Комплекс корригирующей гимнастики для учащихся 1–2-х классов. Комплекс корригирующей гимнастики


Комплекс корригирующей гимнастики для учащихся 1–2-х классов

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

“Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая… Дети проводят в школах большую часть дня, и заниматься их здоровьем должны и учителя. Необходимо уйти от усредненного подхода к ученикам. К ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья”.

(Президент Российской Федерации Д.А. Медведев).

Правильное и гармоничное физическое развитие детей в современной школе является залогом здоровья будущих поколений граждан, тесно связано с вопросами перспектив государственного строительства Российской Федерации.

В настоящее время, под влиянием многочисленных объективных и субъективных факторов, наблюдается тенденция к ухудшению здоровья учащихся. Результаты углубленных профилактических осмотров школьников свидетельствуют об уменьшении численности здоровых детей, увеличении количества лиц с функциональными расстройствами и хроническими заболеваниями.

В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагает укрепление физического здоровья обучающихся.

В структуре функциональных отклонений, выявляемых у школьников, первое ранговое место принадлежит нарушениям осанки. Их наличие, которое обычно замечают родители или педагоги, не должно расцениваться как безобидная, не требующая коррекции, ситуация. Почти всегда это первый звонок к развитию более серьезных отклонений в здоровье ребенка.

Одним из актуальных и эффективных методов профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата детей, использующим средства физической культуры, является корригирующая гимнастика. Применение корригирующей гимнастики не только оказывает благотворное воздействие на здоровье школьника, но и воспитывает у ребенка сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает ему гигиенические навыки, предусматривает участие в регулировании своего общего режима и, в частности, режима движений.

Корригирующая гимнастика — метод естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма — движения. Функция движения является основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма, активной деятельности всех систем жизнедеятельности ребенка. При реализации этого метода учитываются способности различных физических упражнений избирательно влиять на разные функции организма, что очень важно при учете патологических проявлений в отдельных системах и органах.

Вашему вниманию предлагается вариант занятий по корригирующей гимнастике.

КОМПЛЕКС КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1–2-х КЛАССОВ

Методические требования:

Число детей в группе – 10-12 чел. Продолжительность занятия – 45мин.

Задачи:

  1. Закрепление навыка правильной осанки.

  2. Формирование мышечного корсета.

  3. Повышение тонуса, укрепление мышц голени и мышц свода стопы.

Вводная часть -

7 мин.

1) Дети посажены на гимнастическую скамейку вплотную к стенке

Привлечение внимания детей к актуальности задач проводимого занятия:

“Жил на свете человек, Скрюченные ножки, И гулял он целый век По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой В скрюченном домишке Жили летом и зимой Скрюченные мишки.

И стояли у ворот Скрюченные елки, Там гуляли без забот Скрюченные волки.

И была у них одна Скрюченная кошка, И мяукала она, Сидя у окошка”.

(К. И. Чуковский “Жил на свете человек”)

Краткий рассказ об осанке, о значении правильной осанки для здоровья и физического развития.

2) Построение у гимнастической стенки (пятки, икроножные мышцы, ягодичные и лопаточные области и затылок касаются стоек стенки) – проверка осанки.

3). Исходное положение (далее – и.п.) – сесть в обручи, ноги скрестно (“по-восточному”), руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч (“крылышки”).

На счет 1-2 – руками потянуться вверх (“к солнышку”) – вдох, на 3-4 – и.п.– выдох (4 раза).

Встать, проверить осанку.

4) Ходьба, в руках обручи: на четыре счета обруч вертикально перед грудью, на следующие четыре счета – обруч вертикально полу над головой.

5). Построение в круг.

Основная часть

– 35 мин.

1). И. п.– лежа на животе руки вытянуты вперед с обручем.

1-2 – обруч поставить вертикально, поднять голову и плечи на 10-15 см., держать 3сек.

3-4 – и. п. (6-раз).

2) И. п. – лежа на животе, руки вверх, обруч на полу (от пола не отделять, туловище и голову не поднимать).

1-2– поднять правую прямую ногу вверх (высота10-15см), держать 3сек.

3-4 – и.п.

То же другой ногой (4-6 раз каждой ногой).

3) Упражнение на дыхание: и.п.– сидя по “восточному”. Вдох через нос (“ежик нюхает цветочек”), выдох через рот (сжимаем губы и выталкиваем воздух со звуком: “Пх-пх-пх” (“ежик пыхтит”)(4-6 раз).

4) И. п.– стоя на обруче, пальцы ног сжимают обруч.

Скользить ногами по обручу, не разжимая пальцев (1-2 круга).

5) И. п. то – же. Ходить “по канату” (1-2 круга).

6) И. п. – сидя в обруче, стопы соединить. Движение пальцами ног в стороны (“уточка крякает”), пятки не отрывать (8-10 раз).

7) И. п. – лежа на спине, обруч в руках горизонтально вверху (за головой).

1-2 – махом рук с обручем сесть и продеть согнутые ноги в обруч (спина прямая), выпрямить ноги.

3-4 – ноги согнуть, продеть в обруч – и. п. (6-8 раз).

8) И. п.– то же. 1-4– махом рук, сесть по “восточному”.

5-8– медленно вернуться в и.п.(4-6 раз).

9) Перестроиться по 4-5 человек в кругу.

И. п.– лежа на животе. Один обруч в средине круга, каждый держится за обруч.

1-2– приподнять туловище и руки на 10-15 см – вдох (смотреть на обруч, держать 3 сек.).

3-4– и. п. – выдох (6 раз).

10) И. п.– лежа на животе, руки вдоль туловища, в руках обруч (обруч лежит на спине и ногах).

1-4 – поднять туловище и ноги (голову не опрокидывать назад) – вдох.

4-8– и. п. – выдох(6 раз).

/800/600/http/xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai21.jpg (15286 bytes)

11) Упражнение на дыхание (“ежик нюхает цветочек и пыхтит”).

12) Пролезть в обруч (“зайка прячется в норку”).

Держать обруч рукой, просовывать в него сначала голову и одну ногу, поворачиваться, подтягивает другую ногу. Вылезать с другой стороны (4-6 раз).

13) Проползти сквозь ряд обручей (“большая норка”), поставленных на ребро (вертикально).

Одна половина детей держит обручи, другая половина, передвигается на четвереньках в обручи (4 раза каждая группа детей, темп средний, соблюдать дистанцию).

14) Ходьба:

а) переходить из одного лежащего обруча в другой, не задевая их;

б) проходя мимо педагога, который держит высоко обруч, поднимаясь на носки, коснуться обруча пальцами обеих рук.

в) стоя в обручах, поднять руки вверх, потряхивание кистями (“как листья на деревьях”) – вдох, опустить руки вниз – выдох (4-6 раз).

15) Игра “Бездомный заяц” (обручи означают дом).

На одной стороне зала “зайцы” устраивают себе “норы” (кладут обручи). В начале игры “зайцы” стоят в своих “норах” (в обручах). А “лиса” находится на противоположном конце зала (в “овраге”). Ведущий говорит: “Зайцы скачут: скок – скок – скок, на зеленый на лужок”. “Зайцы” выпрыгивают из “нор” и разбегаются по залу. Они то прыгают, то приседают и все время оглядываются, не идет ли “лиса”. Неожиданно выбегает “лиса” и старается поймать “зайца”.

“Зайцы” спасаются в любую “нору” (в обруч). “Лиса” также старается стать в любую “нору”, т. е. в обруч, тогда один из “зайцев” остается бездомным и становится “лисой”.

Заключительная часть – 3 мин.

1) Ходьба обычным шагом с мешочком – “шляпой” на голове с замедлением (следить за осанкой).

2) Проверка осанки детей дежурным.

3) Подведение итогов. Задание на дом.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Профилактический комплекс корригирующей гимнастики для детей 5-7 лет.

ГБУСО « Приют для детей и подростков Брянского района »

Комплекс корригирующей гимнастики

для детей 5-7 лет

Подготовила : Одинощенкова М.В.

Корригирующие упражнения - это специальные упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации, т.е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки.

Главная задача корригирующих упражнений:

Во-первых, корригирующие  упражнения необходимы детям  с ослабленными мышцами спины, потому что они предупреждают патологические искривления позвоночника.

Во-вторых, корригирующие упражнения восстанавливают гибкость и вытяжение позвоночника, укрепляют мышцы спины.

Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети,  у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу.

Цель корригирующей гимнастики:

Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости.

Особенно много внимания надо уделять расширению грудной клетки. Что для этого необходимо?

 В положении стоя ребенок должен полностью выпрямиться. Особое внимание надо уделить на выпрямление тазобедренных суставов. Если они не выпрямлены, то плечи ребенка наклоняются кпереди и грудная клетка уплощается.

 Ребенку в положении стоя надо оттянуть плечи кзади и несколько книзу. Это способствует поднятию ребер и расширению грудной клетки.

Что надо учитывать при  проведении корригирующих упражнений?

Во-первых, необходимо выяснить причины дефектов осанки ребенка. Зная первопричину, не так и трудно найти хорошее «лекарство».

Во-вторых, обязательно надо знать вид и степень искривления позвоночника, чтобы подобрать именно те упражнения, которые могут помочь укрепить нужные мышцы.

В-третьих, важен возраст ребенка и его физическая подготовленность. Для младших  и старших дошкольников  количество повторов отличается, да и выносливость у малышей намного меньше.

       

1-й комплекс «Весёлый котёнок»

  • И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени,

ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.

  • И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях.  Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.

  • И.П.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» - выдох, И.П., вдох (через нос).

  • И.П.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос,

 втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.

  • И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох;

 развести ладони в стороны - вдох.

hello_html_m5094b129.jpg

2-й комплекс « Прогулка по морю»

  • «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п.

  • «Горка». И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.

  • «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.

  • «Волна». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток,

infourok.ru

Комплекс корригирующей гимнастики № 3

Комплекс корригирующей гимнастики № 3

Выдержки из Методических рекомендаций коллектива авторов Алтайского краевого врачебно – физкультурного диспансера. Чудимов В.Ф., Ульянова Л.Г., Серебрякова Н.П., Полещук И.Г., Драчева Т.Р. Азбука ортопедии. – Барнаул, 2001. – 36 с.

Упражнения выполнять с отягощениями от 100 до 500г, учитывая возраст и силовую подготовленность.

Вводная часть

  1. ИП – о.с. Потянуться руками вверх – вдох, вернуться в и.п. – выдох. 3-4 раза.

  2. ИП – стоя, правая рука на затылке. Левая на поясе.

  1. Руки в стороны;

  2. Левая рука на затылке, правая на поясе;

  3. Руки в стороны;

  4. ИП.

  1. ИП – стоя, палка на лопатках.

1,2 – медленно приседая на носках, палку вверх;

3,4 – медленно вернуться в ИП.

  1. ИП – о.с.

1 – руки отвести назад, лопатки соеденить, живот втянуть, правую ногу отвести назад, носок тянуть (не касаясь пола). Удерживать положение до 4 с. вернуться в ИП.

2 – ИП – то жес левой ноги. Повторить 4-6 раз.

  1. ИП – о.с.

1 – руки в стороны – вверх – вдох;

2 – ИП – выдох. Повторить 3-4 раза.

  1. ИП – о.с.

1 – руки в стороны – назад, лопатки соеденить, подтянуть првое колено к животу и удерживать это положение 4-6 с.

2 – ИП

3 – Повторить с левой ноги

4 – ИП

  1. ИП – руки в стороны с гантелями. Качательные движения руками назад. Амплитуда небольшая. 30 – 40 с.

Основная часть

Лежа на спине

  1. ИП – ноги под углом 45, руки в стороны.

1 – согнуть ноги к животу, стопы вместе, колени врозь;

2 – ИП;

3 – как на счет 1;

4 – ИП. 8-10 раз.

  1. Диафрагмальное дыхание. 3-4 раза.

  2. ИП - лежа на спине, руки под голову. Медленно поднимать вверх и опускать прямые ноги. 8-10 раз.

  3. ИП – лежа на спине.

  1. Поднять голову (невысоко над полом) и смотреть на носки, удерживая, 6-8 с.

  2. Опустить

  3. Поднять обе ноги невысоко над полом и удерживать 6-8 с.

  4. ИП

  5. Одновременно поднять голову и ноги и удерживать 6-8 с.

  6. ИП. Повторить 3-4 раза по 10с.

  1. Диафрагмальное дыхание. Вдох – надуть живот, выдох – втянуть брюшную стенку. 4-6 раз.

  2. ИП – лежа на спине, руки вдоль тела.

1 – вертикальные ножницы. Ноги прямые, амплитуда движений небольшая. Поясница прижата к полу.

2 – отдых. Ноги согнуты в коленях, упираются на стопы.

3 – горизонтальные ножницы. Амплитуда небольшая, поясница прижата к полу.

4 – ИП.

  1. ИП – ноги широко врозь опираются на стопы, руки прямые «в замок», за головой.

1 – поднять над полом плечевой пояс, голову и руки, напрягая мышцы живота, при этом голова находится между рук.

2,3 – удерживать положение

4 – ИП. 10-12 раз.

  1. ИП – руки в стороны, прямые ноги чуть приподняты над полом.

1 – правую ногу согнуть в колене и руками прижать к животу.

2 – ИП

3 – левую ногу согнуть и прижать к животу.

4 – ИП

5 – обе ноги согнуть и подтянуть к животу.

6 – ИП

  1. То же что и 5

  2. ИП. 4-6 раз.

  1. ИП – ноги согнуть, мяч между коленей, стопы вместе не касаясь пола, кисти за головой.

  1. Привести ноги к животу, приподнять плечевой пояс, при этом локти в стороны, голову не сгибать.

  2. ИП

3,4 – то же. 12-15 раз.

  1. ИП – то же.

  1. Поднять прямую ногу вверх (в колене не сгибать), руками тянуться к носку, голову не поднимать (носок тянуть на себя).

  2. ИП – то же, поднимая другую ногу. 6-8 с.

  1. ИП – сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги согнуты в коленях и опираются на стопы.

  1. Приподнять таз и удерживать 4-6 с. Повторить 6-8 раз.

  2. Опустить.

  1. ИП – сидя, руки на пояс, спина прямая.

  1. Ноги приподнять и развести в стороны, руки в стороны.

  2. ИП

  3. Так же как на счет 1

  4. ИП. Повторить 8-10 раз.

  1. Сидя на полу – руки сзади в упоре.

1 – поворот головы вправо, подбородок обращен к плечу.

2 – ИП

3 – поворот головы влево.

4 – ИП. 4-6 раз.

  1. ИП – лежа на спине, прямые руки положить на пол вверх (по отношению к туловищу). Приподнять руки и ноги над полом и покататься с боку на бок. 15-20 с.

  2. Лежа на животе. Палочка в руках широким хватом.

  1. Приподнять над полом руки с палочкой и ноги;

  2. Палочку перевести на лопатки, ноги врозь;

  3. Палочку вперед, ноги вместе;

  4. ИП. 6-8 раз.

  1. ИП – то же.

  1. Руки с палочкой приподнять и удерживать 6-8 с.

  2. Ип

  3. Поднять ноги от бедра над полом, носки тянуть и удерживать 6-8 с.

  4. ИП.

  1. Отдых – лежа.

  2. Отжимания от пола 10-20 раз.

  3. ИП – лежа на животе, руки «в замок» вытянуть вперед. Приподнять руки и ноги над полом и покататься с боку на бок (при увеличении поясничного изгиба исключить это упражнение).

  4. ИП – лежа на животе, кисти на затылок.

  1. Поднять голову, плечи, ноги над полом и удерживать положение 4-6 с.

  2. ИП. 4-6 раз.

  1. ИП – то же. Руки с мячом вперед. «Качалка». Приподнять руки и ноги над полом и покачаться вперед – назад. Ноги в коленях не сгибать. 15-20 с. Повторить 2-8 раз.

  2. Отдых лежа на животе.

  3. ИП – лежа на животе, мяч в правой руке, руки в стороны. Приподнять над полом туловище, ноги, руки и голову. Не сгибая рук передавать мяч вверху (над головой) и затем за спиной 10 раз в одну и другую сторону.

  4. ИП – лежа на животе, руки прямые за спиной сцеплены «в замок». Напрягая мышцы спины, приподнять грудь, голову, ноги над полом, руки отвести от туловища (голову не запрокидывать). Удерживать положение 15-20 с. 2 раза.

  5. Стоя на коленях, руки на поясе. Отклонить туловище назад, спина прямая, голову не запрокидывать. Удерживать это положение от 4 до 10 с. Повторить 4-6 раз.

  6. Стоя на коленях. Колени врозь, руки на поясе (спина прямая).

1 – сесть между пяток (сохраняя спину прямой).

2 – ИП

3 – 4 – то же.

Заключительная часть

  1. ИП – о.с. Медленно поднимая руки вверх, потянуться за руками и так же медленно, сохраняя правильную осанку, вернуться в ИП. Повторить 6-8 раз.

  2. ИП – стойка, ноги врозь, палка в опущенных руках перед собой.

  1. Поднять руки вперед и вверх.

  2. Сгибая руки, опустить палку на лопатки (на уровень их углов).

  3. Выпрямить руки, опустить палку вниз за спину.

  4. Возвращаясь в ИП, положить палку на лопатки, как и на счет 2

  5. Поднять руки вверх.

  6. ИП. Повторить 6-8 раз.

  1. ИП – о.с., палка на лопатках.

1-2 – присесть, широко разводя колени.

3-4 – вернуться в ИП. Спину держать прямо; приседая, пятки отрывать от пола. Темп медленный. Повторить 8-12 раз.

  1. ИП – стоя, руки в стороны, мяч в правой руке.

1-2 – мах правой ногой вперед и одновременно под ногой передать мяч в левую руку.

3-4 – то же в другую сторону.

Повторить 4-6 раз.

  1. ИП – о.с. Контроль правильной осанки 1-2 минуты.

infourok.ru


Смотрите также