, прыжки на батуте, соревнования по которым включены в программу Олимпийских игр.

Парно-групповая акробатика, прыжки на акробатической дорожке, спортивная аэробика, хотя в настоящее время и не являются олимпийскими видами спорта, но по ним также проводятся соревнования самого высокого уровня - Чемпионаты мира и Европы.

Развитие названных видов гимнастики регулируется программами. регламентом и Правилами соревнований, утверждаемыми соответствующими техническими комитетами FIG, куда входят специалисты разных стран мира.

zanny.ru

Суставная гимнастика - Популярные статьи

Гимнастика представляет собой систему специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических приемов, направленных на решение задач всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления занимающихся.

Классификация видов гимнастики была утверждена в 1968 г. на Всесоюзной гимнастической конференции, и основой ее являлся большой опыт практической работы в этом направлении.

Классификация видов гимнастики

таблица 1

В последние годы к общеразвивающим видам стали относить также ритмическую и лечебную гимнастику. Все они, сохраняя общую направленность гимнастики в целом, отличаются друг от друга частной направленностью, специфическими упражнениями и методическими приемами. Но при этом и успешно могут сочетаться при освоении гимнастической программы, например, на школьных уроках физической культуры.

 

В 1991 г. я познакомилась с суставной гимнастикой. После прохождения курсов по теме «Нетрадиционные методы оздоровления детей в школе и семье» я стала ее использовать на уроках физической культуры и на секционных занятиях. Суставная гимнастика, которую еще называют партерной, по сути является общеразвивающими упражнениями в положении лежа.

Когда прошло время, появились результаты и отзывы занимающихся, накопился определенный опыт, можно было уже делать какие-то выводы. Самый важный заключался в том, что занятия суставной гимнастикой способствовали повышению интереса к урокам физической культуры, оказывали положительное воздействие на физическое состояние учащихся.

И это было очень важно в связи с тем, что учебная нагрузка на школьников год от года увеличивалась, что не могло не сказываться и на состоянии здоровья.

Школьная программа столь насыщена, что в каждом классе ученики имеют больше уроков в день и больше домашних заданий, чем это допускается гигиеническими нормами, особенно в школах с углубленным изучением ряда предметов. А это значит, что они максимальное количество времени проводят в положении сидя и стоя, тем самым давая дополнительную нагрузку на позвоночник.

Урок физической культуры, стоящий несколько раз в неделю в учебном расписании, способен загрузить позвоночник еще больше, если большинство упражнений выполняются в положении стоя. К сожалению, многие ученики имеют слабый мышечный корсет, который не в состоянии удержать позвоночник в нормальном положении, отсюда возникают проблемы с осанкой. Подтверждением тому, что данная проблема существует в масштабе страны, является открытие в Москве экспериментальной площадки «Коррекция нарушений осанки у детей школьного возраста».

Суставная гимнастика, выполняемая лежа на полу, способствует повышению подвижности суставов, гибкости, тренировке мышц и сердечно-сосудистой системы, улучшению осанки, самомассажу некоторых зон, и все это – при минимальной нагрузке на позвоночник.

Все упражнения суставной гимнастики четко согласованы с дыханием. Человек может сутками не есть, мало спать, терпеть жажду и боль, но не дышать он не может. Существует много методик лечебного дыхания, но смысл у них один – способствовать всестороннему развитию дыхательного аппарата и влиять на все без исключения системы и органы человека.

При выполнении упражнений суставной гимнастики человек дышит так, как ему дышится, поэтому упражнения нельзя выполнять под счет, надо только объяснить, в какой момент делать вдох, а в какой выдох, а далее выполнение упражнений идет в комфортном, индивидуальном для каждого темпе. Внимание концентрируется на определенном органе или отделе позвоночника.

Существуют противопоказания для выполнения тех или иных упражнений, и об этом тоже следует сказать учащимся. Бывает, например, так, что какое-либо упражнение нельзя делать или выполнение возможно с какими-то ограничениями.

Упражнения суставной гимнастики полезно использовать во вводно-подготовительной части урока. Релаксационные упражнения эффективны в заключительной части урока. Во время изучения темы «Гимнастика» комплекс суставной гимнастики можно проводить и в основной части урока при условии, что в годовом плане предусмотрено достаточное количество часов для данной темы. Упражнения суставной гимнастики можно использовать и на занятиях, включающих изучение других спортивных дисциплин, но тогда их целесообразнее выполнять в положении стоя.

Но если рамки школьного урока, к сожалению, позволяют использовать только отдельные упражнения суставной гимнастики, то на секционных занятиях, которые посещаются школьниками с интересом, разучивается постепенно весь комплекс, рассчитанный на 35 недель. И я с большим удовольствием поделюсь на страницах газеты своим опытом преподавания суставной гимнастики в школе и методикой, которую в свое время нам, молодым учителям физкультуры, подарили старшие коллеги.

bmsi.ru


Смотрите также