Проект « Внедрение технологии «Лэпбук» как эффективного средства в логопедической работе по дифференциации звуков». Лэпбук «Звукознайка». Лэпбук артикуляционная гимнастика


Лэпбук «Развиваем речь»

ЛЭПБУК «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

 

 Автор: Учитель-логопед МДОУ № 20 комбинированного вида г. Железногорска Курской области Трашенкова Людмила Владимировна.

Предмет: логопедия

Актуальность: Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.

Аудитория: данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих общее недоразвитие речи и обучающихся в группе компенсирующей направленности, а также может использоваться для систематизации знаний и развития речи детей общеразвивающих групп. Может использоваться как в индивидуальной работе, так и в работе с небольшой подгруппой детей. Некоторые разделы лэпбука: «Весёлая гимнастика», «Весёлый футбол» и «Говорящие дорожки» могут использоваться в работе с детьми с 3-х летнего возраста.

Цель: активизация и развитие речи детей с ОНР; закрепление и систематизация знаний и умений детей.

Задачи:

Формировать правильный речевой выдох;

Развивать артикуляционную моторику;

Развивать мимику;

Закреплять умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

Закреплять умение правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падеже;

формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных;

формировать умение образовывать относительные прилагательные;

Расширять и обогащать глагольный словарь;

Расширять и обогащать словарь признаков;

Формировать и закреплять правильное произношение звуков русского языка;

Развивать связную речь.

 

Лэпбук «Развиваем речь» - это функциональная, интерактивная папка-раскладушка, которая включает в себя различные игровые задания и игры в кармашках, различных «книжках-раскладушках», «книжках-гармошках» и т.д. и является незаменимым помощником логопеда в работе.

 

 

 

Разделы лэпбука:

 

1. «Весёлая гимнастика» Самостоятельно выбирая понравившиеся карточки-картинки, ребёнок учится выполнять артикуляционные упражнения в игровой форме, а зеркало позволяет осуществлять зрительный контроль за правильной работой органов артикуляции. Мимическую гимнастику ребёнок также выполняет вместе с весёлым человечком.

     

     

     

    2. «Весёлый футбол» «Весело играть в футбол - задувать в ворота гол». Эта увлекательная игра, которая никогда не надоест детям, сколько бы раз в неё ни сыграл. Простая, но очень эффективная и интересная. Позволяет формировать у ребёнка правильный речевой выдох, который необходим для правильного звукопроизношения. За каждый гол ребёнок получает фишку – награду.

     

     

    3. «Один – много» Игра  позволяет обучать детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падеже.

       

       

       

       

       

       

       

      4. «Большой - маленький». С помощью игры у детей формируется умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных.

       

       

       

       

       

       

      6. «Говорящие дорожки» Игра содержит подвижные элементы (машинка, жук, змейка). Ребёнок передвигая предметы по дорожкам, одновременно изображает голосом, как «жужжит жук: ж-ж-ж», как «шипит змея: ш-ш-ш», как «гудит машина: др-р-р-р» и движется по дорожкам к конечной цели. В процессе игры отрабатывается произношение отдельных звуков, а также правильное речевое дыхание.

       

       

       

      7. «Собери картинку» и «Придумай рассказ» Ребёнок самостоятельно может сложить разрезную картинку и попробовать придумать историю по сюжетной картинке

       

       

       

      8. «Какой?» Данное игровое задание расширяет активный словарь признаков ребёнка, актуализирует пассивный словарь. Игра формирует у детей умение подбирать признаки к предмету, опираясь на различные его характеристики (вкус, цвет, форма, размер и т.д.). Цветные карточки с изображением различных предметов скреплены в виде гармошки. Ребёнок самостоятельно выбирает себе понравившуюся картинку и пробует описать её и ответить на вопрос (Какой?)

       

       

       

       

       

       

       

      9. Игровая карусель «Сколько?» Игра учит детей правильно согласовывать числительные с существительными, а также позволяет закрепить навык счёта. С помощью вращающегося импровизированного циферблата дети самостоятельно находят пары предметов – правильно их называют. Все детали подвижные и съёмные.

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      10. «Что делает?» Эта игра позволяет уточнить и расширить глагольный словарь ребёнка. В более старшем возрасте дети самостоятельно могут читать карточки и соотносить их с нужными картинками. Карточки могут быть использованы по-разному, в зависимости от целей, которые ставит учитель-логопед.

       

       

       

       

       

      11. «Из чего это сделано?» Игровое упражнение позволяет формировать умение образовывать относительные прилагательные, использовать их в активной речи.

       

      Данный лэпбук стал незаменим в моей работе. Он создаёт отличную мотивацию у детей к занятиям, позволяет логопеду решить сразу множество коррекционных задач. При этом отпадает необходимость использовать множество различных пособий, которые не всегда удаётся держать под рукой. Лэпбук «Развиваем речь» – замечательный помощник в моей работе.

       

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Лэпбук «Городок шипящих звуков»

      Лэпбук «Городок шипящих звуков».

       

       

      Современного ребенка дошкольного возраста становится все сложнее удивить и привлечь к занятиям традиционными методами, поэтому педагоги все чаще ищут новые эффективные нетрадиционные приемы, которые можно использовать на логопедическом занятии. И перед педагогом должна стоять цель не заменить традиционные методики нетрадиционными, а дополнить их. Лэпбук – это нетрадиционная форма закрепления пройденного материала.

      Цель: создать пособие по автоматизации шипящих звуков в слогах, словах и предложениях для самостоятельной работы детей с ОВЗ, повысить мотивацию к занятиям.

      Задачи:

      Развивать лексико-грамматические представления;

      Развивать фонематический строй речи;

      Развивать связную речь;

      Автоматизировать шипящие звуки;

      Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.

      Развитие мелкой моторики;

      Развитие ВПФ.

      Предназначен для дошкольников с речевыми нарушениями.

      Материалы и оборудование:

      В пособии лэпбук «Городок шипящих звуков» отражены следующие разделы:

      Артикуляционная гимнастика (в кармашке представлены артикуляционные упражнения)

       

       

       

      «Чистоговорки»

       

       

      «Песенки» (выработать четкое, длительное, правильное произношение звука [ш])

       

      «Штриховка»«Засели в домик» (автоматизация звуков в словах; считаем количество слогов в слове и «заселяем» картинку на соответствующий этаж)

       

      «Посчитай-ка» (автоматизация звука [ш] в словах; согласование существительного с числительным) Представлено в виде двустороннего веера.

       

       

      «Где спрятался звук» (автоматизация звука [ш] в словах, развитие фонематического слуха, умение определять место звука в слове). Представлено в виде коробочки-сюрприза.«Звуковая дорожка» (звуко-буквенный анализ слов, автоматизация звука [ш] в словах).

      «Звуковая дорожка» выработать четкое, длительное, правильное произношение звука [ж])

      «Логопедическая ромашка» (автоматизация звука [ж] в словах).

       

      «Собери пазл» (развитие мелко моторики, развитие ВПФ, развитие связной речи, автоматизация звука [ж] в связной речи).

       

      «Стихи со звуком Ж» (автоматизация звука [ж] в связной речи).

      «Веселый поезд» (автоматизация звука [ж] словах; считаем количество слогов в слове и «заселяем» картинку в соответствующий вагончик)

      «Дорисуй» (развитие мелкой моторики, внимания, автоматизация звуков [ч],[щ] в словах).

       

      «Один-много» (автоматизация звуков [ч],[щ] в словах, употребление множественного числа существительных).

      «4 лишний»

      «Песенка Лисенка Тишки» (автоматизация шипящих звуков в слогах)

      Представлено в виде часов с подвижной стрелочкой.

       

       

      «Рассказываем вместе» (развитие связной речи, автоматизация звуков [ч],[щ] в связной речи).

       

       

      Конечные результаты: автоматизировали шипящие звуки в слогах, словах и предложениях у детей с ОВЗ, повысили интерес к занятиям.

       

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Проект « Внедрение технологии «Лэпбук» как эффективного средства в логопедической работе по дифференциации звуков». Лэпбук «Звукознайка»

      Всероссийский конкурс педагогического мастерства

      «Лэпбук для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

      Проект « Внедрение технологии «Лэпбук» как эффективного средства в

      логопедической работе по дифференциации звуков». Лэпбук «Звукознайка» .

      Аннотация проекта

      На современном этапе развития образования, в свете задач ФГОС ОВЗ, педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым временем. Педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность  в выборе образовательных технологий. Одним из средств развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста является лэпбук. Значение его в работе учителя-логопеда трудно переоценить. Лэпбук (lapbook-книга на коленях), или, как его еще называют тематическая интерактивная папка - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые обучающийся может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую учащийся проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ученику нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Лэпбук – большое поле совместной деятельности учителя-логопеда и ученика. Преимущества его применения очевидны:

      - активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;

      - помогает лучше понять и запомнить информацию;

      - даёт возможность ребёнку поделиться удачными находками с другими детьми, что повышает самооценку в их глазах;

      - позволяет участникам работы быть в постоянном поиске и обогащать лэпбук новым интересным материалом.

      Актуальность проекта.

       Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания школьника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития школьников. Нарушения речи многообразны, они  проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Важным направлением коррекционной работы является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько педагог применяет новые педагогические технологии. Эффективно использование современного дидактического пособия - лэпбук.  Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.  В связи с этим разработка данного проекта является актуальной.

      Паспорт проекта

      Название проекта

      Внедрение технологии «Лэпбук» как эффективного средства в

      логопедической работе по дифференциации звуков». Лэпбук «Звукознайка» на дифференциацию звуков с-з

      Тип проекта

      Учебный ,практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный

      Руководитель проекта

      Зимаева М.В.-учитель-логопед высшей квалификационной категории

      Участники проекта

      Учащиеся 3 класса МКОУ Варнавинской С(К)ШИ

      Мячева Ксения

      Чепляускас Алексей

      Туркин Владислав

      Место реализации

      МКОУ Варнавинская С(К)ШИ

      Адресная направленность

      1.Учащиеся начальных классов

      2.Педагоги начальных классов3.Специалисты школы -учителя-логопеды, педагоги-психологи.4.Воспитатели школы

      5. Родители 

      Цель проекта

      Формирование правильного звукопроизношения и совершенствование речевого развития в целом через совместную творческую деятельность педагога и учащихся по созданию и внедрению лэпбука «Звукознайка» и работу с ним.

      Задачи проекта

      - способствовать речевому развитию детей:

      - закрепить правильное произношение звуков (С) и (З)в слогах, словах, фразах;

      -развивать общую и мелкую моторику.- развивать речевое дыхание.

      - расширить, обогатить и активизировать словарь детей;

      - развивать навыки грамматически правильной речи;

      - развивать фонематический слух, навыки звукового анализа;

      - развивать творческие способности школьников.

      -повысить уровень социализации и коммуникативных навыков у детей.

      - развить партнерские отношения в работе над проектом между всеми участниками процесса.

      Ожидаемые результаты

      1.​ Повышение уровня развития речи.

      2.​ Повышение уровня познавательной активности детей, формирование представления о способах поиска новой информации и ее изложении в виде лэпбука;

      3.​  Повышение уровня социализации ребенка в обществе, т.е жизненных компетенций.

      4.​ Развитие творческих способностей, позитивных эмоций, сотрудничества, эмпатии.

      Практический результат проекта

      оформление выставки «Лэпбук «Звукознайка» в конце обучения.

      Сроки реализации

      От 6 до 9 месяцев

      Инновационность пректа

      - использование разнообразных игровых технологий, креативного оформления и творческого воображения, направленных на умение закреплять и обобщать полученные знания;

      - развитие речевых навыков с использованием элементов наглядного моделирования в виде схем, моделей, символов.

      Этапы реализации проекта

      № п/п  

      Мероприятия

      Сроки

      1 этап

      организационный

      1Изучение литературы по вопросу изготовления лэпбуков.2. Составление плана - схемы проекта.3. Планирование занятий по изготовлению страниц лэпбука.

      4 Подбор необходимых материалов для изготовления лэпбука

      2-4 недели

      2 этап

      Реализационный-практический

      1Диагностирование звукопроизносительной стороны речи учащихся начальных классов.

      2.Изучение и обобщение тем по постановке свистящих звуков, автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и речи.

      3Совместная работа педагога с детьми по изготовлению страниц лэпбука

      4 Применение тематических лэпбуков на занятиях по речевому развитию

      12 недель

      3 этап Рефлексия  

      Обобщение материалов лэпбука, совершенствование навыка работы с ним

      Использование созданных лэпбуков в самостоятельной деятельности детей

      Итоговая диагностика

      2-3 недели

      4 этап Внедренческий- обобщение опыта

      Оформление выставки, обучение сверстников навыкам изготовления лэпбуков, обобщение опыта, мастер-классы

      8-12 недель

       

      Описание заданий Лэпбука «Звукознайка»

      Задания

      Тема

      Первый лист

      Второй лист

      Третий лист

      Лист четвертый

      Лист пятый

      Лист шестой

      Лист седьмой

      Дыхательная гимнастика

      Цель: формирование короткого вдоха и длинного речевого выдоха.

      Страница1

      Упражнения «Снежинки на окне», «Бабочки на цветах».

      Нужно подуть так, чтобы снежинки улетели с окна домика. (снежинки из твердого материала на нитках), бабочки улетели с цветов(бабочки на нитках из твердого материала)

      Страница 2

      Упражнения «Веселый снеговичок», «Самолеты на взлете» Нужно сделать длинный выдох на комочки из ваты, чтобы слепить из них снеговичка, собрать их в одно место. Нужно подуть на самолетики из бумаги, чтобы они взлетели

      Артикуляционная гимнастика

      Цель: развитие подвижности и дифференцированности артикуляционных движений, формирование четких артикуляционных позиций для постановки и автоматизации звуков.

      Страница 1

      Игра «Прочитай и повтори»

      В кармашке находятся карточки изображением артикуляционных упражнений и стихами. Их нужно поместить в телевизор, показать упражнение и прочитать стишок.

      Игра «Веселая зарядка для язычка»

      На странице- улитка, зеркало и веер с упражнениями, которые необходимо выполнить, смотря в зеркало.

      Разминка для пальчиков

      Цель: развитие общей и мелкой моторики пальцев рук

      Страница 1

      Упражнение «Тучка и дождик»

      Необходимо прикрепить дождинки из плотной ткани на шнурки

      Упражнение «Собери бусы»

      Нужно собрать на прочную нить бусинки разного размера.

      Страница 2.

      Упражнение «Буквы с сюрпризом»

      На красочных буквах с и з- кнопки. Их нужно расстегнуть и застегнуть снова.

      Упражнение «Одень медвежонка» При помощи шнуровки надеть на медвежонка футболку и шорты из плотной ткани.

      Страница 1 Упражнения «Повторяй-ка»

      Цель: Автоматизация звуков с и з в слогах, словах, речи.

      На странице- буклеты-гармошки на липучках, книжечки на кнопках. Повторить слоги, слова, чистоговорки и скороговорки на звуки с и з.

      Страница 2. Упражнение «Кто где живет?»

      Цель: Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков с и з в словах.

      На странице-часы с картинками, на стрелках буквы с и з. Направить стрелку на соответствующую картинку.

      Страница 1 Упражнение «Определи место звука в слове»

      Цель: Формирование навыка звукобуквенного анализа слов

      В кармашке-картинки, их нужно разместить по схемам, определив место звуков с и з в словах.

      Страница 2. Упражнение «Отгадай загадки»

      Цель: Совершенствование навыка дифференциации звуков с-з

      На странице-паровозик с двумя вагонами, в них буквы с и з.

      Отгадать загадки в книжке-малышке и ответы найти в кармашке. Затем картинки разместить в вагоны паровоза.

      Страница 1. Игра «Бродилки»

      Цель: Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков с-з

      Игра осуществляется при помощи фишек и кубика. На игровом поле- картинки. Выиграет тот, кто остановится на предметах со звуками с и з

      Страница 2 Игра «Живая картинка»

      Цель: Развитие фонематического слуха, навыка звукобуквенного анализа слов.

      На странице картинка леса, ниже на липучках размещены животные. Нужно поместить в лес таких животных и птиц, в названиях которых есть звук с или з.

      Страница 1.Упражнение «Составь предложения»

      Цель: Дифференциация звуков с-з в предложениях

      На странице книжечки с серией картинок. Нужно составить предложения, используя схемы.

      Страница 2 Игра «Театр «Теремок»

      Цель: Дифференциация звуков с-з в речи.

      На странице картинка-теремок и животные, герои этой сказки. Нужно рассказать или инсценировать сказку.

       

       

      Приложения

      Лэпбук «Звукознайка»

      Лист 1 Дыхательная гимнастика

      Упражнение «Снежинки на окне» Упражнение «Веселый снеговичок»

      «подуть на снежинки» «комочки ваты сдуть на снеговичка»

      Упражнение «Бабочки на цветах» Упражнение «Самолеты на взлете»

      Лист 2. Артикуляционная гимнастика.

      Лист 4. Разминка для пальчиков

      Упражнение «Буквы с сюрпризом» Упражнение «Одень мишку»

      Лист 5 Автоматизация звуков (с) (з) в слогах, словах, речи.

      Упражнение «Повторяй-ка»

      Упражнение «Кто где живет?» Упражнение «Отгадай загадки»

       

      Лист 6. Звукобуквенный анализ слов со звуками (с), (з).

      Упражнение «Определи место звука» Упражнение «Отгадай загадки»

      Лист 7. Звукобуквенный анализ слов. Дифференциация (с)-(з).

       

      Упражнение «Живая картинка»

      Лист 8. Дифференциация (с)-(з) в речи.

      Литература:

      1.Батяева С. В. Логопедические пазлы /С. В. Батяева. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». 2012. — 12с.

      2.Бреславцева Е. В. Лэпбук как средство обучения детей с нарушениями речи // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 26–30.

      3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.

      4. Комарова Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство Гном и Д, 2012–32 с.

      5. Комарова Л. А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/Л. А. Комарова. — М.: Издательство Гном, 2011, — 32 с.

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Лепбук «Звуковичок»

       

      Первая страница Лепбука 

      Лэпбук страначен для детей 6 -7 лет с ФФН для закрепления навыков звукопроизношения звука Л и различных групп звуков в занимательных играх и упражнениях.

      Вторая страница лэпбука

      Цели, задачи, автор выполнения.

       

      Развернутый вид лэпбука

       

      Тактильная дорожка слогов

      Цель: произнесение прямых и обратных слогов, воспринимая тактильные ощущения различных поверхностей материалов

       

       

      Третья страница лэпбука включает: упражнение "Бабочка на цветке", Листик на дорожке", игра "Выложи букву Л", Карточки с картинками на автоматизацию изучаемых  звуков, упражнение "Улитка"(звуковая дорожка звука Л"), игра "Зашифрованное слово", игра по составлению рассказа "Короткие истории"

       

       

       

      Упражнение на развитие сильного целенаправленного выдоха

       

      «Бабочка на цветке»

       

       Игра «Улитка» цель: развитие умения произносить звук Л изолированно (пока улитка доползет до цветка)

       

      упражнение «Листик на дорожке» цель: Развитие длительного целенаправленного выдоха    

       

      Игра «Составь букву Л из картинок»

      Цель: упражнять в произношении звука Л в словах и одновременно составлять из картинок букву Л

       

       

       

       

      Карточки со стихами на изучаемые звуки

      цель: Закрепления произнесения различных групп звуков в стихах поговорках, пословицах

       

       

      Игра «Зашифрованное слово»Цель: развитие звукослогового анализа и синтеза, ориентировки в пространстве, мышления, внимания, памяти.

       

       

      Игра: Составь рассказ по серии картинок»

      Цель: составление логических цепочек, объединяя их в целостный рассказ.

       

       

      Четвертая страница лэпбука  включает: Артикуляционную гимнастику в картинках, игру «Лабиринт», скороговорки, игру «Ромашка»

       

       

      Артикуляционная гимнастика в картинках.  Цель: Развитие органов артикуляции

      игра «Лабиринт слов» цель: проговаривание слов по картинкам со звуком Л в различных направлениях

      ( можно указать стрелками)

      Заучивание тексты скороговорок на закрепляемые звуки

       

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Лепбук «Звуковичок»

       

      Первая страница Лепбука 

      Лэпбук страначен для детей 6 -7 лет с ФФН для закрепления навыков звукопроизношения звука Л и различных групп звуков в занимательных играх и упражнениях.

      Вторая страница лэпбука

      Цели, задачи, автор выполнения.

       

      Развернутый вид лэпбука

       

      Тактильная дорожка слогов

      Цель: произнесение прямых и обратных слогов, воспринимая тактильные ощущения различных поверхностей материалов

       

       

      Третья страница лэпбука включает: упражнение "Бабочка на цветке", Листик на дорожке", игра "Выложи букву Л", Карточки с картинками на автоматизацию изучаемых  звуков, упражнение "Улитка"(звуковая дорожка звука Л"), игра "Зашифрованное слово", игра по составлению рассказа "Короткие истории"

       

       

       

      Упражнение на развитие сильного целенаправленного выдоха

       

      «Бабочка на цветке»

       

       Игра «Улитка» цель: развитие умения произносить звук Л изолированно (пока улитка доползет до цветка)

       

      упражнение «Листик на дорожке» цель: Развитие длительного целенаправленного выдоха    

       

      Игра «Составь букву Л из картинок»

      Цель: упражнять в произношении звука Л в словах и одновременно составлять из картинок букву Л

       

       

       

       

      Карточки со стихами на изучаемые звуки

      цель: Закрепления произнесения различных групп звуков в стихах поговорках, пословицах

       

       

      Игра «Зашифрованное слово»Цель: развитие звукослогового анализа и синтеза, ориентировки в пространстве, мышления, внимания, памяти.

       

       

      Игра: Составь рассказ по серии картинок»

      Цель: составление логических цепочек, объединяя их в целостный рассказ.

       

       

      Четвертая страница лэпбука  включает: Артикуляционную гимнастику в картинках, игру «Лабиринт», скороговорки, игру «Ромашка»

       

       

      Артикуляционная гимнастика в картинках.  Цель: Развитие органов артикуляции

      игра «Лабиринт слов» цель: проговаривание слов по картинкам со звуком Л в различных направлениях

      ( можно указать стрелками)

      Заучивание тексты скороговорок на закрепляемые звуки

       

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Лэпбук как средство формирования звуковой культуры речи у дошкольников

      Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

      Конкурс «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС»  

      «Время, потраченное на общение с ребёнком,вознаграждает нас, взрослых,глубокой детской привязанностью».

      Пояснительная записка

      Актуальность. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить ребенка ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

      Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества мы находим использование лэпбука в образовательном процессе. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.

      Лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме и на любую тему. Это книга, которую собирают педагог с детьми, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета и формы. Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

      Проблема. Из наблюдений за детьми подготовительной группы мы выяснили, что речь их не сформирована в совершенстве и малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносят, меняют местами слоги или совсем их пропускают, не правильно ставят ударение в словах. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что и ведет к негативным последствиям.

      По результатам мониторинга речевого развития детей было выявлено, что у 72 % не сформирована звуковая культура речи, и только лишь 28 % владеют фонематическим слухом в норме.

      В процессе анкетирования родителей по теме «Речевое развития детей старшего дошкольного возраста» было установлено, что: 

      • 36 % не имеет представления о том, соответствует ли речевое развитие его ребёнка возрастной норме;
      • 55 % проводят со своим ребенком работу по совершенствованию его речи через такие формы как, чтение художественной литературы, посещений занятий учителя-логопеда, выполнение рекомендаций воспитателей, разыгрывание театрализованных сценок дома.

      Учитывая, важность проблемы по этому вопросу и результаты мониторинга, совместно с коллегами мы разработали дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательное азбуковедение» по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений (ОО «Речевое развитие», направление «Обучение грамоте»).

      Цель: создание лэпбука «Занимательное азбуковедение» по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи.

      Задачи:

      1. Проанализировать образовательную программу ДОУ и мониторинговые результаты детей по ОО « Речевое развитие».
      2. Подобрать игры и упражнения на формирование фонематического слуха и звуковой культуры речи.
      3. Создать единое образовательное пространство ДОУ и семей воспитанников по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.

      Структура лэпбука

      Центральное место в лэпбуке занимают «Звуковой барабан» и «Буквобол».

      «Звуковой барабан» представляет собой круг с секторами, на которых предложены задания («Мягкие – твёрдые», «Ударение», «Звуки в слове», «Деление на слоги», «Звуковой анализ слова» ). Его основной целью является формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

      «Буквобол» – малый барабан, представляет собой круг с секторами, на которых предложены игровые задания с буквой («Слепи букву», «Собери пазлы», «Заштрихуй букву», «Обведи по точкам», «Выложи букву из счетных палочек»), целью которого является развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста и запоминание буквы наглядно.

      В боковых вкладках размещается материал к заданиям на барабанах.

      Для детей, умеющих читать, представлены такие задания: «Почитай-ка» и «Водопад». А также имеются игровые задания: «Найди букву», «Ребусы», «Домино», «Какая буква спряталась», «Допиши букву», «Преврати буквы в рисунок».

      Если работоспособность ребёнка снижается, то в лэпбуке имеются задания, способствующие снятию напряжения у детей:

      • «Пойте вместе», где дети могут прослушать песенку в фонограмме, исполнить самостоятельно под минусовку или обыграть.
      • «Артикуляционная гимнастика». 

       Преимущества лэпбука:

      • может использоваться в индивидуальной работе с ребенком с целью развития речевой активности.
      • является одной из форм организации совместной деятельности ребенка и родителей.
      • активно используется детьми в самостоятельной деятельности.
      • представляет собой совокупность заданий и упражнений по определенной теме.
      • является диагностическим инструментарием для педагога.

      Результаты:

      • у 67 % детей сформирован фонематический слух;
      • у 53% детей сформирована связная речь в норме;
      • дети активно используют лэпбук в самостоятельной деятельности, в парах и подгруппах;
      • в процессе анкетирования выявили, что повысился уровень знаний родителей о развитии речи своего ребенка.

      Перспектива

      1. Привлечь учителя-логопеда к обогащению лэпбука заданиями и упражнениями по формированию звуковой культуры речи.
      2. Разработать лэпбуки для детей младшей, средней и старшей групп.

      Список литературы:

      1. БабаеваТ.И., ГогоберидзеА.Г., МихайловаЗ.А.. Программа «Детство». СПб., 2011

      2. ВолинаВ.В., Худож.. Рудаковская Л.М – М.: Просвещение, 1994. – 400с.

      3. ЖуроваЛ.Е.,. ДуроваН.В. УМК «Обучение дошкольников грамоте». – М.:, 2014. – 192с.

      4. ПоповаД.А, Лучшие игры для развития ребёнка и подготовки к школе. От 3 – 6 лет. – СПб.: Питер, 2010. – 240с.

      5. Интернет ресурсы: - http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook-winter.html#sthash.efg4O48G.dpuf

      Авторы: Подковская Наталья Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории, Бузмакова  Ираида Леонидовна, воспитатель, Малкова Надежда Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №8», г. Верещагино.

      Лэпбук по формированию звуковой культуры речи

      Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

      Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

      www.o-detstve.ru

      Проект « Внедрение технологии «Лэпбук» как эффективного средства в логопедической работе по дифференциации звуков». Лэпбук «Звукознайка»

      Всероссийский конкурс педагогического мастерства

      «Лэпбук для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

      Проект « Внедрение технологии «Лэпбук» как эффективного средства в

      логопедической работе по дифференциации звуков». Лэпбук «Звукознайка» .

      Аннотация проекта

      На современном этапе развития образования, в свете задач ФГОС ОВЗ, педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым временем. Педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность  в выборе образовательных технологий. Одним из средств развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста является лэпбук. Значение его в работе учителя-логопеда трудно переоценить. Лэпбук (lapbook-книга на коленях), или, как его еще называют тематическая интерактивная папка - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые обучающийся может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую учащийся проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ученику нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Лэпбук – большое поле совместной деятельности учителя-логопеда и ученика. Преимущества его применения очевидны:

      - активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;

      - помогает лучше понять и запомнить информацию;

      - даёт возможность ребёнку поделиться удачными находками с другими детьми, что повышает самооценку в их глазах;

      - позволяет участникам работы быть в постоянном поиске и обогащать лэпбук новым интересным материалом.

      Актуальность проекта.

       Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания школьника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития школьников. Нарушения речи многообразны, они  проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Важным направлением коррекционной работы является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько педагог применяет новые педагогические технологии. Эффективно использование современного дидактического пособия - лэпбук.  Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.  В связи с этим разработка данного проекта является актуальной.

      Паспорт проекта

      Название проекта

      Внедрение технологии «Лэпбук» как эффективного средства в

      логопедической работе по дифференциации звуков». Лэпбук «Звукознайка» на дифференциацию звуков с-з

      Тип проекта

      Учебный ,практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный

      Руководитель проекта

      Зимаева М.В.-учитель-логопед высшей квалификационной категории

      Участники проекта

      Учащиеся 3 класса МКОУ Варнавинской С(К)ШИ

      Мячева Ксения

      Чепляускас Алексей

      Туркин Владислав

      Место реализации

      МКОУ Варнавинская С(К)ШИ

      Адресная направленность

      1.Учащиеся начальных классов

      2.Педагоги начальных классов3.Специалисты школы -учителя-логопеды, педагоги-психологи.4.Воспитатели школы

      5. Родители 

      Цель проекта

      Формирование правильного звукопроизношения и совершенствование речевого развития в целом через совместную творческую деятельность педагога и учащихся по созданию и внедрению лэпбука «Звукознайка» и работу с ним.

      Задачи проекта

      - способствовать речевому развитию детей:

      - закрепить правильное произношение звуков (С) и (З)в слогах, словах, фразах;

      -развивать общую и мелкую моторику.- развивать речевое дыхание.

      - расширить, обогатить и активизировать словарь детей;

      - развивать навыки грамматически правильной речи;

      - развивать фонематический слух, навыки звукового анализа;

      - развивать творческие способности школьников.

      -повысить уровень социализации и коммуникативных навыков у детей.

      - развить партнерские отношения в работе над проектом между всеми участниками процесса.

      Ожидаемые результаты

      1.​ Повышение уровня развития речи.

      2.​ Повышение уровня познавательной активности детей, формирование представления о способах поиска новой информации и ее изложении в виде лэпбука;

      3.​  Повышение уровня социализации ребенка в обществе, т.е жизненных компетенций.

      4.​ Развитие творческих способностей, позитивных эмоций, сотрудничества, эмпатии.

      Практический результат проекта

      оформление выставки «Лэпбук «Звукознайка» в конце обучения.

      Сроки реализации

      От 6 до 9 месяцев

      Инновационность пректа

      - использование разнообразных игровых технологий, креативного оформления и творческого воображения, направленных на умение закреплять и обобщать полученные знания;

      - развитие речевых навыков с использованием элементов наглядного моделирования в виде схем, моделей, символов.

      Этапы реализации проекта

      № п/п  

      Мероприятия

      Сроки

      1 этап

      организационный

      1Изучение литературы по вопросу изготовления лэпбуков.2. Составление плана - схемы проекта.3. Планирование занятий по изготовлению страниц лэпбука.

      4 Подбор необходимых материалов для изготовления лэпбука

      2-4 недели

      2 этап

      Реализационный-практический

      1Диагностирование звукопроизносительной стороны речи учащихся начальных классов.

      2.Изучение и обобщение тем по постановке свистящих звуков, автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и речи.

      3Совместная работа педагога с детьми по изготовлению страниц лэпбука

      4 Применение тематических лэпбуков на занятиях по речевому развитию

      12 недель

      3 этап Рефлексия  

      Обобщение материалов лэпбука, совершенствование навыка работы с ним

      Использование созданных лэпбуков в самостоятельной деятельности детей

      Итоговая диагностика

      2-3 недели

      4 этап Внедренческий- обобщение опыта

      Оформление выставки, обучение сверстников навыкам изготовления лэпбуков, обобщение опыта, мастер-классы

      8-12 недель

       

      Описание заданий Лэпбука «Звукознайка»

      Задания

      Тема

      Первый лист

      Второй лист

      Третий лист

      Лист четвертый

      Лист пятый

      Лист шестой

      Лист седьмой

      Дыхательная гимнастика

      Цель: формирование короткого вдоха и длинного речевого выдоха.

      Страница1

      Упражнения «Снежинки на окне», «Бабочки на цветах».

      Нужно подуть так, чтобы снежинки улетели с окна домика. (снежинки из твердого материала на нитках), бабочки улетели с цветов(бабочки на нитках из твердого материала)

      Страница 2

      Упражнения «Веселый снеговичок», «Самолеты на взлете» Нужно сделать длинный выдох на комочки из ваты, чтобы слепить из них снеговичка, собрать их в одно место. Нужно подуть на самолетики из бумаги, чтобы они взлетели

      Артикуляционная гимнастика

      Цель: развитие подвижности и дифференцированности артикуляционных движений, формирование четких артикуляционных позиций для постановки и автоматизации звуков.

      Страница 1

      Игра «Прочитай и повтори»

      В кармашке находятся карточки изображением артикуляционных упражнений и стихами. Их нужно поместить в телевизор, показать упражнение и прочитать стишок.

      Игра «Веселая зарядка для язычка»

      На странице- улитка, зеркало и веер с упражнениями, которые необходимо выполнить, смотря в зеркало.

      Разминка для пальчиков

      Цель: развитие общей и мелкой моторики пальцев рук

      Страница 1

      Упражнение «Тучка и дождик»

      Необходимо прикрепить дождинки из плотной ткани на шнурки

      Упражнение «Собери бусы»

      Нужно собрать на прочную нить бусинки разного размера.

      Страница 2.

      Упражнение «Буквы с сюрпризом»

      На красочных буквах с и з- кнопки. Их нужно расстегнуть и застегнуть снова.

      Упражнение «Одень медвежонка» При помощи шнуровки надеть на медвежонка футболку и шорты из плотной ткани.

      Страница 1 Упражнения «Повторяй-ка»

      Цель: Автоматизация звуков с и з в слогах, словах, речи.

      На странице- буклеты-гармошки на липучках, книжечки на кнопках. Повторить слоги, слова, чистоговорки и скороговорки на звуки с и з.

      Страница 2. Упражнение «Кто где живет?»

      Цель: Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков с и з в словах.

      На странице-часы с картинками, на стрелках буквы с и з. Направить стрелку на соответствующую картинку.

      Страница 1 Упражнение «Определи место звука в слове»

      Цель: Формирование навыка звукобуквенного анализа слов

      В кармашке-картинки, их нужно разместить по схемам, определив место звуков с и з в словах.

      Страница 2. Упражнение «Отгадай загадки»

      Цель: Совершенствование навыка дифференциации звуков с-з

      На странице-паровозик с двумя вагонами, в них буквы с и з.

      Отгадать загадки в книжке-малышке и ответы найти в кармашке. Затем картинки разместить в вагоны паровоза.

      Страница 1. Игра «Бродилки»

      Цель: Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков с-з

      Игра осуществляется при помощи фишек и кубика. На игровом поле- картинки. Выиграет тот, кто остановится на предметах со звуками с и з

      Страница 2 Игра «Живая картинка»

      Цель: Развитие фонематического слуха, навыка звукобуквенного анализа слов.

      На странице картинка леса, ниже на липучках размещены животные. Нужно поместить в лес таких животных и птиц, в названиях которых есть звук с или з.

      Страница 1.Упражнение «Составь предложения»

      Цель: Дифференциация звуков с-з в предложениях

      На странице книжечки с серией картинок. Нужно составить предложения, используя схемы.

      Страница 2 Игра «Театр «Теремок»

      Цель: Дифференциация звуков с-з в речи.

      На странице картинка-теремок и животные, герои этой сказки. Нужно рассказать или инсценировать сказку.

       

       

      Приложения

      Лэпбук «Звукознайка»

      Лист 1 Дыхательная гимнастика

      Упражнение «Снежинки на окне» Упражнение «Веселый снеговичок»

      «подуть на снежинки» «комочки ваты сдуть на снеговичка»

      Упражнение «Бабочки на цветах» Упражнение «Самолеты на взлете»

      Лист 2. Артикуляционная гимнастика.

      Лист 4. Разминка для пальчиков

      Упражнение «Буквы с сюрпризом» Упражнение «Одень мишку»

      Лист 5 Автоматизация звуков (с) (з) в слогах, словах, речи.

      Упражнение «Повторяй-ка»

      Упражнение «Кто где живет?» Упражнение «Отгадай загадки»

       

      Лист 6. Звукобуквенный анализ слов со звуками (с), (з).

      Упражнение «Определи место звука» Упражнение «Отгадай загадки»

      Лист 7. Звукобуквенный анализ слов. Дифференциация (с)-(з).

       

      Упражнение «Живая картинка»

      Лист 8. Дифференциация (с)-(з) в речи.

      Литература:

      1.Батяева С. В. Логопедические пазлы /С. В. Батяева. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». 2012. — 12с.

      2.Бреславцева Е. В. Лэпбук как средство обучения детей с нарушениями речи // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 26–30.

      3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.

      4. Комарова Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство Гном и Д, 2012–32 с.

      5. Комарова Л. А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/Л. А. Комарова. — М.: Издательство Гном, 2011, — 32 с.

      xn--j1ahfl.xn--p1ai