Гимнастика / Гимнастика и методика преподавания. Методика преподавания гимнастики


10. Методы обучения гимнастическим упражнениям

Последовательное решение задач на каждом этапе обучения гимнастическим упражнениям связано с использованием конкретных методов и приемов. Под методами обучения движениям следует понимать выбор принципиального способа (пути) решения той или иной задачи в целом, а методическим приемом является способ действия преподавателя и ученика для решения частных задач. На протяжении всего хода обучения отдельные методы и приемы могут быть использованы как для решения только одной задачи обучения, так и для нескольких разных.

Относительно методов обучения К.Д.Ушинский говорил следующим образом: "Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только деятельностью и долговременной практикой". В ходе практической деятельности каждый учитель в зависимости от индивидуального склада характера и личностных свойств отбирает наиболее эффективные методы и методические приемы. "Метод это Я" говорил П. Ф. Лесгафт (Форма должна быть растворена в опыте. И. Кант).

Выбор того или иного метода зависит также от учебной задачи, характера и сложности изучаемого упражнения, времени, места условий, в которых проводятся занятия, от физической и технической подготовленности гимнастов, общих и частных задач обучения, наличия условий для успешного обучения. При обучении гимнастическим упражнениям используются все три группы методов обучения, хотя частота использования тех или иных методов в зависимости от задач меняется. Метод программирования. Перед непосредственным разучиванием нового упражнения у преподавателя должна быть полная программа предстоящих действий. Одной из форм планирования обучения является алгоритмизация. Методика составления предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение учебного материала на части (учебные задания), которые осваиваются в строгой последовательности. Алгоритмические предписания должны отвечать следующим требованиям:

1.точно указывать характер каждого действия;

2.относиться к одному конкретному движению или к серии структурно сходных упражнений;

3. все учебные задания должны быть взаимосвязаны и расположены последовательно с нарастанием сложности.

Каждая серия учебных заданий направлена на решение определенной задачи: развитие физических качеств, освоение исходных, конечных и промежуточных положений, разучивание основных двигательных действий, выполнение подводящих упражнений и др. После выполнения всех серий учебных заданий упражнение выполняется в целом в облегченных условиях.

Подобный способ организации обучения относится к так называемому линейному программированию. Предписанием алгоритмического типа следует пользоваться в том случае, когда применение целостного метода невозможно или малоэффективно. Обучающая программа для отдельного движения может быть составлена и по методу разветвленного программирования, требующего более детального разбора техники движения и соответствующей организации обучения. Такая программа включает: описание структуры движения, определение главных и частных задач, описание обучающих упражнений и базовых двигательных навыков, последовательность двигательных заданий, средства для исправления ошибок и контроля за ходом освоения движения.

Такая форма планирования характерна для случаев обучения более сложным гимнастическим упражнениям. Словесный метод. Это один из универсальных методов, с помощью которого решается широкий круг задач: описание техники, постановка задач обучения, анализ результатов исполнения движения, управление обучением и др. Отсюда и разнообразие методических приемов использования слова: рассказ, объяснение, опрос, обсуждение, сопровождение выполнения движения. Данные приемы обучения доступны и действенны на разных этапах.

При использовании данного метода обучения особое внимание уделяется точности и лаконичности ведения диалога с учеником. Слова должны быть образными и точными, а выражение кратким и понятным. Выбор способа воздействия словом в значительной мере зависит от возраста и подготовленности учащихся, а также от способностей преподавателя. Использование терминологии в гимнастике во многом облегчает общение между учеником и преподавателем.

Метод показа. Данный метод помогает создать представление об упражнении, уточнить отдельные детали техники, обратить внимание ученика на допущенную ошибку, сравнить варианты (попытки) исполнения движения. Один из способов показа заключается в демонстрации целостного и совершенного исполнения движения эталона техники. Кроме того возможен акцентированный показ отдельных фаз и фрагментов с выделением решающих или типичных моментов исполнения движения. Наиболее нагляден "живой" показ преподавателем или другим исполнителем. Если при этом исполнение оказалось не совсем удачным и действия были неточными, то следует правильно объяснить и оценить данное выполнение, а затем найти возможность показать технически правильное исполнение.

При разучивании гимнастических упражнений эффективны способы опосредованного показа демонстрации кинокольцовок, кинограмм, наглядных рисунков, схем и других методических пособий.

Метод целостного разучивания упражнения. Он подразумевает выполнение изучаемого движения целиком. Такое усвоение движения характерно для большинства упражнений основной гимнастики, для большинства относительно простых движений на снарядах, а также для отдельных сложных упражнений, которые могут быть выполнены целиком в облегченных условиях. Облегчение условий выполнения упражнений достигается различными способами: введением дополнительных средств безопасности (поролоновые ямы, маты, валики, страховочные пояса), оказание помощи, уменьшением высоты снаряда, упрощением конечного и исходного положений, выполнением движений на тренажерах. Основным правилом использования данных приемов является сохранение структурной целостности изучаемого упражнения.

Метод расчлененного разучивания упражнения. Он заключается в целесообразном выделении отдельных частей движения, освоении каждого из них и последующем соединении в целостное упражнение. Он используется при освоении самых различных движений

studfiles.net

Методика преподавания спортивной гимнастики

Методика преподавания спортивной гимнастики.

Система оценивания в акробатике.

Содержание и методика преподавания всех видов спортивной гимнастики для школьников определяется, с одной стороны, классификационными требованиями юношеского разряда, а для наиболее успевающей части юных гимнастов – и классификационными требованиями для взрослых. С другой стороны они должны отвечать специальным требованиям общеобразовательной политехнической школы и возрастным особенностям детей. В связи с этим при спортивной специализации учащихся по гимнастике необходимо соблюдать следующие общие положения.

Во-первых, спортивно-гимнастическая подготовка должна подчиняться общешкольным задачам всестороннего развития личности учащихся и подготовки их, в первую очередь к многообразной общественно-трудовой деятельности. Поэтому спортивную тренировку следует подчинять задачам всесторонней общей физической подготовки. Это значит, что занятия спортивными видами гимнастики должны прежде всего способствовать гармоническому физическому развитию и укреплению здоровья учащихся, общей двигательной подготовке их, а также решению общих задач нравственного, умственного, эстетического и политехнического воспитания. В связи с этим в спортивно-гимнастических занятиях широко применяются различные средства общей физической подготовки, особенно те, которые не используются на классных уроках (туристические прогулки и походы, спортивные игры, плавание или купание, лыжи, коньки и т. п.).

Во-вторых, к специализации по гимнастике следует допускать детей своевременно, т. е. при наличии у них соответствующих возможностей. Необходимо очень строго соблюдать постепенность и последовательность в переходе к специальным тренировочным занятиям. Такой переход можно начинать в среднем школьном возрасте, но только с учащимися которые по состоянию здоровья и физической подготовленности относятся к основной группе. Вначале следует вести занятия по широкой программе, большую часть времени отводить разнообразным средствам общей физической подготовки, особенно играм; остальную (меньшую) часть времени надо посвящать углубленной гимнастической подготовке, сочетая упражнения в избранном виде спортивной гимнастики с: элементами других видов. Упражнения, требующие большой силы или вызывающие какие-либо нарушения осанки, следует исключить.

С 13 – 14 лет (7 – 8-е классы) специализация в избранном виде может приобретать более выраженный характер. Однако общей физической подготовке даже в занятиях с гимнастами старшего школьного возраста уделяется много времени.

В-третьих, следует учитывать большой общий объем всей учебной работы учащихся. В гимнастической секции коллектива физкультуры не должно быть более двух тренировочных занятий на неделю, не считая прогулок и отдельных спортивных развлечений, проводимых эпизодически (максимальное число занятий в отделении детской спортивной школы не может быть более трех). В период экзаменов и подготовки к ним объем занятий целесообразно сохранить, но содержание приблизить к требованиям активного отдыха.

infourok.ru

Методика обучения гимнастическим упражнениям

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ МАРШАЛА А.В.ГЕЛОВАНИ»

Методическая разработка

Методика обучения гимнастическим упражнениям.

Урок гимнастики для учащихся ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

преподавателя дисциплины «Физическая культура»

Халитова Рефата Ибрагимовича

Севастополь 2015г

  1. Положение «О разработке рабочих планов и программ в ГБОУПО СПТК» утверждённого приказом №___ от «____» ________ 2015 г.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский промышленно-технологический колледж имени маршала инженерных войск А.В. Геловани»

Разработчик: преподаватель Халитов Р.И., специалист высшей категории

Впервые рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения отделения Технологии питания и пищевой промышленности.

Протокол № ___ от «___» _______ 2015 г.

Председатель МО _________ Н.П. Рыжкова

Методика обучения гимнастическим упражнениям.

 Цель: дать систематизированные сведения о методике обучения гимнастическим упражнениям.

План изложения: Задачи обучения в гимнастике. Характеристика гимнастических упражнений. Реализация дидактических принципов в обучении гимнастическим упражнениям. Этапы обучения гимнастическим упражнениям.

Методы и приёмы обучения гимнастическим упражнениям. Методика исправления ошибок.                                    

Обучение гимнастическим упражнениям - это педагогический процесс, который требует планомерной и методично верной организации действия преподавателя и ученика. Этот процесс направлен на решение основных задач обучения: а / формирования подвижных навыков и умений; б / развитие комплекса физических качеств, воспитания морально-волевых качеств учащихся.

Кроме основных задач обучения гимнастическим упражнениям в каждом отдельном случае решаются и многие другие задачи. Так, например, в одном случае может изучаться комплекс утренней гимнастики, а в другом усваиваться жизненно необходимые навыки ходьбы, бега или прикладные умения в лазании и переливания. Таких ситуаций много. Но в любом случае главным требованием является усвоение рациональных способов подвижных действий путём использования методики, лежит в основе дидактических принципов обучения, физиологических закономерностях становления двигательного навыка, фундаментальных положений теории физического воспитания. Перед преподавателем всегда стоит задача - провести ученика по наиболее короткому пути обучения, при этом сформирован навык должен Характеристика гимнастических упражнений.

Гимнастические упражнения очень разносторонние и многочисленные. Выбор соответствующей методики обучения конкретным упражнениям во многом зависит от их особенностей.

1. Гимнастические упражнения представляют собой искусственные формы движения, в большинстве ациклического характера - это несколько новые двигательные действия, которые не встречаются в повседневной жизни. Овладение такими двигательными действиями требует усвоения новых двигательных ощущений и представлений, создание новых координационных связей.

Известно, что любой новый движение строится на основе старых подвижных навыков. Поэтому, чем богаче подвижный опыт ученика, тем лучше и быстрее будет быть надёжным и долговременным, завершённым.

усвоена новая подвижная действие. В связи с этим преподаватель должен учитывать двигательный опыт ученика, его сильные и слабые стороны / уровень развития физических качеств, координационные способности, наличия волевых качеств и др. /

Чтобы лучше представить себе весь арсенал гимнастических упражнений, можно условно разделить их на простые / это проще позы и действия, основу которых составляют ЗРВ, а также некоторые простые висы и упоры на приборах. Так, например, упор присев, вис лёжа, упор углом. Для практического выполнения подобных упражнений достаточно показать или объяснить данное упражнение. Но большинство упражнений требуют наличие координационных способностей / разные подъёмы, обороты, повороты /. Существует группа и таких движений, выполнение которых требует наличие отдельных физических качеств. Например, для выполнения "шпагата" требуется значительная гибкость в тазобедренных суставах, а для удержания угла в упоре на брусьях или, скажем, на кольцах нужна достаточная сила группы мышц передней поверхности туловища, плечевого пояса и рук.

Выполнение большинства гимнастических упражнений требует наличия целого комплекса качеств: физических, двигательных и психических. Процесс обучения таким упражнениям, как правило, долгим делом. Для успешного усвоения таких упражнений нужна особая организация обучения, подбор соответствующих методов и специальных средств, постоянная помощь и контроль за ходом выполнения двигательных задач.

2. Выполнение гимнастических упражнений требует характерный

"Гимнастический стиль" - особая осанка / при поднятая голова, развернутые плечи, прямой туловище /, сохранения прямого положения ног и оттянутых носков для большинства упражнений. 3 Выполнение целого ряда гимнастических упражнений связано с некоторым риском. Возникновение защитных рефлексов у учащихся может затормозить усвоения двигательного навыка, привести к ошибкам и неточном выполнению упражнения. Поэтому необходимо создать безопасные методы обучения, чтобы преодолеть психологический барьер.

4. Для успешного усвоения гимнастического упражнения желательно определить соответствие возможностей ученика и сложность самого упражнения. Несмотря на ученика и зная его потенциальные возможности можно сразу сказать: "пока что это не для него".5. Для того чтобы научить, преподаватель должен досконально сам знать технику исполнения и страхование этого упражнения / основные и вспомогательные технические действия, возможные варианты выполнения /. Приступая к освоению упражнения, преподаватель должен иметь план будущего действия. Он включает в себя порядок двигательных действий, круг методов и приемов обучения, формы организации учащихся. Особое значение имеет наличие методических пособий, наглядных схем, моделей, кинограмм, тренажеров, страховочного приспособления, средств срочной информации.

Реализация дидактических принципов в обучении гимнастическим упражнениям.

Принцип сознательности и активности. Предусматривает, что учебный материал был понятен ученикам, чтобы они в процессе обучения все больше вникали в суть упражнения, которую изучают. Сознательные действия будут способствовать быстрому овладению упражнениями при меньшей затрате усилий.

Преподаватель должен:

а / точно формулировать задачу обучения, объемно объяснить технику нового движения, учитывая возрастные особенности учащихся;

б / воспитывать в учащихся способность к самооценке своих действий;

в / поощрять учеников к активной помощи в организации обучения.

Принцип доступности. Принцип доступности при обучении движений предусматривает следующие правила: от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Принцип систематичности. Этот принцип предусматривает непрерывность учебно-тренировочного процесса при точном соблюдении оптимальных норм работы и отдыха с учётом закономерностей физического развития учащихся.

Принцип наглядности. Предусматривает следующие методические приемы:

1. Показ упражнений. При демонстрации следует обращать внимание на основные элементы, составляющие техническую основу упражнения, сопровождая это лаконичными объяснениями. Если по каким-то причинам, например, материал сложный, учителю не под силу продемонстрировать примерно упражнение, можно подробно объяснить технику и привлечь к показу хорошо подготовленных учеников.

2. Широко использовать учебные наглядные пособия, макеты гимнастических приборов для программированного обучения, различные дополнительные сигналы, ориентиры.

Принцип прочности. Для реализации этого принципа следует иметь в виду следующие положения:

а / прочное усвоение двигательных навыков достигается многократным повторением элементов. Положительный эффект дают повторения, которые имеют целью уточнить движения, изучить технику, усовершенствовать и повысить класс выполнения упражнения;

б / не следует сразу разучивать большое количество упражнений. Обучение в таких случаях носит поверхностный характер; в / для закрепления материала нужно разнообразить упражнения.

Все принципы тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Этапы обучения гимнастическим упражнениям.

Рассматривая становление двигательных навыков в гимнастике, можно выделить четыре самостоятельные фазы, которые тесно связаны между собой:

1. Создание представлений о движении, то есть программирование двигательного действия.

2. Начальное обучение.

3. Более детальное разучивания, закрепления.

4. Совершенствование движения.

Создание представления. К содержанию представление о гимнастические упражнения можно включить параметры, определенные Анохиным в механизмах акта поведения:

Что делать? Как делать? Когда делать?

Что делать? В начале обучения способом показа или рассказа, а чаще всего с помощью обоих способов вместе. В сознании ученика проектируется внешняя форма упражнения в целом и по частям.

Как делать? Здесь вырисовывается техническая основа движения: подготовительная фаза, основная, заключительная; способы выполнения упражнений: разгибом, махом, силой, спадом и т.д .; формируются пространственные характеристики, направления движений: вверх, вниз, вперед, дугой, вращением и т.д .; временной - быстро, медленно, с ускорением и т.д .; силовые / как прикладывать мышечные усилия в той или иной моторной действия . Когда делать? Содержанием этого параметра является временные особенности: длительность, последовательность, одновременность, ритм, темп.

Такая упрощенная схема двигательного представления, процесс которого заканчивается созданием в сознании человека идеального образа реального действия.

Начальное обучение. Основные действия преподавателя и ученика на этом этапе включают:

1. Обсуждение требований к новой упражнения, ее связь с предыдущей;

2. Разработку плана действий;

3. Демонстрация на моделях;

4. Контроль за представлением упражнения учеником путем моделирования упражнения.

Во время учебы гимнастических упражнений широко используют методические приемы целостного и расчлененного разучивания, а также подводные и подготовительные упражнения. Подводные упражнения подобные структурой к тому элементу, которым гимнаст овладевает. Эти упражнения должны быть легкими, чем те, которые изучают. Например, подъем верхом легче, чем подъем разгибом, а техническая основа, то есть структура движения, почти одинакова.

Подготовительные упражнения позволяют решать задачи физической, технической и морально-волевой подготовки учащихся.

Третий этап - более детальное разучивания, закрепления. На этом этапе обучения решают следующие задачи:

1. Овладеть высоким мастерством исполнения упражнения.

2. Добиться стабильности исполнения.

Работа преподавателя сводится к следующему:

1. Постоянный надзор за ходом выполнения движения;

2.Надання непосредственной помощи при выполнении упражнения, своевременная словесная подсказка;

3. Обеспечение выполнения техники безопасности обучения;

4. Исправление ошибок;

Выполнить: 3-5 подходов, желательно повторение на каждом занятии, перерыв между подходами не должна превышать 3 минут.

Возможны неточности в деталях техники, некоторая нестабильность.

Четвертый этап - совершенствование движения. Достигается в результате целостного и самостоятельного повторения упражнений в стандартных условиях и близких к соревновательным. Степень овладения упражнением должна быть доведена до автоматизма.

Методы и приемы обучения гимнастическим упражнениям.

Под методами обучения мы понимаем выбор принципиального способа / пути / решения той или иной задачи в целом, а методический прием - это способ действия преподавателя и ученика для решения отдельных задач.

Метод программирования. Перед разучиванием новой упражнения у преподавателя должна быть полная программа будущих действий. Чаще используется алгоритмизация - разделение учебного материала на части / учебные задания /, которые усваиваются в четкой последовательности. требования: 1. Точно указывать на характер каждого действия.

2. Все учебные задания должны быть взаимосвязанными и размещенными последовательно с нарастанием сложности.

Каждая серия заданий направлена ​​на решение конкретной задачи: развитие физических качеств; усвоения выходных или конечных положений; изучение основных двигательных действий; выполнения подводных упражнений и др. После выполнения всех серий учебных заданий, движение изучается в целом в облегченных условиях.

Словесный метод. Решается большой круг задач: изображается техника, постановка задач обучения, анализ результатов выполнения того или иного действия, управления обучением и др. Отсюда и разнообразие методических приемов использования слова: рассказ, объяснение, опросы, обсуждения, сопровождение выполняемого движения. Метод показа. Наиболее важный "живой показ". Допускается опосредованное показ - демонстрация кино конечностей, кинограмм, схем, рисунков.

Метод целостного разучивания упражнения. Под этим понимают изучение упражнения в целом. Для успешного использования этого метода применяют: введение дополнительных мер безопасности, уменьшение высоты приборов, выполнение упражнений на тренажерах, упрощенные варианты начала и конечностей упражнения. Используется метод подводных упражнений. Например, для обучения длинном кувырка вперед, используется подводная упражнение кувырок из стойки на руках.

Метод выполнения упражнений по частям. Упражнение должно быть конкретная и не менять структуру главного движения. Например, при изучении опорных прыжков ученикам часто предлагают серию учебных задач для правильного отталкивания от мостика / подскоки на месте, сплигування с невысокой высоты и темповая отталкивания ногами, наскок на мостик с преодолением "барьера" высотой 15-20 см /.

Методика исправления ошибок.

Любое упражнение в гимнастике не застрахована от допу. Поэтому преподаватель и ученик должны быть готовыми / методично и психологически / к возможности появления ошибок и должны знать, как их исправлять. Вот некоторые правила действий:

1 / прежде чем начинать исправлять ошибки, нужно осознать первопричину ее появления.

2 / в случае выявления нескольких ошибок, исправление следует начинать с главной ошибки.

3 / следует избегать одновременного исправления нескольких разнохарактерных ошибок, выбирать пути их постепенного устранения.

4 / более эффективное исправление ошибок по ходу выполнения упражнения.

Для исправления ошибок следует использовать различные приемы и средства, начиная от уточнения воображения двигательного действия, предупреждая появление ошибки уже на этом этапе и переходя к анализу результатов действий разными способами облегченного выполнения упражнений, психологическому воздействию на ученика

/ Поднятия настроения, чтобы удостовериться и др. / Особенно большое значение имеет при исправлении ошибок индивидуальный подход к ученику

infourok.ru

"Методика преподавания гимнастики" методические рекомендации

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГИМНАСТИКИ

учителя МОБУ СОШ № 5 г. Благовещенска

Рябовой Ольги Владимировны из опыта работы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………….……………………….1

Глава 1. Формирование правильной осанки.

Глава 2. Использование дидактических карточек и разработок.

Глава 3. Развитие координационных способностей.

Заключение……………………………………….14

Список литературы………………………………15

ВВЕДЕНИЕ

«Гимнастика удлиняет молодость человека» (Джон Локк).

Существует несколько видов гимнастики: оздоровительный вид гимнастики предусматривает выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкультминутки в учебных заведениях и на производстве. Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, общественной активности. Ритмическая гимнастика — разновидность оздоровительной гимнастики. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. К образовательно-развивающим видам гимнастики относятся: основная, женская, атлетическая, профессионально-прикладная.

Существует множество упражнений, выполняемых без предметов и с различными предметами и отягощениями (мячи, скакалки, палки, гантели), с использованием гимнастического и тренажерного оборудования (скамейки, стенка, «станки» и т. п.).

Регулярные занятия физкультурой и спортом являются основным фактором формирования самоорганизации и самовоспитания, способствуют выработке навыков самоконтроля и саморегуляции, препятствуют асоциальным формам поведения. Физические упражнения являются единственным средством коррекции нарушения осанки и эффективным средством при лечении большинства заболеваний. Именно в результате физических упражнений удаётся полностью или значительно компенсировать тяжёлые врождённые и приобретённые физические недостатки, реабилитироваться и адаптироваться для полноценной жизни.

Глава 1.

У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц. Анализируя показатели здоровья современных школьников, можно обнаружить, что наиболее часто фиксируемые отклонения в здоровье являются нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата и что в первую очередь это отражается на форме осанки школьников и форме стопы. Знакомя обучающихся с упражнениями на осанку, на уроках гимнастики, вооружаем их необходимыми знаниями для формирования правильной осанки, предупреждения не желательных нарушений. При обучении навыку правильной осанки даю упражнения, связанные с формированием навыка прямостояния (упражнения «у стенки»):

1. Встать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад.

2. Стоя у стены подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.

3. Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной.

И другие упражнения….

Так же для формирования навыка правильной осанки провожу комплексы из упражнений с предметом на голове (мешочком):

1. Передвижение с предметом на голове обычной ходьбой, высоким подниманием бедра, приставными шагами, в полуприседе, на носках и т.д.

2. Комплекс ОРУ:

1) Ноги шире плеч, руки опущены. Повороты вправо и влево, руки в стороны.

2) Стоя у стены, поднимать к груди поочерёдно левое, затем правое колено.

3) Ноги вместе, руки вперёд. Делать выпады вперёд правой, затем левой ногой.

4) Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и.п.

5) Опуститься на колени, сесть на пятки и встать.

6) Сохраняя правильную осанку, сесть на скамейку и встать.

7) Встать на скамейку или стул, затем сойти на пол.

Эти упражнения даются в качестве домашнего задания и многие обучающиеся среднего звена с большим удовольствием выполняют их дома. Широко применяю проведение ОРУ с гимнастической палкой.

Глава 2.

В качестве домашних заданий практикую разучивание, домашнее совершенствование и сдача на отметку «Гимнастических тестов». В гимнастические тесты входят упражнения на развитие гибкости, осанки, силы, координации. В каждый тест состоит из пяти упражнений. На первом уроке знакомлю с упражнениями и критериями оценивания. Затем на последующих трёх уроках повторяем, закрепляем и совершенствуем. Так же эти упражнения являются домашним заданием. И на пятом уроке выполняем учёт. Оценивание производим работой в парах на листочках. Большое значение имеет создание образа правильного выполнения упражнений и знание критериев оценивания. Каждое упражнение оценивается по 5 бальной системе, затем находят сумму баллов, и выставляется отметка.

Пример одного теста:

ГИМНАСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ № 2

1. Наклон стоя. И.п. – о.с.

«5» – держать ладони на полу 2 секунды;

«4» – достать пол кулаками;

«3» – достать пол кончиками пальцев;

«2» - не достал пол.

2. «Мост»

«5» – «мост» крутой, ноги и руки прямые;

«4» – руки прямые, ноги согнуты;

«3» – руки и ноги согнуты;

«2» – «борцовский мост».

3. «Пируэт» - поворот прыжком на 360 градусов.

«5» – поворот выполнен точно на 360 градусов без существенных ошибок, туловище прямое, ноги вместе;

«4» – поворот выполнен с незначительными ошибками, туловище слегка наклонено вперёд, ноги слегка разведены врозь, нечёткое приземление;

«3» – поворот выполнен со значительными ошибками, но учащийся не дотрагивался руками пола, теряя равновесие;

«2» – теряя равновесие учащийся дотрагивается пола.

4. Угол на гимнастической стенке – поднимание ног до угла 90 градусов.

Мальчики Девочки.

«5» «4» «3» «2» «5» «4» «3» «2»

5 кл. 16 12 9 ≥ 8 11 9 6 ≥ 5

6 кл. 17 13 11 ≥ 10 12 10 7 ≥ 6

7 кл. 18 14 10 ≥ 9 13 11 8 ≥ 7

8 кл. 20 16 12 ≥ 11 13 11 8 ≥ 7

9 кл. 22 19 14 ≥ 13 14 11 9 ≥ 8

10 кл. 24 19 14 ≥ 13 15 12 9 ≥ 8

11 кл. 24 19 14 ≥ 13 15 12 9 ≥ 8

5. Подтягивание из виса, количество раз (мальчики), вис с согнутыми руками с (девочки).

Мальчики Девочки.

«5» «4» «3» «2» «5» «4» «3» «2»

5 кл 6 4 2 ≥ 1 20 10 5 ≥ 4

6 кл. 7 5 3 ≥ 2 20 12 8 ≥ 7

7 кл. 8 6 4 ≥ 3 20 14 9 ≥ 8

8 кл. 9 7 4 ≥ 3 20 14 10 ≥ 9

9 кл. 10 7 5 ≥ 4 20 16 12 ≥ 11

10 кл. 11 8 6 ≥ 5 22 17 12 ≥ 11

11 кл. 12 9 7 ≥ 6 24 18 13 ≥ 12

Оценка: «5» – 23 – 25 баллов; «4» – 18 – 22 балла; «3» – 13 – 17 баллов.

Каждый урок физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и самостоятельные задания). Важной особенностью уроков образовательно – познавательной направленности является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя. После повторения и разучивания упражнений акробатики, на снарядах обучающимся предлагается комбинация из разученных упражнений для совершенствования и контрольного выполнения. Для каждого класса составляется своя комбинация.

Пример:

Акробатическая комбинация 10 кл.

(девушки).

И.п. – о.с. Правую ногу вперёд перед левой, руки вверх, скрёстный поворот на 180˚ – Равновесие на левой (правой) ноге – Выпрямляясь, махом руки вверх, стойка на руках со сменой ног – Не приставляя ногу, кувырок вперёд с одной ноги в упор присев. – Кувырок вперёд в положение лёжа на спине. – «Мост» - держать – Опуститься на спину, руки вверх – Поднимая ногу, угол руки в стороны. – Согнутые в коленях ноги положить справа, руки влево. – Вставая на колени, наклон назад, руки в стороны – Наклон вперёд, упор присев – Кувырок назад в упор присев – Прыжок прогнувшись, «доскок».

Упражнения на разновысоких брусьях 6 кл.

(девочки).

И.п. – вис на верхней жерди, лицом к нижней – размахивание изгибами, 2-3 маха – перемах согнув ноги в вис лёжа прогнувшись перемах ноги врозь назад и мах назад – мах вперёд в вис присев - стоя прогнувшись – через вис присев в вис лёжа прогнувшись – перехват рук попеременно в упор сзади – перехват левой рукой в хват снизу и махом ног соскок с поворотом на 90 градусов в стойку, левым боком к брусьям.

Упражнения на перекладине 8 кл.

(мальчики).

И.п. – вис стоя – Переворот в упор силой – Перемах правой (левой) в упор верхом – Спад и подъём завесом – Опускание вперёд в вис углом - Угол в висе – обозначить – Опуская ноги в вис лёжа прогнувшись, встать.

Акробатическая комбинация 7 кл.

(мальчики).

И.п. – о.с. С шагом вправо (влево) стойка ноги врозь, руки в стороны

с наклоном – Кувырком вперёд стойка на лопатках – держать – Перекат вперёд в упор присев – Кувырок вперёд ноги скрестно – Поворот кругом в упор присев – Стойка на голове ноги с согнутыми ногами –

держать – Стойка на голове с прямыми ногами – обозначить – Упор присев – Кувырок назад, упор присев, о.с. – Шаг вперёд переворот в сторону «колесо» до стойки ноги врозь, руки в стороны – Прыжком упор присев. – Прыжок прогнувшись с поворотом на 90, «доскок».

Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению гимнастических упражнений, предусмотренных программой, получении учащимися знаний о гимнастической терминологии, самоконтроле при выполнении общеразвивающих упражнений, правила безопасности, страховки и помощи при выполнении упражнений на гимнастических снарядах. Контроль получаемых теоретических знаний, по каждому разделу школьной программы, провожу в виде тестовых заданий. Обучающиеся выполняют входной и итоговый контроль.

Пример тестовых заданий по гимнастике 5 – 6 класс.

Тест по теме «Гимнастика» 5 – 6 класс.

1. В переводе с греческого «гимнастика» означает:

а – гибкий; б – упражняю; в – преодолевающий; г – обнажённый?

2. Оздоровительные виды гимнастики:

а - основная, женская, атлетическая, профессионально-прикладная;

б – спортивная, художественная, спортивная акробатика, спортивная аэробатика;

в – гигиеническая, водно-лечебная, ритмическая, утренней гимнастики, физкультуры, физкультминутки.

3. Гимнастическая терминология:

а – краткое, условное наименование какого-либо двигательного действия;

б - система терминов для краткого и точного обозначения используемых в гимнастике понятий;

в – упорядоченность всех сторон и компонентов содержания урока с учётом закономерностей физического воспитания.

4. Завершите предложение. Движение тела вокруг вертикальной оси называется…….

5. Шпагат – это…

а - положение тела, при котором ноги максимально раздвинуты;

б - положение тела, когда вытянутые ноги расположены под прямым углом;

в - выполнение упражнения вращательным движением в плечевом суставе.

6. Сальто – это…

а - круговое движение над снарядом или его частью;

б - движение тела гимнаста вокруг его продольной оси или движение отдельных частей тела вокруг их продольных осей;

в - полный переворот через голову в воздухе (без опоры) с места, с разбега и при перелете с одной части снаряда на другую.

7. В упорах плечи находятся:

а – ниже точек хвата; б – выше точек хвата;

в – на уровне хвата; г – на уровне головы.

8. Дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре:

а – шпагат; б – прогиб; в – мост; г – полумост.

9. Гимнастическое упражнение. Полное сгибание рук в локтевых суставах из виса на прямых руках:

а – подъём; б – подтягивание; в – рывок; г – толчок.

10. Правой и левой оконечностью строя называется:

а – фланг; б – тыл; в – глубина строя; г – фронт.

11. Как называется упражнение, которое выполняет обучающийся на рисунке:

hello_html_5fbdc7a5.png

а – перекат назад в группировке;

б – перекат вперёд в группировке;

в – кувырок вперёд;

г – кувырок назад?

12.Способность осуществлять движения по большим амплитудам за счёт подвижности в суставах и позвоночнике называется:

а – сила; б - быстрота; в – гибкость; г – выносливость.

13. Упражнения спортивной гимнастики у мужчин:

а - вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, на брусьях, на перекладине, опорные прыжки.

б - прыжки, батут, гимнастический мат, акробатическая дорожка.

в - верного ответа нет.

14. Упражнения спортивной гимнастики у женщин.

а - мяч, булава, прыжки, батут, кольца, гимнастическая стена, скамейка.

б - опорные прыжки, упражнения на разновысоких брусьях, на гимнастическом бревне и вольные упражнения.

в - опорные прыжки, скамейка, брусья, мяч.

15. Способ держания спортивного снаряда в процессе выполнения

упражнения называется:

а) хват; б) упор; в) вис.

Каждый тест содержит 20, 30 вопросов, в данном случае продемонстрировано только 15 вопросов из теста.

Современная педагогика и медицина исключают возможность освобождения учащихся от физической культуры. Учащиеся специальной медицинской группы выполняют вводную, основную и заключительную части урока по групповому или индивидуальному плану карточке, оказывают помощь в организации урока, судействе, страховке и т.п. Для обучающихся отнесённых к СМГ разработан перечень тем, по которым они готовят рефераты и защищают их, технику и методику обучения двигательным действиям (например, кувырок вперёд), проводят комплексы ОРУ, оказывают помощь в организации урока, судействе, страховке и т.п. Так же они выполняет тесты по определению входного и итогового контроля (теория).

Глава 3.

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. Какие двигательные способности развивать, когда и все ли из них? Насколько они зависят от наследственных и средовых факторов, как поддаются тренировке? Как правильней говорить: “двигательные”, “физические”, “моторные”, “психомоторные” или “психофизические” способности? В настоящее время выделяют до восемнадцати видов выносливости человека, около двух десятков специальных координационных способностей, проявляемых в конкретных двигательных действиях (циклических, ациклических, баллистических и др.), да ещё около десятка так называемых специфически проявляемых координационных способностей: равновесие, реакция, ритм, ориентация в пространстве, способность к дифференцированию пространственных, силовых и временных параметров движений и др., плюс ещё “кучу” всевозможных видов гибкости, силовых, скоростных и других способностей. Главный человек, которому более всего интересна эта проблема — учитель. При её рассмотрении он находит ответ на главный вопрос: для чего необходимо систематически и направленно воздействовать на развитие физических способностей учащихся? Высокий уровень развития координационных способностей — основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей — важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, насколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.

Координационные способности (координация, или ловкость) содействуют точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений; ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях; согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности; произвольному расслаблению мышц, а также развивают чувство ритма и умение сохранять равновесие. Выделяют следующие координационные способности: способность к равновесию, ориентировке в пространстве, воспроизведению ритма, реакциям и дифференцированиям. Развитие координационных способностей ведётся под средством выполнения следующих упражнений:

Совершенствование способности к реагированию

Содержание

Методические указания

1.

Бег с заданием

А) бег «цепочкой»

По хлопку учителя первый в колонне поворачивается на 180˚ и бежит между игроками; добежав до конца колонны, встаёт последним и продолжает бег вместе со всеми

Б) «Эстафета с вызыванием номеров». Учитель вызывает игроков по номерам, подбежавший к финишу первым, получает выигрышное очко. Класс делится на несколько команд, выстраиваются в колонны, рассчитываются по номерам.

Номера называются неожиданно, чётко. Изменить задание можно за счёт дополнительных препятствий на пути движения игроков; ставя гимнастические скамейки, через которые надо перепрыгивать; гимнастические обручи – в них надо пролезать; стойки вокруг них надо обегать. Можно усложнить игру, меняя форму передвижения: до стойки – прыжки на правой, обратно бегом, и т.д.

2.

Бег с заданием

а) по сигналу прыжок толчком двух ног, вверх с поворотом на 360˚

Сигнал – свисток. Повороты чередовать влево, вправо.

б) по сигналу выпрыгивание вверх. После приземления кувырок вперёд

Выпрыгивание как можно выше. Сигнал 2 свистка.

в) игра «Чехарда». По сигналу направляющий останавливается и нагибается, остальные перепрыгивают через него.

Бег в медленном темпе.

Совершенствование ориентационной способности

Содержание

Методические указания

1.

Ходьба с заданием: по линии; с закрытыми глазами, руки в стороны; спиной вперёд

Дистанция 2 – 3 метра. Смотреть через левое плечо.

2.

Ходьба с заданием:

а) по прямой линии на носках, руки вверх ладони внутрь;

Голову не опускать, не сутулиться

б) то же с закрытыми глазами;

в ) перешагивая через кегли

Инвентарь: кегли высотой 20 см на расстоянии 40 см друг от друга

г) то же с закрытыми глазами

3.

Бег с заданием: с поворотами вправо – влево на 360˚; по сигналу принять положение приседа; по сигналу прыжок с поворотом на 360˚.

Сигнал – свисток . 1 свисток – нижний присед; 2 свистка – поворот на 360˚

4.

Круговая тренировка. Зал делится на сектора в каждом секторе – своё задание:

1) Сектор А. По сигналу участник выполняет 3 кувырка вперёд, после этого он должен с расстояния 10 – 12 м выполнить удар по футбольному мячу и попасть в ворота

Инвентарь: 2 мата, футбольный мяч, малые ворота 0,5х1 м. Если ученик не попадает в ворота, то получает талончик (бумажку). Задание выполнять сразу после кувырков

2) Сектор В. Участник выполняет бег с поворотами вправо вокруг своей оси, затем сразу же ему предлагается выполнить бросок баскетбольного мяча в отмеченный круг

Круг диаметром 1 м или обруч. Если ученик не попадает в круг, то получает штрафной талон

3) Сектор С. Участник выполняет три кувырка вперёд, затем ему предлагается выполнить ведение двух баскетбольных мячей одновременно по отмеченной прямой двумя руками

Задание выполнять сразу же после кувырков. Ведение мячей по прямой 15 – 20 м. Каждый выполняет задание индивидуально. Ему удаётся задание как можно точнее (без штрафных талонов) и быстрее (тренер) засекает время пройти полосу препятствий

Игра «Схвати скакалку». На пол кладут скакалку. С двух концов скакалки лицом друг к другу становится пара играющих. Концы скакалки находятся между ступнями игроков. Учитель показывает различные движения, которые они должны повторять. В определённый момент он подаёт сигнал. Игроки быстро наклоняются и пытаются выдернуть скакалку из-под ног соперника

В качестве упражнений можно использовать различные прыжки

Совершенствование способности к равновесию

Содержание

Методические указания

1.

Прыжки с заданием:

а) прыжки с продвижением вперёд в низком приседе;

Руки на коленях, выполняя прыжки, не выпрямляться

б) то же с продвижением назад;

Смотреть через левое плечо

в) прыжки с поворотом на 360˚ через каждые 5 шагов;

Поочерёдно в правую, левую сторону

г) и.п. – присед на правой ноге, левая вперёд, руки произвольно.

1 – прыжком в присед на левую ногу, правую вперёд;

2 – и.п.

2.

Прыжки через гимнастическую скамейку

И.п. – скамейка между ног. Прыжки на скамейку, со скамейки с продвижением вперёд.

3.

Упражнения на гимнастической скамейке:

а) ходьба на гимнастической скамейке на носках руки в стороны;

Голову не наклонять вперёд, не сутулиться

б) то же по перевёрнутой скамейке;

в) с поворотами вправо, влево на 360˚ на гимнастической скамейке;

Попеременно в одну, другую сторону

г) то же по перевёрнутой скамейке;

И.п. – стоя справа от на гимнастической скамейки, руки произвольно. Прыжки через гимнастическую скамейку с поворотом на 180˚;

Учащиеся располагаются по 2-3 человека на гимнастической скамейке

И.п. – стоя на гимнастической скамейке, лицом в сторону прыжка. Прыжок со скамейки с поворотом на 180˚ вправо, влево

Стараться сохранять равновесие. По 3-4 человека на скамейке

То же, но с поворотом на 360˚

Руки на пояс

Совершенствование ритмической способности.

Содержание

Методические указания

1.

Прыжки со скакалкой:

а) на правой

50 прыжков

б) на левой;

50 прыжков

в) с высоким подниманием бедра, попеременно на правой, на левой, на двух;

30 прыжков, бедро поднимать до угла 90˚

г) на двух;

Подтягивая колени к груди

д) два вращения прыжок;

е) в низком приседе;

Не выпрямляться. Скакалка укороченная

ж) попеременно на правой, на левой;

Амплитуда высокая

з) и.п. - о.с.

1 – прыжок через скакалку ноги вместе;

2 - прыжок через скакалку ноги врозь

и) и.п. – низкий присед, скакалка в правой руке, сложенная вдвое, прыгать через скакалку, вращая её влево

Не наступать на скакалку

Большую роль в формирование координационных способностей имеет использование подвижных игр. Так же они повышают эмоциональный фон уроков по гимнастике.

Заключение.

В заключение надо сказать, что, являясь составной частью физического воспитания, гимнастика, оказывает значительное влияние на здоровье, развитие физических качеств обучающихся. В последние годы гимнастика обогатилась новыми нетрадиционными видами, такими как ритмическая гимнастика, стретчинг, шейпинг, ушу, хатха-йога и т.д. Использование нетрадиционных видов в дополнение к основным, поможет достичь главной цели школьного образования по физической культуре – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Оборудование спортивных залов в полном объёме оборудованием и спортивным инвентарём, оснащение ТСО, ИКТ позволило бы на практике шире применять разнообразные формы обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Чайцев В.Г., Пронина И.В. Новые технологии физического воспитания школьников - М: «Аркти», 2007.

2. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физкультурно оздоровительная работа в школе – М: «Издательство НЦ ЭНАС», 2003

3. Научно – методический журнал «Физическая культура в школе»

4. Примерные программы основного общего образования «Физическая культура» - М: «Просвещение», 2010

5. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5 – 11 классы, «Дрофа», 2008

6. Маслюков А.В. «Развитие координационных способностей у школьников» - М: «Чистые пруды», 2008

7. Киселёв П.А., Киселёва С.Б. «Тестовые вопросы и задания по физической культуре: учебно-методическое пособие» - М: «Глобус», 2010

infourok.ru

Гимнастика и методика преподавания

Терминология и правила записи вольных упражнений и упражнений на гимнастических снарядах.

Особенности применения терминологии во время занятий гимнастикой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Основы техники гимнастических упражнении Техника гимнастических упражнений и общие закономерности, лежащие в

ее основе. Проявление всех форм движения материи в произвольных движениях человека. Специфические особенности работы двигательного аппарата, анализаторных систем, систем энергообеспечения, психических и личностных свойств гимнаста при овладении гимнастическими упражнениями.

Особенности проявления законов механики, анатомии, физиологии, психологии в овладении гимнастическими упражнениями. Биомеханика и причины ее возникновения.

Статические упражнения

Устойчивое, неустойчивое равновесие. Плечо и момент силы тяжести.

Динамические упражнения

Инерция и момент инерции. Вращательные движения в условиях опорного и безопорного положения тела.

Отталкивание, приземление

Силовые и маховые движения. Динамическое равновесие. Последовательность анализа техники гимнастических упражнений. Анализ техники наиболее сложных упражнений программы, особенности проявления законов биомеханики, анатомии, физиологии, психологии при овладении ими; обоснование методики обучения.

Строевые упражнения

Основные понятия, управление строем, правила подачи команд, форма рапорта, строевые приемы, расчет строя, повороты на месте и в движении. Перестроения, ходьба, передвижения, фигурная маршировка. Размыкания, бег, быстро чередуемые прыжки. Упражнения на внимание, игры и эстафеты.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Без предметов и с предметами, индивидуальные, парные, вдвоем и в сопротивлении, групповые, на гимнастической стенке и у стенки, на гимнастической скамейке и со скамейкой, с гантелями, с набивными мячами, с гимнастическими палками, с резиновыми мячами, скакалкой и обручем, с элементами ритмической гимнастики с элементами хореографии и художественной гимнастики. Методика проведения ОРУ. Составление студентами комплексов ОРУ. Учебная практика в проведении ОРУ.

Прикладные упражнения

Переползание, переноска партнера и груза. Лазание по гимнастической стенке, скамейке, лестнице и канату. Способы остановок на канате — завязывание. Равновесие, метание, простые прыжки.

Акробатические упражнения

Техника выполнения, методика обучения, страховка и помощь. Группировки, перекаты, кувырки, перевороты, равновесие, стойки, мосты,

studfiles.net