Сказочный день "Курочка-Ряба". Курочка пальчиковая гимнастика


Блог учителя-логопеда Полянской Светланы Васильевны: Лексическая тема: Домашние птицы

Отгадай загадку!

Квохчет, квохчет, детей созывает, Всех под крыло собирает. (Курица)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

Явился в желтой шубке, Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)

Красные лапки, щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь)

Катится бочка, нет в ней не сучочка. (Яйцо)

Пальчиковая гимнастика “Курочка”

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать(хлопаем руками по коленям)А за ней ребятки – желтые цыплятки(шагаем пальчиками по столу)Ко – ко – ко, ко – ко – ко, не ходите далеко!(грозим пальчиком)Лапками гребите (загребаем ручками),Зернышки ищите. (клюем пальчиками зернышки)Съели толстого жука, дождевого червяка(показываем руками, какой толстый жук)Выпили водицы полное корытце(показываем как черпаем воду и пьем)

Дидактическа игра "Кто как кричит?"

Гусь — гогочет, утка — крякает, курица — кудахчет, петух — кукарекает, цыпленок — пищит, индюк — балбочет.

«Назови родителей!»

У цыпленка — курица, петух; у индюшонка — индюшка, индюк; у утенка — утка, селезень; у гусенка — гусыня, гусак.

«Один — много»

Гусь — гуси — много гусей,утка — утки — уток,петух — петухи — петухов,курица — куры — кур,селезень — селезни — селезней,гусенок — гусята — гусят,гусыня — гусыни — гусынь,утенок — утята — утят,ииндюк — индюки — индюков,индюшка — индюшки — индюшек,индюшонок — индюшата — индюшат.

«Назови ласково»

Петух — петушок — петушки,зерно — зернышко — зернышки,курица — курочка — курочки,цыпленок — цыпленочек — цыплятки,утка — уточка — уточки,гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),гусыня — гусынюшка — гусынюшки,утенок — утеночек — утятки,индюшка — индюшечка — индюшечки,индюшонок — индюшоночек — индюшатки,яйцо — яичко — яички,крыло — крылышко — крылышки.

Физминутка “Индюк”

Ходит по двору индюк   (Шаги на месте)Среди уток и подруг.Вдруг увидел он грача,   (Остановиться, удивленно посмотреть вниз)Рассердился.Сгоряча затопал,   (Потопать ногами)Крыльями захлопал.   (Руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам)Весь раздулся, словно шар   (Сцепить округленные руки перед грудью)Или медный самовар,Затряс бородою   (Помотать головой)Понесся стрелою.   (Бег на месте)

«Сравни и назови по образцу»

Красивый — красивее, мягкий — мягче, твердый — тверже, длинный — длиннее, корокий — короче, добрый — добрее,злой — злее, сильный — сильнее, слабый — слабее, высокий — выше, низкий — ниже, толстый — толще, тонкий — тоньше.

Игра “Что не так?”

Кошка мычала на диване.Собака лает на своих.Лошадь дает яйца.Коза клюёт молоко.

“Какое слово самое короткое?”

Собака, кот, корова, коза.Петух, индюк, гусь, курица.

Игра “Что общего и чем отличаются?”

Синица и гусь.Курица и утка.

Для домашнего чтения: Гуси-гусенята

Гуси-гусенята на ножки Красные надели сапожки И пошли гуськом, вереницей, Чтоб воды в корыте напиться. Напились воды десять братцев, Начали в корыте купаться. Хорошо купаться в корыте! Гуси-гусенята, плывите!

Цыплята

Пищат живые шарики, Пшено клюют с руки. Не знаю, где тут курочки, А где тут петушки.Кудахчет громко курица, Взволнованна она: Наверно, детям маленьким Нельзя давать пшена.

Утята и цыплята( Отрывок )Мама-курица важно шла по двору и вела своих цыплят. Шла неторопливо, потому что цыплята то и дело находили еду и останавливались, чтобы склюнуть червячка или семечко.А навстречу шла мама-утка. Шла быстро, а утята так же быстро бежали за ней. Они не останавливались и не обращали внимания на червяков и семена растений, не обращали внимания на крошки хлеба и зернышки. Удивились цыплята, хотели даже спросить, куда это так спешат утята, но не успели: мама-утка пролезла в щель забора, и утята – за ней.Самый любопытный цыпленок решил все-таки посмотреть, что же там, за забором, и куда торопились утята. Выглянул он – и даже клювик открыл от удивления. За забором был пруд, а по этому пруду плавали утята. Плавали – и то и дело опускали в воду головки. А когда поднимали – у них в клювах что-то было. Значит, в воде они находят еду! Но самое интересное – не это. Ведь утятам тоже был один или два дня от роду. А вот они не только бегать уже умели, но и плавать очень хорошо.По Ю. Дмитриеву

Почему Петух кричит трижды в ночь(Сказка)В старину у Петуха хвост был самый красивый, а Павлин ходил кургузый. Был у него хвост, да так – не хвост, а одно недоразумение. Завидовал Павлин Петуху.Вот однажды пришел Павлин к Петуху и говорит:– Петух, а Петух! Одолжи мне свой хвост, а то мне в гости идти нужно, так охота принарядиться.– Да что ты, – говорит Петух, – разве хвост одалживают?– Да ведь я отдам! – говорит Павлин.– А когда отдашь?– Да как из гостей приду. Может, вечером, может, в полночь, а то и до утра прогуляю.Отдал ему Петух свой хвост. Павлин расфуфырился и был таков!Сидит Петух без хвоста и ждет, когда Павлин из гостей вернется. Вот и вечер наступил, а Павлина все нет.Вскочил Петух на забор и запел: “Ку-ка-ре-ку!”Не идет Павлин. Глядь – полночь настала, темень – хоть глаза выколи. “Эх, – думает Петух, – как бы Павлин не заблудился”. Вскочил Петька и давай кукарекать. Кричал, кричал – нет, не идет Павлин. Опять задремал Петух, да не спится ему – хвост жалко. Вскочил Петух на рассвете. Опять закричал Петька:– Ку-ка-ре-ку! Павлинушка! Иди сюда!А какое там “сюда”! Павлин за ночь до самой Индии добежал, да там и поселился. Поминай его как звали.Много лет прошло, много воды утекло, уж и хвост новый у Петуха вырос, а он все никак не может успокоиться.Вот и кричит он с тех пор каждую ночь трижды – как знать, может, и вернет Павлин старый Петькин хвост.

“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”,“Хаврошечка”, “Зимовье”, “Полкан и медведь”, “Бычок-черный бочок, белые копытца”, “Бременские музыканты”, “Три поросенка”, “Петушок– золотой гребешок”.“Соломенный бычок – смоляной бочок”.Н. Носов. “Живая шляпа”.

polyanskaya-swetlana.blogspot.com

Сказочный день "Курочка-Ряба" - запись пользователя Alena (id810794) в сообществе Тематические недели в категории Сказки/мультфильмы

Провели денек со сказкой "Курочка-Ряба"

Дочке 1.9.

Идеи отсюда http://leleka-online.com/  и http://www.igraypodrastay.ru/razvivayuschie-zaniatia/vozrast-dva-goda/4-razvivayushchee-zanyatie-dlya-detej-2-let.html

 Начали с прочтения сказки.Но немного обыграли ее.

Жили-были дед ( изображаем, как он гладит длинную бородку) да баба ( прижимаем руки к ушкам – это платочек). Была у них курочка ряба ( курочка – это расправленная ладошка, большой палец-голова. Погладим «курочку» при этих словах). Снесла курочка яичко (изображаем сведя указательный и большой палец, как знак «окей»), не простое - золотое.Дед бил, бил - не разбил.(стучим кулачком по ладошке)Баба била, била - не разбила.( стучим кулачком по ладошке)Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. («бежим» пальчиками по столу, а хвостик, разбивший яйцо – это указательный пальчик, стукнувший по кулачку другой руки)Дед плачет, баба плачет, (изображаем плач, трём кулачками щёчки) а курочка кудахчет:- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!

 

Послушали,почитали и пошли играть

Прибежала к нам взволнованная курочка Ряба и пожаловалась, что её яички все попадали в воду! Надо срочно их вытащить и положить обратно в гнёздышки!

 

Из тазика с водой  ложкой доставали золотые яйца (камешки) и складывали в контейнер.

Итак, курочка яички снесла, но тут мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось…

Вот сделала такой пазл,складывали.

 

Потом занялись подвижными и музыкальными играми.

Одели желтый сарафанчик и дочь стала цыпленком.Слушали песенку "Вышла курочка гулять" и танцевали,выполняя движения по смыслу песни.

Вышла курочка гулять, свежей травки поклевать (ходим, переступая как мишки с ноги на ногу и чуть раскачиваясь,  машем руками как крылышками)

А за ней ребятки, желтые цыплятки (прыгаем как цыплятки, машем крылышками и кричим пи-пи-пи).

Ко-ко-ко, не ходите далеко (грозим пальчиком).

Лапками гребите (гребем ладошками).

Зернышки ищите (приседаем, складываем пальчики щепоткой, клюем).

Съели толстого жука, дождевого червяка (киваем головой, открываем-закрываем рот «ам-ам»)

Выпили водицы, полное корытце (складываем губы трубочкой, втягиваем воздух,  как-будто пьем). 

 

Еще поиграли в такую игру.Вместе с ребенком, как цыплята, бегаем по комнате, машем крылышками, выкапываем пальчиками червячков (волнистыми движениями пальцев скребем по полу), приседаем, чтобы поесть червячков, встаем, чтобы побежать дальше, щепоткой клюем зернышки.

Вдруг! Объявляем: «Лиса идет! Быстро в курятник!». Бежим в укрытие –мы прыгали на диван.

Через минуту «лиса уходит» и цыплята снова выходят из курятника побегать и поклевать зернышки.

Очень понравилась эта игра,было весело.

 

Ну и надо цыплятам подкрепиться.Рассыпала по полу "корм" (камешки).Дочь собирала их в корзинку.

Собрали корм и пошли кормить курочку и петушка.Задание на сортировку.

Смешала крупу и макароны.Червячки (макароны) петушку,зерно (фасоль) курочке.

Еще петушка кормили вот так.

 Пальчиковая гимнастика.

После того, как рассортировали  крупу рисуем на кончиках пальцев ребенка маленьких цыплят (схематично).

Дальше выполняем пальчиковую гимнастику:

- цыплята на кончиках пальцев пляшут (шевелим пальчиками в воздухе)

- едят крупу (стучим пальчиками по крупе, которую только что сортировали – массаж и гимнастика пальцев)

-  кладем пальчики на стол прижимаем их к столу, не отрывая ладоней от стола, приподнимаем пальчики и шевелим ими в воздухе  - цыплята снова пляшут;

- «ой лиса пришла!»- пальчики прижали к столу – прячемся;

- пальчики по одному начинаем поднимать над столом – «ушла ли лиса?»

- «ушла!» - пальчики снова танцуют.

Выполняем развивающую гимнастику для пальчиков несколько раз по кругу.

 

Продолжаем учить счет.Карточки с зерном и цыпленком. Прятала цыпленка под карточку с зерном.И просила найти цыпленка,говорила цыпленок  под одним зернышком,или двумя.

Ну и творчество.

Делали яйцо.Клеили яичную скорлупу.

Кормили курочку зернышками из пластилина.

 

Слушали аудиосказку.Смотрели презентацию и мультфильм.Смотрели сказку на нашем фланелеграфе

Вот так поиграли!

 

 

www.babyblog.ru

Зёрнышки для курочки

Конспект  НОД  с детьми раннего возраста по речевому и художественно-эстетическому развитию с использованием техники пластинографии

Зёрнышки для курочки

Соловьева Марина Аркадьевна

Образовательная область: Речевое развитие,  художественно – эстетическое развитие.Направление: Познавательно-исследовательскоеПедагогическая цель: Познакомить детей с пластилинографией -  это нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. ) Расширить активный словарный запас детей. Учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать интерес к художественному слову, детской картинкеЦелевые ориентиры: Дети понимают простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечают на них; эмоционально откликается на подвижные игры; принимает активное участие в лепке; проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные по возрасту литературно-художественные произведения  Виды деятельности:  Рассматривание картины « Курочка с цыплятами». Подвижная игра. Чтение стихотворения   Т. Лавровой. Пальчиковая   гимнастика. Продуктивная деятельность детей (лепка), подведение итогов.Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально -коммуникативное развитие» «Художественное творчество»Виды деятельности: игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, коммуникативная, продуктивная.  Задачи:Образовательные:

  • Дать первоначальные представления о  курице и цыплятах, их внешнем  виде: (курица большая, есть хвост и гребешок , курица-мама у неё есть детки – цыплята они маленькие, круглые, пушистые, бегают за курицей, прячутся под ее крыло.

  • Учить детей узнавать на картине и в игрушечном изображении курицу с цыплятами, узнавать звуки, которые издают  курица, цыплята, подрожать им.

  • Учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать интерес к художественному слову, детской картинке.  

  • Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; 

  • Научить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга;                             

Развивающие:                                                                  

  • Развивать умение слушать и слышать воспитателя, подрожать словам, звукосочетаниям, движениям.                      

  • Развивать мелкую моторику, используя пальчиковые игры.

Воспитательные: 

  • Воспитывать любознательность, чувство ответственности.

  • воспитывать бережное отношение к животным, любовь к близким.

Предварительная работа с детьми: Беседа о домашних  птицах Рассматривание иллюстраций в книге «Курочка Ряба». Рассматривание зерна. Прослушивание музыкальной композиции «Вышла курочка гулять» Разучивание подвижной игры, пальчиковые игры. Средства реализации: Набор настольных игрушек (курица с цыплятами), картина « Курочка с цеплятами»,  игрушечная курочка, цыплята, шапочка для игры –курицы,  маски цыплят по количеству детей, пластилин, дощечка ; «полянка» (листы зеленого картона с изображением курочки и цыплят ).  

Ход  непосредственно – образовательной деятельности.

Воспитатель: Посмотрите, ребятки кто к нам сегодня пришёл в гости (на столе сидит курочка (игрушка)). Кто это? Дети: Курочка Воспитатель: Правильно. Это курочка. Она принесла вам картину давайте её рассмотрим.

Рассматривание картины « Курочка с цыплятами».   Беседа по картине. Воспитатель: Кого вы видите на картине? Дети: Курочка с цыплятками. - Что делает курочка? - Что делают  цыплята                                                       -Что делает курочка?                                                         -Что делают цыплятки?                                                    -Какого цвета курица?                                                       -Какого цвета цыплятки?                                                   -Кто больше курица или цыплята                                      -Что у курицы на голове?                                                 -Что делают клювом курица и цыплята?                            -Что они клюют? Покажите как клюют (пальчиком на ладошке)                                                                            -Как курица зовёт цыпляток, когда найдёт зёрнышки?      -Как хозяйка зовёт курочку и цыплят когда приходит кормить их?

Воспитатель: Курочка- это мама, а цыплятки - ее детки (выставляются игрушечные цыплята). Курочка большая, а цыплятки- маленькие, пушистые, их много. Мама курочка заботится о них - учит зернышки клевать и воду вить. Ребята, курочка какая? Дети: Большая Воспитатель: А цыплята, какие? Дети: Маленькие, пушистые. Воспитатель: Ребята, курочка с цыплятками будут зернышки клевать и воду пить. Мы им мешать не будем, мы с вами поиграем.Подвижная игра Вы будете цыплята, а я курочка - ваша мама. (Воспитатель надевает платок, ходит по залу, а дети – цыплята за ней). Воспитатель: Ребятки- цыплятки, делайте как я.                                     Ко - ко – ко! Ко-ко-ко!                                                          Не ходите далеко,                                                           лапками гребите,                                                               зернышки ищите! 

Воспитатель: Вот как хорошо мы с вами поиграли в курочку и цыплят. Как курочка – мама зовет своих цыплят? Дети: Ко-ко-ко! Как цыплятки пищат? Дети: Пи-пи-пи! Воспитатель: Послушайте какое стихотворение я вам прочитаюЧтение стихотворения   Т. Лавровой Яркие, пушистые,                                                             Жёлтые комочки –                                                             Маленькие деточки                                                         Нашей пёстрой квочки.                                                     Словно одуванчики,                                                         В маленьком лукошке.                                                     Клювики раскрытые                                                           Просят хлеба крошки.                                                       Я возьму тихонечко                                                           Золотое чудо,                                                                   Я цыплёнка – лапочку                                                     Обижать не буду.  Пальчиковая   гимнастика Вышла курочка на грядки:         Пальчики шагают Ко-ко-ко, мои цыплятки,          Щиплют всеми пальцами Не толкайтесь, не пищите,      Грозит пальчиком Червячков в земле ищите.      Собирают  пальчиками Воспитатель: Посмотрите что у нас лежит на столе            ( приглашает детей сесть за стол) - Посмотри — это поляна, на ней растет зеленая травка. Пришла курочка на поляну и говорит: «Ко-ко-ко! Хочу кушать!» Что ест курочка? Правильно, зернышки. Ищет, ищет курочка зернышки на поляне — нет зернышек. Давай покормим курочкуи её цыплят , дадим им вкусных зернышек. Положите на зеленую «поляну» пластилиновый шарик и предложите малышу нажать на него пальчиком. Если ребенок затрудняется выполнить это действие, помогите ему, взяв его руку в свою и действуя его рукой. - Вот зернышко и вот зернышко. Поклевала курочка зернышки и говорит: «Ко-ко-ко! Спасибо! Очень вкусные зернышки!» Предложить малышу подготовленные шарики — пусть он сам берет и кладет их в нужное место, надавливает пальчиком. Курочка говорит: «Ко-ко-ко! Хочу еще зернышек». Давай дадим курочке много зернышек! После выполнения задания обыграйте результат: игрушечная курочка придет на поляну, поклюет на ней зерно, похвалит ребенка.   Воспитатель: какие вы ребята все молодцы, как много вы сделали - Чего; (ответы детей) . - А для кого мы лепили зернышки (ответы детей)  Спасибо.

ext.spb.ru

Пальчиковая гимнастика

КУРОЧКА

Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно друг на дружку накладываются остальные пальцы – это гребешок.

ПЕТУШОК

Клюв, как у курочки, но полусогнутые пальцы не касаются друг друга (гребешок). Гребешок колышется при движении петушка.

СОВА

Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полёте. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).

ЛОШАДКА

Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.

МЫШКА

Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держаться на весу, не прижимаясь к большому пальцу, - это мордочка мышки, которая при диалогах шевелиться.

ЛЯГУШКА

Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям, прижатым к ладони среднего и безымянного пальцев (рот).

КРОКОДИЛ

Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный вытянуть вперёд. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

ЛАКОМКА

Левую руку сжать в кулак, положить на стол (вертикально), слегка приоткрыв сверху (см. рис. 14). Указательный и средний пальцы правой руки изображают кошку. Кошка подкрадывается к горшку. Со словами «сунув голову в горшок» указательный и средний пальцы правой руки вводятся в кулак левой руки. На слова «Ой-ой-ой! Ай-я-я-я! Не вынуть голову» кулак левой руки, сжимая пальцы правой, поднимается вверх. На слова «Бумс! Бац…» руки разводятся в стороны.Примерное содержание рифмовки:Стоит на кухне за столом Горшок со свежим молоком.Тайком пробралась в кухню кошка – Отведать молока немножко.Наклонилась, пьёт вершок, Сунув голову в горшок.А потом – ой-ой-ой! Ай-я-я-я! – Не вынуть голову.Бежит кошка во двор,Натолкнулась на забор.Бумс! Бац! Тук-тук-ток!Раскололся тот горшок.Побежала кошка в домОпять за вкусным молоком.Гапса, гопса, гопса-са,Вот такие чудеса.

ПЕКАРЬ (для самых маленьких)Взять ладони малыша в свои руки. Удерживая их, ритмично похлопывать ими друг о дружку, приговаривая примерно следующее:

«Пеку, пеку калачи!» –Кричит пекарь у печи.Если хочешь печь калач,Семь продуктов ты припрячь.Яйца, соль и молокоПоложи недалеко,Маргарин, жир, маслоИ шафран прекрасный.Все продукты замешай,Золотистым в печь сажай.Калачик – колечком, Катись, калач, в печку.

К концу сделать движение, напоминающее посадку хлеба в печку.

«ГДЕ ЖИВЁТ САПОЖНИК?»

В эту игру можно вовлечь детей постарше. Кто-то из играющих ставит два полусогнутых пальца на руку другому и шагает ими снизу вверх по руке с остановками в соответствующем месте, приговаривая: «Где живёт сапожник?» – «Немного дальше», - слышится в ответ. «Где живёт сапожник?» – «Немного дальше» и т.д.Прошагав пальцами к голове партнёра, он задаёт вопрос: «Звонить или стучать?» В зависимости от ответа играющий легонько дергает партнёра за волосы или за ухо, или хлопает по щеке.

«ПЯТЬ ЧЕЛОВЕЧКОВ»

Пальцы левой руки – человечки. Указательным пальцем правой руки указывают на каждый палец левой руки, начиная с большого. Игра будет интереснее, если на каждый палец надеть шляпку, склеенную из бумаги.

Человечки в лес пошли,Всего их было пять.Пасхального зайца ониХотели там поймать.Первый – толстяк, ворчливый был, На бочку очень похож,Он недовольно говорил:«Где зайца тут найдёшь?»Второй: «Вот он, вот он!» – кричал.А третий – длинный, рыжий,Трусливо плача, отвечал:«Нигде его не вижу».Четвёртый так сказал: «Друзья,Мне кажется всё глупым.Обратно возвращаюсь я,Не быть бы мне надутым».А самый маленький, чудной,Ну, кто бы мог подумать, Поймал он зайца и домойПринёс на зависть людям.Засмеялись все тогда:«Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»Интонация разговорной речи человечков обязательно чётко выражается. Первый – басит, ворчит, второй – кричит взволнованным голосом, третий – жалобно стонет, четвёртый говорит зло, грубо, пятый – весело.

«МЫШКИ-ШАЛУНИШКИ»

Произнося текст рифмовки, сначала закрывают глаза руками, затем хлопают один раз ладонями, выражая озабоченность, после чего подпирают щёки руками, выражая удивление. Затем, согласно тексту, разыгрывается «пальчиковая игра»: домик – обеими ладонями изображается острая крыша; стол – правая рука сжимается в кулак, левая прижимается сверху; скамейка – одна рука кладётся ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороны пальцами вверх; стул – правая рука сжимается в кулак, левая прижимается перпендикулярно к правой: шкаф – кулаки кладутся друг на друга.Слова «лакомиться» и «ловить» сопровождаются соответствующими движениями.Этой игре примерно соответствует следующая рифмовка:В нашем маленьком домишкеЗавелись серые мышки,Так и шмыгают кругом – Всё на кухне кувырком.То топочут за столом,Лакомятся молоком.На скамейку сесть хотятИ пугают там ребят.То на шкаф залезут мышки,То на стуле - шалунишки. Так и хочется поймать, А они – шмыг – и под кровать.

«ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры снова сжимаются в кулак, но большой палец кладётся сверху.Примерное содержание рифмовки:Этот пальчик маленький.Мизинчик удаленький.Безымянный кольцо носит,Никогда его не бросит.Ну а этот – средний, длинный,Он как раз посередине.Этот – указательный,Пальчик замечательный.Большой палец, хоть не длинный,Среди братьев самый сильный.Пальчики не ссорятся,Вместе дело спорится.

«ЧАСЫ» Во время этой игры ведущий и дети подражают тиканью часов, сопровождая текст (в соответствующем месте) движением руки или головой в ускоренном темпе.

Большие часы идут:Тик-так, тик-так.Маленькие часы идут:Тик-так, тик-так, тик-так.А маленькие ручные часы:Тик-ке, так-ке, тик-ке, так-ке.Тик-ке, так-ке, тик.

1. «Птенчики»На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетели мама-птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец по одному разу прикасается поочерёдно к остальным четырём), по две букашки (одновременное двукратное прикасание большого пальца к остальным четырём) и по три мошки (трёхкратное прикасание). Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (большой палец с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев поочерёдно).

2. «Котёнок»

Котёнок маленький, озорной, пушистый, точит когти. Все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию пальцев. Ладонь открыта. Согнутые пальцы в таком прижатом положении «бегают», большой палец обязательно участвует. Это котёнок точит когти (пальцы раскрыты, напряжённо полусогнуты) и начал царапаться (пальцы быстро бегают в этом напряжённом полусогнутом виде). «Ай-яй-яй, котёнок, какой же ты шалун, нехорошо царапаться. Ну-ка, спрячь когти», - говорит логопед. Котёнок сначала прячет когти, но затем вновь начинает их точить и т.д. Упражнение выполняется одновременно обеими руками. Расшалившийся котёнок на слова «Ну, что же ты, киска?» может ответить: «Эй, не стойте слишком близко, я тигрёнок, а не киска».

3. Для тренировки большого пальца руки придумано упражнение «Скакалка».Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем (крутим скакалку сначала в одну сторону, потом в другую). Одновременно логопед приговаривает или поёт песенку «Скакалка»:Я скачу, я верчуНовую скакалку.Захочу, обскачу Галю и Наталку.Ну-ка раз, ну-ка дваПосреди дорожки,Да бегом, с ветерком,Да на правой ножке.Я скачу, я верчуНовую скакалку.Я скачу, я учуГалю и Наталку.Ну-ка раз, ну-ка два,Учатся сестрички, За спиной день-деньскойПрыгают косички!«Скакалка» – это трудное упражнение. Круговые вращения большим пальцем надо делать ритмично, с большой амплитудой, сначала в одну сторону, потом в другую. Но дети любят это упражнение и не чувствуют усталости.

4. В игре «Строим дом» руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх – это молоток. В течение всего стиха (или песенки) молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем – сначала прямым, затем согнутым). Логопед читает стихи:Целый день тук да тук,Раздаётся звонкий стук.Молоточки стучат, Строим домик для зайчат.Молоточки стучат, Строим домик для бельчат,Этот дом для белочек,Этот дом для зайчиков,Этот дом для девочек,Этот дом для мальчиков.Вот какой хороший дом, Как мы славно заживём.Будем песни распевать,Веселиться и плясать.Все показывают готовые дома (руки, сжатые в кулаки) для девочек-белочек и мальчиков-зайчиков.

РУКА – ПАЛЬЦЫ

1. Поставленная вертикальная рука с широко разведёнными пальцами обозначает начало игры.

2. Рука с согнутыми двумя пальцами – приветствие.

3. Наклонное положение кисти рук – флажок.

4. Сомкнутые друг с другом два пальца руки, например, большой и указательный, – приветствие.

5. Изображение птицы – кормление птенца.

6. Округлённые два пальца – окно, очки.

7. Два, три пальца руки касаются друг друга – щупальца.

8. Указательный и средний пальцы руки – бегущий человек.

9. Вращательные движения высоко поднятым вверх указательным пальцем – пчелиный рой.

КУЛАК – РУКА

1. Два кулака с высоко поднятыми вверх большими пальцами – беседующие между собой персонажи – Человечки, животные.

2. Большие пальцы, спрятанные в кулак, - животные в своём жилище.

3. Правая ладонь, сжатая в кулак, левая, плотно прижатая сверху, - стол.

4. Правая ладонь, сжатая в кулак, левая, прижатая вертикально к правой, - стул, кресло.

5. Одна рука, сжатая в кулак, немного приоткрытая сверху, - горшочек, корыто.

6. Соединённые, округлённые ладони – тарелка, гнездо.

7. Разведённые книзу пальцы, опирающиеся на стол, - дом.

8. Обе ладони соединены, пальцы округлены и слегка разведены – чашка, цветочек.

9. Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз – корень растения.

10. Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, медленно поднимаются вверх, до высоты большого пальца – прорастает растение.

11. Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены – дерево. Два пальца левой руки взбираются вверх по предплечью, – малыш взбирается на дерево.

12. Правая рука прижата к столу ладонью вниз, указательный и средний палец широко разведены и выпрямлены вперёд-вверх – улитка с рожками.

13. Ладони плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты – кораблик.

14. Руки приподняты вверх, скрещены, пальцы разведены – солнечные лучи.

15. Пальцы обеих рук скрещены – ёлка, ветки деревьев.

 

www.centerfelicita.ru

Блог учителя-логопеда: Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика Методические указания
Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.
С силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.
При разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы.
Прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.
Соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей.
Положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены.
Соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить.
Большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.
Соединить подушечки  большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими.
Шевелить прямыми пальцами без напряжения.
Прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок.
Кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками).
Ритмично хлопать в ладоши.
Соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки.
Прямые пальцы разведены, напряжены – ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев.
Ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой.
Соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой руки.
Ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.
«Кот, Петух и Лиса» Жили Котик с Петушком У лесной опушки, Но однажды Лисонька Подкралась к избушке. Утащила Петушка За высоки горы, Утащила Петушка В свою лисью нору. Смелый Котик в лес пошел И нору Лисы нашел. Умный Котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. Живут Котик с Петушком У лесной опушки. И теперь уже Лиса Не ходит к их избушке. «Здравствуй».
На охоту вышел дед Рукавицу потерял Под большой сосною. Дома стал ее смотреть – Не нашел на месте. И отправился искать В лес с собакой вместе. А в лесу в той рукавице Звери стали дружно жить: Заяц, волк, кабан, медведь. В лес собака прибежала, Всех зверей перепугала, Рукавицу подняла, Деду в руки отдала. «Здравствуй».
В огороде дедка Репку посадил, И водой из лейки Репку он полил. Расти, расти, репка, И сладка, и крепка. Расти, расти, репка, И сладка, и крепка. Выросла репка Всем на удивленье Большая-пребольшая, Всем хватит угощенья. Выросла репка И сладка, и крепка. Выросла репка И сладка, и крепка.
В чистом поле теремок Был ни низок ни высок. Звери разные в нем жили, Жили дружно, не тужили. Зайчик с лисонькой-подружкой, Еж колючий, серый волк – В дружбе знали они толк. Но набрел на теремок Мишка косолапый, Раздавил он теремок Своей огромной лапой. Звери очень испугались, Поскорее разбежались, А потом собрались снова, Чтоб построить терем новый. В нем теперь живут все вместе И поют такие песни: - Стоит в поле теремок, Он ни низок ни высок… «Здравствуй». «Замок», поворачивать его влево-вправо. «Здравствуй».
«Заюшкина избушка» В лубяной избушке Жил заяц на опушке, А в ледяной избушке – Лисица на горушке. Растаяла весною Избушка на горушке, Лисица побежала К зайцу на опушку. Выгнала зайчишку Из лубяной избушки, Да сама жить стала В избушке на опушке. И ни волк и ни медведь Не смогли помочь. Петушок отважный Прогнал лисицу прочь. Так остался петушок У заюшки в избушке, В лубяной избушке, Избушке на опушке. «Здравствуй».
«Про курочку Рябу» Снесла к обеду. Разбить на обед. Мышка-норушка Яичко смахнула, Плакали горько Яйцо ведь разбилось, Пропал их обед. С тех пор уже Ряба Несет лишь простые
«Зимовье зверей» Звери однажды Печь в ней слоили И счастливы были. Узнали про это Волк и медведь, Им захотелось Хозяев всех съесть. Тихонько к зимовью Дверь приоткрыли И в сени вошли… Голосом страшным Заблеял баран, Петух кукарекал, Бык в бок забодал. Кот с печки зафыркал, Хрюкала с визгом: - Здесь хата моя. Волк с перепугу Выскочил прочь, Медведь за ним следом. Бежали всю ночь. С тех пор уж к зимовью Они не ходили, А звери в избушке Счастливо жили. «Здравствуй». «Здравствуй».
«Дождь прошел». Дождь прошел, и солнце светит, Согревая все кругом, На поляну вышли звери, Что сидели под грибом. Сушат крылья, сушат шерстку, Сушат перья и носы… Рады все, что зайчик спасся От прожорливой лисы. Солнце светит, солнце греет, Гриб стоит, как великан, На поляне веселиться будут звери, Трам-там-там… Квакнут громко: Верные друзья, подружки, Выручат в беде всегда!
У цыпляток папа – важный петушок: На головке у него красный-красный гребешок, Под головкою бородка, Он трясет ей очень ловко. Хвост красивый и большой, Перья выгнулись дугой. - Ку-ка-ре-ку! – он кричит, Просыпаться всем велит. «Бородка», шевелить согнутыми пальцами.
Курица по саду ходит, Целый день цыпляток водит – Учит зернышки клевать, Червячков в земле искать.  «Колечки»«Бутон», стучать соединенными в «бутон» пальцами о левую ладонь. «Бутон», стучать соединенными в «бутон» пальцами о правую ладонь.
Гусь с гусыней идут, За собой гусят ведут. Мы ходили на луга, Там щипали все траву, Потом плавали в пруду.
Утки крякают:- Кря-кря! У нас дружная семья. У утяток мама – утка, Папа – селезень, друзья. «Здравствуй».
Индюк очень важный, Трясет бородой. Ведет индюшаток С прогулки домой. А мама-индюшка Стоит у ворот. Индюшат своих ждет.
Прыгает по веточкам Невеличка-белочка. Мелькает хвостик сред ветвей. Кто угонится за ней?  Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.
«Кто спит зимой?» Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит. Спят зимою бурундук, Колючий ежик и барсук. Только заиньке не спится – Убегает от лисицы. Мелькает он среди кустов, Напетлял – и был таков!  Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.  Показывают большой палец, вращая им. Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.
«В гостях у сказки» Раз, два, три, четыре, пять – Любим сказки мы читать. Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок, Мышка-норушка и Колобок. Курочку Рябу назвать еще надо –  Героев из сказок вспомнить мы рады. Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.
Будем пальчики считать, Будем сказки называть: Эта сказка – «Теремок». Эта сказка – «Колобок». Эта сказка – «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. «Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад. Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.  Показывают большой палец.

«Веселая встреча»

logoped58.blogspot.com