Артикуляционная гимнастика для дошкольников - комплекс упражнений. Комплекс артикуляционной гимнастики


Основной комплекс артикуляционной гимнастики — ЛОГОПЕДиЯ

                                                                               ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС

 

Чтобы артикуляционная гимнастика для дошкольников приносила плоды, заниматься ей нужно ежедневно. Все упражнения следует повторять как минимум 4-8 раз; если упражнение статическое (заключается в удерживании определенной мимической позы), выполнять его следует 10-15 секунд.

 

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

По окончанию гимнастики обязательно похвалите ребёнка!

 

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

 

  1. УЛЫБКАВыполнение.Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.Методические указания. Прикус должен быть естественным. 2. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

 

  1. ТРУБОЧКАВыполнение.Зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз. Методические указания: следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени.

 

  1. УЛЫБОЧКА – ТРУБОЧКА

Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Улыбочка» и «Трубочка» (8 — 10 раз). По указанию взрослого («Улыбочка» — «Трубочка» — «Улыбочка» — «Трубочка» — … и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение. Методические указания.См. выше.

 

  1. ЛОПАТОЧКАВыполнение.Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Выполнять 6 – 8 раз.Методические указания.Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. 2. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу.

 

  1. ИГОЛОЧКАВыполнение.Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать его узким («как иголочка»), удерживать в таком положении под счёт до 5-10.Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был узким; его края не должны касаться углов рта. 2. Стараться удерживать язык в спокойном состоянии.

 

  1. ЛОПАТОЧКА — ИГОЛОЧКАВыполнение.Поочерёдное выполнение упражнений «Лопаточка» и «Иголочка» (8 – 10 раз). По указанию взрослого («Лопаточка» — «Иголочка» — «Лопаточка» — «Иголочка» — … и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение. Методические указания.См. выше.

 

  1. ЧАСИКИВыполнение.Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой. Методические указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Темп выполнения не должен быть быстрым.

 

  1. КАЧЕЛИВыполнение.Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. По указанию взрослого («вверх» — «вниз» — «вверх» — «вниз» — … и т.д.) ребёнок должен поочерёдно поднимать язык вверх и опускать вниз, тянуться то к носу, то к подбородку. Методические указания.Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Следить, чтобы при подъёме языка рот был приоткрыт, нижняя губа не подталкивала язык вверх.

 

  1. ПОЧИСТИ ЗУБКИ

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Выполнять 5 – 6 раз.

Методические указания. 1. Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из ротовой полости. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Темп выполнения не должен быть быстрым.

 

  1. МАЛЯРВыполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Выполнять 8 – 10 раз. Методические указания.Следить. Чтобы язык был широким. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижнюю челюсть.

 

  1. ЧАШЕЧКАВыполнение.Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счёт до 5. выполнять 5 – 6 раз.Методические указания. Рот открыт; нижняя челюсть не должна подталкивать язык вверх. 2. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).

 

  1. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем). Выполнять 8 – 10 раз.

Методические указания. 1. Язык должен двигаться сверху вниз (а не влево — вправо). 2. Рот открыт; нижняя челюсть неподвижна, не подталкивает язык вверх. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

 

  1. КИСКА СЕРДИТСЯ

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы (с внутренней стороны). На счёт «раз» — выгнуть язык горкой («как киска выгибает спинку, когда сердится»), упираясь в нижние зубы. На счёт «два» — вернуться в исходное положение. Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания. 1. Кончик языка не отрывается от нижних зубов. 2. Рот не должен закрываться.

 

  1. ИНДЮКИВыполнение.Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп выполнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл» («как индюк болбочет»). Выполнять 6 – 8 раз. Методические указания. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Движения языка должны быть вперёд – назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперёд.

 

  1. ЛОШАДКАВыполнение.Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 – 20 раз. Методические указания. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Кончик языка не должен быть вытянут и заострён. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

 

  1. ГРИБОКВыполнение.Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу (это шляпка грибка, а подъязычная уздечка – ножка). Держать под счёт до 3-10 (время выполнения увеличивать постепенно), выполнять 3 – 4 раза. Методические указания.Губы должны быть в улыбке. 2. Кончик языка не должен подворачиваться. 3. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка».

 

  1. ГАРМОШКАВыполнение.Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу (как в упражнении «Грибок»). Не отрывая языка, закрывать и открывать рот. Выполнять под счёт до 3 – 10 (время выполнения увеличивать постепенно). Со временем стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык вверху.Методические указания.Губы должны быть в положении улыбки. 2. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были неподвижны.

 

  1. ДЯТЕЛВыполнение.Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка поставить на бугорки за верхними зубами. Ударять кончиком языка по бугоркам («как дятел стучит по дереву»), при этом будет слышатся звук, близкий к звуку «д». Сначала упражнение выполнять медленно, постепенно убыстряя темп.Методические указания. Рот должен быть всё время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Ударять языком надо именно по бугоркам, а не по верхним зубам. 3. Следить, чтобы звук «д» носил характер чёткого удара, а не хлюпал. 4. Кончик языка не должен подворачиваться.

 

 

logopedialife.ru

Комплексы артикуляционной гимнастики. Описание упражнений.

Артикуляционная гимнастика.

1.«Улыбка»

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«Домик открывается»

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается».

Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

6.«Лягушка»

Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «Зайчик»

Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

8. «Окошко»

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

9. «Язык здоровается с подбородком»

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. «Язык здоровается с верхней губой»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

11. «Обезьянка»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

12. «Бульдог»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

14. «Хомячок»

Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

15. «Кружок»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

16. Чередование «Толстячки - худышки»

Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

18. «Самовар»

Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

19. «Шлёпаем губами по языку»

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:

  • пошлёпать губами кончик языка;

  • пошлёпать губами середину языка;

  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».

Упражнение для губ

Губы округлить и вытянуть вперёд («О»).

1.«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

2. «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

3.«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

4. «Фокус» («Дуем с чашечки»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

5.«Не разбей чашечку»

Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

6. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»

1. «Покусаем язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

2. «Кусаем боковые края языка»

Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

3. «Чистим зубы снаружи»

Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

4. «Загоним мяч в ворота»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

5. «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

6. «Дуем на лопаточку»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

7. «Горка» («мостик»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

8. «Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

9. «Мостик построим – мостик разрушим»

Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

10. «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

11. «Катушка»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

12. «Жуём блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

IV-комплекс для постановки звука «Р»

1.«Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

2.«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперёд-назад.

3.«Барабанщик»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).

  1. Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).

  2. Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

5.«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

6.«Грибок»

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

7. «Кучер»

Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».

Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

III-комплекс для постановки звука «Л»

1. «Парус»

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

2. «Иголочка»

Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3. «Маятник»

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

4. «Змейка»

Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

5. «Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

6. «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

7.«Пароход»

Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»).

infourok.ru

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастикиЭти комплексы артикуляционной гимнастики предназначены для логопедов, воспитателей, а так же родителей. Весь артикуляционный материал представлен в стихотворной форме.

Родители знают, что гимнастика и физкультура полезны для укрепления мышц всего тела. Но язык – тоже мышца. Значит, и мышцы языка надо укреплять. С помощью чего? Правильно! Артикуляционной гимнастики.

И приходится, нам, логопедам в индивидуальной тетради прописывать все эти упражнения. Очень трудоёмкая работа.

Поэтому я решила написать для родителей комплексы артикуляционной гимнастики на все звуки: свистящие, шипящие и соноры. Затем, по мере необходимости, вклеиваю их в тетради для индивидуальных логопедических занятий.

Кроме этого, во время консультаций родители часто спрашивают данные упражнения. Эти комплексы артикуляционной гимнастики очень удобны и для специалиста, и для родителей.

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука [Л]

Кончик языка поднимается к основаниям верхних резцов (но может занимать и более низкое положение).

1.​ «Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

2.​ «Лепёшка»

Язык широкий положиИ спокойным удержи.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10.

Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

3.​ «Иголочка»

Язычок наш как иголка,Отойди, уколет колко!

Рот приоткрыть. Узкий, напряжённый язык высунуть вперёд, как можно дальше.

4. «Змейка»

Показала змейка жало,Убрала и хвост поджала…Жало вынула опять,Хочет всех вас испугать!

Сделать упражнение «Иголочка». Узкий язык, похожий на жало, максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

5.​ «Парус»

Выше парус поднимай!В путь кораблик отправляй!

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.

6.​ «Качели»

Язычок на крылечке полежал –И на качели побежал.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

7.​ «Маляр»

Мы покрасим потолок,Маляром стал язычок,Будет чистым (вот дела!)Всё до дальнего угла!

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.

8.​ «Щётка»

Щёткой кухню подмету,Наведу там чистоту,Вправо, влево щетинки,Не оставлю ни соринки!

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта.

9.​ «Вкусное варенье»

Мы вареньем, крепким чаемВсех знакомых угощаем…С губ сотрём следы варенья,Угощенья – объеденья!

Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю.

Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

10.​ «Чашечка»

Любим пить мы крепкий чай,Ну-ка, чашку подставляй!

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука [Р]

Кончик языка поднят к верхним зубам. Он напряжён, но неплотно прилегает к верхним зубам и вибрирует в проходящей воздушной струе.

1.​ «Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

2.​ «Лепёшка»

Язык широкий положиИ спокойным удержи.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

3.​ «Иголочка»

Язычок наш как иголка,Отойди, уколет колко!

Рот приоткрыть. Узкий, напряжённый язык высунуть вперёд, как можно дальше.

4.​ «Парус»

Выше парус поднимай!В путь кораблик отправляй!

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.

5.​ «Качели»

Язычок на крылечке полежал –И на качели побежал.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.

Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

6.​ «Язык перешагивает через зубы»

А потом пошёл гулять,По ступенечкам шагать.

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

б) Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

7.​ «Чьи зубы чище?»

Чистим зубы, чистим зубыИ снаружи и внутриНе болели чтоб они.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз.

Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

8.​ «Маляр»

Мы покрасим потолок,Маляром стал язычок,Будет чистым (вот дела!)Всё до дальнего угла!

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.

9.​ «Щётка»

Щёткой кухню подмету,Наведу там чистоту,Вправо, влево щетинки,Не оставлю ни соринки!

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта.

10. «Вкусное варенье»

Мы вареньем, крепким чаемВсех знакомых угощаем…С губ сотрём следы варенья,Угощенья – объеденья!

Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю.

Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

10.​ «Лодочка»

Лодочку могу свернутьИ на ней отправлюсь в путь,Как ни высока волна,Лодке не страшна она!

Сделать упражнение «Лопаточка» кончик и боковые края языка загнуть вверх, но язык высоко не поднимать.

11.​ «Чашечка»

Любим пить мы крепкий чай,Ну-ка, чашку подставляй!

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

12.​ «Болтушка», «Индюк»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

Следить, чтобы язык не сужался, а нижняя челюсть не двигалась.

13.​ Пощёлкать кончиком языка

А потом попляшет.

Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимается к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывается.

14.​ «Лошадка»

Едем, едем на лошадкеПо дорожке гладкой.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке.

15.​ «Грибок»

Лошадка шла, шлаИ грибок нашла.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к нёбу, а губы не натягивались на зубы.

16.​ «Гармошка»

На гармошке он сыграет,И песенку споёт…

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

17.​ «Автомат»

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряжённым кончиком языка многократно и отчётливо произносить звук Т-Т-Т сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.

18.​ «Барабан»

То же самое при произношении звука Д-Д-Д.

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции свистящих звуков [С], [З], [Ц]

При произнесении свистящих звуков губы слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов.

1.​ «Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

2.​ «Лепёшка»

Язык широкий положиИ спокойным удержи.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

3. «Качели»

Язычок на крылечке полежал –И на качели побежал.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.

Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

4.​ «Горка»

Выше горка поднимись,Мы помчимся с горки вниз!

Рот приоткрыть. Сделать язык широким. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в передние нижние зубы.

5.​ «Дудочка»

Дудочка, дуди сильней,Созовём мы всех друзей!

Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку».

6.​ «Колесо»

Покатилось колесо,Отвалилось, вот и всё…Колесо, вернись назад!Пожалей мой самокат!

Сделать упражнение «Горка». Среднюю часть языка максимально выдвигать вперёд, а затем убирать вглубь рта. Язык перемещать вперёд – назад в форме валика.

7.​ «Язык перешагивает через зубы»

А потом пошёл гулять,По ступенечкам шагать.

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

б )Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

8.​ «Чьи зубы чище?»

Чистим зубы, чистим зубыИ снаружи и внутриНе болели чтоб они.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз.

Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

9.​ Упражнение в произнесении звука [И ]

В игровой форме (например, петь мелодию на звук [И ]) отрабатывается произнесение звука.

10.​ «Заборчик»

Язычок поспешил к себе во двор,Чтобы починить забор.

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции шипящих звуков [Ш],[ Ж],[ Ч],[ Щ]

При произношении шипящих звуков губы округлены и слегка вытянуты вперёд. Зубы сближены, но не соприкасаются. Расстояние между ними 2 – 5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к верхним зубам и образует с ним щель.

1.​ «Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

2.​ «Лепёшка»

Язык широкий положиИ спокойным удержи.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10.

Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

3.​ «Парус»

Выше парус поднимай!В путь кораблик отправляй!

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.

4.​ «Качели»

Язычок на крылечке полежал –И на качели побежал.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.

Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

5.​ «Дудочка»

Дудочка, дуди сильней,Созовём мы всех друзей!

Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку».

6.​ «Маляр»

Мы покрасим потолок,Маляром стал язычок,Будет чистым (вот дела!)Всё до дальнего угла!

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.

7.​ «Вкусное варенье»

Мы вареньем, крепким чаемВсех знакомых угощаем…С губ сотрём следы варенья,Угощенья – объеденья!

Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю.

Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

8.​ « Лодочка»

Лодочку могу свернутьИ на ней отправлюсь в путь,Как ни высока волна,Лодке не страшна она!

Сделать упражнение «Лопаточка» кончик и боковые края языка загнуть вверх, но язык высоко не поднимать.

9.​ «Язык перешагивает через зубы»

А потом пошёл гулять,По ступенечкам шагать.

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

б) Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

10.​ «Чашечка»

Любим пить мы крепкий чай,Ну-ка, чашку подставляй!

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

11.​ «Болтушка», «Индюк»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

Следить, чтобы язык не сужался, а нижняя челюсть не двигалась.

12.​ Пощёлкать кончиком языка

А потом попляшет.

Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимается к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывается.

13.​ «Лошадка»

Едем, едем на лошадкеПо дорожке гладкой.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке.

14.​ «Грибок»

Лошадка шла, шлаИ грибок нашла.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к нёбу, а губы не натягивались на зубы.

15.​ «Гармошка»

На гармошке он сыграет,И песенку споёт…

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Капацкая Оксана Анатольевна,учитель-логопед,МБДОУ «Детский сад № 79 Энельсского муниципальногорайона Саратовской области

Loading ... Loading ...

logoportal.ru

Статья "Артикуляционная гимнастика. Что это такое? Комплексы артикуляционной гимнастики "Занимаемся вместе с Машей"

Артикуляционная гимнастика. Что это такое?

Подготовила Учитель – логопед Витенко Ольга Константиновна С/п «Детский сад «Надежда» группа «Солнышко»

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Для каждой фонетической группы (свистящие, шипящие, сонорные звуки) разработаны комплексы артикуляционной гимнастики. Упражнения подбираются каждому ребенку индивидуально с учетом нарушения звукопроизношения, особенностей артикуляционного аппарат ребенка, его возможностей. Сегодня мы с вами рассмотрим артикуляционные упражнения, которые являются основой при постановке некоторых групп звуков. Вашему вниманию предлагаются комплексы артикуляционной гимнастики «Занимаемся вместе с Машей».

hello_html_68b34d15.png

ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ С МАШЕЙ!

Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

 hello_html_m6d7160d8.jpg

1. «ОКОШЕЧКО» - открыть рот (позиция звука «А»), поддержать позу 5-10 секунд, медленно мягко закрыть.

2hello_html_m3e0fbf3e.jpg. «ЗАБОРЧИК» - растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

Из зубов заборчик строй -Ровный, белый, не косой.Губки широко открой,Чтоб заборчик видеть свой.

  hello_html_19af3a50.jpg

3. «ТРУБОЧКА» - округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «У». Удерживать под счет от 5 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Трубочка, гуди сильней,Созовем мы всех друзей!

  

hello_html_m3e0fbf3e.jpghello_html_19af3a50.jpg

4. «ЧЕРЕДОВАТЬ «ЗАБОРЧИК - ТРУБОЧКА».

Если наши губы улыбаются,Посмотри – заборчик появляется.Ну, а если губы узкой трубочкой,Значит, можем мы играть на дудочке. 

hello_html_m2e3dcc25.jpg5. «БЛИНЧИК» - немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя». Удерживаем «блинчик» от 5 до 10 секунд.

 

6hello_html_m34807187.jpg. «ЧАСИКИ» - приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.

Отдохнул и потянулся,Влево, вправо повернулся,Вот так, вот так:Тик-так, тик-так.

hello_html_m5984e42f.jpg7. «КАЧЕЛИ» - кончиком языка упираться поочередно, то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

Эх, раз! Еще раз! Мы качаемся сейчас. Вверх, вниз мы летим, Тормозить мы не хотим.

9. «ЛОШАДКА» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются

hello_html_m4bb00f84.png

Зhello_html_68b34d15.pngАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ С МАШЕЙ!

Комплекс артикуляционной гимнастики

для постановки свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц].

  1. «hello_html_m3e0fbf3e.jpghello_html_384ca85c.jpgЗАБОРЧИК»

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны (Сохранять положение до окончания четверостишия).

Из зубов заборчик строй -Ровный, белый, не косой.Губки широко открой,Чтоб заборчик видеть свой.

2. «ТРУБОЧКА» Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной (Сохранять положение до окончания четверостишия).

Трубочка, гуди сильней,Созовем мы всех друзей!hello_html_19af3a50.jpg

hello_html_m270ac36c.jpg

3. «ЗАБОРЧИК – ТРУБОЧКА»

Чhello_html_m3e0fbf3e.jpghello_html_19af3a50.jpgередовать первое и второе упражнение. Сохранять каждое из положений 2 секунды. Если наши губы улыбаются,Посмотри – заборчик появляется.Ну, а если губы узкой трубочкой,Значит, можем мы играть на дудочке. 

4hello_html_m2e3dcc25.jpg. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Широкий, распластанный и неподвижный язык положить передним краем на нижние зубы и «пошлепать» его верхними губами и зубами одновременно произнося при этом «пя – пя – пя». После этого оставить лежать на нижних зубах около 5 секунд.

5. «ЛОПАТКА»

Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе.

Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик.

Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя».

Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится.

Шhello_html_m1128ed7e.jpghello_html_m645bdf13.jpgирокий, как лопатка, лежит наш язычок.Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчит.

6. «ЧАСИКИ»

Улыбнуться, открыть рот. Двигать кончиком языка из одного уголка рта в другой.

Нижняя челюсть неподвижна.

hello_html_m34807187.jpgОтдохнул и потянулся,Влево, вправо повернулся,Вот так, вот так:Тик-так, тик-так.

7. «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Почистить языком нижние, затем верхние зубки.

hello_html_m6bfe7017.jpg Чищу зубки, чищу зубки

И снаружи и внутри

hello_html_m6edd9526.png Не желтели, не темнели,

Не болели, чтоб они.

8. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

hello_html_mb859e10.jpghello_html_m703c7132.jpg Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Губка верхняя в вареньеАх, неаккуратно ел.Вот облизывать придётсяБудто нету других дел.

9. «ГОРКА»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем вы­равнивается.

hello_html_114c0ca7.jpghello_html_m30a7f4c1.jpg Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Горка длинная у нас! Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись, Плавно, медленно катись.

10. «ОРЕШКИ» Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".

Сhello_html_8186fc7.jpghello_html_m6890d8e1.pngловно белки мы без спешки, Ловко щёлкаем орешки.

11. «УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ «ЗАДУЙ СВЕЧКУ»

hello_html_17ce6bb9.jpghello_html_749bc9d7.png (Вдох носом, выдох через ротик)

12. «ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»

Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

Зhello_html_68b34d15.pngАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ С МАШЕЙ!

Комплекс артикуляционной гимнастики

для постановки шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч].

1hello_html_m2e3dcc25.jpg.​ «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

2. ТРУБОЧКА» Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной (Сохранять положение до окончания четверостишия).

Трубочка, гуди сильней,Созовем мы всех друзей!hello_html_19af3a50.jpg

hello_html_m270ac36c.jpg

3. «ЛОПАТКА»

Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе.

Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик.

Еhello_html_m1128ed7e.jpgсли язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя».

Иhello_html_m645bdf13.jpgли слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится. Широкий, как лопатка, лежит наш язычок.Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчит.

4. «ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ»

Пhello_html_5f2169d8.pngоложить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

5. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Сhello_html_mb859e10.jpghello_html_m703c7132.jpgлегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Губка верхняя в вареньеАх, неаккуратно ел.Вот облизывать придётсяБудто нету других дел.

6. hello_html_2bd6c872.jpg«ЧАШЕЧКА»

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края и кончик языка подняты вверх, спинка опущена. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, а нижняя губа не поддерживала язык. Я чаёк горячий

Буду пить на даче

Язык широкий положу

Края его приподниму.

7. «КАЧЕЛИ»

Рhello_html_m5984e42f.jpgот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбо­родку;б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опус­кается к нижней губе;

Эх, раз! Еще раз! Мы качаемся сейчас. Вверх, вниз мы летим, Тормозить мы не хотим.

8. «ГРИБОК»

Уhello_html_m5074763c.pnghello_html_2ff8b5d.pngлыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.) Следить, чтобы губы были в положении улыбке. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире. Еле маленький грибок Через мох пробиться смог. Целый день он подрастал, К вечеру огромным стал.

9. «ФОКУС»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так. чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

10. «КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ»

Пhello_html_m2fe5f730.pngоложить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.2. Нельзя надувать щёки.3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

 

Зhello_html_68b34d15.pngАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ С МАШЕЙ!

Комплекс артикуляционной гимнастики

для постановки звука [Р], [Р’].

1hello_html_m5984e42f.jpg. «КАЧЕЛИ»

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбо­родку;б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опус­кается к нижней губе;

Эх, раз! Еще раз! Мы качаемся сейчас. Вверх, вниз мы летим, Тормозить мы не хотим.

2hello_html_m6edd9526.pnghello_html_m6bfe7017.jpg. «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Почистить языком верхние зубки.

Чищу зубки, чищу зубки

И снаружи и внутри

Не желтели, не темнели,

Не болели, чтоб они.

3. «ЛОШАДКА» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются

hello_html_m4bb00f84.png

4hello_html_m5074763c.png. «ГРИБОК»

Уhello_html_2ff8b5d.pngлыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.) Следить, чтобы губы были в положении улыбке. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире. Еле маленький грибок Через мох пробиться смог. Целый день он подрастал, К вечеру огромным стал.

hello_html_19516560.jpg

5. «ГАРМОШКА»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы должны быть в положении улыбки.

К небу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом закрой,

Гармонист ты неплохой.

6. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Сhello_html_mb859e10.jpghello_html_m703c7132.jpgлегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Губка верхняя в вареньеАх, неаккуратно ел.Вот облизывать придётсяБудто нету других дел.

7hello_html_73b7f901.png. «БАРАБАН»

Уhello_html_1c7f42d6.pngлыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звуки д – д – д. Сначала звук произносится медленно. Постепенно убыстряя темп.

Язычок наш крепким станет,

Барабанить не устанет,

Язычок, кверху поднимайся,

Смотри, с ритма не сбивайся!

Зhello_html_68b34d15.pngАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ С МАШЕЙ!

Комплекс артикуляционной гимнастики

для постановки звука [Л], [Л’].

1. «ЗАБОРЧИК – ТРУБОЧКА»

Чhello_html_m3e0fbf3e.jpghello_html_19af3a50.jpgередовать первое и второе упражнение. Сохранять каждое из положений 2 секунды. Если наши губы улыбаются,Посмотри – заборчик появляется.Ну, а если губы узкой трубочкой,Значит, можем мы играть на дудочке. 

2. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Шhello_html_m2e3dcc25.jpgирокий, распластанный и неподвижный язык положить передним краем на нижние зубы и «пошлепать» его верхними губами и зубами одновременно произнося при этом «пя – пя – пя». После этого оставить лежать на нижних зубах около 5 секунд.

3. «ЛОПАТКА»

Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе.

Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик.

Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя».

Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится.

Шhello_html_m1128ed7e.jpghello_html_m645bdf13.jpgирокий, как лопатка, лежит наш язычок.Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчит.

4. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Сhello_html_mb859e10.jpghello_html_m703c7132.jpgлегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Губка верхняя в вареньеАх, неаккуратно ел.Вот облизывать придётсяБудто нету других дел.

5hello_html_m5984e42f.jpg. «КАЧЕЛИ»

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбо­родку;б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опус­кается к нижней губе;

Эх, раз! Еще раз! Мы качаемся сейчас. Вверх, вниз мы летим, Тормозить мы не хотим.

6hello_html_m6bfe7017.jpghello_html_m6edd9526.png. «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Почистить языком верхние зубки.

Чищу зубки, чищу зубки

И снаружи и внутри

Не желтели, не темнели,

Не болели, чтоб они.

7hello_html_mef2d462.jpg. «ПАРОХОД»

Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звуки Ы – Ы – Ы – Ы. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

Звук Ы-Ы долго-долго тяни,Ведь в море мы совсем не одни.

8. «МАЛЯР»

Уhello_html_5679f714.jpgлыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Мы работаем с утра.

Красить потолок пора.

Челюсть ниже опусти.

Язык к небу подними,

Поводи вперед – назад –

Наш маляр работе рад.

9hello_html_60ebb09d.jpghello_html_m7fa9a870.png. «ИНДЮК»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось БЛ – БЛ – БЛ. Язык должен быть широким.

Я индюк балды – балда

Разбегайтесь кто – куда!

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика для дошкольников - упражнения для шипящих, свистящих, сонорных и других звуков

артикуляционная гимнастикаНе все дети сразу начинают говорить правильно. Многие малыши в течение долгого времени учатся произносить слова так, как это делают взрослые, и нередко у них возникает необходимость обратиться к артикуляционной гимнастике. При ее проведении задействуется речевой аппарат, движения которого определяют фонетические особенности разговора крохи.

Упражнения артикуляционной гимнастики

Для четкой артикуляции необходима слаженная работа всех речевых органов. Чтобы добиться правильной дикции, ребенку часто приходится выполнять специальный комплекс артикуляционной гимнастики, который включает в себя определенные элементы. Исходя из того, какие проблемы имеются в речи крохи, подобные занятия могут иметь различный характер. Их цель – это выработка определенных положений и движений речевого аппарата, необходимых для правильной фонетики, или же исправление логопедических дефектов.

Общая артикуляционная гимнастика

Развитие речи деток происходит планомерно. Прекрасно, если заботливые мамы с младенчества будут периодически заниматься с сыном или дочкой забавными и веселыми упражнениями в форме игры, незаметно корректируя их произношение. Такие занятия полезны каждому. Для ребят, которые не имеют особенных проблем с речью, подойдет общий комплекс артикуляционной гимнастики, состоящий из следующего:

  1. «Улыбка». Улыбнуться, как можно шире растянув губы. При этом ротовую полость видно быть не должно.
  2. «Забор». Сильно сжать челюсти и улыбнуться. Удерживать 5 секунд.
  3. «Бублик». Сжать челюсти, округлить губы наподобие трубочки и вытянуть вперед. Оставаться в такой позиции, считая до 5.
  4. «Хомячок». Надуть щеки, сосчитать до 5 и расслабиться.
  5. «Худышка». Как можно сильнее втянуть щеки, слегка приоткрыв рот.
  6. «Посчитай». Нужно языком «посчитать» все верхние зубки.
  7. «Маляр». Улыбнуться и открыть рот. Несколько раз провести языком по небу по направлению к горлу.

Такие общеукрепляющие занятия, польза которых очевидна, подходят абсолютно всем дошкольникам, вне зависимости от состояния их речевого аппарата и других особенностей организма. Их нужно выполнять даже с теми детками, которые хорошо говорят для своего возраста, ведь подобные игры трудно переоценить. Кроме того, малышам очень нравится это развлечение.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

С произношением шипящих у маленьких детей возникает большое количество проблем. Например, некоторым может потребоваться артикуляционная гимнастика для звука «ш», в которую входят:

    артикуляционная гимнастика для звука р
  1. «Чистим зубки». «Почистить» внутреннюю поверхность зубов в разные стороны.
  2. «Трубочка». Поставить верхнюю челюсть на нижнюю, улыбнуться и подождать 3-5 секунд. После вытянуть губы трубочкой, 5 секунд оставаться в этом положении, после чего расслабиться.

Артикуляционная гимнастика для звука «щ» будет выглядеть несколько иначе:

  1. «Ветер». Подуть как можно сильнее.
  2. «Одуванчик». Взять известный цветок и как можно быстрее сдуть с него все лепестки.

Некоторым деткам может потребоваться артикуляционная гимнастика для звука «ж». Как правило, в нее входят:

  1. «Грибок». Улыбнуться, обнажив челюсть, и постараться прижать язык к небу так, чтобы площадь соприкосновения была наибольшей.
  2. «Гармошка». Изобразить улыбку и слегка приоткрыть рот. Постепенно ускоряя темп, открывать и смыкать челюсти.

Артикуляционная гимнастика для звука «ч» в большинстве случаев выглядит следующим образом:

  1. «Накажем язычок». Изобразить улыбку и быстро-быстро покусывать краешек язычка.
  2. «Лопата». Высунуть язык и распластать его по нижней губе, стараясь дотянуться до подбородка.
  3. «Чашечка». Стараться одновременно приподнимать кверху края языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

Для этой группы лучше всего подойдет такая артикуляционная гимнастика:

  1. «Кусака». Улыбнуться и протяжно сказать «и-и-и-и…». После этого, не меняя положения, поочередно кусать края слева и справа.
  2. «Дуем на лопаточку». Немного высунуть язычок и опустить его к низу, а потом подуть на его середину. Это лучшие упражнения для постановки звука с.
  3. «Катушка». Широко улыбнуться и расположить краешек языка на внутренней поверхности нижней челюсти. В спокойном темпе высовывать язычок и «вкатывать» его обратно.
  4. «Блинчик». Поставить кончик языка за нижние зубы, слегка выдвинуть его вперед и быстро покусывать. Такая артикуляционная гимнастика для звука «з» помогает очень быстро поставить правильное произношение.
  5. артикуляционная гимнастика для звука ш
  6. «Месим тесто». Высунуть язык, положить его максимально низко и пошлепывать губами.
  7. Эта артикуляционная гимнастика для звука «ц» и других свистящих должна проводиться одновременно с дыхательными упражнениями. Ребенок должен управлять выдыхаемой струей воздуха с помощью ватки – в случае правильного выполнения этот предмет, поднесенный ко рту, должен заметно отклоняться. Если же этого не происходит, такая артикуляционная гимнастика бессмысленна.

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков

Данные фонемы нередко вызывают у маленьких детей серьезные затруднения. Так, огромному числу ребят требуется артикуляционная гимнастика для звука «р»:

  1. «Цок-цок». Изобразить с помощью речевого аппарата, как цокает лошадка копытами.
  2. «Кучер». Сомкнуть челюсти и сильно подуть. Если все выполнено правильно, губы должны вибрировать и слышен знакомый деткам сонант «тпру-у-у».

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «л» выглядит несколько иначе:

  1. «Жало». Вытянуть язык, сильно напрячь его и сделать очень узким, наподобие жала. Удерживать это состояние 5-10 секунд.
  2. «Маятник». Высунуть язычок и перемещать его в разные стороны 10-15 раз.
  3. «Пароход». Краешек языка высовываем и зажимаем, а потом протягиваем «ы-ы-ы-ы».

Как поставить заднеязычные звуки?

Упражнения для заднеязычных звуков должны выглядеть следующим образом:

  1. «Борец». Приложить указательный палец к языку и высовывать его и всовывать обратно, противоборствуя рукой.
  2. «Ложечка». Нужно медленно говорить «та-та-та», а взрослый в этот момент должен прикладывать к его ротовой полости ложечку в разных местах. Постепенно вместо «та» у малыша будут получаться другие фонетические элементы.

Глухие и звонкие согласные – упражнения

Артикуляционная гимнастика на звук «т», «б», «п» и другие согласные состоит из таких включений:

  1. «Плевок». Улыбнуться, обнажить челюсть и сымитировать плевки.
  2. «Зажим». Сильно закусить губу и выдохнуть. Выполнение такого задания – самая лучшая постановка звука «п».
  3. «Лягушка». Зажать кончик языка зубами и говорить «па-па-па», одновременно раздвигая уголки губ пальцами. Подобное занятие – лучшая артикуляционная гимнастика для звука «б».

Артикуляционная гимнастика для гласных звуков

Для постановки гласных лучше всего подойдет подобная артикуляционная гимнастика:

  1. «Укачивание». Длительно тянуть «а-а-а», имитируя покачивание куклы.
  2. артикуляционная гимнастика для дошкольников
  3. «Пароход гудит». Вытянуть губы наподобие трубочки и тянуть «у-у-у…». «Волк». Сжать кулаки, нахмурить брови и сомкнуть челюсти в оскале. Длительно тянуть «ы-ы-ы».

Пассивная артикуляционная гимнастика

Некоторых детей беспокоят серьезные проблемы со здоровьем, например, дизартрия, при которой подвижность органов речи ограничена. При таких обстоятельствах требуется комплексное лечение, которое назначает врач. Нередко пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии состоит из:

  1. «Бурундук». Пальцами оттянуть верхнюю губу так, чтобы можно было увидеть десну. Одновременно произносить «ба-ба-ба».
  2. «Маятник». Двумя пальцами захватить язычок и перемещать его влево и вправо.

При дизартрии полезны и другие упражнения, связанные с перемещением этого органа в разных плоскостях. Делать их нужно медленно и размеренно, не прикладывая значительных усилий. Кроме того, артикуляционная гимнастика должна предваряться расслаблением челюстных мышц и иных органов. Сделать это можно с помощью зубной щетки или других приспособлений.

Артикуляционная гимнастика для малышей

Маленьких деток непросто заставить выполнять необходимые задания. Поэтому артикуляционная гимнастика для дошкольников проводится в форме игры. Ребятам очень нравится изображать, как «говорят» животные, вертеть язычком в разные стороны и складывать его в различные фигуры, клацать им, цокать, пытаться достать до носа и просто смешно кривляться и даже показывать язык друг другу, - все это очень полезно. Подобные игры всегда привлекают мальчиков и девочек и могут стать основой интересных соревнований.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

Всем родителям детей дошкольного возраста необходимо знать, как проводится артикуляционная гимнастика. Делать ее необходимо каждый день, чтобы получаемые крохой навыки могли закрепляться. При этом не нужно слишком сильно нагружать маленького – уделять занятиям нужно лишь по 5 минут 3-4 раза в день. Если же у крохи имеются выраженные логопедические проблемы, занятия должны проводиться вместе с опытным врачом.

 

womanadvice.ru

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Рекомендации к проведению упражнений:

-  Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

-  Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

-  Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.

-  К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

- В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста-логопеда.

              Артикуляционная гимнастика для детей 2-3-4 лет.

Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой —  серьёзная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, превратите эту работу в весёлую игру.

Комплекс артикуляционной гимнастики для  свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц].

1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка « чистить зубы » изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

5. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 4-5 р.

6. «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.

7. «Ледяная горка» — сделать «горку» и указательным пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.

8. «Горка закрывается — открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Выполнять под счет до 5. Повторить 4-5 р.

 Комплекс артикуляционной гимнастики для  шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.

3. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.

4. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5 р.

5.  «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

6. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5-7 с.  Сделав сначала глубокий вдох.

7.  «Подуй на чёлку!» — высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.

8. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с

Повторить 4-5 р. 

 Комплекс артикуляционной гимнастики  для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].

1.       «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.

2.       «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р.

3.       Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

5.       «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз.

6.       «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

7.       «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

8. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.

9. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.

 

studfiles.net


Смотрите также