Куликовская Т. А. К90 Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Куликовская артикуляционная гимнастика


Куликовская Т. А. К90 Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей

ББК 74.1 К90

Куликовская Т. А.

К90 Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном иД», 2004.-32 с.

ISBN 5-296-00503-1

Это пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов артикуляционной гимнастики в игровой форме.

Описание артикуляционных упражнений сопровождается рисунками и стихотворениями.

Книга адресована детям, логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям.

ББК 74.1

ISBN 5-296-00503-1

Куликовская Т. А., 2004.

Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д », 2004.

ВВЕДЕНИЕ

Ваш малыш неправильно произносит некоторые звуки?

Значит, у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Как же помочь ребенку выполнять полезные упражнения артикуляционной гимнастики? Данное пособие поможет Вам решить эти проблемы.

Основная цель всех упражнений — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Рекомендуется проводить по одному комплексу артикуляционных упражнений за одно занятие. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут.

Описание как отдельных упражнений артикуляционной гимнастики, так и подобранных комплексов упражнений («логопедических сказок») сопровождается рисунками и стихотворениями. Сначала взрослый читает стихотворения и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми.

1-ый комплекс (сказка первая «Домашняя») поможет закрепить у детей названия органов артикуляции, 3-ий (сказка третья «Учебная») — будет способствовать тренировке ориентирования в пространстве, 5-ый (сказка пятая «Зоологическая») — научит имитировать движения некоторых животных.

Установлено, что развитие тонких движений руки способствует развитию речи.

3-ий комплекс гимнастики можно выполнять с варежками в форме языка, которые надеваются на ведущие руки взрослого и ребенка. При этом рука и язык выполняют синхронные движения. Язык отклоняется вправо и кисть руки отводится в правую сторону; язык поднимается вверх и кисть руки направляется вверх и т.д.

Рука ( с варежкой или без нее) может помогать движению языка и в проведении других комплексов артикуляционной гимнастики.

Итак, Вам предложены различные способы проведения артикуляционной гимнастики. Попробуйте применить их в работе с детьми.

Желаем успехов!

ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ

Открываем ротик-дрм. Кто хозяин в доме том? В нем хозяин - Язычок. Он удобно в доме лёг.

Широко открывать рот.

В этом доме две стены. Это щеки нам видны. Могут стены в дом втянуться, А потом, как шар, раздуться.

Надувать и втягивать щеки.

Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем. Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.

Вращать нижней челюстью.

Потолок вверху, внутри. Это нёбо. Посмотри. Можно к нёбу прикасаться, Постучать и там остаться.

Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.

Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают. Двери-зубы. Осторожно. Закрываются надежно.

Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.

Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться.

Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».

Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет. Сказки эти он расскажет И картинки нам покажет.

ДОМАШНЯЯ Язык в ротике живет. Никогда не устает.

Широко открывать рот и максимально высовывать язык изо рта.

Очень любит чистоту В домике своем - во рту.

Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ.

Двери шире открывает: Воздух свежий он впускает.

И пока он убирает Домик свой не запирает.

Открывать и закрывать рот.

Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.

А теперь наш Язычок Моет нёбо-потолок.

Максимально открыть рот. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад.

Время даром не теряет: Губы-двери вытирает.

Рот открыть и не закрывать. Сделать язык широким. «Обнять» языком всю верхнюю губу, облизать ее, убирая язык вглубь рта.

Моет двери он вторые -Наши зубы. Ротик шире.

Чистит стены. Это щеки. Взял щетинистые щетки.

Рот держать широко открытым. Облизывать языком верхние и нижние зубы с внутренней и внешней стороны.

Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Проводить языком по внутренней стороне щек, массируя их.

ПРОГУЛОЧНАЯ

Вот теперь он все убрал, На лошадке поскакал.

Рот открыть и не закрывать. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.

Язычок гулять выходит, Домик он кругом обходит.

Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы.

Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам.

Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта.

Смотрит, как расческа-зубы Нам причесывает губы.

Проводить нижними зубами по верхней губе, а верхними - по нижней, массируя ее.

Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке.

А теперь наоборот: Губки тянутся вперед.

Рот закрыть. Широко улыбнуться, растягивая губы.

Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперед.

Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом.

На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался.

Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щек.

Открыть рот. Тянуться то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.

Догадаться кто бы мог. Язычок наш, как грибок.

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Язычок гармошкой стал, Поиграл и не устал.

Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.

То иголка, то лопата Язычки у вас, ребята.

Высунуть язык изо рта. Попеременно делать язык узким и широким. «Иголка»-язык напряжен и выдвинут вперед. «Лопата»-язык расслаблен и лежит на нижней губе.

Надоели превращенья: Лижет Язычок варенье.

Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

Любит он покушать сладко. После скачет, как лошадка. Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

УЧЕБНАЯ

Язычок знаком вам, дети Мы его улыбкой встретим.

Широко улыбаться, растягивая губы.

Это Язычок пришел. Вправо он сейчас пошел.

«

Все, что нужно, увидал И налево зашагал.

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком к правому уху.

Тянуться языком к левому уху.

Погулял совсем немножко, Широко открыл окошко.

Он окно не закрывает, Кверху кончик поднимает.

Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.

Держать рот широко открытым. Тянуться языком к носу.

Он окно не закрывает, Книзу кончик опускает.

Язычок не устает: Тянется теперь вперед.

Держать рот открытым. Тянуться языком к подбородку.

Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед.

Приоткрыть рот. Оттягивать язык вглубь рта.

Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке.

СПОРТИВНАЯ

Говорит он: «До свиданья!» Тебе машет на прощанье.

Рот открыть, улыбнуться. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губку и опускать на нижнюю.

Язычок на спортплощадке Занимается зарядкой.

Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево.

Хотя это нелегко, Потянулся высоко.

Наклонился низко, К подбородку близко.

Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу.

Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.

Ловко сделал мостик, Вниз запрятал хвостик.

Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

А теперь Язык, как мячик, За зубами сверху скачет.

Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов.

Поспешил на ипподром, На лошадку сел верхом.

Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.

Язычок остановился.

В гриб на ножке превратился.

Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

Язычок теперь гимнаст. Закрутился вверх у нас.

А сейчас он развернулся, Лег и в трубочку свернулся.

Рот отпкрыть. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх. Придержать зубами.

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь.

ЗООЛОГИЧЕСКАЯ

Язычок чуть-чуть устал. Он спокойно полежал.

Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать его в таком положении 10 сек.

В зоопарк пойдем теперь. Открываем шире дверь.

Открывать широко рот и закрывать его.

Нас встречает добрый слон. Длинный хобот тянет он.

Если очень захотеть, Можно хоботом вертеть.

Тянуть губы вперед «хоботком».

Враищть вытянутыми губами по кругу.

Улыбнулись нам подружки -Большеротые лягушки.

Жираф вытянул вверх шею. Очень он гордится ею.

Широко улыбаться, растягивая губы.

Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу.

Зебры - резвые лошадки -Бойко скачут по площадке.

Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку.

Потянула зебра ножку, Постояла так немножко.

Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

А у зебры есть полоски. Их рисуем кистью плоской.

Рот открыть и не закрывать. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад.

Посмотри: хамелеон. Хвост закручивает он.

Рот широко открыть. Поднять язык за верхние зубы и закрутить его наверх. Придержать его зубами.

Вот пантера. Зверь другой. Спину выгнула дугой.

Спину выгнула дугой... Язычок, скорей домой!

Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

Спрятать язык. Закрыть рот.

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru

Сайт образовательного учреждения - Item Info

"Артикуляционная гимнастика -

это не скучно!" 

      С первого взгляда кажется, что гимнастика это скучные упражнения, которые ребенок должен делать каждый день. Но это не так! Десятки известных авторов в области логопедии разработали десятки комплексов по развитию артикуляционной моторики. Например, в своей работе я использую:

1) Н. В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика». Предполагает выполнение упражнений вместе со зверюшками в стихотворной форме, а все рекомендации по выполнению упражнений написаны коротко, грамотно, доступно для родителей.

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

2) Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в считалках». Это пособие содержит шесть считалочек, а значит шесть комплексов для выполнения гимнастики. На каждую строчку выполняется упражнение, выполняем неторопливо, четко.

Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем.

3) Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». Пособие оформлено в виде пяти сказок о язычке, его домике, занятиях. Детям очень нравится эта игровая форма гимнастики.

Открываем ротик – дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

Он удобно в доме лёг.

4) Использование вязаной игрушки «Язычок». Игрушка наглядно показывает детям положение языка в ротовой полости, дает представление го его частях (кончик, спинка, корень языка).

5) Артикуляционная гимнастика с сопровождением мультимедиа. Ни для кого не секрет, что в наше время ребенок уже с 3-4 лет знаком с компьютером, и информационно коммуникационные технологии вызывают у детей огромный интерес. Поэтому, в своей работе использую презентации Power Point с различными подборками картинок статичных и динамичных.

6) З. А. Репина, А. В. Доросинская «Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста». Это гимнастика для неусидчивых детей, или детей внимание которых сложно привлечь. Опосредованная гимнастика дает нам возможность формирования и развития артикуляционного праксиса для каждого конкретного звука. Выполняя задания в игровой форме, ребенок даже не догадывается, что идет процесс формирования уклада звука, его постановки.

7) «Логокуб» для артикуляционной гимнастики. Это пособие сделано своими руками. Представляет собой картонный куб 10*10, на каждой стороне куба картинка, символизирующая то или иное упражнение. Ребенок берет куб и начинает выполнять упражнение за упражнением, переворачивая куб в руках. Так как у куба только 6 сторон, то ребенок может выполнить только 6 упражнений. Поэтому это пособие подходит для тех детей, у которых артикуляционные движения сформированы достаточно, и гимнастика нужна как этап занятия, настраивающий ребенка на работу и приводящий язык в нужное положение в зависимости от изучаемого звука.

8) «Сказки о Веселом Язычке». Какие-то из них составлены авторами, какие-то придуманы логопедами-практиками. Ну кто не знает сказку «Бабушкины оладьи»? Любая из артикуляционных сказок включает в себя не менее 10 упражнений, каждое из которых повторяется несколько раз, для закрепления положения языка и формирования объема движения. Для наглядной опоры используются карточки-образы выполняемого упражнения.

9) Артикуляционная гимнастика с использованием предметов домашнего обихода, или выполнением движений руками. Здесь развивая артикуляционную моторику, мы развиваем еще и мелкую. Детям такие упражнения очень нравятся, потому что они знакомятся с ощущениями от мячей, зубных щеток, шишек, шерстяных ниток и т. д.

Например, упражнение "Мышка". Инструкция: Губы в улыбке, рот приоткрыт. Произнести "а. " и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик). Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец при этом согнуты в «дуги-ушки», а средний, безымянный и большой собраны в «мордочку мышки».

10) Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики. В этой гимнастике артикуляционные движения сопровождаются движениями кистей рук и пальцев. Совершенствует координацию движений, развивает артикуляционную и пальчиковую моторику, привлекает интерес детей к упражнениям. (Например упражнение «Шарик». Ладоши ребенка прижаты к друг другу лодочкой. Говорим: «Ш-Ш-Ш» - и ладошки расходятся, показывая, как «надувается» шарик. Вот какой шарик получился! В этом упражнении кисти рук копируют положение языка во время произнесения звука «Ш», а именно «чашечку». И произнести звук для ребенка становится легче.)

 

133.tvoysadik.ru

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках Куликовская Т

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Куликовская Т. А.

В зоопарк пойдем теперь, Открываем шире дверь. Рот широко открывать и закрывать.

Нас встречает добрый слон. Длинный хобот тянет он. Губы тянуть вперед «хоботком» .

Если очень захотеть, Можно хоботом вертеть. Вращать вытянутыми губами по кругу.

Улыбнулись нам подружки Большеротые лягушки. Широко улыбаться, растягивая губы.

Жираф вытянут вверх шею. Очень он гордится ею. Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу.

Зебры – резвые лошадки Бойко скачут на площадке. Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к небу. Максимально растягивать подъязычную связку.

Потянула зебра ножку, Постояла так немножко. Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к небу и удерживать так 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

А у зебры есть полоски. Их рисуем кистью плоской. Рот открыть и не закрывать. Проводить широким языком по небу вперед-назад.

Посмотри: хамелеон, Хвост закручивает он. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх, придерживать зубами.

Вот пантера – зверь другой. Спину выгнула дугой. Рот открыть, спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

Спину выгнула дугой… Язычок, скорей домой! Спрятать язык, закрыть рот.

present5.com

Куликовская Т.. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинкахЭто пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов… — (формат: 60x90/16 (145х215 мм), 64стр. (иллюстрации) стр.) Подробнее...57бумажная книга
Куликовская Т.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинкахЭто пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов… — Гном, (формат: Мягкая бумажная, 64 стр.) Подробнее...201788бумажная книга
Куликовская Татьяна АнатольевнаАртикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителейЭто пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов… — Гном и Д, Практическая логопедия Подробнее...201780бумажная книга
Куликовская Татьяна АнатольевнаАртикуляционная гимнастика в стихах и картинках: Пособие для логопедов, воспитателей и родителейЭто пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов… — Гном, В помощь логопеду Подробнее...201698бумажная книга
Татьяна КуликовскаяАртикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителейЭто пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата — (формат: 60x90/16 (145х215 мм), 64стр. (иллюстрации) стр.) Подробнее...201569бумажная книга
Куликовская Татьяна АнатольевнаАртикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителейЭто пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов… — Гном, (формат: 60x90/16 (145х215 мм), 64стр. (иллюстрации) стр.) В помощь логопеду Подробнее...201486бумажная книга
Куликовская Татьяна АнатольевнаАртикуляционная гимнастика в стихах и картинках: Пособие для логопедов, воспитателей и родителейЭто пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов… — Гном, (формат: 60x90/16 (145х215 мм), 64стр. (иллюстрации) стр.) В помощь логопеду Подробнее...2014116бумажная книга
Т. А. КуликовскаяАртикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителейЭто пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов… — (формат: 60x90/16 (145х215 мм), 64стр. (иллюстрации) стр.) Подробнее...201788бумажная книга

dic.academic.ru

Куликовская Т. А. К90 Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей

ББК 74.1 К90

Куликовская Т. А.

К90 Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном иД», 2004.-32 с.

ISBN 5-296-00503-1

Это пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов артикуляционной гимнастики в игровой форме.

Описание артикуляционных упражнений сопровождается рисунками и стихотворениями.

Книга адресована детям, логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям.

ББК 74.1

ISBN 5-296-00503-1

Куликовская Т. А., 2004.

Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д », 2004.

ВВЕДЕНИЕ

Ваш малыш неправильно произносит некоторые звуки?

Значит, у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Как же помочь ребенку выполнять полезные упражнения артикуляционной гимнастики? Данное пособие поможет Вам решить эти проблемы.

Основная цель всех упражнений — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Рекомендуется проводить по одному комплексу артикуляционных упражнений за одно занятие. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут.

Описание как отдельных упражнений артикуляционной гимнастики, так и подобранных комплексов упражнений («логопедических сказок») сопровождается рисунками и стихотворениями. Сначала взрослый читает стихотворения и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми.

1-ый комплекс (сказка первая «Домашняя») поможет закрепить у детей названия органов артикуляции, 3-ий (сказка третья «Учебная») — будет способствовать тренировке ориентирования в пространстве, 5-ый (сказка пятая «Зоологическая») — научит имитировать движения некоторых животных.

Установлено, что развитие тонких движений руки способствует развитию речи.

3-ий комплекс гимнастики можно выполнять с варежками в форме языка, которые надеваются на ведущие руки взрослого и ребенка. При этом рука и язык выполняют синхронные движения. Язык отклоняется вправо и кисть руки отводится в правую сторону; язык поднимается вверх и кисть руки направляется вверх и т.д.

Рука ( с варежкой или без нее) может помогать движению языка и в проведении других комплексов артикуляционной гимнастики.

Итак, Вам предложены различные способы проведения артикуляционной гимнастики. Попробуйте применить их в работе с детьми.

Желаем успехов!

ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ

^

Широко открывать рот.

В этом доме две стены. Это щеки нам видны. Могут стены в дом втянуться, А потом, как шар, раздуться.

^

Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем. Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.

Вращать нижней челюстью.

Потолок вверху, внутри. Это нёбо. Посмотри. Можно к нёбу прикасаться, Постучать и там остаться.

^ нёбу. «Постучать» языком по нёбу.

Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают. Двери-зубы. Осторожно. Закрываются надежно.

^

Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться.

Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».

Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет. Сказки эти он расскажет И картинки нам покажет.

ДОМАШНЯЯЯзык в ротике живет. Никогда не устает.

^

Очень любит чистоту В домике своем - во рту.

Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ.

Двери шире открывает: Воздух свежий он впускает.

И пока он убирает Домик свой не запирает.^

Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.

А теперь наш Язычок Моет нёбо-потолок.

^ Проводить широким языком по нёбу вперед-назад.

Время даром не теряет: Губы-двери вытирает.

Рот открыть и не закрывать. Сделать язык широким. «Обнять» языком всю верхнюю губу, облизать ее, убирая язык вглубь рта.

Моет двери он вторые -Наши зубы. Ротик шире.

Чистит стены. Это щеки. Взял щетинистые щетки.

^ Облизывать языком верхние и нижние зубы с внутренней и внешней стороны.

Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Проводить языком по внутренней стороне щек, массируя их.

ПРОГУЛОЧНАЯ

Вот теперь он все убрал, На лошадке поскакал.

^ Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.

Язычок гулять выходит, Домик он кругом обходит.

^ круговые движения языком, облизывая губы.

Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам.

^ максимально высунуть его изо рта.

Смотрит, как расческа-зубы Нам причесывает губы.

^ верхними - по нижней, массируя ее.

Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке.

А теперь наоборот: Губки тянутся вперед.

^ растягивая губы.

Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперед.

Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом.

На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался.

^ широким языком вперед-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щек.

Открыть рот. Тянуться то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.

Догадаться кто бы мог. Язычок наш, как грибок.

^ Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Язычок гармошкой стал, Поиграл и не устал.

Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.

То иголка, то лопата Язычки у вас, ребята.

^ язык узким и широким. «Иголка»-язык напряжен и выдвинут вперед. «Лопата»-язык расслаблен и лежит на нижней губе.

Надоели превращенья: Лижет Язычок варенье.

^ облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

Любит он покушать сладко. После скачет, как лошадка.^ Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

УЧЕБНАЯ

Язычок знаком вам, дети Мы его улыбкой встретим.

^

Это Язычок пришел. Вправо он сейчас пошел.

«

Все, что нужно, увидал И налево зашагал.

^ Тянуться языком к правому уху.

Тянуться языком к левому уху.

Погулял совсем немножко, Широко открыл окошко.

Он окно не закрывает, Кверху кончик поднимает.

^ таком положении 10 сек.

Держать рот широко открытым. Тянуться языком к носу.

Он окно не закрывает, Книзу кончик опускает.

Язычок не устает: Тянется теперь вперед.

^ к подбородку.

Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед.

В прятки поиграть он рад: Отступает шаг назад.

Поиграл с тобою в прятки И помчался на лошадке.

^ рта.

Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке.

СПОРТИВНАЯ

Говорит он: «До свиданья!» Тебе машет на прощанье.

^ поднимать широкий язык на верхнюю губку и опускать на нижнюю.

Язычок на спортплощадке Занимается зарядкой.

^ высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево.

Хотя это нелегко, Потянулся высоко.

Наклонился низко, К подбородку близко.

^ языком к носу.

Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.

Ловко сделал мостик, Вниз запрятал хвостик.

^

А теперь Язык, как мячик, За зубами сверху скачет.

Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов.

Поспешил на ипподром, На лошадку сел верхом.

^ Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.

Язычок остановился.

В гриб на ножке превратился.

^ улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

Язычок теперь гимнаст. Закрутился вверх у нас.

А сейчас он развернулся, Лег и в трубочку свернулся.

^ Закрутить его наверх. Придержать зубами.

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь.

ЗООЛОГИЧЕСКАЯ

Язычок чуть-чуть устал. Он спокойно полежал.

^ языка. Удерживать его в таком положении 10 сек.

В зоопарк пойдем теперь. Открываем шире дверь.

Открывать широко рот и закрывать его.

Нас встречает добрый слон. Длинный хобот тянет он.

Если очень захотеть, Можно хоботом вертеть.

^

Враищть вытянутыми губами по кругу.

Улыбнулись нам подружки -Большеротые лягушки.

Жираф вытянул вверх шею. Очень он гордится ею.

^

Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу.

Зебры - резвые лошадки -Бойко скачут по площадке.

^ щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку.

Потянула зебра ножку, Постояла так немножко.

^ удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

А у зебры есть полоски. Их рисуем кистью плоской.

^ широким языком по нёбу вперед-назад.

Посмотри: хамелеон. Хвост закручивает он.

Рот широко открыть. Поднять язык за верхние зубы и закрутить его наверх. Придержать его зубами.

Вот пантера. Зверь другой. Спину выгнула дугой.

Спину выгнула дугой... Язычок, скорей домой!

Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

Спрятать язык. Закрыть рот.

top-bal.ru

Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках

Обложка книги &quotКуликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках&quot

  • Название:
  • Размер: 5.13 Мб
  • Формат: DJVU
  • Скачать

Краткий отрывок из начала книги (машинное распознавание)

Т.А. Куликовская Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках Пособие для логопедов, воспитателей и родителей ББК74.1К90 Куликовская Т. А. К90 Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. «Издательство Гном иД», 2004.-32 с. ISBN 5-296-00503-1 Это пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов артикуляционной гимнастики в игровой форме. Описание артикуляционных упражнений сопровождается рисунками и стихотворениями. Книга адресована детям, логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям. ББК74.1 ISBN 5-296-00503-1 Куликовская Т. А., 2004. Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д », 2004. ВВЕДЕНИЕ Ваш малыш неправильно произносит некоторые звуки? Значит, у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Как же помочь ребенку выполнять полезные упражнения артикуляционной гимнастики? Данное пособие поможет Вам решить эти проблемы. Основная цель всех упражнений — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Рекомендуется проводить по одному комплексу артикуляционных упражнений за одно занятие. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут. Описание как отдельных упражнений артикуляционной гимнастики, так и подобранных комплексов упражнений («логопедических сказок») сопровождается рисунками и стихотворениями. Сначала взрослый читает стихотворения и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми. 1-ый комплекс (сказка первая «Домашняя») поможет закрепить у детей названия органов артикуляции, 3-ий (сказка третья «Учебная») — будет способствовать тренировке ориентирования в пространстве, 5-ый (сказка пятая «Зоологическая») — научит имитировать движения некоторых животных. Установлено, что развитие тонких движений руки способствует развитию речи. 3-ий комплекс гимнастики можно выполнять с варежками в форме языка, которые надеваются на ведущие руки взрослого и ребенка. При этом рука и язык выполняют синхронные движения. Язык отклоняется вправо и кисть руки отводится в правую сторону; язык поднимается вверх и кисть руки направляется вверх и т.д. Рука ( с варежкой или без нее) может помогать движению языка и в проведении других комплексов артикуляционной гимнастики. Итак, Вам предложены различные способы проведения артикуляционной гимнастики. Попробуйте применить их в работе с детьми. Желаем успехов! ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ Открываем ротик-дрм. Кто хозяин в доме том? В нем хозяин - Язычок. Он удобно в доме лёг. Широко открывать рот. В этом доме две стены. Это щеки нам видны. Могут стены в дом втянуться, А потом, как шар, раздуться. Надувать и втягивать щеки. Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем. Эта челюсть нижняя В домике подвижная. Вращать нижней челюстью. Потолок вверху, внутри. Это нёбо. Посмотри. Можно к нёбу прикасаться, Постучать и там остаться. Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу. iS) Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают. Двери-зубы. Осторожно. Закрываются надежно. Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы. t'JJ / \ Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться. Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку». Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет. Сказки эти он расскажет И картинки нам покажет. ДОМАШНЯЯ Язык в ротике живет. Никогда не устает. Широко открывать рот и максимально высовывать язык изо рта. Очень любит чистоту В домике своем - во рту. Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ. Двери шире открывает: Воздух свежий он впускает. Открывать и закрывать рот. И пока он убирает Домик свой не запирает. Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек. А теперь наш Язычок Моет нёбо-потолок. Максимально открыть рот. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад. Время даром не теряет: Губы-двери вытирает. Рот открыть и не закрывать. Сделать язык широким. «Обнять» языком всю верхнюю губу, облизать ее, убирая язык вглубь рта. Моет двери он вторые - Наши зубы. Ротик шире. Рот держать широко открытым. Облизывать языком верхние и нижние зубы с внутренней и внешней стороны. Чистит стены. Это щеки. Взял щетинистые щетки. Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Проводить языком по внутренней стороне щек, массируя их. Вот теперь он все убрал, На лошадке поскакал. Рот открыть и не закрывать. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку. ПРОГУЛОЧНАЯ Язычок гулять выходит, Домик он кругом обходит. Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы. ш-^*ш_^_ Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам. Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта. Смотрит, как расческа-зубы Нам причесывает губы. Проводить нижними зубами по верхней губе, а верхними - по нижней, массируя ее. Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке. Рот закрыть. Широко улыбнуться, растягивая губы. lS) А теперь наоборот: Губки тянутся вперед. Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперед. Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом. Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щек. На качелях оказался. Вверх взлетал и вниз спускался. Открыть рот. Тянуться то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Догадаться кто бы мог. Язычок наш, как грибок. Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. Язычок гармошкой стал, Поиграл и не устал. Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку. То иголка, то лопата Язычки у вас, ребята. Высунуть язык изо рта. Попеременно делать язык узким и широким. «Иголка»-язык напряжен и выдвинут вперед. «Лопата»-язык расслаблен и лежит на нижней губе. Надоели превращенья: Лижет Язычок варенье. Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать. Любит он покушать сладко. После скачет, как лошадка. Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку. УЧЕБНАЯ Язычок знаком вам, дети Мы его улыбкой встретим. Широко улыбаться, растягивая губы. Это Язычок пришел. Вправо он сейчас пошел. Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком к правому уху. Все, что нужно, увидал И налево зашагал. Тянуться языком к левому УХУ- Погулял совсем немножко, Широко открыл окошко. Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек. Он окно не закрывает, Кверху кончик поднимает. Держать рот широко открытым. Тянуться языком к носу. Он окно не закрывает, Книзу кончик опускает. Держать рот открытым. Тянуться языком к подбородку. Язычок не устает: Тянется теперь вперед. Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед. В прятки поиграть он рад: Отступает шаг назад. Приоткрыть рот. Оттягивать язык вглубь рта. Поиграл с тобою в прятки И помчался на лошадке. Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке. Говорит он: «До свиданья!» Тебе машет на прощанье. Рот открыть, улыбнуться. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губку и опускать на нижнюю. Язычок на спортплощадке Занимается зарядкой. Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево. Хотя это нелегко, Потянулся высоко. Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу. Наклонился низко, К подбородку близко. Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку. Ловко сделал мостик, Вниз запрятал хвостик. Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка. C^IC^ - А теперь Язык, как мячик, За зубами сверху скачет. Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов. Поспешил на ипподром, На лошадку сел верхом. Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку. Язычок остановился. В гриб на ножке превратился. Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку. Язычок теперь гимнаст. Закрутился вверх у нас. Рот отпкрытъ. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх. Придержать зубами. А сейчас он развернулся, Лег и в трубочку свернулся. Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь. Язычок чуть-чуть устал. Он спокойно полежал. Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать его в таком положении 10 сек. ЗООЛОГИЧЕСКАЯ В зоопарк пойдем теперь. Открываем шире дверь. Открывать широкорот и закрывать его. Нас встречает добрый слон. Длинный хобот тянет он. Тянуть губы вперед «хоботком». «г Если очень захотеть, Можно хоботом вертеть. Враищтъ вытянутыми губами по кругу. Улыбнулись нам подружки - Большеротые лягушки. Широко улыбаться, растягивая губы. Жираф вытянул вверх шею. Очень он гордится ею. Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу. Зебры - резвые лошадки - Бойко скачут по площадке. Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку. Потянула зебра ножку, Постояла так немножко. Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку. А у зебры есть полоски. Их рисуем кистью плоской. Рот открыть и не закрывать. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад. Посмотри: хамелеон. Хвост закручивает он. Рот широко открыть. Поднять язык за верхние зубы и закрутить его наверх. Придержать его зубами. Вот пантера. Зверь другой. Спину выгнула дугой. Рот открыть. Спрятать язык за зубы. Выгнуть спинку языка. Спину выгнула дугой... Язычок, скорей домой! Спрятать язык. Закрыть рот.

freedocs.xyz

Куликовская, Т. А - Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках.doc

Издание развивающего обучения

Куликовская, Т.А.

К90 Артикуляционная гимнастика в считалках : пособие для лого­педов, воспитателей логопедических групп и родителей / Т.А. Ку­ликовская. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 64 с.

ISBN 978-5-296-00794-0

В пособии предложены эффективные упражнения для укреп­ления мышц артикуляционного аппарата. Упражнения сопровож­даются иллюстрациями и стихотворным текстом.

Адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям.

ББК74.3

Редактор — Н.Е. Арбекова

Обложка — Д.Р. Нудряков

Оригинал-макет — Н.М. Кудрякова

Подписано в печать 15.03.2008. Печать офсетная. Объем — 4 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 3000 экз. Заказ № 953.

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.006471.06.08 от 25.06.2008 г.

ООО «Издательство ГНОМ и Д» Тел.: 8-926-215-10-05. E-mail: [email protected]

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Домодедовская типография». 142001, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1.

© Куликовская Т.Д., 2008

© Оформление. ООО аИздательство ГНОМ и Д», 2008

ISBN 978-5-296-00794-0© ЗАО.МЦФЭР», 2008

Если Ваш ребенок еще не произносит труд­ные звуки, предложите ему выполнить эти не­сложные игровые комплексы артикуляционной гимнастики.

Гимнастику целесообразно выполнять пе­ред зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Для взрослого имеется описание вы­полнения упражнений. Рекомендуется про­водить один комплекс артикуляционных уп­ражнений за один подход. Общая продолжи­тельность занятия с детьми 4-5 лет не должна превышать семи минут, с детьми 6—7 лет — десяти минут.

Упражнения сопровождаются забавными рисунками, которые дети с удовольствием рас­красят, и стихотворным текстом, который сна­чала читает взрослый, а затем (по мере запо­минания) проговаривает ребенок.

Пусть эти занятия доставят удовольствие Вам и Вашим детям.

ocherk.org