Коноваленко, Коноваленко: Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение №A12HJ. Коноваленко артикуляционная гимнастика


Коноваленко артикуляционная палчиковая гимнастика | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

ББК74.3 К 64Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.К 64 Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16 с.ISВN 5-296-00213-ХВ пособии изложен комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, который применялся много лет в работе опытных логопедов по устранению дефектов речи у детей и который является составной частью комплекта тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников 4-5 лет, а также предлагается ряд наиболее распространенных и простых дыхательно-голосовых упражнений, органично сочетающихся с артикуляционными.Пособие предназначено для работы логопедов и родителей с детьми.ББК 74.3 ©Коноваленко В. В., Коноваленко СВ., 1998,2001. ©Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.1. Артикуляционная гимнастикаВажную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут.Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз).Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастикиI. Упражнения для нижней челюсти:

Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.Жевательные движения с сомкнутыми губами.Легкое постукивание зубами губы разомкнуты.«ЗАБОРЧИК» - верхняя челюсть стоит на нижней, губыв улыбке. рис

II. Упражнения для губ:1. «УЛЫБКА» растягивание разомкнутых губ (зубы сжать (Рис. 1),2. «ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») -вытягивание губ вперед, (рис. 2).3. Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».(Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами).Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.Вытягивание нижней губы под верхнюю.III. Упражнения для языка:(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):1. «БОЛТУШКА» - движения языкомвперед-назад.2. «ЧАСИКИ» - вправо-влево, (рис.4).Рис.4«КАЧЕЛИ» - вверх-вниз, (рис. 3а,6).Круговые движения языком.«ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком.Рис.а)б)Рис.2«ЛОПАТКА» широкий, мягкий,расслабленный язык лежит на нижней губе, (рис. 5).«ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед, (рис. 6).«ЖЕЛОБОК» высунуть широкийязык, боковые края загнуть вверх,втянуть в себя щеки и воздух.«ГРИБОК» - широкий плоскийязык присасывается к твердомунебу, боковые края языка прижаты к коренным зубам, (рис. 7).10. «ЧАШЕЧКА» широкий язык вформе чашечки поднят кверху, краяприжаты к верхней губе, (рис. 8).11. «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибаниевверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этомприжимается к нижним зубам.12. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙЯЗЫК» - а) покусывание кончикаширокого языка («ЛОПАТКА»),губы при этом в улыбке; б) пошлепывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами.

Рис. 8Рис.5Рис. 6Рис.72. Дыхател

educontest.net

Артикуляционная гимнастика: несколько полезных советов

Правильное произношение — это большая радость и красивая речь, но, к сожалению, многим детям нужна регулярная артикуляционная гимнастика, чтобы правильно произносить отдельные звуки и слова. В ряде случаев артикуляционные занятия нужны и взрослым. Сегодня разберем это понятие, его цели, а также рассмотрим основные рекомендации по организации и проведению гимнастики для детей.

Содержание статьи:

Пособия для углубления в тематику

Хочу вас обрадовать — с этой темой мы будем знакомиться поэтапно, поэтому в ближайшее время я подготовлю несколько статей, в том числе «Артикуляционная гимнастика для детей», «Картотека артикуляционной гимнастики» и «Артикуляционная гимнастика в картинках».

Если вы решили выбрать эту тему для самообразования, либо она вам просто интересна для общего развития, тогда рекомендую изучить следующие пособия:

  • Нищева Н.В. «Веселая дыхательная гимнастика. ФГОС» и «Веселая артикуляционная гимнастика 2»;
  • Коноваленко В.В.«Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;
  • Краузе Е.Н. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие».

Кроме того, очень полезно и для получения новых знаний, и для сбора «корочек» к аттестации будет принять участие в офлайн-вебинаре «Нетрадиционные методы коррекции речи на логопедических занятиях: система Су-Джок, звукотерапия, артикуляционная и дыхательная гимнастика» (объем 2 ч.).

Хочу отметить, что данная тема косвенно упоминалась и ранее в моем блоге. Если вам интересно, то советую пройти по ссылкам ниже и ознакомиться с информацией:

Артикуляционные движения

data-ad-client="ca-pub-8500929059585348"data-ad-slot="5932752765"data-ad-format="auto">

Образование звуков речи происходит путем целого комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Возможность выполнять ту или иную кинему позволяет получить те речевые звуки, которые ранее получались ввиду ее отсутствия. У нас получается правильно произносить различные звуки, как отдельно друг от друга, так и в речевом потоке, что возможно с помощью хорошей и слаженной работы органов артикуляционного аппарата. В связи с этим можно сделать вывод, что произношение звуков речи представляет собой достаточно сложный двигательный навык.

Начиная с нескольких месяцев от рождения ребенок выполняет множество различных артикуляционно-мимических движений при помощи губ, языка, верхней и нижней челюсти, а в результате получается детский лепет, произносятся какие-то звуки вразброс. Это первая ступень в развитии детской речи, которая очень важна в качестве гимнастики речевых органов в естественной среде. Далее с возрастом у ребенка развивается точность, сила и дифференцированность этих движений.

Для того, чтобы артикуляция отличалась четкостью, необходимо, чтобы органы речи были сильные, упругие и подвижные органы речи. Немаловажную роль в этом вопросе играет работа жевательных, глотательных и мимических мышц. Кроме того, в образовании голоса участвуют органы дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, мышцы между ребрами). Ввиду этого, необходимо отметить, что комплекс гимнастических упражнений для ребенка будет затрагивать органы и мышцы лица, рта, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика — это база для образования речевых звуков-фонем, а также коррекция всевозможных нарушений разной природы развития. В рабочий комплекс входят упражнения для того, чтобы тренировать двигательную активность органов артикуляционного аппарата, чтобы выработать правильное положение губ, языка, неба для произношения того или иного звука.

Подобная гимнастика может проводиться как в детскому саду, так и самостоятельно родителями. Если родители хотят углубиться в тематику, чтобы самостоятельно тренировать деток, то я рекомендую помимо описанных выше пособий, обратить внимание на следующие:

  • Воронина Л.П., Червякова Н.А. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа»;
  • Крупенчук О., Воробьева Т. «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика».

Артикуляционная гимнастика: цель и рекомендации

Цель артикуляционных упражнений сводится к тому, чтобы научиться правильно выполнять движения и правильно располагать органы артикуляционного аппарата, которые участвуют в произношении звуков.

Несмотря на то, что многие логопеды начинают работать с детьми только с возраста от 4 лет или 5 лет, родители могут заниматься прорабатыванием звуков в домашних условиях, начиная с возраста 2 года. В саду также есть специальные логопедические группы. Но если таких групп нет, то воспитатели также включают в занятия на развитие речи упражнения для тренировки сложных звуков, в том числе обязательно выполняют упражнения для звука «р», часто в стихах. Средняя и старшая группы — это лучшее время для корректировки неправильных звуков.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать такие рекомендации:

  1. Гимнастику лучше проводить ежедневно, выделяя на каждое упражнение 3-5 минут и повторяя его 3 раза в день. Максимальное количество упражнений за один раз — не более трех.
  2. Упражнения, в которых нужно удерживать позу в одном положении длятся 10-15 секунд.
  3. Начинать необходимо с простых упражнений и постепенно переходить на более сложные.
  4. Важно соблюдать игровую форму выполнения упражнений.
  5. Если нужно вводить новые упражнения, то делать это следует по одному, т.е. из трех только одно должно быть новым, остальные — повторяются. Новое вводится только тогда, когда хорошо отработаны и получаются старые.
  6. Гимнастика выполняется в положении сидя, спину нужно держать прямо, тело расслабить.
  7. В идеале ребенок и взрослый должны сидеть перед большим зеркалом, которое стоит у стены или висит на ней.
  8. Начинать гимнастику нужно с тренировки губ.

Советы по организации проведения занятий

С чего следует приступить при выполнении упражнений? В идеале взрослый (педагог, логопед, родитель) должен рассказать для чего затевается вся эта эпопея, объяснить, что они будут делать вместе с ребенком, и для чего это нужно. Можно бесплатно скачать видео и посмотреть, как проводят подобные занятия специалисты.

Далее взрослый знакомит ребенка с первым упражнением с помощью игровых приемов, показывает это упражнение и просит повторить, осуществляя контроль. При этом под контролем подразумевается проверка плавности и точности выполнения движений, соблюдение правильного темпа, правильности перехода от одного движения к другому, симметричности выполнения справа и слева.

Если ребенок не может правильно выполнять какое-либо движение, то допускается помощь со сторону взрослого с использованием чайной ложки или чистого пальца. Если ваш подопечный не хочет выполнять како-то движение, то можно применить творческий подход, намазав губы или язык шоколадом, вареньем, сгущенным молоком.

Таким образом, родители самостоятельно или под контролем логопедов смогут поставить детям необходимые звуки. В следующих статьях из этого цикла вы узнаете еще больше об артикуляционной гимнастике. Оставайтесь на связи!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Артикуляционная гимнастика: рекомендации по организации занятий

5 (100%) 3 votes

metodbv.ru

В. В. Коноваленко, св. Коноваленко

ББК 7.43 К55

ВВЕДЕНИЕ

В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко

К55 Хлоп-топ — 2: Нетрадиционные приемы коррекционной ло­гопедической работы с детьми 6-12 лет. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. — 16 с. — (Практическая логопедия).

ISBN 5-296-00451-5

«Хлоп-топ-2» является продолжением пособия «Хлоп-топ» и так же ориентировано на комплексное воздействие на ребенка: развитие тонкой и артикуляционной моторики, зрительного и слухового внимания и па­мяти, логического мышления, звукового анализа и синтеза.

Предлагаются новые нетрадиционные тренировочные упражнения для ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми, имеющими речевые и пси­хологические проблемы.

Упражнения просты, доступны и не требуют ни специальной подго­товки, ни сложного оборудования. Поэтому могут использоваться роди­телями, обеспокоенными проблемами и трудностями своего ребенка и за­интересованными в их преодолении.

Предназначено пособие для педагогов (учителей-логопедов, дефекто-логов, психологов, воспитателей, гувернеров), родителей.

ББК 7.43

© Коноваленко В.В., Коноваленко СВ., 2004.

© Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

ISBN 5-296-00451-5

Для успеха коррекционной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов, и прежде всего, достаточно вы­сокий уровень сформированности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и актив­ности ребенка, хорошо развитой общей, тонкой и артикуляционной моторики, а также устойчивая пространственная ориентировка.

Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его же­лание активно взаимодействовать в работе, способность к прояв­лению волевых усилий для достижения успеха в процессе коррек-ционного обучения.

Мы стремились к тому, чтобы тренировочные упражнения были эмоциональными, динамичными, разнообразными и неутомитель­ными.

В пособии представлены 3 группы тренингов:

1) упражнения для развития тонкой моторики (кистей и пальцев

рук), выполняемые на столе;

2) статические артикуляционные упражнения для губ, челюсти и

языка, направленные на преодоление сопротивления и соответ­ственно — на удержание заданной позы;

3) устные и письменные упражнения с элементами кодирования,развивающие слуховую и зрительную память и внимание, зву­ковой анализ и синтез, способствующие предупреждению дис-графии.

Все предложенные упражнения не только не исключают тради­ционных артикуляционных и пальчиковых, но, наоборот, являют­ся своеобразным продолжением, закреплением и дополнением к ним.

В процессе работы очень важно не допускать переутомления ре­бенка. Поэтому тренировочные упражнения следует непременно чередовать с кратковременным отдыхом, дыхательной и общеук­репляющей минигимнастикой.

И всегда помнить об индивидуальной дозировке!

Основное назначение пособия — комплексное воздействие на ребенка, направленное на подготовку его к полноценному овладе­нию устной и письменной речью и в конечном итоге — к успешно­му обучению в школе.

Для работы по данному пособию необходимо иметь в наличии элементарные вещи:

  • стол и стул,
  • бумагу (формат А4),
  • иглу для вышивания с тупым концом и широким ушком,
3
  • толстую нить, вдетую в иглу, с завязанными одним узлом обо­ими концами,
  • лоскутки неплотной мягкой толстой ткани (размер А4),
  • цветные шнурки (длина 60—70 см),
  • цветные прищепки, соответствующие по цвету шнуркам,
  • волчок и поролоновые мячики (диаметр 3—4 см),
  • ножницы с тупыми концами,
  • листы бумаги в крупную клетку (формат А4),
  • деревянную палочку (длина 4 — 5 см, диаметр 1,5 — 2 см) илипробку из натурального пробкового дерева,
— стерильный бинт (ленту или плотную тесьму) шириной 4—5 см.А самое главное — это Ваше терпение, Ваше пристальное вни-­мание к ребенку и его действиям, Ваш доброжелательный, но стро­-гий контроль, особенно при работе с иглой и ножницами, Ваша уве-­ренность в успехе ребенка, умение видеть и радоваться вместе сним малейшему достижению.

^

(все упражнения выполняются на столе)

  1. Упражнение с волчком. Деревянный или пластмассовыйволчок раскручивается поочередно большим и указатель-­ным пальцами, большим и средним, большим и безымян-­ным, большим и мизинцем. Упражнение выполняетсясначала пальцами, ведущей, затем другой руки.
  2. Упражнение с поролоновым мячиком 1 (диаметр 3—4см). Выполняется сначала кистью одной, затем другойруки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Припод-­нимаются поочередно пальцы от мизинца к большому инадавливают на поролоновый мячик, плотно прижимаяего к столу и удерживая прижатым к поверхности стола5—10 секунд.
  3. Упражнение с поролоновым мячиком 2. Мячик пооче­-редно сжимается пальцами правой и левой рук (сначалабольшими пальцами, затем указательными, средними, бе-­зымянными и мизинцами). В каждой позиции мяч удер­-живается не менее 4 секунд.
  4. Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 1. Выпол-
няется аналогично упражнению 2, но пальцами двух рук одновременно. Очередность от мизинцев к большим паль­цам.

5. Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 2. Выпол-

няется так же, как и предыдущее, но без соблюдения оче­редности пальцев, вразброс, по изменяющейся инструк­ции взрослого, подаваемой в быстром темпе.

  1. Упражнение со шнурком. Ребенок (дети) выкладываетшнурок по заранее нарисованным взрослым разнообраз­ным линиям (прямым — вертикальным, горизонтальным,наклонным; кривым, ломаным — разомкнутым и замк­нутым) на листе бумаги формата А4.
  2. Упражнения с цветными шнурками (или толстыминитями) и карандашами. Детям предлагается несколь-­ко цветных шнурков длиной около 50 см и цветные ка-­рандаши соответствующих шнуркам цветов. Дети само-
стоятельно произвольно рисуют различные линии или геометрические фигуры, подбирают соответствующие по цвету шнурки (нити) и выкладывают их по нарисован­ным линиям.
  1. Упражнение «Непослушные узелки». На толстой хлоп­чатобумажной нити надо завязать пальцами одной рукикак можно больше узелков (другая рука не помогает!),затем упражнение выполняется так же другой рукой. Поокончании работы пересчитать узелки, зажимая каждыйдвумя пальцами поочередно (большим — указательным,большим — средним, большим — безымянным, большим— мизинцем).
  2. Упражнение «Умелый портной». Используется толстаяигла для вышивания с тупым концом и широким ушком (виглу вдета толстая нить с завязанными одним узелком обо-­ими концами) и квадратный лоскуток неплотной мягкойткани размером 10 X 10 см. Один край лоскутка необходи-­мо обшить, держа иглу указательным и большим пальцем,второй — средним и большим, третий — безымянным ибольшим, четвертый — мизинцем и большим. Задание вы­-полняется сначала ведущей, затем другой рукой.
  1. Упражнение «Игла — художник 1». Для этого упраж-­нения понадобится лист бумаги формата А4, лоскут тол-­стой одноцветной мягкой ткани такого же размера, тол-­стая игла для вышивания с вдетой в ушко толстой ниткойс завязанными одним узлом обоими концами. На листе бу­-маги взрослый предварительно рисует контуры простых,хорошо знакомых детям предметов (геометрические фи-­гуры, солнышко, мячик, домик, елочка и т.д.). Под листбумаги с контурными рисунками подкладывается лоскутткани. Ребенок прокалывает бумагу по контурам предм-е­тов, держа иглу сначала большим и указательным паль-­цем, далее работа выполняется со сменой пальца: боль-­шим и средним, большим и безымянным, большим и ми-­зинцем. Расстояние между проколами на бумагеприблизительно 2 -3 мм (по показу взрослого).
  2. Упражнение «Игла — художник 2». Выполняется анна-­логично упражнению 10, но без предварительного прори-
совывания контуров предметов на листе бумаги. Ребенок прокалывает чистый лист бумаги по словесной инструкции («Нарисуй иголкой квадрат, треугольник, домик, мячик, солнышко и т.д.»). После окончания работы ребенок само­стоятельно или с помощью взрослого анализирует получив­шийся результат (после рассматривания на свет).
  1. Графический слуховой диктант с иглой 1. Для выпол­нения диктанта понадобится чистый лист бумаги в круп-­ную клетку, под который подложен лоскут толстой мягкойткани, а вместо карандаша используется игла для выши­вания (см. упр.9, 10, 11). Проколы выполняются в углахклеток под диктовку, начиная от обозначенной взрослымточки на листе. Так же, как и в упр-х 10, 11, при работе сиглой сочетание пальцев меняется, но последовательностьопределяется инструкцией взрослого. В конце диктанта ре-­бенок рассматривает лист бумаги и пытается отгадать по­лучившиеся предметы, затем обводит по проколам на лис­те контуры и уточняет правильность отгадок.
  2. Графический слуховой диктант 2 выполняется анало­гично упражнению 12, но контуры предметов по проко­лам не прорисовываются.
  3. Упражнение «Строители». В качестве строительногоматериала для различных построек используются шаш­ки, которые можно заменить крышками от бутылок с«Пепси-Колой», «Кока-Колой», «Мириндой» и т.д. Вна­чале строительство ведется по образцу, позднее по замыс­лу pe6eка. При складывании постройки ребенок береткаждую шашку указанными взрослым пальцами(боль-шим — указательным, большим — средним, большим —безымянным, большим — мизинцем). Инструкция можетбыть как простой, так и сложной (2-, 3-ступенчатой). Воз­-можны, даже желательны, соревнования между детьмина самую высокую, самую интересную, самую фантасти­ческую постройку и т.д.
  4. Слуховой диктант «Шагаем ножницами». Для диктан­та используется бумага в крупную клетку и ножницы ступыми концами. Выполняется диктант при строгом кон­троле взрослого и четком соблюдении правил безопасное-
ти при работе с ножницами. Для этого предварительно в течение нескольких дней, а при необходимости недель, следует упражнять ребенка в правильном и безопасном пользовании ножницами до получения устойчивых навы­ков. При выполнении диктанта обязательно соблюдение 3 условий:
  • Четкое следование инструкции взрослого;
  • Чередование вертикальных и горизонтальных «ша-­гов» ;
  • Размеры «шагов» соответствуют четному количествуклеток (например: 4, 2, 8 и т.д.),
После окончания работы рассматривается вырезанная фигура.
  1. Упражнение «Колечко» с деревянной палочкой (длина4- 5 см, диаметр 1,5 — 2 см) или стандартной пробкой отбутылки (из натурального пробкового дерева). Все паль­цы выпрямлены, ладони прижаты к столу. Каждый па­лец по очереди обхватывает палочку (пробку) колечком.Все остальные пальцы остаются выпрямленными и плот­но прижатыми друг к другу. Упражнение выполняетсяпальцами сначала ведущей, затем другой руки.
  2. Упражнение «Ножницы» с деревянной палочкой илипробкой (см. упр. 16). Пробка или палочка зажимаетсямежду двумя пальцами ведущей руки сначала у их осно­вания, затем режущими движениями («Ножницы») па­лочка (пробка) постепенно перемещается к первым (верх­ним ) фалангам и крепко удерживается. Все остальныепальцы выпрямлены и плотно прижаты друг к другу. За­тем работа продолжается со следующей парой, средним ибезымянным пальцем, далее безымянным и мизинцем, ианалогично — пальцами другой руки.
  3. Упражнение «Веселые прищепки 1». На перекладине илина горизонтально натянутой веревке на расстоянии 10 — 15 см друг от друга привязываются шнурки синего, желто-­го, зеленого и красного цвета (длина шнурков 60 — 70 см).Ребенок должен выбрать прищепку и поймать ею свобод­ный конец шнурка соответствующего цвета (т.е. прицепитьприщепку не выше, чем в 10 см от конца шнурка).
^
  1. Упражнение «Веселые прищепки 2». Выполняется ана­-логично упр. 18 с некоторым усложнением: после того, какребенок ознакомился с расположением шнурков, емупредлагают выбрать какую-либо прищепку и пойматьшнурок соответствующего цвета с завязанными глазами.
  2. Упражнение «Веселые прищепки 3». После усвоенияупражнения 19 задание еще более усложняется: ребенкупредлагается ловить прищепками подвижные шнурки(взрослый в это время двигает перекладину или дергаетгоризонтальную веревку, на которой закреплены цветныешнурки).
  3. Упражнение «Послушные пальчики». Обе ладони ребен­-ка плотно прижаты к поверхности стола.
Вариант А. Поочередно по одному (от мизинца или от большого) пальцы сгибаются, при этом остальные остают­ся выпрямленными и плотно прижатыми к поверхности стола.

Вариант Б. В усложненном варианте ребенок выпол­няет это упражнение строго в соответствии с показом си­дящего напротив взрослого, не допуская зеркального от­ражения.

Упражнение выполняется с постепенным наращивани­ем темпа.

^

Упражнения для губ без предмета

Упражнение «Упрямая улыбка». Ребенок растягивает губы в улыбке и удерживает их в таком положении, а взрос­лый «мешает» ему улыбаться, сжимая губы рукой в «Тру­бочку», преодолевая сопротивление мышц ребенка. Выпол­няется 10—15 раз.

Упражнение «Упрямая трубочка». Ребенок вытягивает губы трубочкой и удерживает их в таком положении не­сколько секунд, затем взрослый рукой пытается, преодолев сопротивление мышц, растянуть губы ребенка в улыбку. Выполняется 10—15 раз.

^

Упражнение 1. Язык в форме глубокого «ковша» с не­большим количеством воды (вода может быть заменена со­ком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко рас­крытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10-— 15 раз.

Упражнение 2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно переме­щается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не зак­рывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

Упражнение 3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выпол­няется 10—15 раз.

^

(бинт разового пользования, строго индивидуален, разме­ры: длина 25 — 30 см, ширина — 4 — 5 см)

Упражнение 1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в тече­ние 10 — 15 секунд.

Упражнение 2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

10

Упражнение 3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наобо­рот, из левого — в правый и т. д. Выполняется 10 раз.

Упражнение 4. В отличие от упражнения 1 бинт закусы­вается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10—15 секунд, зажим ослабляет­ся на несколько секунд. Зажим — расслабление чередуются 10—15 раз.

Упражнение 5. Бинт закусывается и зажимается не рез­цами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то пра­выми. Выполняется 10 раз.

Упражнение 6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широко­го ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается выта­щить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10—15 секунд. Повторяется до 10 раз.

Упражнение 7. В отличие от упражнения 6 бинт прижи­мается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражне­ния 1,6.

Упражнение 8. Бинт крепко прижимается ко всей повер­хности нижней губы широким мягким языком в форме «ло­патки» («блинчика»). Далее упражнение выполняется так же, как упражнения 1,6, 7.

11

^

СЛОГОВ И СЛОВ НЕСЛОЖНОЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

В упражнениях 1 — 6 гласные звуки обозначаются услов­ленным сигналом, например, хлопками.

Детям дается установка на запоминание этих обозначе­ний:

А — хлопок в ладоши перед собой, О — хлопок обеими руками по коленкам, У — удар кулаком о кулак, И — хлопок в ладоши над головой,

Ы — хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга, Э — хлопок в ладоши за спиной.

Упражнение 1. Кодирование обратных слогов типа АК, ОП, УХ, ЫТ, ЭХ, УФ, ИЦ, 04, АШ, ОЩ, ОЙ, УЛ, ИМ, ЫН,

ЭР (для кодирования могут использоваться обратные слоги с глухими согласными К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ш, Щ или сонора-ми Й, Л, М, Н, Р в конце, на которые не распространяется закон оглушения, свойственный фонетической системе рус­ского языка).

Взрослый передает гласный звук условленным сигналом, а согласный отчетливо произносит.

Дети (ребенок) отгадывают (синтезируют) и называют за­думанный взрослым слог.

Упражнение 2. Кодирование и отгадывание детьми (ребен­ком) прямых слогов типа НА, ПО, ЗУ, ВЫ, ГЭ, ЖУ (без огра­ничения использования согласных).

Упражнение 3. Взрослый и дети (ребенок) меняются роля­ми: дети по очереди кодируют слоги, а взрослый или другие дети группы отгадывают закодированные слоги (см. упр. 1,2).

Упражнение 4 является усложненным вариантом упраж­нений 1, 2.

Для отгадывания (синтеза) детям предлагаются вместо слогов односложные слова без стечения согласных типа

12

МАК, СОМ, СОН, ДОМ, КОТ, КИТ, ТОК, СОК, СЫР, РОТ, ПОЛ, ЛАК, СУК, ШУМ, СУП, НАШ, ВОТ, ВАШ, ГУЛ, ЗАЛ....

Упражнение 5 является дальнейшим усложнением в ко­дировании по используемому материалу. Выполняется ана­логично упражнениям 1, 2, 4, но используются слова более сложной звуко-слоговой структуры, например:

а) САНИ, КОНИ, РУКА, РУКИ, САДЫ, ДУБЫ, ДОМА...

б) САХАР, ЗАБОР, ПОВАР, ХАЛАТ, КУСОК, СУДАК,САЛАТ...

в) КОШКА, СУМКА, МЫШКА, САНКИ, ПОЛКА, НОР­^

г) КРОТ, ДВОР, СТУЛ, СЛОН, ХРАМ, БРАТ, СТОЛ,СТУЛ...

Использование гласного звука О в безударном положении в упражнении недопустимо (на основании закона русской фонетики о редукции гласных в слабой позиции).

Упражнение 6. Самостоятельное кодирование ребенком (детьми) слов с постепенным усложнением звуко-слоговой структуры.

Материал и его последовательность см. в упр. 4,5.

Упражнения 7—10 на различение твердых и мягких согласных звуков.

Упражнение 7. Изолированные мягкие и твердые соглас­ные различаются с помощью жестов:

твердый согласный обозначается ударом кулака о кулак,

мягкий — скользящими движениями ладони о ладонь.

Взрослый произносит согласный звук — дети изобража­ют его соответствующим жестом.

Постепенно увеличивается темп и количество произноси­мых звуков (до 2, 3, 4, 5 и более).

Упражнение 8. Изолированные твердые и мягкие соглас­ные обозначаются не жестами, а значками (графически): твердый согласный — треугольником вершиной вверх, мягкий — вершиной вниз.

13

Например: твердый звук Т обозначается Д;

мягкий звук Т обозначается у;

всегда мягкий звук Щ обозначается у.

Взрослый произносит звуки, а дети записывают их на ли­сте бумаги с помощью значков.

Упражнение 9 на различение твердых и мягких соглас­ных в начале слова перед гласными.

Взрослый произносит слова, начинающиеся на твердые и мягкие согласные (перед гласными) в произвольном порядке.

Дети выделяют первый согласный в слове, определяют, твердый он или мягкий, и изображают его соответствующим жестом (см. упр. 7).

Например: ЛАПА обозначается Л;Г"7

ЛИПА обозначается значком у.

Упражнение 10. По сравнению с упражнением 9 в данном упражнении задание усложняется: в произносимых взрос­лым словах надо не только выделить первый согласный и определить, твердый он или мягкий, но и запомнить слова,

а затем «записать» их (каждое слово значком Д или у в зависимости от твердости или мягкости первого согласного).

Примеры слов для упражнений 9 и 10:

БАНТ, ДЕЛЬФИН, ЛЕБЕДЬ, БУКВЫ, ПОПУГАЙ, ТЫК­ВА, БИНОКЛЬ, ПЕНЬ, ХЕК, ТАНК, ХОБОТ, ТУФЛИ, КОГ­ТИ, МУХА, ТЕЛЕФОН, ЛИПА, ДОМ, ГУБЫ, ФЕН, БИНТ, ДЕТИ, МЕДВЕДЬ, НОТЫ, КАНАТ, КИНО, ДИВАН, БАТОН, ТУМАН, ФИЛИН, ПАВЛИН, ТАПКА, ВАГОН, ФОНТАН, ДУБИНА, БОТЫ, КЕГЛИ, ДУГА, ВЕЛИКАН, ДЫМ, КАБИ­НЕТ, КИТ, ТАЙНА, ВЕТКА, ВАТА...

Количество слов в упражнениях 9, 10 зависит и изменя­ется от объема памяти ребенка (детей).

14

Упражнения 11—14 на различение глухих и звонких согласных .

Упражнение 11. Изолированные звонкие и глухие соглас­ные различаются с помощью условленных движений:

услышав глухой звук, ребенок должен топнуть ногой,

звонкий — хлопнуть в ладоши.

Взрослый произносит согласные звуки — дети (ребенок) изображают их соответствующими движениями.

Упражнение 12. Изолированные глухие и звонкие соглас­ные звуки дети изображают не движениями, а значками (гра­фически): глухой согласный — косым крестиком X, звон­кий — прямым +.

Например:

глухой Т обозначается X; звонкий Б обозначается +.

Упражнение 13 на различение звонких и глухих соглас­ных в начале слова перед гласными.

Взрослый произносит слова, а дети изображают их соот­ветствующими движениями (см. упр. 11) в зависимости от первого согласного звука(глухой он или звонкий).

Упражнение 14 — усложненный вариант упражнения 13. Названные взрослым слова надо запомнить и записать гра­фически, обозначив значком X или + в зависимости от того, глухой или звонкий первый согласный в слове.

Количество слов в зависимости от объема памяти детей может колебаться от 4 до 6 — 8 слов с постепенным увеличе­нием.

Например:

ТАПКА обозначается X; ДАВНО обозначается +.

15

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

I. Упражнения для развития тонкой моторики 5

П. Статические артикуляционные упражнения 10

^ 10

Упражнения для языка с водой

«Не расплескай воду» 10

Упражнения для губ, языка и челюстей

с бинтом 10

III. Упражнения с элементами кодированияслогов и слов несложной звуко-слоговойструктуры 12

Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.

ХЛОП-ТОП — 2

Нетрадиционные приемы коррекционно-логопедической работы

с детьми 6—12 лет

Издатель — А. П. Казаков

Обложка — Н. Надворская

Оригинал-макет — Н. Залипаева

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1

Тел./ факс (095) 207-13-96, 207-27-37

E-mail: [email protected]

Сдано в набор 11.02.04. Подписано в печать 18.02.04. Печать офсетная. Объем 1 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 3 000 экз. Заказ № С- Чо

userdocs.ru

КОНОВАЛЕНКО АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | Файловый клуб FilesClub.net

0000 ББК74.3 К 64 Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. К 64 Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16 с. ISВN 5-296-00213-Х В пособии изложен комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, который применялся много лет в работе опытных логопедов по устранению дефектов речи у детей и который является составной частью комплекта тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников 4-5 лет, а также предлагается ряд наиболее распространенных и простых дыхательно-голосовых упражнений, органично сочетающихся с артикуляционными.Пособие предназначено для работы логопедов и родителей с детьми. ББК 74.3 ©Коноваленко В. В., Коноваленко СВ., 1998,2001. ©Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001. 1. Артикуляционная гимнастика Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом. Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз). Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики I. Упражнения для нижней челюсти:

Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд. Жевательные движения с сомкнутыми губами. Легкое постукивание зубами —губы разомкнуты. «ЗАБОРЧИК» - верхняя челюсть стоит на нижней, губыв улыбке.рис 6350-6096000

2926080162750500II.Упражнения для губ: 1.«УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ (зубы сжать (Рис. 1),2.«ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») - вытягивание губ вперед, (рис. 2). 3.Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ». (Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами). Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам. Вытягивание нижней губы под верхнюю. III.Упражнения для языка: (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна): 1.«БОЛТУШКА» - движения языком вперед-назад. 2.«ЧАСИКИ» - вправо-влево, (рис.4). Рис.4 117030570739000«КАЧЕЛИ» - вверх-вниз, (рис. 3а,6). Круговые движения языком. «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком.

Рис. а) б) Рис.2

«ЛОПАТКА» — широкий, мягкий,расслабленный язык лежит на нижней губе, (рис. 5). «ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед, (рис. 6). «ЖЕЛОБОК» — высунуть широкийязык, боковые края загнуть вверх,втянуть в себя щеки и воздух. «ГРИБОК» - широкий плоскийязык присасывается к твердомунебу, боковые края языка прижаты к коренным зубам, (рис. 7). 10.«ЧАШЕЧКА» — широкий язык вформе чашечки поднят кверху, краяприжаты к верхней губе, (рис. 8). 11.«КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибаниевверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этомприжимается к нижним зубам. 12.«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙЯЗЫК» - а) покусывание кончикаширокого языка («ЛОПАТКА»),губы при этом в улыбке; б) пошлепывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами.

Рис. 8 Рис.5 Рис. 6 Рис.7 5425440-7620000-85090-64135002. Дыхательно-голосовые упражнения (Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3-10 раз каждое упражнение). Глубокий вдох через нос — продолжительный выдох через рот. «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» - втянуть нижнюю губу подверхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз поподбородку, выполнять молча и на одном выдохе.«ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» - растянуть сомкнутые губы,тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони. Повторить упр. 2,3 с дополнением: шепотом произносить слогФА на одном усиленном выдохе. «ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ» - руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом наладони. Повторить упр. 5 с дополнением: шепотом на одном у

filesclub.net

~СХП~Коноваленко В., Коноваленко С. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения -2001. (Коновал..

ББК74.3 К 64Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.К 64 Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16 с.ISВN 5-296-00213-ХВ пособии изложен комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, который применялся много лет в работе опытных логопедов по устранению дефектов речи у детей и который является составной частью комплекта тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников 4-5 лет, а также предлагается ряд наиболее распространенных и простых дыхательно-голосовых упражнений, органично сочетающихся с артикуляционными.Пособие предназначено для работы логопедов и родителей с детьми.ББК 74.3 ©Коноваленко В. В., Коноваленко СВ., 1998,2001. ©Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.1. Артикуляционная гимнастикаВажную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут.Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз).Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастикиI. Упражнения для нижней челюсти:

Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.Жевательные движения с сомкнутыми губами.Легкое постукивание зубами губы разомкнуты.«ЗАБОРЧИК» - верхняя челюсть стоит на нижней, губыв улыбке. рис

II. Упражнения для губ:1. «УЛЫБКА» растягивание разомкнутых губ (зубы сжать (Рис. 1),2. «ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») -вытягивание губ вперед, (рис. 2).3. Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».(Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами).Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.Вытягивание нижней губы под верхнюю.III. Упражнения для языка:(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):1. «БОЛТУШКА» - движения языкомвперед-назад.2. «ЧАСИКИ» - вправо-влево, (рис.4).Рис.4«КАЧЕЛИ» - вверх-вниз, (рис. 3а,6).Круговые движения языком.«ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком.Рис.а)б)Рис.2«ЛОПАТКА» широкий, мягкий,расслабленный язык лежит на нижней губе, (рис. 5).«ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед, (рис. 6).«ЖЕЛОБОК» высунуть широкийязык, боковые края загнуть вверх,втянуть в себя щеки и воздух.«ГРИБОК» - широкий плоскийязык присасывается к твердомунебу, боковые края языка прижаты к коренным зубам, (рис. 7).10. «ЧАШЕЧКА» широкий язык вформе чашечки поднят кверху, краяприжаты к верхней губе, (рис. 8).11. «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибаниевверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этомприжимается к нижним зубам.12. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙЯЗЫК» - а) покусывание кончикаширокого языка («ЛОПАТКА»),губы при этом в улыбке; б) пошлепывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами.

Рис. 8Рис.5Рис. 6Рис.72. Дыхательно-голосовые упражнения(Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3-10 раз каждое упражнение).Глубокий вдох через нос продолжительный выдох через рот.«ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» - втянуть нижнюю губу подверхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз поподбородку, выполнять молча и на одном выдохе.

«ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» - растянуть сомкнутые губы,тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.Повторить упр. 2,3 с дополнением: шепотом произносить слогФА на одном усиленном выдохе.«ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ» - руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть тепл

filesclub.net

Коноваленко В. В., Коноваленко св. К 64 Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыха­ тельно-голосовые упражнения

ББК74.3 К 64

Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.

К 64 Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыха­тельно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольни­ков. 2-ое издание дополненное. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16 с.

ISВN 5-296-00213-Х

В пособии изложен комплекс упражнений артикуляцион­ной и пальчиковой гимнастики, который применялся много лет в работе опытных логопедов по устранению дефектов речи у детей и который является составной частью комплекта тет­радей для закрепления произношения звуков у дошкольников 4-5 лет, а также предлагается ряд наиболее распространен­ных и простых дыхательно-голосовых упражнений, органич­но сочетающихся с артикуляционными.

Пособие предназначено для работы логопедов и родите­лей с детьми.

ББК 74.3

©Коноваленко В. В., Коноваленко СВ., 1998,2001. ©Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

1. Артикуляционная гимнастика

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артику­ляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необхо­димо ежедневно по несколько минут.

Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.

Темп выполнения и количество упражнений постепенно уве­личивается.

Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упраж­нений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняют­ся от 5 до 10-15 раз).

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

^

  1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько се­кунд.
  2. Жевательные движения с сом­кнутыми губами.
  3. Легкое постукивание зубами —губы разомкнуты.
  4. «ЗАБОРЧИК» - верхняя че­люсть стоит на нижней, губы
в улыбке. рис

II. Упражнения для губ:

1. «УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ (зубы сжать (Рис. 1),

2. «ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») -

вытягивание губ вперед, (рис. 2).

3. Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУ­БОЧКИ».

(Три предыдущих упражнения вы­полняются также с сомкнутыми гу­бами).

  1. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.
  2. Вытягивание нижней губы под верхнюю.
III. Упражнения для языка:

(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

1. «БОЛТУШКА» - движения языком

вперед-назад.

2. «ЧАСИКИ» - вправо-влево, (рис.4).

Рис.4

  1. «КАЧЕЛИ» - вверх-вниз, (рис. 3а,6).
  1. Круговые движения языком.
  1. «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелка­нье) языком.

Рис.

а)

б)

Рис.2

  1. «ЛОПАТКА» — широкий, мягкий,расслабленный язык лежит на ниж­ней губе, (рис. 5).
  2. «ИГОЛОЧКА» - узкий, напряжен­ный язык высунут вперед, (рис. 6).
  3. «ЖЕЛОБОК» — высунуть широкийязык, боковые края загнуть вверх,втянуть в себя щеки и воздух.
  4. «ГРИБОК» - широкий плоскийязык присасывается к твердомунебу, боковые края языка прижаты к коренным зубам, (рис. 7).
10. «ЧАШЕЧКА» — широкий язык вформе чашечки поднят кверху, краяприжаты к верхней губе, (рис. 8).

11. «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибаниевверх и продвижение вперед спин­ки языка, кончик языка при этомприжимается к нижним зубам.

12. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙЯЗЫК» - а) покусывание кончикаширокого языка («ЛОПАТКА»),губы при этом в улыбке; б) пошле­пывание широкого расслабленно­го языка («ЛОПАТКА») расслаб­ленными губами.

Рис. 8

Рис.5

Рис. 6

Рис.7

2. Дыхательно-голосовые упражнения

(Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3-10 раз каждое упражнение).

  1. Глубокий вдох через нос — продолжительный выдох через рот.
  1. «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» - втянуть нижнюю губу подверхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз поподбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
  1. «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» - растянуть сомкнутые губы,тыльную сторону ладони подставить под подбородок, дли­тельно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сто­рону ладони.
  2. Повторить упр. 2,3 с дополнением: шепотом произносить слогФА на одном усиленном выдохе.
  3. «ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ» - руки согнуты в локтях, ладони впе­реди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом наладони.
  4. Повторить упр. 5 с дополнением: шепотом на одном усилен­ном выдохе произносить слог ХА.
  5. Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуковсначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О) Ы, И.
Последовательность произнесения может меняться. В тече­ние нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрос­лым, но обязателен контроль положения артикуляционной позы (губ) в зеркале.

В дальнейшем (через неделю, две, месяц...) участие взрос­лого сводится только к беззвучному показу ребенку артикуляционной позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоя­тельно произносит.

8. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 глас­ных звуков:

а) АУ, УА.АО, ОА,АИ, ИА.УИ, ИУ...

б) АУИ, АИУ.УАИ. УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА...

9. Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:

а) ^

б) ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА...

в) ФА-ФА ФА-ФА-ФА

ХА-ХА ХА-ХА-ХА

10. Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:

а) ХА-ХО-ХИХО-ХИ-ХАХИ-ХА-ХО

б) ФА-ФО-ФУ-ФЫФО-ФУ-ФЫ-ФАФУ-ФЫ-ФА-ФОФЫ-ФА-ФА-ФУ

Примечание: звуки X, Ф берутся т. к. они наиболее легкие в произношении и практически почти всегда бездефектны.

3. Развитие движений кистей и пальцев

рук

Исследователями разных стран установлено, а практикой под­тверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возраст­ной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важ­нейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, спо­собствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, по­вышающим работоспособность коры головного мозга, стимулиру­ющим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих уп­ражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенной вна­чале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном тем­пе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобрази­тельной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, де­рева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).

Особое место в развитии тонкой моторики занимает система­тическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезывание предметов по контуру «на глаз»).

Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики

(упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз)

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны), (рис. 9а,б).

Рис. 9

Рис. 10

а)

6)

2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди, (рис. 10 а,б).

10

11

3. Упражнения с «замком» (пальцы переплетены, ладони сжа­ты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-вле­во, разжимание пальцев, не расцепляя «замка» - «СОЛНЕЧ­НЫЕ ЛУЧИ», (рис. 11а,б).

Рис. 11

4. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопро­тивления:

наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вы­тянуты вперед), (рис. 12а,б,в,г).

б)

Рис. 12

Рис. 12

Рис. 15

  1. «НОЖНИЦЫ» - разведениепальцев в стороны и сведениевместе сначала одной, затемдругой руки, затем обеих руквместе, (рис. 13).
  2. «КОГОТКИ» - сильное полусги­бание и разгибание пальцев,(рис. 14).
  3. Надавливание ладонью однойруки на сомкнутые пальцы дру­гой, преодолевая сопротивле­ние, (рис. 15).
Рис. 13

Рис. 1412

13

  1. Прогибание ладони одной рукиполусжатым кулаком другой спреодолением сопротивления,(рис. 16).

  2. Вращение больших пальцев(пальцы, кроме больших, сцеп­лены в замок), затем сильно сжи­мать подушечки больших паль­цев, (рис. 17).
  3. Сгибание и разгиба­ние пальцев по оче­реди, начиная с ми­зинца, затем с боль­шого, в кулак (однойруки, другой, двуходновременно),(рис.18a,б).
Рис. 18

Рис. 17

б)

Рис. 19

  1. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - соприкосновение подуше­чек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двуходновременно).
  2. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВА­ЮТСЯ» - соприкоснове­ние по очереди подуше­чек пальцев правой и ле­вой руки (большой с большим, указательный суказательным и т.д.),(рис. 19), а затем «КРЕП­КОЕ РУКОПОЖАТИЕ» -надавливание подушечекпальчиков.
  3. «КУЛАК — КОЛЬЦО» - пальцы одной руки сжимаются в ку­лак, а пальцы другой по очереди с большим образуют коль­цо, затем положения рук меняются
  4. «КУЛАК —ЛАДОНЬ» - руки вытянуты вперед на уровне гру­ди.
Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладо­нью вниз, затем положение рук меняется.

Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом

1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

  1. Свободное постукивание пальцами по столу обеими рукамии поочередно.
  2. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти руклежат на столе):
а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.14

Имитация игры на пианино.

  • Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
    1. «БЕГАЮТ ЧЕЛОВЕЧКИ» (указательный и средний пальцыправой, затем левой, потом обеих рук).
    2. «ФУТБОЛ» - забивание шариков, палочек одним, двумяпальцами.
    3. Поочередная смена положения рук «КУЛАК - ЛАДОНЬ -РЕБРО».
    Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя ру­ками вместе. Порядок движений меняется.

    9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверх­ность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а пос­ле этого обеими руками одновременно.

    10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столуодной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.

    ^

    Рис. 20

    1. Надавливание сильно сжа­тыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середи­ну ладони, основание пальцев другой руки, (рис. 20). Затем положе­ние рук меняется.

    Рис. 21

    2. Растирание ладоней шес­тигранным карандашом с постепенным увеличени­ем усилий, (рис. 21).

    Рис. 24

    1. Растирание ладоней движения­ми вверх-вниз, (рис. 22).
    2. Растирание боковых поверхнос­тей сцепленных пальцев,; (рис.23).
    3. Разминание, затем растираниекаждого пальца вдоль, затемпоперек, (рис. 24).
    4. Грецкий орех положить междуладонями, делать круговые дви­жения, постепенно увеличиваянажим и темп. Можно выпол­нять упражнение с двумя грец­кими орехами, перекатываяодин через другой, одной рукой,затем другой, (рис:25).
    5. Надавливание незаточеным ка­рандашом на болевые точки ла­дони, затем вращение каранда­ша вправо, влево.
    6. Разминание кисти правой рукипальцами левой и наоборот, за­тем поочередное растирание.
    Рис. 22

    Рис. 25

    Рис. 23

    15

  • www.userdocs.ru

    Коноваленко, Коноваленко: Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение №A12HJ

    • Администратор
    • 21 мая 2018 года

    0+

    Автор: Коноваленко Вилена Васильевна, Коноваленко Светлана Владимировна

    Редактор: Коноваленко Вилена Васильевна

    Издательство: Гном, 2017 г.

    Серия: Практическая логопедия

    В пособии изложен комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, который применялся много лет в работе опытных логопедов по устранению дефектов речи у детей и который является составной частью комплекта тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников 4-5 лет, а также предлагается ряд наиболее распространенных и простых дыхательно-голосовых упражнений, органично сочетающихся с артикуляционными. Пособие предназначено для работы логопедов и родителей с детьми.2-е издание, дополненное.

    Комментарии пользователей:

    Пользователь №N2YMD98 пишет:

    Очень полезная и дешевая книжечка. Упражнения располагаются по разделам: для пальцев, для язычка, для губ и т.п. Каждое упражнения поясняют рисунки, хотя они и черно-белые, но достаточно информативные. Очень полезен раздел, посвященный массажу пальцев. Проделываем все упражнения с девочкой 4 года и 8 месяцев. Ребенок делает с большим удовольствием и по картинкам сам узнает упражнения. Рекомендую цена и качество соответствуют.

    за небольшую сумму можно приобрести очень толковую книгу. Важно, что упражнения разделены на разделы: для нижней челюсти, для губ, для языка. Дыхательные упражнения готовят ребенка к чтению по слогам. Интересные упражнения для рук с иллюстрациями, они очень нравятся ребенку. Моя внучка 4 года и 8 месяцев с удовольствием их повторяет, быстро запоминает и дает всем взрослым задания на их выполнение. очень интересен самомассаж кистей и пальцев рук, который я выполняю сама с большой пользой.

    Тонюсенькая книжечка с упражнениями. Написано, что она идет в дополнение к тетрадям для занятий, но вполне можно использовать ее отдельно.Дети любят в игровой форме такие упражнения. Можно носить в сумке и занять в транспорте, очереди. И полезно и весело. Есть картинки, очень удобно что не просто текст.Печать хорошего качества.

    Выберите нужный вам формат файла:

    Внимание! Прочитайте инструкцию внутри!

    my100books.bid