Образовательный портал. Нетрадиционная артикуляционная гимнастика


Нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

Нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

 

Гайворонская Наталья Игоревна,учитель-логопед ГБДОУ детский сад№ 53Калининского района Санкт-Петербурга  

    Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте  - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями.  Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит прежде всего под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.  Ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Помощь в этом логопеду должны оказывать воспитатели и родители. Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба, маленького язычка; развито речевое дыхание, а также умение владеть своим голосом. Выработать четкие движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика, но здесь можно использовать нетрационные формы ее проведения.          Для достижения лучших результатов подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяют такой метод как биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка.          Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: бионергия и пластика. Биоэнергия  - эта та энергия, которая находится внутри человека.  Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.       Для коррекционной работы логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движение кистей рук) с движением артикуляционного аппарата. В момент проведения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, повысить мотивацию детей, поддерживать эмоциональный настрой ребенка и педагога на протяжении всего занятия. Кроме того развивается координация движений, мелкая моторика. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга.          Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движения кисти руки. При использовании биоэнергопластики значительно сокращаются сроки получения положительных результатов в коррекции звукопроизношения.          Применение биоэнергопластики: - нормализует мышечный тонус органов артикуляции; - стимулирует двигательные функции артикуляционного аппарата; - активизируется речевая функция; - повышается работоспособность.          На первом занятии дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом логопед каждое упражнение сопровождает показом движения кистью одной своей руки.           На третьем – четвертом занятии к артикуляции у детей подключаются движения сначала одной кисти ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяется счет, музыка, стихи. При этом педагог продолжает давать четкий образец движения.          Требования к проведению биоэнергопластики: - для развития ритма и размерности выполнения движений используется счет от одного до десяти, отстукивание ритма, стихотворные строки или метроном; - при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук; - движения рук должны быть раскрепощенными, следить, чтобы рука в кисти не напрягалась; - артикуляционную гимнастику проводить в игровой форме, можно для этого использовать куклу-перчатку или нарисовать на ведущей руке ребенка глазки и ротик воображаемого человечка. Данный прием способствует эмоциональному подьёму и повышению интереса к выполнению гимнастики с биоэнергопластикой.           Например, упражнение «Птенчики», поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения медленный. Рот открыт, счет до пяти. Постепенно темп увеличивается. Дети ориентируются на темп заданный логопедом, на его счет и образец движения руки. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном положении, губы сомкнуты. На счет один челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Во время проведения гимнастики  необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание было сосредоточено на опускании челюсти. На счет два  фиксируем открытое положение рта. На счет три рот открыт.          Показ кистью руки: четыре пальца сомкнуты ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.          Ко всем классическим упражнения добавляются движения кисти.          Педагог может самостоятельно подобрать движения руки под любое упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает.           Можно предложить детям выполнять комплекс, который  включает в себя пять упражнений: два статических на удержание и три динамических двигательных упражнений. В течении недели комплекс не меняется. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное упражнение заменяется на новое.           Специальные подготовительные упражнения детьми отрабатываются подгруппами из 2-3 человек и индивидуально с воспитателем, логопедом. Затем с данными упражнениями знакомим и родителей, чтобы они отрабатывали эти упражнения с детьми дома.          Повышают интерес к занятиям схемы, пиктограммы с обозначением упражнений, игровые атрибуты для пальчиков: шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра.           В биоэнергопластике даются хорошо знакомые, отработанные упражнения. Сначала в комплекс входит одно такое упражнение, по мере овладения детьми техникой синхронного движения, все пять упражнений комплекса выполняются с движением рук.           Биоэнергопластика улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.          Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие от языка к коре головного мозга. Значительно улучшается эмоциональный настрой детей при проведении артикуляционой гимнастики, что способствует улучшению процесса освоения сложных артикуляционных укладов. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать биоэнергию в организме. Это положительно влияет на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.   Список литературы:

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.
  2. Ястребова А.В., Лазаренко И.О. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей.М.: Аркти, 2001г.

ext.spb.ru

Выступление на семинаре:Использование нетрадиционных форм проведения артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ.

Использование нетрадиционных форм проведения артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ.

Карягина Е.В. учитель-логопед

В современных социально-экономических условиях важнейшей проблемой коррекционной дошкольной педагогики является увеличение количества детей с речевой патологией, причем увеличивается количество детей с комплексными нарушениями.

В педагогической литературе в последнее время все чаще встречаются и описываются приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартрией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.).

Для успешного обучения в школе - в настоящее время необходима хорошо сформированная устная речь воспитанника. Это соответствует действительности -большинство нынешних первоклассников уже знают буквы ,читают, имеют развитые фонематические процессы, владеют простыми способами языкового анализа и синтеза ,имеют богатый словарный запас. Почему же возникла такая необходимость-быть граммотными во всех отношениях? Всё это помогает будущему первокласснику успешно социализироваться в новом школьном сообществе - найти контакт с учителем, полноценно общаться со сверстниками, быть уверенным в себе и своих силах, всесторонне развиваться и успевать по всем предметам.

Наиболее типичными речевыми недостатками с которыми всё же сталкиваются учителя начального звена - это нарушение звукопроизношения у большинства из них, которые в свою очередь могут явиться причиной отклонений в развитии психических процессов, могут привести к неуспеваемости, спровоцировать формирование комплекса неполноценности, выражающегося в трудности общения, которое будет иметь далеко идущие негативные последствия. Какой же выход из этой ситуации? Это своевременное устранение недостатков в произношении поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей – это очень сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов – основным из которых является артикуляционная гимнастика. Нас заинтересовала такая нетрадиционная форма её проведения как биоэнергопластика.Биоэнерго пластика это новое интересное направление коррекции артик.аппарата.

В своих работах авторы Бушлякова Р.Г., Ястребова А.В.,Лазаренко О.В.,Коноваленко С.В.,отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев и развитие кинестетических ощущений.

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, имитирующими движения челюсти, языка, губ (разумеется, это относится к артикуляционной гимнастике).

Понятие «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия - это та энергия, которая находится внутри нас. Пластика - плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Таким образом, при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны и свободны, в организме происходит распределение энергии. Также было замечено, что биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию мелкой моторики и кинестетические ощущения. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речевая способность ребенка, но также развиваются психические процессы, такие как память, внимание, мышление. Артикуляционные упражнения в данной гимнастике объединены в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов свистящих, шипящих звуков и соноров. Комплекс упражнений подбирается после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов общепринятыми в логопедии методами и приемами. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях по постановке звуков, развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов. Вначале с ребенком разучивается упражнения без использования движения рук, затем постепенно подключается упражнения с биоэнергопластикой. Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Цель проведения артикуляционной гимнастики являются-

  • -укрепление мышц артикуляционного аппарата

  • -развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе

  • -объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады

Цель биоэнергопластики-

  • -развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук

  • -активизация интеллектуальной деятельности ребенка

  • -развитие памяти, произвольного внимания, межполушарной взаимосвязи

  • -формирование умения действовать по словесным инструкциям .

Осуществляя логопедическую работу с применением биоэнергопластики с детьми, имеющими сложные речевые нарушения речи, основной целью является: развитие кинестетических ощущений с помощью приемов биоэнергопластики и биоэнергенитических предметов.

При реализации целесообразно использовать биоэнергетические предметы:

  • массажные шарики разного диаметра;

  • кольцевые пружины;

  • иппликатор Кузнецова.

Коррекционная работа с применением биоэнергопластики предполагает 5 этапов, включающие различные системы упражнений:

I этап – диагностический (определение начальных сохранных способностей).

Упражнения подбираются после тщательного обследования звукопроизношения, движений органов артикуляции и мелкой моторики общепринятыми в логопедии методами и приемами. В результате проведения диагностики у большинства детей отмечается нарушение пальцевой моторики, дискоординация движений органов артикуляции, нарушение кинестетических ощущений положения языка, губ.

II этап – подготовительный (пассивной работы).

Знакомство с артикуляционными органами. Выполнение гимнастики по традиционной методике с включением в упражнения ведущей руки логопеда. На данном этапе рука ребенка находится в пассивном состоянии, в упражнения не вовлекается.

III этап - основной (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и ведущей руки).

Артикуляционной гимнастики выполняется на основе формирования кинестетических ощущений органов артикуляции и ведущей руки ребенка. Рука ребенка и использование биоэнергетических предметов подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения. При выполнении упражнений необходимо постоянно использовать счет от 1 до 5-6.Логопед знакомит с перчаточным театром.

IV этап (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и неведущей руки).

Артикуляционные упражнения проводятся с использование руки ребенка, которая не является ведущей. Так как дети на предыдущем этапе полностью освоили движения ведущей рукой, это значительно сокращает период освоения движений другой рукой. Продолжительность занятий примерно 2 недели.

V-6 этап (формирование сопряженных кинестетических ощущении органов артикуляции и обеих рук).

Артикуляционная гимнастика проводится с использованием обеих рук ребенка и с применением биоэнергетических предметов. Продолжительность занятий от 5 до 7 недель. На данном этапе отрабатывается синхронность движений обеих рук и артикуляционных органов. Целью данного этапа является совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, совершенствование пальцевой моторики, координации движений, внимания.

На данном этапе возможен переход выполнения упражнений без опоры на зеркало. Такой прием закрепляет четкие кинестетические ощущения положения артикуляционных органов

У каждого ребенка состояние кинестетических ощущений органов артикуляции, мелкой моторики и протекание мыслительных процессов индивидуально. Качество и продолжительность периода освоения будет зависеть от перечисленных выше критериев, поэтому педагог может самостоятельно подбирать упражнения, а также сокращать или продлевать этапы гимнастики в соответствии с особенностями ребенка

  1. этап .На данном этапе используются сказки о приключениях Бегемоша и Бегемоши. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.

Применение биоэнергопластики совместно с биоэнергетическими предметами эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь и манипуляции с биоэнергетическими предметами многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Литература:

1.   Бачина О.В., Левашева Г.Ф., Попова Т.В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ // Логопед. – 2009. - №1.

2.   Загорская Е.А. Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №4.

3.   Калягин В.А. Когда ребенок плохо говорит: Советы психолога. – СПб., 2004.

4.   О йога–данс или биоэнергопластике [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.bioenergoplastika.ru// – 2009.

5.   Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников: Адаптация «леворукого» ребёнка. Кинезиология на уроках физкультуры. Тренинг межполушарного взаимодействия – М., 2001.

6.   Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2003.

7.   Филичева Т.Ю., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2010.

8.   Ястребова А.В. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей – М., 1999.

 

 

 

infourok.ru

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика

Одним из наиболее сложных видов логопедической работы является развитие и коррекция речевых возможностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Малый опыт игровой деятельности, неполноценные знания об окружающем мире, недостаточно сформированный уровень физических способностей не позволяют детям данного возраста заниматься каким-либо делом долго и качественно. Логопед вынужден тратить большую часть занятия на коррекцию поведения, а не речевых расстройств, в результате чего ребёнок не осваивает и половины намеченной коррекционно-педагогической программы. С подобной ситуацией родители и педагоги встречаются не редко. Как же сделать, чтоб подобные занятия были в радость ребёнку, доступны и понятны? А начинать развитие артикуляционных умений необходимо с бытовых навыков гигиены и приёма пищи, используя непроизвольные движения языка, челюсти и губ в виде игр.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Приведём примеры некоторых игр:

«Кусачки»

Ребёнку даём мягкий кусок хлеба или печенье и просим его быстро покусать зубами, а затем губами.

«Бусинки»

Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

«Тьфу»

На тарелке лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно – тьфу.

«Воздушный поцелуй»

Ребёнок прикладывает ладошку к губам, пытается её поцеловать и помахать ею. Для изменения игровой ситуации можно «целовать» зеркало, игрушку и т. д. для того, чтобы губы лучше складывались и тянулись трубочкой, взрослый надавливает слегка на уголки рта и выдвигает губы вперёд.

«Хомячок»

Ребёнок набирает в рот воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.

«Толстые щёки»

Ребёнок открывает рот. Взрослый сладкую полоску засовывает в рот и на внутренней стороне щёк рисует ею линии, кружочки и т.д.

«Полоскание горла, рта»

Ребёнок набирает в рот воды, полощет горло, рот, затем выплёвывает воду.

«Зубная фея»

Чистим зубной щёткой зубы, язык, щёки.

«Облизывание тарелок»

Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, манной кашей, сгущённым молоком или другим продуктом, который не противопоказан ребёнку. Ребёнок берёт тарелку двумя руками и начинает облизывать широким языком, приговаривая: «Аах».

«Ах, как вкусно»

Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки, восклицая: «Ааа, аам, аах как вкусно!»

«Рыбалка»

Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой (узкий язык) и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка, проговаривая ааа. Выполнять нужно быстро и чётко.

«Вкусное варенье»

Намазываем ребёнку губы вареньем и просим облизать их языком по кругу. Либо намазываем только верхнюю или нижнюю губу и просим слизать варенье. Если это упражнение не доступны ребёнку, то просим его просто высунуть язычок наружу, просовывая его между губ и тем самым, слизать варенье.

«Стрелочки»

Взрослый намазывает ребёнку губы вареньем в четырёх направлениях (вверх, вниз, правый, левый угол рта). Ребёнок слизывает варенье по часовой стрелке.

«Жевательная резинка»

Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни и т.д., т.е. активизировать подвижные органы артикуляции.

«Жевательная конфета»

Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.

«Яблочко»

Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.

«Чашечка»

Просим ребёнка высунуть широкий язык. Дотрагиваемся до середины языка ложечкой или палочкой и делаем небольшое углубление в языке на несколько секунд, как будто чашечку, говорим: «Сейчас я налью тебе чаю, ш-ш-ш». Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.

«Улитка»

Также делаем небольшое углубление в языке и начинаем палочкой, смазанной в варенье рисовать маленькие кружочки, как будто закручиваем раковину улитки.

Улитка, улитка

Высуни рога

Дам тебе пирога.

Занимаясь ежедневно по 10 минут, можно не только сформировать произвольные основные статические и динамические артикуляционные движения, но и повысить интерес к логопедическим занятиям.

Тренировать артикуляционный аппарат надо ребенку обязательно. Делать это надо с полутора лет, ежедневно.

Родители могут воспользоваться играми в стихотворной форме:

Первый способ:

На лугу паслась корова «му-у-у, му-у-у»

Полосатый шмель летел «з-з-з, з-з-з»

Летний ветерок подул «ф-ф-ф, ф-ф-ф»

Колокольчик зазвенел «динь – динь – динь»

Стрекотал в траве кузнечик « тр – р – р!»

Еж колючий пробегал « пх –пх – пх»

Птичка маленькая пела «тиль – ль, тиль – ль»

И сердитый жук жужжал «ж-ж-ж, ж-ж-ж».

Читайте его ребенку, а выделенные звуки и слова малыш должен повторять за вами.

Малыш может сначала просто слушать, а потом уже повторять. Не стоит сразу стараться добиться того, что бы малыш идеально повторял за вами. Артикуляционный аппарат развивается у всех детей постепенно и индивидуально.

Второй способ:

Сядьте напротив ребенка и начинайте произносить стишок и выполнять соответствующие действия.

Малыш сначала будет просто наблюдать, а затем пытаться повторять ваши действия.

И так:

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (кончиком языка быстро проведите по верхним зубам)

Причесался (несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте вперед и засуньте его обратно)

На прохожих оглянулся (проведите языком по губам)

Вправо, влево оглянулся (поверните язык в соответствующие стороны)

Вниз упал, наверх полез (опустите язык вверх, затем поднимите его вверх)

Раз, и в ротике исчез (прячете язык).

Не забывайте, что ребенок все повторяет за вами, так что делайте все в зеркальном отображении, поэтому, когда нужно поворачивать язык влево, поворачивайте его вправо.

Упражнения можно придумывать самой. Главное заниматься. Ведь у малыша артикуляционный аппарат еще не развит и только вы в силах помочь ему.

Это поможет вашему малышу научиться разговаривать четко и правильно.

Желаем успехов!

Список литературы:

1. Журавлева Л. М. Логопедические занятия с малышами.

2. Савченко Е. А. Практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика. Советы родителям».

Андреевских М.В. учитель-логопед

aksarka-mdou.ru


Смотрите также