2.2. Методические особенности гимнастики. Методические особенности гимнастики


2.2. Методические особенности гимнастики

Гимнастическая методика сложилась как совокупность приемов, обусловленных спецификой упражнений. (Такой специфической осо­бенностью, позволяющей]отнести то или иное упражнение к разря­ду гимнастических, является прежде всего проявление координа­ционных и иных двигательных способностей в условиях строго регламентированной программы движений. Точно указываются ис­ходное и конечное положения, направление и амплитуда движений, характер мышечных усилий. Благодаря стандартной программе движений создаются более благоприятные условия для обучения, становления и закрепления двигательных навыков.

К методическим особенностям гимнастики относятся:

  1. Разностороннее воздействие на организм. Подбираются уп­ражнения, влияющие на все части опорно-двигательного аппарата (ОДА), на функциональное состояние различных систем организма и уровень жизнедеятельности организма в целом. Решаются задачи сопряжения процессов приобретения двигательных навыков и функциональной подготовки, а также совершенствования фи­зических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

  2. Разнообразие упражнений — средств гимнастики. Уникаль­ность гимнастики заключается в практически неограниченном ко­личестве средств гимнастики — разнообразных упражнений. Лю­бые задачи, возникающие в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования, можно решить с помощью соот­ветствующих гимнастических упражнений оздоровительного, при­кладного, спортивного характера, используя их с различной сте­пенью интенсивности. Самый обычный наклон вперед легко разно­образить исходными положениями (стоя с сомкнутыми ногами или ноги врозь или сидя), выполнять его прогибаясь, скругляя тулови­ще, с дополнительными движениями руками, с помощью партнера и т. п. Ив этом случае каждая разновидность наклона является самостоятельным упражнением, так как его выполнение решает автономную задачу. Во многих видах гимнастики используются не отдельные упражнения, а их комплексы. В уроках гимнастики применяется широкий круг самых разнообразных упражнений, в том числе и на снарядах. Спортивные виды гимнастики характер­ны многоборьем — подготовкой спортсменов в различных его видах.

  3. Избирательное воздействие упражнений. Часто возникаю­щие узкие задачи по развитию определенных качеств, укреплению отдельных групп мышц, суставов, профилактике и восстановлению каких-либо функций организма возможно решить подбором гимнае-

ю

11

тических упражнений, методикой их использования. Строгая ре­гламентация упражнений — пространственно-временных и сило­вых характеристик — позволяет локально воздействовать практи­чески на любые части тела и органы. Эти возможности использу­ются, в частности, в лечебной физической культуре, в специальной физической подготовке, в других видах спорта и т. п.

4. Регламентация занятий и точное регулирование нагрузки. Гимнастическая методика характерна не только строгой регламен­ тацией программы движений, но и относительно строгими ограниче­ ниями в организации занятий, в дозировании упражнений и регу­ лировании нагрузки.

Многие педагогические задачи, связанные не только с выполне­нием двигательных актов, но и с воспитанием моральных и волевых качеств личности, индивидуализацией в обучении в сочетании с коллективными действиями, наилучшим образом решаются благода­ря традиционно культивируемым формам организации занятий гимнастикой, прежде всего урочной формы. Урочные формы заня­тий требуют соблюдения дисциплины и порядка в зале, согласова­ния своих действий с действиями товарищей, особенно в групповых упражнениях и при оказании помощи и страховки. Регламентация учебного процесса в сочетании с многообразными методическими приемами обучения обеспечивает прогресс в освоении и совершенст­вовании двигательных навыков и качеств.

Регулирование нагрузки в занятиях осуществляется путем под­бора упражнений, их чередования, количества повторений, измене­ния темпа, применения отягощений и др. Такой диапазон возмож­ностей менять содержание, объем и интенсивность упражнений делает их доступными разновозрастному контингенту, с различной степенью подготовленности.

5. Возможность усложнения и комбинирования упражнений, применения одних и тех же упражнений в разных целях. Типичным способом повышения интенсивности занятий в гимнастике является освоение все более трудных движений, усложнение самих упражне­ ний (как за счет изменения условий их выполнения, исходных и конечных положений, екорости выполнения, так и путем новых сочетаний их друг с другом, соединений в различные по степени трудности композиции — комплексы общеразвивающих упражне­ ний, упражнений на снарядах)у Конструирование новых элементов, создание оригинальных композиций проявляют творческие способ­ ности и преподавателя и ученика.

Одинаковые по форме упражнения могут быть использованы в разных целях. К примеру, прыжки по отметкам осваиваются детьми с целью согласования усилий с точностью действия. Те же прыжки можно использовать в подвижной игре для повышения интереса к занятиям, применить в эстафере или соревновании команд с целью воспитания волевых качеств, чувства коллективизма. При выполне­нии одних и тех же упражнений могут акцентироваться задачи по развитию физических качеств либо задачи эстетического плана, связанные с доведением качества исполнения до совершенства с целью демонстрации упражнений на конкурсах, соревнованиях.

Таким образом, методические особенности гимнастики, рассмат­риваемые воедино, свидетельствуют о широких возможностях ис­пользования метода строго регламентированного упражнения, воз­никшего первоначально как «гимнастический метод», в физическом воспитании.

studfiles.net

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ

Гимнастическая методика сложилась как совокупность приемов, обусловленных спецификой упражнений. (Такой специфической осо­бенностью, позволяющей]отнести то или иное упражнение к разря­ду гимнастических, является прежде всего проявление координа­ционных и иных двигательных способностей в условиях строго регламентированной программы движений. Точно указываются ис­ходное и конечное положения, направление и амплитуда движений, характер мышечных усилий. Благодаря стандартной программе движений создаются более благоприятные условия для обучения, становления и закрепления двигательных навыков.

К методическим особенностям гимнастики относятся:

1. Разностороннее воздействие на организм. Подбираются уп­ражнения, влияющие на все части опорно-двигательного аппарата (ОДА), на функциональное состояние различных систем организма и уровень жизнедеятельности организма в целом. Решаются задачи сопряжения процессов приобретения двигательных навыков и функциональной подготовки, а также совершенствования фи­зических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

2. Разнообразие упражнений — средств гимнастики. Уникаль­ность гимнастики заключается в практически неограниченном ко­личестве средств гимнастики — разнообразных упражнений. Лю­бые задачи, возникающие в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования, можно решить с помощью соот­ветствующих гимнастических упражнений оздоровительного, при­кладного, спортивного характера, используя их с различной сте­пенью интенсивности. Самый обычный наклон вперед легко разно­образить исходными положениями (стоя с сомкнутыми ногами или ноги врозь или сидя), выполнять его прогибаясь, скругляя тулови­ще, с дополнительными движениями руками, с помощью партнера и т. п. Ив этом случае каждая разновидность наклона является самостоятельным упражнением, так как его выполнение решает автономную задачу. Во многих видах гимнастики используются не отдельные упражнения, а их комплексы. В уроках гимнастики применяется широкий круг самых разнообразных упражнений, в том числе и на снарядах. Спортивные виды гимнастики характер­ны многоборьем — подготовкой спортсменов в различных его видах.

3. Избирательное воздействие упражнений. Часто возникаю­щие узкие задачи по развитию определенных качеств, укреплению отдельных групп мышц, суставов, профилактике и восстановлению каких-либо функций организма возможно решить подбором гимнае-

 

ю

тических упражнений, методикой их использования. Строгая ре­гламентация упражнений — пространственно-временных и сило­вых характеристик — позволяет локально воздействовать практи­чески на любые части тела и органы. Эти возможности использу­ются, в частности, в лечебной физической культуре, в специальной физической подготовке, в других видах спорта и т. п.

4. Регламентация занятий и точное регулирование нагрузки.Гимнастическая методика характерна не только строгой регламен­тацией программы движений, но и относительно строгими ограниче­ниями в организации занятий, в дозировании упражнений и регу­лировании нагрузки.

Многие педагогические задачи, связанные не только с выполне­нием двигательных актов, но и с воспитанием моральных и волевых качеств личности, индивидуализацией в обучении в сочетании с коллективными действиями, наилучшим образом решаются благода­ря традиционно культивируемым формам организации занятий гимнастикой, прежде всего урочной формы. Урочные формы заня­тий требуют соблюдения дисциплины и порядка в зале, согласова­ния своих действий с действиями товарищей, особенно в групповых упражнениях и при оказании помощи и страховки. Регламентация учебного процесса в сочетании с многообразными методическими приемами обучения обеспечивает прогресс в освоении и совершенст­вовании двигательных навыков и качеств.

Регулирование нагрузки в занятиях осуществляется путем под­бора упражнений, их чередования, количества повторений, измене­ния темпа, применения отягощений и др. Такой диапазон возмож­ностей менять содержание, объем и интенсивность упражнений делает их доступными разновозрастному контингенту, с различной степенью подготовленности.

5. Возможность усложнения и комбинирования упражнений,применения одних и тех же упражнений в разных целях. Типичнымспособом повышения интенсивности занятий в гимнастике являетсяосвоение все более трудных движений, усложнение самих упражне­ний (как за счет изменения условий их выполнения, исходных иконечных положений, екорости выполнения, так и путем новыхсочетаний их друг с другом, соединений в различные по степенитрудности композиции — комплексы общеразвивающих упражне­ний, упражнений на снарядах)у Конструирование новых элементов,создание оригинальных композиций проявляют творческие способ­ности и преподавателя и ученика.

Одинаковые по форме упражнения могут быть использованы в разных целях. К примеру, прыжки по отметкам осваиваются детьми с целью согласования усилий с точностью действия. Те же прыжки можно использовать в подвижной игре для повышения интереса к занятиям, применить в эстафере или соревновании команд с целью воспитания волевых качеств, чувства коллективизма. При выполне­нии одних и тех же упражнений могут акцентироваться задачи по развитию физических качеств либо задачи эстетического плана, связанные с доведением качества исполнения до совершенства с целью демонстрации упражнений на конкурсах, соревнованиях.

Таким образом, методические особенности гимнастики, рассмат­риваемые воедино, свидетельствуют о широких возможностях ис­пользования метода строго регламентированного упражнения, воз­никшего первоначально как «гимнастический метод», в физическом воспитании.



infopedia.su

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ — МегаЛекции

Гимнастическая методика сложилась как совокупность приемов, обусловленных спецификой упражнений. (Такой специфической осо­бенностью, позволяющей]отнести то или иное упражнение к разря­ду гимнастических, является прежде всего проявление координа­ционных и иных двигательных способностей в условиях строго регламентированной программы движений. Точно указываются ис­ходное и конечное положения, направление и амплитуда движений, характер мышечных усилий. Благодаря стандартной программе движений создаются более благоприятные условия для обучения, становления и закрепления двигательных навыков.

К методическим особенностям гимнастики относятся:

1. Разностороннее воздействие на организм. Подбираются уп­ражнения, влияющие на все части опорно-двигательного аппарата (ОДА), на функциональное состояние различных систем организма и уровень жизнедеятельности организма в целом. Решаются задачи сопряжения процессов приобретения двигательных навыков и функциональной подготовки, а также совершенствования фи­зических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

2. Разнообразие упражнений — средств гимнастики. Уникаль­ность гимнастики заключается в практически неограниченном ко­личестве средств гимнастики — разнообразных упражнений. Лю­бые задачи, возникающие в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования, можно решить с помощью соот­ветствующих гимнастических упражнений оздоровительного, при­кладного, спортивного характера, используя их с различной сте­пенью интенсивности. Самый обычный наклон вперед легко разно­образить исходными положениями (стоя с сомкнутыми ногами или ноги врозь или сидя), выполнять его прогибаясь, скругляя тулови­ще, с дополнительными движениями руками, с помощью партнера и т. п. Ив этом случае каждая разновидность наклона является самостоятельным упражнением, так как его выполнение решает автономную задачу. Во многих видах гимнастики используются не отдельные упражнения, а их комплексы. В уроках гимнастики применяется широкий круг самых разнообразных упражнений, в том числе и на снарядах. Спортивные виды гимнастики характер­ны многоборьем — подготовкой спортсменов в различных его видах.

3. Избирательное воздействие упражнений. Часто возникаю­щие узкие задачи по развитию определенных качеств, укреплению отдельных групп мышц, суставов, профилактике и восстановлению каких-либо функций организма возможно решить подбором гимнае-

 

ю

тических упражнений, методикой их использования. Строгая ре­гламентация упражнений — пространственно-временных и сило­вых характеристик — позволяет локально воздействовать практи­чески на любые части тела и органы. Эти возможности использу­ются, в частности, в лечебной физической культуре, в специальной физической подготовке, в других видах спорта и т. п.

4. Регламентация занятий и точное регулирование нагрузки.Гимнастическая методика характерна не только строгой регламен­тацией программы движений, но и относительно строгими ограниче­ниями в организации занятий, в дозировании упражнений и регу­лировании нагрузки.

Многие педагогические задачи, связанные не только с выполне­нием двигательных актов, но и с воспитанием моральных и волевых качеств личности, индивидуализацией в обучении в сочетании с коллективными действиями, наилучшим образом решаются благода­ря традиционно культивируемым формам организации занятий гимнастикой, прежде всего урочной формы. Урочные формы заня­тий требуют соблюдения дисциплины и порядка в зале, согласова­ния своих действий с действиями товарищей, особенно в групповых упражнениях и при оказании помощи и страховки. Регламентация учебного процесса в сочетании с многообразными методическими приемами обучения обеспечивает прогресс в освоении и совершенст­вовании двигательных навыков и качеств.

Регулирование нагрузки в занятиях осуществляется путем под­бора упражнений, их чередования, количества повторений, измене­ния темпа, применения отягощений и др. Такой диапазон возмож­ностей менять содержание, объем и интенсивность упражнений делает их доступными разновозрастному контингенту, с различной степенью подготовленности.

5. Возможность усложнения и комбинирования упражнений,применения одних и тех же упражнений в разных целях. Типичнымспособом повышения интенсивности занятий в гимнастике являетсяосвоение все более трудных движений, усложнение самих упражне­ний (как за счет изменения условий их выполнения, исходных иконечных положений, екорости выполнения, так и путем новыхсочетаний их друг с другом, соединений в различные по степенитрудности композиции — комплексы общеразвивающих упражне­ний, упражнений на снарядах)у Конструирование новых элементов,создание оригинальных композиций проявляют творческие способ­ности и преподавателя и ученика.

Одинаковые по форме упражнения могут быть использованы в разных целях. К примеру, прыжки по отметкам осваиваются детьми с целью согласования усилий с точностью действия. Те же прыжки можно использовать в подвижной игре для повышения интереса к занятиям, применить в эстафере или соревновании команд с целью воспитания волевых качеств, чувства коллективизма. При выполне­нии одних и тех же упражнений могут акцентироваться задачи по развитию физических качеств либо задачи эстетического плана, связанные с доведением качества исполнения до совершенства с целью демонстрации упражнений на конкурсах, соревнованиях.

Таким образом, методические особенности гимнастики, рассмат­риваемые воедино, свидетельствуют о широких возможностях ис­пользования метода строго регламентированного упражнения, воз­никшего первоначально как «гимнастический метод», в физическом воспитании.

megalektsii.ru

2.2. Методические особенности гимнастики

Гимнастическая методика сложилась как совокупность приемов, обусловленных спецификой упражнений. (Такой специфической осо­бенностью, позволяющей]отнести то или иное упражнение к разря­ду гимнастических, является прежде всего проявление координа­ционных и иных двигательных способностей в условиях строго регламентированной программы движений. Точно указываются ис­ходное и конечное положения, направление и амплитуда движений, характер мышечных усилий. Благодаря стандартной программе движений создаются более благоприятные условия для обучения, становления и закрепления двигательных навыков.

К методическим особенностям гимнастики относятся:

  1. Разностороннее воздействие на организм. Подбираются уп­ражнения, влияющие на все части опорно-двигательного аппарата (ОДА), на функциональное состояние различных систем организма и уровень жизнедеятельности организма в целом. Решаются задачи сопряжения процессов приобретения двигательных навыков и функциональной подготовки, а также совершенствования фи­зических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

  2. Разнообразие упражнений — средств гимнастики. Уникаль­ность гимнастики заключается в практически неограниченном ко­личестве средств гимнастики — разнообразных упражнений. Лю­бые задачи, возникающие в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования, можно решить с помощью соот­ветствующих гимнастических упражнений оздоровительного, при­кладного, спортивного характера, используя их с различной сте­пенью интенсивности. Самый обычный наклон вперед легко разно­образить исходными положениями (стоя с сомкнутыми ногами или ноги врозь или сидя), выполнять его прогибаясь, скругляя тулови­ще, с дополнительными движениями руками, с помощью партнера и т. п. Ив этом случае каждая разновидность наклона является самостоятельным упражнением, так как его выполнение решает автономную задачу. Во многих видах гимнастики используются не отдельные упражнения, а их комплексы. В уроках гимнастики применяется широкий круг самых разнообразных упражнений, в том числе и на снарядах. Спортивные виды гимнастики характер­ны многоборьем — подготовкой спортсменов в различных его видах.

  3. Избирательное воздействие упражнений. Часто возникаю­щие узкие задачи по развитию определенных качеств, укреплению отдельных групп мышц, суставов, профилактике и восстановлению каких-либо функций организма возможно решить подбором гимнае-

ю

11

тических упражнений, методикой их использования. Строгая ре­гламентация упражнений — пространственно-временных и сило­вых характеристик — позволяет локально воздействовать практи­чески на любые части тела и органы. Эти возможности использу­ются, в частности, в лечебной физической культуре, в специальной физической подготовке, в других видах спорта и т. п.

4. Регламентация занятий и точное регулирование нагрузки. Гимнастическая методика характерна не только строгой регламен­ тацией программы движений, но и относительно строгими ограниче­ ниями в организации занятий, в дозировании упражнений и регу­ лировании нагрузки.

Многие педагогические задачи, связанные не только с выполне­нием двигательных актов, но и с воспитанием моральных и волевых качеств личности, индивидуализацией в обучении в сочетании с коллективными действиями, наилучшим образом решаются благода­ря традиционно культивируемым формам организации занятий гимнастикой, прежде всего урочной формы. Урочные формы заня­тий требуют соблюдения дисциплины и порядка в зале, согласова­ния своих действий с действиями товарищей, особенно в групповых упражнениях и при оказании помощи и страховки. Регламентация учебного процесса в сочетании с многообразными методическими приемами обучения обеспечивает прогресс в освоении и совершенст­вовании двигательных навыков и качеств.

Регулирование нагрузки в занятиях осуществляется путем под­бора упражнений, их чередования, количества повторений, измене­ния темпа, применения отягощений и др. Такой диапазон возмож­ностей менять содержание, объем и интенсивность упражнений делает их доступными разновозрастному контингенту, с различной степенью подготовленности.

5. Возможность усложнения и комбинирования упражнений, применения одних и тех же упражнений в разных целях. Типичным способом повышения интенсивности занятий в гимнастике является освоение все более трудных движений, усложнение самих упражне­ ний (как за счет изменения условий их выполнения, исходных и конечных положений, екорости выполнения, так и путем новых сочетаний их друг с другом, соединений в различные по степени трудности композиции — комплексы общеразвивающих упражне­ ний, упражнений на снарядах)у Конструирование новых элементов, создание оригинальных композиций проявляют творческие способ­ ности и преподавателя и ученика.

Одинаковые по форме упражнения могут быть использованы в разных целях. К примеру, прыжки по отметкам осваиваются детьми с целью согласования усилий с точностью действия. Те же прыжки можно использовать в подвижной игре для повышения интереса к занятиям, применить в эстафере или соревновании команд с целью воспитания волевых качеств, чувства коллективизма. При выполне­нии одних и тех же упражнений могут акцентироваться задачи по развитию физических качеств либо задачи эстетического плана, связанные с доведением качества исполнения до совершенства с целью демонстрации упражнений на конкурсах, соревнованиях.

Таким образом, методические особенности гимнастики, рассмат­риваемые воедино, свидетельствуют о широких возможностях ис­пользования метода строго регламентированного упражнения, воз­никшего первоначально как «гимнастический метод», в физическом воспитании.

studfiles.net

Методические особенности гимнастики

Количество просмотров публикации Методические особенности гимнастики - 236

Гимнастическая методика сложилась как совокупность приемов, обусловленных спецификой упражнений. Такой специфической осо­бенностью, позволяющей отнести то или иное упражнение к разря­ду гимнастических, является, прежде всœего, проявление координа­ционных и иных двигательных способностей в условиях строго регламентированной программы движений. Точно указываются ис­ходное и конечное положения, направление и амплитуда движений, характер мышечных усилий. Благодаря стандартной программе движений создаются более благоприятные условия для обучения, становления и закрепления двигательных навыков.

К методическим особенностям гимнастики относятся:

1. Разностороннее воздействие на организм. Подбираются уп­ражнения, влияющие на всœечасти опорно-двигательного аппарата (ОДА), на функциональное состояние различных систем организма и уровень жизнедеятельности организма в целом. Решаются задачи сопряжения процессов приобретения двигательных навыков и функциональной подготовки, а также совершенствования фи­зических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

2. Разнообразие упражнений — средств гимнастики. Уникальность гимнастики состоит в практически неограниченном ко­личестве средств гимнастики — разнообразных упражнений. Любые задачи, возникающие в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования, можно решить с помощью соот­ветствующих гимнастических упражнений оздоровительного, при­кладного, спортивного характера, используя их с различной сте­пенью интенсивности. Самый обычный наклон вперед легко разно­образить исходными положениями (стоя с сомкнутыми ногами или ноги врозь или сидя), выполнять его прогибаясь, скругляя тулови­ще, с дополнительными движениями руками, с помощью партнера и т. п. Ив данном случае каждая разновидность наклона является самостоятельным упражнением, так как его выполнение решает автономную задачу. Во многих видах гимнастики используются не отдельные упражнения, а их комплексы. В уроках гимнастики применяется широкий круг самых разнообразных упражнений, в т.ч. и на снарядах. Спортивные виды гимнастики характерны многоборьем — подготовкой спортсменов в различных его видах.

3. Избирательное воздействие упражнений. Часто возникаю­щие узкие задачи по развитию определœенных качеств, укреплению отдельных групп мышц, суставов, профилактике и восстановлению каких-либо функций организма возможно решить подбором гимнастических упражнений, методикой их использования. Строгая регламентация упражнений — пространственно-ременных и силовых характеристик — позволяет локально воздействовать п чески на любые части тела и органы. Эти возможности используются, в частности, в лечебной физической культуре, в специальной физической подготовке, в других видах спорта и т. п.

4. Регламентация занятий и точное регулирование нагрузки. Гимнастическая методика характерна не только строгой регламентацией программы движений, но и относительно строгими ограничениями в организации занятий, в дозировании упражнений и регулировании нагрузки.

Многие педагогические задачи, связанные не только с выполнением двигательных актов, но и с воспитанием моральных и волевых. качеств личности, индивидуализацией в обучении в сочетании с коллективными действиями, наилучшим образом решаются благодаря традиционно культивируемым формам организации занятий гимнастикой, прежде всœего урочной формы. Урочные формы занятий требуют соблюдения дисциплины и порядка в зале, согласования своих действий с действиями товарищей, особенно в групповых упражнениях и при оказании помощи и страховки. Регламент учебного процесса в сочетании с многообразными методическими приемами обучения обеспечивает прогресс в освоении и совершенствовании двигательных навыков и качеств.

Регулирование нагрузки в занятиях осуществляется путем подбора упражнений, их чередования, количества повторений, изменения темпа, применения отягощений и др. Размещено на реф.рфТакой диапазон возможностей менять содержание, объём и интенсивность упражнений делает их доступными разновозрастному контингенту, с различной степенью подготовленности.

5. Возможность усложнения и комбинирования упражнений применения одних и тех же упражнений в разных целях. Типичным способом повышения интенсивности занятий в гимнастике является освоение всœе более трудных движений, усложнение самих упражнений (как за счёт изменения условий их выполнения, исходных, конечных положений, скорости выполнения, так и путем новых сочетаний их друг с другом, соединœений в различные по степени трудности композиции — комплексы общеразвивающих упражнений, упражнений на снарядах). Конструирование новых элементов, создание оригинальных композиций проявляют творческие способности и преподавателя и ученика.

Одинаковые по форме упражнения бывают использованы в разных целях. К примеру, прыжки по отметкам осваиваются с целью согласования усилий с точностью действия. Те же прыжки можно использовать в подвижной игре для повышения интереса к занятиям, применить в эстафетах или соревновании команд с целью воспитания волевых качеств, чувства коллективизма. При выполнении одних и тех же упражнений могут акцентироваться задачи по развитию физических качеств, либо задачи эстетического плана, связанные с доведением качества исполнения до совершенства с целью демонстрации упражнений на конкурсах, соревнованиях.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, методические особенности гимнастики, рассмат­риваемые воедино, свидетельствуют о широких возможностях ис­пользования метода строго регламентированного упражнения, воз­никшего первоначально как ʼʼгимнастический методʼʼ, в физическом воспитании.

referatwork.ru

Методические особенности гимнастики

Гимнастике присущ метод строгого регламентирования уп­ражнения и четкой организации деятельности занимающихся, благодаря чему создаются оптимальные условия для освоения новых навыков и умений, а также соответствующий эмоциональ­ный фон, стимулирующий повышенную работоспособность. К методическим особенностям гимнастики относятся:

1. Разностороннее воздействие на организм человека. С по­мощью гимнастических упражнений успешно совершенствуются функции всех органов человека. Следовательно, с помощью гим­настики можно наиболее успешно решать задачи общего физи­ческого развития и разносторонне совершенствовать двигатель­ные способности человека.

2. Применение самых разнообразных физических упражнений, что обеспечивает всестороннее и гармоническое развитие морфо­логических и функциональных систем организма и физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости). Од­новременно оказывается воздействие на координационные меха­низмы нервной системы, повышается ее пластичность, формиру­ются основы спортивной техники.

3. Избирательное воздействие на организм. Подбором соответ­ствующих упражнений, нужных исходных положений и точ­ностью способов исполнения предопределяется локальное воз­действие на ту или иную группу мышц, что способствует разви­тию необходимого двигательного качества и позволяет успешно исправлять недостатки физического развития занимающихся.

4. Строгая регламентация учебного процесса и точное регули­рование физической нагрузки. Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач обучения с использованием при этом многообразных методичес­ких приемов. Это обеспечивает прогресс в развитии физических и других качеств. Путем изменения темпа и амплитуды движения, увеличением или уменьшением количества повторений, измене­ния исходных положений или варьирования последовательности выполнения упражнений, применения отягощений и амортиза­ционных устройств можно успешно регулировать нагрузку в со­ответствии с подготовленностью занимающихся.

5. Возможность непрерывного усложнения и комбинирования упражнений и применения одних и тех же упражнений в различ­ных целях.По мере овладения тем или иным упражнением обыч­но переходят к изучению более сложных вариантов его, услож­няют это упражнение, соединяя одни элементы с другими, вклю­чают в комбинации новые движения и тому подобное. В этом случае изучаемый учебный материал получает новое качествен­ное и количественное выражение, иначе воздействует на орга­низм и вызывает желаемые сдвиги. Применение одних и тех же упражнений для решения различных задач может осуществлять­ся путем разнообразного методического оформления их (направленная регламентация, использование игровой пли соревновательной формы выполнения). Методические осо­бенности, гимнастики органически взаимосвязаны. При правиль­ном учете их успешнее решаются задачи общей, всесторонней фи­зической; подготовки, гармонического развития двигательных способностей занимающихся, а также образовательные и воспи­тательные задачи.

 

 

ВИДЫ ГИМНАСТИКИ

I. Образовательно-развивающие виды — основная гимнасти­ка и прикладная гимнастика — с их разновидностями связаны с долгосрочным применением большинства средств с целью пла­номерного физического воспитания, обеспечиваемого государст­венными программами. С помощью этих базовых видов гимнас­тики дети, подростки, юниоры, молодежь достигают нового, бо­лее высокого уровня общефизической подготовленности, приоб­ретают важные двигательные умения и навыки прикладного и профессионально-прикладного характера. Сюда же относятся женская и атлетическая гимнастика.

II. Оздоровительные виды гимнастики— гигиеническая и ее разновидности (бытовые и производственные формы) сопутст­вуют занимающимся в течение, всей жизни, являются формамифизической культуры широких слоев населения, обеспечивают оптимальное текущее функциональное состояние организма, вос­станавливают работоспособность и повышают эмоциональный тонус, оказывают профилактическое воздействие в условиях про­фессиональной деятельности. Лечебная гимнастика и ее разно­видности также относятся к данной группе видов гимнастики оз­доровительной направленности.

III. Спортивные виды гимнастики культивируются как самос­тоятельные виды спорта. Выделение двух подгрупп — массовых спортивных видов и спортивных видов — объясняется следующим. Возрастание трудности программ, нацеленных на достиже­ние высокого спортивного мастерства и участие в ответственных соревнованиях требует круглосуточной специализированной ин­тенсивной подготовки, проявления индивидуальных способнос­тей к данному виду спорта, что связано с направленным отбором занимающихся. С целью подъема массовости, привлечения к спортивным видам гимнастики буквально всех желающих раз­работаны упрощенные классификационные программы катего­рии «Б» доступные и детям и взрослым.

 



infopedia.su

2.2. Методические особенности гимнастики

Гимнастическая методика сложилась как совокупность приемов, обусловленных спецификой упражнений. (Такой специфической осо­бенностью, позволяющей]отнести то или иное упражнение к разря­ду гимнастических, является прежде всего проявление координа­ционных и иных двигательных способностей в условиях строго регламентированной программы движений. Точно указываются ис­ходное и конечное положения, направление и амплитуда движений, характер мышечных усилий. Благодаря стандартной программе движений создаются более благоприятные условия для обучения, становления и закрепления двигательных навыков.

К методическим особенностям гимнастики относятся:

  1. Разностороннее воздействие на организм. Подбираются уп­ражнения, влияющие на все части опорно-двигательного аппарата (ОДА), на функциональное состояние различных систем организма и уровень жизнедеятельности организма в целом. Решаются задачи сопряжения процессов приобретения двигательных навыков и функциональной подготовки, а также совершенствования фи­зических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

  2. Разнообразие упражнений — средств гимнастики. Уникаль­ность гимнастики заключается в практически неограниченном ко­личестве средств гимнастики — разнообразных упражнений. Лю­бые задачи, возникающие в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования, можно решить с помощью соот­ветствующих гимнастических упражнений оздоровительного, при­кладного, спортивного характера, используя их с различной сте­пенью интенсивности. Самый обычный наклон вперед легко разно­образить исходными положениями (стоя с сомкнутыми ногами или ноги врозь или сидя), выполнять его прогибаясь, скругляя тулови­ще, с дополнительными движениями руками, с помощью партнера и т. п. Ив этом случае каждая разновидность наклона является самостоятельным упражнением, так как его выполнение решает автономную задачу. Во многих видах гимнастики используются не отдельные упражнения, а их комплексы. В уроках гимнастики применяется широкий круг самых разнообразных упражнений, в том числе и на снарядах. Спортивные виды гимнастики характер­ны многоборьем — подготовкой спортсменов в различных его видах.

  3. Избирательное воздействие упражнений. Часто возникаю­щие узкие задачи по развитию определенных качеств, укреплению отдельных групп мышц, суставов, профилактике и восстановлению каких-либо функций организма возможно решить подбором гимнае-

ю

11

тических упражнений, методикой их использования. Строгая ре­гламентация упражнений — пространственно-временных и сило­вых характеристик — позволяет локально воздействовать практи­чески на любые части тела и органы. Эти возможности использу­ются, в частности, в лечебной физической культуре, в специальной физической подготовке, в других видах спорта и т. п.

4. Регламентация занятий и точное регулирование нагрузки. Гимнастическая методика характерна не только строгой регламен­ тацией программы движений, но и относительно строгими ограниче­ ниями в организации занятий, в дозировании упражнений и регу­ лировании нагрузки.

Многие педагогические задачи, связанные не только с выполне­нием двигательных актов, но и с воспитанием моральных и волевых качеств личности, индивидуализацией в обучении в сочетании с коллективными действиями, наилучшим образом решаются благода­ря традиционно культивируемым формам организации занятий гимнастикой, прежде всего урочной формы. Урочные формы заня­тий требуют соблюдения дисциплины и порядка в зале, согласова­ния своих действий с действиями товарищей, особенно в групповых упражнениях и при оказании помощи и страховки. Регламентация учебного процесса в сочетании с многообразными методическими приемами обучения обеспечивает прогресс в освоении и совершенст­вовании двигательных навыков и качеств.

Регулирование нагрузки в занятиях осуществляется путем под­бора упражнений, их чередования, количества повторений, измене­ния темпа, применения отягощений и др. Такой диапазон возмож­ностей менять содержание, объем и интенсивность упражнений делает их доступными разновозрастному контингенту, с различной степенью подготовленности.

5. Возможность усложнения и комбинирования упражнений, применения одних и тех же упражнений в разных целях. Типичным способом повышения интенсивности занятий в гимнастике является освоение все более трудных движений, усложнение самих упражне­ ний (как за счет изменения условий их выполнения, исходных и конечных положений, екорости выполнения, так и путем новых сочетаний их друг с другом, соединений в различные по степени трудности композиции — комплексы общеразвивающих упражне­ ний, упражнений на снарядах)у Конструирование новых элементов, создание оригинальных композиций проявляют творческие способ­ ности и преподавателя и ученика.

Одинаковые по форме упражнения могут быть использованы в разных целях. К примеру, прыжки по отметкам осваиваются детьми с целью согласования усилий с точностью действия. Те же прыжки можно использовать в подвижной игре для повышения интереса к занятиям, применить в эстафере или соревновании команд с целью воспитания волевых качеств, чувства коллективизма. При выполне­нии одних и тех же упражнений могут акцентироваться задачи по развитию физических качеств либо задачи эстетического плана, связанные с доведением качества исполнения до совершенства с целью демонстрации упражнений на конкурсах, соревнованиях.

Таким образом, методические особенности гимнастики, рассмат­риваемые воедино, свидетельствуют о широких возможностях ис­пользования метода строго регламентированного упражнения, воз­никшего первоначально как «гимнастический метод», в физическом воспитании.

studfiles.net


Смотрите также