Выполнение элементов гимнастики. Основные элементы гимнастики


I. Шпагат | Первые шаги/Основные (базовые) элементы

Существует несколько видов шпагатов: правый, левый, поперечный и вертикальный. Вертикальный - это уже более сложный элемент и здесь кроме растяжки ещё нужно уметь держать равновесие на одной ноге. Растяжка имеет очень большое значение для будущей гимнастки. Поэтому элементу нужно уделять много внимания, особенно правильности его исполнения. Перед тем как делать элементы на растяжку или гибкость, нужно сперва "разогреть" ребёнка. Немного попрыгать, побегать с ним, поделать приседания, походить на корточках (как уточки), чтобы мышцы ребёнка были эластичные и легче поддавались растяжке. Запомните - никогда не тяните не разогретого ("холодного") ребёнка, кроме боли вы ещё можете и повредить связки малышу. Ничего не делайте резко, только плавными движениями и пружиня по несколько раз.

Существует несколько способов растяжки для шпагата:

1.       Ставите ребёнка на коленки спиной к вам. Он обхватывает руками вас за ноги. Далее одну ногу малыш поднимает, вы берёте её руками (можно под колено, можно и за стопу взять) и тянете на себя. Следите обязательно за тем, чтобы "тазовые косточки" были на одной линии (не перекошенные). Делайте по 15-20 пружин каждой ноги (смотрите, конечно, по ребёнку - можно делать и по 5 пружинок и через 5 минут повторить). Не забывайте тянуть обе ножки, иначе ребёнок будет однобоко растянутым.

1.       Если у вас есть шведская стенка - то одну ногу ребёнок закидывает на шведскую стенку (чем выше, тем лучше), а вы потихоньку прижимаете опорную ногу к шведской стенке (пружиня), ни в коем случае не резко.Это упражнение делаем на правую и на левую ногу, а так же поставить ребёнка боком к шведской стенке и поднять ногу в сторону (растяжка на поперечный шпагат). Это идёт подготовка к вертикальному шпагату, ребёнок учится переносить равновесие на одну ножку.

2.       Сидя на попе ноги врозь, две руки подняты вверх, спинка ровная - делаем наклоны по - очереди к правой ножке, к левой ножке (руками тянемся к пяточкам) и ложимся вперёд на животик, руки впереди себя. Это упражнение хорошо делать вместе с мамой (папой) - садитесь, друг напротив друга и делайте наклоны. Затем в этом же положении делаем круговые движения от правой ноги к левой (животик как можно ближе к полу).

3.       Сидя на полу, делаем лотос, руками прижимаем колени к полу (можно пружинками, а можно и медленно устремлять коленки к полу). Идеально, когда колени лежат на полу, тогда можно переходить к более сложным упражнениям.

4.       Делаем упражнение аналогичное лотосу, только ребёнок лежит на животе, а ножки сзади согнуты в коленях, положение "жабка" или "лотос на животе". Нужно стараться прижать попу ребёнка к полу.

5.       Ребёнок лежит на спине, две ноги вверху (ноги ровные, вытянутые, спинка - лежит ровно) - и начинаете потихоньку разводить ножки в стороны, делаете небольшие пружинные движения, стараясь приблизить ножки к полу. Идеально когда ножки достанут до пола.

6.       Поставьте перед ребёнком детский стульчик или табуретку (что-то невысокое - см. 50-60 в высоту, можно использовать диван) и одну ногу кладём на стульчик, а вторая ножка разъезжается в шпагат. И потихонечку пружините попу к полу. Старайтесь, чтобы у ребёнка бёдра и плечи были на одной линии. Это упражнение подходит для растяжки на правый, левый и поперечный шпагат.

Правильно выполненный шпагат:

·         правый или левый шпагат: ребёнок сидит на шпагате, плечи и бёдра на одной линии, спинка ровная, колени и носки натянуты;

·         поперечный шпагат: встаньте с боку и посмотрите, если ноги лежат на одной линии, коленки и носочки натянуты, то ребёнок сидит правильно. Если линии нет (т.е. уголок вместо линии) - то это не шпагат, а ноги врозь))

Если вы хотите достигнуть результата в растяжке, то упражнения желательно делать ежедневно, тогда мышцы станут более эластичными. И конечно чем раньше начнёте заниматься, тем лучше. Ещё для шпагата важное значение имеет такой элемент как складочка.

www.hudgimnastika.ru

Техника выполнения элементов и различных приемов в гимнастике

Все упражнения в художественной гимнастике можно поделить на три блока: основные, упражнения узкой специальной направленности, комбинационные упражнения. Основные упражнения являются базой построения композиции и включают следующие элементы: волны, прыжки, повороты, равновесия, упражнения с предметами.

Элемент волны представляет собой сочетание сгибательных и разгибательных движений, выполняемых последовательно. В ходе упорных тренировок гимнастки учатся правильно чередовать действия напряжения и расслабления, позволяющие создавать эффект плавной непрерывной волны. Прыжки — элемент художественной гимнастики, заключающийся в сильном толчке и следующем за ним высоком полете, позволяющем выполнять в прыжке сложные движения. Техника прыжков предполагает выполнение следующих действий: подготовительный разбег или приседание, отталкивание, формообразующие действия, фиксация принятой позы, подготовка к приземлению, приземление.

Повороты выполняются путем вращательного движения вокруг вертикальной оси. Повороты могут выполняться на полупальцах или на всей ступне, на одной или двух ногах.

Элемент равновесия следует за такими движениями, как прыжки, повороты, после которых их необходимо удерживать. Равновесия выполняются на полупальцах или полной ступне. Данный элемент достаточно сложен и для достижения идеального исполнения требует долгих тренировок.

Упражнения с предметами состоят из элементов, включающих шаги, махи, вращения, броски и ловлю. Гимнастки в выступлениях используют следующие предметы: мячи, скакалки, обручи, ленты.

В упражнениях с мячом используются броски руками, ногами, головой и ловля мяча одной или двумя руками, перекаты мяча по телу. Действия с мячом сочетаются с кувырками, перекатами.

Упражнения со скакалкой заключаются в сочетании прыжков разной сложности на одной ноге или двух ногах. В ходе тренировок элементы со скакалкой отрабатываются путем использования скакалки увеличенной длины и выполнения прыжков группами по несколько человек.

Упражнения с обручем включают движения, выполняемые с разной степенью хвата: маховые движения выполняются при жестком хвате обруча, а качательные и вращательные — при свободном хвате. Элементы с лентой направлены на построение в воздухе различных рисунков: восьмерки, змейки, спирали. В процессе выполнения элементов с лентой перед гимнастками стоит задача не только достижения красоты движений, но и согласования их с музыкальным сопровождением.

www.vdohnoveniegym.ru

Акробатические элементы в гимнастике - Век живи

Упражнения в акробатике бывают статические, когда спортсмен делает сложные элементы без движения, например, стойки и динамические — когда упражнения делаются в движении, однако статические упражнения, например стойки могут быть основой для динамических — колеса, движения разгибом и других. Сложные трюки могут быть составлены из разных одиночных статических и динамических упражнений, например маховое сальто состоит из шпагата и сальто, рондат сальто — из стойки, переворота и сальто. Акробатические элементы в основном используются в спортивной, художественной гимнастике, спортивной акробатике, но также они являются частью спортивных акробатических танцев, цирковых выступлений, паркуре и даже боевых искусств.

Простые упражнения

Акробатические упражнения бывают двух типов — динамические и статические. Динамические делаются в движении с переворотом через голову, статические связанные с удержанием тела в равновесии в различных позициях.

К динамическим акробатическим упражнениям относятся:

Статические акробатические упражнения:

Динамические акробатические упражнения:

  1. Перекаты — касание пола без переворота через голову, их делают, группируясь и прогибаясь в разные стороны.
  2. Кувырки — перевороты через голову прямо, после чего спортсмен касается пола частями тела без паузы. Кувырки могут быть одиночными, а также исполнятся сериями, могут быть вперед, назад, группируясь и прогибаясь.
  3. Перевороты — это переворачивание через голову, после чего делается опора на руки, голову, или одновременно на руки и голову. В акробатике возможна одна или две фазы полета, делаются назад, вперед, с места, разбега. Перевороты колесом с поочередной опорой на одну, другу руку, потом на одну и другу ногу, полета нет, делаются в стороны, вперед, назад. Перекидки — медленное вращение тела с опорой на обе или одну руку без полета, делаются вперед, назад с разных положений перед перекидкой, положение после упражнения также произвольное.
  4. Полуперевороты отличаются о переворотов тем, что нет полного вращения, делаются вперед, а также назад, сопровождаются перепрыгиванием с подной части тела на другую.
  5. Движение дугой или разгибом — переход из упора лежа из согнутого положения на лопатках в стойку на ноги, исполняют согнувшись, с прогибом, переворачиваясь и без поворотов.
  6. Сальто — переворот через голову без опоры на руки.
  1. Стойки — неподвижное статическое положение вниз головой, в акробатике популярны в построении пирамид. Стойки являются элементами для более сложный элементов, например рондата, колеса, поэтому стойка — базовый элемент, который нужно уметь делать без поддержки на протяжении длительного времени. Например, гимнасток с юных лет учат делать стойку с опорой только на руки на протяжении полуминуты, доводя время на минуту. Также стойка является основой для тренировочного упражнения ходьюа на руках.
  2. Мосты характеризуются прогибом в пояснице и груди с опорой на руки и ноги, реже — на голову и ноги. В спортивной акробатике мосты делают в парах с помощью поддержек.
  3. Шпагаты — расположение ног на одной линии, продольной или поперечной, делаются на полу, в спортивной акробатике — в поддержках смешанных пар.
  4. Поддержки в спортивной акробатике — неподвижное статическое положение верхнего партнера на голове, ногах, руках, плечах нижнего партнера. Упражнения на поддержке — шпагат, стойка и другие.

Обучение сложным элементам

Сложные акробатические упражнения имею повышенную сложность выполнения и, как правило, состоят из нескольких элементов, таким образом, они «складываются» из разных упражнений и очень зрелищные. Но обучение подобным трюкам занимают месяцы, поскольку они по своей сути сопряжены с возможными травмами, и спешка неуместна.

Маховое сальто вперед

Маховое сальто похоже на темповое сальто (сальто без группировки), это сальто со шпагатом или полушпагатом, вперед или назад. В спортивной гимнастике маховое используется на бревне и вольных упражнениях как специальное требование обязательной программы первого взрослого разряда. Чтобы уметь делать маховое сальто, нужно делать мостик, шпагат, темповое сальтов вперед и также динамически делать махи.

Перед маховым нужно разомнуться — побегать, разминаем спину и делаем растяжки — складочки на шпагате. Потом делаем махи стоя.

Начинаем обучение с темпового сальто в яму. Потом делаем подготовку к маховому — руки вверх, правая нога перед и делаем мах назад так, чтобы ступня оказалась на уровне головы. Объединяем темповое сальто с махом, стараемся объединить эти элементы с раскрытым шпагатом, когда спортсмен оказывается вниз головой.

Спортсмены паркура часто делают маховое немного через сторону. Это не гимнастическое маховое. Маховое в спортивной гимнастике обязательно прямое, идущее по одной линии, чтобы можно было сделать на бревне. Также обучение можно проводить на батуте. Но так как это упражнение травматическое — можно повредить спину, шею, упасть на голову, делайте на мягкой поверхности и обязательно со страхующим инструктором на начальном этапе обучения.

Если выучите маховое, можно приступать к обучению более сложного упражнения — махового з поворотом.

Как делать рондат фляк

Рондат фляк — один из главных элементов в акробатике, так как из него входят в винты и двойные сальта, связывая с этими упражнениями, но все же его нужно изучать отдельно.

Бегаем, разминаем спину, растягиваемся, делаем колесо, потом делаем курбеты (стойка на руках, когда ноги падают назад, нужно оттолкнуться руками).

Потом обучаемся рондат фляку (лучше в гимнастическую яму) — делаем колесо, однако когда руки на полу, объединяем ноги и делаем курбет. Через несколько дней отработки этой части упражнения делаем фляк — сначала на краю ямы приседаем, опуская руки и прыгаем назад в яму мостиком, отталкиваемся руками и курбетом становимся на ноги.

Потом два упражнения объединяем — делаем рондат и прыжок в яму, а потом на коврике делаем рондат фляк. Из сложностей — на рондат фляке можно потянуть спину, если быть неподготовленным или недостаточно разомнуться, так как упражнение делается резко.

Винт — это очень сложное упражнение, доступное только тренированным спортсменам, которые хорошо знакомы с такими специальными упражнениями, как бланш и рондат фляк сальто. Будучи упражнением группы Б, его используют для получения высоких баллов на соревнованиях, чемпионатах разного уровня. В зависимости от уровня спортсмена, можно делать два или даже три винта.

Винт нужно обязательно делать под присмотром тренера, или же хотя бы спортсмена, который может без труда сделать этот элемент. Сначала разминаемся — растягиваемся, прогибаемся, делаем простые прыжки с поворотом на 360 градусов. Потом на батуте делаем бланш, потом подходим к подводящим упражнение.

После этого делаем бланш с небольшим переворотом, желательно не на батуте, а в яму. Переворот с каждым днем увеличиваем и в конце доводим до 360 градусов. Потом переходим опять на батут. После закрепления упражнения, его можно делать на мягкой дорожке или пружинящем мате. Делаем рондат, фляк, бланш, а потом переворачиваемся винтом.

При исполнении винта можно недокрутить в воздухе и упасть, подвернув ногу. Или же можно слишком рано уйти в крутку и это тоже может привести к падению. Поэтому не смотря на динамику, в воздухе нужен самоконтроль.

Не смотря на то, что акробатика имеет большую спортивную ценность, в тренировках самое главное — не погоня за результатом, а безопасность. Акробатика устроена так, что результат не может прийти быстро, даже при интенсивных занятиях. Нужны три составляющие — интенсивность, безопасность и время тренировок. Ведь организм развивает мышцы, гибкость, а также перестраивает центральную нервную систему на выполнения точных движений, которые сопряжены с сильными нагрузками.

Материалы: http://gimnastikasport.ru/akrobatika/akrobaticheskie-elementy.html

Сальто (от итал. salto — прыжок) — вращательное движение на 360° и более с места или с разбега через голову на ноги. Бывает разных видов: в группировке (обычное сальто), углом, в полугруппировке (рваная группировка), согнувшись и прогнувшись (выпрямившись).

Сальто является основным элементом в спортивной акробатике и гимнастике. Оно представляет собой переворот в воздухе через голову. Обычно сальто выполняется с ног, что требует развития определенной прыгучести у спортсмена.

Различных видов сальто существует огромное множество. Ниже приведены некоторые из них.

Сальто вперёд Править

Переднее сальто — переворот в воздухе через голову вперёд. Выполняется путём маха руками из-за головы с одновременным резким и сильным толчком ногами. Как варианты: переднее сальто в группировке, переднее сальто прогнувшись(выпрямившись,иногда называют бланшем вперёд), переднее сальто согнувшись(углом), двойное/тройное переднее сальто, то есть переворот не на 360°, а на 720°/1080°.

Простое переднее сальто (сальто вперёд) можно начинать тремя основными способами:

  • Сальто вперёд с верхним замахом — руки в момент наскока подняты над головой. Однако, сильного замаха руками сверху вниз быть не должно, чтобы не противодействовать выпрыгиванию вверх. В таком варианте сальто вперёд имеет хорошую энергию вращения, но небольшую высоту (обусловленную только толчком ногами).
  • Сальто вперёд с нижним замахом — руки в момент наскока находятся чуть за спиной. При выпрыгивании делается замах руками снизу вверх и вперёд. Важно делать этот замах сбалансированно, чтобы не противодействовать закручиванию тела вперёд, которое обусловлено стопорящим наскоком и сильным толчком таза ногами. В таком виде сальто вперёд получается высоким (потому что участвует бросок руками и толчок ногами), но не обладает высоким вращательным моментом. Поэтому для успешного докручивания необходима очень плотная группировка.
  • Сальто вперёд «Козлом» — руки в момент наскока вытянуты впереди, на уровне груди. В процессе выпрыгивания руками делается сильный замах за спину. Данное сальто требует точного движения руками, чтобы не получалось тормозящего броска назад или «роняющего» броска вперёд. Зато, при освоении правильного замаха, сальто «Козлом» объединяет плюсы предыдущих описанных вариантов, не добавляя минусов. Для данного метода характерны как большая высота, так и высокая энергия вращения, что позволяет делать его в неплотной группироке, совсем без группировки, с места, в связке элементов, когда теряется поступательная скорость и т. п.
  • Вебстер (маховое) - махом ноги назад через себя.Делается в группировке или без.
  • Внутренний гейнер - сальто вперёд с толчком назад.
  • Loser - вебстер с движением назад.

Сальто назад Править

Сальто назад — аналогично вперед. Чтобы его сделать, необходимо сильно и резко вытолкнуться ногами вверх, сделав резкий мах руками из положения «По швам» вверх, затем в воздухе принять плотную группировку, либо жёстко выпрямиться (если это — бланш). Может выполняться после рондада или фляка. Как варианты можно рассматривать:

  1. Обычное - с группировкой.
  2. Согнувшись (углом) - группировка с прямыми ногами.
  3. Бланш (прогнувшись,выпрямившись,темповое) - сальто без группировки,тело ровно прямо или с слегка согнутыми ногами - для красоты.
  4. Стрекосат (маховое) - махом ногой вперёд за голову. Можно делать в группировке и без неё.
  5. Гейнер - сальто назад при движении вперёд. Выполняется с двух ног, с места или с разбега.
  6. Чит-гейнер - сальто назад, махом ноги в бок. Делается с места и с разбега.
  7. Овербах - так называетый "бланш-гейнер"- сальто назад при движении вперёд с прогибом в спине и без группировки.Делается с двух ног, с места или (редко) с разбега.

Боковое сальто Править

Сальто боком или sideflip .Сальто выполняется прыжком в бок и хватки группировки одной рукой,которой и исполняется замах. Считается наиболее лёгким видом сальто, так как вращение происходит быстро и довольно легко.

  • Дабллег (от англ.Doubleleg) — боковое сальто в положении «согнувшись», с прямых ног, после которого необходимо встать спиной вперёд. В спортивной гимнастике считается грубой ошибкой.
  • Сегунфай — рондат без рук.
  • Аэриал(от англ.Aerial) — колесо без рук.

Арабское сальто Править

Маховое сальто вперёд с разворотом от 90° до 180° .Группировка за колени.(Сальто очень похоже на аэриал.)

Пируэт (винт) Править

Пируэт — разновидность сальто, при которой тело должно развернуться в воздухе на 360° или более вокруг своей оси. Выполняется путём скручивания позвоночника во время полёта на сальто.

Сальто может выполняться и в кувырок, то есть исполнитель прыгает с ног, а приходит на руки — получается 0,5 сальто в кувырок.Также это называют прыжок в кувырок.

Существует такая оригинальная разновидность сальто как «твист» — прыжок назад, поворот на 180° и последующее сальто вперёд. Этот оригинальный прыжок можно чётко поделить на фазы вращения. Позволяет более просто выполнять сложные кратные сальто вперёд, так как выполняется с рондада или фляка.

В Спортивной гимнастике в 1989 году в СССР исполнен на вольных упражнениях даже тройной твист в группировке — то есть после поворота на 180° в воздухе тройное сальто вперёд!

Также исполняется твист-кувырок - исполнитель делает прыжок, поворот на 180° и переходит в кувырок.

Может выполняться и оригинальное сальто типа «Маринич» (советский гимнаст Виталий Маринич, род. 23.11.1970, Одесса), которое начинается с переворота вперёд. Бывает трёх разновидностей:

  • Первая: отталкиваясь с рук, гимнаст выполняет сальто, приходя в руки.
  • Вторая: отталкиваясь с рук, гимнаст выполняет 1,5 сальто, приходя на ноги.
  • Третья: прыгая с ног гимнаст выполняет 1,5 сальто, переходя в руки.

Сальто от стены Править

Сальто от стены (от англ. wall flip) — сальто, выполняемое после одного, двух и более шагов вверх по стене.

Сальто назад от стены выполняется за счёт толчка от стены. После забега на стену,тело начинает отклоняться от стены и занимает почти параллельное земле положение. При этом должен быть мах свободной ногой (если это одношаговое сальто). При двух и более шагах мах ногой не получится,поэтому нужен мощный рывок с прогибом.

Материалы: http://ru.wikiversity.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BE

vekoff.ru