Вольтижировка – гимнастика или цирк на лошади? Конная гимнастика


Гимнастика в седле. Уроки верховой езды

Гимнастика в седле

Для гармоничного физического развития всадника необходимы гимнастические упражнения (рис. 19), Кроме того, выполняя их, всадник лучше осваивается в седле. постепенно раскрепощается, легко держит равновесие, быстро расслабляются усталые, затекшие мышцы всего тела.

Гимнастику в седле делают при ослабленном, а в основном при брошенном на шею лошади поводе. Начинают обучение, взяв лошадь на корду, в первое время она должна стоять на месте, неспокойных лошадей берут под уздцы. На последующих занятиях переходят к выполнению упражнений на шагу, а затем некоторые из них делают на рыси и даже галопе.

Начинают гимнастику всегда с самых простых упражнений. Привожу перечень основных упражнений в седле.

1. Взять носками ног стремена — бросить стремена; взять — бросить и т. д. несколько раз. Это упражнение надо в течение занятия повторять несколько раз на любых аллюрах. Обучение, конечно, надо начинать на шагу.

2. Вращение ступней ног в одну, а затем в другую сторону при брошенных стременах.

3. Раскачивание ног от колена (голеней) назад-вперед.

4. Раскачивание ног от тазобедренного сочленения назад-вперед

5. Повороты головы в стороны (очень медленно).

6. Наклоны головы вперед-вниз и назад-вверх (очень медленно).

7. Вынос плеч поочередно вперед, не торопясь.

8. Вынос плеч поочередно назад, не торопясь.

9. Подъем плеч по отдельности вверх,

10. Подъем обоих плеч вместе вверх.

11. Движения руками вперед в стороны и вверх-назад. Здесь варианты — самые разные в последовательности и амплитуде движения рук.

Рис. 19. Упражнение

а — хлопки над крупом

б — хлопки над шеей

в — повороты корпуса влево-вправо

г — наклоны корпуса вперед-назад

д — касание пальцами руки до носка противоположной ноги е — наклоны корпуса, вплоть до касания головой крупа лошади

12 Наклоны корпуса в стороны (влево-вправо! в медленном тента; кисти рук при этом могут быть на попсе, или за спиной, или скрещены за затылком, или на голове.

13. Наклоны корпуса вперед-назад с руками за спиной либо в каком-то ином положении — по выбору тренера или обучаемого; темп медленный, мышцы напряжены. Наклоняться вперед можно до самой шеи лошади, а назад- вплоть детого, что касаться головой крупа лошади. Это упражнение можно варьировать как отдых и расслабление, откинувшись полностью назад или наклонившись на шею лошади; руки при этом можно свешивать, как плети, а можно вращать ими наподобие крыльев мельницы.

14. Стойка в упоре на вытянутых руках, опирающихся о переднюю луку седла. Продолжительность стойки в упоре на руки зависит от тренированности всадника. Повторять несколько раз за тренировку.

15. Перенос носков ступней назад за седло и как можно выше. Начинать это упражнение можно попеременно каждой ногой, а затем выполнять обеими ногами одновременно. Зафиксировать выполненное упражнение, перейти в исходное положение и снова выполнить несколько раз с фиксацией ступней в точках позади седла.

16. Достать пальцами правой руки носок левой ноги, перегнувшись с седла и не сгибая ногу; затем левой рукой — носок правой ноги. Так попеременно — несколько раз.

17. Сидя на лошади, возьмитесь руками за заднюю луку и го очереди поднимайте то левую, то правую ноги, согнутые в коленях.

18. Сделайте то же самое, только обеими ногами вместе.

19. Поднимание попеременно ног вверх — как можно выше.

20. Поднимание вверх обеих ног вместе; ноги не сгибать, носки оттянуть, стараться удерживать "угол".

21. Хлопки вытянутыми руками перед грудью (над шеей лошади), затем — за спиной; и так — несколько раз.

22. Хлопки вытянутыми руками над своей головой, а затем — за спиной; так проделывать несколько раз.

23. Последовательное перекидывание ног: вначале перекинуть правую ногу через переднюю луку седла и зафиксировать это положение; затем перекинуть ее обратно, а вслед за этим перекинуть левую ногу через переднюю луку седла и вновь зафиксировать положение.

24. Перемещение (перекидывание) ног на седле таким образом, чтобы сесть в седле, свесив обе ноги с левого бока лошади; затем проделать все так, чтобы оказаться свесившим ноги с правого бока лошади.

25. Последовательно перемещая ноги влево, перевернуться так, чтобы сесть верхом спиной к голове лошади; вернуться в исходное положение. Проделать все так же в правую сторону; посидеть в этом положении некоторое время. Надо заметить, что многие из указанных выше упражнений для разнообразия можно выполнять, сидя на лошади "наоборот".

26. "Вертушка". Выполняется следующим образом; перекинуть правую ногу через шею лошади и сесть в седло боком, правой рукой за спиной взяться за заднюю луку, а левой рукой — за переднюю луку впереди себя. Затем перевернуться на живот и сразу же после этого перекинуть прямую правую ногу через круп лошади и сесть в седло. Зеркально "вертушка" делается в другую сторону.

27. "Ласточка". Сядьте на колени на седло и свесьте одну ногу вниз. Расположите голень находящейся на седле поп наискось вдоль ленчика седла, приподнимитесь на одном колене, а свободную ногу поднимите и вытяните, Руками можно держаться за переднюю луку или вытянуть их в стороны.

28. Упритесь ступнями в подушку седла и сядьте на корточки. В таком положении можно делать многие упражнения, связанные с движениями рук, головы, шеи. туловища

29. Из положения "сидя на корточках" поднимитесь во весь рост и, сохраняя равновесие, сделайте приседания Выполняв это упражнение, никогда не опускайтесь резко в седло, чтобы не повредить лошади спину.

30. "Ножницы". Упритесь руками в переднюю луку седла, наклоните корпус к шее лошади и сделайте резкий взмах обеими ногами над крупом лошади, одновременно перекрестив ноги, чтобы сесть "наоборот".

Такие упражнения как "ножницы", "ласточка", "вертушка" относятся к вольтижировке; сюда же относится и посадка на лошадь без стремян, так называемый "сед" в седло, своеобразный прыжок. Левой рукой, держа ее большим пальцем в верх, взяться за гриву. Правой рукой взяться за переднюю луку седла так, чтобы пальцы пришлись под седло, причем большой палец должен быть направлен в сторону. Оттолкнуться ногами и подняться на руках, затем перекинуть правую ногу через крестец лошади и сесть в седло. Спрыгивать надо так же.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

Статьи, 15 упражнений для улучшения посадки

15 упражнений для улучшения посадки

Многие всадники даже не осознают, насколько запутанными и противоречивыми могут быть их сигналы и команды. В этой статье описаны самые распространенные проблемы, встречающиеся у многих любителей верховой езды и спортсменов. Хотя мы и разделили предложенные упражнения на отдельные группы (для корпуса, ног, рук), имейте в виду, что все наши средства управления всегда взаимосвязаны и работают правильно только тогда, когда мы используем их в комплексе.

Перед тренировкой

Перед выполнением этих упражнений попросите кого-то понаблюдать за вами и рассказать о ваших заметных со стороны ошибках и слабых местах.

Некоторые из упражнений требуют наличия очень спокойной и адекватной лошади. Если вы не уверены, что ваша лошадь подойдет для выполнения упражнений, попробуйте начать работу в бочке, в закрытом манеже или даже на корде, с опытным кордовым.

Помните, что лошади необходимо время, чтобы привыкнуть ко всему новому. Всякий раз, когда вы меняете принципы воздействия и подачи команд, вам придется ждать, пока лошадь не научится правильно на них реагировать. Не ждите немедленных результатов. Просто повторяйте комплекс посылов до тех пор, пока не начнете получать от лошади нужную реакцию в ответ.

Отметим, что и ваше собственное тело будет нуждаться в большом количестве повторений, чтобы выработать мышечную память и силу, необходимую для выполнения новых команд. Желательно включить эти упражнения в программу ежедневных тренировок и выполнять по несколько подходов за занятие.

Еще один совет, на который стоит обратить внимание, прежде чем приступить к рассмотрению упражнений: больше работайте на галопе. Обычно всадники большую часть своего времени уделяют выполнению упражнений на рыси, но, как будет разъяснено ниже, некоторые из ваших навыков можно улучшить более результативно именно на галопе.

РАБОТА НАД РУКАМИ

Начинающие всадники часто стремятся к тому, чтобы контролировать все при помощи рук, однако добиваются обратного эффекта. Ведь чем меньше руки мы используем при работе с лошадью, тем лучше результат.

Научившись использовать ваши ноги и корпус при взаимодействии с лошадью, вы освободите ваши руки для более важной и сложной работы.

Далее рассмотрим некоторые ошибки и методы их устранения.

Ошибка 1: ЖЕСТКАЯ РУКА. Если ваши плечи, локти и запястья закрепощены, вы не сможете следовать за движениями головы лошади достаточно плавно, чтобы поддерживать нужный контакт с ее ртом. Когда лошадь двигает головой, а ваши руки остаются зафиксированными на месте, вы будете тянуть лошадь за рот при движении ее головы вперед, при возвращении же головы назад повод будет провисать. В результате ни о каком контакте не может быть и речи.

Упражнение для исправления.

Лошадь должна двигаться шагом. Расставьте кисти рук на ширину около 45 см друг от друга. Сосредоточьте внимание на голове и шее лошади, на их сопровождающих каждый шаг колебаниях вперед и назад. Сохраняйте мягкий но устойчивый контакт со ртом, обратите внимание на работу ваших локтей. Вы должны открывать и закрывать локти, что бы позволить вашей руке следовать за ртом лошади. Не допускайте провисания или сильного натяжения повода. Шенкелем поддерживайте движение, не давайте лошади изменять ритм или останавливаться. Проходя повороты и вольты, не притрагивайтесь поводом к шее лошади. Затем выполните это упражнение на рыси и галопе. На рыси колебаний головы и шеи не будет, а вот на галопе они будут следовать под каждый темп. Сфокусируйтесь на положении своих плеч и локтей, сохраняйте эластичность и мягкость, сопровождайте движение головы и шеи лошади. Попросите помощника понаблюдать за вами и подсказать, стабилен ли контакт повода со ртом или повод периодически то провисает, то натягивается. Когда вы поставите руки на место ( 10-13 см друг от друга), продолжайте следить за эластичностью и сохранением контакта.

Ошибка 2: СЛИШКОМ СИЛЬНЫЕ РУКИ. Всадники часто работают поводом, прилагая излишние усилия. Причины этого различны: страх, что лошадь выйдет из-под контроля и разнесет, отсутствие баланса и необходимость поддерживать себя за повод, неумение работать шенкелем (чаще всего). Большинство лошадей реагируют на чрезмерное давление противодействием, упираются и ложатся в повод. И поверьте, победителем в этом перетягивании каната вам не выйти - ваш противник гораздо сильнее.

Упражнение для исправления.

Чтобы исправить эту проблему, попробуйте поездить держа повод как вожжи (повод входит в руку сверху под большой палец и выходит внизу под мизинцем). Это уменьшит силу вашего воздействия на рот лошади. Выполните упражнение на шагу, а затем поднимите лошадь в рысь и в галоп. Вы поймете, что цепляться за повод не обязательно, - лошадь работает отлично. Так вы сможете убрать вашу "хватку", которая могла сформироваться уже на уровне инстинкта.

Попробуйте совместить первое и второе упражнения!

Ошибка 3: НЕСПОКОЙНЫЕ РУКИ. Любое лишнее движение отвлекает и запутывает лошадь. К тому же, когда у нее во рту "слишком много шума", она перестает вас понимать и реагировать на тонкие команды.

Упражнение для исправления.

Работайте на всех трех аллюрах, держа в руках, под большими пальцами, короткий хлыстик, расположенный в горизонтальном положении. Это будет удерживать ваши руки в спокойном состоянии параллельно шее лошади.

Ошибка 4: ЗАЛОМ В ЛИНИИ ЗАПЯСТЬЯ Любые заломы и изгибы в запястьях мешают вам доносить до лошади правильные команды: искривляется прямая линия, обеспечивающая связь между рукой и ртом. Лошадь не понимает вас, вы же, в свою очередь, не слышите лошадь.

Упражнение для исправления.

Исправление заключается в фиксации запястья в правильном положении (шиной) и езде на трех аллюрах. Практикуйте этот метод, пока у вас не выработается мышечная память и запястье не выровняется в нужном положении.

Ошибка 5: СЛИШКОМ ДЛИННЫЙ ПОВОД.

Длинный повод делает невозможным поддержание стабильного непрерывного контакта с лошадью. В вашем общении возникают пробелы.

Упражнение для исправления.

Выдвиньте лошадь в шаг. Попросите вашего помощника подсказать, когда длина вашего повода будет оптимальной. Остановитесь и сделайте на обоих поводьях соответствующие отметки - они станут вашим маркером нужной длины повода. В дальнейшем следите за тем, чтобы ваши кисти не давали поводу проскальзывать за отметки.

Ошибка 6: ШИРОКО РАЗВЕДЕННЫЕ КИСТИ РУК. Если смотреть сверху, то трензель, повод, кисть и предплечье должны составлять прямую линию. Если ваши кисти расставлены широко, вы разрываете эту прямую линию, а значит нарушаете контакт со ртом лошади.

Упражнение для исправления.

Езда на трех аллюрах с трензелем в руках. Возьмите любой трензель (лучше без усов), зажмите его между большими и указательными пальцами вместе с поводом. Поработайте на шагу, рыси и галопе.

РАБОТА НАД НОГАМИ

Стабильное и устойчивое положения ноги - ключ к прогрессу всадника. Когда ваша нога размещена правильно, вы незаметно и тонко можете контролировать движения лошади. Также и лошадь будет лучше "слышать" и понимать вашу ногу. Вам не нужно будет прикладывать массу усилий, чтобы получить от нее ответную реакцию.

Ошибка 7: НОГА УХОДИТ ВПЕРЕД ЛИБО НАЗАД. От положения вашей ноги зависит контроль аллюров, темпа, ритма лошади. Если нога занимает неправильное положение, вы даете противоречивые команды. Ваши ноги могут беспокоить лошадь и путать ее.

В идеале ваша нога должна располагаться непосредственно под вашим корпусом. Если она уходит назад, то корпус будет валиться вперед, если уходит вперед, то корпус будет заваливаться назад.

Даже на горячей и нервной лошади шенкеля следует держать в правильной позиции и в контакте с боком. Иначе, когда нога будет становиться на место и включаться в высылающую работу, горячая лошадь будет пугаться и выпрыгивать из под вас вперед. Нога на боку должна быть в стабильной, чтобы не пугать лошадь ее внезапным появлением в одном или другом месте.

Ваш заваленный назад корпус будет путать лошадь, ведь когда вы будете давать ей посыл вперед шенкелями и поясницей, корпус даст ей команду стоять.

Следующие три упражнения позволят вам стабилизировать ваши ноги в правильном положении, одновременно улучшая качество контроля над корпусом.

Совет для исправления (1).

Сначала проверьте длину стремян. Когда ваши ноги свободно свисают вниз, основа стремени должна находиться напротив голеностопа. Если нога уходит вперед, возможно, стремена у вас слишком длинные, если назад - слишком короткие. Учитывайте, что длина стремян у юных всадников должна изменяться по мере их роста!

Упражнение для исправления (2).

Попробуйте выполнить оба следующих упражнения на рыси, чтобы проверить свою способность контролировать тело и ноги, а также поработать над укреплением и улучшением положения ног.

На рыси на каждый такт меняйте ногу, под которую облегчаетесь. Сначала сидите два толчка и вставайте на один. Это научит вас не идти впереди движения лошади. Затем сидите один толчок и два толчка облегчайте, это поможет вам научится не отставать от движений лошади.

Упражнение для исправления (3). Начните с остановки. Сядьте в двухточечную посадку: ваш вес должен сбалансироваться над голенями и пятками. Чтобы уравновесить себя, можете прихватиться за гриву лошади. Ритмично сосчитайте до четырех и встаньте на стремена на ровную ногу, расслабив ее, чтобы пятки ушли вниз, снова сосчитайте до четырех и вернитесь в двухточечную посадку. Теперь сосчитайте до четырех и нагнитесь над шеей лошади из двухточечной посадки, руками тянитесь к ушам лошади, перебирайте повод. Сохраняйте равновесие, не давайте голени сходить с места, но и не вжимайтесь ею в бок лошади. Снова досчитайте до четырех и вернитесь обратно в двухточечную позицию. Аккуратно контролируйте ваши руки, чтобы при изменении позиций не дернуть лошадь поводом за рот.

Повторите это упражнение несколько раз. Затем попробуйте выполнить его на шагу, затем на рыси и галопе, если вы почувствуете себя уверенно и комфортно. Можно поиграть и со скоростью аллюров, контролируя ногами сокращение и расширение махов. Всадники более продвинутого уровня могут в синхронизировать выполнение упражнения с темпами галопа лошади.

Ошибка 8: ЛОШАДЬ НЕ РЕАГИРУЕТ НА ДЕЙСТВИЕ НОГ. Такое поведение может быть результатом лени и отсутствия уважения к всаднику, которые, в свою очередь, могут быть вызваны неправильным применением всадником высылающих воздействий и злоупотреблением шпорами. Ярчайший признак переработкой шпорами - затертые места на боках лошади.

Упражнение для исправления.

Попробуйте обойтись без шпор, возьмите хлыстик. Убедитесь, что лошадь правильно понимает его действие. Попросите ее перейти на шаг с остановки, легко прижав шенкеля и двинув поясницей. Сделайте два посыла подряд. Если реакции не последует, третий раз вместе с ногой приложите хлыстик: пусть шлепок будет неожиданным, лошадь может подняться в галоп. Очень важно сработать хлыстом так, чтобы вам не пришлось применять его дважды. Также можно сопроводить этот третий посыл звуком (прищелкнуть языком и т.д.). Если следующая попытка выслать лошадь в шаг удастся (лошадь отреагирует на первый посыл шенкеля), значит у вас получилось, похвалите ее. Возможно, вам придется еще пару раз напоминать лошади этот урок в течение недели. Но будьте внимательны: вы должны использовать хлыст правильно! Если вы будете щекотать лошадь, вам придется применять его второй, третий раз за занятие, и в результате лошадь привыкнет к нему так же, как и к шпоре.

РАБОТА НАД КОРПУСОМ Роль корпуса в управлении лошадью сложно переоценить. Сдвигая ваш баланс вперед, вы можете заставить лошадь продвинуться вперед и нарастить скорость. Смещая ваш вес назад, вы просите лошадь сузить рамку, замедлиться или перейти в шаг. Разворачивая корпус, вы просите от лошади сделать поворот.

По мере совершенствования навыков верховой езды вы научитесь работать корпусом так, что сможете балансировать лошадь в поворотах, собирать ее, выполнять более сложные элементы, такие как боковые движения и т.д.

Ошибка 9: Всадник использует много повода и не использует поясницу и корпус для остановок, сокращений и нисходящих переходов. Если вы не можете перевести лошадь в шаг с рыси без использования повода, вы должны работать над вашей посадкой.

Упражнение для исправления. Выполняйте его на строевой рыси. Задерживайтесь каждый раз, когда садитесь в седло, и с каждым разом просиживайте дольше и дольше. Движение поддерживайте шенкелем. Если лошадь не замедляется, сработайте поводом мягко и настойчиво. Попросите ее сократить рысь и перейти в шаг. Можно добавить голосовую команду. Используйте это упражнение всякий раз во время ниспадающих переходов и остановок. Прежде чем включить повод, работайте корпусом. Со временем лошадь научится переходить с рыси в шаг, с галопа в рысь или шаг, останавливаться только от действия вашего корпуса.

Ошибка 10: СЛИШКОМ "МНОГО" ПОСАДКИ

Когда вы сидите глубоко и смещаете свой вес назад, это сигнал для лошади замедлиться. Такая посадка хороша при езде на пугливой и разносящей лошади или во время подхода на препятствие, если лошадь несет на барьер. Но если вам приходится использовать такое воздействие повсеместно, и на домашних тренировках, и на соревнованиях, это признак отсутствия доверия между вами и лошадью.

Упражнение для исправления.

Используйте вышеописанные упражнение для ног, чтобы приучить лошадь не пугаться присутствия ноги на боку, воспринимать ее правильно и адекватно, не лететь вперед, только почувствовав легкое давление.

Ошибка 11: СЛИШКОМ МНОГО ЕЗДЫ В ДВУХТОЧЕЧНОЙ ПОЗИЦИИ. Езда на двухточечной посадке поможет вам укрепить ваши ноги и развить баланс, но с ее помощью вы никогда не найдете свое место в седле.

Упражнение для исправления.

Занятия в манеже без стремян. Вы так или иначе будете вынуждены сесть в седло более глубоко, отцентрироваться и работать корпусом для взаимодействия с лошадью.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

Следующая пара упражнений выполняется во время преодоления препятствий.

Ошибка 12: Если ваша лошадь несется после прыжка или начинает козлить, то она, очевидно, пытается сказать вам, что вы слишком много работаете поводом при выравнивании на барьер либо на отталкивании или приземлении. Также лошади может мешать ваш нестабильный корпус, который мешает ей прыгать, сбивая с равновесия, возможно, вы падаете в седло на приземлении.

Упражнение для исправления (1).

Чтобы восстановить доверие вашей лошади, на время позабудьте о маршрутах и займитесь преодолением одиночных барьеров, по одному за раз. На приземлении сосредоточьтесь на том, чтобы не дернуть за поводья. Сделайте пару темпов прямо и уйдите на вольт. Вольт замедлит лошадь. Повторите это упражнение несколько раз, меняя направление вольта после прыжка и направление заходов на препятствие. После этого добавьте барьеры. После каждого препятствия уходите на вольт, пока лошадь не замедлится. После этого направляйте ее на следующий барьер. Постепенно лошадь перестанет разносить, а вы перестанете висеть у нее на поводе, стараясь предотвратить разнос. Экспериментируйте с направлениями и заходами, чтобы лошади не наскучило однообразие.

Упражнение для исправления (2).

Это упражнение связано с прохождением рядов на рыси. Занимаясь в рядах, вы сможете улучшить свой баланс и научиться сопровождать лошадь в прыжке. Выполнение упражнения без повода поможет вам научиться меньше полагаться на ваши руки.

Вам понадобится помощник, который будет достраивать ряд в процессе занятия. Если вы не доверяете лошади и не можете прыгать без повода, попросите помощника взять вас на корду и поработать на кавалетти, поднятыми на максимальную высоту. Вам может помочь и подобие шпрингартена: огородите ваш ряд с двух сторон, чтобы лошадь не имела возможности уйти с линии. По центру манежа выстройте ряд из 3-6 (не более) низких чухонцев, расположенных на расстоянии 3 метров друг от друга. На входе положите жердь на расстоянии 2,45 м от первого чухонца или серию из 3-4 жердей или кавалетти, расположенных на расстоянии 1,2 м друг от друга. Кавалетти или жердь перед первым чухонцем располагают также на расстоянии 2,45 м. После последнего чухонца (через 3 м) между двумя стойками положите жердь. В дальнейшем ваш помощник сделает из нее дополнительное препятствие в ряду.

Зайдите в ряд на рыси. Если у вас недостаточно опыта, сразу сядьте в двухточечную посадку. Так вы не отстанете от лошади на первом прыжке. Если вы встанете в двухточечную посадку до отталкивания, вы спровоцируете лошадь ускорить темп, и она не попадет в оптимальную точку отталкивания. Поэтому или становитесь в прыжковую позицию до вхождения в поворот на ряд, или, если вы опытный всадник, ждите прыжка.

Каждый раз, заходя в ряд и выходя из него, изменяйте направление. После того, как вы несколько раз пройдете ряд из трех препятствий, пусть ваш помощник добавит еще одно препятствие и поместит новую жердь за ним между стойками. Продолжайте прыгать ряд, пока количество препятствий не дойдет до шести.

Далее, если вы доверяете своей лошади и можете прыгать без повода, подвяжите его так, чтобы он не свисал, и лошадь в нем не запуталась. Затем зайдите в ряд, держа узел повода. На последнем кавалетти отпустите его и расставьте руки в стороны. На следующий раз заложите руки за голову (это особенно полезно, если вы зажимаетесь в плечах).

Если вы склонны отставать от движения, согните руки в локтях, локти разверните вперед и держите их перед собой. Кисти рук должны касаться ваших ушей.

Ваше высылающее вперед воздействие корпусом и ногой улучшают руки, сложенные за спиной.

Более опытные всадники могут попробовать выполнить следующие упражнения. 1. Если вы склонны опережать лошадь, делайте попеременно вращения одной и второй рукой над каждый прыжком. На первом - левой рукой вращение назад, на втором - правой вращение назад, и т.д.

2. Если вы часто отстаете от лошади, выполняйте аналогичное упражнение, вращая руками вперед. Это упражнение очень действенно, если вы практикуете его с другим всадником. По очереди преодолевайте ряд, Тот, кто не прыгает, дает команду прыгающему, в какой позиции должны быть руки на конкретном препятствии. Командовать следует быстро, чтобы всадник успевал менять расположение рук.

Boo Major; перевод Валерии Смирновой (источник)

www.prokoni.ru

Гимнастика для лошади

Гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo — тренирую, упражняю) —  это система специально подобранных физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, совершенствования двигательных способностей, силы, ловкости, выносливости.

Термин «гимнастирование» плотно вошел в лексикон поклонников выездки лошади, особенно тех, кто предпочитает классические ее варианты.

Знаете ли вы, что Система гимнастических упражнений, которую я положила в основу физического воспитания своих лошадей, не является чем-то новым и оригинальным.

Это просто хорошо забытое старое! Например, упражнение круг упоминается еще Ксенофонтом (430 д.н.э.).

Иллюстрация из книги КсенофонтаИллюстрация из книги Ксенофонта

 

 

 

 

 

В древние времена лошади были боевыми соратниками воинов.  Чтобы  лошадь могла стать прекрасным партнером, ее следовало идеально выездить, сделать  легкой и маневренной. Такие упражнения, как пируэт, тер-а-тер, каприоль  были в те времена абсолютно утилитарными элементами, а не просто эффектными фигурами.

Тер-а-терТер-а-тер

 

 

 

 

 

 

Во времена Ренессанса и Барокко популярным стало Искусство Верховой езды.  Великолепно выезженная лошадь была привилегией высших слоев общества, по большей части королевских кровей. Традиции выездки боевых лошадей прошлого продолжились мастерами тех времен, например, Антуаном Плювинелем (16 век) и Франсуа Р. де Ля Гериньером (18 век).  Кстати, книгу Ф. де Ля Гериньера «Школа Верховой езды» вы можете скачать здесь.

Антуан де ПлювинельАнтуан де ПлювинельФрансуа Робишон де Ля ГериньерФрансуа Робишон де Ля Гериньер

 

 

 

 

 

В 19 веке выдающимися фигурами в выездке лошадей были Франсуа Боше и Густав Штайнбрехт.

Франсуа БошеФрансуа БошеГустав ШтайнбрехтГустав Штайнбрехт

 

 

 

 

 

Кстати, Густав Штайнбрехт очень критиковал Франсуа Боше и не признавал его методов выездки лошадей, считая его трюковым циркачом, а не мастером верховой езды  (да-да, Боше, действительно, работал в цирке).

В современности традиции Франсуа Боше продолжает, например, Филипп Карл, а традиции мастеров времен Барокко и Густава Штайнбрехта — Бент Брандеруп.

Филипп КарлФилипп КарлБент БрандерупБент Брандеруп

 

 

 

 

 

Датчанин Бент Брандеруп — основатель Школы Академического Искусства Верховой Езды (Academic Art of Riding by Bent Branderup) — сделал академическую систему гимнастирования лошадей очень популярной в Западной Европе.

 

Бент Брандеруп довольно часто дает открытые уроки на своей конюшне в Дании.

В гостях у Бента Брандерупа вместе с Антониной ШевченкоВ гостях у Бента Брандерупа вместе с Антониной Шевченко

 

 

 

 

 

 

 

Многочисленные ученики Бента продолжают традицию академической школы и в разном виде передают систему гимнастических упражнений все новым и новым ценителям прекрасного.

 

Некоторые из них, например, Марайка де Йонг, положили эту гимнастическую систему в основу своих методов и активно популяризуют ее в сети интернет, дав свое оригинальное название (метод выпрямления). Вам может быть интересно узнать, что именно от Марайки я получила знания о гимнастическом воспитании лошадей, несколько лет училась у нее лично, участвовала в семинарах и мастер-классах.

Марайка де ЙонгМарайка де ЙонгМарайка де Йонг, я , Романеск (2012)Марайка де Йонг, я , Романеск (2012)

 

 

 

 

 

Не только Марайка создает образовательные программы. Скоро ожидается программа обучения от немца  Мариуса Шнайдера.

Мариус Шнайдер (с лошадью), Бент Брандеруп (крайний слева)Мариус Шнайдер (с лошадью), Бент Брандеруп (крайний слева)

 

 

Еще одна ученица Бента Брандерупа — Гритхе Хаквурт -сочетает академическую школу с рабочей выездкой. Посмотрите ее замечательно видео, где она работает со своим конем Бонго на кордео.

 

 

 

И практичные военные древности, и искушенная знать эпохи Возрождения, и мастера 19 века, и современные последователи классической школы, стремились и стремятся к тому, чтобы «поставить лошадь на зад».

 

Этот «странный» термин означает — перебалансирование лошади таким образом, чтобы она несла свой вес и вес всадника задними ногами. Задние ноги должны были стать очень сильными и гибкими, и для этого Мастера использовали Гимнастику.

 

NMHKveSpZrMМы не можем дать лошади гантели, чтобы развить силу и гибкость  ее мускулатуры.

 

 

 

Но мы можем использовать ее собственное тело, как штангу, гантелю или гирю. Это достигается на латеральных (боковых движениях) и пиаффе.

При боковом сгибании , требуемом при выполнении боковых движений, вес тела лошади располагается по ходу движения ее задних ног. Задние ноги подводятся под корпус, берут на себя вес, сгибаются и накачиваются.

На упражнении плечом внутрь мы тренируем сгибательную способность и силу внутренней задней ноги.

На упражнениях траверс, ранверс, принимание мы тренируем сгибательную способность и силу внешней задней ноги.

На пируэте и пиаффе мы тренируем сгибательную способность и силу обеих задних ног.

Сгибание обеих задних ног на пиаффеСгибание обеих задних ног на пиаффе

 

 

 

 

 

 

Гимнастику можно и нужно использовать для улучшения физического и даже психологичсекого состояния любой лошади.

Не важно, до какого этапа вы в итоге дойдете — даже если вы просто научите лошадь сбалансированно двигаться по кругу и по прямой — вы окажете огромную помощь своей лошади!

 

Сделайте гимнастику постоянным спутником ваших занятий с лошадью и вы очень скоро заметите позитивные изменения как в стиле движения вашей лошади, ее маневренности и управляемости, так и в ее поведении и отношении к тренировкам.

 

Подробнее о системе гимнастических упражнений читайте ЗДЕСЬ.

artofhorsemanship.ru

Конкурная гимнастика / Тренинг / Horsed

Упражнение №1 

Исполнение – вольт.

Аллюры выполнения – шаг, рысь, галоп.

Требования:

За пределы круга выезжать нельзя, основной контроль – сгибание лошади. При исполнении данного упражнения важно сохранять сгибание, в том числе и при прохождении кавалетти. Двигаясь по кругу, необходимо всем телом чувствовать этот постоянный поворот, лошадь все время должна быть слегка согнута. Ни в коем случае не пытайтесь выровнять траекторию посредством резких, торопливых движений – они вызовут лишь непонимание у лошади.

Тренинг: Блог им. yuliapetrashkina: Конкурная гимнастика Когда с траекторией все в порядке и лошадь уверенно проходит одну жердь, вы можете добавлять еще. Старайтесь воздействовать на лошадь одинаково на протяжении всего вольта и не делать дополнительных посылов для прохождения жердей.

Тренинг: Блог им. yuliapetrashkina: Конкурная гимнастика


Упражнение №2 

Исполнение – вольт.

Аллюры выполнения – шаг, рысь.

Требования:


Это упражнение направлено на улучшение контакта между всадником и лошадью. Добавлять кавалетти стоит только тогда, когда лошадь хорошо поняла упражнение с одной жердью. В первую очередь следим за своей посадкой: слегка подавайте руки вперед, плавно сопровождая движения ее плеч и шеи, разверните плечи в сторону поворота. Для всадника важно мягко работать рукой и сохранять постоянное равновесие в седле.

Тренинг: Блог им. yuliapetrashkina: Конкурная гимнастика


Упражнение №3

Исполнение – восьмерка.

Аллюры выполнения – шаг, рысь, галоп.

Требования:


Данное упражнение позволит проверить способность всадника придерживаться точной траектории и сохранять ровный ритм движения. По традиции, начинаем на шагу, с жердями, лежащими на земле. Это даст время проанализировать возможные проблемы и понять причины их появления. 
Самое сложное – не потерять ритм и равновесие на входе в поворот после прохождения прямой. Упражнение заставляет всадника разобраться, как найти необходимый баланс, чтобы не мешать лошади нормально двигаться. Наиболее распространенная ошибка – в повороте всадники неосознанно сильно валятся внутрь. Проследите за тем, чтобы вы сидели ровно. Решить проблему сохранения постоянной скорости и правильной траектории можно, более активно двигая лошадь вперед в поворотах.

Тренинг: Блог им. yuliapetrashkina: Конкурная гимнастика

Вспомним основное требование к прыжкам: прыгать надо прямо и перпендикулярно к барьеру. Даже если вы намеренно прыгаете под углом, подходить надо так, чтобы лошадь могла толкнуться обеими задними ногами одинаково. Это даст движению больше импульса. Всадник должен обязательно задействовать боковое зрение, чтобы ориентироваться в пространстве, готовиться к прохождению жердей и придерживаться намеченной траектории. Необходимо, чтобы с каждой попыткой качество исполнения упражнения прогрессировало. Если этого не происходит, следует вернуться к более медленному аллюру, проанализировать ошибки и спокойно их исправить.


Упражнение №3

Исполнение – восьмерка.

Аллюры выполнения – рысь, галоп.

Требования:


Теперь вместо лежащих на земле жердей, на все той же «восьмерке», появляются невысокие барьеры. Как только жерди поднимаются, всадники начинают беспокоиться о количестве темпов в проезде. На конкурах высокого уровня спортсмены могут спокойно сделать на один-два темпа больше или меньше, чем их соперники. Гораздо важнее, чтобы лошади было удобно заходить на барьер. В этом упражнении не стесняйтесь, если нужно, делать на одной лошади пять темпов, а на другой шесть. В случае если вы достигли полного взаимопонимания с вашей лошадью, то можете потренироваться изменять количество темпов в проезде, например, пять в одном и семь – в следующем. В идеале нужно просто сохранять ровный ритм и скорость от начала до конца.

Тренинг: Блог им. yuliapetrashkina: Конкурная гимнастика

Упражнение №4 

Исполнение – дуга.

Аллюры выполнения – рысь, галоп.

Требования:


Это более сложное упражнение. Оно помогает всаднику развить способность контролировать лошадь как по прямой, так и по дуге. Прыжки чередуются с простым движением галопом мимо барьеров. Выполняется в обоих направлениях. Расстояние в четыре «средних» темпа дает всаднику возможность точно рассчитывать свои действия по мере прохождения связки. Это упражнение отлично подходит для работы над тремя основными пунктами, которые вам нужно контролировать: ваша посадка – ваша лошадь – ваша траектория. У вас будет много времени пройтись по этим пунктам как во время этих четырех темпов, так и по пути между вторым и третьим барьерами. Эту связку-петлю можно расширять и сужать по усмотрению. Чем выше становятся барьеры, тем больше становится расстояние.

Тренинг: Блог им. yuliapetrashkina: Конкурная гимнастика

horsed.ru

Равновесие в верховой езде | Happy Horse Training

Книга «Гимнастическая верховая езда» посвящена древней проблеме — езде в равновесии. Книга объясняет, как всадник за счет поb15ложения своего тела может добиться от лошади работы спиной, которая является следствием задействования постуральных мышц и является основой верховой езды, независимо от ее целей.

Сейчас много говорят и пишут о биомеханике лошади, работающей спиной. При этом биомеханики всадника, от которой напрямую зависит качество движений лошади, как правило остается за кадром. Почти никто не конкретизирует, как и где именно должны располагаться разные части тела всадника, как он должен ими пользоваться и как их развивать. Еще меньше внимания уделяется противоречиям, встречающимся в разных источниках. «Гимнастическая верховая езда» — первая книга, подробно рассказывающая о том, какие группы мышц своего тела должен развивать всадник, чтобы по-новому «соединиться» с лошадью и привнести равновесие в ее движения, ни коим образом не мешая им.

Если проанализировать теоретический аспект разных дисциплин и школ верховой езды, то приходишь к выводу, что истинное удовольствие от верховой езды непосредственно связанно с равновесием всадника с движением лошади. Лошадь способна делиться с человеком своей силой, однако слиться с ней воедино можно только определенным образом развив свое собственное тело, соединившись с ней, привнеся в ее движения равновесие и не мешая ей.

Проблема традиционного подхода к обучению верховой езде

В начале курса обучения верховой езде основное внимание, как правило, уделяется контролю за скорость и направлением движения за счет рудиментарных средств управления, в частности: использованию ног для посыла вперед, повода — для торможения и выбора направления движения. Что же касается равновесия, то предполагается, что всадник найдет его сам. Это заканчивается тем, что всадник частично подстраивается под естественное равновесие лошади, а частично компенсирует его. Со временем коммуникация с животным улучшается, но даже на самом высоком уровне мало кто уделяет должное внимание гимнастическому взаимодействию тела всадника и лошади.

В результате, вместо того, чтобы учиться ездить верхом в равновесии, работая над причинами дисбаланса в естественной манере лошади двигаться, мы учимся разными способами компенсировать этот дисбаланс, и чаще всего используем для этого повод.

b2

Как бы «тонко» ни работал всадник, пытаясь найти равновесие на лошади за счет повода, он блокирует поток энергии, нарушает гармонию и красоту движений лошади. Результатом обычно становится сопротивление лошади и как единственный выход — применение силы и жестких средств управления.

Равновесия на лошади можно добиться иначе!

Есть другое решение, но оно требует определенной тренировки тела всадника, так как, во-первых, нужно оставаться в постоянном контакте с движущейся лошадью, а во-вторых, направлять и изменять равновесие лошади в движении корпусом, а не руками.

b3Решившись научиться гимнастическому воздействию на лошадь, всадник отрекается от «простого» пути и открывает для себя новые ощущения, настолько потрясающие, что желания вернуться назад у него не возникает. Терпение и упорство помогут вам добиться той же степени контроля над лошадью, что и традиционные методы.Данная техника верховой езды основана на принципе задействования «кольца» постуральных мышц лошади, которое изменяет динамику ее движения таким образом, чтобы дать ей необходимую силу и равновесие для работы под всадником.b4

Преподавая теорию и практику верховой езды, редко кто раскрывает секрет постуральной работы лошади. Заключается он в том, что за счет постуральных мышц собственного корпуса всадник должен «соединиться» с лошадью и создать «биомеханизм», воздействующий на ее движения.

В гимнастической верховой езде всадник является шестеренкой, запускающей мощный и гармоничный механизм постуральной работы лошади. Шестеренка состоит из посадки, ноги (шенкеля) и комплексного постурального воздействия всадника. В результате, определенное расположение и использование частей тела всадника подводит лошадь к использованию постуральных мышц или работе спиной.

b5На этих фотографиях хорошо видна разница между созданием равновесия лошади за счет сдерживания ее движений (слева) и постуральной работы (справа). На первой фотографии действия всадника препятствуют свободному потоку энергии, а на второй – движению лошади ничего не мешает, так как всадник находится в равновесии за счет постуральных средств, а не повода.

Почему так много всадников не понимает, как найти равновесие на лошади?

Логичные вопросы: «Почему описанная выше техника не набирает популярность? Почему ей не учат?» Нам тоже это не понятно. Возможно, однозначного ответа просто нет, или же причин слишком много.

b6

  • Во-первых, работе постуральных мышц мешает естественное равновесие лошади. Это хорошо видно на иллюстрации: (1) лошадь «на переду», 2) лошадь прогибается, 3) лошадь выгнута наружу. Поскольку лошадь намного сильнее человека, то всадник зачастую становится пассажиром ее «естественного баланса», вместо того, чтобы корректировать его гимнастически за счет силы и гибкости собственных мышц.
  • Во-вторых, больше всего правильной работе лошади спиной мешает наложение на ее собственную кривизну врожденной асимметрии всадника, над которой мало кто целенаправленно работает.
  • В-третьих, к большому сожалению, человеческое тело не создано для того, чтобы без специальной подготовки и тренировки ездить на лошади, находясь в равновесии с ней. Верховая езда в равновесии требует большой и упорной работы над собой, развития собственного тела.
  • Наконец, что самое важное, жажда быстрого результата зачастую перевешивает терпение, необходимое для изменения качества движений лошади гимнастическими методами. Только длительная работа может привести к стабильным, качественным изменениям. К сожалению, в погоне за внешним успехом и признанием многие об этом забывают.

По всем перечисленным и прочим причинам мало кто действительно понимает, как ездить на лошади, находясь в равновесии с ней. Это понимание нельзя обрести случайно. Езда в равновесии требует от всадника определенного положения тела и следования определенным принципам. Впоследствии, лошадь сама подскажет вам, находитесь ли вы на верном пути.

b7Итак, верховая езда в равновесии с лошадью требует фундаментальных перемен во взаимодействии с животным. Мы в HTT видим своей миссией открыть вам врата нового измерения верховой езды, и именно эту цель мы преследовали, публикуя свою книгу «Гимнастическая верховая езда».

b8В книге детально и наглядно разбираются все аспекты, необходимые для задействования постуральных мышц лошади. Мы не используем сложной терминологии, которую можно неверно понять. Мы простым языком объясняем, что нужно делать. Все описанное в книге – результат многолетнего изучения воздействия посадки всадника на лошадь в ходе занятий на корде, которая не оставляет шанса обману и уловкам. Мы сами ездим так, как описываем в книге, показывая тем самым, как добиться красивых, сбалансированных движений и правильной работы спины от любой более или менее здоровой лошади.

Верховая езда в равновесии с лошадью: шаг за шагом

Первая глава книги «Гимнастическая верховая езда» посвящена посадке – b9основе взаимодействия всадника и лошади. В вопросе посадки наша концепция радикально расходится с традиционной школой. Наш вариант посадки позволяет всаднику стать частью лошади и контролировать поток энергии, поднимающийся от скакательных суставов по ее спине. Такая посадка провоцирует продольное вытягивание лошади, необходимое для вовлечения в работу постуральных мышц. В таком положении всадник имеет возможность постурально изменять равновесие лошади и добиться истинного сбора. Сбор лошади за счет посадки – «святой грааль» выездки, который крайне редко можно наблюдать по причине неправильного понимания положения таза всадника в седле. В результате, всадники учатся собирать лошадь блокирующим воздействием повода (или условного рефлекса лошади, в результате которого лошадь сама блокирует свои движения), что не сравнимо с достижением постурального равновесия лошади с сохранением круговорота ее энергии.

Вторая глава книги посвящена ноге всадника – второму по значимости b10инструменту, с которым, как правило, связаны основные сложности всадника в гимнастической верховой езде. Мы объясняем, почему так важно добиться правильного положения и воздействия ноги, и даем пошаговые инструкции, как этого добиться. В этой главе мы показываем, что шенкель не только создает движение вперед, но также выравнивает и направляет тело лошади. Особое внимание уделяется использованию шенкеля для расслабления лошади через уступку в противовес распространенному в современной верховой езде напряжению.

Темой третьей главы книги является b11контакт. Мы сознательно говорим о нем в последней главе, так как связь всадника и лошади через повод – это исключительно результат посадки, ноги и работы постуральных мышц, которые способствуют продольному вытягиванию лошади и ее смягчению в поводу. Правильного контакта нельзя добиться без правильной посадки и работы шенкеля. Мы рассказываем о разных уровнях контакта и о возможных ошибках, когда контакт неправильно используется для сбора и компенсации естественной асимметрии лошади. Кроме того, мы отдельно остановимся на контакте при сгибании, и, нужно отметить, наш подход к сгибанию лошади отличается от традиционного.

Для кого эта книга?

b12Несмотря на то, что изначально это была книга о выездке, она будет полезной любому всаднику, который хочет улучшить свою взаимосвязь с лошадью, независимо от его уровня и предпочитаемой дисциплины конного спорта. Мы считаем, что истинная выездка является основой всех дисциплин конного спорта, потому что только благодаря ей лошадь учится правильно нести всадника без вреда для своего физического и психического здоровья.Лошади по природе своей не предназначены для того, чтобы носить людей, поэтому наша обязанность сделать все необходимое, чтобы им было максимально комфортно, а для этого необходима определенная физическая подготовка. Для тех же, кто интересуется выездкой, эта книга отвечает идеалам, на которые так часто ссылается теория, но которые так редко встречаются на практике.

b13«Гимнастическая верховая езда» — это не очередной справочник по теории выездки, информацию из которого трудно перенести в реальную жизнь. Это последовательное практическое руководство по тренировке. Каждый шаг сопровождается подробными инструкциями, набором упражнений, и списком сложностей, с которыми вы можете столкнуться. Эта книга сравнима с курсом индивидуальных занятий с тренером с той лишь разницей, что, занимаясь по ней самостоятельно, вы имеете возможность работать в своем собственном ритме, по необходимости возвращаясь назад или продвигаясь вперед. Книга дает вам возможность вернуться к азам и построить фундамент мощной и эффективной техники верховой езды, который вы сможете впоследствии развивать и совершенствовать.

О книге:

ПОКА КНИГА ДОСТУПНА ТОЛЬКО НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ЗДЕСЬ

  • Разделы «Идеи на практике» представляют собой пошаговые инструкции к упражнениям для каждого описанного ранее аспекта. Они позволят вам применить теорию на практике и почувствовать результат.
  • Разделы «Ключевые моменты» содержат самое важное, делая информацию максимально доступной.
  • Разделы «Промежуточные результаты» посвящены изменениям, достигнутым в результате работы над собой с течением времени, а также возможным сложностям и способам их преодоления.
  • Схемы и иллюстрации автора, а также цветные фотографии для наглядности.
  • Купив книгу, вы получите ссылки на каждую главу в формате PDF. Документы в этом формате можно читать на компьютере, планшете, смартфоне, а также распечатывать.

Уже сейчас мы предлагаем вам возможность совершенно бесплаb1тно скачать 15 страниц введения к книге «Гимнастическая верховая езда» на русском языке! Вы не обязаны покупать книгу! На этих 15 страницах мы познакомим вас со своей идеологией, расскажем, как ездить на лошади в равновесии, поговорим о мотивации в верховой езде, что поможет вам понять, подойдет ли вам предложенная техника езды или нет.

Скачать введение можно здесь: Gymnastic-Rider.

Цена

Книга «Гимнастическая верховая езда» включает в себя информацию, которую мы обычно даем ученикам в течение курса верховой езды, включающего как минимум 12 уроков на корде. Мы подробно разбираем все составляющие посадки и их воздействие на лошадь.

Такой курс стоил бы вам не менее €450.

Цена книги «Гимнастическая верховая езда» — всего €29.99.

Несмотря на то, что книга не так эффективна, как индивидуальные занятия, у нее есть свои преимущества: более детальные объяснения каждого аспекта, на что у нас, как правило, нет времени во время занятий, и что не все способны воспринимать в реальном времени в процессе занятия.

Пошаговые упражнения, предложенные в книге, позволят вам применить на практике уникальную систему гимнастической тренировки своего тела в собственном ритме. Книга также рассказывает, как сделать лошадь — лучшим учителем, ведь лошадь – это тот учитель, который никогда не ошибается!

Если вы владеете английским языком, покупайте книгу «Гимнастическая верховая езда» и прямо сейчас познайте секрет верховой езды в равновесии и гармонии с лошадью!

На русском языке книга появится позже. Следите за нашими новостями в нашей группе ВКонтакте и в Facebook по-русски и по-английски.

 

h-h-t.ru

Вольтижировка – упражнения на лошади для начинающих и мастеров

Элементы вольтижировкиВольтижировка – дисциплина в конном спорте, заключающаяся в выполнении сложных гимнастических, акробатических и других трюков одиночными спортсменами или командами до семи человек. Это один из самых сложных видов конного спорта, требующий от новичка не только умения управлять лошадью, но и большой физической силы и гибкости для выполнения упражнений (на французском вольтижировка означает порхание). Команда вольтижировщиков может включать до 7 человек, при этом на соревнованиях выступают одиночки, пары и команды.

История гимнастики на коне

История развития вольтижировки полностью не известна. Существует несколько теорий, каждая из которых полностью не опровергает другие. Так популярным мнением является то, что вольтижировка изначально возникла как цирковое искусство, что косвенно подтверждается разнообразными трюками, движением лошади по кругу. При этом не указывается откуда пошло цирковое искусство и в частности управление лошадью под куполом.

В среде русского казачества представлено негативное отношение к вольтижировке, считая ее упрощенным подражанием их джигитовки. В действительности эти два вида конного спорта имеют мало общих черт, хотя в них обоих выполняют разнообразные трюки на скачущей лошади. Также сложно назвать вольтижировку ветвью джигитовки – скорее они имеют общие корни, так как упражнения на лошади выполнялись многими народами в различные времена, а джигитовка и вольтижировка в их современном виде появились сравнительно недавно.

Наиболее правильной, с исторической точки зрения, является теория постепенно развития гимнастических упражнений на лошади и формированием нескольких ее современных ветвей – цирка, вольтижировки, джигитовки и других. Первые зафиксированные  в истории упражнения на скачущих конях относятся к культуре древних греков и римлян, хотя напрямую с ними и небыли связаны. Так Ксенофонтом описываются разнообразные трюки в своих трудах, а Кассий упоминает об испанском народе иберийцах и их царе, которые перед римским императором демонстрировали шоу на лошадях.

По вольтижировке ежегодно проводятся чемпионтаы мира, но в программу Олимпийских игр этот вид спорта пока не включили.

С падением античных государств упоминаний о вольтижировке в Европе нет, хотя испанская школа верховой езды имеет трюковые черты. В это время на Востоке активно развиваются кочевые государства и народности. Люди, связавшие свою жизнь с лошадью, должны были быть отличными всадниками, что демонстрировали все кочевники. Конница, как основная ударная сила и многочисленность позволили кочевникам-монголам завоевать значительные территории. С этой народностью связывают появление конных трюков и у части наших предков – казаков. Созданное ими искусство верховой езды – джигитовка имеет восточные корни, ведь с тюркского языка «джигит» переводится как «умелый всадник».

Случившаяся в 17-ом году революция заставила бежать значительное число казаков, большая часть которых в странах Европы и Америки зарабатывала шоу-программа с джигитовкой. Считается, что именно на основе джигитовки в Америке 40-х годов значительно расширилась шоу-программа родео, а в послевоенной Германии создали вольтижировку в ее современном виде.

Сначала вольтижировкой хотели привлечь детей в конный спорт, но популярность быстро росла. Поэтому уже в 1983-ем году вольтижировку признает Европейский спортивный комитет и начинают проводиться ежегодные международные соревнования. Через три года приходит признание и от Международной федерации конного спорта. А в 1990-ом году проводится первый чемпионат мира по вольтижировке. Остается только включение вольтижировки в разряд олимпийских видов спорта.

Подготовка к вольтижировке

Гимнастика на лошади – это тяжелое испытание и для человека и для лошади. До соревнований допускают только животных старше 5 лет, а до состязаний международного уровня – старше 7-ми лет. Кони проходят специальную подготовку, чтобы их движение было плавным и размеренным, когда в седле совершаются трюки. Важным моментом правильного выполнения упражнений является подбор экипировки.Обратное сальто

Сбруя для вольтижировочных лошадей:

  • трензельное удило, допускаются с резиновыми ограничителями, нельзя применять удила с рычагами;
  • потник в длину до 80 см, в ширину до 90 см и толщиной не больше 3-х см;
  • корда;
  • бич;
  • седло (гурт) со специальными жесткими ручками, кольцами для ног;
  • развязки.

Гимнастические трюки, выполняемые на лошади, связаны с высоким риском, поэтому обучение спортсменов длительное и проводится как на коне, так и на манекенах. Кроме монотонного заучивания упражнения, их составных элементов большая роль принадлежит физической подготовке.

Первым изучается подход к лошади. Вольтижер должен уверенным шагом приблизиться справой стороны к кордовому, поприветствовать публику и двигаясь вдоль корды направиться к коню. Запрещается касаться веревки, но и отставать от нее не следует. Совершив небольшую пробежку с лошадью (в такт), осуществляется хват (всадник берется за ручки гурта) и переходит к следующим упражнениям.

С посадки в седло начинается основная программа вольтижировки. Обычно всадник ухватывается за ручки передней луки седла, и, когда лошадь опирается на ведущую (внутреннюю) конечность, совершается толчок. Различают несколько типов посадки:

  • верхом – руками удерживаемся за седло, совершаем толчок и переносим правую ногу через гурт;
  • спиной вперед – оттолкнувшись от земли, всадник делает разворот корпусом, а левую ногу поднимает вверх и назад, перебрасывая через круп. Попеременно переступая руками в ручках седла, завершается поворот и совершается посадка;
  • слева – оттолкнувшись ногами совершается упор руками о седло. Наклонив корпус налево, таз заносится на гурт. Плавно сев, всадник выпрямляет спину, ноги держит вместе и поднимает параллельно земле, оттянув носки в сторону кордового;
  • справа – также совершается упор о седло, но вытянутые ноги вместе переносятся через круп коня, после чего совершают действия, аналогичные описанным ранее.

Находясь в седле, вольтижер может выполнять различные упражнения – перемахи, круги, вертушки. Для выполнения переноса ноги необходимо отклонить корпус к крупу, а в это время прямую ногу с вытянутым носком перебросить через голову на противоположную сторону. Если продолжить движение ногой через круп, то получится упражнение «круги». Для выполнения вертушки нужно упереться коленом в гурт, другую ногу резко поднимают назад и в сторону, а корпус наклоняют вперед, совершив оборот на 180 градусов.Стойка на руке

Важным элементом выступления вольтижировщиков являются стойки:

  • на ногах – обычно выполняется сразу после посадки – оттолкнувшись от земли, всадник коленями упирается в седло, после чего выпрямив ноги и разведя руки в стороны, завершает упражнение;
  • на плечах – руками удерживаемся за петли, плечом делаем упор в седло или холку, делаем свечку;
  • на голове – аналогично предыдущему, только упор делаем головой;
  • на груди – положение боком к движению, грудью опираемся на седло, одной рукой держимся за кольцо, а другой за заднюю луку.

Завершаются выступления соскоком с лошади. Они выполняются из различных положений. Выбор типа соскока должен опираться на общую композицию выступления, как и все остальные упражнения. Существует несколько соскоков:

  • соскок из нормального положения с перебрасыванием правой ноги через круп или шею;
  • сидя против движения, всадник упирается руками в круп и делая оборот, спрыгивает на землю;
  • углом – сидя против движения, делается упор в седло, но после толчка совершается полуоборот, а ноги сгибаются к телу под прямым углом. В таком положении проходится седло и от крупа всадник отталкивается;
  • с переворотом назад – сидя по ходу движения, вольтижер отклоняется к крупу и складывается, поднимая ноги к голове, что позволяет сделать оборот через голову.

Каждая команда или индивидуальный участник создает свое выступление из набора простых упражнений, многие придумывают или дорабатывают имеющиеся трюки. Главным при выполнении упражнений бывает не их сложность и количество, а качество и общая композиция, плавность перехода между ними. Поэтому важно, чтобы окончание одного упражнения позволило плавно перейти к следующему.

Особенности спортивных мероприятий

Соревнования по вольтижировке проводятся во многих странах. Россия вышла на международный уровень в 2004-ом году, но пока существенных результатов не получено. Состязания проводятся в нескольких дисциплинах под строгим регламентом.Групповое соревнование

Типы соревнований:

  • индивидуальные – трюки в седле выполняет один вольтижер, также в представление участвует кордовый, иногда с помощником. Принято делить индивидуальные соревнования на мужские и женские;
  • парные – на лошади одновременно сидят два спортсмена, они могут быть как одного пола, так и разного. Допускается участие спортсмена только в одной паре на соревновании;
  • групповые – от трех до семи (полная группа) вольтижеров. Группа на лошади может выступать как частью, так и полным составом, но не более 6 человек, поэтому седьмой вольтижер может выполнять роль запасного.

На всех типах соревнований выполняются обязательные и произвольные программы, а в индивидуальной вольтижировке еще может проводиться техническая программа. Обязательные выступления являются комбинацией определенных трюков, оцениваемых судейской коллегией по десятибалльной шкале. Произвольная программа формируется самими участниками, но с учетом минимальных требований (обязательных упражнений). Оценка произвольного выступления проводится за выполненные элементы (сложность и качество исполнения), артистизм и общая композиция. Техническая программа в индивидуальной вольтижировке является комбинацией пяти общих трюков и индивидуальных упражнений.

Общие положения:

  • лошадь управляется кордовым;
  • движение идет по кругу с диаметром от 15 метров на галопе или шаге;
  • запрещается посылать лошадь в контр-галоп;
  • выступление происходит под музыкальное сопровождение, согласованное с организационным комитетом;
  • соревнование начинается по сигналу колокола – вольтижер (первый из группы) должен схватиться за поводья в течение следующих 30 секунд;
  • колокол оповещает о начале и окончании выступления, приостановки и дисквалификации.

Большинство выступлений строго нормировано по времени. Так произвольные и технические программы в индивидуальном зачете длятся 1 минуту. В групповом зачете произвольная программа длится 4 минуты, а время обязательной зависит от числа участников – добавляется по минуте за каждого члена команды (соответственно не больше 6). Только в обязательной части индивидуального соревнования нет временного регламента – часто даже не используется колокол для регулирования начала и конца выступления.

Перед выступлением вся команда встает рядом с кордовым, а по сигналу гонга начинается приветствие. За тем на минуту необходимо приблизиться к лошади и начать показывать трюки. С момента начала выступления все участники команды должны находиться на лошади – за соскок накладываются штрафы, или команда полностью исключается с соревнования. Выступление завершается также по сигналу гонга – к этому времени команда должна продемонстрировать всю программу.

За ходом состязания следят судьи – от 4 до 8 человек, отвечающих за определенные части шоу. Так при минимальном наборе судейства одному необходимо следить за поведением лошади (как она подчиняется корду, движется, взаимодействует с участниками), двое контролируют техническую составляющую программы (исполнение трюков и их качество), а четвертый – артистизм и общую композицию. Оценка производится по 10-бальной системе, а затем все данные складываются, и находится среднее значение. Победитель определяется по сумме баллов после обязательной и произвольной программ.

vetugolok.ru


Смотрите также