Какие виды гимнастики при атаксии необходимы для улучшения состояния? Мозжечковая гимнастика


Мозжечковая стимуляция - занятия на балансировочной доске. Упражнения для развития вестибулярного аппарата

Совсем недавно считалось, что мозжечок отвечает только за равновесие и координацию движений различных частей тела. Ученые доказали, что этот небольшой отдел мозга, в котором содержится множество нейронов, ответственен к тому же за интеллект, развитие эмоционального фона и речи ребенка. Мозжечковая стимуляция – специально разработанный комплекс упражнений, позволяющий развивать участки мозга, формирующие различные навыки.

Программа стимуляции реализуется посредством специального оборудования "Баламетрикс", опирается она на теорию доктора Бильгоу, на тридцатилетний опыт ее применения. Она формирует память и понимание, навыки письма, речи, переработки информации, математические способности. Тренинг эффективен для детей со специфическими болезнями, а также для тех, кто испытывает определенные трудности при обучении.

мозжечковая стимуляция

Что такое мозжечок

Отдел головного мозга, именуемый мозжечком, состоит из древней части – червя и небольших полушарий, которые, по версии ученых, образовались в результате эволюции человека. Долгие годы существовало убеждение, что данный отдел отвечает исключительно за функции вестибулярного аппарата, и только в конце прошлого века американскими исследователями были открыты уникальные свойства мозжечка. Червь этого отдела головного мозга действительно обеспечивает человека возможностью координировать действия, эмоции, поддерживать равновесие. Но вот два полушария мозжечка принимают активное участие в развитии и становлении умственных способностей. Здесь сконцентрировано более 50 % всех нервных клеток, в соотношении с другими отделами. Мозжечок тесно связан с лобными долями, соответственно контролирует сенсорное восприятие и движения. Это и стало основой методики мозжечковой стимуляции, которая позволяет развивать эти функции.

 функции вестибулярного аппарата

Быстродействующий механизм

Теперь известно, что мозжечок с лобными долями имеет обратную связь. Она интегрирует движение и сенсорное восприятие, что в свою очередь вырабатывает эмоциональные ответы, способность к планированию действий и языковую способность. Что такое мозжечок? Это быстродействующий механизм, значительный по своей роли отдел мозга. В нем перерабатывается вся информация, которая поступает из других отделов. Благодаря мозжечку определяется средняя скорость работы мозга в целом. Методика мозжечковой стимуляции отлично стимулирует долговременную и оперативную память.

 что такое мозжечок

Истоки возникновения программы

В 60-е годы прошлого столетия американец Фрэнк Бильгоу, работая с детьми, которые плохо умели читать, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и изменениями в навыках чтения. Это и послужило началом развития методики мозжечковой стимуляции, концепции по работе с детьми, имеющими нарушения в сенсорной интеграции.

Бильгоу в своей программе опирался на три основных принципа:

  • Стимуляция сенсорной интеграции.
  • Чувство равновесия и пространственное воображение.
  • Проприоцептивное обучение.

Естественно, что ученый не мог предусмотреть все нюансы в формировании методики тридцать лет назад. Другие специалисты, с интересом применявшие разработки ученого, в ходе практики дополнили еще два важных принципа:

  • Личностное, индивидуальное обучение.
  • Формирование навыков по этапам.

доска для мозжечковой стимуляции

Области применения программы

Мозжечковая стимуляция в своей работе опирается на три основных аспекта: дидактический, психологический и технический (инструментальный). Данные факторы в совокупности действуют на работу мозжечка в совершенстве, формируют новые нейронные связи, это, в свою очередь, положительно сказывается на уровне обучения ребенка.

Занятия дают возможность повысить пластичность мозга, заполняются пробелы, возмещаются недостатки в функциональности базовой структуры. Данный метод стимуляции имеет положительную динамику при работе с детьми, имеющими такие нарушения:

  • гиперактивность;
  • проблемы в овладении навыками;
  • дислексия, дисграфия;
  • нарушение внимания;
  • моторная неловкость;
  • нарушение координации движения;
  • нарушение письменной, устной речи;
  • нарушение аутического спектра.

развитие координации движений

Оборудование "Беламетрикс"

Оборудование полностью соответствует развивающему коррекционному принципу по стимуляции функции вестибулярного аппарата. Оно достаточно разнообразно. Методика имеет свои преимущества в использовании:

  • вариативность;
  • технологичность;
  • компактность.

Ниже представлены аксессуары оборудования, которые используются в определенной последовательности для мозжечковой стимуляции:

  • Балансировочная доска для мозжечковой стимуляции. На ней ребенок начинает учиться держать равновесие. Уже потом выполняются другие упражнения, стоя на доске. Уровень сложности можно регулировать, изменяя угол роликов, положения ног на разметке.
  • Разновесные мешочки. Три тканевых мешочка имеют разный цвет, вес и размер. Внутри хорошо промытая и прожаренная крупа. Педагог дает задание на каждый из мешочков, при этом координируются движения.
  • Мяч-маятник: закреплен на резинке или шнурке.
  • Планка, на которую нанесены цветные сектора или разметка с цифрами.
  • Доска с цифрами, она служит для того, чтобы ребенок мог попадать в цель, отвечая на математические вопросы. Позволяет тренировать меткость и глазомер.
  • Целевой щит. Таблица, где в ячейках изображены геометрические фигуры (ромб, звезда, треугольник, квадрат, круг).
  • Предметы на меткость. Мяч на резинке, ракетка для отбивания, мишень со стрелами.
  • Банки, боулинг, стаканчики, подушки – что-то для сбивания.
  • Набор мячей.

 мозжечковая стимуляция в домашних условиях

Роль педагога

Педагог-психолог играет огромную роль в правильном использовании методики мозжечковой стимуляции. Главными его действиями считаются следующие:

  • Управлять последовательностью, очередностью упражнений, которые выполняет ребенок.
  • Строгое соблюдение техники безопасности при использовании оборудования.
  • Соблюдение правил присутствия на занятиях.
  • Психолог дает сначала самые легкие задания, постепенно продвигаясь к более сложным.
  • Подбирает оптимальный уровень по сложности.
  • Дополнительно мотивирует к выполнению заданий.

Результаты занятий

Комплексный метод имеет большой спектр применения, результатами занятий становятся такие показатели, как:

  • развитие координации движений;
  • развитие пространственных, зрительных представлений;
  • стабилизация функций вестибулярного аппарата;
  • межполушарное развитие;
  • личностные изменения;
  • развитие концентрации внимания, памяти;
  • стимулирование психического развития.

Главными задачами стимуляции является возможность осиливать различные мозжечковые нарушения: дефицит внимания, проблемы письма и чтения, дислексию, школьную неуспеваемость. Методика доктора Бильгоу и специальное оборудование не один год дают возможность педагогам-психологам справляться с подобными проблемами.

 методика мозжечковой стимуляции

Перечень упражнений

Можно выполнять упражнения для мозжечковой стимуляции в домашних условиях. Вот самые простейшие:

  • Упражнения с мешочками. Мешочки, разные по весу, кидаются ребенку. Он принимает их от ведущего одной или двумя руками.
  • Подкидывание мешочков вверх сначала одной рукой, затем двумя, поочередно.
  • Мяч. Подвешенный мяч отбивается правой, потом левой, далее двумя руками.
  • Мишень. Упражнение на меткость – мишень для мешочков на полу или на стене. Стараться попасть в цель.
  • Отбивание мячика на резинке от наклонной доски.
  • Отбивание летящего мяча ракеткой или палкой.
  • Балансировочная доска. Залезать и слезать с доски с разных сторон: сзади, спереди, сбоку.
  • Сесть, сложив ноги «по-турецки», попытаться удерживать баланс на доске.
  • Сидя на доске, делать движения, имитирующие плавательные – двумя руками, поочередно правой, левой.
  • Ребенок сидит на корточках, делает круговые вращения головой, лучше под музыку. Затем вращение руками.
  • Положение стоя или сидя. Руки сложить на груди, затем поднять их над головой, руки в стороны, нагнуться, достать до пола.

Методика Бильгоу доказала свою эффективность. Выполняя простейшие упражнения, используя оборудование, педагоги-психологи добиваются поразительных результатов. После прохождения курса дети полностью подготовлены и адаптированы к жизни.

fb.ru

Для чего проводится гимнастика при атаксии

Атаксией называется нарушение координации движений. От локализации поражения в организме зависит форма заболевания — мозжечковая и сенситивная. В некоторых ситуациях атаксия бывает основным проявлением наследственных или приобретенных патологий человеческого организма. Гимнастика при атаксии назначается врачом и впоследствии самостоятельно реализуется пациентом.Занятие гимнастикой

Сенситивная атаксия формируется при повреждении глубокой чувствительности. Система глубокой чувствительности перестает нормально получать и преобразовывать кинестетические сигналы нервных окончаний, расположенных в сухожилиях и мышцах. В связи с этим, останавливается поступление информации в мозг о сокращении мышц и групп мышц. Нарушается работа той стороны функций движения, которая носит название «обратная афферентация» или «обратная связь». При сенситивной форме атаксии нарушается функционирование глубокой чувствительности, что отражается на координации движений и работе суставов и мышц.

Как проявляет себя данное заболевание

При повреждении задних канатиков на уровне сегментов поясницы и груди это отражается на нижних конечностях, а при вовлечении в патологический процесс канатиков, расположенных несколько выше шеи — это отражается и на руках, и на ногах.

Одностороннее повреждение клиновидного и нежного пучка провоцирует процесс, при котором со стороны очага ухудшается работа и верхних, и нижних конечностей. При повреждении медиальной петли в области выше перекрещивания  нарушается работа конечностей с противоположной стороны. При повреждении таламуса также нарушается координация конечностей с противоположной стороны.

Признаки и симптомы сенситивной формы атаксии

При ярко выраженной сенситивной атаксии происходит затруднение выполнения руками даже простейших бытовых манипуляций. Пациент не в состоянии застегивать пуговицы, поднести полный стакан воды ко рту, точно коснуться пальцем кончиком носа. В состоянии покоя пальцы рук могут непроизвольно двигаться по подобию атетоза.

Если пациент попытается дотронуться пяткой одной ноги до колена другой голень начинает двигаться зигзагообразно и пятка попадает или ниже, или выше колена. Плохо реализуется и следующая фаза данной пробы — пациент проводит пяткой одной ноги по большой берцовой кости другой ноги, но при этом нога отклоняется влево или вправо. Тонус мышц в поврежденных конечностях уменьшается при сгибании и при разгибании.

Это важно! Общее нарушение состояния дополняется покачиванием тело, что очень заметно во время смыкания стоп и одновременном закрытии глаз. Ходьба человека характеризуется беспорядочностью, а стопы резко приподнимаются и со стуком опускаются на пол или землю. Пациент ходит с опущенной вниз головой для контроля ситуации.

Признаки и симптомы мозжечковой формы

Мозжечковая форма атаксии развивается при повреждении мозжечка и связей в нём. При этом у человека развиваются нарушения движений. Патофизиологическая сущность выражается нарушением проприоцептивных рефлексов, которые замыкаются в мозжечке и влияют на тоническую работу мышц. Мозжечковая форма проявляется  при повреждении непосредственно мозжечка, его проводящих каналов, афферентных и эфферентных.

Это важно! При развитии мозжечковой атаксии закрывание глаз практически не оказывает влияния на ухудшение протекания патологии, а глубокая чувствительность не изменяется. Классифицируют несколько основных типов мозжечковой атаксии.

Динамическая атаксия Динамическая атаксия вызывает нарушение выполнения разнообразных произвольных телодвижений. Диагностика проводится пяточно-коленной или пальце-носовой пробами. Такая форма заболевания развивается вследствие повреждения полушарий в мозжечке. Отчетливо описанные отклонения дают о себе знать при обследовании верхних конечностей. Движения руки осуществляются с превышением нормального объема — рука заносится дальше, пальцы разгибаются слишком сильно. Если человек должен попасть пальцем в какую-либо цель, то его рука сильно дрожит при приближении к намеченному объекту. Пациенты с динамической атаксией не способны реализовывать быстрые попеременные движения рукой. Также наблюдается расстройство речи — речь замедляется, утрачивается её плавность, расстройство письма.

Какие упражнения способствуют нормализации состояния при заболевании

Упражнения, улучшающие координацию движений

Это важно! С целью нормализации координации применяются физические упражнения, характеризующиеся фиксированием одного или сразу двух суставов из двигательного акта. Так, например, если требуется согласованием движений локтевого, лучезапястного и плечевого сустава, то следует «закрепить» локтевой сустав фиксирующим бинтом и осуществлять движение без его участия.

Уменьшение дрожания в руках можно доиться посредством лфк при атаксии. Часто для противодействия дрожанию применяются упражнения с кратковременным воздействием — рывки, удары и т.п. Перечисленные манипуляции меняют ритмику дрожания, увеличивая возможности противостояния ему. Помимо этого кратковременные действия очень эффективны для исполнения бытовых навыков — такого как, листание страниц, наливание воды в бокал, использование молнии.

Подходящие упражнения при вестибулярной форме атаксии

Обычно с целью тренировке равновесия необходимо использовать следующие приемы:

  • Увеличение площади опоры — ноги шире плеч.
  • Уменьшение площади для опоры — ступни плотно сомкнуты  вместе.
  • Использование дополнительной опоры — брусьев или трости.
  • Организация гимнастики для глаз — особенно при частых головокружениях.
  • Упражнения, основывающиеся на отключении одного из органов чувств — ходьба с закрытыми глазами, в наушниках и т.п.
  • Упражнения, предполагающие изменение рисунка нормальных движений — ходьба по неровной поверхности, ходьба боком и т.п.
  • Объединение перечисленных упражнений с гимнастикой для глаз.

Перечисленные упражнения не следует затягивать, но важно повторять их как можно чаще. Их организация требуется для пациентов с целью проведения многократных самостоятельных занятий в домашних условиях.

Оцените статью: Loading ... Loading ...

Записи по теме:

vashnevrolog.ru

Мозжечковая стимуляция - специальный комплекс упражнений

Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.

Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), нарушениями поведения и внимания, СДВГ.

Что такое мозжечок

Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма пациента, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.

Что такое мозжечок и зачем его стимулировать

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка.

Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.

Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Чтобы обеспечить нашему мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Выполнение упражнений программы Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, исчезают.

Программа Learning Breakthrough (Balametrics) и история ее появления

Программа Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics – это программа мозжечковой стимуляции, созданная в США в середине ХХ века.

Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней.

Learning Breakthrough (Balametrics)

Впоследствии его программа получила название Learning Breakthrough, что можно перевести как «Прорыв в обучении». Она является результатом более чем 30-летних наблюдений и исследований, которые проводили американские ученые. Данная программа уникальна по своей продуманности и системности и, что самое главное, неоднократно доказавшая свою эффективность!

Как работает программа Learning Breakthrough

В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.

Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.

Балансировочная доска Бильгоу

Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних или диких животных и тд.. . Так же в занятия мозжечковой стимуляции включаются упражнения на интерактивной платформе. Это когда ребенок стоит на специальной платформе, которая очень чутко реагирует на любые его движения, а на мониторе демонстрируется информация, полученная по каналам обратной связи, и выполняются различные задания, похожие на увлекательную и интересную игру.

Центр "Логос"Мозжечковая стимуляция в центре «Логос»

Курс дополняется вестибулярными упражнениями на батуте, фитболе, гимнастической скамье и тд… Некоторые упражнения выполняются в специальных ( переворачивающих изображение) очках.

Инструктор следит за последовательностью и правильной очередностью выполняемых заданий, за техникой безопасности в использовании оборудования. Обязательно начинает с простого и переходит к сложному, создает дополнительную мотивацию для выполнения заданий.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитывается возраст ребенка, его возможности и особенности.

Для чего это нужно

Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

Центр «Логомед прогноз»Мозжечковая стимуляция в центре «Логомед прогноз»

В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений. Мозжечковая стимуляция также значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий ( с логопедом, психологом, дефектологом).

Кому показана работа по программе мозжечковой стимуляции

Это прежде всего дети с:

  • Нарушением внимания
  • ГиперактивностьюПоведенческие расстройства
  • Нарушение осанки
  • Нарушениями работы вестибулярного аппарата
  • Проблемами с обучением
  • Нарушениями устной и письменной речи
  • Нарушениями координации движений и моторной неловкости
  • Дисграфии
  • Дислексии
  • Диспраксия
  • Нарушениями аутического спектра
  • ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ

Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции

Специалисты по работе с данной программой отмечают следующее:

  • Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения
  • Улучшение зрительно-моторной координации
  • Улучшение мануальных и графо-моторных функций
  • Повышение общего уровня интеллекта
  • Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления)
  • Повышение эффективности других коррекционных занятий (с психологом, логопедом, дефектологом)

Как эффективнее заниматься по данной методике

Занятия можно начинать, если ребенку исполнилось 3-4 года. Оптимальная периодичность занятий 3 раза в неделю по 30-40 минут.

Источники: Детская студия Ступеньки, Клиника биоакустической коррекции, Группа неврологических клиник Прогноз, Центр Логос, Центр Логомед прогноз

mederia.ru

Основные правила выполнения и виды гимнастики при атаксии

Немаловажную роль в комплексном лечении неврологических заболеваний играет гимнастика при атаксии.

Основной целью упражнений при этой патологии является обретение больным уверенности в практике повседневного самообслуживания.

Правила выполнения

Для того чтобы добиться необходимых результатов, следует придерживаться определенных правил в выполнении упражнений:

  1. Нельзя выполнять упражнения слишком сильно перегружая себя, они должны делаться легко.
  2. Для атаксий не следует уделять много внимания накачиванию мышц.
  3. Постепенное нарастание нагрузки осуществляется за счет скорости выполнения и увеличения сложности задания.
  4. Для того чтобы получить положительную динамику, любое упражнение следует доводить до совершенного исполнения.
  5. Вначале выполняются размашистые движения, требующие работы крупных суставов, а затем к ним подключаются более мелкие, требующие большей точности.
  6. Вначале движение делается быстро, а затем его необходимо повторить в замедленном темпе.
  7. Для восстановления вначале комплекс состоит из упражнений из позиции лежа, спустя определенное время — сидя, а уже потом — стоя.
  8. На начальном этапе следует каждое движение контролировать при помощи зрения, а уже позднее следует выполнять их с закрытыми глазами.
  9. Степень увеличения нагрузки может определяться только врачом, и его решение зависит от диагноза и изначального состояния больного.

Тип упражнений, применяемых при атаксии

В любую схему лечебной гимнастики входит комплекс необходимых движений для улучшения состояния больного и повышения адаптационных механизмов. Рассмотрим общие принципы таких движений при атаксиях.

Общеукрепляющие

Заключаются в поворотах и наклонах туловища. Производятся махи конечностями с вовлечением крупных суставов.

Для развития точности

Дается задание попасть в определенную цель рукой или ногой. Каждое упражнение производится медленно и плавно, с остановками, которые назначает тренер. Нагрузка возрастает по мере затихания симптомов заболевания. Для этого применяются различные утяжеления грузами, повтор движения при низком освещении, толчки со стороны.

Для усложнения скорость выполнения ускоряется и замедляется, затем движение меняет направленность. Неподвижная цель сменяется подвижной. Практикуется смена исходных положений и степень освещения.

Выработка согласованности в суставах

При помощи лонгеты из движения выключается один или два сустава. Выполняются любые целенаправленные движения для рук или ног, например, поднять предмет, лежащий у ног и перенести его на поверхность, которая находится выше головы. При этом локтевой сустав фиксируется, поднятие производится при помощи кисти, а перенос осуществляется плечевым суставом.

Постепенно фиксация должна ставиться менее жесткой, для этого уже используется эластичный бинт. Это позволит локтевому суставу постепенно включаться в процесс движения. По мере затихания признаков атаксии повтор упражнения рекомендуется с различными нагрузками.

Баллистика

Используются броски, толчки определенного предмета с выбором цели, или имитация такого вида движения. Постепенное усложнение заключается в удалении цели на большее расстояние, уменьшение ее площади, повышение массы и смена формы бросаемого предмета, а также метание из разных положений.

Улучшение равновесия

Поддержание равновесия тела, в положении сидя, а затем и стоя. Усложнение за счет уменьшения опорной площади, добавлением дополнительных движений в руках, наружными точками. Затем следует переход на ходьбу. Равновесие поддерживается сначала при обычной ходьбе, затем — по неравномерной поверхности, перемещение осуществляется боком или спиной вперед.

Далее — усложняется задача путем применения тяжестей. Движение в первое время проходят в пределах параллельных брусьев, а затем уже и без них, уменьшается опорная площадь, используются ее дополнительные разновидности.

Выработка мышечно-суставного чувства

В руки берутся предметы, и угадывается их форма и приблизительный вес.

Тренировка для глаз

Глазами фиксируется выбранная неподвижная точка, при этом выполняются медленные повороты и наклоны головы, при этом точка не должна теряться из поля зрения. Упражнение повторяется при всех исходных положениях (лежа, сидя и стоя). Затем, при успешном выполнении предыдущих заданий, то же самое повторяется во время ходьбы.

Другим видом тренировки является движение глаз по заданному направлению. Голова при этом остается неподвижной. Такие действия рекомендуются для самостоятельного выполнения. Делать их нужно недолго, но часто. Особенно помогают при головокружениях, сопровождающих вестибулярную атаксию. Число повторов и амплитуда глаз увеличивается по мере улучшения состояния больного.

Для разных видов атаксии упор делается на различные виды комплекса тренировок. При статической форме мозжечкового поражения преобладают упражнения, позволяющие улучшить равновесие, а динамический вариант требует уделить больше внимания на выработку согласованности в движении. При сенситивном варианте атаксии большую часть времени занимаются тренировкой для усиления проприорецептивной импульсации.

ЛФК при атаксии помогают в восстановлении функций центральной нервной системы, и осуществляется по мере возможности при активном и сознательном участии пациента. Упражнения помогают повысить общий тонус, что значительно помогает в компенсации утраченных функциональных навыков.

tvoelechenie.ru

Первый шаг

Данная программа лечебной физической культуры направлена на стимуляцию двигательной активности ребенка, а также развитие особого мышечного чувства под названием «проприорецепция». Проприорецепция - это ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве.

Занятия ЛФК являются одним из элементов комплексной программы по стимуляции мозжечковой активности. Полный список процедур, входящих в эту программу также входят:

  • 1

    Транскраниальная или трансвертебральная микрополяризация
  • 2

    Занятия на стабилоплатформе
  • 3

    Терапия в тренажере «Корвит»
  • 4

    Терапия в тренажере «МОТОмед»

Что представляют из себя упражнения для мозжечковой стимуляции?

Одна из важнейших частей головного мозга человека и многих других позвоночных, под названием мозжечок, отвечает за координацию, чувство равновесия, а также участвует в регуляции мышечного тонуса. Мозжечок получает и обрабатывает различную информацию сразу от нескольких частей головного мозга и центральной нервной системы. Он анализирует состояние мышечного тонуса, положение тела в пространстве и многие другие параметры, сопоставляя эту информацию с той, что поступает в двигательные центры мозга. Установив ошибку или несоответствие в произвольных или автоматических движениях, мозжечок их корректирует.

  • «Азбука для мозга» - так можно назвать упражнения для мозжечковой стимуляции. Благодаря им нервная система  запоминает правильные шаблоны движений и взаимодействия. 

​Если говорить о детях, мозжечок выполняет важнейшие на этапе раннего развития функции – отвечает за развитие координации и проприорицепции. Он создает для мозга общую картину действительности - то, в каком положении находится тело и конечности во время движения и в состоянии покоя. Именно благодаря работе этого отдела головного мозга ребенок учится сначала переворачиваться, затем ползать и ходить.

Вы сталкивались с тем, что ваш ребенок неуклюж или имеет проблемы с координацией? Многие родители считают это индивидуальной особенностью ребенка, а не неврологическим нарушением. Такая сенсо-моторная неловкость может быть признаком неправильной обработки информации, которая поступает от органов чувств. Практика показывает, что подобные сбои в передаче нервных сигналов часто встречаются у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также нарушениями аутистического спектра.

В последние годы многолетнее убеждение о том, что мозжечок задействован только в процессах, отвечающих за движения было опровергнуто учеными. Они доказали, что его роль гораздо шире – он также отвечает за внимание, развитие интеллекта, речи и эмоций. Это обусловлено тесной связью мозжечка с другими элементами нервной системы.

  • В возрасте от 2 до 5 лет физическая активность имеет бОльшее значение для развития интеллекта ребенка, чем чтение или письмо.

Спектр детей, которым показаны занятия по мозжечковой стимуляции, довольно широк:

  • с задержкой психо-речевого развития (ЗПРР и ЗПР)
  • с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
  • с нарушениями аутистического спектра
  • с особенностями и дефектами работы вестибулярного аппарата, нарушениями координации
  • с дефектами речи, письменности и плохой обучаемостью

Как занятия по мозжечковой стимуляции могут помочь моему ребенку?

Целенаправленное воздействие на мозжечок и его стимуляция могут решить целый спектр проблем ребенка, а также улучшить его когнитивные способности. Применение нескольких методик позволяет улучшить восприятие речи, память, физическое показатели ребенка. При этом значительно повышается эффективность занятий с коррекционными педагогами - логопедами, дефектологами и психологами.

Наиболее подходящий возраст для начала занятий по данной программе 2 - 3 года. Рекомендуется проводить не менее 3-х занятий в неделю. Полный курс, как правило, ограничивается 15 - 20 процедурами.

  • Мозжечковая стимуляция – это занятия, направленные на активизацию и нормализацию работы мозжечка, головного мозга и нервной системы.

Цели занятий по мозжечковой стимуляции заключаются в обучении ребенка следующему:

  • удерживать равновесие в различных положениях
  • контролировать свое тело во время движения
  • ощущать пространство и расстояние до предметов
  • ощущать размеры собственного тела и его положения в пространстве (тренировка проприорецепции)
  • мысленно представлять свою деятельность
  • формировать способность различать качество движений (быстрые-медленные, сильные-слабые и т.д.)

Кроме того, во время занятий происходит стимуляция и развитие вестибулярного аппарата ребенка, развитие его крупной и мелкой моторики, выразительности движений и чувства ритма.

​​Список упражнений, которые рекомендуется используются во время занятий достаточно широк. При знакомстве со своим будущим подопечным, инструктор устанавливает, какие упражнения будут для него наиболее эффективны, каково его физическое развитие и состояние, а также составить план занятий. Нагрузка на вестибулярный аппарат и ЦНС повышается постепенно, в соответствии с физиологическим состоянием пациента и его возможностями.

  • Во время занятий инструктор реагирует на пожелания ребенка, стимулирует его к самостоятельному выбору игр и снарядов для занятий.

Головокружение у ребенка

Дети с функциональными нарушениями головного мозга в общем и мозжечка в частности, могут испытывать головокружение. Как правило, это происходит не на первом занятии по мозжечковой стимуляции. Головокружение является признаком того, что работа по активации мозжечка идет в верном направлении – начался процесс его развития.

В тоже время от инструктора требуется повышенное внимание к состоянию ребенка, т.к. возможно возникновение у него вегетативных реакций. К последним относят тошноту, головокружение, перепады давления.

Не менее важным является и психо-эмоциональное состояние подопечного – он не должен испытывать страх перед занятиями. Отсутствие положительного настроя негативно скажется на результатах тренировок.

1shag.org


Смотрите также