Артикуляционная гимнастика. Конфета артикуляционная гимнастика


Артикуляционные упражнения.Второй комплекс

Артикуляционные упражнения. Второй комплекс (для шипящих звуков т, ж, ч, щ).

      Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч — сначала смычку, а потом щель;; боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения: Наказать непослушный язык, сделать язык широким, кто дальше загонит мяч? (см. ранее).

 

Упражнение "Приклей конфетку".

 Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

 

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

 

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Рот открывать не шире чем на 1,5 — 2 см.

3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

 

Упражнение "Грибок"

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

 

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

 

Методические указания.

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

 

Упражнение "Вкусное варенье".

 Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

 

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

 

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, на «падсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению

 

Упражнение «Наказать непослушный язык».

Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

 

Упражнение "Гармошка".

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку)

 

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

 

Методические указания.

1. Следить, чтобы, когда открывается рот губы были неподвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счс: от трех до десяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

 

Упражнение "Фокус".

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

 

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

 

Методические указания.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 

 

Подборка упражнений составлена Павловой М. П. учителем - логопедом МБОУ "СОШ№19" города Чебоксары

iemcko.ru

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи называется артикуляционной.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом  в постановке и автоматизации звуков. Непосредственной постановкой звуков должен заниматься логопед!

Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок.

Необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированные звуки и лишь потом закреплять их в словах, в речи.

 При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

            3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. 

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого произношения всех звуков.

«Заборчик». Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

 «Трубочка». Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать «Заборчик» - «Трубочка».

"Лопатка". Рот широко открыть. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать под счёт от 1 до 10. Рот не закрывать.

"Иголка". Рот широко открыть. Узкий напряжённый язык тянуть вперёд. Удерживать под счёт от 1 до 10. Рот не закрывать.

Чередовать "Лопатка" - "Иголка".

«Массаж десен и щек (маляр красит домик язычка)». Круговые движения языка между зубами и губами внутри рта. Затем при этом движении погладить щеку с одной стороны, затем с другой стороны.

«Помидорчик». Одновременно надуть обе щеки.

«Огурчик». Одновременно втянуть обе щечки.

«Орешек», "Конфетка". Языком дотронуться до правой щеки и удержать положение, затем до левой.

«Покатай орешек». Языком дотронуться до правой щеки и «покатать орешек», затем дотронуться до левой и также «покатать орешек».

«Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

                                      

«Часики». Приоткрыть рот, кончиком языка тянуться то к правому, то к левому уху. Губы не поджимать, челюсть не двигать.

«Крестик». Рот приоткрыть, поднять узкий язык на верхнюю губу, затем на нижнюю, потом в левый и в правый угол рта.

«Качели». Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

                    

«Кошечка лакает молоко». Лакательные движения языком (голова не опускается, работает только язычок).

«Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.

 

                       

Как весело, необычно и интересно развивать артикуляционную моторику ребенка

    Как часто родители сталкиваются с тем, что дети отказываются выполнять артикуляционную зарядку в домашних условиях или не стараются сделать задание точно, быстро устают и отвлекаются. Возникает вопрос: «А как же можно изменить домашние занятия так, чтобы они были не в тягость, а в радость ребенку, доступны и понятны ему?». Есть такие способы и ниже Вы можете познакомиться с ними.

 Игры для развития подвижности челюсти, языка, губ и щек.

  • «Кусачки». Ребенку дают мягкий кусок хлеба или твердое печенье и просят быстро покусать зубами, а затем губами.
  • «Бусинки». Кладем на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их (собираем рассыпавшиеся бусинки). В качестве усложнения можно переносить «бусинки» губами из одной тарелки в другую.
  • «Тьфу». На тарелке лежат крупные крошки. Ребенок губами берет с тарелки крошку, удерживает ее  между губ и сплевывает обратно –тьфу!
  • «Воздушный поцелуй!». Ребенок прикладывает ладошку к губам, пытается ее поцеловать и помахать ею. Для изменения игровой ситуации можно целовать зеркало, игрушку и т.д. Для того, чтобы губы лучше складывались в трубочку, взрослый надавливает слегка на уголки рта и выдвигает губы вперед.
  • «Хомячок». Ребенок набирает в рот воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьет по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину. Можно набрать воды в рот и гонять ее из одной щеки в другую.
  • «Толстые щеки». Ребенок открывает рот, взрослый сладкой палочкой рисует на внутренней стороне щек ребенка линии, кружочки и т.п.
  • «Полоскание горла, рта». Ребенок набирает в рот воды, полощет горло, рот, затем выплевывает воду.
  • «Зубная фея». Чистим зубной щеткой зубы, язычок и щеки с внутренней стороны (без сильного надавливания).
  • «Облизывание тарелок». Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, медом, сгущенным молоком или другим не противопоказанным ребенку продуктом. Берем тарелку двумя руками и начинаем ее облизывать широким высунутым языком, приговаривая при этом: «Ааах!», «Ааа!».
  • «Ах, как вкусно!». Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба или печенья, сухарей, сахара или леденцов. Затем облизываем шершавую поверхность тарелки широким языком, не забывая при этом медленно приговаривать: «Аах!», «Ах, как вкусно!».
  • «Рыбалка». Посыпаем липкую поверхность тарелки более крупными крошками. Широко открываем рот, высовывая узкий язычок «жалом» и дотрагиваемся до крошки так, чтобы она прилипла к языку. Таким образом ребенок должен съесть от 3 до 10 крошек. Выполнять это упражнение надо быстро, четко и резко, проговаривая а-а-а (язычок-это удочка, а крошки – это рыбки, которых надо поймать).
  • «Вкусное варенье». Намазываем ребенку губы вареньем и просим облизать их языком по кругу. Либо же намазываем вареньем только верхнюю, или только нижнюю губу. Если с этими упражнениям ребенок справляется с трудом, просим просто высунуть кончик язычка между губами, тем самым слизывая варенье.
  • «Стрелочки». Взрослый намазывает ребенку губы вареньем в четырех направлениях (вверх, вниз, правый и левый уголки рта). Ребенок слизывает варенье язычком по часовой стрелке.
  • «Жевательная резинка». Даем ребенку (если это не противопоказано) мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать очень сложно, поэтому ребенок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюну и т.д., тем самым активизировать подвижные органы артикуляции.
  • «Жевательная конфета». Ребенок разжевывает жевательную конфету, приклеивает ее языком к твердому небу а затем кончиком языка пытается ее отодрать. Таким образом малыш отработает непроизвольно подъем языка вверх.
  • «Яблочко». Ребенку в рот кладут кусочек яблочка за щеку и просят язычком вытащить его оттуда. Тоже самое производится с другой щекой.
  • «Чашечка». Просим ребенка высунуть широкий язычок. Дотрагиваемся до середины языка ложечкой или палочкой  и делаем небольшое углубление в языке на несколько секунд, как будто в чашечку. В качестве игровой ситуации говорим: «Сейчас я налью тебе чаю (молока, сока, компота…) в чашечку: ш-ш-ш». Можно из пипетки капать воду в «чашечку» и проглатывать ее.
  • «Трубочка». Просим ребенка высунуть широкий язык. Кладем сладкую палочку по желобку языка (средняя линия языка) от середины до кончика делаем небольшой нажим ею так, чтобы боковые края языка слегка загибались вверх. Затем плавно проводим сладкой палочкой по средней линии языка и вынимаем ее изо рта (как бы разделяем язычок пополам).

 Вот так интересно можно играть  с губками, язычком дома. Конечно же, все вышеперечисленные игры и упражнения должны выполняться под четким руководством взрослого и его присмотром.

Скачать

kudryavtceva-ppds5.edumsko.ru

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Гимнастика для органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед! Пожалуйста, никакой самодеятельности! не считайте, что вы сможете воспитать у ребенка правильное произношение, многократно повторяя скороговорки и чистоговорки. Сначала ребенок должен научиться правильно, произносить изолированный звук, затем закрепить его произношение в слогах, в словах, в словосочетаниях, и только затем во фразе. Повторюсь еще раз, постановкой и автоматизацией звуков занимается логопед или родитель под руководством логопеда.

Для домашних занятий родителям предлагается только артикуляционная гимнастика, которая поможет вашему малышу достичь правильного произношения. Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Обращайте внимание на точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляционного аппарата.

Упражнения подбираются в соответствии с дефектом речи ребенка. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков подойдет основной комплекс артикуляционной гимнастики. Эти упражнения расположены в определенной последовательности (от простых упражнений к сложным упражнениям). Сначала упражнения выполняют в медленном темпе, обязательно перед зеркалом, первые несколько раз можно выполнить упражнение дважды, но качественно. Затем количество упражнений увеличивают, доводя до 10 – 15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движение, зеркало можно убрать. Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения (для визуального контроля). Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику. Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись, становились более прочными. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем (!) помогите ребенку поднять его язычок вверх.

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение язычка (например, облизал верхнюю губу), можно использовать все подручные средства: варенье, шоколад, в зависимости от того, что любит ваш ребенок.

Занятия должны проводиться эмоционально, в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Артикуляционную гимнастику проводят сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находится в спокойном положении. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».

Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу, выполнять движение. Надо показывать ребенку его достижения. («Видишь, Васенька (Катенька), язык уже научился быть широким, обязательно твой язычок научится, и подниматься кверху»).

Ребенку при выполнении артикуляционной гимнастики можно рассказать «Сказку о веселом язычке», еще можно предложить игру «Рыбки». Ребенок на удочку ловит рыбку, на спинке у которой, наклеен символ того или иного упражнения. Ребенок, поймав рыбку, выполняет упражнение, «чей символ ему попадется на крючок».

Основной комплекс артикуляционной гимнастики
Основной комплекс направлен на выработку основных движений и положений органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика проводится во всех возрастных группах, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе различны. Дети второй младшей группы, должны усвоить простейшие навыки, развивающие и совершенствующие движения артикуляционного аппарата.

  1. «Лягушка»
Цель. Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания.

1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, и перестану И не сколько не устану.*

  1. «Хоботок»
Цель. Выработать движение губ вперед.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложите дотянуться ему губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 – 2 см от губ, и взять ее губами.

Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их опускаю И на место возвращаю.

  1. «Лягушка - хоботок»
Описание.На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.
  1. «Окошко»
Цель. Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении Описание. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
  1. «Лопаточка»
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто».

Язык лопаткой положи, И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!

или

Язычок широкий, гладкий - Получается лопатка!
  1. «Месим тесто»
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

  1. «Иголочка»
Описание. Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало.

Методические указания. 1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Маленького роста я,

Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу.

или

Язычок наш, как иголка Не ленись – уколет колко.
  1. «Лопаточка - иголочка»
Описание. На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка».

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием.
  1. «Часики»
Цель. Выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево. Описание. Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения. Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Тик – так, тик – так.

Ходят часики вот так! Как так? Вот так: Тик – так, тик – так!
  1. «Качели»
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Ты качаться не ленись! Вверх – вниз, вверх - вниз
  1. «Лошадка»
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания. 1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Ты, лошадка, хвост не прячь!

На тебе помчимся вскачь.
  1. «Приклей конфетку»
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru

Сладкая артикуляционная гимнастика для язычка — Детсад №16 г. Ленинск-Кузнецкий

Сладкая артикуляционная гимнастика для язычка.Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Я вам отвечаю – весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.Подготовка к сладкой гимнастике для язычка. Для этих занятий готовим печенье и йогурт, которые любит ваш малыш. Крошим печенье на маленькие крошки, величиной с ноготок ребёнка, и выкладываем на блюдце. Йогурт открываем и кладём туда маленькую ложечку. Ребёнка сажаем в высокий стул для кормления перед собой.Упражнение 1.Кладём крошку печенья на верхнюю губу ребёнка и просим малыша достать печенье языком и съесть его. Упражнение 2. Просим малыша высунуть язык, кладём крошку печенья на кончик языка и просим съесть печенье. Упражнение 3. Берём крошку печенья и как бы кладём малышу на кончик носа (держим около кончика носа). Ребёнку необходимо языком дотронуться до кусочка печенья. Если это произошло, малыш съедает этот кусочек. Упражнение 4. Берём крошку печенья и как бы кладём на подбородок малышу таким образом, чтобы ребёнок мог дотянуться до печенья языком. Если это произошло, то ребёнок получает своё вознаграждение.Упражнение 5. Берём крошку печенья и как бы кладём на правую щёку малышу таким образом, чтобы ребёнок мог дотянуться до печенья языком. Если это произошло, то ребёнок получает своё вознаграждение.Упражнение 6.Берём крошку печенья и как бы кладём на левую щёку малышу таким образом, чтобы ребёнок мог дотянуться до печенья языком. Если это произошло, то ребёнок получает своё вознаграждение. Упражнение 7. Берём чайную ложку, которая вся в йогурте, просим, чтобы малыш закрыл рот, и полностью намазываем все губы малыша йогуртом. Ребёнку необходимо языком слизать с губ весь йогурт. Упражнение 8.Берём чайную ложку, которая вся в йогурте, просим, чтобы малыш закрыл рот, и намазываем правую часть губ + небольшую часть щеки, но так, чтобы малыш мог достать её языком. Просим, чтобы ребёнок слизал весь йогурт языком. Упражнение 9. Берём чайную ложку, которая вся в йогурте, просим, чтобы малыш закрыл рот, и намазываем нижнюю губу + небольшую часть подбородка, но так, чтобы малыш мог достать её языком. Просим, чтобы ребёнок слизал весь йогурт языком. Упражнение 10. Берём чайную ложку, которая вся в йогурте, просим, чтобы малыш закрыл рот, и намазываем верхнюю губу + носогубное пространство (под носом), но так, чтобы малыш мог достать эти места языком. Просим, чтобы ребёнок слизал весь йогурт языком. Все упражнения можно повторять по нескольку раз каждый день.https//www.babyblog.ru/user/manirka/3133489

Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!

detsad16.42ru.ru

Блог Быковой С.В.: артикуляционная гимнастика

          ГАСТРОНОМИЧЕСКИ-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ

             Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

            Занимаясь ежедневно по 10 минут, можно не только сформировать произвольные основные статические и динамические артикуляционные движения, но и повысить интерес к логопедическим занятиям.1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше. 2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы. 3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами! 4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя. 5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. 6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами. 7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком. 8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке. 9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу. «Бусинки»Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.«Хомячок»Ребёнок набирает в рот воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую. «Облизывание тарелок»Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, манной кашей, сгущённым молоком или другим продуктом, который не противопоказан ребёнку. Ребёнок берёт тарелку двумя руками и начинает облизывать широким языком, приговаривая: «Аах».

«Ах, как вкусно»Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки, восклицая: «Ааа, аам, аах как вкусно!»

«Рыбалка»Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка, проговаривая ааа. Выполнять нужно быстро и чётко.

«Жевательная резинка»Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни т. д., т. е. активизировать подвижные органы артикуляции.

«Жевательная конфета»

Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.

«Яблочко»Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.

«Чашечка»Просим ребёнка высунуть широкий язык. Дотрагиваемся до середины языка ложечкой или палочкой и делаем небольшое углубление в языке на несколько секунд, как будто чашечку, говорим: «Сейчас я налью тебе чаю, ш-ш-ш». Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.«Трубочка»Просим ребёнка высунуть широкий язычок. Кладём сладкую палочку по желобку языка (средняя часть языка) от середины до кончика делаем ей небольшой нажим так, чтобы боковые края языка слегка загибались вверх. Затем плавно проводим сладкой палочкой по средней линии языка и вынимаем её изо рта.

                                                   по материалам интернет публикаций.       

bikovasvetlana.blogspot.com

Упражнения для постановки звуков [ш], [ж], [ч] и [щ] - РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА - ЛОГОПЕД - Каталог статей

Описание правильной артикуляции 

Рот открыт. Губы выдвинуты вперед в форме рупора. Широкий кончик языка поднят и находится за верхними резцами, на уровне альвеол (бугорков за верхними зубами), но не касается их. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Язык имеет форму ковша.

Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звуков [ш] и [ж], а затем и звуков [ч] и [щ], надо научить ребенка выдвигать вперед губы, а широкий кончик языка поднимать вверх, размещая его за верхними зубами. Кроме того, надо учиться придавать языку форму ковша или чашечки.

Далее предлагаются артикуляционные упражнения, способствующие выработке данной артикуляционной позы. Выполняя их, ребенок может продолжать уже знакомую ему игру. Теперь будем предлагать веселой обезьянке конфету.

Рожицы (динамическое артикуляционное упражнение) 

Покажите ребенку, как обезьянка строит рожицы. Сначала вытяните губы вперед хоботком (как при утрированном произнесении звука [у]), а затем растяните их в широкой улыбке так, что становятся видны сомкнутые зубы. Каждую артикуляционную позу удерживайте по 2–3 секунды. Предложите ребенку повторить упражнение.

Движения надо выполнять под счет: «Раз-два, раз-два…» в спокойном темпе, повторяя их 6–10 раз.

Песенка (артикуляционно-голосовое упражнение)

Скажите малышу: «Обезьянка хочет, чтобы на нее обратили внимание, – вот как она нас зовет!» Нужно открыть рот, округлив при этом губы и рупором вытянув их вперед, и произносить звук [о]. Затем молча подержать губы в таком положении 5–10 секунд.

Угощенье (прием самомассажа) 

Обезьянка так старалась, что ее обязательно надо угостить. Мы дадим ей конфетку. А теперь покажем, как обезьянка ее жует. Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слог «Та-та-та» в течение 5 секунд. Затем пошлепать язык губами, произнося при этом: «Пя-пя-пя».

Нет конфетки! (статическое артикуляционное упражнение) 

Обезьянка съела конфетку и показывает нам свой язычок, чтобы мы убедились в том, что во рту больше ничего нет. Покажите ребенку, как откры ть рот и положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно 5–10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

Облизали губки (динамическое артикуляционное упражнение) 

Съела обезьянка конфету. Очень она ей понравилась. Стала она губки облизывать.

Нужно высунуть язык изо рта, широкий кончик языка поднимать к носу, а затем опускать к подбородку.

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6– 10 раз.

Облизали зубки (динамическое артикуляционное упражнение) 

А теперь обезьянка облизывает зубки.

Вот так: рот открыт, но язык двигается внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов), затем ко внутренней стороне нижних зубов.

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6– 10 раз.

Где конфетка? (динамическое артикуляционное упражнение) 

Конфетка обезьянке очень понравилась, но так быстро кончилась, что решила обезьянка поискать, не осталось ли еще кусочка во рту.

Покажите ребенку, как языком можно проводить по нёбу.

Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка не сколько раз погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно).

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» в спокойном темпе 6–10 раз.

Вкусная конфетка (динамическое артикуляционное упражнение) 

Конфету обезьянка не нашла. Но зато заметила, что верхняя губа у нее стала сладкая, и давай ее облизывать – вот так!

Покажите ребенку, как надо облизывать верхнюю губу: открыть рот и широким кончиком языка облизать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз.

Предложите ребенку выполнить движение 5–10 раз подсчет: «Раз-два, раз-два…» в спокойном темпе.

Чашечка (статическое артикуляционное упражнение) 

Захотелось обезьянке еще одну конфетку получить. Вот она и просит конфетку. Высунула язык, сложила его, как чашечку, чтобы случайно не уронить.

Покажите ребенку, как можно сложить язык «чашечкой».

Для этого надо открыть рот, высунуть изо рта язык и придать ему форму, напоминающую чашу: боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу.

Изобразите, что вы кладете ребенку в его «чашечку» конфетку.

Удерживать язык в таком положении нужно 5–10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот.

Повторить упражнение 3–5 раз.

Ах, как вкусно-1 (динамическое артикуляционное упражнение) 

Скажите малышу: «Чмокает обезьянка губами – ах, какая вкусная конфетка!»

5–10 раз причмокните губами.

Ах, как вкусно-2 (динамическое артикуляционное упражнение) 

Скажите малышу: «Цокает обезьянка языком – ах, какая вкусная конфетка!»

Приоткройте рот, присосите широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите его.

Язычок приклеился (статическое артикуляционное упражнение) 

Ой, что это? У обезьянки язычок приклеился кверху! Наверное, он стал сладкий и липкий от конфетки и теперь прилип!

Предложите ребенку показать, как у обезьянки приклеился к нёбу язычок.

Для этого надо открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5–10 сек.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

tetradkin-grad.3dn.ru

Сладкая артикуляционная гимнастика для язычка - запись пользователя ДраКошка (manirka) в дневнике

Подготовка к сладкой гимнастике для язычка.

Для этих занятий готовим печенье и йогурт, которые любит ваш малыш. Крошим печенье на маленькие крошки, величиной с ноготок ребёнка, и выкладываем на блюдце. Йогурт открываем и кладём туда маленькую ложечку. Ребёнка сажаем в высокий стул для кормления перед собой.

Упражнение 1.

Кладём крошку печенья на верхнюю губу ребёнка и просим малыша достать печенье языком и съесть его.

Упражнение 2.

Просим малыша высунуть язык, кладём крошку печенья на кончик языка и просим съесть печенье.

Упражнение 3.

Берём крошку печенья и как бы кладём малышу на кончик носа (держим около кончика носа). Ребёнку необходимо языком дотронуться до кусочка печенья. Если это произошло, малыш съедает этот кусочек.

Упражнение 4.

Берём крошку печенья и как бы кладём на подбородок малышу таким образом, чтобы ребёнок мог дотянуться до печенья языком. Если это произошло, то ребёнок получает своё вознаграждение.

Упражнение 5.

Берём крошку печенья и как бы кладём на правую щёку малышу таким образом, чтобы ребёнок мог дотянуться до печенья языком. Если это произошло, то ребёнок получает своё вознаграждение.

Упражнение 6.

Берём крошку печенья и как бы кладём на левую щёку малышу таким образом, чтобы ребёнок мог дотянуться до печенья языком. Если это произошло, то ребёнок получает своё вознаграждение.

Упражнение 7.

Берём чайную ложку, которая вся в йогурте, просим, чтобы малыш закрыл рот, и полностью намазываем все губы малыша йогуртом. Ребёнку необходимо языком слизать с губ весь йогурт.

Упражнение 8.

Берём чайную ложку, которая вся в йогурте, просим, чтобы малыш закрыл рот, и намазываем правую часть губ + небольшую часть щеки, но так, чтобы малыш мог достать её языком. Просим, чтобы ребёнок слизал весь йогурт языком.

Упражнение 9.

Берём чайную ложку, которая вся в йогурте, просим, чтобы малыш закрыл рот, и намазываем левую часть губ + небольшую часть щеки, но так, чтобы малыш мог достать её языком. Просим, чтобы ребёнок слизал весь йогурт языком.

Упражнение 10.

Берём чайную ложку, которая вся в йогурте, просим, чтобы малыш закрыл рот, и намазываем нижнюю губу + небольшую часть подбородка, но так, чтобы малыш мог достать её языком. Просим, чтобы ребёнок слизал весь йогурт языком.

Упражнение 11.

Берём чайную ложку, которая вся в йогурте, просим, чтобы малыш закрыл рот, и намазываем верхнюю губу + носогубное пространство (под носом), но так, чтобы малыш мог достать эти места языком. Просим, чтобы ребёнок слизал весь йогурт языком.

Все упражнения можно повторять по нескольку раз каждый день.

упражнения для печени

www.babyblog.ru