Артикуляционная гимнастика. Логопедия артикуляционная гимнастика


Артикуляционная гимнастика для логопедических занятий

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Причина, по которой необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Рекомендации к проведению упражнений:

-  Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

-  Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

-  Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.

-  К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

- В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста-логопеда.

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3-4 лет.

Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой —  серьёзная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, превратите эту работу в весёлую игру.

Комплекс артикуляционной гимнастики для  свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц].

1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка « чистить зубы » изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

5. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 4-5 р.

6. «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.

7. «Ледяная горка» — сделать «горку» и указательным пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.

8. «Горка закрывается — открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Выполнять под счет до 5. Повторить 4-5 р.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для  шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.

3. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.

4. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5 р.

5.  «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

6. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5-7 с.  Сделав сначала глубокий вдох.

7.  «Подуй на чёлку!» — высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.

8. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с

Повторить 4-5 р. 

 

Комплекс артикуляционной гимнастики  для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].

1.       «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.

2.       «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р.

3.       Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

5.       «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз.

6.       «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

7.       «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

8. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.

9. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.

 

infourok.ru

ЛОГОПЕД.РУ: Артикуляционная гимнастика - LOGOPED.RU

Артикуляционная гимнастика

Воронина Л.П., учитель-логопед МДОУ №152, Мурманск.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяем упражнения с помощью карточек. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Рекомендации к проведению упражнений.

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

Желаем успеха!

www.logoped.ru

Артикуляционная гимнастика - логопедия, прочее

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. 

Просмотр содержимого документа «Артикуляционная гимнастика»

Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов:пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) иактивная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.  Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.

        

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

В последнее время практически у многих детей встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка правильных,  полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

  • Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое задание  выполняется по 8-10 раз.

  • Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
  • Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
  • В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
  • Прежде чем начать занятия, вспомним названия  артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык).
  • Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
  • Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.
  • Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть  свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
  • Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

kopilkaurokov.ru

артикуляционная гимнастика - Логопедия

комплексы артикуляционных упражнений для разных групп звуков

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА

Кузнецова Е.А. 

 «Все артикуляционные упражнения»

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков. Загони мяч в ворота.

Дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. При этом губы сложены трубочкой. Загонять шарик следует на одном выдохе. Щеки при выдохе не должны надуваться (для этого их можно слегка придерживать ладонями). Трубочка-улыбочка.

 Сначала губы вытянуть вперед трубочкой, затем растянуть в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 сек. Движение повторить 5-10 раз. Накажем непослушный язычок.

 Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, и слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в течение 5-10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение того же времени. Блинчик.

 Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5-10 сек. Повторить упражнение 2-3 раза. Качели.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз. Почистим зубки.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит нижние резцы с внутренней стороны, делая движения вверх-вниз. Упражнение выполнятся в течение 10 сек. Горка.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Движения повторяются 5-10 раз.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков. Накажем непослушный язычок.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, и слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в течение 5-10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение того же времени. Блинчик.

 Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5-10 сек. Повторить упражнение 2-3 раза. Качели.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз. Маляр.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка  погладить небо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). Выполнить 5-10 движений. Грибок.

Рот открыт. Губя в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу, затем присосать его к небу и удерживать в таком положении 5-10 сек. Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем «отклеить» язык. Закрыть рот. Повторить упражнение 2-3 раза.  Вкусное варенье.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполнить 5-10 движений. Чашечка.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут и ему придана форма ковша: боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении 5-10 сек. Повторить упражнение 2-3 раза. Фокус.

Удерживая язык в положении «Чашечка», подуть на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторить упражнение 3-5 раз. Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Л» Накажем непослушный язычок.

 Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, и слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в течение 5-10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение того же времени. Блинчик.

Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5-10 сек. Повторить упражнение 2-3 раза.  Блинчик-иголка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении в течение 5 сек. Затем напрячь и выдвинув вперед, придать языку заостренную форму жала. Удерживать язык в таком положении5 сек, после чего вновь расслабить и положить на нижнюю губу. Попеременно выполнять упражнения «лопатка» и «Иголочка» 3-4 раза. Качели.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз. Лошадка.  Индюк.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть – как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышаться звуки «бл-бл» Упражнение выполнять в течение 10 сек. Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Р» Качели.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;  2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз. Почистим зубки.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит  верхние  резцы с внутренней стороны, делая движения вверх-вниз. Упражнение выполнятся в течение 10 сек. Маляр.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка  погладить небо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). Выполнить 5-10 движений. Вкусное варенье.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполнить 5-10 движений. Лошадка.  Индюк.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть – как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышаться звуки «бл-бл» Упражнение выполнять в течение 10 сек. Фокус.

Удерживая язык в положении «Чашечка», подуть на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторить упражнение 3-5 раз. Барабан.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо на одном дыхании произнося звуки «д-д-д». Сначала произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Выполнить упражнение 3-5 раз. Артикуляционная гимнастика для постановки заднеязычных звуков. 1. Для нижней челюсти: открывать рот с сопротивлением, произвольно двигать нижнюю челюсть вправо влево. 2. Для губ и щек: втягивать щеки в ротовую полость между зубами; растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в стороны, вверх и вниз, обнажая зубы затем их расслабить; попеременно произносить И-У, И-О (с голосом). 3. Для языка:  Качели.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;  2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз. Почистим зубки.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит нижние резцы с внутренней стороны, делая движения вверх-вниз. Упражнение выполнятся в течение 10 сек. Горка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Движения повторяются 5-10 раз. 4. Для мягкого неба: произносить гласные звуки на твердой и мягкой атаке.

 

Просмотр содержимого документа «артикуляционная гимнастика»

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука [Л]

Кончик языка поднимается к основаниям верхних резцов (но может занимать и более низкое положение). 1.​ «Наказать непослушный язычок» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. 2.​ «Лепёшка» Язык широкий положи И спокойным удержи. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 3.​ «Иголочка» Язычок наш как иголка, Отойди, уколет колко! Рот приоткрыть. Узкий, напряжённый язык высунуть вперёд, как можно дальше. 4. «Змейка» Показала змейка жало, Убрала и хвост поджала… Жало вынула опять, Хочет всех вас испугать! Сделать упражнение «Иголочка». Узкий язык, похожий на жало, максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта. 5.​ «Парус» Выше парус поднимай! В путь кораблик отправляй! Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. 6.​ «Качели» Язычок на крылечке полежал – И на качели побежал. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. 7.​ «Маляр» Мы покрасим потолок, Маляром стал язычок, Будет чистым (вот дела!) Всё до дальнего угла! Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад. 8.​ «Щётка» Щёткой кухню подмету, Наведу там чистоту, Вправо, влево щетинки, Не оставлю ни соринки! Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта. 9.​ «Вкусное варенье» Мы вареньем, крепким чаем Всех знакомых угощаем… С губ сотрём следы варенья, Угощенья – объеденья! Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась. 10.​ «Чашечка» Любим пить мы крепкий чай, Ну-ка, чашку подставляй! Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука [Р]

Кончик языка поднят к верхним зубам. Он напряжён, но неплотно прилегает к верхним зубам и вибрирует в проходящей воздушной струе. 1.​ «Наказать непослушный язычок» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. 2.​ «Лепёшка» Язык широкий положи И спокойным удержи. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 3.​ «Иголочка» Язычок наш как иголка, Отойди, уколет колко! Рот приоткрыть. Узкий, напряжённый язык высунуть вперёд, как можно дальше. 4.​ «Парус» Выше парус поднимай! В путь кораблик отправляй! Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. 5.​ «Качели» Язычок на крылечке полежал – И на качели побежал. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. 6.​ «Язык перешагивает через зубы» А потом пошёл гулять, По ступенечкам шагать. Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. б) Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. 7.​ «Чьи зубы чище?» Чистим зубы, чистим зубы И снаружи и внутри Не болели чтоб они. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. 8.​ «Маляр» Мы покрасим потолок, Маляром стал язычок, Будет чистым (вот дела!) Всё до дальнего угла! Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад. 9.​ «Щётка» Щёткой кухню подмету, Наведу там чистоту, Вправо, влево щетинки, Не оставлю ни соринки! Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта. 10. «Вкусное варенье» Мы вареньем, крепким чаем Всех знакомых угощаем… С губ сотрём следы варенья, Угощенья – объеденья! Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась. 10.​ «Лодочка» Лодочку могу свернуть И на ней отправлюсь в путь, Как ни высока волна, Лодке не страшна она! Сделать упражнение «Лопаточка» кончик и боковые края языка загнуть вверх, но язык высоко не поднимать. 11.​ «Чашечка» Любим пить мы крепкий чай, Ну-ка, чашку подставляй! Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. 12.​ «Болтушка», «Индюк» Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался, а нижняя челюсть не двигалась. 13.​ Пощёлкать кончиком языка А потом попляшет. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимается к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывается. 14.​ «Лошадка» Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке. 15.​ «Грибок» Лошадка шла, шла И грибок нашла. Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к нёбу, а губы не натягивались на зубы. 16.​ «Гармошка» На гармошке он сыграет, И песенку споёт… Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал. 17.​ «Автомат» Рот открыт. Губы в улыбке. Напряжённым кончиком языка многократно и отчётливо произносить звук Т-Т-Т сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны. 18.​ «Барабан» То же самое при произношении звука Д-Д-Д.

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции свистящих звуков [С], [З], [Ц]

При произнесении свистящих звуков губы слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. 1.​ «Наказать непослушный язычок» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. 2.​ «Лепёшка» Язык широкий положи И спокойным удержи. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 3. «Качели» Язычок на крылечке полежал – И на качели побежал. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. 4.​ «Горка» Выше горка поднимись, Мы помчимся с горки вниз! Рот приоткрыть. Сделать язык широким. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в передние нижние зубы. 5.​ «Дудочка» Дудочка, дуди сильней, Созовём мы всех друзей! Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку». 6.​ «Колесо» Покатилось колесо, Отвалилось, вот и всё… Колесо, вернись назад! Пожалей мой самокат! Сделать упражнение «Горка». Среднюю часть языка максимально выдвигать вперёд, а затем убирать вглубь рта. Язык перемещать вперёд – назад в форме валика. 7.​ «Язык перешагивает через зубы» А потом пошёл гулять, По ступенечкам шагать. Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. б )Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. 8.​ «Чьи зубы чище?» Чистим зубы, чистим зубы И снаружи и внутри Не болели чтоб они. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. 9.​ Упражнение в произнесении звука [И ] В игровой форме (например, петь мелодию на звук [И ]) отрабатывается произнесение звука. 10.​ «Заборчик» Язычок поспешил к себе во двор, Чтобы починить забор. Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции шипящих звуков [Ш],[ Ж],[ Ч],[ Щ]

При произношении шипящих звуков губы округлены и слегка вытянуты вперёд. Зубы сближены, но не соприкасаются. Расстояние между ними 2 – 5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к верхним зубам и образует с ним щель. 1.​ «Наказать непослушный язычок» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. 2.​ «Лепёшка» Язык широкий положи И спокойным удержи. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 3.​ «Парус» Выше парус поднимай! В путь кораблик отправляй! Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. 4.​ «Качели» Язычок на крылечке полежал – И на качели побежал. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. 5.​ «Дудочка» Дудочка, дуди сильней, Созовём мы всех друзей! Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку». 6.​ «Маляр» Мы покрасим потолок, Маляром стал язычок, Будет чистым (вот дела!) Всё до дальнего угла! Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад. 7.​ «Вкусное варенье» Мы вареньем, крепким чаем Всех знакомых угощаем… С губ сотрём следы варенья, Угощенья – объеденья! Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась. 8.​ « Лодочка» Лодочку могу свернуть И на ней отправлюсь в путь, Как ни высока волна, Лодке не страшна она! Сделать упражнение «Лопаточка» кончик и боковые края языка загнуть вверх, но язык высоко не поднимать. 9.​ «Язык перешагивает через зубы» А потом пошёл гулять, По ступенечкам шагать. Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. б) Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. 10.​ «Чашечка» Любим пить мы крепкий чай, Ну-ка, чашку подставляй! Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. 11.​ «Болтушка», «Индюк» Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался, а нижняя челюсть не двигалась. 12.​ Пощёлкать кончиком языка А потом попляшет. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимается к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывается. 13.​ «Лошадка» Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке. 14.​ «Грибок» Лошадка шла, шла И грибок нашла. Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к нёбу, а губы не натягивались на зубы. 15.​ «Гармошка» На гармошке он сыграет, И песенку споёт… Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

multiurok.ru

Артикуляционная гимнастика | Логопед Анна Белик

Каждое упражнение выполнять по 10-15 раз (стоя или сидя с обязательным соблюдением правильной осанки). Добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений. Вначале движения выполняются медленно, неторопливо. Постепенно комплекс упражнений усложняется. Возможно и желательно выполнение под счет, музыку

Примерный перечень упражнений представлен в списке. Нашим ученикам бонус – диск с записью гимнастики для артикуляции, рук и пальцев (более 40 упражнений). Смотрите версию диска на сайте.

  • «Яблоко». открыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
  • «Жвачка» - евательные движения с сомкнутыми губами.
  • «Мороз»- легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
  • «Улыбка – трубочка» - растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, видны верхние и нижние резцы, затем вытягивание губ вперед.
  • «Варенье» - облизать широким языком верхнюю губу, затем нижнюю.
  • «Щетка» - почистить за верхними зубами, за нижними.
  • «Маляр» - кончиком языка водить по небу, губы в улыбке.
  • «Орешки» - попеременно заводить язык щеку, за правую, за левую
  • «Колесо» - рот закрыт, круговые движения языком,
  • «Мартышка» - рот закрыт, язык за верхней губой.
  • «Бульдог» - рот закрыт, язык под нижней губой.
  • «Блинчик» – широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу, подержать.
  • «Мясорубка»- покусать язык от кончика до середины.
  • «Качели» - рот открыт, движения языком вверх-вниз.
  • «Чашечка» – рот открыт, края языка округляются, образуя форму чашки.
  • «Присоска» -  рот открыт, кончик языка присасывается к альвеолам.
  • «Грибок» – язык  присасывается к твердому небу,.
  • «Гармошка» - открывать и закрывать рот, язык в позе «грибка»
  • «Лошадка» - цокать  как лошадка.
  • «Пулемет» - рот открыт, кончик языка стучит по альвеолам «д-д-д-д-д-д»
  • «Толстушка» - «Худышка» - надуть щеки, втянуть
  • Зевание. Просто зевать.

Упражнения для правильного речевого выдоха

  • Задувание на кончик языка (вертушки, мыльные пузыри, ватные шарики, карандаш)
  • Сдувание с кончика языка (ватного или бумажного шарика)
  • Надувание воздушных шаров (1-2 в день)

www.abelik.ru