К проблеме комплектования команд в групповых упражнениях художественной гимнастике. Команды в гимнастике


Основные формы записи гимнастических упражнении

Основные формы записи гимнастических упражнении:

1. Обобщенная запись. Ею пользуются в тех случаях, когда необходимо лишь обозначить (перечислить) содержание гимнастических упражнений в учебных и других программах, когда не требуется точности каждого движения.

Например, одноименные и разноименные перемахи из упора и упора сзади на коне.

2. Конкретная терминологическая запись преду­сматривает точное обозначение каждого элемента (упражнения) в соответствии с правилами терминологии (примеры этой записи при­ведены выше).

3. Сокращенная запись применяется при составлении конспектов, при записи зачетных и других упражнений. В этом слу­чае термины записываются сокращенно (применяются условные сокращения). Например, дв. — движение, эл. — элемент.

4. Графическая запись (изображение) может иметь са­мостоятельное и вспомогательное значение. Применяется линейная запись «чертиками» (рис, 26,а), полуконтурная (рис. 26,6) и кон­турная (рис. 26, в). Первая наиболее доступная. Она наглядна и

экономна. Быстрота такой записи делает ее незаменимой в повсед­невной практической работе по гимнастике.

5. Сочетание текстовой и графической запи­си — это наиболее удобная форма записи, которой широко поль­зуются на практике.

Лекция № 4. Строевые упражнения.

1. Понятия строевые упражнения. Классификация строевых упражнений.

2. Основные понятие о строе.

3. Строевые приемы.

4. Фигурные передвижения (передвижения по различным направлениям).

1.

Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных дейст­вий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, вы­работки чувства темпа и ритма, формирования правильной осан­ки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Учителем физической культуры строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подгото­вительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения обще-развивающих упражнений. В основной части урока строевые уп­ражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключительной части) эти упражнения являются хорошим средством я того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить занятие.

Строевые упражнения представляют собой совместные действия в том или ином строго.

Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа. Формируют навыки коллективных действий, поднимают эмоциональное состояние занимающихся, могут служить средством снижения физической нагрузки. А в сочетании с другими упражнениями способствуют развитию двигательных и психических способностей.

Эффективная организация занятий по физической культуре немыслима, без использования строевых упражнений. Их применение позволяет быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке. Благодаря возможности управления большими массами занимающихся и многообразию различных форм перемещения, строевые упражнения - одна из основных частей массовых гимнастических выступлений. Большая часть строевых действий и команд взята из Строевого устава Вооруженных Сил, другая создавалась в процессе работы по гимнастике.

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:

- строевые приёмы;

- построения и перестроения;

- передвижения;

- размыкания и смыкания.

Для использования строевых упражнений при проведении занятий по физической культуре, необходимо знать основные понятия о строе.

2.

Основные понятия о строе

Строй - установленное размещение учащихся для совместных действий.

Фланг - правая или левая оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не меняется.

Тыльная сторона строя - сторона противоположная фронту.

Фронт - сторона строя в которую занимающиеся обращены лицом.

Интервал- расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.

Дистанция - расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне для сомкнутого строя нормой считается расстояние вытянутой вперёд руки.

Ширина строя - расстояние между флангами.

Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего учащегося) до последней шеренги (позади стоящего учащегося).

Направляющий - учащийся идущий в колонне первым.

Замыкающий - учащийся, идущий в колонне последним.

Шеренга - строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Колонна - строй, в котором занимающиеся, расположены, а затылок друг другу.

Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки.

Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся, расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом указанным преподавателем.

Ряд - два учащихся стоящие в двухшереножном строю в затылок один другому, последний ряд всегда должен быть полным.

3.

Строевые приемы

К строевым приёмам относятся команды: "Становись!", "Равняйсь!", "Смирно!", "Вольно!", "Отставить!", "Правой (левой) - вольно!". Расчет, куда входят команды: "По порядку - Рассчитайсь!" и др. Повороты на месте. В отдельных случаях команды могут заменяться распоряжениями.

Построения и перестроения

Построения - действия занимающихся после команды преподавателя и принятия того или иного строя.

Перестроения - переход из одного строя в другой.

Перестроения из одной шеренги в две. После предварительною расчета по два подается команда: "В две шеренги - Стройся!" По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу. Для обратного перестроения подаётся команда. В одну шеренгу - Стройся!" После команды все выполняется в обратной последовательности (рис. 1).

Перестроение из одной шеренги и три. После предварительного расчета подаётся команда: "В три шеренги - Стройся!". По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подаётся команда: "В одну шеренгу - Стройся!". И все выполняется в обратной последовательности (рис. 2).

Перестроения из колонны по одному в колонны по два (три). После предварительного расчета подаётся команда: "В колонну по два (три) - Стройся!". Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три (рис. 3).

Перестроение из шеренги уступом. После предварительного расчета (6 -3 - на месте, 6 - 4 - 2 - на месте и др.), подаётся команда: "По расчету шагом марш!" Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов. Преподаватель ведет подсчёт на один больше, максимального количества шагов. При расчете 6 - 3 - на месте - до семи.

Для обратного перестроения подаётся команда: "На свои места шагом - Марш!". Все выходившие из строя делают поворот кругом, и идут на свои места и, дойдя до них, выполняют поворот кругом. Преподаватель ведет подсчёт до тех пор, пока последний вошедший в строй не сделает поворот кругом (рис.4).

Перестроение из одной колонны в три уступом. После предварительного расчёта по три подаётся команда: "Первые номера - два (три и т.д.) шага вправо, третьи номера - два (три и т.д.) шага влево шагом - Марш!". По команде занимающиеся выполняют указанное количество шагов.

Для обратного перестроения подаётся команда: "На свои места шагом - Марш!". Перестроение выполняется приставными шагами (рис.5).

Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом. После предварительного расчёта по три, четыре и т.д. подаётся команда: Отделениями в колонну по три (четыре) левые (правые) плечи вперед шагом, - Марш!". По этой команде учащиеся, сохраняя равнение по фронту начинают захождение плечом до образования колонны. Вторая команда: "Группа - Стой!".

Для обратного перестроения подаются команды:

1. "Кругом!".

2. "Отделениями в одну шеренгу, правые (левые) плечи вперёд шагом - Марш!".

3. "Группа - Стой!". Последняя команда подаётся в тот момент, когда занимающиеся доходят до своего места в шеренге (рис. 6).

Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три и т.д.) поворотом в движении. При движении группы налево в обход подаём команда: "В колонну по два (три и т.д.) налево - Марш!". После поворота первой двойки (тройки и т.д.), следующие делают поворот под команду своего замыкающего, на том же месте, что и первые.

Для обратного перестроения подаются команды:

1. "Напра-Во!".

2. "В колонну по одному направо в обход шагом - Марш!".

При обучении целесообразно предварительно рассчитать учащихся по два (по три и т.д.) рис. 7.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении.

Команды:

1. "Через центр - Марш!" (как правило, подаётся на одной из середин).

2. "В колонны по одному направо, налево в обход - Марш!" (подаётся на противоположной середине). По этой команде первые номера идут направо, вторые - налево в обход.

3. "В колонну по два через центр - Марш!", подается при встрече колонн (рис. 8 а, б, в). Обратное перестроение называется разведением и слиянием.

Сведение - соединение колонн низшего порядка в колонну высшего порядка.

Разведение - деление колонны высшего порядка на колонны низшего порядка.

Перестроение из колонны в круг производится по команде "Взявшись за руки, в круг, шагом - Марш!" (предварительно преподаватель обозначает центр будущего круга). По этой команде оба фланговые заходят вокруг указанной точки до взаимной встречи, "размыкая" всех занимающихся на указанный интервал.

Перестроение из одного круга в два. Подаются команды: 1. "По три - Рассчитайсь!". 2. "Вторые номера три шага (два и т.д.) вперёд, третьи номера полшага вправо, шагом - Марш!". Занимающиеся выполняют указанные действия. Обратное перестроение производится по команде: "В один круг - Стройся!". По этой команде все выполняется в обратном порядке (с поворотом кругом) рис. 9 а.

Перестроение из одного круга в три. Подаются команды: 1. "По семь - Рассчитайсь!", 2. "Четвертые номера шесть шагов вперёд, вторые и шестые - три шага вперёд, седьмые полшага вправо, шагом.- Марш!". Занимающиеся выполняя указанные действия, перестраиваются в три круга. Обратное перестроение производится по команде: "В один круг - Стройся!", по которой занимающиеся становятся на свои места с поворотом кругом.

Размыкания и смыкания

Размыкания - действия занимающихся связанные с увеличением интервала и дистанции.

Смыкание - приём уплотнения разомкнутого строя.

1. Размыкание по уставу ВС. Команда: "Вправо (Влево, от средины) на два (три и т.д.) шага. Разомкнись!". Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.

Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, набрав указанный интервал, поворачиваются лицом к фронту. Подсчёт ведется по два, пока последний не приставит ногу.

2. Размыкание приставными шагами производится по фронту. Команда:"От середины (вправо, влево) на два (три и т.д.) шага приставными шагами разом - Кнись!". После подачи команды подсчет по два пока последний не приставит ногу. Для смыкания подается команда: "К середине (вправо, влево) приставными шагами сом - Кнись!", Подсчёт по два, пока последний не приставит ногу.

3. Размыкания по распоряжению. Например, "наберите интервал – два шага" и т.д.

4. Размыкания по направляющим в колоннах, которых преподавательставит на необходимый интервал.

5. Размыкание дугами можно выполнять из колонны по 3, 4, 5, (по три размыкание выполняют первый и третий номера; по четыре - второй и третий) Подаётся команда: "Дугами на два (три) шага разом - Кнись!" По этой команде выше указанные номера выходят вперёд, обходя по дуге на пять счётов справа и слева стоящих, и останавливаются с указанным интервалом от них, приставляяногу (на счёт шесть) и по счёту семь - восемь поворачиваются кругом (рис. 9 б).

Для размыкания дугами из колонны по пять подаётся команда: Дугами на два шага разом - Кнись!", по которой вторые и четвёртые номера на шесть счётов обходят по дуге первых и пятых становясь рядом с ними, по счёту семь - восемь поворачиваются кругом. После чего первые и пятые номера на шесть счётов обходят дугами рядом стоящих на интервал два шага и по счёту семь - восемь поворачиваются кругом. При размыкании дугами назад, вначале выполняется поворот кругом, а потом размыкание по дуге.

Передвижения

К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.

Передвижения могут осуществляться строевым и походным (обычным) шагом, который отличается от первого большей свободой движений.

Движения на месте выполняются по команде:

1. "На месте шагом - Марш!".

2."Направляющий - На месте!" - тогда, когда необходимо сомкнуть передвигающуюся группу на дистанцию в один шаг.

3. Для возобновления движения вперёд при ходьбе на месте, подаётся команда: "Прямо!", - под левую ногу, после чего делается шаг правой на месте и с левой начинается движение вперёд.

Для изменения скорости, темпа и ритма передвижения используются команды: "Шире - Шаг!", "Короче - Шаг!", "Чаще - Шаг!" "Ре - Же!". Исполнительная команда подаётся под левую ногу.

Для передвижения бегом подаётся команда: "Бегом - Марш!". При переходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подаётся под левую ногу, после чего занимающиеся делают шаг правой и с левой начинают движение бегом (то же при переходе с бега под музыку по команде: "Шагом - Марш!". Если музыкального сопровождения нет, команда "Марш!" подаётся под правую ногу.

Повороты в движении. Исполнительная команда для поворота направо подаётся под правую ногу, после чего занимающиеся, делают шаг левой вперед, поворачиваются на носке левой ноги и с правой ноги начинается движение в новом направлении. Исполнительная команда и действия при повороте налево - аналогичны.

Для выполнения поворота кругом подается команда: "Кругом - Марш!". Исполнительная команда: "Марш!" подаётся под правую ногу, после чего занимающийся делает шаг левой вперёд, полшага правой вперёд, и поворачивается на носках обеих ног и с левой ноги начинает движение в новом направлении.

При выполнении поворотов в движении целесообразно вести подсчёт, чтобы сохранить ритм движения.

gigabaza.ru

КОМАНДЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ВО ВРЕМЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

КОМАНДЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ВО ВРЕМЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

На утренней гимнастике дети выполняют различные упражнения. Требования к качеству движений должны быть едиными у обоих воспитателей данной возрастной группы. Во многом этому способствуют точные команды и распоряжения, красивый и правильный показ движения, краткое и понятное объяснение.

Как правило, воспитатели умеют красиво и правильно показать выполнение упражнения, но не всегда могут кратко и понятно объяснить, четко дать команду, распоряжение. Уверенный тон, точность команд, подтянутость воспитателя дисциплинируют, организуют детей, заставляют их быстро, четко выполнять движения. «Необходимо помнить, что хорошо поданная команда, уместно и правильно отданное распоряжение уже сами по себе имеют большое организующее влияние на учащихся и дисциплинируют их»*.

Что же такое команда и распоряжение?

Команда — это краткое, четкое указание, сигнал к выполнению или прекращению действия. Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В первой части указывается, что и как надо делать, и она произносится медленно. Во второй части говорится о начале действия и она произносится быстро, отрывисто. Например: «Нале-во!», «Начи-най!» или «Кру-гом!» и др. Цель команды — обеспечить одновременное Начало, окончание и темп выполнения движений.

Распоряжение — это указание, также связанное с выполнением упражнений или других действий, но оно не имеет определенной формы подачи. Распоряжение произносится кратко, четко и спокойно. Например: «Идите за мной!», «Поднимите руки вверх» и т. д.

В работе с детьми дошкольного возраста применяются простые команды и распоряжения, принятые в гимнастике. Когда упражнения выполняются с музыкальным сопровождением, то они даются реже.

Распоряжение чаще применяется с детьми младшего дошкольного возраста. Начиная со средней группы постепенно вводятся команды, воспитатель при этом должен стоять в положении «смирно».

Различная форма подачи команд и распоряжений говорит о разнообразном характере выполнения упражнения. Движения могут стать плавными или отрывистыми, свободными или напряженными. Воспитатель должен найти такую форму произнесения команд и распоряжений, которая поможет провести упражнение эмоционально, интересно, с учетом возраста. Ему необходимо следить за тем, чтобы у детей было спокойное, бодрое настроение. Указания давать в веселом, доброжелательном тоне.

В младшей группе команд нет. Распоряжения просты и немногочисленны.

При строевых упражнениях:

  • Постройтесь за Сережей! (Для построения друг за другом.)

  • Идите за мной (за Колей). (Для ходьбы друг за другом.)

  • Остановитесь! (Для остановки.)

  • Побежали! (Для бега.)

  • Света, иди ко мне! (Для ходьбы в указанном направлении).

  • Идите на носках. (Для профилактических упражнений.)

  • Повернитесь ко мне, возьмитесь за руки, дает мне руку Сережа — первый и Наташа — последняя. (Для построения в круг.)

  • Помашем флажком. (Название упражнения.)

  • Поставьте ноги подальше друг от друга, руки опустите. (Для исходного положения.)

  • Поднимите флажок, помашите им, опустите. (Для выполнения упражнения.)

Качашкин В. М. Методика физического воспитания, «Просвещение», 1972, с. 211.

Молодцы! Хорошо! (Для окончания.)

Воспитатель может сам продумать распоряжения для детей данного возраста, но отдавать их нужно в форме настоящего времени, доброжелательно и доступно пониманию детей.

В средней группе постепенно вводятся простейшие команды и общепринятые распоряжения.

При строевых упражнениях:

  • Постройтесь в колонну. (Для построения друг за другом по росту.)

  • Вперед! Прямо — марш! (Для ходьбы.)

  • Приготовьтесь к бегу, согните руки в локтях. (Для бега.)

  • Бегом!

  • На носках, на пятках. (Для профилактических упражнений.)

  • На месте. (Для ходьбы на месте.) -

  • Группа, стой! (Для остановки.)

  • Сережа, выводи свое звено. (Для построения в звенья.)

  • Звеньевые, руки в стороны, остальные руки вперед. (Для размыкания.)

  • Повернитесь ко мне и еще раз ко мне. (Для поворота кругом.)

  • Равняйтесь по шнуру.

При общеразвивающих упражнениях:

  • Обруч вперед. (Название упражнения.)

  • Показываю.

  • Обруч вперед, вниз. (При объяснении.)

  • Ноги слегка расставьте, обруч вниз. (Для исходного положения.)

  • Упражнение начинай!

  • Вверх, вниз! (Во время руководства упражнением.)

  • Продолжайте без меня. Упражнение закончить. Или. Закончить! (Для окончания, упражнения.)

Отдавать распоряжение «закончить» лучше при выполнении завершающего движения, например: «вниз».

Команды: «Прямо—марш!», «Группа, стой»! «Начи-най!».

В старшей группе дети уже понимают краткие распоряжения, сведенные к одному слову, им доступен термин «исходное положение». Распоряжения более многообразны.

При строевых упражнениях:

  • В колонну!

  • Шагом — марш!

  • Приготовьтесь к бегу. (Для подготовки рук.)

  • Бегом!

  • На носках, на пятках!

  • Змейкой!

  • Врассыпную!

  • На месте!

  • Группа, стой!

  • Звеньевые, ко мне! (Для построения в звенья.)

  • Проверьте расстояние. (Для размыкания.)

  • Нале-во, напра-во!

  • Один налево, другой направо. (Для построения в пары — разведением.)

  • Подравняйтесь.

При общеразвивающих упражнениях:

- Палку вверх! (Название упражнения.)

  • Показываю. Палку вперед, вверх, вниз. (При выполнении упражнения.)

  • Исходное положение: ноги — пятки вместе, носки врозь, палка внизу.

  • Начи-най!

  • Достаточно. (Для окончания упражнения.)

В подготовительной к школе группе используются различные строевые упражнения. Качество выполнения перестроения зависит не только от ведущего, но и от каждого ребенка, так как многие перестроения проводятся по ходу движения. Поэтому распоряжения надо отдавать заранее.

При строевых упражнениях:

  • В колонну!

  • В звенья!

  • Врассыпную!

  • Парами — марш!

  • Четверками — марш!

  • В круг!

  • На месте шагом — марш!

  • Бегом — марш!

  • На пятках, по-медвежьи.

  • Пара — направо, пара — налево. (Для перестроения в четверки разведением.)

  • Группа, стой!

  • Кру-гом! Напра-во! Нале-во!

  • Вполоборота направо, налево.

  • Равняйтесь по носкам.

При общеразвивающих упражнениях:

Умение понимать и точно выполнять команды и распоряжения поможет детям в будущем на уроках физкультуры.

infourok.ru

Команда мечты. Групповые упражнения в гимнастике - Искусство со вкусом спорта - Блоги

Групповые упражнения в художественной гимнастике я считаю недооцененными. Прежде всего – недооцененными мной. Мне никогда не были интересны соревнования в групповом первенстве. Я, конечно, приходила в Дворец спорта смотреть их, но если это были интернет-трансляции – то не смотрела почти никогда. Помню, меня очень удивили мои одногруппницы, которых я случайно встретила на Кубке Дерюгиной, когда сказали, что ждут соревнований именно в групповых. Типа, зрелищно это. Мне было этого не понять.

Выступления в групповых упражнениях казались мне хаосом (и сейчас порой кажутся, чего уж там). Особенно это я чувствовала в 2012 году, когда Ирина Винер рассказала, что сформировала новую команду, в которой нет одинаковых «средних» гимнасток, а есть пять уникальных и сильных личниц. Групповые лидеров, России, носились по ковру под дискотечную музыку в бешеном темпе, предметы куда-то летели, кто-то их ловил словно ниоткуда. Гимнастки гоняли по площадке в пестрых купальниках и уследить, что и зачем было сложно. Не исключаю, что я просто не понимала красоты этих упражнений. Но меня не вдохновляло. Меня утомляло.

Хотя на самом же деле я всегда понимала, что групповые упражнения в гимнастике – стратегически важный вид. Потому что именно на соревнованиях групп внезапно понимаешь – мы тут смотрим не битву гимнасток из стран бывшего СССР, а все-таки чемпионат МИРА. В групповых упражнениях может одержать победу не только Россия, но еще и Италия, или Испания, или Болгария. В тройку может войти даже Япония. А сердца зрителей способна покорить вообще Ангола.

Но мой интерес к этому виду смогли пробудить только они. Нет, вот даже не они, она – одна команда. Сборная Украины. Тут, конечно, можно обвинить меня в пиаре своей родной сборной, в предвзятости и воспевании только своих. Всегда пожалуйста, но это совсем не так. Команда Украины крута не потому, что она из Украины, а потому, что она – команда.

По правде говоря, украинская сборная в групповых на моей памяти никогда не могла похвастаться особыми успехами. Это когда-то давно, в 2002 году, на чемпионате мира в групповых упражнениях (да, даже такие события были) украинская команда, за которую выступали личницы Анна Бессонова и Наталья Годунко, выиграла золото в одном из видов.

Больше громких побед и не было. Довольно неплохим результатом считалось отобраться на Олимпиаду и выйти там в финал.

Нынешняя сборная Украины, в составе которой Евгения Гомон, Алена Дмитраш, Александра Гридасова, Александра Асланян, Валерия Гудым и Анастасия Возняк, в прошлом сезоне смогла  обратить на себя внимание. С различных стартов гимнастки взялись привозить медали и, что еще важнее, они покоряли своими выступлениями, своей программой, своей подачей. И интерес к ним понемногу возрастал.

Именно в прошлом году я поняла, что сборная Украины крутая. Когда гимнасткам поставили программу с обручами и булавами под Vogue Мадонны, а ленты – под музыку Muse. И я, всегда равнодушна к групповым упражнениям, стала их смотреть.

В упражнении с лентами мне нравилось уже только то, как эти пять стройных, высоких длинноногих – как на подбор – гимнасток выходили дружным строем на ковер, а потом синхронно отбрасывали ленты назад. Словно девушка, которая отбрасывает назад длинные волосы. Эффектно, короче:)

 

Уже на Европейских играх в 2015 году я страшно за них болела и рассказывала подругам, какие у нас крутые групповички – смотрите, какая синхронность в фуэте, какая постановка, а главное, – какая подача себя! И хоть я обращала внимание своих девочек на упражнение с лентами, им больше понравился Vogue.

Да, программа с булавами и обручами поставлена в прошлом сезоне под песню Мадонны Vogue. Многие движения гимнасток взяты из известного клипа 1990 года. А движения в клипе, в свою очередь, были взяты из танцев в клубах Нью-Йорка, где танцоры имитировали позы и движения моделей из обложек журнала Vogue.

Вот и гимнастки предстают перед нами в образе моделей. И им всем невероятно идут эти пресловутые однотонные черные купальники. Лично меня в их выступлении подкупает отточенность движений, логичность и гениальная простота постановки. Никто никуда не несется, в глазах не рябит. Синхронность (когда, конечно, им все удается, но в последнее время они подтянулись) восхищает. Их движения попадают в музыку и полностью соответствуют единому стилю программы. И для меня это упражнение не выглядит просто. Если я, конечно, правильно понимаю групповые упражнения, считая, что их целью не является запутать зрителя  суетливой высокой скоростью.

 

Прошлогоднюю программу с обручами и булавами под Vogue гимнасткам оставили и в этом сезоне.

Программу с пятью лентами под Muse в этом сезоне сменили зажигательные бразильские мотивы - самба. Вообще, многие команды выбрали бразильскую музыку в олимпийский сезон. И только у сборной Бразилии это не выглядит как подхалимство:) А так, конечно, многим странам теперь надо бы запретить выступать друг за другом – самба на самбе! Как бы ни было, новая программа у сборной Украины тоже удачная. Хоть выступления с лентами даются гимнасткам пока сложнее и бразильский темп выдержать не так просто, упражнение "смотрится", и это здорово. И да, мой любимый отброс назад лент в начале программы тоже оставили:)

С этими программами сборная Украины выступит в августе на Олимпиаде в Рио.

Девочкам удалось пройти квалификацию на Олимпийские игры на отборочном чемпионате мира. Хоть вообще-то, им не все удалось на ЧМ, я ожидала от них большего. Но и стоит отметить, что на прошлую Олимпиаду сборная Украины в групповых упражнениях отобралась лишь на дополнительном Тест ивенте. В этот раз тоже все было не без сложностей – гимнастки заняли девятое место, а квалификацию проходили первые восемь. Но им досталась «экстра-квота». Две лицензии на ОИ были зарезервированы на тот случай, если бы в первую восьмерку вошли только страны Европы. Тогда, чтобы разбавить европейцев, эти квоты отдали бы лучшим неевропейским странам. Но в топ-восемь пробились сами сборные Японии и Китая. Таким образом, одну лицензию-резерв отдали США, а вторую, лишнюю, – девятому номеру, то есть Украине.

Несмотря на мой восхищение украинской сборной и завоеванные медали, от Ирины Дерюгиной гимнастки критики отгребают. В своем последнем интервью Ирина Ивановна нещадно групповичек критиковала. Мол, с весом проблемы, с мотивацией, первыми быть не хотят - в тройку-то спокойно входить должны! Но я в них верю. Искренне считаю их крутыми. И мой статус, написанный в июне прошлого года под впечатлением от их выступлений на Европейских играх, откуда они привезли серебро и бронзу, все так же актуален (если снизить немного градус пафосности:):

«Они безумно крутые. Не потому что у них запредельная сложность коллективного запутывания и распутывания лент, нет. Они крутые, потому что от них сносит крышу, как только они выходят на площадку - очень стильные в своих комбинезонах, каждая фактурная и особенная, но при этом они одно целое, а не пять отдельных крутых девочек. Они ступают на ковер, эффектно отбрасывая ленты назад - простое движение, но как же шикарно это смотрится. Они особенные, потому что обладают собственным стилем, характером подачи, сильной энергетикой. Они одна команда - друг другу под стать, длинноногие, высокие и стройные, - но совсем не похожи ни на какую другую сборную. У них музыка не фон, а синхронные фуэте вызывают восхищение. Они достойны медалей и того, чтобы быть в элите художественной гимнастики».

Да, они достойны быть в элите. И подтверждение тому – высокие оценки и места на последних стартах.

Поэтому - удачи девчонкам в Рио!!! А зрителям –  ни в коем случае не уходить на кухню за чаем во время их выступлений! И на новости тоже не переключать!;)

Упражнение с лентами, Европейские игры-2015.

Упражнение с лентами, Кубок мира, Лиссабон-2016.

Упражнение с булавами и обручами, Кубок мира, Пезаро-2016.

www.sports.ru

Сокращение количества гимнастов в команде на ОИ нецелесообразно — Родионенко

Андрей Родионенко

 

МОСКВА, 13 мая — Р-Спорт, Мария Воробьева. Предложение Международной федерации спортивной гимнастики (FIG) сократить количество спортсменов в командном многоборье по спортивной гимнастике на Олимпийских играх 2020 года с пяти до четырех несет негативное влияние и идет вразрез с принципами, с которых начинался этот вид спорта, заявил агентству «Р-Спорт» главный тренер сборной России Андрей Родионенко.

На этой неделе совет FIG проголосует по предложению сократить количество спортсменов в команде на соревнованиях по спортивной гимнастике на Олимпийских играх-2020 с пяти до четырех человек. Одобрение данного предложения откроет 12 лишних квот для мужчин и 12 для женщин.

«Это очень негативное предложение. Сокращение числа участников в команде уравнивает шансы сборных, но в то же время придает командному турниру такой вид, по которому не будет складываться истинного представления об уровне гимнастики в этой стране. Изначально в положении было восемь человек в команде, потом шесть, теперь пять. Меньше пяти гимнастов — это уже не та команда, с которой начиналась спортивная гимнастика, это нецелесообразно», — сказал Родионенко по телефону.

«Плюс ко всему это очень сильно повлияет на формирование состава. Даже сейчас выходить на Игры в составе пяти человек очень сложно. Нужно составить сборную, которая бы закрывала все требуемые форматы: команда, многоборье, отдельные виды. Подчас сильные гимнасты в отдельных видах не попадают в командный турнир только потому, что им не хватает места. Думаю, представители Российской Федерации на исполкоме FIG не будут голосовать за данное предложение «, — заметил тренер.

Родионенко подчеркнул, что также поднимаются вопросы «о принципах отбора на Олимпийские игры». «Сейчас за год до Игр отбираются восемь команд плюс четыре на тестовом турнире. То есть большое число команд отобрано, и их дополняют кем-то. Теперь вынесено предложение отбираться по формуле три команды в 2018 году и девять — в 2019-м. Опять же, с целью уравнять шансы отбора. Наше предложение — хотя бы пополам поделить и отбираться по формуле «шесть и шесть», — заключил тренер.

Источник Р-Спорт

sportgymrus.ru

К проблеме комплектования команд в групповых упражнениях художественной гимнастике

Ключевые слова: психологическая совместимость в групповых упражнениях, тип личности, темперамент.

Keywords: psychological compatibility in group exercises, personality type, temperament.

Резюме. На основании исследований авторы приходят к выводу, что при комплектовании команд в групповых упражнениях художественной гимнастики необходимо учитывать темперамент спортсменок и свойства личности.

Summary. On the basis of researches the authors arrival in a conclusion that their acquisition teams in the group exercises of rhythmic gymnastics to it's necessary to take into account the temperament of athletes and personality traits.

Одним из наиболее зрелищных, ярких и в то же время сложных видов соревновательной программы в художественной гимнастике являются групповые упражнения. В отличие от индивидуальных групповые упражнения имеют ряд особенностей:

  1. Групповые упражнения исполняются пятью гимнастками одновременно.
  2. Длительность группового упражнения в два раза больше индивидуального (2'15»-2'30»).
  3. Большое разнообразие двигательных действий.

Особое значение для работы в групповых упражнениях приобретают индивидуально-психологические особенности личности гимнасток (тип темперамента, направленность психики, эмоциональная устойчивость, тревожность). Психодиагностика состояния спортсмена может определить степень его соревновательной надежности, прогнозировать поведение спортсмена в экстремальных условиях, внести коррективы в его предсоревновательную подготовку.

Поэтому изучение темперамента спортсменок, специализирующихся на выступлениях в групповых упражнениях является актуальной проблемой в художественной гимнастике.

Цель исследования заключалась в определении типов темперамента и их соотношения у спортсменок высокой квалификации при комплектовании команд групповых упражнений.

Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что комплектование команд групповых упражнений художественной гимнастики с учетом типов темперамента спортсменок, позволит повысить соревновательную надежность выступлений.

В связи с вышесказанным были определены задачи исследования:

  1. Выявить типологические свойства нервной системы спортсменок в групповых упражнениях.
  2. Определить темперамент гимнасток по экстра-интровертированности и степени эмоциональной устойчивости.
  3. Определить соотношение типов темперамента у спортсменок в групповых упражнениях.

В нашем исследовании принимали участие 6 команд групповых упражнений, в состав которых входили гимнастки высокой квалификации (студентки РГУФКСМиТ) - МС РФ. Для изучения типологических свойств нервной системы применялся опросник Е.А Климова. Для определения типа темперамента и степени эмоциональной устойчивости использовался «Личный опросник по Айзенку».

Основная проблема, которую должны решать гимнастки в групповых упражнениях - нивелирование своей индивидуальности. В связи с этим принципиально важным является равенство гимнасток по уровню технической, физической подготовленности, антропометрическим и морфофункциональным показателям. Пять человек на площадке должны действовать как единый организм: синхронно, с единой амплитудой, в одном темпе. В спортивной практике комплектование спортивных команд зачастую осуществляется тренером интуитивно, без учета фактора совместимости. Отсюда возникают различные негативные явления в совместно выполняемой спортивной деятельности: длительное разучивание упражнений и нестабильное их выполнение, непонимание партнера, конфликты.

Прежде всего, для спортсменок, выступающих в групповых упражнениях необходима двигательная совместимость. В качестве признаков двигательной совместимости гимнасток в групповых упражнениях выступают: высокая сработанность группы, точность и согласованность действий, надежность, быстрота овладения новыми совместными действиями, стабильность их выполнения, повышение результативности соревновательной деятельности команды за счет сходного уровня физической, технической и тактической подготовленности гимнасток.

Особое значение для работы в групповых упражнениях приобретают индивидуально-психологические особенности личности гимнасток (тип темперамента, направленность психики, эмоциональная устойчивость, тревожность).

В ходе проведенных исследований было выявлено, что из 30 гимнасток (6 команд по 5 человек):

1. По силе нервной системы - 40% спортсменки с ярко выраженной сильной нервной системой;

  • 10 % с выраженной сильной нервной системой;
  • 30 % с ярко выраженной слабой нервной системой;
  • 20 % в зоне неопределенности.

2. По уравновешенности нервной системы - 40 % с ярко выраженной уравновешенностью нервной системы;

  • 20 % с выраженной уравновешенностью нервной системы;
  • 20 % с ярко выраженной неуравновешенностью нервной системы;
  • 20 % в зоне неопределенности.

3. По подвижности нервной системы -70 % с ярко выраженной подвижностью;

  • 10 %) с выраженной подвижностью;
  • 10 %) с выраженной инертностью;
  • 10 %) в зоне неопределенности.

Полученные результаты показали, что большинству спортсменок в групповых упражнениях присущи черты меланхолика (рис. 1). Зависимость свойств темперамента от свойств нервной системы может носить сложный характер и не всегда быть прямолинейной. Тем не менее, в нашем случае, четко определились группы с хорошим психологическим «климатом», имеющие различные типы темперамента - интроверты. Это спортсменки, характеризующиеся особым типом эмоциональной устойчивости и волевой регуляции поведения. У них отсутствуют признаки сильного волнения в экстремальных условиях. Для них характерны: ровное настроение, хорошая переносимость ситуации ожидания значительных событий. Они устойчивы к успеху, не склонны к конфликтам в общении, обладают тем комплексом эмоционально-волевых проявлений в напряженных ситуациях, которые выражает понятие «сдержанность». И, напротив, если в составе команды (2-3 человека) спортсменки - экстраверты, особенно при частично совпадающих подвижных типах темперамента наблюдаются частые конфликты, непонимание между партнерами.

Рис. 1 Круговая диаграмма соотношения типов темперамента спортсменок высокой квалификации в групповых упражнениях художественной гимнастики

Каждая деятельность, в зависимости от своих специфических особенностей, предъявляет к психике спортсменок и ее динамическим особенностям определенные требования (Б. А. Вяткин, 1974). В проведенных ранее аналогичных исследованиях в индивидуальных упражнениях было выявлено, что большинство гимнасток высокой квалификации (п=25) холерики - 40%, меланхолический тип темперамента имеют 30% и сангвиническим типом обладают 30% спортсменок (рис. 2).

Рис. 2 Соотношения типов темперамента в процентах спортсменок высокой квалификации в индивидуальных упражнениях художественной гимнастики

Для холериков характерна целеустремленность, настойчивость достижения цели, возбудимость, изменчивость, импульсивность, оптимизм, активность. Эмоциональные переживания холерика захватывают личность, ярко выражаясь во внешнем образе и поведении. В связи с этими качествами гимнастки-холерики являются очень яркими эмоциональными личностями, которые упорно идут к достижению своей цели. Эти качества имеют огромное значение для занятий художественной гимнастикой и позволяют обладательницам данного темперамента добиваться больших побед в индивидуальных упражнениях.

У гимнасток должна быть тонкая дифференци-ровка мышечных усилий, адекватное восприятие параметров движения, их высокая точность, музыкальная выразительность, артистичность. Именно эти свойства и присущи в большей мере холерикам и меланхоликам. В свете учения Б. М. Теплова с роли свойств типа нервной системы и темперамента, можно утверждать, что эти свойства либо существенным образом определяют те психические качества, которые в данном виде спорта выступают как специфические способности, либо сами в чистом виде ими являются.

Таким образом, высокие показатели процентного соотношения меланхолического и холерического типов темперамента являются следствием предъявления художественной гимнастикой, как вида спорта, определенных требований к спортсменкам. Деятельность, направленная на достижение успехов в этом виде спорта, оказывает влияние на развитие у гимнасток повышенной эмоциональной восприимчивости и чувствительности.

Выводы:

  1. При комплектовании команд групповых упражнений художественной гимнастики помимо двигательной совместимости необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности личности гимнасток.
  2. В составе команды групповых упражнений преобладают спортсменки с ярко выраженной сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой.
  3. Для отбора в групповые упражнения предпочтение необходимо отдавать гимнасткам с меланхолическим типом темперамента, а для гимнастического многоборья - холерикам.

Литература.

  1. Аверкович Э.П., Плешкань А.В., Морозова Л.А. Организация и методика подготовки групповых упражнений в художественной гимнастике. Метод, рекомендации. М.: 1989
  2. Нестерова Т.В., Кожанова О.С. Фактор совместимости при комплектовании команд в групповых упражнениях художественной гимнастики. // Физическое воспитание студентов. - 2009. - N 1. - С. 32-34.
  3. Приставкина М.В. Эмоциональная выразительность спортсменок в художественной гимнастике и ее психологические причины: Метод. Рек. -Смоленск: СГИФК, 1987. - 13 с.
  4. Художественная гимнастика. Учеб. под общ. ред. Л.А. Карпенко. М.: 2003

sportfiction.ru

К проблеме комплектования команд в групповых упражнениях художественной гимнастике - Научные статьи

Ключевые слова: психологическая совместимость в групповых упражнениях, тип личности, темперамент.

Keywords: psychological compatibility in group exercises, personality type, temperament.

Резюме. На основании исследований авторы приходят к выводу, что при комплектовании команд в групповых упражнениях художественной гимнастики необходимо учитывать темперамент спортсменок и свойства личности.

Summary. On the basis of researches the authors arrival in a conclusion that their acquisition teams in the group exercises of rhythmic gymnastics to it's necessary to take into account the temperament of athletes and personality traits.

Одним из наиболее зрелищных, ярких и в то же время сложных видов соревновательной программы в художественной гимнастике являются групповые упражнения. В отличие от индивидуальных групповые упражнения имеют ряд особенностей:

  1. Групповые упражнения исполняются пятью гимнастками одновременно.
  2. Длительность группового упражнения в два раза больше индивидуального (2'15»-2'30»).
  3. Большое разнообразие двигательных действий.

Особое значение для работы в групповых упражнениях приобретают индивидуально-психологические особенности личности гимнасток (тип темперамента, направленность психики, эмоциональная устойчивость, тревожность). Психодиагностика состояния спортсмена может определить степень его соревновательной надежности, прогнозировать поведение спортсмена в экстремальных условиях, внести коррективы в его предсоревновательную подготовку.

Поэтому изучение темперамента спортсменок, специализирующихся на выступлениях в групповых упражнениях является актуальной проблемой в художественной гимнастике.

Цель исследования заключалась в определении типов темперамента и их соотношения у спортсменок высокой квалификации при комплектовании команд групповых упражнений.

Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что комплектование команд групповых упражнений художественной гимнастики с учетом типов темперамента спортсменок, позволит повысить соревновательную надежность выступлений.

В связи с вышесказанным были определены задачи исследования:

  1. Выявить типологические свойства нервной системы спортсменок в групповых упражнениях.
  2. Определить темперамент гимнасток по экстра-интровертированности и степени эмоциональной устойчивости.
  3. Определить соотношение типов темперамента у спортсменок в групповых упражнениях.

В нашем исследовании принимали участие 6 команд групповых упражнений, в состав которых входили гимнастки высокой квалификации (студентки РГУФКСМиТ) - МС РФ. Для изучения типологических свойств нервной системы применялся опросник Е.А Климова. Для определения типа темперамента и степени эмоциональной устойчивости использовался «Личный опросник по Айзенку».

Основная проблема, которую должны решать гимнастки в групповых упражнениях - нивелирование своей индивидуальности. В связи с этим принципиально важным является равенство гимнасток по уровню технической, физической подготовленности, антропометрическим и морфофункциональным показателям. Пять человек на площадке должны действовать как единый организм: синхронно, с единой амплитудой, в одном темпе. В спортивной практике комплектование спортивных команд зачастую осуществляется тренером интуитивно, без учета фактора совместимости. Отсюда возникают различные негативные явления в совместно выполняемой спортивной деятельности: длительное разучивание упражнений и нестабильное их выполнение, непонимание партнера, конфликты.

Прежде всего, для спортсменок, выступающих в групповых упражнениях необходима двигательная совместимость. В качестве признаков двигательной совместимости гимнасток в групповых упражнениях выступают: высокая сработанность группы, точность и согласованность действий, надежность, быстрота овладения новыми совместными действиями, стабильность их выполнения, повышение результативности соревновательной деятельности команды за счет сходного уровня физической, технической и тактической подготовленности гимнасток.

Особое значение для работы в групповых упражнениях приобретают индивидуально-психологические особенности личности гимнасток (тип темперамента, направленность психики, эмоциональная устойчивость, тревожность).

В ходе проведенных исследований было выявлено, что из 30 гимнасток (6 команд по 5 человек):

1. По силе нервной системы - 40% спортсменки с ярко выраженной сильной нервной системой;

  • 10 % с выраженной сильной нервной системой;
  • 30 % с ярко выраженной слабой нервной системой;
  • 20 % в зоне неопределенности.

2. По уравновешенности нервной системы - 40 % с ярко выраженной уравновешенностью нервной системы;

  • 20 % с выраженной уравновешенностью нервной системы;
  • 20 % с ярко выраженной неуравновешенностью нервной системы;
  • 20 % в зоне неопределенности.

3. По подвижности нервной системы -70 % с ярко выраженной подвижностью;

  • 10 %) с выраженной подвижностью;
  • 10 %) с выраженной инертностью;
  • 10 %) в зоне неопределенности.

Полученные результаты показали, что большинству спортсменок в групповых упражнениях присущи черты меланхолика (рис. 1). Зависимость свойств темперамента от свойств нервной системы может носить сложный характер и не всегда быть прямолинейной. Тем не менее, в нашем случае, четко определились группы с хорошим психологическим «климатом», имеющие различные типы темперамента - интроверты. Это спортсменки, характеризующиеся особым типом эмоциональной устойчивости и волевой регуляции поведения. У них отсутствуют признаки сильного волнения в экстремальных условиях. Для них характерны: ровное настроение, хорошая переносимость ситуации ожидания значительных событий. Они устойчивы к успеху, не склонны к конфликтам в общении, обладают тем комплексом эмоционально-волевых проявлений в напряженных ситуациях, которые выражает понятие «сдержанность». И, напротив, если в составе команды (2-3 человека) спортсменки - экстраверты, особенно при частично совпадающих подвижных типах темперамента наблюдаются частые конфликты, непонимание между партнерами.

Рис. 1 Круговая диаграмма соотношения типов темперамента спортсменок высокой квалификации в групповых упражнениях художественной гимнастики

Каждая деятельность, в зависимости от своих специфических особенностей, предъявляет к психике спортсменок и ее динамическим особенностям определенные требования (Б. А. Вяткин, 1974). В проведенных ранее аналогичных исследованиях в индивидуальных упражнениях было выявлено, что большинство гимнасток высокой квалификации (п=25) холерики - 40%, меланхолический тип темперамента имеют 30% и сангвиническим типом обладают 30% спортсменок (рис. 2).

Рис. 2 Соотношения типов темперамента в процентах спортсменок высокой квалификации в индивидуальных упражнениях художественной гимнастики

Для холериков характерна целеустремленность, настойчивость достижения цели, возбудимость, изменчивость, импульсивность, оптимизм, активность. Эмоциональные переживания холерика захватывают личность, ярко выражаясь во внешнем образе и поведении. В связи с этими качествами гимнастки-холерики являются очень яркими эмоциональными личностями, которые упорно идут к достижению своей цели. Эти качества имеют огромное значение для занятий художественной гимнастикой и позволяют обладательницам данного темперамента добиваться больших побед в индивидуальных упражнениях.

У гимнасток должна быть тонкая дифференци-ровка мышечных усилий, адекватное восприятие параметров движения, их высокая точность, музыкальная выразительность, артистичность. Именно эти свойства и присущи в большей мере холерикам и меланхоликам. В свете учения Б. М. Теплова с роли свойств типа нервной системы и темперамента, можно утверждать, что эти свойства либо существенным образом определяют те психические качества, которые в данном виде спорта выступают как специфические способности, либо сами в чистом виде ими являются.

Таким образом, высокие показатели процентного соотношения меланхолического и холерического типов темперамента являются следствием предъявления художественной гимнастикой, как вида спорта, определенных требований к спортсменкам. Деятельность, направленная на достижение успехов в этом виде спорта, оказывает влияние на развитие у гимнасток повышенной эмоциональной восприимчивости и чувствительности.

Выводы:

  1. При комплектовании команд групповых упражнений художественной гимнастики помимо двигательной совместимости необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности личности гимнасток.
  2. В составе команды групповых упражнений преобладают спортсменки с ярко выраженной сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой.
  3. Для отбора в групповые упражнения предпочтение необходимо отдавать гимнасткам с меланхолическим типом темперамента, а для гимнастического многоборья - холерикам.

Литература.

  1. Аверкович Э.П., Плешкань А.В., Морозова Л.А. Организация и методика подготовки групповых упражнений в художественной гимнастике. Метод, рекомендации. М.: 1989
  2. Нестерова Т.В., Кожанова О.С. Фактор совместимости при комплектовании команд в групповых упражнениях художественной гимнастики. // Физическое воспитание студентов. - 2009. - N 1. - С. 32-34.
  3. Приставкина М.В. Эмоциональная выразительность спортсменок в художественной гимнастике и ее психологические причины: Метод. Рек. -Смоленск: СГИФК, 1987. - 13 с.
  4. Художественная гимнастика. Учеб. под общ. ред. Л.А. Карпенко. М.: 2003

bmsi.ru