Книга: Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». Крупенчук артикуляционная гимнастика


Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика Крупенчук О.И.

hello_html_270cd400.jpg

hello_html_291d68d8.jpg

hello_html_m74080378.jpg

Дорогие родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Вашему ребёнку 4 года, но его речь малопонятна для окружающих? А может, ему уже 5 лет, но он неправильно произносит отдель­ные звуки, заменяет другими или совсем их пропускает?

Наше пособие поможет вам решить эти вопросы, но прежде всего вы должны проконсульти­роваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к постановке звуков, но не ставит их!

Родители часто бывают необъективны в оценке речи своего ребёнка, и им даже может нра­виться «детская» речь ребёнка, а некоторые родители поощряют «сюсюканье», что абсолютно недопустимо.

Опытный специалист поможет вам не упустить момент, когда нужно серьёзно заняться ис­правлением звукопроизношения.

Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребёнка зву­ков, мы предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения деть­ми гласных и согласных звуков.

Время появления звуков (возраст)

1—2

года

2—3 года

3—5 лет

5—6 лет

Звуки

а о э п б м

и ы у ф в т д н

Г К X Й

с з ц ш ж ч щ

Р л

Из таблицы видно, что к 5—6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косно­язычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьёзных опасений.

Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причи­ны, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

Наша книга поможет заботливым и думающим родителям в увлекательной игровой форме заниматься с детьми 5 лет так называемой речевой гимнастикой. Её можно использовать и для занятий с детьми более раннего возраста.

Это пособие будет полезно и для специалистов — педагогов, логопедов, занимающихся с детьми, так как в нём собраны все необходимые упражнения для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков.

Таким образом, если вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребёнком 4 лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5—6 лет — подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.

Перед тем как приступить к занятиям, вы должны чётко знать, какие звуки у ребёнка наруше­ны; знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них.

Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.

Для выполнения некоторых упражнений вам может понадобиться соска (для детских буты­лочек), шпатель (деревянная плоская лопаточка), чайная ложка, стерильный медицинский бинт. Непременное условие — чистые руки ребёнка и родителей.

Знание частей тела и лица можно закрепить в играх.

Игра «Сказочка-указочка»

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляци­онные органы.

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика Крупенчук О.И. страница 12

Обратите внимание!

Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то попро­сите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее.

44. «Парус»

hello_html_43e8d2b1.jpg

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит.

Прислоню язык, смотри,

К зубкам верхним изнутри.

Цель:

Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Описание:

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Обратите внимание!

1. Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в упражнении «Чашечка» (№ 32).

2. Если вы предложите ребенку пропеть звук «ы»: «ы-ы-ы», слегка надавливая кончиком языка на верхние зубы, то может получиться звук «л».

45. «Иголочка»

hello_html_m455b4535.jpg

Улыбаюсь: вот шутник —

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок

Цель:

Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание:

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.

46. «Маятник»

hello_html_m2756dd81.jpg

Влево - вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Цель:

Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание:

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

Обратите внимание!

1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна.

2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.

47. «Змейка»

hello_html_21a54169.jpg

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит-ходит взад-вперёд:

Как же он не устаёт?

Цель:

Развивать подвижность языка, попеременно выдвигая и убирая узкий язык.

Описание:

Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

Обратите внимание!

Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперёд.

48. «Индюк»

hello_html_m5348f62c.jpg

Широко открыт мой рот,

Язычок — назад - вперёд.

Лижет «чашечкой» губу

И «болбочет» на бегу.

Цель:

Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка.

Описание:

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кон­чиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не по­слышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

Обратите внимание!

Кончик языка загибается кверху.

49. «Качели»

hello_html_72e96add.jpg

«Чашкой» вверх

И «горкой» вниз

Гнётся мой язык —

Артист!

Цель:

Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Описание:

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за ниж­ние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом под­нять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

Обратите внимание!

infourok.ru

Воробьева Татьяна Анатольевна, Крупенчук Ольга Игоревна. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика

dic.academic.ru

Т. А. Воробьева, О. И. КрупенчукЛогопедические упражнения. Артикуляционная гимнастикаВ книге в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно… — Литера, (формат: 84x108/16, 64 стр.) Уроки логопеда Подробнее...2009105бумажная книга
Крупенчук ОльгаЛогопедические упражнения: Артикуляционная гимнастикаВ книге в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно… — Литера, (формат: 84x108/16, 80 стр.) Уроки логопеда Подробнее...2018163бумажная книга
Воробьева Татьяна Анатольевна, Крупенчук Ольга ИгоревнаЛогопедические упражнения: Артикуляционная гимнастикаВ книге в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно… — Литера, (формат: 84x108/16, 80 стр.) Уроки логопеда Подробнее...2018155бумажная книга
Крупенчук О.Логопедические упражнения Артикуляционная гимнастикаВ книге в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно… — Литера ИД, (формат: Мягкая бумажная, 64 стр.) Подробнее...2004166бумажная книга
Воробьева Татьяна Анатольевна, Крупенчук Ольга ИгоревнаЛогопедические упражнения. Артикуляционная гимнастикаВ книге в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно… — ЛИТЕРА, (формат: Мягкая бумажная, 64 стр.) Уроки логопеда Подробнее...2007152бумажная книга
Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастикаВ книге в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно… — (формат: Мягкая бумажная, 64 стр.) Подробнее...164бумажная книга
Крупенчук О.И.Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика: Для детей 4-6 летВ книге в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно… — Литера, (формат: 84х108/16, 64 стр.) готовимся к школе Подробнее...2018153бумажная книга
Воробьева Татьяна АнатольевнаЛеворукий ребенок. 50 уроков для подготовки к письмуКнига представляет собой уже известную книгу "50 уроков для подготовки руки к письму", переработанную с учетом особенностей леворуких детей. В ней представлены разнообразные упражнения для подготовки… — Литера, (формат: 84x108/16, 80 стр.) Готовимся к школе Подробнее...2018207бумажная книга
Т. А. Воробьева, Т. В. ГузенкоЛеворукий ребенок. 50 уроков для подготовки к письму. Для детей 5-6 летКнига представляет собой уже известную книгу`50 уроков для подготовки руки к письму`, переработанную с учетом особенностей леворуких детей. В ней представлены разнообразные упражнения для подготовки… — ЛИТЕРА, (формат: Мягкая бумажная, 64 стр.) Готовимся к школе Подробнее...2009207бумажная книга
Воробьева Татьяна АнатольевнаЛеворукий ребенок. 50 уроков для подготовки к письмуКнига представляет собой уже известную книгу`50 уроков для подготовки руки к письму`, переработанную с учетом особенностей леворуких детей. В ней представлены разнообразные упражнения для подготовки… — ЛИТЕРА, (формат: Мягкая бумажная, 64 стр.) Готовимся к школе Подробнее...2016174бумажная книга
О. И. КрупенчукПлан работы логопеда на учебный год. Старшая группа детского садаВашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада, разработанный известным петербургским логопедом О. И. Крупенчук. Онвключает календарное и… — Литера, (формат: 84x108/16, 80 стр.) В помощь логопеду Подробнее...2013129бумажная книга
Крупенчук Ольга ИгоревнаПлан работы логопеда на учебный год. Подготовительная группа детского садаВашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в подготовительной группе детского сада, разработанный известным петербургским логопедом О. И. Крупенчук. Он включает календарное и… — Литера, (формат: 84x108/16, 80 стр.) В помощь логопеду Подробнее...2014177бумажная книга
Крупенчук Ольга ИгоревнаПлан работы логопеда на учебный год. Старшая группа детского садаВашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада, разработанный известным петербургским логопедом О. И. Крупенчук. Он включает календарное и… — Литера, (формат: 84x108/16, 80 стр.) В помощь логопеду Подробнее...2014177бумажная книга
Крупенчук, Ольга ИгоревнаПлан работы логопеда на учебный год. Подготовительная группа детского садаВашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в подготовительной группе детского сада, разработанный известным петербургским логопедом О. И. Крупенчук. Он включает календарное и… — Литера, (формат: 250.00mm x 200.00mm x 4.00mm, 80 стр.) в помощь логопеду Подробнее...2013187бумажная книга
Крупенчук О.И.План работы логопеда на учебный год. Старшая группа детского садаВашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада, разработанный известным петербургским логопедом О. И. Крупенчук. Он включает календарное и… — Литера, (формат: 84х108/16, 80 стр.) в помощь логопеду Подробнее...2013187бумажная книга

Артикуляционная гимнастика Крупенчук О.И. страница 4

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперёд?» —

Удивляется народ.

Цель:

Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание:

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Обратите внимание!

1. Упражнение выполняется в спокойном темпе.

2. Двигается толь­ко язык.

6. «Лягушка»

hello_html_28fbb58a.png

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель:

Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание:

Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

Обратите внимание!

1. Двигается только нижняя губа.

2. Верхнюю губу, если она двига­ется, следует придержать пальцем.

3. Если ребёнку трудно выполнить упражнение, то можно помочь ему, плавно опуская пальцами его подбородок. При этом нижняя губа опус­кается и обнажаются нижние зубы.

7. «Зайчик»

hello_html_m20316453.png

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель:

Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность, укреплять мышцы губ.

Описание:

Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускает её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Обратите внимание!

1. Двигается только верхняя губа.

2. Если двигается нижняя губа, то её можно слегка придержать пальцем.

3. Если ребёнку трудно выполнить упражнение, то можно помочь ему, слегка поднимая вверх пальцем кончик его носа. При этом вepxняя губа поднимается и открываются верхние зубы.

8. «Окошко»

hello_html_m2dd054cf.jpg

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель:

Развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание:

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5—10 секунд.

Обратите внимание!

1. Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, то следует вер­нуться к упражнениям «Лягушка» (№ 6) и «Зайчик» (№ 7).

9. «Язык здоровается с подбородком»

hello_html_m620337e4.jpg

Просыпается язык —

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка: —

Эй, какая там погодка?

Цель:

Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мыш­цы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки — уздечки (при её укороче­нии).

Описание:

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

Обратите внимание!

1. Двигается только язык, губы неподвижны.

2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.

hello_html_713fa37f.jpg

  1. «Язык здоровается с верхней губой»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Цель:

Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его по­движность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена.

Описание:

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верх­нюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). По­держать язык на верхней губе 3—5 секунд, убрать в рот.

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика Крупенчук О.И. страница 5

Обратите внимание!

1. Не всем детям удаётся сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Этому способствуют упражнения «Шлёпаем губами по языку», «Покуса­ем язык» (№ 19 и 20).

2. Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх.

11. «Обезьянка»

hello_html_m1cffccf9.jpg

За нижнюю губку заложен язык —

Из зеркала смотрит

мартышкин двойник.

Цель: Отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание:

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зуба­ми. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.

Обратите внимание!

Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, вы можете прове­сти между нижней губой и нижними зубами соской на шпателе, указывая то место, куда необходимо «спрятать» язык.

12. «Бульдог»

hello_html_mcc7ff2.jpg

За верхнюю губку заложен язык —

Бульдог уступать никому не привык.

Цель:

Тренировать подъём языка с одновременным выполнением более тонких движе­ний. Укреплять мышцы языка.

Описание:

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зуба­ми. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Обратите внимание!

Если ребёнок затрудняется поднять язык и поместить его за верх­нюю губу, то можно показать ему это место, проведя соской на шпателе под верхней губой.

13. «Прятки»

(Чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

hello_html_6b83846f.png

Обезьянка и бульдог —

Всех покажет язычок.

Цель:

Укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способ­ность к переключению с одной позиции на другую (низ-верх).

Описание:

Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог» (№ 11 и 12).

Обратите внимание!

Двигается только язык. Старайтесь избегать дополнительных дви­жений (не морщите нос, не хмурьтесь).

14. «Хомяк»

hello_html_79c8ad79.jpg

Языком давить стараюсь,

В щёку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель:

Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

Описание:

Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Обратите внимание!

1. Рот закрыт.

2. Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, то можно:

а) имитировать движение языка соской, надетой на шпатель. Ввести соску в рот и сделать упор с внутренней стороны сначала в одну, а затем в другую щёку;

б) конт­ролировать движение языка, приложив пальчики снаружи щёк.

15. «Кружок»

hello_html_58bbb0c.png

Мой язык совсем не глуп —

Ходит кругом возле губ.

Цель:

Развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щёк.

Описание:

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

Обратите внимание!

1. Если ребёнку трудно выполнить данное упражнение, то нужно повторить

упражнение: «Обезьянка» (№ 11), «Бульдог» (№ 12), «Прятки» (№ 13), «Хо­мяк» (№ 14).

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика Крупенчук О.И. страница 7

hello_html_93e2d8c.jpg

«Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

Цель:

Преодолевать спастичность (напряжённость) языка путём самомассажа (покусывания боковых краёв языка), способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам.

Описание:

Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) — и, не меняя положения язы­ка, покусывать его края боковыми зубами 10—15 раз.

Обратите внимание!

Выполнение упражнения осложняется тем, что рот почти закрыт и ребёнок не может зрительно контролировать себя. Если возникают трудности в выполне­нии упражнения, то необходимо показать ребёнку, какую часть языка нужно покусывать. Попросите ребёнка высунуть язык и проведите соской по краям языка, от корня к кончику. Можно предложить ребёнку покусать соску боковыми зубами с одной и с другой сто­роны, что поможет понять, какими зубами нужно покусывать края языка.

22. «Чистим зубы снаружи»

hello_html_m51c3194a.png

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние — не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель:

Отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание:

Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

Обратите внимание!

1. Язык двигается из стороны в сторону, стараясь «почистить» весь верхний, а затем нижний ряд зубов.

2. Губы неподвижны.

23. «Загоним мяч в ворота»

hello_html_8d8af1e.jpg

Щёк своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Цель:

Научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Описание.

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертуш­ку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки). Направлен­ная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в неболь­шую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в буты­лочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание!

1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

24. «Лопаточка»

hello_html_502e3511.png

Поперёк улыбки лёг

Отдыхает язычок.

Цель:

Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, лежащим на нижней губе.

Описание:

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на ниж­нюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

1. Губы растянуты в улыбке.

2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.

3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку» (№ 19).

25. «Дуем на лопаточку»

infourok.ru

Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика

dic.academic.ru

Т. А. Воробьева, О. И. КрупенчукЛогопедические упражнения. Артикуляционная гимнастикаВ книге в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно… — Литера, (формат: 84x108/16, 64 стр.) Уроки логопеда Подробнее...2009105бумажная книга
Крупенчук ОльгаЛогопедические упражнения: Артикуляционная гимнастикаВ книге в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно… — Литера, (формат: 84x108/16, 80 стр.) Уроки логопеда Подробнее...2018163бумажная книга
Воробьева Татьяна Анатольевна, Крупенчук Ольга ИгоревнаЛогопедические упражнения: Артикуляционная гимнастикаВ книге в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно… — Литера, (формат: 84x108/16, 80 стр.) Уроки логопеда Подробнее...2018155бумажная книга
Крупенчук О.Логопедические упражнения Артикуляционная гимнастикаВ книге в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно… — Литера ИД, (формат: Мягкая бумажная, 64 стр.) Подробнее...2004166бумажная книга
Воробьева Татьяна Анатольевна, Крупенчук Ольга ИгоревнаЛогопедические упражнения. Артикуляционная гимнастикаВ книге в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно… — ЛИТЕРА, (формат: Мягкая бумажная, 64 стр.) Уроки логопеда Подробнее...2007152бумажная книга
Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастикаВ книге в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно… — (формат: Мягкая бумажная, 64 стр.) Подробнее...164бумажная книга
Крупенчук О.И.Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика: Для детей 4-6 летВ книге в увлекательной форме представлены логопедические упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков. Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно… — Литера, (формат: 84х108/16, 64 стр.) готовимся к школе Подробнее...2018153бумажная книга
Воробьева Татьяна АнатольевнаЛеворукий ребенок. 50 уроков для подготовки к письмуКнига представляет собой уже известную книгу "50 уроков для подготовки руки к письму", переработанную с учетом особенностей леворуких детей. В ней представлены разнообразные упражнения для подготовки… — Литера, (формат: 84x108/16, 80 стр.) Готовимся к школе Подробнее...2018207бумажная книга
Т. А. Воробьева, Т. В. ГузенкоЛеворукий ребенок. 50 уроков для подготовки к письму. Для детей 5-6 летКнига представляет собой уже известную книгу`50 уроков для подготовки руки к письму`, переработанную с учетом особенностей леворуких детей. В ней представлены разнообразные упражнения для подготовки… — ЛИТЕРА, (формат: Мягкая бумажная, 64 стр.) Готовимся к школе Подробнее...2009207бумажная книга
Воробьева Татьяна АнатольевнаЛеворукий ребенок. 50 уроков для подготовки к письмуКнига представляет собой уже известную книгу`50 уроков для подготовки руки к письму`, переработанную с учетом особенностей леворуких детей. В ней представлены разнообразные упражнения для подготовки… — ЛИТЕРА, (формат: Мягкая бумажная, 64 стр.) Готовимся к школе Подробнее...2016174бумажная книга
О. И. КрупенчукПлан работы логопеда на учебный год. Старшая группа детского садаВашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада, разработанный известным петербургским логопедом О. И. Крупенчук. Онвключает календарное и… — Литера, (формат: 84x108/16, 80 стр.) В помощь логопеду Подробнее...2013129бумажная книга
Крупенчук Ольга ИгоревнаПлан работы логопеда на учебный год. Подготовительная группа детского садаВашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в подготовительной группе детского сада, разработанный известным петербургским логопедом О. И. Крупенчук. Он включает календарное и… — Литера, (формат: 84x108/16, 80 стр.) В помощь логопеду Подробнее...2014177бумажная книга
Крупенчук Ольга ИгоревнаПлан работы логопеда на учебный год. Старшая группа детского садаВашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада, разработанный известным петербургским логопедом О. И. Крупенчук. Он включает календарное и… — Литера, (формат: 84x108/16, 80 стр.) В помощь логопеду Подробнее...2014177бумажная книга
Крупенчук, Ольга ИгоревнаПлан работы логопеда на учебный год. Подготовительная группа детского садаВашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в подготовительной группе детского сада, разработанный известным петербургским логопедом О. И. Крупенчук. Он включает календарное и… — Литера, (формат: 250.00mm x 200.00mm x 4.00mm, 80 стр.) в помощь логопеду Подробнее...2013187бумажная книга
Крупенчук О.И.План работы логопеда на учебный год. Старшая группа детского садаВашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада, разработанный известным петербургским логопедом О. И. Крупенчук. Он включает календарное и… — Литера, (формат: 84х108/16, 80 стр.) в помощь логопеду Подробнее...2013187бумажная книга

Смотрите также