Что такое артикуляционная гимнастика. Название артикуляционной гимнастики


Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений

артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает

возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены

из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как

изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и

дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом,

произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших

артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти

движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются

первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов

речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность

этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи -

язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том

числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования

происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие,

диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной

логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных

органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков -

фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и

патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов

артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка,

мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так

и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и

определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для

правильного произношения звуков.

^

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4

раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений

за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание

артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать

определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе

и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет

какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых

упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно

придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у

ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном

положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому

ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны

находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться

небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен

находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.^

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством

выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп

выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно

следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично

по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае

артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем,

ручкой чайной ложки).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,

облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что

любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений

органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения

становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как

статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие

динамической координации речевых движений. ^

1 Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы

видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

Чередование положений губ.

6. Кролик.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

^

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за

носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их

вверх-вниз.

6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот.

Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

7. Уточка.

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а

все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее,

массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

8. Недовольная лошадка.

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не

станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг

(квадрат),

- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.^

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт.

Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух

выходит с силой и шумом. ^

1. Птенчики.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не

касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята

вверх.

6. Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

^

1. Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно

тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Змейка.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним

и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к

верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь

рта.

7. Лошадка.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть

подъязычную связку.

8. Гармошка.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно

оттягивать вниз нижнюю челюсть.

9. Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов

до мягкого нёба.

10. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

11. Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

zrenielib.ru

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как правильно выполнять упражнения.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

• Улучшить подвижность артикуляционных органов;

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• Увеличить амплитуду движений;

• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

• Развитию гибкости органов речевого аппарата; 

 

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей:

Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников:

• Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;

• На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;

• При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… — требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упраж. – вырабатывают основные движения и положения ОАА,

2 группа упраж. – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа упраж. – специфические упр., направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов, где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение, по мере их усвоения детьми переходим к выработке более тонких, дифференцированных движений. Упражнения для губ можно делать в любом случае. Требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

При проведении артикуляцион

konspekteka.ru

Что такое артикуляционная гимнастика

Комплексы артикуляционной гимнастикиАннотация:в данной статье родителям предлагается рассмотреть важность и своевременность выполнения артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста. А также приемы, направленные на то, чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения.

Правильно оформленная, грамотная речь показывает уровень культуры человека и его интеллекта. Речь это один из важнейших видов деятельности, она реализует мышление, выполняет функции общения, сообщения, а так же воздействия на людей. Для детей в силу возраста, недоступно все разнообразие родной речи, что является причиной бедности и примитивности их речевых средств. От качественного овладения связной речью во многом зависит успешность обучения ребенка в школе.

Хороший уровень развития речи ребенка (диалогической и монологической) позволит ему дать развернутый ответ на вопрос, грамотно донести свои суждения, а также воспринимать и воспроизводить текстовые учебные материалы.

Ребенок должен уметь общаться со взрослыми и ровесниками, это обязательное условие его всестороннего развития. Связная речь дошкольника позволит в полном объеме получить накопленные знания, умения и культуру взрослых. Каждый ребенок должен научиться грамотно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Но если у ребенка присутствуют те или иные речевые нарушения? Причиной неправильного произношения звуков может быть несовершенство артикуляционного аппарата. Всем известно, что для того чтобы мышцы рук были крепкими, а ноги быстро бегали-нужно их тренировать. Так и с органами артикуляции-нужно тренировать: гортань, губы, язык, челюсть, щеки. И так же как и физические тренировки, артикуляционную гимнастику необходимо проводить регулярно, а лучше-ежедневно. А поскольку самый подвижный и самый «рабочий» орган-это язык, то и гимнастику с ребенком удобнее называть «зарядка для язычка».

Так что же это такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности, гибкости и взаимодействия всех органов, задействованных в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика дает возможность прежде всего получить правильный уклад органов речи, умение объединить простые движения в сложные для качественного произнесения звука.

Упражнений очень много. Они делятся на статические и динамические. Статические направлены на удержание одной позы, а динамические-это ритмические повторения движений, координация и переключаемость. Есть упражнения базовые, которые подходят для постановки или коррекции всех звуков, а есть те, что помогают выработать определенный звук.

Когда начинать выполнять артикуляционную гимнастику?

Конечно можно и с грудничком весело «пофыркать», поиграть «в лошадку» и «поаукать». И это будет определенным стартом, фундаментом для дальнейшего развития. Но все-таки упражнения лучше начинать в возрасте, когда ребенок адекватно способен повторить их за вами. Для одних это четыре года, для других-пять лет.

Немного пользы будет от занятий по принуждению, да и затягивать их тоже не надо, 5-7 минут за один подход будет достаточно. Упражнения на начальном этапе нужно выполнять перед зеркалом, так ребенок будет видеть, все ли он делает правильно. Отказаться от зеркала можно, но только если движения доведены до автоматизма, при правильном выполнении. Существует масса веселых стишков и потешек для сопровождения каждого упражнения, и если вы будете их читать, то и «зарядку для язычка» ребенку будет выполнять гораздо интереснее, чем просто под счет. Например при выполнении динамического упражнения «Лошадка» (ребенок улыбается, рот открыт, кончик языка щелкает о верхнее нёбо) можно читать потешку, при этом ускоряя темп:

Еду, еду на лошадкеПо дорожке гладкой!Еду, еду я к соседуКушать пудинг сладкий!

Ребенок сам будет подстраиваться под ваш ритм.

А выполнение статического упражнения «Лопатка» (ребенок улыбается, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на нижней губе) можно закончить на озорной ноте:

Язык лопаткой положуИ под счет его держу.Раз, два, три, четыре, пять,Язык можно отпускать…АМ! (ребенок прячет язык в рот).

На помощь так же могут прийти безобидные вкусности. Мини-крекеры, соломка, мармелад и т.д.

Выполнение статического упражнения «Иголочка»: (рот открыт, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении):

Я иголку достаюШью одежду я свою,Раз, два, три, четыре, пять,Иголка может отдыхать.

Вы держите перед ребенком мармелад на зубочистке, и конечно он будет очень стараться дотянуться языком до сладкого. К динамическим упражнениям «Змейка» и «Часики» этот прием тоже относится.

Чтобы не «сломать» «Чашечку» (рот открыт, у языка подогнуты все края в форме чашки) можно на язык положить мини-креккер.

Всем известные с детства игры-бродилки тоже могут помочь при выполнении артикуляционной гимнастики. Просто замените на поле все штрафы и возвраты на выполнение определенных артикуляционных упражнений! Но придется выполнять их с ребенком на равных-поделили фишки, бросаем кубик и-вперед!

При соблюдении этих несложных условий вы и ваш малыш будете получать удовольствие от «зарядки для язычка», при этом выполняя колоссальную работу!

Тюлягина Н.А.,учитель-логопед

Loading ... Loading ...

logoportal.ru