Пальчиковая гимнастика «Варим щи» и «Компот». Компот пальчиковая гимнастика


Пальчики играют! Малыши развиваются!!! | Страна Мастеров



Поделиться:

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ 

«Братья»

Пальцывыпрямлены,

1-йпалец отведен в сторону. Опустить четыре пальца к ладони, изобразивкак бы поклон и снова их распрямить

1палец, прямо, поочередно

соединяетсясо 2-м,

3-м,4-м, 5-м пальцем.

Идут четыре брата навстречу старшему

— Здравствуй, большак, говорят.

- Здорово, Ванька —указка,

Мишка — середка,             

Гришка— сиротка

да крошка — Тимошка.       

 

«Капуста».

Мыкапусту рубим – рубим,

Движенияпрямыми ладонями вверх – вниз,

Мыкапусту солим – солим,

Пальцысложить в щепотку.

Посолить.

Мыкапусту трем – трем,

Потеретькулак одной руки о кулак другой.

Мыкапусту жмем – жмем,

Сжиматьи разжимать кулаки.

Апотом мы капусту в рот кладем. Ам!

Поочередноподносить ко рту сложенные щепоткой пальцы правой и левой рук.

 

«Лодочка».

Две ладони я прижму

и по речке поплыву.

Ладони соединить лодочкой.

Две ладони, друзья, -

Это лодочка моя.

Выполнять волнообразныедвижения руками.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

Поднять выпрямленные ладонивверх, над головой.

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.

Выполнять волнообразныедвижения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн.

 

«СИДИТ БЕЛКА НАТЕЛЕЖКЕ» 

 

Сидит белка на тележке.Продает она орешки:

Ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритмепотешки.

Лисичке-сестричке,Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому.

Поочередное сгибание паль­цев, начиная с большого.

«Цветки».

Наши алые цветки

Ладони соединить лодочкойперед собой («молитвенная» поза).

Распускают лепестки,

По очереди, начиная сбольшого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными.

Ветерок чуть дышит,

Подуть на руки – «цветки».

Лепестки колышет.

Подвигать пальцамивперед-  назад.

Наши алые цветки закрываютлепестки,

По очереди сложить пальцы,соединив ладони лодочкой.

Головой качают,

Покачать ладонями вправо –влево.

Тихо засыпают.

Положить голову насложенные ладони.

«Ежик колкий».

Ежик, ежик колкий,

Покажи иголки.

Пальцы двух рук сплетены взамок. Движения кистями вправо – влево.

Вот они. Вот они. Вот они.

Пальцы выпрямляются (кистисложены в замок).

Ежик, ежик колкий,

Спрячь свои иголки.

Движения кистями (свыпрямленными пальцами) вправо-влево.

Раз и нет иголок.

Пальцы складываются взамок.

            

«Осенние листья» - пальчиковая гимнастика

Ход игры:

Раз, два, три, четыре, пять,   (загибают пальчика, начиная сбольшого)

Будем листья собирать.            ( сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,                      (загибают пальчики, начиная сбольшого)

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. («шагают» по столу средним иуказательным пальчиками)

«У Лариски - две редиски» - пальчиковая гимнастика

Ход игры:

У Лариски –              (по очереди разгибают пальчики из кулачка,

Две редиски.      начинаяс большого, на одной или на обеих руках)                      

У Алешки –

Две картошки.

У Сережки – сорванца –

Два зеленых огурца.

А у Вовки –

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки

«Компот» - пальчиковая гимнастика

Ход игры:

Будем мы варить компот,   (левую ладошку держат «ковшиком»,указательнымпальцем

Фруктов надо много. Вот:   правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,       (загибают пальчики по одному, начиная сбольшого)

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.   (опять «варят» и «мешают»)

Угостим честной народ.

«Игрушки»   

Цель: работа над темпом и ритмом речи

Ход игры:

На большом диване в ряд   (попеременно хлопают в ладоши и стучаткулачками)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,             (загибают поочередно все пальчики)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.       (разгибают поочередно все пальчики)

Помогаем нашей Кате              (попеременно хлопают в ладоши и стучаткулачками)  

Мы игрушки сосчитать. 

 

«Аленка» - пальчиковая гимнастика

Ход игры:

Аленка- маленка                       (хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга- 2раза)

Шустра, быстра:

Воды наносила,                         (загибают пальчики по одному, начиная сбольшого)

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела,

Везде поспела.                          (хлопок ладонями, ударкулаками друг о друга- 2 раза)

В охотку ей дело.

 

«Обувь» - пальчиковая гимнастика

Ход игры:

Посчитаем в первый раз,              (попеременные хлопки ладонями и ударыкулачками постолу)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки             (на каждое название обуви загибают поодному пальчику)       

Для Наташки, для Сережки, 

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

 

«Много мебели в квартире» - пальчиковая гимнастика

Ход игры:

Раз, два, три, четыре,                  (загибают пальчики, начинаяс большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире           (сжимают иразжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,   (загибают пальчики, начиная с большого)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили           (попеременно хлопают в ладоши и стучаткулачками)

Много мебели в квартире.

 

«Помощники» - пальчиковая гимнастика

Ход игры:

Раз, два, три, четыре,                   (удар кулачками друг о друга, хлопок владоши;повторить)

Мы посуду перемыли:                  (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку      (загибают пальчики поодному, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                   (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,            (загибают пальчики поодному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.                 (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши;повторить)

 

«Снежок» - пальчиковая гимнастика

Ход игры:

Раз, два, три, четыре,                      (загибают пальчики,начинаяс большого)

Мы с тобой снежок лепили.           («лепят», меняя положениеладоней)

Круглый, крепкий,   (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладятодной ладонью другую)  очень гладкий

И совсем - совсем  не сладкий.         (грозят пальчиком)

Раз – подбросим.                        (смотрят вверх, подбрасываютвоображаемый снежок)

Два – поймаем.                           (приседают,ловят воображаемых снежок)

Три – уроним.                              (встают,роняют воображаемый снежок)

И…сломаем.                               (топают)

 

«Елочка» - пальчиковаягимнастика

Ход игры:

Перед нами елочка: (пальцы рук переплетены, избольших пальцев - верхушка «елочки»)

Шишечки, иголочки. (кулачки, указательныепальчики выставлены)

Шарики, фонарики,                   («шарики» из пальцев вверх,вниз)

Зайчики и свечки,(«ушки» из указательного исреднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звезды, человечки. (ладони сложены, пальцы расправлены; средний иуказательный пальцы стоятна                                                                                                                                                                    столе)  

 

 «Уточка» - пальчиковаягимнастика

Ход игры:

Шла уточка бережком,                    («идут» двумя пальчиками постолу, переваливаясь)

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

И малого, и большого,                        (загибают безымянный палец; большой палец)

И среднего, и меньшего,                    (загибают средний палец;мизинец)

И самого любимого.                          (загибают указательныйпалец)

 

«Что принес нам почтальон» - пальчиковая гимнастика

Ход игры:

Что принес нам почтальон?      (сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.     («шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету

В бандероли – две кассет     (на каждое наименование загибают поодному пальчику,начиная с большого)

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

 

 «Есть игрушки у меня» -пальчиковая гимнастика

Ход игры:

Есть игрушки у меня:  (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг одруга попеременно)

Паровоз и два коня,    (загибают пальчики на обеих руках)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе?:  (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о другапопеременно)

Как узнать?

Помогите сосчитать!

 

«Собери горошинки»

Цель: развитие мелкой моторикипальцев рук, формирование захвата указательным и большим пальцем.

Оборудование: блюдце, горох

Ходигры:

На блюдце насыпают горох.Ребенку предлагается большим и указательным пальцами брать горошины однузадругой и удерживать их в руке, так ребенок набирает целую горсть. Последвустишия – смена рук. Каждая горошинка берется на ударный слог.

С блюдца я беру горошку,

Словно птица клювом крошку.

И полны мои ладошки –

Руки держат все горошки!

 

 «Рыбка» - пальчиковаягимнастика

Ход игры:

Рыбка плавает в водице, (сложенными вместе ладонямидети изображают, как плывет рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,                           (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать.                         (медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,                            (снова изображают как плыветрыбка)

Крошку хлебную взяла.                            (делают хватательноедвижение обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,                       (снова показывают, какплывет рыбка)

Рыбка быстро уплыла.

«Наш малыш».

Цель: развитие у детей мелкоймоторики.

Оборудование:стихотворение«Наш малыш».

Ход игры: логопед даёт детяминструкцию (согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их,начиная сбольшого пальца), при этом сопряжённо произносится стихотворение:

Этот пальчик —дедушка,

Этот пальчик —бабушка,

Этот пальчик —папочка,

Этот пальчик —мамочка,

Этот пальчик —наш малыш.

 

«Каша» - пальчиковая гимнастика

Ход игры:

Каша в поле росла,            (дети подняли руки, шевелятпальчиками)

К нам в тарелку пришла.

Всех друзей угостим,        («идут» пальчиками по столу)

По тарелке дадим.

Птичке – невеличке,          (загибают по одному пальчикуна обеих руках)

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке,

Всем дадим по ложке!        (разжимают кулачки)

Упражнение“Блины”.

Положить кистирук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх.Привыполнении движений кисти рук отрываются от стол.

 

Упражнение“Кошка-мышка”.

Положить настол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки.Одновременно поменять положение кистей рук.

 

Упражнение“Шалтай - Болтай”.

Положитьправую кисть на стол     ладонью вверх,левую – ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.

 

«Речь как реченька»: методическое пособие поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста / Под ред.Е.А.Екжановой.

 

stranamasterov.ru

Пальчиковые гимнастики

«Вышел дождик на прогулку».

Вышел дождик на прогулку. Указательным и средним

пальцами обеих рук «шагают» по столу.

Он бежит по переулку. Загибают по одному пальцу на обеих

Барабанит по окошку, руках на каждую строку.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал. Трясут ладонями, как будто

отряхивают с них воду.

Дождик кончился. Устал. Кладут ладони на стол.

Н. Нищева.

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих

руках, начиная с больших. Будем листья собирать. Ритмично сжимают и

разжимают кулачки.

Листья березы, Вновь загибают пальчики,

начиная с, больших.

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем, Приседают, «шагают» по ковру

средним, и указательным пальцами

Маме осенний букет отнесем обеих рук.

Н. Нищева.

«Компот».

Будем мы варить компот, Левую ладошку держим «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот: правой «мешаем».

Будем яблоки крошить, Загибаем пальчики на правой руке, Грушу будем мы рубить, начиная с большого.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. Опять «варим» и «мешаем».

Угостим честной народ.

Н. Нищева

«Апельсин».

Мы делили апельсин, Идут по кругу, взявшись за руки.

Много нас, а он один.

Эта долька — Останавливаются лицом в круг.

Для ежа. Загибают по одному пальцу на обеих

Эта долька — руках, начиная с больших, на каждое

Для стрижа. название животного.

Эта долька —

Для утят.

Эта долька —

Для котят.

Эта долька —

Для бобра.

А для волка — Изображают пасть волка двумя руками.

Кожура.

Он сердит на нас — Приседают. Закрывают голову руками.

Беда!!!

Разбегайтесь, Разбегаются.

Кто куда.

«Слива».

Сливу я держу в руке, Кладут мячик на правую ладошку.

Зажимаю в кулаке, Крепко сжимают его.

Отпускаю, разжимаю Раскрывают ладонь.

И ладошками катаю. Катают мячик между ладонями.

Н. Нищева

«В магазине».

У метро — стеклянный дом. Дети идут по кругу, взявшись за

руки.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту, Останавливаются лицом в

круг, загибают по одному

пальцу сначала, на левой

Лук и перец очень вкусный руке, потом — на правой на

Сок, бананы, апельсины, каждое название овощей и

Киви, свеклу, мандарины фруктов.

Это место — просто склад Вновь идут по кругу, взявшись за

руки.

Витаминов для ребят.

Н. Нищева.

«Корзина с овощами».

С большою корзиной иду в огород. Дети идут по кругу, держась

На грядках растет разноцветный народ. за руки.

Тут красный, пузатый сеньор помидор. На каждое название

А там кабачок, оседлавший забор. овоща загибают по одному

Румяный редис принакрылся листком, пальцу сначала на правой,

а потом на левой руке.

Зеленый лучок дружно всходит рядком.

Как солнышко, желтая репка горит

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка,

А тут чеснока две седые головки

И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

Все дружно в корзине горою лежат. Вновь идут по кругу,

Держась за руки.

Н. Нищева.

«Грибы».

Топ-топ — пять шагов, «Шагают» пальчиками по столу.

В туесочке пять грибов. Переплели пальцы – сделали

туесочек, большие пальцы — ручка.

Мухомор красный — гриб опасный. Загибают по одному

пальцу на обеих руках на

каждое название гриба,

начиная с мизинца.

А второй — лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

«Гномики-прачки».

Всем водички принесла. Жили-были в домике Сжимают и разжимают кулачки.

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки. Загибают пальчики, начиная с

больших.

Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с

больших.

Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.

Токи — рубашки, Загибают пальчики, начиная с

больших.

Пики — платочки,

Лики — штанишки.

Чики носочки.

Микки умница была,

Всем водичку носил.

«Машина каша».

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки Маша кашей всех кормила. «мешают» в левой ладошке.

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку, Загибают по одному пальчику на обеих

Жучке — в плошку, руках на каждое название посуды.

А коту — в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают пальцы.

Все до крошки раздала. Сдувают воображаемые

крошки с ладони.

Н. Нищева.

«За ягодами».

Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук «здороваются»,

начиная с больших.

В лес пойдем мы погулять. Обе руки «идут» пальчиками

по столу.

За черникой, Загибают пальчики, начиная с больших.

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Н. Нищева.

«Есть у каждого свой дом».

У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на обеих

руках по

Есть нора — надежный дом. одному пальцу на каждое

двустишие.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом, Поочередно хлопают в ладоши и

ударяют

Всем тепло, уютно в нем. друг о друга кулачками обеих рук.

«Снежок».

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с

большого.

Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положение

ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг,

сжимают ладони вместе,

гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.

Раз — подбросим. Подбрасывают воображаемый

снежок, смотрят вверх.

Два — поймаем. Приседают, ловят воображаемый

снежок.

Три — уроним. Встают, роняют воображаемый

снежок.

И… сломаем. Топают.

Н. Нищева.

«Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным

и средним пальчиками.

sundekor.ru

Пальчиковая гимнастика «Варим щи» и «Компот»

Поиск Лекций

 

Будем мы варить компот. Ритмичные хлопки в ладоши в такт словам.

фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить, Попеременные удары ребрами ладоней по столу.

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок, Интенсивное сжимание-разжимание кулачков.

Слив положим и песок. Ритмичные хлопки в ладоши в такт словам.

 

■ 4. Дидактическая игра «В борщ или в компот»

 

На доске или мольберте выставлены картинки «кастрюля» и «банка». Дети получают по 2-3 предметные картинки с изображением овощей и фруктов. Каждый ребенок, называя картинку, помещает ее соответственно либо « в борщ» ( « в кастрюлю»), либо « в компот» (в « банку»).

 

Игра «Пузырь»

 

Дети стоят в кругу, держа друг друга за руки, произносят текст вместе с логопедом:

 

Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой. Оставайся такой.

А пузырь лопнул: Пш-ш-ш-ш!

В соответствии с текстом дети расширяют круг, делая небольшие шаги назад, не отпуская рук. Затем они должны отпустить руки, присесть и на выдохе произнести «пш-ш-ш-ш»,

округляя при этом губы.

« Ч А С Т И Т Е Л А »

 

 
Задачи:закрепление умения сличать предметы;

уточнение названий частей тела;

формирование понимания пространственных отношений;

развитие слухового, зрительного внимания и восприятия.

 

Оборудование:парные картинки для сличения (красное яблоко и зеленое яблоко, желтая груша и зеленая груша, легковая машина и грузовик и т.п.), куклы (по числу детей).

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

Дидактическая игра «Найди похожую картинку»

Логопед раздает детям по одной из парных картинок, остальные картинки лежат на столе. Подойдя к столу, ребенок должен найти картинку, парную той, которая была ему дана.

 

Дидактическая игра «Покажи у себя»

 

Логопед показывает и называет части тела у куклы, предлагая детям найти у себя те же части тела:

- У куклы есть голова. А у вас? (Дети показывают.)

- У куклы есть руки (ноги, живот, шея, волосы, уши, глаза, нос, щеки, рот).

 

Игра с куклами с речевым сопровождением

 

Логопед раздает детям куклы, а сам, держа в руках одну из кукол, демонстрирует действия в соответствии с произносимым текстом: Водичка, водичка, Умой куколке личико. Водичка, водичка,

Умой куколке ручки (ушки, носик, ротик).

Дети повторяют за логопедом.

 

Пальчиковая гимнастика «Ладошки» (см. с. 15)

 

Выполнение словесных инструкций детьми

 

Логопед предлагает детям выполнять инструкции сначала по образцу, показывая все движения, затем по слуховому восприятию: «поднять руки», «опустить руки», «положить руки на пояс», «руки - за спину», «руки - за голову», «закрыть руками уши (глаза, нос)», «похлопать в ладоши впереди (над головой, за спиной)», «потопать ногами», «постоять на одной ножке».

 

Итог занятия

З а н я т и е 2

 

 

Задачи:активизация словаря;

практическое усвоение понимания категории числа существительных;

закрепление понятия «желтый цвет»; развитие мелкой моторики рук.

 

Оборудование: кукла, кружок желтого цвета (диаметром 8-10 см, из картона), счетные палочки основных цветов (в наборе обязательно должно быть 10-15 палочек каждого цвета).

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

 

Дидактическая игра «Назови, что покажу»

Логопед показывает части тела у куклы, дети называют указанное логопедом.

 

; 2. Различение единственного и множественного числа существительных

 

Логопед демонстрирует различные части тела у куклы («Вот рука, а вот руки»). Дети повторяют слова за логопедом. Затем каждый ребенок отвечает на вопросы логопеда:

- Где твои руки, покажи. ( - Вот руки.)

- Где твой глаз? ( - Вот глаз.) И т.п.

 

Пальчиковая гимнастика

 

Пальчики схватились, Пальцы рук сцеплены в замок.

Крепко подружились. Сжать сцепленные в замок пальцы.

Тара-рам, тара-рам, Поднимание-опускание сцепленных пальцев.

Разбежались по домам. Пальцы расцепить, спрятать руки за спину.

 

poisk-ru.ru

Пальчиковая гимнастика «Варим щи» и «Компот» — КиберПедия

 

Будем мы варить компот. Ритмичные хлопки в ладоши в такт словам.

фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить, Попеременные удары ребрами ладоней по столу.

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок, Интенсивное сжимание-разжимание кулачков.

Слив положим и песок. Ритмичные хлопки в ладоши в такт словам.

 

■ 4. Дидактическая игра «В борщ или в компот»

 

На доске или мольберте выставлены картинки «кастрюля» и «банка». Дети получают по 2-3 предметные картинки с изображением овощей и фруктов. Каждый ребенок, называя картинку, помещает ее соответственно либо « в борщ» ( « в кастрюлю»), либо « в компот» (в « банку»).

 

Игра «Пузырь»

 

Дети стоят в кругу, держа друг друга за руки, произносят текст вместе с логопедом:

 

Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой. Оставайся такой.

А пузырь лопнул: Пш-ш-ш-ш!

В соответствии с текстом дети расширяют круг, делая небольшие шаги назад, не отпуская рук. Затем они должны отпустить руки, присесть и на выдохе произнести «пш-ш-ш-ш»,

округляя при этом губы.

« Ч А С Т И Т Е Л А »

 

 
Задачи:закрепление умения сличать предметы;

уточнение названий частей тела;

формирование понимания пространственных отношений;

развитие слухового, зрительного внимания и восприятия.

 

Оборудование:парные картинки для сличения (красное яблоко и зеленое яблоко, желтая груша и зеленая груша, легковая машина и грузовик и т.п.), куклы (по числу детей).

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

Дидактическая игра «Найди похожую картинку»

Логопед раздает детям по одной из парных картинок, остальные картинки лежат на столе. Подойдя к столу, ребенок должен найти картинку, парную той, которая была ему дана.

 

Дидактическая игра «Покажи у себя»

 

Логопед показывает и называет части тела у куклы, предлагая детям найти у себя те же части тела:

- У куклы есть голова. А у вас? (Дети показывают.)

- У куклы есть руки (ноги, живот, шея, волосы, уши, глаза, нос, щеки, рот).

 

Игра с куклами с речевым сопровождением

 

Логопед раздает детям куклы, а сам, держа в руках одну из кукол, демонстрирует действия в соответствии с произносимым текстом: Водичка, водичка, Умой куколке личико. Водичка, водичка,

Умой куколке ручки (ушки, носик, ротик).

Дети повторяют за логопедом.

 

Пальчиковая гимнастика «Ладошки» (см. с. 15)

 

Выполнение словесных инструкций детьми

 

Логопед предлагает детям выполнять инструкции сначала по образцу, показывая все движения, затем по слуховому восприятию: «поднять руки», «опустить руки», «положить руки на пояс», «руки - за спину», «руки - за голову», «закрыть руками уши (глаза, нос)», «похлопать в ладоши впереди (над головой, за спиной)», «потопать ногами», «постоять на одной ножке».

 

Итог занятия

З а н я т и е 2

 

 

Задачи:активизация словаря;

практическое усвоение понимания категории числа существительных;

закрепление понятия «желтый цвет»; развитие мелкой моторики рук.

 

Оборудование: кукла, кружок желтого цвета (диаметром 8-10 см, из картона), счетные палочки основных цветов (в наборе обязательно должно быть 10-15 палочек каждого цвета).

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

 

Дидактическая игра «Назови, что покажу»

Логопед показывает части тела у куклы, дети называют указанное логопедом.

 

; 2. Различение единственного и множественного числа существительных

 

Логопед демонстрирует различные части тела у куклы («Вот рука, а вот руки»). Дети повторяют слова за логопедом. Затем каждый ребенок отвечает на вопросы логопеда:

- Где твои руки, покажи. ( - Вот руки.)

- Где твой глаз? ( - Вот глаз.) И т.п.

 

Пальчиковая гимнастика

 

Пальчики схватились, Пальцы рук сцеплены в замок.

Крепко подружились. Сжать сцепленные в замок пальцы.

Тара-рам, тара-рам, Поднимание-опускание сцепленных пальцев.

Разбежались по домам. Пальцы расцепить, спрятать руки за спину.

 

cyberpedia.su

Пальчиковая гимнастика

Картотека комплексов пальчиковой гимнастики.

В. А. Сухомлинский писал:

"Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребенка,

чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее".

Нельзя не согласиться с этим высказыванием.

В своей работе я часто использую различные стихотворные комплексы для развития мелкой моторики. Выполняя задания с детьми, стараюсь всегда помнить о том, что лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться ощутимого результата, чем "пробежаться" по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне.

Предлагаю Вашему вниманию картотеку. 

Машина

Би - би - би - гудит машина.

(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук - тук - тук - мотор стучит.

(ритмично хлопают руками)

- Едем, едем, едем, едем, -

Он так громко говорит.

(ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу - шу - шу - они шуршат.

(потирают ладони)

Быстро катятся колеса.

Та - та - та - вперед спешат.

(делают ритмичную «вертушку» руками)

Какая у кого песенка?

У ходиков песня такая:

- Тик. Тик. Тик.

(руки - «стрелочки»)

У птички - синички - такая:

- Пик. Пик. Пик.

(руки - «клювики»)

У поросенка - такая:

- Рюх. Рюх. Рюх.

(ладошки - «пятачки»)

У ежика песня такая:

- Плюх. Плюх. Плюх.

(пальчики - «колючки»)

У кисоньки песня такая:

- Мяу. Мяу.

(ладошки гладят шерстку) .

- А у рыбешки - какая?

- Пы. Пы. Пы.

(руки движутся сверху вниз) .

Слова

Раз и два, раз и два!

(сжимают и разжимают пальцы)

Сложим мы из букв слова.

Солнце - слово лучистое.

(раздвигают пальцы и кладут тыльную сторону ладони одной руки на ладонь другой так, чтобы пальцы образовали лучики)

Кошка - слово пушистое.

(придерживают большим пальцем ср. и безым. ; слегка приподнимая согнутые указ. и мизинец - «ушки»)

Корова - слово рогатое.

(выпрямляют указ. палец и мизинец - «рога»)

А слово «арбуз» - полосатое.

(соединяют подушечки пальцев, округляя свод кисти - «арбуз»)

«Мышка и кошка»

- Пи - пи - пи, - пищала мышка

(ритмично щелкают пальцами рук)

- Кошка на охоту вышла!

Мне так страшно, трепещу.

Щу - щу - щу, щу - щу - щу.

(ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками)

Норку я свою ищу.

Щу - щу, щу - щу, щу - щу - щу.

(ритмично притоптывают ногами)

Кошка притворилась доброй:

- Мур - мур - мур, - она поет.

(ритмично поглаживают одной рукой другую)

- Нет - нет - нет, - пищит мышонок.

(ритмично покачивают головой)

К кошке в лапы не пойдет.

«Котенок - шалун»

Котенок мамочку зовет:

- Мяу - мяу, мяу - мяу!

(дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук)

Он не напился молока:

- Мало - мало, мало - мало.

(скрещив. пальцы рук, ритмично опсукают и поднимают пальцы)

Покормит мама молочком:

- Мур - мур - мур (2 раза)

(ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой)

Свернется маленьким клубком:

- Ур - ур - ур, ур - ур - ур.

(ритмично потрирают кулачок о кулачок)

Потом с клубочком поиграет:

- Цап - цап - цап, цап - цап - цап.

(ритмично сжимают и разжимают пальцы рук)

И нитку быстро размотает:

- Ап - ап - ап, ап - ап - ап.

(Делают ритмичные круговые движения указательными пальцами вокруг друг друга)

«Утята»

Раз - два - шли утята.

Три - четыре - за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался -

Громко - громко запищал:

- Пи - пи - пи - не пищи!

- Мы тут рядом, поищи!

(поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков: «Пи - пи - пи… » - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

«Кошки - мышки»

Кошка мышку цап - царап

(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)

Подержала, подержала - отпустила

(кулаки одновременно разжимаются)

Мышка побежала, побежала

(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)

Хвостиком завиляла, завиляла

(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)

До свидания, мышка, до свидания!

(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)

«Лодочка»

Две ладони я прижму

И по речке поплыву

(ладони соединить лодочкой)

Две ладони, друзья, -

Это лодочка моя.

(выполнять волнообразные движения руками)

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.

(волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(загибают поочередно все пальчики)

1, 2, 3, 4, 5

(разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

«На качелях»

Кач - кач - кач - летят качели,

Так захватывает дух!

(дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону)

Все сильнее бьется сердце:

Тук - тук - тук, тук - тук - тук!

Вверх и вниз, и снова к солнцу

Словно птица ты летишь.

(ритмично постукивают кулачками друг о друга)

- Выше, выше, выше, выше! -

Вновь товарищам кричишь.

(ритмично поднимают перед собой руки вверх)

«Насекомые над лугом»

- Жу - жу - жу, - жужжит пчела:

- Я лечу издалека.

(дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)

- Зу - зу - зу, - комар пищит.

(ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)

- Уф - уф - уф, - как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

(ритмично притоптывают ногами)

Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу,

Я любого разбужу»

(ритмично хлопают в ладоши)

«Ежик»

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке;в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)

«Грибы»

(массаж пальцев)

Топ - топ - пять шагов,

(идут на месте)

В туесочке пять грибов.

(переплетают пальцы «корзиночкой», показывают 5 пальцев; поочередно массируют каждый палец, начиная с большого)

Мухомор красный -

Гриб опасный.

А второй - лисичка -

рыжая косичка.

Третий гриб - волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб - сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб - белый,

Ешь его смело.

«Умывание»

(массаж пальцев)

Знаем, знаем - да - да - да,

Где ты прячешься, вода!

(поочередно массируют каждый палец)

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По - нем - нож - ку.

Нет, не понемножку -

Посмелей!

Будет умываться веселей!

(энергично растирают ладони и кисти рук)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну - красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке)

«Покажите пальцем»

Покажите пальцем

(дети сжимают правую руку в кулак)

Зайца,

(вытягивают средний и указательный пальцы)

Книжку,

(две раскрытые ладони складывают рядом)

Мышку и

(ладони прикладывают к макушке)

Орех

(сжимают кулак)

Указательному пальцу

Все известно лучше всех.

(вытягиваем вверх указательный палец, сгибают и разгибают его)

«Мышки - шалунишки»

В комнате часы висели

И стучали: бом - бом - бом.

(дети ритмично хлопают в ладошки)

Мышки каждый раз пугались,

Слушая ужасный звон.

Потянулись гири вниз -

Так - так - так (2 раза)

(поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз)

Быстро стрелки завелись -

Тик - тик - так (2 раза)

(ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы)

Стрелки мышек испугали,

В норку мышки убежали.

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держат «ковшиком», указат. пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Будем грушу мы рубить;

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»)

«Помощники»

1, 2, 3, 4,

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть - чуть - сломали,

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

«Смелые гуси»

Шли на речку важно гуси:

Говорили: «Га - га - га».

(дети тесно смыкают 4 - ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем «клюв»)

Кто захочет нас обидеть,

Не забудет никогда.

Ш - ш - ш, - шипим мы грозно, -

(ритмично вытягиваем шею)

Больно щиплемся. Беги!

(ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой)

Крыльями захлопать можем.

(ритмично похлопывают руками по бокам)

Мимо нас ты не ходи!

(ритмично потопывают)

«Пироги»

Мы печем отличные

Пироги пшеничные.

(«пекут» пироги - одна ладошка сверху, другая - снизу)

Кто придет к нам покупать

Пироги отличные?

(трут ладони друг о друга)

Папа, мама, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

И другие все, кто может,

(сжимают и разжимают пальцы)

Пусть приходят с ними тоже.

(при повторении массируют пальцы на другой руке)

«Бутончик»

К ночи бутончик собрал лепестки

(пальцы правой и левой рук собраны в «горстку»)

Солнце свои посылает лучи.

Утром под солнцем

Цветы раскрываются

(одновременно медленно развести пальцы обеих рук)

Солнышко село, и

сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек закрылся.

(одновременно соединяются пальцы правой и левой рук)

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять

(загибать пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

"Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

(дети ритмично скрещивают руки над головой)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

(плавно покачивают руки вверху)

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.

(ритмично потирают щеки)

А весной на носик ставит

Точки - точки - точки.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!

(ритмично постукивают пальцем по носу)

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран -

Настоящий великан.

(загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе? Как узнать?

Помогите сосчитать?

(хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)

«У Лариски - две редиски»

У Лариски - две редиски.

У Алешки - две картошки.

У Сережки - сорванца -

два зеленых огурца.

А у Вовки - две морковки.

Да еще у Петьки - две хвостатых редьки.

(по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого; на одной или обеих руках)

«За ягодами»

1, 2, 3, 4, 5,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идем мы погулять.

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(загибают пальчики, начиная с большого)

«Кораблик»

По реке плывет кораблик,

(ладони соединить лодочкой)

Он плывет издалека.

(выполнять волнообразные движения руками)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

(показать одновременно по 4 - ре пальца на каждой руке)

У них ушки на макушке

(сложить обе ладони к макушке)

У них длинные хвосты.

(пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны)

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

(растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения)

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Всем хватило зернышек.

(опять сжимают и разжимают кулачки)

«Что принес нам почтальон? »

Что принес нам почтальон?

(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.

(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

в бандероли - две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

(на каждое название загибают по одному пальчику, начиная с большого)

gayazieva-dmdou83.edumsko.ru


Смотрите также