Статья на тему: "Артикуляционная гимнастика". Кролик артикуляционная гимнастика


Статья на тему: "Артикуляционная гимнастика" страница 4

Раз поиграть он со мною не может,Стану как будто лошадкою тоже:Словно копыта, звучит язычок:- Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!

***

Улыбка

Упражнение “улыбка”: удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.

Мы с тобой когда проснемся,Сразу солнцу улыбнемся!

***

hello_html_45656550.jpgЗабор

Упражнения:1)“заборчик”: губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны два ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе;2)“воротца”: то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке

Мы посадим лук и репкуИ забор поставим крепкий. /упражнение 1В нем калитку сделать надо – /упражнение 2Мы гостям хорошим рады! 

***

hello_html_2cd80c20.jpgБублик

Упражнение “бублик”: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.

Круглый бублик получаюЯ всегда на завтрак к чаю. 

***

Заборчик – бублик

Чередование упражнений:

1)“заборчик” - губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны два ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе;

2)“бублик” - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны.

На заборе у черешниМы повесили скворечник.

***

hello_html_m78701654.jpg Кролик

Упражнение “кролик”: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Кролик – беленький пушок,Поиграй со мной, дружок!

***

hello_html_7a7dd667.jpgУточка

Упражнение “уточка”: вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

А теперь на две минуткиСтанем мы с тобой как утки:Губы вытянем вперед –Станет плоским клювом рот.

***

Лошадка

hello_html_5c06e997.jpgУпражнение “недовольная лошадка”: поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади.

Дам лошадке я картошку:- На, полакомься немножко!- Фрр! – лошадка недовольна:- Лучше хлеб дай черный с солью!

***

hello_html_m3c97d8dc.jpgШарик

Упражнение “воздушный шар”: надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки.

Шар воздушный ярко-красныйНа столе лежит напрасно.Я его надую лучше:Станет он большой, летучий!

***

Чистим зубки

hello_html_m73459356.jpg

Упражнение “чистим зубы”: рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Чтобы зубки стали чище,Каждый день их щеткой чищу.

***

Хрюшка

Упражнение “пятачок”: вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

hello_html_3d2fc9dd.jpgДети свинку угощают,Свинкин носик выбирает:Держит высоко АндрюшаСладкую большую грушу.

Справа – рыженький АнтошкаПредлагает ей картошку.Может, у Катюшки шустрой –Там, внизу – забрать капусту?

Слева – с яблоками Лада.Хрюшке что-то делать надо:Ищет пятачок опять:“Это выбрать? Это взять?”

***

Рыбка

Упражнения:1)надуть щеки; 2)втянуть щеки.

Что-то рыбку испугает –Рыбка щеки надувает: /упражнение 1Мол, меня не трогай лучше! –Я большая! И в колючках!Как опасность миновала, /упражнение 2Рыбка вновь худышкой стала. 

***

Кошка-мышка

Упражнение “прятки”: быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот.

Мышка выглянет из норки –Очень хочет сыра корку! –Тут же прячется опять:Рядом кошка – страшно взять!

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика

статические упражнения

«птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

динамические упражнения для языка

«маятник». Рот приоткрыт.Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«прятки«. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«солнышко и травка«. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

«качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним, а затем нижним резцам.

«футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щеку.

«почисть верхние зубы». Рот открыт. Облизать напряженным языком изнутри верхние резцы.

«почисть нижние зубы». Рот открыт. Облизать напряженным языком изнутри нижние резцы.

«лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«полакай как кошка». Рот открыт. Выдвинуть широкий язык наружу, сделать «чашечку», убрать в рот.

«кошка облизывается». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

упражнения для губ

«улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы видны.

«заборчик». Верхние и нижние резцы обнажены. Верхняя губа поднята вверх, нижняя опущена вниз.

«трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Чтобы ребенку было интересно, можно артикуляционную гимнастику провести в форме сказки.

Сказка о Веселом Язычке

Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадался? Этот домик — рот. Проснулся как-то Язычок. Почистил нижние зубки, верхние зубки. И пошел на кухню. На столе стояла большая чашка полная каши. Стал Язычок лакать кашу как кошка. Всю кашу вылакал и облизнулся. Ох, и вкусно! Выглянул Язычок на улицу и увидел зайку и стал с ним играть в прятки. Зайка ускакал. Стало Язычку скучно. Посмотрел он налево, направо, на солнышко, на травку. Никого нет. Пошел Язычок гулять. Увидел лошадку, сел на неё и поскакал. Скачет по дорожке, а на встречу ему волчонок. Стали они играть в футбол. Позвала мама волчонка домой, а Язычок поскакал дальше. Увидел кролика, играющего на гармошке. Поиграли они вместе. Но тут подул сильный ветер. Стало Язычку холодно, побежал он домой. А дома тепло и уютно. Язычок согрелся и лег спать.

Сказки можно варьировать. Язычок может помочь мишке побелить потолок(«маляр»), может поплавать на лодке(«улыбка») и др.

aplik.ru

Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении. Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов артикуляционного аппарата. Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики. Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционные упражнения.

Их существует огромное количество. Это:

Улыбка – губы удерживаются в улыбке, зубы не должны быть видны. Хоботок – губы вытягиваются вперед длинной трубочкой.

Заборчик – улыбка при сомкнутых зубах.

Бублик – округлить и вытянуть вперед губы. Зубы при этом должны быть сомкнуты.

Кролик – упражнение выполняется при сомкнутых зубах. Приподнять верхнюю губу, обнажив при этом соответствующие резцы.

Губы вытянуть трубочкой. Вращать их круговыми движениями, двигать влево и вправо.

Представить себя рыбкой, которая разговаривает. Хлопать губами друг о друга.

Взять носогубную складку верхней губы двумя пальцами одной руки, а нижнюю губу большим и указательным пальцами другой. Растягивать их вниз и вверх.

«Поцелуй». Щеки втягиваются внутрь, после чего резко открывается рот с характерным звуком.

«Уточка». Массировать вытянутые губы пальцами, пытаясь изобразить клюв. При этом большие пальцы обеих рук должны оказаться под нижней губой, а другие – на верхней.

«Недовольная лошадка». Пытаться изобразить звук, напоминающий фырканье лошади. Футбол. Рот должен быть закрыт. Напряженным языком поочередно упираться то в одну, то в другую щеку.

Чистка зубов. Закрыть рот. Обводить движением языка по кругу между зубами и губами.

Лошадка. Язык присосать к небу, затем щелкнуть языком. Цокать сильно и медленно.

Вкусное варенье. Открыть рот и облизать языком верхнюю губу.

Лысенко Светлана Анатольевна Учитель-логопедМБДОУ МО Детский сад №211 Город Краснодар

smollogoped.ru

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. ^ - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

^

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения.3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

^

1. Массаж щек.

Описание: Похлопывание и растирание щек. Покусывание щек изнутри.

Лучше всего выполнять во время купания или умывания.

^ Описание: губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.  Удерживать щеки надутыми 3-5 сек (учитывайте возможности ребенка).

^ Описание: губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.

4. Шарик лопнул.

Описание: Губы закрыты, зубы разомкнуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 

Упражнения для губ

1. Улыбка.

Описание: зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка перекрывают нижние), растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.

2. Трубочка.Описание: зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку изобразить поцелуй.

3. Заборчик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для произнесения свистящих звуков).Описание: Губы в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой прикус) и видны. Просьба – «Поставь зубки друг на друга (если не получается сразу, предложите «погрызть» передними зубами морковку, «как зайчик») и улыбнись, чтобы было видно все зубки». Удерживать 5-10 секунд.

4. Бублик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции). Описание: Зубы сомкнуты, стоят друг на друге. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

^ (Цель – развитие подвижности губ, необходимой для переключения со свистящих на шипящие).Описание: Чередование положений губ. Сначала каждая поза фиксируется на 3-5 секунд, затем, если упражнение выполняется правильно, темп переключений увеличивается. Внимание: следить за тем, чтобы в процессе движений губ зубы не сдвигались и не размыкались.

6. Кролик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для губно-зубных звуков В и Ф).Описание: Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

 

 

Упражнения для развития подвижности губ

^

Описание: Покусывание и почесывание зубами сначала верхней, а потом нижней губы.

2. Пятачок.Описание: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

^ Описание: Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук ППП без выдоха).

4. Еще Рыбки разговаривают.

Описание: Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку (вертикально) и двумя пальцами другой руки нижнюю губу (вертикально) и растягивать их вверх-вниз.

5. Снова ^ .

Описание: Губы сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". Воздух втягивается внутрь.

6. Уточка.Описание: Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

^ Описание: Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Губы должны быть расслаблены. Упражнение выполнять «серьезно» - если улыбаться, то не получится.

^

Описание: Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Зубы неплотно смыкаются, губы не видны.

Еще несколько упражнений для маленьких.- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, («сколько ты можешь не дышать?»)- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат) в воздухе или на бумаге.- удерживать губами (но не зубами) марлевую салфетку - взрослый пытается ее плавно вытянуть.

- пить через трубочку, дуть в воду через трубочку.

-мелко нарезать бумагу, сложить кучкой на столе перед ребенком, попросить ребенка набрать побольше воздуха в рот и «напугать бумажки» - выдохнуть с резким звуком П, чтобы бумажки разлетелись.

 

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

^ Описание: Широко открывать и закрывать рот, губы улыбаются. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается (неподвижно лежит на дне ротовой полости). Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы.Описание:  Рот приоткрыт,  На счет "один" челюсть двигается вправо, на "два" -  челюсть возвращается на место, на счет "три" - челюсть двигается влево, на "четыре" - челюсть возвращается на место, на "пять" - челюсть выдвигается вперед, на "шесть" – челюсть возвращается на место. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

^

4. Обезьяна.Описание: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Силач.Описание: Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Сначала можно придерживать (не давить сильно) подбородок рукой, искусственно создавая напряжение для мышц.

6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). Следить, чтобы голова не двигалась вверх и назад.

8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

Артикуляционная гимнастика для средней, старшей и подготовительной групп.

Артикуляционная гимнастика для первой и второй младших групп.

fs.nashaucheba.ru