Методика корригирующей гимнастики. Корригирующей гимнастики


Методика корригирующей гимнастики — КиберПедия

Лечение сколиотической болезни — весьма сложный и не всегда успешный процесс, требующий максимума усилий и от медицинского персонала, и от самого больного для достижения благоприятных результатов. Оно бывает успешным только при комплексном использовании ортопедических мероприятий, лечебной физической культуры, общетерапевтических средств и гигиенических мер.

Важное место в комплексном лечении сколиотической болезни занимает лечебная физическая культура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект.Однако лечебную физическую культуру необходимо проводить с учетом выносливости мышечной системы, иначе она может дать отрицательные результаты. В каждом конкретном случае следует дозировать упражнения, основываясь на результатах функциональных проб (с нагрузкой на сердечно-сосудистую систему), а также проверки силы и выносливости мышц.

Лечебная физическая культура показана на всех этапах развития сколиоза, но большие результаты она дает при начальных ее формах. При сколиозе противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие к его перерастяжению. Комплекс средств лечебной физической культуры, применяемых в режиме сниженной статической нагрузки на позвоночник, включает:

1) корригирующую лечебную гимнастику,

2) упражнения в воде,

3) массаж,

4) коррекцию положением,

5) элементы спорта.

Корригирующие упражнения по форме выполнения подразделяются на симметричные, асимметричные, деторсионные. Выполнять корригирующие упражнения следует в тех исходных положениях, когда позвоночник максимально разгружен от статической нагрузки, главным образом лежа на спине. Однако это положение очень нагрузочно для сердца. Кроме того, при выполнении этих упражнений происходит задержка дыхания (при статическом напряжении мышц спины), что также усложняет условия для работы сердца. Поэтому в группе корригирующей гимнастики могут заниматься дети, которые по состоянию здоровья, в частности сердечно-сосудистой системы, отнесены к основной группе.

При выполнении симметричных упражнений мышцы обеих половин тела сокращаются неравномерно. Чтобы максимально приблизить позвоночник к прямой линии, более ослабленные и растянутые мышцы должны сокращаться больше, а укороченные— меньше. Следовательно, тренировка мышц при выполнении этих упражнений неравномерная. Симметричные упражнения можно применять при сколиозах различной этиологии, формы и степени выраженности. При выполнении симметричных корригирующих упражнений тренируются преимущественно мышцы спины (разгибатели).

Асимметричные упражнения необходимо подбирать специально для данного больного, чтобы тренировать только ослабленные и растянутые мышцы спины; при сокращении их сколиотическая дуга уплощается. Таким образом, эти упражнения могут применяться в тех случаях, когда сколиоз имеет одну дугу искривления или две, но далеко расположенные друг от друга (например, одну в грудном отделе, а другую в поясничном). При выполнении асимметричных упражнений для одной дуги можно часть позвоночника с другой дугой зафиксировать, чтобы она не увеличивалась. Противопоказанием к применению асимметричных упражнений является прогрессирование сколиоза.

Деторсионные упражнения применяются в тех случаях, когда при сколиозе преобладает торсия позвонков. Эти упражнения выполняют несколько задач: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии; коррекцию сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника. Подбирая упражнения, следует учитывать, что при правостороннем сколиозе торсия совершается по часовой стрелке, а при левостороннем — против часовой. Деторсионные упражнения можно выполнять в различных исходных положениях: лежа на наклонной плоскости, в висе и стоя.

При сколиозе I степени применяется симметричная тренировка всех мышечных групп. Сглаживание асимметрии при этом рассматривается как результат сохранения мышцами способности путем симметричного произвольного напряжения корригировать отклонения.При сколиозе II степени на фоне, общеукрепляющих упражнений, направленных на исправление осанки, применяются асимметричные корригирующие и деторсионные упражнения (по показаниям), легкое растягивание мышц на вогнутой стороне искривления путем укладки на валик, упражнения для тренировки косых мышц живота, упражнения с изометрическим напряжением мышц.

При сколиозе III—IV степени гимнастика направлена, на повышение общего тонуса организма.

При врожденном сколиозе корригирующие упражнения противопоказаны, так как могут привести к декомпенсации; используются общеукрепляющие упражнения, расширяющие грудную клетку, улучшающие осанку.

 

cyberpedia.su

Гимнастика корригирующая

Почему я выделяю отдельно этот вид лечебной гимнастики? Да потому, что практически нужный почти каждому человеку, он в подавляющем большинстве случаев известен только как вид для коррекции плоскостопия и искривлении позвоночника у детей. Но корригирующая гимнастика - это не просто вид лечебной гимнастики. Это супер-физкультурный вид. Кому-то он нужен с самого рождения, кому-то позже или только в старости. Ведь корригировать - значит исправлять. А исправлять в своей фигуре и, тем более, в здоровье почти каждому есть что. Особенно жертвам спорта. И жертвам школы. Я не хочу глубоко залезать в ее проблемы, но то, что за период обучения в школе у детей снижается уровень здоровья - факт, который отмечается уже давно. А школьная физкультура этому никак не препятствует. Скорее наоборот. Со школьной физкультурой вообще творится что-то странное. Вместо того, чтобы компенсировать негативное воздействие ужасающей гиподинамии и корригировать возникающие в процессе обучения у детей проблемы с фигурой, она превращается в средство, отбивающее у детей всякое желание заниматься физическими упражнениями. Говорят, рыба гниет с головы. Как-то одна руководящая дама из минпроса сказала, что в школе теперь будет не урок физкультуры или физического воспитания, так эти названия представляются ей наследием советских времен, а будет урок спорта. Вот так. Получите.

Специальных групп корригирующей гимнастики в школах уже почти нет. Что взамен? Экзамен по спортивной подготовке.

Какие-то элементы корригирующей гимнастики используются в бодибилдинге, шейпинге, аэробике и других видах гимнастики. Но часто после занятий этими видами, в основном спортивной направленности, людям нужна уже общая коррекция. Зато у рыб, говорят, проблем с позвоночником не бывает. Только с головой. Знаете такое выражение - "рыбьи головы"? А корригирующая гимнастика, в основном, направлена на исправление осанки, то есть решает проблемы позвоночника. Хотя исправлять, корригировать с помощью гимнастики можно гораздо больше. Корригировать можно и мозги. Представляете - в каждой школе, в минпросе и даже выше вдруг вводят обязательный курс корригирующей гимнастики. И для учеников, и для учителей, и для министров. Для коррекции мозгов. Вот жизнь начнется!

При занятиях любым видом физкультуры я советую всем узнавать у тренеров или инструкторов о том, какие упражнения можно использовать как элементы корригирующей гимнастики. А родителям внимательно следить за развитием детей и не стесняться чаще обращаться к учителям физкультуры или тренерам, если ребенок занимается в какой-то спортивной секции, с просьбой о дополнительном контроле, так как многие виды спорта без своевременной коррекции фигуры и физического развития вообще могут больше навредить, чем принести пользы.

Гимнастика дыхательная

Насколько я знаю, дыхательная гимнастика или просто дыхательные упражнения выполняются во всех видах физкультуры и спорта. Но существуют и специальные дыхательные гимнастики: и как самостоятельные виды лечебной физкультуры, и как специальные разделы разных оздоровительных практик. Йоги, например. В одной газете даже как-то писали: "как учит йога, без дыхания наступает смерть". Дыхание, конечно же, процесс очень важный. Но почти все живое на земле дышать научила не йога. Это как в одной из миниатюр А. Райкин говорил: "партия учит нас, что газы при нагревании расширяются". Ну, да бог с ними: с партией и йогой. С природой-то как? С физиологией дыхания? Я имею в виду сам процесс. Они что, после йоги появились? А как вообще живут и дышат те, кто о йоге и слыхом не слыхал? Может сам автор статьи чего надышался? А надышаться сейчас можно о-го-го как. По той же йоге, по Бутейко, по Стрельниковой, по Грофу. А пацаны по методу Клей-Момент дышат. Кто-то вообще дышит через кожу, через жабры и даже через пятку и пупком.

А вот йоги говорят, что дышать нужно только через нос, а если кто дышит через рот, то есть долен носом. Это они так шутят, наверно. Ведь сами же говорят, что жесткую пищу нужно пить, а жидкость - жевать. И сами же иногда пьют носом. Но как им жевать то? Восток - дело тонкое! А еще на востоке часто для сравнения делают ссылки на братьев наших меньших. Они, мол, к природе ближе, поэтому и делать нужно так, как они делают. Но очень многие животные дышат через рот!

В целом дыхательная гимнастика - дело очень хорошее и почти всем нужное. Но средство это очень специфическое и рискованное. Я не буду описывать все возможные процессы, которые происходят и могут произойти. Тут, как и везде - норма нужна. И здравый смысл.

В обычных условиях организм человека сам регулирует все процессы, которые обеспечивают его жизнедеятельность. Так уж природа сделала. Поэтому для каждого отдельно взятого организма нет правильного или неправильного дыхания. Каждый человек дышит не так как хочет не потому, что это правильно или неправильно, а так, как нужно его организму, так, как его организму выгоднее обеспечить свое существование. Может быть, и неправильно дышать через рот, но как быть, если у вас насморк? Или плывешь с аквалангом? Каждый дышит так, как нужно его организму в зависимости от состояния этого организма. Здоровый на все 100% и дышит правильно на все 100%. И когда спит, и когда пашет. И тогда, когда дыхание само собой замирает или очень характерным способом учащается. Но астматик, не вылечив своей основной болячки, "правильно" дышать не может. Беременные женщины "правильно" дышать тоже не могут. Они дышат так, как нужно их организму. Во время гимнастики - дело другое. Но опять же разные гимнастики предполагают разные методы дыхания, которые иногда дают сходные, но чаще совершенно противоположные результаты. Да и методики у них такие совершенно разные. Чисто теоретически правильный выбор дыхательной гимнастики, а их много, может помочь в решении разных проблем. Самый элементарный пример - стабилизация психоэмоционального состояния.

Я, например, часто использую элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой или парадоксальной, как ее еще называют, а также варианты восточных дыхательных гимнастик. Но я знаю, зачем и как это делать: что для активации, что для успокоения.

Сейчас дыхательные упражнения сплошь и рядом применяют на занятиях разными видами восточных гимнастик и боевых искусств. Но гораздо чаще в лечебных учреждениях как элемент лечебной физкультуры. Особенно для лежачих больных. Только в больницах дыхательную гимнастику проводят специалисты, знающие зачем, что, как и сколько делать каждому больному и по строгой рекомендации врача. А дыхательные упражнения на занятиях и единоборствами, и гимнастикой вообще, и дыхательной в частности предлагают, как правило, "специалисты", которые могут знать то, как нужно дышать по какой-то методике, которую они предлагают, а не то, как это должен делать каждый конкретный занимающийся и должен ли вообще. Пользы от такой гимнастики может быть меньше, чем вреда.

Специальной дыхательной гимнастикой обычно хотят заниматься люди, у которых проблемы со здоровьем. И не только физическим. Если проблемы с головой, то тут дыши не дыши... Хотя, говорят, что кому-то помогает, особенно если проблемы душевные. Психоэмоциональные проблемы с помощью дыхательных гимнастик решать гораздо легче, чем другие, но... Их же можно и заработать. Проблема все та же. До начала занятий нужно как следует определить, что нужно именно вам и что может предложить специалист, к которому вы обращаетесь.

В заключение информация для общего развития:

Дыхание - процесс многоуровневый. Обычно же, говоря о дыхании, его тренировке или проблемах, имеют в виду только внешнее проявление. На самом деле то, как мы дышим, зависит от процессов, которые происходят глубоко в организме на молекулярном уровне в клетках, а не только от того, заложен у нас нос или лифт не работает.

Дыхание в первую очередь обеспечивает энергетические процессы. А энергетические процессы зависят в основном от двигательной активности. Поэтому лучшая дыхательная гимнастика - это аэробика. Но не подвально-танцевальная, а на природе, на свежем воздухе. Это полезно взрослым и детям, больным и здоровым. А если к такой аэробике еще и специальные дыхательные упражнения подключить, и стретчинг, и атлетику...

Дыхательных гимнастик, а вернее методик дыхательной гимнастики очень много. Не хватайтесь за первую попавшуюся, или модную, а узнайте у того, кто вам ее предлагает, какие еще методики он знает, чем они отличаются от других и почему именно вам предлагает то, что предлагает. В конце концов "откачивание" утопленников и принудительная вентиляция легких в состоянии клинической смерти, это тоже дыхательные гимнастики, хотя и пассивные.

studfiles.net

Комплекс корригирующей гимнастики №1

Комплекс корригирующей гимнастики по 1 периоду

Вводная часть

И.П. – стоя перед зеркалом – контроль за правильной осанкой.

1. ИП – о.с. На счет 1-2-3-4 – потянуться руками в стороны – вверх и вернуться в ИП. Расслабиться, повторить 3-4 раза.

2. ИП – стойка, кисти к плечам. Круговые движения согнутыми руками вперед и назад. Объем движений полный. 3-5 раз в каждую сторону.

3. ИП – стойка, руки на пояс. Приседания с прямой спиной, локти сведены назад, лопатки соединить. 6-12-15 раз.

4. ИП – стойка, одна рука вверх, другая вниз. Смена положения рук. Локти в локтях не сгибать. 18-20 раз.

5. ИП – о.с.

1- правая нога назад на носок, руки вверх;

2 – правую ногу согнуть вперед, руки в стороны;

3 – как на счет 1;

4 – ип.

5-8 – то же повторить с другой ноги. 4-6 раз.

6. ИП – сидя на краю стула, руки в упоре сзади на сидении стула. Приседание со стула вниз, не отрывая рук и возвращение в и.п 6-12 раз.

7. ИП – стоя, кисти рук к плечам, ладони обращены вверх. На счет от 1 до 8 медленно с усилием (напрягая мышцы) выпрямить руки вверх «поднимая потолок» с последующим расслаблением мышц 4-6 раз.

8. ИП - стоя кисти рук к плечам, но ладони обращены в стороны, лопатки соединить. На счет от 1 до 8 раздвигаем руками мнимые «косяки» с последующим расслаблением.

Основная часть

Лежа на животе, руки положить под лоб.

  1. «Самовытяжение» - тянуть руки по полу вперед, носки ног в противоположную сторону; стараться растянуть позвоночник в поясничной области. Тянуться до счета 4 и отдыхать 3-4 с. Повторить 4-6 раз.

  2. ИП – лежа на животе, руки в стороны. Поднять голову (не запрокидовать), плечи, руки над полом и удержать на время до усталости. Повторить 2-4 раз.

  3. ИП – то же. Поднять левую ногу (носок тянуть) невысоко над полом и держать 4-10 с. – опустить. Поднять обе ноги и держать 4-1 с. Опустить. 4-6 раз.

  4. ИП – лежа на животе, кисти к плечам, ладони от себя. Голову, плечи, локти приподнять, лопатки соединить. Держать от 4 до 10 с. Повторить 3-6 раз.

  5. ИП – лежа на животе, руки под лоб. «Плавание» - движение руками в стиле «брасс» не касаясь руками пола. Ноги прямые приподняты. Выполнить до усталости (в секундах). 2-3 раза.

  6. ИП – то же. Сгибание ног в коленях с напряжением, подтягивать пятки к ягодицам. Повторить 10 -15 раз.

Стоя на четвереньках

Упражнение 1

1 – правую руку в сторону - вверх, посмотреть на руку – вдох.

2 – ИП – выдох.

3- левую руку в сторону, посмотреть на руку – вдох.

4 – ИП – выдох.

Повторить 3-4 раза.

Упражнение 2

1 – мах правой ногой назад, сгибая руки коснуться грудью пола.

2 – ИП

3, 4 – тоже повторить с левой ноги. 4-6 раз каждой ногой.

Упражнение 3

Поднять правую руку вперед, а левую ногу выпрямить назад и держать 4с. Вернуться в ИП. То же повторить, но поменять конечности. 4-6 раз.

Лежа на спине

  1. Лежа на спине, руки положить на живот, ноги согнуть в коленях. Вдох –брюшную стенку выпячиваем, выдох – втягиваем живот (диафрагмальное дыхание). Вдох неглубокий. Повторить 4-6 раз.

  2. ИП – лежа на спине, руки вдоль тела. Поочередное приподнимать прямые ноги невысоко над полом и удерживать 4-1с. Повторить 3-4 раза до 10с.

  3. ИП – лежа на спине руки в стороны. Скрестные движения руками (руки прямые). 14-20 раз.

  4. ИП – то же, руки под голову. «Велосипед». Движение ногами, имитирующие движение приезде на велосипеде, до усталости. Повторить 2-3 раза.

  5. Повторить упражнение 1. Диафрагмальное дыхание.

  6. ИП – то же ноги согнуть в коленях «Полумост» - приподнять таз над полом и удерживать до 4-6с. И затем опустить. 6-8 раз.

  7. ИП – лежа на спине, давить затылком на пол до 4с. и затем расслабиться. Отдохнуть 3-4с. Повторить 4-6 раз.

    1. ИП – то же. Положить ладонь правой руки на боковую часть головы справа. Оказываем давление рукой на голову и одновременно давим головой на руку до 4с, затем следует расслабиться, отдохнуть 3-4с.

    2. ИП – то же. Выполняем упражнение аналогичное предыдущему, в левую сторону. 4-6 раз.

    3. ИП – то же. Руки «в замок» и положить на лоб. Оказывая легкое давление руками на лоб, поднимать голову (до 4-6с) сопротивляясь давлениию рук, затем расслабить мышцы. 4-6 раз.

Серию этих упражнений повторить 2-3 раза.

  1. ИП – лежа на спине, руки в стороны, одна нога согнута в колене. Скрещиваем руки перед грудью, одновременно меняем положение ног. Повторить 8 – 12 раз. Медленно повернуться на бок, на живот и встать на колени.

  2. ИП – стоя на коленях. Поднять руки вверх (вдох), вернуться в ИП (выдох). 4-6 раз

Заключительная часть

  1. ИП – стоя, руки на пояс, Повороты головы в стороны без усилия, наклоны головы к плечу без напряжения. Повторить 4-6 раз.

  2. ИП – стоя, руки на пояс

1 – полуприседание, руки за голову;

2 – вернуться в ИП;

3- подняться на носки, опустить руки вниз;

4- вернуться в ИП.

Повторить 3-5 раз.

Закончить комплекс маховыми вращениями рук, упражнениями на расслабление верхних конечностей, плечевого пояса.

Ориентировочно комплекс 1 выполняется в течение 2-3 недель.

Перевод на 2 комплекс производится при достижении силовой выносливости мышц; спины – 1 минута и более, шеи - не менее 1 минуты, мышц живота («уголок») – от 35 секунд и более.

infourok.ru


Смотрите также