Использование речедвигательной ритмики на логопедических занятиях в ДОУ. Мухина речедвигательная гимнастика


Речедвигательная гимнастика на степах как средство коррекции речи детей

Автор-составитель:

Половникова Татьяна Васильевна,

воспитатель

 МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»

Педагогический стаж 36 лет

Высшая квалификационная категория 

Цель: применение речедвигательной гимнастики, как средства коррекции  речи дошкольников.

Задачи: познакомить педагогов с приемами речедвигательной гимнастики. 

Ход практикума

Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

         Естественнонаучная основа речедвигательной ритмики складывается из комплекса научных дисциплин (анатомия, физиология, невропатология, специальная педагогика и психология, дефектология), которые располагают необходимыми данными о взаимодействии движения и речи.

Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чёткость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания.

Речедвигательные  игры и упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения.

У детей имеющих нарушение речи наблюдается скованность и замедленность движений, недостаточно развито чувство ритма, нарушение ориентировки в пространстве, недостаток резерва дыхательной системы.

Одним из средств преодоления недостатков физического развития и речевых нарушений могут стать степ-платформы.

Речедвигательные упражнения с использованием степов развивают дыхательную систему, все виды моторики.

Для получения коррекционного эффекта игры и упражнения должны проводиться в системе, с постепенным усложнением речевого материала.

Для разработки комплексов я изучила работы А.Я. Мухиной Речедвигательная ритмика  и Т.Л.БарабашРечедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов.

Выполнение детьми упражнений с проговариванием незатейливых стихотворных строчек на степах позволяет шаг за шагом нормализовать речь ребёнка и положительно повлиять на двигательную систему.

Структура занятия:

1.Артикуляция гласных звуков с движением рук.

2. Чистоговорки с движением рук.

3. Упражнения на степах

4. Подвижные игры

5. Релаксация

Освоение речедвигательных  упражнений мы начинаем с произношением гласных звуков, вырабатываем речевое дыхание. При выполнении этих упражнений,  раскрывается диафрагма.Речевое дыхание становится правильным, а звуки чистыми.

1.     Упражнения на  артикуляцию гласных звуков

    А – разводим руки в стороны

    О – поднимаем руки вверх

    У – вытягиваем руки, вперед   показывая  указательный палец

    И – поднимаем руки, вверх показывая указательный палец

    Ы. – руки согнуты в локтях,  у груди сжаты пальчики в кулак, разводим кулаки в стороны

    Э -  поднимаем руки вверх и касаемся  плечиков

    Эти звуки мы можем произносить: громко, тихо, быстро, медленно

    2.     Упражнения на проговаривание слогов

      За-за-за 

      Разводим руками в стороны

      Уходи домой коза

      Грозим указательным пальчиком перед собой и разводим руки в стороны

      Шу – шу – шу

      Выпрямляем руки вперед

      Я рукой машу

      Машем ладошками

      РО – ро – ро

      Наклон туловища вперёд делаем моторчик

      Потерял петух перо

      Поднимаем руки вверх

       

      Упражнения на формирование речевого выдоха, плавной воздушной струи. 

      На выдохе произносим звуки и слоги

      Па – па – па – па – па

      Говориммедленно, руки сжаты в кулак

      Па – па – па

      Говорим быстрее,  после каждого выдоха расслабляемся

      Па – па – па

      Ещё быстрее произносим слоги

      Та-та-та

      Руки сжаты в кулак,  напряглись и громко проговариваем,  движением руки как бы бросая на пол одновременно топая ногой, расслабились.

      Та – та – та

      Сжатый кулак, поднимая, немного вверх и опуская, вниз проговариваем медленно, а затем с ускорением

      3.     Упражнения со степами

        Упражнение 1

        Ходьба по залу со словами:

        Так – так – так – так

        Ходят ноженьки вот так

        Упражнение 2 (на степах)

        Топали, да топали,               

        встаем на степ руки, на пояс

        Дотопали до тополя,         

        спускаемся со степа, руки опускаем вниз

        Дотопали до тополя,          

        встаём на степ, руки, на пояс

        Да ноги-то оттопали          

        спускаемся со степа, опускаем руки вниз

        Для упражнений на степах подойдут любые скороговорки, считалки, короткие стихи и попевки. Движения каждый педагог может придумать свои. Данные упражнения будут прекрасным дополнением на занятиях логоритмикой.Для речедвигательной гимнастики прекрасно подходят песни Е.Железновой. Они ритмичны, ритм удобен для выполнения детьми, текст песен прост и понятен детям, легко запоминается. Движения выполняются по тексту.

        Упражнение 3

        Одно из таких упражнений - танцевальное упражнение «Тук – тук – туки – ток».

        Тук-ток, туки-ток

        Бьёт кулак, как молоток

        Сначала стучит один кулачок, затем второй

         

        Тук-тук-тук-туки,

        Застучали две руки

        Оба кулачка стучат друг о друга

        Тук-ток,

         

        Туки-ток,

        Застучал мой каблучок

        Сначала топает одна ножка - шаг на степ, приставили ногу,

        затем вторая - шаг на степ, приставили ногу

        топаем ногами - возле степа

        Тук-тук,

        Тук-туки,

        Две ноги и две руки

        Одновременно работают   руки и   ноги, изображаем молоточек и делаем приставные шаги на степ как во 2 куплете

         4.     Подвижная игра со степами

          Быстрые ножки по залу бегут,  Быстрые ножки степ свой займут.

          Когда проговаривается последнее слово «Займут», дети быстро занимают свой степ, кому не хватило степа  - выходят из игры.

          5. Релаксация

          И.П.  – сидя на степах, ноги выпрямлены, руки в упоре сзади. Педагог проговаривает слова: Мы прекрасно загораем, ноги выше поднимаем – сгибаем ноги в коленях, постепенно опускаем, свои ножки расслабляем. 

          Используя степы, дети с удовольствием выполняют речевые игры. Развитие речи происходит в движении и с положительными эмоциями. Можно предположить, что коррекционно-педагогический потенциал речедвигательной ритмики увеличивается путём интенсивного развития ритмических способностей и мотивационной сферы детей в игровой деятельности.Всё вместе даёт большой развивающий и коррекционный эффект. 

          Литература:

          1. http://psyjournals.ru/psytel2011/issue/44591_full.shtml

          Барабаш Т.Л. и др. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов.

          1. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5–7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦСфера, 2006.
          2. Долганова В.Г. Речедвигательная гимнастика, как элементы комплексной работы по преодолению речевых нарушений.
          3. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Хлоп–топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедическойработы с детьми 6–10 лет. – М.: «Гном и Д», 2008.
          4. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика,  Московский Государственный Гуманитарный университет им. М.А.Шолохова,  Москва, Редакционно-издательский центр, 2008.

           

          "Свидетельство о публикации в СМИ": Серия А № 0004371

          Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

          Почему выгодно публиковаться у нас?

          1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

          tmndetsady.ru

          Использование речедвигательной ритмики на логопедических занятиях в ДОУ

          Использование речедвигательной ритмики в логопедической работе с детьми.Каримова Юлия Борисовнаучитель-логопед МДОУ «Детский сад №21»компенсирующего вида В последние годы заметно увеличилось количество детей с различными нарушениями речи. Педагоги-исследователи Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. отмечают, что дети с нарушениями речи часто имеют не только нарушенное речевое, но и психомоторное развитие. Проведённое исследование состояния двигательных функций воспитанников старшей группы МДОУ «Детский сад №21» компенсирующего вида для детей с нарушениями речи позволили выявить различные нарушения общей, ручной, артикуляционной моторики. С психолого-педагогической точки зрения, у детей-логопатов выявлено нарушение общей моторики, высших психических функций, они отличаются неусидчивостью, расторможеностью. Повышенная возбудимость, неустойчивость эмоционального фона влечёт за собой быструю утомляемость, неспособность долго сосредотачиваться на одном задании. Насущной проблемой современной коррекционной педагогики является сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи.Результаты диагностики заставили меня задуматься над проблемой развития общей, мелкой моторики, коррекции речи дошкольников. Как эффективно построить коррекционно-развивающую помощь детям, имеющим нарушения здоровья, проблемы в эмоционально-личностном развитии? Что способствует успешному обучению и развитию ребёнка без стресса? Можно ли повлиять на становление речевых механизмов посредством двигательных ритмов?Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи считаю возможным средствами речедвигательной ритмики как коррекционно-педагогической технологии, стимулирующей интенсивное формирование моторной сферы (общей и мелкой моторики) и фонетической стороны речи (звукопроизношения). Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. Речедвигательная ритмика рассматривается как составное звено в системе коррекционной работы над произношением, как одно из средств коррекционных мероприятий для детей с речевой патологией. Данную технологию использую при коррекции речи наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. Поэтому речедвигательную ритмику не выделяю как самостоятельное занятие, а включаю в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы.Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком по авторской методике А.Я. Мухиной начинаю с артикуляционной гимнастики и заканчиваю автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков. Освоение речедвигательных упражнений начинаю с изолированного произнесения гласных звуков. Каждому звуку соответствует определённое положение рук, тела. По мере овладения этим навыком звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных на один речевой выдох). Постепенно речедвигательные упражнения вводятся в слоги и слоговые ряды, затем – в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения.Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупных учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Поэтому, развивающую и коррекционную работу по развитию слухо-зрительно-двигательной координации стараюсь строить в направлении от движения к речи. Движения сочетаем с произнесением звуков, слогов, слов, с проговариванием коротких фраз и текстов. Результаты такой работы ярко проявляются на первых этапах работы с «неговорящими» детьми, во время адаптационного периода в средней группе. Эффективным средством коррекции координации движений на логопедических занятиях и во время индивидуальной работы являются используемые мною динамические паузы. Составленные в стихотворной форме, они положительно влияют на координацию движений, развивают память (слуховую и зрительную), формируют механизм речеобразования через сочетание речи с мануальными движениями, потребность в двигател

          schoolfiles.net

          Мухина, Алла Яковлевна - Речедвигательная ритмика : [виды коррекционной работы с использованием технологии речедвигательной ритмики по преодолению общего недоразвития речи у детей, авторская методика, планы практических занятий и комплексы упражнений]

          Поиск по определенным полям
          Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

          author:иванов

          Можно искать по нескольким полям одновременно:

          author:иванов title:исследование

          Логически операторы
          По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

          исследование разработка

          author:иванов title:разработка

          оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

          исследование OR разработка

          author:иванов OR title:разработка

          оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

          исследование NOT разработка

          author:иванов NOT title:разработка

          Тип поиска
          При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

          $исследование $развития

          Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

          исследование*

          Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

          "исследование и разработка"

          Поиск по синонимам
          Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

          #исследование

          Группировка
          Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

          author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

          Приблизительный поиск слова
          Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

          бром~

          При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

          бром~1

          По умолчанию допускается 2 правки.
          Критерий близости
          Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

          "исследование разработка"~2

          Релевантность выражений
          Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

          исследование^4 разработка

          По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
          Поиск в интервале
          Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

          author:[Иванов TO Петров]

          Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

          author:{Иванов TO Петров}

          Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

          search.rsl.ru

          Книга "Речедвигательная ритмика" (Мухина А.Я.) из жанра Логопедия

          Речедвигательная ритмика

          Речедвигательная ритмика Автор: Мухина А.Я. Жанр: Логопедия Год: 2010 Количество страниц: 128 Формат:  PDF (6.40 МБ) Дата загрузки: 21 августа 20122011-06-21 Скачать
          Поделись с друзьями!
           

          Аннотация

          Пособие по речедвигательной ритмике в комплексной работе с детьми с нарушениями речи создается впеврвые. Подробно изложена физиологическая, лингвистическая и психологическая характеристи­ка элементов технологии речедвигательной ритмики. Рассмотрены современные методы нормализации дыхания, голо­са, моторных функций, просодической стороны речи, постановки звуков речи с использованием приемов фонетической и музыкаль­ной ритмики. Представлена авторская методика ритмического и логоритмического воздействия в процессе формирования произносительной и просодической стороны речи в работе с детьми с общим недоразви­тием речи. Автор пособия — Алла Яковлевна Мухина, доцент кафедры сурдопедагогики дефектологического факультета Московского госу­дарственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Книга адресована практикующим логопедам, педагогам, психо­логам, музыкальным работникам, студентам дефектологических, психологических и музыкально-педагогических факультетов вузов.

           

          Комментарии

          Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикаци.

          literu.ru

          Использование элементов «Логоритмики» на уроках музыки в 1-2 классах для учащихся с ОВЗ | Искусство, музыка, МХК

          Использование элементов «Логоритмики» на уроках музыки в 1-2 классах для учащихся с ОВЗ

          Автор: Адаменко Светлана Анатольевна

          Организация: МОУ СОШ №49

          Населенный пункт: г. Копейск

          В настоящее время рост речевых нарушений у детей младшего школьного возраста приобретает масштабный характер. Нарушения в речевом развитии не дают возможность учащимся овладевать школьной программой в нужной степени.

          Развитие основной и мелкой моторики, умение чисто и правильно, соблюдая артикуляционную позицию, произносить звуки и дифференцировать их – является одной из необходимых задач при обучении школьников с ОВЗ. Следовательно, при разработке адаптированных программ по предмету «Музыка» для обучающихся с ОВЗ, необходимо учитывать необходимость коррекционной работы с учащимися, имеющими речевые дефекты и нарушение фонематического слуха.

          На уроках музыки в 1-2 классах, в рамках здоровьесберегающей технологии, я применяю элементы логоритмики.

          Логопедическая ритмика — это коррекционная методика обу­чения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.[1].

          Помимо моторного и речевого развития, логоритмика, как здоровьесберегающих технология оказывает и благотворное влияние на здоровье учащихся, положительно влияя на сердечно-сосудистую систему, является профилактикой лор. заболеваний.

          В результате применения логоритмических упражнений реализуются следующие задачи:

          - разбор правильной артикуляционной позиции при произнесении определённых звуков;

          - развитие фонематического слуха;

          - расширение лексического запаса;

          - развитие слухового внимания и двигательной памяти;

          - совершенствование общей и мелкой моторики;

          - выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

          - развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

          - развитие диафрагмального дыхания и координации силы вдоха и выдоха[2].

          Современные авторы по логопедии: Волокова Г.А., Филатова Ю.О, Шашкина Г.Р. в своих изданиях описывают разные виды деятельности на занятиях по логоритмике. К сожалению, урок музыки имеет временные и пространственные границы, и в практической деятельности не все элементы логоритмики возможны для использования на уроках музыки. К таким видам деятельности относятся: хороводные игры, марши с перестроением, спонтанные игровые танцы и т д.

          В своей практике я применяю несколько различных видов логоритмических приемов, чередуя их на каждом из уроков. К ниже перечисленным видам деятельности подобран практический материал и размещен в приложении в форме презентации.

          1.Оздоровительные фонопедические упражнения.

          Речевые и певческие функции голоса тесно связаны между собой, поэтому вокал часто применяется, как дополнительное средство в коррекции речевых дефектов. Данный вид деятельности используются в форме распевок и музыкально-ритмических упражнений.

          Главный упор делается на «проблемные» согласные звуки – «Ж»-«Ш»- «Ч», «С»-«Ш», «Л»-«Р». Упражнения проводятся совместно с движениями на развитие основной и мелкой моторики. К таким распевкам относятся: «Ласточка», «Мы жуки», «Песок», «Оса», «Крокко – Рокко» и т.д. Данный материал подробно описан в сборниках Лазарева М.,Овчинниковой Т, Орфа К.. Так как школа, где я преподаю, находится рядом с г. Челябинском, в рамках НРЭО я использую распевки и песенки- попевки Челябинского композитора - Елены Попляновой.

          Материал этого вида деятельности подбирается по разным критериям: тематика урока, работа над исправлением конкретного звука, работа над развитием фонематического слуха и дифференциацией разных звуков. Данный вид деятельности использую каждый урок при распевании.

          2. Не менее важны и логопедические распевки, которые исполняются совместно со «звучащими» жестами. Звучащие жесты:

          • хлопки;
          • шлепки;
          • притопы;
          • щелчки;
          • игра на шумовых инструментах.

          На практике использую такие песенки- попевки – «Дождик» Ел. Попляновой; «Кап-кап» и «Тучка» - современные детские песни, «Крокко- крокодил», «Морри -Мокко» - К. Орфа.

          Материал подбирается по принципу от простого к сложному, т.к. учащиеся с ОВЗ, как правило, имеют и проблемы с координацией (особенно при дизартрии и заикании). В связи с этим, данный вид работы на первых этапах вызывает трудности. По необходимости данному виду деятельности уделяется несколько минут на каждом уроке в рамках распевания или игры на шумовых инструментах.

          3.Использование танцевальных физминуток и импровизация песенок, попевок, игровых фольклорных песен на уроках музыки положительно влияет на развитие координации и основной моторики.

          В состав упражнений для физ.минуток входят: упражнения по формированию правильной осанки; укреплению мышц рук, ног, спины; релаксационные упражнения для различных мышц лица и тела.

          В качестве музыкального материала для данного вида деятельности можно использовать любые детские песни. Например: «Песенка Львенка и черепахи», «Кузнечик»; современные детские песни «Бабочка» Муз. и сл. Пряжникова А., «Паучок» Муз.и сл. К.Костина , «Скачет по полям» (Солнышко) Муз. и сл. А. Ермолова.

          Данный вид деятельности находит у детей эмоциональный отклик, что позволяет использовать в середине урока в целях снятия психологического напряжения.

          4. Пальчиковая гимнастика и декламация стихов с упражнениями на основную моторику.

          Пальчиковая гимнастика - это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Доказано, что пальчиковые игры развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи. Это происходит, потому что выполнение данных упражнений, приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга.

          • стихов с движениями - это еще одна форма игры. Учащиеся как бы иллюстрируют стишок движениями, а значит, расширяют и уточняют свой словарный запас.

          Данные виды деятельности чередуются на разных уроках, рекомендуется использовать не менее 2х раз месяц.

           

          5. Артикуляционная зарядка, является неотъемлемым разделом на музыкальных занятиях. Данный вид работы помогает корректировать весь речевой механизм - активизирует губные мышцы, мышцы мягкого неба и снятию излишнего тонуса с мышц языка. Наиболее часто использую упражнения: «Качелька», «Часики», «Маляр», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Чистим зубки», «Забиваем голы» и т.д. Эти упражнения наиболее полно позволяют повысить дикционные возможности учащихся и выполняются перед распеванием каждый урок.

          6. Дыхательные упражнения.

          Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Для правильного пения используется диафрагмальное дыхание. Чтобы не препятствовать входящему дыханию, область живота должна быть свободна от зажимов. В настоящее время существует ряд дыхательных гимнастик. На практику мне частично пришлось отказаться от методики Стрельниковой, в связи с недостаточной физической подготовкой учащихся и наличие медицинских диагнозов, запрещающих выполнять резкие дыхательные упражнения. Большим открытием для меня были методики Лазарева М. и Мухиной А., которые и являются основой дыхательных упражнений на моих уроках.

          В связи с тем, что на уроках музыки мы не можем выполнять упражнения в положении лёжа, в котором диафрагмальное дыхание получается автоматически, я использую методику Мухиной А, «Речедвигательная гимнастика» Где за основу взяты жесты руками на гласные звуки:

          А – разводим руки в стороны на уровне груди.

          О – поднимаем руки вверх на вдохе и опускаем во звуком на выдохе.

          У – прыгаем с вытянутыми перед собой большими пальцами.

          И – поднимаем руки вверх вместе со звуком.

          Ы – прижимаем руки к груди и т.д[3].

          Согласные же звуки «Ж», «Ш», «С», «З» - произносим после глубокого вздоха и одновременного поднятия рук вверх. Данное упражнение проводится в игровой форме, я прошу учащихся изобразить – жужжание жука («Ж»), шипение змеи («Ш»), пищание комара («З»), полет осы («С»). При взятии дыхания и поднятия рук вверх, детям рекомендуется подниматься на носочки. При таком подходе диафрагмальное дыхание возникает непроизвольно. Данный вид упражнений проводится в конце урока в течении 2х минут в рамках психологического релакса.Все перечисленные виды логоритмических упражнений показывают положительную динамику. Особенно большой прогресс наблюдается при работе с учащимися с дислалией, дизартрией и заиканием.

          К. Орф говорил: «Прежде чем научиться петь – нужно научиться говорить!» В наше время нам приходиться учить детей и тому и другому одновременно. Конечно, любой урок имеет временные рамки, которые не дают вместить все виды логоритмической деятельности. Но даже дозированные упражнения по 5-10 минут дают свои результаты, а сколько при этом положительных эмоций!

          Список литературы:

          1. Борисова Е. А. Пальчиковые игры для детей.- Логопед. 2006. №1
          2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.- СПб., 1999.
          3. Бутакова Л.С. Занятия ритмикой и логоритмикой в детском саду и во вспомогательной школе. - М., 1994. – 97с.
          4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов ВУЗов - М.: Владос, 2003. – 272 с.
          5. Дресвянников В.И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с заикающимися школьниками.- Дефектология, 1995 № 3. – 17-20 с.
          6. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет. - М.: Гном и Д., 1997. – 32 с.
          7. Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей / Под общ. ред. М.А. Поваляевой. - Ростов – н/Д., 2001.
          8. Лазарев М.: Книга песен. 1 класс: учебное пособие к курсу "Цветок здоровья". В 2 частях. Мнемозина, 2005. – 116 с.
          9. Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. - С-Пб.: Дельта, 2009. - 57 с.
          10. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи./Музыкальный руководитель. 2006. № 2, № 3.
          11. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика / А. Я. Мухина. – М.: АСТ, 2008. – 128 с.
          12. Нодельман В.И., Воронова А.Е. Коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у детей с ограниченными возможностями речевого развития средствами музыкально-ритмических занятий. - Иркутск, 2002. – 169 с.
          13. Овчинникова Т. Логопедические распевки – СПб: КАРО, 2009. – 64 с.
          14. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. - СПб.: КАРО,2006. – 38 с.
          15. Поплянова Ел. «А мы на уроке играем» - сборник песен и музыкальных игр. – М.: «Новая школа», 1994..
          16. Поплянова Ел. «Жили-были Трали Вали» - песни, музыкальные игры, каноны на стихи Н.Пикулевой. Челябинск: «Урал LTD», Челябинск, 1997.
          17. Поплянова Ел «Три дождя тому назад» - книга для чтения по ролям для младших классов с CD-диском в соавторстве с О.Колпаковой. –Челябинск: «Амалькама», 2014.
          18. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Владос, 2004. – 168 с.
          19. Солнцева В.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. – СПб.: «Астрель», 2014, - 95 с.
          20. Филатова Ю. О., Гончарова Н. Н., Прокопенко Е. В. ЛОГОРИТМИКА. Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с.
          21. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Москва :ACADEMA 2005, - 192 с.

           

           

          Опубликовано: 19.11.2017

          www.1urok.ru

          Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

          

          Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и средства речедвигательной ритмики, которая включается в структуру логопедических занятий на разных этапах коррекционной работы.

          Ключевые слова:речедвигательная гимнастика, звукопроизношение, коррекция нарушенного звукопроизношения, общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика.

          Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их самых важных приобретений ребенка. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. Однако этому процессу могут помешать различные факторы, например, нарушение одного из компонентов речи — звукопроизношения. В настоящее время в системе образования наблюдается увеличение количества детей, имеющих речевые нарушения различной сложности. Среди этих детей значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно сформирована фонетическая сторона речи, чаще всего звукопроизношение.

          Звукопроизношение как компонент речевой системы является одним из важнейших средств речевой коммуникации, в основе которого лежат различные психофизиологические механизмы. Эти сложные по структуре механизмы обуславливаются взаимодействием процессов, происходящих в организме человека, в момент реализации речевой деятельности. [1, с. 18]

          В реализации процесса звукопроизношения участвуют как центральные (центральный речевой аппарат), так и периферические (периферический речевой аппарат) органы речеобразования. Таким образом, произношение каждого звука человеческой речи включает в себя совокупность таких психофизиологических актов, как порождение импульсов в головном мозге, вдох (расширение грудной клетки, опускание диафрагмы), выдох (сжатие грудной клетки, поднимание диафрагмы), фонация (раскрытие и закрытие голосовой щели, вибрация голосовых складок), процесс резонанса (прохождение воздушной струи через ротовую полость, носоглотку и полость носа), а также движения языка, зубов, губ, мягкого и твердого неба — органов артикуляции (Рис. 1). [3, с. 90]

          Рис. 1. Схема процесса звукопроизношения

          Произнесение любого речевого звука является результатом сложной скоординированной мускульной работы. Группы мышц, участвующих в процессе порождения звука, приводят в действие те органы периферического речевого аппарата, которые, взаимодействуя друг с другом, реализуют процесс звукопроизношения. Движение каждого такого орган вносит свой определенный вклад в произнесение звуков.

          Движения органов, участвующих в образовании речи, имеют специфический характер, который объясняется тем, что речевая деятельность человека является социально направленной и служит основным средством связи, взаимодействия и адаптации в окружающей среде. От того, насколько точными и последовательными будут эти движения, зависит плавность и правильность речевого высказывания, что способствует правильному восприятию окружающими смысла передаваемых сообщений, а значит и комфортной коммуникации в целом. [2, с. 5]

          У детей с нарушениями речи, в том числе и звукопроизносительной ее стороны, зачастую отмечается недоразвитие двигательно-координационных функций, сложности переключения с одного двигательного эталона на другой, включая артикуляционные уклады звуков речи. Причинами этого могут являться, как поражения речедвигательных зон коры головного мозга, так и нарушения в анатомо-физиологическом строении периферического речевого аппарата. Для того, чтобы преодолеть недостатки речедвигательной, а также общей двигательной функции в целом, необходимы постоянные тренировки тех систем, которые были нарушены.

          В настоящее время в логопедической практике активно развивается направление, стимулирующее формирование общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также фонетической стороны речи (звукопроизношения), которое получило название речедвигательная гимнастика (речедвигательная ритмика). Речедвигательная ритмика используется при коррекции речи у детей наряду с традиционными методами и формами, и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы. [4, с. 84]

          Речедвигательная ритмика (гимнастика) — это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. [5, с. 38]

          Научная основа речедвигательной гимнастики складывается из совокупности научных дисциплин, которые имеют необходимые данные о взаимосвязи движения и речи. Биологические, смежныеестественнонаучные, а также педагогические дисциплины(физиологияи анатомиячеловека,патофизиология,педиатрия,невропатология,нейрофизиология, специальная педагогика, логопедия и т. д.) изучаютпроцессыбиологическогоразвитиячеловека,и позволяютпонимать закономерности формирования двигательных навыков и навыков речевой деятельности. [2, с. 12]

          На важность и необходимость применения в логопедической работе приемов речедвигательной гимнастики указывает большое количество исследователей таких, как Т. М. Власова, Г. А. Волкова, А. Я. Мухина и многие другие. В своих исследованиях они дали обоснование эффективности применения данного метода в коррекции речевых нарушений.

          Основной задачей речедвигательной гимнастики является формирование и развитие двигательных способностей как основы развития речи, а также устранение речевых нарушений, в том числе и нарушений звукопроизношения. Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, развитие координационно-регулирующих функций речи и движения.

          Г. А. Волкова отмечает особенности логопедической ритмики, которые заключаются в следующем:

          1) в создании благоприятных условий для реализации речедвигательной гимнастики;

          2) в особой дозировке речедвигательных упражнений;

          3) в индивидуальном подходе к каждому ребенку и к целому коллективу при планировании занятий;

          4) в упорядочении и усовершенствовании протекающих двигательных,

          5) ритмических процессов, развитии умения сосредоточения.

          6) в планировании работы и ее содержания в зависимости от

          7) возраста занимающихся (дети, подростки, взрослые), от речевого

          8) нарушения, состояния их двигательной и речедвигательной функции. [2, с. 14]

          В речедвигательной ритмике можно выделить два основных звена:

           развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки, развитие тонкой и общей моторики, координации движений, развитие мимической мускулатуры, развитие произвольного внимания;

           развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха, развитие орального праксиса, просодии речи, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения. [4, с. 85]

          В методике речедвигательной гимнастики особое место занимает направление по работе над звуками и их сочетаниями, ритмом и темпом, речевым дыханием и слитностью, голосом и интонацией. Движение в процессе занятий фонетической ритмикой рассматриваются как средство для достижения цели (формирование речи или ее коррекция). Конечная цель занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений. Следует особо отметить, что движение является мощнейшим фактором профилактики и коррекции нарушений речи и, в частности, звукопроизношения. [5, с. 38]

          Таким образом, можно сделать вывод о том, что речедвигательная гимнастика является важнейшим современным методом коррекции речевых нарушений, в том числе и нарушений звукопроизношения, который имеет свои формы и средства реализации, и не уступает в эффективности традиционным логопедическим методам.

          Литература:
          1. Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Под ред. Г. В. Бабиной. — М.: МПГУ, 2012. — 104 с.
          2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студентов высших учеб. Заведений. — М: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002. — 272 с.
          3. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 680 с.
          4. Есаян С. Н. Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста / С. Н. Есаян, Г. И. Статва // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 84–86.
          5. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика: [для практикующих логопедов, педагогов, психологов, муз. работников, студентов деф., психолог., и муз. — пед. фак. вузов] / А. Я. Мухина. — М.: Аст: Астрель, 2009. — 128 с.

          Основные термины (генерируются автоматически): речедвигательная гимнастика, речедвигательная ритмика, периферический речевой аппарат, нарушение, речевая деятельность, общая моторика, мимическая мускулатура, мелкая моторика, коррекционная работа, артикуляционная моторика.

          www.moluch.ru

          Речедвигательная ритмика №PV7VV бесплатно FB2/PDF

          Опубликовано 20 мая 2018

          Автор: Мухина Алла

          Редактор: Шевцова Е.Е.

          Издательство: АСТ, 2010 г.

          Серия: Библиотека логопеда

          Пособие по речедвигательной ритмике в комплексной работе с детьми с нарушениями речи создается впервые. Подробно изложена физиологическая, лингвистическая и психологическая характеристика элементов технологии речедвигательной ритмики.Рассмотрены современные методы нормализации дыхания, голоса, моторных функций, просодической стороны речи, постановки звуков речи с использованием приемов фонетической и музыкальной ритмики.Представлена авторская методика ритмического и логоритмического воздействия в процессе формирования произносительной и просодической стороны речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.Книга адресована практикующим логопедам, педагогам, психологам, музыкальным работникам, студентам дефектологических, психологических и музыкально-педагогических факультетов вузов.

          Комментарии пользователей:

          Пользователь №AYXA5FX пишет:

          В книге представлены методические рекомендации по речедвигательной ритмике,технология речедвигательной ритмики(РР).Книга поделена на пять разделов:1.Развитие речи дошкольников в норме и паталогии.1.1.Становление произношения у детей.1.2.Физиологические механизмы речи.1.3.Нейрофизиологическая взаимосвязь развития мелкой моторики и речевой функции.1.4.Лингвистическая характеристика устной речи.1.5.Усвоение родного языка детьми с общим недоразвитием речи.

          2.Технология…

          В книге представлены методические рекомендации по речедвигательной ритмике,технология речедвигательной ритмики(РР).Книга поделена на пять разделов:1.Развитие речи дошкольников в норме и паталогии.1.1.Становление произношения у детей.1.2.Физиологические механизмы речи.1.3.Нейрофизиологическая взаимосвязь развития мелкой моторики и речевой функции.1.4.Лингвистическая характеристика устной речи.1.5.Усвоение родного языка детьми с общим недоразвитием речи.

          2.Технология речедвигательной ритмики.2.1.Физиологическая,лингвистическая и психологическая характеристики элементов РР.2.2.Обследование общей,мелкой и речевой моторики детей.2.3.Анализ результатов экспериментального исследования процесса внедрения технологии РР в систему КЛР.

          3.Коррекционная работа по преодолению ОНР у детей с использованием технологии РР.3.1.Трехуровневая модель развития речевого праксиса.3.2.Принципы применения речедвигательных упражнений.3.3.Планирование занятий,направленных на коррекцию звукопроизношения и формирование навыков звукового анализа и синтеза,с использованием речедвигательных упражнений.

          4.Содержание логопедических занятий с использованием речедвигательных упражнений.

          5.Речедвигательные упражнения,направленные на вызывание,автоматизацию и дифферециацию звуков речи(с графическими изображениями).Качество подобранного материала очень хорошее и профессиональное.Качество книги-обложка из мелованной бумаги,желтоватая газетная бумага страниц,мелкий жирный шрифт.

          Лаконично-практичная книга. Много интересных моментов можно применить в работе. Сама книга удобна в использовании.

          Книга ориентирована на практику. Рекомендации лаконичные, ёмкие, практичные. Легко вводить в личную практику.

          Для скачивания — выберите нужный формат книги:

          Прочитайте инструкцию в архиве!

          newlit.download