Методическая разработка "Артикуляционная гимнастика". Обезьянка артикуляционная гимнастика


Артикуляционная гимнастика для малышей. Самомассаж.

Артикуляционная гимнастика для малышей.

Самомассаж губ и языка.

САМОМАССАЖ ГУБ И ЯЗЫКА

Самомассаж губ и языка — это артикуляционные движения, вызывающие эффект, сходный с массажным, то есть способствующие активизации кровообращения в области речевых органов, а значит, улучшению их работы.

Предлагаемые упражнения представляют собой нечто среднее между массажем и артикуляционной гимнастикой, потому что массажные движения выполняются самим ребенком, причем в игровой форме. Демонстрировать приемы следует, сидя перед зеркалом, так чтобы маленький ученик видел отражение и своего лица, и лица взрослого, а значит, мог сравнивать свои движения с движениями взрослого. Выполнять самомассаж могут дети, начиная с двухлетнего возраста.

Упражнения для губ

*Смешная песенка

Скажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б. » (Движения пальца — сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку

*Расческа

Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться. Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.

Предложите ребенку «причесать» свои губки.

*Спрячь, губки

Предложите ребенку «спрятать» губки. Покажите, как это можно сделать: подогнуть губы и втянуть внутрь. Покажите, как удерживать губы в таком положении, слегка прикусив их зубами.     

Пусть малыш тоже «спрячет» свои губки

Упражнения для языка

*Любопытный язычок

Скажите малышу, что язычок очень любопытный — ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами — верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. Предложите малышу повторить это упражнение.

*Накажем: непослушный язычок

Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу, и теперь придется его наказать. Продемонстрируйте упражнение,   сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая   его по всей длине от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить звуки: «Та, та, та. » Предложите малышу повторить упражнение.

*Пожалеем язычок

Жаль нам стало язычок. Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем. Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами, а похлопывайте его губами, произнося звуки: «Пя, пя, пя. » Предложите малышу повторить и это упражнение.

·  АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Активная артикуляционные гимнастика — это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка. Ее ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 2—5 секунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — от-дох-ни! » или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать! » Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быстром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два. ») или же по команде взрослого. Например, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, команды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз. »

Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копирует, и себя самого, а взрослый следил, все ли правильно он делает. Если ребенок не может повторить какое-либо действие, помогите ему, проведя соответвующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку) .

Комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста

(до 4 лет)

С ребенком младшего и среднего возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.

Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет выполнять самые разные движения.

В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2—3 упражнения.

      

Упражнения для нижней челюсти, губ и щек

*Птенчик

(статическое артикуляционное упражнение) Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как это делать) и остаться в таком положении несколько секунд (положение губ, как при произнесении звука А) .                                

Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение:

 Ротик шире открывай —

 Кушай, птенчик, не зевай!

*Улыбка

(статическое артикуляционное упражнение) Игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков И, С, 3.

Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при произнесении звука «И»). Прикус естественный: нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Попросите ребенка улыбнуться в ответ и удержать губы в улыбке 2—5 секунд. Расскажите стихотворение:

Улыбнись мне поскорей.

 Тяни губки до ушей!

*Колечко 

(статическое артикуляционное упражнение) Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягиваете их вперед (положение губ, как при произнесений звука О). Удержите губы в таком положении 2—5 секунд и спросите, сумеет ли он сделать такое же колечко.

Расскажите стихотворение:

Губки круглые сложи

 и колечко покажи.

* Малыш плачет

(динамическое артикуляционное упражнение) Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА! », а затем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик». Попросите ребенка повторить эти движения губами. Менять положение губ нужно 2—5 раз подряд.

*Веселый — грустный

(динамическое артикуляционное упражнение) Эта игра также вырабатывает навык быстрого изменения положения губ. Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. (Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.) Сменить положение губ надо 2—5 раз.

*Шарик

(статическое и динамическое артикуляционное

упражнение)

Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3—5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а сами сожмите в этот момент губы малыша своими пальцами. В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком положении надо в течение 2—5 секунд. Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение:

Шарик надувай,

Воздух выпускай.   

*Поцелуй

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2—5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2—5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение:

Губки в трубочку сложу я.

Потом маму поцелую.

*Рыбка

(динамическое артикуляционное упражнение) Эта игра также подготовит губы ребенка к произнесению звуков М, П, Б,

Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:

Ротик открывает,

Что сказать, не знает!

Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко закройте, плотно смыкая губы. Постепенно усиливайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение:

Рыбка ротик открывает —

Пузыри она пускает.

*Тигр

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение)

Игра, развивая подвижность губ, подготавливает их к произнесению звуков О, Н.                            

Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал: отведите губы в стороны и обнажите зубы.

Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти,   для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удерживать в таком положении.

Расскажите стихотворение:

Злою тигра всякий знает

 Тигр всех вокруг пугает.

Упражнения для языка

Все приведенные ниже упражнения приучают ребенка расслаблять язык, развивают его подвижность и подготавливают к произнесению согласных звуков.

*Лопатка

(статическое артикуляционное упражнение) Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу. Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать его «лопатку». Пока ребенок удерживает язык в течение 3—5 секунд, расскажите стихотворение:

Вот она, лопатка, —

Широка да гладка.

*Прятки

(динамическое артикуляционное упражнение) Расскажите малышу, что язык умеет играть в прятки, и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю, губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвиньте язык за нижние зубы — «язычок спрятался». Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3—5 таких движений. Можно заинтересовать ребенка иначе. Скажите, что будете ловить его язычок. Поднесите ладонь ко рту ребенка, произнесите: «Цап! » и сделайте хватательное движение, как будто хотите поймать высунутый язык. В этот момент ребенок прячет язык.

Во время занятия рассказывайте рифмовку:

 Мы играем в прятки.   

Где ж твоя лопатка?

*Горка

(статическое артикуляционное упражнение) Расскажите ребенку, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка! » — произносите вы, улыбаетесь и открываете рот. Кончиком языка надо упереться в нижние зубы, как в упражнении «Прятки», затем, не отрывая кончика, приподнять среднюю часть языка и выгнуть ее горкой. Теперь предложите ребенку самому показать горку. Пока ребенок выполняет упражнение, расскажите стихотворение:             

Вот она какая,

Горочка крутая!

 *Кошечка     

(динамическое артикуляционное упражнение)

Расскажите малышу, что кошка лакает молоко из блюдца язычком. Покажите, как она это делает: высуньте изо рта и втяните широкий, как лопатка, язык, совершая при этом соответствующие движения. Предложите малышу изобразить кошечку, которая лакает молоко из блюдца, и повторить движения языком 3—5 раз. Затем покажите, как сложить ладони словно это блюдечко, и «полакать» молочко:

Полакай, как кошка,

 Молоко из плошки.

*Иголочка

(статическое артикуляционное упражнение) Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше напряженный язык. Придайте ему форму длинного и тонкого жала и удержите в этой позе в течение 3—5 секунд. Теперь попросите малыша повторить упражнение и скажите, что его язык похож на длинную и острую иголку. Покажите, будто вы хотите прикоснуться ладонью к «иголочке», но затем, не донеся руки до рта малыша, отдерните ее: «Ой, какая острая! » Расскажите стихотворение:

 Вот она, иголка, —

И остра, и колка. .

*Часики

(динамическое артикуляционное упражнение) Высуньте изо рта длинный и тонкий как жало язык. Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу, что так же качается маятник у часов. Затем попросите ребенка показать его «часики». Пусть малыш совершит 48 движений языком из стороны в сторону.

Обязательно следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении упражнения произносите: «Тик-так, так-так. », задавая темп движений.

*Качели

(динамическое артикуляционное упражнение) Высуньте изо рта язык. Совершайте им движения вверх- вниз, стремясь дотянуться то до носа, то до подбородка. Скажите малышу, что так язычок качается на качелях. Теперь предложите ребенку покачать на качелях его язычок 4—8 раз.

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении ребенком упражнения произносите слова: «Вверх-вниз, вверх-вниз. », задавая темп движений.              

*Обезьянка

(статическое артикуляционное упражнение) Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что вы — обезьянка-мама. Попросите малыша изобразить смешную обезьянку и удерживать такую позу в течение 3—5 секунд.

В следующий раз покажите обезьянку-папу: поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами. Предложите малышу изобразить обезьянку. Пока ребенок удерживает такую позу в течение 3—5 секунд, расскажите рифмовку:

Мы покажем обезьян:

За губой у них — карман,

 А в кармашке — язычок.

 Чики-чок, чики-чок!

*Обезьянка и банан

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение)       .

Расскажите малышу, что обезьяна очень любит бананы. «Вот она откусила кусочек банана и спрятала его за щеку», — кончиком языка оттопырьте, правую щеку и останьтесь в таком положении в течение 3—5 секунд. Теперь предложите малышу самому изобразить, как обезьяна прячет за щекой банан.

  Затем покажите, как обезьянка спрятала кусочек банана задругой щекой, — оттопырьте языком левую щеку.

  Теперь попросите ребенка спрятать «банан», а вы постараетесь отгадать, за какой щекой он окажется. Дотроньтесь до оттопыренной щеки малыша пальцем: «Здесь банан! » Когда ребенок изменит положение языка, вновь покажите, за какой щекой «спрятан банан». Расскажите рифмовку:

У нашей обезьяны

 За щекой бананы.

*Лошадка       

(динамическое артикуляционное упражнение) Покажите малышу, как можно изобразить скачущую лошадку: нужно приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, а затем быстрее и быстрее.

Предложите малышу «поскакать на лошадке»

вместе с вами.

В. процессе выполнения артикуляционного упражнения «Лошадка» можете согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изображая всадника, держащего в руках вожжи. Расскажите стихотворение:

Скачем на лошадке

 По дорожке гладкой.

*Стой, лошадка!               

(динамическое артикуляционное упражнение) Скажите малышу, что пора лошадке остановиться. Покажите, как конюх останавливает лошадь: вы закрываете рот, смыкаете губы и выпускаете воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать — как можно дольше, чтобы получился звук, похожий на «тпру».

Теперь предложите малышу остановить и свою лошадку.

Артикуляционные упражнения не обязательно превращать в специально организованные игровые занятия, их можно проводить в любое время, например, во время умывания и еды. Покажите малышу во  время утреннего туалета, как нужно полоскать рот водой, плотно смыкая губы; как, запрокинув голову, полоскать, горло; как языком проверять, хорошо ли вычищены зубы. Во время еды дайте ребенку задания облизать   ложку, блюдце, предложите попить сок  с помощью трубочки. Сначала трубочка должна быть достаточно большого диаметра, а затем, когда малыш научится ею пользоваться, предложите тоненькую трубочку - соломку.

 Оказавшись рядом перед зеркалом, поиграйте в «клоунов», то есть покорчите смешные и даже страшные рожицы.                                                            

В подвижные игры также старайтесь включать элементы знакомых малышу артикуляционных упражнений. Если вы играете в лошадок, озвучьте их движения: поцокайте языком, а в конце пути остановите лошадей, произнеся: «Тпру! »

Причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

 (консультация для родителей)

 Выделяют несколько причин нарушения звукопроизношения:

 1. Общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции.

 2. Недостаточная степень развития фонематического слуха (восприятия звука). При этом у ребёнка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков (отличие одного звука от другого, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например: звонких и глухих согласных, мягких и твёрдых, свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения задерживается.

 3. Неправильное воспитание речи в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребёнка, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

 4. По подражанию. Вредным для ребёнка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых ещё не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искажённому звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная или слишком торопливая речь.

 5. Двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

 6. Педагогическая запущенность. Иногда взрослые совсем не обращают внимания на звукопроизношение ребёнка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец чёткого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребёнка не подвергается необходимому воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

 7. Дефекты речевого аппарата: укороченная уздечка языка, неправильный прикус, неправильное строение нёба (узкое, слишком высокое, плоское нёбо).

 Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка могут проявляться по-разному:

 1. Отсутствие звука: ампа (лампа, акета (ракета) .

 2. Искажение звука. Звук заменяется отсутствующим в фонетической системе русского языка звуком: например, вместо нормативного[ р] произносится «горловой» или «боковой» [р]; вместо нормативного[с] - межзубный [с].

 3. Замена одного звука другим, более простым по артикуляции: шуба-суба, ракета-лакета и т. д.

 Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения – от 4 до 5 лет.

 Если к пяти годам у ребёнка наблюдаются нарушения звукопроизношения, необходимо обратиться за помощью к логопеду, так как недостатки устной речи в дошкольном возрасте могут повлечь за собой нарушения чтения и письма в школе.

detsadf93.blogspot.com

Методическая разработка "Артикуляционная гимнастика" страница 5

...

? Игра развивает подвижность языка, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков: К, Г, С, З, Ш, Ж.

Чистим нижние зубки – динамическое артикуляционное упражнение (с 3 лет)

Покажите ребенку, как можно языком почистить нижние зубы. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние резцы с внутренней стороны.

Движения языком следует совершать вверх-вниз под счет: «Раз-два, раз-два…», в спокойном темпе, 6-10 раз.

Попросите ребенка повторить упражнение и похвалите за то, что он хорошо почистил зубы.

...

? Игра учит ребенка удерживать язык за нижними зубами, готовит ребенка к произнесению звуков С, З.

Бантик – статическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

Покажите ребенку, как можно придать языку форму бантика. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Затем выгнуть среднюю часть языка вверх и вперед.В тот момент, когда средняя часть языка «выгнется» изо рта наружу, нужно слегка прикусить язык верхними зубами. Оказавшаяся снаружи средняя часть языка по форме будет напоминать бантик за счет того, что посередине языка окажется желобок.Удерживать язык в таком положении, под счет, нужно 5-10 секунд. Повторить упражнение 3–5 раз.

...

? Игра учит малыша удерживать кончик языка за нижними зубами, делать желобок посередине языка, готовит ребенка к произнесению звуков С, З.

Смешные обезьянки – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что это обезьянка-мама.Попросите малыша самого изобразить смешную обезьянку и удерживать такую позу в течение 3–5 секунд.

В следующий раз покажите обезьянку-папу: поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами. Предложите малышу повторить. Прочитайте ребенку рифмовку:

Мы покажем обезьян:

За губой у них карман,

А в кармашке – язычок

Спать улегся на бочок.

...

? Игра учит малыша напрягать кончик языка: чувствовать его, управлять его движениями, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков С, З, Ш, Ж.

Обезьянка и банан – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Расскажите малышу, что обезьяна очень любит бананы: «Вот она откусила кусочек банана и спрятала его за щеку». Кончиком языка оттопырьте правую щеку и удерживайте эту позу в течение 3–5 секунд. Предложите малышу самому изобразить, как обезьяна прячет за щекой банан.

Покажите, как обезьянка спрятала кусочек банана за другой щекой. Для этого изнутри оттопырьте языком левую щеку. Затем попросите ребенка спрятать «банан» то за одну, то за другую щеку. Скажите, что сейчас будете отгадывать, за какой щекой у него банан. При этом дотрагивайтесь до оттопыренной щеки малыша пальцем, говоря: «Здесь банан!» Можете прочитать ребенку рифмовку:

Прячут обезьяны За щекой бананы.

...

? Игра учит малыша напрягать кончик языка: чувствовать его, управлять его движениями, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Т, Д, Л, Р.

infourok.ru

Читать книгу Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников Ольги Новиковской : онлайн чтение

Комплекс упражнений для детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет)

Для детей среднего дошкольного возраста артикуляционные упражнения подбираются в соответствии с теми конкретными дефектами звукопроизношения, которые отмечаются у данного ребенка.

Правила выполнения остаются прежними – заниматься нужно, сидя перед зеркалом. Все упражнения выполняются под счет взрослого.

Игровая форма по-прежнему важна для маленького ученика. Предложите ему, например, поиграть в смешную обезьянку, которая умеет показывать самые разные рожицы.

Упражнения для постановки звуков [к], [г] и [х]

Описание правильной артикуляции звуков

Рот чуть приоткрыт. Губы в положении легкой улыбки. Кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов внутрь ротовой полости. Задняя часть языка выгнута дугой кверху и своей верхней поверхностью (спинкой) смыкается с нёбом.

Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звуков [к], [г] и [х], надо научить ребенка делать легкую улыбку, а широкий язык выгибать и задвигать внутрь ротовой полости как можно глубже.

Далее предлагаются артикуляционные упражнения, способствующие выработке данной артикуляционной позы. Все их можно выполнять, рассказывая ребенку, как любит гримасничать веселая обезьянка. Итак, история про веселую обезьянку…

Рожицы (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как обезьянка строит рожицы. Сначала вытяните губы вперед «хоботком» (как при утрированном произнесении звука [у]), а затем растяните их в широкой улыбке так, что становятся видны сомкнутые зубы.

Каждую артикуляционную позу надо удерживать по 2–3 секунды.

Предложите ребенку повторить упражнение.

Движения надо выполнять под счет: «Раз-два, раз-два…» в спокойном темпе, повторяя их 6–10 раз.

Обезьянка дразнится (статическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как открыть рот и положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу – так обезьянка высовывает язык и дразнится. Удерживать язык в таком положении нужно 5–10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот.

Если язык ребенка слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

Вкусная ягодка (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как язык может менять форму – так умеют делать все обезьянки. Сначала положите на нижнюю губу широкий, расслабленный язык (поза «Лопатка») – обезьянка дразнится. Удерживайте язык в таком положении в течение 3–5 секунд.

Затем напрягите язык и, выдвинув вперед, придайте ему заостренную форму, напоминающую жало (поза «Иголочка») – так обезьянка старается дотянуться кончиком языка до вкусной ягодки винограда на ветке. Удерживайте язык в таком положении тоже 3–5 секунд, после чего вновь расслабьте, придав форму лопатки.

Попросите ребенка повторить это упражнение, изображая то «Лопатку», то «Иголочку» несколько раз подряд.

Чистим нижние зубки (динамическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку почистить нижние зубы с помощью языка – так обезьянки делают после еды. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние зубы (резцы) с внутренней стороны. Движения языком следует совершать вверх-вниз, повторяя их в спокойном темпе 6–10 раз.

Сочные фрукты (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно «покачать» язычок вверх-вниз. Возможны следующие варианты данного упражнения:

1. Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка поднимается к носу и опускается к подбородку – так делают обезьянки, когда облизывают сок со спелых фруктов. Пусть малыш придумает, какие это фрукты.

2. Рот открыт, но язык двигается внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов), затем ко внутренней стороне нижних зубов – так обезьянки чистят зубки, когда там застряли зернышки от фруктов. Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6–10 раз.

Вот как много! (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как языку можно придать форму горки, которая то вырастает, то исчезает. Для этого надо открыть рот и упереться широким кончиком языка в основания нижних резцов. Сначала выгнуть среднюю и заднюю часть языка вверх – горка появляется, затем опустить язык вниз – горка пропала. Так обезьян ка показывает, какой большой кусок банана она откусила.

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6– 10 раз.

Вот как быстро! (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно «покатать» язык во рту. Для этого так же, как в предыдущем упражнении, широким кончиком языка надо упереться в основания нижних резцов. Затем, не отрывая кончика языка от зубов, «выкатить» среднюю часть языка изо рта, а затем вновь втянуть ее. Так обезьянка показывает всем, какой большой кусок банана она откусила и как быстро она его съела.

Движения выполняются по команде: «Есть-нет, есть-нет…» или «Вперед-назад, вперед-назад…» в спокойном темпе 6–10 раз.

Упражнения для постановки звуков [с], [з] и [ц]

Описание правильной артикуляции

Рот чуть приоткрыт. Губы в улыбке. Кончик языка опущен и упирается в нижние зубы (резцы). Средняя часть языка выгнута, посередине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звуков [с] и [з], а затем и звука [ц], надо научить ребенка широко улыбаться, а широкий кончик языка прижимать к нижним зубам. Кроме того, надо учить дошкольника делать глубокий вдох и мед ленный, целенаправленный выдох. Для прохождения воздушной струи необходимо научиться делать желобок посередине языка.

Далее предлагаются артикуляционные упражнения, способствующие выработке данной артикуляционной позы. Упражнения по-прежнему можно выполнять, играя в забавных обезьянок. Итак, начинается история про двух обезьянок.

Веселая и грустная обезьянки (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу: «К нам пришли две обезьянки. Одна веселая, а другая грустная. Давай покажем, какие они. Вот веселая, – растяните губы в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. – А вот – грустная», – вытяните вперед губы хоботком, как при произнесении звука [у]. Каждую артикуляционную позу нужно удерживать по 2–3 секунды.

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Веселая-грустная, веселая-грустная…» в спокойном темпе. Повторить движение нужно 5–10 раз.

Кактус (дыхательно-артикуляционное упражнение)

Расскажите малышу, что одна обезьянка потрогала кактус и укололась. Оттого и стала грустной – больно ей. Предложите малышу поучить обезьян ку дуть на пальчики. Подует обезьянка на каждый пальчик, и они перестанут болеть.

Покажите ребенку, как можно подуть на пальцы: сначала на большой, потом на указательный, средний, безымянный и наконец на мизинец. При этом губы надо сложить в легкую улыбку. Дуть на каждый пальчик следует на одном выдохе.

Важно следить за тем, чтобы щеки ребенка при выдохе не надувались (в случае необходимости можно слегка придержать щеки малыша своими ладонями).

Угощенье-1 (прием самомассажа)

Скажите малышу, что обезьянку нужно утешить: «Давай угостим ее бананом!» Покажите, как обезьянка его жует.

Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слог «Т а-та-та» в течение 5 секунд. Затем пошлепать язык губами, произнося при этом: «Пя-пя-пя».

Две подружки (артикуляционно-голосовое упражнение)

Продолжим историю:

«Обезьян ка съела свой банан, а теперь показывает на свою по дружку-обезьянку и просит, чтобы и ей дали банан».

Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот и с силой произносить звукосочетание «И-ЕЙ». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

Предложите ребенку вместе с вами изобразить двух подружек-обезьянок. Показывая пальцами друг на друга, произносите:

– И ей!

– И ей!

Обезьянка просит (статическое артикуляционное упражнение)

Скажите ребенку: «Смотри, как обезьянка просит банан – даже язык высовывает!»

Покажите малышу, как положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу.

Удерживать язык в таком положении нужно 5–10 секунд.

Затем убрать язык, закрыть рот.

Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

Угощенье-2 (прием самомассажа)

Предложите ребенку: «Дадим банан и второй обезьянке. Покажи, как она его жует».

Нужно еще раз улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слог «Та-та-та» в течение 5 секунд. Затем пошлепать язык губами, произнося при этом: «Пя-пя-пя».

Облизали губки (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите ребенку: «Смотри, какие обезьянки аккуратные – съели бананы и губки облизывают. Вот так!» – язык высунуть изо рта, широкий кончик языка поднимать к носу, а затем опускать к подбородку.

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6– 10 раз.

Облизали зубки (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите ребенку: «А теперь обезьянки облизывают зубки. Вот так!» – рот открыт, но язык двигается внутри ротовой полости.

Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов), затем к внутренней стороне нижних зубов.

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6– 10 раз.

Чистим зубки (динамическое артикуляционное упражнение)

А теперь обезьянки решили почистить зубы. Зубных щеток у них нет, но зато они умеют это делать языком. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние резцы с внутренней стороны. Движения языком следует совершать вверх-вниз.

Движения выполняются в спокойном темпе под счет: «Раз-два, раз-два…» 6–10 раз.

Горка (динамическое артикуляционное упражнение)

А что же еще умеют обезьянки делать своим языком? Вот такую горку! Покажите ребенку, как с помощью языка можно изобразить горку, которая то вырастает, то исчезает.

Для этого надо открыть рот и упереться широким кончиком языка в основания нижних резцов. Сначала выгнуть среднюю часть языка вверх – горка появляется, затем опустить ее вниз – горка пропадает.

Все движения выполняются под счет в спокойном темпе 6–10 раз.

Катушка (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите ребенку: «А еще обезьяны умеют катать язычок во рту, как катушку. Вот смотри!» Так же, как в предыдущем упражнении, широким кончиком языка надо упереться в основания нижних резцов. Не отрывая кончика языка от зубов, «выкатить» среднюю часть язык вперед изо рта, а затем вновь убрать ее вглубь рта.

Движения выполнять под счет в спокойном темпе 6–10 раз.

Бантик (статическое артикуляционное упражнение)

А теперь обезьянки показывают бантик. Совсем как настоящий!

Чтобы показать бантик, нужно открыть рот и широким кончиком языка упереться в основания нижних резцов. Затем, как в упражнении «Катушка», выгнуть среднюю часть языка вверх и вперед.

В тот момент, когда средняя часть язык «выкатится» изо рта наружу, слегка прикусить язык верхними зубами. Оказавшаяся снаружи средняя часть языка по форме будет напоминать бантик за счет того, что согнутый пополам язык будет иметь посередине желобок. Удерживать язык в таком положении под счет нужно в течение 5–10 секунд.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

Трубочка (дыхательно-артикуляционное упражнение)

Скажите малышу: «А это трубочка». Сверните язык трубочкой и высуньте его изо рта. Для этого боковые края языка надо поднять вверх и постараться сомкнуть их. Предложите ребенку самому сделать трубочку из языка и подуть в нее.

Предложите ребенку повторить упражнение 3 раза.

Упражнения для постановки звуков [ш], [ж], [ч] и [щ]

Описание правильной артикуляции

Рот открыт. Губы выдвинуты вперед в форме рупора. Широкий кончик языка поднят и находится за верхними резцами, на уровне альвеол (бугорков за верхними зубами), но не касается их. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Язык имеет форму ковша.

Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звуков [ш] и [ж], а затем и звуков [ч] и [щ], надо научить ребенка выдвигать вперед губы, а широкий кончик языка поднимать вверх, размещая его за верхними зубами. Кроме того, надо учиться придавать языку форму ковша или чашечки.

Далее предлагаются артикуляционные упражнения, способствующие выработке данной артикуляционной позы. Выполняя их, ребенок может продолжать уже знакомую ему игру. Теперь будем предлагать веселой обезьянке конфету.

Рожицы (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как обезьянка строит рожицы. Сначала вытяните губы вперед хоботком (как при утрированном произнесении звука [у]), а затем растяните их в широкой улыбке так, что становятся видны сомкнутые зубы. Каждую артикуляционную позу удерживайте по 2–3 секунды. Предложите ребенку повторить упражнение.

Движения надо выполнять под счет: «Раз-два, раз-два…» в спокойном темпе, повторяя их 6–10 раз.

Песенка (артикуляционно-голосовое упражнение)

Скажите малышу: «Обезьянка хочет, чтобы на нее обратили внимание, – вот как она нас зовет!» Нужно открыть рот, округлив при этом губы и рупором вытянув их вперед, и произносить звук [о]. Затем молча подержать губы в таком положении 5–10 секунд.

Угощенье (прием самомассажа)

Обезьянка так старалась, что ее обязательно надо угостить. Мы дадим ей конфетку. А теперь покажем, как обезьянка ее жует. Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слог «Та-та-та» в течение 5 секунд. Затем пошлепать язык губами, произнося при этом: «Пя-пя-пя».

Нет конфетки! (статическое артикуляционное упражнение)

Обезьянка съела конфетку и показывает нам свой язычок, чтобы мы убедились в том, что во рту больше ничего нет. Покажите ребенку, как откры ть рот и положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно 5–10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

Облизали губки (динамическое артикуляционное упражнение)

Съела обезьянка конфету. Очень она ей понравилась. Стала она губки облизывать.

Нужно высунуть язык изо рта, широкий кончик языка поднимать к носу, а затем опускать к подбородку.

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6– 10 раз.

Облизали зубки (динамическое артикуляционное упражнение)

А теперь обезьянка облизывает зубки.

Вот так: рот открыт, но язык двигается внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов), затем ко внутренней стороне нижних зубов.

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6– 10 раз.

Где конфетка? (динамическое артикуляционное упражнение)

Конфетка обезьянке очень понравилась, но так быстро кончилась, что решила обезьянка поискать, не осталось ли еще кусочка во рту.

Покажите ребенку, как языком можно проводить по нёбу.

Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка не сколько раз погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно).

Движения выполняются под счет: «Раз-два, раз-два…» в спокойном темпе 6–10 раз.

Вкусная конфетка (динамическое артикуляционное упражнение)

Конфету обезьянка не нашла. Но зато заметила, что верхняя губа у нее стала сладкая, и давай ее облизывать – вот так!

Покажите ребенку, как надо облизывать верхнюю губу: открыть рот и широким кончиком языка облизать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз.

Предложите ребенку выполнить движение 5–10 раз подсчет: «Раз-два, раз-два…» в спокойном темпе.

Чашечка (статическое артикуляционное упражнение)

Захотелось обезьянке еще одну конфетку получить. Вот она и просит конфетку. Высунула язык, сложила его, как чашечку, чтобы случайно не уронить.

Покажите ребенку, как можно сложить язык «чашечкой».

Для этого надо открыть рот, высунуть изо рта язык и придать ему форму, напоминающую чашу: боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу.

Изобразите, что вы кладете ребенку в его «чашечку» конфетку.

Удерживать язык в таком положении нужно 5–10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот.

Повторить упражнение 3–5 раз.

Ах, как вкусно-1 (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу: «Чмокает обезьянка губами – ах, какая вкусная конфетка!»

5–10 раз причмокните губами.

Ах, как вкусно-2 (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу: «Цокает обезьянка языком – ах, какая вкусная конфетка!»

Приоткройте рот, присосите широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите его.

Язычок приклеился (статическое артикуляционное упражнение)

Ой, что это? У обезьянки язычок приклеился кверху! Наверное, он стал сладкий и липкий от конфетки и теперь прилип!

Предложите ребенку показать, как у обезьянки приклеился к нёбу язычок.

Для этого надо открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5–10 сек.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

Комплекс упражнений для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)
Упражнения для постановки звука [л]

Описание правильной артикуляции

Рот чуть приоткрыт. Губы в нейтральном положении. Кончик языка поднят и упирается в основания верхних резцов. Задняя часть языка (корень языка) приподнята, в результате язык по форме напоминает седло. Выдыхаемая струя воздуха направляется в стороны и выходит между нёбом и боковыми краями языка.

Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звука [л], надо научить ребенка напрягать кончик языка и плотно прижимать его к верхним зубам.

Далее предлагаются артикуляционные упражнения, способствующие выработке данной артикуляционной позы.

Помассируй язычок

Напомните ребенку, как можно выполнить самомассаж языка.

Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. Затем положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слог «Та-та-та» в течение 5–10 секунд.

Затем пошлепать язык губами, произнося при этом: «Пяпя-пя».

Лопатка (статическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как правильно положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу.

Удерживать язык в таком положении нужно 5–10 секунд.

Затем убрать язык, закрыть рот.

Если язык ребенка слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа.

Предложите ребенку повторить упражнение 3–5 раз.

Лопатка – иголочка (динамическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как язык может менять форму. Сначала положите на нижнюю губу широкий, расслабленный язык (поза «Лопатка»).

Удерживайте язык в таком положении в течение 3–5 секунд. Затем напрягите язык и, выдвинув вперед, придайте ему заостренную форму, напоминающую жало (поза «Иголочка»).

Удерживайте язык в таком положении тоже 3–5 секунд, после чего вновь расслабь те, придав форму лопатки.

Попросите ребенка повторить это упражнение несколько раз подряд, изображая то «Лопатку», расслабляя язык, то «Иголочку», напрягая его.

Качели (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как «покачать» язычок на маленьких качелях.

Для этого надо открыть рот и двигать язык внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается сначала ко внутренней стороне верхних резцов, а затем ко внутренней стороне нижних резцов.

Движения надо выполнять под счет: «Раз-два, раз-два…» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз…» в спокойном темпе 6–10 раз.

Маляр (динамическое артикуляционное упражнение)

Расскажите ребенку, как языком-«кисточкой» можно покрасить в «доме»-ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно).

Движения нужно выполнять под счет: «Раз-два, раз-два…» в спокойном темпе 6–10 раз.

Вкусное варенье (динамическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку облизать с губ воображаемое (а можно и настоящее) варенье. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполнить 5–10 движений.

Лошадка (динамическое артикуляционное упражнение)

1. Изобразите, как скачет по дороге лошадка, как она цокает копытами по асфальту или камням.

Для этого приоткройте рот, присосите широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите его. Сначала цокайте в медленном темпе, затем постепенно ускоряйте его.

Предложите ребенку «поскакать на лошадке» вместе с вами. Следите, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Выполняйте упражнение в течение 10 секунд.

2. Затем беззвучно пощелкайте кончиком языка. (Выполнять так же, как предыдущее упражнение, но без звука.)

Скажите ребенку, что теперь лошадка свернула с дороги и скачет по траве, поэт ому и звук стал намного тише. Предложите ребенку «поскакать на лошадке» вслед за вами. Сначала делайте движения языком медленно, затем ускоряйте темп.

Выполняйте упражнение в течение 10 секунд.

Индюк (динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно изобразить индюка.

Для этого приоткройте рот, слегка улыбнитесь. Производите широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загните, чтобы было удобнее поглаживать губу.

Сначала нужно производить медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышатся звуки: «Бл, бл, бл…»

Попросите ребенка тоже изобразить индюка.

Упражнение выполнять в течение 10 секунд.

Пароход (артикуляционно-голосовое упражнение)

Покажите ребенку, как гудит большой пароход, подплывая к пристани. Для этого приоткройте рот и длительно, на одном дыхании произносите звук [ы]. (Кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине ротовой полости.)

Чистим верхние зубки (динамическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку почистить верхние зубы с помощью языка.

Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить верхние резцы с внутренней стороны.

Движения языком следует совершать влево-вправо.

Движения выполнять в спокойном темпе 6–10 раз.

Поймай язычок (артикуляционно-голосовое упражнение)

Предложите ребенку поймать зубами свой язычок.

Для этого во время произнесения звука [а] надо выдвинуть изо рта широкий кончик языка и зажать – слегка прикусить его зубами.

Повторите упражнение несколько раз подряд. При постепенном ускорении темпа будет слышен звук [л].

iknigi.net

Артикуляционная гимнастика. Игры и упражнения. Детский сад №37 "Колокольчик"

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАЙКИ»

Жил на свете серый зайка

Всем кричал: «Со мной играй-ка»

Утром рано просыпался,

Чисто - чисто умывался.                    (Язычком облизывать губы)

 Открывал на окнах шторку,            (Открыть рот)

Делал влажную уборку.                   (Во рту водить языком)

Про зарядку не забыл,                      («Качели»)

Грызть морковку приступил.          (Изобразить как грызут)

 В лес отправился скорей.

Встретил много там друзей.

У пруда сидит лягушка                   («Улыбка»)

Села на язык ей мушка.

 Вот устал колючий ёж,

Гриб нашёл, не унесёшь.               («Грибочек»)

Вот хомяк спешит домой              (Надуть щёки)

Набил щёки он едой.

 Вот олень с рогами,

Цок, цок, цок ногами.                   («Лошадка»)

Он спешит, бежит рысцой.

И скорей, скорей домой.

Это друг любимый – мишка

Собирает в лесу шишки.

Ест малину, сладкий мёд

Зайку в гости он завёт.                (Жевательные движения, облизывать губы)

Зайка наш домой идёт,

Дома чай из чашки пьёт.             («Чашечка»)

Окна двери закрывает,                (Открытый рот закрыть)

И в кроватке засыпает.                 («Лопаточка»)

 

«Качели».Улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы.

«Улыбка». Удердивать губы в улябке, зубы при этом не видны.

«Грибочек». Улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке.

«Лошадка». Вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

«Чашечка».Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

присосать широкий язык к нёбу.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

37kurgan.detkin-club.ru

Артикуляционная гимнастика для языка | Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для языкаПри выполнении заданий по артикуляционной гимнастики придерживайтесь правил по ее выполнению.

Лопатка

Рот должен быть открыт. Улыбнитесь. Широкий язык при этом нужно расслабить и положить на нижнюю губу. Язык держим секунд 5. После этого язык убирается и рот закрывается перед повторением упражнения.

Полакаем, как котенок

При выполнении этого упражнения по артикуляционной гимнастике рот должен быть открыт с широкой улыбкой. Широкий язык высовывается и втягивается обратно (котенок лакает молочко). Проделывается упражнение секунд 5 – 7.

 

Иголочка

При выполнении этого упражнения рот должен быть открыт с широкой улыбкой. Напряженный, узкий и острый язычок достается изо рта и задерживается на 5 секунд. Перед повтором упражнения язык убирается и рот закрывается.

Часики (Маятник)

Улыбка с открытым ртом. Острый язык «иголка» как часовую стрелку переводить из одного уголка рта в другой.

Качели

Здесь снова нужно улыбнуться и открыть рот. Острый язык «иголка» высовывается и то поднимается в сторону носа, то опускается вниз к подбородку.

Обезьянка

Улыбка с открытым ртом. Кончик языка нужно поставить между нижней губой и нижней челюстью, удержать в таком положении на 5 секунд. Затем переместить кончик языка в положение верхней губой и верхней челюстью и тоже задержать на 5 секунд. Упражнение повторяется.

Орешки

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики – «орешки».

Лошадка

При выполнении этого упражнения рот должен быть открыт с широкой улыбкой. Нащупать языком бугорки за верхними зубами, затем сделать язык широким и присосать его к бугоркам, после чего оторвать, чтоб издать щелчок. Темп упражнения следует увеличивать со временем.

Останови лошадку

Рот, зубы и язык, находятся в спокойном состоянии вначале выполнения упражнения. Потом дуем с усилием и заставляем вибрировать губы. Должно получиться произнести на одном дыхании звуки «тпру». Старайтесь, чтобы губы вибрировали как можно дольше.

< Предыдущая Следующая >
 

info-nanny.ru

Артикуляционная гимнастика - Мои файлы - Каталог файлов

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Птенчик – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас будете его кормить.

Попросите ребенка широко открыть рот (покажите) и подержать его в таком положении несколько секунд. При этом язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Положение губ, как при произнесении звука А.

Поднесите щепоть правой руки к открытому рту ребенка, изображая, как будто что-то туда кладете или насыпаете. При этом можете прочитать рифмовку:

Ротик шире открывай – Кушай, птенчик, не зевай!

Затем уберите руку, а ребенок пусть закроет рот. Повторите упражнение не менее 3 раз.

Игра учит ребенка управлять движениями нижней челюсти, готовит его к произнесению звука А.

Трубочка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Покажите ребенку, как надо с напряжением вытянуть вперед губы, чтобы они напоминали трубочку. Попросите малыша самого повторить упражнение и держать губы в таком положении 3–5 секунд. При этом можете прочитать рифмовку:

Губки в трубочку сложи Хоботок всем покажи.

Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звука «У».

Улыбка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Широко улыбайтесь, обнажив сомкнутые зубы. Положение губ, как при произнесении звука И. Прикус естественный. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Попросите ребенка улыбнуться в ответ и держать губы в улыбке 3–5 секунд. Можете прочитать малышу рифмовку:

Улыбнись мне поскорей, Тяни губки до ушей!

 Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков И, С, З.

 

 

 

 

 

Колечко – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Скажите малышу, что умеете делать колечко вот так: открываете рот, округлив губы рупором, вытягиваете их вперед. Положение губ, как при произнесении звука О.

Спросите малыша, сумеет ли он сделать такое же колечко. Пусть малыш удержит губы в таком положении 3–5 секунд. Можете прочитать ребенку рифмовку:

Губки круглые сложи И колечко покажи.

 Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков О, Н, Ш, Ж.

Малыш – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «Уа-уа!» При этом младенец сначала вытягивает губки трубочкой, а потом широко открывает рот. Произносите звукоподражание «Уа», но беззвучно, только шевеля губами. (Таким образом вы выполните одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик».)

Попросите ребенка повторить эти движения губами.

Сменить положение губ нужно 2–5 раз подряд.

Игра вырабатывает у ребенка навык переключаемости – умение быстро переходить с одного положения губ на другое.

Веселый-грустный – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Изобразите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.

Сменить положение губ надо 2–5 раз.

Игра вырабатывает навык быстрого переключения одного положения губ на другое.

Шарик – статическое и динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Покажите ребенку, как можно надуть щеки воздухом и удерживать их в таком положении 3–5 секунд.

Если у ребенка не получается, предложите ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами. В результате воздух изнутри надует щеки. Удерживать щеки надутыми надо в течение 2–5 секунд. Покажите, как можно поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Во время выполнения упражнения произносите команды: «Шарик надувай!», «Воздух выпускай!»

Игра учит ребенка управлять движениями щек, плотно смыкать губы, готовит ребенка к произнесению звуков М, П, Б.

 

 

 

Поцелуй – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух. (При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты.) Удерживайте такую позу в течение 2–5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув.

Если у ребенка не получается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторить упражнение надо 2–5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Последите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже.

При выполнении артикуляционного упражнения прочитайте малышу рифмовку:

Губки в трубочку сложу я, Потом маму поцелую.

Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков М, П, Б.

Рыбка – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:

Ротик открывает, Что сказать, не знает!

Покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого то широко открывайте рот, то резко закрывайте его, плотно смыкая губы. В результате будет слышен звук. Постепенно наращивайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, прочитайте ему рифмовку:

Рыбка ротик открывает – Пузыри она пускает.

Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков М, П, Б.

Тигр – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте оскал – отводите губы в стороны и обнажаете зубы, говоря, что тигр, когда сердится, всегда показывает зубы.

Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить «когти».

Для этого ему нужно поднять кисти рук на уровень лица и напряженно согнуть пальцы.

Можете прочитать малышу рифмовку:

Злого тигра всякий знает – Тигр всех вокруг пугает. Игра, развивая подвижность губ, подготовит их к произнесению звуков О, Н, Ы.

 

 

 

 

Заборчик – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью зубов заборчик. Для этого надо закрыть рот, сжать зубы, а губы раздвинуть, обнажив при этом зубы. Удерживать губы в таком положении нужно в течение 3–5 секунд.

Попросите малыша повторить упражнение не менее 3 раз. Удивитесь тому, какой крепкий получился заборчик, – ведь в нем нет ни одной щелочки!

Игра развивает подвижность губ.

Лопатка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать свою лопатку. Пока ребенок удерживает в течение 3–5 секунд артикуляционную позу, прочитайте ему рифмовку:

Вот она, лопатка, – Широка да гладка.

У Игра учит ребенка расслаблять язык, готовит артикуляционный аппарат малыша к произнесению звуков С, З, Ш, Ж, Л.

Прятки – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Расскажите малышу, что язык умеет играть в прятки и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвиньте язык за нижние зубы – «язычок спрятался».

Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3–5 таких движений.

Можно заинтересовать ребенка еще одним игровым приемом. Скажите, что будете ловить язычок малыша. Поднесите ладонь ко рту ребенка, произнесите «Цап!» и покажите хватательное движение около губ ребенка, как будто хотите поймать высунутый язык малыша. В этот момент ребенок спрячет язык в рот.

Мы играем в прятки. Где ж твоя лопатка?

 Игра развивает подвижность языка, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков К, Г, С, З.

 

 

 

 

 

 

Горка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Расскажите ребенку, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка!» Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка упритесь в нижние зубы, как в упражнении «Прятки». Затем, не отрывая кончика, приподнимите среднюю часть языка и выгните ее горкой вверх. Предложите ребенку самому показать горку. Пока ребенокудерживает артикуляционную позу, прочитайте ему рифмовку:

Вот она какая,

Горочка крутая!

 Игра подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков К, Г, Ы, С, З.

Кошечка – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Расскажите малышу, что кошка лакает молоко из блюдца язычком. Покажите, как она это делает: высовываете изо рта и втягиваете обратно широкий, как лопатка, язык.

Предложите малышу изобразить кошечку, которая лакает молоко из блюдца, и совершить для этого 3–5 движений языком.

Покажите ребенку, как можно сложить ладони чашечкой, изображая блюдце или плошку, и «лакать» из нее молочко:

Полакай, как кошка, Молоко из плошки.

Игра развивает подвижность языка, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л.

Иголочка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше изо рта напряженный язык. Придавайте языку форму длинного и тонкого жала и удерживайте эту позу в течение 3–5 секунд.

Попросите малыша повторить упражнение и скажите ребенку, что его язык похож на длинную и острую иголочку. Изобразите, что хотите прикоснуться ладонью к «иголочке», но затем, не донося руки до рта малыша, отдерните ее со словами: «Ой, какая острая!» Можете прочитать рифмовку:

Вот она, иголка, – И остра, и колка.

Игра учит малыша напрягать кончик языка. Подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Т, Д, Л, Р.

 

 

 

 

 

Часики – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Высуньте изо рта длинный и тонкий, как жало, язык. Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу, что так же качается маятник у часов.

Попросите ребенка показать свои часики. Пусть он сделает 4–8 движений языком из стороны в сторону. Обязательно следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте ее рукой.

При выполнении ребенком упражнения произносите звукоподражания: «Тик-так, тик-так…», задавая темп движений.

Игра учит малыша напрягать кончик языка и управлять его движениями.

Качели – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Высуньте язык изо рта. Совершайте им движения вверх-вниз, как будто тянетесь языком то к носу, то к подбородку. Скажите малышу, что так язычок качается на качелях.

Предложите ребенку, покачать на качелях свой язычок. Пусть он сделает 4–8 движений.

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте ее рукой.

При выполнении ребенком упражнения произносите слова: «Вверх-вниз, вверх-вниз.», задавая темп движений.

Игра развивает подвижность языка, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков: К, Г, С, З, Ш, Ж.

Чистим нижние зубки – динамическое артикуляционное упражнение (с 3 лет)

Покажите ребенку, как можно языком почистить нижние зубы. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние резцы с внутренней стороны.

Движения языком следует совершать вверх-вниз под счет: «Раз-два, раз-два…», в спокойном темпе, 6-10 раз.

Попросите ребенка повторить упражнение и похвалите за то, что он хорошо почистил зубы.

 Игра учит ребенка удерживать язык за нижними зубами, готовит ребенка к произнесению звуков С, З.

 

 

 

 

 

 

Бантик – статическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

Покажите ребенку, как можно придать языку форму бантика. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Затем выгнуть среднюю часть языка вверх и вперед.

В тот момент, когда средняя часть языка «выгнется» изо рта наружу, нужно слегка прикусить язык верхними зубами. Оказавшаяся снаружи средняя часть языка по форме будет напоминать бантик за счет того, что посередине языка окажется желобок.

Удерживать язык в таком положении, под счет, нужно 5-10 секунд. Повторить упражнение 3–5 раз.

Игра учит малыша удерживать кончик языка за нижними зубами, делать желобок посередине языка, готовит ребенка к произнесению звуков С, З.

Смешные обезьянки – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что это обезьянка-мама.

Попросите малыша самого изобразить смешную обезьянку и удерживать такую позу в течение 3–5 секунд.

В следующий раз покажите обезьянку-папу: поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами. Предложите малышу повторить. Прочитайте ребенку рифмовку:

Мы покажем обезьян:

За губой у них карман,

А в кармашке – язычок

Спать улегся на бочок.

 Игра учит малыша напрягать кончик языка: чувствовать его, управлять его движениями, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков С, З, Ш, Ж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обезьянка и банан – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Расскажите малышу, что обезьяна очень любит бананы: «Вот она откусила кусочек банана и спрятала его за щеку». Кончиком языка оттопырьте правую щеку и удерживайте эту позу в течение 3–5 секунд. Предложите малышу самому изобразить, как обезьяна прячет за щекой банан.

Покажите, как обезьянка спрятала кусочек банана за другой щекой. Для этого изнутри оттопырьте языком левую щеку. Затем попросите ребенка спрятать «банан» то за одну, то за другую щеку. Скажите, что сейчас будете отгадывать, за какой щекой у него банан. При этом дотрагивайтесь до оттопыренной щеки малыша пальцем, говоря: «Здесь банан!» Можете прочитать ребенку рифмовку:

Прячут обезьяны За щекой бананы.

Игра учит малыша напрягать кончик языка: чувствовать его, управлять его движениями, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Т, Д, Л, Р.

Лошадка динамическое артикуляционное упражнение (с 2–3 лет)

Покажите малышу, как можно изобразить скачущую лошадку: приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, затем постепенно увеличивайте темп.

Предложите малышу «поскакать на лошадке» вместе с вами.

Можете согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изображая всадника, держащего в руках вожжи.

Прочитайте рифмовку:

Скачем на лошадке По дорожке гладкой!

Игра развивает подвижность языка, готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л, Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стой, лошадка! – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Скажите малышу, что пора остановить лошадку. Покажите ребенку, как конюх останавливает лошадь: закройте рот, сомкните губы и выпустите воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать. Надо на одном дыхании дуть через губы как можно дольше. В результате получится звук, похожий на «тпру».

Теперь предложите малышу остановить и свою лошадку. Прочитайте рифмовку:

Стой, моя лошадка, стой!

Прискакали мы домой!

(Остановите лошадей, произнеся: «Тпру!»)

 Игра развивает подвижность губ, готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звука «Р».

Вкусное варенье – динамическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

Предложите ребенку представить себе, что он сейчас кушал варенье и измазал в нем верхнюю губу.

Покажите малышу, как можно губу облизать. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка облизать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Движение нужно выполнить 3–6 раз.

Игра развивает подвижность языка, готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л, Р.

Чашечка – статическое артикуляционное упражнение (с 3 лет)

Покажите ребенку, как можно высунуть изо рта язык и придать ему форму чашечки. Для этого надо поднять боковые края языка и его кончик, а среднюю часть прогнуть книзу.

Предложите малышу самому сделать чашечку и удерживать язык в таком положении как можно дольше (до 10 секунд).

Сложите пальцы щепотью и поднесите их ко рту ребенка. Скажите, что это вы из чайника наливаете ему в чашечку сладкий чай.

Игра готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л.

Маляр – динамическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

Предложите малышу сделать ремонт в домике-ротике. Для этого надо открыть рот и языком-кисточкой погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно).

Пусть ребенок сделает 4–8 движений.

Игра готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л, Р.

 

 

Лопатка-иголочка – динамическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

Попросите ребенка по очереди показывать упражнения «Лопатка» и «Иголочка», удерживая язык в каждом положении в течение 3–5 секунд.

Сначала язык надо расслабить и положить на нижнюю губу (см. упражнение «Лопатка»), а затем, наоборот, напрячь и, выдвинув вперед, придать ему заостренную форму (см. упражнение «Иголочка»).

Во время выполнения ребенком артикуляционного упражнения давайте ему команды: «Лопатка, иголочка, лопатка, иголочка.»

Игра развивает подвижность языка, учит ребенка то расслаблять, то напрягать кончик языка и подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению твердого звука Л.

Грибок – статическое артикуляционное упражнение (с 3 лет)

Попросите ребенка показать грибок с помощью языка. Для этого надо широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении нужно как можно дольше (до 10 секунд). Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Попросите малыша повторить упражнение 2–3 раза.

Игра готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звука Р.

Фокус – дыхательно-артикуляционное упражнение (с 4–5 лет)

Предложите ребенку выполнить цирковой номер. Для этого надо положить на кончик носа маленький кусочек ватки, высунуть изо рта язык, придать ему форму «чашечки» и подуть на кончик носа так, чтобы ватка подлетела высоко вверх (воздушная струя при этом направляется вверх).

Если «чашечка» будет недостаточно глубокой, то воздушная струя изменит направление. В результате ватка останется лежать на носу.

Повторите упражнение 3–5 раз.

Посоревнуйтесь, чья ватка подлетит выше.

 Игра учит малыша удерживать язык в положении «чашечка», готовит к произнесению звуков Ш, Ж, Р.

 

 

 

 

 

 

 

Индюк – динамическое артикуляционно-голосовое упражнение (с 3 лет)

Покажите ребенку, как можно изобразить голос индюка. Для этого приоткройте рот, слегка улыбнитесь.

Производите широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загните, чтобы было удобнее им поглаживать.

Сначала производите медленные движения, потом увеличьте темп и добавьте голос, пока не послышатся звуки: «Бл, бл, бл…»

Попросите ребенка тоже изобразить индюка. Упражнение выполнять следует как можно дольше.

Игра учит малыша плотно прижимать широкий язык к верхней губе, готовит ребенка к произнесению твердого звука Л и звука Р.

 

zaicewa.ucoz.ru