Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в раб. Коррекционная гимнастика


"Коррекционные гимнастики в здоровье детей раннего возраста"

Коррекционные гимнастики в здоровье детей раннего возраста.

Проблема здоровья и его сохранение стоит на первом месте.

Родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребёнке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте.

Нами разработаны и эффективно используются комплексы коррекционных гимнастик по охране физического и психического здоровья и по предупреждению заболеваемости детей раннего возраста.

Виды коррекционных гимнастик.

1. Двигательная (утренняя) гимнастика;

2. гимнастика для глаз;

3. дыхательная гимнастика;

5. корригирующая гимнастика;

6. речевая гимнастика;

7. психоэмоциональная гимнастика.

Цели коррекционных видов гимнастик:

Двигательная гимнастика (утренняя )

Цель - укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни, совершенствование основных двигательных качеств.

Коррекционная направленность этого вида гимнастики обеспечивается целенаправленным педагогическим воздействием на ребенка. Обязательным условием реализации коррекционных задач является создание комфортности (расстановка детей, подбор упражнений, предметов для ориентации и др.).

Утренняя гимнастика проводится ежедневно, в соответствии с методикой проведения в общеобразовательных учреждениях. Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Задачи утренней гимнастики: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

Она позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика - система специальных упражнений и игр для пальцев рук, объединенных в комплексы.

Согласно международным классификациям игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа:

1. собственно пальчиковые игры, сидячие;

2. игры, которые, помимо деятельности тонких моторных, включают движения всего тела, прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.

Особое значение имеют игры, использующие одновременные и однотипные движения рук, направленные на развитие согласованности и координации действий. Разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции и могут быть использованы при усвоении первых.

Для получения максимального результата упражнений должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

Коррекционная направленность пальчиковых игр и упражнений состоит в следующем:

• решают комплексную задачу развития движений, психических процессов и личности в целом;

• оказывают общеукрепляющее влияние на организм ребенка и повышают работоспособность мышц, сокращают сроки адаптации к выполнению физических нагрузок;

• способствуют усвоению детьми различного ритма, автоматизируют согласованную деятельность рук у детей;

• улучшают подвижность мышц, способствуют объединенной работе кистей рук, совершенствуя их координацию, тем самым способствуют укреплению общего состояния здоровья детей;

• занятия по коррекции тонких движений пальцев рук позволяют детям успешно овладеть основами координационных механизмов, перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессе индивидуальных занятий, во фронтальные формы работы и широко применять их в метании, лазанье, ходьбе.

Принцип работы над всеми физическими и физиологическими свойствами тонких движений пальцев рук: никакого насилия, импровизация, заинтересованность, видение и воображение; ассоциации, речевые приказы (словесные раздражители), речевой слух; произвольное внимание, память, конкретность задач и целей; неожиданность и новизна приемов.

Пальчиковая гимнастика проводится с детьми ежедневно .

Гимнастика для глаз

Цель: профилактика нарушений зрения, снятие зрительного утомления, восстановление, активизация и развитие зрительных функций, подвижности глаз.

Коррекционная направленность обеспечивается общеукрепляющим влиянием на организм ребенка, профилактической, тренирующей и восстановительной функциями для глаз.

Упражнения для глаз выполняются несколько раз (не менее 2) в течение дня .

Специальные упражнения для глаз могут быть внесены в разные формы занятий по физической культуре, и прежде всего в структуру физкультминуток.

Коррекционная гимнастика для глаз выполняется несколько раз в день.

Виды упражнений для глаз:

пальминг – снятие зрительного утомления, подготовка к тяжелой зрительной работе

моргание - омывание глаз слезной жидкостью

зажмуривание – улучшение кровоснабжения, циркуляции внутриглазной жидкости

«прищепочки» (массаж надбровных дуг) – улучшение кровоснабжения

перефокусировка взора – снятие напряжения, тренировка аккомодационных мышц

вращение глазами, прослеживание взором – снятие напряжения, тренировка глазодвигательных мышц.

Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения - сосредоточение взора на предмете, перевод взора с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действие рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель—увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда педагог кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.

Поскольку у детей раннего возраста дыхательные мышцы еще слабые, то им особенно полезны дыхательные упражнения, которые способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы . Поэтому, в заключение некоторых комплексов гимнастики после дневного сна мы включали упражнения дыхательной гимнастики «Часики», «Дудочка», «Паровозик», «Петушок» и др.

Мы отметили, что после выполнения комплекса гимнастики после дневного сна дети быстрее и самостоятельнее одеваются, умываются, у них повышается настроение, они очень быстро включаются в игровую деятельность, охотнее общаются друг с другом.

Коррекционная направленность:

• правильно поставленное дыхание предупреждает вторичные отклонения (снижение темпа и ритма движений, техники выполнения действий, нарушение осанки и др.),

• поверхностное дыхание является прямой или косвенной причиной многих физических заболеваний и душевных расстройств. Плохая память, мозговое переутомление - все это результат плохого дыхания. Для правильной работы мозга требуется втрое больше кислорода, чем остальным органам. Если мозгу не хватает питания, он «забирает» его у других органов. Глубокое дыхание не только питает организм, но и очищает его.

Обязательным условием проведения дыхательной гимнастики является хорошо проветренное помещение. Дыхательная гимнастика может проводиться как самостоятельный вид коррекционной гимнастики. Отдельные упражнения используются в других видах гимнастик как с группой детей, так и индивидуально.

Корригирующая гимнастика

Цель корригирующей гимнастики- способствовать пробуждению после дневного сна. Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости на вторую половину дня.

Проводится после дневного сна.

Речевая ( артикуляционная гимнастика) – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Она является основой формирования основных звуков и коррекции нарушений звукопроизношения ; включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.

Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.

Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой - залог успеха.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на: - Упражнения для нижней челюсти; -Упражнения для щёк; -Упражнения для губ; -Упражнения для языка; -Упражнения для мягкого нёба.

Психоэмоциональная гимнастика.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно заряжаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников. К работе по профилактике эмоциональных напряжений мы приступили еще до прихода малышей в детский сад. Прежде всего мы познакомились с особенностями наших будущих воспитанников, проведя анкетирование родителей. Это дало возможность проанализировать степень готовности каждого ребенка к поступлению в детское учреждение, выяснить проблемы, которые могли возникнуть и дать рекомендации родителям по подготовке детей к приходу в детский сад.

Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, кризис трех лет, усталость.

В своей работе мы используем релаксационные игры, фольклор, которые помогут снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, создать у него положительные эмоции, успокоят его, а также наладят сон.

Существуют разные релаксационные игры:

• игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;

• игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;

• игры с прищепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки;

• игры - «усыплялки», колыбельные.

Психоэмоциональная гимнастика для детей раннего возраста

1. Игры на основе нервно-мышечной релаксации.

«Муравей»Цель:снять эмоциональное напряжение.hello_html_m3201e869.jpgПроцедура проведения.Все дети и взрослый сидят на ковре. Ведущий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим - вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.)

«Мороженое»Цель: снять психоэмоциональное напряжение.Процедура проведения.Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Ведущий: «Вы - мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела...»

«Поймай бабочку»Цель:нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.Процедура проведения.Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

«Улыбка»Цель:снять напряжение мышц лица.Процедура проведения.Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

«Холодно - жарко»Цепь:снять психоэмоциональное напряжение.Процедура проведения. Ведущий: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам - греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер...» (Дети повторяют действия.)

«Сорока-ворона»Цепь: снять эмоциональное напряжение.Процедура проведения.Дети сидят в парах на стульях, проговаривают слова-потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.

Сорока-ворона кашу варила,Сорока-ворона деток кормила,Этому дала, и этому дала,И этому дала, и этому дала.А самому маленькому -Из большой мискиДа большой ложкой.Всех накормила!

hello_html_m4dbb34c2.jpg«Самолет летит, самолет отдыхает»Цель:снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.Процедура проведения.Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети поднимают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные крылья, чтобы самолетик летел). Стоя на месте, дети изображают самолетики (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки), жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслабленными - самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть.

«Игра с шарфиком»Цель:снять напряжение мышц лица.Процедура проведения. Взрослый говорит: «Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот пришла мама и принесла шарфик. Вы повязали шарфики на шейки. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу».

«Шишки»Цепь:снять напряжение.Процедура проведения. Ведущий говорит: «Вы - медвежата, а я мама- медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий показывает, что надо сделать) и с силой сжимаете в лапах». Дети играют. Ведущий: «Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам...».

«Лягушонок»(Перед выполнением упражнения нужно помыть руки!) Цель:снятие напряжения мышц лица.Процедура проведения.Ведущий рассказывает стихотворение и показывает движения к нему.Вот понравилось лягушкам:Взрослый и дети осторожно пальцами Тянут губы прямо к ушкам!растягивают улыбку к ушкамПотяну - перестану и нисколько не устану!  «Отпускают» улыбкуГубы не напряжены и                                     Пальчиком руки проводят порас-слаб-ле-ны...                                            расслабленным губам сверху вниз.

«Хоботок» (Перед выполнением упражнения нужно помыть руки!)Цель:снять напряжение Процедура проведения.Ведущийрассказывает стихотворение и показывает движения к нему.Подражаю я слону:Взрослый и дети тянут губы «хоботком»Губы «хоботком тяну.А теперь их отпускаюВозвращаются в исходное положениеИ на место возвращаю.Губы не напряжены и                              Пальчиком руки проводятрас-слаб-ле-ны...                  по расслабленным губам сверху вниз

«Лимон»Цель:снять психоэмоциональное напряжение.Процедура проведения.Ведущий предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.

«Потягушечки»Цель:снять психоэмоциональное напряжение.hello_html_m2be750bd.jpgПроцедура проведения.Ведущий предлагает всем поспать, отдохнуть. Дети собираются в круг, садятся на корточки, закрывают глаза. Ведущий (через несколько секунд): «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Ведущий: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз.

2. Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.

«Согреем бабочку»Цель:достичь релаксации через дыхательные техники.Процедура проведения.Дети сидят в кругу на стульях. Ведущийпоказывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Психолог рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

«Воздушный шарик»Цель: развить у детей способности расслабления мышц живота.hello_html_ma1842bc.jpgПроцедура проведения.Дети стоят в кругу. Ведущий: «У меня в руках воздушный шарик. Посмотрите, как я буду его надувать (надувает настоящий воздушный шарик, а затем сдувает его). А сейчас мы представим, что воздушный шарик находится у нас в животе и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик  сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем животик, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте ручкой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик. Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох - выдох, еще один вдох - выдох. Молодцы!»

«Часики»Цель:снять психоэмоциональноенапряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона.Процедура проведения.Ведущий: «Ребята, а вы видели часики?У кого они есть? А хотите, мы сегодня с вами будем показывать часики? Встаньте прямо, ножки слегка расставьте так, чтобы машина между ними могла проехать, руки опустите. Мама часики завела, и они стали тикать: «Тик-так!».  Размахивайте прямыми руками вперед и назад. Устали часики,остановились, отдыхают... Мама снова завела часики, и они снова стали тикать». Дети и ведущий размахивают руками, говорят: «Тик-так».Хочу обратить Ваше внимание на то, что монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции!

«Каша кипит»Цель:снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники.Процедура    проведения.Ведущий:«Поставила мама кашу варить и ушла.А каша сварилась и закипела. Вы знаете,как каша кипит? Давайте покажем. Однуручку положим на животик, другую - на грудь. Втянули животик - набрали воздух. Говорим громко: "ф-ф-ф", - выпятили животик. Вот как каша кипит!»

Хочу обратить Ваше внимание на то, что сжимание мышц кистей рук также затормаживает отрицательные эмоции!

3. Игры с прищепками

«Игры с прищепками»Цель:снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развитькоммуникативную функциюречи.Процедура проведения.Ведущий показывает детям прищепки и рассказывает о предназначении их в быту, предлагает поиграть с ними – показывает, как тремя пальчиками можно прицепить прищепку к краю коробки, сопровождая действия словами:Наша мамочка устала, Всю одежду постирала, Милой маме помогу, Все прищепки соберу.(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)Затем ведущий показывает, как прищепка может открывать и закрывать «ротик». Далее прищепка «превращается» в волка: Серый волк – зубами щелк. Не боимся тебя, волк! (Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

«Зайчик и собака»Цель:снять напряжение, развить коммуникативную функциюречи, развитьвоображение.Процедура проведения. Ведущий рассказывает известное стихотворение и выполняет действия с прищепкой.Раз, два, три, четыре, пять –      Пальцы левой руки показывают «зайчика»Вышел зайчик погулять.Вдруг охотник выбегает  Правая рука открывает и закрываетИ собаку выпускает.         прищепку, изображая, каклает собакаСобака злая лает,Зайчик убегает.      Левая рука убирается за спину

«Интересный разговор»Цель:снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.Процедура проведения.У детей в каждой руке по прищепке. Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:Лягушонок: «Квак-квак!»А утенок: «Кряк-кряк!»Все сказали, все спросили,Хорошо поговорили!

«Лиса»Цель:снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.Процедура проведения.Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста.Хитрая плутовка, рыжая головка,Ротик открывает, зайчиков пугает.(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

«Крокодил»Цель:снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.Процедура проведения.Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:В зоопарке воробей пообедал у зверей,А зубастый крокодил чуть его не проглотил.(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

«Гусь»Цель:снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.Процедура проведения.Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:Га-га-га, - гогочет гусь, -Я семьей своей горжусь.(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

Птичка»Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.Процедура проведения.Дети и ведущий сидят за столами. У каждого в руках по одной прищепке и фантики, скрученные в «конфетку». Взрослый сопровождает действия с прищепкой проговариванием стихотворного текста. Дети повторяют текст и движения за ведущим.

Птичка клювом повела,Рука с прищепкой поворачивается из стороны в сторонуПтичка зернышки нашла,Другая рука показывает ладошку с воображаемыми зернышкамиПтичка зернышки поела, Пощипывание прищепкой ладошкиПтичка песенку запела.Прищепка ритмично открывает и закрывает ротик» – поет. Взрослый и дети напевают: «Ля-ля-ля!»

«Глупая ворона»Цель:снять напряжение, развить мелкую моторику рук, закрепить сенсорные навыки, развить коммуникативную функцию речи.Процедура проведения.Дети и ведущийсидят за столами. У каждого в руках по одной прищепке и фантики, скрученные в «конфетку». Взрослый сопровождает действия с прищепкой проговариванием стихотворного текста. Дети повторяют текст и движения за ведущим.

Глупая ворона        Прищепка ритмично открываетУвидела бумагу -   и закрывает «ротик».Как ее ухватит.       Производится наклон кисти с прищепкойДумала конфета,   к столу, захват фантика.Оказалось... фантик.

«Грачата»Цель:снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.Процедура проведения.Ведущий ритмично открывает и закрывает прищепку обеими руками по ходу проговаривания текста.Двое маленьких грачатЦелый день в гнезде кричат.Открывают рты грачата:Очень есть они хотят.(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

4. Игры - «усыплялки», колыбельные.

Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, и даже лечат, ведь недаром слова некоторых колыбельных напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие» болезни и горести. Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов.hello_html_4f6c6037.jpgНеобходимо сопровождать «усыплялку» или колыбельную поглаживаниями ручек, ножек, спинки, волос, лба и бровей. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Если взрослый делает это правильно, то дети буквально на глазах расслабляются и быстро отходят ко сну. И сам  сон у малыша будет спокойный и продолжительный.Колыбельные не обязательно петь, можно задушевно и ласково проговаривать слова, нашептывать.Важный момент: уложив всех детей, взрослый садится в кресло и расслабляется. Это состояние передается детям, и они быстрее засыпают.

«Малышам всем спать пора»Цель:подготовить ко сну, снять напряжение с основных мышечных групп тела малыша.Процедура проведения.Все ребята лежат в кроватях, педагог нежным голосом начинает напевать, сопровождая поглаживаниями слова колыбельной. Повторяет несколько раз, пока все дети не получат нежное поглаживание от него:

Нашим пальчикам спать пора,Нашим ручкам спать пора,Нашим глазкам спать пора,И волосикам спать пора.Нашим ножкам спать пора,И животику спать пора,Спинке тоже спать пора,Лобику тоже спать пора.Малышам всем спать пора!

«Ложимся спать» (игра с куклой)Цель:помочь ребенку быстрее уснуть, упорядочить ритуал отхождения ко сну, сделать его привычным.Процедура проведения.Педагог собирает всех детей вокруг игрушечной кроватки, берет куклу и говорит: «Всем ребяткам пора спать. И кукла Катя сейчас будет ложиться спать. Надо раздеться. Вот платьице, колготки. Ложимся в кроватку. Приятных снов, Катюша». Педагог обращается к детям: «А теперь и наши ребята будут ложиться спать. Только сначала нужно раздеться».

«Зайки серые»Цель:подготовить ко сну, снять психоэмоциональное напряжение.Процедура проведения.Педагог укладывает детей в кровати и начинает напевать или произносить текст для засыпания: «Зайки серые устали и в постельку улеглись. И зайчонок Миша прилег, и зайчик пушистый Алеша прилег... Постельки у заек теплые, мягкие. И у беленькой зайки Марины теплая, и у... Лапки зайки вытянули, теплые лапки у зайчишек. И у зайчика Леночки теплые, и у... Закрываются глазки у зайчиков, спят зайки. И зайчик Машенька спит, и зайчик Сашенька спит. Хорошо, тепло моим заинькам!». Взрослый подходит к каждому ребенку, шепчет ему эти слова   ласково,   поглаживает   ручки, ножки, спинку. Уложив всех детей, взрослый садится в кресло и расслабляется.

«Усыплялка для ладошек»Цель:подготовить ко сну, снять отрицательные эмоции, снять напряжение с рук.Процедура проведения.Дети лежат в кроватях, взрослый обращаетвнимание на их ладошки и начинает спокойным напевным голосом проговаривать текст, сопровождая его движениями. Дети повторяют за ним.

Устали наши ладошки,    Поhello_html_m677ca02e.jpgказать ладони, несколько раз расслабленноХотят отдохнуть немножко.        встряхнуть имиОни собирали игрушки.  Показать, как собирали невидимые игрушкиС мамой лепили плюшки.          Полепить из невидимого тестаС бабулей варили кашку.           Перемешать невидимую кашуРвали в саду ромашки.   Сорвать несколько невидимых цветковКидали хлебные крошки Собрать пальцы горсточкой, перебирая ими,Воробушкам на дорожке.            кидая невидимые крошкиУстали наши ладошки,    Сложить ладони одну на другую,Пускай отдохнут немножко.       расслабить руки.

«Все спят»Цель:подготовить детей ко сну, снять отрицательные эмоции, напряжение.Процедура проведения.Ребята лежат в кроватях. Взрослый подходит к окну и начинает приговаривать:

Бай-бай, бай-бай,Ты, собачка, не лай,Белолапа, не шуми.Петушок, не кричи,Моих ребяток не буди!Ребята выспятся,Большие вырастутИ в школу пойдут!

Взрослый ходит спокойно между кроватей, поправляет одеяла, поглаживает всех ребят по очереди. Затем заводит колыбельную:

Все ласточки спят,И лисицы спят.И нашим ребяткамСпать велят.Ласточки спятВсе по гнездышкам,Лисички спятВсе под кустиками,Мышки спятВсе по норочкам,Маленькие деткиВ кроватках спят.Спи и ты, Ванюша!Спи и ты, Катюша! (Называет ласково тех детей, к которым подходит.)Другой вариант:Вот и люди спят,Вот и звери спят,Птички спят на веточках,Мишки спят на горочках,Зайки спят на травушке,Утки - на муравушке,Дети все - по люлечкам...Спят-поспят,Всему миру спать велят!

«Прилетели гули»Цель:подготовить ко сну, снять напряжение. Процедура приведения.Педагог начинает напевно рассказывать «усыплялку», постепенно переходя на шепот. Ходит между кроватями, нежно нашептывает слова «усыплялки» и поглаживает каждого ребенка, таким образом снимая напряжение, успокаивая малышей:

Ой, люли-люли-люли,Прилетели к нам гули,Сели гули на кровать,Стали гули ворковать:«Чем нам детушек кормить?»Одна гуля говорит:«Будем кашку варить».Другая гуля говорит:«Молочком будем поить».Третья гуля говорит:«В колыбелечке качать,Спать укладывать».Уж вы, детушки, спите,Глазки ангельски зажмите,Спите! Спите! Спите!»

«Игрушки»Цель:подготовить ко сну, снять напряжение. Процедура проведения.Дети в кроватях. Взрослый начинает рассказывать знакомое стихотворение, постепенно настраивая детей на сон, призывая уснуть и увидеть во сне сказку:

Спать пора! Уснул бычок,Лег в коробку на бочок.Сонный мишка лег в кровать.Слоник тоже хочет спать,Хобот опускает слон,Видит сладкий, дивный сон.Наши детки тоже спят,Тихо носики сопят.Мягкие подушкиСогревают ушки.Глазки закрываются,Сказки начинаются!

infourok.ru

Комплекс коррекционной гимнастики (физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ)

Физкультурно-оздоровительный комплекс

(коррекционная гимнастика)

УЛУЧШИМ ОСАНКУ

1. «Улучшим осанку»

Встать вплотную к стене, стопы сомкнуть, втянуть живот, голова касается стены, глаза закрыты, затем походить с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот подтянут (укрепление мышц спины и брюшного пресса). Сидеть «по-турецки» 20—30 секунд, дыхание произвольное.

Поза «священной коровы» — сложить за спиной ладони пальцами вверх (шея вертикально), из положения сидя на коленях. Чередовать это упражнение сидя и во время ходьбы.

2. «Птица перед взлетом»

Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5—6 секунд).

Это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины.

Ребенок садится на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками берется за спинку стула и поворачивается влево до предела, «кто там?», возвращается в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем, сев правым боком, поворачивается в правую сторону.

ПСИХОГИМНАСТИКА

1. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.

2. «Остров плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание — вдох без выдоха (3—5 минут). Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.

3. «Холодно — жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2—3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

4. Игра «Шарик». Один ребенок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Остальные дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки.

Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела. Шарик лопнул. Дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются на пол.

5. Игра «Шалтай-Болтай». Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Можно при этом слегка ударять по пояснице в области почек.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Дети в расслабленном состоянии медленно опускаются на пол.

6. Игра «Зернышко». Ребенок сворачивается калачиком, сжимается. Но вот пригрело солнышко, полил дождик, «зернышко» зевает широко, с удовольствием начинает двигаться, затем медленно потягивает «ножки-корешки» и «ручки-росточки» и начинает поворачиваться, поднимаясь росточками к солнышку.

ЙОГА В ИГРЕ

1. «Поза кошечки». Ребенок в позе спящей кошечки (лежа на боку, ноги согнуты в коленях и подтянуты к груди; руки, согнутые в локтях, скрещены возле груди) лежит и мурлычет. «Котенок» встает на колени и выгибает спину со звуком «ш — ш — ш — ш». Упражнение обучает приемам саморасслабления.

 

2. «Кошечка проползает под забором». Ребенок медленно опускается на локти, ягодицами садится на ноги и медленно, опустив голову, имитирует продвижение под забором, ложится животом на пол и поднимается на вытянутых руках и входит в позу «змеи».

3. Поза «змеи». «Змея» плотно прижата животом к полу, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево — вправо (шипит). Упражнение тонизирует и является профилактическим при заболевании почек.

4. «Собачка». Исходное положение — упор на руках и ногах, ягодицы подняты кверху. «Собачка» лает, «виляет» хвостиком. Во время виляния «хвостом» ягодицы движутся влево и вправо. Укрепляются мышцы рук, ног, улучшается кровоснабжение.

5. «Левушка». И. П. сидя на пятках, язык прижат к небу под зубами, «лев ищет добычу» — ребенок поворачивается в левую сторону до предела, одновременно двигая язык за зубами в сторону поворота, как бы заглатывая его. Возврат в И. П., то же в правую сторону. «Лев нашел добычу» — ребенок встает на колени, пальцы согнуты, как когти, сильно напряжены (или сжаты в кулаки), глаза смотрят вверх, лев рычит, днем — со звуком, ночью — беззвучно (на выдохе). Повторить 2—4 раза.

Упражнение оказывает положительное воздействие на голосовые связки, миндалины и щитовидную железу.

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

2. Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м — м — м — м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г — м — м — м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.

5. Энергично произносить «п — б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

6. Энергично произносить «т — д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.

7. Высунуть язык, энергично произносить «к — г», «н — г». Укрепляются мышцы полости глотки.

8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только

гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние. 1. «Покорители космоса». Дети сидят «по-турецки», расслабляются,

готовятся к полету:

1. «Полет на Луну» — на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают.

2. «Полет на Солнце» — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.

3. «Полет к инопланетянам» — на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется ощущение радости и легкости.

На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии.

2. «Гудок парохода».

Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1—2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3—6. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

3. «Полет самолета».

Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет — звук направляется к голове, при посадке — звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

4. «Упрямый ослик».

Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «И-а». Что же ты хочешь, мой милый «И-а» ? Сена, лепешек иль молока?

«Ослик» прекращает кричать, получив желаемое.

Дети меняются местами. Звуки «и-а» укрепляют связки; люди, страдающие храпом, излечиваются.

5. «Плакса». Ребенок плачет со звуком «ы».

Что ты плачешь «ы» да «ы» ? Будем мы с тобой играть,

Слезы поскорей утри. Песни петь и танцевать.

«Плакса» перестает плакать, все дети пляшут. Звук «ы» снимает усталость головного мозга.

6. «Кто знает больше добрых слов».

Выбирается ребенок, и о нем высказываются все положительные качества: милый, добрый, хороший, родной, ласковый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный и т. д. Цель упражнения — обогатить словарный запас детей, уметь видеть в окружающих доброе и самое лучшее.

ИГРЫ «ЛЕЧИМСЯ САМИ»

1. «Я — доктор». «Доктор» лечит больного пассами над головой, поглаживанием, сочувствием. «Доктор» с твердым убеждением приказывает органам: — Сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым.

- Кровь, будь чистой, здоровой, промой все сосуды организма.

- Животик, будь мягким; мой кишечник, работай точно в нужное

время.

Дети садятся в позу «факира», расслабляются, перед ними стакан с теплой кипяченой водой. Руками дети делают пассы над стаканом (вдох свободный, на выдохе произносится «аум» высоким, нежным голосом). Одну руку поднимают вверх, другой делают заканчивающие движения над стаканом и произносят слова на выдохе: «Водичка чистая, здоровая. Я всегда буду здоровым и веселым, милым и красивым». Этой заряженной водой дети полощут горло, а если есть склонность к диатезам, то можно салфеткой протирать больные места.

Постепенно температуру воды можно понижать, что способствует закаливанию (так как детское подсознание еще не закомплексовано, ребенок выполняет упражнение убежденно, что способствует саморегуляции организма). Звуки «аум» произносятся свободно, без задержки дыхания, как подсказывает фантазия ребенка, с целью ощущения удовольствия от певучести гласных звуков. 2. «В помощь страдающим энурезом».

1. Массаж живота (из комплекса гимнастики «Волшебников»).

2. Качалочка боковая (для воздействия на крестец и точки шиацу в области

крестца).

3. Массаж затылочной части, поглаживание и надавливание подушечками

пальцев.

4. Накладываем одну руку на низ живота, вторую на область крестца, греем животик. Мысленно представляем, что становится тепло и приятно.

5. Игры «поза кошечки, собачки, змеи».

6. «Факир» сидит «по-турецки», спокойно и глубоко дышит 3—4 раза; глаза закрыты, одна рука внизу живота, вторая на лбу. Текст произносится на выдохе, дыхание свободное.

Я очень добрый человек. Всем детям в детском саду я желаю здоровья. Мой животик теплый и мягкий Как только захочу писать, Зазвонит колокольчик, и я проснусь.

(Пальчиком руки, находящимся на лбу, ребенок слегка постукивает). Моя постель будет сухой и чистой. Я совершенно уверен и спокоен. Я счастлив, все идет хорошо.

ИГРЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ САМОЧУВСТВИЯ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ СКЛОННОСТЬЮ К ДИАТЕЗАМ

1. Гимнастика «Волшебников».

2. Игра «Я — доктор».

Дети заряжают воду, протирают больные места смоченной салфеткой со словами: «Я лечу руки и ноги, теперь они будут здоровыми и чистыми». Полощут горло и пьют воду со словами: «Водичка вкусная, полезная. Я совершенно здоров».

Во время этой игры нужно уделить особое внимание тому, чтобы дети как можно больше произносили добрых, ласковых слов во время поглаживания рук, ног, лица, тела.

Упражнение учит любить свое тело, бережно относиться к себе и окружающим.

ИГРЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ САМОЧУВСТВИЯ У ДЕТЕЙ, СКЛОННЫХ К ЧАСТЫМ ПРОСТУДНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ

1. Упражнения для укрепления мышц шеи (повороты головы в стороны, вверх, вниз с сопротивлением своим рукам). Поглаживание и похлопывание шеи и воротничковой зоны.

2. Игра «Буратино» (рисование носом, с целью проработки шейных отделов позвоночника).

3. Упражнения для укрепления мышц гортани. Игра «Лёвушка» — йоговое упражнение.

4. Игры «Полет самолета», «Покорители космоса» — звуковые упражнения по укреплению голосовых связок.

5. Закаливание — контрастные ванны. Упражнения для ног: проработка стоп, пальцев, пяток, поглаживание и похлопывание. Игра «Покачаем малышку».

6. Игра «Я — доктор». Заряжают воду и полощут ею горло со словами: «Водичка вкусная, чистая, лечебная. Я совершенно здоров».

7. Прогреваем горло наложением одной руки на горло, другой — на солнечное сплетение.

Советы для взрослых 1. «Помощь при повышенном давлении»

1. Наложить больному на позвоночник от верхнего отдела вниз 8 пальцев обеих рук и по часовой стрелке, в течение 20—30 секунд, производить вращательные движения на точки позвоночника. То же сделать против часовой стрелки.

2. С усилием растянуть воротниковую зону от шеи к плечам и спине.

3. Ребром ладони растереть спину сверху вниз (пилящие движения слева направо).

4. Вставить указательные пальцы в ушные раковины и произвести 15 вращательных движений в ушах.

5. Подышать одну минуту брюшным дыханием.

2. «Как восстановить пониженное давление».

Лечь животом на стул, опустив голову вниз и, уперев ее устойчиво между кистей рук, побыть в этом положении одну минуту. Ноги свободно висят. Или одну минуту полежать в позе «рыбы».

3. «Неожиданная головная боль»

1. Растереть ушные раковины и за ушами, сделать массаж головы, погладить усиленно воротниковую зону.

2. Приложить правую руку к солнечному сплетению, а левую — на больное место. Расслабиться и посидеть 15—20 минут с закрытыми глазами.

3. Сконцентрировать внимание на переносице, глубокий вдох (мысленно направляется струя воздуха в корень носа), задержка дыхания 30—60 секунд, медленный выдох в больное место (виски, окружения глазных впадин, затылок).

4. «Упражнения для глаз»

1. Движения зрачков влево — вправо, вверх — вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10—20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.

2. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение, засыпание).

3. Сесть напротив стены на расстоянии 2—5 метров. Наметить на стене две точки, одна под другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки на точку (самоуправление засыпанием).

4. Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10—20 секунд — один из йоговских приемов отдыха.

5. Сведем взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться. Теперь взор сам вернется в первоначальное положение. Несколько таких упражнений — появится легкое головокружение и сонливость.

5. «Упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии»

1. И.П. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5—6 раз.

2. И.П. — сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

3. И.П. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в И.П. Повторить 5—6 раз.

4. И.П. — сидя. Смотреть прямо перед собой на любой объект 2—3 секунды, поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15—20 см от глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3—5 секунд, опустить руку. Повторить 5—6 раз.

5. И.П. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4—5 раз.

 

6. «Укрепление мышц рук»

Вытянуть руки вперед и сделать вращательные движения с напряжением. Затем свободно уронить руки, отдохнуть. Имитация подъема тяжестей, невидимой силы, расслабление.

7. «Отдых позвоночника»

1. Повороты на стуле (упражнения на осанку).

2. Сидя в позе «кучера», расслабиться, глубокий вдох, задержка дыхания 20—30 секунд, выдох направить в разные участки тела (болевые).

8. «Упражнения для ног»

1. С напряжением подняться на носки (на 6—8 секунд), затем расслабиться

и опуститься на пятки.

2. Положить стопу левой ноги на колено правой ноги. Над согнутой ногой проделать пассовые движения 8—10 раз, затем поглаживающими движениями растереть ногу. Провести ладонями по ноге снизу вверх, как бы надевая «чулки», затем сверху вниз и сбросить с ноги энергию, сконцентрированную в руках. То же сделать правой ногой.

9. «Релаксационные упражнения для мимики лица»

1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.

2. Нахмуриться (сердитесь) — расслабить брови.

3. Расширить глаза (страх, ужас) — расслабить веки (лень, хочется

подремать).

4. Расширить ноздри (вдыхаем — запах; выдыхаем страстно) — расслабление.

5. Зажмуриться (ужас, конец света) — расслабить веки (ложная тревога).

6. Сузить глаза (китаец задумался) — расслабиться.

7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) — расслабиться.

8. Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.

9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) — расслабление.

Цель этих упражнений — усилить мышечное чувство лица.

 

 

infourok.ru

Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в раб

Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ.

Деятельность дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в современной России направлена на обучение ребёнка через его развитие и воспитание. Развитие ребёнка происходит в ходе взаимодействия его со взрослым и представляет собой процесс качественного изменения. Целью деятельности взрослого в ДОУ в качестве педагога является такое взаимодействие с ребёнком, которое способствует формированию его познавательной активности по отношению к окружающему, раскрытию его индивидуальности. Условием реализации такой цели становится использование педагогических технологий.

Современные педагогические технологии- это воздействие педагога на ребёнка в целях воспитания у него гармонии свободы личностного проявления и социокультурной нормы. Среди педагогических технологий, которые применяются в работе с дошкольниками, можно выделить следующие.

Здоровьесберегающие технологии

Технология личностного-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Технология проектной деятельности.

Технология исследовательской деятельности.

Технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога».

Информационно-коммуникативные технологии.

В данном учебно-педагогическом пособие остановимся на здоровьесберегающих педагогических технологиях как наиболее актуальных для детей с ОВЗ, в частности, для детей со зрительными нарушениями, имеющими неврологические проблемы.

В основе продуктивного развития детей с ОВЗ находятся ниженазванные здоровьесберегающие технологии.

Медико-профилактические.

Физкультурно-оздоровительные.

Образовательные.

Обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка.

Здоровьесбережения и здоровьеобогощения педагогов.

Сохранения и стимулирования здоровья.

Обучения здоровому образу жизни.

Коррекционные.

Технология активной сенсорно-развивающей среды

Общее образование и воспитание детей с проблемами в развитии возможно только при наличии коррекционно-компенсаторной педагогической работы. Эта работа осуществляется в процессе каждодневных занятий, каждое из которых имеет четкую структуру. В каждое занятие обязательным образом должно быть включено проведение коррекционной гимнастики в качестве технологии сохранения и стимулирования здоровья. Коррекционная гимнастика проводится во время физкультминуток и используется как продолжение целенаправленной коррекционной работы.

Обязательное использование такой гимнастики обусловлено тем, что всем дошкольникам, и, тем более, с проблемами в психомоторном развитии, трудно удерживать активное произвольное внимание из-за особенностей развития нервной системы. В дошкольном возрасте нервные процессы неустойчивы: повышенная возбудимость коры головного мозга и недостаточное внутреннее активное торможение. Во время занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, кисть работающей руки. Минимальное утомление проявляется у детей отвлекаемостью, невнимательным слушанием, разговорами между собой. Это — проявления охранной реакции организма.

Наилучшим способом недопущения или устранения подобных явлений являются физкультминутки, при проведении которых умственная работа чередуется с физической, статическая — с динамической. Гимнастика делается 3-4 минуты и включает в себя несколько упражнений.

Существует несколько видов коррекционной гимнастики.

Виды коррекционной гимнастики

I. Зрительная

Упражнения для тренировки и укрепления глазодвигательных мышц, циркуляции крови.

Упражнения для предотвращения утомления глаз .

II .Двигательная

Коррекционно-развивающие игры

Подвижные игры

Игры на прогулке

4.Пальчиковые игры

Речевая гимнастика

Психоэмоциональная гимнастика

Остановимся подробно на зрительной гимнастике. Цель её выполнения -улучшение зрительного восприятия.

Эффективная методика по снятию зрительного утомления описана американским офтальмологом Бейтсом и носит название «пальминг».

Пальминг-это искусственное затемнение глаз с помощью ладоней. Техника выполнения следующая. Нужно сесть ровно, поставив локти на стол. Разогреваем руки растиранием, кладём пальцы своих тёплых ладоней друг на друга так, чтобы они пересеклись у оснований мизинцев. Складываем ладони в пригорошни и накладываем на лицо так, чтобы их основания лежали на скулах, перекрещенные пальцы- на лбу, основания мизинцев- на переносице. Свет сквозь пальцы не проникает, расслабленные руки не давят ни на части лица, ни на глазные яблоки. Некотрое время моргаем, затем закрываем глаза и погружаемся в темноту, созерцая её. Можно представить что-нибудь приятное.

Вот ещё некотрые упражнения, снимающие напряжение глаз.

Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд ,затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут.

Приведём упражнения для укрепления глазодвигательных мышц.

Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд.

Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Также для зрительной гимнастики мы используем различные зрительные ориентиры, которые размещаем на полу, на стенах, подвешиваем разные подвески к потолку на различной высоте. Постепенно переводим взгляд с одних ориентиров на другие.

Еще одно весьма эффективное упражнение. Ребенок сидит на стуле, голова неподвижна, глаза смотрят перед собой и следят за движущимся зрительным ориентиром, который двигается на расстоянии 1,5 м. Движение — в направлениях право- влево, вверх- вниз, по часовой стрелке и обратно.

Поговорим о. двигательных коррекционно-развивающих играх. Их коррекционные цели включают в себя:

Развитие координации движений рук и глаза, глазомера.

Тренировку цветовосприятия на расстоянии, развитие умения соотносить по цвету, форме, оттенкам.

Развитие ориентировки в большом пространстве на зрительный сигнал.

Развитие точности движений, быстроты реакции.

Развитие предметности восприятия.

Примеры игр:

«Сова» (ориентировка-запоминание «своего места»),

«Спрячься в свой домик» (запоминание цвета, формы),

«Найди пару» (соотнесение по цвету, форме),

«Найди такую же игрушку» (объемные игрушки, карточки с их силуэтными изображениями, парные игрушки),

«Составь цветок» (цвета, оттенки).

Коррекционные цели подвижных игр и игр на прогулке:

Концентрация произвольного внимания детей.

Развитие координации движений, равновесия.

Развитие ритма, согласованности движений.

Развитие быстроты реакции, ловкости.

Развитие глазомера.

Ориентировка в пространстве.

Развитие общей моторики.

Обучение перенесению знаний и умений в новую ситуацию, игру. Примеры игр:

«Кто прыгнет выше?» На различной высоте на нитках висят игрушки, нужно достать их по очереди.

«Точный поворот» Ребенок с завязанными глазами. Нужно встать со стула и пройти в указанном направлении.

«Не замочи ноги» На площадке или в зале нарисован ручеёк. Ребёнок должен перепрыгнуть ручеёк в самом коротком месте.

«Прыгни дальше» На полу расставить 4-6 игрушек (заяц ,лиса) на расстоянии 15 см одна от другой. Прыгнуть вдоль игрушек как можно дальше. Длину шагов определяют по игрушкам (прыгнул дальше зайца, но ближе утки и т. д.)

Отдельная большая группа мануальных двигательных игр- это пальчиковые игры. Это самые первые, древнейшие игры, в которые играют с малышами родители и бабушки с дедушками, няни «всех времен и народов». Это различные потешки и частушки, проговаривание которых сопровождается пассивными, сопряженными и активными движениями рук, кистей, ладоней, пальцев. Они могут быть самой различной тематики. В последние годы в коррекционную пальчиковую гимнастику включается игра с карандашами.

Коррекционные цели пальчиковых игр:

Тренировка тактильного и зрительного восприятия.

Развитие пространственной ориентировки на своей руке.

Развитие подвижности глаз.

Развитие аккомодации.

Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

Развитие мелкой моторики, функциональных движений кистей.

Создание благоприятного эмоционального фона. Сделаем несколько упражнений с пальцами и с карандашом.

«Ладушки»

«Пальчики здороваются»

«Колечки»

«Замок»

«Семья»

«Мостик» Карандаш удерживается 2-мя пальцами левой и правой руки: мизинцами, указательными или разными.

IIIСледующая группа коррекционной гимнастики — это речевая гимнастика.Упражнения, способствующие активизации и развитию артикуляционных движенийязыка, губ, щек. Они используются как отдельный вид логопедической работы и как игровые моменты.

IVЗавершаем обзор коррекционной гимнастики психоэмоциональнойгимнастикой. Любое физическое движение в психоэмоциональной гимнастикевыражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональными содержанием.Тем самым объединяется деятельность психических функций — мышления, эмоций,движения, — а с помощью комментариев ведущего подключается еще внутреннеевнимание детей к этим процессам.

Например, ребенок не просто выполняет резкие ритмичные махи руками, а представляет себя зайчиком, играющим на барабане в цирке.

Игровое психогимнастическое упражнение продумывается с учетом следующих задач:

Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения -путем подражательного повторения движений и действий ведущего.

Тренировать ребенка направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их.

В психоэмоциональную гимнастику включается и мимическая: ребенку предлагают выполнить ряд упражнений для мышц лица перед зеркалом: выразить удивление, страх, обиду.

Принципы выполнения упражнений:

Системность и последовательность.

Доступность материала.

Постепенность в увеличении нагрузок как для отдельного упражнения, так и для комплекса в целом.

Учет индивидуальных особенностей (возраст, произвольность поведения, заболевание, его степень, состояние глазных мышц).

Творческий подход (использование игрушек, картинок, игровых ситуаций: в какую сторону убежал заяц?)

Эмоциональность характера выполнения.

Использование педагогом различных видов коррекционной гимнастики как здоровьесберегающей технологии в процессе работы с детьми с ОВЗ- залог высокого уровня здоровья ребёнка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к здоровому образу жизни.

aplik.ru

Коррекционная гимнастика

Одна из ведущих задач  по физическому воспитанию является укрепление физического, психического здоровья детей. Обеспечение тесной связи физического, психического и  умственного развития.

С учетом особенностей развития детского организма данную задачу можно  определить более конкретно, как  совершенствование деятельности центральной  нервной системы. Создание условий  для совершенствования психических  процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения). Использование  приобретенных знаний и навыков  в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность. И здесь немаловажно с каким настроением ребенок приходит на занятия физкультуры, есть ли у него желание заниматься.

Я считаю, что создать  у ребенка хорошее настроение, вызвать желание заниматься, добиться хороших результатов можно при  использовании тематических физкультурных  занятий с элементами психогимнастики.

Проведение тематических физкультурных занятий, утренней гимнастики с элементами психогимнастики помогают развивать не только физические качества и умения, но и проводить коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики ребенка.

В ходе овладения физическими  упражнениями дошкольники постепенно приобретают способность управлять  работой своих мышц:

  • выполнять движения в заданной амплитуде, в нужном направлении, с необходимыми усилиями, в определенной последовательности;
  • учатся напрягать одни группы мышц и расслаблять другие;
  • действовать в указанном темпе, используя определенное пространство.

Активные мимические и  пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию, благодаря  работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих  возрастных особенностей дети часто  не осознают своих “психических заноз”. При произвольном воспроизведении  эмоций могут возникать яркие  воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины напряжения у некоторых детей.

Включение в физкультурные занятия элементов психогимнастики помогает создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, закомплексованность, снять усталость, преодолеть застенчивость, робость. У детей развиваются более быстро навыки концентрации, пластики, координации движений.

Упражнения сопровождаются опорными сигналами (зрительными ориентирами), показом упражнений и имитацией.

Путем имитаций дети самостоятельно воспроизводят виденное в окружающей обстановке, при этом ребенок приобретает  известное умение распоряжаться  своими силами. Показ и имитация оказывают различное воздействие  на приобретение навыка. Подражая явлениям и объектам окружающей действительности, ребенок способен определить какая  часть тела может наиболее точно  передать наблюдаемое движение, в  каком направлении должно быть произведено  действие, с какой амплитудой следует  его выполнять. Цель моей работы - улучшить качество выполнения движений, научить  выделять характерные позы и движения различных животных, растений, наблюдаемых в жизненных ситуациях, на картинках, в рассказах.

На утренней гимнастики, на занятиях физкультуры и в подвижных играх на дифференцировку амплитуды и темпа движений, удавалось добиться хорошего качества выполнения движения. По представлению, подражая знакомым образам, по напоминанию без показа - увеличивалась амплитуда движений. Введение приема имитации помогаем добиться точного и правильного осуществления двигательного действия, выразительного эмоционального движения.

Психогимнастика немаловажное значение имеет и для создания облика человека, то есть его осанки и позы. Все отрицательные эмоции “съеживают” фигуру человека, в данном случае ребенка, и никакие специальные занятия корригирующей направленности не смогут исправить осанку. Только положительные чувства ее развертывают. Положительные чувства ребенок получает прежде всего в игре, по этому я использую разнообразные игры для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки: “Встань прямо”, “Держи голову прямо”, “Хорошая и плохая осанка” и другие.

После того, как дети научились  отличать правильную позу от неправильной, провожу игры на усвоение правильного  положения тела, на развитие мышц живота, спины, ног, на принятие исходного положения  с предметами и без них. В освоении основных движений детям помогает использование  имитации в творческих играх - подражания разным животным: игра “В лесу”, “Зоопарк”. В процессе выполнения физических упражнений, проведении игр можно своевременно выявить и провести коррекцию  нарушений выразительной моторики. Иначе неумение правильно выполнять  упражнение, простое движение, выразить свои чувства, скованность приводят к различным формам патологии, закомплексованности  и отказу детей от занятий физкультурой.

Именно с использования  творческих игр начинаю работу в  средней группе. Так как прежде чем вводить в занятия медитацию, релаксацию необходимо научить ребенка  чувствовать свое тело, свои эмоции, давать элементарный самоанализ выполненного движения, передавать простой образ  в пластике.

Этому помогает использование  музыки во всех частях занятия.

Музыка занимает центральное  место, в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Специально подобранная она позволяет дозировано тренировать эмоциональный мир  ребенка и повышать уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к снижению заболеваемости. Физиологический  фактор музыки способен изменять различные  функции организма - такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.

Психологический фактор музыки способен менять психическое состояние  ребенка. С помощью специально организованной произвольной деятельности, через психоэмоциональный и двигательный компонент, можно сформировать определенную потребность в движениях, которая закрепляет формирование общей мотивацией здоровья. Музыка позволяет эмоционально “переживать” движение, т.к. движения не отделялись от эмоций. Музыкальный фон в начале занятия служит для настройки детей на занятие. Во время разминки подвижная музыка облегчает выполнение движения, во время релаксации спокойная мелодия помогает снять возникшее напряжение.

В виде самостоятельных упражнений мной используется спонтанный танец, который  развивает координацию, пластику, тренирует  вестибулярный аппарат. В таком  танце ребенок легко отождествляет  себя с предложенным образом и  передает в движении переживаемые эмоции

Использование музыки на занятиях по физкультуре проходит в следующем  технологическом процессе:

  • Вибрационно-вокальные упражнения. Ребенок имитирует звук изучаемого животного при воспроизведении движения.
  • Дыхательные упражнения.
  • Эмоционально образные упражнения и творческие игры
  • Двигательные упражнения.

К примеру, прежде чем изобразить льва (прыжок в длину с места), нужно войти в образ льва, зарычать и лишь за тем совершить прыжок с наибольшей амплитудой и правильным выполнением всех этапов движения.

Второй компонент данной технологии - упражнения на дыхания  или дыхательная гимнастика. Она  повышает у ребенка общий жизненный  тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость его организма к  заболеваниям дыхательной системы, развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной  клетки, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращения. Дыхание тесно связано с эмоциональным состоянием. Например, радость сопровождается увеличением числа вдохов в минуту, что улучшает кровообращение в легких.

На занятиях и гимнастике я использую дыхательные упражнения: “Задувание свечи”, “Шипящее дыхание”, очищающее “Ха-дыхание”.

В занятиях я использую  медитативную музыку, которая приводит ребенка в состояние полного  расслабления, при котором восстанавливается  естественное физиологическое дыхание, происходит максимальный отдых детей  в минимально короткий промежуток времени. На занятиях я использую игры- медитации  сопровождаемые музыкой:

  • на расслабление “Цветы”, “Птички”, “Шум моря”, “Солнышко”.
  • на развитие мышления, внимания, памяти “Художники”, “Зеркало”.

Дети наслаждаются приятными  эмоциями и опущениями, представляя  себя в том или ином образе. С  детьми разучиваю различные позы: “Горы”, “Дерево”, “Кошка”. Дети с  удовольствием принимают эти  позы.

Упражнениями на расслабление решается задача быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности  детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденною) в другое (спокойное). Как показала практика, целесообразно использовать следующие упражнения на расслабления: потряхивание расслабленными кистями рук и ног: “Стряхни водичку с рук, ног”, “Стряхнули снег с ботинок” - эти упражнения направлены на то, чтобы вызвать мышечное ощущение расслабления конечностей.

Предварительная работа по освоению движения, определенного образа происходит на утренней “Гимнастике  с воображением”. Все занятия  физкультуры с элементами психогимнастики проводятся по определенной тематике, что обеспечивает тесную связь физкультуры с любой другой двигательной деятельностью и со всеми другими видами воспитательно-образовательной работы. Так как это закрепление и уточнение знаний об окружающем мире, развитие речи во всех ее проявлениях, изобразительная и театрализованная деятельность.

Например: прежде чем на тематическом занятии по физкультуре дети будут  изображать морских животных, на познавательных занятиях дети должны познакомиться  с их средой обитания, характерными особенностями поведения и жизни. На занятиях по развитию речи дети знакомятся со звукоподражанием этих животных. На занятиях изобразительной деятельности ребенок рисует будущий образ, а  в театрализованной деятельности пытается его создать. Только после этой предварительной  работы он приходит на занятие физкультуры  по теме “На морском дне”.

Предварительное углубленное  погружение в тематику занятия дает также возможность активного  привлечения к работе родителей, так как чтение детской художественной и познавательной литературы проводится в условиях семьи.

Прежде чем начинать работу по данной теме с детьми, я провела  консультации с родителями по темам: “Что такое релаксация и медитация. Их значение для физического и  психического развития ребенка”, “Значение  правильного дыхания для здоровья ребенка”, “Как правильно выработать осанку у ребенка”, а так же в  течении года с родителями прошли семинар-практикум “Точечный массаж”, практическое занятие “Упражнение на расслабление”, “Творческие игры с детьми дома” , конференция “Валеология в жизни ребенка”, в родительский уголок выставлялись папки-ширмы: “Гимнастика с воображением”, “Оздоровительный комплекс Л.Латохиной”, “Один день здорового образа жизни” и другие. В средней и старшей группе прошли открытые просмотры гимнастики с воображением и физкультурных занятий для родителей. После такой работы родители стали более активно интересоваться оздоровительной работой в детском саду, тем более в дошкольном учреждении заболеваемость ОРВИ и ОРЗ значительно снизилась.

К своей работе я привлекаю  и воспитателей. Совместно составляется тематический план работы на год по познавательной деятельности - темы, которые  будут затронуты на занятиях физкультуры: “Обитатели моря”, “Обитатели жарких стран”, “Обитатели нашего леса” и  т.д.

В начале каждого месяца проходят консультации: “Релаксация  и медитация. Ее использование на занятиях и в свободное время”, “Когда и как использовать упражнения на расслабления”, “Гимнастика после  сна и использование музыкальной  релаксации перед сном” и другие. Прошел практикум “Проведение творческих упражнений и игр с детьми”, “Комплекс  Л.Латохиной “Твори здоровья души и тела”, проводила беседу “Индивидуальная работа на прогулке с детьми отстающими в развитии движений”.

По проделанной работе мной была проведена диагностика  детей по уровню освоения детьми основных движений. Обычно данная диагностика  проводилась два раза в год, но так как в этом году к нам  в детский сад первого сентября поступили новые дети старшего возраста и у них наблюдалось:

  • недостаточная амплитуда движений для данного возраста.
  • Нарушение координации движений.
  • Нарушение осанки.
  • Рассеянность внимания.
  • Проблемы с дисциплиной и болезненная реакция на замечания педагога, у двух детей - отказ от посещения занятий по физкультуре.
  • Дети не могли принять правильного исходного положения и поэтапно выполнить движение (прыжки и метание).

stud24.ru


Смотрите также