Кто придумал гимнастику художественную. Кто придумал гимнастику


История художественной гимнастики

Как вид спорта художественная гимнастика появилась сравнительно недавно, в конце 19 века. В те времена она являлась способом выражения движения. С тех пор прошло совсем немного времени, но за этот срок художественная гимнастика завоевала мировое признание и стала олимпийским видом спорта. Возникновение именно художественной гимнастики стало следствием слияния нескольких популярных на тот момент движений. Первое – это эстетическая гимнастика. Ее изобрел Франсуа Дельсарт, как следствие увлечения античностью и совершенностью тела. Именно благодаря ему появились первые принципы выразительности: связь между телодвижениями и эмоциональным состоянием, принцип слитности и противопоставления при движении.

Второе – это ритмическая гимнастика. Ее изобретателем считается Эмиль Жак дель-Крозу. Будучи преподавателем музыки, он добавил к обычной оздоровительной гимнастике музыкальный ритм, считая, что это воспитывает волю и укрепляет физическое и душевное здоровье.

Третье движение – это танцевальная гимнастика, которую изобрел Жорж Демини. Он доказал, что развить гибкость и пластику можно при помощи динамических упражнений, направленных на растягивание мышц. Кроме того он первый использовал различные предметы в ходе тренировок.

И последнее движение – это свободный танец. Изобретателем этого направления была Айседора Дункан, которая взбунтовалась против классики балета и применила новые движения, заимствованные из спорта и искусства. В своих танцах Айседора часто использовала шарфы, которые стали прообразов современной ленты.

Первое соревнование по художественной гимнастике в СССР прошло в 1941 году в Ленинграде. На время войны развитие гимнастики остановилось, но уже в 1948 году был проведен Всесоюзный чемпионат, для которого были разработаны программы и правила соревнований, действующие и по сей день.

Уже через несколько десятилетий, в 1967 году в художественной гимнастике появилась принципиально новое направление – соревнование по групповым упражнениям. Оно быстро нашло своих поклонников, и на первом чемпионате мира по данному виду спорта команда советского союза завоевала золотые медали. В ежегодных мировых чемпионатах участвовали поначалу только женщины, но в конце 20 века японские гимнасты доказали, что это универсальный вид спорта.

www.vdohnoveniegym.ru

Кто придумал гимнастику художественную — Antey-Sport

Комментарии пользователей Stanislav R 29.06.2018 - 22:54

Да хочу чтобы вы показали всю тренировку по плаванию у николи есть номер дисайд бенд

FUN TV 01.07.2018 - 17:54

👧🏼👧🏼👧🏼👧🏼👧🏼🤩😽😽😽🐣💩👍👍

Настя Рамблер 04.07.2018 - 07:31

Я хочу!😁😁😁😁😁😁😁😁😁😁😁😁👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍😋😋😋😋😋😋😋😋😋😋😋😋😻😻😻😻😻😻😻😻😻😻😻😻😊😊😊😊😊😊😊😊😊😊😊😊😊😚😚😚😚😚

АНАСТАСИЯ Журавель 07.07.2018 - 06:27

Бедная у тебя даже времени нету((

Галя Глухова 08.07.2018 - 19:18

Почему только Николь одели утяжелители

Ирина Король 11.07.2018 - 06:15

А куда Николь ходит на художествинуй гимнастикуи

Аль Фа 12.07.2018 - 09:28

😤😬😬😤

Елена Попова 15.07.2018 - 08:13

Я хожу на танцы с

Аня ВАУ 17.07.2018 - 07:24

У Николь фамилия Проскурякова это было когда награждение там сказали её фамилию название видео Международный турнир У Черного моря по художественной гимнастике г. Одесса 25.09.2016 на 4:39 посмотрите

Мисс Марии 19.07.2018 - 09:52

Николь ты умничка

Nika rainbow 20.07.2018 - 21:24

Я попала в видео!

наталья талюкова 22.07.2018 - 05:58

Но полностью!

наталья талюкова 24.07.2018 - 00:58

ПОЖАЛУЙСТА 😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢😢

наталья талюкова 25.07.2018 - 12:37

Я не хочу тренировку по плаванию А хочу по танцам! .

алина котик 28.07.2018 - 04:25

Я тоже хожу на танцы и вместе гимнастика

алина котик 30.07.2018 - 22:18

И как ты не устаёшь?

алина котик 02.08.2018 - 01:52

Это не садик а хорыми!

Карина Семенова 04.08.2018 - 19:02

Николь, ты не устаешь?

Маша Довгалюк 06.08.2018 - 03:04

нмнвшмшвнечгпгвцкссвавноиопг

jaz a 08.08.2018 - 10:33

Даааааааа

antey-com.ru

откуда взялась физкультура и какие нормативы сдают нынешние школьники

По аналогии с этим особенно забавно выглядит предложение Комитета художественного физического воспитания, созданного под знаменем Пролеткульта и действующего в середине 1920-х, использовать особую и, возможно даже, инновационную форму пути развития физкультуры — физическое воспитание как художественное переживание в процессе работы. Проще говоря — трудовую гимнастику. Так называемые буржуазные системы упражнений — например, бокс, спортивную гимнастику — хотели заменить загребанием угля, пилением и строганием. Тогда же вышла статья, в которой доказывалось, что английский футбол учит советскую молодежь лгать: автор аргументировал это тем, что прием «финт» означает обман и поэтому отрицательно влияет на качество личности. Но эти затеи не были осуществлены, поскольку разнились со взглядами Ленина.

Несмотря на все проблемы, в июле 1929 года физическое воспитание стало обязательным предметом в высших учебных заведениях страны; через год оно появилось в вузах всего СССР, а еще через год, в 1931-м, был введен всеми любимый комплекс норм «Готов к труду и обороне», который в сочетании с Осоавиахимом помог миллионам советских граждан получить навыки маршевой, лыжной, стрелковой подготовки, плавания, метания гранат, преодоления водных преград и препятствий.

Физические (естественные) упражнения в ГТО были поделены на две основные группы: общеподготовительные и прикладные. В те времена программа физупражнений вместо 6 и 8 серий, как было в 1927 году, стала выполняться в 4 серии. Первая серия — втягивающие упражнения (5 минут), вторая — общеразвивающие упражнения (10 минут), третья — основные упражнения (25 минут), четвертая — успокаивающие упражнения (5 минут). Общее время урока должно было составлять 40–45 минут. Прикладные упражнения составляли основную часть программы и включали в себя ходьбу, бег, переползания, упражнения на равновесие, передвижение на лыжах, плавание, прыжки, лазанье, переноска различных предметов (и живого веса), метание, элементы борьбы, военное дело.

Помимо собственно занятий, с учащимися проводились беседы «на тему». Например, школьники четвертого класса отчитывались по двум: «Какой физкультурой занимаются дети капиталистических стран и физкультура для подрастающего поколения в СССР» и «Значение основных правил дыхания». В седьмом классе рекомендовалось три темы: «Очередные задачи физкультуры в СССР», «Как физкультура подготовляет бойца РККА» и «Как физкультура борется с профвредностями».

Так комплекс норм ГТО стал главным итоговым показателем успеваемости по физической культуре, с его помощью разрабатывались программы всех учебных учреждений более чем на 50 последующих лет, в течение которых он частенько обновлялся.

special.theoryandpractice.ru

Колонка врача: все о гимнастике для лица

Инна Ширин

"Колонку врача" на Buro 24/7 ведут эксперты из медицинского центра Rosh, Любовь Андреевна Хачатурян, Доктор Медицинских Наук Международной Академии Наук, врач-дерматовенеролог, косметолог, терапевт и специалист по инвазивным методикам, и Инна Ширин, научный сотрудник кафедры дерматологии РМАПО и врач-дерматовенеролог. Очередной материал посвящен гимнастике для лица.

Мы продолжаем тему ухода за собой в домашних условиях. Мало кто знает, что поддерживать кожу лица в тонусе можно без всякой косметики. И уж тем более без сложных косметологических процедур. Многие из вас регулярно посещают спортзал или фитнес-клуб, уделяя большое внимание мышцам тела. Почему же не делать то же самое и для своего лица? Тем более, что для этого не нужно никуда ходить и тратить деньги на абонемент. Всего несколько минут домашней зарядки для лицевых мышц каждый день позволит вам значительно сократить расходы на покупку косметики и походы к косметологу.

Большинство из тех, кто знаком с гимнастикой для лица, уверены, что ее придумала американка Грир Чайлдерс. Отчасти это утверждение верно — она стала популяризатором упражнений. Но задолго до нее (в 1950-1960-е годы XX века) первая методика гимнастики для лица была разработана под руководством выдающегося советского ученого Моисея Абрамовича Розентула. Его научные труды до сих пор являются настольными книгами врачей-косметологов, а сделанные им открытия в области дерматологии и косметологии по-прежнему актуальны. К сожалению, о достижения Моисея Абрамовича в области гимнастики для лица не говорят, его методике нельзя обучиться у косметологов. Причина банальна и проста — салонам красоты не выгодно раскрывать пациентам секрет бесплатной коррекции овала лица. Ведь тогда их платные услуги будут пользоваться гораздо меньшей популярностью.

Существует несколько различных методик проведения гимнастики для лица. Одни направлены на разработку всего комплекса лицевых мышц, другие корректируют дефекты мимической мускулатуры, третьи направлены на устранение конкретных проблем. Но вне зависимости от того, какой именно методикой вы будете пользоваться, есть ряд общих правил. Во-первых, гимнастика для лица делается только по утрам и каждый день. Отговорки "сегодня я проспала, опаздываю, мне лень" не работают. Для того, чтобы добиться эффекта, нужно заставлять себя заниматься ежедневно. Если времени совсем впритык, то нужно делать зарядку по сокращенной программе, заниматься ей в душе или в машине в пробках, но никак не отказываться от нее полностью.

Во-вторых, рекомендуется заниматься гимнастикой для лица в спокойном и расслабленном положении, сидя в удобном кресле, в свободной одежде, не сковывающей движения. В самом начале, возможно, понадобится зеркало — в нем можно будет увидеть, правильно ли выполняются те или иные упражнения. Третье правило — это гигиена. Перед занятиями кожа лица, шеи и рук должна быть тщательно вымыта или протерта лосьоном. По окончанию гимнастики лицо споласкивается холодной водой, на влажную кожу наносится дневной крем, соответствующий вашему типу кожи, после чего излишки влаги убираются легкими прикосновениями полотенца.

Итак, перейдем непосредственно к гимнастике. Для начала комплекс для укрепления мышечного корпуса всего лица. Он состоит из 12-ти упражнений, 7 из которых относятся к первичному комплексу. С него нужно начинать и первую неделю выполнять только эти упражнения. А потом дополнять более сложными. Стоит также отметить, что гимнастика для лица должна всегда начинаться и заканчиваться с упражнения №1.

Первичный комплекс упражнений

Упражнение 1. Медленный глубокий вдох через нос, крылья носа расширяются. Равномерный полный выдох через рот. Повторять 2-3 раза с интервалами в 3-4 секунды.

Упражнение 2. Вдох как в упражнении №1, но выдох толчками. При этом рот полуоткрыт, а губы сложены в трубочку. При каждом толчке щеки надуваются. 2-3 раза с интервалом 5-6 секунд.

Упражнение 3. Вдох через рот, сомкнув зубы и растянув губы в улыбке. Выдох в этом же положении. 2 раза с интервалом в 3 секунды.

Упражнение 4. Глубокий вдох через нос, выдох толчками поочередно через правый и левый уголки рта. 2 раза.

Упражнение 5. Глубокий вдох через нос и задержка дыхания на 2-3 секунды. Не выдыхая надуть щеки, через 1-2 секунды выдох через рот толчками с силой и напряжением.

Упражнение 6. При глубоком вдохе щеки всасываются внутрь рта. Далее задержка дыхания на 1 секунду и медленный равномерный выдох при слегка сомкнутых губах и надутых щеках. 2 раза с интервалом в 2-3 секунды.

Упражнение 7 (для глаз). При неподвижной голове глаза отвести максимально влево, затем медленно вверх, вправо, вниз и снова влево в исходное положение. Отдых 1 секунду и далее в обратном направлении. Повторить 2 раза.

Основной комплекс

Упражнение 8. Большой палец левой руки поместить в рот на глубину первой фаланги и плотно прижать к слизистой щеки. Остальные пальцы располагаются на носогубной складке и щеке. Захватив таким образом кожу, нужно совершить попытку улыбнуться только правой щекой, но при этом не давать ее это сделать, удерживая щеку пальцами. После небольшого отдыха то же самое повторить с левой щекой и правой рукой. Упражнение проводится по 2 раза с каждой стороны.

Упражнение 9. Правой рукой обхватить шею, три пальца левой руки (указательный, средний, безымянный) поместить на губную складку. Во время глубокого вдоха через рот попытаться активным сокращением мышц шеи и левой половины нижней губы опустить вниз левый угол рта, удерживая его на месте левой рукой. Во время выдоха мышцы расслабляются, после отдыха 2-3 секунды упражнение повторяется с другой стороны.

Упражнение 10. Голову до предела отвести назад, расслабить мышцы шеи, открыть рот и опустить нижнюю челюсть без напряжения. С помощью напряжения мышц шеи и подбородка медленно, но сильно подтянуть нижнюю челюсть к верхней, чтобы нижняя губа немного прикрыла верхнюю. Повторить 3-5 раз без отдыха.

Упражнение 11 (для лобной мышцы). Указательные пальцы обеих рук расположить горизонтально на надбровных дугах, прижав брови к лобной кости. Сокращением мышц нужно попытаться медленно поднять брови вверх, удерживая пальцами на месте. Повторить 3-4 раза

Упражнение 12. Три пальца каждой руки наложить на сомкнутые веки так, чтобы указательный надавливал на наружный угол глаза, средний — на середину брови, безымянный — на внутренний угол. Затем совершить попытку прищурить закрытые глаза, препятствуя пальцами. Повторить 3-4 раза без отдыха.

Гимнастика для век

Упражнение 1. Плотно закрыть глаза, досчитать до трех и широко раскрыть. Повторить с паузой 5 раз.

Упражнение 2. Плотно закрыть и широко открыть глаза, придерживая указательным и средним пальцами круговую мышцу у наружных уголков глаз. Повторить с паузой 5 раз.

Упражнение 3. Глядя вперед, подтягивать нижнее веко к верхнему. После паузы в 2 секунды расслабить веко и опустить.

Упражнение 4. Держа голову прямо, медленно вращать глазами по кругу сначала влево, затем вправо. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 5. Держа голову прямо, медленно перевести глаза влево, затем вернуть в исходное положение. То же самое вверх, вправо, вниз.

Гимнастика для нижней части лица

Упражнение 1. Вдох через нос (расширяя и растягивая крылья носа), выдох через рот.

Упражнение 2. Вдох рот (зубы сомкнуты, уголки рта резко растягиваются в стороны), выдох через нос.

Упражнение 3. Вдох через рот (зубы сомкнуты), выдох через рот (сначала губы в трубочку, затем поочередно через левый и правый уголки рта).

Упражнение 4. Вдох через рот (зубы сомкнуты), выдох через рот (надувая щеки).

Упражнение 5. Вдох через нос (втягивая щеки), выдох через рот.

Упражнение 6. Медленный вдох через нос, запрокидывая голову назад. Выдох через рот, возвращая голову в исходное положение.

Упражнение 7. Вдох через нос, наклон головы вправо до упора (плечо не поднимать). На выдохе возврат в исходную позицию. Повторить в противоположном направлении.

Упражнение 8. Вращение головой по кругу слева направо, затем справа налево.

Упражнение 9. Вдох через нос, поворот головы вправо до упора. Выдох — возврат в исходную позицию. Повторить в противоположном направлении.

Первые сеансы комплекса упражнений для нижней части лица проводят с повторами по 2-3 раза, в дальнейшем возможно доведение количества повторов до 10. При ярко выраженном двойном подбородке и отвисших щеках упражнения 6, 7 и 9 можно повторять до 20 раз.

Как видно, ни одно упражнение не представляет из себя ничего сложного. Поэтому, прежде чем ложиться  "под нож", попробуйте месяц-другой ежедневно делать гимнастику для лица. Уверена, что вы будете крайне удивлены результатом, а различные дорогостоящие процедуры по коррекции овала лица, избавлению от морщин отложите на неопределенный срок.

www.buro247.ru

помогите ответить...в какой стране появилась ГИМНАСТИКА? кто придумал, в каком году?хотя бы на какой знаете дайте ответ

Термин "гимнастика" (от греческого gymnastike, т. е. от gymnazo - упражняю, тренирую) появился примерно в V в. до н. э. в Древней Греции и означал комплекс физических упражнений для образовательных, военных и оздоровительных целей. Древние греки реки под гимнастикой понимали всю систему физического воспитания, которая содержала легкую атлетику, плавание, кулачный бой, борьбу (панкратион) и другие упражнения. Гимнастические упражнения были известны еще 3000 лет до н. э. в Древнем Китае и Индии, где они применялись в лечебных целях. В эпоху Возрождения гуманисты рекомендовали греческую гимнастику как средство укрепления здоровья и физического развития человека. В конце XVIII века в странах Европы появились национальные системы гимнастики - немецкая, шведская, естественно-прикладная гимнастика во Франции и сокольская в Чехословакии, которые легли в основу современной спортивной гимнастики. Однако они не имели научных основ. Первыми научно обосновали систему физического воспитания П. Ф. Лесгафт в России и Ж. Демени во Франции. В России с древних времен в праздничные развлечения народа входили гимнастические упражнения. Петр I, а затем и А. В. Суворов ввели военно-гимнастические упражнения в армии. С 1889 года Министерством просвещения гимнастика была введена как предмет обучения в мужских учебных заведениях. В конце XIX века в Одессе, Риге, Петербурге, Москве и других городах России были организованы первые гимнастические общества.

я думаю гимнастика появилась гденить в греции только называлась она тогда какнить подругому время я думаю примерно время хз, думаю уже после создания первой олимпиады

В древней Греции. В программу современных Олимпийских игр сразу и вошла с 1896 года

touch.otvet.mail.ru

Кто придумал гимнастический мяч?

Гимнастический мяч или, как его еще называют, фитбол (от англ. «fit» - оздоровление, «ball» - мяч) – изобретение сравнительно молодое, начавшее свою историю в середине прошлого столетия. Кто же придумал гимнастический мяч?

Идея создания большого прочного мяча для игр впервые пришла в голову совладельцу итальянской компании «LEDRAGOMMA» Аквилино Косани (Aquilino Cosani) в 1963 году. Усовершенствованная им технология отливки поливинилхлорида позволила отливать очень прочные, устойчивые к проколам большие шары. Так в ассортименте компании, которая занималась производством изделий из пластмассы, в том числе детских игрушек, появился «PON PON» - большой надувной подскакивающий мяч с твердой ручкой для рук.

В самом начале 80-х годов прошлого столетия Аквилино Косани внес конструктивные изменения в свое изобретение, которые по большей части касались ручки прыгающего мяча. В новом продукте компании под названием «HOP» (от англ. «прыжок, скачок») ручка были изготовлена из мягкого винила, что сделало мяч более безопасным для использования.

Со временем каталог «LEDRAGOMMA» пополнился большими надувными мячами без ручек, которые стали широко известны как «шары Пецци» (balls Pezzi). В 1968 году Аквилино Косани получил итальянский патент на производство «подскакивающего мяча», в 1971 году он стал обладателем американского патента на свое изобретение.

Впоследствии название компании «LEDRAGOMMA» было изменено на «Ledraplastic». В настоящее время «Ledraplastic» - хорошо зарекомендовавший себя европейский производитель игрушек и товаров для фитнеса, в том числе гимнастических мячей разного диаметра и конфигурации.

Если за идею создания гимнастического мяча мы должны благодарить итальянцев, то за его активное внедрение в жизнь в качестве тренажера и спортивного снаряда благодарность следует адресовать в Швейцарию. Именно там британский физиотерапевт Мэри Квинтон (Mary Quinton) впервые начала использовать упражнения с «шарами Пецци» в программах для новорожденных. Ее опыт способствовал распространению «швейцарских мячей» («Swiss Ball» – одно из названий, закрепившееся за гимнастическими мячами) в Великобритании.

Популяризации фитболов активно поспособствовала директор и основатель физиотерапевтической школы в Базеле, швейцарский врач Сьюзан Кляйн-Фогельбах (Dr. Susan Klein-Vogelbach). В 60-х годах XX века она включила упражнения на фитболе в комплекс занятий для больных с ортопедическими и неврологическими проблемами, официально обосновав их эффективность в реабилитационной медицине.

Во время визита американских терапевтов в Швейцарию в рамках обмена опытом в 1989 году, врач-физиотерапевт из США Джоан Познер Мауэр (Joanne Posner-Mayer) настолько заинтересовалась использованием гимнастических мячей для реабилитации, что стала первопроходцем в этой области в Соединенных Штатах.

В 1996 году в Италии, на родине «прыгающего мяча», состоялся первый международный семинар по фитболу. Сейчас гимнастические мячи активно используется для групповых и индивидуальных тренировок, для занятий с беременными, для выполнения гимнастики с малышами.

В современных магазинах представлены различные модификации гимнастических мячей: с ручками и без, гладкие и игольчатые. О том, как выбрать гимнастический мяч, мы расскажем в одной из наших следующих статей.

www.ortofit.ru

КТО ПРИДУМАЛ ДЕЛАТЬ ЗАРЯДКУ ПО УТРАМ?

В январе 1871 года в одном из номеров "Санкт-Петербургских Ведомостей" появилась статья о порядках, царивших в Императорском Казанском университете. Статья была жесткая, злая и явно направленная против тогдашнего попечителя Казанского учебного округа Петра Дмитриевича Шестакова, "домогавшегося превратить университет в покорную гимназию или скорее в канцелярию послушных чиновников". Статья не была подписана, однако многие профессора и даже студенты знали, кто ее автор. Им являлся, и не скрывал этого, профессор кафедры физиологической анатомии университета Петр Францевич Лесгафт.

В январе 1871 года в одном из номеров "Санкт-Петербургских Ведомостей" появилась статья о порядках, царивших в Императорском Казанском университете. Статья была жесткая, злая и явно направленная против тогдашнего попечителя Казанского учебного округа Петра Дмитриевича Шестакова, "домогавшегося превратить университет в покорную гимназию или скорее в канцелярию послушных чиновников". Статья не была подписана, однако многие профессора и даже студенты знали, кто ее автор. Им являлся, и не скрывал этого, профессор кафедры физиологической анатомии университета Петр Францевич Лесгафт.

Собрался университетский совет - ведь был оскорблен попечитель, однако мер относительно профессора, вынесшего сор из избы, не было предпринято никаких.

- А вы уверены, что это написал Петр Францевич? - защищал Лесгафта профессор Данилевский.

- Да, ведь статья без подписи, - вторил ему профессор Якобий.

29 сентября в той же газете появилась новая статья Лесгафта, уже с его подписью. Называлась она откровенно и прямо: "Что творится в Казанском университете" и заканчивалась следующими словами: "...Университет все более и более клонится к упадку".

Это была бомба. Осколки от нее разлетелись так далеко, что задели не только попечителя Казанского учебного округа, но и министра народного просвещения и даже императора. Незамедлительно последовало распоряжение министра, "Высочайше утвержденное" Александром II: "...Экстраординарного профессора Казанского университета Лесгафта уволить от службы без прошения, с тем, чтобы впредь не определять его ни на какую должность по учебной части..."

Петр Францевич родился в 1837 году. С малых лет был он характера самостоятельного, и будучи отданным отцом в ученики аптекаря, однажды, когда ему до чертиков надоели все эти склянки и пробирки, однажды ушел из аптеки и более не вернулся.

Рассерженный отец, очевидно, перестал заниматься его воспитанием; живи, мол, как хочешь. А Петр хотел учиться. Его старший брат Александр поднатаскал его по профилирующим гимназическим предметам, и он сдал экзамены, причем в один из старших классов.

Гимназию Петр Лесгафт окончил с серебряной медалью и поступил в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Жил он в крохотной комнатке недалеко от академии, подрабатывал, как и многие студенты, частными уроками.

Он был учеником знаменитого профессора Николая Николаевича Зинина, который его очень ценил, и известного профессора-анатома Венцеслава Леопольдовича Грубера, оказавшего на Лесгафта огромное влияние и привившего ему любовь к своему предмету.

В 1861 году Лесгафт успешно окончил Академию и не без влияния Грубера был оставлен при анатомическом кабинете прозектором с правом преподавания анатомии. Ученик во многом походил на своего учителя: тот же непреклонный характер, исключительная работоспособность, высокая эрудиция.

Успехи позволяли двигаться дальше. В 1868 году Петр Францевич был избран на кафедру физиологической анатомии в Императорский Казанский университет, сменив на ней заслуженного профессора Евмения Филипповича Аристова. Студенты уважали и побаивались его: он был весьма строг и не любил ленивых и глупых. "Энергичная, действенная любовь Петра Францевича к своему предмету невольно передавалась и заражала его учеников, - писала в своих воспоминаниях знаменитая народоволка Вера Фигнер, после окончания Казанского Родионовского института благородных девиц посещавшая вольнослушателем лекции Лесгафта. - Он был очень увлечен анатомией. Как дите своей любимой игрушкой, с которой никогда не расставался.

- Видели ли вы когда-либо подобную картину? - говорил на лекциях Петр Францевич, тыкая пальцем в мертвую ткань тела. - Это прелестно..."

После увольнения Лесгафта - в знак протеста - из университета ушли профессора Головкинский, Данилевский, Морковников, Якобий, Левицкий, Имшенецкий и Голубев. Среди студенчества начались волнения: писались протесты, устраивались сходки, а нового профессора, назначенного на место Лесгафта, просто освистали. Петр Францевич же, продав мебель, уехал с женой и сыном в родной Петербург и устроился к профессору Груберу вести женский кружок, образовавшийся в стенах Военно-медицинской академии. Именно благодаря Лесгафту вышли из этого кружка две первые женщины-врача в России - Суслова и Кашеварова.

Вскоре ученому поручили разработать гимнастические упражнения для военнослужащих и командировали в Германию, Францию и Англию для ознакомления с организацией физического воспитания. Вернувшись в Россию, Петр Францевич увлекся идеей физического развития человека - и именно он стал автором особой системы гимнастики, до сих пор известной как лесгафтовская. Явился он и создателем теоретической анатомии, граничащей с такими научными дисциплинами, как физиология, психология, патологическая анатомия, эмбриология, химия, физика.

Шли годы, а он продолжал работать по 15 - 18 часов в сутки, вел научные изыскания, читал лекции порой и в праздники. И горой стоял за студентов, за что однажды был опять уволен от преподавания в университете. В 1909 году после тяжелой болезни почек он скончался в Каире, где пытался лечиться.

Его хоронили в Петербурге. Траурных речей не было - Лесгафт был не в чести у столичного начальства, ибо никогда не кланялся и ничего у него не просил. А гордых и независимых как не любят теперь, так не любили и ранее. Посему похороны прошли молча, что даже подчеркнуло торжественность и скорбь печального обряда...

Впрочем, потомки Лесгафта не забыли. Одна из улиц Вахитовского района нашего города названа его именем. Совсем не зря.

Леонид ДЕВЯТЫХ.

Loading...

kazved.ru