Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику? Описание артикуляционной гимнастики


Каталог/картотека упражнений артикуляционной гимнастики

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для этого существуют различные упражнения.

Каталог упражнений

Каталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастики Каталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастики

Картотека с упражнениями артикуляционной гимнастики

1.«Улыбка»Широка Нева-река,И улыбка широка.Зубки все мои видны –От краев и до десны.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние иверхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхниеи нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»Я слегка прикрою рот,Губы – «хоботом» вперед.Далеко я их тяну,Как при долгом звуке: у-у-у.Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, ихподвижность.Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их втаком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«Домик открывается»Ротик широко открыт,Язычок спокойно спит.Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -«Домик открывается».Улыбается ребенок,Хобот вытянул слоненок.Вот зевает бегемот,Широко открыв свой рот.Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,«и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»Вот и вышел на порогЛюбопытный язычок.«Что он скачет взад-вперед?» -Удивляется народ.Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Ротостаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

6.«Лягушка»Ниже нижнюю губуОпущу я, как смогу.Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развиватьподвижность и укреплять мышцы губ.Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращаетеё на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «Зайчик»Губку верхнюю подняв,Замер зайчик, зубки сжав.Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускаяеё обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

8. «Окошко»Рот прикрою я немножко,Губы сделаю «окошком».Зубки рядышком стоятИ в окошечко глядят.Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

9. «Язык здоровается с подбородком»Просыпается язык –Долго спать он не привык.И спросил у подбородка:- Эй, какая там погодка?Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. «Язык здоровается с верхней губой»Улыбнись, не будь груба,Здравствуй, верхняя губа!Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развиватьего подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), еслиона укорочена.Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языкана верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

11. «Обезьянка»За нижнюю губку заложен язык –Из зеркала смотрит мартышкин двойник.Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой инижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

12. «Бульдог»За верхнюю губку заложен язык –Бульдог уступать никому не привык.Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой иверхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)Обезьянка и бульдог –Всем покажет язычок.Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

14. «Хомячок»Языком давить стараюсь,В щеку сильно упираюсь.Раздалась моя щека,Как мешок у хомяка.Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

15. «Кружок»Мой язык совсем не глуп –Ходит кругом возле губ.Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – поднижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по5-6 кругов в одну и другую сторону.

16. Чередование «Толстячки - худышки»Вот толстяк – надуты щекиИ, наверно, руки в боки.Вот худышка – щеки впали:Видно, есть ему не дали.Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)Шарик слева, шарик справа,Есть у нас одна забава:В щеки дуем – чередуем,То в одну, а то в другую.Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левующёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

18. «Самовар»Щеки надую и выпущу пар,И запыхчу, как большой самовар.Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

19. «Шлёпаем губами по языку»А теперь уж не зубами –Я пошлепаю губами:«У быка губа тупа,Па-па-па, па-па-па».Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:пошлёпать губами кончик языка;пошлёпать губами середину языка;пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

20. «Чашечка»Улыбаюсь, рот открыт:Там язык уже стоит.К зубкам подняты края –Вот и «чашечка» моя.Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в формечашечки.

21. «Вкусное варенье»Как будто варенье лежит на губе –Слижу его «чашечкой» в ротик себе.Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,не разрушая «чашечку».

22.«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхнейгубе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»вверху за зубами)На верхнюю губку,На верхние зубки,За зубки скачок –Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки наверхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхниезубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

23. «Фокус» («Дуем с чашечки»)Я «чашку» выведу вперед,С нее подую вверх.И теплый воздух обдаетМой носик, например.Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний крайязыка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

24 .«Не разбей чашечку»Широко открыт мой рот,Ходит «чашка» взад-вперед.Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

25. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)Зубы верхние – смотри:Чищу «чашкой» изнутри.Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатыватьподъем языка.Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхниезубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

26. «Покусаем язычок»Выдвигай свой язык,Чтоб лениться не привык.И от кончика до корняЯ кусаю все проворней.Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

27.«Кусаем боковые края языка»«Горкой» выгну язычок,Пожую ему бочок:Левый, правый, оба сразуЯ жую как по заказу.Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняяположения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

28.«Чистим зубы снаружи»Зубки верхние снаружиНам почистить очень нужно.Зубки нижние – не хуже,Тоже чистки просят дружно.Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

29.«Загоним мяч в ворота»Щек своих не надуваю,Мяч в ворота загоняю.Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик(лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Этоочень нравится детям.

30.«Лопаточка»Поперек улыбки лег –Отдыхает язычок.Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний крайязыка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

31.«Дуем на лопаточку»Дую, дую на «лопатку»,Чтоб была широкой, гладкой.Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойнолежащего на нижней губе.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка нанижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

32.«Горка» («мостик»)Улыбаюсь, рот открыт –Там язык лежит, свернувшись.В зубы нижние уткнувшись,Горку нам изобразит.Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

33.«Ветерок дует с горки»С горки дует ветерок,И несет он холодок.Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

34.«Мостик построим – мостик разрушим»Ставлю я язык «дугой»И кладу – даю покой.Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

35.«Чистим нижние зубы»(с внутренней стороны)Ходит «горка» влево – вправо,Чистит зубки очень браво.Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

36.«Катушка»Широко раскрою рот,«Горку» выведу вперед.И, назад отодвигая,Я ее не разрушаю.Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнениеповторить 8-10 раз в спокойном темпе.

37.«Жуём блинчик»Вот опять язык свернулся,В зубы нижние уткнулся.Двину чуть его вперед,Разжую его вот-вот.Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

38.«Гармошка»Присосу язык на нёбо,А теперь смотрите в оба:Ходит челюсть вверх и вниз –У нее такой круиз.Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатыватьподъем языка.Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

39 .«Маляр»Язык – как кисточка моя,И ею нёбо крашу я.Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

40. «Барабанщик»За зубами в бугорокБьёт широкий язычок.Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

41 .«Лошадка»Рот широко открываю,К нёбу язык прижимаю.Прыгает вниз язычок.И раздается щелчок.Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадкацокает копытами»).

42. «Грибок»Широко открою рот,Будто щелкну я вот-вот.Присосу язык на нёбо,Челюсть вниз – и вся учеба.Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку(уздечку).Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

43. «Кучер»Губы вместе я сведу,Через губы буду дуть.Поиграю я в игруИ скажу лошадке: «Тпру!».Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губывибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языкабудет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

44. «Парус»Улыбаюсь, рот открыт:«Парус» там уже стоит.Прислоню язык, смотрю,К зубкам верхним изнутри.Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

45.«Иголочка»Улыбаюсь: вот шутник –Узким – узким стал язык.Меж зубами, как сучок,Вылез длинный язычок.Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделатьузким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

46.«Маятник»Влево-вправо кончик ходит,Будто места не находит.Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

47.«Змейка»А у змейки язычокУзок, тонок, как сучок.Ходит-ходит взад-вперед:Как же он не устает?Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад(«жало змейки»).

48.«Индюк»Широко открыт мой рот,Язычок – назад – вперед.Лижет «чашечкой» губуИ «болбочет» на бегу.Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

49.«Качели»«Чашкой» вверхИ «горкой» внизГнется мой язык –Артист!Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий языкза нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

50.«Пароход»Вывожу язык вперед,Закушу его – и вот:«Ы» тяну – и к нам идетБелый-белый пароход.Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л»( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук«ы-ы-ы» («пароход гудит»).

7gy.ru

Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику?

Правильная речь формируется в раннем детстве. К сожалению, логопедические проблемы не редки. Предотвратить формирование неправильного произношения звуков, помочь ребенку быстрее заговорить помогает артикуляционная гимнастика, которой мама может заниматься с малышом самостоятельно.

Что это такое — артикуляционная гимнастика

Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить малыша делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.

Артикуляционный аппарат – это тонкий инструмент, и его можно и нужно настраивать на правильное звучание. В будущем это поможет ребенку без проблем научиться читать и писать. Понятно, что и социальная успешность, а значит, эмоциональная стабильность и душевный комфорт, тоже не в последнюю очередь зависят от умения правильно говорить.

Существует два вида гимнастики для развития артикуляционного аппарата:

1.    пассивная, при которой направление правильного движения речевому аппарату малыша задает взрослый;

2.    активная, при которой ребенок совершенно самостоятельно, без существенной помощи взрослого, делает упражнения.

В первом случае специалист, который занимается с ребенком, может помогать ему физически. Например, поправляя неправильное положение языка и губ либо ложкой, либо чистыми руками, либо специальным шпателем. То же может делать и мама по рекомендации логопеда.

Занятия с самыми маленькими

Не нужно ждать какого-то определенного возраста, чтобы начать первые занятия. Уже с 3-4 месяца жизни новорожденного мама должна активно общаться с ним, привлекая внимание к своей мимике во время произнесения различных звуков. В игру можно превращать и процесс одевания на прогулку, и грудничковый массаж. Читая сказки или рассказывая истории, можно произносить звуки утрированно, подчеркивая и звучание, и движения мышц лица.

С малышом постарше можно играть, привлекая его к активному участию. Имитировать игру на дудочке или гудение паровоза. Учить выражать лицом разные эмоции: вот зайчик испугался, а лисичка удивилась. Медведь рассердился, а белочка образовалась. А вот рыбка набрала в рот воду, стало невкусно – выплюнула и поморщилась. В общем, подойдет любая физическая нагрузка для мышц губ, языка и лица.

Как проводить занятия

Игровая форма – единственно приемлемая для маленьких детей. С 2-3 лет нужно начинать целенаправленные занятия с целью развития и постановки правильной артикуляции. Если какой-то звук малыш произносит неправильно, нечетко, то нужно обращать на это внимание и работать целенаправленно. Если же справиться самостоятельно не получилось и после четырехлетнего возраста некоторые звуки по-прежнему не удаются малышу, нужно привлечь к решению проблемы логопеда.

Самостоятельно проводимая артикуляционная гимнастика в домашнем формате не только допустима, но и весьма желательна. Но, конечно, нужно знать, как делать правильно артикуляционную гимнастику для детей. Чем чаще и больше мама будет заниматься с малышом, тем быстрее он заговорит, тем легче и проще будет справиться с дефектами речи. Регулярные тренировки – вот залог успеха.

Правила занятий:

•    в течение дня отрабатывать упражнения три, а лучше четыре раза;

•    продолжительность тренировки не дольше пяти минут;

•    одна тренировка – это два, максимум три полноценных упражнения;

•    если у ребенка плохое настроение или он болен, в занятиях нет смысла, их нужно перенести;

•    начинать занятия с простых упражнений, постепенно усложнять их;

•    на каждом занятии можно осваивать только одно новое упражнение, все остальные должны быть известны, их просто закрепляем.

Проводятся занятия в спокойной обстановке. Малышу лучше сидеть, расслабившись, но концентрируя внимание на лице мамы. А ей, в свою очередь, нужно подбадривать кроху, даже если у него что-то не получается, и обязательно говорить, какой он молодец. Очень хорошо, если малыш будет видеть свое лицо в зеркале. Так он сможет наблюдать за работой мышц и лучше понимать, что от него требуется.

Артикуляционная гимнастика направлена на решение трех основных задач:

1.    развить подвижность языка;

2.    развить подвижность губ;

3.    закрепить навык удерживания нижней челюсти в правильном положении.

Язык должен легко принимать нужную форму и положение во рту: становиться уже или шире, полностью помещаться за зубами, подтягиваться к глотке. Губы должны округляться, создавать щель, вытягиваться вперед, растягиваться в стороны. На тренировку этих умений и направлены самые простые упражнения.

Если мама решила заниматься с малышом сама, для профилактики нарушений речи или развития артикуляционного аппарата, то важно понимать последовательность работы. С ребенком, у которого речи нет или она невнятная, нужно вначале заняться статическими упражнениями, и только потом переходить к динамическим:

•    статические упражнения – это фиксация мышцы в определенном состоянии в течение 7-10 секунд. Например, вытягивание языка в трубочку, создание «чашечки»;

•    динамические упражнения – это активное движение языком или губами в определенном ритме (7-8 движений сразу). Например, облизать губы, показать «часы».

Обязательно посмотрите, как практикующим специалистом проводится артикуляционная гимнастика для детей. Фото, фиксирующие статические упражнения, помогут понять правильное положение языка и губ.

Самые простые упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Для правильного развития речевого аппарата в начале тренировок не нужно делать ничего особенного. Все упражнения очень просты и понятны.

Повторять каждое упражнение нужно по 6-7 раз. Ежедневные короткие тренировки полезнее, чем продолжительные, но редкие.

1.    Показать, как вокруг жарко – открыть рот как можно шире. Смокнуть губы – стало холодно.

2.    «Пожалеть» зубки: погладить их язычком из стороны в сторону.

3.    Показать «заборчик»: обнажить зубы с напряжением, оскалиться.

4.    Покатать «шарик» во рту: надувать щеки, затем сдувать.

5.    «Съесть» варенье, которым предположительно обмазано лицо. Язычок должен дотронуться до обеих щек, потянуться к носу, подбородку.

6.    Имитация барабанной дроби, но не пальцами по столу, а язычком по верхним губам.

7.    Имитация движений язычка у кошки, вылизывающей свою миску.

8.    «Слоник пьет водичку»: вытянуть губы далеко вперед, представляя, что это хобот слоника, и «набрать водичку», (прихлебывать и причмокивать).

9.    «Лошадка»: она фыркает, гарцует (поцокать язычком).

10.    «Где орешек»: языком упираться поочередно в щеки, как будто во рту спрятан грецкий орех. Делать упражнение с максимальным напряжением языка и щек.

11.    «Чашечка»: высунуть язычок, прогнут его в форме чашечки.

12.    Свернуть язычок в трубочку.

13.    «Показать часики»: подвигать язычком от одного уголка рта к другому, имитируя движения маятника.

14.    Показать «бублик», округлив губы.

15.    Погудеть, как пароход и паровоз: тянуть звуки «Ы», «У» как можно дольше.

Трудно переоценить то значение, которое имеет даже такая простая и понятная артикуляционная гимнастика для детей. Описание, как и выполнение, несложное, освоить его может любая мама. Мышцы при регулярных занятиях быстро укрепятся, а двигательные навыки закрепятся.

Самые эффективные упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Более сложные упражнения направлены на решение конкретных задач. Комплекс нужно подбирать так, чтобы формировались нужные артикуляционные процессы, вырабатывалось определенное положение языка и губ. Обязательно посмотрите, как проводится артикуляционная гимнастика для детей. Видео, которые можно найти в свободном доступе, помогут избежать досадных ошибок и действительно помочь своему ребенку.

Укрепляем губы

Развить мышцы губ поможет чередование статических упражнений, которые освоены в блоке самых простых: «Трубочка», «Бублик», «Заборчик», «Слоник». Усложняем работу, последовательно чередуя все эти упражнение, делаем 3-4 цикла.

Для развития подвижности губ осваиваем несколько упражнений:

1.    «Любопытный пятачок»: вытянуть губы и двигать ими в разные стороны, потом по кругу, как будто поросенок обнюхивает воздух.

2.    «Кусака»: покусывать губы (нижнюю и верхнюю) зубками, делать почесывающие движения.

3.    Чередовать вытягивание губ-трубочек и улыбку-заборчик.

4.    «Рыбка»: имитировать движение губ рыбы, легко схлопывая верхнюю и нижнюю губу.

5.    Ухватить пальцами одной руки носогубную складку в области верхней губы, а другой рукой захватить нижнюю губу и растягивать их вертикально.

6.    «Утка»: большие пальцы поставить под нижнюю губу, остальные расположить над верхней, губы вытянуть и массировать, пытаясь придать характерную форму утиного клюва.

7.    Сильно втягивая щеки, резко раскрывать рот. Должен раздаться звук, похожий на «поцелуй».

8.    Фыркать, как лошадь, создавая вибрацию губ с помощью воздушной струи на выдохе.

Очень хорошо укрепляет губы статичное упражнение: надуть щеки изо всех сил и удерживать такое положение как можно дольше. Можно взять в губы карандаш и рисовать в воздухе фигуры или буквы. Или зажать губами салфетку и не давать ее, когда мама тянет за кончик.

Укрепляем язык

1.    «Грибочек»: нужно сделать так, чтобы язычок присосался к небу, и удерживать такое положение в течение нескольких секунд.

2.    «Злая кошка»: изогнуть середину языка горочкой, чтобы кончик уперся в центр нижнего ряда зубов.

3.    «Жало осы»: сузить язык, чтобы он стал похож на тонкое осиное жало, и вытянуть его вперед.

Развиваем нижнюю челюсть

От подвижности нижней челюсти во многом зависит, будет ли ребенок правильно артикулировать шипящие звуки. Самое простое, что можно сделать, – это делать жевательные движения с сомкнутыми губами. Эффективны следующие упражнения.

1.    «Птенчик боится»: широко раскрыть рот, оставляя язык спокойно лежать – «сидеть в гнездышке». Уголки губ должны опуститься вниз. Затем закрыть рот. Повторить 5-7 раз, не теряя ритма.

2.    «Обезьянка дразнится»: максимально опускать вниз челюсть, одновременно высовывая язык и пытаясь дотронуться им до подбородка.

3.    «Акула дышит»: считаем до семи. Каждый счет – одно плавное, острожное, медленное движение. Опустить челюсть (раз), повести ее вправо (два), вернуть на место в нижнем положении (три), повести челюсть влево (четыре), снова вернуть в опущенное центральное положение (пять), выдвинуть вперед (шесть), вернуть в исходное естественное состояние (семь).

Начиная с трехлетнего возраста ребенка нужно вывести на уровень осознанного выполнения упражнений. Мама должна объяснить, что занятия важны, и научить малыша контролировать процесс, то есть стараться выполнять все правильно, сравнивая свои действия и мамины в зеркале. Упражнение усвоено, если выполняется безукоризненно, без подсказок и поправок.

Источник: zhenskoe-mnenie.ru

women-madam.ru

Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику?

Правильная речь формируется в раннем детстве. К сожалению, логопедические проблемы не редки. Предотвратить формирование неправильного произношения звуков, помочь ребенку быстрее заговорить помогает артикуляционная гимнастика, которой мама может заниматься с малышом самостоятельно.

Что это такое — артикуляционная гимнастика

Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить малыша делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.

Артикуляционный аппарат – это тонкий инструмент, и его можно и нужно настраивать на правильное звучание. В будущем это поможет ребенку без проблем научиться читать и писать. Понятно, что и социальная успешность, а значит, эмоциональная стабильность и душевный комфорт, тоже не в последнюю очередь зависят от умения правильно говорить.

Существует два вида гимнастики для развития артикуляционного аппарата:

1.    пассивная, при которой направление правильного движения речевому аппарату малыша задает взрослый;

2.    активная, при которой ребенок совершенно самостоятельно, без существенной помощи взрослого, делает упражнения.

В первом случае специалист, который занимается с ребенком, может помогать ему физически. Например, поправляя неправильное положение языка и губ либо ложкой, либо чистыми руками, либо специальным шпателем. То же может делать и мама по рекомендации логопеда.

Занятия с самыми маленькими

Не нужно ждать какого-то определенного возраста, чтобы начать первые занятия. Уже с 3-4 месяца жизни новорожденного мама должна активно общаться с ним, привлекая внимание к своей мимике во время произнесения различных звуков. В игру можно превращать и процесс одевания на прогулку, и грудничковый массаж. Читая сказки или рассказывая истории, можно произносить звуки утрированно, подчеркивая и звучание, и движения мышц лица.

С малышом постарше можно играть, привлекая его к активному участию. Имитировать игру на дудочке или гудение паровоза. Учить выражать лицом разные эмоции: вот зайчик испугался, а лисичка удивилась. Медведь рассердился, а белочка образовалась. А вот рыбка набрала в рот воду, стало невкусно – выплюнула и поморщилась. В общем, подойдет любая физическая нагрузка для мышц губ, языка и лица.

Как проводить занятия

Игровая форма – единственно приемлемая для маленьких детей. С 2-3 лет нужно начинать целенаправленные занятия с целью развития и постановки правильной артикуляции. Если какой-то звук малыш произносит неправильно, нечетко, то нужно обращать на это внимание и работать целенаправленно. Если же справиться самостоятельно не получилось и после четырехлетнего возраста некоторые звуки по-прежнему не удаются малышу, нужно привлечь к решению проблемы логопеда.

Самостоятельно проводимая артикуляционная гимнастика в домашнем формате не только допустима, но и весьма желательна. Но, конечно, нужно знать, как делать правильно артикуляционную гимнастику для детей. Чем чаще и больше мама будет заниматься с малышом, тем быстрее он заговорит, тем легче и проще будет справиться с дефектами речи. Регулярные тренировки – вот залог успеха.

Правила занятий:

•    в течение дня отрабатывать упражнения три, а лучше четыре раза;

•    продолжительность тренировки не дольше пяти минут;

•    одна тренировка – это два, максимум три полноценных упражнения;

•    если у ребенка плохое настроение или он болен, в занятиях нет смысла, их нужно перенести;

•    начинать занятия с простых упражнений, постепенно усложнять их;

•    на каждом занятии можно осваивать только одно новое упражнение, все остальные должны быть известны, их просто закрепляем.

Проводятся занятия в спокойной обстановке. Малышу лучше сидеть, расслабившись, но концентрируя внимание на лице мамы. А ей, в свою очередь, нужно подбадривать кроху, даже если у него что-то не получается, и обязательно говорить, какой он молодец. Очень хорошо, если малыш будет видеть свое лицо в зеркале. Так он сможет наблюдать за работой мышц и лучше понимать, что от него требуется.

Артикуляционная гимнастика направлена на решение трех основных задач:

1.    развить подвижность языка;

2.    развить подвижность губ;

3.    закрепить навык удерживания нижней челюсти в правильном положении.

Язык должен легко принимать нужную форму и положение во рту: становиться уже или шире, полностью помещаться за зубами, подтягиваться к глотке. Губы должны округляться, создавать щель, вытягиваться вперед, растягиваться в стороны. На тренировку этих умений и направлены самые простые упражнения.

Если мама решила заниматься с малышом сама, для профилактики нарушений речи или развития артикуляционного аппарата, то важно понимать последовательность работы. С ребенком, у которого речи нет или она невнятная, нужно вначале заняться статическими упражнениями, и только потом переходить к динамическим:

•    статические упражнения – это фиксация мышцы в определенном состоянии в течение 7-10 секунд. Например, вытягивание языка в трубочку, создание «чашечки»;

•    динамические упражнения – это активное движение языком или губами в определенном ритме (7-8 движений сразу). Например, облизать губы, показать «часы».

Обязательно посмотрите, как практикующим специалистом проводится артикуляционная гимнастика для детей. Фото, фиксирующие статические упражнения, помогут понять правильное положение языка и губ.

Самые простые упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Для правильного развития речевого аппарата в начале тренировок не нужно делать ничего особенного. Все упражнения очень просты и понятны.

Повторять каждое упражнение нужно по 6-7 раз. Ежедневные короткие тренировки полезнее, чем продолжительные, но редкие.

1.    Показать, как вокруг жарко – открыть рот как можно шире. Смокнуть губы – стало холодно.

2.    «Пожалеть» зубки: погладить их язычком из стороны в сторону.

3.    Показать «заборчик»: обнажить зубы с напряжением, оскалиться.

4.    Покатать «шарик» во рту: надувать щеки, затем сдувать.

5.    «Съесть» варенье, которым предположительно обмазано лицо. Язычок должен дотронуться до обеих щек, потянуться к носу, подбородку.

6.    Имитация барабанной дроби, но не пальцами по столу, а язычком по верхним губам.

7.    Имитация движений язычка у кошки, вылизывающей свою миску.

8.    «Слоник пьет водичку»: вытянуть губы далеко вперед, представляя, что это хобот слоника, и «набрать водичку», (прихлебывать и причмокивать).

9.    «Лошадка»: она фыркает, гарцует (поцокать язычком).

10.    «Где орешек»: языком упираться поочередно в щеки, как будто во рту спрятан грецкий орех. Делать упражнение с максимальным напряжением языка и щек.

11.    «Чашечка»: высунуть язычок, прогнут его в форме чашечки.

12.    Свернуть язычок в трубочку.

13.    «Показать часики»: подвигать язычком от одного уголка рта к другому, имитируя движения маятника.

14.    Показать «бублик», округлив губы.

15.    Погудеть, как пароход и паровоз: тянуть звуки «Ы», «У» как можно дольше.

Трудно переоценить то значение, которое имеет даже такая простая и понятная артикуляционная гимнастика для детей. Описание, как и выполнение, несложное, освоить его может любая мама. Мышцы при регулярных занятиях быстро укрепятся, а двигательные навыки закрепятся.

Самые эффективные упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Более сложные упражнения направлены на решение конкретных задач. Комплекс нужно подбирать так, чтобы формировались нужные артикуляционные процессы, вырабатывалось определенное положение языка и губ. Обязательно посмотрите, как проводится артикуляционная гимнастика для детей. Видео, которые можно найти в свободном доступе, помогут избежать досадных ошибок и действительно помочь своему ребенку.

Укрепляем губы

Развить мышцы губ поможет чередование статических упражнений, которые освоены в блоке самых простых: «Трубочка», «Бублик», «Заборчик», «Слоник». Усложняем работу, последовательно чередуя все эти упражнение, делаем 3-4 цикла.

Для развития подвижности губ осваиваем несколько упражнений:

1.    «Любопытный пятачок»: вытянуть губы и двигать ими в разные стороны, потом по кругу, как будто поросенок обнюхивает воздух.

2.    «Кусака»: покусывать губы (нижнюю и верхнюю) зубками, делать почесывающие движения.

3.    Чередовать вытягивание губ-трубочек и улыбку-заборчик.

4.    «Рыбка»: имитировать движение губ рыбы, легко схлопывая верхнюю и нижнюю губу.

5.    Ухватить пальцами одной руки носогубную складку в области верхней губы, а другой рукой захватить нижнюю губу и растягивать их вертикально.

6.    «Утка»: большие пальцы поставить под нижнюю губу, остальные расположить над верхней, губы вытянуть и массировать, пытаясь придать характерную форму утиного клюва.

7.    Сильно втягивая щеки, резко раскрывать рот. Должен раздаться звук, похожий на «поцелуй».

8.    Фыркать, как лошадь, создавая вибрацию губ с помощью воздушной струи на выдохе.

Очень хорошо укрепляет губы статичное упражнение: надуть щеки изо всех сил и удерживать такое положение как можно дольше. Можно взять в губы карандаш и рисовать в воздухе фигуры или буквы. Или зажать губами салфетку и не давать ее, когда мама тянет за кончик.

Укрепляем язык

1.    «Грибочек»: нужно сделать так, чтобы язычок присосался к небу, и удерживать такое положение в течение нескольких секунд.

2.    «Злая кошка»: изогнуть середину языка горочкой, чтобы кончик уперся в центр нижнего ряда зубов.

3.    «Жало осы»: сузить язык, чтобы он стал похож на тонкое осиное жало, и вытянуть его вперед.

Развиваем нижнюю челюсть

От подвижности нижней челюсти во многом зависит, будет ли ребенок правильно артикулировать шипящие звуки. Самое простое, что можно сделать, – это делать жевательные движения с сомкнутыми губами. Эффективны следующие упражнения.

1.    «Птенчик боится»: широко раскрыть рот, оставляя язык спокойно лежать – «сидеть в гнездышке». Уголки губ должны опуститься вниз. Затем закрыть рот. Повторить 5-7 раз, не теряя ритма.

2.    «Обезьянка дразнится»: максимально опускать вниз челюсть, одновременно высовывая язык и пытаясь дотронуться им до подбородка.

3.    «Акула дышит»: считаем до семи. Каждый счет – одно плавное, острожное, медленное движение. Опустить челюсть (раз), повести ее вправо (два), вернуть на место в нижнем положении (три), повести челюсть влево (четыре), снова вернуть в опущенное центральное положение (пять), выдвинуть вперед (шесть), вернуть в исходное естественное состояние (семь).

Начиная с трехлетнего возраста ребенка нужно вывести на уровень осознанного выполнения упражнений. Мама должна объяснить, что занятия важны, и научить малыша контролировать процесс, то есть стараться выполнять все правильно, сравнивая свои действия и мамины в зеркале. Упражнение усвоено, если выполняется безукоризненно, без подсказок и поправок.

Источник: zhenskoe-mnenie.ru

zhenskie-razgovory.ru

Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики

Система артикуляционных упражнений. Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.  Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.  

Советы родителям. Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

7. Важно сформировать у ребенка мотивацию к занятиям артикуляционной гимнастикой, ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, однако необходимо постоянно стимулировать. Например, рассказать ребенку, что герой любимого мультфильма только  покажет ребенку новую серию только в том случае, если ребенок выполнит упражнения. Если у ребенка долго не получалось выполнить то или иное упражнение и вот, наконец, получилось, можно купить торт и отпраздновать это событие.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

  1. Позевывание.
  2. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
  3. Полоскание горла.
  4. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
  5. Покашливание.
  6. В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки. 

Упражнения для нижней челюсти.

  1. Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
  2. Жевательные движения.
  3. Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек.

  1. Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
  2. Перегонка воды из одной щеки в другую.
  3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для губ.

  1. Улыбнуться, не обнажая зубы.
  2. «Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
  3. «Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.
  4. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
  5. «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
  6. «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.
  7. Вибрация губ (фырканье лошади).
  8. «Трубач». Из положения «трубочка» - движения губ влево-вправо.
  9. Чмоканье.
  10. Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.
  11. Выплевывание губами семечек, риса, гороха.

Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).

  1. «Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
  2. «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
  3. Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.
  4. «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
  5. Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
  6. Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.
  7. Слизывание капель сладкой воды кончиком  языка с вогнутой поверхности ложек.
  8. «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.
  9. Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.
  10. Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.
  11. «Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
  12. Вылизывание тарелок всей поверхностью языка.
  13. «Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.  
  14. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
  15. «Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
  16. «Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
  17. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
  18. «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д».

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

 (выполняются с закрытым ртом).

  1. Опускание головы вниз.
  2. Запрокидывание головы назад.
  3. Поворот головы вправо-влево.
  4. Наклоны головы вправо-влево.
  5. Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
  6. Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

При подготовке материалов использовалась литература:

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практическое пособие. – М., 2005.
  2. Волосовец Т.В., Агаева В.Е. Логопедическая работа при ринолалии/Логопедия: методические традиции и новаторство./Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. – М.,2003.
  3. Косинова М.К. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2004.
  4. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.
  5. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.

 

 

 

logomag.ru

➤ Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику?

Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику?

Правильная речь формируется в раннем детстве. К сожалению, логопедические проблемы не редки. Предотвратить формирование неправильного произношения звуков, помочь ребенку быстрее заговорить помогает артикуляционная гимнастика, которой мама может заниматься с малышом самостоятельно.

Что это такое — артикуляционная гимнастика

Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить малыша делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.

Артикуляционный аппарат – это тонкий инструмент, и его можно и нужно настраивать на правильное звучание. В будущем это поможет ребенку без проблем научиться читать и писать. Понятно, что и социальная успешность, а значит, эмоциональная стабильность и душевный комфорт, тоже не в последнюю очередь зависят от умения правильно говорить.

Существует два вида гимнастики для развития артикуляционного аппарата:

1.    пассивная, при которой направление правильного движения речевому аппарату малыша задает взрослый;

2.    активная, при которой ребенок совершенно самостоятельно, без существенной помощи взрослого, делает упражнения.

В первом случае специалист, который занимается с ребенком, может помогать ему физически. Например, поправляя неправильное положение языка и губ либо ложкой, либо чистыми руками, либо специальным шпателем. То же может делать и мама по рекомендации логопеда.

Занятия с самыми маленькими

Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику?

Не нужно ждать какого-то определенного возраста, чтобы начать первые занятия. Уже с 3-4 месяца жизни новорожденного мама должна активно общаться с ним, привлекая внимание к своей мимике во время произнесения различных звуков. В игру можно превращать и процесс одевания на прогулку, и грудничковый массаж. Читая сказки или рассказывая истории, можно произносить звуки утрированно, подчеркивая и звучание, и движения мышц лица.

С малышом постарше можно играть, привлекая его к активному участию. Имитировать игру на дудочке или гудение паровоза. Учить выражать лицом разные эмоции: вот зайчик испугался, а лисичка удивилась. Медведь рассердился, а белочка образовалась. А вот рыбка набрала в рот воду, стало невкусно – выплюнула и поморщилась. В общем, подойдет любая физическая нагрузка для мышц губ, языка и лица.

Как проводить занятия

Игровая форма – единственно приемлемая для маленьких детей. С 2-3 лет нужно начинать целенаправленные занятия с целью развития и постановки правильной артикуляции. Если какой-то звук малыш произносит неправильно, нечетко, то нужно обращать на это внимание и работать целенаправленно. Если же справиться самостоятельно не получилось и после четырехлетнего возраста некоторые звуки по-прежнему не удаются малышу, нужно привлечь к решению проблемы логопеда.

Самостоятельно проводимая артикуляционная гимнастика в домашнем формате не только допустима, но и весьма желательна. Но, конечно, нужно знать, как делать правильно артикуляционную гимнастику для детей. Чем чаще и больше мама будет заниматься с малышом, тем быстрее он заговорит, тем легче и проще будет справиться с дефектами речи. Регулярные тренировки – вот залог успеха.

Правила занятий:

•    в течение дня отрабатывать упражнения три, а лучше четыре раза;

•    продолжительность тренировки не дольше пяти минут;

•    одна тренировка – это два, максимум три полноценных упражнения;

•    если у ребенка плохое настроение или он болен, в занятиях нет смысла, их нужно перенести;

•    начинать занятия с простых упражнений, постепенно усложнять их;

•    на каждом занятии можно осваивать только одно новое упражнение, все остальные должны быть известны, их просто закрепляем.

Проводятся занятия в спокойной обстановке. Малышу лучше сидеть, расслабившись, но концентрируя внимание на лице мамы. А ей, в свою очередь, нужно подбадривать кроху, даже если у него что-то не получается, и обязательно говорить, какой он молодец. Очень хорошо, если малыш будет видеть свое лицо в зеркале. Так он сможет наблюдать за работой мышц и лучше понимать, что от него требуется.

Артикуляционная гимнастика направлена на решение трех основных задач:

1.    развить подвижность языка;

2.    развить подвижность губ;

3.    закрепить навык удерживания нижней челюсти в правильном положении.

Язык должен легко принимать нужную форму и положение во рту: становиться уже или шире, полностью помещаться за зубами, подтягиваться к глотке. Губы должны округляться, создавать щель, вытягиваться вперед, растягиваться в стороны. На тренировку этих умений и направлены самые простые упражнения.

Если мама решила заниматься с малышом сама, для профилактики нарушений речи или развития артикуляционного аппарата, то важно понимать последовательность работы. С ребенком, у которого речи нет или она невнятная, нужно вначале заняться статическими упражнениями, и только потом переходить к динамическим:

•    статические упражнения – это фиксация мышцы в определенном состоянии в течение 7-10 секунд. Например, вытягивание языка в трубочку, создание «чашечки»;

•    динамические упражнения – это активное движение языком или губами в определенном ритме (7-8 движений сразу). Например, облизать губы, показать «часы».

Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику?

Обязательно посмотрите, как практикующим специалистом проводится артикуляционная гимнастика для детей. Фото, фиксирующие статические упражнения, помогут понять правильное положение языка и губ.

Самые простые упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Для правильного развития речевого аппарата в начале тренировок не нужно делать ничего особенного. Все упражнения очень просты и понятны.

Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику?

Повторять каждое упражнение нужно по 6-7 раз. Ежедневные короткие тренировки полезнее, чем продолжительные, но редкие.

1.    Показать, как вокруг жарко – открыть рот как можно шире. Смокнуть губы – стало холодно.

2.    «Пожалеть» зубки: погладить их язычком из стороны в сторону.

3.    Показать «заборчик»: обнажить зубы с напряжением, оскалиться.

4.    Покатать «шарик» во рту: надувать щеки, затем сдувать.

5.    «Съесть» варенье, которым предположительно обмазано лицо. Язычок должен дотронуться до обеих щек, потянуться к носу, подбородку.

6.    Имитация барабанной дроби, но не пальцами по столу, а язычком по верхним губам.

7.    Имитация движений язычка у кошки, вылизывающей свою миску.

8.    «Слоник пьет водичку»: вытянуть губы далеко вперед, представляя, что это хобот слоника, и «набрать водичку», (прихлебывать и причмокивать).

9.    «Лошадка»: она фыркает, гарцует (поцокать язычком).

10.    «Где орешек»: языком упираться поочередно в щеки, как будто во рту спрятан грецкий орех. Делать упражнение с максимальным напряжением языка и щек.

11.    «Чашечка»: высунуть язычок, прогнут его в форме чашечки.

12.    Свернуть язычок в трубочку.

13.    «Показать часики»: подвигать язычком от одного уголка рта к другому, имитируя движения маятника.

Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику?

14.    Показать «бублик», округлив губы.

15.    Погудеть, как пароход и паровоз: тянуть звуки «Ы», «У» как можно дольше.

Трудно переоценить то значение, которое имеет даже такая простая и понятная артикуляционная гимнастика для детей. Описание, как и выполнение, несложное, освоить его может любая мама. Мышцы при регулярных занятиях быстро укрепятся, а двигательные навыки закрепятся.

Самые эффективные упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Более сложные упражнения направлены на решение конкретных задач. Комплекс нужно подбирать так, чтобы формировались нужные артикуляционные процессы, вырабатывалось определенное положение языка и губ. Обязательно посмотрите, как проводится артикуляционная гимнастика для детей. Видео, которые можно найти в свободном доступе, помогут избежать досадных ошибок и действительно помочь своему ребенку.

Укрепляем губы

Развить мышцы губ поможет чередование статических упражнений, которые освоены в блоке самых простых: «Трубочка», «Бублик», «Заборчик», «Слоник». Усложняем работу, последовательно чередуя все эти упражнение, делаем 3-4 цикла.

Для развития подвижности губ осваиваем несколько упражнений:

1.    «Любопытный пятачок»: вытянуть губы и двигать ими в разные стороны, потом по кругу, как будто поросенок обнюхивает воздух.

2.    «Кусака»: покусывать губы (нижнюю и верхнюю) зубками, делать почесывающие движения.

3.    Чередовать вытягивание губ-трубочек и улыбку-заборчик.

4.    «Рыбка»: имитировать движение губ рыбы, легко схлопывая верхнюю и нижнюю губу.

5.    Ухватить пальцами одной руки носогубную складку в области верхней губы, а другой рукой захватить нижнюю губу и растягивать их вертикально.

6.    «Утка»: большие пальцы поставить под нижнюю губу, остальные расположить над верхней, губы вытянуть и массировать, пытаясь придать характерную форму утиного клюва.

7.    Сильно втягивая щеки, резко раскрывать рот. Должен раздаться звук, похожий на «поцелуй».

8.    Фыркать, как лошадь, создавая вибрацию губ с помощью воздушной струи на выдохе.

Очень хорошо укрепляет губы статичное упражнение: надуть щеки изо всех сил и удерживать такое положение как можно дольше. Можно взять в губы карандаш и рисовать в воздухе фигуры или буквы. Или зажать губами салфетку и не давать ее, когда мама тянет за кончик.

Укрепляем язык

1.    «Грибочек»: нужно сделать так, чтобы язычок присосался к небу, и удерживать такое положение в течение нескольких секунд.

Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику?

2.    «Злая кошка»: изогнуть середину языка горочкой, чтобы кончик уперся в центр нижнего ряда зубов.

3.    «Жало осы»: сузить язык, чтобы он стал похож на тонкое осиное жало, и вытянуть его вперед.

Развиваем нижнюю челюсть

От подвижности нижней челюсти во многом зависит, будет ли ребенок правильно артикулировать шипящие звуки. Самое простое, что можно сделать, – это делать жевательные движения с сомкнутыми губами. Эффективны следующие упражнения.

1.    «Птенчик боится»: широко раскрыть рот, оставляя язык спокойно лежать – «сидеть в гнездышке». Уголки губ должны опуститься вниз. Затем закрыть рот. Повторить 5-7 раз, не теряя ритма.

2.    «Обезьянка дразнится»: максимально опускать вниз челюсть, одновременно высовывая язык и пытаясь дотронуться им до подбородка.

3.    «Акула дышит»: считаем до семи. Каждый счет – одно плавное, острожное, медленное движение. Опустить челюсть (раз), повести ее вправо (два), вернуть на место в нижнем положении (три), повести челюсть влево (четыре), снова вернуть в опущенное центральное положение (пять), выдвинуть вперед (шесть), вернуть в исходное естественное состояние (семь).

Начиная с трехлетнего возраста ребенка нужно вывести на уровень осознанного выполнения упражнений. Мама должна объяснить, что занятия важны, и научить малыша контролировать процесс, то есть стараться выполнять все правильно, сравнивая свои действия и мамины в зеркале. Упражнение усвоено, если выполняется безукоризненно, без подсказок и поправок.

Источник: zhenskoe-mnenie.ru

jenskiijurnal.ru

Обзорное описание комплексов артикуляционной гимнастики для родителей

ОБЗОРНОЕ ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКСОВ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в тетрадь для домашних заданий)

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков С-СЬ-З-ЗЬ.

1. Упражнения для губ: Улыбочка. Трубочка. Хоботок.

2. Накажем непослушный язычок положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»)

3. Кошка сердится (кончиком языка упереться в нижние зубы, выгнуть язык горкой. Кончик языка при этом не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается)

4. Чистим нижние зубы (Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается)

5. Качели (Поочерёдно упираться то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

6. Посчитай нижние зубы (Кончиком языка упираться по очереди в каждый зуб с внутренней стороны)

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч.

1. Упражнения для губ: Улыбочка. Трубочка. Хоботок.

2. Накажем непослушный язычок (положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»)

3. Чашечка (Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы)

4. Лошадка (. Пощёлкать кончиком языка. Рот при этом открыт, а нижняя челюсть при этом не двигается)

5. Маляр (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

6. Вкусное варенье (Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы)

7. Грибок (Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Губы в улыбке)

8. Гармошка (Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот).

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков Л-ЛЬ

1. Упражнения для губ: Улыбочка. Трубочка. Хоботок.

2. Накажем непослушный язычок (положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»)

3. Лопаточка (Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. Нижняя губа не должна напрягаться и натягиваться на нижние зубы)

4. Вкусное варенье (Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы)

5. Качели (Поочерёдно упираться то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

6. Индюшата (Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп убыстрять, добавляя голос, чтобы слышалось «бл-бл»)

7. Маляр (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

8. Чистим верхние зубы (Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается)

9. Посчитай верхние зубы (Кончиком языка упираться по очереди в каждый зуб с внутренней стороны)

10. Поймай звук Л (Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л).

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков Р-РЬ

1. Упражнения для губ: Улыбочка. Трубочка. Хоботок.

2. Качели (Поочерёдно упираться то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

3. Маляр (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

4. Чистим верхние зубы (Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается)

5. . Посчитай верхние зубы (Кончиком языка упираться по очереди в каждый зуб с внутренней стороны)

6. Лошадка (. Пощёлкать кончиком языка. Рот при этом открыт, а нижняя челюсть при этом не двигается)

7. Грибок (Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Губы в улыбке)

8. Гармошка (Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот).

9. Индюшата (Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп убыстрять, добавляя голос, чтобы слышалось «бл-бл»)

10. Дятел (Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при этом упирается в верхние зубы, рот не закрывать.)

multiurok.ru